Вопрос насколько распространён, настолько и раскрыт лишь поверхностно, сотней копипаст в сети. Ну и классический форумный ответ типа «проверяй вентиляцию» ясности не сильно добавляет, согласитесь. И сегодня предлагаю данную проблему рассмотреть углублённо и с примерами.
Из-за избыточного давления газа (паров бензина) в топливно баке. Это просто. А вот происходит это действительно из-за забитой вентиляции (но не салона).
Как известно, топливный бак автомобиля — резервуар герметичный. По сути, он имеет только два выхода «в мир»: заливная горловина и топливные магистрали к двигателю (подача и «обратка»). И всё было бы замечательно, если-б не одно «но». В процессе эксплуатации температура внутри бака изменяется — то растёт, то понижается. И очевидно, что с момента старта двигателя она неуклонно ползёт вверх. Что происходит с парами топлива, находящимися в этом резервуаре? Правильно — их объём по всем законам физики увеличивается. И дабы компенсировать возрастающее давление, умные инженеры придумали такую вещь как
простейшая схема вентиляции бака с адсорбером (кадр из моего видео по ссылке ниже)Нет. Избыток давления газов из бака направляется в систему питания двигателя. Другими словами, дожигается в цилиндрах, будучи подмешанным в воздух с улицы. Эти ловятся сразу два зайца: и бак не разрывает, и экологи не буянят, что мол, в и так загазованную атмосферу спускают ещё и пары из бензобака… Хотя любому здравомыслящему понятно, что двигатель на дровах уже сам по себе давно должен быть на свалке истории.
А проблема в том, что со временем система вентиляции бака засоряется. В большинстве случаев так происходит из-за недостаточной производительности или полного отказа адсорбера топливных паров. Это такая штука, которая стоит на вышеописанном пути газов из бака в двигатель, и пропускает их через себя, отделяя (адсорбируя) жидкую составляющую. А условно-очищенные газы уже поступают в мотор. Подробно об этом устройстве я уже рассказывал и повторяться не буду. Скажу лишь, что когда девайс засоряется сам, или перестаёт работать клапан подачи паров во впуск, формируется избыточное давление этих паров в баке. Выход которых и слышен при отворачивании крышки.
забитый адсорбер вживую (кадр из моего видео по ссылке ниже)Бак разорвёт едва ли, а вот некорректная работа двигателя вполне вероятна. Дело в том, что на подмес газов из системы вентиляции рассчитана программа управления. И когда этих самых газов по факту нет, или их объём недостаточен, мотор начинает сбоить. Всё начинается с нестабильных холостых оборотов, а в запущенных случаях машина начинает откровенно «тупить» и в движении.
Кстати, крышка бензобака тоже не так проста как кажется. В ней есть клапан, который позволяет воздуху проходить в бак, но не выходить обратно. Это работает «в противовес» каналу с адсорбером. То есть, чтобы бак не «схлопывался» — например зимой, при интенсивном остывании после поездки. Иногда даже делают отдельный атмосферный канал вентиляции со своим микрофильтром.
(фото: avtorom.ru)Чистить вентиляцию. Конкретные инструкции «открути здесь» приводить смысла нет, но общая логика работы универсальна для подавляющего большинства автомобилей. Практическое видео по работе и ремонту системы вентиляции и адсорбера я уже выкладывал, а кто не видел — вашему вниманию.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем чистых бензобаков и исправной вентиляции!
P.S.: Спасибо за лайки и подписку!
Данная статья публикуется мной исключительно на канале OVER 9000 Яндекс.Дзен.
avtoidei.ru
Едва ли не у каждого автолюбителя случалась такая неприятность, как потеря или поломка пробки от бензобака. У моего товарища пробка исчезла после помощи заправщика на придорожной бензозаправке. Сразу не заметил, а когда в салон потянуло бензином, было уже поздно. Весь бок машины представлял собой пыльное бензиновое пятно, избавиться от которого можно только на хорошей мойке.
Не велика потеря, — скажет кто-то! И, окажется неправ! Потеря-то может и не велика, да без пробки далеко не уедешь. На ухабах топливо в баке плещется и стремится излиться из заправочной горловины бака. А ехать на облитой бензином машине – согласитесь, не безопасно.
Купить «родную» пробку не всегда просто и быстро даже в родном городе, у дилеров, не говоря уже о трассе или в путешествии. А заткнуть бак наглухо — нельзя: при уменьшении объема топлива воздух должен свободно поступать в освободившееся пространство. Иначе создастся разряжение, чреватое разными неприятностями.
Пробка Universal Emergency Fuel Car, которую я всегда вожу с собой, куплена на www.pleer.ru
Её изобретателям нужно сказать спасибо! Мало того, что эта пробка имеет воздушный вентиляционный канал и резиновый уплотнитель. Так она еще и универсальная! За счет специальной пружинящей «турбины» из желтого бензо-маслостойкого пластика, пробка «цепляется» за горловину любого топливного бака и плотно фиксируется в ней!
На части универсальной пробки, остающейся снаружи бензобака, имеются ребра противоскольжения для удобства пользования.
Но, что радует меня больше всего – это то, что авто-девайс стоит недорого и места занимает мало. А при случае, его всегда можно подарить другу на день рождения, если забыл и не купил другой сувенир!
clusterwin.livejournal.com
Изобретение относится к машиностроению, в частности к пробкам-крышкам, предназначенным для закрывания и герметизации заливной горловины топливного бака автомобиля. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля содержит крышку с выступающей частью, образующей рукоятку, и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом элементы ограничения момента заворачивания, прокладку. Выполнение пробки в представленных в изобретении вариантах, обеспечивает создание простого и удобного в эксплуатации устройства, обеспечивающего герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля, ограничение выбросов паров топлива из топливного бака автомобиля в атмосферу, поддержание в топливном баке рабочего давления на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С, упрощение изготовления и сборки устройства, повышение надежности его функционирования. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 4 ил.
Предлагаемая группа изобретений относится к машиностроению, в частности к системам питания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля, в частности к пробкам-крышкам, предназначенным для закрывания и герметизации заливной горловины топливного бака автомобиля, а также для регулирования в топливном баке давления на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С.
Разработка пробок-крышек для заливной горловины топливного бака автомобиля в последние десятилетия ведется интенсивно. Предложено большое количество различных устройств (см., например US 4765505 A, US 3985260, RU 2046041 C1 и др.).
Так, например, известна крышка горловины топливного бака автомобиля по авторскому свидетельству №208456, в теле которой выполнены отверстия и установлены клапаны для сообщения бака с атмосферой, а на внутренней стороне закреплен цилиндрический корпус с запорным клапаном, перемещаемым потоком выплескивающегося топлива и перекрывающим отверстие, сообщающее бак с атмосферой, при этом запорный клапан выполнен в виде охватывающего корпус стакана с наружным кольцевым выступом, дно которого соединено с подпружиненным полым держателем с отверстиями в стенках, опирающимся на внутренние выступы корпуса, причем в стенках корпуса и стакана выполнены отверстия, перекрываемые соответственно стенкой стакана и корпуса при перемещении запорного клапана.
Описанное устройство является достаточно сложным в изготовлении и эксплуатации. Кроме этого, конструкция направлена на повышение надежности срабатывания запорного клапана и не предусматривает возможности использования простого и герметичного соединения корпуса крышки с заливной горловиной.
Известна крышка заливной горловины топливного бака, защищенная патентом Ru С2 2179117, которая содержит корпус с резьбовым наконечником для вкручивания в заливную горловину и размещенную на названном наконечнике между его резьбовым участком и опорным торцом корпуса кольцевую прокладку с радиальным разрезом из эластичного материала, при этом прокладка выполнена полой, в упомянутой полости размещен упругий, деформируемый в осевом направлении и обладающий памятью формы кольцевой элемент; упругий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины; между внутренними стенками полости прокладки и упругим элементом размещены опорные кольца, расположенные симметрично плоскости, нормальной к оси наконечника, и поперечное сечение которых в основном повторяет форму внутренних стенок полости прокладки; упругий элемент по периметру снабжен центрирующими выступами, направленными в сторону его оси; минимальная величина деформации «S» прокладки, при которой сохраняется беззазорное соединение крышки и заливной горловины, составляет m/2, где m — шаг резьбы наконечника.
Конструкция известного устройства направлена на повышение надежности герметизации соединения пробки с заливной горловиной топливного бака и не предусматривает возможности его использования для регулирования давления в топливном баке на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С.
Наиболее близким к предлагаемой группе изобретений является пробка топливного бака, защищенная патентом Ru С2 2214333, которая содержит корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения, устройство ограничения момента затяжки и прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, при этом между крышкой и корпусом установлен фиксатор, выполненный в виде подпружиненной в осевом направлении пластины, расположенной в пазу рукоятки крышки с возможностью передачи крутящего момента от крышки корпусу и возможностью стопорения фиксатора стопорящими элементами, расположенными на боковых поверхностях рукоятки, путем воздействия сжимающего усилия пальцев руки, при этом на нижнем торце пластины выполнены два радиально расположенных выступа, входящих в зацепление с храповым диском устройства ограничения момента затяжки, причем контактные площадки выступов и диска в направлении вывинчивания пробки выполнены наклоненными к вертикали с возможностью создания осевой составляющей от окружной силы, приложенной к ободу крышки, превосходящей усилие пружины; при этом пружина выполнена за одно целое с пластиной, а угол наклона контактных площадок к вертикали в направлении вывинчивания пробки лежит в пределах 30…60°; элементы стопорения выполнены в виде подвижных участков боковых поверхностей рукоятки, имеющих с внутренней стороны выступы, запирающие фиксатор в рабочем положении при силовом воздействии пальцев руки на эти участки.
В задачу изобретения по 1 варианту положено создание простого и удобного в эксплуатации устройства, обеспечивающего герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля, ограничение выбросов паров топлива из топливного бака автомобиля в атмосферу, поддержание в топливном баке рабочего давления на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С, упрощение изготовления и сборки устройства, повышение надежности его функционирования.
В задачу изобретения по 2 варианту положено создание простого и удобного в эксплуатации устройства, обеспечивающего герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля, сброс паров топлива при превышении давления в топливном баке установленного значения на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С, упрощение изготовления и сборки устройства, повышение надежности его функционирования.
Достижение всех поставленных в задачу эффектов и составляет новый технический результат предлагаемого изобретения.
Поставленная задача в устройстве по 1 варианту достигается тем, что в пробке заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащей крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, состоящее из клапана воздушного (впускного), клапана парового (выпускного), втулки, тарелки, пружины малой, пружины, при этом клапан воздушный (впускной) установлен на пружину малую, которая установлена на нижнюю ступень ступенчатого отверстия, клапан паровой (выпускной) установлен на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия и соединен с втулкой, тарелка установлена в круговой канавке выступов внутри корпуса и закреплена с помощью фиксирующих элементов, пружина установлена между втулкой и тарелкой; крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения; защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом; клапан воздушный (впускной) содержит плоское круглое основание с выступами по наружному контуру и центральный выступ; клапан паровой (выпускной) содержит круглое плоское основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ, центральный выступ, в верхней части которого выполнено расширение, сквозное коническое отверстие; втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, цилиндрическую боковую поверхность; клапан паровой (выпускной) соединен с втулкой путем установки центрального выступа с расширением в верхней части клапана парового (выпускного) в отверстии втулки; крышку, корпус, втулку изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
Поставленная задача в устройстве по 2 варианту достигается тем, что в пробке заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащей крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, включающее прокладку, втулку, шайбу, пружину, тарелку, при этом прокладка соединена с втулкой и шайбой и установлена на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия внутри корпуса, шайба установлена во втулку, тарелка установлена в круговой канавке выступов, пружина установлена между шайбой и тарелкой; крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения; защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом; прокладка содержит плоское круглое основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиальный выступ, центральный выступ с расширением в верхней части; втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, боковую цилиндрическую поверхность; шайба содержит плоское донышко со ступенчатым отверстием в центре, буртик-прокладка соединена с втулкой и шайбой путем установки центрального выступа с расширением прокладки в отверстия втулки и шайбы; шайба установлена во втулку таким образом, что шайба расположена между боковой цилиндрической поверхностью на донышке втулки; пружина установлена между шайбой и тарелкой таким образом, что с одной стороны она расположена на буртике шайбы и опорной поверхностью тарелки с другой стороны; крышку, корпус, втулку, шайбу изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
На фиг.1 приведен чертеж пробки заливной горловины топливного бака автомобиля по 1 варианту.
На фиг.2 приведен чертеж пробки заливной горловины топливного бака автомобиля по 2 варианту.
На фиг.3 приведен чертеж крышки пробки заливной горловины топливного бака автомобиля.
На фиг.4 приведен чертеж корпуса пробки заливной горловины топливного бака автомобиля.
Конструктивно предлагаемая пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по 1 варианту на фиг.1, 3, 4 содержит: крышку 1 с боковой цилиндрической поверхностью 2, с рукояткой для вращения 3 в виде полой выступающей части на внешней верхней поверхности, с выступами 4 на верхней внутренней поверхности, с защелкивающимся элементом соединения 5 на внутренней боковой поверхности, корпус 6 с фланцем 7, в котором выполнены сквозные пазы 8 и упругие элементы 9 с выступами 10, с кольцевым буртиком 11 и с резьбой 12 на внешней поверхности, со ступенчатой частью 13 со ступенчатым отверстием 14 внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ 15, с ребрами жесткости 16 и с выступами 17 внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка 18 и фиксирующие элементы 19, прокладку 20 в виде уплотнительного кольца, клапанное устройство, состоящее из клапана воздушного (впускного) 21, клапана парового (выпускного) 22, втулки 23, тарелки 24, пружины малой 25 и пружины 26.
Клапан воздушный (впускной) 21 содержит: плоское круглое основание 27 с выступами 28 по наружному контуру, центральный выступ 29.
Клапан паровой (выпускной) 22 содержит: круглое плоское основание 30 с пазами 31 по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ 32, центральный выступ 33 с расширением 34 в верхней части, сквозное коническое отверстие 35.
Втулка 23 содержит: плоское донышко 36 с отверстием 37 в центре, цилиндрическую боковую поверхность 38.
Тарелка 24 выполнена в виде круглой полой детали с опорной поверхностью 39.
Крышка 1 и корпус 6 соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения 5.
Защелкивающийся элемент соединения 5 выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
Выступы 4 на верхней внутренней поверхности крышки 1 и упругие элементы 9 с выступами 10 на фланце 7 корпуса 6 образуют элементы ограничения момента заворачивания.
Клапан воздушный (впускной) 21 установлен на пружину малую 25, которая установлена на нижнюю ступень ступенчатого отверстия 14 и прижимает клапан воздушный (впускной) 21 к клапану паровому (выпускному) 22.
Клапан паровой (выпускной) 22 установлен на кольцевой радиусный выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, и соединен с втулкой 23.
Клапан паровой (выпускной) 22 соединен с втулкой 23 посредством установки центрального выступа 33 клапана парового (выпускного) 22 в отверстии 37 втулки 23 и закреплен за счет расширения 34 в верхней части центрального выступа 33.
Тарелка 24 установлена в круговой канавке 18 выступов 17 и закреплена с помощью фиксирующих элементов 19.
Пружина 26 установлена между втулкой 23 и тарелкой 24 таким образом, что с одной стороны она расположена внутри втулки 23 между ее цилиндрической боковой поверхностью 38 и опирается на плоское донышко 36, с другой стороны опирается на опорную поверхность 39 тарелки 24.
Конструктивно предлагаемая пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по 2 варианту на фиг.2-4 содержит: крышку 1 с боковой цилиндрической поверхностью 2, с рукояткой для вращения 3 в виде полой выступающей части на внешней верхней поверхности, с выступами 4 на верхней внутренней поверхности, с защелкивающимся элементом соединения 5 на внутренней боковой поверхности, корпус 6 с фланцем 7, в котором выполнены сквозные пазы 8 и упругие элементы 9 с выступами 10, с кольцевым буртиком 11 и с резьбой 12 на внешней поверхности, со ступенчатой частью 13 со ступенчатым отверстием 14 внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ 15, с ребрами жесткости 16 и с выступами 17 внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка 18 и фиксирующие элементы 19, прокладку 20 в виде уплотнительного кольца, клапанное устройство, которое включает прокладку 21, втулку 22, шайбу 23, тарелку 24, пружину 25.
Прокладка 21 содержит: плоское круглое основание 26 с пазами 27 по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ 28, центральный выступ 29 с расширением 30 в верхней части.
Втулка 22 содержит: плоское донышко 31 с отверстием 32 в центре, боковую цилиндрическую поверхность 33.
Шайба 23 содержит: плоское донышко 34 со ступенчатым отверстием 35 в центре, буртик 36.
Тарелка 24 выполнена в виде круглой полой детали с опорной поверхностью 37.
Крышка 1 и корпус 6 соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения 5.
Защелкивающийся элемент соединения 5 выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
Выступы 4 на верхней внутренней поверхности крышки 1 и упругие элементы 9 с выступами 10 на фланце 7 корпуса 6 образуют элементы ограничения момента заворачивания.
Прокладка 21 соединена с втулкой 22 и шайбой 23 за счет установки центрального выступа 29 с расширением 30 прокладки 21 в отверстиях 32, 35 втулки 22 и шайбы 23 и установлена на выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14.
Шайба 23 установлена во втулку 22 таким образом, что шайба 23 расположена между боковой цилиндрической поверхностью 33 на донышке 31 втулки 24.
Тарелка 24 установлена в круговой канавке 18 выступов 17 и закреплена там с помощью фиксирующих элементов 19.
Пружина 25 с одной стороны установлена на буртике 35 шайбы, с другой стороны упирается в опорную поверхность 37 тарелки 24.
Пружина 25 прижимает прокладку 21 с втулкой 22 и шайбой 23 к выступу 15.
Предпочтительным материалом для изготовления крышки 1, корпуса 6, втулки 23, втулки 22 (по 2 варианту), шайбы 23 является, например, полиамид марки ПА 6-210/310.
Предпочтительным материалом для изготовления клапана воздушного (впускного) 21, клапана парового (выпускного) 22, прокладки 21 (по 2 варианту) является, например, резиновая смесь 7-8470.
Предпочтительным материалом для изготовления пружины малой 25 является, например, бронзовая проволока.
Предпочтительным материалом для изготовления пружины 26 и пружины 25 (по 2 варианту) является, например, стальная углеродистая пружинная проволока.
Параметры и размеры пружины малой 25 подбирают и рассчитывают с условием того, что усилие пружины малой 25 должно обеспечивать открытие клапана воздушного (впускного) 21 при разрежении 1 кПа.
Параметры и размеры пружины 26 подбирают и рассчитывают с условием того, что усилие пружины 26 должно обеспечивать открытие клапана парового (выпускного) 22 под давлением 6 или 10 кПа.
Параметры и размеры пружины 25 (по 2 варианту) подбирают и рассчитывают с условием того, что усилие пружины 25 должно обеспечивать открытие клапана при давлении на входе не менее 10 кПа и не более 18 кПа.
Сборку предлагаемого изобретения по 1 варианту осуществляют следующим образом.
Из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах, изготавливают детали пробки заливной горловины топливного бака автомобиля: крышку 1, корпус 6, втулку 23. Тарелку 24 изготавливают холодной штамповкой из листовой стали с нанесением на деталь металлического покрытия. Из резиновой смеси методом прямого прессования на пресс-формах, эксплуатируемых на гидравлических прессах, изготавливают клапан воздушный (впускной) 21 и клапан паровой (выпускной) 22.
Собирают клапанное устройство. Для этого втулку 23 соединяют с клапаном паровым (выпускным) 22, вставляя центральный выступ 33 с расширением 34 в верхней части клапана парового (выпускного) 22 в отверстие 37 втулки 23. Устанавливают пружину малую 25 на нижнюю ступень ступенчатого отверстия 14 корпуса 6, на нее устанавливают клапан воздушный (впускной) 21. На кольцевой выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, внутри корпуса 6 устанавливают клапан паровой (выпускной) 22 в сборе с втулкой 23. Устанавливают пружину 26 на плоское донышко 36 внутри втулки 23 между боковых цилиндрических поверхностей. Сверху устанавливают тарелку 24 в круговой канавке 18 выступов 17 с фиксирующими элементами 19. Соединяют корпус 6 в сборе с клапанным устройством с прокладкой 20 так, чтобы она была прижата к кольцевому буртику 11 корпуса 6. Соединяют корпус 6 с крышкой 1 с помощью защелкивающегося элемента соединения 5.
Предлагаемое изобретение по 1 варианту работает следующим образом.
При вращении крышки 1 по часовой стрелке происходит ввинчивание пробки в заливную горловину. При этом момент вращения передается корпусу 6 через выступы 4 крышки 1, которые взаимодействуют с выступами 10 на упругих элементах 9 корпуса 6.
Заданного момента заворачивания пробки в заливную горловину достигают после трех щелчков, которые означают, что выступы 10 на упругих элементах 9 корпуса 6 перескакивают через выступы 4 в крышке 1.
При рабочем давлении в топливном баке клапан паровой (выпускной) 22 с втулкой 23 прижаты пружиной 26 к кольцевому выступу 15, выполненному по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, герметично перекрывая ступенчатое отверстие 14 корпуса 6. Клапан воздушный (впускной) 21 пружиной малой 25 герметично прижат к клапану паровому (выпускному) 22.
При избыточном давлении в топливном баке клапан паровой (выпускной) 22 открывается и выпускает пары топлива.
Под действием насыщенных паров топлива пружина 26 сжимается и отжимает клапан паровой (выпускной) 22 с втулкой 23 от кольцевого выступа 15, выполненного по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, открывая ступенчатое отверстие 14 корпуса 6. При этом пары топлива через ступенчатое отверстие 14, пазы 31 клапана парового (выпускного) 22 поступают в полость Б корпуса 6 и далее через сквозные пазы 8 фланца 7 корпуса 6 выбрасываются в атмосферу.
При разрежении в топливном баке клапан воздушный (впускной) 21 открывается и впускает воздух в топливный бак по мере понижения уровня топлива и его расходования.
Под действием разрежения атмосферный воздух, поступающий в полость Б через сквозные пазы 8 фланца 7 корпуса 6, преодолевает усилие пружины малой 25 и отжимает клапан воздушный (впускной) 21 от клапана парового (выпускного) 22, проходит через сквозное коническое отверстие 35 центрального выступа 33 клапана парового (выпускного) 22, через образовавшийся зазор между клапанами 21, 22, через зазоры между клапаном воздушным (впускным) 21 и корпусом 6, через ступенчатое отверстие 14 в топливный бак.
Сборку предлагаемого изобретения по 2 варианту осуществляют следующим образом.
Из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах, изготавливают детали пробки заливной горловины топливного бака автомобиля: крышку 1, корпус 6, втулку 22, шайбу 23. Тарелку 24 изготавливают холодной штамповкой из листовой стали с нанесением на деталь металлического покрытия. Из резиновой смеси методом прямого прессования на пресс-формах, эксплуатируемых на гидравлических прессах, изготавливают прокладку 21.
Собирают клапанное устройство. Для этого соединяют втулку 22 с прокладкой 21, вставляя центральный выступ 29 с расширением 30 в верхней части прокладки 21 в отверстие 32 втулки 22, и устанавливают на кольцевой радиусный выступ 15, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия 14, внутри корпуса 6. Устанавливают шайбу 23 внутри втулки 22. Пружину 25 устанавливают на буртик 36 шайбы 23 между боковых цилиндрических поверхностей втулки 22. Сверху устанавливают тарелку 24 в круговой канавке 18 выступов 17 с фиксирующими элементами 19. Соединяют корпус 6 в сборе с клапанным устройством с прокладкой 20 так, чтобы она была прижата к кольцевому буртику 11 корпуса 6. Соединяют корпус 6 с крышкой 1 с помощью защелкивающегося элемента соединения 5.
Предлагаемое изобретение по 2 варианту работает следующим образом.
При вращении крышки 1 по часовой стрелке происходит ввинчивание пробки в заливную горловину. При этом момент вращения передается корпусу 6 через выступы 4 крышки 1, которые взаимодействуют с выступами 10 на упругих элементах 9 корпуса 6.
Заданного момента заворачивания пробки в заливную горловину достигают после трех щелчков, которые означают, что выступы 10 на упругих элементах 9 корпуса 6 перескакивают через выступы 4 в крышке 1.
При допустимом давлении в топливном баке прокладка 21 с втулкой 22 и шайбой 23 находятся в нижнем положении, герметично перекрывая ступенчатое отверстие 14 в корпусе 6. Когда давление в топливном баке возрастает настолько, что преодолевает усилие пружины 25, прокладка 21 с втулкой 22 и шайбой 23 перемещается вверх, открывая ступенчатое отверстие 14, пары топлива через ступенчатое отверстие 14 корпуса 6, пазы 27 прокладки 21 поступают в полость Б и далее через сквозные пазы 8 фланца 7 корпуса 6 выбрасываются в атмосферу.
Предлагаемая конструкция устройства и используемая для ее изготовления технология значительно упрощают производство и сборку, при этом повышают надежность функционирования.
Выполнение элементов ограничения момента заворачивания пробки в заливную горловину топливного бака в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса обеспечивает простое и герметичное соединение пробки с заливной горловиной топливного бака автомобиля.
Наличие клапанных устройств в конструкции пробки заливной горловины топливного бака автомобиля по 1 и 2 вариантам обеспечивает возможность регулирования давления в топливном баке на автомобилях, эксплуатируемых в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от -45 до +50°С.
Конструкция клапанного устройства по 1 варианту обеспечивает сброс паров топлива при превышении давления в топливном баке установленного значения.
Конструкция клапанного устройства по 2 варианту обеспечивает ограничение выбросов паров топлива из топливного бака автомобиля в атмосферу, поддержание в топливном баке рабочего давления.
В целом устройство просто в изготовлении и эксплуатации, надежно и удобно.
1. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащая крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом, элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, отличающаяся тем, что крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, состоящее из клапана воздушного (впускного), клапана парового (выпускного), втулки, тарелки, пружины малой, пружины, при этом клапан воздушный (впускной) установлен на пружину малую, которая установлена на нижнюю ступень ступенчатого отверстия, клапан паровой (выпускной) установлен на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия и соединен с втулкой, тарелка установлена в круговой канавке выступов внутри корпуса и закреплена с помощью фиксирующих элементов, пружина установлена между втулкой и тарелкой.
2. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения.
3. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
4. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что клапан воздушный (впускной) содержит плоское круглое основание с выступами по наружному контуру и центральный выступ.
5. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что клапан паровой (выпускной) содержит круглое плоское основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиусный выступ, центральный выступ, в верхней части которого выполнено расширение, сквозное коническое отверстие.
6. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, цилиндрическую боковую поверхность.
7. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что клапан паровой (выпускной) соединен с втулкой путем установки центрального выступа с расширением в верхней части клапана парового (выпускного) в отверстии втулки.
8. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что крышку, корпус, втулку, изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на прессформах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
9. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля, содержащая крышку с выступающей частью, образующей рукоятку для вращения и корпус с резьбой для ввинчивания в заливную горловину, соединенные друг с другом, элементы ограничения момента заворачивания, прокладку, уплотняющую пробку в заливной горловине, отличающаяся тем, что крышка выполнена с выступами на верхней внутренней поверхности и с защелкивающимся элементом соединения на внутренней боковой поверхности, корпус выполнен с фланцем, в котором выполнены сквозные пазы и упругие элементы с выступами, с кольцевым буртиком и с резьбой на внешней боковой поверхности, со ступенчатой частью со ступенчатым отверстием внутри, по верхнему контуру которого выполнен кольцевой радиусный выступ, с ребрами жесткости и с выступами внутри, в верхней части которых выполнена круговая канавка и фиксирующие элементы, прокладка выполнена в виде уплотнительного кольца, при этом элементы ограничения момента заворачивания выполнены в виде выступов на верхней внутренней поверхности крышки и упругих элементов с выступами на фланце корпуса, дополнительно устройство содержит клапанное устройство, включающее прокладку, втулку, шайбу, пружину, тарелку, при этом прокладка соединена с втулкой и шайбой и установлена на кольцевой радиусный выступ, выполненный по верхнему контуру ступенчатого отверстия внутри корпуса, шайба установлена во втулку, тарелка установлена в круговой канавке выступов, пружина установлена между шайбой и тарелкой.
10. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что крышка и корпус соединены друг с другом посредством защелкивающегося элемента соединения.
11. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что защелкивающийся элемент соединения выполнен в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом.
12. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что прокладка содержит плоское круглое основание с пазами по наружному контуру, кольцевой радиальный выступ, центральный выступ с расширением в верхней части.
13. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что втулка содержит плоское донышко с отверстием в центре, боковую цилиндрическую поверхность.
14. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что шайба содержит плоское донышко со ступенчатым отверстием в центре, буртик.
15. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что прокладка соединена с втулкой и шайбой путем установки центрального выступа с расширением прокладки в отверстия втулки и шайбы.
16. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что шайба установлена во втулку, таким образом, что шайба расположена между боковой цилиндрической поверхностью на донышке втулки.
17. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что пружина установлена между шайбой и тарелкой таким образом, что с одной стороны она расположена на буртике шайбы, и опорной поверхностью тарелки с другой стороны.
18. Пробка заливной горловины топливного бака автомобиля по п.9, отличающаяся тем, что крышку, корпус, втулку, шайбу изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на пресс-формах, эксплуатируемых на термопластавтоматах.
findpatent.ru
Пробка топливного бака автомобиля Лада-Приора имеет встроенный клапан, который предохраняет бак от избыточного или, наоборот, пониженного давления. Такие перепады возникают при эксплуатации в зимнее холодное время или в летнюю жару. Бензонасос также создает разрежение в баке в процессе работы. Производитель рекомендует применение штатных пробок с клапанами, утверждая, что возможны сбои в работе двигателя при использовании пробок без клапанов. Клапан срабатывает при достижении определенных границ давления. В другое время в баке будет, вероятнее всего, давление, которое будет отличаться от внешнего, пусть и незначительно. Это создает эффект сравнивания давления при открытии пробки с характерным шипящим звуком. Отсутствие шипящего звука говорит о негерметичном закрытии бака, что приводит к испарению топлива и присадок, запаху бензина рядом с машиной и в салоне.
Штатная пробка 21103-1103010-02 продержалась чуть больше года после приобретения автомобиля, затем появились описанные выше симптомы — запах и отсутствие «пшика». Исследование пробки показало повреждение уплотнительной резинки. На замену была приобретена пробка с таким же номером в ближайшем автомагазине. На нижней части пробки был номер и аббревиатура «СФД».
Либо качество изготовления пробки было плохим, либо мне попалась контрафактная запчасть, но через месяц резинка была опять в плачевном состоянии.

В очередное посещение авторынка было запланировано приобретение новой пробки с одновременным изучением ассортимента. Критерии выбора были такими:
После долгих поисков была найдена пробка с таким же кодом (21103-1103010-02), которая удовлетворила моим требованиям. К сожалению производитель пробки неизвестен — буду благодарен, если кто-нибудь сообщит. Резиновый уплотнитель плотный и имеет принципиальные отличия от предыдущей пробки.

Пробка была успешно установлена на свое законное место. Общие впечатления от нее только положительные — качественно сделана, поводок не мешает закрытию-открытию, запаха бензина нет.
enginestart.info