Menu

Римские нравы – Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Рим — Италия — Римская империя: экономическая структура. (Винничук Л.)

Нравы и обычаи Древнего Рима: расцвет и падение империи

О нравах жителей Древнего Рима рассказывают произведения литературы, скульптуры, прикладного искусства, о них можно судить на основании сохранившихся деловых и дружеских писем, трудов историков и философов.

Расцвет

Сила Древнего Рима ассоциируется с важными идеалами и принципами, которые воспитывались в каждом свободном гражданине с раннего детства:

  1. Верность государству;
  2. Служение обществу;
  3. Гармония духа и тела;
  4. Идеалы красоты и любви и др.

Один из принципов жизни – верность дружбе, которая выступала как основа взаимоотношений. Общение с друзьями занимало большое количество времени: встречи, беседы, семейные и дружеские торжества, взаимные услуги и помощь в деловой, воинской сфере. Дружба связывалась с понятиями благородства, взаимовыручки, доброты, сердечной привязанности.

Античный мир ассоциируется и с умением развлекаться. Если для низших слоев населения лучшими развлечениями были народные праздники и гуляния, посещение кабачков и трактиров, где можно было выпить, закусить и посплетничать, то высшие интеллектуальные слои населения предпочитали другие развлечения:

  • Модные в эпоху расцвета Рима чтения стихов и трактатов;
  • Философские беседы;
  • Спортивные соревнования (состязания на колесницах, в гребле, беге и др.).

Если говорить о периоде упадка Рима, придется констатировать и всеобщий нравственный упадок.

Упадок

Роскошь и богатство высших слоев в период усиления империи привели к исчезновению скромности и бережливости, появлению разнузданности и высокомерия. Праздность и безделье, осознание власти и силы при отсутствии внешней угрозы создавали иллюзию безграничного могущества и вседозволенности. Принципами жизни стали нажива, богатство, увеличение владений, доходов за счет использования служебного положения.

Верхушка общества строит себе большие богато обставленные виллы, которые ломились от количества золотых вещей, дорогой одежды, женских украшений, диковинных заморских животных и др. Все меньше ценится семья, римляне не хотят иметь детей, думая только о собственных утехах и считая семью ненужной обузой.

У бедных слоев населения семья тоже перестает быть ценностью и опорой. В период упадка империи распространенным явлением становится подкидывание и продажа детей.

Обжорство

Среди высших кругов стало процветать обжорство. Если в прежние времена римляне ели вместе со слугами одну и туже простую пищу, то теперь господа трапезничают отдельно. Для них готовятся изысканные обильные блюда и напитки. Среди слуг растет количество поваров, пекарей, кондитеров.

Пищу принимали лежа, раздевшись до пояса, чтобы «больше влезло», ели руками. Если пища переставала помещаться в желудке, ее извергали обратно и ели снова.

Перед пирующими выступали фокусники, танцовщицы, обжирающимся олигархам прислуживали женщины легкого поведения. На пирах присутствовали жены и дети, на равных с мужчинами участвовавшие в обжорстве, пьянстве и разврате.

Зрелища и кровь

Большое количество средств: и государственных, и личных средств крупных чиновников – тратилась на организацию развлечений для народа, знаменитых зрелищ.

Количество выходных дней составило более трети дней в году. Развлечения для большей части толпы были бесплатными, платили только богатые за VIP места.

От развлечений ждали изощренной жестокости. Битвы гладиаторов в Колизее ценились тем выше, чем больше крови людей и животных на них приливалось. Если же развлечение не нравилось, жестоко истязали и убивали его организатора.

Вино и женщины

Излюбленными развлечениями богатых людей становятся не книги и философские беседы, а вино и женщины. Вместо семьи заводятся многочисленные эротические связи, которые не требовали проявления ответственности и заботы. Сладострастие удовлетворялось связями с несовершеннолетними, извращенными связями между полами, обычными становятся кровосмесительные связи. Чтобы продлить наслаждения, знатные семьи отказывались иметь потомство, женщины шли на любые меры, чтобы беременность не обезобразила их фигуры, а материнство не лишило свободы и праздности.

Нормальные отношения между мужем и женой становятся редкостью и многими высмеиваются. Результатом стал не только нравственный, но и генетический упадок нации. Венерические болезни и импотенция как следствие беспорядочных связей и излишеств становятся обычными вещами.

Разврат и цинизм проникают в литературу, театр, отражаются в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Распутство и проституция

В погоню за удовольствиями бросились не только мужчины, но и женщины из знатных семей. Стало модно иметь публичный дом, заниматься проституцией. Это ремесло не было позорным, существовало совершенно открыто.

Всенародные праздники посвящались богам Приапу, Венере, Изиде, в них принимали участие представители высших и низших классов, жрецы, мужчины, женщины и дети совершенно открыто и на равных.

В городах насчитывалось несколько публичных домов, популярностью пользовались и свободные куртизанки, приглашавшие к себе домой или зазывавшие клиентов на улицах, у храмов, в общественных местах.

Для занятий проституцией женщине низшего или среднего класса требовалась регистрация и уплата налога. Этот бизнес обслуживали зазывалы, акушерки, прислужницы, массажисты, лекари, изготавливавшие специальные составы для поддержания возбуждения. А богатые куртизанки вели себя открыто и нагло, хвастаясь драгоценностями, рабами и знатными поклонниками.

Местом, где процветал всеобщий разврат, были городские бани – термы. В период упадка Рима они были общими для мужчин, женщин и детей, хорошо освещались, а непристойное действо разворачивалось в больших бассейнах и около них.

Одним из направлений привычного разврата была мужская проституция, почти такая же популярная, как женская.

Размышляя о причинах падения Древнего Рима, можно с уверенностью сказать, что одна из веских причин – это постепенное падение нравов, утрата высоких идеалов, веры в государство, красоту, семью.

italy4.me

Распущенность нравов в римском обществе. Проституция в древности

Распущенность нравов в римском обществе

Свидетельства историков, писавших о проституции, дали повод Шатобриану написать красноречивую главу о нравах древних народов[98]. Он показал нам римлян во всей их развращенности: Impios infamia turpississima, как энергично выражается латинский писатель[99]. Далее он добавляет: «Были целые города, всецело посвященные проституции. Надписи, сделанные на дверях домов разврата, и множество непристойных изображений и фигурок, найденных в Помпее, заставляют думать, что Помпея была именно таким городом. В этом Содоме были, конечно, и философы, размышлявшие о природе божества и о человеке. Но их сочинения больше пострадали от пепла Везувия, нежели медные гравюры Портичи. Цензор Катон восхвалял юношей, предавшихся порокам, воспетым поэтами. Во время пиршества в залах всегда стояли убранные ложа, на которых несчастные дети ожидали окончания пиршества и следовавшего за ним бесчестия. Transeo puerorum infelicium greges quos post transacta convivia aliae cu biculi contimeliae exspectant[100].»

Историк IV века Аммиен-Марцелин[101], нарисовав верную картину римских нравов, показывает до какой степени бесстыдства дошли они. Говоря о потомках наиболее знаменитых и прославленных родов, он пишет:

«Возлежа на высоких колесницах, они обливаются потом под тяжестью одежд, которые, впрочем, настолько легки, что приподымают бахрому и открывают тунику, на которой вышиты фигуры всевозможных животных. Чужеземцы! Идите к ним; они забросают вас расспросами и ласками. Они объезжают улицы, сопровождаемые рабами и шутами… Впереди этих праздных семей выступают закопченные дымом повара, за ними следуют рабы и прихлебатели; шествие замыкают отвратительные евнухи — старые и молодые, с бледными и багровыми лицами.

Когда раба посылают справиться о чьем-нибудь здоровье, он не имеет права войти в жилище, не обмывшись с головы до ног. Ночью единственным убежищем для черни служат таверны или протянутые над местами зрелищ полотна: чернь проводит время в азартных играх в кости или дико забавляется, издавая носом оглушительные звуки.

Богачи отправляются в баню, покрытые шелком и сопровождаемые пятьюдесятью рабами. Едва войдя в комнату для омовений, они кричат: «Где же мои прислужники?» Если здесь случайно находится какая-нибудь старуха, в былое время торговавшая своим телом, они бегут к ней и пристают со своими грязными ласками. Вот вам люди, предки которых объявили порицание сенатору, поцеловавшему свою жену в присутствии дочери!

Отправляясь в летнюю резиденцию или на охоту, или переезжая в жаркие погоды из Путеол в Кайетту в свои разукрашенные шалаши, они обставляют свои путешествия так же, как некогда обставляли их Цезарь и Александр. Муха, севшая на бахрому их позолоченного опахала, или луч солнца, проникший сквозь отверстие в их зонтике, способны привести их в отчаяние. Цинцинат перестал бы считаться бедняком, если бы, оставив диктаторство, стал обрабатывать свои поля, столь же обширные, как пространства, занятые одним лишь дворцом его потомков.

Весь народ не лучше сенаторов; он не носит сандалий на ногах и любит носить громкие имена; народ пьянствует, играет в карты и погружается в разврат: цирк — это его дом, его храм и форум. Старики клянутся своими морщинами и сединами, что республика погибнет, если такой-то наездник не придет первым, ловко взяв препятствие. Привлеченные запахом яств, эти властители мира бросаются в столовую своих хозяев, вслед за женщинами, кричащими, как голодные павлины».

Схоластик Сократ (учитель красноречия), которого цитирует Шатобриан, говорит, что распущенность римской полиции не поддается описанию. Об этом свидетельствует событие, случившееся в царствование Феодосия: императоры воздвигли огромные здания, в которых находились мельницы, моловшие муку и печи, в которых пекли хлеб, предназначенный для раздачи народу. И вот множество кабаков открылось около этих зданий; публичные женщины завлекали сюда прохожих; едва переступив порог, эти жертвы проваливались через люк в подземелья. Они были обречены до конца дней своих оставаться в этих подземельях и вращать жернова; родные этих несчастных никогда не могли узнать, куда они исчезли. Один из солдат Феодосия, попавший в эту западню, с кинжалом бросился на своих тюремщиков, убил их и убежал из этого плена. Феодосий повелел срыть до основания здания, в которых скрывались эти вертепы; он уничтожил также дома терпимости, предназначенные для замужних женщин.

«Обжорство и распутство господствуют везде» — говорит он, — «Законные жены вынуждены находиться среди наложниц, хозяева пользуются своей властью, чтобы заставить своих рабов удовлетворять их желания[102]. Гнусность царит в этих местах, где девушки не могут более оставаться непорочными. Повсюду в городах множество притонов разврата, посещаемых одинаково часто как женщинами из общества, так и женщинами легкого поведения. Они смотрят на этот разврат, как на одну из привилегий своего происхождения, и равно хвастают как своей знатностью, так и непристойностью своего поведения. Девушки-рабыни массами продаются в жертву разврату. Законы рабства содействуют этой гнусной торговле, совершающейся почти открыто на рынках.»

Проституция гетер и куртизанок вносила деморализацию в семью. Знатные куртизанки привлекали к себе отцов семейств, и законным женам, часто приходилось жертвовать честью, чтобы состязаться со своими соперницами в достижении кратковременной благосклонности мужей. Они считают особым счастьем отнять у своих соперниц хоть частицу того фимиама и тех ласк, которыми их мужья осыпают своих любовниц; с этой целью матроны, подобно meretrices, появляются на священных дорогах. Матроны мечтают о том, чтобы иметь такие же носилки, возлежать на таких же богатых подушках и быть окруженными таким же блестящим штатом слуг, как и куртизанки. Они перенимают их моды, подражают их экстравагантным туалетам и, главное, тоже хотят обзавестись любовниками из какого угодно слоя общества, какой угодно профессии: патриций или плебей, поэт или крестьянин, свободный или раб — все равно. Говоря коротко, гетеры и куртизанки создают проституцию матрон. Валькнер говорит об этом следующее: «Прислужницы, сопровождавшие жалкие носилки, на которых они возлежали в самых непристойных позах, удалялись, как только к носилкам приближались женоподобные юноши, effeminati. Пальцы этих юношей сплошь унизаны кольцами, тоги изящно задрапированы, волосы расчесаны и надушены, а лицо испещрено маленькими черными мушками, теми самыми, при помощи которых и наши дамы стараются придать своему лицу пикантность. Здесь же иногда можно было встретить гордых своей силой мужчин, старавшихся костюмом подчеркнуть свое атлетическое телосложение. Их быстрая и воинственная походка представляла собой полный контраст с чопорным видом, медленными, размеренными шагами, с которыми выступали эти юнцы, которые рисуясь своими тщательно завитыми волосами и накрашенными щеками, бросают вокруг себя сладострастные взгляды. К этим двум видам гуляющих принадлежали чаще всего либо гладиаторы, либо рабы. Женщины знатного происхождения иногда выбирали себе любовников именно из этих низших классов общества, когда как молодые и прекрасные их соперницы отказывали мужчинам своего круга, уступая исключительно знати из сенаторов».

Действительно, знатные римлянки выбирали себе любовников чаще всего из тутов, гладиаторов и комедиантов. В своей 6-й сатире Ювенал описал историю этой постыдной проституции, о чем мы, впрочем, уже упоминали в нашем труде «Медицина и нравы древнего Рима». Не щадят римлянок и злые эпиграммы древних поэтов. У Петрония они изображены в таком же виде: они ищут объекта для своей любви исключительно среди подонков общества, так как страсти их вспыхивают только при виде рабов или слуг в подобранных платьях. Другие без ума от гладиатора, запыленного погонщика мулов или гримасничающего на сцене шута. «Моя любовница, — говорит Петроний, — из числа именно таких женщин. Она в сенате совершенно равнодушно проходит мимо первых четырнадцати рядов скамеек, на которых сидят всадники, и подымается в самые верхние ряды амфитеатра, чтобы среди черни найти предмет для удовлетворения своей страсти».

Когда азиатские нравы особенно сильно распространились среди римского общества, римские женщины стали руководиться принципом Аристипа: Vivamus, dum licet esse, bene. Единственной целью их жизни были удовольствия, празднества, цирковые игры, еда и разврат. Столь любимые ими commessationes (пиршества) продолжались с вечера до зари и были настоящими оргиями, находившимися под покровительством Приапа, Комуса, Изиды, Венеры, Волюпий и Любенции и кончавшимися пьянством и развратом до полного изнеможения. День же они посвящали сну и бесстыдным забавам в общественных банях.

Наиболее точную картину пороков и разврата римского народа дают поэты-сатирики и особенно «Сатирикон» Петрония. Здесь мы находим и соперничество двух мужчин, влюбленных в одного и того же гитона; здесь и публичное изнасилование, совершенное этим жалким гитоном над малолетней Паннихис, которая, несмотря на свои семь лет, уже была посвящена в тайны проституции; здесь же отталкивающие сцены между старой колдуньей и разочарованным, импотентным юношей; здесь и пир старого развратника Тримальхиона со всей утонченностью богатства и тщеславия, с чисто животной прожорливостью и разнузданной роскошью. В промежутке между одним блюдом и другим акробаты разыгрывают свои гнусные пантомимы, шуты исполняют какой-нибудь острый, пряный диалог; индийские алмеи, совершенно обнаженные под своими прозрачными плащами, исполняют свои сладострастные танцы, шуты похотливо кривляются, а пирующие замирают в эротических объятиях. Для довершения картины Петроний не забывает описать нам и хозяйку дома Фортунату, законную жену амфитриона; эта матрона предается разврату с Сцинтиллой, женой Габинна, гостя Тримальхиона. Это начинается перед десертом, когда винные пары уже изгнали последний остаток стыда перед гостями.

«Господин подает знак, и все рабы три или четыре раза призывают Фортунату. Наконец, она появляется. Ее платье перехвачено бледно-зеленым поясом; под платьем видна ее вишневого цвета туника, ее подвязки с золотыми шпурами и туфли с золотым шитьем. Она ложится на то же ложе, которое занимала Сцинтилла, и последняя по этому поводу выражает ей свое удовольствие. Она обнимает ее, входит с ней в самую интимную связь и через некоторое время отдает Сцинтилле свои браслеты… Потом, сильно опьяневшие, обе любовницы начинают чему-то смеяться и бросаются друг другу на шею. Когда, таким образом, они лежат тесно прижавшись друг к другу, Габинн схватывает Фортунату за ноги и переворачивает ее вверх ногами на кровати. «Ах! — вскрикивает она, видя, что ее юбки поднимаются выше колен; затем, она быстро оправляется, снова бросается в объятья Сцинтиллы, прячет свое лицо под ее красным покрывалом, и это раскрасневшееся лицо придает Фортунате еще более бесстыдный вид»[103].

Что же, однако, еще придумать, чтобы достойно закончить эту вакхическую ночь? Отдаться разве последним ласкам перед сделанной из теста фигурой Приапа и, подымаясь на ложе, кричать: «Да защитит небо императора — отца отечества! Consurreximus altius, et Augusto, patriae, feliciter! diximus.»

Но это еще не все. Любовницы уже собирались уходить, когда Габинн стал восхвалять одного из своих рабов, кастрата, обладающего, несмотря на свое косоглазие, взглядом Венеры… Сцинтилла прерывает его и делает сцену ревности, обвиняя его в том, что он из ничтожного раба сделал своего любовника. В свою очередь Тримальхион покрывает поцелуями одного из рабов. Тогда Фортуната, оскорбленная попиранием своих супружеских прав, осыпает мужа ругательствами, кричит на него во весь голос и называет его мерзким, отвратительным за то, что он предается такому постыдному разврату. В заключение всех ругательств она обзывает его собакой. Выведенный из терпения, Тримальхион бросает в голову Фортунаты чашу; она подымает крик…

Здесь мы можем, кажется, остановиться, так как этой картины вполне достаточно, чтобы наши читатели могли составить себе ясное понятие о нравах римской аристократии. Правда, Сатирикон Петрония — только роман, а не исторический документ, и действующие лица его вымышлены; но роман этот обнаруживает близкое знакомство автора с римскими нравами. В символических сценах, так талантливо и смело написанных им, мы вполне вправе видеть картину скандальных ночей при дворе Нерона. И блестящая сатира так метко попала в цель, что римский Сарданапал немедленно подписал смертный приговор ее автору. Да и многим ли отличается описание римского общества в Сатирах Петрония от описаний, сделанных римскими историками? Эвкольп и Аскильт — одни из многих развратников, описанных Марциалом. Предметом описания Квартиллы служит никто иная, как куртизанка Субура, а Эвкольп принадлежит к типу тех тщеславных поэтов, которыми был переполнен Рим. Хрилис, Цирцея и Филумен — все это действительно существовавшие, не выдуманные типы. Наконец, Тримальхион дает нам яркую характеристику дерзости, низменности чувств и смешного тщеславия выскочки, скороспелого миллионера, который хочет удивить свет пышностью дурного тона и шумной щедростью, чем только возбуждает ненависть своих друзей и гостей. Одним словом, все эти герои не выдуманы, все эти положения взяты из действительности, все это картины с натуры.

Что же касается других сцен оргии, происходивших на празднествах Тримальхиона, то приблизительно то же мы читаем в более сокращенном изложении, у Ювенала, Светония, Тацита и многих других латинских авторов, которые имели смелость разоблачить все те бесчинства, какие происходили в домах патрициев и при дворе Цезарей.

Цицерон в одной из своих речей обозначил все это следующими, почти равнозначущими словами: Libidines, amores, adulteria, convivia, commessationes.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Римская семья: нравы и религия

 

Для Древнего Рима семья имела большое значение, и представляла собой важную ячейку общества. Судьба римлянина во многом зависела от того, в какой семье он родился, какой собственностью и статусом владеет его семья и какое воспитание он может получить.

Главой семьи считался отец, в его руках была власть над всеми остальными членами семьи. Мать семейства тоже пользовалась почтением и авторитетом, к ее словам прислушивались взрослые сыновья.

Во власти отца было наказывать и даже казнить членов семьи, но традиции Древнего Рима не предусматривали жестокость, скорее всего, отец должен был поступать справедливо и в строгости воспитывать своих детей.

Обязанность матери семейства заключались в соблюдении нравственных устоев, она должна была следить за поведением всех членов семьи и их соблюдением римских обычаев. На ее плечах лежали заботы о доме и его благосостоянии, а также мать должна была приумножать общественное уважение к себе и своей семье.

Римской род образовывался близкими по крови семьями, в основном, в одну семью входили отец, его жена, их дети, жены и дети взрослых сыновей, и относящиеся к семье рабы.

Нравы римлян

Основой нравов Рима считалось обязательное служение республике, выполнение долга и отстаивание чести своей семьи и своей страны. Каждый гражданин должен был беспрекословно следовать законам государства, защищать его и высказывать уважение власти.

Важно отметить, что не в нравах римлянин было выставлять напоказ свое богатство, даже обеспеченные семьи жили просто и скромно. Женщины в богатых семьях ткали и самостоятельно шили одежду своим мужьям и сыновьям, а также пряли шерсть. Нравы древних римлянин со временем стали называть «отеческими».

Воспитание детей в Риме

Особенностью воспитания детей в Древнем Риме была строгость, с раннего детства прививались чувства уважения и почтения к родителям. Полноценное имя римскому ребенку давали только на девятый день после его рождения.

А когда он только рождался, его клали к ногам отца, и поднимая его на руки, он признавал ребенка и позволял ему стать членом семьи. Тогда над ними проводили специальный обряд – надевали амулет буллу, ведь по поверьям этот амулет должен был защищать его от зла и нечисти.

Взрослыми дети становились в 14 лет, для этого тоже был специальный обряд – буллу торжественно снимали и позволяли ему надеть взрослую одежду. Таким образом, он становился полноправным римлянином.

Религия римлян

Боги, которым поклонялись в Древнем Риме, соответствовали древнегреческим богам, только теперь у них были другие имена.

Главными богами считались Юпитер, Юнона и Минерва, которые в древнегреческой мифологии носили имена Зевс, Гера и Афина. Эти боги были главными для патрицианских семей, а плебейскими богами считались Церера, Либер и Либера.

В честь всех этих богов выдвигались храмы и святилища, главным среди них выделяют храм Юпитера Капитолийского, а также храм Юноны Советчицы, при котором был двор, в котором чеканили монеты. Также почиталась богиня Диана, которая покровительствовала охоте и соответствовала греческой богине Артемиде, и покровительница домашнего очага Веста.

Римляне строго соблюдали священные обряды и традиции, связанные с почтением богов, но все же их отношение к богам было серьезным и деловым. Священнослужителями считались жрецы, существовали объединения жрецов, которые называли коллегиями, а также коллегия понтификов, среди которых был великий понтифик, возглавляющий всех римских жрецов.

Жрецы выбирались из числа аристократических семей, часто это были высшие магистраты и люди, занимающие значимую должность. Но особой касты жрецов, которые были бы исключительно заняты этой деятельностью, не существовало.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Ранняя республика Рим: гражданство, сословия, законы и борьба за власть
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРим завоевывает Италию: война с этрусками, галлами и греками

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Обычаи и традиции Рима

Древний Рим – это колыбель культуры Европы. Несмотря на то, что мы уже много повидали, некоторые традиции и обычаи Древнего Рима могут показаться нем весьма необычными, или даже странными. 


Обычаи и традиции Рима

Названия улиц

Зачастую римские улочки назывались в честь тех ремесленников или торговцев, которые там трудились. Так, к примеру, улица Сандальная – это улица была известна тем, что там делали сандалии. На этой улице была установлена статуя Аполлона, достаточно известная, а называлась она по улице - Apollo Sandalarius.


Названия улиц

Без зелени

На римских улочках нельзя было увидеть цветов или деревьев. Дело в том, что их было невозможно посадить из-за отсутствия места. Пробки на улицах Рима были знакомы всем уже давно. Конный военный отряд был безжалостен в попытках проехать по улице. Пешеходов не просто оттесняли, а даже били.


Без зелени

Эротические сцены

Многие стены домов украшались изображениями с эротическими сценами. Но это не было признано порнографией. А, наоборот, этим восхищались, этому поклонялись. Каждый художник, который мог красиво и зрелищно донести накал страстей таких изображений, был весьма ценным.


Эротические сцены

Свободные нравы

Свободные нравы – это то, как можно охарактеризовать атмосферу того времени. Вполне обычным явлением была педофилия, наравне с однополыми связями, оргиями. 


Свободные нравы

Действительно ли половая связь была настолько развязная?

Да, римляне не особо разбирались в своих половых связях. Единственное, что старались избегать – это внебрачные связи знатным богатых мужчин с женщинами ровней, из высокого общества. Ведь если в результате рождался ребенок незаконнорожденный, то при разделении наследства возникали большие проблемы.


Древний Рим
Совет

Если бы у вас была возможно попасть на римские пиры того времени – все бы вас очень сильно отговаривали. Дело в том, что такие зрелища не вызывают аппетита. Помещения были маленькие, столы маленькие. Людей разделяли подушки и ткани. Люди кучковались, было тесно. После еды и вина они потели, а чтобы это не стало причиной простуды – они укрывались накидками.

Гладиаторские бои


Гладиаторы Древнего Рима

Эта традиция перешла от греков. Гладиатором могли становиться не только пленные, но и обычные граждане, которые хотели заработать. Для этого им необходимо было принять присягу, а также объявить себя мертвым с юридической точки зрения. Помимо этого, ими становились гражданские преступники после приговора. Например, был ювелир, который обводил вокруг пальца своих покупателей.


Гладиаторские бои

Подобие кино

Можно сказать, что у римлян было кино. Когда разыгрывались исторические баталии, это походило на произведения. Как-то раз, чтобы как можно красочнее инсценировать битву, выкопали искусственное озеро. Представление потребовало 16 галер, а на них находились несколько тысяч гребцов и несколько тысяч гладиаторов. 


Подобие кино

Проституция

Как известно, это древнейшая профессия. Тут был расцвет. Жриц любви можно было найти где угодно. Они различались по стоимости услуг, а также по характеру услуг. Был один вид проституток, которые назывались бустуариями. Они бродили в ночной тьме у могил, кладбищенских костров. Зачастую они выполняли роль плакальщиц во время похорон. 


Проституция в Риме

Римские туалеты

Туалеты Рима славились своими большими размерами. Они были настолько вместительными, что в них одновременно могли находиться 50 человек. Пол выкладывали мозаикой (как правило, по центру изображался фонтан, а в остальных пространствах дельфины). Нередко можно было услышать музыкантов. Люди оживленное общались, обсуждали различные темы, а некоторые даже читали стихи. 


Римские туалеты
Вывод:

Ох уж этот необычный Рим, который удивлял и удивляет некоторыми своими традициями.


История Рима

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Римские нравы

Еще поговаривают о том, что на недавнем празднике Флоралий бесстыдные греки поколотили неугомонного сенатора Милония – на праздничном шествии любезный Милоний углядел кучку греков и, подобрав полы тоги, ринулся к ним, призывая кары богов и сыпля угрозами вставить им, грекам, stimul’ы пониже спины. Завязалась потасовка, Милония оттаскали за бороду, дальнейшие безобразия были пресечены городской когортой под заливистый смех собравшихся вокруг любопытных граждан.

Настоящая буря поднялась вокруг римского префекта-сабинянина, решившего устроить renovatio, «обновление» - так в папирусах префектуры именуется снос древних инсул, выстроенных еще при печально знаменитом своим самодурством и дикими выходками консуле Кукурулле.

Целые кварталы Кукурулловых инсул можно встретить не только в Риме, но и во многих иных городах Империи. В свое время строительство этих не самых удобных, тесных, но зато дешевых домов помогло многим гражданам, ютившимся в трущобах, оставшихся еще с эпохи Семи Царей. Однако теперь и сами инсулы начали превращаться в трущобы и им требуется замена.

Бывало идешь эдак по Субуре, размышляя о судьбах Империи, или цитируя Овидия, как вдруг тебе на голову из верхнего окна выплескивается содержимое ночного горшка. А то еще хуже, отваливается часть карниза или летит вниз черепица! Трубы, ведущие воду от акведуков, давно полопались, в жилищах водятся разнообразные инсекты, шныряют крысы, а кое-где жильцами одной инсулы записаны несколько тысяч варваров, приехавших в Рим из азиатских сатрапий!

Из-за renovatio начались громкие споры, причем громче всех начали вопить столичные иудеи, сами обитающие либо в престижных кварталах вокруг Форума и Палатинского холма, либо в виллах за стенами города – ну надо же, в них вдруг проснулось сочувствие к обитателям инсул! Впрочем, последних тоже объяло беспокойство: ходили слухи, будто их могут выселить куда-нибудь далеко за пределы Рима, отобрать стойла для лошадей, особенно ценные сейчас или не компенсировать ущерб в полновесных сестерциях. Дело дошло до самого Божественного Августа, который поставил на место римского префекта, сказав, что замысел недоработан.

Удивительное дело: едва граждане начали проявлять вполне обоснованное удивление, и появился намек на возможное возмущение, так сразу префектура пошла на попятный, начала отыгрывать назад, вносить в план изменения, переносить слушания в комициях на три декады вперед и так далее. Теперь вообще неясно, чем завершится данная задумка. Это, кстати, великолепно иллюстрирует положение дел в Риме – если дикие умбры постоянно визжат, что граждане Империи «бессловесные рабы», с которыми можно делать всё, что угодно, то история с инсулами доказывает строго обратное.

Я же повторю сказанное еще несколько лет назад: префекта-сабинянина сами выбирали. Вы бы еще этруска выбрали!

fishki.net

Действительно ли падение нравов было предвестником разрушения Римской империи?

Цитата из книги "История Рима" Моммзен Теодор. Было ли падение нравов первопричиной, или любое могущественное государство теряет бдительность уверовав в свою исключительность решайте сами

В Риме с древнейших времен жизнь и поведение каждого гражданина строго и точно определялись старинными формами и приличиями. Римлянин должен был вести в порядке свои дела, поддерживать строгую степенность в доме, исполнять свои обязанности и уметь отстаивать свои права. Поколения за поколениями сходили с земного поприща, а римляне желали быть только хорошими гражданами, только такими, каковы были их отцы,- и это выработало в римском обществе, особенно в знатных семействах, такое чувство народной гордости и такой патриотизм, подобного которым уже не было ни в каком другом человеческом обществе, создало такой духовный строй, который нам кажется принадлежностью как бы какого-то иного мира. Особенно ярко выражалось это чувство живой связи со своими предками, неразрывного духовного родства с ними в похоронных обрядах, которые очень долго сохраняли свои древнейшие формы.

С течением времени, по мере того как Рим распространял свои владения в чужих странах, римляне стали ощущать потребность в иной, более богатой и разнообразной умственной жизни и увлеклись блестящею эллинскою цивилизациею, но вместе с ее дивными плодами усвоили они и все дурные ее стороны и им даже сильнее поддались. Особенно могущественно было влияние эллинизма на римлян потому, что римлянам предстояла совершенно новая для них задача: устроить отношения со множеством народностей, выработать условия для совместной жизни со многими покорившимися им народами, а у греков эта задача была уже в значительной степени разрешена, у них была уже создана та гуманистическая и даже космополитическая цивилизация, которая была пригодна для совместной жизни и деятельности разных племен и народов.

В области внешней политики эллинское влияние привело к «эллинофильству», к странной идее, что необходимо «освободить» греков от Македонии. Что явилось в Греции как результат такой политики Рима, мы уже видели. Значительнее и глубже было греческое влияние в области религии и нравов. В Италии еще недавно жили религиозные верования, поражавшие греков своею искренностью, хотя старинная, простая, богобоязненная религия уже и обращалась мало-помалу в сложную и искусственную богословскую систему, с толкованиями мифов, с распределением богов по рангам, с развитием жречества и усилением влияния жрецов; теперь стал исчезать старинный, вековечный лес народных верований – и почва быстро зарастала сорною травой, грубыми и вздорными суевериями. В Рим проникли многие из религиозных верований соседних племен, и именно наиболее странные и фантастические. С Востока распространился в Риме культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Ганнибаловской войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу. Затем явился в Риме культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с ним упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. И в столице, и по всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось и в области верований и в области нравственности.

Встречались еще римляне, придерживавшиеся старинного образа жизни, как, например, Катон. Катон жил очень скромно, в доме у него не было никаких украшений, его стол был самый простой, хозяева ели то же, что и рабы, во всем наблюдался строгий порядок, и раб наказывался за малейшую провинность. К жене Катон относился довольно сдержанно, но воспитание детей, особенно сына, считал своею главнейшею обязанностью и говорил, что важнее быть хорошим семьянином, чем влиятельнейшим сенатором; с сыном он лично занимался всеми гимнастическими упражнениями, для него же написал собственноручно и свои наставления, сделавшиеся одним из драгоценных источников наших сведений о тогдашней римской жизни, о ее светлых и темных сторонах. Но такие люди, как Катон, были уже редкими исключениями, нравы падали с ужасающею быстротою.

В Риме появились куртизанки, и содержать их стало чуть ли не требованием хорошего тона. Число браков стало уменьшаться, а число разводов возрастать. На почве семейных денежных отношений совершались преступления, о которых прежде не было и слыхано. Ослабли прежние строгие взгляды на положение женщины в семье, началось стремление женщин к расширению своих прав, особенно благодаря скоплению в руках некоторых женщин огромных капиталов, это явление приняло такие размеры, что законом были ограничены права женщин по наследованию.

Страшно усиливалась роскошь в устройстве домов, в одежде, в столе, вошли в обычай совершенно неизвестные прежде пиры по греческим образцам, с возлежанием, музыкой, с большим количеством всевозможных яств, вместо того что прежде бывало всего по две перемены блюд. Появились в Риме дорогие повара, специалисты-булочники, кондитеры.

Развивалась привычка убивать время, ничего не делая: входили в обычай разные домашние праздники, учреждались новые общественные празднества и устраивались с величайшею роскошью, сопровождались обыкновенно гладиаторскими играми. В первый раз эти игры были устроены в 490 г., скоро они стали необходимою принадлежностью не только всякого общественного праздника, но даже и большого пира у частных лиц. Из Рима эти игры проникли и в Грецию, здесь публика, обладавшая более изящным вкусом, встретила эту грубую забаву неодобрительно, но скоро широкие круги к ней привыкли и интересоваться гладиаторами стали и эллины.

В области духовной деятельности последних лет республики нам не придется отмечать много нового. Религиозные интересы оставались таковыми же, какими были они в эпоху начавшегося увлечения эллинизмом. Государственная религия сохранялась как политически удобное учреждение, но ничьей души она уже не волновала. Стоицизм, долго господствовавший в римском обществе, утратил в это время свое влияние: люди пресытились его ухищренною терминологией и бессодержательностью – теперь в Риме распространялась система Эпикура, вполне подходящая для людей, склонных искать забвения тревог жизни в бесцельной апатии или в поверхностной иронии. Как всегда бывает – и здесь с неверием об руку шло суеверие,- это две стороны одного и того же душевного настроения. В Риме исчезла вера – и все более и более стали распространяться культы божеств персидских и особенно египетских, самых скучных и странных из всех божеств, почитавшихся у народностей, которые жили по берегам Средиземного моря. В годы наибольшего безразличия к своим, старинным божествам случались в Риме самые странные проявления суеверного страха пред египетскими пародиями на божество. В это время начал распространяться в Риме и так называемый неопифагореизм, странное религиозное построение, соединявшее в себе разрозненные элементы самых различных философских систем и смешивавшее первые проблески естественнонаучных сведений с мистическими бреднями.

Общее образование по своему духу и содержанию еще более приблизилось к эллинскому. Из числа общеобразовательных предметов военное искусство и сельское хозяйство теперь были исключены. Круг школьного обучения заключал в себе так называемые «семь свободных искусств»: грамматику, логику (или диалектику), риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку, к ним присоединялись еще медицина и архитектура. Греческая литература лежала по-прежнему в основе общего образования и изучалась более серьезно и с более учеными приемами, чем прежде. Почти обязательным считалось закончить образование в Афинах или на Родосе. Александрия, центр строгой науки, посещалась реже. Болтовня афинских мудрецов или родосских риторов передавала римской молодежи по преимуществу вредные элементы эллинизма, и сами современники замечали, что эллинская культура в Италии за последние десятилетия скорее понизилась, чем развилась. Нация, разоренная, истощенная нравственно, перенесшая столько ужасных кризисов, не усваивала уже бесконечно великих произведений эллинского духа, а воспринимала эллинскую культуру внешним образом, и часто именно нездоровые ее плоды.

thequestion.ru

«Римские нравы и римская религия времен республики»

«Римские нравы и римская религия времен республики» - страница №1/1


Урок в проблемно – диалогической технологии.

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградской области

Конорева Ольга Алексеевна

Класс -5-й. Предмет – история.

Тема: «Римские нравы и римская религия времен республики».

Эпиграф: «O tempora! O mores!»

«О времена! О нравы!»

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

обучающиеся смогут:



  • объяснить смысл новых понятий; фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик;

  • давать характеристику древнеримским божествам;

  • сравнивать современную и древнеримскую семью и нравственные устои.

Метапредметные:

Регулятивные:

обучающиеся смогут:



  • определить цель своей деятельности на уроке;

  • планировать действия направленные на достижение поставленных целей,

  • выдвигать различные гипотезы в проблемной ситуации;

  • соотносить результаты своей деятельности с целью;

  • оценивают полезность информации для собственной жизни.

Коммуникативные:

обучающиеся смогут:



  • доносить свою позицию до других при анализе исторических источников, иллюстраций,

  • учитывать мнение одноклассников при сравнении римских и греческих богов,

  • уметь работать в группе во время составления рассказа, анализа басни, работы с таблицей.

Личностные:

обучающиеся смогут:



  • высказывать свое мнение о нравственной роли семьи и религии в Древнеримском обществе периода республики.

  • самоопределяться в жизненных ценностях семьи, нравственных началах и религии.

Основные понятия:

  • фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.

  2. Видеофильм «Древний Рим».

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Обсуждение с обучающимися отрывков из сочинений древних авторов:

1.1.Плутарх. Наставление супругам.

Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как далее склеенные горшки сперва легко рассыпаются от малейшего толчка, зато со временем, когда места скреплений станут прочным, ни огонь, ни железо их не возьмут. Слово «моё» и «не моё» необходимо исключить из семейной жизни. Как ушибы левой стороны, по словам врачей, отдаются болью справа, так и жене следует болеть за дела мужа, а мужу – за дела жены.

Диалог: «О чем говорит Плутарх?»

Предполагаемый результат: « О семье.»

Термин «семья» выносится на доску.

1.2.Сенека. Нравственное письмо к Луцилию.

А что лучшее в человеке? Человек силен? И львы тоже! Он красив? И павлины красивы! Он проворен? И лошади проворны. Он может двигаться и произвольно направлять движения? Но так же и звери, и черви! У него есть голос? Но у собак голос звонче, у орлов- пронзительней, у быков – гуще, у соловьев – приятней. Что же присуще именно человеку?

Диалог: « Что имеет в виду Сенека?»

Предполагаемый результат: «Разум. Нравственность. Мораль.»

Термин «нравственность» записывается на доске.

1.3.Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Также поверить никак невозможно и в то, что святые

Где- то жилища богов обретаются в мира пределах,

Ибо природа богов настолько тонка и от чувства

Нашего столь далека, что едва ли умом постижима.

Если ж она осязанью рукой и толчками недоступна,

То и сама не должна осязать то, что мы осязаем:

То, что нельзя осязать, и само осязанию чуждо.

Диалог: « Природу какого явления описывает Лукреций Кар?»

Предполагаемый результат: «Религия»

Термин «религия» фиксируем на доске.

На основании предложенных терминов обучающиеся формулируют тему урока.

Таким образом, нам необходимо образовать 3 группы, которые будут работать по 3-м направлениям:


  • Семья

  • Нравственность

  • Религия

  1. Создание проблемной ситуации:

  1. Выскажите предположение на предмет того, похожи ли древнегреческая семья, нравственность и религия на современные?

  2. Что вы взяли бы из Древнего Рима в нашу сегодняшнюю жизнь, а от чего отказались?

  1. Какие у вас есть версии решения проблемы? (дети выдвигают предположения по проблеме)

  1. Актуализация имеющихся знаний.

  1. Давайте подумаем, что мы уже знаем по данному вопросу?

О семье обучающиеся знают из курса обществознания.

1 группа. Предполагаемый ответ: «Семья это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью и взаимопомощью. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.Большинство людей имеют семью. Семьи бывают двухпоколенными или трехпоколенными. Иногда-неполными. Чаще современные семьи насчитывают 3-5 человек. Семья ценилась во все времена. Бобыль или человек без семьи считался всегда обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей так же естественно, как необходимо и естественно трудиться… »

2 группа. О нравственности.

Предполагаемый ответ: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Человек, наделенный моральными принципами, нарушая их, испытывает чувство совести и вины.Благородные нравственные поступки не требуют наград. Благодарностью служит сам добрый поступок.

Ответственность перед другими, уважение к родителям, доброта, правда, честь, совесть – эти качества универсальны, ценятся в современном обществе, как и в другие времена…»

3 группа. О религии.

Предполагаемый ответ: «Религия – вера в существование сверхъестественных существ, способных влиять на судьбу человека. Мы знаем о невозможности древнего человека объяснить физические явления и о поклонении силам природы. Знакомы с религией Древней Греции, её иерархической структурой. Представляем сущность языческих верований, а также мировых религий, таких как буддизм…»



  1. Планирование.

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Обсудите в группах и озвучьте план изучения данной темы.

  • Римская семья.

  • Древние нравы римлян.

  • Религия древних римлян периода республики.

  1. «Открытие» нового знания.

Группам раздаются карточки образовательного ресурса.

1 карточка ресурса.

Основные понятия: фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.

Задание: по тексту учебника § 46 познакомьтесь с толкованием данных понятий и распределите по 3-м группам:


«семья»

«нравы»

«религия»

Фамилия

Патрон

Лары

матрона

Клиент

Пенаты

Весталка

Великий понтифик

Выносятся на доску ответы в виде таблицы.

2 карточка ресурса.

Работа в группах с раздаточным материалом.

1 группа. «Семья».

Рельеф «Мать, защищающая своих детей».

Задание: рассмотреть древнеримский рельеф, ответить на вопросы:


  1. Какие чувства у вас вызывает данное изображение?

  2. Какое отношение матери к детям передает рельеф?

Ресурс: текст учебника п. 1. § 46.

Задания:


  1. Составьте рассказ об укладе жизни в древнеримских семьях.

  2. Чем древнеримская семья отличается от современной?

2 группа. «Нравы».

Ресурс: Жизнеописание Цинцинната – известного политического деятеля Рима, жившего в V веке до н.э.

Став в 460 году до н.э. консулом, он выступал против своеволия народных трибунов и за усиление власти сената. Его хотели выбрать в консулы и на следующий год, но он воспротивился этому, так как не желал нарушать закон, запрещавший одним и тем же лицам два года подряд занимать одну и ту же должность. В 458 году до н.э. ввиду опасности, угрожавшей Риму, Цинциннат был назначен диктатором. Послы, явившиеся в его поместье за Тибром с известием об этом назначении, застали его работающим в поле. Одержав блистательную победу над врагами, Цинциннат с триумфом вернулся с богатой добычей в Рим. Через 16 дней он отказался от должности диктатора и вернулся к себе в поместье.

Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу. В последующих веках его имя часто упоминалось в разговорах о полководцах или политических деятелях, прославившихся великой скромностью и преданностью общественным интересам.

Вопросы:


  1. Какие черты личности этого человека вы можете выделить?

  2. Как они характеризуют Цинцинната?

  3. Были ли эти черты свойственны многим гражданам Рима времен республики?

Ресурс: текст учебника п.2 § 46.

Вопросы:



  1. Какие качества личности ценились в Древнем Риме времен республики?

  2. Что осуждалось?

Ресурс: басни, автор - древнеримский баснописец – Федр.

Лиса и ворон.

Кто любит слышать похвалы коварных уст,

Позорно тот, наказанный, раскается.

Когда похитил ворон сыр с оконницы

И съесть его хотел, присев на дерево,

Лиса, подкравшись, завела такую речь:

«Ах, ворон, как твои сияют перышки,

Как ты лицом прекрасен и осанкою!

Будь голос у тебя – всех птиц затмил бы ты!»

Тот, сдуру вздумав отличиться пением,

из клюва выпускает сыр, который вмиг

лисы коварной пасть хватает жадная.

И лишь тогда воронья дурь раскаялась.

Отсюда видно, что всего важнее ум:

Сама добродетель уступает хитрости.

Лиса и аист.

Не делай зла: иначе, учит басенка,

Тебе твои же плутни будут карою.

Лиса к обеду пригласила аиста

(Гласит молва) и на тарелку плоскую

Похлебки жидкой налила, которую

Не склюнуть было аисту голодному.

Ответный пир готовя, аист кашею

Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,

Наелся сам, замучив гостью голодом.

И так сказала птица перелетная

Лисе, края кувшина тщательно лижущей:

«Кто дал пример- терпи от тех, кто брал пример».

Замерзшая змея и крестьянин.

Кто помогает злым, потом раскается.

Змею, совсем замерзшую от холода,

Себе на горе кто- то пригрел за пазухой,

А она, ожив, тотчас его ужалила,

И на вопрос, зачем она это сделала,

Сказала: «Чтоб впредь не помогали злым».

Задание:

1.Какие нравственные уроки дают нам древнеримские басни?

2. Актуальны ли они сегодня?

3 группа. «Религия»

Карточка ресурса: Римские боги – изображение.


Венера


Веста


Марс


Меркурий


Минерва


Сатурн


Фортуна


Юнона


Юпитер

Янус


Сильван


Ресурс:текст п.3 § 46.

Задание:


  1. Что древние римляне заимствовали у греков?

  2. Выявите черты самобытности древне римских верований?

  3. Что из древнеримской религии дошло до наших дней, что изменилось и почему?

Выступления от групп.

  1. Применение нового знания.

Какой ответ на основные проблемные вопросы урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Используя новые знания, выполните самостоятельную работу:

Задание 1.

Приведите в соответствие:


  1. Понтифик а) жрицы храма богини домашнего очага

  2. Весталка б) хранители нравственных устоев

  3. Фамилия в) хранители домашнего очага и припасов

  4. Лары г) жрецы, связывающие богов и людей

  5. Пенаты д) семья

Задание 2.

Укажите отличия устоев древнеримской семьи и нравов от современных.



  1. Рефлексия (итог урока).

Диалог:

  1. Какие затруднения возникли на уроке при разрешении проблемы?

  2. Какие цели нами были поставлены?

  3. Каких результатов мы добились?

  4. Соответствует ли результаты цели?

Карточка ресурса: вам даны 3 символа: чемодан, мясорубка, корзина.

Что из древнеримской истории семьи, нравов, религии вы возьмете с собой и будете использовать в современной жизни – положите в чемодан, что нуждается в переработке, видоизменении, осовременивании – отнесите к мясорубке, что вам кажется изжившим себя, ненужным современному человеку- выбросите в корзину.

Спасибо всем за урок.

Домашнее задание.

Расширить свои знания о семье, нравах и религии Рима периода республики, используя дополнительную литературу и интернет – ресурсы.

umotnas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *