Menu

Лейпясуо грибы – 17 . . >> >> -: , , , ,

Воскресенье из Лейпясуо в Кирилловское.


Мы как всегда легких путей не ищем и без приключений не обходится. Эта поездка переплюнула все остальные, она была самая трешовая. 

Мы приехали в Лейпясуо, чтобы, как оказалось, добраться до озера Желанное. Сама я думала, что мы едем в немного противоположную сторону 🙂

Сойдя с электрички и проехав метров 50, Вадик обнаружил, что у него лопнула передняя камера. НИКТО из нас не взял ремнабор или камеру 🙂 И правда, зачем таскать лишнее, если ничего никогда не ломается? 🙂 Вадик походил по станции, но велосипедистов там не было и велоаптечки тоже. Решили идти пешком — пусть теперь велики на нас покатаются. Андрей уехал вперед смотреть дороги. Мы с Вадиком  дошли до развилки с крестом. Говорят их здесь много поставлено павшим солдатам. Остановились дождаться Андрея. Не прошло минуты, как из леса показались два велосипедиста. У них была с собой камера! Вадик ее купил и поставил. Как все сложилось — перекресток, крест, спасатели 🙂

Ребята рассказали нам об окрестностях и какие препятствия нам здесь могут встретиться. Сначала мы доехали до разрушенного моста. Теперь там просто лежат бревна, при некоторой сноровке через них можно пройти, но не с велами. Воды там выше колена. Мы поехали к следующему мосту. 

Похоже он разрушен бомбежками.

Красивые водоросли в реке.

Перебрались через этот мост. Одному сложновато будет там проехать. Потом мы как-то незаметно выехали с дороги на лесную тропу. В лесу обожрались брусники. Мы ее ели так, что проходящие мимо грибники пожелали нам приятного аппетита. Заставили себя оторваться от этого занятия и выехали в выкорчеванное поле, в котором тропинка и исчезла. Навигатор Вадика показывал, что впереди за полем, если потом пройти через лес, будет дорога, которая приведет нас к Желанному. Мы пошли к этой дороге.

Шли-шли и уперлись в болото. Пришлось свернуть, чтобы это болото обойти. Так мы сделали крюк, но решили не идти к месту откуда пришли. Все же тяжело дался этот путь через кочки, бревна, ветки… Зато красииииво кругом.

Вадик сверяется с картами гугла, но наш опыт говорит о том, что лучше яндекс-карт (и топографических атласов) для ленобласти нет ничего. К сожалению, мой телефон с яндекс-картами в это время отдыхал дома.

Мы решили идти к железной дороге, за ней должна была быть грунтовка. Путь лежал через лес. На границе леса Вадик нашел полусгнившую каску, видимо какие-то копатели выбросили. А еще там росло немного голубики.

Красота слева по курсу. 

Справа лес. После этого места, пройдя немного по болоту, пришлось лезть через сваленные в кучу деревья. То, что тут ниже на фотографии, дает мало представления о том, через что мы пролезли прошли 🙂 Вадик тащил мой вел, а я еле-еле перебралась сама.

Через лес идти было немного проще. Мы вышли к реке. Очень красивые дикие места. Присутствия людей почти не видно — всего одна обертка и ведро для молока 🙂 Здесь мы отдохнули, перекусили и двинули дальше вдоль реки. Так мы собирались выйти на дорогу.

Я так и не поняла, это корень или дерево выросшее из корня 🙂

Нашли еще один головной убор.

Красивое место с водорослями.
  

Красивая ель в красивом месте с водорослями.

Вот тут мы опять уперлись в свалку деревьев. Скакать через них уже не было сил. Решили перейти реку.

Парни искали подходящий «мост» 🙂

Я честно не знаю, как они это делают. 

Еще один способ перетащить велосипед.  А я со своим страхом высоты еле сама перешла. Правда Вадик помогая мне все же немного окунулся, примерно до бедер. 

Мы опять шли через лес. Наелись черники, она здесь уже жирная такая ягодища, сладкая вкусная. Вадик собирал грибы. Я даже не впала в отчаяние, так меня натренировал поход по Соловкам.

