Menu

Уведомление об рассмотрении дела об административном правонарушении – В случае возбуждения дела об административном правонарушении, совершенном юрлицом и связанном с деятельностью его филиала, необходимо ли направлять уведомление о времени и месте рассмотрения дела в том числе в адрес филиала указанного юрлица?

Содержание

Извещение об административном правонарушении

Уведомление извещение о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Другие темы из раздела «Закон и Право» …

Уведомление извещение о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении

МВД России
Управление МВД России по г. Перми
Отдел полиции № 1
(дислокация Дзержинский район)
Управление министерства внутренних дел
Российской Федерации по городу Перми
(ОП № 1 Управления МВД России по г. Перми)
ул. Подлесная, 47, г. Пермь, 614000
«__» ______ 20__ г. № 24/16- _____

На № ____________ от ______________ 2013 г.

Кому: Русинову Артему Александровичу
Куда: г. Пермь, ул. ___________ д. __ кв. __

Уведомление
(извещение)
о времени и месте рассмотрении дела
об административном правонарушении

Настоящим уведомляю, что Вам либо иному лицу, действующему на основании доверенности, необходимо прибыть «__» ____________ 20__ г. в ОП № 1 (дислокация Дзержинский район) Управления МВД России по г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Подлесная, 47, каб. № 108 с 15-17 час., в отделение по исполнению административного законодательства для рассмотрения дела об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ по факту нарушения _______________________________________________.
Представителям физических к юридических лиц необходимо иметь при себе: паспорт, доверенность на представление интересов доверенного лица, на участие в качестве защитника (представителя) доверенного лица при составлении протокола об административном правонарушении и совершения иных процессуальных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; почтовые в банковские реквизиты доверенного лица.

И случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя или защитника юридического лица при отсутствии от них ходатайства о переносе срока рассмотрения дела в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в их отсутствие.
В случае признания обязательным участия лица при рассмотрении дела об административном правонарушении при отсутствии уважительных причин неявки, подтвержденных документально, лицо может быть подвергнуто приводу.
___________________ ОП № 1
(дислокация Дзержинский район)
Управления МВД России по г. Перми
___ (звание) ____ полиции       ____(ФИО)_____

Закон РАА

law-raa.ru

Обзор судебной практики по вопросам извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, Обзор судебной практики от 19 января 2017 года

I. Основные положения об извещении лиц, участвующих в деле об административном правонарушении


В силу статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Данная норма направлена на соблюдение правовых гарантий защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Цель направления уведомления - это извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте составления и подписания протокола об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления названного протокола или рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения ему процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.


Исходя из статьи 25.15 КоАП РФ в извещении должны указываться следующие сведения:

- о лице, которому такое извещение направлено;

- адрес - для гражданина и индивидуального предпринимателя - это место его жительства, для юридического лица - место нахождения юридического лица, определяемое на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц;

- о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения дела об административном правонарушении.

Следовательно, КоАП РФ не устанавливает требований к содержанию извещения, кроме как, указания лица, которому такое извещение направлено, адреса, времени и места составления протокола об административном правонарушении (рассмотрения дела об административном правонарушении).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснил, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержатся сходные разъяснения: поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

При разрешении споров об исполнении административным органом обязанности извещения организации при уведомлении ее представителя необходимо учитывать, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является (пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по вопросам извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, а именно:

- споры о способе осуществления извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении;

- неисполнение/ненадлежащее исполнение административным органом обязанности по извещению лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении:

- несоблюдение порядка оказания услуг почтовой связи по доставке и вручению почтовых отправлений;

- некорректный адрес направления извещения;

- недостатки содержания уведомительных документов, не заблаговременность направления и доставки извещения;

- споры об исполнении обязанности извещения организации при уведомлении ее представителя.

II. Выводы судов

1. Споры о способе осуществления извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении


1.1. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.11.2015 N Ф01-4725/2015 по делу N А17-1070/2015


Исковые требования:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ (административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Арслановой Л.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, за несоблюдение арбитражным управляющим требований пункта 7 статьи 12, пункта 4 статьи 13, пункта 1 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Решение суда:

Заявление удовлетворено, арбитражному управляющему назначено наказание в виде штрафа.

Позиция суда:

Признавая, что Управление (административный орган) приняло необходимые и возможные меры для уведомления арбитражного управляющего о времени и месте составления протокола о совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и обеспечения ему возможности реализовать права и гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, суд исходил из того, что при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица о составлении протокола, следует учитывать, что
КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно, следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи), и принял во внимание, что извещение о составлении протокола об административном правонарушении получено представителем арбитражного управляющего по доверенности, а также направлено по адресу, который указан в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, о времени и месте составления протокола административный орган уведомлял арбитражного управляющего и путем направления телеграммы по адресу, указанному в Реестре, организация, осуществлявшая доставку телеграмм, соблюдая требования к оказанию услуг телеграфной связи, неоднократно пыталась вручить телеграмму адресату, однако телеграмма не была доставлена, так как квартира была закрыта, адресат по извещению за телеграммой не являлся.


1.2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2015 N Ф04-20608/2015 по делу N А70-14986/2014

Исковые требования:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ (административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Миненкова Д.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Решение суда:

В удовлетворении заявления отказано.

Позиция суда:

Суд кассационной инстанции, не согласившись с выводом суда апелляционной инстанции, отклонившего довод арбитражного управляющего о не извещении надлежащим образом о времени и месте составления протокола о совершении административного правонарушения, со ссылкой на то, что извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении управлением было направлено арбитражному управляющему почтой, по электронной почте, а также посредством SMS-уведомления на номер телефона арбитражного управляющего, указанный в деле о банкротстве, установил, что уведомление о месте и времени составления протокола не направлялось арбитражному управляющему по месту его регистрации, то есть административный орган не исполнил требования статьи 25.15 КоАП РФ; представленная административным органом с сайта предприятия "Почта России" информация не содержит сведений о вручении по состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении арбитражному управляющему писем, направленных почтой.

docs.cntd.ru

Обеспечение процессуальных гарантий юридического лица при извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении

Обеспечение процессуальных гарантий юридического лица при извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении.
     
     Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
     В силу ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
     Согласно ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к ответственности арбитражный суд, помимо прочего, проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
     Статьей 28.2. КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
     Согласно части 4.№ этой статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке (выделено автором), протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
     Статьей 25.1.КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом; дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении (выделено автором) лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
     Согласно п.17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст.28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
     Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено о времени и месте составления протокола, то оно (при совершении важного процессуального действия, результат которого имеет принципиальное значение для завершения административной процедуры) лишено предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника при неоднозначной оценке нормативных положений. В связи с этим субъективная сторона вменяемого правонарушения лицу, привлекаемому к административной ответственности, остается без должной оценки со стороны административного органа.
     Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, то оно также не может воспользоваться своими процессуальными правами, а дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
     Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления этому лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно, то есть задачи производства по делам об административных правонарушениях выполнены не будут.
     В то же время КоАП РФ не раскрывает такие понятия как «надлежащее извещение» и «извещены в установленном порядке», то есть порядок извещения не установлен, поэтому, по мнению автора, обозначенная проблема будет интересна и работникам административных органов, и практикующим юристам, и работникам судебных органов.
     Что же является надлежащим извещением?


     Во-первых, поскольку КоАП РФ не содержит описание порядка уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, то из смысла ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ следует, что надлежащим уведомлением следует считать любой доступный способ уведомления как самого юридического лица, так и его законного представителя (если он известен).
     При этом с учетом того, что арбитражный суд рассматривает дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, к данным правоотношениям возможно применение ч.1 ст.122 АПК РФ, в соответствии с которой копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
     Аналогичные разъяснения содержатся в п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»: принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные ч.1 ст.205 и ч.1 ст.210 АПК РФ, и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за пятнадцать дней до его начала, судам при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса следует руководствоваться ч.3 ст. 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч.2 ст.121 АПК РФ.
     В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).


