Menu

Egr клапан как проверить – Клапан EGR (Exhaust Gas Recirculation). Как почистить и заглушить

Ford Escape 3.0 V6 Черный ВОЛК › Бортжурнал › как проверить систему ЕГР (краткая инструкция)

Всех выживших после НГ празднований в очередной раз приветствую!
Ранее писал уже Как проверить MAF, ДТОЖ
В этой записи кратко опишу как проверить систему ЕГР, на сколько мне самому удалось разобаться, но на самом деле это не сложно.
Писать о том, что такое ЕГР (система рециркуляции отработанных газов) не вижу смысла, в тырнете итак полно инфы. Скажду только что на МЭТ AJ она состоит из 3 компонентов — клапана, соленоида и датчика DPFE (по сути датчика разницы давлений).

Начнем проверку с самого легкого — клапана.

клапан ЕГР


Это вот такой «грибок», который стоит на металлической трубе от коллектора и открывается вакуумом, подаваемым с соленоида.
Для его проверки достаточно на холостом ходу снять вакуумный шланчик сверху (отмечен стрелкой) и вакуумным насосом (вдруг у кого есть такой), либо просто одеть шланчик и ртом создать вакуум (втянуть). Если клапан не залип, он откроется и отработанные газы начнут поступать во впускной коллектор, двигатель начнет колбасить очень сильно. может даже заглохнуть, так как на холостых приток вторичных газов не должен присутствовать. Если двигатель задергался. а при прекращении вакуума, выровнился, то клапан работает.

Далее проверим соленоид.

соленоид ЕГР


Вот такая штука, состоящая по сути только из сопротивления. При подаче питания с ЭБУ, соленоид изменяет выходное напряжение, пропуская через себя ток, открывая при этом подачу вакуума на клапан, о котором говорилось выше.

Для начала нужно проверить наличие хорошего вакуума.


Для этого отсоединяем мелкие трубки внизу соленоида и заводим двигатель (снимать аккуратно нужно, чтобы не сломать штуцеры на соленоиде), если вакуум есть на одной из трубок, то его будет слышно даже, эта трубка значит идет из впускного коллектора, а вторая идет на клапан. Одеваем трубки обратно.

Далее проверим питание соленоида.
Берем мультиметр, ставим в режим постоянного тока и плюсовой (красный) провод мультиметра соединяем с проводом №2 фишки соленоида, можно даже с фишкой, отключенной от соленоида, а минусовой провод мультиметра к минусу АКБ. Заводим двигатель, должно показывать около 12 вольт, если есть, то питание идет, все нормуль.
Провод №1 (фиолетовый) советую проверить сразу на разрыв. Его номер на входе в ЭБУ 47, он также фиолетовый.

Далее проверим сопротивление самого соленоида на предмет разрыва цепи внутри либо отслоения контакта. Просто измеряем мультиметром сопротивление на 2 выходах с соленоида, оно должно присутствовать. Точные показатели сказать не могу, но на старом моем было 31, на новом 34.

В крайнем случае еще можно проверить работу соленоида в движении, для этого нужно подсоединить вакуумный шланг, снятый сверху клапана к измерителю вакуума (ваккумметру). Закрепить его под дворником и ехать, посматривая на показания. В отдельные моменты времени, под нагрузкой, вакуум должен появляться.

Проверим датчик DPFE

датчик DPFE


По сути этот датчик в работе не участвует, а только лишь получает наличие разницы давлений и говорит мозгам открыт клапан или нет.
— Соединяем красный провод мультиметра на провод №3, черный к минусу АКБ, заводим, напряжение должно быть 5Вольт.
— Напряжение на проводе №1 на прогретом двигателе на холостых должно быть в районе 0,9Вольт. Если подать на датчик разницу давлений, соединив к его трубке шланг и втянув воздух, напряжение растет до 3-4,5 вольт.
— Черный провод мультиметра на провод №2, красный на плюс АКБ, должно быть в районе 12 вольт.

Все вышеперечисленные манипуляции в большинстве случаев помогу вам найти косяк в системе, НО, если предпосылок нет, то и просто так лезть все тестить не вижу смысла.

Также будьте аккуратны в использовании мультиметра, выбирайте в его настройках необходимые положения и не замкните никаких проводов в автомобиле, это чревато последствиями…

Не ломайтесь!

www.drive2.ru

Как проверить клапан EGR — бортжурнал Audi A2 1.4b 2002 года на DRIVE2

Сначала немного теоритических знаний:

Теория

Теория

Теория

Ну а теперь переходим к практике:берем мультиметр и звоним: два контакта 9 Ом, два контакта 1,7 кОм — первая пара соленоид, вторая датчик положения штока.

Контакты

Вешаем мультиметр на потенциометр и двигаем шток, сопротивление изменяется до 3,8 кОм. Лучше взять стрелочный омметр, по нему лучше видно, а не эти бегающие циферки. Двигаем шток туда сюда, стрелка отклоняется соответственно, без дерганий и потери контакта.

Проверяем датчик положения штока


Ну что ж, датчик вроде работает. Проверим работу соленоида и ход штока. Я взял зарядное для аккумулятора с плавной регулировкой тока. Подключаем к соленоиду и ограничиваем ток.

Тока нет, шток сидит на месте


Поддаем току. Шток вылазит, еще току лезет дальше.

Вылазит шток


Меняем силу тока туда сюда, шток ходит соответственно. Без подклиниваний. Работает. А как он работает на горячем двигателе черт его знает. Но не для этого я снимал клапан. Обмываем это дело баночкой Кока-Колы и берем в руки ножницы. Вырезаем копию прокладки, а лучше две.

Прокладки


Интересно получилось — для тебя любимой, я не специально. Как видим одна прокладка у меня не родная, кто-то уже работал над ней. Глушим клапан с двух сторон. И чудо не произошло, ХХ остался неустойчивый, Но пропал провал при газе и появилась тяга на низах! Раньше меньше 2000 машина не ехала, теперь бежит с нуля. Если еще и расход останется прежним, все прощай евро-4, сделаю заглушки из нормальной жести. Что ж время покажет, а пока поиски продолжаются…

П.С. Клапан оказался не виноват в неустойчивом ХХ, причина была в другом. Из опыта езды на заглушеном клапане — расход не меняется, возрастает тяга да, НО на принудительном ХХ выскакивает ошибка неисправности системы отработавших газов! Так что думайте сами, решайте сами.

www.drive2.ru

Как проверить клапан егр мерседес. Тенденции, новости, фото

Содержание статьи:
  • Фото
  • Как Глушить Клапан Egr ? — Ремонт — Mercedes-Benz Club Ukraine
  • Видео
  • Похожие статьи
  • Mercedes-Benz G-class Трактор › Бортжурнал › Проблема с EGR и ее решение. HarmRock на мобильном. У многих владельцев авто с ым мотором возникает рано или поздно «проблема с EGR» — машина начинает «плохо тянуть» на большой скорости и увеличивается расход солярки при езде по трассе. И у меня эта проблема «нарисовалась», что было выявлено по итогам диагностики «Старом».  Кроме индикации ошибки EGR существует еще и проверка клапана EGR — посредством трансдюссера устанавливается заданный уровень вакуума, а датчик на клапане EGR отслеживает перемещение мембраны в мм, все что остается сделать — сравнить фактические показатели с эталонными (от 0 до 6 мм).

    Отзыв владельца Mercedes-Benz Sprinter (2nd generation) — поломка. Народ, может кто знает, как проверить клапан ЕГР? Отпишитесь, пожалуйста, кто знает как его проверить.  Mercedes-Benz Sprinter , двигатель дизельный л., 88 л. с., задний привод, механическая коробка передач — поломка. Комментарии Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

    Если клапан ЕГР (EGR) перестает работать правильно, то в вашем автомобиле могут появиться определенные симптомы, которые явно укажут на неисправность системы рециркуляции выхлопных газов. К счастью, чаще всего это не говорит о том, что пришла пора менять клапан. Во многих случаях вы можете все легко исправить самостоятельно.

    Особенно это касается старых автомобилей. Jesson Известная личность 5 Июл Парень из Питера, кажется, прокачивал — совершенно сумашедшая машина вышла. Правда, как он закис, так и не откис.

    Mercedes vito w Как проверить клапан ЕГР ОМ CDI L видео Лайн видеоролики

    При создании современной техники конструкторы используют для улучшения экологической составляющей двигателей, в плане уменьшения выбросов с продуктами сгорания окиси азота, различные узлы. Клапан ЕГР — один из таких узлов, представляющий обычный перепускной клапан, который может либо пропускать часть отработанных после процесса воспламенения в камере сгорания газов из коллектора обратно в подающую магистраль для повторного смешивания с топливно-воздушной смесью при его исправности , либо нет в противном случае.

    Во втором случае блок электронного управления двигателем на табло компьютера автомобиля выдаст ошибку соответствующего содержания. В дизельном автомобиле клапан ЕГР требует большего внимания, чем в бензиновом. Его рекомендуется очищать от нагара и отложений регулярно через тысяч пробега, так как в дизельном топливе содержится больше примесей, оседающих при высоких температурах на стенки и шторку клапана, что приводит к нарушению его работы и поломке.

    Затем клапан ЕГР можно изнутри протереть ветошью с растворителем. Ремонт ЕГР на дизеле заключается в очистке соленоида если он имеется , который представляет собой небольшой фильтрующий элемент, предназначенный для защиты от попадания в вакуумную систему загрязнений. Его и требуется очищать. Чтобы промыть клапан ЕГР от гари, его необходимо снять и обработать через отверстия аэрозолем для прочистки карбюраторов, затем поместить в небольшую ёмкость с осветительным керосином.

    Далее разбираем, открутив четыре болта, и очищаем внутри. Такое обслуживание поможет вам устранить симптомы неисправности клапана ЕГР, восстановить его работу.

    Для этого нам потребуется пальцем руки надавить снизу на рабочую шторку клапана, при этом она должна двигаться свободно и не застревать. Дальше необходимо запустить двигатель, немного подождать и снова снизу — вверх переместить диафрагму в клапане. При исправном клапане двигатель обороты должен снизить, а может и вообще заглохнуть, так как смесь из-за избытка кислорода обеднеет. Если этого не произошло, значит трубка клапана засорена отложениями продуктов горения и требует очистки.

    ФАКТ! Основатель компании Apple, Стив Джобс, ездил исключительно на автомобилях Мерседес. При этом, без номеров. Это была визитная карточка Джобса. По законам Калифорнии, без номеров можно ездить первые 6 месяцев после покупки. Таким образом, каждые пол года Стив менял авто, сдавал в салон «старый» мерс и покупал новый.

    Чтобы убедится, что вакуумная система клапана исправна, необходимо завести двигатель и, доведя до оборотов в минуту, снять трубку вакуума и закрыть её пальцем. При ощущении в трубке разрежения следует знать, что причина неисправности в самом клапане ЕГР. Для этого не обязательно его демонтировать.

    Просто необходимо по диаметру отверстия в месте установки клапана поставить круглую заглушку из тонкой стали, что полностью отключит его от выпускного коллектора. Ну а ошибку на табло бортового компьютера можно снять на специализированных СТО при прошивке блока управления. Но если вы выяснили, что не работает клапан ЕГР, то его необходимо заменить. Ведь при длительных поездках с отключенным клапаном ЕГР повышенная температура сгорания топливно-воздушной смеси в двигателе приведёт к прогоранию впускного клапана.

    От чего бронепленка защитит автомобиль? Возможна ли покраска автомобиля своими руками: Iconic One Theme Powered by WordPress.

    Проверка клапана EGR

    kodokan-shin.ru

    Как Заглушить Клапан Егр На Гольф 4 ~ AUTOVIBER.RU

    Где клапан EGR. очистка или как заглушить EGR

    Система клапанов EGR (EGR) предназначена для рециркуляции выхлопных газов и расположена на двигателе под капотом вашего автомобиля. Если вы подключите клапан EGR, результат не будет уменьшением выбросов оксида азота в атмосферу.

    Клапаны установлены как на двигателях внутреннего сгорания (кроме двигателей, оборудованных турбиной), так и на дизельных двигателях. В первом случае детонация двигателя будет значительно уменьшена, а во втором случае работа будет более «мягкой». И важно, чтобы расход топлива был снижен.

    Следует отметить, что клапаны EGR (EGR) часто приводят к головной боли среди отечественных автомобилистов. Эта система очень восприимчива к тому, что вы наливаете в бак автомобиля (качество топлива оказывает большее влияние на работу дизельного двигателя). И многие предпочитают просто заглушить его

    Из-за низкого качества топливной смеси в этой системе, а также во впускном коллекторе и установленных там датчиках могут быть отложения (если регулярная очистка системы не выполняется), и это приведет к нестабильной работе двигатель вашего автомобиля. Непосредственно сам EGR клапан из-за этого многие автомобилисты, в случае отказа клапана, не меняют его на новый клапан, но предпочитают заглушить всю систему. Но если ваш клапан егр завис в заглушить егр, цене выйдет как раз новый клапан. Правильно или нет. вы узнаете из этой статьи.

    Что такое клапан USG

    Схема клапана довольно проста. некоторые из газов выхлопной системы смешиваются с воздухом из выпускного коллектора. Если процент оксида азота слишком высок, это приводит к большому температурному режиму в камере сгорания. Все мы, даже со школьной скамьи, знаем, что катализатор горения. это кислород. И газы из впускного коллектора, смешиваясь с воздушным потоком, минимизируют процент кислорода. Клапан egr на гольфе 4 как ебу двигателя программно убирать егр и соответственно. Как следствие, температура горения уменьшается, а токсичность уменьшается.

    Читайте так же

    Как работает система USR

    Все будет зависеть от двигателя, на котором установлен такой клапан. В дизельных двигателях клапан будет открыт уже на холостом ходу и обеспечит 50% воздуха на входе. Как только скорость двигателя повышается, клапан постепенно закрывается. И он полностью закрывается, как только скорость двигателя достигнет своего максимального значения. Когда двигатель прогреется, клапан также будет полностью закрыт. Во время холостого хода двигателя внутреннего сгорания клапан EGR будет закрыт, а также не будет включен с максимальной частотой вращения двигателя. В других режимах работы двигателя клапан EGR подает воздух на входе от 5% до 10%.

    Какая может быть неисправность клапана USG

    Неисправность клапана рециркуляции выхлопных газов, в большинстве случаев, происходит, когда депозит накапливается на плите и нуждается в очистке. Это происходит из-за плохого топлива или если топливная система работает неправильно, цилиндры плохо изношены, турбокомпрессор неисправен, а датчики (отвечающие за работу клапана) терпят неудачу.

    Если клапан рециркуляции отработавших газов засорился и не регулярно его очищает, он может привести к замятию или прохождению очень медленно. Клапан EGR может быть замят как для открытия, так и для закрытия. Если бензиновый двигатель застрял, чтобы открыть его, он не будет работать на холостом ходу, а дизельный двигатель значительно увеличит расход топлива и уменьшит мощность. Когда клапан USR застрял, чтобы закрыть, бензиновый двигатель будет потреблять больше топлива, а дизельный двигатель начнет работать более «тяжело». Если клапан будет медленно открываться, то в основном это будет заметно при холостом обороте двигателя.

    Как система USR и причина сбоев:

    Если вы не решите отключить систему, ошибки могут быть в следующих элементах:

    1. Основным компонентом является клапан USR. Он смывает газы из впуска в выпускной коллектор. Этот клапан постоянно взаимодействует с горячей средой, и это наиболее уязвимая часть всей системы. Ремонт клапана egr фольксваген гольф 4 что на фото выше. Клапан на ланосах егр. Основной неисправностью является утечка клапана. Система может работать как под руководством электриков (в основном автомобилей GM), так и пневматики (большинство марок автомобилей).

    Как полностью удалить клапан ЕГР с двигателя 1 9ТdI VW Golf 4,New Beetl,Audi,Seat,Scoda часть1

    Как полностью удалить клапан ЕГР с двигателя 1 9ТdI VW Golf 4,New Beetl,Audi,Seat,Scoda.

    Удаление Клапан EGR Golf 4

    Как ПРАВИЛЬНО глушить ЕГР (EGR) клапан на VAG в 3 шага Что нужно сделать при отключении (глушении) клапана How.

    В случае, если клапан открывается электриком, это происходит в результате показаний специального датчика, который передает сигнал непосредственно на двигатель. Следующий способ, который отвечает за работу клапана. электропневматический.

    1. Соленоид USG. Он расположен в системе, где клапан управляется пневматикой. Основная неисправность остается неизменной. разгерметизация.
    2. Датчик положения открытия клапана ЕГР. Иногда бывает, что они вышли из строя, но в этом случае загорается только лампа на приборной панели, сигнализирующая о неисправном двигателе. Других последствий нет.

    Различные системы могут иметь различный набор составных элементов, но основным является клапан EGR. Давайте посмотрим, как все эти сбои могут повлиять на работу двигателя автомобиля.

    Было сказано выше, что основной неисправностью является разгерметизация, в результате чего происходит неконтролируемое всасывание воздушных масс во впускной коллектор.

    Как следствие, это может привести к тому, что:

    • Двигатель с расходомером воздуха. топливо становится хуже, из-за наличия дополнительного кислорода.
    • Двигатель с датчиком давления. топливо будет дополнительно обогащаться из-за того, что давление во впускном коллекторе увеличивается.
    • Те двигатели, которые используют оба этих метода для контроля уровня кислорода, будут иметь резкое обогащение топливной смеси на холостом ходу и истощение в других режимах работы двигателя.

    Во всех случаях, когда уровень кислорода становится ниже в воздухе, поступающем в двигатель, воспламенение топлива в цилиндрах двигателя нарушается. Можно сказать, что зависимость здесь довольно сложная, и в связи с этим провал системы USR является довольно сложным и может проявляться по-разному на разных машинных брендах.

    Важным показателем является уровень выхлопных газов, поступающих во впускной коллектор. Другими словами, представляет интерес параметр открытия клапана рециркуляции выхлопных газов. Кроме того, на это будет влиять общий процент износа двигателя (свечи зажигания, топливный насос или засорение топливной форсунки).

    Теперь давайте поговорим о том, как топливная система повлияет на отказ клапана EGR, если вы не решите замять систему. Каждый блок управления имеет специальное программное обеспечение, которое уравновешивает скорость холостого хода и качество топлива в автомобиле. В этом случае уровень открытия или закрытия механизма, который регулирует холостой ход, а также продолжительность инъекции, имеет конкретный показатель. Доброго времени суток, умы этого полезного ресурса. Подскажите поэтапно как и что делать что бы заглушить клапан егр, гольф 4 двиг.1.4, заранее спасибо за ваши мысли и рекоммендации. Когда блок управления балансирует на холостом ходу в разных режимах работы, он не справляется с качеством топливной смеси.

    Это связано с тем, что, когда водитель нажимает на «газовую» педаль, давление в выпускном коллекторе выхлопных газов, проникающих во впускной коллектор, увеличивается, и давление увеличивается. Это может привести к ухудшению динамики ускорения автомобиля и нестабильной работе автомобильного двигателя. Затем изображение изменится. Когда светящиеся газы смешиваются с масляными испарениями в коллекторе, это может привести к накоплению большего количества углерода в коллекторе, на впускных клапанах, внешние части инжекторов загрязнены, и сажа появляется на контактах свечей зажигания. Из-за этого становится все труднее запускать двигатель, плохая работа на холостом ходу, происходит подергивание автомобиля и неравномерность работы двигателя. И если вы резко нажмете на педаль «газ», тогда во впускном коллекторе будут вспышки. Чтобы этого избежать, вам необходимо своевременно очистить все эти элементы, и в чрезвычайной ситуации вы можете его смочить.

    Читайте так же

    Что делать, если клапан EGR выходит из строя?

    Если вы откроете руководство по эксплуатации любого автомобиля, в нем говорится, что система USR имеет ограниченное рабочее время. Даже если автомобиль работает от 70 000 до 100 000 км, вам необходимо заменить всю систему, но это, если у вас хорошее топливо. В России этот период (из-за низкого качества топлива) значительно ниже и составляет 50 000 километров.

    Но что делать, если автомобилист не может позволить себе заменить дорогостоящие компоненты за такое короткое время? Здесь вы можете посоветовать два пути. должна быть своевременная очистка всей системы или просто заглушить всю систему USR.

    Очистка клапана EGR, видео

    Что я должен искать первым?

    1. Непосредственно клапан EGR. Чтобы обеспечить достаточный свободный ход клапана, и шток клапана обеспечивает плотное закрытие. очистка является обязательной для штока клапана и сиденья. Используйте лучший аэрозоль, который помогает очистить карбюратор. Но вы должны быть осторожны, чтобы жидкость не попала прямо на диафрагму. Это может привести к его разрушению (компоненты, составляющие состав, могут разложить резину).
    2. Если есть, то необходимо обратить внимание на соленоид USG. В большинстве случаев имеется небольшой фильтр, который защищает вакуум системы от загрязнения. Гонит масло с клапана egr фольксваген гольф 4, клапан егр как авто поработает на. Этот фильтр нуждается в очистке.

    В некоторых случаях систему EGR можно просто отключить. Что он может сделать, если вы решите заглушить всю систему?

    Положительные моменты:

    • Он не накапливается в коллекторе.
    • Улучшает динамику автомобиля.
    • Нет необходимости заменять клапан.
    • Масло нельзя менять так часто.

    Отрицательные моменты

    • С катализатором он быстро потерпит неудачу.
    • Индикатор на панели приборов загорается (если выключение системы не запрограммировано)
    • Расход топлива может увеличиться (не все модели).
    • Износ ножного клапана (в редких случаях).

    В результате мы можем сказать, что если клапан функционирует должным образом, то пусть это сработает. И если с ним возникнут проблемы, наиболее радикальные и дешевые, с финансовой точки зрения, вариант будет, если вы заглушите всю систему. К большим последствиям в работе вашего автомобиля это не приведет.

    Удачи на дорогах!

    Также советуем вам прочитать:

    Стук в передней подвеске. устройство и ремонт

    Как проверить датчик массового расхода воздуха (MWR). признаки неисправности и ремонта

    4

    Оставьте свои отзывы и вопросы о работе клапана USG

    EGR Где находиться на ZAZ Chance 1.5 8 клапанов?

    где клапан eGR расположен на автоматической установке citroen s3 2005 1.4

    Если это бензиновый двигатель 1.4, тогда клапан не на них

    Читайте так же

    autoviber.ru

    Как заглушить клапан ЕГР

    Система рециркуляции выхлопных газов (EGR) предназначена для уменьшения содержания оксидов азота в выхлопных газах автомобиля. При загрязнении и выходе из строя клапана ЕГР машина может глохнуть на холостых оборотах, потреблять большее количество топлива. Чтобы не тратить время и деньги на ремонт этой системы, можно просто заглушить клапан.

    Вам понадобится

    — отвертка;
    — средство для чистки двигателей;
    — кусок алюминия толщиной 1 мм или жестяная банка из-под пива;
    — ножницы по металлу;
    — острый нож.

    Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Как заглушить клапан ЕГР» Как отрегулировать клапан на УАЗе Почему гидрокомпенсаторы стучат Как проверить герметичность клапанов

    Инструкция

    1


    Отверните крышку расширительного бака и сливную пробку в правом нижнем углу радиатора. Слейте антифриз в подготовленную емкость. Можно приспособить для этих целей пятилитровую пластиковую бутыль с отрезанным верхом. Отсоедините шланг подачи антифриза.

    2

    Снимите с клапана ЕГР вакуумную трубку. Открутите болты крепления его корпуса. Снимите клапан и прокладку. Почистите корпус клапана очистителем двигателя.

    3

    Выкроите заглушку из куска алюминия толщиной примерно 1 мм. Если его нет под рукой, заглушку можно сделать из разрезанной пивной банки. Паронит лучше не использовать, так как он быстро прогорает.

    4

    Воспользуйтесь заводской прокладкой клапана ЕГР в качестве шаблона. Положите ее на жестянку и «обведите» острым ножиком. После этого заглушку легко вырезать ножницами. Пробейте в ней отверстия под болты.

    5

    Установите заглушку, поставьте корпус клапана ЕГР на место, закрепите болтами.

    6

    Очистите и снимите заслонку с впускного коллектора. Почистите коллектор и установите заслонку на место, подсоедините все шланги. Залейте антифриз, не забыв при этом измерить его уровень.

    7

    Как вариант, снимите клапан, поставьте вместо него стальную заглушку, выточенную по размеру его отверстия. После установки заглушки клапана на вашем бортовом компьютере будет выскакивать ошибка (если, конечно, этот блок не прошит с отключением показаний по системе ЕГР). При необходимости обратитесь к специалистам для его прошивки или просто отсоедините клемму с датчика. Как просто

    masterotvetov.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *