(написано не мной, но по моей просьбе;)) (Нергиз)
Итак, выполняя просьбу любимой жены, сел писать про мой героический автопробег Москва — Махмутлар.
Начнём с законодательства: ввезти в Турцию любой автомобиль, состоящий на учёте в иностранном государстве, собственник-иностранец с действующим ВНЖ (икаметом) имеет право один раз в год на полгода. И данный конкретный автомобиль имеет право пребывать на территории Турции полгода в год ( в обоих случаях имеется в виду год не календарный, а с момента первого въезда).
Сроки пребывания могут быть разбиты на части.
Покинуть страну иностранец, ввёзший «на себя» автомобиль, может только вместе с ним (в паспорте ставится особая печать с номером автомобиля). Единственный вариант экстренно улететь по делам — сдать машину на платное (7лир в сутки+оформление порядка 150 лир) таможенное хранение. Ближайший к Алании/Махмутлару таможенный склад — на территории морского порта Анталии.
Второе требование — наличие закрывающей весь предполагаемый (шестимесячный, естественно) срок пребывания в стране международной страховки ОСАГО (т.н. Green Card ).
Правда есть исключение по сроку ввоза: собственники-пенсионеры имеют право на непрерывное пребывание машины в течении года. Я, откровенно скажу, пока про пенсию не задумывался и этот вопрос не прорабатывал. Поверхностно и по памяти — реализация его не так проста, нужна предварительная подготовка документов на территории Турции.
С этим разобрались, переходим к маршрутам. Их собственно три (экстрасложные, типа грузового парома из Одессы/Ильичевска в Стамбул и транзита через Азербайджан-Иран рассматривать я даже не пытался).
Простейший маршрут — паром из Сочи до Трабзона.
Банальный маршрут — вокруг Черного моря через Румынию-Болгарию.
Любопытный маршрут — через Грузию.
Сложности первого — достаточная иррегулярность движения автопарома (раз в неделю, при непостоянном графике, особенно зимой и в шторм) и его дороговизна (500$ за легковую автомашину, 700$ за внедорожник, 70$ за кресло на палубе/в салоне, 150$ за каютоместо), родное ГИБДД, известная своей сложностью и нагрузкой горная дорога от Джубги до Сочи . Плюсы — прекрасная трасса до Ростова и (местами) почти до Джубги, всего одна граница, экономия на одной ночёвке (паром).
Сложности второго — избыток пограничных переходов, сложный маршрут транзита через Румынию, и гораздо бОльший пробег (+1000км примерно). Ну про и стоимость затраченного топлива, болгарской транзитной визы и необходимость ночевки в отелях не забываем. Плюсы — это настоящее ПУТЕШЕСТВИЕ. Возможность отдохнуть за рулём и увидеть кучу интересного. Посетить Киев, Одессу, Констанцу, Варну, Бургас, Стамбул, Анкару, Конию (это всё — четко по маршруту)
Сложности третьего — неизведанность, некоторые опасения за безопасность при проезде через регионы компактного проживания лиц кавказской национальности и достаточно плохой, судя по автофорумам , 40-километровый участок Военно-Грузинской дороги, сразу после погранпоста. Плюсы — всего две границы, и возможность быть одним из первых на маршруте. Что весьма немаловажно 😉
Мои рекомендации по выбору:
Если Вы просто перегоняете машину, едете один, не в сезон отпусков и обладаете временем на возможное ожидание парома в Сочи — то однозначно первый вариант.
Если Вы едете не один/вдвоём, обладаете терпением для ожидания в очередях на границах, и желанием посетить по дороге несколько новых стран — то однозначно второй.
Ну а если Вы — настоящий автопутешественник — то однозначно третий. Который я, забегая вперёд, реализовать увы пока не смог. Но очень желаю.
продолжение следует…
Asya Reale Esateasyare.livejournal.com
Хочу поделиться о поездке в Турцию в начале июня 2014 из Москвы в Кемер через Грузию на авто, двое взрослых и девочки 3 и 14 лет. Пишу из Турции, мы 3 недели уже на месте. Поехали на 3 месяца — поэтому и на авто, на пару недель смысла не было бы.
Прошлый год на 2 месяца на тойота королла механика были в Болгарии. Ездили через Украину, но сейчас, понятно, это не реально.
Короче, сначала нашли, где пожить в Кемере. Теперь дорога — приложили по яндекс.нави и навителу — путь по Рашке от Москвы до Владикавказа 1800, потом перевал по Военно-грузинской дороге до Тбилиси 200 км, 150 по Грузии мимо Боржоми до погран с Турцией в Ахалцихе и по Турции 1600 до Кемера.
Остановки планировал во Владике, потом где-то посередке в Турции и все. Получилось 3800. Но на деле, подъехав до Владика, узнали что сошел сель, и перевал закрыт до особого распоряжения, и либо ехать обратно, либо через Ингушетию, Чечню, Азербайджан в Грузию и крюк 1100 км. Рассматривался вариант паромов из Сочи или Туапсе в Турцию, но они не возят сейчас авто. Только пеших.
Задний вариант не приемлем, и после ночевки во Владикавказе (очень шикарно спокойно и бюджетно) — поехали. Ингушетия, Чечня супер — даже не поняли — страна лад приор, в Чечне всюду фото Рамзана и В.В., потом граница с Азербайджаном — очень долго, вымогательно и хамовато, все памперсы, горшки, сумки и т.д. через сканер, хотя и человека можно провезти, за бабло же всё быстро.
Азербайджан был для меня погружён в ночь — серпантины, горы и навител, который повел по псевдодороге, и пришлось кое-где вернуться, спросив нормальных советских людей старшего возраста. Одно запомнилось — это мега супер красивые бензоколонки с подсвечивающимися стриженными садами типа вилл, но — просто заедьте, заправься. Бензокалонок такой красоты не видал я.
Короче, до Грузии доехали, Рустави, там сутки — супер все — потом на Ахалцихе через Боржоми.
Ну, о Грузии отдельный разговор — все как во всех отзывах прочитанных ранее — рай… На обратном пути 2 недели будем жить там и все обследовать. Люди, Отношение, Полиция, Вино, еда, цены, природа, виды, дороги, запах и главное — не покидающее чувство что это почему-то родное и твое, хотя я — московский совковый житель, бывавший в Грузии с Мамой и Папой в далеком счастливом детстве…
Короче, с удовольствием до Ахалцихе — там мы первые и последние на границе, все быстро и — 1600 км до адреса. Под конец устали. Был пойман турками 172 км/ч — 150$ при разрешенке 110 плюс 10 погрешки, после этого я лег спать к детям на колени и жена уже попалась на 75$ за 132 км/ч. Ну все. Мы тут.
Минусы — нереально дорогая связь что б вам не обещали в Москве и местный интернет (москвальский еще дороже), бензин 2.5$ — 95, и алкашка вся дорогая, если вы не инклюзиве. 0,5 пива — минимум 5 лир — 90 руб! Не пейте, не звоните — потом расскажите, и ходите пешком!!!! А ведь еще нам обратно?!… Хотя сервис для авто вроде тут дешевый — это не Рольф на Ярославле 31, хочу поменять тормозные диски переедание, кстати, мы пригнали на Санта-Клаус-фе 2011 2,4 бензин. Зато налазились по горам!!!!
Всем удачи, рад разжевать все мелочи, если интересно.
А кто еще куда гонял на авто? Поделитесь плиз. Здесь, в Кемере, однажды только на высокой горе у въезда в пещеру встретил крузак 200 174rus — Новосибирск — красавцы!!! А в остальном — люди в шоке, встают в ступор с открытыми ртами, не понимая, как мы сюда попали.
za7gorami.ru
Турция:
Ночь, туман. Спящий погранпост. Куда ехать? Где парковаться? Куда бежать с бумажками? Обычно делаешь это, глядя на других водителей. Но я тут опять единственный. Хотя…сзади фары. Притормозил, пропустил, поехал следом. Помогло.
Большой зал, куча турок пьёт чай.
Меня сразу берут в оборот, отправляют в какую-то дверь слева. Где, проверив все документы (паспорт, икамет, документы и страховку на автомобиль) ставят в паспорт кроме обычной печати о пересечении границы штамп с автомобильчиком. И ручкой в него вписывают номер машины и дату: 02.06.12. Переспрашиваю — это дата вывоза автомобиля? Таможенник важно кивает. УРА! Mission complete, разрешили ввоз на 180 суток. Осмотрели багажник, внимательно, но без разгрузки. И пограничник открыл шлагбаум! В 02:00 я в Турции. Осталось всего ничего — доехать до дома, из Европы в Азию.
Дорога кардинально улучшилась. Прямо от поста — четыре ряда с разделителем. Никого, все спят. Туман редеет. Гашетку в пол, вперёд и вниз, с гор на равнину!
Впереди маячили две задачи: купить карточку для оплаты платных дорог и всё таки поспать. Первую задачу выполнил достаточно просто: на объездной городка Кыркларели заехал на заправку Shell. Проехать мимо невозможно, их две одинаковых напротив друг друга стоят. И попросил продать мне карту KGS. Расплатился пластиком. Карта стоит три лиры, остальные деньги идут на баланс. Вот по этой ссылке есть неплохое разъяснение, как работает система KGS, и сколько денег стоит платный проезд. Карта пополняемая, её можно использовать для дальнейших путешествий по Турции.
Осталось найти где поспать. В то-же время я понимал, что скоро утро понедельника, и если я не проскочу Стамбул до начала часа пик…
Не проскочил. Мотель нашёлся раньше, примерно километрах в 50 до Стамбула, я выполз из машины и с трудом дошёл до номера. 50 лир с карточки. Организм сказал «спать».
Но проспал всего четыре часа, и в 9-00 уже выезжал с парковки. Естественно почти сразу вляпался в громадную пробку, более-менее рассосавшуюся только километров через 80, после моста через Босфор.
Дальше участок дороги до Анкары был похожа на сказку — четыре-шесть рядов, все летят. Даже фуры и автобусы. И я летел. Пока мне в переднюю левую стойку кузова не прилетела какая-то средних размеров птица. Ударила вскользь, очень быстро, даже отреагировать не успел. Съехал на обочину, включил аварийку, осмотрел — две царапинки. Повезло, что не в стекло. Едем дальше, на скорость царапины не влияют.
Объездная Анкары — восемь рядов. Потом съезд направо, на Тарсус-Мерсин. Дорога похуже, четыре ряда без разделителя. Машин много. После поворота на Конию поток редеет, но несильно.
Конию тоже лучше объезжать вокруг, слева. Убил запах. Зима, холодно. Ветра нет. Все топятся торфом. И весь город в торфяном тумане. Как он там живут и чем дышат???
За Конией окончательно стемнело, дорога пошла вверх на перевалы Торосских гор, и начались ремонты.
Но все они были чётко обозначены светящимися знаками. Сложностей это не вызвало, кроме снижения скорости: темнота, накопившаяся усталость незнакомая горная дорога и встречный поток фур сделали своё дело. Когда в свете фар показались знакомый номер трассы D400 и указатель «Алания — 45 км», я совсем расслабился. «Почти дома».
Расслабленно ехал по знакомым улицам, и улыбался сам себе. Я сделал это. Финишировал в 22-00. Загнал машину на парковку, обнял жену и детей, разгрузил многострадальное пианино и рухнул спать.
Итого на 1250 километров участка затрачено 20 часов. Из них 4 часа ушло на сон. 78 км/ч. С учётом ночёвки, стамбульской пробки и незнакомой горной дороги весьма неплохой результат.
Маршрут участка:
Выводы и итоги:
3500км пути. 64 часа «грязными» минус 12 часов на сон. Итого 52 часа чистой дороги и простоев на погранпостах. Средняя скорость 67 км/ч. Расходы на бензин не записывал, но они приемлемы. Дорога вполне проезжаема даже на автомобилях городского класса.
Понравилось-ли? ДА! Но я люблю дальнюю дорогу, один даже больше, чем в компании. Или это просто вопрос многолетней привычки?
Поеду-ли ещё раз? ДА! Обязательно. Если предоставится возможность или будет необходимость.
И Вам глубоко рекомендую!
P.S. Спасибо, что прочитали мой опус до конца. Я его год собирался написать, но всё откладывал. Спасибо любимой жене, давшей повод для поездки и поддерживающей мои безумные идеи, и Нергиз, сподвигнувшей меня отчитаться. Берегите себя и близких, и не только на дороге!
Продолжение (об обратной дороге через Чёрное море) следует…но чуть попозже.
Asya Real Estate
asyare.livejournal.com
При въезде на машине в Турцию на срок менее 2-х месяцев таможенные документы не требуются. Для предъявления дорожной полиции вполне достаточно иметь российские водительские права, техпаспорт автомобиля и свидетельство о страховании гражданской ответственности. Страховой полис можно приобрести на границе. Международное страховое свидетельство действительно по всей стране.
Для планирования поездки в Турцию на машине есть два варианта путей: по дороге, через несколько границ и морем — паромом из Сочи на Стамбул или Трабзон.
Едем на машите до Болгарии. Болгария вполне цивилизованная страна, с нормальными чиновниками и нормальным отношением. Если же Вам удалось счастливо миновать пограничные кордоны остальная часть авто путешествия пройдет хорошо и с удовольствием. Не нарушая правил движения, дорожную полицию в самой стране Вы можете не увидеть вовсе.
На границе в Турции Вам придется купить визу 20$, зарегистрировать ее в полиции. Потом паспортный контроль и пошлина за машину 10$. За 4 доллара Вам отпечатают декларацию на автомобиль и тогда можно проходить таможенный досмотр. Приграничные чиновники не знают ни слова по-русски, но хорошо читают по-английски. Если Ваши документы в порядке и Вы не везете ничего недозволенно, все закончится благополучно.
Еще одна статься расходов — мост через Босфор, платить надо только один раз, за проезд на машине туда и обратно. Законы в Турции и, особенно в транзитных государствах могут меняться, поэтому перед путешествием лучше проконсультироваться.
Путешествие на машине в Турцию паром из Сочи
снимает проблему общения с транзитными странами, но дороже. Цена колеблется от 350 до 450 долларов). Паромом, пересечение границы не исключает бюрократических процедур.За оформление документов могут выставить приличный счет. Это зависит от машины. Владельцы не дорогих авто имеют шансы проскочить границу долларов за 30, а владельцы иномарки оценивается в 100-150. А если у Вас не дай вам бог Мерседес или БМВ то цены вырастают в разы! И все-таки на Турецкой границе существует закон и порядок!
propertyturkey.ru
Собираясь, мы как-то сразу решили: в Турцию – на машине. Ведь говорят, дороги хорошие, машины в целом тоже неплохие – ржавые ведра, вроде, в аренду не предлагают, и мест, в которые можно съездить – действительно немало.
Турция – живая история, это – место, в котором какие-то древние останки встречаются буквально на каждом углу, как артефакты, созданные руками человека, так и немало природных красот. Другое дело, что Турция – страна довольно посещаемая, и найти действительно уединенные уголки природы сложно.
Но не будем забегать вперед и начнем по порядку, с аренды машины.
Как оказалось, процедура даже более простая, чем аренда байка в Таиланде. В Тайланде не спрашивают права, но все царапины на ТС желательно самому сфотографировать, ибо потом тебя могут ненавязчиво заставить заплатить за чужие косяки. В Турции на ваши царапины (даже если именно вы их и поставили) – вряд ли обратят внимание.
При заключении договора спросят права, причем достаточно российского в/у, тот пафосный кусок картона, гордо именовавшийся международными правами, который нам когда-то выдали в родном ГИБДД, их мало интересует. И на этом все практически. Копия вашего в/у, загранпаспорта, стандартный договор, ключ и поезжайте.
Но как всегда – есть нюансы. В большинстве случаев машины в Турции полностью застрахованы. Т.е. если не вы виноваты в аварии – так вообще без проблем, вы никому ничего точно не будете должны. Если вы виноваты – в большинстве случаев тоже (если только к этому не примешалась какая-то уголовщина, но это – уже другая история, надеюсь, не про всех нас).
Но есть компании, которые все-таки практикуют частичные выплаты, в случае если местная полиция признает вас виновным в аварии. Так что, собираясь в Турцию на машине, уточните у компании, в которой будете арендовать машину, этот пункт. Его можно выяснить заранее, еще на стадии бронирования машины.
Машину в аренду можно взять прямо в аэропорту, более того, машину легко можно взять в одном городе, а сдавать в другом, что, конечно, более удобно, особенно по сравнению с Россией. Помнится, когда я пытался найти машину, чтобы проехать из Санкт-Петербурга в Москву и сдать ее в Москве, я нашел только пару таких компаний, и был сильно этим удивлен.
Собираясь в Турцию на машине, вы можете заранее списаться с прокатными конторами и забронировать нужную машину. Стоимость аренды среднего бюджетного автомобиля (мы брали автомат) в пределах 25-35 евро. Понятно, что можно найти и дешевле (правда, дешевле 20 евро не видел, и это – механика), а можно и дороже до + бесконечности, зависит от класса машины.
Мы взяли небольшую Toyota Yaris, верные марке, и вспоминая нашу Тойоту, с которой прошли всю Карелию. Ну и она была не самая дорогая, что тоже сыграло роль.
Владельцы прокатных контор так или иначе говорят по-английски (а некоторые даже по-русски, и в принципе даже есть русскоязычные сайты на эту тему), поэтому вы с ними как-то разберетесь по всем вопросам, связанным с машиной, но на этом, скорее всего, легкость общения с турками для вас и закончится
Самое, наверное, мое большое удивление было следующим: турки, даже работающие в курортной зоне, например, в Анталии в отеле, в который ежедневно приезжает сколько-то там иностранных туристов, могут легко не знать никакого языка, кроме турецкого, и даже не пытаться.
Вот кроме шуток. Анталия. Отель, ночь, приезжаем. За стойкой – дедушка примерно к 80-ти, который знает только два слова – «паспорт» и «букинг». Все. Хорошо еще, что это был вторая наша ночь в этом отеле, и мы просто показали ему ключ от номера, уже выданный вчерашним портье, который знал еще несколько слов в дополнение к озвученным.
Но знаете, не особо-то вы разбежитесь с этими словами, я вам скажу Потому что при таком «знании языка» объяснить, что нет второй простыни (но есть 2 одеяла! где логика?) – нереально. То есть, я-то объясню, вот только поймет ли? Как показала практика – может реально не понять. Несмотря на жесты и тыкания пальцем.
Ну понятно, что если очень стараться… Но достает стараться ночью после нескольких часов за рулем, а особенно – после проезда по Анталии, которая сама по себе в плане вождения – отдельный трэш. В общем, как-то утомляло это.
Утомляет и то, что при заявлениях о европеизации и вроде как попытках вести себя в соответствии с заявленным, никаких сервисов на иностранных языках Турция по-прежнему не предоставляет.
Надписи на продуктах все – по-турецки, как я уже писал в рассказе об Авсалларе, на дорожных указателях – тоже, даже столкнувшись с бытовой техникой, вы не сможете найти инструкцию на английском, в буклетах будет предложено только описание на турецком. В отличие от распространенного даже в РФ стандарта писать хотя бы еще на парочке языков….
В нашу квартиру в Авсалларе была куплена техника. Холодильник, стиралка, кондеи… Ну если с холодильником и кондеями можно догадаться методом ненаучного тыка, то со стиралкой – тут все тоньше, ибо если вы знакомы не с одной стиралкой, вы понимаете – кнопки у них не расположены совершенно идентично, список программ – разный, и если не понимать, на что нажимать – фиг чего заработает
В итоге мы полчаса вместе с гугл-переводчиком переводили инструкцию. И даже оставили будущим арендаторам эти плоды трудов. Чтоб они хотя бы так не мучились
Или вот интернет, например. Удивительно, что даже «отсталый» египетский оператор мобильной связи присылает смс-ки на английском хотя бы по важным поводам: состояния счета, близкое к порогу отключения и основные детали траффика.
Тут нас просто развели как лохов чисто на незнании языка. Ибо все смски приходят на турецком. Мы попросили продать нам симку для мобильного интернета и 2 гб траффика. Плохо говоривший (но как-то все-таки говоривший, чему мы были несказанно рады!) на английском продавец вроде как нас понял.
Повторяя про 2 гб, видимо в знак понимания, он зарядил нам 100 мб и, в ус не дуя, взял с нас как за 2 гига. А смска-то пришла, но черт его там разберет, к чему было про эти 100мб написано? Может, это какой-то стартовый халявный баланс?
В общем, я не обратил особого внимания на эту смску, а зря. Интернет отрубился на середине пути. А продавец другого салона связи как-то (на таком же плохом английском, но спасибо и на этом) донес до нас горькую правду
В общем, собираясь в Турцию самостоятельно, надежнее даже закачать переводчик в телефон. А то мало ли, вот так отрубится интернет милостью жадных провайдеров, и будет вам «цигель, цигель, ай-люлю», а больше-то и не получится ничего сказать
Соответственно опция «спросить дорогу» не прокатит даже в Анталии. О дорогах, выходящих за пределы курортной зоны, как вы понимаете, смысла нет говорить вообще. Если в Алании-Анталии так все трудно, то в деревне еще сложнее.
И если в курортной зоне можно найти едальни с английским и иногда даже русским меню, то собираясь в Турцию на машине самостоятельно, в некурортной зоне однозначно ждите лингвистическое приключение «угадай еду». Впрочем, в этом мы вам немного постараемся помочь.
После первого же печального (чисто на вкус) ужина в Памуккале, компенсировавшегося неплохим завтраком на другое утро, мы решили, что с едой уж как-то разберемся. И потому опрометчиво проехали несколько пунктов заправки шашлыком близ городка Денизли, что рядом с Памуккале, в ожидании чего-то лучшего. А зря.
Потому что кроме шашлыка дальше долго ничего не попадалось. Мы стабильно видели только 3 слова: kasap, kebab и kofte. Первое означает мясника, который может как продать мяса, так и зажарить его (в общем, мясная лавка c вытекающим из нее кебабом), с последним, думаю, понятно: шашлык – он и в Африке шашлык, а kofte – это в зависимости от местной интерпретации — котлеты или пельмени.
И к этому может не быть больше ничего – ни риса, ни картошки, ни свежего салата, иногда бывают тушеные овощи типа кабачки-баклажаны-капуста-непонятно-что-еще, или такой же суп из непонятно чего, а в некоторых забегаловках вдоль дороги нам вместо меню просто выносили еще сырой шашлык с идеей, что «вот мы его щас вам зажарим!» Мы в ужасе драпали
И дело не в том, что мы – какие-то упертые вегетарианцы. Да, мы можем спокойно выжить без мяса, но при случае можем его и поесть. Вопрос в том, что этот случай не может наступать каждый день. Такой случай уже однозначно отвергается организмом.
И вот наконец мы нашли столовку-заправку, в которой меню было много разнообразнее, чем кебаб и кофте. Избегнуть кебаба совсем, конечно, не удалось (видимо, без него вообще в Турции нельзя пожрать!), но было хотя бы дополнение в виде салатов, риса, жареной картошки и чего-то сладкого, кажется. В общем, можно было жить.
Параллельно с этим я обнаружил удивительные чудеса в туалете – телевизор перед писсуарами (и сколько тогда там предполагается стоять, если все так увлекательно будет?), хотя, впрочем, на тот момент телевизоры был выключены.
И еще – вход в дорожную мечеть был прямо из туалета. Сообщив о своем открытии жене, я подбил ее исследовать женский туалет на ту же тему. И оказалось да, у женщин тоже есть вход в мечеть из туалета. Раздельную с мужчинами, естественно.
Я как бы в курсе про раздельные молитвы у мусульман, но чтоб из туалета? Повод задуматься…. Впрочем, телевизоров в женском туалете не было
Проблемы с едой, впрочем, не закончились даже во вполне цивилизованной Анталии. Кебаб и кофте были по-прежнему вездесущи, а когда, уже примирившись с неизбежностью кебаба, я спросил в одном ресторане, нет ли у них хотя бы того же риса или жареной картошки, мне ответили – «это же Турция, зачем? Мясо!»
Так что, собираясь в Турцию самостоятельно на машине, не забывайте заранее отовариться в обычных магазинах, в которых можно купить хотя бы свежие овощи, молочку, орешки и прочие дорожные ништяки, если не хотите питаться одним кебабом – на машине уж точно не утянет. Ну а для любителей мяса там, видимо, просто рай
Дороги действительно хорошие. Даже грунтовка оказалась вполне себе ничего. Но это если говорить о покрытии – там да, проедет даже пузотерка, к тому же, климат вполне благоприятен автопутешественникам – дороги по горло не заливает, их не развозит, колея не образуется, в общем, все большей частью сухо и комфортно, машину можно местами вести буквально одним пальцем. Если исключить ПДД и других участников движения
Но (особенно в городе) исключить их не получится. Разметку на дорогах в Турции не принято рисовать заранее, например, куда из какого ряда дальше разрешено движение. Догадайся сам В лучшем случае разметка есть прямо перед стоп-линией, но кому там она нафиг нужна, если ты уже причалил на красный, и тут радостно выясняешь, что из твоего ряда только налево/направо, а тебе надо прямо…
Что порождает буквально отчаянные маневры со стороны самих турков. На второй день вождения я уже не удивлялся тому, что местные водители перестраиваются из крайне правого в крайне левый рад, отчаянно сигналя (и надо полагать, матерясь).
Поворотники при этом включает дай бог 10% участников движения Традиционная игра «угадай маневр» — самое излюбленное развлечение турецких водителей. Или неизбежность, вызванная такой разметкой. Впрочем, насчет поворотников у них, все же, был выбор.
Но все это, в целом, мелочи жизни, хотя первый проезд из конца в конец Анталии откровенно доставил. Однако привыкнуть можно, и при ограничении в городе 50, которое, в общем и целом, сложно совсем не соблюдать при обилии лежачих полицейских, сильно навернуться нереально.
А вот более или менее серьезные вопросы могут возникнуть на скоростных участках (ограничение за городом – 110). Это, с одной стороны – хорошо, я практически не нарушаю С другой, учитывая общее наплевательство турков на ПДД и езду с такой скоростью в разрешенном режиме, местами там становится неприятно.
Например, нерегулируемые перекрестки. Даже если у вас ясно и твердо главная дорога, я не советовал бы уверенно проезжать, не снижая скорости. Своими глазами видели пару аварий (одна – машина вообще всмятку), которые произошли из-за того, что водитель вылетел на ту самую главную на большой скорости из-под «уступи дорогу»….
Ну, он просто не считал нужным остановиться. Что уж тогда говорить о равнозначных перекрестках? Там однозначно стоит снижать скорость, даже если вы никого не видите. Мало ли, елка какая вам дорогу загораживает? Потеря лишних 30 секунд, которые вы потратите на сбрасывание скорости и перестраховку, в любом случае не стоят вашей жизни.
Дорожной полиции, мы, кстати, там ни разу не видели, кроме тех двух крупных аварий. И парочки мелких в городе, куда она уже успела приехать. Но такого вот чтобы стояли на обочинах и ждали – не видели ни разу. Видимо, они только по требованию выезжают
Собираясь в Турцию на машине самостоятельно, есть смысл полагаться в дороге не на знание правил, а скорее на рефлексы и интуицию. И если у вас в принципе с эти нет проблем – проблем не будет и там, при наличии адекватного опыта и водительских рефлексов вы будете в состоянии справиться с большинством проблем.
А в завершение – ободряющий диалог по поводу дорог.
Накануне старта встал вопрос, ехать ли в Памуккале во второй половине дня, в ночь, по сути, или все-таки на другой день с утра. Я голосовал за вечер — доедем, переночуем и с утра можно красоты смотреть. Жена:
— Ну как-то стремно, год не сидели за рулем, в незнакомой стране на арендованной машине по незнакомым дорогам и в темноте?….
— А не стремно было садиться в Таиланде на мотоцикл, ни разу до того его не умея водить, сразу с пассажиром и на кривостороннем движении?
Не нашлась, что на это возразить. В итоге к ночи мы благополучно доехали до Памуккале
И, собственно, описание дорожных сложностей на этом закончено, а впереди вас ждут восторги и красоты. Потому что в Турции действительно красиво, есть, что посмотреть, и оно стоит того, чтобы, несмотря на некоторые нюансы, все-таки ехать в Турцию на машине.
nesvitsky.com
Итак, выполняя просьбу любимой жены, сел писать про мой героический автопробег Москва — Махмутлар (Турция).
Начнём с законодательства: ввезти в Турцию любой автомобиль, состоящий на учёте в иностранном государстве, собственник-иностранец с действующим ВНЖ (икаметом) имеет право один раз в год на полгода. И данный конкретный автомобиль имеет право пребывать на территории Турции полгода в год ( в обоих случаях имеется в виду год не календарный, а с момента первого въезда).
Сроки пребывания могут быть разбиты на части.
Покинуть страну иностранец, ввёзший «на себя» автомобиль, может только вместе с ним (в паспорте ставится особая печать с номером автомобиля). Единственный вариант экстренно улететь по делам — сдать машину на платное (7лир в сутки+оформление порядка 150 лир) таможенное хранение. Ближайший к Алании/Махмутлару таможенный склад — на территории морского порта Анталии.
Второе требование — наличие закрывающей весь предполагаемый (шестимесячный, естественно) срок пребывания в стране международной страховки ОСАГО (т.н. Green Card ). Правда есть исключение по сроку ввоза: собственники-пенсионеры имеют право на непрерывное пребывание машины в течении года. Я, откровенно скажу, пока про пенсию не задумывался и этот вопрос не прорабатывал. Поверхностно и по памяти — реализация его не так проста, нужна предварительная подготовка документов на территории Турции.
С этим разобрались, переходим к маршрутам. Их собственно три (экстрасложные, типа грузового парома из Одессы/Ильичевска в Стамбул и
транзита через Азербайджан-Иран рассматривать я даже не пытался).
Простейший маршрут — паром из Сочи до Трабзона.
Банальный маршрут — вокруг Черного моря через Румынию-Болгарию.
Любопытный маршрут — через Грузию.
Сложности первого — достаточная иррегулярность движения автопарома (раз в неделю, при непостоянном графике, особенно зимой и в шторм) и его дороговизна (500$ за легковую автомашину, 700$ за внедорожник, 70$ за кресло на палубе/в салоне, 150$ за каютоместо), родное ГИБДД, известная своей сложностью и нагрузкой горная дорога от Джубги до Сочи . Плюсы — прекрасная трасса до Ростова и (местами) почти до Джубги, всего одна граница, экономия на одной ночёвке (паром).
Сложности второго — избыток пограничных переходов, сложный маршрут транзита через Румынию, и гораздо бОльший пробег (+1000км примерно). Ну про и стоимость затраченного топлива, болгарской транзитной визы и необходимость ночевки в отелях не забываем.
Плюсы — это настоящее ПУТЕШЕСТВИЕ. Возможность отдохнуть за рулём и увидеть кучу интересного. Посетить Киев, Одессу, Констанцу, Варну, Бургас, Стамбул, Анкару, Конию (это всё — четко по маршруту)
Сложности третьего — неизведанность, некоторые опасения за безопасность при проезде через регионы компактного проживания лиц кавказской национальности и достаточно плохой, судя по автофорумам, 40-километровый участок Военно-Грузинской дороги, сразу после
погранпоста. Плюсы — всего две границы, и возможность быть одним из первых на маршруте. Что весьма немаловажно 😉
Мои рекомендации по выбору:
Если Вы просто перегоняете машину, едете один, не в сезон отпусков и обладаете временем на возможное ожидание парома в Сочи — то однозначно первый вариант. Если Вы едете не один/вдвоём, обладаете терпением для ожидания в очередях на границах, и желанием посетить по дороге несколько новых стран — то однозначно второй. Ну а если Вы — настоящий автопутешественник — то однозначно третий. Который я, забегая вперёд, реализовать увы пока не смог. Но очень желаю.
продолжение следует…
Asya Reale Esateru-autotravel.livejournal.com
Многие туристы считают Турцию довольно типовым курортом, в котором навряд ли увидишь яркие достопримечательности, а из развлечений можно встретить только пляжный отдых. Любой же опытный путешественник скажет, что именно Турция заслуживает отдельного внимания для отдыха. Чтобы узнать, что такое нетипичный отдых, определенно стоит провести свой отпуск, путешествуя сразу по всей стране. Например, чтобы увидеть древнюю сторону Турции, обязательно стоит заехать в Каппадокию, где находятся первые христианские храмы, высеченные прямо в скалах. Или же отправиться к термальным источникам Памуккале. А вот ближе к Анталии расположен город Олимпос, который еще не так облюбовали наши отечественные туристы. Здесь можно встретить древние мраморные руины времен античности, роскошные апельсиновые рощи и тихие, уютные пляжи с прозрачно-лазурной водой. Именно поэтому в последнее время среди путешественников стал популярным автотуризм по Турции прямиком из России.
В Турцию на машине можно попасть сразу несколькими путями: на пароме, который отплывает в Сочи или же по суше через Грузию. Из документов необходимо помнить о регистрации на автомобиль, а также о международной страховке гражданской ответственности. Для путешествия через Сочи лучше заранее позвонить и узнать о расписании парома, так как в холодное время года причал могут закрывать.
Поэтому, если перевезти авто на грузовом пароме в Турцию не удалось, то остается единственный вариант: проезд через Грузию. К тому же, для пересечения границы Грузии жителям России предоставляется безвизовый режим сроком до 90 дней для пребывания на территории страны. Нужно помнить, что при себе также необходимо иметь водительское удостоверение гражданина РФ и техпаспорт на автомобиль. При условии, если владелец авто отсутствует, должна быть доверенность на машину, заполненная на английском языке и заверенная нотариусом. При наличии всех необходимых документов можно легко пройти проверку на таможне, как в Грузии, так и в Турции.
В случае переправы на грузовом пароме из Сочи, нужно быть готовым, что больше 12 часов придется плыть в общем пассажирском зале, так как отдельных кают на борту парома нет. А из еды придется либо запастись своими собственными продуктами, либо пообедать в буфете парома примерно за 6 евро. Дальше необходимо будет
Что касается путешествия на собственном автомобиле по суше, то сразу же можно вычеркнуть из своего маршрута Абхазию. Из-за политического конфликта между Грузией и Абхазией граница между странами официально закрыта. Поэтому любой въезд на территорию Грузии со стороны Абхазии считается незаконным. Это касается также и Южной Осетии: за незаконный въезд могут начислить большой штраф или же посадить в тюрьму.
Единственный путь, который можно выбрать для путешествия в Турцию по суше, лежит через Владикавказ, оттуда можно прямиком ехать до Тбилиси. Затем, необходимо двигаться от Тбилиси по автостраде к Батуми. Из Батуми можно будет свободно добраться до пограничного перехода между Грузией и Турцией — Сарпи.
Начнем с того, что проходить границу со стороны Грузии намного проще и быстрее, чем со стороны России. При выезде из России потребуют полный осмотр транспортного средства, багажа, а также необходимо будет пройти паспортный контроль. Все процедуры осмотра, которые связаны с пересечением границы займут примерно 2 часа. Когда начнется прохождение границы со стороны Грузии, то максимум, что потребуется это подать документы в одно окно для осмотра, а это занимает от силы 15 минут. В основном даже не придется выходить из машины, чтобы попасть на территорию страны.
Проезд из России в Грузию осуществляется через пограничные КПП: «Верхний Ларс» Россия и «Казбеги» Грузия. Путешественникам стоит помнить, что без GPS-навигатора в авто, очень легко можно будет заблудиться именно на российских дорогах; в Грузии довольно просто можно сориентироваться на дорогах, поскольку практически везде есть нужные указатели. По трассе Е70 Батуми-Хопа можно будет спокойно добраться до КПП «Сарпи», откуда уже после проехать в Турцию.
При въезде в Турцию со стороны Грузии запросят на осмотр гринкарту и паспорта. Также потребуется напечатать декларацию на авто, это можно будет сделать прямо на границе. Кроме того, если при въезде в Грузию туристов еще смогут понять на русском языке, то
с пограничными чиновниками в Турции придется общаться на английском. Проход границы из Сарпи в Турцию обычно занимает тоже около 15 минут, если с документами и багажом всё в порядке. В целом, направляясь из Грузии прямиком в Турцию, можно быть уверенным в качественных дорогах со всеми необходимыми указателями и быстрым прохождением границы. Стоит также отметить, что проезд через Грузию на автомобиле выйдет дешевле, чем отправляться из Сочи на пароме, где средняя стоимость билета для перевозки транспорта выйдет от 15 000 руб.Отправляться в Турцию через Болгарию, удобней лишь в том случае, если отпуск запланирован сразу на путешествие по нескольким странам, в остальных вариантах лучше всего осуществлять поездку на автомобиле через Грузию. Для того чтобы попасть изначально в Болгарию потребуется сделать большой объезд, если вычеркнуть из маршрута Украину.
То есть придется ехать по следующему пути: Россия — Белоруссия — Польша — Словакия — Венгрия — Сербия — Болгария. Также здесь не обойтись одной гринкартой, водительскими правами и загранпаспортом, как при путешествии через Грузию. Для пересечения польской и венгерской границы потребуется виза, если оформить шенген, то проблем с передвижением будет еще меньше.
Также нужно помнить, что во время прохода границы в любой из этих стран могут потребовать виньетку — наклейку на стекло автомобиля, которая свидетельствует об оплате дорожного сбора. Можно отправиться по аналогичному маршруту к Болгарии, но только заменив Сербию, на Румынию. Также из особенностей въезда именно в Болгарию, нужно помнить о запрете ввоза мясных и молочных продуктов, поэтому провизию придется доесть перед прохождением таможенного контроля.
Из Болгарии в Турцию можно попасть через пограничный пункт в Малко Тырново. При выезде из страны могут потребовать показать техпаспорт на автомобиль, а также предоставить загранпаспорта. Процедура выезда из Болгарии очень быстрая, обычно всё проходит в течение 10 минут. Не менее быстрым является проход границы со стороны Турции: необходимо будет предоставить гринкарту, свидетельство о регистрации авто в РФ и загранпаспорт. После этих несложных процедур можно продолжать свое путешествие уже по территории Турции. Однако стоит отметить, что поездка из России через Болгарию займет больше времени и будет более затратной, чем короткий путь через Грузию. Здесь уже стоит выбирать в соответствии со своими планами на отдых.
Что касается отдельных нюансов, при оформлении документов для путешествия в Турцию на машине, то здесь всё гораздо проще, в особенности для граждан РФ. На территории Турции действует безвизовый режим для россиян, если их пребывание в стране не превысит более 60 дней. В остальном, при въезде в страну потребуют загранпаспорт, сроком действия не менее 4-х месяцев и документы на машину — техпаспорт и международное страховое свидетельство. Среди дополнительных сборов потребуется оплатить дорожный сбор, для этого необходимо купить виньетку либо на границе, либо на автозаправке. Стоимость это виньетки и является дорожным сбором, а её отсутствие может караться крупным штрафом.
С таможенным контролем в Турции тоже дела обстоят довольно просто. Ввоз турецких лир является неограниченным, но вывозить национальную валюту можно только в пределах 100 USD. Иностранную валюту также можно ввозить в неограниченном количестве, однако если сумма превышает 5000 USD её нужно будет указать в таможенной декларации. Также разрешено ввозить до 400 сигарет и до 1,5 кг. кофе. Косметику, парфюмерию и продукты питания разрешается ввозить в страну в пределах своих потребностей. Ограничения касаются и спиртного — разрешается до 2 л. вина или же 1 л. крепкого алкоголя. Естественно запрещен ввоз и вывоз наркотиков и оружия.
Отдельно стоит сказать о турецких дорогах, которые покажутся идеальными после наших отечественных «шоссе». Здесь можно не беспокоиться о состоянии своего автомобиля — покрытие дорог идеально ровное, даже в горной местности. Размечено по две и даже три полосы движения в каждом из направлений, стоят разграничители. Кроме того, очень сложно заблудиться, путешествуя на машине по Турции — везде находятся дорожные указатели. Но нужно помнить, что некоторые магистрали являются платными. Оплачивать их можно будет с помощью карточек «KGS», которые точно можно приобрести на автозаправках «Shell». Дополнительные растраты на платные дороги выйдут примерно в 20 евро. Также стоит заметить, что на дорогах практически нет ограничений скорости, однако превышать больше 100 км/час не рекомендуется.
За рулем автомобиля запрещается разговаривать по телефону без использования hands-free, а также можно получить штраф, если хотя бы один из пассажиров не пристегнут ремнями безопасности.
Бензин в Турции является не дешевым удовольствием: 1 литр 95 бензина обойдется примерно в 5 турецких лир. Дизельное топливо выйдет дешевле — всего 4,38 лир. А заправить свое авто газом будет стоить от 2,6 турецких лир.
Приехав в страну, стоит знать, где в Турции песчаные пляжи, чтобы побывать на самых лучших из них.Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
travelermap.ru