Верховный суд разъяснил, кто имеет право на въезд во двор многоквартирного дома. И кто может лишить автовладельца такого права.
После введения платной парковки массовые огораживания дворовой территории и установка шлагбаумов буквально захлестнули крупные города. Еще бы, гаражи есть не у всех.
И вот тут-то началась борьба за место под солнцем. Дворовые объединения автовладельцев собирают плату за парковку во дворе, за работу шлагбаума. А тех, кто не платит, буквально выгоняют на улицу, запрещая подъезд к собственному дому. Законно ли это?
Вправе собственники закрывать свой двор? Вправе одни соседи говорить «не пущу» другим соседям, не заплатившим за место под солнцем во дворе? Именно с такой ситуацией пришлось разбираться Верховному суду. А поскольку таких случаев много, это дело было включено в обзор судебной практики. То есть теперь все судьи при разборе подобных дел должны ориентироваться на правовые позиции Верховного суда, указанные в этом процессе.
Итак, собрание автовладельцев одного из многоквартирных домов приняло решение лишить гражданку С. возможности парковать автомобиль на придомовой территории.
Несмотря на то, что эта гражданка имеет в собственности квартиру в этом доме, там же зарегистрирована и постоянно проживает. Поводом для этого послужило нарушение ею положений о порядке въезда и парковки, утвержденных этим же благородным собранием. Также собрание решило вернуть ей ранее уплаченные деньги — ее первоначальный взнос. Случилось это спустя два года после того, как она получила брелок от шлагбаума.
О порядке установки шлагбаума эксперты «РГ» рассказывают в рубрике «Юрконсультация»Лишившись подъезда к дому, гражданка С. подала в суд на жилищно-строительный кооператив. Однако суд первой инстанции отказал ей в удовлетворении иска. По его мнению, доказательств препятствия доступа к принадлежащему ей жилищу не представлено. Ограничение права на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, установлено решением общего собрания автовладельцев.
С этими доводами согласился и суд апелляционной инстанции. Но Верховный суд посчитал, что они не соответствуют закону.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты.
Участок, на котором стоит многоквартирный дом, — это общая долевая собственность хозяев помещений
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета, участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность хозяев помещений многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома. При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены, отметил Верховный суд.
Кроме того, право гражданки С. на беспрепятственный въезд на огороженную территорию части двора многоквартирного дома как собственницы жилого помещения в этом доме закреплено и Положением о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории, утвержденным общим собранием членов ЖСК.
Ссылка нижестоящих судов на то, что решение собрания автовладельцев — это правомерное основание для ограничения права истца на пользование парковочным местом, противоречит нормам материального права.
Одно из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей — это наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц.
Исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива содержится в статье 115 ЖК РФ. Он включает общее собрание членов жилищного кооператива, конференцию, если число участников общего собрания более пятидесяти, а также правление и председателя правления жилищного кооператива.
Общее собрание автовладельцев в этом перечне не указано. Значит его решения не могут иметь последствий для гражданки С. Но именно этого не учли ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций. В общем, лишить права парковать машину во дворе собственника жилья практически невозможно.
rg.ru
Соблюдение ПДД при въезде и выезде со двора
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены пункты правил дорожного движения, относящиеся к въезду на прилегающую территорию и выезду из нее. На всякий случай напомню, что к прилегающим территориям относятся дворы, стоянки, автозаправочные станции, территории предприятий и прочие объекты, не предназначенные для сквозного движения транспортных средств.
При этом, поскольку количество автомобилей неуклонно увеличивается с каждым годом, все чаще возникают ситуации, в которых требуется разъезд при въезде или выезде из дворов. Именно о них сегодня и пойдет речь.
Кроме того, я дам несколько советов по поводу того, как наиболее безопасно въезжать и выезжать с прилегающих территорий.
Въезд во двор
Рассмотрим пункты правил дорожного движения, регламентирующие въезд на прилегающую территорию:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
В данном случае нас интересует только вторая часть пункта 8.3 ПДД. При съезде с дороги необходимо уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, причем не имеет значения, в каком направлении движутся эти пешеходы и велосипедисты.
Кроме того, не следует забывать и про пункт 8.5 правил, который требует занять крайнее положение на проезжей части перед поворотом. Обратите внимание, что если при повороте направо на придомовую территорию Вы оставите с правой стороны от автомобиля 40-50 сантиметров свободного места, то туда может неожиданно юркнуть другой участник дорожного движения (велосипедист или водитель мопеда). В этом случае дорогу придется уступить и ему.
Замечу, что в настоящее время во многие городские дворы достаточно сложно заехать, повернув налево, т.к. при этом следует уступить дорогу встречным транспортным средствам (пункт 8.8 ПДД), поток которых может быть довольно плотным, особенно в часы пик.
Поэтому рекомендую строить свои маршруты таким образом, чтобы при подъезде к собственному дому или работе Вам нужно было выполнять только поворот направо для въезда во двор. Почти для любой прилегающей территории подобные маршруты можно легко найти.
Также рекомендую обратить внимание и на перепады высот при въезде во дворы. Естественно, лучше подъезжать ко въезду во двор с той стороны, где Ваш автомобиль движется под горку. В случае незапланированной остановки это позволит Вам быстро продолжить движение, не занимаясь троганием на подъем.
Выезд со двора
Рассмотрим пункты ПДД, регламентирующие выезд со двора:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
При выезде с прилегающей территории необходимо уступить дорогу всем участникам дорожного движения не зависимо от того, как они движутся.
Отдельно хочу обратите Ваше внимание на велосипедистов, которые активизируются начиная с середины весны и встреча с которыми уже давно перестала быть редкостью. Так вот, далеко не все велосипедисты знают правила дорожного движения, а следовательно выезжая из двора всегда будьте готовы к тому, что по тротуару мимо Вас проедет велосипед со скоростью 20-30 км/ч (значительно быстрее пешехода).
Это особенно актуально, если выезд из Вашего двора происходит через арку или между стенами соседних домов, т.е. возможность заметить велосипедиста заранее отсутствует.
Еще одна особенность выезда из двора. При повороте направо нужно уступить дорогу не только автомобилям движущимся слева-направо (попутно), но и автомобилям, движущимся справа-налево (во встречном направлении). Будьте готовы к тому, что автомобиль, едущий справа-налево, будет ехать по встречной полосе (ему тоже нужно уступить дорогу).
Многие водители не учитывают также и автомобили, едущие с нарушением правил, однако и таких на наших дорогах предостаточно.
Разъезд при въезде во двор
В последнее время довольно часто можно попасть в ситуацию, когда при въезде во двор встречаются 2 автомобиля, едущие в противоположных направлениях. При этом неширокие въезды во двор разъехаться обычно не позволяют. Возникает вопрос: «кто из водителей должен уступить дорогу?».
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Связано это с тем, что выезжающий со двора автомобиль может до бесконечности пропускать автомобиль, который хочет повернуть во двор, но выезд из двора он при этом так и не совершит. То есть пропускать автомобили нужно непосредственно при выезде, но сам выезд не выполняется. Соответственно пункт 8.3 к ситуации не подходит.
Водители попадают в ситуацию встречного разъезда, которая правилами не регламентирована. В данном случае маневрирование остается целиком на совести водителей.
Однако я рекомендую придерживаться следующих правил:
1. Если Вы хотите въехать во двор, то сначала выпустите все автомобили, которые из него выезжают.
2. Если все же автомобили оказались «нос» к «носу» в узком проходе, то задним ходом должен ехать тот водитель, у которого сзади больше пространства для маневров. Например, если территория двора позволяет разъехаться нескольким машинам, то лучше задним ходом отъехать именно туда. Если же двор представляет собой узенькую дорожку, то лучше из двора выехать.
Не забывайте при этом, что движение задним ходом — это один из самых опасных маневров автомобиля и следует обязательно воспользоваться помощью других лиц (например, водителя встречного автомобиля).
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Последнее обновление:
Верховный суд разъяснил, кто имеет право на въезд во двор многоквартирного дома.
И кто может лишить автовладельца такого права собственников жилья право пользования парковкой во дворе их дома безусловно.
После введения платной парковки массовые огораживания дворовой территории и установка шлагбаумов буквально захлестнули крупные города. Еще бы, гаражи есть не у всех.
И вот тут-то началась борьба за место под солнцем. Дворовые объединения автовладельцев собирают плату за парковку во дворе, за работу шлагбаума. А тех, кто не платит, буквально выгоняют на улицу, запрещая подъезд к собственному дому.
Законно ли это?
Вправе собственники закрывать свой двор? Вправе одни соседи говорить «не пущу» другим соседям, не заплатившим за место под солнцем во дворе?
Именно с такой ситуацией пришлось разбираться Верховному суду. А поскольку таких случаев много, это дело было включено в обзор судебной практики. То есть теперь все судьи при разборе подобных дел должны ориентироваться на правовые позиции Верховного суда, указанные в этом процессе.
Итак, собрание автовладельцев одного из многоквартирных домов приняло решение лишить гражданку С. возможности парковать автомобиль на придомовой территории.
Несмотря на то, что эта гражданка имеет в собственности квартиру в этом доме, там же зарегистрирована и постоянно проживает. Поводом для этого послужило нарушение ею положений о порядке въезда и парковки, утвержденных этим же благородным собранием. Также собрание решило вернуть ей ранее уплаченные деньги — ее первоначальный взнос. Случилось это спустя два года после того, как она получила брелок от шлагбаума.
Лишившись подъезда к дому, гражданка С. подала в суд на жилищно-строительный кооператив. Однако суд первой инстанции отказал ей в удовлетворении иска. По его мнению, доказательств препятствия доступа к принадлежащему ей жилищу не представлено. Огр
www.advokatorium.com
Сегодня собственный автомобиль есть практически у каждого дачника. Но не всегда въезд на дачный участок радует автовладельца. Бывает, что весной и осенью в период распутицы приходится оставлять свой автомобиль за забором.
Чтобы сделать въезд более удобным, придется его обустроить. Чтобы его не разбила тяжелая техника, нужно приступать к обустройству уже после завершения всего строительства на участке.
Для начала необходимо разобраться с видами покрытия и требующимися материалами. Въезды бывают двух основных типов — с жёстким покрытием и обычные. Жёсткое покрытие является более надёжным и долговечным. При этом, въезды с жёстким покрытием тоже разделяются на несколько типов:
Самым популярным способом устройства въезда во двор является покрытие из бетона или песка.
Покрытие из бетона является весьма надежным. Такой въезд будет служить столько же времени, сколько простоит сам дом. Да и обустроить въезд своими руками легче всего как раз с применением бетона.
Необходимо выкопать траншею под въезд. Глубина траншеи должна быть около 20-30 см. Перед этим лучше выполнить разметку с использованием колышков и бечевки. Дно траншеи нужно выложить дорнитом. После этого на боковые стороны траншеи требуется установить опалубку из досок. Дальше засыпается слой песка и гравия высотой около 15-25 см. Этот слой нужно тщательно утрамбовать.
Следующий этап — заливка бетона. Сначала нужно залить слой в несколько сантиметров, не до конца траншеи. После схватывания бетона надо уложить сетку из арматуры диаметром 4-6 мм. Это нужно для большей прочности бетона. Затем траншея заливается бетонным раствором до краёв.
Важно помнить один момент — верхний слой бетона должен быть не меньше пяти см толщиной. При более тонком слое от тяжелого автотранспорта дорожка способна потрескаться.
В течение следующих двух недель бетонное покрытие надо каждый день смачивать водой, а при жаркой погоде несколько раз в день. Покрытие будет полностью готово примерно спустя месяц.
Въезд из обычного песка делается значительно быстрее. Траншею нужно будет выкопать глубиной примерно полметра. На дно траншеи необходимо настелить геотекстиль. Дальше траншея засыпается песком слоями толщиной 20 см, каждый слой нужно качественно утрамбовать водой.
Если дачный поселок располагается в низине, зачастую вокруг участков выкопаны траншеи для дренажа. В таком случае въезд можно сделать тремя методами:
Если выбран первый вариант, то трубу нужно укладывать на слой щебня и сверху засыпать тоже щебенкой. Можно и забетонировать трубу. Благодаря этому вся конструкция будет еще надежнее, да и трубу точно не сдвинет паводком. Получится довольно удобный и долговечный въезд, однако, трубы сегодня стоят достаточно дорого.
Плиты из железобетона или же шпалы нужно уложить поверх траншеи. В итоге получится своеобразный мостик, который прослужит довольно долго.
Устроить въезд на дачный участок — это не только сделать дорожку, но и построить ворота. Чтобы было удобно не только въезжать во двор на легковом автомобиле, но и завозить стройматериалы на грузовом транспорте, ширину ворот нужно сделать не меньше трех с половиной метров. Неплохо, если недалеко от ворот будет расположена калитка.
Площадку для парковки обычно делают прямо напротив ворот или недалеко от гаража. Забетонировать ее несложно — используется та же технология, что и при заливке въезда. Можно сделать вывод, что сделать въезд во двор не так уж долго и трудоемко. Самый дешевый и надёжный материал для этого — бетон.
azbuka12.ru
Негде играть детям, невозможно выйти из подъезда, пройти по тротуару. Жильцы, имеющие машины, ставят металлические столбики и вешают на них цепи, огораживая таким образом индивидуальную стоянку.
Самостоятельно — нельзя
Однако, как рассказали специалисты департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники квартир не вправе самовольно отделять кусок территории двора, которая является частью общей собственности. Ограждать свою долю от общего имущества цепями, шлагбаумом, турникетом, например, для того чтобы оборудовать индивидуальное парковочное место для своей машины, нельзя. На такого единоличника ТСЖ, УК или любой сосед по многоквартирному дому могут подать в суд. Однако можно огородить определенное место во дворе и сделать общую автопарковку. Также на законном основании можно поставить шлагбаум, чтобы закрыть въезд для чужих автомобилей.
Решение примет собрание
Принять решение об использовании земельного участка можно только на общем собрании собственников. Легче собрать жителей сейчас, весной, когда люди еще не разъехались по дачам. На собрании обсуждаются такие вопросы, как установка ограждения придомовой территории с калиткой, выделение части земельного участка для парковки автомобилей, благоустройство двора. Чтобы решение вступило в силу, необходимо заручиться одобрением большинства (не менее 2/3 голосов от общего числа собственников многоквартирного дома).
В Новосибирске жильцы многоквартирных домов все чаще ставят не только ограждение, но и видеокамеры. Это улучшает ситуацию с точки зрения безопасности: просто так на придомовую территорию не проникнуть. В некоторых дворах устанавливают шлагбаумы, чтобы ограничить проезд чужих машин по своей территории.
Согласовать со службами
Однако установка шлагбаума также ограничивает въезд на придомовую территорию пожарных машин, спасательных служб и карет скорой помощи. Поэтому ТСЖ или многоквартирному дому необходимо дополнительно получить согласование не только в управляющей организации, но и в администрации района, ГИБДД, службе государственного пожарного надзора, в случае необходимости — у собственников инженерных коммуникаций.
Одна из основных служб, с которой необходимо провести согласование, — пожарная. Как пояснили в Управлении надзорной деятельности ГУ МЧС по Новосибирской области, установка шлагбаумов, которые не позволяют пожарным машинам беспрепятственно подъехать к дому, рассматривается как нарушение правил пожарной безопасности. За это и к ответственности могут привлечь — административной.
Тем не менее пожарные дают разрешение на установку шлагбаума, если соблюдаются некоторые условия:
1. Шлагбаум должен находиться в пределах территории придомового земельного участка многоквартирного дома.
2. Он не должен зауживать ширину проезда (обеспечение ширины проезда в габаритах конструкции шлагбаума не менее 5 м.)
3. Подъемный элемент должен быть в виде легкой конструкции, которая легко открывается при помощи ручного привода.
4. В случае пожара шлагбаум должен открываться немедленно. То есть установить его можно в тех дворах, где в подъездах есть консьержки или обеспечено круглосуточное дежурство. Причем дежурный должен иметь возможность круглосуточного видеонаблюдения за работой шлагбаума.
Информацию об установке шлагбаума, схему его размещения и порядок открывания в экстренных ситуациях необходимо направить в районную пожарную часть.
Информацию для согласования с другими службами можно найти на сайте новосибирского ДЭЖКХ в разделе «Методические рекомендации», конкретно «О размещении парковок на придомовых территориях многоквартирных домов».
nsk.aif.ru
Жители крупных городов все чаще задают вопросы о том, какие права они имеют на придомовую территорию. Сегодня собственники платят не только за свою квартиру, но и землю, а значит, имеют полное право ею пользоваться. Такая норма уже давно зафиксирована в законе, только выполнить ее бывает не так просто.
Особенно остро звучит проблема переполненности дворов чужими автомобилями для жителей центра Санкт-Петербурга. Ограничение въезда во двор становится необходимой мерой борьбы против вредных выхлопных газов и занятых газонов перед домом. Ситуация, когда весь двор заставлен личным транспортом, далеко не редкость. На фоне ее все чаще разгораются настоящие автомобильные войны между жильцами дома — между теми, кто за или против незаконной парковки.
Любой “земельный” спор можно решить с помощью закона. А он допускает ограничение въезда во двор чужим автомобилям, а также сквозной проезд по территории, прилегающей к дому. Реализовать закон на практике очень просто. Достаточно установить специальные металлические скобы в асфальтовом покрытии или разбить клумбы на газоне, через которые будет невозможно проехать. Закон разрешает установку специализированных шлагбаумов на въезде во двор. Последние новости рынка недвижимости Санкт-Петербурга свидетельствуют о возросшем спросе среди жильцов на автоматические шлагбаумы. Важно соблюдать только одно условие — все заграждающие конструкции не должны мешать проезду спецмашин: пожарных, скорой помощи и других служб безопасности.
Чтобы начать установку заграждений потребуется согласие большинства жильцов. Цифра в 67% собственников станет решающей для запрета въезда во двор. Жители должны провести собрание, после чего предоставить протокол с результатами в обслуживающую организацию. Дальше ТСЖ может выполнить работу сама, либо это сделают жильцы своими силами.
К сожалению, с чужими автомобилистами и их машинами можно бороться только заградительными мерами. Полицейский имеет право выписать штраф только за парковку на газоне или на территории детской площадки. Зато каждый человек может смело вызывать полицейского, если чужие железные кони в вашем дворе мешают проезду скорой помощи. После звонка в ДПС обязательно приедет экипаж и привлечет нарушителя к административной ответственности. Бывает, что владелец машины не выходит на улицу и не хочет контактировать с полицейским, это осложняет работу по привлечению за подобные нарушения.
Если земля на придомовой территории не оформлена в собственность жильцами, то они не имеют право устанавливать заграждающие конструкции. В таком случае земля муниципальная, а шлагбаумы — самоуправство жильцов. В плане участка можно также узнать его границы, потому что иногда заградительными конструкциями перекрывают те места, которые не относятся на самом деле к придомовой территории. Изучить план придомовой территории можно в БТИ (бюро технической инвентаризации).
Незаконно установленное заграждение имеет право снести сотрудник полиции или ГИБДД.
smetnov.com
Скорее всего в иске откажут. Нашел идентичную судебную практику по данному вопросу.
Как следует из материалов дела, ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» является сособственником нежилых помещений, расположенных на первом этаже здания дома N *** по ул. Г*** в г. Ульяновске, ответчики — собственниками жилых помещений указанного дома. Вход в офисные помещения, в том числе в помещение банка, расположен с фасадной стороны здания — с ул. Г***, вход в жилые помещения расположен со двора здания.
Управление многоквартирным жилым домом со встроенными торгово-офисными помещениями N *** по ул. Г*** в г. Ульяновске осуществляется ТСЖ «Бригантина».
Земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, собственникам дома не отведен.
Придомовая территория представляет собой огороженный со стороны двора участок, откуда осуществляется вход в жилые помещения. На металлических воротах, отделяющих придомовую территорию от улицы, имеется калитка, через которую осуществляется вход на спорную территорию. Ключ от металлических ворот, через которые осуществляется въезд автотранспорта на придомовую территорию, у ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» отсутствует. У истца имеется доступ для прохода на придомовую территорию — есть ключ от данной калитки, что не отрицалось его представителем в судебном заседании в районном суде.
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» об обеспечении беспрепятственного доступа работникам и транспорту ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» на придомовую территорию, предоставлении доступа к специальному устройству для программирования брелока.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Из разъяснений, данных в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Однако, по смыслу части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и исходил из того, что в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории.В соответствии с пунктом 3.3 указанных СанПиН 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.
pravoved.ru