1927 г. — Организована артель «Минерал» кооперации инвалидов. Рабочие артели принимали участие в строительстве Московского метрополитена. Прекрасно отполированные плиты красного мрамора до сих пор украшают вестибюль станции метро “Красные ворота”
1929 г. — Впервые государственным органам предложено установить перечень предприятий и тех трудовых процессов, в которых могут быть заняты слепые.
В 1936 году в Ленинграде построен завод электромоторов и экспедиционного снаряжения. Строительство завода велось на средства Общества: деньги поступали из Фонда Центрального правления и от региональных организаций незрячих. Более 300 инвалидов по зрению было трудоустроено на этом предприятии.
21 июля 1937 г. Народным комиссаром социального обеспечения РСФСР подписан приказ N 340 “Об использовании труда слепых в металлообрабатывающей промышленности”, что значительно расширило возможности трудоустройства инвалидов по зрению на государственных заводах.
1939 г. В апреле состоялся шестой Пленум пятого созыва, на котором принято обращение ко всем членам ВОС о развитии социалистического соревнования и стахановского движения. К этому времени в Москве насчитывалось более 200 незрячих-стахановцев.
4 ноября 1940 г. СНК РСФСР утвердил новое Положение о Всероссийском обществе слепых, в котором была определена перспектива социальной и производственно-хозяйственной деятельности Общества, особо подчеркивалась важность оборонной работы в организациях и строгое соблюдение принципов демократии. Общество получило право на создание собственных учебно-производственных комбинатов.
1941 г. С первых дней Великой Отечественной войны аппарат Центрального правления эвакуирован в Уфу. В Москве осталась оперативная группа, руководство которой возложено на заместителя председателя ЦП ВОС В.А. Медведева. Коренным образом изменилась работа учебно-производственных комбинатов: коробки для мин, хлебные формы для полевых пекарен, печки для блиндажей, маскировочные сети, валяная обувь для солдат – лишь малый перечень продукции, выпускаемой Обществом в годы войны.
Рабочие Сарапульского комбината с 23 июня установили себе 12-часовой рабочий день без выходных. Рабочие Ленинградского завода “ЭМОС” стали “слухачами” зенитной части, защищавшей город от налетов вражеской авиации. Выпускник Московской школы-интерната для слепых Михаил Попов с баяном за плечами добрался до передовой и своей игрой поднимал дух бойцов перед атакой. Миша был награжден боевым орденом, и его образ навсегда запечатлен в поэме А. Суркова “Песня о слепом баянисте”. Слепой скульптор Лина По, находясь в эвакуации, не только создавала скульптуры героев войны, но и плела ночами маскировочные сети для орудий.
1942 г. Одной из главных задач Общества становится обслуживание тяжелораненых солдат и офицеров, среди которых были и потерявшие зрение. Оперативная группа ЦП ВОС, оставшаяся в Москве, установила постоянную связь со всеми военными госпиталями. К военно-ослепшим приходили учителя для обучения методу Брайля и активисты Общества. Раненым помогали адаптироваться в жизни, выбрать новую специальность
1943 г. 18 октября открылся восьмой расширенный Пленум Центрального правления ВОС. Время поставило перед Обществом важную общественно-политическую задачу – быстрейшее возвращение военно-ослепших к активной жизни. Создано 58 собственных предприятий Общества для трудового устройства военно- ослепших.
1945 г. 15 января состоялся девятый расширенный Пленум Центрального правления ВОС, который отметил быстрый рост числа членов Общества за счет инвалидов войны. Пленум также отметил героическую работу членов ВОС в годы войны:. 2957 стахановцев-членов ВОС выполняли норму на 300-400 %. Общество развернуло большую работу по восстановлению своих предприятий и организаций и строительству новых учебно-производственных мастерских. Особое внимание уделялось привлечению к активной общественно-политической и трудовой жизни солдат и офицеров, потерявших зрение на фронтах Великой Отечественной войны. Только за годы войны 5817 человек прошли обучение в кружках, организованных Центральным Правлением ВОС. Орденом Отечественной войны награжден член ВОС педагог Воронцов, обучивший в Горьковском госпитале 400 человек.
1947 г. 8 июля открылся VI съезд ВОС. Делегаты VI съезда Всероссийского общества слепых дали обязательство по- стахановски включиться в работу по восстановлению народного хозяйства. 1948 г. Обществом взят курс на строительство новых крупных предприятий, общежитий, жилых домов и клубов.
1951 г. 12 ноября в Москве состоялся VII съезд ВОС. Съезд обязал Центрально правление и все местные организации Общества “…привлечь к общественно-полезной деятельности всех слепых, способных к труду…, проводить трудоустройство слепых с учетом остаточного зрения…, повседневно вести работу по охране остаточного зрения”.
Общество полностью отказалось от получения государственной дотации и до 1989 года вносило в доход госбюджета 25% от полученной прибыли ежегодно.
extrability.org
Некоторые тифлопедагоги прошлого, занимаясь проблемами трудоустройства слепых (например, Анагнос), предполагали готовить их лишь к интеллектуальному труду. Такие предположения основывались на тех сложностях, которые существуют при работе слепых в области физического труда. Конечно, слепота вызывает затруднения и при работе в области интеллектуального труда. Кроме того, некоторые слепые, как и зрячие, более склонны к труду в сфере производства. Мы согласны с тем, что слепым, как и зрячим, должна быть дана возможность заниматься и физическим, и умственным трудом, в соответствии с их способностями и наклонностями.
Но, учитывая современное состояние российской промышленности, перспективы её дальнейшего развития, а также то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках УПП ВОС подразумевает разделение технологического цикла на мельчайшие операции (т.е. вовлечение огромных людских ресурсов), что приводит к удорожанию продукции, а также учитывая крайне низкий потенциал обновления технологии и оборудования на этих предприятиях (т.к. нецелесообразна автоматизация технологического процесса), можно допустить возможность неконкурентноспособности этих предприятий на рынке, что подтверждается невозможностью функционирования большинства Учебно-Производственных Предприятий ВОС уже сегодня и что означает нецелесообразность профессиональной ориентации слепых в сферу производства.
Кроме того, трудоустройство слепых на УПП ВОС ведёт к слабой социальной интеграции инвалидов по зрению.
Под понятием «социальной интеграции» слепых мы понимаем расширение их общественных функций и связей, т.е. создание условий для проявления слепыми своих способностей и талантов: в науке, искусстве, педагогической деятельности, юриспруденции, в организационной в организационной и хозяйственной деятельности.
Одной из главных практических задач социальной интеграции является материальное обеспечение слепых не ниже уровня благосостояния зрячих членов нашего общества.
Учитывая выше перечисленные экономические сложности, мы можем утверждать, что сегодня и в дальнейшем благосостояние трудящихся УПП ВОС будет неизбежно снижаться, заинтересованность в труде падать и, следовательно, желание молодых инвалидов трудоустраиваться на этих предприятиях постепенно отпадёт.
Что же касается проявления талантов и способностей, то здесь необходимо отметить, что вся та культурно-просветительная работа, которая проводилась на этих предприятиях, проходила на базе ведомственных Домов Культуры. Сегодня ВОС не может содержать их. Следовательно, вся кружковая и спортивная работа угасла.
Кроме всего этого нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках специализированных предприятий влечёт за собой изоляцию их от зрячих и противоречит принципам интеграции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Советское государство, создав УПП ВОС, загнало инвалидов в некие «резервации». Жильё строилось рядом с предприятиями, вся местная инфраструктура планировалась с учётом удобства для слепых. Это привело к замкнутому кругу передвижения, к однообразному общению, к строгому упорядочению и однообразию всей жизни. Постепенно все интересы людей сводятся к производственным. Все их действия чётко контролируются и регламентируются. Однообразие действий, узкий круг общения, жёсткая дисциплина не могут не сказаться на психике людей. В первую очередь страдает мышление и творческое воображение, затем эмоционально-волевая сфера. В итоге можно проследить процесс дегенерации личности. Трудовая деятельность в таких условиях перестаёт выполнять свою компенсаторную функцию.
