Как проходит техосмотр машины в Германии. Стоимость TÜV. Штрафы за просрочку техосмотра.
Чтобы проходить техосмотр в Германии (Hauptuntersuchung — HU) не беспокоясь за его итоги, можно пользоваться очень простым и действенным методом: регулярно контролировать состояние автомобиля и проходить инспекции согласно указаному в технической документации на машину графику. Если на станции техобслуживания (Werkstatt) были обнаружены повреждения или недостатки, лучше всего устранить их до следующего HU.
Техосмотр автомобилей в Германии был введен в 1951 году для проверки безопасности эксплуатации регистрируемых транспортных средств. С 2010 года в состав HU было добавлено проведение исследования выхлопных газов (Abgasuntersuchung — AU). С помощью HU можно установить, находится ли автомобиль или мотоцикл в надежном техническом состоянии.
Изначально техосмотр проводился сертифицированной государством организацией „TÜV“. Поэтому в нынешнее время HU в разговорной речи немцы называют также „TÜV“-осмотр („TÜV-Prüfung“).
Техосмотр проводится не только в филиалах проверяющих организаций. Работники этих компаний (TÜV, DEKRA, GTÜ, KÜS, FSP) обычно сами приходят в авто-мастерские, где назначают время приёма клиентов. Так что автолюбители, как правило, могут проводить TÜV-Prüfung на той же станции техобслуживания, которой пользуются для контроля за состоянием машины, смены резины или ремонта. Достаточно просто позвонить и узнать, когда возможно сделать TÜV.
В рамках HU в первую очередь контролируется безопасность с точки зрения дорожного движения, а не надежность отдельных деталей. Для контроля проводятся визуальные, функциональные и эксплуатационные испытания частей транспортного средства. К ним относится контроль осветительных приборов, а также проверка шин и тормозного устройства.
На проведения техосмотра проверяющим необходимо около получаса, так что результатов долго ждать не придётся.
В ходе HU проверяется, удовлетворяет ли машина всем требованиям безопасности дорожного движения и защиты окружающей среды, а также соответствует ли предписаниям и правилам. Тесты на соответствие требованиям к защите окружающей среды проводится в рамках Abgasuntersuchung. Проверяющие также контролируют наличие аптечки первой помощи, аварийного треугольника или жилетов безопасности.
Проверка безопасности начинается с пробной поездки со скоростью 8 км/ч. При этом проверяющий тестирует тормозную и рулевую системы. Одновременно контролируется исправность автоэлектроники, такой как ABS, ESP или адаптивный круиз-контроль.
После короткой поездки следует визуальный осмотр автомобиля, в котором, помимо прочего, осматриваются шины и нижняя часть кузова.
Если транспортное средство не проходит техосмотр, владелец получает список с неисправностями, которые необходимо устранить. Не позднее, чем через месяц после этого необходимо провести повторный осмотр.
Если не пройти HU вовремя, можно получить штраф, величина которого напрямую зависит от времени просрочки. До двух месяцев после окончания действия TÜV за просрочку не считаются.
Но самая главная проблема в просрочке вовсе не штраф. При просроченном TÜV перестаёт действовать немецкая автостраховка, а это значит, что в случае аварии все расходы виновнику придётся нести самостоятельно. В том числе и компенсации пострадавшим, которые могут достигать десятки тысяч евро.
Сроки проведения техосмотра зависят как от даты первичной регистрации транспортного средства. Обычно интервал между HU составляет 24 месяца. После первой регистрации нового автомобиля HU проводится через 3 года.
В основном, все зарегистрированные транспортные средства должны регулярно проходить техосмотр. Это касается также и прицепов.
Срок следующего обязательного HU можно проверить на проверочном жетоне (Prüfplakette), который прикреплен на заднем номерном знаке. Этот жетон содержит числа от 1 до 12, которые обозначают месяцы. Числа 1, 12 и 11 выделены черным цветом. То число, которое расположено на 12-часовой отметке, показывает месяц, в котором необходимо пройти ТО, а цвет жетона обозначает год.
Техосмотр одного автомобиля стоит, как правило, около 100€, мотоцикла — примерно 60€. Цена может незначительно варьироваться в зависимости от проверяющей организации. Обычно стоимость осмотра для грузового транспорта дороже, чем для легкового. В стоимость HU включена также стоимость проверки выхлопных газов — Abgasuntersuchung.
В случае просрочки цена на техосмотр вырастает примерно на 20%.
Если считать только HU (без AU), то его стоимость для автомобиля снижается примерно на 40€, а для мотоцикла – примерно на 30€.
Когда HU успешно пройден, владелец получает отчёт и справку о прохождении проверки. Кроме того, в технический талон транспортного средства (Fahrzeugschein) ставится печать, а на задний номерной знак крепится новый жетон — Prüfplakette. Полученная справка является очень важной, так как её надо прилагать при перерегистрации машины.
Оцените статью, всего оценок 31
Поделитесь статьёй:www.tupa-germania.ru
Техосмотр в Германии называется Hauptuntersuchung, сокращённо – HU. Чтобы с ним не возникло проблем, нужно постоянно следить за машиной и проходить инспекции по графику, который указан в технической документации на авто.
С 2010 года все машины в обязательном порядке проверяются на содержание выхлопных газов. Когда-то ТО проводила сертифицированная организация TÜV. Многое изменилось, а название осталось, поэтому немцы привычно говорят о TÜV-осмотре.
Проверку можно пройти в филиале контролирующих организаций, но не только. Работники таких компаний способны прийти в автомастерскую и назначить конкретное время. Поэтому у клиентов есть возможность пройти ТО на той же станции, где они ремонтируют автомобиль или же меняют шины. Разобраться с этим вопросом вполне реально и по телефону.
Самое главное – безопасность, а не надёжность машины. Контроль обычно включает в себя визуальную оценку состояния, проверку функций и проведение ряда эксплуатационных испытаний. В первую очередь смотрят, насколько хорошо работают тормоза, в каком состоянии находятся колёса, что с осветительными приборами.
Кроме безопасности в плане движения машину изучают ещё по определённым критериям, связанным с защитой окружающей среды. Проверяющие также рассматривают содержание аптечки первой помощи, учитывают наличие жилетов безопасности или аварийного треугольника.
Обычно всё начинается с тестовой поездки (скорость – 8 км/ч). Особое внимание уделяется тормозной и рулевой системам. Также проверяющие изучают, в каком состоянии находится электроника. Дальше осматривают кузов, особенно нижнюю часть, а ещё шины. На всё уходит не больше получаса.
Если транспортное средство по каким-то причинам не проходит техосмотр, его владелец получает список с указанием конкретных неисправностей, которые нужно устранить. Ему на это дают максимум месяц, после чего проверку повторяют.
В течение 2 месяцев после окончания срока проведения техосмотра владелец ещё может пройти его без штрафа. Однако самая большая проблема заключается вовсе не в этом. Автостраховка не действует при просроченном TÜV, следовательно, в случае ДТП все расходы будет нести виновник, включая необходимость выплачивать компенсацию пострадавшим. А сумма может быть очень большой.
Когда именно нужно проходить техосмотр? После первой регистрации новой машины стоит отсчитать 3 года, а потом интервал сокращается до 2 лет. Учтите, что такая проверка касается не только машин, но и прицепов.
Посмотреть, когда именно машина должна в следующий раз пройти техосмотр, очень легко: дата обозначена на проверочном жетоне (Prüfplakette). Он крепится сзади к номерному знаку. Год означает цвет, а цифры от 1 до 12 – месяц.
Цена может колебаться в зависимости от того, какая именно компания занимается проверкой. Но в среднем пройти техосмотр для владельца автомобиля будет стоить 100 евро, а для собственника мотоцикла – 60. В отношении грузовиков действуют свои тарифы, и там суммы больше. При просрочке цены увеличиваются в среднем на 20%.
После успешного прохождения техосмотра собственник получает справку и отчёт. Ещё в технический талон автомобиля ставят печать, а сзади на номерной знак крепят специальный жетон. Если вы собираетесь перерегистрировать машину, то обязательно сохраните справку: она понадобится. Напоследок хотелось бы отметить, что процедура одинаковая вне зависимости от того, где её проводят.
mygermany.live
Политическая воля отдельных руководителей России и Украины потихоньку приходит к тому, что бы отменить технический осмотр автомобилей.И правда: процентов 90 легковых машин в городах — иномарки, и их техническое состояние намного лучше отечественных автомобилей.Плюс взятки: я в Киеве сам каждые два года покупал талон техосмотра. Это удобно — приехал к нужному человеку в МРЭО, отдал деньги — а тебе вынесли на блюдечке талон.В официальном порядке нужно кроме всего прочего сходить к врачу на медосмотр, а психиатра я бы вряд ли прошёл :)В Германии всё немного не так, «как у людей». Или это у людей не так, как в Германии.Но факты таковы.Технический контроль за различными механизмами полностью отдан Союзу (или объединению) технической проверки, TÜV, который в том числе занимается проведением технических осмотров автомобилей.
Проверяют тормоза, ручной тормоз, работают ли дворники, не отваливаются ли колёса. Передние колёса:
И задние:
Такой стенд (он еще проверяет состояние амортизаторов) стоит около 70 000 евро. Правда, этот немного староват, но немцы используют всё до полной амортизации, а этот, видно, еще не доработал:
Техники под каждую машину надевают новые перчатки. Зачем — непонятно.
Залазят под машину, всё трогают. В конце вставляют в задницу трубочку и замеряют выхлоп: компьютер показывает что надо делать — они это делают.
Для проверки мотоциклов у сотрудников станции есть спецодежда:
В конце должны или послать на доработки, если есть существенные неполадки или наклеить очередной стикер на следующие два года.
В моём случае, на машину 2000 года (дизель) такой техосмотр стоил чуть больше 80 евро. Кроме всего прочего выдают рекомендации — в моём случае нужно сменить резину на паспортную и поменять колодки на передних колёсах. Так выглядит заключение:
Источник: rozenhoff.livejournal.com
fishki.net
Поучаствовав в различных дискуссиях в ЖЖ, а также поговорив со многими знакомыми в России понял, что техосмотр в России является формальностью с точки зрения как водителей, так и проверяющих. Мало кому хочется заморачиваться техническим состоянием своего автомобиля, особенно, если это связано с крупными денежными затратами, а проверяющим не охота терять клиента, если он не доволен результатом техосмотра. При этом почти каждый водитель сталкивался с тем, что на дороге видел технически неисправный автомобиль и стоял в пробке за чадящим дымом «Камазом» или каким другим грузовиком. Все это наталкивает на мысль, что идея техосмотра в России это профанация и при существующем исполнении просто отъем денег у граждан без несения ответственности за результаты своей деятельности.
Для сравнения расскажу, как это происходит в Германии, являясь непосредственным участником процесса. Я работаю инженером-инспектором в крупнейшей в Европе фирме, занимающейся техосмотром автомобилей и сертификацией безопасности промышленных производств. В разных странах свои требования безопасности, поэтому здесь расскажу только о правилах техосмотра в Германии.
Начну с того, какие требования предъявляются инженеру-инспектору. В соответствии с приложением VIIIb Постановления о допуске транспортных средств к дорожному движению (StVZO) инженер-инспектор должен:
1. иметь возраст не менее 24 лет
2. быть психически и физически здоровым, а также законопослушным
3. иметь открытыми все классы вождения автомобиля, кроме классов D и D1, и не иметь запретов на вождение указанными классами автомобилей, не иметь запретов на езду и изъятий водительского удостоверения
4. иметь высшее техническое образование в области машиностроения или электротехники, полученное в Германии или других странах и признанное равным немецкому в предусмотренном законом порядке.
5. пройти мин. 8-месячное обучение на инженера-инспектора
6. подтвердить свои знания и способности на государственных экзаменах в соответствующих землях Германии (получивший аккредитацию в одной земле инженер-инспектор не имеет права работать в другой земле без специального разрешения)
7. Не работать на другие надзорные организации.
Несколько слов о статусе инженера-инспектора. Все организации, работающие в сфере техосмотра являются частными, т.е. коммерческими и имеют государственную аккредитацию. При этом каждый протокол техосмотра, подписываемый инженером-инспектором, является административным актом, подлежащим немедленному исполнению. Таким образом инженер-инспектор является де-факто (а при судебном разбирательстве и де-юре) государственным служащим. Т.е. я, являясь наемным работником частной компании, могу быть привлечен по статье за взятку должностному лицу. Напомню, что в немецком законодательстве преступления, совершенные должностными лицами, наказываются строже, чем сходные частными лицами.
При этом учитывается осознанность преступления. Небольшой пример:
представитель офисного планктона, Фриц Мюллер, покупает для своей машины литые диски в ebay и устанавливает их на свой автомобиль. Т.к. диски не были предназначены именно для автомобиля Фрица Мюллера (имели схожие параметры, напр. размеры диска и шин), по показаниям нагрузки на колесо и/или глубину опрессовки, то при следующем экстренном торможении несущие дисков лопаются и Фриц Мюллер становится виновником ДТП со смертельным исходом (я сейчас утрирую, но были и такие случаи). Фриц Мюллер получает условный срок за причинение смерти вследствие неосторожности (или как там гласит формулировка УК РФ).
Если бы подобное сделал я, автоэксперт с государственной лицензией, то суд смотрел бы на все это иначе. Я, обученный специалист с гос. лицензией, решающий что правильно, а что что нет при техосмотре, устанавливаю диски на свой автомобиль, которые ему не соответствуют (или нет подтвержденных результатов испытаний) и совершаю ДТП с точно такими же последствиями. Я получаю реальный срок за умышленное убийство, так как являюсь экспертом в дорожном движении и должен был предвидеть последствия своего поступка. А если предвидел и все равно сделал — значит умышленно. Такая простая логика.
Критерии, предъявляемые надзорным организациям, я здесь рассматривать не буду — они довольно емкие.
Техосмотр может проводиться только на специально для этого оборудованных местах, а именно:
1. Станции техосмотра надзорных организаций
2. Мастерские, оснащенные необходимым оборудованием и отвечающие необходимым требованиям
3. Мастерские логистических компаний, имеющие соответствующее оборудование и выполняющие соответствующие требования.
Все проверяемые транспортные средства проверяются по четырем основным критериям:
— Состояние
— Функциональность
— Исполнение
— Воздействие
Проверяемые системы
1. Тормозная система
2. Рулевая система
3. Приборы освещения и другие электрические приборы
4. Основные электрические части автомобиля (батарея, проводка, соединения и пр.)
5. Шасси, подвеска, ходовая часть
6. Рама, кузов, закрепленные на них детали
7. Другое оборудование (подушки безопасности, ремни безопасности, звуковой сигнал, ограничитель скорости и пр.)
8. Воздействие на окружающую среду (выхлоп, шум, потеря масла и пр.)
9. Дополнительные пункты проверки для транспортных средств, занимающихся коммерческой перевозкой людей
10. Идентификация транспортного средства и документы на него.
Как шутят коллеги, наша красная библия
В этой книге собраны все законы, касающиеся дорожного права. И они напечатаны на папиросной бумаге:)))
Что бы получить лицензию на деятельность инженером-инспектором мне пришлось сдавать государственные экзамены по следующим дисциплинам:
1. Письменный — деятельность инженера-инспектора (знание и применение правовых норм в повседневной деятельности)
2. Практика — способность управлять автобусом (у инженеров-инспекторов есть исключительное право управлять автобусом, не имея на это официального разрешения, только при условии, что управление производится только в рамках исполнения своих обязанностей и никого другого в автобусе нет)
3. Устный экзамен по знанию устройства транспортных средств. В комиссии присутствуют представители министерства транспорта соответствующей федеральной земли, представитель профильного научного сообщества и представитель конкурирующей организации.
Возможны дополнительные вопросы из тем письменного экзамена, если есть какие-то нарекания.
Согласно закону после техосмотра инженер-инспектор выносит свой вердикт техническому состоянию транспортного средства. Таких состояний по закону всего четыре:
1. Ohne Mängel (OM), без выявленных неисправностей
2. Geringe Mängel (GM), незначительные неисправности
3. Erhebliche Mängel (EM), значительные неисправности
4. Verkehrsunsicher (VU), опасно для движения
В первом случае инженер-инспектор обязан вынести положительное заключение о техосмотре.
Во втором случае инженер-инспектор может вынести положительное заключение о техосмотре, если от владельца можно ожидать, что он незамедлительно устранит выявленные неисправности в течении месяца, выявленные неисправности документируются в протоколе.
В третьем случае инженер-инспектор не может выносить положительное заключение о техосмотре, выявленные неисправности документируются в протоколе. На устранение неисправностей и повторный осмотр дается месяц времени.
В четвертом случае инженер-инспектор обязан изъять транспортное средство из дорожного движения и известить об этом соответствующий регистрирующий орган, выявленные неисправности документируются в протоколе.
Инженера-инспекторы обязаны минимум 5 рабочих дней в году потратить на повышение квалификации.
Инженерам-инспекторам нельзя работать в других местах без особого разрешения на то работодателя.
Зарплата инженеров-инспекторов не может быть зависима от количества проверенных автомобилей.
Пока только это на вскидку, без какой-либо конкретики.
Возникнут вопросы, задавайте
a-tribunskiy.livejournal.com
Для начала небольшая таблица, в которой указаны периодичности для различных видов ТС:
Из таблицы видно, что например автобусы старше 3-х лет проверяются каждые три месяца. Так как я сам провожу техосмотры каждый день, то вы получите информацию из первых рук :).
Приведу один конкретный пример.
1. Автомобиль VW Sharan.
На первом этапе проводится идентификация автомобиля: госномера и VIN должны соответствовать документам.
После идентификации вносим данные в программу
Так как автомобиль был впервые зарегистрирован после 28 июля 2012 года, то он подлежит проверке с так называемым HU-Adapter(ом). Вот так выглядит эта штука:
Этот адаптер подключается к OBD-разъёму автомобиля, через который он считывает различную информацию: VIN, километраж, наличие электронных систем безопасности и их исправность (пока работает в тестовом режиме для сбора статистики), но пока предназначен для проверки тормозной системы (давление в тормозной системе, инерционная оценка тормозов). Чтобы работать с адаптером необходимо отправить данные автомобиля на специально подготовленный смартфон (с ним можно телефонировать, но нельзя устанавливать приложения — эта функция заблокирована)
Переслали данные, садимся в автомобиль и подключаем к нему адаптер. Далее соединяем смартфон с адаптером. Все подключения идут через Wi-Fi. Запускаем двигатель автомобиля и наблюдаем за контрольными лампочками.
Через несколько секунд лампочки должны погаснуть
Если какая-нибудь контрольная лампочка не загорится при страте или не потухнет после, то это считается значительной технической неисправностью и автомобиль техосмотр не проходит. У нас все с лампочками в порядке, продолжаем.
Далее я проверяю исправность звукового сигнала и стеклоомывательной системы. С этим тоже все в порядке. Далее считываем с помощью адаптера через смартфон информацию
Для этого заходим в раздел Systeme
Далее заезжаем на станцию
Проверяем тормозную систему. Для этого подключаемся через адаптер к блоку управления ESP
Тормозим переднюю ось до блокировки колес, при этом непосредственно перед блокировкой замораживаем показания давления в тормозных цилиндрах
И одновременно считываем показания тормозного стенда
и заносим их в смартфон
То же самое проделываем для задней оси
Автомобиль распознает, что тормозная система находтся в режиме теста и переводит в него электромеханический стояночный тормоз. На приборной доске загорается желтая лампочка
В режиме теста стояночный тормоз затягивается не сразу полностью, а ступенчато. Разбег значений допускается до 95% от большего значения.
Готово.
Все значения заносятся в смартфон, где сразу производится анализ и выдается вердикт
У нас все нормально, поэтому отсылаем все на головной компьютер
Далее смотрим приборы освещения. Для удобства используем зеркала
Машина на подъёмнике, осматриваем двигатель и уровень рабочих жидкостей
Проверяем настройку света, и при необходимости (возможности) регулируем (бесплатный сервис для клиента)
Поднимаем машину на подъемнике
При техосмотре подъем передней оси обязателен (из-за рулевого управления), так как некоторые шарниры подвески неодходимо проверять на люфт в ненагруженном состоянии.
Смотрим заднюю подвеску, пружины, тормоза и глушитель. Здесь все в порядке, переходим к передней оси.
Здесь обнаруживаем, что сайлент-блоки поперечных рычагов находятся в начальной стадии износа.
Ничего страшного, но в протоколе обязательно сделаем примечание. Также выясняем, передние тормоза находятся на грани полного износа
Толщина накладки тормозной колодки не более 3 миллиметров. При толщине накладки 2 и менее милиметров колодка считается изношенной — значительная техническая неисправность. Тормозные диски тоже порядком изношены.
Высота бортика ок. 1мм, тормозной диск тоже на грани полного износа. Обо всем этом тоже укажем в примечаниях.
В общем и целом автомобиль технически исправен, техосмотр пройден. Клеим плакетку на задний госномер, которая показывает месяц и год следующего срока прохождения техосмотра.
Возвращаемся к компьютеру. Результаты тормозного теста уже в программе и изменить их уже нет никакой возможности.
В настоящий момент показания тормозного стенда заносятся вручную, а с 2020 года все данные будут автоматически передаваться на компьютер. Никакой корректировки не предусмотренно. Таким образом исключается возможность манипуляций со стороны проверяющего.
Теперь нужно написать примечания. Для этого заходим в каталог несправностей. С 2012 года каталог неисправностей для всех проверяющих организаций един. Раньше каждая организация имела свой каталог, причем степень тяжести неиправности проверящий мог устанавливать сам. С июля 2012 года такой возможности больше нет. В едином каталоге собрано около 2500 несправностей, из них примерно 350 незначительных несправностей (автомобиль может пройти техосмотр, если у проверяющего не возникнет сомнений в том, что владелец незамедлительно их устранит), около 150 критических неисправностей (автомобиль не имеет права передвигаться своим ходом), все остальное это значительные неисправности (автомобиль не прошел техосмотр).
Так выглядит каталог неисправностей.
В нашем случае неисправностей выявлено не было, поэтому заходим в самую нижнюю папку — каталог примечаний.
Каталог примечаний по структуре напоминает каталог несправностей. Заходим в раздел «Тормозная система»
Выбираем тормозные колодки, указываем где они расположены и сам текст примечания «В ближайшее время полностью изношены».
Если бы тормоза были бы изношены, то нам пришлось бы зайти в каталог неиправностей в раздел «Тормозная система», также указать место неисправности и выбрать степень ее тяжести.
Как вы видите, выбора особо нет, только буква «Е». Она означает «Erheblicher Mangel» — значительная неисправность.
Итак, мы записали все замечания
Выходим из каталога
Все наши примечания уже в программе, теперь распечатываем протокол техосмотра.
Подписываем его и ставим штемпель. В техталоне ставим отметку с датой следующего техосмотра.
Принимаем плату и приглашаем следующего клиета.
П.С. В августе был три недели в России в отпуске, удалось пообщаться со своим российским коллегой. Об этом расскажу в следующем посте.
a-tribunskiy.livejournal.com
То, о чем предупреждали скептики, произошло: как только техосмотр отдали в руки страховщиков, он превратился в некое приложение к полису ОСАГО – диагностическую карту можно заказать страховому брокеру с доставкой на дом или в офис. Увы, такова реальность. Наша реальность.
А как обстоят дела с техосмотром «у них»? В странах, которые мы называем цивилизованными. Обычно привыкли сравнивать с Германией. Но там — веками сложившееся общество, до которого нам еще далеко. А что-то поближе?
Есть и такое. Например, соседняя с нами Литва. Новое, на западные ценности ориентированный социум здесь начал складываться всего пару десятилетий назад. И как же местные автомобилисты проходят технический осмотр? Для них это такая же головная боль, как и для нас?
С 1994 года техосмотр в Литовской Республике проводит не ГАИ и не дорожная полиция, как она потом стала там называться, а совершенно неэмвэдэшные и даже не государственные структуры. По новому административно-территориальному делению Литва поделена на 10 округов. В каждом техническим осмотром занимается своя организация.
В Вильнюсском округе это частное предприятие Tuvlita, название которого сложилось из двух слов: TÜV и Lita. Первое российским автомобилистам хорошо знакомо. Так называется известная немецкая организация (читается — ТЮФ), занимающаяся сертификацией, техническим осмотром и много еще чем, связанным с техникой. Это слово уже само по себе давно стало эталоном качества. Второе слово — Lita — образовано от названия страны. Вот и получилось Tuvlita, что означает «литовский TÜV».
В 1993 году на одной из выставок сегодняшние руководители «Тувлиты» познакомились с представителями восточно-германского отделения концерна TÜV — TÜV Thüringen — и решили создать совместное предприятие, которое в Литве выполняло бы основные функции из тех, что делает TÜV у себя в Германии.
С тех пор во всех районах Вильнюсского округа построено уже с десяток станций технического осмотра. Не все они полнофункциональные: одни могут обслуживать только легковые, например, другие — только грузовые или автобусы. Но есть и такие, которым любой колесный транспорт по плечу. Даже троллейбус! Tuvlita скрупулезно выполняет установку Министерства транспорта: сделать так, чтобы любой автомобилист мой пройти техосмотр не далее 30 км от своего дома.
Если российские автолюбители проходят техосмотр по формуле 3+2+2+1+1+… (то есть 1-й техосмотр через 3 года после покупки новой машины, 2-й и 3-й — спустя 2 года, а все последующие — через год), то в Литве действует формула 3+2+2+2+2+… Хотя сейчас и там собираются заставить владельцев старых машин проходить проверку технического состояния их ТС каждый год. Только пока никак не могут определить, какой возраст сделать переломным: то ли 13, то ли 15, а может и 11 лет.
Для успешного прохождения этой ответственной процедуры владельцу машину или ее водителю нужно, помимо своих и документов на транспортное средство, иметь технически исправный и укомплектованный автомобиль. Почти все, в принципе, как и у нас. Если техосмотр проходит не владелец автомобиля, то иметь какую-то доверенность водителю не нужно. Никто здесь не интересуется и его здоровьем или, не дай Бог, владельца ТС, и медицинскую справку (как и у нас уже теперь) не спрашивает. Значение имеет лишь наличие страхового полиса гражданской ответственности — типа нашего ОСАГО. То есть, там незастрахованный автомобиль не пройдет техосмотр. У нас же, как известно, все перевернуто с ног на голову.
Автомобиль в Литве, как и во многих других странах Евросоюза, должен иметь не три обязательных атрибута, а четыре: помимо знака аварийной остановки, аптечки и огнетушителя в машине должен быть светоотражающий жилет, без которого в темное время суток водитель не имеет права выходить из машины.
Процедура технического осмотра начинается с заезда на территорию станции. Например, на центральной вильнюсской станции аж восемь линий. Водитель встает в любую, которая может принимать транспортное средство того типа, на котором едет он (это видно по соответствующим знакам и табличкам). Прямо при въезде на станцию стоит вагончик с кассиром, который принимает оплату и выдает диагностическую карту. Все это делается без выхода водителя из автомобиля.
Здесь же можно докупить что-то из вышеупомянутой обязательной четверки, если в последний момент вдруг обнаружится, что чего-то не хватает. Это, пожалуй, единственная коммерческая деятельность, которая разрешена «Tувлите», помимо проведения самого техосмотра. Заниматься ремонтом автотранспорта, продавать запчасти и расходные материалы ей категорически запрещено — как и ее немецким коллегам из ТЮФов.
После оплаты и получения диагностической карты автомобиль въезжает непосредственно в помещение с оборудованием. Там проверяется соответствие конструкции, чистота выхлопа и герметичность системы выпуска, работа оптических приборов, тормозов, а также подвески. Последнее происходит особенно интересно: машину приподнимают на специальном подъемнике, который дает возможность контролеру сымитировать передвижение автомобиля по сильно пересеченной местности с частичным вывешиванием колес, проверяя при этом работоспособность всех элементов подвески и рулевого управления. Эта установка порой открывает глаза владельцам машин на истинное состояние их автомобилей.
Если все «издевательства» испытуемый выдержал успешно, то сразу после выезда с линии инструментального контроля проводивший проверку контролер выдает водителю талон технического осмотра и самолично наклеивает на государственные регистрационные номера под специальным углом особый знак, по которому можно определить, до какого срока этот автомобиль может ездить без риска лишиться регистрационный номеров.
Само собой, все данные о прохождении техосмотра заносятся в компьютерную базу, по которой любой сотрудник дорожной полиции, «Тувлиты» или другой аналогичной организации может определить, имеет ли этот автомобиль техосмотр или нет и срок его действия. Кстати, проходить его уже давно можно в любом подразделении «Тувлиты» или даже иной организации, на это уполномоченной — хоть в другом регионе страны, то есть совершенно независимо от места жительства водителя или регистрации ТС (чего у нас разрешили совсем недавно).
Эта процедура занимает в среднем 20–25 минут и стоит около 12 евро для легкового автомобиля, 7 для мотоцикла и 5 — для мопеда или скутера с объемом двигателя менее 50 куб. см. Если автомобиль имеет газобаллонную установку, то стоимость техосмотра для него поднимается на 9 евро. Однако обслужен он будет только в том случае, если запись о наличии ГБО имеется в техническом паспорте. Если записи такой нет, то машину сначала отправят получить ее в регистрационном подразделении МВД Regitra (кстати, гражданское) и только потом — добро пожаловать на ПТО.
Если ТС по какой-то причине не прошло техосмотр с первого раза, — а таких, по статистике «Тувлиты», 35 % — то владелец может вновь представить его на литовский ПТО в течение месяца: тогда оплата будет минимальной, и проверять ТС станут только по тому параметру, из-за несоответствия которому оно и было «забраковано». В случае, когда для проверки не потребуется никакого прибора, это будет стоить водителю всего пару евро, если нужно использовать одну установку — то на евро больше, но максимальная цена повторного визита в «Тувлиту» не может быть больше первоначальных 12 евро. Однако ездить по дорогам общего пользования в этот месяц автомобиль не имеет права, если срок старого техосмотра прошел!
Кстати, очень интересная ситуация в Литве с непройденным вовремя техосмотром. Если такую машину задержит полиция, то водителю мало не покажется — штрафы здесь очень высокие! Однако ТО все же можно пройти и в такой ситуации, причем нанимать эвакуатор вовсе не придется.
Когда, например, водитель долго отсутствовал в родных пенатах, а по возвращении обнаружил, что кончился срок действия заветного талона (или просто долго не ездил на машине по причине зимы или болезни), он может обратиться в ближайшее подразделение дорожной полиции и, обрисовав ситуацию, получить бумажное разрешение на передвижение автомобиля своим ходом до станции технического обслуживания в определенный день. Естественно, злоупотреблять такой возможностью никто не позволит, но изредка — можно. А чтобы не вышло так, что разрешение получил, а до диагностической линии так и не добрался по причине большой очереди, в «Тувлите» существует предварительная запись.
Не менее интересна в Литве и ситуация с регистрацией и техническим осмотром новых автомобилей. Мало того, что их не нужно представлять в регистрационное подразделение МВД для элементарного осмотра и сверки номеров, так еще и на станцию техосмотра их везти не надо! Номера и регистрационные документы дают владельцу просто по его устному заявлению и предъявлении купчей на машину. Затем с этими документами и номерами он идет в «Тувлиту» и там ему просто выдают талон техосмотра. Такого не бывает, скажете вы? Бывает, и я сам это видел своими глазами!
Кроме проведения технического осмотра Tuvlita наделена правом проводить технические экспертизы. Занимаются этим специальные эксперты, которые уже поработали на всех ступенях, начиная с контролера, прошли дополнительное обучение и сдали квалификационный экзамен государственной комиссии. Полученную квалификацию нужно периодически подтверждать, поэтому приходится время от времени подучиваться. В итоге получается высококвалифицированный специалист, которому все государственные органы доверяют безоговорочно. И никого не смущает, что работает он не в государственной организации, а в частной. Ведь знаменитый германский TÜV работает так уже почти полтора века, и репутация тут важнее денег.
Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.
www.kolesa.ru
Чтобы проходить техосмотр в Германии (Hauptuntersuchung — HU) не беспокоясь за его итоги, можно пользоваться очень простым и действенным методом: регулярно контролировать состояние автомобиля и проходить инспекции согласно указаному в технической документации на машину графику. Если на станции техобслуживания (Werkstatt) были обнаружены повреждения или недостатки, лучше всего устранить их до следующего HU.
Техосмотр автомобилей в Германии был введен в 1951 году для проверки безопасности эксплуатации регистрируемых транспортных средств. С 2010 года в состав HU было добавлено проведение исследования выхлопных газов (Abgasuntersuchung — AU). С помощью HU можно установить, находится ли автомобиль или мотоцикл в надежном техническом состоянии.
Изначально техосмотр проводился сертифицированной государством организацией „TÜV“. Поэтому в нынешнее время HU в разговорной речи немцы называют также „TÜV“-осмотр („TÜV-Prüfung“).
Техосмотр проводится не только в филиалах проверяющих организаций. Работники этих компаний (TÜV, DEKRA, GTÜ, KÜS, FSP) обычно сами приходят в авто-мастерские, где назначают время приёма клиентов. Так что автолюбители, как правило, могут проводить TÜV-Prüfung на той же станции техобслуживания, которой пользуются для контроля за состоянием машины, смены резины или ремонта. Достаточно просто позвонить и узнать, когда возможно сделать TÜV.
В рамках HU в первую очередь контролируется безопасность с точки зрения дорожного движения, а не надежность отдельных деталей. Для контроля проводятся визуальные, функциональные и эксплуатационные испытания частей транспортного средства. К ним относится контроль осветительных приборов, а также проверка шин и тормозного устройства.
На проведения техосмотра проверяющим необходимо около получаса, так что результатов долго ждать не придётся.
В ходе HU проверяется, удовлетворяет ли машина всем требованиям безопасности дорожного движения и защиты окружающей среды, а также соответствует ли предписаниям и правилам. Тесты на соответствие требованиям к защите окружающей среды проводится в рамках Abgasuntersuchung. Проверяющие также контролируют наличие аптечки первой помощи, аварийного треугольника или жилетов безопасности.
Проверка безопасности начинается с пробной поездки со скоростью 8 км/ч. При этом проверяющий тестирует тормозную и рулевую системы. Одновременно контролируется исправность автоэлектроники, такой как ABS, ESP или адаптивный круиз-контроль.
После короткой поездки следует визуальный осмотр автомобиля, в котором, помимо прочего, осматриваются шины и нижняя часть кузова.
Если транспортное средство не проходит техосмотр, владелец получает список с неисправностями, которые необходимо устранить. Не позднее, чем через месяц после этого необходимо провести повторный осмотр.
Если не пройти HU вовремя, можно получить штраф, величина которого напрямую зависит от времени просрочки. До двух месяцев после окончания действия TÜV за просрочку не считаются.
Просрочка
Штраф
Пункты во Фленсбург
2-4 месяца
15€
—
4-8месяцев
25€
—
свыше 8 месяцев
60€
1
Но самая главная проблема в просрочке вовсе не штраф. При просроченном TÜV перестаёт действовать немецкая автостраховка, а это значит, что в случае аварии все расходы виновнику придётся нести самостоятельно. В том числе и компенсации пострадавшим, которые могут достигать десятки тысяч евро.
Сроки проведения техосмотра зависят как от даты первичной регистрации транспортного средства. Обычно интервал между HU составляет 24 месяца. После первой регистрации нового автомобиля HU проводится через 3 года.
В основном, все зарегистрированные транспортные средства должны регулярно проходить техосмотр. Это касается также и прицепов.
Срок следующего обязательного HU можно проверить на проверочном жетоне (Prüfplakette), который прикреплен на заднем номерном знаке. Этот жетон содержит числа от 1 до 12, которые обозначают месяцы. Числа 1, 12 и 11 выделены черным цветом. То число, которое расположено на 12-часовой отметке, показывает месяц, в котором необходимо пройти ТО, а цвет жетона обозначает год.
Техосмотр одного автомобиля стоит, как правило, около 100€, мотоцикла — примерно 60€. Цена может незначительно варьироваться в зависимости от проверяющей организации. Обычно стоимость осмотра для грузового транспорта дороже, чем для легкового. В стоимость HU включена также стоимость проверки выхлопных газов — Abgasuntersuchung.
В случае просрочки цена на техосмотр вырастает примерно на 20%.
Если считать только HU (без AU), то его стоимость для автомобиля снижается примерно на 40€, а для мотоцикла – примерно на 30€.
Когда HU успешно пройден, владелец получает отчёт и справку о прохождении проверки. Кроме того, в технический талон транспортного средства (Fahrzeugschein) ставится печать, а на задний номерной знак крепится новый жетон — Prüfplakette. Полученная справка является очень важной, так как её надо прилагать при перерегистрации машины.
Поделитесь статьёй:По материалам сайта www.tupa-germania.ru
goodbye-ussr.com