Многие ли люди, до конца осознают глубинный смысл Христовой заповеди:
«Не судите, да не судимы будете.» (Мф. 7:1-5) Многие ли из нас, задумываются над последствиями, своих мысленных образов, сотканных из паутины человеческих суждений и мерок, по отношению к своим ближним и дальним? Ведь всякое суждение, близко к осуждению, как говорит Библия. Многие ли, дают отчет сами себе, о произнесенных, вольно или невольно, словах осуждения кого либо?
Что вообще означает слово «суждение»? Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях, между предметами. Каждый человек, имеет свое личное суждение о ком или о чем либо, фундаментом которого является весь комплекс знаний о мире, полученный им от рождения. И это нормально, ведь благодаря личному суждению, мы можем успешно ориентироваться в обстановке, окружающего мира и принимать адекватные решения.
В Библии написано: «Каждый поступай по удостоверению ума своего.»
«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.» (1Кор. 8,2) и еще: «… до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить …» Но в любом суждении, уже кроется опасность осуждения, если человек свои суждения переносит на другого.
Осуждение — это субъективное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно исследующее его недостатки. Источником осуждения, является гордость и согласно Библии, считается тягчайшим грехом.
Осуждение — это своего рода, отрицание образа жизни другого человека, который не соответствует нашим собственным ожиданиям и представлениям. Так часто происходит в семьях, когда дети, ведущие образ жизни, не соответствующий ожиданиям родителей, осуждаются последними, что часто приводит к разрыву взаимоотношений.
Почему Бог говорит людям: «Не судите.»? Потому что Он и только Он является самым беспристрастным, самым объективным и самым справедливым Судьей. Посудите сами, когда дело касается каких либо тяжб, связанных с материальным или моральным ущербом, мы отдаем нашу проблему в суд, полагая, что там, достаточно компетентные и бесстрастные люди, способные восстановить справедливость на основании закона. Мы ведь не бежим к обидчику, не хватаем его за грудки, потому что достаточно, осведомлены о последствиях таких поступков: быть самим судимыми.
Также и Господь увещевает нас: «Отдайте суд в Мои руки, Я воздам …»
Человеческая мудрость полна различными крылатыми выражениями, отражающими смысл фразы: «Не судите, да не судимы будете.» Вот некоторые из них: «по себе людей не судят», «не судите строго», «не знаешь, не суди», «победителей не судят», «Бог тебе судья.»
Гордость ослепляет человека: не видя бревна в своем глазу, мы часто замечаем сучок в глазе ближнего своего. Таких людей, Бог называет лицемерами.
(Мф. 7:1-5)
Тройной грех, осуждения себе подобных.
1. Непослушание и непокорность Богу — берем на себя роль судьи, будучи не уполномочены на это.
Последствия: придется нести отчет, перед Богом, за непослушание Его Слову, если не покаемся, нет дерзновения в молитвах, нет ответа на молитвы, ожесточение сердца, неспособность принять Слово Божье, духовное падение.
2. Пленяем, осуждаемого нами человека — связываем его, невидимыми канатами осуждения, лишая его духовного развития и обрекая на проклятие.
Последствия: сами попадаем под проклятие, осуждения со стороны людей, рушатся взаимоотношения, приходят проблемы в семью, не ладится на работе, постепенное отторжение от церкви. Таким образом, исполняется Слово Божье,
с неумолимостью, как закон гравитации: «Каким судом судите, таким и судимы будете.»
3. Пленяем самого себя — человек подпадает под воздействие духов самоосуждения, вины, досады на самого себя, непрощения себя, ненависти к самому себе.
Последствия: — различные душевные и физические болезни.
Пути избавления от духа осуждения
1. Искреннее покаяние перед Богом в том, что судили людей, превратным умом своим.
2. Простить самого себя.
3. Попросить прощения у тех людей, которых осуждали. Это необходимо для того, чтобы они, были освобождены, от проклятия осуждения.
Вот, коротко и сжато я постарался показать причину и последствия греха осуждения, а также пути освобождения от этого демона, живущего в человеке.
«Каким судом судим, таким и сами судимы будем.» Пусть это предостережение Христа, войдет в наши духовные уши, опустится в наше сердце и станет той лакмусовой бумажкой, смотря на которую, мы всегда будем знать, чем заполнено наше естество.
Источник http://chydesa777.ru/ne-sudite-da-ne-sudimyi-budete/
С уважением, Вячеслав Ерогов
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
idoorway.mirtesen.ru
— Не судите, да не судимы будете…
— Обвиняемый, сядьте на место.
Часто люди, живущие по принципу «я никого не трогаю и вы меня не трогайте», в ответ на критику своих слов или поступков пускают в ход известную цитату из Библии, призывающую оставить их в покое. Помимо неё, могут использоваться схожие по смыслу выражения, например: «каждый имеет право на своё мнение», «нельзя никого осуждать», «у каждого своё понимание правильного и неправильного» и т.д., а также различные сочетания этих фраз. Как стоит к этому относиться? Является ли такая позиция правильной?
Действительно, каждый имеет право на своё мнение, однако некоторые понимают и используют это выражение неправильно. Каждый имеет право на то, чтобы иметь своё мнение и на то, чтобы отстаивать его правильность, приводя аргументы в свою пользу, но совершенно неправильно иметь мнение и при этом никак его не аргументировать и никак не отстаивать правильность своей позиции. Поэтому каждый имеет право на своё мнение только будучи уверенным в его правильности, но как только правильность позиции человека по какому-либо вопросу поставлена под сомнение или, более того, опровергнута и доказана её неправильность, человек должен уметь признать свою неправоту и отказаться от своего ошибочного представления в пользу более правильного. Разбираться же в том, что правильно, а что нет, нужно всегда и в каждом вопросе, при этом никаких единых критериев правильности, естественно, не существует. Одно и то же действие при одних условиях может оказаться правильным, а при других – неправильным. А для того, чтобы понять, что является правильным, а что — нет, нужно учиться мыслить глубоко, связно и непротиворечиво; учиться разбираться в вещах, находить конструктивные пути, ведущие к развитию.
Конструктивная критика человека, направленная на совершенствование его личности, является неотъемлемой частью саморазвития. Конечно, человек и сам может видеть в себе некоторые недостатки и работать над их устранением. Но что плохого в том, чтобы на «косяк» указал кто-то другой? Нормальной реакцией на конструктивную критику является её осмысливание и принятие действий, направленных на устранение замеченных недостатков.
Что же мы наблюдаем в случае с нашими «неподсудными»? В ответ на замечание, сделанное в их адрес, они спешат уведомить нас, что не стоит судить другого человека, ибо каждый из нас не без изъяна. Эта позиция совершенно неправильная. Да, практически у каждого человека есть некие недостатки, над устранением которых ему нужно работать в целях саморазвития. Но из этого никак не следует, что никто не в праве критиковать других людей. На самом деле, люди, которые твердят об этакой неподсудности, просто стараются избегать критики в свой адрес, так как она лишает их эмоционального комфорта. Им гораздо проще жить, когда никто не указывает на проблемные места в их словах и действиях, на их ошибочные мнения и взгляды и на их неправильное мышление.
В жизни таких людей саморазвитие играет незначительную роль. Они склонны полагать, что каждый вправе поступать так, как того хочет только он сам, и никто не вправе проводить критику чужим идеям или поступкам. Для таких людей в те моменты, когда они прикрываются мудрой, как им кажется, фразой «не суди, да не судим будешь», не существует понятия «правильно/неправильно», а думать над тем, каковы последствия их действий или каков смысл их слов, они не хотят. При этом в каких-то иных ситуациях они могут различать, что правильно, а что нет, тем самым проявляя некую избирательность относительно того, когда надо думать, а когда нет. Правильным же является думать всегда и в каждой ситуации разбираться в том, как поступить верно.
Таким образом, эта фраза совершенно неправильно применяется людьми для оправдания своего нежелания задумываться над правильностью вещей. Какой же смысл нужно придавать этому выражению, чтобы понимать его правильно?
Чтобы понять это, нужно обратиться к источнику фразы – к Библии. «Священная книга» переписывалась множество раз, потерпела некоторые искажения в смысле фраз, содержащихся в ней. Сейчас в Библии мы имеем дело с таким выражением: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Апостол Матфей, «Матфея 7:1-5». Какой же можно сделать вывод из этого? А такой, что если рассматривается только часть этой фразы: «не суди, да не судим будешь», без дальнейшего уточнения: «ибо каким судом судите, таким будете судимы…», то она принимает совершенно иной смысл, причём, как уже ранее указывалось, совершенно неправильный. А правильный смысл целой фразы из библии такой: не судите лицемерно, предвзято, и тогда не будете судимы так же лицемерно и предвзято. То есть смысл её в том, что суд должен быть только справедливым.
Что же мешает понимать смысл этого выражения правильно? Как уже говорилось, очень многим людям не нравится, когда кто-то указывает на их ошибки (не важно даже, с какой целью это делается). Это задевает эмоционально мыслящих личностей, которые в критике способны разглядеть лишь упрёки и обвинения, целью которых является унизить человека. Даже если цель критики — помочь другому человеку стать лучше, поспособствовать его саморазвитию как личности, всё равно она воспринимается чаще всего в штыки тем человеком, который в этой критике, пусть даже сформулированной весьма корректно и безобидно, видит лишь повод для того, чтобы обидеться на якобы попытку унизить. Вместо того, чтобы посмотреть на эту критику разумно (или принять её, или доказать её несправедливость), эти люди реагируют сугубо эмоционально, и часто наблюдаемой реакцией является как раз склонность к позиции «не суди, да не судим будешь». Таким образом, неправильное понимание и использование этой фразы является следствием эмоционального мышления.
К чему приводит склонность к этой неправильной позиции: вследствие непринятия критики и непризнания своих ошибок, развитие личности или замедляется (если человек склонен только к самокритике), или вообще останавливается (если человек даже сам в себе не желает замечать недостатки и работать над их устранением).
Для того, чтобы развиваться, нужно уметь принимать чужую критику, нужно уметь видеть свои недостатки и ошибки, не бояться их находить самому и уметь признавать их перед другими людьми.
Конечно, любая критика должна быть справедливой, оправданной, сформулированной таким образом, чтобы человек, которому она адресована, правильно её понял. Но для того, чтобы люди помогали друг другу развиваться, необходимым условием является также и то, чтобы правильно сформулированная критика находила адекватную, обдуманную реакцию со стороны критикуемого, которому следует либо согласиться с ней и наставить себя на путь исправления своих недостатков, либо доказать автору критики то, что его мнение является неверным (ведь вполне возможно, что сам критик придерживается неправильного мнения, и тогда уже он должен будет признать свою неправоту и изменить своё мнение).
Таким образом, можно сделать следующий вывод: судить слова и поступки других людей не просто можно, а нужно. Но важно помнить то, что под словом «судить» здесь понимается приводить конструктивную критику с целью помочь другому человеку стать лучше и исправить какие-либо его недостатки. Результатом этого должно стать либо исправление этих недостатков, либо опровержение критики и доказательство её несправедливости. Но чтобы правильно реагировать на критику, нужно учиться мыслить, стремиться разбираться в каждой ситуации и в каждом вопросе, всегда задумываться, правильно ли поступаешь. Поэтому правильно будет сказать так: не суди, коль не разобрался; а если судишь, то делай это конструктивно. И всегда нужно помнить такое правило: критикуешь – предлагай. Недостаточно просто указать на неправильность каких-то слов или действий, нужно показать, как было бы сказать или сделать правильно.
Тут будут похожие посты. Загружаются.
razumnye.org
«Не судите, да не судимы будете… »
Осуждая человека, мы приписываем ему то, что есть в нас самих. Ведь мы общаемся не с самим человеком, а с тем образом, который мы уже создали в своем подсознании.
В последнее время я пришел к выводу, что нет людей плохих или хороших. Есть просто люди, разные люди. Это мы их делаем плохими или хорошими — делаем своими мыслями. А потом расплачиваемся за это. Каждый создает свой мир сам. Мы притягиваем именно то, что сами из себя представляем. Когда я стал менять свои мысли, то мне в жизни стали встречаться исключительно доброжелательные люди, везде — в транспорте, на рынках, в государственных учреждениях.
Если мы осуждаем кого-либо, то вскоре сами становимся такими же.
Я могу высказывать свое мнение или суждение о человеке. Это будет только мое мнение. Но я не должен судить или осуждать его. Воспринимайте окружающий мир и каждого человека как бесконечную тайну, загадку. И себя воспринимайте так же. И стремитесь разгадать эту тайну.
Осуждение — это производная от гордыни, эгоизма. И имеет такое же позитивное намерение, как и критика. Люди осуждают друг друга или общество для того, чтобы они стали лучше.
Намерения хороши, но способ плохой. Прежде чем осуждать кого-либо, подумайте, а есть ли гармония в вашей душе? И стоит ли привлекать в свою жизнь и в жизнь своих детей неприятности и болезни?
Как же действует осуждение и какие последствия оно дает? Если мы осуждаем человека, то подсознательно запускаем программу уничтожения этого человека, которая потом возвращается к нам ответной агрессией и разрушением. На информационно-энергетическом уровне мы получаем ответный «удар» в виде какой-то неприятной ситуации или заболевания.
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? »
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете
otvet.mail.ru
А.Г. Долженко
Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7,1). Для того чтобы правильно понять эти слова, нужно знать в какой обстановке они были произнесены и кому адресовались. В древнееврейском государстве, во времена Иисуса Христа, оказывала большое влияние на людей религиозно-политическая секта фарисеев. Фарисеи присваивали себе право не только по своему (как это было выгодно им) толковать закон Божий, но и осуждать людей, не придерживающихся их взглядов, не исполняющих их правил. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Матф.15:3).
Руководствуясь своей выгодой и ошибочными взглядами, фарисеи судили о всей жизни человека и выносили приговор о том, праведник ли этот человек или грешник. Самих фарисеев отличал эгоизм, высокомерие и тщеславие. Их личная, зачастую ошибочная, точка зрения была для них основным критерием в осуждении других людей и обсуждении вопросов. Возведя самих себя в ранг праведников, они приписывали себе права судий, критикуя и осуждая поступки и слова других людей, представая перед народом в облике праведных учителей. Представители этой секты присутствовали и на Нагорной проповеди.
Беря пример с фарисеев, многие евреи, тоже одержимые эгоизмом и самолюбием, проявляли склонность к мелочной критике и осуждению ближних. Вот таким людям, забывшим о совести и сострадании к ближним, не замечающих своих недостатков, но критикующих других людей, Иисус Христос сказал: « Не судите, да не судимы будете».
Слово «судить», которое употребляется в этой фразе, имеет несколько смысловых значений:
Судить, иными словами думать, то есть рассуждать, обсуждать что-либо, а также мыслить, размышлять.
Судить, значит осуждать, то есть порицать, критиковать кого-либо или что-либо.
Судить, значит производить суд над людьми. То есть разбирать и решать споры, тяжбы и дела, и выносить приговор над виновными. Словосочетание «не судите», применяемое в разбираемой фразе, естественно не запрещает людям мыслить. «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1Кор.14:29). В каком же смысловом значении (во 2-м или 3-м) оно применено?
Слова Спасителя не применимы в 3-м смысловом значении, потому что в них говорится не о работе человеческих судов (хотя суды в обществе и не отвергаются), а говорится об осуждении в виде злословия ближнего. Этими словами рекомендуется не судить (злословить) людей за их побуждения и поступки, но помочь им исправиться, потому что судить о всей жизни человека и воздавать ему с вынесением приговора должен только Господь Бог.
«Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5) каждого человека. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак.4:12).
Мы, люди, никогда не сумеем узнать до конца того, что скрыто в душе другого человека. Человек не должен судить о всей жизни ближнего с вынесением приговора, праведник он или грешник, потому что может ошибиться во время своего суда и в силу своей греховной природы может не до конца и не точно понять ближнего, которого осуждает. Только один Господь, Который без греха и Которому известны тайные намерения любого человека, может с состраданием и нежностью подойти к человеческой душе и без ошибки оценить поступки людей. Поэтому рассматриваемые слова Спасителя нужно понимать только во втором смысловом значении «осуждать» и «порицать», что не рекомендует делать Спаситель.
Судить (в смысле осуждать, злословить) ближнего нельзя потому, что человек, часто осуждая другого за какой-то грех, сам совершает этот или подобный грех. «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2:1). И осуждая ближнего за греховный поступок такой человек осуждает самого себя, так как сам совершал такой же (или подобный) поступок.
Более того Господь ясно указывает на то, что в данной ситуации человек выносит приговор и себе, если осуждает ближнего за грех, который совершает сам. Слова «судя другого, делаешь то же» ясно указывают на тяжесть греха того человека, который осуждая ближнего за грех, этим осуждением разоблачает и себя, так как сам повинен в таком же грехе.
Более того человек к своему собственному греху, за который осуждает ближнего, прибавляет ещё и грех злословия и порицания, который порой соединяется с грехом гордыни и высокомерия.
У Евангелиста Луки эти же слова Иисуса Христа о суде переданы несколько иначе, потому что в них присутствует пояснение. « Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лука 6,37). В качестве пояснения того, почему человек не должен судить (в смысле осуждать) других людей, ясно указано на наличие закона воздаяния Божьего за поступки людей. Судить ближнего в смысле сплетничать, злословить, обвинять и изобличать нельзя потому, чтобы и с вами не поступали также. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.7:12).
Как видим, обличение и злословие в этих словах представлено в качестве поступка, за который человек будет нести ответственность перед Богом, и получит наказание по закону воздаяния Божьего. Для того, чтобы избежать карающего воздаяния Божьего, Иисус Христос советует: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены», указывая на то, что судить людей должен не человек, а Господь.
Согласно представлениям христианства, истинным Судьей является Иисус Христос, Которому Бог-Отец, как Сыну, отдал весь суд. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Таким образом, только Иисус Христос есть Истинный и Справедливый Судья. В свете этого положения, человек, судящий о всей жизни своего ближнего с вынесением приговора (осуждения), самовольно ставит себя на место Иисуса Христа, Судьи. Такое действие человека является богопротивным, так как угодно злому духу, который, уподобляя себя Богу, пытается занять Божье место. «Сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:4).
Предостерегая людей от суровой и непримиримой критики ближних, какую использовали фарисеи, Апостол Павел пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал.6:1). В этих словах Апостол Павел настоятельно советует людям, любящим критиковать, прежде всего не допускать своих недостатков и бороться с ними, то есть не допускать греховных поступков.
В предыдущей части Нагорной проповеди в виде отрицаний Спаситель дает целый ряд запретов, касающихся того, как не следует поступать, ясно указывая на то, что является греховным поступком. Например «когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Матф.6:2), «когда молишься, не будь, как лицемеры» (Матф.6:5), «А молясь, не говорите лишнего, как язычники» (Матф.6:7), «не уподобляйтесь им» (Матф.6:8), «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Матф.6:16), «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Матф.6:19), «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить» (Матф.6:25), «не заботьтесь и не говорите» (Матф.6:31), «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Матф.6:34).
В седьмой главе, продолжая Свои высказывания в том же стиле, в виде отрицания греховных поступков, Спаситель продолжает Свою мысль: «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1), «Не давайте святыни псам» (Матф.7:6). Если в начале Нагорной проповеди, связанной с заповедями блаженства, говорилось о том, как люди должны относиться к Царству Небесному. То в следующей части Нагорной проповеди в виде отрицания характеризуются греховные поступки. А в разбираемых словах Иисуса Христа «не судите…» говорится о том, как люди должны относиться друг к другу.
Необходимость в этом наставлении была вызвана и тем, что у людей по мере их увлеченностью земными благами и земными богатствами увеличивается безразличие к Богу, наблюдается жестокость к ближним и осуждение окружающих их людей. Поскольку в разбираемых словах Спасителя «не судите…» говорится не только об отношении людей друг к другу, но и о воздаянии за человеческие поступки, то эти слова также относятся и к суду Небесному, на котором человек будет судим за свои земные дела по закону воздаяния Божьего.
Мысль о воздаянии, высказанная в разбираемых словах, подтверждается словами «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» (Мар.4:24). Вот тогда и человек, проявляющий сострадание к ближнему (когда сам судил кого-либо частным или гражданским судом), за свои ошибки не будет судим жестоким судом, как людским, так и Божиим. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13).
Из всего вышесказанного становится ясно видно, что в разбираемых словах говорится об осуждении, изобличении и злословии. Эти явления могут присутствовать как в частных, так и в гражданских судах.
Для того чтобы правильно понять разбираемые слова Спасителя, нужно разобраться в том, запрещает ли Иисус Христос суд вообще и если разрешает, то какой суд? Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос обратимся к целому ряду мест Нового Завета в которых также говорится о судах и об отношении к судам самого Спасителя и Его Апостолов.
Из Нового завета видно, что сам Иисус Христос производил суд над людьми и осуждал их. «Горе вам, книжники и фарисеи, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Матф.23:14). «Как убежите вы от осуждения в геенну?» (Матф.23:33). Иисус Христос дал право и власть судить людей и Своим Апостолам, которые также вершили суд. «Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2). «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью» (Тит.2:15) данной «Господом к созиданию, а не к разорению» (2Кор.13:10). Апостол Павел осудил коринфского прелюбодея (1Кор.5). А Апостол Петр осудил Ананию и Сапфиру. (Деян.5).
Из всего вышесказанного видно, что Иисус Христос не отменял суды человеческие, но учил как осуществлять суд, как личный, так и гражданский. «Судите судом праведным» ( Иоан.7:24). Апостол Павел различает два вида судов. «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1Кор.5:12–13). Согласно этой цитате Апостол Павел указывает на наличие суда христианского и государственного. Под христианским судом понимается увещевание согрешившего ближнего и наставление его на путь истинный. Этот суд применим к тем людям, которые желают исправляться. А людей, упорствующих в своих грехах, будет судить Бог через карающее воздаяние, которое может выразиться и в наказании преступника через государственный суд.
Согласно взглядам Спасителя, суд между людьми, в виде замечаний, увещеваний нужен для того, чтобы указать на недостатки и ошибки согрешившему человеку и доброжелательно помочь их исправить. Но не нужно изобличать заблуждения с непримиримой враждой и язвительным злорадством, как это обычно делали фарисеи. Как гражданский, так и частный суд, судит ближнего нашего. Поэтому к ближнему нужно проявить чувство сострадания и милосердия. И нужно суметь не только указать ему на его ошибку (то есть изобличить грех), но и нужно суметь сделать это так, чтобы не обидеть согрешившего человека. И нужно суметь убедить грешника отказаться от его греховных действий, показать губительность греха. Поэтому суд, в виде осуждения греха, нужен для того, чтобы помочь грешнику исправиться и наставить грешного человека на путь истинный. И в конечном счете из грешника сделать праведника.
Именно о таком понимании разбираемых слов Спасителя писал Святой Иоанн Златоуст. «Итак что же? Если кто-нибудь соблудит, неужели мне не говорить, что худо блудодеяние и неужели не следует исправлять распутника? Исправляй, но не как враг, и не как враг, требующий возмездия, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал, не останавливай грешника: но не суди, то есть не будь жестоким судьею».
Суд в человеческом обществе должен основываться на справедливости и милосердии, и не только карать преступника, но и перевоспитывать его. Поэтому суд, в виде государственного учреждения, установлен Богом. В Ветхом завете пишется: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным» (Втор.16:18). «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые» (Неем.9:13).
В Библии дается указание, как вершить суд. «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев.19:15). «И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Втор.1,17). В древнееврейском государстве очень большое значение придавалось исполнению постановлений судов и предусматривалось наказание за непослушание судьям. (Втор.17:12).
В Новом Завете, как и в Ветхом, также высказывается мысль о необходимости суда и судий в человеческом обществе, в котором присутствует зло. Причем суд государственный должен не только карать и пресекать зло, но и защищать общество от злодеев, действуя на основе справедливости и человеколюбия. Факт того, что Апостол Павел не отказался, а принимал участие в суде, подтверждает то, что он признавал суды как необходимость, и требовал суда кесарева в качестве защиты от необоснованных обличений евреев. «Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело» (Деян. 24,10).
В Новом Завете указывается и на то, каким должен быть человеческий суд. «Не судите по наружности, но судите судом праведным.» (Иоан.7:24). Но наряду с упоминанием о человеческих судах, в Библии говорится и о суде Высшем, суде Божьем. «Все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Указывается о том, каким будет этот Высший суд. «И судим был каждый по делам своим.» (Откр.20:13).
Таким образом, в словах Спасителя «не судите, да не судимы будете» говорится об обличении и злословии, но не отменяются суды, как частные так и государственные, и запрещается человеку во время суда (осуждения порока) применять к ближнему враждебность и злобу. И рекомендуется проявлять к нему милосердие и сострадание. А суд (в смысле изобличения порока и греха) применять только для того, чтобы исправить заблудшего и устранить грех.
azbyka.ru
«Не судите да не судимы будете» — эта фраза является самодостаточной, она не требует ни опровержения, ни доказательств, смысл ее был, есть и будет понятен всем людям, живущим на земле. Применимость этой фразы вызывает сомнения, ведь жизнь с ее коллизиями так непредсказуема.
Данная библейская истина всегда была тяжела для исполнения людям, имеющим несовершенную греховную породу с самого рождения. В любые времена и исторические эпохи обстоятельства жизни заставляли людей судить поступки других людей, просто на том основании, что на их фоне они сами выглядели нравственно чистыми. Конечно, это иллюзия, но она хоть на недолгое время позволяла ощутить себя достойным человеком.
Даная модель поведения – не суди и не будешь осужден, сама по себе является эталонной и идеальной для людей, которые ни при каких условиях не достигнут совершенства в этом мире. Она является частью программы максимум, которую практически нереально выполнить.
Несовершенные люди не могут судить о ценности этой христианской заповеди, так как в большинстве случаев извращают ее смысл, «ибо сердце человеческое несовершенно». В Библии сердцем называют все, что составляет внутренний мир человека: мысли, чувства, желания, устремления. Это все, что возвышает человека над миром природы. Обладая внутренним несовершенством, человек также не может судить подобных себе людей. Возникает парадокс, с одной стороны человек не может судить себе подобных, так как не имеет на это морального права из-за собственного несовершенства. С другой стороны, ему практически невозможно исполнить эту заповедь по той же причине.
Однако, получается так, что осуждением занята вся жизнь человека. Он не щадит чужого имени, часто без злобы и даже легкомысленно судачит, передает, клевещет. И, как всякий неправедный суд, обсуждение поднимает из глубины души всякие низменные чувства в виде злобы и ненависти. Часто за этим обсуждением человек прячет отсутствие любви в собственной жизни.
Если попытаться не судить других людей, то человек обретает возможность разглядеть лучшие стороны другого человека, а вместе с этим может придти любовь к своему ближнему. Позитивная позиция по отношению к окружающим, вызовет нравственные изменения в самом человеке и окружающие, видя эти изменения, смягчат свои оценки.
Заповедь является началом пути к обучению умению прощать. Прощение очищает душу человека от низменных страстей, делает его совесть спокойной. Простая заповедь содержит в себе сакральный смысл, как необходимо поступать, чтобы чувствовать себя счастливым.
ethicscenter.ru
Многие ли люди до конца осознают глубинный смысл Христовой заповеди:»Не судите, да не судимы будете»? Многие ли из нас задумываются над последствиями своих мысленных образов, сотканных из паутины человеческих суждений и мерок по отношению к своим ближним и дальним? Ведь всякое суждение близко к осуждению, как говорит Библия. Многие ли дают отчет сами себе о произнесенных вольно или невольно словах осуждения кого либо?
Что вообще означает слово «суждение»? Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Каждый человек имеет свое личное суждение о ком или о чем либо, фундаментом которого является весь комплекс знаний о мире, полученный им от рождения. И это нормально, ведь благодаря личному суждению мы можем успешно ориентироваться в обстановке окружающего мира и принимать адекватные решения.
В Библии написано: «каждый поступай по удостоверению ума своего» и еще: «до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». Но в любом суждении уже кроется опасность осуждения, если человек свои суждения переносит на другого.
Осуждение — это субъективное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно исследующее его недостатки. Источником осуждения является гордость и согласно Библии считается тягчайшим грехом.
Осуждение — это своего рода отрицание образа жизни другого человека, который не соответствует нашим собственным ожиданиям и представлениям. Так часто происходит в семьях, когда дети, ведущие образ жизни, не соответствующий ожиданиям родителей, осуждаются последними, что часто приводит к разрыву взаимоотношений.
Почему Бог говорит людям: «Не судите»? Потому что Он и только Он является самым беспристрастным, самым объективным и самым справедливым Судьей. Посудите сами, когда дело касается каких либо тяжб, связанных с материальным или моральным ущербом, мы отдаем нашу проблему в суд, полагая, что там достаточно компетентные и бесстрастные люди, способные восстановить справедливость на основании закона. Мы ведь не бежим к обидчику, не хватаем его за грудки, потому что достаточно осведомлены о последствиях таких поступков: быть самим судимыми.
Также и Господь увещевает нас: «Отдайте суд в Мои руки, Я воздам…»
Человеческая мудрость полна различными крылатыми выражениями, отражающими смысл фразы: «Не судите, да не судимы будете». Вот некоторые из них: «по себе людей не судят», «не судите строго», «не знаешь, не суди», «победителей не судят», «Бог тебе судья».
Гордость ослепляет человека: не видя бревна в своем глазу, мы часто замечаем сучок в глазе ближнего своего. Таких людей Бог называет лицемерами (Матф. 7:1-5).
1 Непослушание и непокорность Богу — берем на себя роль судьи, будучи не уполномочены на это.
Последствия: придется нести отчет перед Богом за непослушание Его Слову, если не покаемся, нет дерзновения в молитвах, нет ответа на молитвы, ожесточение сердца, неспособность принять Слово Божье, духовное падение.
2 Пленяем осуждаемого нами человека — связываем его невидимыми канатами осуждения, лишая его духовного развития и обрекая на проклятие.
Последствия: сами попадаем под проклятие осуждения со стороны людей, рушатся взаимоотношения, приходят проблемы в семью, не ладится на работе, постепенное отторжение от церкви. Таким образом, исполняется Слово Божье, с неумолимостью, как закон гравитации: «каким судом судите, таким и судимы будете».
3 Пленяем самого себя — человек подпадает под воздействие духов самоосуждения, вины, досады на самого себя, непрощения себя, ненависти к самому себе.
Последствия: — различные душевные и физические болезни.
1 Искреннее покаяние перед Богом в том, что судили людей превратным умом своим.
2 Простить самого себя.
3 Попросить прощения у тех людей, которых осуждали. Это необходимо для того, чтобы они были освобождены от проклятия осуждения.
Вот, коротко и сжато я постарался показать причину и последствия греха осуждения, а также пути освобождения от этого демона, живущего в человеке.
«Каким судом судим, таким и сами судимы будем «. Пусть эта предостережение Христа войдет в наши духовные уши, опустится в наше сердце и станет той лакмусовой бумажкой, смотря на которую мы всегда будем знать, чем заполнено наше естество.
Обязательно посмотри видеоролик!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email
С уважением, Вячеслав Ерогов
chydesa777.ru
Данная максима имеется не только в христианстве. Она присутствует и присутствовала в различных формах в разное время в разных религиях и вовсе не является чем-то уникальным, исключительным для последователей христианства. Её исключительность сомнительна. Её применимость — тем более. Хотя бы по одной, самой главной причине: мудрость её предназначается для человека, чьи мораль и нормы постоянно изменяются, и часто следование ей, без искажения и по букве, не представляется возможным.
Как же долго и мучительно эта библейская истина волновала, беспокоила и заставляла меня задумываться вновь и вновь над ее несовершенством и полной человеческой непригодностью. Порой испепеляла внутри непослушным огнем, то и дело заставляя отчаиваться в своей бунтарской, порочной и устраненной от Бога и Его учений природе. А порой, пресытившись до рвоты и отвращения тленом и скрежетом зубовным, ползущими изо всех щелей наружу, на меня, вокруг, заставляла подниматься снова и снова с непокорных колен, чтобы с новой силой хрипеть «Я не согласен!».
Я не согласен, не согласен и вновь не согласен — как бы ни старались меня разубедить и успокоить мой «богоборствующий» бунт спокойные и квази-познавшие Бога и совершенство Его учения церковники и их «просветленная» паства. Многих из них я не намерен слушаться, хотя бы потому, что сами они — часто послушные недалекие оболочки, «днем постящие, а ночью грешащие», тратящие всю дарованную Богом силу на немногим лучше языческих, запутанные и им не понятные ритуалы и традиции, переставшие задавать вопросы и докапываться до истины.
Я не могу согласиться, потому что данная библейская «истина» давно устарела, или, как я подозреваю, она никогда и не была пригодной, жизнеспособной и подходящей для греховного человеческого бытия — однозначно, руководствоваться ею современному простому человеку неразумно и антигуманно. Она попросту «не работает» — вот еще одна причина, доказывающая ее «профнепригодность».
Данная модель несуждения и неосуждения идеальна, а следовательно, мы, неидеальные люди, пользоваться ей не можем. Она — максима, настолько совершенна и утопична для нас, несовершенных и приземленных, что когда мы начинаем её применять налево и направо, мы извращаем само ее понятие, мало что от нее оставляя.
Сердце человеческое — несовершенно. Оно — самый опасный и лживый из органов — как записано в Писании. Научная психология — если отнести сердце к месту обиталища души — говорит о том же. Следовательно, когда грешник, руководствуясь «лживым сердцем», пускается во все тяжкие следовать якобы кем-то божественным начертанным канонам, из этого выходит мало что доброго. А порой и вовсе получается зло.
«Не судите, да не судимы будете» — верный путь к человеческому равнодушию. Приказ свыше для лишенных сердца. Обещание собственного покоя и душевного равновесия на фоне творящихся беззакония, насилия, смерти. Колыбельная для совести. Ибо так устроен грешный человек, что для того, чтобы беззаконие, насилие или смерть хотя бы заметить — нужна пара глаз и зрительный сигнал, поступающий в мозг. А для того, чтобы решить пошевелить мизинцем против беззакония, насилия и смерти — нужно для начала расшевелить «глупое и лживое» человеческое сердце. Этому далекому от совершенства органу нужна эмоциональная встряска, толчок, стимул. Необходимо возмущение и несогласие с имеющимся несправедливым порядком, бунт и восстание против беззакония, насилия, смерти.
Сердце человека не должно быть равнодушным, не имеет права быть равнодушным. Оно должно быть в занозах и синяках, а не покрытым слоем жира душевного ровного чувства. Оно должно болеть и кровоточить, когда видит каждодневные несправедливость и равнодушие. Только тогда оно способно всколыхнуться, пробудиться от летаргии совести и души, стряхнуть с себя оковы глупых и бездушных норм общественного поведения.
Невозможно не судить зло и злотворящих и в то же время желать что-то сделать против зла. Невозможно не осуждать откровенно жестокое поведение против животных, детей, женщин, стариков, не проводя сравнений, аналогий, не рассуждая и не осуждая это поведение.
«Не судите, да не судимы будете» приводит к тому, что желающий не судить не осудит грех и того, кто его творит. Такой пройдет со спокойным сердцем мимо тех, кто в подворотне насилует девочку-подростка, твердо решив не судить насильников, потому что так ему велел его бог. Ибо не ведают, что творят.
У такого не заболит сердце, когда он увидит, как соседские выродки-мальчишки прибивают гвоздями к дереву котенка, и он, опять же, решает не судить тех, кто творит эту мерзость. Ибо они заблудшие овцы, и их нужно прощать и любить. Ибо так велит ему его бог.
Такой на работе будет терпеть наглую несправедливость, кумовство и панибратство, взяточничество и самодурство. Потому что «не суди — да не судим будешь». И к тому же не суди «поставленного над тобой». Ибо так велит ему его бог.
Или, возможно, вы можете себе представить такого праведника, который предварительно «не пошевелив» сердце, пошевелит пальцем? Того, кто, оставаясь в гармонии со своим духом и окружающим миром, решит выступить против малейшей несправедливости? Такого, у кого не заколотится от негодования сердце, не возмутится совесть, не приоткроются со словами негодования высохшие уста?
Так устроен несовершенный человек, что отделять грех от грешащего, как учит Библия, не получается. Да и нужно ли? Разве не творится грех дланью грешащего? Разве не преследуется грешащим низкая выгода? Разве всегда зло творится ненамеренно?
Разве человек, вершащий грех, мразь и зло, на момент совершения греха не является его неотъемлемой частью? Пускай по недоразумению, незнанию или по минутной слабости, но здесь и сейчас? Разве нужно ненавидеть и наказывать сам грех без суда над вершившим его? И как это возможно? То, что вы убили человека — грех, и достоин осуждения, а вы, убивший, осуждения не заслуживаете?
Разве всю свою жизнь человек, несовершенное божье дитя, погубивший миллионы своих собратьев, уничтоживший тысячи видов животных, душащий эту планету, чтобы, возможно, в будущем задушить еще не одну, так и остается малым несмышленым ребенком, не заслуживающим осуждения даже от тех, кого он погубил?
По библейскому учению я, против кого была совершена несправедливость, кого бросали в сырые застенки, пытали и мучили, уничтожали членов моей семьи, кого били и гнали, как дикого зверя, не имею права на осуждение своих мучителей? Ибо у меня есть право прощать, но права судить — у меня нет? Другой вопрос, что в порыве суждения можно дать лишку, но это все равно не должно аннулировать такое право полностью.
Поистине, мне думается, такой нонсенс может поддерживать либо тот, кто в жизни не пострадал, либо нездоровый фанатик, далекий от жизни. Потому что для несовершенного понимания живого человека это непостижимо. Противоестественно. Конфликт природы, универсума, чьей частью является бог, — или которая является частью бога, — но прямое противостояние здравому смыслу неидеального божьего творения.
Как часто «не судите, да не судимы будете» — попросту нутряное оправдание своих трусости и равнодушия во имя сытого покоя правильными словами «свыше»? Бездумная поговорка на пухлых губах отворачивающих голову от зла и несправедливости. Магическое звукосочетание воцерковленного потребителя современной жизни, не желающего раздражаться, «потому что здесь отдыхают». Отговорка на все случаи своего бездействия. Непроглядные библейские шоры на глаза верующего и паралич рассудка?
Второй отвратительный, на мой взгляд, момент данного постулата, при всей его возвышенной правильности, это низкое и такое понятное желание быть попросту самому не осужденным за какую-нибудь мерзость. Раз я не сужу вора и убийцу, клеветника и труса, значит, я могу надеяться на то, что завтра мое убийство, воровство, клевету и трусость также не осудят. И там, на небесах, и здесь на земле. Некая сделка с совестью, богом и людьми. Когда рука руку моет. В миру это весьма показательно, и можно наблюдать повсеместно: я «не сужу» того, кто стащил со склада доски, чтобы достроить дачу, стащивший «не судит» меня, умыкнувшего цемент и кирпичи, чтобы начать строительство сарая. Этот «закон милосердия», «не судите, да не судимы будете», я наблюдаю часто.
Многие, не осуждающие других здесь, втайне надеются на неосуждение себя там. Этакая завуалированная индульгенция. Но не примитивная и тупая, за деньги, как во времена Инквизиции, а хитрая, подразумеваемая. То есть неосуждающему в принципе плевать на того, кого он не осуждает, пускай он хоть сдохнет, но ради себя и своего теплого местечка в раю он с осуждением не поторопится.
Конечно, я не претендую на образцовость своих мыслеизъявлений на все случаи жизни, всегда и для всех. Это всего лишь попытка взглянуть на замусоленный библейский штамп под другим, человеческим углом. Но для меня лично, как только я начинаю руководствоваться данной максимой, наступает блаженное, сытое время. Я перестаю замечать грешников, злодеев, воров, клеветников, сплетников. Я также перестаю замечать пострадавших от тех злодеев, воров, клеветников, сплетников. От моего неосуждения мне покойно и хорошо. А не это ли «спокойствие души и сердца», «вера в бога», к которой должен стремиться каждый христианин?
shkolazhizni.ru