Карданная передача позволяет без особых проблем соединять узлы и агрегаты, валы которых несоосны. Поэтому если существует необходимость связать между собой узлы, размещенные в автомобиле удаленно друг от друга, из-за чего оси их валов не могут совпадать в пространстве, осуществляется требуемое соединение с помощью карданной передачи.
Самая известная карданная передача находится в трансмиссии, но стандартно ею оснащены только автомобили с задним или полным приводом. Однако в любой машине, независимо от типа привода, найдется еще одна карданная передача, а поскольку напоминает о себе она намного реже, чем трансмиссионный кардан, о ее существовании некоторые автомобилисты даже не догадываются.
Между тем именно водитель, вращая «баранку», приводит в действие карданную передачу, о которой пойдет речь. Эта передача является частью или даже фактически продолжением рулевой колонки и связывает колонку с рулевым механизмом, а именно: с ведущим валом рулевой рейки либо червячно-роликовым рулевым механизмом, встречающемся на автомобилях повышенной проходимости, фургонах и микроавтобусах.
Игольчатые подшипники крестовины от попадания влаги внутрь защищены резиновыми уплотнениями, но любому уплотнению свойственно стареть, и только от времени, интенсивности и условий эксплуатации зависит, когда пыльник станет негерметичным.
Оси рулевой колонки и ведущего вала рулевого механизма обычно разнесены из компоновочных соображений и не совпадают, к тому же при наличии регулировки «баранки» по высоте рулевая колонка может изменять свое положение. Это объясняет появление в рулевом управлении карданных шарниров. Такой шарнир состоит из двух вилок и крестовины между ними. Подвижность крестовины относительно вилок обеспечивается игольчатыми подшипниками. При этом иглы перекатываются непосредственно по шипам крестовины, а стаканчики подшипников запрессованы в отверстия в вилках и зафиксированы от осевого перемещения. В общем, кто знаком с устройством трансмиссионного карданного вала, для того конструкция рулевого кардана сюрпризом не окажется.
В автомобиле нет узлов, которые не ломаются, и рулевой кардан тоже может «отличиться». Если при вращении рулевого колеса водитель чувствует, что руль крутится то легко, то тяжело, или, как говорят в таких случаях, руль «закусывает» в каком-то положении, высока вероятность, что затруднения с вращением рулевого колеса вызваны износом карданного шарнира. Обычно проблема заявляет о себе утром после стоянки, затем, когда во время движения автомобиля кардан разработается, руль начинает вращаться как обычно и о проблеме забывается. Если обмотать шарнир промасленной ветошью, проблема может не вспомниться и на следующее утро, но вскоре ситуация повторится, и если продолжать ничего не предпринимать, проблема прогрессирует, «закусывание» становится сильней, появляется стук, начинает ощущаться люфт, машина хуже слушается руля, что особенно чувствуется на большой скорости.
Что может вызвать выход этого кардана из строя, ведь механические нагрузки, которые ему приходится испытывать, невелики? Их даже при отсутствии усилителя руля нельзя сопоставить с нагрузками, действующими на трансмиссионные карданы. Правда, рулевые карданы миниатюрны, однако в данном случае размер не имеет значения.
Губит рулевой карданный шарнир вода, а также грязь, которая в воде содержится. Игольчатые подшипники крестовины от попадания влаги внутрь защищены резиновыми уплотнениями, но любому уплотнению свойственно стареть и терять упругость, и только от времени, интенсивности и условий эксплуатации зависит, когда пыльник станет негерметичным. Неслучайно, что пик обращений на СТО, занимающиеся ремонтом рулевого управления, приходится на конец зимы — начало весны, и проблему «закусывания» руля, как правило, создает наружный карданный шарнир, который находится вне салона в моторном отделении и подвержен агрессивному воздействию соленой влаги. Это же объясняет, почему чаще всего проблема встречается на автомобилях, преимущественно эксплуатирующихся в городе, но не в сельской местности, где дороги не столь интенсивно обрабатываются антигололедными смесями либо не обрабатываются вовсе.
В отличие от крестовин карданного вала трансмиссии, которые могут быть необслуживаемые или обслуживаемые, для чего последние оснащаются пресс-масленками, в подшипники рулевых крестовин смазка закладывается на весь срок службы. Другими словами, кроме как обеспечивать наличие и целостность пластиковой грязезащиты моторного отделения снизу, если она предусмотрена в конкретном автомобиле, больше владелец никак не может повлиять на долговечность карданных шарниров в рулевом управлении. Остается только ждать, и если дождались — ремонтировать.
Ремонт заключается в замене изношенного шарнира новым. Средняя стоимость рулевых крестовин в запчастях — 15 у.е. Далеко не всегда, но в некоторых моделях автомобилей замена крестовины невозможна без снятия рулевой колонки. Это сразу же увеличит стоимость ремонта примерно на 100 у.е., которые придется оставить в кассе СТО, взявшейся заменить рулевой кардан.
Случается, что вместо покупки новой рулевой крестовины владелец автомобиля отправляется на «разборки», чтобы подыскать там «бэушный» рулевой вал для своей машины. Конечно, личное дело владельца, какой способ ремонта выбрать, но, на наш взгляд, покупка и установка новой крестовины лучше, особенно если для замены крестовины вал не нужно демонтировать. И еще: есть модели, в которых вместо крестовин в рулевой колонке применяются эластичные муфты, но по каким причинам они выходят из строя — совсем другая история.
Сергей БОЯРСКИХ, фото автора, газета «АВТОбизнес»
В подшипники рулевых крестовин смазка закладывается на весь срок службыКарданная передача является продолжением рулевой колонки и связывает колонку с ведущим валом рулевой рейкиГубят рулевой карданный шарнир вода, а также грязь, которая в воде содержитсяautooboz.info
Сейчас легкостью управления автомобилем никого не удивишь. Рулевой механизм с гидроусилителем стал почти такой же нормой, как дворники и омыватели стёкол. Но, как и любой агрегат в автомобиле, ГУР может выйти из строя. В целом, как говорят автомеханики, гидроусилитель — это достаточно надежный механизм, но и он иногда дает сбои.
В «лихие 90-е» был такой анекдот: «Приезжает в автосервис новый русский. Выходит из своего «мерса», такой весь модный: в малиновом пиджаке, слаксах, туфли блестят, а на шеи золотая цепь граммов на 100. Не глядя бросает ключи молодому механику и произносит: «Вымыть, начистить до блеска и ляляльку сооруди». После следует несколько непереводимых русских фразеологизмов и амбал уходит.
Ну, парнишка помыл, почистил, масло для автомобиля проверил, что-то подкрутил, где-то настроил и задумался: «Лялялька — что за ерунда такая? Где и из чего её сооружать?!». Тут мимо пожилой мастер проходит. Молодой кидается к нему за консультацией, мол, что за чудо-юдо эта «лялялька»? Мастер даже глазом не повел и говорит: «Все очень просто, парниша, ты ему в руле четыре дырки просверли и не парься».
Возвращается новый русский, осматривает «мерс», удовлетворенно произносит сакраментальное «за….ь», бросает механику сотню баксов. А парнишка смотрит во все глаза, далеко от машины не отходит. Знаток же обсценной лексики сел за руль, завёл машину, растопырил пальцы, сунул их в дырки и поехал. И тут из открытого окна 600-го до молодого механика донеслось: «ля-ля-ля»…
К чему собственно мы тут вспомнили этот “бородатый” анекдот?! Дело в том, что уже двадцать лет назад в нашей стране некоторые товарищи отмечали важность легкого управления автомобилем. Ведь если бы, баранка у 600-го крутился так же, как у старой “копейки”, то вряд ли господин в малиновом пиджаке смог бы с наслаждением “лялялякать”.
Сейчас легкостью управления автомобилем никого не удивишь. Рулевой механизм с гидроусилителем стал почти такой же нормой, как дворники и омыватели стёкол. Но, как и любой агрегат в автомобиле, ГУР может выйти из строя. В целом, как говорят автомеханики, гидроусилитель — это достаточно надежный механизм, но и он иногда дает сбои.
Если полистать различные форумы автомобилистов, то из самых частых проблем с рулевым механизмом можно отметить: “тяжело крутится на холодную” — стал тяжелее, свистит, закусывает руль. В этой статье попробуем разобраться, что подразумевают автомобилисты под последним словосочетанием и почему закусывает руль.
Когда автолюбители произносят: “закусывает руль при повороте”, то скорее всего они имеют в виду, то что появился посторонний шум, стук или гул при повороте, баранка стала туже проворачиваться или её вообще невозможно прокрутить при резком торможении. Многие отмечают, что подобные явления могут проходить после нескольких километров езды, а потом вновь возвращаться.
Все эти симптомы могут сигнализировать о проблемах в разных агрегатах:
Но в любом случае, если проблема вас уже настигла, и руль закусывает на “Калине”, Форде или на любом другом автомобиле отечественной или зарубежной сборки, то необходимо провести общую диагностику в автомастерской. Многие бывалые автолюбители, прежде чем обратиться в автосервис пытаются самостоятельно найти неисправность. И первое, что они делают — обращают внимание на состояние гидроусилителя.
Для восстановления рабочих характеристик и продления ресурса гидроусилителя руля
Итак, как мы уже писали, гидроусилитель отвечает за легкость в управлении автомобилем, его маневренность и даже за безопасность (ведь ГУР дает возможность не потерять управление если, например, спустило колесо). Да, в современных машинах этот агрегат отличается большой надежностью и даже если он вышел из строя, то теоретически автомобилем можно управлять, хотя мы настоятельно не советуем это делать!
Если говорить о ситуациях, когда проявляются проблемы в гидроусилители, то обычно с этим можно столкнуться при движении по разбитым или грунтовым дорогам, при наезде на препятствия, поребрики и т.д. Естественно, если появились шумы, гул, закусывание руля, то надо избегать дорог с плохим покрытием, контролировать скорость, не выкручивать штурвал и не держать его долго в крайнем положении. Не лишним будет проверить уровень жидкости для ГУР и срочно отправляться в автосервис.
Что же могло произойти в этом агрегате, если закусывает руль при повороте в какую либо сторону или где-то что-то стучит во время движения?
Фактически любой автовладелец самостоятельно может решить небольшие проблемы связанные с работой гидроусилителя. Долить жидкость ГУР в бачок — это самое легкое. Также самостоятельно можно отрегулировать приводной ремень и даже почистить клапан насоса (хотя это уже требует небольшого навыка). Во всех остальных случаях, необходимо обратиться к автолекарю!
Чтобы не доводить дело до дорогостоящего ремонта деталей гидроусилителя, да и любого агрегата вашего автомобиля, нужно пользоваться наработками современных научных разработок в области автохимии и трибологии. Все имеет свой ресурс, однако из-за плохого качества дорог, топлива, смазочных материалов, из-за агрессивного вождения и плохих погодных условий, ресурс деталей и агрегатов автомобиля сокращается в разы.
В компании “Супротек” разработана целая линейка триботехнических составов и продуктов автохимии, а также моторного и трансмиссионного масла для поддержания ресурса агрегатов и деталей автомобиля. Все разработки компании направлены исключительно на борьбу с негативным влияние эксплуатационных условий, предотвращения преждевременного износа деталей в узлах трения, восстановления при незначительном износе и повреждениях. Для профилактики работы деталей гидроусилителя в “Супротек” разработан триботехнический состав “ГУР”. Добавка в трансмиссионную жидкость, благодаря своим триботехническим свойствам, создает микроскопический слой на всех деталях трения агрегата. Тем самым, появляется не просто дополнительная защита и продлевается ресурс деталей, но и частично восстанавливаются небольшие повреждения: микротрещины, не критический износ деталей. Состав способствует улучшению работы насоса гидроусилителя, очищает золотниковый механизм.
Но надо учитывать, что если произошла механическая поломка какой-либо из деталей агрегата, то уже ничто, кроме её замены не сможет решить вашу проблему.
suprotec.ru
Карданная передача нужна для того чтобы соединять узлы и агрегаты оси вращения валов, которые не совпадают. Наиболее известная широкой общественности карданная передача используется в трансмиссии для передачи крутящего момента заднему мосту и соответственно ей комплектуются только полноприводные автомобили и автомобили с задней ведущей колёсной парой. Но вне зависимости от типа привода, на подавляющее большинство автомобилей устанавливается ещё одна карданная передача и находится она между рулевой колонкой и ведущим валом рулевой рейки.
В случае с микроавтобусами и грузовиками вместо рулевой рейки будет присутствовать червячно-роликовый рулевой механизм. Это обосновано тем что оси описанных деталей разнесены по компоновочным соображениям и разнесение – это может усугубляться если рулевая колонка является регулируемой. Конструкция описываемого механизма напоминает конструкцию, используемую в трансмиссионном карданном валу. Он состоит из двух вилок с крестовиной между ними. Подвижность узла обеспечивается игольчатыми подшипниками.
Как и любой другой узел автомобиля, рулевой кардан не вечен и подвержен поломкам. Ели при вращении руля водитель ощущает, что он поворачивается не равномерно, то есть то легко, то тяжело, иначе говоря, руль «закусывает» в определённых положениях, то скорее всего это связано именно с неисправностью рулевого кардана. Чаще всего проблема наблюдается после длительной стоянки и исчезает после того как автомобиль проедет некоторое расстояние и в процессе использования кардан разработается. На некоторое время от проблемы можно избавиться, обернув его промасленной тряпкой, но она обязательно проявится снова. Если долгое время не обращать на закусывание внимания, то через какое-то время оно начнёт становиться сильнее, узел начнёт стучать и люфтить, а машина будет хуже слушаться руля.
Ведь он почти не подвержен нагрузкам, а те что есть не сравнятся с теми что испытывает его старший брат, трансмиссионный кардан, даже если автомобиль не оборудован гидроусилителем руля. Ответ прост. Поломка происходит из-за воды. Точнее воды и грязи, которая в этой воде содержится. Не спасает даже то что находящиеся внутри кардана игольчатые подшипники защищены резиновыми уплотнителями, ведь любой уплотнитель имеет свойство изнашиваться. Так что на срок службы рулевого кардана в основном влияют не испытываемые им нагрузки, а агрессивность среды в которой эксплуатируется автомобиль. Так, например, согласно статистике поломки рулевого кардана, чаще случаются если автомобиль эксплуатируется в городе, где дороги покрываются антигололёдными составами, а не в сельской местности, где эти составы могут не использоваться вовсе.
В отличие от уже упоминавшийся трансмиссионный кардан, который может быть, как необслуживаемым, так и обслуживаемым. Рулевые карданы являются необслуживаемыми все без исключения и никаких пресс-маслёнок, как в случае с обслуживаемыми трансмиссионными карданами к ним не выпускается, и смазка в них закладывается еще на заводе и на весь срок службы. Соответственно, единственный способ поддержания рулевого кардана в работоспособном виде как можно дольше – это тщательное наблюдение за пластиковым пылом и грязезащитой моторного отделения, если она присутствует, и поддержание её в приемлемом состоянии. Так что если поломка рулевого кардана уже произошла, то единственный способ избавиться от вызванного ей закусывания – это его замена. Данную операцию вы можете произвести как своими силами, так и в СТО.
Также стоит упомянуть что в отдельных моделях автомобилей вместо кардана используется эластичная муфта, но причины её поломки это уже тема для отдельной статьи.
Понравилась статья? Сохраните себе!elm327rus.ru