     Во-вторых, как показывает судебная практика, надлежащим извещением признается такое извещение, доказательства которого оформлены на материальном носителе и наличие которого можно исследовать в соответствии со ст.71 АПК РФ непосредственно в судебном заседании:
     - уведомление о вручении почтового отправления;
     - телефонограмма (текст переданного сообщения) с указанием времени, даты, лица, принявшего её, с приложением выписки телефонной компании о наличии соединения;
     - входящий номер полученной корреспонденции, с указанием лица, принявшего корреспонденцию, и его росписью;
     - роспись законного представителя на врученном документе.
     Указанный перечень не является закрытым, главное, чтобы из представленных доказательств можно было достоверно установить кому, когда и какой документ (его текст) вручен.
     Подробнее следует остановиться на извещении посредством направления телефонограммы.
     Согласно ч.3 ст.75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, допускаются в качестве доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным актом или договором. Однако порядок отсылки извещений правоустанавливающими органами не разработан, а соглашение сторон об обмене информацией с помощью факсимильной связи, как правило, отсутствует, поэтому необходимо оценивать обстоятельства конкретного дела.
     Обязательно должен быть представлен текст телефонограммы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2008 по делу № А42-6028/2007), содержащий указание на конкретное процессуальное действие (Постановления  ФАС Поволжского округа от 12.08.2008 по делу № А65-13295/2007-СА3-38, ФАС Уральского округа от 21.12.2007 № Ф09-10486/07-С1 по делу № А50-11375/07) по конкретному административному делу (Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2008 № Ф09-2650/08-С1 по делу № А76-21435/07), при этом телефонные переговоры не могут быть признаны надлежащим извещением, поскольку отсутствуют соответствующие телефонограммы, раскрывающие содержание телефонных переговоров (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2008 № Ф08-620/08-220А по делу № А32-3916/2007-46/61-10АЖ, от 23.09.2008 № Ф08-5697/08 по делу № А15-206/08).
      В телефонограмме должна быть информация о получении её лицом, которому она направлена, если телефонограмма не содержит в себе данных о получении информации лицом, которому она направлена, она не может свидетельствовать о надлежащем извещении (Постановления ФАС Московского округа от 18.10.2007 № КА-А40/10760-07, ФАС Уральского округа от 18.02.2008 № Ф09-376/08-С1 по делу № А50-10733/07).
     В подтверждение надлежащего извещения отчёт факсового аппарата судами не принимается, в случае, если лицо, привлекаемое (привлеченное) к административной ответственности, отрицает факт получения такого извещения, поскольку из отчета не видно, что именно направлялось по факсимильной связи (текст письма) и получено ли сообщение лицом, которому оно направлялось (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2008 по делу № А13-329/2008, ФАС Поволжского округа от 02.10.2007 по делу № А49-2666/2007).
     В соответствии с ч.1 ст.75 АПК РФ письменные доказательства должны быть выполнены в такой форме, которая позволяет установить их достоверность. В случае, если лицо, привлекаемое (привлеченное) к административной ответственности, утверждает, что не получало факсимильного уведомления, суд не имеет процессуальной возможности установить достоверность доказательства, представленного для подтверждения факта надлежащего извещения.
     Важно то, по какому адресу направлено извещение. В силу ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Поэтому надлежащим извещение будет в том случае, если оно направлено по месту регистрации юридического лица. В том случае, если административному органу известны другие адреса лица, привлекаемого к административной ответственности, например, почтовый адрес, либо адрес фактического нахождения, то извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, по мнению автора, должно быть направлено дополнительно и по этим адресам, поскольку именно на административном органе лежит обязанность принять необходимые и достаточные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте совершения процессуальных действий.
     Использование применительно к поведению лица, привлекаемого к административной ответственности, в этой ситуации таких категорий как «заботливость» и «осмотрительность», то есть фактически возложение на него обязанности по поиску информации о времени и месте составления протокола, рассмотрения административного дела путем совершения активных действий, противоречит положениям ст.25.1, 25.4 и 29.7 КоАП РФ. При этом необходимо отметить, что на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
     Согласно п.24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
     Нередко юридические лица, обращаясь в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, ссылаются на то, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении должен быть извещён лично законный представитель юридического лица.
     Такая позиция является ошибочной. Частью 2 ст.25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Если производство по делу об административном правонарушении ведётся в отношении юридического лица, то должны быть обеспечены соответствующие процессуальные гарантии при составлении протокола и в ходе рассмотрения дела, именно юридического лица, в том числе путём извещения его о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов дела.
     По-этому же основанию не будет являться надлежащим извещение, направленное в адрес филиала юридического лица. Извещение филиала юридического лица, структурного подразделения и работников юридического лица, хотя и имеющих доверенности на право представлять интересы юридического лица, в том числе и в административных органах, без извещения самого юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может считаться надлежащим извещением (Постановления ФАС Московского округа от 15.10.2007 № КА-А40/10447-07 по делу № А40-19762/06-72-108, от 15.01.2007, 22.01.2007 № КА-А40/13148-06 по делу № А40-32684/06-144-118).
     В третьих, надлежащим извещение будет только тогда, когда оно получено лицом, привлекаемым к административной ответственности, до указанного в нём времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении и у этого лица было достаточно времени, чтобы принять участие в указанных процессуальных действиях, либо обратиться в административный орган с ходатайством об отложении рассмотрения дела, возможность которого предусмотрена п.3 ст.25.4 КоАП РФ (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2008 № Ф08-4125/2008 по делу № А53-6030/2008-С4-5, ФАС Поволжского округа от 07.08.2008 по делу № А12-1018/08, ФАС Уральского округа от 30.04.2008 № Ф09-1709/08-С1 по делу № А47-3350/07, ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2007 по делу № А42-1777/2007).
     Административный орган должен располагать информацией о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности именно в момент составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановления ФАС Поволжского округа от 09.08.2007 по делу № А49-2308/2007-113ОП/21, ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2008 по делу № А56-22355/2007 и от 24.12.2007 по делу № А42-1777/2007).
     Нередко лицо, привлеченное к административной ответственности, не оспаривая по существу вмененное административное правонарушение, ссылается на нарушение административным органом установленного порядка привлечения к административной ответственности - фактически заблаговременно располагая информацией о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, юридическое лицо ссылается на то, что административный орган в момент рассмотрения дела об административном правонарушении не имел данных о его надлежащем извещении, поскольку уведомление о вручении почтового отправления административному органу ещё не было возвращено.  
     В таких случаях, по мнению автора, суду необходимо руководствоваться разъяснениями, изложенными в п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (выделено автором). В указанной ситуации, несмотря на то, что административный орган не располагал данными о надлежащем извещении лица,  привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела, права этого лица не нарушены, поскольку оно фактически располагало информацией о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и имело возможность реализовать права, предоставленные ему КоАП РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2008 по делу № А05-2118/2008).
     Рассмотрим другой конкретный пример. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования от 17.10.2007 составлено без участия законного представителя юридического лица; проверка также проводилась без участия его законного представителя. Согласно акту проверки представитель юридического лица был приглашен для подписания акта и вручения протокола 18.10.2007. В адрес юридического лица было направлено также письмо от 18.10.2007 с предложением явиться в налоговую инспекцию 26.10.2007 для составления протокола. При этом протокол об административном правонарушении составлен 23.10.2007. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 29.10.2007 в отсутствие законного представителя Общества. Данные о своевременном направлении Обществу по его юридическому адресу извещения о назначенной дате составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении соответственно на 23.10.2007 и на 29.10.2007 в материалах дела отсутствуют.
     Таким образом, на момент составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении налоговая инспекция не располагала сведениями об извещении Общества о дате совершения указанных процессуальных действий и фактически оно о них не было извещено (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.05.2008 по делу № А13-155/2008).
     Данные обстоятельства свидетельствуют о лишении юридического лица гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности; указанные нарушения действительно являются существенными, поскольку не позволили юридическому лицу реализовать права, предоставленные ему КоАП РФ.
     Как указывалось ранее, согласно п.24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
     В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ).
     Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
     Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется административное производство.
     Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
     Как показывает судебная практика, указанные разъяснения приняты как руководство к действию, зачастую на составление протокола об административном правонарушении являются лица, которые не являются законными представителями привлекаемого к ответственности лица и не наделены полномочиями на представление его интересов в конкретном административном деле при составлении протокола об административном правонарушении, затем в заявлении в арбитражный суд основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности заявители указывают то, что при составлении протокола присутствовал представитель с общей доверенностью, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле. Основанные на таких протоколах постановления при отсутствии надлежащего извещения о составлении протокола лица, привлекаемого к административной ответственности, признаются судами незаконными.
     И в то же время, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом о составлении прокола, то присутствие при составлении протокола представителя с общей доверенностью, без указания на полномочия по участию в конкретном административном дел, не является основанием для отмены постановления, вынесенного на основании такого протокола, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, было надлежаще извещено о времени, месте составления протокола и отсутствие его представителя с надлежаще оформленной доверенностью при совершении данного процессуального действия не отразилось на полноте и объективности рассмотрения материалов административного дела (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-4164/2008 по делу № А51-5120/200820-94, ФАС Московского округа от 26.05.2008 № КА-А41/4354-08 по делу № А41-К2-17365/07).
     По каким признакам можно установить, что доверенность выдана на участие в «конкретном административном деле»?
     В силу ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ; оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч.1 ст.28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч.3 ст.28.6 КоАП РФ.
     Таким образом, до того момента как составлены указанные процессуальные документы, «конкретного административного дела» нет. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что доверенность, выданная до момента составления указанных процессуальных документов, не может быть признанной доверенностью, выданной на участие в конкретном административном деле. Даже в том случае, если доверенностью предусмотрены полномочия на представительство в делах об административных правонарушениях.
     Для того, чтобы оценить доверенность представителя как выданную на участие в конкретном административном деле, необходимо установить, что из содержания доверенности следует, что законный представитель знал, когда и где состоится рассмотрение дела об административном правонарушении, наделял своего представителя процессуальными полномочиями, позволяющими ему представлять интересы хозяйствующего субъекта в рассмотрении данного дела, в том числе давать объяснения по факту совершенного правонарушения, приводить доводы в свою защиту, представлять доказательства, заявлять ходатайства.
     При этом следует отметить, что при наличии доказательств извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрения административного дела, нет оснований не допускать к участию в рассмотрении административного дела представителя, действующего на основании общей доверенности.
     В практике встречаются случаи, когда лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, указывает в протоколе на рассмотрение дела в его отсутствие. Такое заявление, по мнению автора, не освобождает административный орган от соблюдения установленного порядка привлечения к административной ответственности, в том числе и от обязанности известить о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
     В случае, если законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, явился на рассмотрение дела об административном правонарушении, то нет процессуальной необходимости устанавливать, было ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела.
     Обобщая ранее сказанное, можно сделать вывод, что надлежащим будет являться любое уведомление: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем направления телефонограммы, вручение уведомления под роспись - доказательства которого оформлены на материальном носителе и наличие которого можно исследовать в соответствии со ст.71 АПК РФ, позволяющее достоверно установить: кого, куда, когда и для совершения какого процессуального действия приглашают, заблаговременно врученное юридическому лицу, либо его законному представителю, также доказательством надлежащего уведомления будет являться явка для участия в совершении процессуального действия представителя юридического лица с доверенностью, выданной на участие в «конкретном административном деле».
     
     
     Судья Арбитражного суда
     Архангельской области                                                                     Козьмина С.В.
     
     09 ноября 2008 г.

refdb.ru

Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

2. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

3. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

4. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Комментарий к Ст. 25.15 КоАП РФ

1. Способы вызова лиц, участвующих в деле, в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении:

— заказным письмом с уведомлением о вручении. Порядок отправки и получения заказных писем адресатом регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 «Об утверждении Правил оказания почтовой связи»;

— повесткой с уведомлением о вручении. Повестка вручается, как правило, на месте специалистами суда, органа, рассматривающего дело, или помощниками должностного лица. Повестка может быть направлена курьером;

— телефонограммой;

— телеграммой;

— по факсимильной связи;

— с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, например с помощью электронной почты.

Четыре последних вида извещения направляются специалистами суда, органа, рассматривающего дело, или помощниками должностного лица от имени судьи, должностного лица или руководителя органа, рассматривающего дело. В указанных видах извещения должны быть указаны:

— наименование и адрес судьи, должностного лица и органа, рассматривающего дело, время и место рассмотрения дела, наименование дела, по которому лицо вызывается, наименование вызываемого лица — обязательно;

— время и дата направления извещения, время и дата получения извещения, Ф.И.О. лица, принявшего телефонограмму, если адресатом является юридическое лицо, то указывается также должность лица, принявшего извещение, — для телефонограмм, факсов, иных средств связи и доставки.

При направлении извещения телеграммой, телефонограммой, по факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки физическому лицу, желательно, чтобы лицом, принявшим извещение, был сам адресат или его представитель. Представляется целесообразным связаться с ними после направления извещения для получения подтверждения их извещения.

2. Адрес направления извещения:

— для физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, — по месту жительства, а также по адресу, указанному самим лицом; при наличии представителя — по адресу представителя;

— для юридических лиц — по месту нахождения, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, а также по адресу, указанному самим лицом.

stkoaprf.ru

Образец телефонограммы об уведомлении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении

Нарушения, связанные с уведомлением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и/или рассмотрения дела об административном правонарушении Гражданин (индивидуальный предприниматель, представитель юридического лица) (далее по тексту – проверяемой лицо) может получить факсовое сообщение, с указанием на необходимость явки в определенный административный орган для составления протокола об административном правонарушении, также в телефонной беседе, звонящий может представиться сотрудником административного органа и вызвать проверяемое лицо в административный орган. Мотивировка такого вызова может быть различной – выяснение обстоятельств, связанных с определенными событиями, получение объяснений, «плановая проверка» и т.п.

Протоколы

  • Договор на оказание услуг, аутстаффинга, аутсорсинга
  • Договор перевозки, фрахтования, траспортной экспедиции
  • Договор передачи, отчуждения
  • Договор подряда: бытового, строительного, субподряда
  • Договор поручения, договор поручительства
  • Договор поставки, контрактации
  • Договор проката: бытового, строительного
  • Договор пожизненной ренты, пожизненного содержания
  • Договор ссуды, безвозмездного оказания услуг
  • Договор страхования, перестрахования
  • Трудовой договор с работником
  • Договор уступки прав и перевода долга
  • Ученический договор с работником
  • Учредительный договор, договор о совместной деятельности
  • Договор хранения, материальной ответственности
  • Прочие договоры

Договоры по тегам Цитата на века Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.

An error occurred.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных сохранившего силу постановления «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что: при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (п.

Сам себе юрист

Cкачать образец документа «Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (образец)» в .DOC /.DOCX / .PDF / .RTF Приложение 13 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 N 471 Образец ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОР) (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) тел./факс (почтовый адрес территориального органа)(номер) УВЕДОМЛЕНИЕ (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N от » » 20 г.кому (юридическому лицу, физическому лицу, их законным представителям) куда Настоящимуведомляю,чтоВамлибоиному лицу,действующемуна основаниидоверенности, необходимоприбыть» » 20 г.

Важно

Помимо уведомления водителя о времени и месте рассмотрения дела по месту его регистрации, водитель имеет право ходатайствовать об уведомлении по произвольному адресу (часть 4 статьи 25.15 КоАП). То, что вам отослали повестку, еще не значит, что вас уведомили.


Так, например, в Постановлении ВС РФ от 28.01.2010 г. № 70-АД10-1 говорится: «Имеющаяся в материалах дела телеграмма, подписанная мировым судьей не содержит сведений о том, что была отправлена и передана в органы почтовой связи по указанному в ней адресу, в связи с чем не может являться доказательством о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела». Анализ положений российского законодательства об извещении сторон судебного процесса о рассмотрении их спора позволяет сделать заключение, что, какими бы ни были средства уведомления, национальные суды должны иметь доказательства доставки извещения о заседании.

ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Неполучение заказного письма с уведомлением расценивается как злоупотреблением права, так в соответствии со ст.
При этом, сотрудник административного органа, далеко не всегда сообщит о действительной цели такого звонка, а такой целью, как правило, является обеспечение составления протокола об административном правонарушении в присутствии проверяемого лица. Каким может быть поведение проверяемого лица при получении подобного уведомления? Если уведомление получено по факсу или телефону и определенно свидетельствует о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, можно явиться в указанное время и место.
При этом, вероятнее всего, проверяемое лицо встретиться с должностным лицом административного органа, выскажет свою позицию по вменяемому правонарушению (которая в 99 процентах случаев не совпадет с мнением проверяющего), получит протокол об административном правонарушении, составленный с его участием и распишется в получении такого протокола.

Равно, надлежащим будет являться уведомление, направленное заказным с уведомлением письмом, либо полученное работником проверяемого лица, выполняющим функции секретаря. Уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении может быть также направлено по факсу, либо телефонограммой, само по себе оно не является не надлежащим, однако, доказывать его наличие в случае обжалования постановления по делу придется именно административному органу (приложение № 9 – Решение Арбитражного суда Ивановской области от 28 декабря 2009 г.

№ А17-9385/2009). В остальных случаях, уведомление о времени и месте рассмотрения дела считаться надлежащим не будет, а в соответствии с ч. 2 ст. 25.1.

Инфо

Звонок на ваш личный сотовый телефон будет надлежащим уведомлением, так как звонок может быть подтвержден детализацией ваших разговоров. К сожалению, судьи при отправке повесток исходят из принципа добросовестности работников «Почты России».

Например, если почтальоны возвратили письмо за истечением срока хранения, то судья воспримет сей факт, что вы просто отказались получать повестку. Различные закорючки вместо вашей подписи на извещении, отсутствие почтового ящика в подъезде и другие обстоятельства являются, как ни странно, аргументами, что вас должным образом уведомили.

Приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 г. № 343 утверждены и введены в действие «Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное»». Согласно пунктам 3.3-3.6, почтовое отправление доставляется и вручается адресату или совершеннолетним членам его семьи.

Если дома никого нет, то в почтовом ящике оставляется извещение с приглашением адресата прийти на почту. При неявке адресата за почтовым отправлением разряда «Судебное» в течение трех рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. В случае если адресат отказался получить почтовое отправление разряда «Судебное», почтальон должен зафиксировать отказ, сделав отметку на уведомлении о вручении. Не врученное адресату почтовое отправление разряда «Судебное» возвращается по обратному адресу по истечении семи дней со дня его поступления на почту. Если седьмой день приходится на выходной, то он переносится на первый рабочий день после него.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ) 1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. 2. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. 3.

advokat-burilov.ru

Ненадлежащее уведомление | Лишению - нет!

Вопрос: Чем различаются надлежащее и ненадлежащее уведомление в административном процессе?
Ответ: В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В качестве надлежащего извещения рассматриваются судебные повестки, врученные лично или через защитника, направленные заказным письмом, уведомление телеграммой и телефонограммой. При этом любая форма уведомления должна позволять суду контролировать получение извещения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Так, при вручении повестки лично или через защитника, в материалах дела остается корешок повестки с подписью о ее получении. При направлении извещения заказным письмом или телеграммой — в дело попадает уведомление о вручении письма или о том, что по извещению абонент за письмом не явился в течение 3 дней. При передаче телефонограммы составляется отдельный документ, который также подшивается в дело. При этом следует учитывать, что если водитель указал в протоколе недостоверные сведения о месте жительства или телефоне, то уведомление, направленное по указанным им реквизитам будет считаться надлежащим даже в случае его неполучения водителем. Также, водитель будет считаться уведомленным надлежащим образом, если он не явился за пришедшей ему повесткой или телеграммой в течение 3 дней. Ненадлежащим является уведомление, направленное судом не по адресу, указанному в протоколе или сообщенному водителем иным способом (например, по технической ошибке секретаря). Либо же, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, получило извещение на почте позже времени рассмотрения (что должно подтверждаться почтовыми штемпелями или справкой почты) по причине поздней отправки извещения секретарем суда или по причине нарушений в работе почтового отделения. Также, ненадлежащим будет являться извещение, выданное инспектором ДПС до передачи дела в суд, поскольку он не обладает полномочиями по назначению времени и места рассмотрения дела. Доказать ненадлежащее извещение телефонограммой также можно, приобщив к делу распечатку входящих звонков в указанный период, если звонков из суда в этот период не поступало.

С уважением, автоюристы компании «Лишению — нет!».

lisheniu.net

Дело об административном нарушении

Если действия проверяющих законны, и у Вас выявили нарушение, составлен протокол об административном правонарушении и другие документы, то наступает самая важная процедура в административном производстве – рассмотрение дела об административном правонарушении, которое урегулировано разделом IV КоАП. Предпринимателю важно знать, что это такое и какие действия он может предпринять.

Всю процедуру можно разбить на три этапа:

  • подготовка к рассмотрению дела;
  • собственно рассмотрение;
  • вынесение решения.

1. При подготовке дела к рассмотрению орган (должностное лицо) должен решить вопрос, относится ли к его компетенции это дело. Это решается исходя из правил подведомственности по предметной компетенции. При этом, если выясняется, что дело неподведомственно данному органу, оно направляется по подведомственности.

КоАП содержит перечень государственных органов и должностных лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях

Второй шаг – проверка правильности составления протокола и иных документов. Напоминаем, что наличие протокола является обязательным условием рассмотрения дела.

Часть 3 ст. 28.8 КоАП гласит, что «в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных законом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков».

Следующее действие, являющееся чрезвычайно важным при обжаловании впоследствии постановления, заключается в проверке надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте его рассмотрения. Суд в своей практике руководствуется гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, согласно которому надлежащим извещением признается извещение повесткой, телеграммой или телефонограммой либо иным образом, позволяющим достоверно установить, что человек, юридическое лицо извещено надлежащим образом.

Повестка может быть вручена лично либо направлена по почте. Имейте в виду, что расписываться за вручение повестки может только либо сам правонарушитель - либо его законные представители (причём продавцы не являются представителями предпринимателя). Следует отметить, что в ряде случаев суд признает надлежащим вручение повестки управляющему или иному лицу, которое фактически выполняет функции администрирования (т.е. проводится аналогия с администрацией предприятия). Кроме вышеуказанных способов извещения, суд признает действительным извещение путём росписи нарушителя в протоколе или акте под извещением о дате, месте и времени рассмотрения дела.

По общему правилу, ч. 2 ст. 25.1. КоАП, дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела. И, наконец, последними действиями при подготовке дела являются рассмотрение ходатайств сторон и проверка наличия всех необходимых дополнительных документов.

2. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен ст. 29.7 КоАП. Не останавливаясь подробно на этапах рассмотрения, коротко перечислим их:

  • представление дела и состава комиссии (должностного лица),
  • установление факта явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела,
  • проверка полномочий представителей физического или юридического лица,
  • выяснение вопроса о надлежащем извещении участников производства,
  • разъяснение процессуальных прав,
  • рассмотрение отводов и ходатайств,
  • заслушивание сторон,
  • рассмотрение и оценка доказательств,
  • вынесение решения.

Остановимся на самом главном – правах предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности. Они определены ч. 1 ст. 25.1 КоАП. В соответствии с данной статьёй лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:

  • знакомиться с материалами дела;
  • давать объяснения, представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться юридической помощью защитника;
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
  • обжаловать постановление по делу
  • пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно должны быть выяснены следующие вопросы, в соответствии со ст. 26.1 КоАП:

  • наличие события административного правонарушения, т.е. был ли факт нарушения;
  • лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), и виновно ли данное лицо в их совершении;
  • имеются ли отягчающие и смягчающие обстоятельства;
  • характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением;
  • наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении
  • наличие иных обстоятельств, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Рассмотрение дела заканчивается составлением протокола и вынесением решения по делу.

3. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое может быть двух видов – о наложении административного взыскания либо о прекращении производства по делу. Постановление должно содержать, в соответствии сост. 29.10 КоАП:

  • должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление;
  • дату и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статью настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьёй, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:

  • вещи и документы, не изъятые из оборота, в обязательном порядке подлежат возвращению законному владельцу, и только при отсутствии возможности его установления передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
  • документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;
  • изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почётным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29.11 КоАП постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (по его просьбе), либо высылается указанным лицам в течение трёх дней со дня вынесения указанного постановления.

www.volgogradru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *