Menu

Датчик maf – Infiniti FX #MILF Stage2+upRev, R22 › Бортжурнал › [Впуск] MAF-сенсор (ДМРВ) — чистка. Зачем? Как? Впечатления. Борьба с расходом

Mazda 3 MPS turbOослик › Бортжурнал › MAF сенсор что это?! Тачка не едет, стреляет, коптит, дымит 🙂

Привет мальчики и девочки а так же их родители. 🙂
Решил накатать немного букв с целью информирования еще не испеченного тюнера, для тех кто в теме это покажется банальностью, но есть и те кто не в курсе, как их мотор живет и работает.
В интернете полно инфы про эту чудо штуку, но я решил немного урезать и так сказать поверхностно ввести в курс дел, а тем кто захочет глубже изучить эту тему думаю поможет гугл.
И так MAF сенсор

Расположен он в впускной части двигателя, после фильтрующего элемента.


Этот датчик не заменим в современном двигателе. Полное его имя звучит так — датчик массового расхода воздуха!
Что же означает эта связка букв и чем конкретно занимается этот датчик —
MAF сенсор это счетчик, который считает количество прошедшего через него воздуха. Считает именно тот воздух, который попадет к вам в двигатель. А еще он измеряет температуру входящего воздуха (но не на всех авто, на некоторых авто, «градусник» температуры входящего воздуха устанавливается отдельно)
Зачем все эти сложности? Ведь чем сложнее тем не надежней.
На самом деле MAF сенсор очень надежная деталь вашего автомобиля и выполняет одну из самых важных ролей в управление подачи топлива в вашем двигателе. Он очень точный и быстрый измерительный прибор.
Так зачем же он все это считает?
Затем, что бы ваш блок PCM (блок управления ВСЕМ двигателем) знал, сколько ему надо впрыснуть топлива. Ведь получая информацию с MAF сенсора и зная сколько зашло воздуха в двигатель, можно очень точно рассчитать нужное количество топлива для правленой стехиометрической (14,7 лямбда) топливовоздушной смеси. Стехиометрическая смесь — это такое соотношения кислорода и топлива при котором не остается излишков и все топливо сгорает. Этого требуют нормы евро, а так же требует ваш кошелек — зачем лить больше когда можно лить меньше?! Но совсем меньше нельзя! Но об этом не в этой теме!
И так, теперь мы знаем, что такое MAF сенсор и для чего он нужен — считает количество воздуха.
Но давайте теперь подойдем к самому любимому тюнингу, начинающего тюнера.
Как вы думаете, что самым первым меняется в автомобиле у начинающего тюнера?
А пока вы думаете я продолжу.
Впускная система, на заводе изготовителе очень точно просчитанная «труба» И ее аэродинамические свойства изучены вдоль и поперек. Расположение сенсора MAF, взято не от стечения обстоятельств и созвездия, а именно после точных расчетов. Так же диаметр и форма впускной части где расположен MAF — тоже было рассчитано инженерами.
Теперь вернемся к нашему новоиспеченному тюнеру.
Очень часто, одним из самых первых переделок начинающего тюнера станет впускная система, в которую как правило будет воткнут фильтр нулевого сопротивления. Да фиг с с ним с фильтром, это пол беды от которой приход чаще 0 или даже минус. Дело в том, что потом руки начинают чесаться и эти руки лезут дальше. И очень часто, после установки нулевика, пока еще непонимающие ручонки устанавливают на своего коня толстую (с большим диаметром) красную или синею трубу, в которую потом успешно монтируется MAF сенсор. Все встает отлично, НО диаметр и форма изменились и поток воздуха стал проходить иначе — не так как просчитал завод изготовитель.
По скольку мы знаем для чего нужен и как работает MAF сенсор, и после логического размышления мы можем с легкость ответить на частый вопрос:
Вчера поставил впуск, а тачка не едет, стреляет, коптит и плохо заводится, в чем же проблема бро?
А проблема твоя в том, что один из главных датчиков топливной системы двигателя, теперь врет, точнее он не может посчитать правильно количество прошедшего через него воздуха. В результате чего топлива впрыскивается либо меньше либо больше положенного и двигатель начинает работать не правильно.
Как это вылечить?
Во первых если уж очень хочется красивой трубы под капотом то ее следует подбирать по тождественным параметрам заводской впускной системы. Важно соблюсти размеры именно той части где будет установлен MAF сенсор. Но и этот параметр не гарантирует того, что ваш сенсор будет правильно измерять количество поступающего воздуха. Поскольку следует не забывать об аэродинамичсеких свойствах и завихрениях поступающего воздуха. Завихрения могут повлиять на правильный расчет воздуха.
Ну и во вторых. Если ни как не получается подобрать впускную трубу, а украсит «подкапотку», блестящей толстой трубой очень хочется, то перед покупкой и установкой этого мода, стоит найти чиповщика с софтом и прибором для вашей машины. Который сможет программно исправить ошибки расчета датчика массового расхода воздуха. И привести вашу топливовоздушную смесь в норму.

Я не пророк и не вангую вам то, что после смены впускной части у вас 100% будут проблемы с двигателем, но как правило, проблемы есть — маленькие или большие.

Всем мир, дружба и бубль-гум (для тех то ослепительно молод: бубль-гум — это жвачка и в 90-тых годах была очень популярна)

P.S.
Устанавливайте только проверенный и правильный тюнинг двигателя — последствия могут быть плачевными.

Следующая важная часть в смесеобразовании — Лямбда зонд

www.drive2.ru

MAF-sensor, Mass Air Flow, или датчик массового расхода воздуха

Что все-таки такой за зверь MAF-сенсор, как с ним бороться и побеждать?

Давайте представим себе довольно распространенную ситуацию: жаркий июль 2013 года. Семья из четырех человек, отец, мать и двое детей отправляются в пятницу вечером, прихватив с собой палатку на озеро. В субботу вечером, когда жара спала, семья решила привести в порядок машину. Пока мама с детьми натирала машину снаружи и внутри, папа решил сделать маленькое ТО, для любимого всей семьей автомобиля. Сказано — сделано! Заменен не менявшийся уже год салонный фильтр. Снята и промыта дроссельная заслонка. Заменены свечи. Заменен и уже сильно «уставший» воздушный фильтр.

Близится вечер воскресенья. Пора собираться домой. Палатка, котелки и другие пожитки занимают свое место в багажнике, экипаж- место в салоне. Ключ на старт! Движок радостно оживает. Папа включает селектор передач в положение «D», отпускает тормоз и… двигатель машины глохнет… На дисплее «чек» и треугольник с восклицательным знаком…

Но нас голыми руками не возьмешь! Папа отлично знает, что «накосячить» он не мог. Приуса он обслуживает самостоятельно уже 3 года, Как говорят «собаку съел». Из багажника достаются ключи и начинается проверка по кругу: заслонка, свечи, фильтр, разъемы. Все собрано правильно, а машина ехать домой не желает… Солнышко клонится к закату, делать нечего и выход один — эвакуатор.

В понедельник утром машинка на горбу «эвакуатора» попадает к нам в сервис. Клиент в красках рассказывает, как он пытался победить этого «железного тупого монстра» собственными силами. Сканер еще не подключен, заполняется заказ-наряд. Пока заполняю бланк, пытаюсь провести прямую диалоговую приемку: задаю вопросы про последнюю заправку, маркировку установленных свечей, наличие комаров при выполнении работ на озере…

Последний вопрос ввел папу в ступор, он не понял:
— Каких комаров!?
— Да самых обыкновенных, которые больно кусаются.
— Да их там просто тучи были!!!

Все! Сканер можно не подключать, диагноз поставлен. На глазах изумленного хозяина отстегиваем разъем датчика массового расхода воздуха, откручивает два самореза и вытаскиваем датчик. Точно! Один маленький кровопийца покончил жизнь самоубийством на раскаленных нитях ДМРВ! Сдуваем обугленный труп комара, ставим датчик на место и… о, чудо! На глазах изумленного хозяина, его мертвый железный конь оживает!

Как говорится: «а дело было не в бобине…».
Давайте теперь подробно рассмотрим, как маленький комарик мог убить такого большого железного монстра, как Приус!

Из чего состоит этот ДМРВ, кто его изобрел, как он устроен и как его обслуживать?

Для начала давайте посмотрим где он стоит и насколько удобно к нему подбираться (показано стрелкой):


Как видите, расположение очень удобное. А вблизи сенсор выглядит вот так:

Цвет проводов:

И маркировка:


Немного курсивом: я немного поторопился с этими фото, потому что вначале хотел показать «как рекомендуется обслуживать автомобиль» — картинка ниже. Так, вообще-то говоря, положено делать. И если вы подобного не увидели – попросите работников автосервиса, чтобы они, прежде чем производить какие-то работы на вашем автомобиле – прикрепили накидки на крылья (цифра «2» на рисунке, там внутри есть специальные магнитики; мелочь, как говорится, а не только «приятно», но и уберег от царапин и т.п):


Да и сами, если будете что-то делать на машине – киньте на крылья что-либо мягкое – времени много не займёт, а гарантия от царапин, сколов и задиров будет надежная.

Но вернемся к нашему датчику массового расхода воздуха. Давайте открутим, снимем MAF-sensor и посмотрим на него поближе:


Схематические устройство датчика массового расхода воздуха выглядит таким образом:

Слева на рисунке принципиальная электрическая схема, а справа внешний вид и расположение температурного сенсора и измерительного элемента. Черная стрелка показывает направление потока воздуха. Чтобы увидеть эти сенсоры, которые представляют собой тонкие проволочки, надо перевернуть сенсор и заглянуть вовнутрь:

И так как есть возможность – спилим верхнюю часть:

Ну вот, хорошо виден и температурный сенсор, и измерительный элемент. А сверху, со стороны воздушного фильтра, все вместе сверху будет выглядеть вот таким образом:

Для самых любопытных вот фото, что находится под крышкой датчика:


С этим понятно, вы получили представление где стоит MAF-sensor и из чего он состоит.
Далее надо понять «как и на каких принципах работает MAF-sensor».

MAF-sensor, Mass Air Flow, или датчик массового расхода воздуха.

Необходим для точной дозировки смеси, подаваемой в цилиндры.

На основании сигнала с МАФ-сенсора контроллер управления двигателем поддерживает стехиометрический состав смеси 14,7:1. Иными словами, смесь считается нормальной (не бедной и не богатой), если в цилиндр подается 14,7 частей воздуха и 1 часть топлива от общего состава смеси. Расходомер воздуха не измеряет ни количество кислорода, ни количество других хим. элементов в воздухе. МАФ-сенсор работает по принципу поточного охлаждения внутреннего элемента — нити, через которую проходит электрический ток. Поршни, втягивая воздух в цилиндры, создают воздушный поток внутри впускного тракта, где расположен МАФ, который охлаждает нить внутри датчика, меняя её сопротивление.

Исправный ДМРВ обладает следующими характеристиками: Напряжение АЦП ДМРВ на неработающем двигателе должно быть 0,996 Вольт. Значения 1,016 и 1,021 еще приемлемы, если более 1,035 — чувствительный элемент датчика засорен и скорее всего датчик уже врет. Степень отклонения показаний ДМРВ от нормы можно оценить при работающем двигателе на разных оборотах. Для 1,5-литрового двигателя на холостом ходу показания должны быть 9,5-10 кг/час, на 2000 об/мин — 19-21 кг/час. Если на 2000 об/мин ДМРВ показывает порядка 18-17 кг — машина более-менее тянет, расход даже ниже обычной нормы — можно ездить и экономить бензин, если никуда не торопитесь. Если показывает 22-23-24 кг/час — машина неплохо тянет, но расход литров 10-11 на сотню, и на морозе может плохо заводиться по причине перелива топлива.

Датчик, определяющий температуру всасываемого воздуха, является элементом ЭСУД — электронной системой управления двигателем. Находится прибор между корпусом воздушного фильтра и входом воздушного тракта, в корпусе ДМРВ — датчика массового расхода воздуха или в нижней части корпуса воздушного фильтра.

Датчик температуры воздуха(далее ДТВ) является термистором — полупроводниковым резистором, имеющим резко выраженную зависимость между температурой окружающего воздуха и электрическим сопротивлением.

«Отрицательный температурный коэффициент» термистора означает, что при повышении температуры электрическое сопротивление становится меньше. Высокая температура вызывает низкое сопротивление — 70 Ом при 130°С, а низкая температура, наоборот, даёт высокое сопротивление — 100,7 кОм при -40°С.

С электронного блока управления (ЭБУ) на датчик температуры воздуха подаётся напряжение 5 вольт через резистор постоянного сопротивления, который находится в блоке ЭБУ. Температура входящего воздуха рассчитывается ЭБУ по величине падения напряжения на ДТВ с переменным сопротивлением. Значение температуры воздуха является параметром, который затрагивает почти все системы, управляемые ЭБУ со старыми расходомерами. Однако, если в системе установлен современный ДМРВ, неверные показания или полная неисправность датчика температуры воздуха не особо влияют на работу двигателя, лишь немного «притупливая» характеристики ускорения движения автомобиля, которые без сканера «на глаз» заметить просто НЕВОЗМОЖНО!

А вот на расходе топлива это отразится. Так что если у вас повышенный расход топлива- обязательно проверьте исправность датчика!

Если электрические цепи датчика неисправны, через некоторое время ЭБУ занесёт в память код ошибки и подключит контрольный сигнал на водительской панели управления «CHECK ENGINE», как визуальное предупреждение о неисправности в системе. Блок самостоятельно рассчитает температуру воздуха, используя сигнал с датчика температуры охлаждающей жидкости, или задаст значение по умолчанию, приблизительно 33°С. И машина будет продолжать ездить как ни в чем не бывало на излишне обогащенной смеси!

А теперь самое важное: «Как проверять?». Уверен, что этот вопрос волнует всех владельцев автомобилей Prius. Начнем с ошибок, которые фиксирует блок управления и показывает их на сканере, вот они:


Проверка датчика расхода воздуха

1. По изменению напряжения
Слева-направо: коричневый, белый, зеленый, красный, черный.


Берем питание с АКБ и подаем:
• +12 вольт на черный
• -12 вольт на красный
Подсоединяем вольтметр:
• «плюс» на зеленый
• «минус» на красный

Далее подаем на расходомер поток воздуха и наблюдаем изменение напряжения на вольтметре. Если напряжение не меняется – расходомер неисправен (см. фото ниже).


2. Проверка датчика расхода воздуха по сопротивлению

Измеряем сопротивление между коричневым и белым проводами.


Оно должно составлять:
При температуре окружающей среды минус 20 градусов Цельсия 13.6-18.4 Ком

При температуре окружающей среды плюс 20 градусов Цельсия: 2.21-2.69 Ком
При температуре окружающей среды плюс 60 градусов Цельсия: 0.49-0.67 Ком
При выходе параметров за указанные пределы, работоспособность датчика не гарантируется.

Если будете проверять не самостоятельно, а поедите в автосервис, то можете показать специалисту (если у него нет), таблицу из мануала, по которой он может понять, что ему проверять, как проверять и на что ориентироваться:


И после того, как он проверит, покажите ему еще одни рекомендации из ремонтного мануала:
• If the result is not as specified, replace the mass air flow meter.
• If the result is within the specified range, remove and inspect the mass air flow meter

Как видите, проверка MAF-sensor особого труда не представляет. И произведя такие проверки, вы сможете самостоятельно понять, исправен ли ваш сенсор или нет. И сэкономить на поездке в автосервис.

И возвращаясь к началу нашего рассказа: «как маленький комарик мог убить такого большого железного монстра, как Приус»,- знак вопроса.

Наверняка, многие, посмотрев фото и рисунки это поняли: комар, вес которого всего несколько грамм, просто попал и прилип на одну из измерительных проволочек, при помощи которых блок управления двигателем определяет массу воздуха поступившего в мотор и тем самым определяет необходимое количество топлива, которое надо подать в цилиндры. Измерения исказились – блок управления задумался и начал выдавать на форсунки «некое среднее время» открытия инжекторов, что и привело к неисправности.

Но это уже, скажем так «критическая» неисправность. На практике в большинстве случаев бывает по другому:

Приезжают клиенты с жалобой на большой расход топлива.
Проводим диагностику и видим, что указанных выше ошибок, по датчику расхода блок управления не зафиксировал. Казалось бы все нормально. И многие «диагносты» на этом успокаиваются, отметая ДМРВ, как причину повышенного расхода топлива.

На самом же деле, мы должны проанализировать показания датчика расхода с имеющейся топливной коррекцией двигателя. Как это сделать- это тема отдельной статьи, которую в ближайшем будущем планирую сделать.

Но без всякого анализа показаний мы можем увидеть на датчике следующую картину:


Т.е. забитый грязь и пухом воздушный фильтр ДВС.

Как вы думаете, в каком состоянии у нас при этом ДМРВ?
А определить его состояние мы также можем с помощью своей пары глаз. Для этого достаточно посмотреть на температурный датчик MAF-сенсора. Ведь он у нас по совместительству выполняет еще одну функцию- индикатора загрязнения измерительного элемента расходомера.

Как это устроено на практике. Смотрим на это фото:


Мы видим, что «капелька» температурного датчика покрыта большим слоем копоти и грязи, и представляет собой «грязную спичечную головку». Соответственно, и измерительный элемент расходомера покрыт таким же «одеялом» грязи. И считывать правильно, какое кол-во воздуха поступило в двигатель, расходометр из под этого «грязного одеяла» просто не может.

На чистом датчике капелька и спирали измерителя должны выглядеть так:


Т.е. в капельке мы должны видеть, как выражаются японцы, американский «$». Другими словами внутри янтарной капельки мы должны хорошо видеть головку терморезистора, которая по форме напоминает общепринятое обозначение американской валюты.

Как привести «грязный» датчик в состояние «чистого»?Самый простой способ- это бесконтактная промывка данного датчика и измерительного элемента расходомера с помощью специальной автомобильной химии. Для этого хорошо подойдет любой «очиститель карбюратора» или что то подобное, содержащее в своем составе сильный растворитель. Ни в коем случае не направляйте сильную струю из баллончика с очистителем на нить расходомера. Этим вы ее деформируете, т.е. своими руками выведете из строя. Мыть можно только «отраженной» струей или несильно нажимая на клапан баллона. Еще обращу внимание, что этот растворитель, после применения, не должен оставлять после себя ни какой «пленки». Мы пользуемся очистителями японского и американского производства.

Последний момент, на который хочется обратить внимание читателей — это уплотнительное резиновое кольцо ДМРВ. Как оно выглядит, и его оригинальный номер вы можете увидеть на фото


Так вот это кольцо, в связи с тем, что оно выполнено из простой резины, очень чувствительно ко многим видам «очистителей» и «растворителей». Поэтому, перед операцией очистки ДМРВ с помощью химии, его лучше снять с датчика. Гордеев Сергей Николаевич
(ник на форуме — FERMER)
Свердловская обл., Белоярский р-н
с.Кочневское, ул.Садовая, д.33.
+7 (902) 444-23-35
http://hybridservis.ru

autodata.ru

принцип работы, устройство датчика, характеристика и показания

На отказ датчика МАФ машина реагирует молниеносно. Чувствуете, что она плохо запускается при любом заряде аккумулятора? Начала слишком резко тормозить и разгоняться? Стало уходить больше бензина, а на панели горит лампочка Check Engine? Время проверить сенсор расхода воздуха, он же датчик MAF.

Давайте разберемся, что это, где он находится и чем опасны его повреждения.

Датчик МАФ – что это?

Еще десяток лет назад от самой концепции бережного отношения к экологии средний автолюбитель бы только отмахнулся. Экологичное топливо и электромобили – это фантастика, а залить бак доверху девяносто пятым нужно прямо сейчас. Сертификация и cruelty free – понятия почти из другого мира. С тех пор ответственное отношение к среде стало стоить гораздо дешевле и не требует таких усилий. Не взять лишний пакет на кассе, разделить мусор на биоотходы, пластик и бумагу. Автомобильная промышленность отреагировала одной из первых, введя сначала катализаторы и фильтры, а потом – массовую установку датчиков МАФ.

Все эти приборы нужны именно для того, чтобы двигатель выбрасывал меньше продуктов горения. Поступающая в движок смесь топлива и воздуха рассчитана ювелирно. Сенсор измеряет воздухопоток и рассчитывает, сколько топлива попадет в движок. Иначе говоря, от него зависит и расход. Сенсор находится во впускной системе, между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.

Какие они бывают?

  1. Механические сенсоры флюгерного типа – появились первыми, уже почти не ставятся. В потоке воздуха внутри двигается заслонка, и так поток измеряется. С одной стороны, измерения не слишком точны, с другой – такие сенсоры почти не ломаются, просто изнашиваются со временем. Сейчас их почти не ставят, разве что на вторичном рынке еще удается найти во впускной системе такой раритет.
  2. Нитевой датчик МАФ.
  3. Пленочный датчик.

В современных машинах стоят только сенсоры второго и третьего типа, и они очень точны, но и хрупки – их можно повредить неаккуратной чисткой, ее отсутствием, даже просто неосторожно коснувшись. А поскольку неточность показаний датчика МАФ – прямой удар по вашему кошельку, давайте разбираться, как этого избежать.

Чего опасаться?

Нет ничего опаснее для хрупкого сенсора, чем грязь. Под капотом это обычно пыль или масло. Первая попадает внутрь с воздухом, второе – из-за особенностей работы системы картерных газов. Патрубок рециркуляции вставлен во впускную систему, и внутрь попадает масло, которое оседает на сенсоре.

Что происходит в этот момент?

  1. В основе проволочного сенсора – нить из платины или вольфрама. При работе она нагревается, и расход воздуха измеряется тем, как быстро она остывает в потоке после. Сам принцип его работы – уже система самоочистки. Пыль и грязь просто сгорают и осыпаются с нити при тех высоких температурах, на которых она работает. Масло же – совсем другая история. При нагревании масляной взвеси, она расплавляется, оставляя карбоновые отложения. Из-за них нить охлаждается медленнее, и сначала показывает менее точные данные, а потом в конце концов перегревается и выходит из строя. Но даже если этого не произошло, толщина нити просто уменьшается со временем.
  2. Пленочный сенсор менее хрупок, но с ним тоже бывают проблемы. Его чувствительный элемент – кремний с несколькими слоями платиновых пленок. Такие датчики ломаются от грязи, осевшей на термоэлементе.

Важно понимать: и при самом бережном уходе сенсор однажды сломается, и это нормально. Но бережная чистка датчика МАФ продлит срок его жизни.

Как не надо?

  1. Продувать воздухом не надо никогда. Ни чистить, ни сушить после чистки спецсредствами пленочный расходомер таким методом нельзя. Сенсоры очень хрупки, термоэлемент может повредиться, если оторвутся кристаллы, его придется менять.
  2. Чистить карбоклинером или любыми составами, в которых содержится растворитель. Детали сенсора соединены между собой гелеобразным компаундом, и механически в нашем случае это обычный клей. Что делает растворитель с клеем? Правильно.
  3. Протирать спиртом. Есть целый ряд способов, которым спирт может навредить чувствительному сенсору. Это образование налета, окисление, это просто его свойства. Спирт испаряется, поверхность под ним охлаждается – это физика. Такие перепады температуры деформируют пленку, между слоями образуются зазоры, куда попадает воздух. Сенсор выходит из строя.
  4. Механическое протирание поверхности датчика, даже ватой, может привести к необратимым повреждениям.

Как правильно?

Для чистки датчика МАФ подходят только средства, не содержащие в своей формуле агрессивных веществ – спирта и растворителей. Будьте внимательны к тому, что попадает внутрь вашего автомобиля. На рынке хватает специализированных средств, и они не так дороги, во всяком случае, гораздо дешевле нового датчика.

Например, аэрозольные очистители подходят для реанимации работоспособности всех датчиков ДМВР и холостого хода. Подходят для пленочных и нитевых сенсоров. Состав средства безопасен для указанных элементов. Кроме того, может использоваться для очистки резины, проводов, всех видов пластиков.

Метод использования доступен любому автовладельцу. Для их применения достаточно снять сенсор, проверить температуру – он не должен быть горячим. Распылить очиститель на все компоненты, покрытые налетом, и дать детали высохнуть. Помните о первом пункте прошлого абзаца: продувать нельзя, сенсор должен высохнуть естественным путем на открытом воздухе. После установки сенсора запустите двигатель на холостом ходу на 3-5 минут.

Что еще?

Одной проверки датчика МАФ, конечно, не достаточно для того, чтобы с машиной все было в порядке. Следите за воздушным фильтром – благодаря ему внутрь попадает меньше пыли. Слушайте двигатель – чем изношеннее поршневые кольца и сальники, тем больше масла попадает на сенсор из системы рециркуляции. Проверяйте состояние патрубка, соединенного с дроссельной заслонкой. Трещины в нем подсасывают воздух – датчик дает неверные показания, кроме того, во всасываемом воздухе тоже есть пыль и грязь. Чистка одного только сенсора – не панацея, все системы в автомобиле связаны, и только регулярные полные техосмотры на самом деле продлевают жизнь вашего любимого автомобиля.

fb.ru

ДМРВ или MAF — что за зверь? — DRIVE2

ДМРВ или MAF – что за зверь?
Принцип работы датчика, назначение, диагностика неисправностей.
Датчик Массового Расхода Воздуха или (MAF sernsor – от англ. MASS AIR FLOW SENSOR) – это датчик, предназначенный для контроля массы воздуха поступающего в двигатель в режиме реального времени. Датчик, как правило, имеет встроенный датчик температуры воздуха, и в большинстве случаев передает информацию в ЭБУ (Электронный Блок Управления) сигналы с обоих датчиков в аналоговом виде. Встречаются и разновидности датчиков со встроенной схемой АЦП (аналогово – цифровой преобразователь), где сигнал поступает в ЭБУ уже в оцифрованном виде, что в некоторой степени усложняет его диагностику для рядового «самодиагноста». Такие датчики устанавливаются достаточно редко, да и то на дорогих авто. Диагностировать их в «походных условиях» можно путем временной замены на заведомо исправный, и сравнивая результаты показаний по диагностическому протоколу.
Есть два основных вида таких датчиков: нитиевый, и пленочный… Нитиевые датчики массового расхода воздуха обладают меньшей точностью, но более надежны, и устанавливались на автомобили марки ГАЗ. Пленочные (самые распространенные) датчики имеют самую высокую точность на сегодняшний день, но и самые капризные в плане надежности!
Почему автопроизводители оборудуют свои автомобили именно этими датчиками, а не скажем всем известным и достаточно хорошо себя зарекомендовавшим ДАД (MAP — sensor)? Ведь Датчики Абсолютного Давления практически безотказны?! Все дело в том, что на разработчиков постоянно давят экологи, постоянно увеличивая свои требования к токсичности выхлопных газов… Да, мы придумали «каталитический нейтрализатор», и «систему рециркуляции отработанных газов», и они достаточно хорошо справляются с возложенными на них обязанностями, но есть одно «НО»! Есть такое понятие как «окно католизации»… Если состав ТВС (топливовоздушной смеси) отклоняется от стехиометрической на +/- 10%, то каталитический нейтрализатор просто на просто перестает функционировать! Точность ДАД сенсоров зачастую не позволяет выдерживать такую точную смесь, и поэтому производитель вынужден ставить ДМРВ.
Как же устроен пленочный ДМРВ, или по научному «Термоанемометрический Датчик Массового Расхода Воздуха Пленочного типа» Итак, представьте себе пленку с керамическим покрытием. Эта пленка установлена непосредственно в поток воздуха, количество которого мы измеряем, так, что воздух проходит над керамическим покрытием поперек пленки. Сверху этого керамического покрытия, поперек потока, нанесены нагревательный резистор (в основном платина) и по бокам от него два терморезистора (если смотреть по потоку воздуха, то один терморезистор до платинового нагревателя, а второй после). Платиновый нагреватель разогревается до определенной температуры, и эта температура всегда постоянна – за этим следит специальный микроконтроллер, встроенный в этот датчик. Когда поток воздуха равен 0, то терморезисторы (термометры) показывают одинаковую температуру, т.к. облако нагретого воздуха не сдувается потоком. Когда повышается поток воздуха, то он «сдувает» облако нагретого воздуха, и терморезисторы показывают разную температуру… На основе таких измерений, а так же температуры воздуха на входе, и высчитывается точное количество (обьем) воздуха, что потом пересчитывается в массу… Этот датчик обладает наивысшей точностью измерений на сегодняшний день, т.к. различает направление потока воздуха, и отнимает объем воздуха который проходит обратно после удара о резко закрытый дроссель.

По мере эксплуатации этих датчиков, эта самая пленочка засоряется всевозможными маслами, пылью и пр. грязью, а так же истирается мелкими песчинками, в результате чего датчик просто начинает ВРАТЬ. К чему это приводит – это тема другой статьи, а сейчас рассмотрим как проверить работоспособность датчика:
1) Напряжение на сигнальном проводе датчика, в состоянии покоя (на выключенном двигателе) должно составлять ровно 1 вольт +/- 0,02 вольта. То есть, если напряжение выходит за диапазон 0,98 – 1,02 вольта, то датчик неисправен!
2) При резкой перегазовке, напряжение на сигнальном проводе датчика должно МГНОВЕННО (резким скачком) превысить планку в 4 вольта, и после этого сразу же упасть до текущего и нарастать по мере увеличения потока воздуха. Увидеть это, к сожалению, можно только на осциллографе, или при достаточном опыте на очень чувствительном СТРЕЛОЧНОМ вольтметре. Цифровым вольтметром такой скачек увидеть невозможно!
3) Если есть возможность подключиться к ЭБУ сканером или диагностической программой, то можно посмотреть коэффициент топливоподачи на ХХ. Отличия от единицы в две десятые – явно указывают на неисправность датчика, разумеется при исправном датчике концентрации кислорода, отсутствии подсоса в задроссельное пространство, и отсутствии трещин в выхлопе между двигателем и первой лямбдой.

Ну и конечно же можно временно подключить заведомо исправный датчик, и сравнить их показания, или проехаться, если нет возможности подключиться к ЭБУ.

Надеюсь сочтете статью полезной!
Источник: mraliev
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой блог!

www.drive2.ru

Правильная чистка MAF датчика — бортжурнал Mazda CX-7 Zoom-Boom 2010 года на DRIVE2

MAF-сенсор очень важный компонент, определяющий количество воздуха, которое подается в двигатель. Когда сенсор загрязняется, он подает сигнал, что воздуха через него прошло больше,
чем на самом деле. ECU (компьютер), использует эту информацию и автомобиль поначалу незаметно, но начинает терять свои прежние характеристики. Увеличивается расход топлива, хуже становится отклик на педаль газа и ухудшается приемистость. В условиях Европы и США MAF-сенсор рекомендуется чистить не реже чем один раз в 20 тыс. миль (32.000 км) или каждые два года. В условиях российской эксплуатации этот временной промежуток легко можно сократить вдвое.
Итак, приступим. Где искать MAF-сенсор, уже видно по фотографии ниже.

MAF датчик на корпусе воздушного фильтра

снять его не составляет труда и займет пару минут.

ВСЕ, датчик у вас в руках! И теперь, главное избежать основной ошибки!
Многие люди сразу начинают чистить сенсор, который сразу бросается в глаза,
он обведен на фото красным:

это датчик температуры

После этого, с чувством выполненного долга, MAF-сенсор водружается на место, а
владелец машины удивляется «похоже, что ничего не изменилось!». Неудивительно.
Ведь это сенсор температуры воздуха! А то, что предлагается почистить
беличьей кисточкой, находится внутри датчика! Загляните вовнутрь
Вот там-то вы и увидите искомые «волоски», которые требуют чистки!
Вот они:

вот эти волоски и нужно чистить

Чистить можно какрб клинером или специальным средством для чистики MAF, например этим:

Очиститель ДМРВ Luftmassensensor-Reiniger (арт. 8044)


всем спасибо за внимание, фотки брал в интернете ©

www.drive2.ru

Infiniti FX #MILF Stage2+upRev, R22 › Бортжурнал › [Впуск] MAF-сенсор (ДМРВ) — чистка. Зачем? Как? Впечатления. Борьба с расходом

Под влиянием тренда этого лета на drive2 — «PCV, MAF, Химка кондея» — решил пройтись по этому списку.

● Хим атаку салона и кондиционера сделал.
● PCV клапан и прокладку — поставил.
Решил почистить и Датчик Массового Расхода Воздуха (ДМРВ) он же MAF (Mass Air Flow) сенсор.
▐ Подозрение на то что MAF косячит — показания с компа >
▐ Чтение консалтом у официалов — MAF в норме. все оказалось проще >

Вместе с этой записью я начну серию своих постов-исследований-практик, по снижения расхода топлива в своём авто.
И первым делом пройдусь по компонентам отвечающим за подготовку смеси. И прилегающие к ним пункты.
А именно:
● MAF сенсор — моем, подозреваем, он не виновен
● воздушный фильтр — вставлен перед заездами
● дроссельная заслонка — проверена, протерли, чистая
● впускной коллектор — одет и обут
● форсунки инжектора — помыты. 3 норм, 3 грязноватые
● лямбда-зонды (кислородные датчики) — проверены раз, проверены два
● топливный насос с фильтром — проверен: чист как новый

Первое и самое простое, да ещё и в тренде — ДМРВ.

Зачем он вообще нужен?
Это фактически расходомер воздуха, который непосредственно участвует в смесеобразовании.
В зависимости от его показаний мозги регулируют количество топлива, подаваемое для приготовления смеси.
Там же учитываются показания температуры воздуха за бортом, температуры воздуха во впускном тракте и даже давления по барометру.
Думаю многие замечали в прохладную погоду машина начинает тянуть лучше — воздух становиться холоднее, плотнее — а значит больше попадает кислорода в камеру сгорания.
Есть ещё эффект от дождя — влажный воздух охлаждает впускной тракт лучше, о тоже повышает количество кислорода в цилиндре (впрыск метанола — тот же смысл).

Итак, чем больше литров воздуха в единицу времени попадает во впуск — тем больше можно впрыснуть топлива для повышения эффективности. Идеальное соотношение долей вроде бы 14.7:1.
Но это хорошо если датчик не врет.
Плохо когда его показания нечестные, и он показывает больше — а значит топлива подаётся больше. Смесь становиться переобогащенная. Идёт перерасход топлива, хотя мозги думают что они чертовски наваливают.
Ситуацию ещё как-то должны спасать кислородные датчики (лямбда-зонды) в выпускном коллекторе, исправляя смесь в обратную сторону. Но это работает только если ваши лямбды ещё живы. Но если их никто не менял — скорее всего к 100 000 они уже давно мертвы.

В общем если в этой системе нет баланса, из-за неверно работающих датчиков — перерасход топлива гарантирован.

Почему может врать ДМРВ?
Есть косяк в том, что вы даже не поймёте врет ваш MAF или нет, потому что он не покажет ошибку о неверной работе. Единственное на что могут ругаться ошибки — отсутсвие связи с датчиком. А имея контакт, но показывая полный бред — все будет чистенько, и без ошибок.

Чтобы понимать почему он врет — прочитаем принцип работы:
В нашем случае это современный и самый распространённый датчики — пластинчатые термоанемометрические измерители.
Производства фирмы Hitachi (говорят неубиваемые, только мыть надо).
В таком расходомере основным элементом является теплообменник с двумя тонкими пластинками из платины. На эти пластинки подается энергия для их нагрева, одна из них является рабочей, вторая пластина – контрольная. Работа датчика построена на сохранении одинаковой температуры на обеих пластинах. Действует это так: поток воздуха, проходя через теплообменник, начинает охлаждать рабочую пластину. Чтобы поддерживать на рабочей пластине температуру, идентичную температуре контрольной, на не нее начинает подаваться большее количество тока. Изменение количества тока и выступает показателем для блока управления о количестве поступившего воздуха в систему.

И теперь представим что рабочая пластина у нас засрана. А засрана она может быть прилично — все видели эти мохнатые и пушистые воздушные фильтры? По которым даже не скажешь что они когда-то были красными.
Поэтому на сенсор могут прилетать и налетать всякие гадости, из-за чего рабочий элемент греется довольно легко, и не сильно реагирует на изменения потока воздуха.

Выход?
1) брать новый каждые 2-3 года (50-100-150$)
2) мыть

Важный момент — чем мыть.
И в двух точках мне предлагали помыть его очистителем для карбюраторов — что делать категорически НЕЛЬЗЯ!
Мыть надо струей спирта, либо спец баллончиком, либо замочить в спирте, либо шприцем.
Так же нельзя пластины трогать пальцами, тряпочками, либо очищать иголочкой!

Я стал искать жидкость для промывки.
2 недели поисков и прогулок по точкам — ничего не дало.
Пришлось брать с exist. Благо подсказали артикул: 8044 у производителя Liqui Moly.

Цена баллона: 11$
Хватить должно на 5-6 промывок.

Результат промывки ниже, под фотками

Артикул 8044


Торкс с дырочкой. Откручивать 20ым


Находится за фильтром во впускном патрубке. 2 болта.


Вытаскиваем и видим


С виду и не грязный


Хотя налёт виднеется


Снизу, в отдельном отсеке виднеется жёлтый — контрольный


Залил от души. Просох — заблестел


Пришлось купить ключи Torks, так как свои были без дырочки в центре. Но, думаю, ещё сгодятся.

Найти его легко — в патрубке прямо за фильтром.
2 болта. Ключ торкс 20.
Вытягиваем, разглядываем — ПАЛЬЦАМИ НЕ ТЫКАЕМ!
Я от души залил из баллончика, дал просохнуть 3 минуты. Залил ещё раз. Просушил ещё 5 минут — и обратно.

Завёл машину — все работает. Все ок.

Результаты:
Сразу же хотелось бы отметить что кардинально чудесным образом ни черта не изменилось!
Машина как ездила, так вроде бы и ездит.

Хотя уже спустя денек, два, стала по-другому ощущаться динамика в районе 3000.
Но здесь ещё дал свой эффект фильтр пониженного сопротивления K&N в штатное гнездо, установленный неделей ранее.
Но и после помывки МАФа, ощущения в районе 3000 изменились. Машина стала отзывчивее.
А вместе с нулевиком вообще появилось ощущение что милфа стала выстреливать от 3000 тысяч, а не от 4000 как раньше.
И по первым ощущениям упал расход.
Литра на 1.5.

Бак почти на исходе — и замер я опишу в отдельном посте.
P.S. Замеряю я строго по бакам. От щелчка до щелчка всегда. Использую Приложение на телефоне, купленное за 5$ когда-то
Road Trip
бесплатный itunes.apple.com/ru/app/r…omicnost/id299392794?mt=8
платный itunes.apple.com/ru/app/r…st-100km/id298398207?mt=8

www.drive2.ru

Volvo 960 Темно синяя 2.5 Зверь › Бортжурнал › ДМРВ — датчик массового расхода воздуха. Что это такое?

Всем доброго времени суток!)
У многих встает вопрос, как быть когда из строя выходит ДМВР. А для чего он нужен вообще?))
ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха. Он служит для определения количество воздуха, идущего на заполнение цилиндров при работе двигателя. Датчик установлен во впускном тракте после воздушного фильтра и является одним из главных при работе системы впрыска.
Как работает датчика расхода воздуха? В двигатель приблизительно должно попадать за один такт 1 часть топлива и 14 частей воздуха, тогда мотор будет работать в оптимальном режиме. Если нарушить это взаимоотношение, будет или уменьшение мощности двигателя или перерасход топлива.

образец ДМВР


ДМРВ необходим, чтобы измерять идеальное количество поступившего в двигатель воздуха. Он рассчитывает количество воздуха и после этого отсылает информацию главному компьютеру, который на основании этих данных уже рассчитывает количество необходимого топлива.
Чем больше вы жмете на педаль газа, тем больше воздуха поступает в двигатель. ДМРВ это фиксирует и дает команду главному компьютеру увеличить количество топлива. Если вы едете равномерно, то расход воздуха не большой, а значит и расход топлива будет также небольшим. И за этим следит датчик массового расхода воздуха, который измеряет количество воздуха, поступившего в двигатель. Датчик устанавливается между воздушным фильтром и впуском двигателя.
Измерить количество воздуха, поступившего в двигатель, — значит, определить нагрузку двигателя. Когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка открывается и количество всасываемого воздуха увеличивается. Мы говорим: нагрузка увеличилась. И наоборот, педаль отпустили — нагрузка уменьшилась. Всё это задача для ДМРВ.

Принцип работы и обслуживание ДМРВ

Датчик состоит из провода из платины диаметром 70 мкм, установленного в измерительной трубке, расположенной перед дроссельной заслонкой. Работа датчика массового расхода воздуха основана на принципе постоянства температуры.
При эксплуатации платиновый провод ДМВР неизбежно загрязняется. Для предотвращения загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1с накаляется до температуры 1000 С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает. Этот процесс контролируется электронным блоком управления.

обычное место расположения датчика после воздушного фильтра


Датчик расхода воздуха прост и надежен в эксплуатации, но это не означает, что его ремонт нужно производить самостоятельно. В случае его поломки лучше обратиться к специалистам и если датчик расхода воздуха перестал работать — его меняют на новый. Невозможность ремонта — это недостаток ДМРВ, ведь стоимость нового велика.
Недостатком ДМРВ является, что он измеряет объем поступающего воздуха. Поскольку для определения потребного количества топлива требуется определение массы воздуха, необходима корректировка показаний датчика в соответствии с плотностью воздуха. Для решения этой проблемы в воздухозаборник рядом с датчиком расхода ставят датчик температуры воздуха. Одним из направлений модернизации датчиков расхода воздуха является — датчик измерения давления.
Датчик массового расхода воздуха очень требователен к состоянию воздушного фильтра. У него загрязняются платиновые спирали. Промыть их можно с помощью очистителя карбюратора, но если сделать это неправильно — придется покупать новый.
Но самое интересное, как показала практика общения, есть и его заменитель! Спасибо моему земляку и товарищу inylon за предоставленную информацию. У него тоже когда то на 960 Вольво возникла такая проблема и он решил вообще избавиться от ДМВР, а вместо него поставить MAF Emulator/Fuel controller.

электронное устройство вместо ДМВР


www.turbo-garage.com.ua/i…tegory=mafemulator&part=1
Надеюсь данная информация поможет многим. В данный момент и сам задумываюсь о таком устройстве для своего танка)
Всем удачи и ровных дорог.

www.drive2.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *