В последние годы становится весьма популярным возвращение к вере предков, повсеместно возникают славянские общины, которые практикуют языческие ритуалы и поклоняются древним богам. В связи с этим становится распространенным обряд «раскрещивание». Он позволяет отказаться от христианства и обратиться к иному вероисповеданию. Не всегда это будет язычество, в некоторых случаях человек становится буддистом или иудеем, например. В любом случае, этот ритуал вызывает много споров и вопросов вплоть до сомнений в самом его существовании и действенности. Давайте попробуем выяснить, существует ли обряд раскрещивания, и узнаем его особенности.
Согласно церковным канонам, христианин должен быть крещеным. Посредством этого ритуала он заключает завет с Богом и становится членом церкви, который должен соблюдать определенные правила и принимать активное участие в жизни общины. Причем многие священнослужители утверждают, что крещение, которое относится к категории церковных таинств, необходимо подкреплять другими таинствами. Для этого христианин должен посещать служения и регулярно наполняться благодатью Божьей.
Не будем описывать сам обряд крещения, думаем, он многим знаком. Но уточним, что его сутью является отречение от своей прежней жизни и возрождение в Боге. С этого мгновения христианину прощаются все его прежние грехи, и он становится чистым перед лицом Творца.
Для тех, кто разочаровался в христианстве и желает выйти из церкви раз и навсегда, был придуман обряд раскрещивания. Снятие христианского крещения предполагает освобождение от религиозных уз и возвращение к свободе выбора. В последние годы данной возможностью желают воспользоваться все большее количество людей, что говорит о депопуляризации христианства в целом.
Однако церковь практически никогда не берет в расчет обряд «раскрещивание», он считается выдумкой и всего лишь определенной последовательностью простейших действий. Давайте выясним официальную позицию священнослужителей по данному вопросу.
Когда мы говорим о христианстве, то должны как минимум учитывать позицию двух религиозных течений:
Как ни странно, но когда речь идет про обряд «раскрещивание», мнение священнослужителей обеих конфессий становится единым — нельзя посредством каких-либо действий отказаться от принятого крещения. Церковь высказывается о том, что человек может отречься от Бога и веры, но не имеет возможности вернуться в прошлую жизнь. Крещение как некая энергетическая печать всегда будет сопровождать бывшего христианина. Поэтому в случае изменения его решения он всегда сможет вернуться в лоно церкви. Для этого достаточно просто покаяться, а вот креститься заново не требуется.
Несмотря на подобное однозначное мнение церковных деятелей, многие хотят пройти обряд раскрещивания. Известны случаи, когда люди подавали судебные иски на католическую церковь с требованием вычеркнуть себя из списков крещеных. Вплоть до 2009 года в католичестве существовала практика формального отречения от церкви, которая включала в себя отправку специальной бумаги церковным деятелям со своим волеизъявлением. В случае его удовлетворения напротив графы, где ранее были указаны данные о крещении заявителя, ставилась пометка о его отказе от христианства. Но все же данный факт носил сугубо формальный характер.
Обряд раскрещивания у христиан обычно требуется в нескольких случаях. Их можно выделить в три категории:
В зависимости от того, насколько глубоко была связана личность с христианством, меняется обряд «раскрещивание». Он условно подразделяется на простой и сложный.
Мы уже уточнили, что от силы веры будет зависеть обряд. Мы можем выделить два типа бывших христиан:
Первый тип мог быть крещен в детстве или уже в более позднее время, но никогда особо не интересовался церковными традициями. Такие люди обычно носят крестик и отмечают Пасху, но практически не бывают в церкви и не соблюдают посты.
К сознательному типу относятся те, кто действительно интересовался религией. Подобные крещеные христиане охотно посещают церковь, соблюдают все правила и изучают специальную литературу. Но в какой-то момент испытывают разочарование в христианстве или не находят того, что искали.
Человек, который желает вернуться к вере предков или перейти в какую-либо иную религиозную конфессию, должен отойти от христианства. Сделать это довольно непросто, ведь потребуется серьезная работа над собой и отречение от прежней веры на трех различных уровнях:
Обряды раскрещивания отличаются друг от друга. Самый простой ритуал проводят атеисты. Он обычно имеет шуточную форму, когда вокруг отрекающегося собирается группа единомышленников, и он во всеуслышание заявляет об отказе от христианской религии и обещает больше никогда не приближаться к церкви.
Это действие никак не меняет жизнь человека и носит психологический характер. Поэтому обряд не имеет никаких правил, а текст придумывает сам человек.
Если вы решились поменять веру и стать, к примеру, иудеем, то вам стоит обращаться к раввину. Именно он примет решение о том, каким образом приобщить вас к новой религии. Конечно, нельзя утверждать, что существует некий ярко выраженный обряд раскрещивания. Но каждый священнослужитель сумеет провести ряд манипуляций, которые снимут с вас энергетическую печать христианства и позволят считать себя членом иной религиозной общины.
Обряд раскрещивания и имянаречения используется славянскими жрецами. Он позволяет освободиться от рабских уз чуждой для славян религии и вернуться к своим исконным богам, которые будут помогать и вдохновлять вновь обретенного члена общины. Прежде чем выяснять его подробности и искать место, где провести обряд на раскрещивание, стоит решить, каким образом вы будете его проводить.
Мы уже упоминали, что человек, который не был слишком крепко связан с церковью, может провести обряд самостоятельно. Но в случае, когда вы не уверены в своих силах, стоит обратиться к жрецам и общине. Тогда обряд будет выполнен по всем правилам, а участие в нем многих людей придаст ему особую силу. К тому же пройти ритуал имянаречения самостоятельно нельзя, он относится к неким таинствам, которые совершаются только среди посвященных. Поэтому вам в любом случае придется обратиться к родноверам (людям, вернувшимся к вере предков), чтобы закончить свой обряд отказа о христианства. Имейте в виду, что без нового имени ритуал не имеет никакого смысла.
Совершать обряд лучше на природе, в этом случае вас будет подпитывать сила всех стихий. Но так как вам понадобится емкость с водой, то осуществить задуманное можно только на собственном приусадебном участке. Перед обрядом приобретите острую иглу и заполните емкость водой. Учтите, что вам потребуется погрузиться в воду с головой.
Обряд лучше всего проводить ранним утром и на голодный желудок. Точных слов, которые должны снять крещение, не придумано. Но в ритуале главными являются действия и ваши мысли. Поэтому будьте крайне сосредоточены и не позволяйте проникнуть в ваш разум посторонним мыслям. Перед началом обряда необходимо отречься от христианства посредством произнесения вслух в произвольной форме придуманных вами слов. Затем нужно проколоть палец иглой и капнуть кровь в воду, до погружения вы должны воззвать к крови предков и заявить о том, что вода смывает с вас крещение и возвращает душу к вере предков и под их защиту. Окунаться в воду нужно с головой и задержаться в таком состоянии приблизительно на двадцать секунд. После выныривания вы должны восславить всех славянских богов и попросить защиты у Рода.
Обратившись к родноверам, вы доверите раскрещивание специальным людям — жрецам. Такой обряд будет более правильным и эффективным. Место, где пройти обряд раскрещивания, определит сам жрец, и в процессе будет присутствовать вся община.
Все славянские ритуалы проводятся на природе, где устраивается алтарь. Лучше всего, если рядом находится водоем. Для обряда вам понадобится крестильная рубаха и крестик, если рубашка не сохранилась, то взамен можно взять любую другую.
Человек должен во время обряда держать рубаху в руках и находиться внутри очерченного ножом круга возле жертвенника. Перед обрядом жрец спрашивает человека о серьезности его намерений и на каждый вопрос необходимо ответить утвердительно. Далее жрец с помощью ритуально ножа выполняет ряд манипуляций:
Далее человек посвящается природным стихиям. Против часовой стрелки его обносят огнем, водой, крупой и дуют, чтобы создать ветерок. Это считается последним этапом очищения.
После проведенных манипуляций человека необходимо приобщить к богам предков. С этой целью над его головой кладутся две правые ладони жрецов и при вращении посолонь (против часовой стрелки) девять раз взывают к Роду. На этом обряд раскрещивания считается совершенным.
Это действие является таинством, поэтому проводится оно, в отличие от раскрещивания, только в присутствии жрецов. Свое новое имя нельзя выбрать, его дают служителям культа боги. Обычно это происходит на третий, девятый или сороковой день после раскрещивания. Причем новых имен человек обретает два. Одно из них будет тем, под которым его узнают члены общины. А вот второе является тайным, кроме жрецов и богов его никому нельзя раскрывать. Во время данного ритуала нарекаемый входит в воду абсолютно обнаженным, и на ухо под плеск воды ему сообщаются новые имена.
Интересно, что никто никогда не знает, на какой именно день получит свое новое имя. Считается, что все зависит от того, насколько результативно прошел процесс раскрещивания. В случае, когда человек обладает очень мощной природной энергетикой, имянаречение проходит сложнее всего. Ведь в новом имени должны отразиться все характеристики личности, а это очень непросто.
Каждый человек имеет право выбора, а особенно когда дело касается вероисповедания. Но многие люди боятся наказания за обряд раскрещивания, хотя практически все родноверы утверждают, что под защитой древних богов человеку нечего бояться и беспокоиться. Никто не знает, так ли это. Но ведь и право выбора у человека отобрать невозможно.
fb.ru
Я стал агностиком. Агностик — это тот, кто чётко знает, что некоторые вещи он не знает, и узнать не может — нет такой возможности.
Я не верю ни в какую из нынешних религий — но это не значит, что у меня нет никаких убеждений и нравственных принципов. Из невозможности что-то достоверно знать никак не следует возможность делать всё, что в голову взбредёт. Есть и должны быть поступки, которые совершенно неприемлемы.
В частности, я категорически не приемлю лицемерия, теплохладности, идеологического обмана, притворной веры, самообмана, а также легкомысленного отношения к важнейшим мировоззренческим вопросам! Не хочу и не могу быть «типа православным вроде бы верующим», не допускаю мысли о том, чтобы «поверить на всякий случай» или «как все» (все — это кто?). Кому-то это может показаться наивным при нынешней жизни… но как для действительно верующих христиан важно публичное исповедания веры и недопустимо словесное отречение от неё даже под угрозой смерти — почти так же и для меня важно открытое исповедание моих убеждений. А уж если за это реально не грозит ни смерть, ни тюрьма, ни пытки, ни избиение семьи — то, тем более, врать о своих убеждениях недопустимо. Хоть ради каких-то мирских благ, хоть под угрозой меньших бед (вроде насмешек окружающих или увольнения с работы). Это будет предательством себя в первую очередь, и без последствий не пройдёт, как ни обманывайся.
Всё бы ничего… да вот только я был насильно крещён, и против воли моей сделан православным христианином, хотя в эту веру никогда полностью не верил. И что теперь с этим делать, как от избавиться от крещения или хотя бы от его последствий? Этот вопрос мучил меня многие годы.
Усугубилось дело тем, что я был крещён не младенцем, который даже не помнит этого, а уже подростком, в сознательном возрасте. Что с этим делать, как от крещённости избавиться? Я долго искал ответ на этот вопрос. Подробности, если кому интересно, — дальше. Общий вывод таков: крещение нельзя отменить или снять, но можно выйти из церкви — свободно, по заявлению — и перестать быть православным христианином. Наибольшее, что я в силах сделать теперь — не просто на словах отказаться от религии и от церкви, но написать открытое письмо-заявление о выходе из РПЦ МП. Что я и сделал.
Митрополиту Ростовскому
и Новочеркасскому Меркурию
Ростовское епархиальное управление
ул. Станиславского, 58,
г. Ростов-на-Дону, 344002 Россия
от насильно крещённого гражданина
Румега Александр Юрьевича
а/я 5132, г. Ростов-на-Дону,
344015 Россия
Я, Александр Юрьевич Румега, родившийся в 1978 году в городе Ростове-на-Дону, в соответствии с частью 2 статьи 30 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение (в том числе религиозную организацию) или пребыванию в нём —
прошу исключить меня из членов религиозной организации — Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и отлучить меня от Церкви (признать отпавшим от Церкви), либо признать, что я не являюсь, и не являлся, членом данной религиозной организации.
Также убедительно прошу не совершать надо мной никаких религиозных обрядов ни при жизни, ни после смерти, а также удалить, отменить или аннулировать все церковные записи и документы обо мне, как о православном христианине (при наличии таких записей или документов).
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О погребении и похоронном деле», выражая моё волеизъявление о достойном отношении к моему телу после смерти, и в соответствии с правилом, согласно которому не допускается отпевание тех, кто на момент смерти не был православным христианином —
особо прошу не совершать посмертно над моим телом отпевания (панихиды), иных религиозных обрядов и церемоний, и не использовать никакую религиозную символику при оформлении гроба и места захоронения, а также разъяснить тем людям, которым в будущем доведётся заниматься похоронами моего тела, недопустимость совершения таких молебнов, обрядов и церемоний, использования религиозной символики, вопреки воле неправославного умершего.
Обряд Крещения был совершён надо мной в первой половине 1990‑х годов в городе Ростове-на-Дону, против моей воли, и не во младенчестве, а уже в подростковом сознательном возрасте, священнослужителем РПЦ МП, который не спросил меня, хочу ли я этого, верую ли я в Бога вообще, но сделал всё по договорённости с моими родителями, чем нанёс мне серьёзную психологическую травму. Я же тогда испугался наказания со стороны отца, и не посмел заявить священнику о том, что я не верю в эту религию и не хочу креститься. Это, на мой взгляд, является нарушением пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым никто не может подвергаться принуждению к участию в религиозных обрядах и церемониях, а также запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения вопреки их воле.
В дальнейшем мои убеждения неоднократно менялись, но я никогда не принимал полностью и не исповедовал христианскую религию; ни разу не принял Причастия и не верил в истинность каждого слова Библии. Воцерковления не произошло и, по-видимому, уже не произойдёт. Не желаю иметь никакого, даже формального, отношения ни к какой церкви или иному религиозному объединению.
В соответствии с вышесказанным прошу признать Крещение, совершённое надо мной вопреки моей воле, недействительным с момента совершения, не вступившим в силу, не имеющим смысла и значения или не совершившимся, либо отменить его, яко не бывшее. Если такое сделать невозможно, прошу признать, что Крещение, совершённое подобным насильственным образом над неверующим человеком, не имеет, и не будет иметь, никаких физических и духовных последствий.
В настоящее время я не исповедую никакую религию, являюсь агностиком и не намерен менять свои убеждения. Прошу не вступать со мной в дискуссию, не пытаться переубедить меня и обратить в религию — это будет пустой тратой времени, потому что я свой выбор уже сделал, и принял окончательное решение.
Я уважаю мировоззренческий выбор других людей, и прошу уважать мой мировоззренческий выбор.
Поэтому в ответе на настоящее заявление надеюсь увидеть официальное подтверждение того, что я не являюсь членом Церкви, и что Крещение, насильно совершённое надо мной, не имеет значения и последствий, и не накладывает на меня каких-либо ограничений, обязательств или условий. Если необходимо провозгласить проклятие (анафему) мне — провозглашайте, я этого не боюсь.
Настоящее заявление составлено в двух подлинных экземплярах, один из которых направляется в Ростовское епархиальное управление Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), а второй остаётся у заявителя. Электронная копия заявления размещена в сети «Интернет» по адресу http://alexander.rumega.name/articles/ex.htm и доступна неограниченному кругу лиц.
С уважением,
______________ /А. Ю. Румега/
г. Ростов-на-Дону
10 января 2015 года
Поскольку личное общение с церковниками мне совсем не в радость, и лишний раз не хотелось бы этого — направлю заявление заказным письмом с уведомлением о вручении. И выложу сканы документов на своём авторском сайте. Это будет более официальное и более громогласное отделение меня от той церкви, вероучения которой я не принимаю и не принимал, но к которой меня насильно приобщили.
Уведомление о врученииВ ответ мне пришло только уведомление о вручении. Но уже не столь важно, что епархия ответит на моё открытое письмо, и ответит ли. Сам факт подачи мною такого заявления подтверждает мой безусловный выход из РПЦ МП, и мой окончательный отказ от религии в пользу агностицизма. Буду рад, если кто-то другой, тяготящийся насильственным крещением, найдёт такой же или подобный выход для себя.
Надеюсь, мой опыт кому-то в чём-то поможет, а кого-то от чего-то обережёт.
Далее — философские подробности
Не пытайтесь переубедить меня и вернуть к религиозной вере. Вы только зря потратите Ваше и моё время, если будете делать так. У меня на этот счёт уже давно всё перемолото, всё перемыслено, решение принято окончательно. Я много лет терзался страшными внутренними конфликтами и неразрешимыми сомнениями. И понял, что так долго не выдержу. Нужно что-то выбирать… даже если для этого выбора нет никаких научных обоснований, и никакого объективного критерия. А с религией да идеологией это так.
Никто до сих пор не смог научно доказать, что Бог есть. Тем более никто не доказал, что Бога нет. Наличие, как и отсутствие, какой-либо жизни после смерти физического тела — аналогично не доказано, не опровергнуто, не проверяемо физическим экспериментом. Те опыты в этом направлении, что вроде бы были — можно объяснить и так, и иначе. Это могли быть фальсификации, совпадения, внушения, галлюцинации, воздействие на мозг со стороны тех или иных гипотетических существ. В лучшем случае — это доказывает, что существует «нечто», не объяснимое современной наукой. А вот что есть это «нечто», и какое оно — объективно выявить уже совершенно невозможно. И потому — невозможно научным путём проверить, какая из религий истинная, и есть ли вообще такая, или они все лгут.
А ведь это же самые фундаментальные вопросы. Не получив достоверного, научно доказанного ответа на них, бессмысленно искать подтверждения другим положениям той или иной религии.
Итак, что я достоверно знаю по этой теме? Не верю, не полаю, не чувствую — а именно достоверно знаю? Только то, что ничего точно не знаю, и узнать никак не могу.
Потому я стал не религиозным верующим, но и не атеистом-материалистом. И не безразличным ко всему нигилистом. Я стал агностиком. Агностик — это как раз тот, кто чётко знает, что некоторые вещи он не знает, и узнать не может — нет такой возможности.
Как выше было сказано, крещён я был не младенцем, который даже не помнит этого, а уже подростком, в сознательном возрасте. Я посмел только один раз сказать родителям, что креститься не хочу, что в эту религию не верю, и даже сказал: «не дам подействовать на меня потусторонним силам и демонам Средневековья». Не помогло. Отец сказал что-то вроде «тысячу лет назад Русь была крещена, а ты что, будешь некрестом ходить?» — и я больше не посмел возражать. Когда в квартиру пришёл священник, у меня была мысль задать ему вопрос: «А Вы крестите людей насильно?» — может, он объяснит родителям, что так нельзя? Но я не осмелился… уж не знаю, чего больше боялся: что отец «озвереет» и как люди уйдут — жестоко изобьёт меня, то ли ещё чего… но промолчал и покорно принял обряд.
Меня в воду целиком не окунали и даже голову не обливали. Только руки по локоть в тазик с водой опускал, да священник на меня побрызгал. Кстати, с точки зрения ряда христиан, такое крещение неправильно, и это потом дало мне некоторую надежду — может, на самом деле оно не совершилось или не подействовало, и я зря так переживаю?..
Хоть я уже был вполне сознательным (в том числе в отношении религии), обеты за меня давали крёстные. Священник им ещё объяснял, когда что говорить: «Я скажу: „Отрицаетеся духов Сатаны?“ — Вы отвечаете: „Отрицаюся!“; „Веруете в Господа нашего Иисуса Христа“ — Вы отвечаете: „Верую!“». Крёстные говорили вслух «Верую!», а я одновременно с ними, но шёпотом: «Не верую!».
Крёстные потом меня особо не наставляли. К счастью, не пытались привить мне веру во Христа с помощью побоев и насилия, как я почему-то боялся. Да и вообще со мной общались мало, в основном только на праздники к нам приходили, или мы к ним. Как и раньше. Словно никакого крещения и не было. Не знаю, чем оно было для них: формальностью? обрядом в дань традиции, чтоб было «как у всех»? особым праздничным ритуалом? защитным амулетом? чем-то ещё? Не знаю… но для меня такое крещение стало психотравмой, насилием над свободой воли и привело к многолетнему внутреннему конфликту. Но только не к христианской вере. В нескольких храмах и монастырях РПЦ я всё-таки побывал. Когда с туристической экскурсией заходил, когда сам из любопытства и «неясных мистических желаний». Только один раз выстоял всю службу от начала до конца. Не причастился ни разу. И теперь уже вряд ли…
Помню ещё: у священника тетрадка была, где молитвы были записаны. Врезалась в помять одна строчка: «Господи помилуй (96 раз)». Девяносто шесть раз!.. Зачем это?! Создатель Вселенной считает, сколько раз его просили о милости? Зачем Ему это? Богу удовольствие доставляет, когда человек сто раз униженно просит? Как не понимал и не принимал я этого тогда — так же и теперь. Да уже и не нужно — всё равно не уверую, не приму никакую религию.
Сразу после крещения я не стал себя хуже чувствовать, может, даже стало немного лучше. Мама говорила, что я кашлял, и перестал. Потом — всё как обычно. Но уже через несколько месяцев всё чаще приходила в голову мысль: «я ведь теперь принудительно православный, мне сделано какое-то воздействие на мозг, на подсознание, это всё не просто так». Потом, когда я что-то читал о религии, особенно про чудеса и внезапное раскаяние и обращение грешников — мои подозрения на зомбирование всё усиливались и усиливались. Ну не могут миллионы людей так просто поверить в такие религиозные сказки, не могли они это принять добровольно и осознанно! Как хотите — не могли. Тут без какого-то воздействия на мозг, на подсознание, не знаю, на что там ещё — не обошлось.
А не является ли крещение наведением порчи замедленного действия, которая должна включиться в тот момент, когда крещёный человек вздумает принимать другую веру или отказаться от религии вообще? И тогда «отступник» начинает всё больше страдать: вначале мучается душевно, затем — физически заболевает, затем болеет ещё тяжелее. И так до тех пор, пока не станет на колени каяться, либо не сдохнет. Дерзкий, не желающий приходить ко Христу добровольно — будет сломлен нарастающей пыткой, и всё равно приведён ко Христу, неважно, хочет того или нет, потому что тут — святая Россия, православная земля, и от этого никуда не деться… Теперь я понимаю, что это, в общем-то, чушь — хоть с православной точки зрения, хоть с рациональной. Но тогда такие ужастики серьёзно терзали меня.
И как теперь от этого избавиться? Как раскреститься? Как отменить, уничтожить, стереть это насильственное крещение, или избавиться от его незримых последствий? Я многие годы не мог найти ответа на этот вопрос. Снял крестик, не носил его больше — не полегчало. Написал и подписал (сам в полном одиночестве) «Духовный документ» — бумагу со словами: «отрекаюсь от Православного Крещения, совершенного по глупости и чужому настоянию… прекращаю в одностороннем порядке членство в Русской Православной Церкви (РПЦ)… предпочитаю непосещение культовых объектов РПЦ их посещению для религиозных целей…». Полегчало ненадолго. Говорил близким и другим людям, что не верю в эту религию, что у меня другие убеждения, что от крещения отрекаюсь и в церковь ходить больше не буду. Меня выслушали с пониманием, ничего не изменилось.
Несколько лет прошло — нашёл крестильный крест свой, который давно уже не надевал, в спичечной коробке… что с ним было делать? Прямо в этой коробке, как в гробу, понёс и захоронил в лесополосе, закопал в землю. Символически похоронил раба Божия Александра — крещёную псевдоличность, навязанную мне, внедрённую в мою личность (так я тогда это воспринимал — но может быть, так мне только показалось). И помянул этого псевдо-Александра на третий, девятый и сороковой день после предания земле насильного креста. Облегчение длилось около трёх месяцев, потом внутренние терзания возобновились.
Стал искать в Интернете ответ на свой вопрос. Тогда (в 2007 году) ничего толком не находилось. Под другим именем задал его священнику на кураевском форуме (под настоящим именем не решился тогда, всё боялся чего-то). Вот от полученного ответа мне тогда стало легче — намного и надолго. Оказалось, что крещение, совершённое насильно и без веры — недействительно с момента совершения! Оно просто не вступило в силу. Потому что, как мне там написали, крещение — это только «одежда для истины, которую разделяют двое — священник и крещаемый. А если хоть один из них не разделяет — крещение не совершается». Так что всё будет так же, как если бы я был некрещёный. За одним лишь исключением: если я всё-таки когда-нибудь в этой жизни захочу стать православным христианином — повторно крестить меня не станут, потому что вступит в силу то крещение, что когда-то было совершено. Но этого может и не произойти.
После этого сообщения на форуме мне стало легче надолго. Можно было бы закрывать эту тему окончательно, но… всё-таки хотелось чего-то большего, чем просто сообщений на форуме в Интернете. И ещё помочь другим насильно крещёным людям с такой же проблемой. Как оказалось, я такой не один. В том же Инете ещё нашлись — например, на debaptism.ru.
Вот я и решил написать открытое заявление в епархию на имя епископа — о моём выходе из РПЦ МП.
Эту проблему можно рассматрив
alexander.rumega.name
Так или иначе, но случилось так, что мы живём в то время, когда христианская идеология, пудрившая мозги нашим соотечественникам уже не одну сотню лет, дала трещину. Сейчас, вволю налюбовавшись христианством, всё большее количество русских людей приходят к вере своих предков. После аскетически серого христианства язычество поражает буйством красок, пленяет и завораживает душу русского человека. Современная действительность разрывает человека на кусочки, но когда он приходит к вере предков, всё резко меняется. Человек начинает возвращаться к своим корням, чувствовать Природу, Землю-матушку, начинает жить в гармонии с самим собой. Если человек стал язычником, ни одна чуждая Русскому Духу религия не сможет сделать из него своего слугу. Человек перестаёт быть «рабом божьим», а становится внуком Даждьбоговым. Но не всё так просто.
Когда человек ощущает в себе духовный вакуум, он ищет способ его чем-то заполнить. Если человек по природе язычник, и каким-то образом он умудрился выйти на языческую общину, почувствовать что пришёл туда, куда надо, то можно считать, что такому человеку очень крупно повезло. Но очень часто происходит так, что человек, стремясь к своим корням, приходит к православному христианству. Если человек привык прислушиваться к себе, и не привык воспринимать на веру всякую ахинею, то в христианстве он надолго не задержится. Хотя, к сожалению, очень многим промывают мозги так, что человек просто превращается в зомби.
Допустим, что человек, какое-то время, побыв христианином, решил от него отказаться и стать язычником. Что же нужно сделать для того, чтобы то, что было раньше, не мешало и не держало человека на его пути к Прави? Об этом и написана эта статья.
Люди, которые приходят к вере предков после христианства, как правило, делятся на два типа. Первый – человек крещёный, но не соблюдающий строго церковных правил, проявления веры для которого сводятся к ношению крестика и поеданию кулича на Пасху. Второй – человек сознательно пытавшийся вникнуть в христианство, глубоко им интересовавшийся, ходивший в церковь, соблюдавший посты и принимавший участие в церковных таинствах. Людям, которые всё-таки решили уйти из церкви и начать славить своих родных Богов, необходимо пройти специальный обряд – раскрещивание. Если человек вернулся к вере своих предков, ему нужно отойти от христианства, причём сделать это необходимо на трёх уровнях: физическом, интеллектуальном и энергетическом.
На физическом уровне это сделать очень просто. Надо перестать ходить в церковь, соблюдать церковные праздники, креститься, избавиться от христианской атрибутики и т.п. Если человек решился, то для него это не составит большого труда. Но самая серьёзная работа должна происходить на интеллектуальном уровне. От этого зависит то, как будет проходить непосредственно обряд. Необходимо всё тщательно обдумать и взвесить. Если у человека в голове каша, или он колеблется, то с обрядом лучше не торопиться. Как бы замечательно не был проведён обряд, если человек сознательно не порвал с христианством, то он не будет иметь никакой силы. Пока человек сам не поймёт, что крещение – это проклятие, раскрещивать бессмысленно. Поэтому, обряд необходимо проводить только тогда, когда человек на это полностью готов. Торопиться не надо. Человек должен иметь максимально полную информацию о том, от чего он отказывается, и должен знать, какую ужасную интеллектуальную болезнь являет собой христианство. Пока остановимся на этом, а про сам обряд расскажем немного позже.
Что же представляет собой крещение? Не будем разводить демагогию, а обратимся к брошюре «О таинстве крещения», выпущенной православным издательством «Благовест» в 2001 году:
« … И кто крестился, тот во Христе получил ту чудную одежду, которая покрывает в человеке всё низменное и постыдное». Прошу заметить, не избавляет, а покрывает.
«… человек естественно рождается грешником и виновным пред правосудием Божьим». Шедевр христианской логики! Человек только что родился – а уже грешен. Основная задача церкви – это пробудить в человеке чувство вины (хотя бы тем, что родился), заставить его молиться и каяться, и держать его в страхе. Если это удаётся – всё, человек становится «рабом Божьим» вливается в «стадо» Христовых баранов, и становится идеологически управляемым. К этому ещё прибавляется энергетическая зависимость, в которую ставится человек во время обряда крещения. А в процессе крещения прошу обратить внимание на некоторые слова, которые произносит священник во время обряда:
«… Да знаменается свет лица твоего на рабе твоём…»
«Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго духа…» и т.д.
Из вышесказанного можно сделать однозначный вывод, что главная цель крещения – заполучить очередного раба. Всё это также наглядно иллюстрируют цитаты из Нового Завета:
«… но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить ему».
(Откровение, гл. 22, ст. 3)
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились»?
(Послание Петра к римлянам, гл. 6, ст. 3)
Говорить на эту тему можно очень долго. Однако, сопричастность крещения с энергетикой смерти очевидна. В этой же брошюре написано, что «если надлежит крестить родившегося младенца, то над его матерью священник читает в сороковой день особую молитву». Полагаю, что вышесказанного вполне достаточно, чтобы захотеть от всей этой дряни избавиться.
Теперь мы разберём подробно обряд крещения и попробуем разобраться в том, что происходит с человеком на энергетическом уровне. Итак, крещение состоит из следующих действий:
1. Начало священнодействия. Оно включает в себя оглашение, отречение от дьявола и сочетание со Христом (набор определённых вопросов и ответов, и чтение символа веры). Все эти действия не имеет смысла описывать подробно. Кому это интересно, может прочесть соответствующую литературу.
2. Освящение воды: кисточкой с освящённым елеем священник освящает воду. Потом «… наступает очередь самого крещаемого. Священник говорит: «Помазуется раб Божий (имярек) елеем радования во имя Отца и Сына и Святаго Духа»». Помазываются лоб, грудь, уши, руки и ноги». При помазании лба и груди подготавливаются к закрытию (отключаются от природных сил) соответствующие энергетические центры (отвечающие за ясновидение и эмоции).
3. Крещение: «… священник погружает крещаемого в воду троекратно с произнесением слов: «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь»». Потом, после купели, надевается белая крестильная рубашка и крестик.
4. Миропомазание. Миро – специальный состав из ароматных масел, цветов и виноградного вина. Миропомазание совершается сразу после крещения, и человек получает «дары Святого Духа». Иначе эти дары называют (причём абсолютно справедливо) «печатями дара Святого Духа». С помощью миро (которым, кстати, мажут покойников) печати крестообразно накладываются на лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При каждом мазке священник говорит: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Печатями закрываются окончательно предыдущие два энергетических центра, и накладываются своеобразные «фильтры» на органы восприятия информации. Если человек крестился в сознательном возрасте, то вкупе с ментальной установкой, энергетически эти печати препятствуют правильному восприятию информации нежелательной для церкви.
5. Троекратное обхождение вокруг купели. Вслед за священником крёстные (или сам крестник, если он взрослый) идут вокруг купели противосолонь.
6. Чтение Апостола и Евангелия. Идёт чтение шестой главы послания апостола Павла римлянам и евангелие от Матфея глава 28, стихи 16-20.
7. Омовение. Священник губкой смывает миро (только физически, энергетически они остаются) для того, чтобы «предохранить его от осквернения» (вдруг ребёнок на ножки, помазанные миром, пописает).
8. Пострижение. Крестообразно выстригаются небольшие пряди «на затылке, у лба, с правой и левой стороны головы». Потом волосы закатывают в кусочек воска, и опускают его в купель. Таким образом, энергетический центр на затылке привязывается к христианскому эгрегору.
9. Воцерковление. Священник читает молитвы, потом «вводит (или вносит младенца) в храм и подносит к царским вратам, произнося: «Воцерковляется раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь; внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему. Посреди церкви воспоёт тебя». После этого, если воцерковляется женщина (девочка), она прикладывается к половинам царских врат, а «священник читает молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твоё, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» (комментарии излишни). Мужчины обводятся через алтарь (мальчики обносятся). После всего этого все присутствующие целуют мёртвогоХриста на кресте.
10.Заключение крестин. Все идут домой, и устраивается пьянка-гулянка.
Вот так происходит крещение. А теперь посмотрим, как от всего этого мерзкого мусора избавляться.
Этот обряд не является каноническим, и его исполнение зависит от конкретных людей. Самое главное, это уловить суть обряда и не обязательно следовать этому описанию во всех деталях, важно ухватить саму идею. Дальнейшее сделает сама Природа и ее Духи, а боги Руси помогут. Данный обряд практикуется в общине «Путь Прави».
Необходимо развести костёр (лучше всего это сделать перед обрядом, чтобы было куда кинуть рубашку и крестик) и очертить его кругом посолонь. Призвать Чура, принести требу через огонь нашим предкам — Славянским Богам. После этого разомкнуть круг и выйти из него. Поставить в круге рядом со входом чашу с напитком. Если у человека осталась крестильная рубашка или крестик перед раскрещиванием их нужно одеть. Если рубаха маленькая, то можно просто во время обряда держать её в руке. Если нет ни того, ни другого, можно просто одеть старую ненужную рубаху. Далее начинается раскрещивание.
Недалеко, в стороне от основного круга человек усаживается на колени. Тот, кто его раскрещивает, задаёт вопросы, а человек на них отвечает:
1. Отрекаешься ли ты от церкви? Отрекаюсь.
2.Отрекаешься ли ты от христианской троицы? Отрекаюсь.
3. И от Иеговы отрекаешься? Отрекаюсь.
4. И от Христа отрекаешься? Отрекаюсь.
5. И от святого духа отрекаешься? Отрекаюсь.
6. И от матери Христа отрекаешься? Отрекаюсь.
7. Не наложишь более на себя крест смерть несущий? Не нанесу.
8. Не встанешь более на колени пред богами заморскими? Не встану.
9. Твёрд ли ты в решении своём? Тверд.
После этого вокруг раскрещиваемого либо ножом, либо топором проводится по часовой стрелке круг. Круг замыкается и после этого начинается сам процесс, который должен проходить в определённой последовательности.
Сначала с помощью ножа или топора человеку обрубают связи с христианским эгрегором. Необходимо представить и почувствовать эти связи. Лучше всего их визуализировать как нити, верёвки или паутину прилепленные к человеку. Эти нити необходимо отрезать от человека ножом.
После того, как связи отрубили, необходимо открыть человеку «родничок» (энергетический центр на макушке головы). Правой рукой нужно залечить те места, с которых снимали волосы во время пострига (мысленно, посолонь через правую руку послать луч света на эти места). Потом от родничка «отрезается» ножом канал, которым он как пуповиной прикреплён к эгрегору.
Далее необходимо снять печати, которые накладываются на человека при крещении. Печати находятся на лбу, глазах, губах, ушах, груди, руках и ногах. Их необходимо снять с энергетического поля человека. Лучше это визуализировать так, как будто счищается кожура с яблока. Это действие лучше производить тоже ножом (топором неудобно).
Потом с человека сдирается с помощью ножа рубашка, и разрывается цепочка на крестике (если таковой имеется). Крест с рубахой бросаются в огонь. Когда рубаха начинает гореть, с помощью палки её вытащить из костра, отнести подальше и затоптать как следует.
Следующий шаг – снятие помазания с тела. Ножом снимается помазание со лба, груди, ушей, рук и ног. После этого раскрещивающий спрашивает:
«Отрёкся ли ты от Христа?» – Отрёкся.
«Готов ли предстать пред Природой родной и Богами родными?» – Готов.
Теперь, когда человек очищен, его нужно представить стихиям: огню, воздуху, воде, земле. Это происходит следующим образом: 1) Огонь. Берётся головня, обносится вокруг человека посолонь со словами: «Огонь-батюшка, прими его под своё покровительство и защиту и дай ему силу» 2) Земля. Берётся либо соль, либо крупа (гречка или пшено), идёт движение посолонь, и человек обсыпается со словами: «Земля-матушка, прими его под своё покровительство и защиту и дай ему силу» 3) Вода. То же самое. 4) Воздух. То же самое, только воздух на человека нагнетается руками. Можно подуть человеку в затылок.
Далее необходимо начать работу с языческим эгрегором. В этом должны участвовать (очень желательно) двое или более человек. Над макушкой головы раскрещиваемого ставятся правые ладони (одна над другой) и в процессе движения посолонь протяжно возглашается либо СВА, либо РОД (девять раз).
Размыкается круг, и человек готов принять имя. Лучше это сделать сразу. Имя должно означать либо внутреннюю сущность человека, либо то, к чему он стремится. Имя должно подбираться тщательно и обдуманно, так как имя ко многому обязывает. Если человек берёт имя «Лютобор», хотя за всю свою жизнь ни разу не проявил себя как воин, и не собирается воином становиться, это неправильно. Несерьёзный подход к принятию имени может серьёзно повредить человеку. И всегда лучше согласовать своё имя с членами общины или с волхвом.
Человек встаёт на входе в основной круг лицом к огню, позади него встают члены общины. Правые руки протягиваются в сторону нарекаемого, и ведущий обряд говорит: «Мы нарекаем тебя именем (имя)! Пусть Боги Русичей примут тебя под свою защиту и покровительство под именем (имя)! Да будет так»! Нарекаемый берёт чашу, подходит к костру, и представляется Богам сам. Просит их покровительства, просит их силу. Потом приносит в жертву своим Предкам (под покровительством которых он теперь находится) напиток, и немного выпивает сам. На выходе из круга община восклицает: «Слава (имя)! Слава Богам Русичей»! Обряд закончен. Пусть Ваша жизнь будет светлой и радостной, и удачи Вам на пути к Свету!
Писано верховодой Языческой общины «Путь Прави» Лихобором
для всех людей славянских.
23 июля 2001 года
Последнее обновление ( 02.07.2008 г. )
Знания → Заметки здравомыслящего человека
Культура и религия → Отличие и сходства христианства и языческой религии русских
Знания → Лызлов о казаках в книге «Скифская история»
Знания → Городскому язычнику
Знания → Многожёнство на Руси. Сколько жён может иметь русский?
nfor.org
Академик В.И.Вернадский. Дневники.
«Поклонение кресту, позорному орудию казни, отобрало христианству самых внутренне свободных людей».
Священник Александр Ельчанинов.
— На чем ты медитируешь, подруга светлых дней? Какую мантру дашь душе измученной моей? — поет Борис Гребенщиков. И множество людей в возрасте от пятнадцати до сорока понимают его: знают, что такое мантра, что значит медитировать.
Впрочем, речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и
знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике. О науке. О
спорте. О вещах очень или не очень далеких… Но что мы знаем о том, что всегда было и есть
РЯДОМ с нами? Что мы знаем о православии?
Мы (я буду говорить «мы», потому что православие не учит делить живых людей на своих и чужих, на спасенных и неспасенных, не ставит крещеного выше некрещеного; каждый может погибнуть, и каждый может обрести спасение) — мы жаждем свободы. Это главная ценность современной цивилизации — свобода. «Пусть мне ничего не навязывают, пусть мне покажут, и я сам стану выбирать все лучшее» — вот наш девиз.
Что же, пусть будет так. Но из чего выбирать и что выбрать? Если, например, выбор заключается в том, чтобы выбрать между Кока- и Пепси-колой, то это, согласитесь, не более чем профанация выбора. Или если наша свобода предполагается в пределах двух измерений, и никак не хочет учитывать третьего — то это свобода… ползать по плоскости. Наконец, если решая вопрос «как жить», мы заранее отказываемся рассматривать православный ответ как одну из серьезных альтернатив — то, значит, и выбор наш является менее свободным.
Какая же это свобода выбора, если у нас с вами знаний о вере отцов значительно меньше, чем о тибетской Шамбале?!
* * *
Кто-то из нас скажет: «Да знаем мы эту самую веру! Знаем мы эти свечки, иконы и поклоны, эти стращания адом за «грехи» и обещания райских кущ.
А все-таки — знаем ли? Помним ли?
Россия, начало 20-х годов. Один из тысяч эпизодов тогдашней действительности: на краю братской могилы выстроены сорок арестованных. Это сорок «церковников» -как их тогда называли — совершенно разных по возрасту и образованию людей.
Работник ВЧК приставляет к голове очередного «церковника» револьвер и спрашивает «Есть Бог? Если скажешь «нет» — мы тебя отпустим». И вот каждый из этих, в жизни своей очень разных людей, коротко отвечает: «Есть»…
Их расстреляли.
Но зачем они решили умереть? Допустим, все они примитивные, дремучие фанатики, верящие всяким «бредням». Но ведь почему-то из-за этих «бредней» безоружных и, по существу, ничем не способных помешать новой власти людей понадобилось арестовывать, допрашивать, охранять, держать в камерах, а потом расстреливать!
В то время обвиняли либо в «контрреволюционной деятельности» — за призыв сохранять личную веру в Бога и воспитывать в православии детей. Либо — «за сопротивление изъятию церковных ценностей».
С первым обвинением, как говорится, все ясно. А что касается второго… Многие ведь и сегодня считают священников и клириков просто хитрыми (или не очень хитрыми) приобретателями — типа отца Федора из «Двенадцати стульев». Такие люди, конечно же, есть среди тысяч церковников.
Но о.Федор, который кажется таким «типичным» батюшкой, вряд ли стал бы так упорствовать в богословском споре, если спор этот окончится не обретением стуле бриллиантами, а пулей в лоб!
Однако в сотнях, да теперь уже тысячах известных случаев мучительства и уничтожения священников и диаконов, просто верующих — все они оказались готовы погибнуть не за богатства, не за капиталы, а за свою веру.
Вот другой пример. Профессор Войно-Ясенецкий (с 20-х годов — архиепископ Лука), замечательный хирург, ученый и, одновременно, священнослужитель, был в 30-е годы арестован. Он выжил, вновь оперировал и даже удостоился Сталинской премии за книгу «Очерки гнойной хирургии». И тем не менее, и до, и после своих злоключений профессор упорно отказывался приступать к операции без молитвы и крестного знамения! И более того — упорно не желал выступать на научных коференциях и лекциях в мирской одежде! — Почему?
Хорошо ли мы понимаем причины, заставившие людей делать выбор в пользу православия?
* * *
Когда-то в древности жил (не у нас — в Сирии) христианин Авраамий. Он пошел проповедовать свою веру жителям одного языческого поселка — а они его избили и вывели вон. Авраамий лишь только чуть-чуть поправился — снова пошел в поселок, и его избили буквально до полусмерти и пообещали в следующий раз просто убить. Но прошло недолгое время, и старец опять был в поселке – хотел рассказать людям о своей вере или умереть от их рук…
И тогда язычники задумались: что же это за вера такая, что человек готов умереть ради возможности рассказать о ней? Решили выслушать Авраамия. Выслушали. Стали спрашивать еще и еще. Стали обдумывать каждое слово… и, наконец, приняли христианство.
У тех язычников были свои, собственные «боги», много «богов». Мы чем-то похожи на них. Наша свобода — это многобожие, поклонение сотне кумиров сразу. Нам нравится и Христос, и Будда, и Лев Толстой, и Маркс, и Ницше.
В нашем «пантеоне» много личностей и теорий, часто взаимоисключающих — ведь мы современные, образованные люди, мы смотрим на вещи широко. Но вот мы, знатоки философий и сторонники свободы выбора, вдруг отвергаем православие! Не потрудившись вникнуть в его суть, вопреки собственной же логике (ведь выбор наш из-за такого «вычеркивания» становится неполным).
Это же явный изъян нашей «свободы»! Мы читаем «навороченные» книги о культах Востока, продираемся сквозь тома Марксова «Капитала»,.. а прочесть жизнеописания святых (причем уже есть замечательные книги о подвижниках нынешнего, XX века!), открыть труды если не древних «отцов Церкви», то хотя бы наших современников: митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева, иеромонаха Серафима (Роуза) или по крайней мере, книги, специально написанные для всех священником Александром Менем — нам почему-то кажется «ненужным», «неважным», лишним…
И в храм войти нам помешает что или кто угодно, включая «злую старушку» — это поистине опаснейшее существо, перед которым меркнет жуткий образ современного рэкетира!
Ну давайте же, наконец, вдумаемся: разве особенность церковно-славянского языка, «красивости» духовной литературы, отсутствие навыка к восприятию иконы или, наконец, пресловутое раздражение на «злую старушку» — настолько серьезные причины, чтобы отказаться познать веру, которая говорит нам о смысле жизни и готова ответить на вечный и главный вопрос «зачем мы живем»?!
Или мы боимся получить ответ, который нас не устроит?.
Вероятно, так называемая православная христианская «миссия» действительно парадоксально слаба на нашей российской земле. Парадоксально — потому что сейчас «нашу» веру начинают узнавать, понимать и принимать англичане и американцы, укрепляются православные церкви в Японии, Индии(!), во многих африканских странах.
Возможно, церковные общины у нас здорово замкнулись. После целых эпох государственных гонений и запретов, и никак не подберут ключей к сердцу тех, кто о вере не знает.
Но создается впечатление, что главная причина отказа – все же не в этом, а в нас самих.
Православие либо сводят к форме (обрядам, одеждам, языку), либо искажают и отвергают самую суть веры, ничего толком еще не поняв (точно так же, впрочем, действуют и многие «принимающие» как православие, так религии Востока).
В наполненном мифами общественном сознании Церковь предстает либо этнографическим заповедником, либо очень крупной и фанатичной сектой. Сектой, считающей всех вокруг «грешниками», судящей, осуждающей и стращающей всех «своими» адскими муками. Христианство представляется «губительным принципом», который, по словам Вернадского, «рушит сознание, ставя ему рамки».
Естественно, для многих людей усиление православия кажется опасным явлением, представляющим реальную угрозу «идеалам современной жизни» и в целом — избранному курсу на «свободу» и «плюрализм». Кроме того, растет число тех, кто считает «фанатичность» православного христианства источником конфликтов и нестабильности в обществе, потерявшем единство в вере.
И в этом — удивительная параллель между нашей эпохой и древностью: теми веками истории Римской Империи, когда христиан гнали, боялись и ненавидели.
* * *
Многие ли сегодня знают, а в чем, собственно, обвиняли римские власти христиан? За что пытали и убивали? Как объясняли необходимость тотального искоренения этой религии?
Ведь Римская Империя (как это ни покажется кому-то странным) — это классическое правовое государство (недаром римское право является обязательным предметом в юридических ВУЗах). С четко очерченными правами и обязанностями граждан. С широчайшим религиозным и идейным плюрализмом. С очень сильной судебной системой. Поэтому, например, когда иудеи попытались устроить расправу над христианином — апостолом Павлом, власти вывели его из Иерусалима под мощной охраной: разве можно было допустить бессудное убийство римского гражданина!
И, однако же, римский суд в конечном итоге осудил и ап.Павла, и тысячи других христиан на мучительную смерть. А еще тысячи погибли во время римских гонений II — III веков и вовсе без суда — как и в России первой половины XX века.
Это противоречило человеческой логике — большинство осужденных являлись лояльными подданными, хорошими тружениками, воинами, учеными людьми. Среди казненных во времена Римской империи было много государственных деятелей, военачальников, даже членов императорских семей (например, святая великомученица Екатерина)! Причем они даже не были непосредственно опасны — а были лишь опасны потенциально, т.е. считалось, что эти люди угрожали «общественной безопасности», «солидарности» империи.
А империя в то же самое время признавала законным! всех почитавшихся на ее территории богов. Включая и Единого Бога древних иудеев!
Римские императоры вообще боялись государственной нестабильности намного больше, нежели Бога. И поэтому их не устраивал именно Христос. До мифологических маленьких божков, им не было дела. Они оказались достаточно «широки», чтобы стать идолами римского Пантеона, а вот Христос был недостаточно широк для язычников, и при этой своей «узости» в римский Пантеон не вмещался!
Христос был опасен. Языческие «боги», в отличие от Христа, не требовали от каждого человека подлинного духовного и нравственного выбора. А значит — не подрывали пусть построенную на лицемерии и неправде, но внешне стабильную имперскую систему, не противоречили государственной идее (которую точнее всего можно было бы выразить поэтической строкой «паситесь, мирные народы»).
Идея провозглашала Рим великим, вечным, незыблемым, а римского императора — пастыря послушных народов — ставила как бы НАД нравственными понятиями, оправдывала все его деяния и преступления, лишь бы они укрепляли «вечное» царство…
И против тех, кто смел открыто верить иначе, против тех, чей Бог даже в «унижении» казнимого, даже в распятии продолжал проповедовать и раскрывать Царство Высшее — устраивались беспрецедентные по тогдашнему масштабу гонения.
Ведь если есть действительно Вечное, подлинно Всеобщее Царство, значит земная империя Рима – невечная, не незыблемая?! Значит, ее император ответит за все содеянное — перед Богом; по единому для всех нравственной закону; в этом самом Царстве Божием, где, по слова апостола Павла, «нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного»… т.е. там, где все равны?!
Это была та идея за которую императоры готовы были убивать… А христиане — умереть.
Потому что для римских язычников их религия являлась неким культурным досугом, а для христиан вера была больше, чем вопросом жизни и смерти: делом спасения души.
* * *
Рим веками боялся христиан, долгие годы благоволил гражданам-язычникам, а гибель встретил под ударом совершенно неизведанного врага — язычников-варвар. От былого могущества ничего не осталось. И единственной реальной, живой и необходимой людям традицией, связывающей нас с тем далеким миром, оказалось… христианство!
Идея Царства Божьего как будто бы победила идею «вечного» человеческого царства.
Но в широком общественном сознании все осталось по-прежнему. Возникали и исподволь «нависали» над христианством новые империи, гибли, уступая место новым государствам — уже без Христа.
Идея власти мельчала, дробилась, и теперь уже каждый человек хочет сам быть пусть не царем — так хоть «маленьким принцем» на своей «планете». Только, если проводить аналогии со сказкой Экзюпери, из нас получаются не маленькие принцы, а все больше незадачливые короли, повелевающие» Солнцем, биржевики, закладывающие звезды в банк, или просто горькие пьяницы…
Человек вновь создал себе пантеон богов и героев, где, как и в римские времена, стоят рядом Венера, Астарта и Иисус Христос (были и такие сочетания в императорских молельнях!). И опять (простите за это неудобоваримое слово) плюрализм развязывает нам руки, ставит нас выше Закона, «освобождает» на свой лад.
Причем эта «свобода», в отличие от православия, действительно не ставит сознанию рамки. И таким образом… рушит наше «неограниченное», слепое сознание.
Ведь без рамок свобода хороша на равнине. А если нет барьеров на крутой горной дороге?
Ведь сознание — вещь аморфная; оно рушится если его не структурировать, если не поставить рамки!
Православие своими «рамками» пытается предупредить от падения, но не загородить путь, не лишить свободы двигаться. Более того. Именно в православии открывается новая степень свободы — ведь движение здесь не налево-направо, а вверх!..
Но тут-то мы и говорим «стоп». Мы не терпим, чтобы нас поучали. Именно поэтому если нас самих пытаются предупредить о том, что «жить как хочется» не синоним свободы, что свобода не в том, чтобы побольше набрать, а в том, чтобы ВЫБРАТЬ — наше самолюбие восстает, и мы затыкаем уши.
Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос — придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд ни Бакунин — не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной жизни.
Это — и есть свобода в нашем нынешнем понимании коварная и неверная. Она подразумевает бесконечное самооправдывание и осуждение всех, кроме себя. Она предлагает огромный выбор самых безыдейных идей, самых бесполезных предметов, самых безнравственных мыслей и поступков. Она оправдывает, угождает, лакействует, ведет в «заветные» тупики, заводит в «живописные» расщелины — пока не изведет человека до конца. До болезни, несчастья, смерти, когда никакой возможности двигаться, никакой «свободы» не будет и в помине
Модная псевдосвобода отступит, чтобы предать своего «клиента», оставить его страдать в одиночку.
И человек может умереть, так и не понявши, что свобода есть не выбор удобств. Что всю жизнь ему нужна была только одна, настоящая Истина, которая и есть подлинная свобода! Которая не предаст… Он поймет это потом, после самой своей смерти…
А рядышком, в соседнем храме, в непрочитанной Книге, в сердце незнакомого верующего человека, вокруг и внутри его — продолжит жить мир тысячелетней православной веры. Этот мир открывает тайны бытия, отвечает на самые страшные вопросы, он освобождает и он не дает умереть — потому что Бог однажды победил смерть…
Так давайте же прежде чем сделать «свободный выбор», узнаем, что такое православие. И, возможно, именно эта вера не оставит вас никогда.
foma.ru
В неделю 28-ю по Пятидесятнице — Лк 14:16–24 (зач. 76):
Сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Сходную притчу из Евангелия от Матфея (22:1–14) мы слышали несколько месяцев назад. Но полного совпадения, конечно, нет. В той притче званые гости вели себя крайне агрессивно: они не только отказались прийти на пир — иные из них набросились на рабов пригласившего их господина и убили их. Здесь же описана несколько иная ситуация: получив приглашение, эти люди предельно корректно и вежливо отказываются. В самом деле, у каждого столько важных дел, не всё же по гостям ходить. У одного благоприобретенная недвижимость, у другого — новые средства производства, требующие срочного тестирования, а у третьего — простое человеческое счастье: он женился, обрел свою половину. Что же -господин, хоть и разгневался, но нашел удачный выход из положения: велел рабам созвать всех нищих, хромых, увечных и слепых. Казалось бы, конфликтная ситуация благополучно разрешилась.
Однако одна деталь мешает нам безмятежно отнестись к прочитанному: это — не обыденная история из жизни. Это — притча. И хозяин, как все мы понимаем, — сам Господь. А это в корне меняет дело.
Господь Бог, наш Творец и Спаситель, наш Господин и Владыка, зовет нас на праздничный ужин, на пир. И этот пир — грядущее Царство. От того, примем ли мы приглашение, зависит вся наша жизнь — не только временная, но и вечная. А если так, то какие могут быть варианты? Но жизнь показывает, что варианты есть, и часто — как раз те, которые мы видим в притче.
Наверное, многим христианам приходилось сталкиваться с такой ситуацией. Вы знакомитесь с каким-то человеком (это может быть ваш коллега по работе или случайный попутчик в поезде), и очень скоро он понимает, что перед ним — верующий человек. И происходит странная вещь: вы ничего ему не говорили, не занимались пропагандой и агитацией — но в ходе разговора собеседник вдруг начинает перед вами оправдываться. «Вот вы поститесь — это, конечно, правильно. Но я не могу (далее следует подробное изложение причин)». Или: «А вы каждое воскресенье в церковь ходите? Я, конечно, тоже хожу, на Пасху куличи всегда ходим святить. На родительскую на кладбище езжу». Или: «Я вот давно поисповедоваться хочу, но что-то всё никак не могу собраться». И так далее, и тому подобное.
Почему так происходит? Многие люди (особенно, если они крещены) чувствуют некую неправильность своей жизни, ощущают укоры совести. Некоторые даже вполне понимают, что именно нужно делать, куда идти, — но не делают и не идут. Отчего же? Причин — множество, и все уважительные. Тяжелая работа, сложный график, маленькие дети, вздорный муж, родители-старики, букет собственных болезней. Это действительно уважительные причины, я не иронизирую. Но проблемы выбора это не отменяет. И если у человека есть живая вера, то он сможет выстроить правильную иерархию ценностей. А если нет — тогда извини, Господи, не могу. Да, знаю, что многие ходят на службы, постятся, исповедуются и причащаются, но я — слабый человек, это не для меня.
Но всё же эта притча читается в храме, на литургии, а значит, она обращена не к «внешним», а к нам — тем, кто откликнулся на призыв и соблаговолил прийти на пир. Стало быть, это говорится о нас. Но почему? Мы же хорошие, правильные, мы всё делаем как надо!
Насколько мы хорошие и правильные — это знает один лишь Господь. Но драматизм ситуации заключается в том, что на Божий призыв мы должны откликаться еженедельно, ежедневно, ежеминутно. Каждый раз, когда мы делаем нравственный выбор между исполнением воли Божией и исполнением своей воли (а часто и не своей, а диавольской), — мы тем самым выбираем между Небесным Царством и миром, правитель которого нам хорошо известен. И может случиться так, что в один прекрасный день мы, сами того не заметив, своими поступками скажем: «Господи, у меня так много важных дел и забот, не разорваться же мне — Ты уж как-нибудь без меня пока что обойдись». И тогда Господь соберет увечных и хромых, слепых и глухих — и праздничная зала наполнится возлежащими.
Сказанное относится не только к отдельным людям, но и к народам. Мы привыкли считать себя народом-богоносцем, любим рассуждать о генетической памяти и русскости. Но русский народ погибает от пьянства и наркомании, а в Кении — свыше полумиллиона православных христиан. И, думается, отнюдь не номинальных.
В доме Небесного Отца много обителей, места в Царстве хватит всем — и грекам, и русским, и африканцам, и китайцам. Но каждый человек должен сделать свой выбор. Двери пиршественного чертога открыты для нас. Откликнемся на приглашение — или вежливо извинимся?
Читайте также: Жонглируя бытовым, или кто и за что нас осуждает
О нелюдях: торг неуместен
www.pravmir.ru
Виталий Бормотов
В моём случае не было никакого перелома, никакого неожиданного события — ни когда я пришёл к религии, ни когда я её покинул. Первое случилось в старших классах школы. Я наткнулся на книги христианского проповедника и прочёл их: первую с исследовательским интересом, а другие уже запоем, чувствуя себя согласным с автором. Стройность и глубина христианского учения, как я его увидел, привлекли меня.
Активная религиозная жизнь началась позже, когда я окончил школу. Накал моей веры менялся. Какое-то время я всерьёз хотел стать безбрачным священником и посвятить себя церкви, но передумал. А в последний год моей веры я не ощущал никакого эмоционального подкрепления от религии и продолжал религиозные практики только усилием воли. Я был христианином семь лет, из них четыре вёл активную религиозную жизнь.
Я был подкован в естественных науках, так что не отрицал эволюцию и считал библейские описания о сотворении мира и ветхозаветные события иносказаниями. Вместо этого я находил способы совмещать религию с наукой и придумывать своим взглядам солидные объяснения. Я сознательно соглашался с Символом Веры, историчностью событий Нового Завета, верил, что Бог участвует в нашей жизни и ему можно молиться. О принятии религии говорят как о вопросе выбора и следования принятому решению, а от верующих можно услышать, что буквально ничто не смогло бы разубедить их в вере. Так воспринимаются не убеждения о реальности, а скорее принадлежность к группе или самоидентификация. И у тогдашнего меня, и у многих христиан вера — это не столько о Боге, сколько о своём образе.
Я подмечал всё больше деталей в церковной практике и риторике, которые казались мне неверными и неправильными, и всё больше вещей относил к «земному» измерению Церкви в противовес «небесному». Однажды, читая мысли о религии на форуме бывших христиан, я осознал, что не верю в Бога. Это не было каким-то моментом истины, неожиданностью, травмой или ударом; наоборот, меня удивило будничность этого осознания.
На тот момент я уже три года интересовался мышлением и систематизацией способов познания мира. Я уже давно знал и понимал всё, что требовало бы отвергнуть идею Бога, но как будто запрещал себе это делать. Если что и освободило меня от иллюзий, то не какой-то потрясающий научный аргумент, а нарастающее внутреннее понимание, что в религии мне нечего ценить, а в секулярном подходе нет ничего страшного и ограниченного. Когда чувства ощутили, что не верить вполне нормально, разум вытащил на поверхность мысль том, что он уже и не верит.
Отбросив идентичность христианина, я почувствовал облегчение, но боялся реакции других, хотя знал, что явной агрессии не будет. Страхи не оправдались, но показали мне, насколько социальна религия.
Отойдя от веры, я осознал необратимую смертность людей и понял, насколько важна для нас борьба со старением и смертью. И нет гарантий, что человечество не вымрет из-за какой-нибудь глупой ошибки. И главное, что я увидел, — недостаточно просто делать хорошие вещи из какого-то списка и не делать плохих, чтобы в конечном счете всё было хорошо; люди отвечают за то, каким делают мир их поступки, на глобальном уровне и в мелких вопросах.
В основном религия привлекательна двумя вещами: ощущением базовой, онтологической осмысленности жизни и тем, что она собирает людей вокруг себя, даёт чувство групповой принадлежности, создаёт общее пространство. Я думаю, обе эти вещи можно заменить, не прибегая к вере в иллюзорное. Вопреки словам проповедников, жизнь, наслаждение, труд и познание не теряют смысл в мире, где нет Бога (хотя, отказавшись от ложных утверждений, мы уже не закроем глаза на некоторые неприятные истины). Сообщества же, которые способны давать радость общения и совместного дела, создавая групповую идентичность, могут и не опираться на ложные идеи. Часто атеисты и скептики настроены чересчур индивидуалистично и опасаются крепких сообществ: того, что они станут «сектами», будут взращивать конформизм и межгрупповую вражду. Эти опасности и вправду есть, но, отвергнув построение сообществ с сильной групповой идентичностью, мы отказываем в удовлетворении важной потребности и многое теряем.
Я думаю, именно рост и развитие движений и групп, сплочённых внутри и посвящённых разному (туризму, игре в «Мафию», навыкам рациональности, чувашским народным танцам, благотворительности, городскому ориентированию), способен не просто занять место религии, а сработать лучше. Делать что-то конкретное с проверяемым результатом в реальном мире интереснее, чем рассуждать о невидимом, и безопаснее на предмет становления «сектой».
Другая вещь, которая полезна в борьбе за здравый смысл, — просвещение и развитие умения мыслить, решать задачи (а не просто запоминать материал). Мне не близок атеистический активизм, который часто ограничивается уничижительной критикой религии и провоцирует только сильнее защитить веру. Многие атеисты совершают глупые ошибки, например, заявляя, что если бы не было религии, то не было бы войн и насилия; или что все верующие считают, что все остальные попадут в ад; или что все христианские конфессии отвергают эволюцию. Заметная часть атеистической полемики — избиение соломенного чучела оппонента, и оно не помогает верующим избавиться от ошибок.
Вместо этого просвещение и создание сообществ предлагают положительное содержание, приняв которое ты уже не будешь настолько нуждаться в религии. Это не панацея, да и возможно это только в относительно благополучных местах, где люди могут получать образование и заниматься интересным делом, у них есть свободное время, чтобы участвовать в разнообразных сообществах и размышлять. Но в России это может работать, тем более что здесь большинство верующих не отличаются убеждённостью, смутно представляют себе христианское учение и придерживаются некой религиозности по большей части из соображений традиции и конформности.
www.furfur.me
В великопостной молитве святого Ефрема Сирина мы просим о том, чтобы Господь дал нам «зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это молитва важна всегда, но особенно сейчас, когда интернет полон гнева и осуждения. Любой блогер точно знает, кто те плохие люди, которых надо заклеймить позором, а если не знает, ему это решительно объяснят другие блогеры.
При этом осуждение воспринимается не как грех, которому люди предаются, стыдливо прячась по углам, а как обязанность. Заклеймил ли ты позором подлых, преступных негодяев, которые… (список негодяйств прилагается)? Не заклеймил? Значит ты не за Правду? Значит ты не против зла?
Люди православные, увы, часто попадают в ту же ловушку, что и нецерковные. Как будто непримиримость ко злу требует осуждения людей! Это не так. Это даже наоборот.
Отказ от осуждения не означает, что мы признаем поступки человека правильными (они могут быть ужасны) или его взгляды – разумными. Нет, они могут быть совершенно людоедскими. Отказ означает то, что мы не произносим суда над ним как над личностью: не определяем его в ад, не вычеркиваем его из человеческого рода, не порываем те узы солидарности, которые связывают нас с ним в Адаме.
Преподобный авва Дорофей пишет об этом: «Иное дело злословить, а иное осуждать или уничижать. Злословить значит сказать о ком-либо: такой-то солгал, или соблудил, или погневался, или другое что не доброе сделал. Вот такой позлословил брата, то есть, сказал страстно о его согрешении. А осуждать значит сказать: такой-то лгун, блудник, гневлив. Вот такой осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей жизни его, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого: а это тяжкое прегрешение».
Господь говорит о том, что мы должны любить ближнего, как самого себя. Неосуждение предполагает, что мы относимся к грехам ближнего так же, как к своим. Мы не оправдываем свои грехи или заблуждения, которым предавались в прошлом. Это было дурно, и мы признаем это дурным. Но мы не отождествляем себя с этими грехами, мы исходим из того, что мы вполне отделимы от этих грехов, что мы можем стать другими: раскаяться в грехах, осознать свои заблуждения. Мы еще не потеряны. Мы можем примириться с Богом и людьми. Мы, если так можно выразиться, всегда рассматриваем себя как «своих», мы близко к сердцу принимаем наше благо и всегда желаем себе самого лучшего. Мы не осуждаем себя к изгнанию во тьму внешнюю, хотя можем искренне осуждать какие-то свои поступки и мучительно сожалеть о том, что мы их совершили.
Преподобный Ефрем учит нас молиться о видении своих согрешений, потому что очень часто мы их не видим. Нам кажется, что мы правы, и особенно страшные и пагубные глупости мы делаем именно тогда, когда уверены в своей правоте. Мы просто не замечаем боли, которую причиняем другим, не задумываемся о последствиях – прямых или косвенных – наших слов и поступков. О том, что наши слова могут кого-то убить или подвигнуть на тяжкий грех. О том, что система оправданий, которую мы выстроили, прикрывает явное зло.
Честность, способность видеть окружающую реальность так, как она есть, а не так, как нам комфортнее – подвиг, на который мало кто способен. Любые шаги в этом направлении даются в огромным трудом. Люди (включая нас самих) выстраивают свое восприятие реальности так, чтобы выглядеть в своих очах праведными и выступающими за правое дело.
Если я сам склонен к самообману, к самораспропагандированию в пользу той стороны в конфликте, которую я избрал, не стоит ли мне с пониманием и солидарностью посмотреть на человека, который выкрикивает мне оскорбления и обвинения с той стороны? Ведь я могу посмотреть в него как в зеркало; он поистине брат мой, я вижу у него ту же наследственную, всем нам переданную от падшего Адама болезнь, что и у меня. Он ослеплен, как и я; он обезумел, как и я; он изолгался, как и я; он сбился с пути, как и я… Со стороны это зеркальное сходство непримиримых противников бросается в глаза, но от участников перепалки оно заслонено красной пеленой, висящей перед глазами: страхом поколебаться в своей правоте, малодушным опасением оттолкнуть аплодирующую аудиторию.
И великопостные молитвы постоянно ставят меня перед фактом: я бедный грешник, виновный и испорченный, ищущий милосердия Божия. Может быть, иногда, где-то, в чем-то я бываю прав. Но эта правота не камень, который я могу кинуть в ближнего; это крупица света, которой я могу поделиться с человеком, упавшим в ту же яму, что и я.
Другой грешник – это брат по несчастью. Его слепота, его озлобленность, его желание жить в придуманном, а не в реальном мире, вся его поврежденность взывает к моей солидарности, ведь и у меня ровно те же проблемы. Осуждая его, я закапываю себя. Великий пост – самое время для того, чтобы перестать это делать.
www.pravoslavie.ru