Menu

Щиток тормозной – Тормозной щиток – это… Что такое Тормозной щиток?

Тормозной щиток - это... Что такое Тормозной щиток?


Тормозной щиток
Тормозной щиток
отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. располагается в основном на фюзеляже.
В некоторых случаях в качестве Т. щ. используют створки шасси и др. элементы. Функции Т. щ. часто выполняют интерцепторы. Основное требование к Т. щ. — высокая эффективность торможения при минимальном изменении подъёмной силы и продольного момента.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • Тормозной парашют
  • Торпеда авиационная

Смотреть что такое "Тормозной щиток" в других словарях:

  • тормозной щиток — Подвижный элемент, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета. [ГОСТ 21890 76] Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов …   Справочник технического переводчика

  • ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК — подвижный элемент конструкции самолёта, предназначенный для увеличения его аэродинамич. сопротивления. Используются для снижения скорости при маневрировании в полёте и на посадке …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • тормозной щиток — тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • тормозной щиток — тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ЩИТОК — (1) сварщика экранирующее приспособление с защитным стеклом, служащее для предохранения лица сварщика от вредного воздействия инфракрасных и ультрафиолетовых излучений электрической дуги, а также от брызг расплавленного металла и искр.… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Ту-134 — авиакомпании Aviogenex в аэропорту Цюриха …   Википедия

  • PW-Sat — PW Sat …   Википедия

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

dic.academic.ru

тормозной щиток - это... Что такое тормозной щиток?


тормозной щиток

тормозно́й щито́к — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.

В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы. Функции Т. щ. Часто выполняют интерцепторы. Основное требование к Т. щ. — высокая эффективность торможения при минимальном изменении подъёмной силы и продольного момента.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

  • тормозной парашют
  • торпеда

Смотреть что такое "тормозной щиток" в других словарях:

  • Тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. располагается в основном на фюзеляже. В некоторых случаях в качестве Т. щ. используют створки шасси и др. элементы. Функции Т. щ. часто… …   Энциклопедия техники

  • тормозной щиток — Подвижный элемент, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета. [ГОСТ 21890 76] Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов …   Справочник технического переводчика

  • ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК — подвижный элемент конструкции самолёта, предназначенный для увеличения его аэродинамич. сопротивления. Используются для снижения скорости при маневрировании в полёте и на посадке …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • тормозной щиток — тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ЩИТОК — (1) сварщика экранирующее приспособление с защитным стеклом, служащее для предохранения лица сварщика от вредного воздействия инфракрасных и ультрафиолетовых излучений электрической дуги, а также от брызг расплавленного металла и искр.… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Ту-134 — авиакомпании Aviogenex в аэропорту Цюриха …   Википедия

  • PW-Sat — PW Sat …   Википедия

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

avia.academic.ru

Щитки тормозных дисков: благо или вред?


Написать сию заметку меня сподвигло очередное обсуждение вопроса на всем известном автосайте. Один написал, что при очередной замене колодок удалил грязезащитные щитки тормозных дисков, и понеслось... Я же предлагаю, как всегда, разобраться в проблеме подробно и разложить всё по полочкам. Итак.

Зачем этот щиток, вообще, нужен?

Скорее всего затем, чтобы мамкины тюнеры его выкидывали, хвалясь превосходством инженерной мысли над тупыми проектировщиками в КБ. А если серьёзно, то:

  • Для защиты от попадания воды с внутренней стороны оси. Из обычных луж. Ибо, влетев в лужу после пары-тройки хороших оттормаживаний, с очень большой долей вероятности получаем покоробленные диски. Которые будут бить при торможении всю свою оставшуюся жизнь (проточка помогает не всегда и не всегда надолго). Подробнее о конструктиве и перегреве тормозов можно почитать тут.
  • Для защиты от перегрева элементов подвески. Да-да, вы не ослышались. Рядом с тормозным диском располагаются такие штуки как шаровая опора и ШРУС (как работает рассказал здесь). Во-первых, они имеют в своей конструкции смазку, а во-вторых, резиновые пыльники. И тому и другому от постоянного соседства с раскалённой болванкой (диски после серии интенсивных торможений могут раскаляться буквально докрасна) лучше явно не станет. Щиток частично экранирует их от жара тормозов.
фото пользователя GSirus32 (Drive2.ru)

Но есть и два минуса

Во-первых, тормозной диск, будучи прикрыт щитком, хуже охлаждается. А соответственно, повышается риск его перегрева в экстремальных режимах. А во-вторых, между щитком и диском замечательно застревают камушки и мусор, которые чертят борозды на диске и колодках, приводя их со временем в негодность. Ну и чисто возрастной нюанс: с годами эти железяки замечательно отгнивают и начинают шкрябать при езде.


Подытоживая можно сказать, что как и почти любой элемент конструкции автомобиля, грязезащитный щиток тормозного диска - штука весьма компромиссная. Я же, как всегда, придерживаюсь мнения разумной достаточности. Штатных тормозов в 95% случаев хватает для нормальной эксплуатации автомобиля (про всякие древние ВАЗы и УАЗы речь не идёт, я о нормальных машинах). И перегреть их даже со щитками нужно постараться. При этом реально снижается риск угробить диски при заезде в лужу. Если же вы тонированный вкруг гонсчег и тормозов вам хронически не хватает, то виноваты уж точно не щитки. Меняйте автомобиль или мозг - и всё сразу придёт в норму.

А тем, кому интересно посмотреть быстрый ремонт отгнивших щитков (на примере VAG) - вэлкам в небольшой видеоролик, где я восстанавливал их на своей машине.

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем холодных тормозов и крепких щитков!

avtoidei.ru

Тормозной щиток для самолета

Изобретение относится к области авиации. Тормозной щиток для самолета, который расположен на верхней части крыла или на фюзеляже самолета, и для торможения самолета устанавливается под углом относительно воздушного потока, протекающего вокруг него. Щиток (20) содержит свободную кромку (21), которая при установке под углом смещена от внешней оболочки самолета и создает кромочный вихрь в воздушном потоке, протекающем вокруг самолета. Свободная кромка (21) содержит несколько индивидуальных секций (22), кромки которых делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей и которые образованы при помощи углублений на свободной кромке (41) тормозного щитка (40), которые не проходят насквозь через щиток. Изобретение направлено на снижение шума. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Настоящее изобретение имеет отношение к тормозному щитку для самолета, причем указанный щиток для торможения самолета может быть установлен под углом к воздушному потоку, протекающему вокруг него (обтекающему его), при этом щиток содержит кромку, которая при установке под углом смещена от внешней оболочки самолета.

Для повышения сопротивления при приближении к земле и при посадке, на современных гражданских самолетах используют тормозные щитки. Обычно такие щитки расположены на верхней части крыла, между посадочными щитками и задним лонжероном, причем их обычно называют интерцепторами. Такие щитки также могут быть использованы для управления по крену и для снижения подъемной силы. Реже используют решения, в соответствии с которыми тормозные щитки предусмотрены на фюзеляже, обычно в его задней части. В том и другом случаях используют главным образом простые детали из листового металла, которые устанавливают под углом к воздушному потоку, обтекающему самолет.

За счет повышения сопротивления при помощи тормозных щитков или интерцепторов самолет может более круто приближаться к земле, что среди прочего может быть использовано для снижения шума на траектории захода на посадку. Однако следует иметь в виду, что достигнутое таким путем снижение шума частично аннулируется шумом, создаваемым самим тормозным щитком. Тормозные щитки также используют для торможения в схеме посадки.

Генерация шума на тормозном щитке вызвана главным образом тем, что единственный явно выраженный вихрь образуется на кромке щитка, как это показано на фиг.1. Обычно один конец щитка шарнирно соединен с самолетом, в то время как кромочный вихрь образуется на свободной кромке, которая является противоположной шарнирно соединенному концу, и/или на боковых кромках. Задачей настоящего изобретения является создание тормозного щитка для самолета, который при главным образом такой же эффективности, что и известный ранее щиток, создает меньше шума.

В соответствии с настоящим изобретением предлагается тормозной щиток для самолета, который установлен под углом к воздушному потоку, протекающему вокруг него, при этом щиток содержит свободную кромку, которая при установке под углом смещена от внешней оболочки самолета, и создает кромочный вихрь в воздушном потоке, протекающем вокруг самолета. Свободная кромка содержит несколько индивидуальных секций кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей.

Индивидуальные секции кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, образованы при помощи углублений, которые не проходят насквозь через щиток.

Преимущественно, один конец щитка шарнирно прикреплен к самолету, в то время как индивидуальные секции кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, предусмотрены на свободной кромке, которая является противоположной шарнирно прикрепленному концу щитка.

В соответствии с другим предпочтительным вариантом настоящего изобретения, один конец щитка шарнирно прикреплен к самолету, в то время как индивидуальные секции кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, предусмотрены на одной боковой кромке или на обеих боковых кромках щитка.

В соответствии с еще одним предпочтительным вариантом настоящего изобретения, один конец щитка шарнирно прикреплен к самолету, в то время как индивидуальные секции кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, предусмотрены на свободной кромке, которая является противоположной шарнирно прикрепленному концу щитка, и на одной боковой кромке или на обеих боковых кромках щитка.

В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения, щиток предусмотрен сверху на крыле самолета.

В соответствии с другим предпочтительным вариантом осуществления настоящего изобретения, щиток предусмотрен на фюзеляже самолета.

Преимущественно, щиток также может быть использован для управления по крену самолета.

Далее варианты осуществления настоящего изобретения будут описаны со ссылкой на чертежи.

На фиг.1 показан вид в перспективе части известного ранее тормозного щитка для самолета, причем указанный тормозной щиток может быть установлен под углом относительно воздушного потока, протекающего вокруг него.

На фиг.2 показан вид в перспективе части тормозного щитка для самолета в соответствии с предпочтительным вариантом настоящего изобретения.

На фиг.3а-е показаны виды в перспективе, на каждом из которых показана часть тормозного щитка для самолета для случая известного тормозного щитка (фиг.3а) и для случая различных предпочтительных примерных вариантов настоящего изобретения (фиг.3b-e), причем на фиг.3с показан примерный вариант, уже показанный на фиг.2,

На фиг.1 показан вид в перспективе части известного ранее тормозного щитка для самолета, причем указанный тормозной щиток, для торможения самолета, может быть установлен под углом относительно воздушного потока, протекающего вокруг него. Щиток 10 содержит свободную кромку 11, которая при установке под углом смещена от внешней оболочки самолета и создает (генерирует) кромочный вихрь в воздушном потоке, протекающем вокруг самолета. Этот кромочный вихрь является существенным источником шума, который создается, когда тормозной щиток установлен под углом, и который может быть недопустимым при приближении к земле.

На фиг.2 показан вид в перспективе тормозного щитка 20 для самолета в соответствии с примерным вариантом настоящего изобретения, причем указанный тормозной щиток, для торможения самолета, может быть установлен под углом относительно воздушного потока, протекающего вокруг него. Щиток 20 содержит свободную кромку 21, которая при установке под углом смещена от внешней оболочки самолета и которая создает кромочный вихрь в воздушном потоке, протекающем вокруг самолета. Свободная кромка 21 содержит несколько индивидуальных секций 22 кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей. В примерном варианте, показанном на фиг.2, индивидуальные секции 22 кромки образованы за счет зигзагообразной конструкции свободной кромки 21.

На фиг.3а показан вид в перспективе части известного ранее тормозного щитка 10 для самолета, причем указанный тормозной щиток уже был показан на фиг.1. На фиг.3b-e показаны виды в перспективе частей 20; 30; 40; 50 тормозного щитка для самолета, в соответствии с различными предпочтительными вариантами настоящего изобретения, в которых на свободной кромке 21; 31; 41; 51 предусмотрены несколько индивидуальных секций 22; 32; 42; 52 кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей.

В примерном варианте, показанном на фиг.3b, индивидуальные секции кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей 32, получены за счет конструкции волновой формы (в виде волны) свободной кромки 31.

На фиг.3с вновь показан примерный вариант, показанный на фиг.2, в котором индивидуальные секции 22 кромки получены за счет зигзагообразной конструкции свободной кромки 21.

В примерном варианте, показанном на фиг.3d, индивидуальные секции кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, получены за счет отверстий или выемок 42, которые предусмотрены рядом со свободной кромкой 41 в тормозном щитке 40. Отверстия или выемки 42, которые предусмотрены в тормозном щитке 40, могут быть выполнены в виде сквозных отверстий в щитке 40, как в примерном варианте, показанном на фиг.3d, или могут быть выполнены в виде углублений на внешней стороне щитка 40, которые не проходят насквозь через указанный щиток.

В примерном варианте, показанном на фиг.3е, индивидуальные секции кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, образован при помощи уступов или выступов 52, предусмотренных рядом со свободной кромкой 51 на поверхности тормозного щитка 50.

Вместо показанных примерных вариантов, секции кромки, предусмотренные на свободной кромке тормозного щитка, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, также могут быть выполнены другим образом, при условии, что вместо одного создающего шум кромочного вихря, показанного на фиг.1, создаются несколько индивидуальных меньших кромочных вихрей, которые создают меньше шума и даже могут взаимно ослаблять или подавлять создаваемый шум. В контексте настоящего изобретения термин "секции кромки" относится к секциям, которые образованы в непосредственной близости от кромки. Они не обязательно должны быть образованы самой кромкой щитка, как в случае примерных вариантов, показанных на фиг.3b и 3с, но вместо этого могут быть образованы поблизости от кромки, как в случае примерных вариантов, показанных на фиг.3d и 3е.

Обычно один конец щитка 20; 30; 40; 50 шарнирно прикреплен к самолету, в то время как индивидуальны секции 22; 32; 42; 52 кромки, которые делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, могут быть предусмотрены на свободной кромке 21; 31; 41; 51 щитка 20; 30; 40; 50, причем указанная свободная кромка 21; 31; 41; 51 является противоположной шарнирно прикрепленному концу, то есть противоположной задней продольной кромке, как это показано на фиг.2 и 3b-e, однако следует иметь в виду, что, альтернативно или дополнительно, указанные индивидуальные секции 22; 32; 42; 52 кромки также могут быть предусмотрены на боковых кромках тормозного щитка.

Щиток 20; 30; 40; 50 может быть расположен на верхней части крыла самолета, что является обычным для современных гражданских самолетов. Однако щиток 20; 30; 40; 50 также может быть расположен на фюзеляже самолета. Щиток 20; 30; 40; 50 может быть дополнительно использован для управления по крену самолета.

1. Тормозной щиток для самолета, который расположен на верхней части крыла или на фюзеляже самолета и для торможения самолета устанавливается под углом относительно воздушного потока, протекающего вокруг него, при этом щиток (20; 30; 40; 50) содержит свободную кромку (21; 31; 41; 51), которая при установке под углом смещена от внешней оболочки самолета и создает кромочный вихрь в воздушном потоке, протекающем вокруг самолета, при этом указанная свободная кромка (21; 31; 41; 51) содержит несколько индивидуальных секций (22; 32; 42; 52), кромки которых делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей и которые образованы при помощи углублений на свободной кромке (41) тормозного щитка (40), которые не проходят насквозь через щиток.

2. Тормозной щиток по п.1, в котором свободная кромка (31) имеет волновую форму.

3. Тормозной щиток по п.1, в котором свободная кромка (31) имеет зигзагообразную форму.

4. Тормозной щиток по п.1, в котором один конец щитка (20; 30, 40; 50) шарнирно прикреплен к самолету, а индивидуальные секции (22; 32; 42; 52), кромки которых делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, предусмотрены на свободной кромке (21; 31; 41; 51) щитка (20; 30; 40; 50), причем указанная свободная кромка (21; 31; 41; 51) расположена напротив шарнирно прикрепленного конца.

5. Тормозной щиток по п.1, в котором один конец щитка (20; 30; 40; 50) шарнирно прикреплен к самолету, а индивидуальные секции (22; 32; 42; 52), кромки которых делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, предусмотрены на обеих боковых кромках щитка (20; 30; 40; 50).

6. Тормозной щиток по п.1, в котором один конец щитка (20; 30; 40; 50) прикреплен к самолету, а индивидуальные секции (22; 32; 42; 52), кромки которых делят кромочный вихрь на несколько частичных вихрей, предусмотрены на свободной кромке (21; 31; 41; 51), которая расположена напротив шарнирно прикрепленного конца щитка (20; 30; 40; 50), и на одной боковой кромке или на обеих боковых кромках щитка (20; 30; 40; 50).

findpatent.ru

тормозной щиток - это... Что такое тормозной щиток?


тормозной щиток

тормозно́й щито́к — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.

В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы. Функции Т. щ. Часто выполняют интерцепторы. Основное требование к Т. щ. — высокая эффективность торможения при минимальном изменении подъёмной силы и продольного момента.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

  • тормозной парашют
  • торпеда

Смотреть что такое "тормозной щиток" в других словарях:

  • Тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. располагается в основном на фюзеляже. В некоторых случаях в качестве Т. щ. используют створки шасси и др. элементы. Функции Т. щ. часто… …   Энциклопедия техники

  • тормозной щиток — Подвижный элемент, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета. [ГОСТ 21890 76] Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов …   Справочник технического переводчика

  • ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК — подвижный элемент конструкции самолёта, предназначенный для увеличения его аэродинамич. сопротивления. Используются для снижения скорости при маневрировании в полёте и на посадке …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • тормозной щиток — тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ЩИТОК — (1) сварщика экранирующее приспособление с защитным стеклом, служащее для предохранения лица сварщика от вредного воздействия инфракрасных и ультрафиолетовых излучений электрической дуги, а также от брызг расплавленного металла и искр.… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Ту-134 — авиакомпании Aviogenex в аэропорту Цюриха …   Википедия

  • PW-Sat — PW Sat …   Википедия

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

avia.academic.ru

Тормозной щиток летательного аппарата

 

Изобретение относится к области авиации. Конструкция тормозного щитка позволяет существенно снизить его вес за счет улучшения конструктивно-силовой схемы, а также уменьшить трудоемкость его изготовления. Щиток содержит панель 1 с двумя лонжеронами 4, соединенными поперечной силовой балкой с установленным на ней узлом крепления 9 штока управляемого гидроцилиндра. Лонжероны установлены снаружи панели 1, имеют коробчатое сечение с наружными стенками 12, выполненными сходящимися к оси симметрии тормозного щитка. Внутренние стенки 8 имеют излом в зоне расположения узла крепления 9 штока управляемого гидроцилиндра, и сечение лонжеронов имеет здесь максимальную площадь. Поперечная силовая балка выполнена составной: из узла крепления 9 гидроцилиндра, расположенного между внутренними стенками лонжеронов 4, и соединенными с ним по торцам вкладышами 11, установленными внутри полостей коробчатых сечений лонжеронов 4. Изобретение направлено на снижение веса и трудоемкости изготовления. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, а точнее к поверхностям для воздушного торможения, и может быть использовано на маневренных скоростных самолетах.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату является тормозной щиток, используемый на самолете F-15 (см. Новости зарубежной науки и техники. Серия: Авиационная и ракетная техника. ТИ. 1986, 13, "Истребитель Макдоннел-Дуглас F-15 "Игл"", стр. 2-3, рис.3, позиции 98, 99, 100). Такие щитки состоят из силового набора в виде двух лонжеронов, расположенных параллельно оси симметрии щитка, и поперечной балки с узлом крепления гидравлического привода. На одном из концов каждого лонжерона расположены узлы навески щитка. Лонжероны и балка установлены внутри трехслойной панели. Такие щитки имеют небольшой вес, но трудоемки в изготовлении, поскольку сложно выполнить силовые элементы, заделанные внутри трехслойной панели. Общим недостатком тормозных щитков с лонжеронами, расположенными параллельно оси симметрии щитка, является неоптимальность конструктивно-силовой схемы. При близком расстоянии лонжеронов друг от друга поперечная балка с узлом крепления гидроцилиндра будет нагружена меньше и легче по весу. Но при действии боковых сил, например при скольжении самолета, близкое расположение узлов навески тормозного щитка приводит к большим усилиям на них и на тормозной щиток в целом. Расположение осей лонжеронов удаленными от оси симметрии щитка приводит к тому, что в изгиб включаются несиловые элементы конструкции, находящиеся по оси симметрии щитка в наибольшем удалении, которые нагружаются и выходят из строя. При изгибе сечение тормозного щитка раскрывается, то есть уменьшается кривизна сечения, и нужны элементы для компенсации этих усилий, например нервюры для фиксации формы. Неоптимальность конструктивно-силовой схемы с параллельными оси симметрии лонжеронами приводит к необходимости дополнительных конструктивных элементов, а следствием является увеличение веса конструкции тормозного щитка в целом. Задачей настоящего изобретения является снижение веса тормозного щитка за счет оптимизации его конструктивно-силовой схемы. Поставленная задача решается тем, что тормозной щиток летательного аппарата содержит панель с двумя лонжеронами, поперечную силовую балку, соединенную с упомянутыми лонжеронами, узел крепления штока управляемого гидроцилиндра, установленный на упомянутой силовой балке, и отличается тем, что каждый упомянутый лонжерон установлен снаружи упомянутой панели и имеет сечение с внутренними и наружными стенками, причем наружные стенки выполненными сходящимися к оси симметрии тормозного щитка. Внутренние стенки лонжеронов имеют излом в зоне расположения упомянутого узла крепления штока управляемого гидроцилиндра, так что в этой зоне сечение каждого из упомянутых лонжеронов имеет максимальную площадь, а упомянутая поперечная силовая балка дополнительно содержит вкладыши, установленные внутри полостей упомянутых лонжеронов в упомянутой зоне. Предлагаемое исполнение позволяет: 1. Оптимизировать конструктивно-силовую схему, так как: - замкнутый контур из системы лонжероны - панель хорошо воспринимает кручение от действия боковых нагрузок; - в различных местах можно получить этот контур с площадью, обеспечивающей нужную прочность. Изгиб внутренней стенки лонжерона в месте установки поперечной балки с узлом крепления гидроцилиндра определяет максимальное сечение лонжерона в этом месте, соответствующем зоне максимального изгибающего момента. Это позволяет существенно повысить устойчивость тонкостенного элемента - стенки лонжерона, и его жесткость в месте восприятия усилий от гидроцилиндра управления щитком при передаче сосредоточенной силы на него от распределенной воздушной нагрузки. При действии составляющей силы на узел крепления гидроцилиндра в плоскости щитка сосредоточенная сила передается сразу сдвигом на ближайшую внутреннюю стенку лонжерона и практически не вызывает изгиба поперечной балки за счет ее малых размеров; - выполнение поперечной балки составной из узла крепления гидроцилиндра и вкладышей внутри коробчатых лонжеронов позволяет практически исключить действие на вкладыши поперечных изгибающих нагрузок. Они воспринимают только перерезывающую силу с целью включения в работу удаленной внешней стенки лонжерона. Вкладыши можно выполнить в виде тонкостенной перегородки, заделанной по внутреннему контуру лонжерона. 2. Снизить трудоемкость изготовления тормозного щитка. Установка каркаса, состоящего из лонжерона и поперечной балки, снаружи панели позволяет отдельно изготавливать панель постоянной толщины и каркас, что более технологично и легче по весу. Соединение каркаса с панелью может быть выполнено на клее без подгонки. Кроме того, коробчатое сечение более технологично при использовании композиционных материалов в конструкции тормозного щитка. 3. Уменьшить вес щитка за счет: - исключения дополнительных конструктивных элементов, например нервюр, для фиксации формы; - снижения веса поперечной балки за счет минимизации длины ее части между лонжеронами, а также за счет исполнения вкладышей в виде тонкостенных перегородок; - исключения продольных элементов, подкрепляющих поперечную балку, - уменьшения крепежных элементов в случае соединения лонжерона и поперечной балки с панелью на клею. Сущность изобретения поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображен общий вид щитка в плане;
на фиг.2 показано продольное сечение общего вида в положении, когда тормозной щиток закрыт;
на фиг.3 и фиг.4 показаны поперечные сечения общего вида тормозного щитка. Тормозной щиток содержит панель 1. На фиг. 3, 4 панель 1 показана трехслойной, то есть состоящей из обшивок 2 из композиционного материала, между которыми расположен сотовый заполнитель 3. Снаружи панели 1 расположены лонжероны 4, один из концов которых выходит за пределы панели 1 и заканчивается узлами навески 5. По передней и задней кромкам панели 1 находятся нервюры 6 и 7, соединяющие между собой лонжероны 4. Каждый из лонжеронов имеет внутреннюю стенку 8 (обращенную к другому лонжерону) и наружную стенку 12 (обращенную наружу ). Внутренние стенки 8 лонжерона 4 имеют излом, так что в этом месте сечение каждого из упомянутых лонжеронов имеет максимальную площадь. В зоне излома внутренних стенок 8 и расположена составная поперечная силовая балка, состоящая из узла крепления 9 штока гидроцилиндра 10 и вкладышей 11, соединенных с узлом 9 по торцам. Вкладыши 11 соединяют между собой внутренние стенки 8 и наружные стенки 12 коробчатых лонжеронов 4 и передают нагрузку на узел крепления 9 штока гидроцилиндра 10. Наружные стенки 12 лонжеронов 4 выполнены сходящимися от узлов навески 5 к оси 13 симметрии тормозного щитка, то есть образуют с осью 13 некоторый угол. Работа тормозного щитка. При совершении маневра, а также при посадке для дополнительного торможения открывают тормозной щиток. При этом шток гидроцилиндра 10 действует на узел крепления 9, преодолевая аэродинамическую нагрузку. Тормозной щиток поворачивается относительно узлов навески. В начальной фазе открытия сила, действующая на щиток, находится практически в плоскости щитка. Так как внутренняя часть поперечной балки, включающая в себя узел крепления 9 гидроцилиндра, короткая, то она практически не подвержена действию изгиба, и сила от гидроцилиндра 10 передается непосредственно внутренней стенке 8 лонжеронов 4 только посредством срезающих нагрузок. Поскольку поперечная балка составная и соединена с вкладышами 11, расположенными внутри полостей лонжеронов 4, то эта сила передается и на наружные стенки 12, а затем по всему сечению лонжеронов 4 на узлы навески 5 тормозного щитка. Расположение наружных стенок 12 лонжеронов 4 под углом к оси симметрии тормозного щитка дает возможность напрямую замкнуть действующие силы на узлы 9 и 5, что наиболее рационально с точки зрения выполнения силовой схемы. В открытом положении сосредоточенная сила от гидроцилиндра 10 направлена перпендикулярно плоскости щитка. В этом случае также сосредоточенная сила передается сдвигом на лонжероны 4, которые работают в этом случае практически только на изгиб. Панель 1 воспринимает воздушные распределенные нагрузки и передает их на лонжероны 4. Боковые края панели 1, расположенные снаружи от лонжерона 4, передают воздушные нагрузки, действующие на них, изгибом на лонжероны 4. При этом допускаемыми нагрузками на изгиб краев панели 1 определяется величина наклона наружных стенок 12 к оси 13, что имеет большое значение с точки зрения веса. Близкое расположение лонжеронов 4 к краю панели, также как и чрезмерное их удаление, приводит к нерациональной загрузке системы панель-лонжероны и к увеличению веса всего щитка в целом. Такое выполнение тормозного щитка с принципиально новой конструктивно-силовой схемой позволило снизить вес самого щитка на 45% в сравнении с прототипом, а простота конструкции позволила применить в нем высокоэффективные композиционные материалы.


Формула изобретения

1. Тормозной щиток летательного аппарата, содержащий панель с двумя лонжеронами, поперечную силовую балку, соединенную с упомянутыми лонжеронами, узел крепления штока управляемого гидроцилиндра, установленный на упомянутой силовой балке, отличающийся тем, что каждый упомянутый лонжерон установлен снаружи упомянутой панели и имеет сечение с внутренними и наружными стенками, причем наружные стенки выполнены сходящимися к оси симметрии тормозного щитка. 2. Тормозной щиток по п. 1, отличающийся тем, что внутренние стенки лонжеронов имеют излом в зоне расположения упомянутого узла крепления штока управляемого гидроцилиндра, так что в этой зоне сечение каждого из упомянутых лонжеронов имеет максимальную площадь, а упомянутая поперечная силовая балка дополнительно содержит вкладыши, установленные внутри полостей упомянутых лонжеронов в упомянутой зоне.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

findpatent.ru

ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК - это... Что такое ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК?


ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК

подвижный элемент конструкции самолёта, предназначенный для увеличения его аэродинамич. сопротивления. Используются для снижения скорости при маневрировании в полёте и на посадке.

Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.

  • ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ
  • ТОРПЕДА

Смотреть что такое "ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК" в других словарях:

  • Тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. располагается в основном на фюзеляже. В некоторых случаях в качестве Т. щ. используют створки шасси и др. элементы. Функции Т. щ. часто… …   Энциклопедия техники

  • тормозной щиток — Подвижный элемент, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета. [ГОСТ 21890 76] Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов …   Справочник технического переводчика

  • тормозной щиток — тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • тормозной щиток — тормозной щиток — отклоняемая поверхность на самолёте, используемая для увеличения сопротивления аэродинамического. Т. щ. Располагается в основном на фюзеляже.В некоторых случаях в качестве Т. щ. Используют створки шасси и другие элементы.… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ЩИТОК — (1) сварщика экранирующее приспособление с защитным стеклом, служащее для предохранения лица сварщика от вредного воздействия инфракрасных и ультрафиолетовых излучений электрической дуги, а также от брызг расплавленного металла и искр.… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Ту-134 — авиакомпании Aviogenex в аэропорту Цюриха …   Википедия

  • PW-Sat — PW Sat …   Википедия

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

  • механизация крыла — Рис. 1. Схема механизации передней части крыла. механизация крыла — комплекс устройств в передней и (или) задней частая крыла для изменения его аэродинамических характеристик. Работа всех элементов М. к. основана на управлении пограничным… …   Энциклопедия «Авиация»

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о