И вот ура!!! Железная  дорога! А перед ней сетка! >8-[ Под сеткой пройти проще. Мокро, но мы уже были грязные и промокшие. А еще впереди виднелся мост через реку. Но и там все было огорожено сеткой. Пришлось лезть.

Даже получилось немного проехать. У меня за время скитаний по лесным кущам слетела цепь, а ведь мой вел был только-только из ремонта после настройки Т__Т

Через пару сотен метров, когда уже невозможно было ехать по камням между ж/д путей и мы перебрались на обочину в траву, случилось чудо — слева решетка была выломана, а за ней хорошая укатанная грунтовка через сосняк с красивыми видами, как награда за все мучения. Не очень понятно, что здесь делает такая объезженная дорога, которая упирается в рельсы.

Даже солнце немного вылезло. 

Дорога вышла на трассу, мы доехали до Кирилловского. Опоздали на электричку, отходящую отсюда в 8 вчера, пришлось ждать больше часа и ехать на последней из Выборга. 

Смотрите, каким становится взгляд после такого путешествия 🙂

Дома я посмотрела яндекс-карты — на нашем маршруте везде болота 🙂

midoritai.livejournal.com

Линия Маннергейма. Укрепрайон Лейпясуо (Leipäsuo).

Укрепрайон Лейпясуо (Leipäsuo) был сооружен в период 1920-1924 гг. в двух километрах юго-восточнее железнодорожной станции Эюряпяа (до 1918 года — станция Голицино), по имени которой и получил свое название. В 1929 году станцию переименовали в Лейпясуо. Включал в себя пять одноамбразурных ДОТов фронтального огня, простреливающих местность вдоль полотна железной дороги.
В 1937-1939 годах укрепленный узел был дополнен двумя ДОТами миллионного типа с броневыми казематами на северном берегу реки Перронйоки (ныне р.Перовка) в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Конструкция бронированных казематов была нестандартная — бронеплиты использовались только во фронтальной стене казематов, крыша была из железобетона. В этот же период кодовый индекс «Ä» был заменен на «Le».
В дополнение к долговременным огневым точкам, в 1938 году была сооружена бетонная плотина на реке Перронйоки (ныне р.Перовка). С ее помощью можно было значительно поднять уровень воды в русле, в результате чего образовывалась обширная зона затопления в районе железнодорожного моста и перед ДОТами Le6, Le7.

Фотографии в альбоме «Укрепрайон Лейпясуо (Leipäsuo)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

fotosergs.livejournal.com

Поход в Лейпясуо 17 сентября. Посещение Линии Маннергейма и Подгорных озер.

17 сентября мы совершили поход по Карельскому перешейку, в окрестностях станции Лейпясуо, с целью посмотреть места боев советско-финской войны 1939-40 годов, где сохранился фрагмент знаменитой Линии Маннергейма — финской укрепленной полосы, а также насладиться прекрасной карельской природой. Здесь наш туристический клуб уже бывал в прошлом несколько раз, но зимой, а летом лишь один раз — и мельком, и поэтому ставилась цель не только увидеть исторические памятники, но и узнать во всей красе природу вокруг, которая здесь просто замечательная. И нам это все удалось! О нашей поездке — мой сегодняший подробный рассказ, с фотографиями и описаниями. Фотографий будет много…



В Лейпясуо мы приехали на электричке, идущей в сторону Выборга. От платформы до места захода в лес пришлось пройти 3 километра по шпалам.

Через 40 минут мы дошли до места, где в две стороны от дороги шли тропинки. Одна налево — к калитке в заборе, вторая — направо, в дыру в заборе, и далее в лес. Интересная деталь — леса с двух сторон от дороги совершенно разные. Налево, куда мы пошли позже — приятный сосновый лес, направо — еловый и смешанный. Все грибники, которых мы видели, шли направо, хотя по моим наблюдениям, слева грибов не меньше.

Знакомая дорога оказалась полна сюрпризов. Здесь мы ходили уже в ноябре три года назад, и тогда никаких проблем не возникло. А вот сейчас вся дорога в огромных лужах, да еще через дорогу течет полноводный ручей, который обойти невозможно. Пришлось снимать обувь и переходить вброд! Но на войне как на войне, хочешь изучать Линию Маннергейма — будь готов преодолевать препятствия.

И вот наша цель, за которой мы сюда пошли — полуразрушенная плотина затопления на реке Перовке. Она относилась к Линии Маннергейма. В условиях боеых действий плотина закрывалась, а река разливалась, затапливая болотистую равнину перед укрепленными позициями финнов. Это делало невозможным проход здесь советских танков, причем не только летом, но и зимой, потому что под коркой льда все равно оставалась жижа, танки проламывали лед и вязли в ледяной крошке и болоте. Финны, строя свою оборонительную полосу, мастерски использовали местность, вписывая ее в свою оборону.

Сейчас плотина используется как мост для перехода на другой берег. А также просто чтоб полазать.

Посмотрев на плотину, идем обратно к железной дороге, чтоб пойти в другую сторону от путей. Лес красивый вокруг, хотя и сложный для прогулок. Собираем по пути грибы.

В этом лесу оказалось очень много опят. Опята осенние (опята настоящие, опята обыкновенные) — замечательные грибы, одни из самых вкусных! Но далеко не всегда и не в каждом лесу их можно набрать. А здесь с этим проблем нет.

Дальше нашли целое дерево с опятами!

Хватило урожая на несколько человек!

Еще опята — уже на пеньке. Линия Маннергейма — урожайное место…

Зеленушка. Этот гриб  — признак наступившей осени. Она появляется с первыми холодами, показывая, что осень пришла окончательно и бесповоротно. Зеленушка очень хороша в жареном виде, а также в супе и засолке.

В общем, за первый час похода все уже набрали по мешку грибов.

Возле железной дороги, свернув теперь налево, где была калитка, сделали привал. Сосновый лес тут очень приятный — солнечно, просторно, много ягод, сухо. Одна из наших участниц опоздала на электричку и поехала на следующей, и пока она нас догоняла, мы ждали у калитки, попутно собирая грибы и ягоды, а также устраивая чаепития.

Дальше по лесной тропе двинулись к финским долговременным огневым точкам (ДОТам). Вот первая из них, ДОТ Ле-7.

У ДОТа есть второй выход, в нескольких десятках метрах отсюда. Его не видно с дороги из-за зелени. Между двумя выходами — подземный коридор, который их связывал. Состоял он из нескольких помещений, где финские солдаты могли не только перемещаться, но и жить. В похожих сооружениях в других местах я видел полки для сна, колодцы, трубы для отопления и вентиляции — в общем, система жизнеобеспечения внутри укрепления была.

Подземный ход сверху прикрыт валом из земли, на котором растут деревья, и поэтому настоящий размер укрепления, пока его не изучишь, не виден — многим кажется, что здесь лишь маленький бетонный бункер, и все, а это совсем не так.

Вернемся к первому входу в ДОТ. Здесь должна быть передняя стенка с амбразурой, но она уничтожена советскими войсками, которые долбили по ДОТу из артиллерии долгое время, пока стена не треснула. При этом все остальное было цело. После войны уже все ДОТы подрывались саперами, чтоб финны не могли их восстановить, в случае если вернутся. Финны и правда вернулись сюда, через год, но это уже отдельная история.

Вход  в подземелье завален обломками. Интересная деталь — большинство приезжающих сюда внутрь не залезают, оставляя потом записи в блогах и на страничках, что внутри завалено и пролезть невозможно. Некоторые осознают, что подземный ход — это коридор между двумя частями укрепления, но сдаются перед трудностями, а некоторые и вовсе пишут, что это два отдельных ДОТа. Когда я был здесь впервые, то тоже не рискнул лезть под руины, но став более бывалым путешественником и исследователем, все ж покорил это подземелье, которое оказалось не таким и сложным (для тех, кто весит меньше меня — уж точно!). И пролезть внутри надо не только потому, что это интересно — но и потому, что это очень познавательно — только так можно исследовать фортификацию.

Лезем внутрь.

Я вешу чуть больше 80 кг, а бедра широкие из-за занятий боевыми искусствами и тяжелой атлетикой — много мышц на ногах, поэтому протискивание в первую щель заняло около минуты. Кто весит меньше, тем попроще. А кто больше — рискует и не влезть.

Вот  худым здесь ползать хорошо! После первой щели туриста поджидает здесь вторая, надо втиснуться в дырку между поваленными стенами и куском бетона.

Дальше на какое-то время можно встать в полный рост.

Потом еще разок придется проползти — из рухнувшей части бункера в целую, но это уже будет полегче.

И наконец идеально сохранившийся коридор — здесь мы смогли встать в полный рост и расслабиться.

Остатки системы жизнеобеспечения бункера.

Радуясь тому, что справились с подземельем — туристы фотографируются на выходе.

Дальше нас ждал второй крупный финский ДОТ — Ле-6, который находился с другой стороны от дороги. Здесь все так же — вход, затем подземелье, скрытое холмами, а вот выход и часть бункера возле него — разрушены, но можно вылезти на поверхность в конце коридора через небольшую дыру.

Здесь в подземелье ползать не надо.

Кроме одного места, где надо на пару секунд встать на четвереньки, обходя завал.

Коридор заканчивается руинами. Справа виден ход наверх. Но попасть туда тоже не так легко. Надо упереться ногами в обломки, взяться руками за торчащую металлическую арматуру — и втянуть себя наверх. Большинство справились, хотя некоторые испугались и пошли обратно.

Суровые минуты исследования ДОТов…

Эта часть бункера после подрыва саперами оказалась отделена от основной части. Внушительное было сооружение.

Ну а мы после ДОТов — идем к озерам. Подгорные озера или Пятиозерье — так их называют. Почему-то у них нет отдельных названий, хотя озера совершенно разные, друг на друга ничем не похожие. Первое озеро небольшое и окружено болотом, мы его не фотографируем и не подходим. Дальше идет группа из четырех озер, разделенных маленькими полосами суши шириной в 20-30 метров.

Второе озеро, южное из этих четырех- очень красивое. Сделали несколько фотографий.

Третье озеро Пятиозерья — северное, расположено вблизи трассы Скандинавия. Один берег у него болотистый, другой — который ближе к шоссе — имеет небольшой пляж, но мы туда не пошли, сфотографировали издалека.

Дальше нас ждали два озера, разделенных узкой косой — восточное и западное.

То, что западнее — с чистейшей прозрачной водой. И удобными для стоянок и купания берегами. На дне — песок.

А вот западное озеро. Берега топкие, а вода торфяная. Кстати, в самом южном озере — вода тоже торфяная и непрозрачная. Удивительно — озера совсем рядом, разделены лишь маленькими полосками земли — а совсем с разной водой!

На прозрачном озере есть вышка для прыжков. У берега большая глубина, поэтому можно смело нырять. Влад, как самый экстремальный, ею воспользовался.

Я же просто поплавал под водой, наслаждаясь чистотой и прозрачностью. Вода 17 сентября прохладная, но не ледяная, ноги не сводит, можно поплавать. Это не Ладога, где даже в августе мы выдерживали лишь десять секунд, тут можно насладиться купанием.

Искупались и наши девушки.

А кто-то просто сидел, любуясь сентябрьским солнцем, отражавшимся в озере.

В общем, вывод такой — Подгорные озера — замечательное место для отдыха! Тут комфортно, сухо, хорошо купаться, вокруг много грибов и ягод. И очень красиво!

Отдохнув здесь 2 часа, двинулись к платформе, на этот раз через лес. Те, кому показалось, что грибов в их пакетах мало, воспользовались случаем, чтоб собрать еще.

А у самой станции мы осмотрели последний фортификационный объект — здоровенный бетонный бункер, у которого вход с юга, а щель, напоминающая амбразуру — с севера. Это говорит о том, что скорее всего перед нами — советский ДОТ, построенный в спешке в 1941 году, в начале войны. Использовался он в бою или нет — неизвестно.

Лейпясуо — замечательное место, где есть огромные массивы не тронутого человечеством леса, куда можно уйти гулять на целый день, не видя никакой цивилизации. И при этом — это одно из самых удобных и доступных мест, где можно изучить Линию Маннергейма во всей ее красоте, лучше поняв военную историю 20 века.

Туристический клуб «Восемь Врат», Санкт-Петербург.
Мы в контакте https://vk.com/club17791063
Мы в фейсбуке https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/

</div>

ru-travel.livejournal.com

Укрепрайон Лейпясуо — глинтвейн,лес и грибы — LiveJournal

Укрепрайон Лейпясуо[Jun. 11th, 2012|05:06 pm]

кошка,которая…


Узел обороны «Le» был сооружен в период 1920-1924 гг. в двух километрах юго-восточнее железнодорожной станции Эюряпяа (до 1918 года — станция Голицино), по имени которой и получил свое название. В 1929 году станцию переименовали в Лейпясуо Включал в себя пять одноамбразурных ДОТов фронтального огня, простреливающих местность вдоль полотна железной дороги.
В 1937-1939 годах укрепленный узел был дополнен двумя ДОТами миллионного типа с броневыми казематами на северном берегу реки Перрон-йоки (ныне р.Перовка) в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Конструкция бронированных казематов была нестандартная — бронеплиты использовались только во фронтальной стене казематов, крыша была из железобетона. В этот же период кодовый индекс «Ä» был заменен на «Le».
В дополнение к долговременным огневым точкам, в 1938 году была сооружена бетонная плотина на реке Перрон-йоки (ныне р.Перовка). С ее помощью можно было значительно поднять уровень воды в русле, в результате чего образовывалась обширная зона затопления в районе железнодорожного моста и перед ДОТами Le6, Le7.

ДОТ Le7

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
внутри ДОТа

Посмотреть на Яндекс.Фотках
взрывом его ка бы приподняло и снова нахлобучило

Посмотреть на Яндекс.Фотках
нашли надпись новейшего времени ,перевод к сожалению ниасилили

Посмотреть на Яндекс.Фотках
в подземной галерее Le7

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Le-6. ДОТ фронтального огня «миллионного типа» с одним бронированным казематом и подземной казармой. В качестве фронтальных стен казематов использовался пакет из семи сболченных стальных листов толщиной 60-70 мм каждый. Огнем прикрывал подходы к реке Перрон-йоки (ныне р.Перовка).
4-5 февраля 1940 года в результате мощного продолжительного артобстрела крыша и стены ДОТа получили значительные повреждения, которые гарнизону удалось частично заделать мешками с песком и бревнами. Основательно подорван по окончании военных действий.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
в подземной галерее Le6

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
йа 🙂

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
вид снизу на pikkuvesi,залень и лето 🙂

Посмотреть на Яндекс.Фотках
зажранные комарами ,но очень довольные,мы поехали к дому :)Не осталась осмотренной плотина затопления и другие ДОТЫ,но мы обязательно сюда вернемся.

morita.livejournal.com

Поход Меркки-Лейпясуо — «Слабоумие и отвага!» (с) — ЖЖ



Ранним утром субботы выехали на микроавтобусе небольшой, но сплочённой, группой в сторону Карельского перешейка. В городе было солнечно, однако на подъездах к Кирилловскому зарядил дождь. Особого уныния этот факт ни у кого не вызвал — натянули запасённые дождевики и плащи, и бодрым маршем выдвинулись на маршрут. Пару раз заходила речь о том, что мы тут типа гуляем, и надо идти помедленнее, но как-то не получилось. Итого быстрым шагом нагуляли 6,5 часов.

Медвежий камень.

Копай-город 90-й стрелковой дивизии. На земле лежит (а сколько ещё под землёй осталось!) множество артефактов.

Это была первая моя находка.

Миска. ЛМЗ. Наркомат тяжёлой промышленности.

Остатки ботинок и валенок красноармейцев.

Россыпь патронов.

Баир со стаканом =).

Снаряды различные калибров.

Чья-то челюсть. Возможно лошадиная. Рядом под слоем иголок и листьев — другие остатки скелета.

Поросяточки =). 82-мм мины.

Черпак.

Пока бродили по «копай-городу» — распогодилось.

Передовая. Окопы Красной армии. На той стороне болота — финские позиции.

Это штатные лыжи для транспортировки по снегу орудия. Т.к. оставлены они у самого переднего края, то можно сделать вывод, что орудие здесь было поставлено на прямую наводку.

Выдвигаемся по болоту в сторону финских позиций, по следам штурмовой группы.
Тут можно почитать подробно про бой в секторе Меркки.

На болоте попадаются незаросшие воронки. Чем ближе к финским позициям, тем их больше.

Бронещитки. До сюда доползла по болоту штурмовая группа красноармейцев. Отсюда она вела огневой бой. До финских позиций — 50-60 метров.

Вес каждого такого щитка — 70 килограмм.

Остатки лыж, на которых был установлен бронещиток.

Крючок, на который опиралась винтовка.

В паре мест на земле россыпь стрелянных гильз. Видимо здесь был установлен пулемёт.

А это уже финские окопы. Выглядят гораздо серьёзнее красноармейских. Объяснение этому простое — фины заняли эти позиции за пару месяцев до начала войны, и у них было время подготовиться.

Остатки финского ДЗОТа, ведущего огонь по болоту.

Другой финский пулемётный ДЗОТ. В лесу за болотом — позиции Красной армии.

Финский сапог производства фирмы Nokia.

Остатки печки в развалинах финского блиндажа.

Ещё один недавно вскрытый небольшой финский блиндаж — видны потолочные перекрытия и срубы стен.

По дороге в Лейпясуо. По толщине броневого листа решили, что это фрагмент танка Т-26.

В лесах наконец-то пошли грибы — были замечены белые, подберёзовики и подосиновики.

«Агрессивный любитель» sashapak =). Думаю, у него в ЖЖ тоже появится фотоотчёт по этой поездке.

Вдоль реки Перовки (Перонъйоки).

Здесь были бобры.

Разрушенный мост.

Плотина затопления «Игла», одна из немногих, которые фины успели построить до начала войны. При закрытии плотины перед ДОТ Le6 и Le7 образовывалась обширная зона затопления.

Группа на плотине.

Вид на плотину сверху.

Вид с плотины на реку Перовку.

Остатки советского самолета-разведчика Р-5. Был сбит финским истребителем во время разведовательного вылета.

Всё что осталось от крыла. Лётчик и артиллерийский корректировщик огня, находящийся в самолёте — погибли.

Пересекаем железную дорогу.

ДОТ Le6.

О самом ДОТе и истории его штурма можно прочитать тут.

Баир рассказывает.

Подземная галлерея.

ДОТ Le7.

Подробнее о нём можно почитать тут.

Восточный каземат фронтального огня. Бронезащита демонтирована и отправлена в переплавку.

А закончился наш поход отдыхом и полевым обедом на одном из Подгорных озёр (Тассионламмет).

PS Все сфотографированные артефакты, включая неразорвавшиеся боеприпасы, остались лежать на земле нетронутыми.

pablito79.livejournal.com

Находки на поле боя. Район западнее Лейпясуо

                 Находки на поле боя. Район западнее  Лейпясуо.

 

В октябре 2013 г. на сайт пришло письмо, с описанием поисковых

работ в районе ст. Лейпясуо.

     Поисковые работы проводились на месте, где по болоту

«Обложный мох» проходит зимник, и по которому части 90 СД

наступали на ст. Лейпясуо.

Перед самой кромкой болота были найдены 2 безымянных бойца,

судя по типу залегания, присыпанные ещё в то время.

Так же на местности перед кромкой болота (там идут несколько песчаных гряд) присутствует порядочное кол-во разнообразного

крупного железа, судя во по всему от бронетехники.

Складывается такое ощущение, что нашли подорванный танк.

Там была найдена вент. улитка охлаждения двигателя от танка

Т-26, часть гусеницы от танка БТ-5 или БТ-7, единичные траки

от БТ и от тягачей «Комсомолец», колпачки от катков Т-26

и прочее детали неподдающиеся опознанию. Всё это говорит о том, что наступление активно поддерживалось бронетехникой,

а на основании нахождения улитки от Т-26 и траков от БТ, можно сделать вывод о том, что несколько танков там были

подбиты.

Но данная местность детально ещё не обследована.

Так же на грядах, перед кромкой болота, была найдена брошенная

лыжа от 76 мм орудия. Кому она могла принадлежать (либо наша,

либо трофейная финская) толком непонятно.

                                       Поисковик Сергей ([email protected])

                                                  26 октября 2013 г.

 

          Фото 1.  Улитка охлаждения двигателя от танка Т-26.

                              Фото 2. Лыжа от 76 мм орудия.

588polk.jimdo.com

Лейпясуо — Leipasuo

До 1939 г. деревня входила в состав волости Муолаа Выборгской губернии (Финляндия). Топоним Leipasuo в дословном переводе означает «Хлебное болото». Происхождение названия, по-видимому, связано со строительством железной дороги. В тот период в Финляндии было тяжелое экономическое положение, многие финны уезжали на заработки на строительство новой дороги. На этом болотистом участке трудились сотни рабочих, с их легкой руки эта местность и получила название «Хлебное болото». Железнодорожное полотно в этой местности проходило по частным владениям князей Голицыных, которые безвозмездно уступили свои земли под строительство. Поэтому железнодорожная станция близ озера Муолаанъярви получила название «Голицыно». Земли в районе нынешней железнодорожной станции и поселка Лейпясуо в XIX веке относились к донационному имению Куусаа, и на них находились дальние угодья крестьян, приписанных к данному имению. Если подобные угодья имения Пяллиля, как правило, изымались и переводились в разряд государственного лесного фонда, то крестьяне имения Куусаа получали возможность иметь эти участки в своей собственности. В связи с этим у речки Перонйоки (ныне р. Перовка) возникло новое поселение — деревня Килтее (чуть западнее нынешней станции Лейпясуо), относившаяся к деревням Верхняя (Иля-) Куусаа и Мяяттяля. Новопоселенцы, расчистив русло р. Перонйоки, осушили некоторые доселе заболоченные места и получили, таким образом, дополнительные сельскохозяйственные земли. Первооснователями этого нового поселения были братья Ристо и Калле Йоэнсуу, которым помогали в работе их уже возмужавшие сыновья. С открытием железнодорожного сообщения Санкт-Петербург — Риихимяки на землях, относившихся к государственному лесному фонду Пяллиля, была построена железнодорожная станция Голицыно, к которой от деревни Верхняя (Иля-) Хотокка была проложена гужевая дорога. Рядом со станцией были построены жилые и хозяйственные здания лесничества — для смотрителя местных лесных угодий и его помощников. После обретения Финляндией независимости название станции поменяли на «Эюряпяя», а в 1929 году (после того как была образована волость Эюряпяя и было решено присвоить это название новой станции на железнодорожной ветке, строившейся от Выборга на Валкъярви) станция получила новое название — Лейпясуо. В 30-х годах, после того как арендаторы земельных участков получили возможность оформить эти угодья как свою собственность и были проведены официальные землемерно-землеустроительные мероприятия, на карте волости появилась новая отдельная деревня Лейпясуо.

Государственные леса, окружавшие деревню, изобиловали возвышенностями, болотами, ручьями и речками, среди них были речки Перонйоки, Сааретйоки и Каттилаоя. На юго-восток от Лейпясуо, между железной дорогой и озером Муолаанъярви, находилась цепь небольших озер Таасионламмет (сейчас они называются «озера Подгорные», а неофициальное название — почему-то «Гнилые озера»). Домов в деревне Лейпясуо было около двадцати. Хозяйства большей частью были небольшими, и их владельцам приходилось заниматься работами на стороне — в частности, наниматься на разгрузку и погрузку товарных составов, а также работать на лесозаготовках. В деревне был постоялый двор, содержатель которого имел фамилию Пеухкури. Была здесь также и своя народная школа, построенная в 1925 году, для детей из Лейпясуо, поселка Килтее, а также небольшой деревеньки хуторного типа Каттилаоя (находившейся у дороги, примерно на полпути между Лейпясуо и Иля-Хотокка). В 1928 — 1940 гг. и в 1942 — 1944 гг. учителем в этой школе работал Калле Ямсянен. Новый учебный год ему открыть было не суждено…

В 1950-е годы ответственные за переименование чиновники неоднократно пытались придумать станции Лейпясуо новое название. Вначале поступило предложение переименовать ее в «ст. Приветная». Когда этот вариант не прошел, было предложено название «Казаково». При обосновании использовали формулировку: «в память инженер-капитана Казак С.Н., похороненного на ст. Лейпясуо». После того, как и это предложение было отвергнуто, опять вернулись к первому, но безуспешно. Так бумажная волокита спасла прежнее, хотя и не первоначальное, название станции и поселка.

ИКО Карелия

sotok.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *