Menu

Нагреватель для руля – Подогрев руля своими руками

Содержание

Подогрев руля своими руками

Даже при хоро­шо гре­ю­щей печ­ке, зимой поверх­но­сти сало­на, вклю­чая руль, про­гре­ва­ют­ся за более дли­тель­ное вре­мя, чем воз­дух. Пер­вые 30 минут вожде­ния с холод­ным рулём – очень не ком­форт­ные и даже опас­ные. Когда руки в тёп­лых пер­чат­ках или рука­ви­цах, обхват руля менее надёж­ный, а так­же неудоб­но нажи­мать на кноп­ки пане­ли при­бо­ров. Намно­го удоб­нее, если обод руля в холод­ный сезон нагре­ва­ет­ся до ком­форт­ной тем­пе­ра­ту­ры в тече­ние несколь­ких минут.

Что­бы сде­лать подо­грев руля сво­и­ми рука­ми нуж­но снять оплёт­ку, уста­но­вить нагре­ва­тель­ный эле­мент на обод руля и под­ве­сти к нему элек­три­че­ское пита­ние, что явля­ет­ся наи­бо­лее слож­ной зада­чей.

Сра­зу сто­ит ска­зать, что невоз­мож­но напи­сать един­ствен­ную подроб­ную инструк­цию по уста­нов­ке и под­клю­че­нию подо­гре­ва руля. Каж­дый авто­мо­биль име­ет свои осо­бен­но­сти и слож­но­сти в под­клю­че­нии. В этой ста­тье объ­яс­ня­ют­ся основ­ные момен­ты про­цес­са уста­нов­ки подо­гре­ва руля сво­и­ми рука­ми,  а  так­же рас­смат­ри­ва­ют­ся реше­ния пред­ла­га­е­мые про­из­во­ди­те­ля­ми уста­но­воч­ных ком­плек­тов подо­гре­ва руля.

Разбор и снятие руля

Для уста­нов­ки подо­гре­ва руля сво­и­ми рука­ми, руль необ­хо­ди­мо разо­брать и снять. Мы будем рас­смат­ри­вать уста­нов­ку подо­гре­ва руля на авто­мо­би­ли, руль кото­рых име­ет подуш­ку без­опас­но­сти. В таких авто­мо­би­лях элек­три­че­ские при­бо­ры на руле (подуш­ка без­опас­но­сти, сиг­нал, кноп­ки управ­ле­ния) под­клю­ча­ют­ся к элек­три­ке авто­мо­би­ля через спе­ци­аль­ный спи­раль­ный или U‑образный шлейф (clock spring (англ. часо­вая пружина)/ под­ру­ле­вой шлейф/ «улит­ка»), кото­рый поз­во­ля­ет вра­щать­ся рулю и не нару­шать элек­три­че­ское соеди­не­ние с ним. Подроб­нее тему под­клю­че­ния нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов мы рас­смот­рим в этой ста­тье ниже.

Итак, для раз­бо­ра и сня­тия руля нуж­но выклю­чить зажи­га­ние и отсо­еди­нить мину­со­вую клем­му акку­му­ля­то­ра. Далее необ­хо­ди­мо подо­ждать 5 минут после сня­тия клем­мы, что­бы заряд пол­но­стью исчез из систе­мы SRS.

Поставь­те колё­са ров­но. Раз­бе­ри­те руль. Сде­лай­те мет­ки на шли­цах вала и на руле, что­бы мож­но было в даль­ней­шем уста­но­вить руль обрат­но в то же поло­же­ние. Для сня­тия откру­ти­те не до кон­ца гай­ку креп­ле­ния руля и рез­ко потя­ни­те на себя руль. Так руль осво­бо­дит­ся и упрёт­ся в гай­ку, после чего его мож­но спо­кой­но снять, откру­тив гай­ку до кон­ца.

Уста­нов­ка нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов пред­по­ла­га­ет сня­тие оплёт­ки руля и её повтор­ную уста­нов­ку, либо заме­ну оплёт­ки на новую. Если на руле нет оплёт­ки, то так­же будет необ­хо­ди­мо уста­но­вить новую оплёт­ку. Перед уста­нов­кой нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов нуж­но учи­ты­вать рас­по­ло­же­ние сты­ко­вых швов сег­мен­тов оплёт­ки и зара­нее выре­зать под них углуб­ле­ния в руле. Може­те почи­тать подроб­ную ста­тью о пере­тяж­ке руля сво­и­ми рука­ми.

Нить ста­рой оплёт­ки мож­но попы­тать­ся рас­пле­сти, что­бы исполь­зо­вать повтор­но, либо нуж­но купить новую нить похо­же­го раз­ме­ра.

На кор­пу­се под­ру­ле­во­го шлей­фа («улит­ке») может рас­по­ла­гать­ся  дат­чик угла пово­ро­та руле­во­го коле­са. Его луч­ше зафик­си­ро­вать скот­чем или изо­лен­той, что­бы он слу­чай­но не сбил­ся. Либо нуж­но будет его выста­вить по мет­кам до вклю­че­ния напря­же­ния, ина­че воз­ник­нет ошиб­ка в систе­ме.

Какой нагревательный элемент использовать?

Для реа­ли­за­ции подо­гре­ва руля сво­и­ми рука­ми наи­бо­лее часто исполь­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие нагре­ва­тель­ные эле­мен­ты:

  • нихро­мо­вая про­во­ло­ка
  • мед­ная про­во­ло­ка и её спла­вы (медь с нике­лем, кон­стан­тан и дру­гие)
  • кар­бо­но­вая (угле­род­ная) лен­та
  • кар­бо­но­вая нить (суще­ству­ют набо­ры для уста­нов­ки подо­гре­ва руля на осно­ве кар­бо­но­вой нити, кото­рые мы рас­смот­рим в кон­це ста­тьи)

Нихромовая проволока

Нихром сде­лан из спла­вов нике­ля и хро­ма (обыч­но 50–80% нике­ля, 15–25% хро­ма, с добав­кой алю­ми­ния, мар­ган­ца, желе­за или крем­ния). Име­ет доста­точ­но высо­кое удель­ное сопро­тив­ле­ние. По этой при­чине нагре­ва­тель­ный эле­мент из нихро­мо­вой про­во­ло­ки име­ет наи­мень­шую дли­ну, в срав­не­нии с дру­ги­ми вида­ми про­во­ло­ки. Она нама­ты­ва­ет­ся на руле­вое коле­со в пред­ва­ри­тель­но про­ре­зан­ные канав­ки.

Нуж­но выбрать про­во­ло­ку, учи­ты­вая её пара­мет­ры:

  • Обыч­но мощ­ность нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов для подо­гре­ва руля быва­ет от 20 до 60 Вт. При мощ­но­сти менее 25 Вт поверх­ность руле­во­го коле­са будет нагре­вать­ся мед­лен­но. Если мощ­ность будет более 50 ватт, то нагрев будет слиш­ком силь­ным. Таким обра­зом, наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ный вари­ант – 50 Вт.
  • Мощ­ность подо­гре­ва огра­ни­чи­ва­ет­ся силой тока, про­хо­дя­щей через улит­ку (под­ру­ле­вой шлейф). Из-за пре­вы­ше­ния допу­сти­мо­го тока, про­хо­дя­ще­го через улит­ку, дорож­ка гре­ет­ся и сго­ра­ет. Широ­кая дорож­ка про­пус­ка­ет ток в 2А. Пре­дель­ный ток, про­хо­дя­щий через широ­кую дорож­ку шлей­фа – 3 А. Таким обра­зом, нагре­ва­тель­ный эле­мент нуж­но рас­счи­ты­вать под нуж­ную мощ­ность, а так­же в соот­вет­ствии с огра­ни­че­ни­ем улит­ки.
  • Одной широ­кой дорож­ки может не хва­тить для под­клю­че­ния нагре­ва­тель­но­го эле­мен­та нуж­ной мощ­но­сти.
  • В соот­вет­ствии с зако­ном Ома, что­бы уве­ли­чить мощ­ность нуж­но уве­ли­чить напря­же­ние или силу тока (P=U*I).
  • Уве­ли­че­ние силы тока воз­мож­но толь­ко при исполь­зо­ва­нии допол­ни­тель­ных доро­жек в под­ру­ле­вом шлей­фе. Раз­лич­ные вари­ан­ты реа­ли­за­ции такой воз­мож­но­сти мы рас­смот­рим в этой ста­тье ниже, когда будем раз­би­рать­ся с под­клю­че­ни­ем нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов.
  • Дру­гой вари­ант уве­ли­че­ния мощ­но­сти, не повы­шая силу тока – уве­ли­че­ние напря­же­ния. Для это­го исполь­зу­ет­ся повы­ша­ю­щий пре­об­ра­зо­ва­тель напря­же­ния. При уве­ли­че­нии напря­же­ния нуж­но подо­брать нагре­ва­тель­ный эле­мент с нуж­ным удель­ным сопро­тив­ле­ни­ем (R=U/I). Исхо­дя из фор­му­лы I=U/R, исполь­зуя повы­шен­ное напря­же­ние, нуж­но будет уве­ли­чить сопро­тив­ле­ние нагре­ва­тель­но­го эле­мен­та, ина­че сила тока так­же уве­ли­чит­ся. Сопро­тив­ле­ние зави­сит от сече­ния и дли­ны про­во­ло­ки. Про­ще будет изме­нить дли­ну.
  • Важ­но учи­ты­вать сопро­тив­ле­ние исполь­зу­е­мо­го отрез­ка про­во­ло­ки. Элек­три­че­ская мощ­ность рав­на напря­же­нию в квад­ра­те, делён­но­му на сопро­тив­ле­ние. Чем выше сопро­тив­ле­ние, тем мень­ше мощ­ность. Для нор­маль­ной ско­ро­сти нагре­ва общее сопро­тив­ле­ние не долж­но пре­вы­шать 2.5–5 Ом.
Нагре­ва­тель­ный эле­мент мож­но уста­но­вить на руль одним отрез­ком, учи­ты­вая общее сопро­тив­ле­ние. Мож­но поде­лить нагре­ва­тель­ный эле­мент на несколь­ко отрез­ков, соеди­нён­ных парал­лель­но, что даст умень­ше­ние обще­го сопро­тив­ле­ния.
  • При исполь­зо­ва­нии длин­ной нихро­мо­вой про­во­ло­ки малень­ко­го сече­ния (для обмот­ки все­го обо­да руля) мощ­ность полу­ча­ет­ся низ­кая из-за высо­ко­го сопро­тив­ле­ния. Реша­ет­ся это под­клю­че­ни­ем повы­ша­ю­ще­го пре­об­ра­зо­ва­те­ля напря­же­ния, заме­ной про­во­ло­ки на более тол­стую (до 1 мм, име­ю­щую мень­шее сопро­тив­ле­ние), либо соеди­не­ни­ем несколь­ких корот­ких отрез­ков про­во­ло­ки парал­лель­но. Как извест­но, при парал­лель­ном соеди­не­нии общее сопро­тив­ле­ние цепи полу­ча­ет­ся мень­ше, само­го мало­го из всех сопро­тив­ле­ний, вклю­чён­ных в цепь.
  • Часто исполь­зу­ют про­во­ло­ку диа­мет­ром 3 мм (14 Ом). Её лег­че встро­ить в руль, чем более тол­стый нагре­ва­тель­ный эле­мент так, что­бы поверх­ность оста­лась глад­кой. Нуж­ный нагрев дости­га­ет­ся на длине про­во­ло­ки 0.8 – 1 м. Несколь­ко отрез­ков про­во­ло­ки такой дли­ны нама­ты­ва­ют­ся на руль и соеди­ня­ют­ся парал­лель­но. Что­бы исполь­зо­вать такую про­во­ло­ку цели­ком, как было напи­са­но выше, пона­до­бит­ся повы­ша­ю­щий пре­об­ра­зо­ва­тель напря­же­ния. При этом нуж­но учи­ты­вать ток, кото­рый могут выдер­жать кон­так­ты под­ру­ле­во­го шлей­фа.
  • Мож­но исполь­зо­вать 2 отрез­ка нихро­мо­вой про­во­ло­ки по несколь­ко мет­ров каж­дый (свер­ху руля и сни­зу и по бокам), соеди­нён­ных парал­лель­но. Огра­ни­че­ние обла­сти нагре­ва умень­ша­ет потреб­ле­ние энер­гии. Опять же, нуж­но рас­счи­ты­вать все пара­мет­ры и сте­пень нагре­ва.
  • Когда все рас­чё­ты сде­ла­ны и нагре­ва­тель­ные эле­мен­ты под­клю­че­ны, необ­хо­ди­мо заме­рить их силу тока под нагруз­кой. Ток дол­жен не пре­вы­шать пре­дель­ный мак­си­мум для дорож­ки или несколь­ких доро­жек под­ру­ле­во­го шлей­фа.
Уста­нов­ка нихро­мо­вой про­во­ло­ки толь­ко в местах хва­та рук (отрез­ки под­клю­ча­ют­ся парал­лель­но) умень­ша­ет общее сопро­тив­ле­ние и сокра­ща­ет общее потреб­ле­ние элек­тро­энер­гии.

Итак, опре­де­лив­шись с раз­ме­ром и рас­по­ло­же­ни­ем нихро­мо­вой про­во­ло­ки мож­но при­сту­пать к её намот­ке на обод руля.

  • Про­во­ло­ка нама­ты­ва­ет­ся на обод руля. Далее обыч­ной руч­кой нуж­но её обве­сти. Потом по раз­мет­ке нуж­но сде­лать над­рез 1–5 мм глу­би­ной и уто­пить нить. Канав­ки в руле мож­но про­ре­зать полот­ном от ножов­ки по метал­лу или кан­це­ляр­ским ножом, в зави­си­мо­сти от тол­щи­ны про­во­ло­ки. Не нуж­но глу­бо­ко утап­ли­вать про­во­ло­ку, так как это замед­лит нагрев. Важ­но не про­ре­зать углуб­ле­ние до метал­ла.
  • Полу­ча­ет­ся руль с глад­кой поверх­но­стью и изо­ли­ро­ван­ны­ми друг от дру­га вит­ка­ми.
  • Вит­ки нуж­но делать на рас­сто­я­нии 0.8–5 см. Мож­но делать обмот­ку про­во­ло­кой рав­но­мер­но, что­бы нагрев был оди­на­ко­вым, либо делать вит­ки чаще в местах, где чаще нахо­дят­ся руки. Кон­цы нихро­мо­вой про­во­ло­ки нуж­но про­ве­сти к цен­тру руля. После нама­ты­ва­ния луч­ше про­зво­нить оба кон­ту­ра.
  • Для кон­тро­ля тем­пе­ра­ту­ры нагре­ва исполь­зу­ет­ся реле вре­ме­ни, кото­рое будет раз­мы­кать пита­ние нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов, после опре­де­лён­но­го вре­ме­ни их рабо­ты, либо дат­чик тем­пе­ра­ту­ры. Тер­мо­ре­ле на 40–45 гра­ду­сов (устрой­ство, кото­рое будет раз­мы­кать сеть при дости­же­нии опре­де­лён­ной тем­пе­ра­ту­ры) вре­за­ет­ся в спи­цу руля. Тер­мо­стат под­клю­ча­ет­ся в раз­рыв плю­со­во­го кон­так­та пита­ния нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов.
  • Часто исполь­зу­ют тер­мо­дат­чи­ки KSD-301 или KSD-9700 они рас­счи­та­ны на напря­же­ние до 250В и ток 5А. Дат­чик KSD-9700 более удо­бен для встра­и­ва­ния в руль. Он сде­лан в виде пря­мо­уголь­ни­ка с дву­мя кон­так­та­ми. Быва­ют нор­маль­но замкну­тые (NC, normally closed) и нор­маль­но разо­мкну­тые (NO, normally open). Для защи­ты от пере­гре­ва нуж­но исполь­зо­вать нор­маль­но замкну­тый тип, кото­рый при дости­же­нии опре­де­лён­ной тем­пе­ра­ту­ры будет раз­мы­кать­ся и отклю­чать пита­ние, а после осты­ва­ния замы­кать­ся сно­ва. Лице­вая часть дат­чи­ка долж­на быть на одном уровне с общей поверх­но­стью руля, а кор­пус будет нахо­дить­ся внут­ри рези­ны руля. Поверх дат­чи­ка дол­жен про­хо­дить нагре­ва­тель­ный эле­мент.
  • Кон­цы нихро­мо­вой нити нуж­но обжать с обыч­ным про­во­дом. Про­во­да про­кла­ды­ва­ют­ся внут­ри рези­ны руля к цен­тру.
  • Про­во­да для под­клю­че­ния нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов луч­ше исполь­зо­вать гиб­кие (мед­ные, состо­я­щие из мно­же­ства про­во­ло­чек, 0.75–1 мм).

Медная проволока

Медь име­ет в десят­ки раз мень­шее сопро­тив­ле­ние, чем нихром.

Удель­ное сопро­тив­ле­ние мед­ной про­во­ло­ки (диа­мет­ром 0.25–0.3 мм) поз­во­ля­ет обмо­тать весь обод руля одним отрез­ком, без раз­ры­вов и под­клю­чить, не исполь­зуя повы­ша­ю­щий транс­фор­ма­тор. Одна­ко, при такой же мощ­но­сти, как и у нихро­мо­вой про­во­ло­ки, мед­ная про­во­ло­ка име­ет мень­шую теп­ло­от­да­чу.

В Интер­не­те, на AliExpress мож­но най­ти про­во­ло­ку, кото­рая пред­на­зна­че­на для подо­гре­ва сиде­ний или руля (heating wire for car seat or steering wheel). Она покры­та тер­мо­стой­ким поли­ме­ром (FEP coated or Nylon coated). Вме­сте с покры­ти­ем име­ет тол­щи­ну око­ло 1 мм. Мож­но выбрать мате­ри­ал, из кото­ро­го она изго­тов­ле­на (медь, сплав меди и нике­ля, кон­ста­тант, олово+медь+нержавеющая сталь). Из-за боль­шо­го сече­ния такую про­во­ло­ку нуж­но будет обя­за­тель­но утап­ли­вать в пред­ва­ри­тель­но про­ре­зан­ные канав­ки руля, что­бы она не выпи­ра­ла и не отпе­ча­ты­ва­лась на оплёт­ке.

