pin-avto.ru
Treadwear — это степень износа протектора шины, до максимального значения которого любая резина подлежит эксплуатации. Является частью UTQG (Uniform Tire Quality Grade Standards, то есть Единый Стандарт Качества Шинных изделий). Внедрены данные стандарты были Национальной администрацией безопасности дорожного движения (National Highway Traffic Safety Administration — NHTSA), которая является частью Департамента транспорта США, органа на подобие Министерства инфраструктуры Украины.
Процедура выставления маркировки «treadwear» выглядит следующим образом: тестируемые шины, которые предоставляет производитель, сравнивают с моделями обладающими таким же резиновым составом которые находятся в NHTSA, на испытательном заводе в Сан-Анджело, штат Техас. Оба типа резины устанавливаются на переднюю ось транспортные средства, чтобы обеспечить объективность и равные дорожные условия. Колонна, состоящая из четырех или меньше авто, колесит по дорогам общего пользования в Западном Техасе. Тестируемые автошины проверяются во время и после испытания. За все время использования полигона, NHTSA сравнивала испытуемые модели сначала с специально выпущенными шинами от компании Goodyear, а с 1984 по 1991 использовала резину Uniroyal. С 1991 используются специальные автошины изготовленные для данного теста. Предоставляет их Американское общество по проверки материалов.
Оценка износа протектора
После того как было произведена эксплуатация, NHTSA предоставляет результаты изготовителю, который на своё усмотрение решает, ставить маркировку или нет. Если производитель все таки решает проставить маркировку, то NHTSA этот вопрос документирует, поэтому вероятность ложной маркировки минимальна, по сути, это невозможно. Так как шинный рынок США самый крупный, то все производители пытаются проставить данное изображение на своё изделие, так как без него компанию-изготовителя не допускают к реализации товара на территории Штатов. Поэтому все крупнейшие компании обладают представленной маркировкой, можно сказать, что данный стандарт стал мировым.
По стандартам Национальной администрации безопасности дорожного движения, показатель степени износа протектора в 100 единиц оценивает в 48 тыс. км. Соответственно, 150 единиц оценивается в 72 тыс. км, 200 в 96 тыс. км. и так далее. Конечно же, не стоит делать упор на данные цифры, так как многое зависит от манеры вождения, качества дорожного покрытия и от погодных условий региона. Для того чтобы определить реальную степень износа проектора специалисты рекомендуют снижать данный показатель в 1,5 раза. То есть реальный пробег резины с treadwear 100 будет равняться около 36 тыс. км.
Зависимость сцепления и степени износа
Для того чтобы выбрать оптимальный вариант авторезины, следует упираться не только на особенности износа, необходимо также учитывать степень сцепления с дорогой и другие показатели. Но следует отметить, что опытный автолюбитель может определить по показателю специфику любой автошины. Чем больше износ, тем резина жестче, соответственно сцепление хуже, а тормозной путь короче. Для зимней резины это дополнительно отображается в низкой морозоустойчивости. Поэтому не следует думать, что чем больше износ, тем шина лучше. Принцип золотой середины никто не отменял.
Для того, чтобы определить коэффициент трения шины (μ) с дорогой нужно воспользоваться такой формулой:
μ = 2,25 / treadwear 0,15
Более высокий коэффициент трения обеспечивает более короткий тормозной путь и наоборот.
autoshini.com
Первыми осознали, что покупателям необходима помощь в выборе шин, в американском департаменте транспорта (DOT) более трех десятилетий назад. И обязали производителей проводить тесты, «публикуя» результаты на боковине покрышки: на ней указаны цифровые и буквенные символы износостойкости, сцепления на мокрой поверхности и стойкости к перегреву.
Под цифрой 1 — износостойкость (treadwear), 2 — сцепление на мокрой дороге (traction), 3 — сопротивляемость перегреву (temperature)
Первый параметр — износостойкость. В самых авторитетных изданиях при тестах шин именно этот, самый важный для рядового потребителя параметр, обходят стороной. Но для продажи в США (и в России бонусом) производители шин обязаны проводить этот тест.
Все тесты проводятся в районе города Сан-Анджело, штат Техас, силами сотрудников шинных компаний или сторонних специализированных фирм. Неизменность места испытания — условие на законодательном уровне. Маршрут прописан до мелочей: где находятся знаки Stop, с какой скоростью ехать.
Методика такова: два (или четыре) автомобиля едут караваном по заданному маршруту, который не меняется десятилетиями и проложен вдоль окрестностей американского города Сан-Анджело, штат Техас. На одной машине установлены испытуемые шины, на другой — эталонные (с известными характеристиками износа), которые выпускает американское сообщество стандартизации (ASTM). Во время испытаний у покрышек постоянно измеряется износ, а после пробега в 11 520 км шинные компании, оценивая изменения глубины протектора, прогнозируют будущий ресурс своего продажного образца.
Каждые 1280 км у шин проверяется давление, а у автомобилей — развал-схождение. Каждые 2560 км эталонные и испытуемые покрышки переставляются между машинами. Когда-то эталонную шину выпускала Uniroyal, а сейчас эту же модель Tiger Paw 225/60R16, правда с измененной резиновой смесью, делает американское сообщество стандартизации ASTM (ее используют и в европейских тестах)
Сколько же проходит шина с показателем, допустим, Treadwear 200? Можно утверждать, что в два раза больше, чем эталонная, а сколько конкретно в километрах — не могут сказать даже сами производители. Конечно же, все зависит от водителя и дорог. Мы сделали небольшую расшифровку по значениям износостойкости. Ведь чем мягче резиновая смесь, тем больше сцепления с дорогой и тем быстрее изнашивается шина.
Значение Treadwear | Комментарии и предполагаемый пробег |
Treadwear 100 и меньше | гоночные шины, допущенные на дороги общего пользования в качестве исключения |
Treadwear 140-180 | спортивные шины, которые точно прослужат один летний сезон |
Treadwear 200-400 | гражданские шины для обычных условий эксплуатации, прослужат несколько лет |
Значение Treadwear легко сравнивать внутри одной марки шин, так как методика интерпретации результатов в компании одинакова. Но вот износостойкость покрышек разных компаний можно сравнивать с большой натяжкой (хотя если разница двукратная, вроде Treadwear 200 и 400, то ответ очевиден).
Итог: Безусловно, показатель Treadwear полезен потребителю и характеризует износостойкость шины. Но сколько километров проходит шина, перед тем, как рисунок протектора достигнет минимума, — ответить однозначно не может даже сам производитель.
Параметр Traction определяет сцепление шин на мокрой дороге в продольном направлении при торможении. Параметр никак не характеризует сцепление шины в поперечном направлении, управляемость, сопротивляемость аквапланированию и т.д. Насколько он полезен для потребителя?
Тест на сцепление на мокрой поверхности проходит на бывшем военном аэродроме Гудфеллоу, что недалеко от города Сан-Анджело. На прицеп массой 492 килограмма надевают тестируемые шины, накачивая их до 1,65 бар.
Автопоезд, проезжая на 64 км/ч мокрый участок сначала на асфальте, а потом на бетоне, кратковременно блокирует колеса прицепа. С помощью динамометрического устройства замеряются перегрузки при замедлении, которые создал трейлер. Именно это и характеризует сцепление шины на мокрой поверхности.
Маркировка сцепления (traction) | Перегрузки при блокировке колеса на мокром асфальте, g | Перегрузки при блокировке колеса на мокром бетоне, g |
AA | Более 0,54 | Более 0,38 |
A | 0,47-0,53 | 0,35-0,37 |
B | 0,38-0,46 | 0,26-0,34 |
C | Менее 0,38 | Менее 0,26 |
Постойте-ка, а как же тормозной путь? Недостаток данного измерения в том, что при блокировке колес рисунок протектора никак не работает при водоотведении, и по сути при таком тесте проверятся лишь состав резиновой смеси.
К тому же современные технологии ушли далеко вперёд, и теперь большинство шин имеют маркировку AA или A. То есть потребитель никак не сможет увидеть разницу между сцепными продольными свойствами покрышек. Если вы обнаружите маркировку Traction B для легковых автомобилей, стоит серьёзно подумать — покупать ли такую шину.
Итог: Тест traction проверяет сцепные качества шины на мокрой поверхности лишь с блокировкой колес (без учета работы рисунка протектора). На сегодняшний день подавляющее число покрышек с лёгкостью проходят этот тест и потому имеют маркировку AA или A.
В отличие от первых двух тестов, это испытание проводится в лаборатории на испытательном барабане. Шину под нагрузкой (в 88% от максимальной) раскручивают до определённой скорости и смотрят за температурным режимом. После испытаний проверяют на предмет трещин, разрывов и других дефектов. Шина, выдержавшая самую большую скорость барабана 575 об/мин (что эквивалентно свыше 184 км/ч) — получает рейтинг А.
Маркировка (Temperature) | Шина |
A | Шина выдерживает нагрузку на скорости свыше 184 км/ч |
B | Шина выдерживает нагрузку на скорости от 160 до 184 км/ч |
C | Шина выдерживает нагрузку на скорости от 136 до 160 км/ч |
Итог: Главный посыл теста — проверка шины на разрушение в случае экстремальных нагрузок. Однако этот тест дублирует стандартную маркировку скоростного индекса шины (например 94T — означает грузоподъемность в 670 кг и лимит скорости в 190 км/ч)
На рисунке под цифрой 1 обозначен параметр топливной экономичности, 2 — параметр сцепление шины на мокрой дороге, 3 — параметр шумности обозначен громкоговорителем (имеет 3 деления). Обозначение С1 — говорит о том, что шина предназначена для категории легковых автомобилей
Европейская маркировка, информирующая покупателя о свойстве конкретной шины, появилась сравнительно недавно — 1 ноября 2012 года. На протектор приклеивается наклейка с указанием данных, которые помогли бы покупателю определиться с выбором.
В ЕС решили, что для рядового потребителя цифровые обозначения будут слишком сложны и зашифровали данные в буквенных индексах. Давайте разберёмся, что означают буквы и поможет ли нам это в выборе шин.
На беговом барабане диаметром минимум 1,7 метра высчитывается выбег шины — когда шину разгоняют до 80 км/ч, а дальше измеряют накат в метрах до остановки, вычитая аэродинамические и другие потери. Разница в сопротивлении обозначается индексом от A до G (где A — лучший, а G — худший), при этом буква D — не используется!
Во главу угла европейские чиновники поставили сопротивление качению. Именно этот показатель характеризует топливную экономичность шины. Когда она тратит часть кинетической энергии на деформацию в пятне контакта с дорогой, энергия превращается в тепловую безвозвратную, и тем самым тормозит колесо. Примерно 20% расхода топлива автомобиля уходит как раз на преодоление сопротивления качению!
Испытания проходят в аккредитованных лабораториях, где шину помещают на большой беговой барабан и раскручивают до 80 км/ч, а после высчитывают накат. Сопротивление качению измеряют в кг/т — сколько необходимо усилия, чтобы сдвинуть автомобиль массой в 1 тонну.
Буквенный индекс | Значение коэффициента сопротивления качению (кг/т) |
A | RRC ≤ 6,5 |
B | 6,6 ≤RRC≤ 7 |
C | 7,8 ≤RRC≤ 9 |
D | Не используется |
E | 9,1 ≤RRC≤ 10, |
F | 10,6 ≤RRC ≤ 12,0 |
G | RRC≥ 12,1 |
Разница между индексом A и G почти в два раза. Если применить это к расходу топлива, то, по расчетам ученых, шина с индексом G будет на 7,5% менее экономична, чем с индексом A.
