Я предполагал, что финские шинники на новой модели посадят шипы на клей, как это сделали создатели покрышек Continental IceContact 2. Но от технологии горячей вулканизации шипов финны отказались: дорого. Они выбрали другой путь: применили ошиповку двумя типами шипов. Да, по такой схеме иногда шипуют специальные спортивные покрышки, но в серийных «гражданских» шинах двойная ошиповка применяется впервые.
Конечно, в «девятке» претерпели изменения и рисунок протектора, и состав резиновой смеси. Однако главная инновация — в ошиповке. В средней части протектора расположены шипы с поперечно ориентированной твердосплавной вставкой: такие эффективно работают в продольном направлении и отвечают за разгон и торможение на льду. А по бокам шипы в виде трилистника: они отвечают за поперечные сцепные свойства и показатели управляемости на льду. При этом общее количество шипов, по сравнению с предыдущей моделью, даже уменьшилось: в 16-дюймовых покрышках их теперь 172 против прежних 190.
Одновременно с шинами для обычных легковых машин на рынок выходит модификация «девятки» для кроссоверов и внедорожников. Кроме линейки размеров, она отличается дополнительными перемычками, соединяющими плечевые блоки протектора, иным составом резины и более прочным усиленным арамидом каркасом. Более того — в шинах с индексом SUV шипы мощнее, их корпус на миллиметр выше. Именно такие покрышки размерности 215/65 R16 и приняли участие в нашем сравнительном тесте на автомобиле Renault Kaptur. Оппонентами новой модели Hakkapeliitta 9 стали 13 шипованных конкурентов, среди которых представлена и относительно недорогая продукция отечественных шинников, и импортные топовые модели. Интересная деталь: измеренный нами вылет, то есть выступание шипов над поверхностью протектора, у новых шин Nokian Hakkapeliitta 9 оказался весьма скромным — в среднем 1,1 мм. Но после обкатки шипы приняли более агрессивное положение — 1,5 мм, то есть аккурат по верхней границе соответствия российскому техническому регламенту (1,2±0,3 мм).
Первые результаты испытаний позволяют говорить о том, что по сцепным свойствам на льду шины Nokian Hakkapeliitta 9 превосходят конкурентов. Впрочем, не будем забегать вперед: помимо испытаний на льду, в зачет идут еще тесты на укатанном и свежевыпавшем снегу и на асфальте. Работа пока не завершена, и окончательные выводы мы представим в начале осени — когда начнутся массовые продажи шин Nokian Hakkapeliitta 9. Хотя особо нетерпеливые покупатели смогут приобрести «девятку» и этой зимой: производство (в том числе и на российском заводе Nokian Tyres под Санкт-Петербургом) уже стартовало, и первые партии новых шин начали отгружать дилерам.
«Авторевю». Олег Растегаев
colesa.ru
Год назад я уже был здесь. Сказочные, пряничные заснеженные домики городка Саариселькя, забытого Богом (но не Санта-Клаусом) где-то в невысокой финской тундре, в трех сотнях километрах к северу от полярного круга. Облепленные снежной пудрой опоры и кресла горнолыжных подъемников. Длинные ресницы зеленых иголок тянутся к земле, придавленные аккуратными снежными пуфиками и северным сиянием, разливающимся по фиолетовому небу ровно тогда, когда вы, устав его ждать, решаете отправиться спать. Настоящие чудеса всегда происходят во сне…
Впрочем, даже если я и проспал aurora borealis, то по уважительной причине. Ведь в Ивало я приехал не за туристическими развлечениями, а по делу — тестировать горячую (несмотря на обычно царящий в этих местах трескучий мороз) новинку от финских шинников — «шиповку» Nokian Hakkapliitta 9. Здесь, в Ивало, находится ледяное сердце финской шинной империи — тестовый полигон “Белый Ад” (по аналогии с “Зеленым Адом” северной петли Нюрбургринга).
Что особенного в этом месте? Для тех, кто не читал мой рассказ про полигон, повторюсь: White Hell — самый северный, холодный и экстремальный автополигон в мире. С ноября по конец апреля тут кипит работа. Профессионалы тестируют автомобили, и, конечно же, зимние шины. Для этого в заснеженной тундре и на прозрачном голубом льду замерзших озер проложено два десятка трасс общей протяженностью свыше ста километров. Подобные полигоны в Лапландии есть и у некоторых других шинных марок, но они значительно уступают как по площади (“Белый Ад” занимает 700 га), так по оснащению. Трассы тут готовят ратраками и различной специальной техникой, есть испытательные ангары, тестовые стенды и даже своя заправка.
Январь и февраль — пиковые месяцы для испытаний зимних шин следующего модельного года, поэтому наряду с приехавшими за сиянием японцами в отелях Ивало легко встретить журналистов и авто-инженеров со всего мира (в том числе, из России). Именно по этой причине для тестов Hakkapeliitta 9 журналистам предложили не привычные трассы “Ада”, а новую локацию по соседству. На льду озера Пасасьярви был создан временный мини-полигон, включающий три трассы, сп
carwheelblog.ru
В северных регионах нашей страны давно привыкли: говорим «зимняя резина», подразумеваем Nokian. Говорим Nokian, подразумеваем Hakkapeliitta. Почему эти зимние шины считаются одними из лучших, как они тестируются и почему недешево стоят? Искать ответы на все эти вопросы эксперты журнала «Движок» отправились за полярный круг, в Лапландию, в ледяное сердце компании Nokian — на полигон White Hell.
Шины компании Nokian, как правило, отбрасываются по причине высокой стоимости. В магазинной суете и шиномонтажной спешке трудно понять, что в них особенного за эти деньги, если снаружи выглядят они точно так же, как и все остальные. «Переплата за бренд, — мелькает мысль в голове. — Потом, когда буду новую машину покупать, уже возьму шины подороже. А пока и эти сойдут!»
Что же скрывается за переплатой и от чего приходится отказываться покупателям?
Каждый год здесь проходит испытания более 20 000 шин, причем не только Nokian. Условия полигона позволяют тестировать зимние шины в самых суровых реалиях, используя и комбинируя абсолютно все возможные поверхности, будь то снег, лед, зимняя каша, асфальт, микст, а также поведение резины при перепадах температур вплоть до 40 градусов Цельсия.
Именно тут собравшимся журналистам представили уникальные шины будущего — зимние фрикционные покрышки Nokian с выезжающими шипами. Увы, в серию это гениальное изобретение финнов, скорее всего, никогда не пойдет. Слишком дорогое производство, которое сделает покрышки недоступными по цене, а значит, нерентабельными.
Экспертную группу журнала «Движок» же в первую очередь интересует резина «гражданская» — та, которую можно купить в магазине. А для этого Nokian представила две программы тестов. Начали с нешипованных шин Hakkapeliitta R2.
Экспертам досталась обутая в них безумная Audi RS5. Честно признаться, гремучее сочетание: 450-сильный двигатель полноприводного купе, готового сорваться от малейшего прикосновения к акселератору, и фрикционная резина, на которой предстояло проехать по промерзшим и заметенным лапландским трассам.
Однако группу спорткаров с ожидающими журналистами осадил своеобразный safety-car Nokian, который стал во главе колонны. Так что оценивали эксперты не столько предельные возможности резины R2, сколько ее комфорт.
Главное нововведение — появление технологии Nokian Cryo Crystal. В смесь новой резины финны добавили специальные многогранные кристаллы, которые по своей сути представляют собой микрошипы. В буквальном смысле вгрызаясь в дорожное полотно, они обеспечивают превосходную по меркам нешипованной резины стабильность, особенно на льду.
У шипованной резины Nokian главное изменение количественное. Финны умудрились зашиповать, так сказать, почти всю поверхность покрышки, установив вместо традиционных 130 шипов сразу аж 190.
При этом сам шип с якорным креплением и шестигранным фланцем стал легче и короче, не потеряв в эффективности. Еще одна фишка Nokian — пневмокамера EcoStud в основании каждого шипа, которая не только смягчает и распределяет нагрузку, но и снижает уровень шума.
Из-за сложной конструкции шипование покрышек Nokian возможно только в заводских условиях. Никаких дошиповок или перешиповок резины в сервисных центрах не допускается.
Дополнительными улучшениями стали усиление центральной части протектора и появление в его рисунке так называемых зазубренных тормозных усилителей. Первое сильно отразилось на улучшении управляемости, второе — на быстром очищении от снега и слякоти пятна контакта.
Отправленные в «свободное плавание» по укатанному снежно-ледяному треку журналисты буквально после первого круга настолько прониклись устойчивостью автомобиля, что почти сразу отключили на авто систему стабилизации… что делать было запрещено.
Но вгрызающиеся шинами в трассу кроссоверы даже после этого отказывались срываться в скольжение, так что пришлось применять навыки зимней гоночной подготовки. Полноприводные Q5 так эффектно, плавно и предсказуемо «писали боком», что под конец трассы почти весь «пелотон» уже ехал в стиле Себастьяна Леоба, с легкостью перекладывая машины слева направо.
Само собой, заслуга такого легкого и безопасного поведения в предельной ситуации не только в превосходных свойствах резины, но и в самом автомобиле. Гибридный Q5 благодаря батарее обладает чуть ли не идеальной развесовкой, а система стабилизации на самом деле не отключается, а переводится в «лояльный» режим, подстраховывая водителя при совсем уж критической ситуации.
Ну а на десерт организаторы приготовили настоящее гурманское блюдо — «отжиг» по голому льду на классической Audi RS4 — с атмосферным V8 под капотом и «механикой». Электроника деактивирована, вместо обычного переднего бампера специальный силовой, которым можно смело срубать снежные брустверы. В таких условиях финны тестируют свою резину, что называется, по-мужски!
Разминка на Q5 оказалась как нельзя кстати! Старт плавный, иначе машину сразу занесет. Ну а дальше связка широченных поворотов под почти первобытные ощущения кайфа, всполохи снега из-под дрифтующих колес и безумная улыбка на лице! После двух кругов сидящий рядом с экспертом инструктор полигона констатирует: «Прошел чисто, но медленно. Тут можно жать на всю». — «М-м-м… а можно тогда еще кружочек?»
Каков итог?
После такого наглядного сравнения для экспертов журнала «Движок» в первую очередь окончательно закрыт главный вопрос — «липучки» или шипы. С регулярными заездами по трассам со всеми видами покрытия в нескольких регионах России ничего безопаснее отличной шипованной резины нет. Да, шумновата и жестковата, даже несмотря на все современные технологии. Но! Лучше чувствовать каждый миллиметр отклонения руля и контролировать малейшее движение автомобиля, цепляющегося за любой лед и снег шипами. Особенно когда их 190 штук.
Ну а что касается резины Nokian, их цену эксперты считают полностью оправданной подходом к созданию. Новое поколение резины — это результат не экспериментов, а безостановочных тестов и испытаний, чуть ли не половину которых финские шинники сами же и придумывают, загоняя свою продукцию в такие условия, в которых она вряд ли окажется в реальной жизни.
Материал теста подготовлен с использованием статьи издания «Движок».
blacktyres.ru
Я предполагал, что финские шинники на новой модели посадят шипы на клей, как это сделали создатели покрышек Continental IceContact 2. Но от технологии горячей вулканизации шипов финны отказались: дорого. Они выбрали другой путь: применили ошиповку двумя типами шипов. Да, по такой схеме иногда шипуют специальные спортивные покрышки, но в серийных «гражданских» шинах двойная ошиповка применяется впервые.
Конечно, в «девятке» претерпели изменения и рисунок протектора, и состав резиновой смеси. Однако главная инновация — в ошиповке. В средней части протектора расположены шипы с поперечно ориентированной твердосплавной вставкой: такие эффективно работают в продольном направлении и отвечают за разгон и торможение на льду. А по бокам шипы в виде трилистника: они отвечают за поперечные сцепные свойства и показатели управляемости на льду. При этом общее количество шипов, по сравнению с предыдущей моделью, даже уменьшилось: в 16-дюймовых покрышках их теперь 172 против прежних 190.
Одновременно с шинами для обычных легковых машин на рынок выходит модификация «девятки» для кроссоверов и внедорожников. Кроме линейки размеров, она отличается дополнительными перемычками, соединяющими плечевые блоки протектора, иным составом резины и более прочным усиленным арамидом каркасом. Более того — в шинах с индексом SUV шипы мощнее, их корпус на миллиметр выше. Именно такие покрышки размерности 215/65 R16 и приняли участие в нашем сравнительном тесте на автомобиле Renault Kaptur. Оппонентами новой модели Hakkapeliitta 9 стали 13 шипованных конкурентов, среди которых представлена и относительно недорогая продукция отечественных шинников, и импортные топовые модели. Интересная деталь: измеренный нами вылет, то есть выступание шипов над поверхностью протектора, у новых шин Nokian Hakkapeliitta 9 оказался весьма скромным — в среднем 1,1 мм. Но после обкатки шипы приняли более агрессивное положение — 1,5 мм, то есть аккурат по верхней границе соответствия российскому техническому регламенту (1,2±0,3 мм).
Первые результаты испытаний позволяют говорить о том, что по сцепным свойствам на льду шины Nokian Hakkapeliitta 9 превосходят конкурентов. Впрочем, не будем забегать вперед: помимо испытаний на льду, в зачет идут еще тесты на укатанном и свежевыпавшем снегу и на асфальте. Работа пока не завершена, и окончательные выводы мы представим в начале осени — когда начнутся массовые продажи шин Nokian Hakkapeliitta 9. Хотя особо нетерпеливые покупатели смогут приобрести «девятку» и этой зимой: производство (в том числе и на российском заводе Nokian Tyres под Санкт-Петербургом) уже стартовало, и первые партии новых шин начали отгружать дилерам.
«Авторевю». Олег Растегаев
colesa.ru
Именно там тестируется вся линейка шин + линейка шин конкурентов. Это самый северный и суровый по погодным условиям полигон.
Из Москвы лететь долго: долетаешь до Хельсинки, затем пересадка и еще один перелёт до Ивало.
Прилетели поздно вечером. И сразу же попали в сказку.
Поначалу не верилось, что это настоящий снег. Было стойкое чувство, что это пену нанесли из баллончика.Финский язык странный. Иной раз думаешь — Вот как они могут с такой скоростью придумывать новые слова и выражения. Очень забавно.
За две недели до вылета, меня спросили, есть ли у меня аллергия на «молочку».
У меня есть. Свежее молоко + большинство молочных продуктов это яд для меня.
И ведь как в воду глядели.
Любимая пища финнов – масло, кислое молоко, картофель и соленая рыба. Добавим к этому одну из особенностей финской кухни: финны почти не использует такого кулинарного приема, как жарение, они предпочитают варить, припускать, тушить и особенно томить и распаривать. Жуть! =) Спасибо, что уточнили.Утро.Дороги на севере Финляндии прекрасного качества. Хотя встречаются ледяные языки и снежные перемёты. Ограничение скорости 100 км/ч на быстрых участках. Культура вождения высокая. Все друг-друга пропускают. Ехать комфортно.
Презентация шин началась с показа эмоционального видео ролика. Всего полторы минуты, но какие это полторы минуты!Далее, длинная презентация.Оказывается, что финны собирают статистику о смертельных ДТП, в Финляндии с 2000 по 2011 годы. Оказывается, что больше половины из них случилось на заснеженной или обледенелой дороге. Потеря управляемости — «и всё привет» =(
Много и долго ездил на NOKIAN Hakkapeliitta 8. И был уверен, что лучше уже ничего придумать нельзя. Оказалось, что можно.
На первый взгляд в «девятке» — ничего особенного, но глубокие реки — тихо текут.
Лично для меня самым интересным решением интересным оказалась ошипоcarwheelblog.ru