Карбоновая нагревательная лента

Кар­бо­но­вые (угле­род­ные) лен­ты раз­ной шири­ны мож­но най­ти как в рос­сий­ских фир­мах (Ком­па­ния “М‑Карбо” , Авто­Терм), так и на сай­тах amazon, ebay, alibaba; англ. назва­ние «Carbon heater tape». Лен­та име­ет хоро­шую теп­ло­от­да­чу и боль­шую пло­щадь нагре­ва, в отли­чие от нихро­мо­вой или мед­ной про­во­ло­ки. Кро­ме того, кар­бо­но­вая лен­та пожа­ро­без­опас­на. Бла­го­да­ря боль­шей теп­ло­от­да­чи потре­бу­ет­ся мень­ше мощ­но­сти для нагре­ва.

Угле­род­ная лен­та широ­ко при­ме­ня­ет­ся для созда­ния одеж­ды с подо­гре­вом, отта­и­ва­ния кров­ли, труб, подо­гре­ва авто­мо­биль­ных кре­сел, а так­же для подо­гре­ва руля. Как пишет про­из­во­ди­тель, при неболь­шой тем­пе­ра­ту­ре нагре­ва угле­род­ной лен­ты полу­ча­ет­ся высо­кая сте­пень теп­ло­вой эмис­сии (теп­ло­во­го излу­че­ния). Теп­ло выде­ля­ет­ся в боль­шей сте­пе­ни в длин­ном инфра­крас­ном диа­па­зоне, наи­бо­лее эффек­тив­ном для теп­ло­от­да­чи.

Из-за боль­шой пло­ща­ди нагре­ва и  более высо­кой теп­ло­от­да­чи, чем у нихро­мо­вой про­во­ло­ки, нагрев для ком­форт­ной тем­пе­ра­ту­ры может дости­гать­ся при мень­шей мощ­но­сти. Так обо­гре­ва угле­род­ной лен­той мощ­но­стью 25 Вт может быть доста­точ­но.

Угле­во­лок­но не под­да­ёт­ся пай­ке. Его мож­но соеди­нить с про­вод­кой сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми:

  • Обжим­ны­ми клем­ма­ми.
  • Токо­про­во­дя­щим сереб­ря­ным кле­ем (Silver conductive glue). Будет удоб­нее, если сна­ча­ла при­шить про­во­да к лен­те, что­бы зафик­си­ро­вать их. Потом нуж­но про­пи­тать про­вод и кар­бо­но­вую лен­ту сереб­ря­ным кле­ем. Клей обес­пе­чит хоро­ший кон­такт и предот­вра­тит окис­ле­ние про­во­да.
  • Мед­ной лен­той на лип­кой осно­ве (с али­экс­пресс).
  • Из мед­ной фоль­ги мож­но сде­лать кон­такт­ные коль­ца. Для кон­такт­ных колец на руле нуж­но выре­зать пло­щад­ки глу­би­ной 1 мм. Поверх тер­мо­ре­ле долж­на про­хо­дить одна из нагре­ва­тель­ных лент. Кон­такт­ные коль­ца уста­нав­ли­ва­ют­ся на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии. Мед­ную фоль­гу нуж­но плот­но свер­нуть вокруг обо­да и при­кле­ить к рулю или при­па­ять кон­цы друг к дру­гу. К кон­такт­ным коль­цам нуж­но при­па­ять про­во­да. Кар­бо­но­вые лен­ты нуж­но накле­и­вать так, что­бы они захо­ди­ли на кон­такт­ные коль­ца. Лен­ты долж­ны при­ле­гать к кон­так­там плот­но, что­бы нагре­ва­лась сама лен­та, а не соеди­не­ние с про­во­да­ми.
  • В ком­плект от Авто­терм вхо­дят ники­ле­вые пла­сти­ны и мед­ные про­во­да. Пла­сти­ны к кар­бо­но­вым лен­там мож­но при­кле­ить токо­про­во­дя­щим кле­ем.

Итак, опре­де­лив­шись со спо­со­бом соеди­не­ния угле­род­ной лен­ты и про­во­дов, нуж­но пере­хо­дить к уста­нов­ке нагре­ва­тель­ных лент на обод руля.

  • Суще­ству­ет мно­го раз­лич­ных спо­со­бов уста­нов­ки нагре­ва­тель­ных лент и под­клю­че­ния их меж­ду собой. От это­го зави­сит зона и ско­рость нагре­ва. Мощ­ность (нагрев лен­ты) зави­сит от напря­же­ния и дли­ны угле­род­ной лен­ты. Чем длин­нее нагре­ва­тель­ная лен­та, тем мень­ше выде­ля­ет­ся теп­ла.
  • Так как кар­бо­но­вая лен­та не осо­бо рас­тя­жи­ма, то при её уста­нов­ке на руле­вое коле­со могут обра­зо­вы­вать­ся склад­ки. Нуж­но поста­рать­ся при­кле­ить лен­ту как мож­но ров­нее, что­бы она не про­сту­па­ла через оплёт­ку. Шири­на угле­род­ной лен­ты может дости­гать 45 мм, что поз­во­ля­ет обер­нуть ей обод руля, одна­ко, луч­ше исполь­зо­вать отдель­ные полос­ки, шири­ной 15 мм, кото­рые будет удоб­нее накле­ить без скла­док.
  • Для при­кле­и­ва­ния лен­ты мож­но исполь­зо­вать клей для рези­ны или момент. Клей нуж­но нано­сить на обод руля. Угле­род­ная лен­та хоро­шо впи­ты­ва­ет клей, поэто­му нуж­но поста­рать­ся сра­зу её рас­по­ло­жить ров­но, так пере­ста­вить её будет не про­сто. Лен­ты нуж­но накле­и­вать так, что­бы они не каса­лись друг дру­га и не изме­ня­ли про­во­ди­мость. Про­ме­жут­ки меж­ду кар­бо­но­вой лен­той мож­но про­кле­ить тря­пич­ной изо­лен­той. В зави­си­мо­сти от тол­щи­ны угле­род­ной лен­ты может пона­до­бить­ся накле­ить 2 слоя изо­лен­ты.

  • Подо­грев руля при помо­щи угле­род­ной лен­ты обыч­но дела­ют из 2‑х кон­ту­ров (по бокам руля или свер­ху и сни­зу). Каж­дый кон­тур состо­ит из несколь­ких лент (4–5), кото­рые под­клю­ча­ют­ся парал­лель­но. Парал­лель­ное под­клю­че­ние кон­ту­ров даёт более быст­рый нагрев, так как умень­ша­ет­ся общее сопро­тив­ле­ние. Пра­вая и левая сто­ро­на (или верх и низ) под­клю­ча­ют­ся после­до­ва­тель­но. Это даст опти­маль­ное соот­но­ше­ние ско­ро­сти нагре­ва и потреб­ля­е­мо­го тока.
  • Для уско­ре­ния нагре­ва мож­но исполь­зо­вать повы­ша­ю­щий пре­об­ра­зо­ва­тель напря­же­ния. При этом нуж­но учи­ты­вать коли­че­ство тока, про­хо­ди­мо­го через под­ру­ле­вой шлейф.
  • Как и в слу­чае с исполь­зо­ва­ни­ем нихро­мо­мой про­во­ло­ки (см. выше), мож­но исполь­зо­вать реле вре­ме­ни или встро­ить в руль тем­пе­ра­тур­ный дат­чик. Поверх него долж­ны будут про­хо­дить и касать­ся нагре­ва­тель­ные лен­ты.
  • Для про­во­дов пита­ния нуж­но про­ре­зать кана­лы в руле, про­во­дя­щие кабель к цен­тру руля.
  • Инте­рес­ный вари­ант уста­нов­ки кар­бо­но­вой лен­ты пока­зал один из участ­ни­ков сооб­ще­ства drive.ru (kv-corona). В руле выре­за­ют­ся сту­пень­ки в 4‑х местах. В выре­зан­ные места уста­нав­ли­ва­ют­ся мед­ные или латун­ные коль­ца. Так­же выре­за­ет­ся канал для про­во­да на внут­рен­ней части обо­да. К коль­цам при­па­и­ва­ют­ся про­во­да, по кото­рым будет посту­пать ток. Лен­та накле­и­ва­ет­ся на руль, а её кон­цы плот­но при­дав­ли­ва­ют­ся изо­лен­той к коль­цам, через кото­рые кар­бо­но­вая лен­та будет полу­чать элек­тро­пи­та­ние и нагре­вать­ся.
  • Поверх нагре­ва­тель­ных эле­мен­тов мож­но накле­ить тер­мо­стой­кий скотч Кап­тон (Kapton tape). Так­же мно­гие обма­ты­ва­ют обод руля плён­кой стретч или фум лен­той, что­бы умень­шить неров­но­сти перед уста­нов­кой оплёт­ки и защи­тить нагре­ва­тель­ные эле­мен­ты от повре­жде­ния, кото­рые могут про­изой­ти во вре­мя уста­нов­ки новой оплёт­ки.
  • После уста­нов­ки угле­род­ной лен­ты для подо­гре­ва руля, нуж­но учи­ты­вать, что тол­щи­на руля уве­ли­чит­ся (тол­щи­на нагре­ва­тель­ной лен­ты быва­ет раз­ная) и ста­рую оплёт­ку будет слож­нее уста­но­вить, если она поте­ря­ла эла­стич­ность.

Подключение нагревательного элемента (протягивание напряжения к рулю)

В боль­шин­стве слу­ча­ев, подо­грев руля под­клю­ча­ет­ся к элек­тро­пи­та­нию авто­мо­би­ля через под­ру­ле­вой шлейф (clock spring (часо­вая пружина)/ улит­ка). Он есть на авто­мо­би­лях, име­ю­щих подуш­ку без­опас­но­сти на руле. На рулях без подуш­ки без­опас­но­сти мож­но исполь­зо­вать сколь­зя­щий кон­такт (slip ring/ сколь­зя­щее коль­цо). В этой ста­тье мы не будим рас­смат­ри­вать такой вари­ант под­клю­че­ния.  Под­ру­ле­вой шлейф или, так назы­ва­е­мая «улит­ка», дей­ству­ет как мост меж­ду элек­тро­про­вод­кой авто­мо­би­ля и элек­три­че­ски­ми устрой­ства­ми на руле. Это спи­раль­но закру­чен­ный (или уло­жен­ный в виде «U») шлейф, закры­тый в защит­ный кор­пус, кото­рый поз­во­ля­ет рулю кру­тить­ся, сохра­няя элек­три­че­ское соеди­не­ние сиг­на­ла, кно­пок и подуш­ки без­опас­но­сти, рас­по­ло­жен­ных на руле.

Суще­ству­ет два вида под­ру­ле­вых шлей­фов: уло­жен­ный спи­ра­лью и в фор­ме U.

Воз­мож­ность уста­нов­ки подо­гре­ва руля пред­по­ла­га­ет нали­чие сво­бод­ных кон­так­тов в под­ру­ле­вом шлей­фе. Сво­бод­ные кон­так­ты про­из­во­ди­тель остав­ля­ет по при­чине того, что такой же авто­мо­биль может иметь дру­гую, более бога­тую ком­плек­та­цию с допол­ни­тель­ны­ми опци­я­ми, кото­рые задей­ству­ют эти кон­так­ты. Либо для даль­ней­шей модер­ни­за­ции авто­мо­би­ля. На япон­ских и корей­ских авто­мо­би­лях часто мож­но обна­ру­жить сво­бод­ные кон­так­ты. На авто­мо­би­лях дру­гих про­из­во­ди­те­лей может не быть сво­бод­ных кон­так­тов. Это ино­гда мож­но решить уста­нов­кой допол­ни­тель­но­го шлей­фа, если поз­во­ля­ет раз­мер кор­пу­са улит­ки. Сво­бод­ным кон­так­там в улит­ке (под­ру­ле­вом шлей­фе) соот­вет­ству­ют пустые места для «пинов» в штат­ном разъ­ёме это­го шлей­фа. Если нет сво­бод­ных доро­жек, то мож­но най­ти дру­гой под­ру­ле­вой шлейф со сво­бод­ны­ми кон­так­та­ми (на авто­мо­би­лях для аме­ри­кан­ско­го рын­ка шлейф име­ет боль­ше сво­бод­ных доро­жек). Если нет дру­гих вари­ан­тов, то мож­но исполь­зо­вать дорож­ки шлей­фа, отве­ча­ю­щие за под­свет­ку кно­пок руля. Мож­но исполь­зо­вать кон­такт, отве­ча­ю­щий за мас­су клак­со­на, пере­ста­вив мас­су на кор­пус руля. Через сво­бод­ный кон­такт будет при­хо­дить +.

На шлей­фе быва­ют дорож­ки шири­ной 1 и 2 мм. Кон­такт шири­ной 1 мм будет про­пус­кать ток в 1 А, кон­такт шири­ной 2 мм – 2 А. Если ток будет боль­ше (2.5–3А), то кон­так­ты будут нагре­вать­ся, но выдер­жат нагруз­ку. Пре­дель­ный ток, при кото­ром дорож­ка сго­ра­ет, равен 4 А.

Если име­ет­ся нуж­ное коли­че­ство сво­бод­ных доро­жек, то мож­но исполь­зо­вать парал­лель­но две дорож­ки, что­бы был запас.

Если у вас уже есть инфор­ма­ция к каким кон­так­там мож­но под­клю­чить обо­грев, то раз­би­рать кор­пус под­ру­ле­во­го шлей­фа не обя­за­тель­но. Мож­но сра­зу под­клю­чать к разъ­ёму. Пины для под­клю­че­ния к улит­ке (мож­но купить в мага­зине радио­де­та­лей или взять от комп. бло­ка пита­ния).

Нуж­но пред­ва­ри­тель­но про­ве­рить кон­так­ты в «улит­ке», выдер­жат ли они нагруз­ку, под­клю­чив подо­грев к акку­му­ля­то­ру. Про­верь­те при откры­том кор­пу­се под­ру­ле­во­го шлей­фа их нагрев на ощупь или при помо­щи тер­мо­па­ры.

Под­клю­че­ние к про­вод­ке авто­мо­би­ля:

  • Плю­со­вой кон­такт подо­гре­ва, иду­щий через под­ру­ле­вой шлейф мож­но под­клю­чить к любо­му тол­сто­му про­во­ду элек­три­ки авто­мо­би­ля, от кото­ро­го после вклю­че­ния зажи­га­ния идёт +. Подо­грев руля мож­но под­клю­чить парал­лель­но с любым выклю­ча­те­лем, либо сде­лать отдель­ный выклю­ча­тель. Элек­тро­пи­та­ние мож­но взять от от штат­но­го подо­гре­ва сиде­ний, подо­гре­ва зад­не­го стек­ла и т. д.
  • Предо­хра­ни­тель раз­ме­ща­ет­ся неда­ле­ко от места под­клю­че­ния к источ­ни­ку пита­ния. Предо­хра­ни­тель нуж­но при­ме­нять не выше 3.5А (если дорож­ки в улит­ке не спа­я­ны парал­лель­но, то 4А – мак­си­мум для одной широ­кой дорож­ки). Подой­дёт обыч­ный предо­хра­ни­тель из мага­зи­на радио­де­та­лей, так как плос­ко­го предо­хра­ни­те­ля тако­го номи­на­ла может не быть. Если исполь­зу­ет­ся несколь­ко соеди­нён­ных парал­лель­но доро­жек шлей­фа, то нуж­но исполь­зо­вать предо­хра­ни­тель боль­ше­го номи­на­ла.
  • Минус подо­гре­ва мож­но соеди­нить, исполь­зуя сво­бод­ную дорож­ку в улит­ке. Мно­гие под­клю­ча­ют минус к мас­се руля, что тоже рабо­та­ет. Одна­ко, это не совсем пра­виль­но. Сопро­тив­ле­ние меж­ду мас­сой руля и кузо­ва высо­кое и неста­биль­ное. Исполь­зо­ва­ние мас­сы от руля не жела­тель­но, так как это не надёж­ное соеди­не­ние (соеди­не­ние с кузо­вом реа­ли­зо­ва­но через шари­ко­под­шип­ни­ки). Это может вли­ять на рабо­то­спо­соб­ность кно­пок руля при рабо­та­ю­щем подо­гре­ве и вра­ще­нии руля.
  • Под­клю­че­ние руля мож­но сде­лать через реле. Это нуж­но для гаран­тии, что­бы кон­так­ты кноп­ки не гре­лись. Подой­дёт обыч­ное авто­мо­биль­ное реле с колод­кой.
  • Выклю­ча­тель мож­но уста­но­вить где угод­но, на лице­вой или обрат­ной сто­роне руля, на кожу­хе руля, на пане­ли при­бо­ров.
  • Если кор­пус под­ру­ле­во­го шлей­фа (улит­ки) раз­би­рал­ся, то после сбор­ки и перед уста­нов­кой руля «улит­ку» нуж­но отцен­тро­вать. Инфор­ма­ция по цен­тров­ке нахо­дит­ся на кор­пу­се под­ру­ле­во­го шлей­фа. Смысл в том, что нуж­но кру­тить шлейф до пре­де­ла сна­ча­ла в один край, потом кру­тить до кон­ца в дру­гом направ­ле­нии, счи­тая коли­че­ство обо­ро­тов. Потом раз­де­лить это коли­че­ство на 2 и про­кру­тить шлейф до сере­ди­ны.

Комплекты для установки подогрева руля

В про­да­же мож­но най­ти ком­плек­ты для уста­нов­ки подо­гре­ва руля. Они осно­ва­ны на нихро­мо­вой про­во­ло­ке малень­ко­го сече­ния, соеди­нён­ных парал­лель­но в виде яче­ек и рас­по­ло­же­ных на эла­стич­ной само­кле­я­щей­ся под­лож­ке.

В ком­плект вхо­дит:

  • Нагре­ва­тель­ный эле­мент 2шт по 25см
  • Блок преобразователя(для сни­же­ние тока при про­хож­де­нии через под­ру­ле­вой шлейф, при помо­щи повы­ше­ния напря­же­ния)
  • Пины (кото­рые под­клю­ча­ют­ся к двум пинам под «улит­кой» руля авто­мо­би­ля)
  • Кноп­ка вклю­че­ния
  • Инструк­ция по уста­нов­ке

Так­же в Интер­не­те мож­но най­ти уста­но­воч­ный ком­плект на осно­ве кар­бо­но­вой нити (см. фото).

Ком­па­ния «Тепло­дом», про­из­во­дя­щая всем извест­ные накид­ки на сиде­ния с подо­гре­вом, а так­же встра­и­ва­е­мый подо­грев сиде­ний, так­же про­из­во­дит и реа­ли­зу­ет уста­но­воч­ные ком­плек­ты для обо­гре­ва руля «Еме­ля УК‑Р».

Дру­гой ком­плект мож­но при­об­ре­сти на сай­те сту­дия авто­ин­те­рье­ра.

В ком­плект вхо­дит:

  • нагре­ва­тель­ный эле­мент тол­щи­ной 0,14 мм. И шири­ной 60–75 мм.
  • блок повы­ше­ния напря­же­ния 12В/24В
  • кноп­ка включение/выключения подо­гре­ва
  • соеди­ни­тель­ные про­во­да с бло­ком предо­хра­ни­те­ля
  • инструк­ция по уста­нов­ке

Нагре­ва­тель­ная лен­та доста­точ­но эла­стич­ная, что дела­ет её удоб­ной для уста­нов­ки на обод руля без обра­зо­ва­ния скла­док.

Печа­тать ста­тью

Ещё интересные статьи:

kuzov.info

тест 3 устройств и советы по установке — журнал За рулем

Если нет штатного обогрева руля, его можно установить. В распоряжение ЗР попали три подобных устройства, и эксперты оценили их возможности.

Материалы по теме

Простейшее и самое дешевое обогревательное устройство представляет собой чехол на руль, подключаемый к 12‑вольтовой розетке. После того как баранка прогреется, надо обязательно отключить питающий провод — только после этого можно ехать. Комфорт при использовании такого устройства близок к нулю, но цена и простота установки подкупают — наверняка найдутся желающие приобрести из разряда аскетов.

Два других изделия по принципу действия и удобству пользования сравнимы со штатным обогревом, но требуют серьезной возни при установке — с разборкой руля и даже, при необходимости, его перетяжкой. Основные различия между этими комплектами — в используемых материалах, ком­плектации и цене.

Инструкция велит подсоединять нагревательные элементы через свободные токопроводящие полоски в подрулевом спиральном кабеле — так называемой улитке. Поэтому перед покупкой такого устройства надо выяснить (разобрать руль или покопаться в интернете), установлена ли улитка на вашей машине и есть ли у нее свободные токопроводы. Незадействованные контакты часто встречаются, например, у машин в недорогих комплектациях, которые для унификации с более дорогими версиями оснащены проводкой с запасом.

Простейшее из испытанных устройств — обогреваемая оплетка на руль — оставляет значительный участок баранки непрогретым.

Простейшее из испытанных устройств — обогреваемая оплетка на руль — оставляет значительный участок баранки непрогретым.


Доработка руля в тюнинговом автоателье Color Glo обеспечивает практически равномерное распределение тепла.

Доработка руля в тюнинговом автоателье Color Glo обеспечивает практически равномерное распределение тепла.


Так выглядят на экране тепловизора нагре­вательные элементы двух установочных наборов. Тот, который желтый, - «Емеля», а ACV 4/4 покраснел: слишком горячо.

Так выглядят на экране тепловизора нагре­вательные элементы двух установочных наборов. Тот, который желтый, - «Емеля», а ACV 4/4 покраснел: слишком горячо.


В установочных центрах обычно дорабатывают улитку, включая в счет оплату соответствующих работ. Для снижения потребляемого тока используют входящий в комплект блок питания, который повышает напряжение до трех десятков вольт. Если этого не сделать, штатные токопроводящие ленты улитки могут оплавиться.

Материалы по теме

Объем работ солидный — неслучайно разработчики подобных устройств рекомендуют обращаться к профессиональным установщикам. Нужно уда

www.zr.ru

Подогрев руля своими руками

..Для тех, кто хочет все знать и любит все делать своими руками..

(если не собираетесь ставить самостоятельно, читать не нужно. Просто обратитесь в установочные центры)

А здесь можно почитать как перетянуть руль кожей своими руками.

Типы подогревов руля, или как сделать своими руками

Круговая намотка

Самый простой способ, который приходит в голову, при изготовлении теплого руля, взять проволоку или провод и намотать вокруг обода руля.

Проволока, являясь проводником, при прохождении через нее тока, начинает греться и отдавать тепло. Но какую проволоку или провод выбрать? Вариантов материала много, но неименными остаются базовые физические параметры теплоотдачи.

12В напряжение бортовой сети автомобиля
40-50Вт это оптимальная мощность теплоотдачи, при которой рукам комфортно. Следует заметить, что при такой мощности динамика отдачи тепла следующая: примерно через 30-40 секунд холодный руль ощутимо теплеет, а к концу второй минуты выходит на температуру 45-50 градусов, которая комфортна для рук. Относительно дальнейшего перегрева можно не опасаться, так как на этой границе температур рассеиваемая мощность сравняется с потребляемой мощностью и больше вырасти не может.
Если вернуться к расчетам, то зная мощность и напряжение можно посчитать ток цепи:

I=P/U, т.е. в нашем случае
I=4A

Много это или мало? К этому вернемся позже, когда дойдем до подключения.
Но зато опять по формуле из школьных учебников можно рассчитать сопротивление цепи:

R=U/I, т.е.
R=3(Ом)

Сколько понадобится греющего провода?

Длина окружности руля около 110-120см, т.е. при шаге витка в 2см, нам понадобится 60 витков. Обхват руля, т.е. длина одного витка около 10см, т.о. в грубом приближении нам нужно 5-6 метров греющего провода.
К чему все эти физические расчеты? К тому, что бы правильно выбрать греющий провод
Вариантов несколько:

Тонкая медная проволока.

Найти ее достаточно просто и с ее помощью можно почти бесплатно сделать обогрев рулевого колеса.. Можно снять изоляцию с многожильного бытового электро провода и вытащить одну жилу или купить в магазине радиодеталей. Но, не зная точного сечения каждой нити в проводе легко прогадать в теплоотдаче. Самый простой способ проверить намотать эти же 5-6м на черенок от лопаты с шагом 2 см, подключить от аккумулятора и через 1-2 попробовать тактильно. Если греет слишком сильно, то сечение большое. В этом случае можно попробовать намотать с меньшим шагом (например 1 см) и проверить. Но нужно иметь ввиду, что длина возрастет обратно пропорционально шагу (в нашем случае будет 10-12м). Если же греет слабо, то наоборот нужно сделать шаг витка больше.
Медной проволоке можно отдать первое место по простоте и дешевизне, но не по надежности.
Первый ее главный недостаток, в том, что медь в контакте с кислородом окисляется. Многие автоэлектрики сталкивались с прогнившей проводкой в автомобиле. И это бывает не только в совсем древних автомобилях, а на машинах которым едва исполнилось 10 лет. Для кого-то 10 лет это уже древний автомобиль, но проводка там в косе и в ПВХ изоляции. А на руле одна тонкая нить (толщина медной проволоки будет несколько сотых долей миллиметра), которая даже под кожаной оплеткой будет местами контактировать с кислородом, просто потому, что натуральная кожа это дышащий материал. В общем, практика показывает, что такие рули долго не живут и более надежна нихромовая нить.

Нихромовая проволока.

И это более предпочтительный материал, т.к. он не окисляется и обладает большим удельным сопротивлением. Большее удельное сопротивление значит, что для получения нужных параметров нам нужен будет нихром большего сечения чем медная проволока, а значит и более прочный. Для получения нужных электрических характеристик понадобится нихромовая проволока сечением 0.5-1 мм2.
А дальше принцип как у меди, мотаем по ободу с нужным шагом.
Из минусов этого варианта стоит указать то, что нихром нужного сечения малым метражом найти сложнее, чем медь, и второй недостаток, это большая толщина. Дело в том, что при последующей перетяжке в кожу, проволока диаметром 1 мм будет проступать из-под кожи. Поэтому используйте этот вариант, если Вам «не до эстетики» или не забудьте сделать канавки (подробнее смотрите далее) либо используйте подложку под кожу.

Следующий вариант – достать греющий провод из нагревательного элемента подогрева сидения.

Он туда вшит обычной нитью и распоров ее, можно легко достать греющий провод и также намотать его на обод руля.

Но в этом случае мы получим провод в ПВХ изоляции толщиной 1.5-2мм, что хорошо с точки зрения надежности, но очень усложняет работу по перетяжке в кожу. Единственное решение вырезать аккуратно канавки в руле (что само по себе уже достаточно трудоемко), уложить в них греющий провод и заполнить оставшиеся неровности герметиком либо эластичной шпаклевкой. Можете выбрать этот вариант, если Вы упорный по природе и у Вас много свободного времени.


Все, что описано выше, это различные вариации круговой намотки греющего провода. Далее принципиально иные типы греющих элементов.

Второй тип подогрева рулевого колеса это подогрев на основе углеродной ленты

Вообще углеволокно и углеродная ткань это хороший современный материал, и в сочетании с эпоксидными составами из нее получаются легкие, прочные и красивые детали. Но, электротехнические характеристики углеродной ленты весьма специфичны. Первое, на что есть смысл обратить внимание это на толщину (обычно около 1мм). На самом деле с точки зрения монтажа под кожаную оплетку 1мм это очень много. Т.е. если руль был в коже, даже если машина новая эту оплетку придется выкинуть, т.к. она уже не сойдется. И мастеру по коже придется приложить большие усилия, чтобы придать правильную округлую форму рулю после монтажа таких лент.
И есть еще второй серьезный недостаток – низкое сопротивление углеволокна. В автомобиле низкое сопротивление означает высокий ток. Почему это плохо будет понятно дальше, при разборе вариантов подключения, но можно добавить, что это делает не возможным использование данного типа греющего элемента с электронными блоками подогрева руля (токовыми трансформаторами) снижающими нагрузку на подрулевой элемент (улитку). А такое снижение нагрузки необходимо в целях безопасности на 80% автомобилей.

Третий тип подогрева руля это готовые эластичные нагревательные элементы

Это готовое решение, требующее минимальных затрат сил и времени. Элементы идут на клейкой основе и натягиваются на руль, принимая его форму.
Они бывают разной ширины от 5 до 9см и обхватывают практически любую поверхность рулевого колеса. Толщина менее 100 микрон, поэтому если подогрев ставится на новый автомобиль с хорошей кожей на рулевом колесе, ее достаточно расплести и заплести после установки подогрева. Ничего не будет проступать. Руль с таким подогревом и без него внешне отличить не возможно. Комплектов таких много разных размеров, с электроникой и без и мы позже рассмотрим, зачем нужна эта электроника.

Подключение подогрева руля

Выбрать подогрев для руля это пол дела. Дальше нужно его подключить.
Часто возникают ситуации, когда автомобилист сделает серьезную работу по установке нагревательных элементов в руль, затянет кожаной оплеткой, неважно сам или с помощью портного, и потом, начав подключать, понимает, что не получается! Не те элементы поставил! Поэтому процесс подключения лучше начать именно с электрической части Вашего автомобиля. Все автомобили индивидуальны, и нужно понять, можно ли подключить обогрев руля именно на Вашем авто. Единственным препятствием этому может служить подрулевой элемент, в простонародье Улитка.

Раньше в машинах для передачи тока для клаксона ставили медные скользящие контакты, которые позволяли передать ток при любом положении руля.

На такие машины можно поставить любой тип подогрева руля, но беда в том, что таких машин почти не осталось. С девяностых годов автопроизводители стали добавлять в рули подушки безопасности, а после мультимедиа и круиз контроль, и понадобилось более безопасное и функциональное решение.

Улитка — подрулевой элемент

Улитка
Подрулевой элемент
Спиральный кабель
Гибкий шлейф
Часовая пружина
….

Все это названия основного элемента, через который производится подключение подогрева руля.

Выглядит улитка обычно так, как на фото.
Находится этот элемент непосредственно под рулем. При снятии и обратной установке улитки нельзя ее проворачивать, т.к. при установке улитке смещенной на оборот, при повороте руля лента порвется. Кроме того зачастую улитка совмещена с датчиком положения руля, и его смещение может привести к необходимости калибровки последнего.
Внутри корпуса улитки находится гибкая лента с токопроводящими дорожками. Лент может быть несколько. Часть дорожек используется для работы подушек безопасности, часть для систем мультимедиа, и часть не задействована (80% а\м). Именно эти резервные дорожки и используются для запитывания подогрева руля. Что бы подключиться к ним, используют специальные пины, которые подходят на большинство автомобилей.

Так вот, вернувшись к подключению.. нам важно, чтобы в шлейфе оказались свободные дорожки, и чем больше, тем лучше. Почему лучше много? Потому что шлейф не рассчитан на большой ток и при подаче даже нескольких ампер по одной дорожке она неминуемо начнет греться, и выйдет из строя. Поэтому есть 2 способа выйти из этой ситуации. Первый – пропустить ток сразу по нескольким дорожкам, распределив тепло по площади, либо второй способ – понизить ток с помощью электронного модуля подогрева руля.
Для одной типовой дорожки шириной около 1мм безопасным считается ток до 1А.
Таким образом, если мы хотим подать 4А, а именно такой ток мы изначально рассчитали, нужен для питания подогрева руля, нам нужно 4 дорожки на +12В и 4 дорожки на минус. На многих машинах на рулевом валу есть хорошая масса и минус можно взять с нее. В этом случае будет достаточно просто 4 свободных дорожки. Проблема в том, что они есть на 10-20% автомобилей. На других одна, две, или, бывает вообще нет. И в этом случае нужно использовать комплекты обогрева руля с электроникой.

Электронный модуль подогрева руля

Блок управления обогревом руля — зачем он нужен?

Блок управления или электронный модуль для обогрева рулевого колеса это повышающий преобразователь напряжения, задача которого снизить нагрузку на подрулевой шлейф (улитку) и защитить ее от перегрева. Дело в том, что тонкие проводники шлейфа руля греются при прохождении высокого тока (а не напряжения!). И лучший способ понизить этот ток без потери мощности это повысить напряжение, подаваемое на руль.


P=I*U

На практике, подымая напряжение с 12-14В до 33-33В, ток снижается пропорционально примерно в 2,5 раза. Это позволяет не опасаться за перегрев тонкого токопроводящего шлейфа в руле автомобиля.

Есть много разных типов таких модулей, отличаются они мощность, корпусом (металл пластик), наличием регулировки и надежностью. Вы можете самостоятельно найти подобное решение на АлиЭкспресс или в магазинах электроники. Главные критерии – это должен быть преобразователь постоянного напряжения 12-15В в более высокое 33-36В, с мощностью не менее 50Вт. Обратите внимание, что нельзя подключить такой преобразователь напряжения со стандартным (низкоомным ) нагревательным элементам – эффект будет обратным ток возрастет. Для подобных преобразователей напряжений нужны специальные нагревательные элементы с сопротивлением порядка 25-40 (Ом)

Получившаяся электрическая цепь никак не пересекается со штатной информационной шиной автомобиля и поэтому не требует никакой адаптации не зависимо от того простой автомобиль или «навороченный» в плане электроники.

Подключение к питанию должно производиться через цепь зажигания. Необходимо проверить, что питание пропадает при выключении и засыпании автомобиля. Использование предохранителя при подключении обязательно!

Для полной установки подогрева руля на Ваш автомобиль понадобятся навыки электрика и портного. Ниже можно прочитать про основные действия электрика при подключении. Перетяжка рулевого колеса в кожу это отдельная история, которая шире рамок этой статьи и мы ей пока опустим.

Весь процесс подключения подогрева руля выглядит примерно следующим образом:

— Снимается клемма с аккумулятора. В некоторых машинах их 2. Нужно понимать, что при этом могут сбиться некоторые настройки, например мультимедиа и время.

— Перед снятием руля нужно проверить, что колеса автомобиля стоят прямо. Далее, снимается крышка клаксона. Как правила по бокам или снизу в руле есть технологические отверстия. Через них откручиваются винты или шлицевой отверткой отжимаются спицы. Реже (например, на Land Rover) нужно за эти спицы потянуть (такой крючок легко изготовить, загнув конец спицы).
С обратной стороны подушки безопасности будет разъем желтого цвета, и чтобы отсоединить его от пиропатрона, нужно сначала поднять тонкой шлицевой отверткой на нем стопор. Сам айрбэг лучше отложить в сторону, патроном вниз. Если Вы отсоедините подушку безопасности, не сняв предварительно клемму аккумулятора, в память автомобиля запишется ошибка и на панели приборов появится оранжевый символ. На части машин эта ошибка может исчезнуть сама, но в большинстве случаев стирается через лаунч или автомобильный компьютер.

— Отсоединив все разъемы нужно открутить центральную гайку или болт. Иногда она закисает, и приходится приложить большое усилие. Саму гайку лучше открутить не до конца, а оставить 2-3 витка, сдернуть руль с вала и только потом открутить полностью. До снятия на стыке руля с валом на шлицах поставьте метку, чтобы при установке руль не стал криво.

— Сняв рулевое колесо, Вы увидите подрулевой элемент (улитку). Ее нельзя проворачивать.

— Далее руль передается на перетяжку с установкой подогрева.

— В машине нужно найти цепь зажигания, и через предохранитель подать питание на кнопку включения подогрева руля, далее на блок управления обогревом, если он предусмотрен, и в разъем с тыльной стороны улитки.

Если Вам хватило терпения, и Вы дочитали до этого текста, то наверняка поняли, что установить подогрев руля своими руками можно, но это процесс, требующий аккуратности, внимательности и свободного времени. Поэтому знайте, никогда не поздно обратиться в установочный центр в Москве, СПб, и других городах, где Вам выполнят подключение.

Стоимость работ варьируется от 9000 до 25000р в зависимости от города и автомобиля. При желании можно отдельно купить комплект для самостоятельной установки теплого руля. Цена на такие комплекты от 2000 до 6000р. Во все комплекты вложена инструкция. В разделе применяемость можно увидеть фотоотчет по установке на некоторые модели.

Посмотреть, на какие автомобили был установлен подогрев руля

или

Вернуться к выбору установочных комплектов


Доставка комплектов обогрева руля по России бесплатно.

☎(812)3095073
Компания ʺАльфʺ
Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр.40

[email protected]


xn--b1abcf5anbfnc7a9k.xn--p1ai

Подогрев руля в машине своими руками

Подогрев руля, равно как подогрев сидений, зеркал, стёкол, салона, это не баловство и не роскошь, а показатель того, что человек живёт в цивилизованном мире. Все перечисленные опции в машине очень удобны, и помогаю водителю сосредоточить внимание лишь на дороге, а не на запотевших стёклах или на своих озябших пальцах.
Но сейчас есть время рассказать только о том, как самостоятельно собрать руль с подогревом. Для начала нужно купить на разборке руль, ведь родной можно испортить в процессе работы. Понадобится ещё нагревательный элемент, которым может быть как провод, вытянутый из подогрева сидений, так и отдельная проволока из нихрома.

А также нужно будет готовый намотанный руль закрыть новым чехлом, который можно купить или сшить из кожаных выкроек.

Из инструментов нужны будут:

 

  • острый нож и ножовочное полотно;
  • маркер;
  • лавсановая изолента;
  • клей для пластмасс;
  • изолента или скобы для фиксации;
  • электрический паяльник.

Ну, а дальше проще будет разобраться со всеми особенностями предстоящей работы по порядку.

  1. В купленном руле необходимо прорезать канавки для укладки нагревающего провода, если не хотите чтобы поверхность руля была с рёбрами. Первоначально места для прорезания канавок нужно наметить, для этого нужно равномерно обмотать руль по спирали проводом.

Вытащенный из комплекта подогрева сидений провод имеет длину около 7 метров. Если вы используете для намотки нихромовую проволоку диаметром 0,45 мм, тогда отрезайте от неё кусок такой же длины. Концы провода для подключения должны проходить по нижней спице руля к центру. 

  1. Прорезайте каналы для провода на такую глубину, при которой провод, уложенный в них, утопиться более чем на половину своего диаметра, но не глубже. Удобнее всего резать пластмассу ножовочным полотном. Ножом лучше сделать предварительную разметку, и обрезать заусенцы в дальнейшем.  
  1. Дальше укладывайте провод в каналы, временно закрепляя его с помощью кусочков изоленты. 
  1. Теперь обматывайте руль лавсановой изолентой, надёжно закрепляя нагревающий провод, и сглаживая наружную поверхность руля. Только не используйте для обмотки виниловую изоленту или другую плёнку, они же при нагреве текут, теряя свою жёсткость.
  1. Вот можно и обшить руль, с установленным подогревом, новым чехлом. Для стяжки чехла из натуральной кожи лучше всего использовать толстые шёлковые нитки, так как они меньше рвутся. 
  1. И наконец, самое сложное, сейчас нужно будет установить и подключить собранный руль с подогревом.

Естественно сначала необходимо снять родное рулевое колесо с машины. Снимая руль на своей машине, вы найдёте за клавишей звукового сигнала, или подушкой безопасности, контактные кольца или скрученную улиткой ленту.

Остаётся только найти два разноимённых контакта, к которым можно подключить свой подогреватель руля.

А дальше по схеме автомобильной проводки нужно поставить предохранитель в цепи максимум на 10 А. Не забудьте также использовать термореле, которое вы вытащили из комплекта подогрева сидений. Можно предусмотреть отдельный выключатель, или же включать подогрев руля совместно с подогревом сидений через общую клавишу.

  1. Последнее, что нужно сделать, это собрать все обратно: подключить звуковой сигнал, подушку безопасности, закрыть все открытые крышки. 

Остаётся только подвести итог. Работа по доработке руля не сложная и не потребует больших затрат на покупку материалов и инструментов. Нагрузка от дополнительного оборудования на электроцепь автомобиля не большая, и составляет всего 30 – 35 Вт.

Самое главное заключение, которое можно сделать после опробования руля с подогревом, состоит в том, что нужно было давно уже установить такую опцию на руль. Также не забудьте следить за зарядом аккумулятора.

Удачи на дорогах!!!

 

Автор: Куликов Владимир,  Ярославская область.


 ОБЯЗАТЕЛЬНО !!! 

Приборы, действия и свойства которых вам мало известны, особенно самоделки, подключайте через предохранители. 


volt-index.ru

Подогрев руля своими руками

В автомобиле есть множество вещей, никоим образом на первый взгляд не сказывающихся на выполнение им своих основных функций, но тем не менее, востребованных многими водителями. Зачастую они оказывают, скажем так, не самое решающее влияние на управление автомобилем и безопасность движения. К таким удобствам можно отнести подогрев руля, который может быть выполнен своими руками.

Установка подогрева руля, зачем это надо?

Не подлежит сомнению, что это опция чисто сезонная. Да и нужна она в первые двадцать минут после посадки в холодную, например, после стоянки ночью, машину. Но тем не менее, опция подогрев руля присутствует во многих автомобилях бизнес-класса, не говоря уже про авто сегмента премиум. Необходимо просто самому несколько раз попытаться управлять машиной при температуре минус тридцать градусов, чтобы одобрительно воспринимать такое улучшение.

Казалось бы, человек защищен от мороза, есть шуба, перчатки и прочие теплые вещи. Но вот управлять автомобилям в перчатках для многих очень неудобно. К тому же надо учесть, что это не те перчатки, которые используют гонщики, и в них трудно правильно чувствовать руль. Да и скользят они, что может просто привести к ошибкам в управлении автомобилем. Замерзшие руки вполне могут обеспечить такой же результат.

Решается подобная проблема достаточно просто – необходимо использовать руль с подогревом, и тогда никакие холода не смогут помешать вам управлять автомобилем. Дополнительную информацию про это вы сможете узнать после просмотра видео

Что нужно для обеспечения подогрева руля?

По сути дела, реализация подобной опции выполняется довольно просто. Говоря так, имеется в виду содержание работ, но не возможность и качество их выполнения. Установка на автомобиль подогрева руля под собой подразумевает:

  • размещение на его поверхности нагревательного элемента;
  • использование специальной кнопки, служащей для включения режима подогрева руля;
  • применение датчика для контроля температуры поверхности руля;
  • изготовление и закрепление на руле защитного устройства для нагревательного элемента. Это может быть оплетка или кожаный чехол;
  • соединение всех элементов в единую схему и подключение к бортсети.

Все эти работы достаточно просты, что позволяет говорить о возможности сделать подогрев руля своими руками. Вариантов, каким образом выполнить это, несколько. Различие между ними заключается в типе используемого нагревательного элемента, схемах управления и вариантах подключения подогрева к бортсети автомобиля. В любом случае, для выполнения подобной работы не требуется специально оборудованных помещений, сложного инструмента, и она может быть сделана своими руками в обычном гараже.

Как можно сделать собственными силами теплый руль?

Прежде чем решать, как сделать подогрев руля, необходимо для себя понять, каким он должен быть. Имеется в виду, что его можно реализовать несколькими способами.

Подогрев во время стоянки

Это самый простой, но и ограниченный по возможностям вариант, выполняемый своими руками. Для этого на руле проводится установка специальной накладки, которая кабелем подключается к прикуривателю. Понятно, что ездить с таким подогревом нельзя. Он работает во время прогрева двигателя после запуска на стоянке. Учитывая, что зимой на это требуется достаточно много времени, руль успевает прогреться, и можно ехать уже спокойно, руль будет теплым. Тем более что отопитель в дальнейшем обеспечит в салоне нормальную температуру, и подогрев уже будет не нужен.
Выполняется подобная работа с использованием специального набора, имеющегося в продаже. Как это выглядит на автомобиле и как работает, позволяет понять видео


Еще раз уточним – такой вариант возможен только во время стоянки, в движении им пользоваться нельзя!

Универсальный вариант

В этом случае для подогрева руля должен быть выполнен своими руками полный комплекс работ, а именно:

  1. доработан руль, на нем необходимо разместить нагревательные элементы;
  2. должна быть установлена кнопка управления подогревом;
  3. закреплен на руль кожаный чехол или оплетка, скрывающая и предохраняющая от повреждений нагревательные элементы;
  4. сделано подключение управления подогревом и его элементов к бортовой сети автомобиля.

В качестве нагревательного элемента, осуществляющего подогрев, может использоваться гибкая термолента, как она располагается на руле, понятно из приведенного фото

Или обычная нихромовая проволока, для ее размещения на руле надо будет сделать специальные канавки и потом закрепить в них провод клеем.


Сверху все это закрывается полиэтиленовой пленкой, может быть использована и пищевая.
Затем выполняется оплетка или проводится перетяжка кожей. Как она делается своими руками, поможет понять видео.
Единственно, что необходимо учесть – изготовление шаблонов для раскроя кожи.

Подключение к бортсети выполняется разными способами, каждый определяет сам, как ему будет удобно. Для управления подогревом предусматривается кнопка, ее установка может быть произведена в любом удобном месте. Вот таким образом, своими руками делается подогрев руля. В зависимости от желания, схема управления дополнительно оснащается датчиком температуры, тогда он будет включаться и отключаться автоматически.

Оснащение автомобиля подобной опцией – задача вполне доступная, и легко реализуемая своими руками. Для этого не надо какого-то специального оборудования и инструментов, а сделана она может быть в любых условиях. Зато после того, как выполнена установка подогрева, управление автомобилем в морозы не доставляет неудобств и косвенно влияет на безопасность движения.

znanieavto.ru

Подогрев руля на авто своими руками + Фотоотчет

Подогрев руля, равно как и подогрев сидений, а также подогрев дворников — опции, сравнительно недавно вошедшие в нашу жизнь, однако, несмотря на это, они уже успели завоевать признание автомобилистов всего мира. Это и неудивительно, ведь каждая из вышеперечисленных опций повышает уровень комфорта и делает управление автомобиля более приятным и удобным.

Почти в каждом новом автомобиле можно встретить руль с подогревом, здесь, как говорится, все понятно, однако как быть тем, чей автомобиль лишен всех этих удобств, вариантов есть три: купить новый автомобиль, установить подогрев руля на каком-нибудь СТО, и третий, пожалуй самый сложный вариант — сделать подогрев руля своими руками. Сегодня я расскажу вам о последнем варианте, для меня он более подходящий по двум причинам: во-первых это — повод что-то смастерить своими руками и получить бесценный опыт, а во-вторых это дешевле, чем покупать готовый руль с подогревом. Что из этого вышло, вы сейчас увидите, представляю вашему вниманию детальный фотоотчет как сделать руль с подогревом своими руками.

Для работы вам нужно иметь:

  1. Руль (лично я побоялся портить «родной» и взял на разборке б/у руль, мало ли вдруг не выйдет…).
  2. Комплект подогрев сидений «Емеля Горыныч» (из него необходимо будет вытянуть нагревательный элемент в виде провода, там же нужно будет экспроприировать и термореле, которое будет автоматически выключаться в случае перегрева).
  3. Острый нож (канцелярский).
  4. Клей.
  5. Изолента или иглы (для фиксации).
  6. Герметик.

Если все имеется можете приступать.

Подогрев руля своими руками — детальная инструкция

  1. Прежде всего необходимо снять руль.
  2. Вооружайтесь маркером и начинайте рисовать места прорезов канавок, в которые будет уложен нагревающийся провод. У меня вышло вытащить примерно 7 метров провода. Рисовать линии нужно как показано на фото, с небольшим уклоном и шагом примерно 2-3 см.
  3. Теперь возьмите нож и аккуратно прорежьте канавки, в которые будет установлен нагревательный элемент (провод).
  4. Провод нужно вклеивать, так он будет плотнее сидеть, в местах поворотов (возле спиц) можете зафиксировать его иголками или изолентой. Когда клей подсохнет изоленту можно будет снять.
  5. Поверху провода нужно пройтись герметиком, так сказать зашпаклевать вырезанные канавки с вложенным проводом.
  6. Следующий этап перетяжка руля кожей, как это сделать я когда-то писал.
  7. Все, руль готов, осталось подключить подогрев!

Руль с подогревом — готов, осталось его подключить.

Как подключить подогрев руля

Есть несколько вариантов подключения, например используя clockspring, если имеются резервные провода, либо используя контактную площадку, с так называемыми скользящими контактами. Лишних проводов лично у меня не оказалось, да и к тому же разбирать улитку только для того, чтобы туда установить два провода — желания не было. Решил эту проблему другим путем.

  1. Выпросил у токаря два медных кольца толщиной 1.5 мм, на них решил прицепить «+» и «-» соответственно.
  2. К ним припаял провода, затем подключил через реле к АКБ. Чтобы нечаянно не разрядить его «в талую», забыв выключить подогрев на ночь, сделал так чтобы реле включалось только с включенным зажиганием.
  3. После, взял двухсторонний скотч и закрепил с его помощью кольца на clockspring.
  4. Налил эпоксидный клей между колец, это позволит предотвратить замыкание.
  5. Оставил один контакт на «плюс», а «минус» взял с рулевого вала, один остался не задействован.
  6. Сделал контакт в руле напротив колец, для этого просверлил отверстия.
  7. Все заизолировал, чтобы не было соприкасания с рулем.
  8. Пружину установил для того чтобы контакт был постоянно прижат к кольцам. Сделал это при помощи тоненькой пластинки, которая с одной стороны прижимается к рулю, а другая сторона давит на контакт.

Вот и все. Осталось установить руль на место.

Результаты операции «Подогрев руля своими руками»:

Нагревание происходит быстро и равномерно за 2-3 минуты руль уже порядком теплый.

Управлять автомобилем стало намного приятнее, руки так и тянутся к теплой баранке…  Как и всегда после нескольких дней эксплуатации возникает один и то же вопрос: «Как я ездил без этого столько лет?» Пробуйте и у вас обязательно все получится.

Спасибо за внимание.

Если статья была Вам полезна, можете поделиться материалом в социальных сетях:

rulikolesa.ru

Подогрев руля своими руками — детальная инструкция с фото

Подогрев руля, равно как и подогрев сидений, а также подогрев дворников — опции, сравнительно недавно вошедшие в нашу жизнь, однако, несмотря на это, они уже успели завоевать признание автомобилистов всего мира. Это и неудивительно, ведь каждая из вышеперечисленных опций повышает уровень комфорта и делает управление автомобиля более приятным и удобным.

Почти в каждом новом автомобиле можно встретить руль с подогревом, здесь, как говорится, все понятно, однако как быть тем, чей автомобиль лишен всех этих удобств, вариантов есть три: купить новый автомобиль, установить подогрев руля на каком-нибудь СТО, и третий, пожалуй самый сложный вариант — сделать подогрев руля своими руками.

Сегодня я расскажу вам о последнем варианте, для меня он более подходящий по двум причинам: во-первых это — повод что-то смастерить своими руками и получить бесценный опыт, а во-вторых это дешевле, чем покупать готовый руль с подогревом. Что из этого вышло, вы сейчас увидите, представляю вашему вниманию детальный фотоотчет как сделать руль с подогревом своими руками.

Читайте также:

Итак, по пунктам…

Для работы вам нужно иметь:

  1. Руль (лично я побоялся портить «родной» и взял на разборке б/у руль, мало ли вдруг не выйдет…).
  2. Комплект подогрев сидений «Емеля Горыныч» (из него необходимо будет вытянуть нагревательный элемент в виде провода, там же нужно будет экспроприировать и термореле, которое будет автоматически выключаться в случае перегрева).
  3. Острый нож (канцелярский).
  4. Клей.
  5. Изолента или иглы (для фиксации).
  6. Герметик.

Если все имеется можете приступать.

Подогрев руля своими руками — детальная инструкция

1. Прежде всего необходимо снять руль.

2. Вооружайтесь маркером и начинайте рисовать места прорезов канавок, в которые будет уложен нагревающийся провод. У меня вышло вытащить примерно 7 метров провода. Рисовать линии нужно как показано на фото, с небольшим уклоном и шагом примерно 2-3 см.

3. Теперь возьмите нож и аккуратно прорежьте канавки, в которые будет установлен нагревательный элемент (провод).

4. Провод нужно вклеивать, так он будет плотнее сидеть, в местах поворотов (возле спиц) можете зафиксировать его иголками или изолентой. Когда клей подсохнет изоленту можно будет снять.

5. Поверху провода нужно пройтись герметиком, так сказать зашпаклевать вырезанные канавки с вложенным проводом.

6. Следующий этап перетяжка руля кожей, как это сделать я когда-то писал.

7. Все, руль готов, осталось подключить подогрев!

Руль с подогревом — готов, осталось его подключить.

Как подключить подогрев руля

Есть несколько вариантов подключения, например используя clockspring, если имеются резервные провода, либо используя контактную площадку, с так называемыми скользящими контактами. Лишних проводов лично у меня не оказалось, да и к тому же разбирать улитку только для того, чтобы туда установить два провода — желания не было. Решил эту проблему другим путем.

1. Выпросил у токаря два медных кольца толщиной 1.5 мм, на них решил прицепить «+» и «-» соответственно.

2. К ним припаял провода, затем подключил через реле к АКБ. Чтобы нечаянно не разрядить его «в талую», забыв выключить подогрев на ночь, сделал так чтобы реле включалось только с включенным зажиганием.

3. После, взял двухсторонний скотч и закрепил с его помощью кольца на clockspring.

4. Налил эпоксидный клей между колец, это позволит предотвратить замыкание.

5. Оставил один контакт на «плюс», а «минус» взял с рулевого вала, один остался не задействован.

6. Сделал контакт в руле напротив колец, для этого просверлил отверстия.

7. Все заизолировал, чтобы не было соприкасания с рулем.

8. Пружину установил для того чтобы контакт был постоянно прижат к кольцам. Сделал это при помощи тоненькой пластинки, которая с одной стороны прижимается к рулю, а другая сторона давит на контакт.

Вот и все. Осталось установить руль на место.

Результаты операции «Подогрев руля своими руками»:

Нагревание происходит быстро и равномерно за 2-3 минуты руль уже порядком теплый.

Управлять автомобилем стало намного приятнее, руки так и тянутся к теплой баранке… 🙂 Как и всегда после нескольких дней эксплуатации возникает один и то же вопрос: «Как я ездил без этого столько лет?» Пробуйте и у вас обязательно все получится. Спасибо за внимание.

www.autoposobie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *