Идея установки светофора на уличных перекрестках для регулирования движения транспорта принадлежит лондонцу Джону Пику Найту. По профессии он был специалистом по железнодорожным семафорам.
Первый из светофоров был сконструирован и установлен на улице Лондона в 1868 году. Сигналы в нём переключались вручную двумя стрелками. Горизонтальное их положение обозначало «стоп», под углом в 45 град. — разрешение осторожного движения. Для различения в ночной темноте семафорных сигналов пользовались газовым фонарем. Вращаясь, он светил зеленым либо красным цветом.
Автоматическая система переключения светофорных сигналов была изобретена и запатентована в Чикаго в 1910 году. Через пару лет водители познакомились с первым электрическим светофором, имеющим сигнальные фонари привычного нам ныне зеленого и красного цветов. Как ни странно, данное изобретение в то время не было запатентовано.
Понемногу улицы крупнейших американских городов (Кливленда, Нью-Йорка, Детройта) стали обзаводиться светофорами. Большинство из них имело два сигнала — красный и зеленый, запускаемые специально приставленными для этого полицейскими, сидящими на перекрестках в стеклянных будках.
Затем, в 1920 году в конструкциях их начали использовать и желтый сигнал. В Европе первые светофоры были установлены в Париже, Гамбурге и городах Англии. Конструкции с обратным отсчетом возникли лишь в 1998 году, произошло это во Франции.
В нашей стране установка первых светофоров пришлась на начало тридцатых годов прошлого века. Самый первый был установлен в Ленинграде на пересечении улиц, известных ныне в качестве Невского и Литейного проспектов. Произошло это в начале 1930 года. Примерно через год заработал первый экземпляр светофора в Москве, на перекрестке Кузнецкого моста и ул. Петровки.
В наши дни движение на дорогах немыслимо без такого мощного средства его планирования и организации, как светофоры. Главными задачами их является оптимизация качества движения на дорогах и достижение высокого уровня безопасности. Светофорное регулирование — важнейший инструмент общей концепции транспортного движения, состоящий из мероприятий по оптимальной организации распределения потоков транспорта, безопасности пешеходов и велосипедистов и использования конкретных маршрутов транспортными средствами.
В целях безопасности устанавливаются они в тех местах, где высока вероятность ДТП, снизить которую можно лишь устройством постоянного регулирования. А также в случаях, когда другие мероприятия (установка запрещающих и ограничивающих скорость движения знаков, устройство нерегулируемых переходов для пешеходов) являются недостаточно эффективными.
Светофоры в обязательном порядке положено устанавливать в местах, где часто не соблюдается правило приоритета при проезде перекрестков. А также там, где движение характеризуется высокой скоростью либо интенсивностью, при ограниченной видимости и затруднениях в определение правил приоритета проезда, при малой пропускной способности дорожного участка.
Транспортные светофоры, помимо того, выполняют определенные экологические задачи. Например, так называемая зеленая волна имеет целью поддержать однородную скорость транспортного потока и снизить число остановок.
При этом меньше расходуется топлива, снижается объем выделяемых выхлопов и шум от движущегося транспорта. Данный фактор немаловажен в крупных городах на улицах с интенсивным движением. Большую роль играют светофоры также в обеспечении безопасности велосипедистов и пешеходов.
По виду и назначению существует огромное множество моделей светофоров. Есть модификации со стрелками и без, двумя либо тремя световыми сигналами, устанавливаемые на железнодорожных переездах или велосипедных дорожках. Всё это — транспортные светофоры. Светофор пешеходный устраивается исключительно для безопасного движения по проезжей части людей.
Самые привычные, широко распространенные виды их, — дорожные уличные. Пешеходный переход со светофором можно встретить на дороге любой страны.
Как известно, в конструкциях для автомобилей обычно используются все три традиционных цвета — зеленый, желтый и красный. Когда светофор вертикальный, красный всегда сверху, зеленый — снизу. При горизонтальном расположении его левее всего расположен красный, справа — зеленый. Часть автомобильных снабжено дополнительной секцией.
В чём назначение желтого сигнала? Для автомобильных светофоров это обозначает следующее: проезд за стоп-линию разрешен, но скорость проезда на участок, регулируемый светофором, должна быть непременно пониженной. То есть водитель обязан быть готовым к переключению светофора на красный цвет. Данный сигнал в ряде конструкций может быть и оранжевого цвета.
Регулировка движения при помощи светофоров также может быть различной. При постоянном регулировании его режим не подлежит изменению и не зависит от времени суток или дня недели. Другой вид — адаптивное. Оно в определённой мере зависит от величины транспортного потока. При этом может меняться либо последовательность, либо количество, либо продолжительность фаз переключения сигналов.
При других формах адаптивного регулирования меняться могут все три показателя. Режим, именуемый зеленой волной, возможен лишь при постоянном регулировании либо адаптивном с изменяющейся продолжительностью световых фаз.
Рассмотрим теперь нетранспортный — пешеходный светофор. Устанавливаются они на официально зарегистрированных пешеходных переходах. Как правило, оборудованы они всего двумя сигналами — разрешающим и запрещающим. По внешнему виду конструкции для людей могут немного различаться между собой. Самый известный светофор пешеходный — в форме человеческих силуэтов — зеленого (идущего) и красного (стоящего).
В других странах могут быть и иные обозначения. Например, в Штатах красным сигналом служит поднятая ладонь. Порой вместо ладони либо человечков можно увидеть надписи «стойте» и «идите». На улицах Осло запрещающий сигнал пешеходного светофора выглядит, как пара стоящих рядом красного цвета человеческих фигурок.
Все данные сложности подразумевают удобство для людей с дефектами зрения или страдающих дальтонизмом, то есть плохо различающих цвета. В этих же целях в большинстве стран обычно световые сигналы пешеходного светофора дублируются звуковыми.
Какова же конструкция пешеходного светофора? Здесь имеется несколько вариантов. Один из них — на основе ламп накаливания либо галогенных. Светофор пешеходный в данном случае состоит из собственно лампы с отражателем, светофильтра, линзы Френеля и защитного козырька.
Другие получившие широкое распространение светофоры сконструированы на основе светодиодов. Они обладают определенными преимуществами, а именно: более ярким цветом, пониженной вероятностью паразитной засветки. Кроме того, они меньше подвержены разрушению — в случае выхода из строя отдельного светодиода вся остальная конструкция сохраняет работоспособность.
К тому же конструкция подобного светофора является более простой и состоит из светодиодной матрицы, антивандального стекла и козырька.
По статистике четверть всех наездов на пешеходов происходит на переходах для них, не имеющих светофоров. В сумерках и ночью водителям порой бывает трудно вовремя заметить пешеходный переход. Что же можно сделать для повышения уровня безопасности нерегулируемых переходов?
Наилучший выход на настоящий момент — оборудование таких переходов светофорами типа T7. Это светодиодные конструкции желтого цвета. Они способны быть увиденными водителем издалека. А путем импульсной светодиодной индикации такой светофор в сумерках или в темноте безошибочно предупредит водителя о приближении пешеходного перехода и необходимости снижения скорости. В результате по сигналу такого пешеходного светофора переходить дорогу намного безопаснее.
Такой светофор питается от электросети, затраты на его установку в основном приходятся на процедуру прокладки кабеля и стоимость последнего.
Еще более эффективным решением может быть устройство светодиодного светофора, работающего от солнечной батареи. Себестоимость его установки вполовину меньше таковой при прокладке кабеля и укладывается в сумму 40-50 тыс. р. К тому же происходит существенная экономия средств на электричестве.
Светофор пешеходный на солнечных батареях в наши дни — достижение самых передовых технологий. Установка такой конструкции не подразумевает копку траншеи, подключение кабеля к электросети и его защите, оплаты электроэнергии.
Не знают себе равных комплект из светодиодного светофора и мини-электростанции солнечного типа. Такой светофор на пешеходном переходе может быть помещен на сам дорожный знак и начнет работать сразу же после установки. Время работы его в автономном режиме — не менее 8 лет без какого-либо обслуживания.
Благодаря низкому энергопотреблению такие светофоры долговечны, аккумуляторная батарея его может работать без подзарядки на солнечных лучах в течение трех суток.
В светлое время суток аккумулятор заряжается от мощной солнечной батареи. Процесс зарядки происходит даже зимой или в пасмурную погоду. Благодаря встроенному контроллеру полного разряда батареи никогда не происходит.
Напоследок стоит упомянуть о том, что в России имеется даже специальный памятник светофору! Скульптура установлена в 2006 году на улице города Новосибирска.
fb.ru
Статья написана в виде набора тезисов. Все материалы по светофорному регулированию доступны по ключевому слову Светофор.
Наиболее очевидные ошибки при проектировании светофорных объектов описаны в статье Четыре светофора. Детальная настройка светофора на реальном примере — см. статью Оптимизация светофорного регулирования. Время терпеливого ожидания пешехода — очень важный фактор для безопасности дорожного движения на регулируемом пересечении. Для оценки качества программы светофорного регулирования используется Уровень обслуживания перекрестка со светофорным регулированием. Ну и в завершение про Диагональные пешеходные переходы.
Светофоры — это мощное средство организации дорожного движения предназначенное для решения двух основных задач:
Светофоры регулируют движение транспорта на нескольких уровнях: в транспортной сети в целом, на перегонах (участках между пересечениями) и на пересечениях. Таким образом светофорное регулирование является важным инструментом реализации транспортной концепции, которая включает в себя мероприятия для ускорения движения общественного транспорта, мероприятия для безопасного пешеходного и велосипедного движения и мероприятия для использования транспортными потоками определенных маршрутов.
Для обеспечения безопасности дорожного движения светофор имеет смысл устанавливать в том случае, когда ожидаемы (или уже происходят) дорожно-транспортные происшествия (ДТП), которых можно избежать при устройстве светофорного регулирования, а также когда другие мероприятия (например, ограничение скорости движения, запрет обгона, нерегулируемые пешеходные переходы ) не имеют успеха.
В частности, светофорное регулирование помогает уменьшить количество ДТП в следующих случаях:
Качество движения в целой транспортной сети, а также на перегонах и на пересечениях может быть серьезно улучшено с помощью светофорного регулирования.
Также светофоры используются для управления въездом (заградительные светофоры) для того чтобы:
Качество движения общественного транспорта и не моторизированных участников дорожного движения (велосипеды и пешеходы) также существенно улучшается при соответствующей настройке светофорного объекта на пересечениях.
На автомобильных дорогах высших категорий с высокой нагрузкой (интенсивностью движения) светофорное регулирование применяется для ограничения въезда на эти дороги и улучшения условий выезда с этих дорог.
При сильно изменяющихся интенсивностях движения по направлениям на одной дороге (например, утром в центр города, вечером из центра города) может быть устроено светофорное регулирование на отдельных полосах для изменения направления полос движения (устройство полос с реверсивным движением).
Во многих случаях устройство светофорного регулирования позволяет уменьшить площадь объектов транспортной инфраструктуры (например, замена кольцевого пересечения на перекресток с уменьшением площади и увеличением пропускной способности).
Все мероприятия (например, дополнительные промежуточные светофоры, «зеленая волна » или адаптивное светофорное регулирование):
уменьшают расход топлива, выделение выхлопных газов и уровень транспортного шума. Это особенно важно для участков улиц с интенсивным использованием прилегающих территорий (торговые, общественные зоны и т.д.) или сильными пешеходными или велосипедными потоками.
Светофоры бывают двух типов:
Транспортные светофоры различаются видом и назначением. Ниже приведены наиболее распространенные (см. описание ниже).
Т.1 и модификации со стрелками — стандартные светофоры для транспортных средств. Т.1 применяется также для пропуска пешеходов при отсутствии пешеходных светофоров.
Т.2 — применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). Ни разу не был замечен мной в РФ.
Т.3 и модификации — уменьшенные светофоры Т.1. Являются повторителями Т.1 при затрудненном восприятии основного светофора.
Т.4 — устанавливаются для указания разрешенного направления движения для каждой полосы при устройстве реверсивного движения. Кроме того эти светофоры устанавливаются на въезде в туннели.
Т.5 — специальные светофоры для общественного транспорта, движущегося по выделенной полосе.
Т.6 и Т.10 — устанавливаются на железнодорожных переездах.
Т.7 — обозначает нерегулируемый перекресток или пешеходный переход.
Т.8 — применяется при временном сужении проезжей части (чаще всего при ремонте) для организации реверсивного движения по одной полосе.
Т.9 — Применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом. Ни разу не был замечен мной в РФ.
Пешеходные светофоры предназначены исключительно для пропуска пешеходов.
Светофорное регулирование бывает:
Отдельно стоит вынести режим сетевой координации светофоров типа «зеленая волна». Реализация «зеленой волны» возможно только при режиме постоянного светофорного регулирования и режиме адаптивного светофорного регулирования с изменяющейся продолжительностью фаз («pulsating green waves»).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
transspot.ru
Классификация транспортных светофоров.
Классический трёхсекционный транспортный светофор с вертикальным (реже с горизонтальным) расположением сигналов.
Такие светофоры применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях, а также на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками.
Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пунктах, пересечениями дороги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств.
Светофоры с дополнительными секциями.
Светофоры с дополнительными секциями применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях.
Светофоры с функцией регулирования движения в определённых направлениях.
Такие светофоры применяют в тех случаях, когда хотят организовать бесконфликтное движение транспорта в пределах перекрёстка.
То есть, если уж на таком светофоре загорелся зелёный сигнал, то, двигаясь через перекрёсток, уступать дорогу никому не придётся.
При этом над каждой полосой висит свой персональный светофор и показывает разрешённые направления движения с данной полосы.
Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.
Такие светофоры применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.
Реверсивные светофоры.
Реверсивные светофоры любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных полосах проезжей части при организации реверсивного движения.
Двухсекционный светофор.
Двухсекционные светофоры допускается применять для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций, а также при временном сужении проезжей части для организации реверсивного движения по одной полосе.
Два красных попеременно мигающих сигнала или один красный мигающий сигнал, или один белый мигающий сигнал.
Такие светофоры применяют для регулирования движения через железнодорожные переезды. Светофоры с красными сигналами любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через разводные мосты и на причалах паромных переправ.
Допускается применять их в местах выезда на дорогу транспортных средств оперативных служб.
Четырёхсекционный светофор с сигналами белого цвета.
Эти светофоры предназначены для регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
Применение таких светофоров даёт возможность организовать на перекрёстке бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств (движение маршрутных ТС не пересекается с движением остального транспорта).
Пешеходный светофор.
Пешеходные светофоры применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Светофоры для велосипедистов.
Такие светофоры применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или с регулируемым пешеходным переходом.
Это либо специальный «велосипедный» светофор, либо обычный светофор (уменьшенного размера) с дополнительной табличкой.
Несколько слов о сигналах регулировщика.
Когда вы начнёте активно ездить по дорогам общего пользования, то светофоры вам будут встречаться часто. А вот регулировщик сегодня – явление крайне редкое. Поэтому даже водители со стажем не всегда уверенно себя ведут, увидев на перекрёстке вместо привычного светофора «непривычного» регулировщика.
А между тем в арсенале регулировщика всего-то три сигнала.
Сигнал 1 – правая рука, поднята вверх.
Сигнал 2 – руки разведены в стороны или опущены вниз. (Попробуйте постоять с разведёнными в стороны руками хотя бы пару минут, и вы поймёте, почему Правила разрешили регулировщику показывать этот сигнал и так, и так).
Сигнал 3 – правая рука вытянута вперёд.
И, собственно, всё. Больше у регулировщика ничего нет. Правда, при этом он может повернуться к вам либо грудью, либо спиной, либо правым или левым боком, и это тоже имеет значение.
О том, что означает каждый сигнал регулировщика, мы подробно поговорим в Теме 6.2, но сначала поговорим о сигналах светофоров.
xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai
Светофором называется оптическое сигнализирующее устройство, которое предназначено для регулирования движения автомобилей, велосипедов и других транспортных средств, а также пешеходов. Применяется во всех мировых государствах без исключения.
Интересно! Ранее в Японии не было зелёного света в светофорах. Его заменял синий. Но учёные доказали, что зелёный более приемлем для человеческих глаз.
Самыми распространёнными являются трёхцветные светофоры с круглыми сигналами: красным, жёлтым и зелёным.
Такой светофор имеет, как правило, три цвета, расположенных по порядку: красный, жёлтый, зелёный – сверху вниз или слева направо. Такие светофоры устанавливаются на перекрёстках. Они предназначены для одновременного пропуска всех видов транспорта по всем направлениям, разрешенным ПДД. Также их устанавливают на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрёстками. Допускается устанавливать такой светофор и на железнодорожном переезде в населённых пунктах, на пересечении дороги с трамвайными путями, перед велосипедной дорожкой и проезжей частью.
Также их можно увидеть там, где происходит сужение проезжей части для пропуска встречного транспорта попеременно.Интересный факт! Первый трёхсекционный светофор был установлен в Детройте в 1920 году.
Светофоры с двумя секциями применяются для регулирования потока движения на территориях индустриальных предприятий и организаций, а также на время сужения проезжей части для организации однополосного реверсивного транспортного потока.
Такой одноцветный светофор встречается на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.
Светофоры могут оборудоваться и дополнительными секционными отделами со стрелками или контурами стрелок. Они регулируют движение дорожного потока в том или ином направлении. Работают такие светофоры, согласно ПДД, следующим образом:
Дополнительная секция светофора с зелёной стрелкой на чёрном фоне по ПДД разрешает проезд, но не предоставляет преимуществ во время разъезда. Порой можно встретить всегда горящий зелёный сигнал, который выполнен в виде таблички со сплошной зелёной стрелкой. Это означает по ПДД, что поворот разрешён, невзирая на запрещающие сигналы светофора.
Такие светофоры устанавливаются в тех местах, где необходима организация бесконфликтного транспортного движения на перекрёстках. Если на одном из таких светофоров загорается зелёный свет, то, пересекая перекрёсток, можно не уступать дорогу. Чтобы не возникало аварийных ситуаций, над каждой полосой размещаются персональные светофоры, которые показывают направление движения, которое разрешено с конкретной полосы.
Чтобы регулировать движение по полосам проезжей части, применяются реверсивные светофоры. Это специальные регуляторы контроля полос. На таких светофорах могут быть размещены от двух до трёх сигналов: красный сигнал в виде буквы «Х» запрещает движение по конкретной полосе. Стрелка зелёного цвета, которая направлена вниз, наоборот, разрешает движение. Диагональная стрелка жёлтого цвета сигнализирует о том, что режим движения по полосе изменён, и показывает, в каком направлении нужно с неё съехать.
Обычно такие светофоры имеют лишь два вида сигналов: первый – разрешает, второй – запрещает. Как правило, им соответствуют зелёный и красный цвета. Сами сигналы могут быть разной формы. Зачастую они изображаются в виде стилизованного силуэта человека: стоящего красного и идущего зелёного. Например, в Америке запрещающий сигнал выполняется в виде красной поднятой ладони, означающей «стоп». Порой используются надписи: красная «stop» и зелёная «walk». В других странах, соответственно, на других языках.
На магистралях с оживлённым движением устанавливаются светофоры с автоматическим переключением. Но бывают случаи, когда можно переключать светофор по нажатию специальной кнопки, что позволяет переходить дорогу в течение определённого времени. Современные светофоры для удобства оснащаются цифровым табло обратного отсчёта времени. Для невидящих людей в светофоры монтируют звуковые устройства.
Светофор для трамвая, как правило, ставится перед участками с ограниченным обзором, длительными подъёмами и спусками, при трамвайном депо и перед стрелками. Сигналы светофора для трамвая бывают двух видов: зелёного и красного. Они устанавливаются либо справа от путей, либо вешаются по центру над контактным проводом. В основном такие светофоры оповещают водителей трамваев о том, занят ли путь далее или нет. Они не регулируют движения других транспортных средств и являются сугубо индивидуальными. Их работа выстроена автоматически.
Далее мы рассмотрим, какие бывают цвета сигналов светофора и какое их значение.
Круглые световые сигналы означают следующее: статичный зелёный сигнал разрешает движение транспортных средств или пешеходов, а мигание зелёного сигнала светофора означает, что вскоре загорится запрещающий сигнал, но пока движение разрешено.
Интересный факт! Жители больших городов в целом тратят около полугода жизни на ожидание разрешающего сигнала светофора.
Что означает жёлтый сигнал светофора? Он предупреждает о том, что запрещающий сигнал заменится разрешающим или наоборот, и на время своего действия запрещает движение. Мигание желтого сигнала светофора означает, что участок дороги, на котором находится этот светофор, не регулируется. Если же он расположен на перекрёстке и работает в таком режиме, то перекрёсток является нерегулируемым. Водители руководствуются теми статьями ПДД, в которых оговаривается проезд нерегулируемых перекрёстков. Статичный и мигающий красный сигнал запрещает движение в любом направлении.
Горящие одновременно красный и жёлтый сигналы светофора гласят о том, что далее двигаться запрещено, и скоро загорится зелёный свет. Бело-лунный сигнал светофора информирует о том, что сигнализация исправна, и можно продолжать движение. Такие светофоры устанавливаются на трамвайных и железнодорожных путях.
Сигналы светофоров, которые имеют вид стрелок, означают следующее: красные, жёлтые и зелёные стрелки означают то же самое, что и круглые сигналы, только действуют в определённом направлении. Стрелка, которая указывает налево, разрешает и разворот, если это не запрещает соответствующий следующий по приоритету дорожный знак.
Аналогичное значение имеет и зелёная стрелка дополнительной секции. Если этот сигнал выключен, или горит красный контур, значит, движение в данном направлении запрещено. Если основной зелёный сигнал имеет чёрную контурную стрелку, то это означает, что есть другие направления движения, кроме тех, которые указывает дополнительная секция.
Правила дорожного движения подразумевают следующий приоритет: главный – регулировщик, затем – светофор, далее знак и потом уже разметка. Сигналы регулировщика приоритетнее сигналов светофора и требований дорожных знаков. Они обязательны для исполнения. Все сигналы светофора, кроме мигающего жёлтого, значимее дорожных знаков. Все участники дорожного движения обязаны выполнять указания регулировщика даже в том случае, если они противоречат светофору, знакам и разметке.
В столице Германии есть светофор с тринадцатью сигналами. В его показаниях сразу разобраться не так уж и просто.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
Да Нет
auto.today
Идея установки светофора на уличных перекрестках для регулирования движения транспорта принадлежит лондонцу Джону Пику Найту. По профессии он был специалистом по железнодорожным семафорам.
Первый из светофоров был сконструирован и установлен на улице Лондона в 1868 году. Сигналы в нём переключались вручную двумя стрелками. Горизонтальное их положение обозначало «стоп», под углом в 45 град. — разрешение осторожного движения. Для различения в ночной темноте семафорных сигналов пользовались газовым фонарем. Вращаясь, он светил зеленым либо красным цветом.
Автоматическая система переключения светофорных сигналов была изобретена и запатентована в Чикаго в 1910 году. Через пару лет водители познакомились с первым электрическим светофором, имеющим сигнальные фонари привычного нам ныне зеленого и красного цветов. Как ни странно, данное изобретение в то время не было запатентовано.
В наши дни движение на дорогах немыслимо без такого мощного средства его планирования и организации, как светофоры. Главными задачами их является оптимизация качества движения на дорогах и достижение высокого уровня безопасности. Светофорное регулирование — важнейший инструмент общей концепции транспортного движения, состоящий из мероприятий по оптимальной организации распределения потоков транспорта, безопасности пешеходов и велосипедистов и использования конкретных маршрутов транспортными средствами.
В целях безопасности устанавливаются они в тех местах, где высока вероятность ДТП, снизить которую можно лишь устройством постоянного регулирования. А также в случаях, когда другие мероприятия (установка запрещающих и ограничивающих скорость движения знаков, устройство нерегулируемых переходов для пешеходов) являются недостаточно эффективными.
Светофоры в обязательном порядке положено устанавливать в местах, где часто не соблюдается правило приоритета при проезде перекрестков. А также там, где движение характеризуется высокой скоростью либо интенсивностью, при ограниченной видимости и затруднениях в определение правил приоритета проезда, при малой пропускной способности дорожного участка.
Транспортные светофоры, помимо того, выполняют определенные экологические задачи. Например, так называемая зеленая волна имеет целью поддержать однородную скорость транспортного потока и снизить число остановок.
При этом меньше расходуется топлива, снижается объем выделяемых выхлопов и шум от движущегося транспорта. Данный фактор немаловажен в крупных городах на улицах с интенсивным движением. Большую роль играют светофоры также в обеспечении безопасности велосипедистов и пешеходов.
По виду и назначению существует огромное множество моделей светофоров. Есть модификации со стрелками и без, двумя либо тремя световыми сигналами, устанавливаемые на железнодорожных переездах или велосипедных дорожках. Всё это — транспортные светофоры. Светофор пешеходный устраивается исключительно для безопасного движения по проезжей части людей.
Самые привычные, широко распространенные виды их, — дорожные уличные. Пешеходный переход со светофором можно встретить на дороге любой страны.
Как известно, в конструкциях для автомобилей обычно используются все три традиционных цвета — зеленый, желтый и красный. Когда светофор вертикальный, красный всегда сверху, зеленый — снизу. При горизонтальном расположении его левее всего расположен красный, справа — зеленый. Часть автомобильных снабжено дополнительной секцией.
В чём назначение желтого сигнала? Для автомобильных светофоров это обозначает следующее: проезд за стоп-линию разрешен, но скорость проезда на участок, регулируемый светофором, должна быть непременно пониженной. То есть водитель обязан быть готовым к переключению светофора на красный цвет. Данный сигнал в ряде конструкций может быть и оранжевого цвета.
Регулировка движения при помощи светофоров также может быть различной. При постоянном регулировании его режим не подлежит изменению и не зависит от времени суток или дня недели. Другой вид — адаптивное. Оно в определённой мере зависит от величины транспортного потока. При этом может меняться либо последовательность, либо количество, либо продолжительность фаз переключения сигналов.
При других формах адаптивного регулирования меняться могут все три показателя. Режим, именуемый зеленой волной, возможен лишь при постоянном регулировании либо адаптивном с изменяющейся продолжительностью световых фаз.
Рассмотрим теперь нетранспортный — пешеходный светофор. Устанавливаются они на официально зарегистрированных пешеходных переходах. Как правило, оборудованы они всего двумя сигналами — разрешающим и запрещающим. По внешнему виду конструкции для людей могут немного различаться между собой. Самый известный светофор пешеходный — в форме человеческих силуэтов — зеленого (идущего) и красного (стоящего).
В других странах могут быть и иные обозначения. Например, в Штатах красным сигналом служит поднятая ладонь. Порой вместо ладони либо человечков можно увидеть надписи «стойте» и «идите». На улицах Осло запрещающий сигнал пешеходного светофора выглядит, как пара стоящих рядом красного цвета человеческих фигурок.
Все данные сложности подразумевают удобство для людей с дефектами зрения или страдающих дальтонизмом, то есть плохо различающих цвета. В этих же целях в большинстве стран обычно световые сигналы пешеходного светофора дублируются звуковыми.
Какова же конструкция пешеходного светофора? Здесь имеется несколько вариантов. Один из них — на основе ламп накаливания либо галогенных. Светофор пешеходный в данном случае состоит из собственно лампы с отражателем, светофильтра, линзы Френеля и защитного козырька.
Другие получившие широкое распространение светофоры сконструированы на основе светодиодов. Они обладают определенными преимуществами, а именно: более ярким цветом, пониженной вероятностью паразитной засветки. Кроме того, они меньше подвержены разрушению — в случае выхода из строя отдельного светодиода вся остальная конструкция сохраняет работоспособность.
К тому же конструкция подобного светофора является более простой и состоит из светодиодной матрицы, антивандального стекла и козырька.
По статистике четверть всех наездов на пешеходов происходит на переходах для них, не имеющих светофоров. В сумерках и ночью водителям порой бывает трудно вовремя заметить пешеходный переход. Что же можно сделать для повышения уровня безопасности нерегулируемых переходов?
Наилучший выход на настоящий момент — оборудование таких переходов светофорами типа T7. Это светодиодные конструкции желтого цвета. Они способны быть увиденными водителем издалека. А путем импульсной светодиодной индикации такой светофор в сумерках или в темноте безошибочно предупредит водителя о приближении пешеходного перехода и необходимости снижения скорости. В результате по сигналу такого пешеходного светофора переходить дорогу намного безопаснее.
Такой светофор питается от электросети, затраты на его установку в основном приходятся на процедуру прокладки кабеля и стоимость последнего.
Еще более эффективным решением может быть устройство светодиодного светофора, работающего от солнечной батареи. Себестоимость его установки вполовину меньше таковой при прокладке кабеля и укладывается в сумму 40-50 тыс. р. К тому же происходит существенная экономия средств на электричестве.
Светофор пешеходный на солнечных батареях в наши дни — достижение самых передовых технологий. Установка такой конструкции не подразумевает копку траншеи, подключение кабеля к электросети и его защите, оплаты электроэнергии.
Не знают себе равных комплект из светодиодного светофора и мини-электростанции солнечного типа. Такой светофор на пешеходном переходе может быть помещен на сам дорожный знак и начнет работать сразу же после установки. Время работы его в автономном режиме — не менее 8 лет без какого-либо обслуживания.
Благодаря низкому энергопотреблению такие светофоры долговечны, аккумуляторная батарея его может работать без подзарядки на солнечных лучах в течение трех суток.
В светлое время суток аккумулятор заряжается от мощной солнечной батареи. Процесс зарядки происходит даже зимой или в пасмурную погоду. Благодаря встроенному контроллеру полного разряда батареи никогда не происходит.
Напоследок стоит упомянуть о том, что в России имеется даже специальный памятник светофору! Скульптура установлена в 2006 году на улице города Новосибирска.
autogear.ru
Общественный активист Александр Шумский собирает предложения, в области организации дорожного движения. Мне на эту тему тоже есть, что сказать.
Предложение по пешеходным светофорам.
1. Сейчас есть слишком жёсткие устаревшие требования по оборудованию пешеходных светофоров. Эти нормы не позволяют установить пешеходные светофоры там, где они нужны. На просьбы установить светофор, власти отвечают отказом, ссылаясь на ГОСТ.
Также, из-за поведения водителей, которые не пропускают пешеходов, нерегулируемыми переходами пользуются меньше пешеходов, чем реально могли бы. Из-за этого тоже не выполняется «установочный норматив».
Что нужно: смягчить эти требования, свериться с мировым опытом, пересчитать, какие реально должны быть показатели, для востребованности пешеходного светофора.
Усовершенствовать методику расчёта показателей, чтобы исключить водительское хамство. Например, установкой временного пешеходного светофора (так как он временный, то и согласовывать его «по всем инстанциям» не потребуется). Или, например, ограничение скорости на исследуемом участке дороги на время эксперимента, с обязательным сопровождением наряда ГИБДД — чтобы следили за соблюдением скорости и пропуском пешеходов. Так выяснится реальный запрос на его использование.
Плюс к этому, хорошим подспорьем, будет обязательная установка пешеходника при наличии более чем одной полосы в каждом направлении. Не нужно будет никаких комиссий собирать и считать. Есть четырёхполосная дорога (две в каждом направлении) и нерегулируемый переход — ставьте светофор без разговоров.
2. В настоящее время в нормативах нет никакого упоминания пешеходных «светофоров с кнопкой», которые включаются по требованию. То есть они ставятся на общих основаниях, по тем же нормативам.
Это неправильно, так как во многих местах, где пешеходов реально немного, но машин очень много, и установка «полноценного» пешеходного светофора нецелесообразна, в этих местах лучше всего ставить светофоры именно с кнопкой. Так будет обеспечен проезд для автомобилей, когда пешеходов нет, и безопасность для пешехода, когда он решит перейти дорогу.
Для светофоров с кнопкой, соответственно, требования должны быть мягче. Ну и обязательная установка при общем количестве полос на дороге более двух.
Я считаю, это очень важно. На нерегулируемых переходах водители давят людей каждый день. Если посмотреть статистику, это ужасные цифры. Очень много именно на нерегулируемых переходах. То есть, вопреки распространённому мнению, эти пешеходы не перебегают дорогу в неположенном месте, а идут к переходу. Идут по зебре, и тут их давят.
Цитата: «В крупных городах до половины всех ДТП – наезды на пешеходов, из них на пешеходных переходах в городах происходит каждый ТРЕТИЙ наезд на пешехода, в том числе по вине водителей — в 86% случаев.»
Ссылки по теме.
ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (нормативы для установки см. п. 7.2.14–7.2.16)
ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
Update 16.12.2014: информация устарела, см. Новое в светофорном ГОСТе.
nex-otaku.livejournal.com
Изобретение относится к средствам сигнализации и может быть использовано для регулирования дорожного движения. Сущность изобретения заключается в создании дополнительных информационных потоков, приспособленных для различных групп пешеходов в удобном для них виде. Светофор включает вызывное устройство и две секции. Одна секция имеет корпус с крышкой и противосолнечным козырьком. В корпусе размещен источник света и рассеивающая линза. Источник света выполнен в виде двух различных по цвету полос, взаимно исключающих друг друга во времени и пространстве. Вторая секция выполнена в виде секторной антенны, в которую встроены приемопередатчик и предназначенный для переключения цвета полос микроконтроллер. Секторная антенна соединена беспроводной связью с находящимися у пешехода вибрационным блоком и вызывным устройством, осуществляющим связь пешехода со светофором. Светофор характеризуется повышенной информативностью, что позволяет повысить безопасность движения на дорогах, уменьшить количество ДТП. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к средствам сигнализации и может быть использовано для регулирования дорожного движения.
Известен динамический пешеходный светофор, содержащий корпус, экран, за которым расположены индикаторные лампы и блок управления динамикой фигуры, блок управления перекрестком, фигура пешехода выполнена из трех шарнирно-соединенных между собой частей темного цвета и установлена перед светлым полупрозрачным экраном (Авторское свидетельство N 1795502, 1993 г. Бюл. № 6, МКИ G08G 1/095).
Недостатком такого светофора является сложность конструкции, а также недостаточная информативность при ярком дневном свете, следовательно, и увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Наиболее близким является пешеходный светофор, двухсекционный, имеющий два вертикально расположенных сигнала круглой или квадратной формы с диаметром круга или стороной квадрата 200 или 300 мм. Верхний сигнал — красный силуэт стоящего пешехода, нижний — зеленый силуэт идущего пешехода. Оба силуэта выполнены на черном фоне. Каждая секция содержит источник света и оптическое устройство. Пешеходный светофор включает вызывное устройство (см. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. М: Транспорт, 1990, с.20-25).
Недостаток известного пешеходного светофора состоит в том, что солнечное освещение светофоров создает блики, которые препятствуют объективному различению включенного светового сигнала, например, фантомный эффект может создавать при некоторых условиях ложную информацию, особенно для пешеходов слабовидящих, дальтоников и т.п. Кроме того, эти светофоры не приспособлены для слепых, собак поводырей и управляемости пешеходами. При установке в каждый пешеходный светофор звуковых сигналов для слепых создается дополнительный городской шум, который отрицательно сказывается на здоровье пешеходов. Следовательно, недостатком этого светофора является недостаточная информативность.
Сущность изобретения направлена на создание пешеходного светофора, позволяющего повысить его информативность, следовательно, повысить безопасность движения на дорогах, уменьшить количество ДТП.
Технический результат заключается в увеличении информативности за счет создания дополнительных информационных потоков, приспособленных для различных групп пешеходов в удобном для них виде.
Данный технический результат достигается тем, что пешеходный светофор, включающий две секции, причем одна секция имеет корпус с крышкой и противосолнечным козырьком, в корпусе размещен источник света и рассеивающая линза, источник света выполнен в виде двух различных по цвету полос, взаимно исключающих друг друга во времени и пространстве, а во второй секции установлена секторная антенна.
Кроме того, в пешеходном светофоре источник света выполнен на суперярких одно и двухцветных светодиодах в виде лампы, отражателя и линзы.
Кроме того, в секторную антенну встроена микросхема приемопередатчика.
Кроме того, для переключения цвета полос в секторную антенну встроен микроконтроллер.
Кроме того, пешеходный светофор содержит одну секцию в виде секторной антенны с приемопередатчиком и контроллером.
Кроме того, секторная антенна соединена беспроводной связью с вибрационным блоком.
Кроме того, вызывное устройство, осуществляющее связь светофора с пешеходом, выполнено в виде брелка-передатчика.
На фиг.1 показан общий вид пешеходного светофора. На фиг.2 представлена блок-схема пешеходного светофора.
Пешеходный светофор (фиг.1, 2) содержит две секции 1 и 2, работающие в согласованном режиме. В секции 1 установлен источник света зеленого цвета 3 и источник света красного цвета 4, выполненные в виде полос, взаимно исключающих друг друга во времени и пространстве. Секция 1 вырабатывает световые сигналы, которые воспринимаются глазами пешеходов. Секция 2 выполнена в виде секторной антенны, соединенной беспроводной связью с вибрационным блоком 5, который вырабатывает сигналы, воспринимаемые пешеходом. Обратная связь пешехода со светофором осуществляется с помощью вызывного устройства 6. Секции 1 и 2 (фиг.1, 2) соединены между собой резьбовыми пустотелыми втулками (на фиг.1 не показаны), через которые пропущены провода от светофорного микроконтроллера 7 и приемопередатчика 8.
Работает пешеходный светофор следующим образом.
При включении секции 1 от светофорного микроконтроллера 7, например, вертикально расположенной зеленой полосы 3 (фиг.1) одновременно подается напряжение питания на приемопередатчик 8, который вызывает вибрацию вибрационного блока 5, находящегося у пешехода. Оба одновременно поданных информационных потоки, переносимых светом и высокочастотными колебаниями (СВЧ), разрешают пешеходам переход улицы. При переключении источника света секции 1 пешеходного светофора на горизонтально расположенную полосу красного цвета 4 (фиг.1) одновременно отключается вибрация вибратора 6, что означает для пешехода «Движение в данном направлении запрещено». Секция 1 состоит из корпуса с противосолнечным козырьком, рассеивающей линзы и источника света в виде полос 3 зеленого цвета и 4 красного цвета, свечение и расположение которых не должно совпадать во времени и пространстве. Это позволяет создать световые сигналы «Стоять», «Идти» в одной секции, что более удобно как для пешеходов, так и для исполнения, также более информативно и наиболее полно отвечает требованию распознаваемости сигналов в соответствии с ГОСТ 23457-86. Например, «Стоять» — красная горизонтальная линия, а «Идти» — зеленая вертикальная линия. Такое выполнение подачи сигналов дает хорошую их различимость не только для пешеходов с нормальным зрением, но и дальтоников и страдающих слабым зрением. Приближение времени перехода с одного цвета на другой осуществляется посекундным миганием предыдущего цвета, причем количество миганий строго определено, например, 6 сек. Наличие индикации времени до смены сигнала светофора позволяет пешеходу оценить имеющееся в запасе время, что значительно снизит количество выходов пешеходов на проезжую часть при запрещающем сигнале светофора. Применение светодиодов повышенной яркости позволяет в любую погоду различать сигнал светофора.
СВЧ излучение, вырабатываемое секцией 2 пешеходного светофора, передается на вибрационный блок 5, находящийся у пешехода. Вибрация воспринимается практически всеми пешеходами независимо от их здоровья, например, со слабым, лишенным зрения и т.п. Пешеход ощущает вибрацию даже, когда звук в условиях большой зашумленности совершенно неразличим.
В настоящее время часто пешеходные светофоры в ночное время не переключаются в дежурный режим. В этом случае, несмотря на то, что переход пустует, водители вынуждены простаивать на «красном» или нарушать правила дорожного движения. В предлагаемом пешеходном светофоре при отсутствии пешеходов всегда включен источник света 4, т.е. горизонтальная полоска красного цвета. При подходе к перекрестку пешехода, применяя вызывное устройство 6, он посылает сигнал через приемопередатчик 8 на микроконтроллер 7, который подает команду на переключение источника света 4 красного цвета на источник света 3 — зеленого. Таким образом, водители никогда не будут простаивать при отсутствии пешеходов на перекрестке.
В качестве секторной антенны 2 пешеходного светофора может быть применена, например, плоская секторная антенна РА 5,9 SA и др, выпускаемые ООО «Резонанс». В качестве приемопередатчика 8 может быть использована высоко интегрированная микросхема nRF 2401 фирмы NORDIC semiconductor. В качестве вызывного устройства 6 — брелок-передатчик АТ02 фирмы CAME и др., а в качестве вибрационного блока 5 — вибрационный блок мобильного телефона.
Таким образом, пешеходный светофор, комбинирующий световую и высокочастотную технологию, обеспечивает надежную работу. Установка предложенных светофоров повысит безопасность дорожного движения за счет дополнительного информирования пешеходов, возможности пешеходов управлять ими создают удобства и предупреждают создание аварийных ситуаций. Улучшает восприятие информации пешеходом без путаницы, а также повышает различимость светофорного сигнала для людей с плохим зрением.
1. Пешеходный светофор, включающий вызывное устройство и две секции, причем одна секция имеет корпус с крышкой и противосолнечным козырьком, в корпусе размещен источник света и рассеивающая линза, отличающийся тем, что источник света выполнен в виде двух различных по цвету полос, взаимно исключающих друг друга во времени и пространстве, а вторая секция выполнена в виде секторной антенны, в которую встроены приемопередатчик и предназначенный для переключения цвета полос микроконтроллер, при этом секторная антенна соединена беспроводной связью с находящимися у пешехода вибрационным блоком и вызывным устройством, осуществляющим связь пешехода со светофором.
2. Пешеходный светофор по п.1, отличающийся тем, что источник света выполнен на суперярких одно- и двухцветных светодиодах.
3. Пешеходный светофор по п.1, отличающийся тем, что источник света выполнен в виде лампы, отражателя и линзы.
4. Пешеходный светофор по п.1, отличающийся тем, что вызывное устройство выполнено в виде брелка-передатчика.
www.freepatent.ru