Поэтому мы приходим к выводу о нецелесообразности профориентации старшеклассников в производственную сферу, во всяком случае сегодня, когда она представлена в таком виде.
Но, учитывая то обстоятельство, что в спецшколах в последнее время стали обучать слепых детей олигофренов, что их трудоустройством сегодня никто не занимается, мы предлагаем комплектовать УПП ВОС за счёт таких выпускников и за счёт тех детей, которые не проявили способностей к обучению в средних и старших классах.
Вместе с тем, мы отмечаем, что трудовые возможности в производственной сфере слепых весьма широки ( подтверждением этому служит то разнообразие профилей, которые имеются на УПП ВОС) и могут быть ещё больше расширены. Каждая профессия должна рассматриваться с учётом всех её положительных и отрицательных сторон. Нужно выяснить, насколько она соответствует особенностям труда слепых и нельзя ли её приспособить к ним. Важное значение имеет остаточное зрение и зрительные представления, сохранившиеся у слепых и слабовидящих. Практически в каждом отдельном случае можно ограничиться выбором между несколькими, наиболее выгодными и подходящими для данного ослепшего.
Последнее заключение справедливо и для выбора профессии в сфере интеллектуального труда.
Когда выбор области труда или профессии затруднителен, их необходимо намечать ориентировочно. В этом случае лучше начинать с более простого, чтобы не подорвать у слепого веру в свои силы.
Необходимо учитывать, что первые трудовые пробы имеют большой психологический результат: даже небольшие успехи радуют слепых, а неудачи ими преувеличиваются.
По утверждению Б.И. Коваленко, «При нормальных условиях и отсутствии других дефектов слепые более или менее легко достигают целей, и что вызывает у них потребность достичь новых, более трудных. Желательно, чтобы в этом была определённая последовательность».18
studfiles.net
Среди незрячих людей есть много образованных и много знающих людей, но применить свои знания и опыт они не могут. Работодатели в большинстве своём слабо представляют возможности таких людей и предпочитают выбрать здоровых, но менее подготовленных соискателей. А между тем незрячие работники более ответственные, больше сосредоточены на работе, очень дорожат своим местом. Всё упирается в некоторую решимость руководителей различных структур оказать поддержку инвалидам. Прежде трудоустройством слепых занималось соответствующее общество. Сегодня оно влачит жалкое существование, а вся помощь и поддержка слепых переложена на государство. Государственные центры занятости ставят на учёт, выплачивают пособие, но работодателей не побуждают к приёму на работу инвалидов по зрению. В разных регионах эта ситуация выглядит по-разному. Вот и хотелось бы обсудить: стоит ли слепым людям интегрироваться в окружающую среду или отсиживаться дома, получая государственную пенсию. Комментарии
|
www.superjob.ru
Часто ли нас интересует жизнь тех, чьи возможности ограничены? Где они работают, да и могут ли? В Бельцах, Оргееве, Бессарабке и в Кишинёве есть особые предприятия, где работают незрячие и слабовидящие. О проблемах одного из таких предприятий «Coroana Universului» узнали у его главы Алексея Романенко. Инвалид по зрению и председатель ассоциации незрячих людей Молдовы рассказал о потребностях своих подчиненных, о том, почему для них так важно иметь работу и почему в советские времена в штате насчитывалось 1500 человек, а в наши дни – всего 60.
Какова основная цель предприятия?
Наша цель – дать ребятам возможность заработать на трудовую пенсию. Они изготавливают прищепки и крышки для консервных банок. Получая пособие в районе трехсот леев, нельзя выжить. Но, отработав несколько лет, можно накопить необходимый для пересчета пособия стаж. Минимальная заработная плата – 2100 леев. Рабочий день длится шесть часов. Но у лиц с ограниченными возможностями всегда есть дополнительные потребности. Они также регулярно ходят в поликлинику, лечатся. Поэтому график редко нормирован. Заработок – не самоцель предприятия. Важнее дать таким людям возможность социализироваться и приобщиться к труду. Некоторые приходят с привычкой к чрезмерной опеке. Таких людей с детства жалеют и балуют близкие. Часто к нам попадают люди, не приспособленные к работе, потому рабочее время превращается в воспитательный процесс. В советские времена все было строже. Услышав гудок, все шли на рабочее место.
Помимо вашего предприятия, должны же быть реабилитационные центры, оказывающие поддержку?
В стране есть территориальные организации, но, как правило, человек, потерявший зрение, стесняется и сидит дома по нескольку лет. Ищет и находит рядом виновных, копается в себе. Всю злость и обиду вымещает на родственниках. Поэтому часто в реабилитационные центры и на предприятие таких людей приводят близкие. К сожалению, иногда долгие годы человек сидит дома, просто не зная, что мы существуем.
В городе есть ремесленное училище, где ребята получают профессию массажиста. Для них это большая отдушина. Есть и реабилитационный центр, где учат ориентироваться, писать по системе Брайля и пользоваться компьютером. Им также помогают приспособиться в быту: учат глажке и готовке. Некоторых дозировка сахара или чистка картошки поначалу вводит в замешательство. Там же, в реабилитационном центре, находятся библиотека с аудиокнигами, студия звукозаписи и психолог. На мини-типографии печатают журналы, напечатанные шрифтом Брайля, чтобы слабовидящие имели возможность их читать. Центр находится на балансе Министерства культуры. Наше предприятие обеспечивает себя самостоятельно.
Какой должна быть выработка и цены, чтобы труд не был убыточным?
Так как продукция изготавливается вручную, ее нельзя сравнивать с той, которую производят автоматы. Наша норма выработки – около 2 тысяч прищепок и около 7 тысяч крышек. Автомат за сутки комплектует 70 тысяч крышек. Для такой выработки нужно около десяти незрячих людей. Автомату не нужно платить налоги и заработную плату. А десять человек нуждаются в деньгах. Наш труд заведомо говорит об убытке. Нам нужна хоть какая-то поддержка от государства. Пока, к сожалению, поддержка однобокая. Государство дает льготы, от которых больше мучений, чем пользы.
Как могут навредить льготы?
Рабочий день слабовидящих – 6 часов и 44 отпускных дня. Раньше было 28 дней. Образовавшаяся разница в шестнадцать дней оплачивается предприятием, что ведет к увеличению стоимости продукции. Продавать товар по высокой цене мы не можем. Единственный выход – сократить штат. Мы уже сократили пятерых, а будем сокращать еще. Закон, который должен был нам помочь, искусственно увеличил стоимость изделий. Чтобы не работать в убыток, на предприятии должно остаться около 30 человек. Пока выживаем за счет аренды помещения. Если так будет продолжаться и дальше, это приведет к ликвидации предприятия. Куда пойдут работать люди?
Но ведь государство должно поддерживать таких людей и обеспечивать особые условия.
Когда стараемся поднять этот вопрос, нам отвечают, что в Молдове даже зрячим трудно найти работу. По закону помощь в трудоустройстве слабовидящим гражданам оказывают агентства по трудоустройству. Так как Закон о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями действует с 2012 года, система пока не налажена. Людей ставят на учет, но не трудоустраивают. У государства нет денег на обучение. Нет финансовой и учебной базы. Трудоустройством таких людей занимаемся самостоятельно. Приходят те, кто уже не может сидеть дома. Им хочется общаться и чем-то заниматься.
Между работниками предприятия часто завязывается дружба?
Конечно! Даже больше скажу, очень многие семьи появились благодаря предприятию. С 1966 года среди работников было заключено огромное количество браков. И в этих семьях родились замечательные дети. В нашем районе вокруг завода есть двенадцать многоэтажных домов, в которых живут незрячие.
Чего, как вам кажется, им не хватает для удобной жизни?
В нашем районе для незрячих адаптировано все. Хотелось бы, чтобы по всему городу были такие условия. Звуковые светофоры находятся только там, где есть основные наши учреждения. В Центре (ул. Колумна), на Телецентре (ул. Докучаева) и возле школы ремесленного училища (ул. Пирогова). В других странах и даже в городах, которые значительно меньше Кишинева, все светофоры звуковые. Нашим людям нужна уверенность в жизни. Им нужны места работы, чтобы они приносили пользу обществу.
Не нужно давать им рыбу, нужно обеспечить их удочками. Мы способствуем этому, но нас сильно глушат налогами.
brw.md
С древних времён отдельные слепые выделялись своими достижениями в профессиях интеллектуального и физического труда. В некоторых профессиях трудовой деятельностью занимались довольно значительные группы слепых: народные певцы в разных странах, массажисты в Японии с X века нашей эры, ремесленники в Египте в I веке до нашей эры и т.д. Однако организованное, массовое включение слепых в трудовую деятельность во всех культурных государствах началось лишь в XIX веке и до наших дней охватило далеко не всех слепых.
В 1925-1930 наиболее распространёнными среди слепых видами труда были: корзиноплетение, изготовление щёток, плетение мебели, музыка, настройка роялей, ручное вязание, работа на трикотажных машинах, игра на органе, преподавание музыки и других предметов, переплёт книг, печатание на пишущих машинках под диктовку, переписывание книг по Брайлю, сетевязание, обработка дерева, работа на телефонных станциях. В этом перечне профессии даны в убывающем порядке по степени их распространённости в ряде государств Европы и Америки.
С целью более полного выявления трудовых возможностей слепых остановимся на их профессиях в некоторых странах.
В Великобритании во второй половине XIX века Армитэдж энергично защищал возможности интеллектуального труда для слепых и рекомендовал им занятия музыкой, в частности игру на органе, фортепиано и особенно настройку музыкальных инструментов. В области физического труда он отмечает профессии корзинщика, щёточника, столяра, канатчика, вязальщика сетей и т.д. Из женских работ им указаны вязка чулок и сетей, шитьё ручное и машинное. Он также рекомендует слепым заниматься торговлей.
В начале нашего века (1916 г.) в специально организованном для военноослепших учреждении С. Дунстан в Лондоне обучались специальностям: массажист, стенографист, переписчик на пишущих машинках, телефонист, корзинщик, столяр, трикотажник, птицевод, торговец и прочее.
По данным Робба, в Шотландии на ряду со слепыми, трудоустроенными в мастерских, многие работают на дому. Их основные занятия: органист, учитель музыки, настройщик, корзинщик и пр. Изыскиваются новые профессии, в частности на фабрике.
В США, по данным Беста, лишь восьмая часть слепых содержала себя своим трудом. Слепые в США работают в качестве служащих в конторах, юристами, учителями, музыкантами, настройщиками, телефонистами, работают в прачечных, домашними работницами, страховыми агентами, разносчиками газет и др.
П. Вилей указывал, что во Франции есть слепые учёные, артисты, литераторы, журналисты, юристы, преподаватели, но основная масса слепых интеллектуального труда—музыканты.
В России с 1925 года создано Всероссийское общество слепых (ВОС), которое организовало разветвлённую сеть производственных предприятий, в рамках которых происходит трудоустройство инвалидов по зрению. Учебно-производственные предприятия ВОС (УПП ВОС) являлись наиболее оправдывающей себя формой трудоустройства слепых в сфере производства до сегодняшнего дня.
Спецификой УПП является то, что всё здесь подчинено единой задаче рациональному трудоустройству слепых: подбор профиля производства, разработка специальных технологий, применение защитных устройств и нестандартного оборудования, проведение мероприятий по охране остаточного зрения и т.д.
Таким образом, приведённый перечень профессий, которыми занимались и занимаются слепые в разных странах, позволяет сделать вывод, что трудовые возможности инвалидов по зрению весьма многообразны.
studfiles.net