Menu

Охлаждение акпп – Охлаждение АКПП | Система охлаждения коробки автомат

Содержание

Охлаждение АКПП | Система охлаждения коробки автомат

Автоматические коробки используют принцип гидравлики и работают со специальными гидравлическими смазывающими жидкостями. Подвижные детали и многочисленные шестерёнки внутри коробки передач находится в постоянном движении, что неизменно приводит к росту температуры.

 

Принцип работы

Без качественного охлаждения и смазки эксплуатация автоматических коробок передач невозможна. Современные автомобили подразумевают использование двигателя и трансмиссии в максимально жёстком режиме. Именно поэтому в них используются эффективные системы охлаждения, которые позволяют одновременно смазывать и охлаждать подвижные элементы коробки передач. В качестве рабочей жидкости в автоматических коробках передач используется специальная гидравлическая среда, получившая название ATF. Так как сама коробка передач представляет собой сложный элемент, требования к рабочей жидкости возрастают в сравнении с обычными гидравлическими и механическими агрегатами. Для смазки и охлаждения используется жидкость АТФ. Качественная трансмиссионная жидкость должна не только быстро выходить на рабочую температуру, но и не терять своих свойств при экстремально высоких температурах. Именно поэтому обычные моторные масла для смазки и охлаждения двигателя использовать запрещается.

 

Из чего состоит система охлаждения коробки автомат

Принудительная система охлаждения акпп состоит из специального насоса, который создает давление в системе и перекачивает  трансмиссионную гидравлическую жидкость от подвижных частей коробки в  специальный маслоприемник. Располагается такой маслоприемник в поддоне автоматической коробки передач или же в радиаторе автомобиля, что позволяет эффективно охлаждать рабочую жидкость. За очистку трансмиссионной охлаждающей жидкости отвечает фильтр, состоящий из мелкоячеистой металлической сетки или синтетического материала. В процесс эксплуатации охлаждающая жидкость теряет свои свойства, что и вынуждает проводить её замену каждые 50-60 тысяч километров пробега. Также рекомендуется проводить замену фильтрующих элементов трансмиссионной жидкости каждые 25.000 километров.

 

 

Теплообменник

Конструкция теплообменника  для трансмиссионной жидкости может различаться в зависимости от конкретной модели автоматической коробки передач. В большинстве моделей теплообменник автоматической коробки передач располагается в корпусе радиатора двигателя. Подобная конструкция системы охлаждения коробки передач позволяет существенно упростить и повысить эффективность охлаждения трансмиссии. Отдельные модели используют увеличенные теплообменники, которые необходимы для обслуживания автоматических коробок передач с увеличенным количеством шестерёнок. Такие коробки передач предназначается в большей степени для мощных дизельных автомобилей, имеющих увеличенный крутящий момент.

Теплообменник АКПП

 

Автовладелец должен пристально следить за техническим состоянием системы охлаждения коробки передач. Загрязненный теплообменник может привести к существенному ухудшению эффективности охлаждения рабочей жидкости, а наличие загрязнений внутри корпуса теплообменника приведёт к падению давления внутри системы охлаждения. Именно поэтому рекомендуется не только производить регулярную замену смазывающей гидравлической жидкости в коробке передач, но и выполнять

механическую очистку радиатора с теплообменником системы охлаждения. Последняя достаточно часто забивается грязью и пухом. Как результат эффективность охлаждения существенно уменьшается.

 

Проверка патрубков системы охлаждения

Не лишним будет при проведении сервисных работ проверить состояние патрубков системы охлаждения коробки передач. В процессе эксплуатации автомобиля такие патрубки могут терять свою эластичность и покрываться слоем отложений. Рекомендуется заменять патрубки системы охлаждения автоматических трансмиссий спустя 100 – 150 тысяч километров пробега. Тем самым вы сможете защитить себя от подтёков охлаждающей трансмиссионной жидкости, которые могут возникать при нарушении герметичности магистрали системы охлаждения.