Автопоезд разгоняется до 65 км/ч и блокирует колеса прицепа. На шкале параметр «сцепление шины на мокрой дороге» не задействованы буквы D и G. Так что если у покрышки параметр сцепления обозначен буквенным индексом F — это худший результат из возможных
Как и в случае с американской маркировкой, европейский тест на сцепление на мокрой дороге сравнивает шины именно с точки зрения продольного «зацепа» при торможении. Однако, в отличие от американской системы, в европейской предусмотрены два варианта тестирования. Первый — на прицепе с блокировкой колес, второй — на стандартном автомобиле при торможении с 80 до 20 км/ч. В европейских испытаниях высчитывают не абсолютные цифры сцепления (так как, в отличие от США, мест для тестирования несколько), а сравнивают испытуемую модель и стандартизированную шину-эталон (Uniroyal Tiger Paw).
Буквенный индекс, характеризующий сцепление шины на мокрой дороге | Индекс G, показывающий отношение преимущества испытуемой шины над эталонной |
A | 1,55 ≤ G |
B | 1,40 ≤ G ≤ 1,54 |
C | 1,25 ≤ G ≤ 1,39 |
D | Не используется |
E | 1,10 ≤ G ≤ 1,24 |
F | G ≤ 1,09 |
G | Не используется |
Индекс G рассчитывается по сложной формуле с несколькими коэффициентами. Он показывает отношение тормозного замедления испытуемой шины к стандартизованной шине-эталону. Если на покрышке индекс F — это самый худший показатель, который примерно равен шине-эталону с рисунком и типом смеси из далеких 90-х.
Итог: В отличие от американских тестов, европейские имеют более строгую шкалу, и не все современные шины могут показать лучший результат — А. Следовательно, у потребителя есть возможность увидеть понятную картину по сцеплению на мокрой поверхности.
Микрофоны замеряют шумность на расстоянии 7,5 м от автомобиля, при этом он прокатывается 20 метров со скоростью 80 км/ч
Шумность шины — важный параметр, влияющий на комфорт движения.
Замер происходит на открытом участке полигона с заданными параметрами асфальта, так как именно покрытие, а не сама шина больше влияют на уровень шумности. Автомобиль разгоняется до 70-90 км/ч (контрольная скорость при замерах — 80 км/ч), испытатель выключает двигатель, ставит коробку в нейтраль. Машина проезжает мимо микрофонов, которые находятся с обеих сторон. Чем шире шина, тем выше ставят для нее порог минимальной шумности. Например, покрышки с маркировкой XL (указывает на увеличенную грузоподъёмность) имеют послабления по громкости на 1 децибел.
Ширина шины, мм | Ограничение в дБ |
От 165 мм до 185 мм | 74 |
от 185 мм до 215 мм | 75 |
Более 215 м | 76 |
Для человека разница в громкости в три децибела ощущается как двукратное увеличение шума
Итог: Показатель шумности замеряется в условиях, близких к реальным, и может помочь потенциальному покупателю в выборе шины. Стоит смотреть на абсолютные показатели в цифровом значении (а не на пиктограмму с шумностью, которая имеет много «если»).
Есть ли еще подобные маркировки в других странах? В Японии символы, информирующие потребителя о сопротивлении качению и сцеплению на мокрой поверхности, являются добровольными и действуют с 2010 года. В Южной Корее маркировка, как в Европе, обязательна с 2012 года
Обязательные американские и европейские тесты далеки от идеала. К примеру, никак не оценивается управляемость, поперечные сцепные свойства шин или торможение на сухом асфальте. Однако большинство покрышек в России проходят эти тесты, а результаты пишутся на боковине и на наклейке протектора. И это, согласитесь, лучше, чем ничего.
P.S. А ещё знания о шинах могут помочь вам выиграть поездку на Гран-При Формулы 1 в Сочи. Примите участие в нашей викторине!
auto.mail.ru
Индекс Treadwear на спортивных шинах.
Коэффициент Treadwear появился благодаря Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), которая является частью в государственном транспортном департаменте Соединенных Штатов. От всех производителей шин требуется внедрение системы маркировки шинной продукции по нормативам единой оценки качества Uniform Tire Quality Grading (UTQG)
Износостойкость обозначается условным индексом, (он нанесен на боковине покрышки) показывающим сравнительную характеристику с шиной-образцом. Как правило, чем этот показатель меньше, тем лучше сцепление с дорогой, но быстрее износ.
Но на самом деле это не совсем правильно, т.к многое зависит от таких факторов как состав резины (compound), строение протектора и фактическая ширина пятна контакта (очень часто шины имеют ширину больше или меньше относительно заявленной, все зависит от производителя). Поэтому выбирать полуслики или спортивную шину только по индексу износостойкости не стоит.
Все шины типа «полуслик» как правило, имеют показатель Treadwear — 100 или меньше. Например:
Toyo R888 – 100
Yokohama A048 – 60
Federal FZ201 – 40
Hankook Ventus TD – 80
И др.
Шины с индексом износостойкости от 140 до 200, уже выходят из класса полусликов, в класс extreme performance — городские спортивные шины с хорошим «держаком». В этом классе такие шины как:
Federal RS595-R (TW-140)
Kumho XS Ku36 (TW-180)
Yokohama Advan Neova AD08-R (TW-180)
Toyo Proxes R1R (TW-140, с 2014 года TW-200)
Hankook Ventus RS3 (TW-140, с 2013 года TW-200)
Bridgestone Potenza Re71R (TW-200)
Dunlop Direzza DZII (TW-200)
И др.
На профессиональных шинах слик не указывается treadwear! Так как эти шины не имеют сертификатов для дорог общего пользования.
Помните что индекс износостойкости на самом деле показатель условный! Некоторые производители указывают treadwear исходя из тестов, некоторые исходя из сортов производимой резины, некоторые специально завышают treadwear чтобы шины пользовались спросом и проходили в младшие массовые классы как обычная гражданская шина.
Во многих соревнованиях, в определенных классах организаторы запрещают использовать шины с treadwear – <200, или <140, чтобы разделить степень подготовки авто.
Очень многие ошибаются вычисляя на сколько им хватит шин, исходя из значения treadwear, одинаковые шины на разных машинах с разным стилем вождения, и тем более с разным размером будут служить разную продолжительность времени. Ведь увеличивая ширину и снижая массу которая давит на полотно шины — уменьшается износ.
Надеемся что эта статья станет полезной для многих новичков! Всем быстрых кругов!
tyrewars.ru
Выбирая новые шины, большинство владельцев автомобилей основное внимание уделяют фирме-производителю. Чем она известней на автомобильном рынке, тем качественней должны быть ее покрышки. Под качеством все подразумевают долговечность. Однако существует и другой критерий, который указывает на износостойкость покрышек, а значит и их эксплуатационный срок. Он называется «treadwear».
Что это такое
Treadwear — американский стандарт, указывающий износ протектора до уровня, требующего замены резины. Он представляет собой двух либо трехзначное число, которое можно пересчитать на километры и узнать, какой пробег способна выдержать покрышка.
Маркировка нанесена на боковине шины, обычно рядом с характеристиками Temperature (термостойкость при высокой скорости) и Traction (уровень сцепления на мокром дорожном покрытии).
Стандартный коэффициент — 100 единиц. Он обозначает, что данные автомобильные покрышки до максимально допустимого истирания протектора выдержали 48 000 км пробега на испытательном полигоне. Однако в реальных условиях (особенно на отечественных дорогах) этот коэффициент необходимо делить на 2. То есть 100 единиц означает пробег 24 000 км. Таким образом, если на шинах например указан Treadwear 250, это значит, что их хватит на 60 000 км.
Примечание: наиболее износостойкой считается резина с индексом 340 и выше.
Существует взаимосвязь между коэффициентом износостойкости и качеством сцепления покрышки. С увеличением treadwear показатели сцепления шины с дорожным полотном ухудшаются. Поэтому выбирая легковые шины, индекс износостойкости необходимо учитывать как важный, но не ключевой. Лучше ориентироваться на все эксплуатационные характеристики и найти их баланс.
Наша компания предлагает широкий выбор автомобильных покрышек различных производителей. Мы продаем только официальную продукцию заводского качества, что подтверждается соответствующими сертификатами. В каталоге представлены разные модификации шин в ценовых категориях от премиум класса до бюджетных вариантов. Поэтому каждый клиент гарантированно подберет оптимальную модель исходя из своих финансовых возможностей.
Обратившись к нам, вы сможете приобрести действительно качественные покрышки по доступной цене.
bbshina-tyre.ru
Обратите внимание на Treadwear, Temperature и Traction: Особенно важен Treadwear — так вы сможете ориентироваться не на мнение продавца о том какая шина более износостойкая, а сравнить цифры, это отличный способ выбрать из двух шин более износостойкую
Treadwear — индекс износостойкости. По стандартам Национальной администрации безопасности дорожного движения, показатель степени износа протектора в 100 единиц оценивает в 48 тыс. км. Соответственно, 150 единиц оценивается в 72 тыс. км, 200 в 96 тыс. км. и так далее. Конечно же, не стоит делать упор на данные цифры, так как многое зависит от манеры вождения, качества дорожного покрытия и от погодных условий региона. Для того чтобы определить реальную степень износа проектора специалисты рекомендуют снижать данный показатель в 1,5 раза. То есть реальный пробег резины с treadwear 100 будет равняться около 36 тыс. км.
Traction — коэффициент сцепления шины с дорожным полотном (обычно только на шинах поставляемых в США). Имеет значения «АA», «А», «В», или «С». Шины с коэффициентом «А» имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.
Temperature — температурный режим. Это способность шины противостоять чрезмерному нагреву во время движения транспортного средства. Показатель температуры наносится на боковину в виде слова «temperature» с последующей буквой «А», «В», или «С». Приблизительно так: «А» — лучшая температурная стойкость, «В» — хорошая и «С» — удовлетворительная.
195 — это ширина шины в мм.
65 — это процентное отношение высоты профиля шины к её ширине (в нашем случае 75%). Этот параметр определяет высоту шины при данной ширине шины.
Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины!
15 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус).
R — означает конструкцию шины (радиальная). Многие автолюбители ошибочно думают, что R — означает радиус шины. Легковых шин с диагональной конструкцией уже практически не выпускается.
91 — индекс нагрузки шины. Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину.
На некоторых шинах написано MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки — надписью REINFORCED (6 слоёв, усиленная шина) или буквой «С» после диаметра шины, например: 195/70 R 15 C, (8 слоёв, грузовая шина).
T — индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.
XL — покрышки с повышенной нагрузочной способностью. В них используется больше слоев корда в брекере и боковине чем в обычных шинах аналогичного размера. Такие покрышки как правило жёстче и соответственно менее комфортны, зато у них выше индекс нагрузки и они имеют большую ударопрочность. Маркировка XL обычно находится справа от индексов скорости и нагрузки
На боковине так же можно найти информацию о том какой тип корда применен в брекере и боковине. В данном примере мы видим что в брекер (TREAD) состоит из 2-х слоев стального корда и 1-го слоя синтетического корда. Боковина (SIDEWALL) состоит из 1-го слоя синтетического корда.
Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин
M&S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.
All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.
Rotation — направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
Tubeless — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
Tube Type — шина должна эксплуатироваться с камерой.
MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
Советуем шины с отличной износостойкостью Kinforest KF-550www.rustires.ru
Уверен, что некоторые из Вас то, что написано в статье, знают. Некоторым это вообще не пригодится. Как обычно. Но уверен, что этот FAQ найдёт и своего читателя.
Итак, начнём с самого главного. С покрышек. Как бы странно это не звучало (сам был удивлён такому началу курса).
Главным элементом, позволяющим авто выполнять фигуры высшего пилотажа и обеспечивающим львиную долю безопасности прокладке между рулём и сиденьем и пешеходам являются покрышки. Запомните эту простую и в то же время гениальную мысль! Как бы мы не наращивали мощность двигателя, увеличивали диаметр тормозных дисков и улучшали качество тормозных систем, меняли бы характеристики и свойства подвесок – всё это в пользу бедных, пока мы будем использовать шины.
Приведём наглядный пример. На листе бумаги начертите квадрат 15х15 см. Вот на такой площади сцепления 1,5 тонная масса пытается удержаться в Г-образном повороте на скорости 60-80 км/ч. Вот на такой мизерной площадке инженерная мысль фирмы BOSCH, воплощённая в железо, ведёт нелёгкую борьбу против торпедирования поделки Волжского автозавода 71 года выпуска, «внезапно» очутившегося в левом ряду. И т.д. Теперь, я думаю, станет понятным, насколько важен подбор правильных покрышек.
Что такое правильная покрышка. Я кратко освещу «основные» параметры. Почему в кавычках? Далее станет ясно, что основными для нас являются совсем другие цифре и буквы.
Начнём с последних двух параметров. При выборе покрышки следует просто не опускаться ниже параметров по нагрузке и скорости. Не стоит специально гнаться за индексами типа Y или W. В нашем случае это ничего не даст. То же самое и с грузоподъёмностью.
Теперь рассмотрим всеми любимые ширину покрышки и радиус диска. Оставим пока финансовую и эстетическую стороны вопроса. Все просто. С увеличением ширины покрышки мы получаем улучшение курсовой устойчивости, улучшение устойчивости в повороте, снижение максимальной скорости, рост нагрузки на подвеску, худшие реакции на руль и склонность к аквапланированию. И наоборот – при уменьшении ширины. При увеличении радиуса (с сохранением диаметра всего колеса, естественно) улучшается управляемость и снижается плавность хода.
Так что же выбрать при покупке? Что, что… да тот же самый радиус и ширину. Производитель выбрал определённый размер не просто от фонаря, а после сложных расчетов и проверок. И подвески настроены на работу именно с такими параметрами покрышки, которые указаны в тех.паспорте. Это не бурчание и нравоучения – это проверенный факт!
Развею ещё один миф о том, что можно ставить покрышки с размером от старших моделей. Возьмем крайностный вариант. Например, Peugeot 307 XR 1.4 и 307 XSi 2,0. На первом установлены покрышки 195/65R15, на втором 205/50R17. Ошибкой было бы предполагать, что операция по пересадке колёс с 17-тым радиусом пройдёт безболезненно.
Во-первых, 2-х литровка, несомненно, обладает более мощной подвеской (тут и вес двигателя и другой центр тяжести и размер колёс – всё было учтено производителем) чем 1.4, следовательно, нагрузка на элементы подвесок возрастет.
Во-вторых, 100 % управляемость машины изменится, но в какую сторону? А сторон много. Разгон, торможение, поворот, снос, занос, крен и раскачка. Я, наверное, ещё что-то забыл. Вероятно, что какие-то из этих параметров улучшатся, а какие-то ухудшатся. В совокупности Вы получаете… неизвестно что. И очень даже возможно хуже, чем было. Это при применении «стандартных» размеров, а можно дать волю фантазии!
В общем, я думаю, идея ясна. Дополнительный вес неподрессоренных масс сделает своё чёрное дело. Таким образом, без изменений настроек подвесок смена радиуса и ширины покрышки не приведёт к значительным улучшениям ходовых качеств авто, но может ухудшить некоторые параметры и обеспечит повышенный износ деталей подвески.
Теперь рассмотрим ещё 3 параметра, о которых многие из нас и не подозревали: Treadwear, Traction и Temperature.
Вот с помощью этих параметров как раз и можно улучшить сцепные характеристики покрышек.
Итак, Treadwear. Это показатель износостойкости. Измеряется в условных единицах. Чем меньше это число, тем мягче резина, соответственно, лучше сцепление и меньше пробег. Существует мнение, что каждая сотня условных единиц это 30000 миль пробега до сликообразного состояния. Многие производители ставят метки указателей износа по окружности шин. Таким образом можно определить степень износа. Для наших целей подойдут покрышки с Treadwear ниже 300. Для монстров: сам видел покрышки с Treadwear 60 на Subaru Impreza STi.
Traction – показатель тормозного пути на мокрой дороге.
Обозначается индексами
Примерно так. Каждый сам выбирает, как ему нужно тормозить по мокрой дороге, но на варианты В и С внимания обращать не стоит.
Temperature – показатель термостойкости шины при высоких скоростях на испытательном стенде. То же индекс А, В и С. Система такая же, как и в Traction. Не буду нагружать вас данными о том, сколько часов каждый индекс. Любая высококлассная шина будет как минимум Treadwear 280, Traction А и Temperature А.
Совсем было забыл про давление в шинах. Проведите эксперимент. На стоянке попробуйте накренить машину. Руками немного надавите на крыло, прилагая усилие поперечно воображаемой линии движения автомобиля (звучит сложно, но ничего – справитесь). Давите до того момента, пока не начнёт работать подвеска.
Владельцы шин с шириной боковины больше 55% от ширины протектора смогут не по-детски раскачать машину поперёк оси, при этом не задействуя ход подвески. Машина будет неплохо качаться за счёт поперечного хода боковины. Чем это плохо?
В момент начала поворота машина сначала сдвигается за счёт гибкости шин, и лишь потом вступает подвеска. То же самое происходит и при выравнивании авто (не в обратной последовательности! Именно так – сначала шины, потом подвеска). Гибкость боковины является своеобразным буфером (временнОй задержкой) при выполнении маневра. Поэтому все стремятся обрести колёса с низким профилем.
Но даже супер-пупер низкий профиль сведёт все усилия на нет, если не соблюдать давление в норме. Ведь единственное средство сделать профиль более жёстким – это давление в шине.
К слову сказать, дали пощупать кусок протектора от болида Формулы 1. Такое впечатление, что боковина стальная, а не резиновая. Но в «мирных условиях» ездить на таких шинах невозможно. Мягкость боковины обеспечивает нам плавность хода. Накачайте колёса до 50psi – задницу отобьёт после 10 километров.
Раз уж речь зашла о повышенном давлении, хочу заметить, что на самой шине указано мах давление. Как правило 55-60psi. Производители авто накачивают покрышки до этих величин перед транспортировкой. Чтобы боковина не деформировались при перевозке. Запомните, что от высокого давления в шинах с ними ничего не произойдет. Трясти вас будет, это да. Но уж покрышки точно не разорвет.
А от чего же разрывает покрышки? Как это ни странно, от низкого давления. При движении боковина работает как амортизатор. Сжимается и разжимается. При 100км/ч – 15 раз в секунду! При низком давлении амплитуда колебаний растет, растет и температура боковины (вспомним параметр Temperature). Боковина размягчается, где-то внутри ма-а-а-а-аленькая трещинка расширяется и бах! Пару секунд и то, что осталось, лежит на крыше в кустах (передний мост) или матерно ругается с ехавшими сзади/сбоку (задний мост).
Не следует также забывать, что от низкого давления существенно сокращается срок службы покрышек! В поддержании нужного давления есть только одна засада. Давление в холодном колесе и колесе, проехавшем 10км, может разнится на 5-6psi. Это значит, что при проверке, скажем, на заправке вроде всё в норме, а потом – въехал в лужу, давление моментально упало и … дальше как повезет. Поэтому докачивать следует утром до поездки. Кроме того, если постоянно добавлять холодный воздух в разогретые шины, то, в конце концов, появятся внутренние микротрещины, которые в конечном итоге ни к чему хорошему не приведут.
autosiga.ru