Датчик давления кондиционера, несмотря на свою миниатюрность, определяет работоспособность всей системы. Разберемся, где находится этот прибор, изучим его принцип работы, подумаем, с какими проблемами можем столкнуться, и очертим пути их решения.
Для начала следует ознакомиться с принципом действия всей сплит-системы, и только тогда получится правильно оценить роль каждого узла в отдельности. Работу автомобильного кондиционера можно сравнить с действием и обыкновенного бытового холодильника, правда, его устройство несколько отличается от этого агрегата. По сути автокондиционер – герметичная емкость, наполненная специальным маслом и фреоном.
Фреон для автокондиционера
После нажатия кнопки включения приводится в действие электромагнитная муфта. Под влиянием магнитного поля прижимной диск присоединяется к шкиву, который начинает двигаться с помощью специального ремня. Так начинает функционировать компрессор. Он сильно сжимает фреон, и горячий газ поступает по трубопроводу в конденсор. В устройство последнего входит вентилятор, который включается одновременно с компрессором и охлаждает фреон.
Газообразное вещество после охлаждения переходит в жидкое состояние. В ресивере-осушителе происходит фильтрование смеси, далее она движется к испарителю. На трубопроводе установлен терморегулирующий вентиль. По сути, это устройство – автоматически регулируемый дроссель. Через этот вентиль фреон и попадает непосредственно в испаритель, где сильно охлаждается, а ледяной воздух сдувается в салон транспортного средства. Далее фреон опять попадает в компрессор, и все операции повторяются по кругу.
Терморегулирующий вентиль
А вот за правильной работой системы следят специальные устройства. В функции датчика низкого давления кондиционера входит автоматическое отключение сплит-системы при недостаточном количестве в ней фреона. Иногда охлаждающая смесь может отсутствовать вовсе. Недостаток фреона грозит подсосом воздуха из-за очень низкого давления внутри. Такой процесс тоже крайне нежелателен. Датчик высокого давления, напротив, блокирует работу компрессора, если эта характеристика превышает допустимые значения. Избыточное давление может спровоцировать физическое разрушение системы. Кроме того, в функции датчика входит обязанность периодически включать и отключать вентилятор радиатора.
Система оснащена и датчиком температуры, который отключает систему, как только начинается обморожение. В противном случае испаритель раздавит льдом. Так что недооценивать роль даже таких малых узлов мы не имеем права и должны следить за их состоянием, чтобы потом не пасть жертвой дорогостоящего ремонта.
Сегодня существуют различные модификации, однако принцип работы датчиков давления кондиционера остается одинаковым. Как только давление достигает критических значений, устройство подает соответствующий сигнал на электронную систему управления двигателем, и насос автоматически отключается. Вместе с компрессором перестает функционировать вентилятор.
Датчик давления кондиционера
Самые простые модели прерывают цепь управления компрессором, как только значение давления становится аварийным (менее 0,17 бара для датчика низкого давления и более 25–30 бар – для высокого). Однако это устройство может срабатывать при нескольких значениях. Пользуются популярностью 4-х контактные приборы, которые вдобавок реагируют и на промежуточное давление, например, в 16–17 бар. Такое значение считается наиболее приемлемым для работы кондиционера. Как только давление в системе становится 16 бар, датчик дает соответствующий сигнал, и включается вентилятор.
Более современные приборы применяются совместно с электронным блоком управления климат-контролем. Они передают сигнал о текущем состоянии давления хладагента, а что делать далее уже «решает» блок управления. Так получается создать многоступенчатое регулирование работы вентиляторов.
Электронный блок управления климат-контролем
Датчики высокого давления кондиционера отличаются внешней и внутренней резьбой в зависимости от марки авто. Также они имеют неодинаковое количество контактов. Различны и типы разъемов. Существуют универсальные модели, но их можно поставить только на универсальные ресиверы-осушители. Устанавливается датчик высокого давления между правой стойкой амортизации и воздушным фильтром.
Сейчас давайте ознакомимся с неисправностями датчика давления кондиционера, как его проверить и при необходимости заменить. В основном спровоцировать выход из строя либо некорректную работу этого элемента может элементарное загрязнение или механические повреждения. Так что после первых признаков обязательно проверьте состояние разъемов и проводов. Любые трещины, следы влаги и коррозии недопустимы. Не забывайте и о компьютерной диагностике.
Компьютерная диагностика системы кондиционирования
Понять, что нужно посетить автосервис или залезть под капот самостоятельно, можно по следующим признакам. Во-первых, нарушается работа компрессора, он может включаться при чрезмерном давлении либо функционировать даже без фреона. Иногда компрессор вовсе не включается. Во-вторых, возникают перебои в работе вентилятора. Да и вся система кондиционирования функционирует нестабильно.
В случае выхода из строя этого элемента необходимо произвести срочную замену датчика давления кондиционера. Конечно, можно обратиться за помощью к специалистам, но эта процедура несложная и ее реально осуществить самостоятельно в гаражных условиях. Нам понадобится ключ на «14». Желательно, чтобы была смотровая яма, но можно воспользоваться и подъемником.
Замена ДДК
Глушим двигатель, так как эту операцию проводят только на авто с выключенным зажиганием. Немного отодвинув пластиковую защиту бампера и посмотрев направо, вы увидите этот датчик. Чтобы его демонтировать, необходимо поднять защелку на штекере и снять подключенные к нему провода. Теперь выкручиваем устройство рожковым ключом. Благодаря специальному предохранительному клапану можно не бояться, что произойдет утечка хладагента. На освободившееся место вкручиваем новое устройство, подключаем к нему все провода, возвращаем на место защиту и наслаждаемся комфортным передвижением в своем любимом авто.
Есть еще один способ добраться до этого датчика без использования подъемников и смотровых ям. Необходимо просто снять передний бампер. Но описываемый выше метод более простой в исполнении. Если замена вполне осуществима своими силами, то проверку датчика давления кондиционера следует доверить специалистам, ведь для этого понадобится дорогостоящая аппаратура и приобретать ее для домашнего пользования нецелесообразно.
Снятие переднего бампера
Для профилактики обязательно включайте климат-контроль на режим охлаждения хотя бы на 10 минут даже зимой. Достаточно повторять эту операцию 1 раз в неделю. С наступлением морозов сначала хорошенько прогрейте авто и только тогда запускайте кондиционер. Дотроньтесь до торпеды, она не должна быть холодной. Промывая конденсатор, нужно действовать очень аккуратно, так как тонкие ребра его ячеек легко деформировать. Используйте только качественный хладагент и серьезно подойдите к выбору автосервиса. Несоблюдение технологии заправки приведут к весьма серьезным проблемам со
Ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Новейшие гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
carnovato.ru
Вопрос по кондиционеру?
Стал в последние время отключаться кондиционер, в том году менял ниппель на заправочной трубке низкого давления, подумал опять проблема.
У меня имеется набор для дозаправки системы и соответственно, можно проверить давление в системе, оказалось 2,3 bar, что должно соответствовать холодному воздуху на выходе 3-5 градусов плюс. Давление есть, значит за год фреон не ушел, а кондиционер включится-выключится. Стал думать, в чем проблема, и вспомнил, что в том году, была проблема с клапаном низкого давления, который стоит на осушителе.
В том году покрутил регулировочный винт и стало все нормально, а сейчас уже не помогает. Замкнув контакты, кондиционер начинает работать и температура воздуха 0-2 градуса плюс, в пределах нормы. Регулировочный винт виден на самом датчике, между контактами.
Вопрос такой, надо ли спускать систему, просто под датчиком есть мембрана и данный процесс описан на jeep.avtograd.ru/grand_ch…faq/ac/switcher/index.htm, но человек не рассказал спускал ли фреон из системы. Хочу вначале попробовать как описано в ЭНЦИКЛОПЕДИИ-JEEP, а если что, поменяю датчик, просто надо понять по поводу фреона. Внятного ответа из своего окружения, я не получил. Кто то говорит НАДО, а кто то НЕТ. Я в тупике.
Нравится 6 Поделиться: Подписаться на машину
www.drive2.ru
Датчик давления топлива предназначен для измерения текущего давления топлива. Он применяется для управления в системе непосредственного впрыска бензиновых двигателей и системе впрыска Common Rail дизельных двигателей. Датчик устанавливается в топливной рампе.
Применение датчика обеспечивает поддержание заданного давления в системе впрыска, что в свою очередь имеет большое значение для реализации номинальной мощности, снижения вредных выбросов и уровня шума при работе двигателя.
В некоторых конструкциях системы непосредственного впрыска устанавливается два датчика давления топлива, один – в контуре высокого давления, другой – в контуре низкого давления. Датчики, соответственно имеют названия – датчик высокого давления топлива и датчик низкого давления топлива.
Конструктивную основу датчика составляет сенсорный элемент, объединяющий стальную мембрану и тензорезисторы. Толщина стальной мембраны соответствует измеряемому давлению (чем толще мембрана, тем больше давление). Тензорезисторы преобразуют деформацию стальной мембраны в изменение электрического сопротивления. Тензорезисторы соединены по мостовой схеме (т.н. мостик Уинстона) и к ним через усилитель подается напряжение.
Работа датчика давления топлива осуществляется следующим образом. Через штуцер топливо попадает к стальной мембране, которая прогибается пропорционально величине давления. Соответственно изменяется величина сопротивления тензорезисторов. Входное напряжение датчика при этом может изменяться в пределах 0-80 мВ. С помощью усилителя величина напряжения увеличивается до значений порядка 0-5 В и подается на электронный блок управления. Блок управления в соответствии с заложенной программой оценивает текущее значение давления топлива. В случае отклонения давления топлива от заданной величины срабатывает регулирующий клапан в топливной рампе.
При неисправности датчика давления топлива (отсутствии сигнала) система управления двигателем использует стандартные данные давления топлива. При этом мощность двигателя падает.
Нравится 5 Поделиться: Подписаться на автора
www.drive2.ru
Использование новейших технологий обеспечило для этих интеллектуальных датчиков дифференциального давления достижение минимального времени отклика и компактность конструкции.Удобный для пользователя многофункциональный ЖК-дисплей, расширенная функция самодиагностики и удобство эксплуатации обеспечивают пользователю максимальную эффективность работы. Приборы серии DPharp EJX представлены широким разнообразием моделей, включая датчики избыточного давления и датчики дифференциального давления с выносными разделительными мембранами, датчики избыточного давления ввертного типа и многопараметрические датчики дифференциального и абсолютного давления с функциями вычисления расхода. Кроме того, они соответствуют различным стандартам, включая стандарты пожаробезопасного, взрывобезопасного и искробезопасного исполнения, нормы техники безопасности SIL и директивы EC. Приборы этой серии также совместимы с протоколами связи HART и Foundation fieldbus.
Благодаря гибкости и универсальности модельного ряда и расширенной функциональности, приборы серии EJX располагают широкими возможностями, отвечающими требованиям разностороннего применения, внося в результате существенный вклад в минимизацию для заказчика величины полной стоимости владения (TCO).
Рис. 1. Внешний вид прибора серии EJA (слева) и серии EJX (справа)
После выпуска в 1991 году приборов серии DPharp EJ, а в 1994 году приборов серии DPharp EJA во всем мире используется около 1,2 миллиона этих датчиков.
Недавно компанией YOKOGAWA на базе кремниевого резонансного чувствительного элемента (сенсора) были разработаны также датчики серии EJX, являющиеся еще более компактными, легкими и усовершенствованными приборами, реализующими функцию мультисенсорности.
На рис. 1 показан внешний вид приборов серий EJA и EJX.
Датчики дифференциального давления измеряют перепад давления между сторонами высокого и низкого давления. Однако, при измерении расхода часто необходимо также измерять давление на стороне высокого давления (в дальнейшем изложении называется статическим давлением), например, для того, чтобы выполнить коррекцию по плотности потока жидкости. Датчики дифференциального давления серии EJX могут выполнять считывание значений статического давления, обеспечивая решение двух задач (измерение дифференциального и статического давления) с использованием одного прибора. Прибор также можно легко сконфигурировать так, чтобы в качестве статического давления он регистрировал давление на стороне низкого давления. В результате при измерении уровня в резервуаре можно также с помощью того же датчика измерять внутреннее давление в резервуаре. Кремниевый резонансный сенсор, встроенный в прибор серии DPharp, имеет два резонатора (формируемых с использованием технологии MEMS), расположенных на кремниевой мембране так, что в одном из них при приложении дифференциального давления происходит деформация растяжения, а в другом — деформация сжатия. Резонансные частоты этих резонаторов можно представить следующим уравнением.
где
f – резонансная частота;
E – модуль Юнга;
ρ – плотность кремния;
l, h – длина и толщина резонатора;
ε – напряжение (плотность силы) растяжения;
ε0 – начальное напряжение растяжения;
Сигналы дифференциального и статического давления можно вычислить, выполняя дифференцирование и суммирование для двух резонаторов соответственно. Для простоты объяснения вычисление резонансной частоты здесь сведено к следующему уравнению:
где
f0 – резонансная частота при нулевой силе растяжения;
Gf – возведенная в квадрат чувствительность резонатора (= 0,2366 * (1/h)2).
Изменения (Δf 2) резонансных частот f1 и f2 двух резонаторов, расположенных на одной кремниевой мембране, обусловленные давлением, задаются следующими уравнениями (1):
Как видно из этих уравнений, вычисление выражения Δf12 ? a Δf22 позволяет исключить члены, относящиеся к статическому давлению, и получить сигнал дифференциального давления. Аналогично, вычисление выражения Δf 12 + b Δf22 позволяет исключить члены, относящиеся к дифференциальному давлению и получить сигнал статического давления. Основное свойство кремниевого резонансного сенсора заключается в том, что предварительное определение каждого коэффициента на основе фактически измеренных соответствующих данных позволяет рассчитать сигналы дифференциального и статического давления на основе деформации одной мембраны посредством выполнения простых операций вычитания и суммирования.
Рис. 2. Реальная погрешность определения статического давления 1 MПа
На рис. 2 показана реальная погрешность определения статического давления 1 MПа при допустимой согласно спецификации погрешности ±0,2%. В более сложном датчике дифференциального давления с функциями вычисления расхода благодаря этому свойству стало возможным реализовать гарантированную точность для статического давления в 1 МПа даже более высокую — ±0,1%.
Датчики дифференциального давления серии EJX с протоколом Foundation fieldbus могут одновременно передавать сигналы дифференциального и статического давления. В приборах серии EJX с протоколом HART предусмотрена возможность отображения на дисплее также и статического давления.
Уже существует многопараметрические датчики, которые выполняют измерение дифференциального и статического давления с использованием нескольких сенсоров. Приборы серии EJX являются первой в мире серией датчиков дифференциального давления, которые могут выполнять измерения дифференциального и статического давления с использованием одного сенсора, а также обеспечивать считывание и вывод значений давления.
Стабильность кремниевого резонансного чувствительного элемента, используемого в приборах серии EJX, обусловлена принципом его действия. Превосходную рабочую стабильность приборов этой серии демонстрируют не только записи долговременной эксплуатации, но также и результаты 15-летней проверки долговременного дрейфа (рис. 3).
Рис. 3. Результаты проверки долговременного дрейфа
Давайте снова рассмотрим свойства кремниевого резонансного сенсора, которые заключаются в следующем:
Рис. 4. Устройство защиты от перегрузки по давлению датчика EJA110
В приборах серии EJX для увеличения быстродействия применен новый механизм защиты от перегрузки по давлению, а электронные схемы выполняют вычисления с высокой скоростью. Тем самым эти приборы стало возможным применять в контурах высокоскоростного управления, например – для управления расходом пара в турбинах. В результате этих доработок достигнута реакция 63% от воздействия за 95 мс.
В существующих датчиках дифференциального давления серии EJA в защите от перегрузок реализована идеология емкостных датчиков давления: внутри капсулы сделан дополнительный объем с центральной мембраной, демпфирующий перегрузку, перепуская избыток жидкости на сторону низкого давления, как показано на рис. 4. Естественно, существует гидродинамическое сопротивление внутри передающих жидкость каппиляров, которое существенно увеличивает время отклика.
Рис. 5. Новый механизм защиты от перегрузки по давлению датчика EJX 110
Новый механизм защиты от перегрузки по давлению, используемый в приборах серии EJX, проиллюстрирован на рис. 5. Этот механизм состоит из двух взаимно независимых механизмов защиты от перегрузки по давлению, расположенных на сторонах высокого (H) и низкого (L) давления. Этот механизм предотвращает движение внутренней жидкости в пределах диапазона измерения давления, обеспечивая быстрый отклик приборов серии EJX.
В части электроники были предприняты следующие шаги, с помощью которых удалось уменьшить период обработки данных в четыре раза по сравнению с обычными датчиками:
Рис. 6. Вид резонатора в поперечном разрезе
Элементы вычислений, имеющие минимальные изменения, выполняются как работы с низким приоритетом, позволяя минимизировать объем вычислений, непосредственно связанных с определением значения давления
Увеличена скорость системных часов за счет использования маломощных конструкций устройств.
Усовершенствованы характеристики микропроцессора.
Рис. 7. Реакция на единичный скачок EJX110
На рис. 7 показана переходная характеристика (реакция на ступенчатое изменение давления) для наиболее распространенной модели серии EJX — датчика дифференциального давления EJX110 с капсулой M.
Функции самодиагностики приборов серии EJX были расширены, так что теперь эти приборы имеют 30 элементов диагностики и около 20 видов сигнализаций. Количество сигнализаций различается в зависимости от модели. Эти сигнализации можно классифицировать в четыре категории:
Рис. 8. Компоновочные блоки прибора EJX110
На рис. 8 показаны компоновочные составляющие датчиков дифференциального давления серии EJX. В целом датчик можно представить состоящим из 2-х частей: блока восприятия давления и блока преобразования.
Использование нового механизма защиты от чрезмерного давления позволило уменьшить размеры устройства восприятия давления таким образом, что его вес составляет только 2,7 кг, это уменьшение веса на 30% по отношению к датчику серии EJA.
Блок восприятия давления состоит из капсулы, фланцевых крышек и штуцеров для подсоединения к процессу.
Блок преобразования состоит из электронной части и клеммной коробки, которые идентичны для всех моделей серии EJX (единственное, они могут меняться в зависимости от используемых протоколов связи). Этот блок также может компоноваться цифровым ЖК-дисплеем, на котором пользователи имеют возможность отслеживать измеренные значения дифференциального и статического давления, а также – сообщения сигнализаций.
Для создания датчика дифференциального давления, невосприимчивого к изменениям температуры и способного выполнять стабильные измерения, усилия были сконцентрированы в первую очередь на создании конструкции с минимальным объемом жидкости, передающей давление от разделительной мембраны к сенсору в измерительной капсуле. Использование описанного выше нового механизма защиты от чрезмерного давления позволило уменьшить объем этой жидкости в 10 раз по сравнению с датчиками серии EJA.
Блок восприятия давления имеет симметричную структуру, устойчивую к воздействию различных возмущений, обусловленных внешним давлением. Объемы жидкости внутри капсулы на сторонах высокого и низкого давления хорошо сбалансированы, так что влияние эффектов, обусловленных расширением или сжатием внутренней жидкости, вызванных изменением температуры или статического давления, минимизировано.
Для изготовления внутренних разделительных мембран используется специально пассивированный высококачественный никелевый сплав Hastalloy C, представляющий собой испытанный в производстве коррозионно-стойкий материал, также используемый для датчиков серии EJA. При этом никакие сварные соединения не контактируют с атмосферой. Для корпуса капсулы используется кованная нержавеющая сталь 316L, и тем самым обеспечивается коррозионностойкая конструкция.
Для уменьшения влияния нагрузки, возникающей при закреплении фланцевых крышек, было уделено серьезное внимание обеспечению механической изоляции. Поверхности сварных соединений разделительной мембраны и детали, на которой закрепляется прокладка, были отделены друг от друга для предотвращения дополнительных напряжений в разделительной мембране, связанных с нагрузкой при затягивании болтов крепления фланцевых крышек.
Фланцевые крышки, обеспечивающие подключение к процессу, имеют конструкцию, отвечающую стандарту IEC61518.
Рис. 9. Блок-схема цепи возбуждения (показана только для одного резонатора)
В датчиках серии EJX используется тот же самый метод возбуждения резонатора, что и в датчиках серии EJA (рис. 9). Недавно компанией Yokogawa было разработано устройство ASIC, основанное на малошумной структуре, с низким потреблением тока, использование которого обеспечивает в три раза более высокие характеристики по сравнению с датчиками обычных серий. На рис. 10 показана общая блок-схема блока преобразования.
Следует отметить, что частотные сигналы от резонатора являются асинхронными по отношению к системным часам счетного контура. По этой причине в случае применения используемого в EJA контура элементарного счетчика, так или иначе, на обоих концах интервала выборки остаются дробные отрезки времени продолжительностью менее периода системных часов. Соответственно, эти отрезки не могут быть измерены, в связи с чем появляется погрешность, эквивалентная ± одному импульсу.
Рис. 10. Общая блок-схема
Если для увеличения скорости обработки сигнала сократить время выборки без повышения частоты системных часов, эта погрешность возрастает, ухудшая разрешение счетчика. Если чрезмерно увеличивать частоту системных часов, то будет увеличиваться потребление тока, что выводит прибор за рамки требуемых характеристик.
В приборах серии EJX в дополнение к обычному методу взаимодействия используется метод растяжения временного масштаба(2), в котором эти дробные отрезки времени расширяются в 64 раза, а затем измеряются. Используя метод растяжения временного масштаба при помощи дополнительных мер, в частности, добавления специального счетчика стало возможным обеспечить низкое потребление электроэнергии и высокую скорость обработки сигнала, а также — высокое разрешение, превышающее в пять раз или более разрешение приборов обычных серий.
Использование мультиплексного метода цифро-аналогового преобразования (D/A) для блока цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) позволило получить быстрый отклик, в 10 раз или более превышающий отклик приборов обычных серий, при одновременном сохранении высокого разрешения.
В выходном контуре 4 20 мА используется 16-битовый контур цифро-аналогового преобразования, и диапазон токового выхода удовлетворяет стандарту NAMUR NE43.
Рис. 11. Встроенный дисплей
Учитывая важность удобства восприятия информации, были увеличены размеры встроенного дисплея, при этом в целом размеры приборов серии EJX были уменьшены (рис. 11).
К элементам, отображаемым на дисплее, были добавлены гистограммы, значения переменных процесса, показатели степени и единицы измерения:
Индикация параметра процесса
Пользователи могут выбрать для отображения на дисплее максимум четыре из следующих пяти параметров:
Рис. 12. Характеристики входа-выхода
Выбранные параметры при этом будут чередующимся образом периодически отображаться на дисплее. Усовершенствованный дизайн отображения переменной в виде гистограммы гистограммы позволит пользователю мгновенно определить, находится ли переменная процесса в пределах нормального рабочего диапазона. Для отображения единиц измерения и коэффициента масштабирования можно использовать до шести символов. Функциональность дисплея усовершенствована таким образом, что наиболее часто используемые единицы измерения, такие, как, например, единицы расхода, могут быть заданы пользователями. Пользователи могут также вывести на дисплей показатели степени (?10, ?100 и ?1000), которые следует использовать для представления фактических коэффициентов масштабирования.
Дисплей сообщений о сигнализациях
При обнаружении неисправности на дисплее появится короткое сообщение, содержащее в дополнение к номеру сигнализации информацию о сигнализации. Из короткого сообщения пользователи смогут быстро узнать о содержании сигнализации, не сверяясь с документацией для поиска описания по номеру сигнализации. Если возникнет сигнализация, относящаяся к установкам параметров, переменным процесса или рабочей среды, на дисплее будут чередоваться номер сигнализации и значение переменной процесса. Если возникнет сигнализация, относящаяся непосредственно к датчику, дисплей покажет только информацию о сигнализации, обеспечивая пользователей необходимой информацией так быстро, как это возможно.
Рис. 13. Влияние изменений температуры окружающей среды на нулевую точку (Диапазон: Максимальный диапазон ? 1/10)
В настоящем разделе даются примеры характеристик прибора EJX110 (капсула M; диапазон измерения давления ±100 кПа), являющегося наиболее типовой моделью приборов серии EJX.
На рис. 12 показаны характеристики входа-выхода для диапазонов 0–100 кПа, 0–10 кПа и 0–1 кПа. На рис. 13 показан дрейф нулевой точки при изменении температуры окружающей среды от -40 до 80°C. На рис. 14 показан дрейф нулевой точки при изменении статического давления от 0 МПа до максимального рабочего давления ±16 МПа.
Рис. 14. Влияние изменений статического давления на нулевую точку (Диапазон: Максимальный диапазон ? 1/10)
При нормальных условиях датчик дифференциального давления часто монтируется с использованием 3-х вентильного блока. При этом достаточно часто возникают ситуации, когда в зависимости от положения вентилей 3-х вентильного блока во время запуска установки или работы по обслуживанию к одной из сторон датчика может быть приложено чрезмерное давление, выходящее за пределы диапазона измерения дифференциального давления.
Чтобы избежать возможного сдвига выхода или повреждения кремниевой мембраны за счет перегрузки по давлению, датчик оснащен механизмом защиты от чрезмерного дифференциального давления.
Рис. 15. Влияние перегрузки по давлению (Диапазон: Максимальный диапазон)
На рис. 15 показано влияние односторонней перегрузки по давлению.
Поскольку влияние перегрузки по давлению является незначительным, и датчик достаточно легкий, многие пользователи могут монтировать его непосредственно на оборудовании без применения 3-х вентильного блока.
На рис. 16 показан диапазон измерения давления для датчика дифференциального давления EJX110. Четыре типа капсулы полностью охватывают диапазон шкал измерения давления от 0,1 кПа до 14 МПа. Капсулы M, H и V имеют глубину перестройки шкалы 1:200, предоставляя пользователям возможность измерения дифференциального давления в широком диапазоне.
Рис. 16. Диапазоны шкал измерения давления для датчиков дифференциального давления
Имеется возможность выполнения дистанционной настройки и мониторинга через протокол связи HART посредством ручного коммуникатора или распределенной системы управления (DCS). Для приборы серии EJX также поддерживают протокол Foundation fieldbus.
Для поддержки многообразия возможных применений фирма Yokogawa представила большое семейство датчиков серии EJX, включающее:
Как упоминалось выше, частота резонаторов определяется механическими размерами и физическими свойствами, и на нее не влияют другие возмущения, поэтому достаточно легко определить их состояние и насколько достоверны показания прибора. В приборах серии EJX также реализованы специальные программы для проверки вычислений микропроцессора. Приборы серии EJX сертифицированы на соответствие Интегрированному уровню безопасности 2 (SIL2) уже в стандартном исполнении.
В данной статье были представлены особенности, конструкция и характеристики датчиков давления и датчиков дифференциального давления новой серии EJX.
Мультисенсорная функция кремниевого резонансного чувствительного элемента реализует новые возможности в решении прикладных задач. Комбинирование этой функции с программными средствами, в которых используются эти возможности, позволяет выполнять всевозможные расширенные диагностики, такие как, например, диагностика засорения импульсных линий.
Компания Yokogawa продолжит дальнейшие разработки в области измерительных технологий нового поколения с тем, чтобы пользователи все больше могли применять датчики серии EJX скорее как многофункциональные приборы, а не только как обычные датчики давления или дифференциального давления.
Литератураcontrolengrussia.com
На сегодняшний день существуют разные модификации датчиков давления кондиционера, однако одинаковым остается принцип их работы. При достижении давления критических значений, датчик подает соответствующий сигнал на электронную систему управления компрессором , и компрессор автоматически отключается. Также вместе с компрессором отключается и вентилятор. Более простые модели разрывают цепь управления компрессором, при достижении значение давления аварийного значения (менее 0,17 бара для датчика низкого давления и более 25–30 бар – для высокого). Однако это устройство может срабатывать при нескольких значениях. Наиболее распространены 4-х контактные приборы, которые также реагируют и на промежуточное давление, например, в 16–17 бар. Данное значение считается наиболее подходящим для работы кондиционера. При достижении давления в системой 16 бар, датчик отправляет соответствующий сигнал, и включается вентилятор. Более поздние модели датчиков применяются совместно с электронным блоком управления климат-контролем. Они отправляют сигнал о уровне давления хладагента, и далее уже что делать «решает» блок управления климат-контролем. Так и происходит многоступенчатое регулирование работы вентиляторов.
В зависимости от марки авто датчики высокого давления кондиционера отличаются внешней и внутренней резьбой. Также их различает количество контактов. Различны и типы разъемов. Бывают и универсальные модели, но они устанавливаются только на универсальные ресиверы-осушители. Как же проверить неисправность датчика давления кондиционера и при необходимости его заменить? Первая причина возникновения неисправности датчика давления в системе а также некорректная его работа происходить из за загрязнения или механического повреждения самого датчика. Поэтому при появлении первых признаков необходимо проверить состояние разъёмов и проводов. Недопустимы любые повреждения, трещины, наличие следов влаги, а также коррозии. Также можно провести компьютерную диагностику. Вот основные признаки которые позволяют понять что нужно заехать в автосервис или залезть под капот самостоятельно: Первое это некорректная работа компрессора, происходит включение при чрезмерном давлении, либо происходит запуск без фреона. Второе это возникновение перебоев в работе вентиляторов. Да и в общем система работает нестабильно.
Если вы точно определили что из строя вышел именно датчик давления кондиционера, необходимо произвести срочную замену данного устройства. Чтобы произвести данную операцию можно обратиться за помощью в специализированную автостанцию, однако данная процедура несложная и есть возможность произвести данную процедуру в гаражных условиях. Для этого понадобиться набор ключей и желательно наличие смотровой ямы. Замена происходит только при выключенном двигателе, находим место установки датчика давления в системе, чтобы его демонтировать, для начала необходимо поднять защелку на штекере и отключить подключенные к нему провода, затем подбираем необходимый рожковый ключ и выкручиваем датчик. Благодаря предохранительному клапану не стоит бояться утечки хладагента. На его место вкручивается приготовленный заранее новый датчик давления и подключаются назад отключенные провода. Датчик давления заменен и вы снова можете радоваться комфортному передвижению на вашем автомобиле. Если замена вполне осуществима своими силами, то проверку датчика давления кондиционера следует доверить специалистам, ведь для этого понадобится дорогостоящая аппаратура и приобретать ее для домашнего пользования нет необходимости.
motorcool-s.ru
Датчики давления являются устройством, выдающим сигналы на выходе, зависящие от давления измеряемой среды. Сегодня не обходятся без точных датчиков определения давления. Они применяются в автоматизированных системах всех отраслей промышленности.
Многие датчики давления функционируют на преобразовании давления в движение механической части. Кроме механических элементов (трубчатые пружины, мембраны) для замеров используются тепловые и электрические системы. Электронные элементы дают возможность осуществить производство датчиков давления на электронных элементах.
Этот тип датчиков считается самым точным в работе, которая не имеет большой зависимости от изменений температуры. Элементом точной чувствительности действует оптический волновод. Давление в волоконно-оптических приборах определяется путем поляризации света, прошедшего по элементу чувствительности, и колебаниям амплитуды.
Датчики давления состоит из нескольких слоев, через которые проходит свет. Один слой меняет свойства от величины давления среды. Меняются 2 параметра: величина преломления и размер слоя. Методы изображены на рисунках.
При изменении свойств будет изменяться характеристика света, проходящего через слои. Фотоэлемент производит регистрацию изменений. Преимуществом оптоэлектронных приборов стала высокая точность.
Датчики легко определяют давление, имеют повышенное разрешение, чувствительность, стабильны к действию температуры. Перспективность оптоэлектронных приборов обуславливается работой на интерференции света, использованием интерферометра для замера малых перемещений. Основные составляющие элементы датчика – кристалл оптического анализатора с диафрагмой, фотодиод и детектор. Детектор составляют три светодиода.
К 2-м фотодиодам прикреплены оптические фильтры, которые имеют отличия по толщине. Фильтры состоят из кремниевых зеркал, имеющих отражение от лицевой части поверхности, которые имеют слой оксида кремния. Поверхность напылена слоем алюминия малой толщины.
Световой преобразователь подобен емкостному датчику. Его диафрагма смоделирована способом травления, которая покрыта металлическим тонким слоем. Стеклянная пластина снизу покрыта металлическим слоем. Между подложкой и стеклом есть промежуток, образованный двумя прокладками.
Два металлических слоя образуют интерферометр с изменяемым воздушным промежутком. В его состав вошли: зеркало на стекле стационарного вида и меняющее положение зеркало на мембране.
На подобной основе изготавливают чувствительные датчики размером 0,55 мм. Они легко проходят через ушко иглы.
Оптическое волокно взаимосвязано с сенсором. В нем с помощью управления микропроцессора подключается монохроматический свет, который вводится в волокно. Делается замер интенсивности обратного света, по калибровке рассчитывается наружное давление и результат показывается на экране. Сенсоры используют в медицине для проверки давления внутри черепа, измерения кровяного давления в артериях легких. Другими методами в легкие добраться невозможно.
Магнитные датчики давления еще называют индуктивными. Элементом чувствительности служит Е-пластина, в центре расположена катушка, и проводящая мембрана. Она расположена на малом расстоянии от конца пластины. При подсоединении обмотки образуется магнитный поток, он идет через пластину, промежуток воздуха и мембрану.
Магнитная проницаемость воздуха в зазоре в 1000 раз слабее мембраны и пластины. Малое изменение параметра зазора приводит к значительному изменению индуктивности.
При воздействии давления мембрана изгибается, сопротивление катушки меняется. Преобразователь переводит изменение в сигнал тока. Измерительный рабочий элемент преобразователя сделан по схеме моста, обмотка включена в плечо. АЦП подает сигнал от элемента измерения в виде сигнала от давления.
Датчики давления самой простой конструкции, состоящий из плоских электродов (2 шт.) с зазором. Электрод сделан мембраной, на нее давит измеряемое давление. Меняется размер зазора. Такой вид датчика образует конденсатор с меняющимся зазором. Величина емкости конденсатора меняется при изменении промежутка от пластин или от электродов в данном случае.
Для определения очень небольших изменений давления приборы наиболее применимы и эффективны. Они дают возможность произвести замеры избыточного давления в различной среде. На предприятиях при выполнении технологических процессов, в которых задействованы системы воздушного и гидравлического оборудования, в насосах, компрессорах, на станках емкостные датчики нашли широкое применение. Датчик емкостного вида имеет конструкцию, которая имеет стойкость к вибрациям, скачкам температуры, защищена от химической и электромагнитной среды.
Также простая конструкция прибора. Действует по закону о сообщающихся сосудах. На одну емкость давит давление, которое нужно измерить. По величине другого сосуда – определяется давление.
Элементом чувствительности в этом датчике служит пьезоэлемент. Это вещество, создающее электрический сигнал во время деформации. Такое свойство называется прямым пьезоэффектом. В измеряемой области находится пьезоэлемент, который образует ток, прямо зависящий от значения давления. Сигнал в датчике из пьезоматериала образуется только при деформации. При неизменном давлении нет деформации, поэтому датчик годен только для проведения замеров среды с быстро изменяемым давлением.
Если давление не будет изменяться, то не будет деформации, пьезоэлектрик не сгенерирует сигнал.
Пьезоэлектрики нашли использование в первичных преобразователях потока водяных вихревых счетчиков, и других сред. Их устанавливают парами в трубу с проходом в несколько сотен мм за предметом обтекания. Фиксируют вихри. Количество и частота вихрей прямо зависят от скорости потока и расхода по объему.
В отличие от вышеописанного вида датчика здесь применяется обратный пьезоэффект, то есть, форма материала пьезоэлемента изменяется от тока подачи. Применяется резонатор в виде пластины из пьезоматериала. На пластину с двух сторон нанесены электроды. На них подключается по очереди напряжение питания с разным знаком, пластина производит изгиб в обе стороны в зависимости от полярности поданного напряжения и частоты.
Если воздействовать на пластину силой, чувствительной мембраной к давлению, то резонатор изменит частоту колебаний. Частота резонатора укажет значение давления на мембрану, которая оказывает давление на резонатор.
На рисунке изображен пьезорезонансный датчик с абсолютным давлением, который сделан герметичной камерой 1. Она достигается корпусом 2, основанием 6, мембраной 10. Мембрана крепится на электронную сварку к корпусу. Держатели закреплены на основании перемычками. Силочувствительный резонатор удерживает держатель.
Мембрана 10 давит на втулку 13 и шарик 6, который закреплен в держателе. Шарик давит на чувствительный резонатор 5. Проводка закреплена на основании 6, необходима для слияния резонаторов с генераторами. Сигнал на выходе абсолютного давления образуется по схеме путем разности генераторных частот. Датчик находится в активном термостате 18 с неизменной температурой 40 градусов. Давления для измерения поступает через штуцер 12.
Другим названием этот датчик называется тензорезистор. Это элемент, который меняет собственное сопротивление при деформации. Такие тензорезисторы монтируют на мембрану, которая чувствительна к изменяющемуся давлению. В результате при приложении силы на мембрану происходит ее изгиб, из-за этого изгибаются тензорезисторы, которые на ней закреплены. На тензорезисторах меняется сопротивление и значение тока цепи.
Растяжение элементов из проводников на каждом тензорезисторе ведет к увеличению длины и снижению сечения. В итоге сопротивление повышается. При сжатии процесс происходит наоборот. Изменения сопротивления незначительные, поэтому для обработки сигнала применяются усилители. Деформация переделывается в изменение сопротивления проводника или полупроводника, а затем в сигнал тока.
Тензорезисторы выполнены в виде проводящего зигзагообразного элемента, или из полупроводника, который расположен на гибкой подложке, приклеенной к мембране. Подложка сделана из слюды, полимерной пленки или бумаги. Элемент проводника – из полупроводника, тонкой проволоки или фольги, напыленных на металл в вакуумном состоянии. Чувствительный элемент соединяют с цепью измерения выводами из проволоки или площадками контактов. Тензорезисторы чаще имеют размер площади до 10 мм2. Они более подходят для замера давления, веса, силы нажатия.
electrosam.ru
• Система низкого давления в автомобилях, оборудованных системой впрыска топлива с общей магистралью фирмы Denso, в основном состоит из следующих компонентов:
— Топливного бака
— Топливного фильтра с ручным насосом и датчиком уровня воды
— Подогревателя топлива
— Подающего насоса
— Редукционного клапана
— Перепускного клапана
Узел топливного насоса
• Топливный узел состоит из датчика уровня топлива, буферного топливного резервуара, и насоса. В буферном топливном резервуаре поддерживается постоянный уровень топлива, который должен обеспечить бесперебойную подачу топлива в топливную магистраль. Топливоподающий насос в узле топливного бака отсутствует.
• Насос обеспечивает постоянный уровень топлива в буферном топливном резервуаре. Возвращаемое из двигателя топливо, проходит через насос и за счет этого топливо подсасывается из топливного бака в буферный топливный резервуар. Это предотвращает падение мощности двигателя из-за нехватки топлива.
1. Патрубок подающей магистрали (к топливному фильтру) 2. Разъем датчика уровня топлива 3. Патрубок возвратной магистрали 4. Датчик уровня топлива 5. Насос 6. Буферный топливный резервуар |
Топливный фильтр
• Поскольку в системах впрыска дизельного топлива на стороне высокого давления используются компоненты, изготовленные с высокой точностью, топливо должно подвергаться чрезвычайно тонкой фильтрации, чтобы предотвратить чрезмерный износ и повреждения элементов. Интервалы замены фильтра зависят от его объема, а также от степени загрязнения топлива (смотри инструкцию по техническому обслуживанию автомобилей).
• В зависимости от модели автомобиля и условий его эксплуатации узел топливного фильтра может быть дополнительно оборудован подогревателем топлива и/или ручным насосом.
Примечание: Чрезмерно засоренный патрон топливного фильтра может стать причиной недостаточной подачи топлива. Кроме того, негерметичность топливного фильтра может привести к попаданию воздуха в систему низкого давления.
1. Подогреватель топлива
2. Корпус фильтра
3. Ручной насос
4. Топливный фильтр
5. Датчик уровня воды
6. Болт слива воды
• Вода, попадающая в топливо в результате конденсации и загрязнения, может стать причиной коррозии компонентов системы впрыска дизельного топлива, поэтому ее необходимо отделять от топлива. Поскольку плотность воды выше плотности топлива, она осаждается в нижней части патрона фильтра (водоотделителе). Эту воду необходимо регулярно сливать в соответствии с заданными интервалами технического обслуживания (смотри инструкцию по техническому обслуживанию автомобилей).
Датчик уровня воды
• Датчик уровня воды установлен в нижней части топливного фильтра и фиксирует уровень воды в водоотделителе. Этот датчик состоит из поплавка со встроенным кольцевым магнитопроводом и герконом. Если количество воды превосходит заданное предельное значение, то срабатывает геркон, который включает сигнальную лампу уровня воды на панели приборов.
1. Поплавок
Подогрев топлива
• При низкой температуре окружающей среды парафиновые кристаллы, выделяющиеся из топлива, могут стать причиной засорения топливного фильтра. Присадки в дизельном топливе поддерживают его фильтруемость до -22° С. Однако в неблагоприятных условиях выделение кристаллов начинается уже при температуре в 0° С. Этот процесс предотвращается за счет использования подогревателя топлива, который встраивается в крышку фильтра и состоит из вакуумного выключателя и нагревательного элемента.
• Если двигатель эксплуатируется при низких температурах, а выделяющиеся из топлива парафиновые кристаллы, забивают топливный фильтр, то разрежение в подводящем трубопроводе возрастает. Если разрежение превышает заданное предельное значение, то контакт замыкается и включается нагревательный элемент. Вырабатываемое тепло растворяет парафиновые кристаллы, а разрежение уменьшается. Если разрежение падает ниже определенного значения, то контакт вакуумного выключателя размыкается, а нагревательный элемент выключается.
1. Нагревательный элемент
2. Подвод вакуума
Роторный топливный насос
• Для подкачки топлива в насос высокого давления встроен механический подкачивающий насос. Через фильтр он подсасывает топливо из топливного бака и непрерывно подает его в полость насоса высокого давления. Мощность подачи подкачивающего насоса всегда больше, чем количество топлива, которое необходимо для общей топливной магистрали. Избыточное топливо охлаждает насос высокого давления и через обратный трубопровод возвращается в топливный бак.
• Для подачи топлива система Denso Common Rail оборудована роторным подкачивающим насосом. Этот насос состоит из колеса с 6 внутренними зубьями (внутренний ротор) и колеса с 7 внешними зубьями (внешний ротор), которые вращаются на двух различных осях вращения. Внутренний ротор приводится в действие валом насоса и в свою очередь вращает внешний ротор. За счет этого из больших полостей всасывается топливо, которое попадает под давление ввиду уменьшающихся полостей. Поскольку насос приводится в действие двигателем, объем его подачи зависит от частоты вращения двигателя.
1. Напорная сторона (во внутреннюю полость насоса) 2. Напорная сторона (к элементам насоса высокого давления) 3. Внутренний ротор 4. Внешний ротор 5. Редукционный клапан 6. Сторона всасывания (от топливного фильтра) |
Редукционный клапан • Редукционный клапан управляет количеством топлива, возвращаемым к стороне впуска подкачивающего топливного насоса, а значит и напором насоса. Клапан встроен в насос высокого давления и включат в себя подпружиненный поршень. Если давление на напорной стороне насоса превышает заданное предельное значение, то редукционный клапан открывается, а избыточное топливо возвращается к стороне впуска насоса. 1. Пружина 2. Поршень 3. Со стороны подкачивающего насоса (напорная сторона) 4. К подкачивающему насосу (сторона всасывания) |
Перепускной клапан
• Перепускной клапан управляет количеством топлива, возвращаемым в топливный бак, а значит и давлением внутри насоса. Кроме того, перепускной клапан обеспечивает возможность автоматического вентилирования насоса высокого давления.
• Этот клапан встроен в насос высокого давления и состоит из дроссельного отверстия и подпружиненного шарика. Если давление внутри насоса ниже заданного предельного значения, то избыточное топливо через дроссельное отверстие перетекает в обратный топливный трубопровод, а оттуда обратно в топливный бак. Если давление внутри насоса превышает заданное предельное значение, то шариковый клапан открывается, а избыточное топливо отводится обратно в топливный бак.
1. Пружина
2. Шарик клапана
3. К топливному баку
4. Дроссельное отверстие
5. От внутренней полости насоса
Диагностика
• Конструктивные элементы системы низкого давления проверяются следующим образом:
— Измерение давления на датчике уровня воды
— Измерение сопротивления датчика уровня воды
— Измерение напряжения подогревателя топлива
— Измерение сопротивления подогревателя топлива
— Измерение вакуума в подающем топливном трубопроводе
— Измерение давления в обратном топливном трубопроводе
— Проверка подающего топливного трубопровода на предмет засорения
— Проверка обратного топливного трубопровода на предмет засорения
— Проверка системы низкого давления на предмет доступа воздуха
— Проверка системы низкого давления на предмет наличия продуктов износа
Измерение вакуума в подающей топливной магистрали
• Подключить манометр к присоединительному отверстию на подводящем топливопроводе и стравить воздух из системы при помощи насоса ручной подкачки. После этого замерить давление топлива на холостом ходу или прокрутить двигатель стартером (если двигатель не заводится). Если разрежение значительно превышает нормативное значение, это указывает на засорение топливного фильтра или сужение в подводящем топливопроводе. Если разрежение значительно ниже нормативного значения, следует проверить сторону низкого давления в насосе высокого давления (смотри раздел «Диагностика системы высокого давления»).
Измерение давления в обратном топливопроводе
• Подключить к обратному трубопроводу манометр (у передней стенки кузова). После этого следует измерить давление топлива на холостом ходу или при прокручивании двигателя стартером (если двигатель не заводится). Если давление значительно превышает нормативное значение, это указывает на сужение в обратном топливопроводе. Если измеренное давление значительно ниже нормативного значения, следует проверить сторону низкого давления в насосе высокого давления (смотри раздел «Диагностика системы высокого давления»).
Проверка топливной магистрали на предмет засорения
• Отсоединить магистраль у топливного фильтра и на её место подсоединить самодельную магистраль. Погрузить другой конец этой магистрали в отдельный резервуар с топливом, заполненный топливом. Затем при помощи ручного насоса стравить из нее воздух и запустить двигатель. Если двигатель работает нормально, это указывает на сужение в подводящем топливопроводе на участке от топливного бака к топливному фильтру.
Примечание: Поскольку инородные тела, содержащиеся в топливе, забивают топливный фильтр, необходимо гарантировать абсолютную чистоту отдельного резервуара с топливом.
Проверка обратного топливопровода на предмет засорения
• Отсоединить обратный топливопровод и подсоединить к металлическому трубопроводу самодельный топливопровод. Погрузить другой конец этого самодельного топливопровода в отдельный резервуар стполивом. Затем запустить двигатель. Если двигатель работает нормально, это указывает на засорение в обратном топливопроводе на участке от передней стенки кузова к топливному баку.
Проверка системы низкого давления на наличие в ней воздуха
• Отсоединить обратный топливопровод от насоса высокого давления, а вместо него смонтировать прозрачный топливопровод. Затем запустить двигатель и проверить проходят ли через прозрачный трубопровод пузырьки воздуха. Пузырьки воздуха большого размера указывают на негерметичность в системе низкого давления.
Примечание: Поскольку в подводящей топливной магистрали на участке между топливным баком и насосом высокого давления создается постояный вакуум, трещины в трубопроводе могут остаться незамеченными. Помимо этого, причиной притока воздуха могут быть засоренные конструктивные элементы или перегиб топливопроводов на стороне низкого давления вызванный повышением разрежения.
Проверка системы низкого давления на наличие продуктов износа
• Демонтировать топливный фильтр и слить его содержимое в чистую емкость. Затем подождать 30 минут, чтобы частицы осели на дно емкости. Провести магнитом по днищу емкости, чтобы проверить содержатся ли в топливе металлические продукты износа. Наличие в системе чрезмерного количества продуктов износа металла может быть признаком повреждения насоса высокого давления.
Примечание: При наличии в системе низкого давления значительного количества продуктов износа, поступающих из системы высокого давления, необходимо заменить насос высокого давления, форсунки и топливный фильтр. Кроме того, следует промыть дизельным топливом все остальные элементы на стороне высокого и низкого давления топливной системы (подводящий топливопровод, обратный топливопровод, общую топливную магистраль и магистраль высокого давления).
axela-mazda.ru