Menu

Управлять государством может даже кухарка – ( ) / .

Содержание

Кухарка не может управлять государством?

Любопытная вещь.
Тезис, вынесенный в заголовок, приобрел распространение и популярность в качестве антитезы к формуле “Каждая кухарка может управлять государством”. Последний приписывают Ленину, причем абсолютно ложно. Ленин как раз утверждал, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством.

Меня однако же именно популярность тезиса о том, что “не может” сильно удивляет. Потому что большевики на мой взгляд как раз на практике доказали, что именно может (Свердлов, Ворошилов, Сталин, Каганович и пр. все как один недоучки). Большевики получили в управление абсолютно разваленное государство с разрушенной экономикой и разбежавшимся госаппаратом. И сумели выстоять во враждебном окружении.

Как к большевикам ни относись, а я отношусь к ним плохо, они как раз доказали, что можно соорудить вполне эффективную, хотя и достаточно зверскую власть из недоучившихся слесарей и вожаков уличных банд.

И есть у меня еще один вопрос.

Отставной ефрейтор и недоучившийся художник – и рядом недоучившийся семинарист. В рамках тезиса это именно “кухарки”. А они не просто управляли государством. Каждый из них построил абсолютно новое небывалое государство. И эти государства сотрясали мир и помыкали государствами, созданными образованными профессионально подготовленными кадрами.
И это тоже очевидный эмпирический факт.

Эти факты явным образом противоречат заявленному тезису: “Кухарка не может управлять государством”. Хотя принимая во внимание все сложности политических, экономических и управленческих механизмов, необходимых уже в государствах первой трети ХХ века и рассуждая логически, можно легко прийти к выводу, что тезис безусловно прав. а “чумазый не может!

Разумеется, это еще один довод в пользу того, что спекулятивные рассуждения, опирающиеся на “очевидности”, приводят к ложным результатам (подробнее см. https://trim-c.livejournal.com/13245.html, А) Теория Коперника, Б) Электромагнитная теория Максвелла)

Т.е. главный дефект “логических рассуждений” как и вынесенного в заголовок тезиса в стремлении неявно опереться на “очевидности”, которые на проверку не только не очевидны, но и просто ложны.

И это открывает перед нами действительно по-настоящему важную и реальную ПРОБЛЕМУ: А в чем суть политического таланта?

Почему проваливаются безусловно честные, прекрасно образованные и подготовленные политики, а кухаркины дети, но с талантом – оказываются успешны?

Совершенно ясно, что перед нами специфический талант с одной стороны – и весьма все еще неясная природа политической власти с другой. Именно потому, что люди до сих пор не прояснили, какие качества и в каком сочетании требуются от политика, именно по этой причине обучение часто оказывается бесполезным, а природные дары решают все.

И хотя у меня есть некие гипотезы, но они безусловно не полны – потому

СМЕЛЕЕ ТОВАРИЩИ! ЩЕЛКАЙТЕ ЧЕЛЮСТЯМИ ВЫДВИГАЙТЕ ГИПОТЕЗЫ

trim-c.livejournal.com

Ленинские фразы — Википедия. Что такое Ленинские фразы

Ле́нинские фра́зы — высказывания В. И. Ленина, а также приписываемые ему фразы, ставшие крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появились в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания широко употреблялись в СССР.

«Мы пойдём другим путём»

После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора.
На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

    И тогда
            сказал
                  Ильич семнадцатигодовый —
это слово
         крепче клятв
                     солдатом поднятой руки:
— Брат,
       мы здесь
               тебя сменить готовы,
победим,
        но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке[1]: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти». Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?»[2](первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление. Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
                               Мы и кухарку
каждую
            выучим
                        управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19[3]; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С. 10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — С. 579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»[4]. Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9[5]:

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь (рассказ провинциала)», глава VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 году[6]:

Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» («Правда» № 49, 4 марта 1923 г.)[7]:

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» («Правда», № 258, 15 ноября 1922 г.; «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.)[8] слово было повторено дважды:

Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды<…>
Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться.

В «Планах доклада „Пять лет российской революции и перспективы мировой революции“ на IV конгрессе Коминтерна» («Правда». № 17. 21 января 1926 г.; журнал «Вопросы истории КПСС». — 1959. — № 2.) сказано:[9]

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую).

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года[10] На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться» и «учиться коммунизму», но слово «учиться» не было повторено им три раза[10][11].

Призыв к обучению из уст государственного деятеля не является уникальным. 21 октября 1888 года министр народного просвещения Российской империи Иван Давыдович Делянов, выступая перед студентами Императорского Новороссийского университета, сказал: «Вы молоды, неопытны и в своих увлечениях часто забываете, что единственная и исключительная задача ваша, пока вы находитесь в этих стенах, это — учиться, учиться и учиться… Я в последние годы не в меру поседел и состарился от огорчений, которые причиняют студенты наших университетов своим поведением»[12].

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград[13], которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».[14]

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» — крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели.[15]

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество[источник не указан 828 дней] свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (Бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года[16] где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Название статьи 1923 года[7] о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в «Правде», № 49, 4 марта 1923 года.

Кто не работает, тот не ест

Фраза, которая встречается во многих работах Ленина («Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Как организовать соревнование?», «О голоде (письмо к питерским рабочим)» и др.), где называется «заповедью социализма» или «коренным началом социализма». Выражение вошло в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года.

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета: «…Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10).

Профсоюзы — школа коммунизма

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича. Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах. Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

См. также

Примечания

  1. Ульянова А. И. Детские и школьные годы Ильича. — М.:Детгиз, 1962. — 40 с. — (Школьная библиотека. Для начальной школы)
  2. ↑ Удержат ли большевики государственную власть? = В. И. Ленин. Удержат ли большевики государственную власть? // «Просвещение» : журнал. — октябрь 1917. — № 1-2. // В. И. Ленин Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — Т. 34. — С. 289—339.
  3. ↑ Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» // Российская национальная библиотека.
  4. ↑ «То, что „важнейшим из всех искусств для нас является кино“, знали все советские люди. И лишь в годы перестройки и гласности они с удивлением обнаружили, что цитата, встречавшая их в каждом кинотеатре, не полностью отражает то, что Ленин сказал в 1923 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Мысль самого человечного человека в угоду руководителям кино извратили дважды. В исходном виде она звучала так: „Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“.» — Светлана Кузнецова Отделение цирка от государства // Журнал «Коммерсантъ Власть» № 30 от 31.07.2006. — С. 52.
  5. ↑ Попятное направление русской социал-демократии // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1967. — Т. 4 — С. 269.
  6. Чехов А. П.. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. — М.: Наука, 1985. Т. 9.
  7. 1 2 Лучше меньше, да лучше. 2 марта 1923 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 391.
  8. ↑ Пять лет российской революции и перспективы мировой революции. (Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.) IV конгресс Коммунистического Интернационала 5 ноября — 5 декабря 1922 г. // Ленин В. И.. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 291, 293
  9. ↑ Планы доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна. Ноябрь, ранее 13, 1922 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 439.
  10. 1 2 .Наливкин Л. А., Соловьёва З. П. Так сказал Ленин // В. И. Ленин в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. Разлив, 22 апреля 2011 года / под ред. д-ра филос. наук М. В. Попова. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — С. 83-86. — 140 с. ISBN 978-5-7422-3053-3
  11. ↑ Задачи Союзов молодёжи (Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи. 2 октября 1920 г.) // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — Т. 41. Май ~ ноябрь 1920. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — С. 298-318;Ленин В. И. Задачи союзов молодёжи / В. И. Ленин. Избранные произведения в двух томах. Издание четвёртое. Том II. — М.: Госполитиздат, 1946. — С. 644–658.}}
  12. ↑ Самарская газета, 1888, № 230, с. 2; выявлено О. В. Московским и опубликовано им в книге: Народное образование Самары: Хроника событий. 1851—1917.- Самара, 2002. Часть 1, стр. 58-59.
  13. ↑ А. М. Горькому // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 48
  14. ↑ «На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов. Политбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных.» — Примечание № 42 к 51 тому Полного собрания сочинений В. И. Ленина // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 385
  15. ↑ Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 3. — С. 286. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00563-1.
  16. ↑ Письмо Центральному Комитету РСДРП. 25 августа (7 сентября) 1905 г. // Ленин В. И. . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 47 — С. 64.

Литература

wiki.sc

Ленинские фразы — WiKi

Ле́нинские фра́зы — высказывания В. И. Ленина, а также приписываемые ему фразы, ставшие крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появились в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания широко употреблялись в СССР.

«Мы пойдём другим путём»

После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора.
На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

    И тогда
            сказал
                  Ильич семнадцатигодовый —
это слово
         крепче клятв
                     солдатом поднятой руки:
— Брат,
       мы здесь
               тебя сменить готовы,
победим,
        но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке[1]: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти». Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?»[2](первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление. Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
                               Мы и кухарку
каждую
            выучим
                        управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19[3]; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С. 10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — С. 579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывёте покровителем искусства, так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк»[4]. Также в качестве шутки употребляется вариант «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9[5]:

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь», глава VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 году[6]:

Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» («Правда» № 49, 4 марта 1923 г.)[7]:

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» («Правда», № 258, 15 ноября 1922 г.; «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.)[8] слово было повторено дважды:

Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды<…>
Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться.

В «Планах доклада „Пять лет российской революции и перспективы мировой революции“ на IV конгрессе Коминтерна» («Правда». № 17. 21 января 1926 г.; журнал «Вопросы истории КПСС». — 1959. — № 2.) сказано:[9]

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую).

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года[10] На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться» и «учиться коммунизму», но слово «учиться» не было повторено им три раза[10][11].

Призыв к обучению из уст государственного деятеля не является уникальным. 21 октября 1888 года министр народного просвещения Российской империи Иван Давыдович Делянов, выступая перед студентами Императорского Новороссийского университета, сказал: «Вы молоды, неопытны и в своих увлечениях часто забываете, что единственная и исключительная задача ваша, пока вы находитесь в этих стенах, это — учиться, учиться и учиться… Я в последние годы не в меру поседел и состарился от огорчений, которые причиняют студенты наших университетов своим поведением»[12].

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград[13], которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».[14]

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём».

«Есть такая партия!»

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество[источник не указан 1138 дней] свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (Бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года[16] где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Название статьи 1923 года[7] о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в «Правде», № 49, 4 марта 1923 года.

Кто не работает, тот не ест

Фраза, которая встречается во многих работах Ленина («Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Как организовать соревнование?», «О голоде (письмо к питерским рабочим)» и др.), где называется «заповедью социализма» или «коренным началом социализма». Выражение вошло в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года.

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета: «…Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10).

Профсоюзы — школа коммунизма

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича. Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах. Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

См. также

Примечания

  1. Ульянова А. И. Детские и школьные годы Ильича. — М.:Детгиз, 1962. — 40 с. — (Школьная библиотека. Для начальной школы)
  2. ↑ Удержат ли большевики государственную власть? = В. И. Ленин. Удержат ли большевики государственную власть? // «Просвещение» : журнал. — октябрь 1917. — № 1-2. // В. И. Ленин Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — Т. 34. — С. 289—339.
  3. ↑ Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа» // Российская национальная библиотека.
  4. ↑ «То, что „важнейшим из всех искусств для нас является кино“, знали все советские люди. И лишь в годы перестройки и гласности они с удивлением обнаружили, что цитата, встречавшая их в каждом кинотеатре, не полностью отражает то, что Ленин сказал в 1923 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Мысль самого человечного человека в угоду руководителям кино извратили дважды. В исходном виде она звучала так: „Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк“.» — Светлана Кузнецова Отделение цирка от государства // Журнал «Коммерсантъ Власть» № 30 от 31.07.2006. — С. 52.
  5. ↑ Попятное направление русской социал-демократии // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1967. — Т. 4 — С. 269.
  6. Чехов А. П.. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. — М.: Наука, 1985. Т. 9.
  7. 1 2 Лучше меньше, да лучше. 2 марта 1923 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 391.
  8. ↑ Пять лет российской революции и перспективы мировой революции. (Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.) IV конгресс Коммунистического Интернационала 5 ноября — 5 декабря 1922 г. // Ленин В. И.. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 291, 293
  9. ↑ Планы доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна. Ноябрь, ранее 13, 1922 г. // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 45 — С. 439.
  10. 1 2 .Наливкин Л. А., Соловьёва З. П. Так сказал Ленин // В. И. Ленин в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. Разлив, 22 апреля 2011 года / под ред. д-ра филос. наук М. В. Попова. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — С. 83-86. — 140 с. ISBN 978-5-7422-3053-3
  11. ↑ Задачи Союзов молодёжи (Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи. 2 октября 1920 г.) // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — Т. 41. Май ~ ноябрь 1920. — М.: Издательство политической литературы, 1981. — С. 298-318;Ленин В. И. Задачи союзов молодёжи / В. И. Ленин. Избранные произведения в двух томах. Издание четвёртое. Том II. — М.: Госполитиздат, 1946. — С. 644–658.}}
  12. ↑ Самарская газета, 1888, № 230, с. 2; выявлено О. В. Московским и опубликовано им в книге: Народное образование Самары: Хроника событий. 1851—1917.- Самара, 2002. Часть 1, стр. 58-59.
  13. ↑ А. М. Горькому // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 48
  14. ↑ «На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов. Политбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных.» — Примечание № 42 к 51 тому Полного собрания сочинений В. И. Ленина // Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 385
  15. ↑ Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 3. — С. 286. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00563-1.
  16. ↑ Письмо Центральному Комитету РСДРП. 25 августа (7 сентября) 1905 г. // Ленин В. И. . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 47 — С. 64.

Литература

ru-wiki.org

Может ли кухарка управлять государством?

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

(В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин»)

Фраза «Каждая кухарка может управлять государством», приписываемая Ленину, на самом деле не была произнесена им именно в таком виде. Он писал в статье «Удержат ли большевики государственную власть?» о том, что надо учить управлять государством не только богатеев и аристократов, но и рабочих, и крестьян, и вообще, «всех трудящихся, всю бедноту». Однако народ статью переосмыслил и с тех пор всякий раз, как хотели большевиков подколоть, говорили: ага, у вас же каждая кухарка может управлять государством. И всякий раз, когда надо было превознести социалистические достижения, ораторы гордо заявляли: да! у нас и кухарка может управлять государством!

Прошли годы.

Сегодня весь женский коллектив России (да что там России, всего мира) поделен на «домохозяек» и «карьеристок», а эти партии в свою очередь подразделены на тех, кто считает «домохозяйство» делом хорошим, и тех, кто от души презирает «домашних куриц». А между тем, меньше ста лет назад стать «домохозяйкой» было вожделенной мечтой миллионов американских девушек.

В начале ХХ века все девушки, выйдя замуж, становились домохозяйками, таков был уклад. И девушек это безусловно устраивало, потому что условия, в которых им приходилось трудиться, очень напоминали каторгу. Так, например, описывает Джек Лондон работу в прачечной:

«К трем часам усталость работниц-сдельщиц в этой душной и сырой комнате достигла крайних пределов. Пожилые женщины тяжело вздыхали, молодые побледнели, их черты заострились, под глазами легли черные тени, — но все продолжали с неослабным усердием водить утюгами. Недремлющее око старшей мастерицы зорко следило за тем, чтобы вовремя предупредить любой истерический припадок. Одна молодая девушка, сутулая и узкогрудая, была тотчас же удалена из комнаты, как только старшая заметила, что она готова потерять сознание» («Лунная долина»).

Конечно, после такого домашняя стирка и уборка покажутся курортным отдыхом.

Однако, никто не собирается идеализировать домашнюю работу, и меньше всех — французский писатель Эрве Базен, автор знаменитого романа «Супружеская жизнь», пожалуй, единственного, где так тщательно воспроизведен взгляд мужчины на семью день за днем на протяжении десятилетий. Как видно, женщинам французского среднего класса приходилось не лучше, чем американкам из рабочей среды:

«Мариэтт едва выкраивает час в день, чтобы вывести детей погулять. Своим туалетом пренебрегает настолько, что легко можно ошибиться и принять ее за гувернантку из хорошего дома. За исключением нескольких поспешных вылазок в универмаги, Мариэтт стала такой же невидимкой, как и добрая половина женского населения в Анже. Одной из женщин, наглухо замкнутых в пределах поля интенсивного семейного тяготения, которое остается для всех них жизненным пространством, находится в прямой зависимости от числа имеющихся у них детей и в обратной зависимости от квадрата расстояния. Я и сам редко вижу ее. Время от времени я пробую воскресить в своей памяти прежнюю Мариэтт, хорошо причесанную, со вкусом одетую женщину, которая хотела мне нравиться, спокойную, прямо созданную для меня. Теперь между нами всегда ее передник, вокруг — всякая хозяйственная утварь. Руки ее превратились в инструменты для работы, глаза заменяют контрольные сигналы. Мариэтт – прежде всего прислуга в своем доме, прислуга, занятая постоянно, но считающаяся привилегированной, потому что у нее есть помощница, которая приходит на четыре часа в день и оплачивается согласно профсоюзному тарифу. Сама же Мариэтт трудится не меньше двенадцати часов в сутки, и притом бесплатно. Ну конечно, часть забот она препоручает вольтажу 220.
— Все эти механические штуки, — сказала ей тетушка Мозе, — упростили наши домашние дела.
— Да, — ответила Мариэтт, — если бы существовала машина для одевания и раздевания детей, машина для стряпни, для покупок на рынке и еще несколько машин в том же духе, да еще бы иметь на спине электронный глаз для присмотра за ребятами, было бы совсем неплохо.
— Ну, ты бы заскучала! — воскликнула тетя»
.

А вы думаете дамам из высшего общества приходилось сильно легче? Напрасно, напрасно. В романе Дафны Дю Морье «Ребекка» описаны тяжкие терзания неопытной юной особы, которую вдруг сделали хозяйкой огромного замка.

«Алиса (горничная — прим. Ред.) презирала меня за то, что я не умела приказывать и была всегда скромной и легко тушевалась.
Я была очень довольна, когда избавилась от Алисы и получила взамен Клариссу, простую девушку, которая не умела отличить дешевые кружева от дорогих»
.

Однажды Дафна, главная героиня романа, приходит в комнату прежней хозяйки дома, Ребекки.

«Комната была, безусловно дамской и вместе с тем письменный стол свидетельствовал об умственных занятиях хозяйки. Над столом были ящички с надписями: «Письма для ответа», «Счета», «Адреса». Все надписи были сделаны уже знакомым мне почерком Ребекки, скользящим и стремительным. Я открыла ящик стола. Там лежала толстая тетрадь, а на обложке — тот же почерк: «Гости в Мандерли». День за днем она записывала в этой тетради: кто приехал в гости, в какой комнате ночевал и какие блюда предпочитал».

Уже из этого можно заключить, что владеть замком — это вам не только верховые прогулки да ежевечерние пирушки.
Хозяйке замка надлежало, кроме того, разбирать жалобы слуг друг на друга.

Проникновение в мельчайшие детали, планирование — это и есть домохозяйствование, управление домом:

«Она сама разбирается со всей медицинской писаниной, с консультациями, прививками, историями болезни, а также с писаниной деловой, где чуть ли не тысяча и одна анкета, декларации, справки с места жительства (заставляющие вас бесплодно растрачивать часы своей жизни, чтоб доказать, что вы живы). Мариэтт обладает подлинно женским терпением, ее вмешательство меня весьма устраивает и освобождает от всякого желания совать во все эти дела свой нос. Жена сняла с меня эти заботы и постепенно лишила той власти, которая прежде была мне уготовлена. Пожалуй, еще добавлю, что приходящая прислуга, мойщик окон, почтальон и мусорщики, сборщик, получающий по счету за электричество, торговцы, агенты страхового общества общаются только с ней, никогда со мной не встречаясь. Точно так же и детишки: едва я рассержусь, невольно поворачиваются к матери, чтоб узнать, как им быть, а угрозы мои им не так уж страшны. Я сохраняю вес только в качестве адвоката, именуемого почтительно «метр Бретодо»» (Эрве Базен «Супружеская жизнь»).

Навык домоуправления может быть таким же востребованным на рынке труда, как умение учить детей или даже программировать:

«Имя Люси Айлсбэрроу было хорошо известно в определенных кругах.
Ей было тридцать два года. В свое время она была лучшей на математическом отделении Оксфорда, обладала, по общему признанию, блестящими способностями, и ей предрекали большую научную карьеру. Но, помимо блестящих научных способностей природа наградила ее трезвым и практичным умом. Она не могла не заметить, что известность и слава ученых отнюдь не гарантирует им финансового преуспевания. Преподавательская деятельность тоже совсем ее не привлекала, ей нравилось общаться с людьми, чьи данные были гораздо скромнее ее собственных. Короче говоря, ей просто нравилось быть с людьми. С самыми разными, и чтобы круг общения постоянно менялся. К тому же, честно говоря, она любила деньги. И лучший способ заработать их — предложить то, что пользуется наибольшим спросом. Люси быстро сообразила, что в стране катастрофически не хватает квалифицированной домашней прислуги. К величайшему удивлению своих друзей и коллег, Люси Айлсбэрроу избрала для себя именно это поприще. И тут же добилась необыкновенных успехов. По прошествии всего нескольких лет ее имя знали во всей Британии. Уже вошло в обиход, когда жены сообщали своим мужьям: «Все будет в порядке. Я смогу поехать вместе с тобой. Мне удалось заполучить Люси Айлсбэрроу!» Ценность услуг Люси Айлсбэрроу заключалась в том, что, стоило ей появиться в доме, хозяйка могла забыть все заботы и тревоги, все нудные и неблагодарные хлопоты. Люси Айлсбэрроу выполняла любую работу, успевала следить за всем и все предусмотреть. Невозможно было себе представить, что она чего-то не умеет. Она присматривала за престарелыми родителями, нянчилась с детьми и выхаживала больных; удивительно вкусно готовила; хорошо ладила со старой прислугой, если таковая оказывалась в доме; умела найти подход к людям с самым несносным нравом, усмирить самого буйного пьяницу и охотно возилась с собаками. Но самое главное, Люси никогда не брезговала даже самой неприятной работой: с азартом отскребала кухонные полы, вскапывала садовые грядки, убирала за собаками и таскала мешки с углем для плиты. /…/
Естественно, спрос на ее услуги был огромный…»
(Агата Кристи «В 4.50 от Паддингтона»)

Больше того, мы утверждаем, что любая умелая домохозяйка может сделать карьеру — например, в гостиничном бизнесе, как это произошло с героиней романа Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы». Женщина Вера начала с того, что большую часть жизни обеспечивала домашний уют своему мужу-военному:

«И всегда, всю жизнь, люди говорили: «Как хорошо у Ларичевых!» А чем это достигалось? Любовью, конечно. Любовь вдохновляет на подвиги, это известно. Верочкины подвиги были малые, повседневные: доставать, готовить, красить, белить, штукатурить, стирать, вышивать. Под ее наблюдением солдаты построили кухню-времянку, починили забор, перестлали крышу. А обзаведение? В магазине, единственном на весь поселок, ничего нужного не было, только традиционный сельский набор: пилы, косы, топорища, сапожный вар. Но она не терялась. Как так ничего нет? Где живут люди, должны быть и вещи. Даже какой-то героизм чудился ей в добывании. В быту, где вечно чего-то не хватает, приобретение вещей теряет свой низменный, мещанский характер, превращается в своего рода охоту, благородный спорт. Верочка с азартом кинулась в это одухотворенное добывание. У нее выработалось чутье: где искать, к кому обратиться, кому улыбнуться. В общем-то люди помогали ей охотно, отчасти из уважения к мужу, который в районном масштабе был человеком заметным, но многое тут зависело и от ее личной прелести: светлого, молодого лица, веселой приветливости, шариком прыгающего «р». Люди улыбались, видя Верочку, радовались, ей помогая. Все: кастелян, продавщица, повар, завхоз. Помогая ей, они любили ее и себя самих — а это ведь тоже дар».

Грекова отмечает, что чем больше у хозяйки опыта — тем больше свободного времени: «за эти годы Вера научилась все делать толково, складно, дела у нее были упакованы плотно, как вещи в чемодане».

То же самое утверждает и Джек Лондон:

«Несмотря на то, что Саксон вела хозяйство крайне тщательно, вскоре,когда она распределила все свои ежедневные обязанности, оказалось, что у нее остается много свободного времени».

У Грековой Вера в финале получает телеграмму:

«Поздравляю вечную Верочку зпт желаю здоровья счастья работе личной жизни предлагаю место директора гостиницы Москве квартира прописка подробности письмом Павел».

У Джека Лондона Саксон с мужем стали успешными фермерами. А «когда научишься организовывать троих, количество уже не имеет значения» («Москва слезам не верит»).

Но не только успешная карьера может быть наградой старательной домохозяйке. Есть награда и более ценная. Например, такая:

«- Послушай, Саксон, у нас в доме ужасно хорошо пахнет! Это не только запах кофе, хотя я различаю и его. Пахнет во всех комнатах, пахнет… ну я не знаю чем, просто хорошо пахнет!
Пока он мылся над раковиной, она поставила на плиту сковородку. Вытирая руки и наблюдая за женой, он издал одобрительное восклицание, когда она положила на сковородку бифштекс.
— Где это ты научилась жарить бифштекс на раскаленной сковородке без масла? Это лучший способ, но почему-то женщины его не признают.
Когда она сняла крышку со второй сковородки, чтобы помешать кухонным ножом какое-то аппетитное кушанье, он подошел к Саксон сзади, просунул руки под ее опущенные локти, обхватил грудь и склонил голову ей на плечо, так что его щека коснулась ее щеки.
— М-м-м!.. Жареная картошка с луком, как, бывало, готовила моя мать. Чудесная штука! И до чего хорошо пахнет!
Он отпустил жену, и его щека ласково скользнула вдоль ее щеки. Но затем он снова обнял ее; она почувствовала его губы на своих волосах и слышала, как он вдыхает их запах.
— М-м-м!.. А как хорошо пахнет от тебя самой! Я раньше никак не мог понять, когда говорили про женщину, что она упоительная. А теперь понимаю. Но такой упоительной, как ты, я еще не встречал.
Он был несказанно счастлив. Причесавшись в спальне, он сел против нее за маленький столик и, уже взяв в руки нож и вилку, сказал:
— Знаешь, быть женатым очень приятно».

liveliteratura.ru

Каждая кухарка может управлять государством.: gennadydobr — LiveJournal


Вопрос – что из такого управления выйдет?

Опять социальные протесты. И очередной Мошик из Гиватаима с двумя детьми кричит – Мне на съем квартиры в Гиватаиме не хватает! Не хочу жить в дыре, на периферии! Я местный! Мне положено!
А его поднимают на щит, и дают ему в руки флаг, и сажают в бесплатную палатку на бульваре Ротшильд в центре Тель Авива, и возят ему туда еду, и оформляют (молниеносно) разрешения в полиции и в мерии, и вливают в палаточный городок этот деньги, репортажи, пиар и партийную рекламу…
   Ладно, в этот раз уже не проститутка Вики и не баночка йогурта, а несчастный невинуатый Мошик, но принцип тот же – голосить погромче и пожалостливей, и цель та же – свалить ненавистного непотопляемого премьера! Как угодно, любыми способами, и за ценой не постоим.
Не принадлежу я к фанатам или даже однопартийцам Нетаниягу, а тем более, Либермана. Но однообразие и убожество нападок на них, год за годом, выборы за выборами, не оставляют мне выбора. Противно мне находиться в одном, пусть даже самом сионистском (по названию) лагере, с теми, кто не брезгует семнадцать лет не закрывать уголовное следствие против Либермана, реанимируя и раздувая его (дело) перед каждыми выборами, или с копающимся в грязном белье, в мусорном бачке, в сдаваемых бутылках и пластмассовых садовых стульях Сары Нетаниягу. Это ведь доказательство “От противного” – раз уж за столько лет не смогли найти ничего более серьезного, то, значит, действительно, очень честные и порядочные люди.
   Сподвигла меня на сию реплику одна российская, а теперь – израильская френдесса. Умный, веселый человек, в ульпане учится, в политических дискуссиях с кассиршами участвует. Та ей – Либерман, Биби, еще кто-то, потом обобщила: “Все воры!” А моя подруга не смолчала, а ответила (не)смело – Лапид – не вор! Дискуссия на этом заглохла, ибо кончился словарный запас ( у обеих). Картина маслом. Они нашли общий язык, и  поговорили на нем. Счастье взаимного понимания.
   И тут я задумался. А ведь, действительно, уровень понимания сегодняшних реалий израильской политической жизни примерно одинаков, что у приехавшей месяц назад новой репатриантки из Москвы, что у родившейся и прожившей здесь всю свою несознательную жизнь кассирши из  Рамат Гана. И они будут определять судьбу страны на ближайшие несколько лет, своим голосованием, за – Он такой душка!, или против – Он такой бяка!
   Страшновато.
И оттого, что видишь дергающие их рычаги и ниточки, спокойней не становится,
ведь эти дамы – такие же, как ты, граждане, и их право избирать – неотъемлемо…
   Не посягая ни на чьи суверенные права, позволю все же заметить, что последствия неправильного выбора для страны, могут быть катастрофическими. И следовало бы, прежде чем доверить гражданину право на решение судьбоносных вопросов, как-то удостовериться в его адекватности. По аналогии с правами на вождение автомобиля – получить их каждый имеет право, но обязан предварительно сдать экзамены, теоретический и практический. И это правильно, ибо автомобиль – источник повышенной опасности, и ошибки при его вождении могут привести к трагическим последствиям для очень многих людей.
А выборы руководителя государства – это что, менее ответственно?
Ошибки в таком выборе могут стоить нам, гражданам, гораздо дороже. И прибытие на родину доисторических предков или достижение календарного совершеннолетия не делает автоматически людскую особь сознательным гражданином страны.
К чему это я веду?

   Если коротко, я ввел бы ценз на участие в выборах.
Состоящий, как и экзамен на право управлять транспортным средством, из двух частей – теории и практики.
   С теорией все более-менее ясно.  История еврейского народа, язык, традиции, праздники. История Израиля. Люди – Герцель, Трумпельдор, Моше рабейну, Рав Кук, Бен-Гурион, Голда, Бегин, Рабин, Шарон… Вейцман,Ольмерт, Кацав… Ну и сегодняшние, конечно – Дери, Бужи, Биби, Ивет, Цыпочка, Лапидусик…
Ведь как можно голосовать за политика, не понимая, откуда у него ноги растут. Кто его папа и мама, из какого района, где и с кем он рос, учился, зарабатывал, воевал… Каким он был позавчера и год назад, что делал, как говорил, у кого с руки ел.
…Ой, сдается мне, не каждая сабра-кассирша такой тест сдюжит. (Разве что принимать будет соседка по райёну ))

С практикой и того проще.
Что-где-когда.
Что сделал для страны, работал ли, служил ли в армии, платил ли налоги. Дал ли ты что-то этой стране, кроме самого факта проживания и получения всего, чего можно…
А докажи! И армия, и госстрах, и налоговая, выдают справки на раз. Полиция – тоже, хотя и со скрипом. И все! Ты уже полноправный избиратель, обладающий полноценным голосом.
Людям с повышенными потребностями, конечно, понадобится послабуха.  Никто не потребует от инвалида озолотить государство налогами.  Но вот разбираться хотя бы ху из ху в нашей д должен каждый. Чтобы не дать обманывать себя дважды и трижды, наступая каждый раз на любимые грабли.
А то сейчас, когда твой голос уравнен с какой-нибудь гражданкой Вики Кнафо,

добившейся в жизни всего своим ротом и другими частями тела, но отнюдь не головой и руками – наступает инфляция.
Обесценивание.

gennadydobr.livejournal.com

может ли кухарка управлять государством?

Кухарка может управлять государством – и мы это часто видим: много раз в нашей стране важнейшими отраслями экономики управляли и управляют до сих пор “кухарки”.

Но кухарка НЕ ДОЛЖНА управлять государством – по крайней мере оставаясь по своему уровню развития,  по образованию и по менталитету кухаркой.

Но если она получит соответствующее образование и проявит свои управленческие способности на низовых уровнях – например, на уровне местного самоуправления, наработает определённый опыт и стаж – тогда ей  можно постепенно доверять уже  и более высокие уровни управления, вплоть до уровня страны. 

Правда, при этом она уже … не будет кухаркой 🙂

АКУЛОВ В.А.:

Государство должно выполнять волю народа – Руссо прав. Но что считать этой волей народа? Согласно Руссо и канонам “представительной демократии”, воля народа – это воля большинства. Можно ли, однако, волю большинства считать волей народа? И логика, и факты свидетельствуют: нельзя. И не только потому, что эта воля большинства сплошь и рядом выливается в охлократию, о чем предупреждали еще Платон и Аристотель. Не только потому, что, как показывает политическая практика, нет ничего проще, чем манипулирование мнением большинства. В чем и упражняется не без успеха вот уже свыше двух столетий “представительная демократия”. Существенно другое: общество – не арифметическая сумма человеческих особей. Это – система, обладающая собственным качеством и функционирующая по своим собственным законам. Каждый элемент (социальная группа) этой системы органически связан со всеми другими, выполняет только ему свойственные функции, поэтому только в совокупности всех своих элементов общество как система жизнеспособно. Здесь, как сказал поэт, мамы всякие важны, мамы всякие нужны. Например, будучи уверено в том, что профессора и академики не выйдут на Горбатый мост стучать лысинами, можно посадить ученых (и науку) на голодную диету. Вот только как долго это будет продолжаться? И не придется ли уже в самом ближайшем будущем седлать козу, чтобы отправиться на “саммит большой восьмерки”? И оные “саммиты” проводить уже не “без галстука”, а без штанов, в набедренных повязках. Можно бросить работников искусства в пучину рынка в надежде, что на плаву их удержит его “невидимая рука”. Вот только не следует рвать остатки волос на голове и посыпать ее пеплом,   когда это “рыночное (базарное) искусство” вместо “российской нации” – этой “американской мечты” российской люмпенэлиты – сформирует популяцию троглодитов и дегенератов. Отождествлять общество с совокупностью проживающих на территории государства людей, а общественные интересы с интересами большинства – недомыслие. Такое же недомыслие видеть в социальной политике государства одну лишь нравственную сторону и не замечать главного: что социальная политика государства подчинена не только нормам морали, но прежде всего объективным законам функционирования общества, нарушение которых ведет общество к разрушению. 
В какой-то мере это если не осознают, то интуитивно чувствуют адепты “представительной демократии”. Именно в этом контексте следует рассматривать институт политических партий. Идея, заложенная в основу формирования политических партий, проста и понятна: обеспечить представительство в органах государственной власти по возможности всех групп населения. Увы, опыт показывает, что это такая же иллюзия (или идеологема?), как “диктатура закона” и прочие “стандарты”, входящие в джентльменский набор   патентованного демократа. Во-первых,   при пропорциональной системе выборов для партий существует барьер в виде требования набрать определенный процент голосов избирателей, чтобы быть представленными в парламенте, Во-вторых, социальные группы, интересы которых они призваны выражать, весьма различны по численному составу, а возможности партий вести предвыборную агитацию даже при строжайшем соблюдении закона, мягко говоря, далеко не одинаковы. Все это делает перспективу попасть в парламент для многих из них весьма и весьма проблематичной. Не случайно поэтому на Западе с его устоявшейся многопартийностью предвыборную борьбу ведут фактически две-три партии. Остальные украшают фасад “представительной демократии”. В-четвертых, властная верхушка, пользуясь привилегированным своим положением, блокирует любую возможность образования политических партий и объединений, чьи программы представляют для нее угрозу. Достаточно посмотреть, с каким цинизмом (о нарушении элементарных норм права говорить просто неприлично) российская власть, и прежде всего “Единая Россия”, отсекают от политического процесса русские национально-патриотические организации и движения. Эта беспардонность вызвала возмущение даже у президента Д.А.Медведева. Наконец, как свидетельствует тот же опыт, внутренняя логика любой политической партии приводит в конечном счете к тому, что ее вожди и аппарат перерождаются в замкнутую касту, живущую собственной жизнью и свято блюдущую свой собственный шкурный интерес. Во имя этого кастового интереса партийная номенклатура пойдет на любые сделки с кем угодно, хоть с самым дьяволом. Печальный опыт КПСС – не исключение, а правило.    
Но даже не это главное. Главное то, что партийная система клонирует депутатов по профессии, отсекая тем самым сам народ от управления общественными (государственными) делами. Не случайно наши партийцы такой мертвой хваткой вцепились в “профессиональный парламент”. Почему они третируют   “ленинскую кухарку”? Только лишь потому, что кухарка – это всего лишь кухарка? Но, во-первых, как говаривал Ходжа Насреддин, чело наших “элитариев” тоже не отмечено печатью мудрости и профессиональный багаж плеч не режет. (Как не вспомнить тут русскую поговорку: в доме висельника не говорят о веревке). Во-вторых, не следует извращать и оглуплять   даже Ленина. Он вовсе не утверждал, что государственная деятельность не требует ни ума, ни профессионализма. Мысль его в другом. Отстаивая идею прямого народовластия, Ленин по логике вещей обязан был возражать (насколько искренне – это другой вопрос) против того, чтобы между народом и государственной властью стояла каста политических перекупщиков или, если угодно, профессиональных политиков, политиков по роду деятельности. Но именно это и не устраивает нашу люмпенэлиту. Пафос ее велеречивого словоблудия о “профессиональном парламенте” отнюдь не в том, что парламент должен быть представлен людьми разносторонне образованными, профессионально подготовленными, умеющими мыслить по-государственному, масштабно. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к практике. Какую глубину политического мышления явили миру лабух Ландсбергис, графоман Гавел, электромонтер Валенса? Какой кладезь премудрости обременял хмельную головушку специалиста по установке унитазов Бориса Ельцина? Полно, лишите этих “профессионалов” консультантов, помощников, советников – и перед вами во всем своем величии предстанет “ленинская кухарка”. С той лишь разницей, что кухарка умеет хотя бы щи готовить. Нет, дело тут не в профессионализме, не в глубине мышления, не в широте политической культуры и просто культуры. Пафос в другом: чтобы парламент работал “на постоянной основе”. Проще говоря, в “профессиональном парламенте” они видят для себя синекуру или, по-русски, корыто. Корыто – вот Альфа и Омега всего их и демократизма, и профессионализма.    
Но предположим, что партийные депутаты действительно представляют интересы тех или иных социальных слоев государства. Предположим, что все они отличаются профессионализмом Солона и кристальной честностью Брута. Что следует отсюда? Партийная система выборов, как известно, не исключает того, что какая-то партия получит в парламенте большинство и даже конституционное большинство. Чьи интересы будет выражать такой парламент? Ясно, что интересы той социальной группы, по мандату которой он был сформирован. Тем самым государственная власть, призванная стоять на страже интересов общества (государства), превращается в орудие в руках одной социальной группы для навязывания своей воли всему обществу. Толкуйте после этого, что “диктатуру пролетариата” Маркс с Лениным придумали. Они лишь развили идею “представительной демократии” Руссо. Но у них хватило хотя бы честности и мужества не болтать о “народовластии без берегов”, на что так охочи трубадуры и менестрели “демократических стандартов”, пытающиеся учить нас правилам цивилизованного поведения.       
Коль скоро общество – система, то и интересы большинства не могут выступать в качестве общественного интереса. Общественный интерес – это интерес целого, а не части, какой бы большой эта часть ни была. Это – гармонизированный интерес общества как системы. Такая гармонизация и осуществляется в обществе-государстве. Государство – не формируемые обществом органы управления, как считал Гоббс, Руссо и как продолжают считать поныне идеологи “представительной демократии”; не некий внешний обществу институт, служащий орудием, с помощью которой одна часть общества диктует свою волю другой его части, как считали Маркс, Ленин и как продолжают считать марксисты. Государство – это высшая форма самоорганизации общества. Та его форма, в которой современное общество только и может существовать.  Ликвидация государства, которую прогнозировал Маркс и идею которой в иной форме пытаются реализовать глобалисты, – это путь деградации общества, путь его самоликвидации. Это – путь, ведущий к гибели человеческой цивилизации. Как форма самоорганизации общества, основанная на “общественном договоре” и функционирующая на консолидированном общественном интересе, государство, как было сказано, уже по самой своей природе может быть только демократическим, т.е. осуществляющим свою деятельность на основе общественного согласия.

irvara.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о