За последние полтора десятка лет образовалась некая тенденция отказа от применения схемы рулевого управления классического типа, основанной на использовании рулевого редуктора с трапецией и маятником. Современные автомобили лишились громоздкой инертной рулевой трапеции, обретя вместо неё рулевую рейку. Косвенным фактором к таким изменениям стала возросшая популярность подвески типа Макферсон, ведь с ней значительно удобнее скомпоновать рулевое управление на основе шестерни и рейки. Классическая конструкция имеет лишь одно преимущество перед современными устройствами – это надёжность редуктора. Но вот про маятниковый рычаг это сказать нельзя, к сожалению.
Маятниковым рычагом является элемент конструкции рулевого управления автомобилей с задним и полным приводом. По сути он представляет собой поворотную поддержку привода рулевого колеса. Подавляющее большинство современных автомобилей с прямым приводом в конструкции рулевого управления имеют основу в виде шестерни и рейки. В таких автомобилях маятниковый рычаг отсутствует. Но и не во всех заднеприводных автомобилях присутствует данный механизм. У некоторых транспортных средств бывает и по два маятниковых рычага.
Интересно! Первым автомобилем, преодолевшим скоростной рубеж в 100 км/ч, был электромобиль. Транспортное средство было создано в 1899 году бельгийцем Камиллом Женатци.
Конструктивно данный механизм в чём-то схож с редуктором. Главное отличие в том, что к маятниковому рычагу непосредственно водитель не прикладывает усилий. Маятниковый механизм имеет вертикальную ось и сошку, к которой присоединена со стороны пассажира вторая рулевая тяга. Водитель воздействует на маятниковый рычаг и редуктор через рулевую тягу, соединяющую их. Получается таким образом, что «маятник» — это вторая опорная точка, являющаяся дополнительной, для рулевой трапеции. Со стороны водителя такой опорой служит редуктор рулевого управления.
Конструкция маятникового рычага включает в себя цилиндрический корпус с приливами. В нём проделаны отверстия для того, чтобы можно было его крепить к кузову автомобиля, а точнее к лонжерону. В случаях рамной конструкции цилиндр прикрепляется к самой раме, как наиболее прочному элементу. В центре цилиндра имеется отверстие, сделанное продольно, под ось. Снизу оси, которая продета сквозь корпус, перпендикулярно крепится сошка, которая является опорой для тяг рулевой трапеции.
Благодаря оси, рычаг становится более подвижным. Второй конец сошки, закреплённой с осью, ограниченно двигается в обе стороны. Именно из-за таких ограничений рычаг и получил название маятникового.
Знаете ли Вы! Наиболее масштабным автомобильным заводом является бренд Toyota.
Цилиндрический корпус рычага, зачастую, выполняют из чугуна в силу того, что данный материал наиболее устойчив к истиранию.
В силу того, какое воздействие на себя претерпевает маятниковый рычаг, он относится к категории относительно уязвимых автомобильных узлов. В процессе эксплуатации он испытывает множественные удары, которые к нему передаются через рулевые тяги от колёс, что попадают в ямы. Кратковременные нагрузки могут быть настолько резкими и сильными, что его ось может погнуться и разрушить корпус.
Следующая особенность маятникового рычажного механизма, которая влияет на его эксплуатационный срок – это подвижные, трущиеся между собой элементы, присутствующие в нём. Чтобы максимально снизить трение, продлив жизнь «маятнику», используются подшипники качения или втулки.
Более надёжные маятниковые рычаги, имеющие в своей конструкции втулки, так как эти детали очень простые и не поддаются никакому другому износу, кроме как истиранию.Подшипники более хрупкие и при сильных кратковременных ударах быстро выходят из строя, из-за чего ось маятникового механизма перекашивается, а корпус его разрушается. Узнать о случившемся можно по резко возросшему напряжению руля, чтобы преодолеть которое, водителю необходимо приложить большие усилия, чем обычно. Даже при относительной целости втулок и подшипников износ начинает брать со временем своё. Люфт усиливается и автомобилем становится сложнее управлять. Если вы поняли, что автомобиль плохо стал держать путь, то сразу необходимо обратить внимание на то, в каком состоянии находится маятниковый рычаг.
Если ось маятникового рычага деформирована, то первым признаком, указывающим на это является неравномерный износ колёсной покрышки со стороны водителя. В некоторых положениях рулевого колеса углы постановки колёс серьёзно нарушаются.
Маятниковый рычаг является своеобразным передатчиком кинетической энергии от водителя, вращающего «баранку», рулевому механизму. Вал руля вращает редукторную ось, далее передаётся усилие на рулевую тягу, что присоединена к выходному валу.
Чтобы понять для чего конкретно необходим маятниковый рычаг, вспомним, что передние колёса автомобиля поворачиваются синхронно, а не одно в одну сторону, а второе в другую, поэтому энергия от вала редуктора передаётся только на тягу с одной стороны. Чтобы два колеса поворачивались в одинаковом направлении и под одним углом и служит маятниковый рычаг.
Интересно знать! Самым быстрым грузовиком признан Гавайский орёл (Hawaiian Eagle). Это автомобиль пожарной службы, развивший скорость в 655 км/ч.
Когда маятниковый рычаг выходит из строя, снизу, из места его расположения начинают доноситься стуки, которые усиливаются при попадании колеса в яму или наезде на кочку. Кроме возникающих шумов увеличивается ход рулевого колеса, как говорится в народе, оно начинает люфтить. Также колесо может вращаться более туго, когда маятниковый механизм повреждён.
Все перечисленное относится к тому, что маятник неисправен или просто чересчур затянута регулировочная гайка, либо сильно ослаблены маятниковые болты. Вот поэтому перед тем как идти и покупать новый рычаг, сначала проверьте крепёжные элементы и по необходимости либо затяните их, либо ослабьте.
Маятниковый рычаг наиболее часто встречается в автомобилях с задним и полным приводом, сошедших с конвейера в период 70-90-ых годов прошлого века. Яркими представителями являются Toyota HILUX, Pontiac Trans Am и Jeep Wrangler, а также отечественные ВАЗ 2107, Нива 4х4, ГАЗ 31105. Ну и более современная модель BMW E39 5 series.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
Да Нет
auto.today
Маятниковый рычаг – часть конструкции рулевого управления заднеприводных и полноприводных автомобилей. В подавляющем большинстве современных автомобилей, особенно, переднеприводных, применяется рулевое управление типа шестерня-рейка, в котором маятникового рычага нет.
Маятниковый рычаг служит для передачи энергии, которую сообщает механизму водитель, вращая рулевое колесо
Однако если автомобиль заднеприводный, совершенно не обязательно, что в нем есть маятниковый рычаг. Наоборот, за последние 15 лет наметилась тенденция отказа от использования классической схемы рулевого управления на основе рулевого редуктора с трапецией и маятниковым рычагом. В современных заднеприводных автомобилях рейка практически вытеснила громоздкую и инертную схему с рулевой трапецией. Ковенно этому способствует популярность передней независимой подвески Макферсон, с которой гораздо легче состыковать рулевое управление типа шестерня – рейка. У классической конструкции есть только одно преимущество – надежность ее основного узла, то есть редуктора. К сожалению, о маятниковом рычаге этого не скажешь.
Маятниковый рычаг служит для передачи энергии, которую сообщает механизму водитель, вращая рулевое колесо. Вал рулевого колеса вращает ось рулевого редуктора, который передает усилие присоединенной к его выходному валу рулевой тяги. Для понимания того, зачем нужен маятниковый рычаг, необходимо вспомнить, что у автомобиля синхронно поворачиваются два колеса передней оси, а не одно, при этом, к вал рулевого редуктора передает усилие на одну тягу с одной стороны.Чтобы оба колеса поворачивались одновременно и на один и тот же угол, придуман маятниковый рычаг.
По сути, конструкция этого узла в чем-то похожа на конструкцию редуктора, если не принимать во внимание, что непосредственно к нему водитель силу не прикладывает. Подобно редуктору, у маятникового рычага есть вертикальная ось и непосредственно рычаг (эту часть называют сошкой), к которому прикреплена вторая рулевая тяга с пассажирской стороны. Усилие на маятниковый рычаг и рулевую тягу передается центральной тягой, соединяющей рулевой редуктор и маятниковый рычаг. Получается, что маятниковый рычаг – вторая, дополнительная точка опоры для рулевой трапеции. С другой, водительской, стороны точкой опоры для нее является рулевой редуктор.
Маятниковый рычаг и вся конструкция рулевой трапеции гораздо старше рулевой рейки. Схожие механизмы использовались еще в эпоху зарождения автомобилей. В наше время рулевую трапецию активно применяют производители грузовиков, которые, как правило, имеют привод на заднюю ось и переднюю зависимую подвеску на рессорах. Случаи применения рессор в независимой подвеске редки, а грузовики принято строить по наиболее надежной классической схеме.
Маятниковый рычаг состоит из литого цилиндрического корпуса с приливами, в которых проделаны отверстия для крепления к кузову автомобиля, вернее, к лонжерону кузова. Иногда, если автомобиль рамный, корпус крепится к раме, как к самому прочному элементу.
В центральной части цилиндра предусмотрено продольное отверстие под ось. К нижней части оси, продетой через корпус, под углом 90 градусов прикреплен изогнутый рычаг (или сошка), который и служит точкой опоры для тяг рулевой трапеции. Ось обеспечивает рычагу подвижность. Один конец сошки прикреплен к ней, второй имеет возможность ограниченно двигаться в одну или в другую сторону. Из-за этого ограниченного движения его и назвали маятниковым.
Корпус рычага чаще всего делают из чугуна ввиду того, что этот материал мало подвержен истиранию. Если стоит вопрос снижения веса, чугун заменяют прочным алюминиевым сплавом. Широко известны маятниковые рычаги с алюминиевыми корпусами, которые применяются в конструкции рулевого управления классического семейства ВАЗ и полноприводных Lada 4×4, больше известных как «Нива».
В силу функционала маятниковый рычаг относится к уязвимым узлам. Дело в том, что на него через рулевые тяги передаются удары, которое получает колесо, попадающее в ямы. Нагрузки могут достигать таких кратковременных величин, что ось рычага может погнуться, а корпус – разрушится.
Еще одна особенность маятникового рычага, влияющая на срок его службы, – наличие подвижных, трущихся друг об друга элементов. Для снижения трения в конструкции могут применяться либо подшипники качения, либо втулки. Общепризнано, что маятниковые рычаги на втулках надежнее, так как втулка – очень простая деталь, и кроме истирания никакой другой износ ее не «берет». Подшипники же при кратковременных ударных нагрузках разрушаются, что способствует перекосу оси и дальнейшему разрушению корпуса. Если в автомобиле это произошло, узнать об этом можно по резкому возрастанию усилия, которое приходится прикладывать к рулевому колесу, и его заеданию. Даже если подшипники или втулки целы, постепенно накапливающийся износ приводит к усилению люфта оси и ухудшению управляемости автомобиля. Если машина стала плохо держать дорогу, то, в первую очередь, следует изучить состояние маятникового рычага.
Деформацию оси узла можно распознать по неравномерному износу покрышки колеса, находящегося на водительской стороне, так как в некоторых положениях руля углы установки колес сильно нарушаются.
Как правило, маятниковый рычаг можно встретить в конструкции полноприводных автомобилей производства 70-90-х годов. Хорошим примером может служить, например, Toyota HILUX, Pontiac Trans Am или Jeep Wrangler. Из более современных моделей – BMW E39 5 series.
Привет Волгарям и всем, кому интересен мой ТАНК!
В начале этого лета, заменил два шарнира рулевой трапеции, — на маятнике и на левом наконечнике тяги, т.к. были ушатаны в хлам. Недавно, ковыряясь с передними тормозами, заметил люфт в самом маятниковом рычаге. Да и до этого начались лишние стуки впереди справа…
Решено заменить «маятник»!
Основные азы и мои мысли, читайте в конце этой записи.
Куплен съёмник рулевых пальцев, ГАЗелевский. 200 деревянных.
Куплен маятник, оригинал!
Оригинал!
Этот маятник установлен отцом, лет 8 назад!
Снял, почистил, синий… Неа, не я синий, маятник рулевой трапеции имеет синий цвет!
Верхний подшипник! Имеет большой люфт или люфт имеет его?!
Нижний подшипник! Тоже с небольшим люфтом…
Рычаг, ось…
Даже новые шарниры нужно смазать! Снял шплинт, выкрутил заглушку шарнира.
А там смазки почти нет!
Хреначим литол или что-нибудь получше!
Сюда тоже закладываем смазку! Ибо какой же нормальный секс без смазки?
Защищаемся презервативом(РТИ, уплотнитель шарнира)! Так как без защиты, ваш авто может родить аварию(не дай БОГ конечно), по причине выхода из строя рулевого пальца от пыли, воды и прочего!
Закручено, зашплинтовано, убрана лишняя смазка!
Небольшой казус…
Новый на втулках(оригинал) и старый на подшипниках(производителя выяснить не удалось)!
Вот он производитель этого чуда на подшипниках!
За ссылку на маятник, спасибо vgenN51
Обезжирена резьба в лонжероне и на болтах, прикручено, установлено…
Установлено.
После этой фотографии, прошприцовано нигролом!
Сухарь пальца маятникового рычага! Он единственный во всей рулевой трапеции! Держит палец в определённом положении! В других шарнирах рулевой, его не должно быть и в новых запасных частях его нет, покупается отдельно!
Способ регулировки рулевых шарниров:
На самых крайних, закручиваем заглушку с новой смазкой до упора, отворачиваем на ОДИН оборот и далее закручиваем до ближайшего совмещения прорези в заглушке с отверстиями для шплинта в корпусе рулевого шарнира, шплинтуем!
На остальных шарнирах(четыре, центральные): закручиваем заглушку с новой смазкой до упора, отворачиваем на ПОЛОВИНУ оборота и далее закручиваем до ближайшего совмещения прорези в заглушке с отверстиями для шплинта в корпусе рулевого шарнира, шплинтуем!
ВАЖНО Последняя фотка.
Сухарь пальца маятникового рычага! Он единственный во всей рулевой трапеции! Держит палец в определённом положении! В других шарнирах рулевой, его не должно быть и в новых запасных частях его нет, покупается отдельно!
Мысли в слух:
ГАЗелевский съёмник ни в какую не хотел делать свою работу, мешал уплотнитель шарнира. Не смогли помочь ни маты, ни молоток и какая-то там мать! В итоге, срезал этот уплотнитель, вытащил и с лёгкостью выдавил съёмником палец маятника из тяги сошки! Фоток этого процесса нет, если нужны, то будут позже, благо весь комплект шарниров ждёт своей очереди… Снятый маятниковый рычаг рулевой трапеции очень даже отработал свой срок, хорошая хреновина! Но у меня не было времени на поиски такого же маятника или замену подшипников, вышедших из строя… С рулевым управление нельзя затягивать, как с тормозами! Поэтому купил оригинал, пока очень доволен! А это главное!
Итог, выводы: Установлено, отрегулировано, прошприцовано нигролом. Стук с правой передней стороны почти пропал, нужно ещё резиновые втулки поменять на полиуретан(всё давно закуплено и с левой стороны уже заменено). Руль крутится легче!
Удачи в усовершенствованиях!
Кстати…
Отдам в хорошие руки снятый маятниковый рычаг рулевой трапеции на подшипниках(требует замены подшипников), за бутылку тёмного пива или душевный разговор! Есть ещё много чего интересного в гараже…
www.drive2.ru
Добро пожаловать!
Маятниковый рычаг — в народе этот агрегат называют просто «Маятник». Нужен это агрегат для поворачивания обоих колёс в нужный для вас момент времени. По сути за счёт «Маятниковый рычаг» создаёт синхронность при повороте колёс, то есть благодаря нему оба колёса поворачиваются в один и тот же момент и без запаздываний соответственно.
Примечание!
Для замены маятника, обязательно запаситесь: Двумя гаечными ключами «на 17»!
Краткое содержание:
Где находится маятниковый рычаг?
Он находится под днищем автомобиля, его можно увидеть открыв капот у автомобиля и взглянув в самый низ подкапотного пространства, а так же проще всего на него можно взглянуть с нижней части автомобиля, для этого залезьте под автомобиль и найдите там рычаг который идёт от самого маятника, а для наглядности этот рычаг указан стрелкой.
Примечание!
На самом деле неправильно употреблять слово рычаг в маятнике (это было сделано лишь для удобства), на самом деле от маятника никакой рычаг не идёт, а идет от него только сошка которая и указана стрелкой!
Когда нужно менять маятниковый рычаг?
Примечание!
Все эти признаки относятся к неисправности маятника, но так же они могут возникать при ослабших болтов маятника или же при слишком сильно перетянутой регулировочной гайки, поэтому прежде чем менять маятниковый рычаг на новый, проверьте затяжку болтов и по необходимо либо ослабьте либо подтяните!
Снятие:
1) Сперва отсоедините от маятника оба шаровых шарнира рулевых тяг, которые к нему подсоединяются. (Как отсоединить шарниры, см. в статье: «Замена рулевых тяг на ВАЗ»)
2) Затем возьмите в руки два гаечных ключа и одним из них в это время зацепитесь за болт который крепит маятник, таким образом чтобы болт не провернулся при отворачивании гайки. После того как вы взялись за болт, отверните вторым гаечным ключом гайку того болта который вы удерживаете.
Примечание!
Под обоими гайками должны будут находится шайбы, поэтому если они у вас есть тогда снимите их, а если их есть более одной на одном болту, то перед снятием шайб запомните на каком болте какое количество шайб было и при обратной установки под гайки подложите необходимое количество шайб!
3) Теперь извлеките два болта которые крепят маятник и вследствие чего снимите маятниковый рычаг с автомобиля.
Установка:
Устанавливается новый маятник точно так же как и снимается, только для установки вам придётся прочитать статью в обратном порядке снятию.
Примечание!
Перед тем как устанавливать новый маятник на автомобиль, убедитесь правильно ли он был собран, для этого зажмите маятник в тиски таким образом, чтобы его сошка была направлена строго горизонтально. В таком положении под тяжестью собственного веса сошка должна будет стоять на одном месте, никуда не двигаясь. Она должна будет лишь передвигаться под действием силы в «1-2 кг», приложенной к той части на которую будет устанавливается правый шарнир рулевой тяги, иными словами на кончик сошки как показано на рисунке:
Дополнительный видео-ролик:
Более подробно с инструкцией по замене маятникового рычага, вы можете ознакомится в видео-ролике который расположен чуть ниже:
vaz-russia.com
Всем доброго времени суток!
На днях произошла со мной пренеприятнейшая история. Ничто не предвещело беды)
Заезжая во двор обратил внимание, что «как будто бы» руль крутится легче, чем обычно. Но так как это бред не обратил особого внимания. Во время парковки сдавал назад и случилось оно, машина не едет назад, тарахтит, вибрирует, трясется, вообщем делает все что угодно, но не едет. Решил заглушиться и вкатить ее руками, дабы стоять посреди проезда не фарт. В этот момент проезжал знакомый на 4-ке и решил мне помочь. Толкаем — стоит на месте, тут, при повороте руля слышим неприятный звук в районе правого колеса и понимаем, что рулем то я кручу, а одно колесо — правое, не двигается. Кое как затолкав ее на парковочное место, решили дождаться следующего дня и уже решить вопрос. Сначала была мысль что слетела тяга, но оказалось, что маятниковый рычаг лопнул пополам, как это случилось хз, но вот так.
<i
Сломало его в двух местах, по красной линии и с обратной стороны соответственно.»>На следующий день, вооружившись ключами было решено для начала снять эти 2 куска маятника, а сделать это без ямы-подъемника в тесном дворе на мокром асфальте не особо удобно, и… все началось и кончилось на том, что не получалось снять крепления болтами к кронштейну, настолько, что вообще не снять 🙁
проколупавшись около часа, было решено узнать, сколько это удовольствие стоит в сервисе. Позвонил по двум номерам близлежащих сервисов и услышал одно и то же : 1500р. Пораскинул, 1500 ремонт, 500 маятник, 60 болты + эвакуатор много, ибо ехать на бездвижном колесе никак.
Постояли, покурили, знакомый позвонил куда-то кому-то и в итоге ребята согласились за 700р поменять, и сервис у них не так далеко, ехать всегда по прямой, главное со двора выехать:)
На удивление, все прошло как по масло. Я сидел за рулем, рядом бежал человек и во время поворотов поворачивал колесо ногой, медленно но верно мы доехали, и парни поменяли рычаг за 15 минут. Болты болгаркой срезали, а тяги снялись легко, ибо год назад менялись и на графитку сажались.
Почитал перед этим в интернете про маятниковые рычаги, узнал, что они есть 2-х видов:
-на втулках (возможен разбор и ремонт)
-на подшипниках
Начитавшись приятного про маятник на подшипниках было решено купить его.
В интернете было видео, где мужик стоковый не может провернуть двумя руками, этот же я крутил одним пальцем. Сказать, что после замены руль стал крутиться сильно легче нельзя, но чуть проще стало, либо это просто самовнушение, либо правда так.
На днях на днях товарищ сказал, что автоваз не зря ставит тяжелые на втулках, ибо их не может заклинить, а на подшипниках может заклинить в два счета, действительно ли это так?
Всем спасибо за внимание 🙂
www.drive2.ru
Существует множество неисправностей, которые могут вызвать проблемы с управляемостью вашего автомобиля, но один из самых специфических компонентов, который необходимо регулярно проверять, – это, без сомнения, маятниковый рычаг.
Для рулевого механизма в форме параллелограмма, который является наиболее привычной формой для таких систем, маятниковый рычаг – это одна из трех деталей, размещенных между четырьмя рулевыми тягами. Она образует такую форму фигуры.
Хотя системы в форме параллелограмма и наиболее распространенные, но имеются также системы с двумя маятниковыми рычагами. Убедитесь, что вы знаете, какая система на вашем автомобиле, чтобы не сомневаться в правильности проверки ваших неисправностей.
Симметрично расположенная к маятниковому рычагу деталь (рулевая сошка) присоединена к рулевому механизму и передает движение непосредственно от рулевого колеса к центральной тяге и далее к передним колесам, маятниковый рычаг в точности повторяет это движение. Он действует как шарнирная опора с пассажирской стороны автомобиля, прикреплен к противоположной стороне центральной тяги и передает усилие от руля на колесо со стороны пассажира.
Когда вы поняли, какую важную роль играет простой маятниковый рычаг, вам будет легче понять, где может случиться поломка. Если проблемы или изменения, подобные нижеуказанным, возникают при эксплуатации вашего автомобиля, то они могут указывать на маятниковый рычаг, который поврежден или неисправен.
1. Автомобиль «гуляет» по дороге
Известное так же, как рыскание по дороге, это пугающее явление происходит, когда автомобиль будто блуждает по дороге или петляет из стороны в сторону сам по себе. Если вы внимательны и ровно держите руль, а ваш автомобиль при этом рыскает по дороге, то вам будет действительно трудно сохранить прямое передвижение.
2. Люфт рулевого колеса
Иногда неисправность маятникового рычага можно определить по более безопасным признакам, чем рыскание автомобиля. Попробуйте подвигать рулевое колесо в неподвижно стоящем автомобиле. Если у вас получается поворачивать руль на значительный угол без какого-либо сопротивления, значит, у руля слишком большой люфт. Если вы не хотите, чтобы ваш автомобиль в дальнейшем был неотзывчивым при совершении маневров, рулевое колесо, оказывающее слишком мало сопротивления при повороте, укажет вам на проблему с маятниковым рычагом, которую необходимо устранить.
3. Свободный ход
Этот симптом можно определить только в гараже или в мастерской, когда автомобиль должен быть поднят так, чтобы передние колеса находились в подвешенном состоянии. При этом всегда подразумевается использование оборудования, обеспечивающего безопасность работы с подвешенным автомобилем.
Подойдите к подвешенному автомобилю и без использования рулевого колеса попробуйте пошевелить из стороны в сторону передние колеса. Если колеса при этом сдвигаются значительно, то вам пора присмотреться к маятниковому рычагу.
Дополнительная информация
Если смотреть с другой стороны, верно то, что рулевая система вашего автомобиля состоит из такого множества взаимосвязанных частей, что проблемы с ней могут возникнуть не совсем зависимо от состояния маятникового рычага. Так как этот рычаг настолько специфический компонент, то будет полезно, если вы сможете диагностировать его сами, сохранив при этом время механика и свои деньги.
Даже если вы не видите тревожных признаков, регулярный уход за маятниковым рычагом продлит срок его исправной работы. Например, этот рычаг часто снабжен тавотницей. Поэтому во время обычной проверки масла не упускайте возможность смазать рычаг с помощью шприца для смазки.
Читайте далее:
ОБЗОР АВТОМОБИЛЯ MERCEDES S — KLASSE W140
ОБЗОР ACURA MDX
KIA OPTIMA – АВТОМОБИЛЬ-МЕЧТА!
CHRYSLER C-300 — БРУТАЛЬНЫЙ КРАСАВЕЦ 1955 ГОДА
ЛЕГЕНДАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ 80-Х — OPEL VECTRA
espaclub.ru
Маятниковый рычаг, или просто маятник, — узел в рулевом управление достаточно уязвимый, и менять его приходится часто. О том, как самостоятельно заменить маятник — наш сегодняшний рассказ.
(см. так же страницу руководства «Снятие и разборка маятникового рычага»)
Причины недолгой ходимости маятникового рычага прозаичны — это дань родословной. При проектировании Нивы максимальное число умов и агрегатов было взято от легкой малолитражки ВАЗ-2106. В результате оригинальная передняя подвеска Нивы с мощной балкой и кованными рычагами на неубиваемых сайлент-блоках, с усиленным ступичным узлом, оказалась скрещен с рулевым управлением фиата-124, прототипа ВАЗ-2101-06. От этого авто Ниве достались (с поправкой на разницу в колее) все рулевые тяги, шарниры и рулевой механизм е маятаиковым рычагом Как следствие, детали рулевого управления оказались подвержены значительным перегрузкам. Опыт экстремальной эксплуатации редакционных Нив показал, что меньше других узлов рулевого управления живет маятниковый рычаг. На него передаются удары от неровностей дороги, усиливаемые значительно большими, чем у классики, колесами.
Основные неисправности: изгиб собственно рычага (сошки) и износ резиновых втулок или подшипников (в зависимости от типа маятника), вызывающий люфт оси рычага. Езда с изогнутым рычагом приводит к быстрому неравномерному износу передних шин по причине изменения углов установки колес.
Если Ниву «уводит» с траектории, а колеса смотрят в разные стороны, внимательно осмотрите рычаг. Следует хорошо представлять его правильную форму. На ВАЗ-2121 рычаг имеет характерную ступеньку между отверстиями под рулевые пальцы (см. фото справа). На BA3-21213 ступеньки нет, и отверстия находятся практически в одной плоскости. Внимание: рычаги невзаимозаменяемы! на исправных рычагах оси пальцев параллельны. Если пальцы как бы перекрещиваются — рычаг погнулся и подлежит замене.
Какой купить рычаг? В продаже имеются рычаги на резиновых конусных втулках и на подшипниках. Подшипники теоретически снижают усилие на рулевом колесе. Но на практике сколь-нибудь существенной разницы не обнаруживается. Явный недостаток подшипникового рычага — его подшипник может выйти из строя при резком ударе по корпусу. Маятнику на втулках такие удары не страшны. Кроме того, он поддается восстановительному ремонту — замене изношенных втулок
Если Вы купили маятник на втулках, воспользуйтесь его разборной конструкцией. Вытащите шплинт, отвинтите гайку и извлеките рычаг вместе с осью из силуминового корпуса (см фото внизу). «Высаженные» поверхности оси (большего диаметра) под резиновые втулки обработаны резцом и, как правило, не шлифуются на заводе. Втулки в гаком рычаге будут быстро «съедены» шершавой осью. Отполируйте поверхность мелкой шкуркой, смажьте ось литолом и соберите рычаг. Этим Вы продлите жизнь узла.
Замена маягникого рычага
1. Установите машину на надежный домкрат (фото 1) и снимите правое переднее колесо
2. Расшплинтуйте и отверните гайки средней и боковой рулевых тяг. Инструмент — головка на 22 с карданчиком и удлинителем (фото 3-4).
Для удобства можно предварительно демонтировать корпус воздушного фильтра, сняв его крышку и открутив с длинных шпилек карбюратора четыре гайки ключом на 8 (фото 2). Это облегчит доступ к маятнику сверху.
3. Отсоедините от маятника рулевые тяги.
Для выпрссовки пальцев рулевых тяг можно, конечно, воспользоваться специальным съёмником с многоцифорным обозначением, но нам полюбился более быстрый способ. Пальцы выбиваются при помощи молотка на 800-1000 г. и выколотки длиной 50-60 см. и диаметром 20-30 мм, которую легко изготовить из стального прутка (фото 5).
Главное, чтобы удар был направлен вдоль оси пальцев рулевых тяг. Возможное повреждение первых витков резьбы на них легко устранить треугольным напильником (фото 8).
Действуя таким образом, Вы сэкономите массу времени.
4. Зафиксировав рожковым ключом на 17 гайки на корпусе маятника (фото 6), при помощи торцевой головки и удлинителя отверните два болта крепления маятника к лонжерону.
5. Снимите старый маятниковый рычаг и поставьте на его место новый. Сборку проводите в обратном порядке (фото 9-10).
Дуя облегчения последующих ремонтов рекомендуем все резьбовые соединения промазать графитовой смазкой. Если случай не запущенный, то регулировки схода-развала не потребуется.
Теперь Ваш маятник будет качаться только туда, куда ему положено. А Ваша Нива послушна и покладиста на радость хозяину. Удачных ремонтов!
Затраты времени при замене рычага:
30-40 минут.
Инструмент и оборудование:
домкрат, баллонный ключ (желательно «крест»), ключи и головки на 8, 10, 17, 22, удлинитель с карданчиком, молоток, треугольный напильник, пассатижи, выколотка
Видео
lada-niva.ru