11.02.2017, Просмотров: 1723
Неисправность ДМРВ часто встречается в практике авторемонта. Даже диагностические устройства не всегда определяют корректность работы ДМРВ, особенно для автомобилей в возрасте более 15 лет. Между тем, показания этого датчика очень важны для формирования правильного отношения кислород-бензин (кислород-дизтопливо) в горючей смеси.
До 90-х в автомобилях использовались датчики лопаточно-поворотного типа. То есть в поток впускного воздуха встраивалась поворотная лопасть, закрепленная на подпружиненной оси. На этой же оси закреплялось переменный резистор. При возрастании потребления воздуха, лопатка отклонялась больше, сопротивление изменялось. Эти данные передавались в блок управления двигателя. Такие датчики были очень ненадежны. Опытные автолюбители помнят, сколько хлопот доставляли расходомеры (ДМРВ) бензиновых двигателей. Они постоянно засорялись, зона движка переменного резистора изнашивалась.
Одно время использовались датчики давления. Действительно, при увеличении скорости движения воздуха в патрубке создается разряжение. Если поставить датчик давления мембранного типа, он будет сообщать данные об объемном потреблении двигателем воздуха. Эти данные не полностью отражают массовое содержание воздуха. Чем больше температура воздуха, тем меньше его плотность, следовательно, и масса в определенном объеме. Для формирования правильной смеси воздух-топливо важна именно массовая пропорция.
С 90-х годов в системах управления двигателями автомобилей стали устанавливать анемометрические датчики массового расхода воздуха.
Принцип работы датчиков анемометрического типа прост. Известно, что движущийся холодный воздух охлаждает обдуваемые предметы тем больше, чем больше скорость воздушного потока. Для того, чтобы это проверить, достаточно подуть на палец с разной интенсивностью. Чем сильнее дуть, тем будет холоднее. В датчик массового расхода воздуха устанавливается тугоплавкая нить, через которую пропускается электрический ток. При протекании определенного тока нить нагревается, при этом увеличивается и ее сопротивление, опять же по законам физики (температурный коэффициент сопротивления). При увеличении воздушного потока (открытие заслонки при нажатии педали акселератора) нить начинает сильнее охлаждаться. Для поддержания постоянной температуры блок управления двигателя формирует больший ток, протекающий через нить. Таким образом, по величине тока можно определить массовый расход воздуха.
Иногда вместо тонкой нити устанавливают очень тонкие пластины, в качестве материала пластин иногда используют платину, именно поэтому оригинальные ДМРВ, как правило, очень дорогие. Китайские производители иногда экономят на дорогих материалах, применяют технологии напыления. Такие датчики быстро выходят из строя, причем диагностика, как правило не находит ошибок. Нить (пластина) остается целой, просто выгорает напыление. Особенно часто такое встречается, когда блок управления при глушении двигателя включает режим «прокала» (нагревание нити до высокой температуры с целью самоочищения).
Наиболее частое место размещения ДМРВ — между фильтром и впускным коллектором в воздушном патрубке. Именно через него в автомобиль поступает воздух, прошедший очистку в воздушном фильтре. В датчик массового расхода топлива иногда встраивают датчик температуры воздуха.
Неисправность и некорректная работа датчика есть немного разные понятия. Неисправность – это обрыв нити или повреждение электронной схемы ДМРВ, которая может регистрировать система диагностики. Если же нить (пластина) не перегорела (отгнила, разорвалась вследствие других воздействий), системы диагностики могут и не определить ошибку. Вместе с тем при попадании на датчик грязи, пыли, масляных жидкостей, коррозии провода нити, износу напыляющегося на нить покрытия сопротивление нити в накаленном состоянии изменяется. Донные о массовом расходе воздуха, формируемые датчиком, будут неправильные. Горючая смесь, поступающая в двигатель, не будет иметь оптимальную пропорцию. Основные признаки неработоспособности ДМРВ:
При наличии перечисленных признаков нестабильной работы двигателя необходимо проверить исправность ДМРВ, что не совсем просто и однозначно.
Последовательность проверки:
Почистить, конечно, можно. Но только не ветошью. Необходимо погрузить датчик в неагрессивный растворитель (или специальное средство для промывки карбюраторов), подержать полчаса, далее просушить, можно обычным бытовым феном. Нельзя протирать!
Как правило, чистка не дает эффекта, хотя, если на датчике есть явный масляный налет, возможно поможет.
Датчик прослужит дольше, если:
• своевременно менять воздушный фильтр, следить за состоянием патрубков и хомутов, не допускать в них проникновение пыли;
• ни в коем случае не снимать воздушный фильтр при рабочем двигателе;
• избегать попадания эфиросодержащего спрея «быстрый запуск» на ДМРВ.
autoburum.com
ДМРВ — это такое устройство, которое определяет качество топливовоздушной смеси в автомобиле. Поломка датчика приведет к некорректной работе ДВС.
Содержание
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
Расшифровка аббревиатуры ДМРВ — датчик массового расхода воздуха.
ДМРВ — это контроллер распределения, предназначенный для предупреждения электронного модуля мотора об объеме воздушного потока, в определенный момент поступающего в камеры сгорания. Эти данные необходимы для эффективного функционирования инжекторных двигателей, поскольку в карбюраторных агрегатах данную функцию выполняет непосредственно карбюратор. Воздушный поток в авто всасывается в цилиндры посредством разрежения, а топливо впрыскивается форсунками.
Подача бензина всегда идет определенными объемами. Эту функцию выполняет система электроники в соответствии с информацией, полученной от контроллеров. Объем дозы горючего определяется положением коленчатого вала, датчика скорости его вращения. Также на это влияет расположение дроссельной заслонки и количество воздушного потока, поступающего в цилиндры ДВС. Контроллер массового расхода воздуха дает возможность микропроцессорному модулю сбалансировать топливовоздушную смесь и обеспечить качественное функционирование ДВС.
Конструктивные компоненты регулятора
ДМРВ, который влияет на работу силового агрегата, состоит из следующих элементов:
В современных моделях транспортных средств данный регулятор дополнительно оснащается корректирующими температурными контроллерами. Также устройство может быть дополнено атмосферным датчиком воздуха. В соответствии с показаниями этих регуляторов обеспечивается возможность управления углом опережения зажигания. Слаженное функционирование датчиков обеспечивает более экономную работу ДВС.
Датчик располагается во впускном тракте двигателя, обычно сразу после корпуса воздушного фильтрующего устройства. К примеру, в автомобилях ВАЗ после контроллера идет толстый шланг или гофрированная магистраль. Но независимо от модели авто, расходомер расположен возле фильтра.
При отключении контроллера микропроцессорный модуль автоматически перейдет в аварийный режим функционирования. Количество воздуха и топлива для образования горючей смеси будет формироваться в соответствии с положением заслонки дроссельного узла. Это приведет к росту объема потребления топлива. Коленвал будет функционировать на повышенных оборотах, не менее 1500 в минуту.
Допускается использование машины при отключенном ДМРВ, но из-за этого увеличится расход горючего и загрязнение двигателя.
Действие контроллера зависит от его разновидности, сегодня различают три типа устройств:
Проволочный тип расходомера
Ранее этот тип устройств повсеместно устанавливался на все транспортные средства российского производства. Его особенность заключается в использовании дополнительных элементов в конструкции.
Речь идет о:
Принцип действия такого механизма основан на термоанемометрическом методе. Здесь терморезисторный элемент нагревается посредством тока, который через него идет, поэтому он монтируется в месте, где проходит поток воздуха. В результате его воздействия происходит изменение теплоотдачи, а также величины сопротивления. Это дает возможность определить необходимый объем воздуха в соответствии со специальной формулой Кинга.
Когда скорость потока через устройство приближается к нулю, происходит нагрев проволочного сопротивления до соответствующей температуры. Это позволяет мосту удерживаться в определенном состоянии. При усилении потока воздуха терморезисторный элемент охлаждается, из-за чего меняется величина внутреннего сопротивления. Соответственно, в мостовой схеме происходит нарушение равновесия. Это приводит к образованию тока на выходе усилительного устройства, который частично проходит через термокомпенсатор.
Данный процесс дает возможность расчета необходимого объема воздушной смеси с учетом проходящего напряжения через мост. Для того чтобы импульс воспринимался микропроцессорным модулем, он преобразовывается в цифровой сигнал либо аналоговый. В первом случае ЭБУ определяет расход в соответствии с частотой напряжения на выходе, а во втором — по уровню этого параметра.
ДМРВ проволочного типа характеризуются одним минусом — при их работе имеется высокая температурная погрешность.
Поэтому датчики комплектуются дополнительными терморезисторами. При функционировании на проволочных контроллерах собирается пыль и грязь. Для их удаления регулятор периодически нагревается до критически высоких температур, это происходит после выключения силового агрегата.
Расходомер воздуха пленочного типа
Принцип действия у таких устройств аналогичен с проволочными контроллерами. Но основное различие состоит в конструкции. Вместо проволоки из платины применяется кремневый металл. Этот материал покрывается платиновым напылением в несколько слоев. Каждый из них используется для выполнения конкретной роли.
В частности, на таких устройствах три слоя платинового напыления:
Сам кристалл монтируется на защитный кожух и устанавливается в специальную магистраль, через нее проходит горючая смесь. Устройство канала выполнено так, чтобы замер температуры производился не только с потока на входе, но и на выходе. Это позволяет обеспечить высокую скорость движения воздуха, но не дает грязи и пыли откладываться внутри самого датчика. При запуске двигателя нагревательный элемент прогревается до максимума. Термоэлемент устройства охлаждается посредством воздушного потока, это позволяет правильно произвести замеры объема смеси.
Исходящий импульс может быть аналоговым и преобразовываться посредством использования АЦП в цифровой. По сравнению с проволочными погрешность пленочных контроллеров составляет примерно 4%. Но популярность этих устройств высокая за счет низкой стоимости и более широкой функциональности микропроцессорных модулей.
Пользователь Иван К рассказал об использовании пленочных расходомеров.
Необходимость проведения диагностики может возникнуть при следующих «симптомах»:
Неисправность контроллера может быть обусловлена следующими причинами:
Пользователь Demoin626 подробно рассказал о возможных причинах сбоев в работе расходомеров.
Проверять работу контроллера можно несколькими способами, для начала выполняется тестирование:
Процедура диагностики может осуществляться с применением мультиметра. Его черный щуп подключается к массе или заземлению, а красный — ко входу сигнала датчика. Подробнее уточнить распиновку можно в технической документации к расходомеру. В паспорте должны указываться и технические параметры, которые потребуются для тестирования.
Мультиметр или вольтметр настраивается в режим измерения в диапазоне двух вольт. Производится активация зажигания и выполняется замер технических параметров. Если в процессе диагностики тестер не показывает значений, надо удостовериться в правильности подключения щупов к заземлению и сигналу устройства.
В результате диагностики могут появиться такие параметры:
Канал «Автоэлектрика ВЧ» подробно рассказал о процедуре выполнения тестирования регулятора расхода воздуха с использованием мультиметра.
Внешний осмотр контроллера расхода воздуха — менее точный вариант, но наиболее простой в плане исполнения.
Для его выполнения надо демонтировать датчик и оценить его состояние. О неисправности устройства сообщат повреждения механического характера, а также наличие жидкости внутри. Если в расходомере есть следы смазки, это свидетельствует о некорректной регулировке системы подачи масла в силовой агрегат. При сильном загрязнении устройства надо выполнить замену воздушного фильтрующего элемента или почистить его. При наличии исправного расходомера можно выполнить его установку вместо имеющегося ДМРВ.
Избавиться от проблем в работе двигателя, если они связаны с расходомером, можно двумя способами — методом смены устройства либо его очистки.
Контроллер меняется так:
Внутренняя часть контроллера может быть покрыта следами масла, при выполнении прочистки надо избавиться от этого слоя. Для осуществления задачи можно использовать очистительное средство карбюратора. Внутри расходомера расположена пленка, на ней имеется несколько датчиков, выполненных в виде проволоки. Они фиксируются на устройстве посредством специальной смолы. Надо взять средство и осторожно побрызгать на чувствительный компонент, чтобы не испортить его.
Затем надо подождать несколько минут, пока жидкость не высохнет. Процедура очистки повторяется столько раз, сколько потребуется для полного удаления загрязнений. Чтобы ускорить этот процесс, можно дополнительно воспользоваться баллоном со сжатым воздухом, он будет использоваться для просушки. При отсутствии очистителя для карбюратора допускается применение других средств, к примеру, спирта. Помимо самого расходомера, надо убрать загрязнения с внутренней поверхности, также удаляется мусор и грязь с патрубка устройства.
Чтобы обойти расходомер, можно вместо него установить диод, это — своего рода обманка. Чтобы данное устройство работало корректно, силовой агрегат машины должен функционировать без перебоев. Если в работе двигателя появятся неисправности, смысла от использования обманки не будет.
Для выполнения задачи потребуется диодный элемент, обладающий просадкой на 0,3 вольта. Суть его установки заключается в том, чтобы обмануть микропроцессорный модуль двигателя. Купить такую деталь можно в любом магазине радиоэлектроники. Устройство будет применяться для отправки с опорных пяти вольт на сигнальные 4,7 В. В результате этого микропроцессорный модуль посчитает, что расходомер фиксирует большой объем потока воздуха.
Загрузка …Меры, которые позволят увеличить ресурс эксплуатации контроллера:
Канал «OMERTA Mario Puzo» рассказал об обмане ЭБУ на примере автомобиля ВАЗ.
autodvig.com
просмотров 29 338
Дорогие друзья в этой статье хочу поговорить о том как проверить датчик массового расхода воздуха и о признаках неисправностей
Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу любого двигателя необходима подача определённого состава воздуха и бензина. Именно в этом случае и используют датчик ДМРВ — датчик массового расхода воздуха. По-другому его ещё называют «расходомер». Он стоит около воздушного фильтра и определяет и корректирует объём воздушной смеси, которая поступает на цилиндры двигателя. Тут можно заметить, что с начала 2000-х годов на автомобили зарубежного производства перестали ставить такие датчики – вместо этого монтируют определитель давления. Произошло это из-за того, что ДМРВ очень нежный прибор и его легко можно вывести из строя: от чрезмерных усилий или просто вследствие протирания тряпкой поверхности датчика. А ремонт датчика очень проблематичен, поэтому в большинстве случаев приходится его полностью заменять.
Как было написано выше, данный прибор необходим для измерения количества (расхода) воздуха, которое поступает в мотор. При этом датчик не занимается измерением объёма воздушных масс, которые проходят сквозь двигатель. Он оценивает массу сжатого воздуха, который поступает за единицу времени. И выдаёт результат в килограммах за секунду. ДМРВ применяют как на двигателях с дизельным топливом, так и на бензиновых моторах.
Существует два типа таких измерителей:
Работа датчика массового расхода воздуха, установленного на автомобили, основана на, всем известном, законе Ома.
Нагретый провод рассчитывает воздушную массу, которая поступила в воздушную систему мотора. Если вкратце, то данный прибор является аналогом анемометра (он измеряет скорость воздушных масс). Контакт будет нагреваться от воздуха, в результате чего будет изменяться его сопротивление. Данный показатель будет увеличиваться по мере возрастания температуры проволоки, измеряющей электрический ток, протекающий по контакту. Если воздух на входе минует прохождение проволоки, то температура её будет падать и, как следствие, напряжение уменьшится. Из чего можно сделать вывод – сопротивление уменьшается, когда уменьшается масса воздуха, которое в настоящий момент поступило внутрь двигателя. Но надо заметить, что у двигателя существует возможность по контролю над всем процессом измерения. После того, как весь процесс закончится, электронная интегрированная система посылает сигнал на датчик приборной панели и в центр управления системой.
В том случае, если плотность воздуха увеличиться (это может произойти из-за повышения плотности воздушных масс или перепада температурных режимов), то объем измеряемого воздуха не будет изменяться. И это, в свою очередь, будет главным показателем, что присутствуют большие воздушные массы, которые превышают стандартный показатель. Данный прибор по своим характеристикам отлично подойдёт для того, чтобы контролировать сгорание бензина. Так как этот процесс будет напрямую зависеть от конкретного воздушного потока, а не от всего количества воздуха в системе двигателя.
Если в работе расходомера обнаружена неисправность, то это в первую очередь, буквально сразу, будет заметно по работе двигателя вашего автомобиля. Основные признаки того, что расходомер вышел из строя будет неустойчивая работа двигателя на холостом ходу (могут снижаться обороты или двигатель может просто заглохнуть). Кроме этого, заметно увеличится расхода топлива, разгон автомобиля заметно станет хуже, двигатель будет трудно «завести» (даже после того как он был недавно «заглушен»), перебойные (заметно высокие или очень низкие) обороты двигателя на холостых оборотах. Ну а главные и наиболее распространенные признаки того, что датчик массового расхода воздуха вышел из строя будет то, что вы вообще не сможете завести двигатель.
Иногда случается и так, что непосредственно сам датчик расхода будет в исправном состоянии, а шланг из гофры, соединяющий датчик с дросселем, будет покрыт трещинами. Если на вашем автомобиле появились проблемы с расходометром, то об этом вам подскажет контролёр, который выдаст на панели приборов ошибку Check Engine. Но в этом случае необходима полная диагностика двигателя, чтобы установить причину неисправности. А это можно сделать только на станции технического обслуживания.
Есть варианты, когда работоспособность этого прибора можно проверить собственными силами, а не прибегать для этого к помощи автомеханика. Во-первых, можно просто выключить расходометр и попробовать завести двигатель автомобиля без него. При этом варианте контроллер перейдёт во внештатный режим работы, и топливная смесь будет подготавливаться в соответствии с дроссельной заслонкой. В этом случае тахометр должен показывать больше 1500 об/мин. Попробуйте поехать на автомобиле небольшое расстояние. Если вы почувствуете, что работа двигателя более уравновешенная, то можно сказать, что датчик массового расхода воздуха находится в исправном состоянии.
Кроме этого можно провести осмотр датчика визуально. Осмотрите внутренние поверхности, как самого датчика, так и присоединенного к нему шланга. Необходимо, чтобы поверхности были сухими, без грязи, влаги и масляных пятен. Так как попадание масла на свехчуствительные элементы прибора могут привести к его неисправности, а оно может попасть на поверхность прибора, если уровень масла стал слишком большим или засорилась система вентиляции
Когда вы начинаете извлекать датчик массового расхода, то не забудьте, что там расположено уплотнительное резиновое кольцо, которое не допускает подсоса воздушных масс извне. Если этого кольца нет или оно застряло в корпусе воздушного фильтра, то сетка расходометра будет покрыта пылью. Это тоже может привести к тому, что срок службы датчика ДМРВ значительно сократиться.
Как проверить датчик массового расхода воздуха? Для этого нет необходимости в специальном оборудовании. Опытный водитель легко определит неисправность в этом датчике на слух.
Какие существуют характерные признаки поломки датчика ДМРВ?
Основная проблема заключается в том, что точно такие же признаки поломки существуют и у прибора по контролю над температурой воздуха, поэтому имеет смысл проверять работу двигателя автомобиля при помощи специальных приборов. Если система функционирует в нормальном режиме, то в том случае стандартная масса воздуха увеличилась или вдруг резко подскочила, то на это сразу отреагирует сигнальный датчик на панели приборов.
Но если вы видите, что приборы не сигнализируют вам о неисправности, а характерная работа двигателя изменилась (и не в лучшую сторону), то необходимо диагностировать двигатель самостоятельно. Ниже приведена пошаговая инструкция, как проверить датчик ДМРВ при помощи мультиметра или АЦП:
Если требуется ремонт датчика ДМРВ или надо его полностью заменить, то следуйте следующему порядку:
Установка нового датчика происходит в обратном порядке, но надо соблюсти некоторые правила: вначале наденьте на прибор уплотнительное кольцо, затем необходимо проверить уплотнительную юбку и установить датчик ДМРВ в корпус воздушного фильтра.
Удачи на дорогах!!!
Проголосуйте, понравилась ли вам статья? Загрузка…remontpeugeot.ru
Современный автомобиль воплощает в себе сгусток инженерной мысли. Каждый агрегат в нем снабжен датчиками, которые считывают информацию и отправляют ее в электронный блок управления. ЭБУ руководит всеми системами авто, обеспечивая тем самым бесперебойную и эффективную его работу.
Датчики контролируют температуру охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, положение дроссельной заслонки, количество подаваемого воздуха в камеры сгорания двигателя и многие другие параметры работающих систем автомобиля. От исправности этих маленьких приборов зависит работоспособность авто.
Среди датчиков, к исправности которых у автомобилистов внимание должно быть пристальным, особое место занимает ДМРВ. Что такое ДМРВ? ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха (в английской терминологии Mass Air Flow Sensor или MAF), предназначение которого состоит в определении количества воздуха, поступающего в двигатель. Он применяется на машинах с впрыском топлива и может использовать вместе с датчиками, определяющими температуру воздуха и атмосферное давление.
На фото датчик массового расхода воздуха. Она всегда находится на выходе воздушного фильтра
Как уже было сказано, главная задача ДМРВ – проинформировать ЭБУ о том, сколько воздуха в данный момент проходит в камеры сгорания силового агрегата автомобиля. Эта информация важна, поскольку в отличие от карбюраторного двигателя, рабочая смесь в котором создается карбюратором, инжекторный двигатель формирует смесь в цилиндрах. Воздух в инжекторе всасывается в цилиндры разрежением, а бензин впрыскивается форсунками.
Каждый впрыск строго дозированный, и подачу порции топлива регулирует электроника на основании информации, полученной от датчиков. Доза топлива зависит от положения коленвала, скорости, с которой он вращается, от положения дросселя, а также от количества воздуха, заходящего в цилиндры. Датчик ДМВР помогает ЭБУ сбалансировать горючую смесь и обеспечить тем самым оптимальную работу двигателя в данных условиях.
Воздух, как компонент горючей смеси, поступает в цилиндры через воздушный фильтр по патрубку. ДМРВ монтируется в корпусе воздушного фильтра и соединяется с патрубком. Соединения герметичны, подсос воздуха недопустим, благодаря этому датчик может точно определять количество воздуха, которое выходит после очистки фильтром, и передавать информацию на блок электроники.
Внутренне устройство ДМРВ, использовавшегося в Ford Windstar
Датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые на автомобили, бывают нескольких типов:
Check engine — может сигнализировать о проблемах с ДМРВ
Корректные данные с ДМРВ обеспечивают двигателю постоянное эффективное смесеобразование, и малейшее отклонение в работе устройства тут же сказывается на мощностных и ходовых качествах мотора. Поломка датчика может привести к невозможности запустить двигатель в работу.
Признаки неисправности ДМРВ на автомобиле могут проявляться в следующих ситуациях:
Эти же проявления могут говорить и о поломке других устройств на машине, поэтому нужно обратиться на СТО и провести обследование состояния датчика.
Отключение датчика массового расхода воздуха
Определить неисправность датчика массового расхода воздуха можно попытаться самостоятельно. Есть несколько способов проведения регламентных работ для этой цели.
Современные расходомеры – это сложные и неподдающиеся ремонту приборы, поэтому устранять самостоятельно поломку в них не получится. Восстановить корректную работу двигателя при поломке ДМРВ можно только его заменой.
Читайте также: Что такое Интеркулер и как он влияет на поступающий воздух.
Установить новый расходомер на место старого можно самостоятельно. Для это нужно:
На последнем этапе ремонта проверяется работа двигателя в различных режимах.
Похожие статьи
В датчике массового расхода воздуха (ДМРВ) находятся температурные датчики и нагревательный резистор. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронный модуль преобразует эту разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера. В разных вариантах систем впрыска топлива могут применятся датчики массового расхода воздуха двух типов. Они отличаются по устройству и по характеру выдаваемого сигнала, который может быть частотный или аналоговый. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота сигнала, а во втором случае — напряжение. Контроллер использует информацию от датчика для определения длительности импульса открытия форсунок.
Очень «боится» воды попавшей при преодолении высокой водной преграды (двигатель засосал часть воды в впускную трубу через датчик). На автомобили ВАЗ устанавливались несколько типов датчиков: GM, BOSCH, SIEMENS и Российский. В настоящее время на конвере ВАЗа устанавливаются два типа датчиков Д037 и Д004. Эти датчики выдают разные параметры на одинаковом расходе воздуха.
Методы проверки ДМРВ ф. «Bosch»
Особой надёжностью эти ДМРВ не отличаются. Вот некоторые способы проверки
не снимая его с машины.
Наиболее это актуально для систем Бош1.5.4 (N) Январь 5.хх, VS-5..
1. Смотрим на напряжение при нулевом расходе воздуха, т.е. зажигание включено,
двигатель не запущен.
Напряжение должно быть 0,996в. Если больше (например, 1,05), то, как следствие у ДМРВ есть проблемы с определением расхода воздуха, и, как правило, чем больше напряжение, тем больше он врёт, хотя не факт.
К сожалению, нормальное напряжение при нулевом расходе воздуха, еще не говорит о
его исправности.
Это всего лишь одна точка проверки.
Как он определяет большие расходы воздуха, сказать точно нельзя….
2. Поэтому нужно посмотреть цикловой расход воздуха, в движении.
Это справедливо для стандартного исправного двигателя.
Обычно жалобы клиента такие: тупит, не едет, при нажатии газа в пол, провалы и нет разгона…
Проверяем так: Смотрим на цикловой расход воздуха при нажатии газа в пол, т.е. ДЗ=100% (в движении).
Например, на 2й или 3й передаче, при 3300-4300об он должен быть ~370-380мг/ц
Для двигателя 2112, максимальное наполнение несколько больше ~420мг/ц
Когда машина тупит из-за ДМРВ, то цикловой расход воздуха обычно не поднимается более ~270мг/ц
2.1. Ещё у ДМРВ бывает большая инерционность на изменение расхода воздуха.
3. Расход воздуха на ХХ. Должен быть: для 8v ~8-10кг/ч, для 16V ~7-8кг/ч
Хотя отклонения от этих значений, ещё не говорят о неисправности ДМРВ.
Так, например, при компрессии «0» в одном из цилиндров (например, клапан прогорел)
Расход воздуха будет несколько больше ~12-13кг/ч…
Подсос воздуха, тоже будет вносить свои коррективы.
Это основные принципы проверки ДМРВ, которые не претендуют на истину.
На 100% проверить полную исправность с помощью диагностического тестера, нельзя.
Но можно примерно оценить его состояние.
Поэтому лучше (или просто необходимо) иметь «эталонный/исправный» датчик в запасе.
Надеюсь, выше описанные методы, кому ни будь, помогут в его проверке
.
![]() | ![]() |
Данные для контроля | BOSCH — не заведенный двигатель: напряжение < 1 В — на заведенном: примерно 1,7-1,9 В при оборотах 1600 об/мин — при повышении оборотов напряжение плавно увеличивается (при неработающем двигателе менее 0,98В – 1случай; показания при неработающем двигателе более 1,02В; произвольное плавание показаний в диапазоне 1,1-1,21В) |
GM — не заведенный двигатель: частота < 500 Гц — на заведенном: примерно 3000-3500 Гц при оборотах 1600 об/мин — при повышении оборотов частота плавно увеличивается | |
— занижение значения ДМРВ на х.х. говорит о подсосе воздуха через коллектор и т.п. — завышение значения ДМРВ и длительности впрыскса на х.х. говорит о смещении фаз газораспределения — при неисправности – ДМРВ позднит зажигание на 10* | |
Ресурс | примерно 2 года |
Признаки неисправности | -повышение расхода топлива -ухудшение динамики автомобиля, -неустойчивый холостой ход двигателя |
Особенности монтажа | — можно промыть спиртом под давлением из шприца — 3 контакта у GM — 4 контакта у BOSCH |
Модификации | — 037 – более новая модификация (один для всех) — 004- старая, для машин без нейтрализатора и с резонансным датчиком детанации с калибровками M1V13O54, M1V13R59 и M7V0E65 — на который можно ставить 037 т.к. есть обратная связь по датчику кислорода — Модификация 116 предназначена для проектов с контроллерами нового поколения М7.9.7 ф.Бош и его отечественными аналогами |
Датчик массового расхода воздуха устанавливается на входе воздушного тракта
после воздушного фильтра .
Уход характеристик датчика массового расхода воздуха , подсосы воздуха во
впускной тракт после датчика , нестабильность питающего напряжения датчика и т .д .
существенно сказываются на работе двигателя . Проблемы со стабильностю работы на
стационарных режимах , динамическими свойствами автомобиля , экономичностю работы
могут быть связаны с неправильными показаниями датчика массового расхода .
-Неполадки в цепи датчика или полный его отказ определяются системой
самодиагностики , и соответствующий код неисправности заносится в память . Это самая
простая неисправность , и она может быть легко исправлена .
-Другое дело , когда нет неисправностей в памяти блока управления , а двигатель после запуска глохнет . Снимите разъем с датчика массового расхода , если двигатель после запуска работает на
повышенных оборотах (резервный режим работы ), замените датчик .
-Еще хуже , когда автомобиль имеет большой расход топлива , а все проверки ничего не дают . Попробуйте поменять датчик , это помогает , только следите , что бы датчик имел тип ,
соответствующий вашей системе управления .
-Попадание масла на чувствительный элемент датчика приводит к нарушению в
его показаниях . Масло может попадать через систему рециркуляции картерных газов ,
30если уровень масла в двигателе превышает максимум . В этом случае промывка
чувствительного элемента спиртом поможет восстановить работоспособность датчика .
Проблема ДМРВ : 004 или 037
Вопрос.ПроблемаДМРВ.
Уважаемый Дмитрий Борисович, нет ли возможности опубликовать,или указать ссылки на существующий официальный документ, в котором бы четко разъяснялось что ДМРВ 004 есть суррогат, некондиция и т.д. Что в настоящее время производятся и продаются только датчики с маркировкий 037.
Я просто устал бороться и доказывать своим командирам, что датчики 004 покупать нельзя, устал слушать в ответ всякую чушь, типа того, что это датчики для разных двигателей и т.д.
Видимо на рынке 004-е дешевле чем 037-е, и кто-то греет на этом руки.
Помогите.
Ответ.На данный момент в соответствии с действующей документацией на ВАЗе разрешены к применению три модификации датчика расхода воздуха HFM5 ф. Бош:
Модель | №по каталогу Бош | № по каталогу ВАЗ |
HFM5-4.7 | О 280212 004 | 21083-1130010-01 |
HFM5-SL | О 280212 037 | 21083-1130010-10 |
HFM5-CL | О 280212 116 | 21083-1130003-20 |
Под каталогом ВАЗ понимается каталоги запасных частей для конкретных автмобилей. К сожалению на датчиках присутствуют только последние три цыфры Бошевского каталожного номера, а ВАЗовский № отсутствует.
Исторически первым был введен датчик 004 в проектах с калибровками M1V13O54,M1V13R59 и M7V0E65. Первые два проекта легко определяются по внешнему виду т.к.они без нейтраллизатора и в них использовался резонанасный датчик детонации. Затем эти два первых проекта были прекращены в производстве и все новые проекты (с калибровками последующих серий) стали укомплектовываться датчиками 037. Одновременно с прекращением двух вышеназванных проектов проект M7V0E65 также стал комплектоваться 037 дтчиком. Модификация 116 предназначена для проектов с контроллерами нового поколения М7.9.7 ф.Бош и его отечественными аналогами. Модификация 037 отличается от 004 доработкой внутреннего воздушного канала датчика с целью убрать пульсации воздушного потока, которые возникают в 004 даже при ламинарном воздушном потоке в впускном коллеторе. При этом характеристика 037 сместилась по сравнению с 004. Считается, что при наличии обратной связи по кислороду эти отличия компенсируются, именно поэтому калибровка проекта M7V03E65 при смене датчика не была изменена.
Iona, г.Тольятти
7. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
ДПКВ подаёт в контроллер сигнал частоты вращения и положения коленчатого вала. Этот сигнал представляет собой серию повторяющихся электрических импульсов напряжения, генерируемых датчиком при вращении коленчатого вала. На базе этих импульсов контроллер управляет форсунками и системой зажигания. ДПКВ установлен на крышке масляного насоса на расстоянии около 1+0,4мм от задающего диска (шкива) коленчатого вала. Шкив коленчатого вала имеет 58 зубцов расположенных по окружности. Зубцы равноудалены и расположены через 6њ. Для генерирования «импульса синхронизации» два зуба на шкиве отсутствуют. При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле датчика, создавая наведенные импульсы напряжения. По импульсу синхронизации от датчика положения коленчатого вала, контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала и рассчитывает момент срабатывания форсунок и модуля зажигания. Провод ДПКВ защищён от помех экраном, замкнутым на массу через контроллер. ДПКВ — самый главный из всех датчиков, при неисправности которого двигатель работать не будет. Этот датчик рекомендуется всегда возить с собой.
Данные для контроля | — не должен звониться на массу — контакты (2 шт) звоняться между собой собой – 68-75 кОм — при вращении коленвала будет переменное напряжение импульсами — осмотр задающего диска (58 зуб и 2 пустых), не допускается проворачивание, разрушение демпфера и грязь в зубьях |
Ресурс | — надежный (теряет чувствительность, перемагничивание, полярность) |
Признаки неисправности | — невозможность запуска двигателя, остановка работы двигателя, — подергивания, провалы, — неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу, — самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя, — снижение мощности двигателя, — возникновение детонации при динамических нагрузках, — пропуски искрообразования. |
Особенности монтажа | — зазор 1 мм +-0,4 — влияет близко расположенная тормозная трубка и высоковольтные провода рядом с проводами первичных цепей — Установка метки ВМТ 1-ого цилиндра на двигателе соответствует установке места пропусков двух зубьев спец -диска на 114 гр .п .к .в . по ходу вращения коленчатого вала от места положения датчика (19 зубьев от датчика до пропущенных зубьев ). |
Модификации | — один для всех |
Распиновка | — А правый/левый – в контроллер № 49 — В левый/правый — в контроллер № 48 — экран (заземление) — в контроллер № 19 |
Датчик положения коленчатого вала индукционного типа устанавливается рядом
со специальным диском , жестко укрепленным на коленчатом вале . Вместе с ним датчик
обеспечивает угловую синхронизацию работы блока управления . Пропуск двух зубьев из
60 на спец -диске позволяет системе определить ВМТ 1-ого или 4-ого цилиндра .
Зазор между датчиком и вершиной зуба спец -диска находится в пределах 0,8-1,0
мм . Сопротивление обмотки датчика 880-900 Ом . Для снижения уровня помех провод с
датчика коленчатого вала защищен экраном .
Нарушение синхронизации приводят к сбоям
в топливоподаче и зажиганию как минимум в двух тактах работы двигателя . Система
самодиагностики определяет ошибки в системе синхронизации , но , к сожалению ,
результат диагностики недоступен пользователю в выпускаемых сегодня системах .
Сам датчик положения коленчатого вала является достаточно надежным
устройством , но некачественно изготовленный спец -диск может проворачиваться по
внутреннему соединению . В этом случае двигатель невозможно завести — происходит
потеря синхронизации или смещение метки ВМТ (пропуск двух зубьев ) относительно ее
фактического положения . Визуальный осмотр позволяет определить это достаточно
быстро . Установка метки ВМТ 1-ого цилиндра на двигателе соответствует установке
места пропусков двух зубьев спец -диска на 114 гр .п .к .в . по ходу вращения коленчатого
вала от места положения датчика (19 зубьев от датчика до пропущенных зубьев ).
Отсутствие синхронизации легко определяется . Тестер не отображает изменение
оборотов вращения коленчатого вала при прокрутке двигателя стартером , в этом случае
не подается зажигание и не работают топливные форсунки , а также не включается
бензонасос .
Неожиданное увеличение оборотов по показаниям прибора при постоянном угле открытия дроссельной заслонки указывает на электрическую помеху в цепи сигнала датчика положения коленчатого вала. Такая помеха обычно вызывается близким расположением проводов системы управления двигателем к высоковольтным проводам системы зажигания.
Нарушения в датчике положения коленчатого вала приводят к непонятным
подергиваниям автомобиля на разных режимах к провалам в работе двигателя . Эти
неисправности могут возникать и по другим причинам : не завернута свеча зажигания ,
неисправный модуль зажигания , недостаточное давление топлива в системе и др .
Попробуйте заменить датчик коленчатого вала , если вы проверили все узлы , а
перечисленные выше неисправности имеют место .
Замечено (невероятно , но факт ), что на нестабильную работу датчика положения
коленчатого вала может влиять тормозная трубка , которая находится в непосредственной
близости от него (отогните трубку ).
Масло , подтекающее из -под сальников коленчатого вала , может попадать в
систему датчик – спец -диск и приводить к загрязнению датчика и сбоям в системе
синхронизации .
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Датчик массового расхода воздуха Bosch получил большое распространение в последние годы, в частности, модель HFM 5.
Выходной сигнал датчика представляет собой постоянное напряжение, которое изменяется в диапазоне от 0 до 5 В. Изменение выходного сигнала датчика зависит от потока воздуха и его направления.
Когда двигатель остановлен и зажигание включено – поток воздуха нулевой – выходное напряжение датчика равно 1 В. Когда двигатель начинает работать, через датчик идет поток воздуха и изменяет напряжение. Чем больше поток — тем больше напряжение.
Существуют определенные режимы работы двигателя, в которых может возникать обратный поток воздуха от впускного коллектора к воздушному фильтру. Описываема я модель датчика Bosch HFM 5 способна регистрировать обратные потоки воздуха, в такие моменты выходное напряжение снижается меньше 1
В пропорционально величине обратного потока воздуха. Если сигнал от датчика массового расхода воздуха отклоняется от нормы, то это сразу существенно сказывается на работе двигателя.
Расход топлива увеличится, а «реакция» двигателя ухудшится, работа двигателя на устоявшихся режимах станет нестабильной, и появятся затруднения в холодном пуске двигателя. Отклонения в работе датчика массового расхода воздуха могут появиться вследствие ухудшения характеристик самого датчика, подсосом «неучтенного» воздуха во впускной тракт, а также нестабильностью питания датчика.
Если измерительный элемент датчика загрязнился, то скорость реакции датчика снизится, как и точность измерений. В итоге, топливовоздушная смесь будет приготавливаться в неправильном соотношении.
Интенсивное загрязнение чувствительного элемента датчика возникает при несвоевременной замене воздушного фильтра. Встречается неисправность датчика, когда выходное напряжение постоянно равняется 1 В и не изменяется с потоком воздуха. При этом двигатель запускается, но сразу глохнет. Чаще всего, блок управления двигателем выдает код ошибки только при полностью неисправном датчике, а «ухудшение» характеристик остается им незамечено.
Проверка датчика массового расхода воздуха Bosch HFM 5 производится по следующей схеме:
Осциллограмма исправного датчика:
Осциллограмма неисправного датчика:
Осциллограмма исправного датчика при резкой перегазовке:
Осциллограмма неисправного датчика при резкой перегазовке:
vsepoedem.com
Устойчивость работы и экономичность двигателя во многом зависти от исправности и состояния датчиков ЭБУ. Одним из таких устройств является датчик массового расхода воздуха. Точность его показаний определяет качество приготовленной горючей смеси, а возникшая неисправность сразу скажется на работе силового агрегата. Для проверки работоспособности прибора существует несколько простых способов, позволяющих оценить его состояние, а в случае неисправности принять решение о ремонте или замене устройства.
Схема ДМРВ
ДМРВ располагают после воздушного фильтра с целью определения объема воздуха, проходящего через фильтр в цилиндры двигателя. Первые модели устройства рассчитывали расход по величине отклонения лепестка относительно напора воздуха. Современные версии прибора работают на основе датчика, имеющего платиновый или кремниевый термоэлемент с платиновым напылением.
Принцип работы платинового элемента заключается в скорости его охлаждения потоком воздуха. Для регулировки разности температур между ним и воздухом подается электрический ток, величина которого регулируется. Более интенсивный обдув вызывает подачу более высокого напряжения. Для снижения степени загрязнения к элементу подведена система самоочищения.
Платина имеет высокую теплопроводность, благодаря которой объем воздуха, проходящий через воздуховод, рассчитывают по скорости остывания разогретого термодатчика. Воздух, даже пройдя фильтр, полностью не очищается от частиц сажи, пыли и смол, присутствующих в атмосфере. Чтобы уменьшить отложения, платиновый элемент при включении зажигания выжигает органический налет, разогреваясь до белого каления электрическим током.
Засор сетки перед ДМРВ
Неисправность ДМРВ проявляется в следующих симптомах:
Искажение показаний датчика расхода воздуха заставляет двигатель работать на обедненной смеси с потерей мощности. Длительная эксплуатация силового агрегата в таком режиме ведет к расплавлению катализатора в выпускном коллекторе и прогоранию выпускных клапанов. Поводом для проверки датчика должны послужить следующие признаки:
Горит Check Engine
Главная причина поломки датчика воздуха – это загрязнение платинового элемента частицами мусора, прошедшими через воздушный фильтр. Остальные поломки связаны с проблемой отсутствия или нарушения контактов проводов, подходящих к устройству. Проблема может заключаться в их обрыве, окислении, трещинах в гофрированном шланге, ведущего от расходомера к дроссельному модулю. О поломке в цепи ДМРВ сообщит лампа «CHECK ENGINE», но точно установить ее причину можно только на специализированном СТО.
Выявление неполадок ДМРВ может быть выполнено следующими способами:
Снятие ДМРВ вместе с корпусом
1. Визуальный осмотр датчика. Устройство снимают и осматривают внутреннюю поверхность и воздуховод. Там не должно быть следов масла или конденсата, а поверхность оставаться сухой и чистой. Если присутствуют загрязнения, то устройство необходимо вычистить и устранить причину попадания грязи, после чего датчик должен работать правильно.
ДМРВ с отключенной фишкой
2. Отключить разъем, соединяющий датчик и блок управления, после чего двигатель перейдет в аварийный режим работы, в котором состав горючей смеси рассчитывается не по количеству потребляемого воздуха, а по положению дроссельной заслонки. После отключения датчика частота оборотов двигателя повышается до 1500 об/мин. Далее на автомобиле следует проехать. Если его динамика движения улучшилась, значит велика вероятность неисправности ДМРВ.
3. Замена штатного датчика на заведомо исправный, после чего оценивается работа двигателя. Если он ведет себя заметно лучше, то устройство нуждается в чистке или замене.
Проверка ДМРВ при помощи мультиметра
4. Проверка датчика при помощи мультиметра. Для этого измеряют входное напряжение с устройства, выставив на измерительном приборе постоянный ток и шкалу пределом в 2 В. Щупами касаются зеленого и желтого проводов разъема, которые со стороны лобового стекла будут первым и третьим по счету. В различных марках авто цвет проводки может быть разный, но порядок расположения один и тот же.
После на включенном зажигании (двигатель не запускать) проводят измерения. Новый датчик выдает напряжение 0,996-1,01 В. При ухудшении его состояния показатель возрастает, а величина 1,03-1,04 свидетельствует о скором выходе ДМРВ из строя. При напряжении выше 1,5 В прибор меняют на новый.
Возможно, что некорректная работа ДМРВ связана с установкой в ЭБУ модифицированной версии прошивки. Это проверяется установкой пластины, толщиной 1 мм под упор заслонки. При повышении оборотов двигателя отсоединяют клемму датчика. Если мотор продолжает работать – в неисправности виновен ЭБУ, который не реагирует на аварийный режим работы без ДМРВ.
Снятый ДМРВ
Любой загрязнитель снижает теплоотдачу платинового термодатчика и делает его показания неправильными. Проверять точность работы в таком состоянии бессмысленно, и многие специалисты СТО меняют его на новый, не утруждая себя чисткой и проверкой прибора. Но в большинстве случаев процедура удаления грязи с платиновой поверхности оригинального датчика имеет смысл, так как стоимость нового устройства достаточно высока.
Жидкость LIQUI MOLY
Для этого используется жидкость в аэрозольном баллончике, применяющаяся для чистки карбюраторов. Перед началом процедуры ослабляют хомуты крепления, и датчик снимают с трубы воздуховода. Платиновую подложку аккуратно извлекают, отвернув пару винтов «звездочкой». Металлокерамику или тонкую проволочку обрабатывают средством, не касаясь детали руками. Расход жидкости и количество обработок выбирается по собственному усмотрению.
Альтернативной смесью для очистки может выступать раствор спирта и ацетона, который продувают вместе со струей очищенного сжатого воздуха. При обнаружении после разборки датчика черных пятен или сильной эрозии рабочей части, ее замачивают на несколько часов в ацетоне методом прикладывания к поверхности на несколько часов пропитанного тампона. После чистки и сборки прибор проверяют мультиметром. Часто работоспособность ДМРВ восстанавливается, хотя и на минимальном уровне.
voditelauto.ru