Menu

Регулировка торсионов – Авто детали | Нужна ли регулировка торсионов на независимой подвеске?

Авто детали | Нужна ли регулировка торсионов на независимой подвеске?

Торсионная подвеска

На многих автомобилях, после каких-либо модификаций подвески, требуется регулировка торсионов. Это довольно сложное занятие, если подходить к вопросу не вооружившись информацией.

В этой статье мы разберемся, что такое торсионная подвеска, как она устроена. А также рассмотрим настройку и регулировку этого подвесного элемента. Сегодня торсионы не являются популярными у новых автомобилей, но они активно устанавливались на более старые машины, особенно на внедорожники или пикапы.

Такой тип устройства базы применялся не только в автомобилестроении, но еще и в военных танках. Это говорит о простоте работы и надежности такого выбора, в качестве регулятора ходовых качеств машины. Так что вопрос интересный, и им стоит задаться, если вы владелец такого автомобиля.

Что такое торсион

С французского языка, слово торсион переводится как вращение. В схеме конструкции, это обозначает скорее скручивание, или сопротивление вращению. По сути своей, это вал круглого сечения, эдакий лом, который крепится между рычагом автомобиля и его рамой. Располагаться они могут вдоль кузова, от переда к заду, или от зада к переду автомобиля.

Устройство представляет собой металлический вал или стержень, который сконцентрирован на скручивание в одном направлении. В своем поперечном сечении, торсион может быть круглым или квадратным, реже пластинчатым – состоящим из нескольких слоев, совместно работающих на кручение. Но чаще всего применяется именно круглый диаметр.

Один из его концов крепко устанавливается к несущему рычагу ходовой части, через шпицевое соединение. А второй подобным методом фиксируется в несущем кузове, либо на раме автомобиля. Ось вращения рычага и ось закручивания торсиона находятся на одной линии. Имея расчетную устойчивость под нагрузкой, торсион выносит вес автомобиля и обеспечивает эффективное упругое соединение подвески и кузова при перемещениях рычага. Такой принцип применяется и для создания поперечной устойчивости на противоположных ходах подвески одной оси.

Независимая подвеска

Валы в данном случае располагаются вдоль кузова, по одному с каждой стороны автомобиля, одним концом они фиксируются на раме, вторым – к поперечному рычагу. Как правило, к нижнему, хотя в некоторых автомобилях могут крепиться к верхнему.

Особенность такой подвески в том, что длину торсионов, а значит, и их упругие свойства можно регулировать в очень большом диапазоне. Чем больше длина, тем легче скручивается упругий элемент, следовательно, мягче подвеска. Такое устройство имеет передняя подвеска некоторых автомобилей повышенной проходимости.

На продольных рычага крепится по-другому: один или два упругих элемента располагаются поперек кузова, а к ним присоединены продольные рычаги. Такая конструкция применялась, как правило, для задней подвески небольших легковушек, в настоящее время не применяется.

Полунезависимая

Подобный тип устройства занимает особое место среди подвесок, в которых упругим элементом является исследуемый нами поперечный вал. Она является промежуточным звеном между независимыми и зависимыми подвесками, поэтому и получила название полунезависимой.

Широкое применение она нашла среди многих автомобилей, как городского назначения, так и внедорожного. Ее устройство выглядит следующим образом. Продольные рычаги, расположенные по одному с каждой стороны, соединены между собой торсионной балкой. Одним концом каждый из них крепится к кузову авто, а другим к ступице колеса.

Возможные проблемы

Учитывая, что это металлическая палка, проблем здесь может быть немного. Но они, все-таки, имеются:

  • Коррозия разъедает металл. В итоге, вы можете заметить, что торсион у вас лопнул. Особенно ярко это проявляется на довольно возрастных автомобилях, где общее состояние кузова и подвески не лучшее. Придется поменять вал, купить и поставить новый.
  • Сломалось крепление. Опять таки, из-за ржавчины, или слабого затягивания, слететь может само крепление. В таком случае необходимо его заменить, при этом проверив саму деталь на наличие неполадок.

Для машины в хорошем состоянии, бояться здесь нечего. Достаточно периодически крутить детали, дабы придать им необходимое натяжение. Какого-то единого стандарта здесь нет, придется ориентироваться на собственные ощущения водителя. Например, вы замечаете излишнюю, несвойственную вашему автомобилю мягкость в движении, либо наоборот, грубую езду. Тогда будет логичным обратиться на сервис, с целью подтянуть элементы. Либо провести эту операцию самостоятельно, заехав на яму.

Преимущества и недостатки

Такую популярность, в свое время, этот вариант ходовой приобрел не из-за отсутствия альтернативы, а благодаря своим положительным характеристикам. Многие из этих пунктов актуальны и по сей день, потому и используются в автомобилестроении, особенно среди внедорожников.

  • Высокая плавность хода. Машина катит довольно приятно, «как корабль». При отсутствии неполадок в других элементах подвески, конечно же. Но, забегая вперед, скажем, что для четкой езды нужно периодически регулировать.
  • Компактность и малый вес. Простой вал не занимает много места под днищем, да и весит сравнительно меньше, чем более современные альтернативы
  • Высокая ремонтопригодность. Заменить вал несложно, купить запчасть можно в Интернете, например, на сайте ВсеДетали
  • Простота и надежность конструкции. Банальный стальной лом, который весьма сложно вывести из строя

Есть и некоторые недостатки.

  • Сложность производства торсионов. Потому они могут стоить довольно дорого, как на первичном, так и на вторичном рынке. Цена также выражается и редкостью некоторых элементов. Замечено, что левый найти несколько проще. Возможно, из-за того, что водители видят препятствия перед собой, они страдают не так чаще и не пользуются огромным спросом.
  • Посредственная управляемость автомобиля. Напомним, что изначально такой тип подвески ориентировался на танки и грузовые авто. Точности здесь ожидать не стоит, не даром сейчас вал популярен лишь в тяжелых «джипах»
  • Правильно отрегулировать балку довольно сложно, если нет опыта. Натянуть или переставить ее лучше в автосервисе, особенно если речь идет про передние детали. Можно, конечно, посмотреть видео в Интернете и попробовать своими руками.

vsedetali.kz

Регулировка торсионов автомобиля

В основе принципа действия торсионной подвески автомобиля лежит работа упругих элементов системы на скручивание. Торсионы жестко крепятся с одной стороны. При этом второй конец непосредственно принимает на себя нагрузку, за счет чего происходит закручивание. Подобная конструкция весьма устойчива и надежна, позволяет обеспечить плавность хода и долговечность всей системы. Однако при эксплуатации подвески происходит естественное отклонение параметров, что вызывает необходимость их настройки путем регулировки торсионов.

Во время эксплуатации автомашины элементы ходовой постоянно подвергаются динамическим воздействиям. Особенно влияет на детали подвески движение по пересеченной местности, наезды на различные препятствия и т.д. Происходит разбалтывание соединений, износ компонентов, уход линейных характеристик и параметров в сторону от нормы. В результате возрастает вероятность выхода из строя ряда узлов и отдельных деталей автомобиля. Поэтому при появлении признаков ненадежной работы подвески следует своевременно производить регулировку торсионов. В противном случае накопленные неполадки могут вызвать необходимость осуществления более дорогостоящего ремонта торсионной подвески.

Когда производить регулировку торсионов

Регулировать торсионы следует в том случае, если при движении вы чувствуете рулем незначительные удары, ощущаете определенный дискомфорт при проезде небольших препятствий типа «лежачего полицейского». Также признаком необходимости настройки подвески является проседание передней части машины, наклон на одну из сторон и т.д. Следует производить проверку ходовой и после определенного пробега в зависимости от инструкции по ТО конкретной модели.

Зачастую регулировка торсионов производится при тюнинге передней подвески. Непосредственной необходимости в осуществлении данной процедуры может не наблюдаться, однако нередко после подобной настройки ходовые качества автомобиля резко возрастают. Зачастую желательно отрегулировать торсионы даже у совершенно новой машины. Особенно это касается авто отечественной сборки. После проведения настройки можно весьма ощутимо поднять передок и повысить комфортность вождения.

Как правильно регулировать торсионы

Регулировка торсионов традиционно считается среди водителей весьма несложной операцией, которую довольно просто произвести самостоятельно. Нередко можно прочесть, что достаточно загнать авто на яму и немного «на глазок» подкрутить гаечным ключом элементы конструкции. Однако, во-первых, регулировка подвески нередко требует настройки развала-схождения. Во-вторых, при осуществлении данной операции очень легко «перестараться», что впоследствии может вызвать более серьезные проблемы.

Слишком сильное поднятие торсионов создает повышенную нагрузку на эти элементы, что способно ускорить их выход из строя. В результате неправильная регулировка подвески может спровоцировать необходимость преждевременной замены торсионов. Чтобы не рисковать, лучше производить данную операцию в профессиональной сервисной мастерской. Сэкономить на стоимости регулировки торсионов можно за счет объединения данной процедуры с другими регламентными работами по обслуживанию автомобиля.

mv-sto.ru

Navigator 1 — Устранение крена (настройка просевших торсионов)

Взялся регулировать торсионы (устранять крен на правый бок). Спасибо форуму и форумчанам, инфы полно, только разрознена она по темкам.

Исходные данные:
Подвеска (передняя) спущена принудительно. Выключатель подвески «off», шланги выдернуты, морда опустилась. Согласно рекомендациям «старожилов», регулировкой сошек (запятых) торсионов, необходимо выставить одинаковый зазор на передних рычагах подвески по 3-5 мм до подушек отбойника. У меня правый рычаг регулируется (правда я заменил болт на более длинный, т.к. торсион уже просел от старости. На левом — сошка лежит на упорной гайке, зазор до отбойника — 10-12мм. То есть торсион явно перекручен. Возникла мысль повернуть сошку на шестиграннике на одну грань назад.

Снимаю сошку с торсиона.

Этот процесс достоин отдельного описания:

За неделю до «времени Ч» я регулярно орошал шестигранники торсионов волшебной WD-40. Затем полностью освободил торсион от нагрузки (домкрат, съемник, откручивание стойки стабилизатора и т.д., если у кого возникнут трудности — спрашивайте). Извлек упорную гайку сошки (запятой). Сошка повисла в воздухе. После чего берем газовый ключ, обхватываем торсион, и энергично совершаем дергательно-вращательные движения против нагрузки торсиона. (в случае с левым торсионом — против часовой стрелки). Параллельно обстукиваем торсион в районе переднего шестигранника, для вибрации. Череp 5 минут подобного мазохизма в шестиграннике переднего рычага подвески появляется люфт 1мм. Торсион можно двигать вперед-назад.

Сошку (запятую) я обстукивал молотком, удерживая торсион газовым ключом, так же до появления люфта. Сдвигаем торсион вперед (ВНИМАНИЕ! Не стоять под сошкой, и удерживать ее при смещении торсиона, ибо упадет в лоб!) и снимаем сошку. Поворачиваем на одну грань назад, собираем обратно.
У меня возникла ситуация, когда нужно среднее положение. На одну грань назад — не хватает регулировочного расстояния, то есть торсион ослаблен. На одну грань вперед — торсион пережат. Думаю, эта ситуация у многих, т.к. за 10-15 лет эксплуатации торсионы проседают. Видимо, предыдущий владелец моего бегемота именно так и решил проблему — повернул сошку на одну грань вперед. То есть «пережал» торсион.

Я решил опустить точку упора регулировочной гайки. На фото — отверстие №3


Для этого на «разборке ГАЗ» была приобретена некая «хрень» (видимо стяжка для рессоры от ГАЗели) в виде двух металлических пластин толщиной 15 мм, стянутых шпильками. По размеру — один в один подошли (для реализации проекта). На фото — №1. Вторая железяка — соответственно сверху поперечины рамы. После стягивания шпильками — получился отличный упор для сошки торсиона №2, на 4 см ниже штатного. То есть как раз промежуточная точка опоры. В местах касания металла проложил резиновые прокладки.

После опускания домкрата — зазор до отбойника переднего левого рычага — как раз 4мм. Для дальнейшей регулировки планирую просверлить отверстие №4 под штатный регулировочный болт и нарезать резьбу М14.

Результат работы — крен исчез, передок стал несколько мягче.

Для любителей эстетики — отвечаю сразу: «Зато дешево, надежно и практично!»
Да и не портит лишняя железяка под рамой, эстетику внедорожника.

Добавлено через 4 часа 30 минут
Существует и более цивилизованный способ «тонкой» настройки торсионов, решение есть на «вездесущем» Suncore.

http://www.suncoreindustries.com/lincoln-suspension/navigator/1998-2002-FX-Cam-front-leveling-kit.php

Но этот kit в пиндосии стоит $249

А вещица удобная, шаг регулировки точнее получается.

Кстати, для «лифтеров» подвески может быть полезно.

ford-trucks.club

Положение звездочки, шлицевое соединение торсионов и регулировка высоты шасси смещением зубьев торсиона

Регулировка высоты шасси на примере Ситроен AX
Высота шасси в передней и задней частях устанавливается на определенную высоту, однако только высота задней части шасси подлежит регулировке. Если высота передней части шасси не умещается в обозначенных границах, то в первую очередь возникает подозрение, что винтовые пружины передней подвески в определенной степени потеряли упругость, в результате чего автомобиль «осел» с одной
стороны.
Для проведения измерения высоты шасси должны быть соблюдены следующие условия:
Автомобиль должен быть полностью оснащен, однако топливный бак может быть наполнен только 5 дмз топлива.
Давление в шинах должно соответствовать требованиям.
Автомобиль должен стоять на ровном полу.
Перед тем как приступить к измерению несколько раз качните автомобиль для удаления напряжений в подвеске.
Высота шасси в передней части, это расстояние между полом и посадочной поверхностью крепления поперечного рычага. Измерьте высоту с обеих сторон и сравните результаты (на колесах должны быть установлены шины серийного производства):
АХ 10 и АХ 11 214 x10 мм
АХ 14 227 х 10 мм
АХ Sport 215 x10 мм
АХ 14D 232 x10 мм
АХ GT 210 x10 мм
Высота шасси в задней части это расстояние между полом и трубой задней оси. На станциях технического обслуживания фирмы Ситроен высота измеряется специальным измерительным приспособлением, но можно воспользоваться и стальной рулеткой
На рис. 1 и 2 показаны места измерения с левой и правой стороны.

С левой стороны, глядя сзади, расстояние между поверхностью пола и трубой задней оси измеряется между глушителем и кронштейном задней оси. Способ измерения показан на рис. 1.
С правой стороны, глядя сзади, высота измеряется между кронштейном задней оси и держателем с проволочным крюком, рядом с местом подсоединения тормозной подводки, рис. 2. Разница между результатами этих двух измерений не может превышать 7.5 мм.
Для шин серийного производства высота задней части шасси должна составлять
АХ 10 и АХ 11 418×10мм
АХ 14 413 x10 мм
АХ GТ 408 х 10 мм
АХ Sport 417 x10 мм
АХ14D 403 x10 мм
Регулировка и приспособление

Для регулировки высоты задней части шасси необходимо поворачивать торсионы относительно задней оси и рычагов балки. Благодаря различному числу зубцов на концах торсионных рессор можно путем смены положения на один зуб увеличить или уменьшить высоту шасси на 3 мм. Для регулировки необходимо, специальное приспособление, устанавливаемое вместо амортизатора, рис. 3. Изменение установки рычажков с одной стороны требует регулировки другой стороны. Специальное приспособление, установленное вместо амортизатора должно быть настроенное на определенную длину, различную для отдельных моделей
АХ 10 и АХ 11 317мм
АХ 14. GТ. Sport 312 мм
АХ 14D 307 мм
Разница высот с обеих сторон не может превышать 7.5 мм. На показано специальное приспособление, а также точки, между которыми должна выставляться длина приспособления.
Если торсионная рессора будет повернута на один зуб в направлении рычага, высота шасси увеличится приблизительно на 3 мм. Так как изменение положения рычажков можно проводить только с интервалом в один зуб. наименьшее изменение высоты шасси составит 3 мм. Для того, чтобы установить подвеску колеса на новый размер, необходимо удлинить или укоротить специальное приспособление, заменяющее амортизатор. Один оборот его подвижного наконечника вызывает изменение длины на 1 мм. Следует еще раз подчеркнуть, что изменение высоты требует соответствующих корректировок с другой стороны.

Пометьте наконечник торсионной рессоры и рычаг при помощи керна. Затем снимите торсионную рессору согласно с описанием, приведенным в статье Замена торсионов. Настройте специальное приспособление, заменяющее амортизатор на размер указанный выше.
Если установлен стабилизатор наклонов, отсоедините с левой и с правой стороны его соединительные рычажки, отвинтив предварительно болты. Сам стабилизатор не вынимайте.
Для того, чтобы уменьшить высоту шасси с одной стороны на 3 мм, необходимо размер специального приспособления, показанного на рис. 4 уменьшить на 1 мм. то есть наконечник приспособления надо ввинтить на один оборот к середине, предварительно ослабив контргайки. Если же. например, высота шасси должна быть уменьшена на 9 мм. то размер «X» необходимо уменьшить на 3 мм, то есть наконечник приспособления необходимо ввинтить на 3 оборота внутрь.
Теперь можно установить на место торсионные рессоры, согласно описанию, содержащемуся в разделе Замена торсионов.
Установите на место торсион. Поворачивая торсион, выберите наилучшую позицию, в которой торсион можно легко вставить на глубину равную 10 мм. При этом надо придерживаться следующих правил.
левый торсион поворачивается вправо,
правый торсион поворачивается влево.
После установки проверьте метки установленные на торсион и рычаг задней балки. Метки уже не могут находиться напротив друг друга.
Еще раз измерьте высоту шасси с левой и с правой сторон. Разница между двумя этими измерениями не может превышать 7.5 мм.

После изменения высоты шасси необходимо проверить установку света (фар). Обязательно внимательно проверьте результаты проведенных регулировок прежде, чем автомобиль включится в дорожное движение.

Рекомендуем ознакомиться

  • Как заменить торсион задней балки Ситроен АХ
  • Установка бронзовых втулок, ремонт задней балки Peugeot 306, 205, Citroen Xsara
  • Заменить рычаг задней балки Ситроен, Пежо
  • Масленки в рычаг задней балки
  • Защита сальника игольчатого подшипника
  • Замена подшипников задней балки Пежо 206, ремонт задней подвески Пежо.
  • Причины и последствия проблемы задней балки
  • Пальцы, валы, оси задней балки Пежо, Ситроен, Саманд, Лифан
coded by nessus

rembal.ru

принцип работы, фото и видео

Определимся, что представляет собой автомобильная подвеска. Это устройство, обеспечивающее упругое сцепление автомобильных колес с несущей системой, а еще регулирующее положение кузова при движении, уменьшающее нагрузку на колеса.

На сегодняшний день предлагаются различные типы подвесок: рессорные, пневматические, пружинные, торсионные и т.д. Так, торсионный тип — это торсионные валы из металла, которые работают на кручение, при этом один конец прикрепляется к шасси, другой — к специальному рычагу, стоящему перпендикулярно и связанному с осью.

Изготовление такой детали производится из термически обработанной стали, непосредственно позволяющей выдержать большие нагрузки в момент кручения.

Главным принципом действия подвески считается работа на изгиб.

Применение торсионной модели

Расположение торсионной балки возможно продольно и поперечно. Расположение продольное используется на больших, тяжелых грузовых авто. На легковых авто используют поперечное расположение, обычно на заднем приводе.

В этих двух случаях механизм предназначен для обеспечения плавности хода, регулирования крена при повороте, обеспечения оптимальной величины затухания колебаний колес, кузова, уменьшения колебаний управляемых колес.

Для некоторых автомобилей торсионную подвеску применяют для автоматического выравнивания с применением мотора, стягивающим балки для дополнительной жесткости, зависимо от скорости, а также состояния покрытия дороги.

Конструкцию с регулируемой высотой можно использовать при замене колес. Это когда транспортное средство приподымают с помощью трех колес, а 4-е поднимается с помощью домкрата. Основным преимуществом такого вида подвесок считается долговечность, легкость в регулировке высоты, а также компактность по ширине транспорта.

Она занимает намного меньше пространства, чем пружинные подвески. Безусловно, торсионная конфигурация легка в эксплуатации, а еще в техническом обслуживании.

Процесс работы

Из данного видео, вы узнаете, как работает торсионная подвеска.

Благодаря тому, что торсионный вал закрепляется жестко на кузове либо раме авто, на него при работе подвески воздействуют силы скручивания. Но торсионный вал производится из особого сплава и обладает определенной закалкой, что позволяет работать в виде пружинного элемента.

В момент скручивания вал стремится вернуть автомобильное колесо в первоначальное положение. Так, принцип работы подобен пружинной либо подрессоренной разновидности данной детали авто. Полунезависимая подвеска представляет собой систему подрессоривания, выполненную в виде двух продольных рычагов соединенных поперечиной продольных рычагов.

Основные достоинства такого механизма:

  • легкость монтажа;
  • малый вес;
  • компактность.

Ключевой недостаток — возможность применения лишь на не ведущем мосту.

Регулировка подвески

В случае разболтавшейся подвески отрегулировать положения возможно при помощи обыкновенного гаечного ключа. Вполне достаточно добраться вниз автомобиля, подтянуть необходимые болты. Главное не переусердствовать с целью избежания излишней жесткости хода в момент движения. Регулировка торсионной запчасти легче регулировки пружинных типов.

Производителями автомобилей меняется торсионная балка для регулирования положения движения зависимо от веса двигателя.

Ключевые свойства ремонта

Рассматривая все проблемы торсионных балок, вполне можно сделать вывод, что обслуживание, а также ремонт торсионной подвески связан с такими ситуациями:

  • Регулирование высоты конструкции.
  • Демонтаж либо замена торсионов.
  • Замена игольчатых подшипников.
  • Замена пальцев, осей задней балки.
  • Ремонт рычагов задней балки.

Регулирование высоты задней подвески не стоит рассматривать в виде ремонта всей конструкции. Это обычно происходит из-за того, что хозяин авто хочет осуществить поднятие задней часть авто.

Иногда изменение высоты балки предусмотрено в целях повышения жесткости и уменьшения осадки автомобильной задней части, при максимальной загрузке. Надо знать, что торсион задней балки не способен работать при изменении высоты задней балки, эксплуатироваться будет при более агрессивной нагрузке, а это может сказаться на его ресурсе.

Процесс изменения высоты заключен в изменении положения торсиона, вернее его шлицевого конца, а также звездочки. У торсиона на концах имеются шлицевые разъемы. Торсион одним концом крепится в шлицевой разъем, рычаг задней балки.
А другим — в разъем на корпусе балки. Если осуществляется ремонт данного типа подвески, тогда понадобится демонтаж торсионов.

В данной ситуации важно сделать в задней балке родное положение торсионов, чтобы в момент монтажа было понятно, что, а также куда вставляется. С целью демонтажа торсиона в процессе стягивания из шлицевого соединения используется инерционный съемник.

Шпильку съемника вкручивают в резьбу на торце торсиона, может быть, эту резьбу стоит почистить.

Перетяжка салона своими руками. Как всё сделать правильно и с первого раза, подскажет полезная статья нашего сайта.

Тут, вы найдёте отзывы о ладе калине автомат.

В данной статье, находится интересная и очень полезная информация о ремонте газового оборудования для автомобиля.

Часто шлицевые соединения «закисают» либо «прикипают», в таком случае, стандартный съемник не поможет, выручить сможет только обычная кувалда.

Часто ремонт торсионной подвески связан с процессом замены игольчатых подшипников задней балки. Согласно некоторых данных, процесс замены игольчатых подшипников нужен после 80 000 км пробега.

При замене подшипников понадобится демонтаж торсионов, а также рычагов балки. Каждая сторона балки содержит два подшипника. Самой опасной проблемой задней балки является износ игольчатого подшипника, ведь обычному автолюбителю это определить затруднительно.

При отсутствии диагностики авто эксплуатируется и при рассыпавшимся подшипнике, этим усугубляя проблему. В результате изнашивается ось. Безусловно, оси задней балки возможно заменить, но это весьма затруднительно в «домашних» условиях, поскольку помимо знаний и опыта требуется специальное оборудование и приспособления.

Станции технического обслуживания не заменят оси, а предлагают лишь новую балку в сборке с новыми осями, а это весьма дорогое предложение.

Наиболее тяжелым случаем при ремонте конструкции торсионного типа является разрушение посадочного места подшипника в рычаге. Такое происходит редко, в очень «запущенной» ситуации.

Разрушение посадочного места происходит по тем причинам, что палец задней балки, хотя гораздо реже, поскольку это место защищается внешней обоймой подшипника. Процесс ремонта рычага: восстановление посадочного места на металлорежущем оборудовании.

Главной проблемой реставрации рычага балки является поиск требуемого оборудования, такая работа осуществляется на токарно-расточном станке.

Галерея

В данном разделе, находятся фото торсионных подвесок для танка, прицепа и других.

natapku.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *