Не каждый начинающий автолюбитель знает, что представляет собой кулиса КПП, где она находится и какие функции выполняет. Однако этот элемент является важным для функционирования коробки передач, поэтому знать о его устройстве должен каждый автомобилист. О том, что такое кулиса в коробке переключения передач, как происходит ее регулировка и когда нужна замена — читайте ниже.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Водители ошибочно полагают, что кулиса коробки переключения передач — это рычаг КПП, который расположен справа от водительского сидения. Такую версию можно увидеть на некоторых интернет-ресурсах. Но уверяем, что это не так. О чем расскажем далее.
Что это такое? Кулиса коробки передач представляет собой многосоставное устройство, предназначение которого заключается в связывании селектора (рычага КПП) и шток, который подводит непосредственно к КПП. Эта деталь, а именно ее задняя часть расположена между селектором и коробкой переключения передач и находится под днищем. Иными словами, кулиса представляет скрытый механизм, находящийся рядом с карданным валом или под селектором.
И хотя кулиса коробки переключения передач имеет высокий ресурс эксплуатации, ее выход из строя возможен. Автомобилисты могут не менять этот компонент на протяжении 100 тысяч километров пробега, но иногда возникает необходимость его замены. Это происходит в результате попадания в систему грязи, влаги или пыли. Износ кулисы возможен при недостатке или отсутствии смазочных материалов или по иным причинам.
С тем, что такое кулиса в коробке передач автомобиля разобрались. Теперь поговорим об устройстве этого механизма. Конструкция и устройство компонента напрямую зависит от производителя и марки авто. В результате того, что разные автомобильные концерны хотят добиться модернизации и оригинальности коробок передач в авто, устройство элементов может различаться.
Соответственно, универсального варианта устройства элемента нет, но можно рассмотреть все компоненты, которые используются при производстве узла:
Все компоненты, описанные выше, соединены между собой. Они отвечают за то, чтобы селектор коробки передач мог включить скорость в необходимом положении.
По своим видам кулисы подразделяются на:
Принципиальных различий у механизмов нет. Разница заключается только в том, что у длинноходных кулис скорость включается дольше, буквально на долю секунды, чем у короткоходных. Ход кулисы определяет ход рычага коробки. По мнению автомобилистов, короткоходные механизмы считаются спортивными и с их использование можно добиться лучшей динамики авто. Это не правда, на динамику кулиса не влияет.
В большинстве транспортных средств такой механизм, как кулиса, является достаточно надежным, обычно не нуждающимся в ремонте или замене. Но все-таки замена кулисы необходима, если она низкокачественная или уже отработала свой ресурс службы. Такая проблема может возникнуть даж у владельца дорогой иномарки. Как же понять, что замена кулисы в автомобиле необходима?
Спешим заверить, что эти проблемы прочувствуете сразу, но все-же их перечислим:
Что касается появившегося люфта, то вопрос требует отдельного внимания. Поначалу, когда он только появился, это никак не повлияет ни на работу коробки передач, ни на скорость движения. Поэтому автомобилисты игнорируют данную проблему.
С люфтом долго ездить не стоит, поскольку со временем эксплуатации состояние его только ухудшится.
Это может привести не только к поломке, но и к аварии. Поэтому проблеме люфта следует уделить внимание. И не запускать эту проблему.
Теперь плавно подошли к такому вопросу, как регулировка кулисы. Всегда можно прибегнуть к замене компонента, в таком случае сможете быть уверены, что в ближайшем будущем проблема больше не потревожит. Не всегда замена является выходом. Регулировка кулисы необходима, если уверены, что в отрегулированном состоянии она сможет прослужить долго.
Как происходит процесс.
Но есть еще один метод. Данный способ актуально использовать, когда не можете переключиться на заднюю передачу.
Потребуется осуществить все действия, связанные с регулировкой первой скорости:
В процессе нет ничего сложного, подробнее о механизме можно узнать из фото. Придерживайтесь всех действий, указанных в инструкции, и сможете все проделать сами. Но если не уверены, что это решит проблему, то лучше обратиться к специалистам. Возможно, они смогут осуществить качественную диагностику и при необходимости заменить механизм.
avtozam.com
Кулиса КПП представляет собой механизм многорычажного узла, связывающий между собой рычаг переключения передач и шток, подходящий к коробке. Размещается она под днищем автомобиля, как правило, возле кардана или под находящимся в салоне рычагом коробки передач. В любом случае туда попадает грязь и вода, которые со временем ухудшают качество смазки трущихся элементов кулисы, из-за чего они начинают изнашиваться, приводя к разнообразным проблемам.
Конструкция кулисы зависит от модели автомобиля, так как в разных семействах применяются различные типы управления КПП. Поэтому рассмотреть точное устройство рычага переключения передач
В большинстве автомобилей кулиса состоит из следующих элементов:
Устройство кулисы
Соединенные между собой эти детали отвечают за то, чтобы рычаг переключения передач включал скорости, в нужный положениях.
Чаще всего проблемы с кулисой устраняются методом регулировки или замены ремкомплекта, реже требуется замена узла.
В большинстве моделей автомобилей кулиса коробки передач является довольно надежным узлом, способным без проблем прослужить до 100 тысяч километров пробега без ремонта. Исключением являются автомобили, которые изначально не отличаются высоким качеством сборки – с ними бывает всякое. Износ кулисы можно определить по появлению таких признаков, как:
Если передачи начали включаться чрезмерно туго, или включается не та передача, которая должна включиться, в первую очередь нужно попытаться отрегулировать привод, если он визуально пребывает в нормальном рабочем состоянии. Если сочленения шарниров работают с большим люфтом, кулису придется менять.
Люфт не влияет на скорость передвижения и производительность КПП, но ездить с ним крайне не комфортно, поэтому лучше выполнить ремонт с заменой.
Итак, из всего выше изложенного, можно сделать вывод что кулиса переключения передач, она же тяга привода управления коробки передач достаточно простой механизм, но для комфортного управления автомобилем тоже требует ухода.
Связанные термины
etlib.ru
Большинство водителей слышали о таком, известном на слуху, термине, как кулиса коробки, но не все в курсе, что же это такое, как выглядит и зачем она вообще в автомобиле. Сегодня в нашей статье постараемся разобрать все, что связано со словом кулиса, какова ее функциональная важность и для чего она служит в коробке передач.
Для того, чтобы передавать крутящий момент от двигателя на ведущие колеса автомобиля, а также изменять при необходимости режим и направление движения, любой автомобиль оснащен устройством для выбора и переключения передач, так называемым – кулисой КПП.
Кулиса представляет собой составной механизм, служащий для связи ручки переключения передач с коробкой. По конструкции он может состоять из нескольких тяг, рычагов, тросов, коромысла, пружин, системой карданных соединений и других вариантов.
На различных марках автомобилей конструкция кулисы имеет свои особенности, что связано с расположением КПП и способом соединения ручки переключения передач со штоком коробки.
Так, например, на заднеприводных автомобилях ВАЗ классической серии, таких как ваз 201-07, рычаг переключения передач установлен непосредственно на корпусе самой КПП и, соответственно, не имеет каких-либо деталей привода.
Саму ручку переключения в обиходе называли кулисой, что и перешло на другие модели авто, где ручка уже конструктивно отделена от коробки и соединяется с ней посредством кинематической связи.
Это, в частности, переднеприводные модели ваз, как и большинство других марок авто, уже имеют привод из механизмов от ручки передач до штока КПП, который и носит название кулиса коробки передач.
• Тугое переключение передач;
• Сильный люфт ручки КПП;
• Включается не та передача, то есть вместо одной включается другая;
• Возможно включить лишь некоторые передачи, остальные не включаются;
• Звук при включении, напоминающий хруст.
В большинстве случаев неправильная работа кулисы вызвана ее разрегулировкой, либо запущенным состоянием соединений, а также выработкой в соединениях. Вызвано это тем, что большая часть механизма кулисы расположена под днищем автомобиля и подвержена воздействию дорожной грязи и воды, различного рода механическим ударам, что отрицательно сказывается на ее состоянии.
Перед проведением регулировки рекомендуется проверить состояние всех элементов механизма кулисы, очистить их от грязи и убедиться в надежности всех соединений.
Так при наезде на препятствие может быть погнута одна из тяг кулисы, может быть сбит стопор, перекошено коромысло, что сразу отразится на правильности работы выбора и четкости включения передач.
Для регулировки не потребуются какие-либо сложные приспособления, специальные инструменты, либо большой опыт работы. Операция не сложная и ее может выполнить своими руками практически каждые автовладелец, не обращаясь в центр сервисного обслуживания.
Регулировка требуется после каждого снятия коробки передач, либо при отпускании крепления кулисы и неправильной работы ручки переключения.
Существует два общих варианта регулировки:
• По передаче заднего хода. Для этого автомобиль устанавливается на смотровую яму (подъемник, эстакада), ставится ручник и дополнительно под колеса ставятся противооткатные упоры.
Работу желательно выполнять с помощником. Один находится в салоне автомобиля, а второй в смотровой яме под днищем кузова. Находящийся в снизу кузова отдает крепление хомута штока КПП, а второй в салоне переводит рычаг переключение коробки в положение наиболее удобное для включения передачи заднего хода. После чего хомут на штоке затягивается, и регулировка считается законченной.
• По первой передаче. Включается первая передача и отпускается хомут крепления кулисы к штоку коробки передач. Затем шток КПП поворачивается против хода часовой стрелки до ощутимого упора и хомут затягивается.
В обоих вариантах проверяется четкость включения передач и при необходимости регулировку повторяют, добиваясь необходимого результата.
В зависимости от конструкции могут существовать и другие варианты регулировки кулисы. Поэтому перед проведением работы на своей модели авто, рекомендуем ознакомится с приложением к обслуживанию, где указан конкретный способ регулировки привода кулисы.
При обнаружении признаков симптомов неправильной работы переключения передач рекомендуется, не откладывая провести диагностику коробки передач, после чего-либо отрегулировать, либо заменить кулису.
Это вызвано тем, что в момент движения ручка переключения может «внезапно» перестать выполнять свои обязанности (переломиться, заклинить, выскочить из соединения и пр.), что может привести к непредсказуемым последствиям.
По теме:
Почему вылетают скорости на МКПП?
Почему не включаются передачи?
avtoexperts.ru
Чтобы соразмерить два типа вращения и управлять ими, в автомобиле есть коробка переключения передач – механизм, состоящий из системы рычагов и шестерёнок, которые передают дифференциальный крутящий момент на валы.
Переключение передач (как механическое, так и автоматическое) производится с помощью всем известного рычага, расположенного между водительским и передним пассажирским сиденьями. Но мало кто из нас задумывается, как плавное (или не очень) движение нашей правой руки заставляет колёса крутиться быстрее или медленнее.
Для передачи нашего лёгкого усилия используется кулиса коробки передач, представляющая собой рычаг или систему рычагов, передающих нашу команду валам. Кулиса КПП есть у всех без исключения автомобилей с “механикой” и у части авто с “автоматом”. Роботизированные и вариаторные коробки передают команду в виде электронных импульсов напрямую.
Кулиса в автомобиле – скрытый механизм, расположенный либо под полом салона, либо вообще ближе к карданному валу. Из-за того, что воочию то, как работает кулиса КПП, никто не видит, этот узел так и прозвали. Как известно, в театре кулисой называется боковая декорация, за которой прячутся артисты перед выходом на сцену.
В ряде случаев кулисой не совсем верно называют весь многорычажный механизм – начиная от ручки в салоне. Тут происходит определённая подмена части и целого. Однако для большей ясности перечислим все составляющие этой механической цепочки.
Итак, расширенное понимание механизма под названием кулиса в автомобиля включает в себя:
• Рычаг переключения передач;
• Тяга выбора передач;
• Палец вилки механизма выбора;
• Устройство фиксатора пальца;
• Сальник вилки кулисы;
• Вилка кулисы КПП.
Подробнее устройство кулисы можно посмотреть на схеме.
Кулиса КПП выполняет команды водителя по нескольку десятков, а иногда и сотен раз в день. Несмотря на то, что все её детали сделаны из самой прочной стали и хорошо смазаны, в местах соединения неизбежно происходит истирание металла. Этот процесс усугубляется ещё и тем, что кулиса КПП не защищена герметично от внешних воздействий. Снизу, а иногда и из салона в неё попадают вода, пыль и грязь. Они разбавляют машинное масло и засоряют его посторонними частицами.
В результате примерно через 100 тысяч километров пробега (у бюджетных автомобилей и раньше) водители авто с механической КПП начинают отмечать следующие симптомы, свидетельствующие о том, что кулису нужно менять:
• Появляется временный или постоянный люфт рычага переключения передач;
• Происходит спонтанное переключение на передачу, которая в данном положении ручки не предполагалась;
• Для переключения передачи нужно прикладывать дополнительное усилие;
• Становится невозможным или проблематичным провести регулировку коробки передач.
Все эти явления не появляются внезапно, они нарастают постепенно, делая езду всё более некомфортной, а на большой скорости даже небезопасной. Кулиса коробки передач даёт понять водителю, что механизм надо менять. При этом трудно определить, какие детали и сочленения изношены в большей, а какие в меньшей степени.
Кулису КПП следует заменить целиком и, если вы не профессиональный автомеханик, то делать это нужно в качественном автосервисе. Последнее ещё более актуально при замене кулисы автоматической коробки передач.
Поделитесь информацией с друзьями:
shokavto.ru
Кулиса КПП – так обычно в простонародье называют такую важную деталь автомобиля, как тяга привода управления коробки передач. Без данного элемента невозможна правильная работа транспортного средства. И потому, если кулиса КПП ломается, её нужно чинить в срочном порядке, иначе это может повлечь за собой такие неприятные последствия, как выход из строя диска сцепления.
Стоит отметить, что при замене или же ремонте тяги привода рычаг передач обычно становится не в своё положение. Собственно говоря, из-за этого передача и не включается, в особенности первая, задняя и вторая. Ещё следует отметить, что кулиса КПП иногда неправильно настроена. Из-за этого она начинает хрустеть. И чтобы избавиться от этих недостатков, следует немного поработать с “кулисой”, а точнее, отрегулировать её. Стоит отметить, что у кого стоит новая коробка – тому повезло, поскольку там имеется тросовое переключение скоростей. А это значит, что кулиса КПП не нуждается в регулировке. Но, тем не менее, определённую работу проделать придется.
Итак, для начала нужно включить заднюю передачу. После этого ослабляется хомут и ставится рычаг передач в салоне – не суть важно, как именно. Затем хомут нужно затянуть, после чего проверить включение. Собственно говоря – это почти всё. Последнее, что надо сделать – выполнить проверку включения всех передач. В том случае, если передачи неточно включаются или же свободный ход рычага стал больше, нужно обратить внимание на втулки оси привода рычага или его непосредственно. То же самое может быть, если рычаг вибрирует, когда автомобиль находится в движении. Он должен без заеданий и свободно проворачиваться в так называемом шаровом шарнире. Иначе надо выполнить замену рычага и втулки тяг.
Для выполнения этой работы надо иметь при себе отвертку с плоским лезвием и два ключа “на 12”. Итак, первое, что нужно сделать – отвернуть гайку болта крепления, после чего извлечь болт. Затем из проушины рычага надо изъять пластмассовые втулки и, как уже говорилось ранее, если они изношены или тем более сломаны – их надо заменить. Потом с рычага снимается ручка. Следом нужно отвернуть гайку крепления кулисы КПП и снять шайбу, а также реактивную тягу. Потом гайку болта крепления данного рычага надо также отвернуть и вынуть болт. Затем буфер рычага кронштейна извлекается, а буфер снимается с оси рычага. Но это ещё не всё. Затем надо снять с оси рычага пластмассовую втулку и фиксирующую пластину болта, после чего его же нужно вывернуть и снять тягу с проушины. Потом из неё извлекаются те же втулки. Рычаг переключения передач снять нужно лишь после того, как он будет выведен вниз. После фиксирующая пружина поддевается, и он извлекается из кронштейна. Резиновые и пластмассовые втулки надо снять с рычага. Следует внимательно осмотреть их и шайбы. В том случае, если на них имеются следы износа, надо их заменить. И последнее – тяги привода и рычаг надо установить в обратном порядке. На этом замену можно считать завершённой.
Стоит отметить, что совсем не важно, какая именно стоит тяга привода: кулиса КПП ВАЗ или какого-либо другого автомобиля. В любом случае следует вырезать элементы из системы выпуска отработавших газов и разобрать её. Так, по крайней мере, рекомендуют заводы-изготовители. Собственно процесс замены следует выполнять либо на подъемнике, либо на смотровой канаве. И, самое главное, если при движении транспортного средства чувствуется, как вибрирует рычаг, надо не задумываясь заменить две пластмассовые втулки, которые находятся в нижней головке. А саму тягу устанавливать желательно в соответствии со всеми метками, нанесёнными перед снятием.
fb.ru
Собственно говоря, «кулиса» — это не совсем правильное название, в профессиональной литературе ее называют тягой для привода управления КПП. Некоторые начинающие водители, не слишком внимательно изучавшие в автошколе строение автомобиля, называют кулисой сам рычаг, которым переключают скорости и который расположен в промежутке между сиденьями водителя и пассажира. Об этом можно даже прочесть в интернете на не слишком профессиональных сайтах.
На самом деле кулиса – это даже не деталь, а целый конструкционный узел, состоящий из нескольких компонентов, который предназначается для соединения рычага, переключающего скорости, со штоком, заведенным непосредственно на коробку передач. Он располагается под полом салона автомашины, иногда – даже под днищем, неподалеку от карданного вала.
Ресурс прочности кулисы, определяемый производителями, весьма высок и достигает для некоторых моделей сотни тысяч километров пробега. Тем не менее, в перечне поломок трансмиссионного узла износ кулисы занимает отнюдь не последнее место. Если не обращать внимания на ухудшение эксплуатационных качеств кулисы, вскоре могут начаться проблемы с управляемостью машины.
Причинами ускоренного износа, как правило, выступают внешние факторы – попавшая в механизм дорожная грязь или пыль, вода и вызванная высокой влажностью коррозия, а также несвоевременная смазка движущихся элементов кулисы. Как видим, недостаток ухода и технического обслуживания пагубно сказывается даже на столь несложных элементах конструкции, как обычная кулиса.
Прежде всего, следует знать, что кулиса в разных моделях и марках автомашин может быть устроена по-разному, так как каждое предприятие разрабатывает собственную компоновку и собственную конструкцию многих элементов, в том числе и МКПП. Все же общий принцип действия у всех кулис примерно одинаков, и ознакомившись с устройством одной кулисы, несложно понять, как работает другая, на другой модели авто.
Кулиса в любой автомашине обычно состоит из:
Условно можно причислить к деталям кулисы тросик, пружинку и корпус. Все эти детали, соединенные в единый механизм, позволяют переключать передачи в КПП, управляя этим процессом из салона посредством рычага. Передачи переключаются строго в регламентированных положениях, предусматриваемых конструкцией коробки передач.
Несмотря на то, что, по всеобщему мнению, кулиса является вполне надежной конструкцией и не требует частых ремонтов, все же время от времени поломки возникают и в ней. Особенно это касается автомобильных марок, известных своим невысоким качеством изготовления и сборки деталей. Впрочем, даже немецкий автопром, считающийся образцовым по качественному уровню производства автотехники, порой допускает наличие не слишком надежных кулис, особенно в старых моделях с высоким уровнем износа.
Как понять, что кулиса неисправна, и ее эксплуатация может привести к аварии? Признаки износа или поломки кулисы достаточно явственны. Тревожиться и спешить в автосервис нужно, если:
Возникновение люфта рычага поначалу не волнует многих водителей, поскольку этот дефект не влияет на функционирование автомашины. Довольно высокие цены на обслуживание в автосервисах служат «аргументом» в пользу продолжения езды с неисправной кулисой: раз машина ездит и остается управляемой, зачем тратить деньги на ее диагностику или ремонт?
Но с течением времени ситуация ухудшается, и в один далеко не прекрасный момент авто в сложной ситуации теряет управление и попадает в ДТП. Последствия могут быть разными, вплоть до самых тяжелых, когда ни машину, ни здоровье вернуть уже нельзя. Об этом всегда следует помнить и реагировать на малейшие неполадки в кулисе автомашины немедленным обращением в специализированный сервис mkpp-remont.ru в Москве либо выполнять регулировку кулисы своими силами.
Автомобильную кулису можно попытаться отрегулировать собственными силами. Нередко именно в кулисе заключается причина неполадок в работе коробки передач или сцепления, и после устранения дефекта состояние машины возвращается к норме.
Если же проблема не желает покидать ваш автомобиль, обратитесь в специализированный сервис – работающие там мастера обладают огромным опытом в устранении неисправностей автомобильной кулисы и МКПП в целом.
3 Появился шум в КПП hyundai? Специалисты автосервиса «МКПП ремонт» проведут диагностику и устранят поломку на вашем автомобиле с гарантией и в сжатые сроки.www.mkpp-remont.ru
Некоторые детали и механизмы автомобильной техники зачастую скрыты, и не всегда водители имеют представление о них и их предназначении. Одним из таких механизмов являются кулисы КПП. Эту часть механизма порой путают с самим рычагом передач. Она является сложным, состоящим из нескольких частей механизмом автомобильной техники.
Кулиса является сложным составным механизмом, предназначенным для передачи движения от рычага передач к штоку самой коробки. Судя по назначению, кулиса КПП должна быть выполнена из твердых материалов и иметь достаточно прочное крепление, чтобы избежать неисправности, так как это повлечет за собой выход автомобиля из строя.
Кулиса подвержена повреждениям, происходит это из-за отсутствия или малого количества смазочного материала. А также вред может принести попадание грязи и пыли либо механическое повреждение. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля необходимо постоянно следить за ее чистотой и исправным состоянием. При эксплуатации кулисы КПП стоит обратить внимание на некоторые факторы, при которых следует производить замену либо ремонт механизма:
При возникновении описанных выше признаков неисправности кулисы КПП необходимо обратиться к специалистам для их устранения.
Конструктивные особенности кулисы КПП постоянно меняются. Производители стараются улучшать устройство механизма, облегчить усилия, прилагаемые при переключении скоростей. Стремятся удешевить стоимость узла, применяя современные материалы и совершенствуя механизм.
Основными частями кулисы КПП являются такие элементы:
Причем не стоит забывать: в состав механизма кулисы входит трос, пружина возвратная, непосредственно сам корпус, а также рычаг кулисы КПП. Настроенная работа всех составляющих механизма обеспечивает правильное и бесперебойное функционирование коробки передач.
Зачастую неопытные и начинающие автолюбители при возникновении проблем с кулисами КПП, не разобравшись, стремятся полностью заменить механизм. Это большая ошибка, которой пользуются недобросовестные мастера в сервисных центрах, зарабатывая на этом хорошие деньги.
Очень часто помогает простая регулировка некоторых частей механизма кулисы КПП. При этом регулировка поможет только при рабочей кулисе, предварительно необходимо в этом убедиться. Для проведения регулировки кулисы КПП следует заехать на эстакаду, обеспечив доступ к нижней части автомобиля.
После нужно провести необходимые манипуляции, описаные в инструкциях по эксплуатации автомобильной техники:
Не стоит также забывать о профилактических мерах обслуживания кулисы — устранение грязи, посторонних предметов на элементах механизма, восполнение достаточного количества смазочного материала, но нельзя превышать необходимое количество.
Кулисы коробки передач предназначены для правильной передачи поступательного движения от рычага скоростей до штока коробки передач. Исправное состояние позволит бесперебойно работать автомобильной технике и не выведет ее из строя.
fb.ru