 

Засорение теплообменника

При засорении теплообменника могут появляться остальные проблемы с работой гидротрансформатора. Появляется это в проблемах с переключением передач. Отмечается частичная  или же полная блокировка работы гидротрансформатора. В данном случае автомобиль при смене режимов работы коробки передач управляющая автоматика будет глушить двигатель. В процессе эксплуатации автоматической коробки передач в охлаждающей жидкости скапливаются продукты износа, что в свою очередь может привести к заклиниванию клапана магистрали охлаждения. В данном случае риск выхода из строя автоматической коробки передач по причине перегрева возрастает. Именно поэтому необходимо следить за состоянием клапана и качеством охлаждающей жидкости.

 

Как чистить теплообменник?

Очистка теплообменника и замена охлаждающей жидкости не представляет какой-либо сложности. При должном опыте работы и при наличии специального оборудования вы с лёгкостью сможете провести очистку теплообменника самостоятельно. Вам необходимо отключить магистраль от системы охлаждения автоматической коробки передач. Трубка охлаждения акпп может быть отключена только на неработающей машине. К патрубкам радиатора подключаются шланги от аппаратуры очистки. Через теплообменник специальным аппаратом под высоким давлением пропускается активная жидкость, которая позволяет вымывать из теплообменника продукты износа, шлаковые отложения, сгустки старого масла. После этого вам необходимо отключить аппарат очистки и подключить к патрубкам теплообменника воздушный компрессор. Под высоким давлением теплообменник просушивается, после чего его можно подключать к системе охлаждения автоматической коробки передач.

 

 

Замена трансмиссионной жидкости

Не забывайте также о необходимости смены охлаждающей трансмиссионной жидкости в коробке передач. Выполнить эту процедуру не составит какого-либо труда. Вам необходимо загнать машину на яму или эстакаду, после чего дождаться охлаждения масла в коробке. В большинстве случаев  данная  работа выполняется на утро после эксплуатации авто. Открутите специальный болт, распложенный в поддоне картера коробки передач. Дождитесь полного стекания трансмиссионной жидкости. Также вам необходимо отсоединить патрубки, идущие в радиатор охлаждения акпп. Сливаем всю жидкость с патрубков и теплообменника. После этого закручиваем  сливное отверстие, добавляем масло в коробку до максимального уровня, после чего заводим автомобиль. Необходимо дать машине поработать несколько минут, после чего дождаться охлаждения трансмиссионной жидкости и долить её до необходимого уровня. Данная работа может быть проведена как самостоятельно, так и силами специалистов из ремонтных мастерских. Подробнее читайте в статье «Как заменить масло в АКПП самостоятельно».

 

Замена масла в автоматической коробке передач

 

Эффективность охлаждения коробки передач во многом зависит от качества используемых трансмиссионных жидкостей. Именно поэтому не следует экономить на качестве материала и использовать не оригинальные рабочие жидкости. Каждый производитель автомобиля в сервисной документации рекомендуете или иные трансмиссионные жидкости. Лишь использование качественных технических жидкостей позволит вам обеспечить беспроблемность использования вашего автомобиля.

akpphelp.ru

Дополнительное охлаждение АКПП |

Надежность АКПП обусловлена, во многом, продуманной системой ее охлаждения. Самые надежные трансмиссии те, у кого с завода уже стоит дополнительное охлаждение. Показательный пример — линейка Toyota Land Cruiser. Немецкие производители к этому пока только еще приходят.

Основные компоненты

Для установки дополнительного охлаждения требуются: радиаторы, переходники, шланги, термостаты.

Переходники (либо тройники) необходимы для трансмиссий, оборудованных теплообменником. Это позволяет «запитаться» от коробки, чтобы пустить масло на радиатор.

Переходники (тройники)

Шланги (патрубки) требуются для подачи трансмиссионной жидкости на радиатор.

Шланг для патрубков охлаждения АКПП

При установке радиаторов производства Hayden наш техцентр не применяет шлангов, входящих в комплект. Особого доверия к ним нет. Мы закупаем свои проверенные патрубки.

То же самое касается и штатных хомутов, поставляемых к радиаторам Hayden – мы перестраховываемся и устанавливаем хомуты другого производителя.

Патрубки и хомуты из комплекта радиатора Hayden

Подобные опасения небеспочвенны – если оборвет, либо лопнет шланг, то из трансмиссии выгонит все масло. Тогда коробка «обречена» на перегрев и полный выход из строя.

Радиаторы по составу алюминиевые. Самые большие  5-секционные. Далее по уменьшению идут 4-3-2-секционные радиаторы. В зависимости от автомобиля подбирается их размер. Также можно комбинировать охлаждение из нескольких радиаторов, например 5-ти и 2-х секционный и т.д. Исходить надо из самого автомобиля и испытываемых нагрузок на трансмиссию.

Помимо Hayden применяются изделия других производителей, если требуется, например, радиатор более мощный с точки зрения теплоотведения (например, медный). Широкое использование именно Hayden обусловлено невысокой ценой и приемлемым качеством.

Радиатор Hayden

Применяемость дополнительного охлаждения АКПП.

Процедура применяется абсолютно для всех автомобилей, оснащенных коробкой-автомат. Единственное ограничение, это наличие переходников на патрубки. Для редких моделей автомобилей переходников может просто не быть.

Основное распространение дополнительное охлаждение АКПП получило на трансмиссии 09G.  На них установлен теплообменник, который убирается и на его место ставится переходник. К переходнику подводятся патрубки, идущие к радиатору.

Переходники на АКПП 09G

4 собственных переходника применяются для вариаторов Jatco (Nissan). Разные теплообменники – разные переходники.

У роботизированных трансмиссий Powershift и DSG  теплообменника нет, либо охлаждение выведено на основной радиатор охлаждения ДВС.  Если коробка-робот имеет отдельную емкость для мехатроника и механической части – смысла устанавливать дополнительное охлаждение нет никакого.  Если же сцепление и мехатроник находятся в одной масляной ванне, тогда поставить допохлаждение можно.

 

Нужно ли ставить термостат на АКПП?

Об этом спрашивают многие автовладельцы.  Наш техцентр категорически против установки термостатов и всегда старается убедить клиентов против такой установки. Если клиент настаивает – монтаж термостата будет производиться под ответственность самого клиента на его страх и риск.

Термостат работает следующим образом. При запуске автомобиля и холодной АКПП термостат закрыт. При движении автомобиля и постепенном прогреве коробки термостат открывается и подает масло на радиатор. Если термостат заклинил в закрытом положении,  на радиатор масло не идет – происходит перегрев АКПП. Как правило, термостаты  заклинивают в закрытом положении.

Когда ломается термостат на охлаждение ДВС, это становится сразу видно по показаниям температуры двигателя на панели приборов, а также по долгому прогреву автомобиля. Поломку термостата на АКПП Вы никак не определите! Каких-либо датчиков температуры у трансмиссий нет. Исключение – небольшая часть роботизированных трансмиссий.

Если термостат заклинил – подача масла на радиатор отсутствует. Коробка начинает жутко перегреваться. В результате – капитальный ремонт АКПП. А когда этот термостат сломается, никто не знает. Большинство производителей термостатов – это Китай.   

Таким образом, благими намерениями установки охлаждения АКПП с термостатом можно только навредить!

Обслуживание системы охлаждения АКПП.

Средний срок службы дополнительного охлаждения  — около 5 лет. Потом могут появляться подтеки на стыках в месте крепления патрубков. Соединения контура охлаждения утрачивают герметичность.  В этом случае, можно либо переобжать, либо вовсе заменить шланг.

В системе охлаждения АКПП – очень большое давление. Если, что называется, «рванет» – за несколько минут выйдет все масло. Поэтому периодически следует осуществлять визуальный контроль за шлангами и радиаторами охлаждения АКПП на предмет течи. Также каждые 5-6 лет следует обновлять радиаторы и патрубки. Как, собственно, и на обычные радиаторы автомобиля.

Для профилактики можно каждые 2 года демонтировать и промыть радиатор охлаждения АКПП.

 

Поможет ли установка допохлаждения устранить неисправность АКПП?

В большинстве случаев, это не поможет избавиться от имеющихся неполадок по коробке. Если есть рывки/пинки при переключении, скорее всего потребуется ремонт мехатроника/гидроблока. И наличие дополнительного охлаждения уже для отремонтированного гидроблока будет несомненным плюсом.

В условиях пробок АКПП нагревается до 110-120 градусов Цельсия. Наличие дополнительного охлаждения понизит данную температуру до 90-100 градусов. То есть охлаждение снимает с трансмиссии порядка 20 градусов и перегрев будет не таким губительным для автомата.

По статистике нашего техцентра около 30% клиентов после ремонта трансмиссии сразу устанавливают на нее дополнительное охлаждение. Еще 20% клиентов ставит охлаждение не сразу после ремонта, а чуть позже, например, ближе к лету, либо когда настанет черед менять масло в АКПП. То есть в 2 этапа: сначала — ремонт коробки, затем уже — установка охлаждения.

xn—-7sb4abjqas.xn--p1ai

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Как известно, гидромеханическая автоматическая коробка передач АКПП достаточно чувствительна к качеству, уровню и свойствам рабочей трансмиссионной жидкости ATF. При этом жидкость в данном типе коробок выполняет не только функцию смазки и защиты деталей от сухого трения (как в МКПП), но и передает крутящий момент от ДВС.

Параллельно в процессе работы ГДТ масло сильно нагревается. Чтобы удалить лишнее тепло, на многих современных автоматах штатно установлен радиатор охлаждения АКПП, при этом в ряде случаев его производительности под нагрузками может быть недостаточно.

На старых авто с автоматической коробкой охлаждение масла в АКПП может быть и вовсе не предусмотрено. Так или иначе, оптимальным решением является установить дополнительный радиатор АКПП.

Читайте в этой статье

Зачем нужно охлаждение масла в АКПП

Итак, если владелец намерен увеличить срок службы масла в автомате и ресурс такой коробки, допрадиатор охлаждения АКПП может потребоваться как для новых авто, так и для моделей, которым 10 лет и более. Важно понимать, что масло в коробке автомат под нагрузками подвержено достаточно сильному нагреву (доходит до отметки около 100 градусов по Цельсию).

Не трудно догадаться, что такой нагрев сильно ухудшает свойства самой жидкости, также перегретое масло оказывает определенное негативное воздействие на различные элементы АКПП, тем самым сокращая ресурс агрегата. Еще добавим, что коробка вариатор также может иметь гидротрансформатор. Получается, для CVT с ГДТ дополнительное охлаждение трансмиссионного масла также никак не будет лишним.

Главное, добиться того, чтобы коробка работала в штатном режиме, то есть когда поддерживается оптимальная рабочая температура АКПП. В среднем, нормой для разных типов автоматов можно считать отметку 65-95 градусов. Если же нагрев превышает показатель в 100 градусов (как на машинах со штатным радиатором охлаждения автомата, так и без него), нужно срочно принимать меры.

В противном случае АКПП начнет перегреваться со всеми вытекающими последствиями:

  • трансмиссионное масло по нагреву имеет предел на отметке 130 градусов. При этом в случае «тянучки» в пробках на жаре, агрессивной манере езды, буксировке прицепа и т.д. масло в АКПП легко можно перегреть. Вполне логично, что АTF начинает подгорать, свойства жидкости ухудшаются, продукты распада масла быстро загрязняют коробку, увеличивается общий износ автомата;
  • от высоких температур сильно страдают фрикционы (фрикционные диски АКПП). Не вдаваясь в подробности, фрикционы конструктивно состоят из мягких элементов, при этом их сильный нагрев приводит к разрушению;
  • сильный нагрев масла также может вывести из строя соленоиды АКПП и клапанную плиту (гидроблок), а также проводку. Что касается проводки, аналогично пластиковым соленоидам, провода при избыточном нагреве попросту плавятся;

    Сам гидроблок и установленные в нем соленоиды фактически являются каналами для циркуляции ATF и клапанами, которые их перекрывают. При этом соленоиды, выполняющие функцию клапанов, на современных АКПП изготовлены не из металла, а из пластика. Перегрев масла приводит к деформации и оплавлению. Излишний нагрев также может затронуть и гидроблок, особенно если плита «облегченного» типа.

  • также следует добавить, что перегретое масло в АКПП не способно обеспечить необходимой смазки нагруженных элементов. В таком случае увеличивается механический износ, затрагивающий планетарные шестерни и другие детали трансмиссии;

Как улучшить охлаждение масла в коробке автомат

Начнем с того, что многие АКПП, особенно старые, имеют отдельный радиатор охлаждения, который обдувается воздухом или при помощи вентилятора. Решение позволяет поддерживать температуру масла в допустимых пределах. Главное, вовремя менять масло в коробке автомат, чтобы получить уверенность в его стабильных свойствах.

При этом более современные версии АКПП могут иметь не отдельный радиатор, а встроенный в основной. Простыми словами, в главный радиатор системы охлаждения ДВС подводится патрубок для охлаждения масла АКПП. В результате один радиатор охлаждает и моторное, и трансмиссионное масло. Если иначе, в одном корпусе условно соединены два радиатора, один для ОЖ, а другой для ATF.[/do]

Казалось бы, решение простое и эффективное, однако на практике возникают сложности. Дело в том, что температурные режимы работы ДВС и АКПП отличаются, особенно в случае с высокофорсированными моторами. Также следует добавить, что патрубок для подвода АТФ в радиатор небольшой по диаметру, охлаждение получается хуже, чем при наличии отдельного маслоохладителя АКПП.  

Еще нужно учитывать, что радиатор имеет свойство загрязняться. Если он отдельный, его легче промыть параллельно замене масла и фильтра АКПП. В случае, когда  радиатор интегрирован в основной, промывка более сложная и трудоемкая. Опять же, многие владельцы в этом случае ничего не промывают, ограничиваясь только заменой масла в АКПП и масляного фильтра коробки передач. Результат — высокий нагрев масла по причине загрязненных патрубков радиатора.

Дополнительный радиатор коробки автомат

Итак, машина имеет всего лишь 70-80 тыс. км. пробега, масло в автомате свежее, фильтр заменен, но коробка все равно начинает работать более «жестко», особенно в летний период. Появляются толчки, пинки АКПП, рывки и т.д. Не трудно догадаться, что причиной часто является перегрев.

В таком случае опытные автолюбители устанавливают дополнительный радиатор АКПП, который «врезается» в разрыв между основным радиатором и коробкой передач. Сам радиатор выносится спереди основного. Такая установка позволяет добиться того, что температура масла в АКПП не превышает 80-85 градусов, увеличивается срок службы ATF в коробке и ресурс всей АКПП в целом.

Выбор и установка дополнительного радиатора АКПП предполагает некоторые нюансы. Что касается инсталляции допрадиатора, особых сложностей не возникает. Производителей подобных устройств достаточно много, в комплекте вместе с радиатором часто идут все необходимые для монтажа крепления, шланги, патрубки, переходники, хомуты и т.д. Если же комплект не полный, всегда можно докупить недостающие элементы.

  • Чтобы поставить радиатор автомата, сначала сам такой радиатор крепится на основной особыми стяжками;
  • Далее к радиатору прикручиваются шланги, ставятся переходники для врезки в основную магистраль и т.д;
  • Завершающим этапом становится долив масла в коробку автомат по уровню;

Теперь перейдем к выбору устройства и возможным трудностям. Прежде всего, допрадиатор в летний период позволит реализовать улучшенное охлаждение, то есть автомат будет защищен от перегрева. Однако зимой интенсивное охлаждение ATF жидкости может быть нежелательным, так как масло в коробке густеет при низких температурах.

В результате двигатель и АКПП нужно будет очень долго прогревать, чтобы добиться нормальной работы автомата на холодную. Естественно, это может стать проблемой. По этой причине вместе с дополнительным радиатором в системе должен быть термостат.

Если просто, термостат будет открывать канал для подачи масла в радиатор только тогда, когда температура трансмиссионной жидкости достигнет показателя около 70 градусов. Получается, схема с термостатом работает аналогично системе охлаждения ДВС.

Пока ATF не прогреется до определенного показателя, жидкость не попадет в допрадиатор. Далее, после нагрева масла, термостат откроется и пропустит масло для охлаждения. Получается, решение универсальное, подходит для круглогодичного использования, как в летний, так и в зимний период.

  

Что в итоге

Как видно, дополнительный радиатор является устройством, которое способно увеличить срок службы АКПП и ресурс трансмиссионного масла в коробке передач. Также после установки масляного радиатора многие автовладельцы отмечают, что коробка начинает работать мягче, момент переключения передач «вверх» и «вниз» менее заметен для водителя, повышается комфорт при эксплуатации АКПП. Если коробка исправна, пропадают толчки, рывки, пинки и т.п.

Главное, при подборе учитывать, что кроме радиатора, в систему рекомендуется также включить термостат, чтобы иметь возможность активно эксплуатировать автомобиль как летом, так и зимой. В противном случае в зимний период потребуется отключать радиатор, что может вызвать дополнительные сложности.

Читайте также

  • Аварийный режим АКПП: что нужно знать

    Что такое аварийный режим АКПП. Почему коробка автомат переходит в аварийный режим: причины, по которым автомат «встает» в режим аварии, диагностика.

krutimotor.ru

Теплообменник охлаждения АКПП

Теплообменник — устройство для отвода тепла от автоматической коробки передач

Двигатель

Автоматическая коробка переключения передач — самый популярный вид трансмиссии автомобиля. Как и любой интенсивно работающий механизм, она требует полноценного и охлаждения.

Для чего нужен теплообменник охлаждения АКПП

При работе механизмов коробки-автомат выделяется большое количество тепловой энергии (в обычных условиях температура трансмиссионной жидкости на 10°C выше, чем температура антифриза в двигателе). Поэтому требования по поддержанию постоянной температуры в гидравлической среде АКПП очень высокие. При условии эксплуатации в климате средней полосы для охлаждения жидкости ATF используется дополнительный контур в радиаторе системы охлаждения двигателя.

Теплооменник для трансмиссионной жидкости — своего рода «перестраховка» для производителя, понимающего, что созданный им автомобиль многие захотят «испробовать» в предельных режимах

 В регионах с высокой температурой воздуха и в автомобилях, в которых естественный обдув коробки передач затруднен шумоподавляющим кожухом, предусмотрен дополнительный теплообменник, обеспечивающий более интенсивное охлаждение. Условие снижения шума от работы трансмиссии особенно актуально для автомобилей представительского класса, к тому же, эти автомобили принято оснащать мощными двигателями и, как следствие, рассчитанными на их мощность коробками передач. Поэтому дополнительный теплообменник чаще всего можно встретить в конструкции больших дорогостоящих седанов и спорт-каров, в которых все узлы рассчитаны на работу в экстремальных режимах эксплуатации.

Где расположен теплообменник АКПП

В современных автомобилях теплообменник АКПП чаще всего встраивают в радиатор охлаждения силового агрегата. Дополнительный теплообменник устанавливают там, где на него будет попадать поток набегающего воздуха, как правило, перед радиатором охлаждения двигателя.

Засоренный теплообменник помимо того, что не справляется со своими прямыми функциями, еще и создает дополнительное препятствие потоку трансмиссионной жидкости

Перед тем как попасть в теплообменник, трансмиссионное масло проделывает длинный путь. Через маслоприемник в поддоне АКПП через мелкоячеистый фильтр масло попадает в шестеренчатый или лопастной гидронасос, далее в корпус управляющих клапанов, оттуда на рабочие поршни пакетов фрикционов, затем проходит через гидротрансформатор, из которого и попадает в теплообменник. Охлажденное трансмиссионное масло снова поступает в поддон АКПП.

Вопросы эксплуатации теплообменника АКПП

Как правило, на состояние теплообменника охлаждения АКПП не многие обращают внимание даже после капитально ремонта коробки переключения передач. Теплообменник может быть загрязнен не только снаружи, но и изнутри. Если он «забит» снаружи, снижается способность отводить тепло от коробки, так как площадь контакта его оребрения с воздухом уменьшается. Если на внутренней поверхности трубок скопился налет, он перестает пропускать через себя трансмиссионную жидкость в достаточном объеме. Вследствие этого может возникнуть эффект переполнения гидротрансформатора – возникает полная или частичная блокировка этого устройства. В этом случае нарушается плавность переключения передач. Загрязненный изнутри теплообменник создает опасные условия в работе АКПП: фрикционные накладки, заменяющие сцепление в АКПП, резко нагревается и быстро изнашивается, а продукты износа попадают в трансмиссионный фильтр, засоряя его. Все это может привести к преждевременному повторному ремонту АКПП.

Особенности эксплуатации теплообменника АКПП 

Существует простой и многократно опробованный метод очистки теплообменника изнутри. Для его применения требуется специальное оборудование, позволяющее прокачивать через теплообменник моющий состав. Для подключения к стенду необходимо отсоединить резиновые патрубки от магистрали системы охлаждения. На место их крепления подключаются шланги аппаратуры очистки. Насос аппарата под давлением активно промывает теплообменник специальной жидкостью, затем при помощи воздушного компрессора внутренний объем теплообменника высушивается.

Для эффективной профилактики рекомендуется промывать теплообменник изнутри при каждой замене жидкости ATF в автоматической коробке

Промыть оребрение теплообменника снаружи можно двумя способами. Если доступ к нему не осложнен навесными деталями (например, бампером), его можно промыть водой при помощи «керхера», не снимая с автомобиля. Если такой возможности нет, теплообменник придется демонтировать. Этот способ, в целом, предпочтительней, так как дает возможность удалить всю застрявшую в оребрении грязь.

blamper.ru

зачем нужен и как установить

Для передачи крутящего момента от двигателя к автоматической коробке передач используется рабочая жидкость ATF, она же трансмиссионное масло. Данная жидкость в процессе работы мотора сильно нагревается, вплоть до 110-120 градусов по Цельсию. Такие высокие температуры опасны для элементов коробки передач, которые из-за этого могут выйти из строя. Если проблема с перегревом трансмиссии имеет место быть на автомобиле, специалисты рекомендуют в таких ситуациях устанавливать на коробку передач дополнительный радиатор охлаждения.

Проблемы с охлаждением присущи классическим АКПП, а также некоторым вариаторам, при этом они не проявляются в механической трансмиссии и «роботах». Поскольку в вариаторах крутящий момент передается не через жидкость, а при помощи ремня, в нем проблема разогрева не столь критична, но она может возникнуть.

Рабочая температура масла в АКПП

Большая часть современных автомобилей напичканы электроникой, которая позволяет отслеживать различные показатели, в том числе температурные. Среди них можно обнаружить показатель температуры жидкости АКПП, который должен находиться в пределах нормы, чтобы агрегаты трансмиссии не вышли из строя.

Назвать общую рабочую температуру для всех коробок передач невозможно. Большое количество различных трансмиссий используется в автомобилях, и нормальные температуры жидкости в них будут различаться. В среднем, рабочей температурой масла в АКПП считается показатель от 60 до 95 градусов по Цельсию. Если температура доходит до 100 градусов – это уже чревато последствиями для трансмиссии, еще опаснее, когда она преодолевает отметку в 115-120 градусов.

Чем опасен перегрев масла в АКПП

Как было сказано выше, перегрев жидкости в автоматической коробке передач приводит к печальным последствиям для трансмиссии. Давайте рассмотрим подробно, к чему приведет повышенная температура в АКПП:

  • Выход из строя проводки. Внутри автоматической коробки передач имеются некоторые элементы проводки, которые могут расплавиться при повышенной температуре;
  • Потеря свойств жидкости ATF. Температурный порог для масла в автоматической коробке передач находится на уровне около 120-130 градусов по Цельсию. Если он будет превышен, жидкость очень быстро потеряет большую часть своих свойств. Соответственно, в процессе работы элементы АКПП не будут смазываться должным образом, что приведет к их повышенному износу;
  • Разрушение фрикционных дисков. В автоматической коробке передач фрикционные диски можно условно разделить на мягкие и твердые. При повышенных температурах мягкие фрикционные диски разрушаются, на них появляются трещины, изгибаются, что приводит к их неправильной работе;
  • Перегрев соленоидов и гидроблока. В коробке передач за распределение масла отвечает гидроблок, соленоиды которого открывают и закрывают каналы для прохождения масла. При перегреве соленоиды могут расплавиться, поскольку преимущественно в данный момент они выполняются из пластика. В редких ситуациях возможен перегрев гидроблока и его искривление или образование трещин.

Выход любого из компонентов коробки передач предполагает ее полный разбор для проведения диагностики и устранения неисправности, что является дорогостоящими процедурами.

Как охлаждается масло в АКПП

Для охлаждения жидкости ATF ранее в автомобилях устанавливался дополнительный радиатор рядом с основным. Данный способ довольно дорогостоящий, поэтому большинство производителей автомобилей от него отказались. При этом нельзя не отметить, что такая система была достаточно эффективна.

В современных автомобилях для охлаждения жидкости АКПП используется часть основного радиатора, который служит для охлаждения масла. Внутри радиатора имеется перегородка, которая позволяет не смешиваться жидкостям АКПП и моторному маслу. Данное решение хорошо себя проявляет, если за ним следить и регулярно прочищать систему охлаждения коробки передач, в ином случае высок риск перегрева жидкости ATF.

Главный минус современного решения охлаждения масла в АКПП – это малая площадь, которая выделяется в основном радиаторе под жидкость коробки передач. Кроме того, многие двигатели привыкли работать на температурах 100-115 градусов по Цельсию, тогда как для АКПП значение в 95 градусов является предельным.

Что делать, если перегревается масло в АКПП

Если масло в автоматической коробке передач регулярно выходит за показатель в 95 градусов по Цельсию, следует провести полную очистку трансмиссии – замену фильтра, масла, радиатора, патрубков. В большинстве случаев, без вмешательства специалистов, водитель может выполнить только замену масла, даже фильтр удается поменять не всегда, если речь идет о коробках передач, у которых отсутствует возможность снять поддон. Выходом из такой ситуации станет установка дополнительного радиатора охлаждения.

Дополнительный радиатор охлаждения устанавливается между коробкой передач и стандартным радиатором. Чаще всего его располагают спереди основного радиатора. Установка дополнительного радиатора охлаждения позволяет сохранить от перегрева элементы коробки передач и само масло, следствием чего является увеличение ресурса работы трансмиссии.

Как установить дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Купить дополнительный радиатор охлаждения масла можно практически в любом магазине, специализирующемся на автомобилях. Они отличаются друг от друга производителями, стоимостью, размерами, и нужно подобрать вариант для конкретной машины. Чаще всего в комплекте с радиатором идет только крепление, поэтому также потребуется докупить шланги (способные выдерживать высокие температуры, поскольку по ним будет течь масло), хомуты и переходники.

Сам процесс установки дополнительного радиатора охлаждения масла АКПП достаточно простой:

  1. Спереди основного радиатора при помощи стяжек из комплекта закрепляется дополнительный охлаждающий элемент;
  2. Далее хомутами к нему присоединяются шланги;
  3. Переходники устанавливаются в основную магистраль масла АКПП;
  4. Через переходник дополнительный радиатор шлангом соединяется с основной магистралью.

Более подробную инструкцию по установке определенной модели дополнительного радиатора охлаждения можно найти в комплекте с ней.

Важно: Описанная выше система установки радиатора не подразумевает наличие в нем термостата. На некоторых автомобилях, где проблема с перегревами не критическая, зимой масло в АКПП из-за дополнительного радиатора охлаждения оказывается холодным, то есть, густым. В такой ситуации рекомендовано установить в цепь шлангов термостат, выставленный на температуру в 75-80 градусов по Цельсию. Это позволит подключать дополнительную систему охлаждения только в ситуации, когда имеется опасность перегрева жидкости АКПП.

Загрузка…

okeydrive.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *