Диагностика и ремонт1 октября 2017
Стояночный тормоз, или как его называют в народе «ручник» – хотя и предназначен для обездвиживания автомобиля во время стоянки, но не все водители и не всегда им пользуются. Если в машине автоматическая коробка передач, то, по-большому счету, ручной тормоз не нужен вообще, но и владельцы авто с механикой, как правило, предпочитают оставлять автомобиль на первой скорости при парковке. Это вызвано одной из важнейших причин – суровые зимние условия и неудовлетворительное качество дорог могут не позволить ручнику сработать, когда это необходимо. Это может быть вызвано обледенением колодок или их засорением. Но, обо всем по порядку.
Включение стояночного тормоза активирует задние тормоза и гарантирует, что автомобиль не будет катиться, даже на относительно крутом уклоне. Однако, если ручник не удерживает автомобиль, возникает проблема, которая должна быть устранена для обеспечения безопасности водителя и окружающих.
Системы стояночного тормоза сильно варьируются от одного автопроизводителя к другому и даже от разных марок и моделей автомобилей. В целом делятся они по типу тормозов и методу их использования.
Сразу необходимо уяснить – в подавляющем большинстве случаев в легковых автомобилях стояночные тормоза используют задние колёса и делятся на два типа:
Система торможения автомобиля может быть еще механической или гидравлической. Если в первом варианте, торможение осуществляется посредством использования системы тросов и силы человека, который оказывает давление на ручник, то в гидравлике используется специальный поршень.
Важно! В зависимости от типа системы торможения, причины того, почему ручник не держит – могут в значительной мере отличаться.
Когда водитель активирует ручник, либо потянув рукоятку между передними сиденьями (3), либо нажав педаль стояночного тормоза под приборной панелью, трос (12), идущий к задней части автомобиля, натягивается, воздействуя на тормозные колодки. Когда же водитель опускает ручку, возвратная пружина (11) помогает вернуть тормозную систему в нормальную конфигурацию.
Сама система достаточно простая и банальная – рукоятка стояночного тормоза соединена с тросом в специальной пластиковой оболочке, в которой он может свободно двигаться. Этот трос идет до регулировочного болта, который можно ослаблять или затягивать. Дальше он разделяется на два тросика, которые идут к тормозам на задних колесах.
Простыми словами – активируя ручник, трос натягивается и сводит колодки вместе, которые уже и обеспечивают фиксацию авто.
Как правило причины того, почему не работает ручник, довольно просты и не требуют долгого или дорогостоящего ремонта:
Что делать, если самостоятельно выявить причины не удалось? В тоаком случае следует обратиться в автосервис, где механик внимательно осмотрит всю систему. Для этого может понадобиться снять задние колеса и проверить барабаны. В любом случае, поломки ручника не требуют дорогостоящего ремонта, так как важные узлы и агрегаты в системе торможения не задействованы.
Важно знать, сколько щелчков должно быть на ручном тормозе. Золотое правило автомехаников – ТРИ щелчка, тогда система парковочного торможения считается исправной.
Если стояночный тормоз не удерживает автомобиль, то парковка даже на небольшом уклоне может быть очень опасной. Даже автоматическая коробка передач может иногда давать сбои, да и включение первой передачи не всегда гарантирует полное обездвиживание автомобиля. Не стоит испытывать судьбу, исправный ручник – дополнительная гарантия безопасности водителя, пассажиров и сохранности автомобиля.
autochainik.ru
Ручной (стояночный) тормоз предназначен для предотвращения движения автомобиля во время стоянки, может пригодиться он, в случае экстренного торможения (когда отказывают основные тормоза), а также необходим при ремонтных работах (поддомкрачивание, замена колес и другие).
У ручного тормоза есть одна особенность, и если не работает ручник ВАЗ 2109, в первую очередь необходимо обращать внимание на нее. Дело в том, что достаточно одной поездки на натянутом ручнике, что бы он вышел из строя. Конструкция ручного тормоза в барабане позволяет только 1\4 части колодок прижиматься к тормозной поверхности. При движении, эта часть колодок быстро стирается, и перестает доставать до барабана.
Это можно попробовать, устранить регулировкой троса ручника. Как правило, после поездок на натянутом ручнике, он подлежит подтяжке, примерно три – четыре раза. Затем колодки окончательно стираются и чтобы восстановить работоспособность ручного тормоза, необходима их замена.
Частой причиной выхода из строя, ручного тормоза, является заклинивание троса, в результате попадания грязи и влаги, ржавчины, механических повреждения. В этом случае, можно попробовать отремонтировать ручник, смазав и разработав сам трос. Но, обычно это действие помогает не надолго, и поэтому желательно все таки заменить трос.
Еще неисправностью ручного тормоза, можно считать поломку, заклинивание или заедание рычага или храпового механизма трещотки, расположенного в ручке. При этом рычаг невозможно зафиксировать в рабочем положении.
Ремонт необходимо начинать, с регулировки троса. Обычно правильная установка считается, когда до блокировки колес, рычаг тормоза проходит три- четыре щелчка.
Если трос некуда больше подтягивать (или подтяжка не дает результата), надо снять задние колеса и убедится в том что, ход его свободный с обеих сторон, осмотреть места крепления троса к кузову и тормозному щиту. Затем следует снять задние тормозные барабаны и проверить состояние колодок.
На этом этапе диагностику и ремонт ручника ваз 2109, можно считать завершенными.
Совет. Иногда, при сильной растяжке троса ручника или выработке в тормозных барабанах, имеет смысл подложить под регулировочную шпильку – втулку толщиной 1-2 см, продлив тем самым срок службы ручного тормоза.
При замене колодок или троса, повторную регулировку нужно производить через 1тыс.- 1.5тыс. км/пробега. Также необходимо регулировать стояночный тормоз, когда количество щелчков, при натяжке, будет более пяти.
avtooverview.ru
Отсутствие правильного натяжения троса может не только стать причиной того, что ручник не держит, но и привести к перегреву и ускоренному износу фрикционных накладок, барабанов. Рассмотрим как осуществляется регулировка стояночного тормоза барабанного типа, а также как подтянуть трос ручника на автомобиле с задними дисковыми тормозными механизмами.
Статья и представленные видео посвящены регулировки ручного тормоза, но в некоторых случаях ручник не держит по причине изношенных тормозных колодок либо отсутствия троса. Если ручной тормоз не работал с момента покупки автомобиля, перед началом регулировки убедитесь, что трос не был оборван из-за естественного износа или плохого крепления.
Проще всего регулировка ручника осуществляется на барабанной тормозной системе. Схематическое изображение устройство ручного тормоза ВАЗ 2113-15.
Поднятие рычага ручника приводит к перемещению тяги (5), от которой к каждому из колес под днищем автомобиля идут контуры троса. Проходя через тормозной щит, тросы соединяются с рычагами ручного привода колодок. При поднятии ручника трос воздействует на рычаг (13), верхняя часть которого закреплена на оси (12). В итоге созданное рычагом усилие через разжимную планку равномерно передается на тормозные колодки, прижимая их к барабанам.
В некоторых видах конструкции вместо тросов применяется комбинация тяг, но именно описанное выше устройство можно встретить на всех современных автомобилях с задними барабанными тормозами.
Суть регулировки заключается в перемещении уравнителя троса по тяге в направлении передней части автомобиля. В зависимости от конструкции автомобиля, механизм для регулировки может находиться в салоне либо под днищем, как в случае с ВАЗ 2115,2114,2113,2199,2109,2108, Opel Astra F и многими другими авто.
Для доступа к регулировочному механизму, расположенному в салоне, в центральном туннеле зачастую имеется специальный лючок. В нашем случае процесс описан и показан на видео на примере авто, где регулировка осуществляется под днищем, поэтому автомобиль предварительно нужно загнать на эстакаду либо смотровую яму. Инструкция, которая позволит подтянуть трос, если не держит ручник.
В случае техосмотра, который в РФ на гражданских транспортных средствах не проводится, эффективность ручного тормоза проверяется двумя способами:
При самостоятельной регулировке стояночного тормоза оценить натяжение троса ручника можно двумя способами:
На автомобилях ВАЗ переднеприводной компоновки ручник может плохо держать, даже если вовремя подтягивать трос. Случается это из-за конструкции наконечника троса, ограничивающего амплитуду движения рычага ручного привода колодок. При затягивании ручника возвратная пружинка слишком рано упирается в ограничитель. Чтобы решить эту проблему, владельцы спиливают несколько витков возвратной пружины. При этом следует быть очень аккуратным, чтобы не повредить сам трос ручника, а также следить за тем, чтобы убранные отрезки были с обеих сторон равной длины.
Чтобы уделить больше внимания процессу регулировки и не вдаваться в тонкости принципа работы стояночного тормоза с механическим приводом на дисковых тормозах, перечислим лишь основные виды устройства.
В случае с наиболее распространенным барабанным типом конструкции отрегулировать ручник можно вращением регулировочной «собачки». Сам регулятор может находиться в боковой либо нижней части тормозного механизма. Доступ к нему осуществляется через технологическое отверстие в щите, которое должно быть прикрыто заглушкой.
В некоторых видах конструкции регулятор может стопориться пружинящим элементом, поэтому для освобождения и вращения «собачки» его придется отгибать. Устройство ручника на задних дисковых тормозах и регулировочный механизм отлично показаны на видео.
autolirika.ru
Как правило, неисправности, возникающие в достаточно примитивной системе стояночного тормоза, происходят по вине неопытного водителя, забывающего при трогании с места привести рычаг в исходное положение. Хотя на приборной панели горит лампочка (должна гореть), которая сигнализирует как раз о том, что автомобиль стоит на «ручнике», случаи не выключения тормоза далеко не редки. В результате становится необходимой регулировка ручного тормоза, так как постоянная готовность его к работе очень важна с точки зрения безопасности.
Стояночный или ручной тормоз предназначен для удержания автомобиля на месте во время длительной стоянки. Он также используется для аварийного, экстренного торможения во время движения и в качестве притормаживающего устройства, если использование основного, ножного, затруднено. Это может иметь место, когда, например, надо одновременно «газовать» и при этом удерживать автомобиль от скатывания.
Стояночная тормозная система довольно проста по устройству. Она состоит из тормозных механизмов задних колес, определенных для данного класса автомобиля, и механического привода.
Задний трос своими концами включен в рычаги ручного привода тормозных колодок. На месте перехода переднего троса в задние участки расположен уравнитель с регулировочной гайкой, контргайкой и оттяжной пружиной. Через эту пружину наконечник переднего троса прикреплен к кронштейну на корпусе кузова. Пружина постоянно возвращает уравнитель в исходное положение и ослабляет тросы при отпускании рычага ручника. Именно здесь производится регулировка стояночного тормоза.
Как правило, неисправности сводятся к тому, что ручник просто напросто не держит машину и необходимо лишь отрегулировать (подтянуть) его. С такой проблемой постоянно сталкиваются владельцы отечественных автомобилей.
Вторая наиболее часто встречающаяся неисправность стояночного устройства — не горит, или же наоборот, постоянно горит лампочка стояночного тормоза.
Как уже было сказано, механический привод ручника включен в те же тормозные колодки задних колес, которые приводятся в действие и основными, гидравлическими тормозами автомобиля. Поэтому мы не будем касаться неисправностей, имеющих место в самом барабане – тормозном механизме задних колес. Ведь в противном случае не работали бы основные.
Произведите следующие последовательные действия:
А если регулировочная гайка уже не натягивает трос? Это может иметь место на старых, долго эксплуатируемых автомобилях. В этом случае требуется его замена, так как от времени трос уже предельно вытянулся. Необходимо менять трос также при наличии признаков сильного износа, чтобы он не оборвался в самый неподходящий момент.
Тут сложно дать общую рекомендацию, в каждом отдельном случае необходимо найти электросхему для автомобиля, и уже по ней попытаться устранить возникшую неисправность. И если в первом случае лампочка могла просто перегореть, то при постоянном ее горении возможны замыкания в электросистеме, повлекшие за собой нарушение в индикации на панели приборов.
По окончании работ, проверьте, насколько хорошо держит ручник. Для этого поставьте машину на склоне и оттяните на себя рычаг до фиксации. Убедитесь, что лампочка горит. Попробуйте подтолкнуть автомобиль. Стояночный тормоз должен надежно удерживать вашу машину на месте. В случае необходимости можно ещё подтянуть трос.
Эти действия желательно совершать регулярно, чтобы внезапный отказ не застал врасплох. Начиная движение, всегда обращайте внимание на панель приборов, и, трогаясь, убедитесь, что лампочка (датчик включения ручника) не горит.
znanieavto.ru
Уважаемые посетители сайта «Автомобили»! Будем вам очень благодарны за комментарии к видео ролику «ВАЗ 2110 почему не работает ручник на», для этого не требуется регистрация. Также просим сообщить вас если возникнут проблемы с проигрыванием видео.
Александр Быстрыхсколько щелчков ручник натягивается?
26.11.2017 — 12:51 Александр Быстрыхпросто сколько слышал и сам натягиваю 3-4 шелчка, а утебя слышно много это тоже свою роль играет
01.11.2017 — 15:14 Александр Быстрых3-4 щелчка натягиваю
06.10.2017 — 09:38 Александр Быстрыха раз изменяется быстро значит тросик растягивается
27.09.2017 — 22:27 Максмного лет езжу на вазе. и при замене тросов заметил такую штуку. когда поднимаешь ручник. тросик уходит в трубку-оплетку, пластина разводит колодки, а пружина на тросике сжимается. дак вот часто эта самая пружина сжата до самого.., дальше уже некуда ее сжимать.. а пластина еще не до конца развела колодки. я просто спиливаю четверть длинны пружинки болгаркой… чтобы ход троса увеличился.. главное тросик не покоцайте… и еще подвесьте тросики перед установкой и шприцом залейте во внутрь оплетки синтетики масла.,., не сильно много… пусть стечет… можно тросом поюзать пока вливаешь… скользить будет норм и борода появится гораздо позже. короче жить он будет в разы дольше. проверено
05.09.2017 — 20:56 Maxim Novokshonovя не знаю как 14 но на классике есть еще тросс самой палки ручника он тоже расстягивается если что
24.08.2017 — 17:43 Сергей Никоноровне пробовал подтянуть ручник
26.07.2017 — 17:57 Дъявол 666Читаю коменты и диву даю, многие не понимают о чём вообще пишут.
11.07.2017 — 20:08 Юрий Россыльныхпоменяй тросики ручника
16.06.2017 — 14:17 ShaMan xне понимаю блять людей, которые постоянно ездят с чеком
13.06.2017 — 11:21 ilya spidmenОТРЕГУЛИРОВАТЬ КОЛДУН И НАТЯНУТЬ ТРОСИК РУЧНИКА .
26.05.2017 — 04:52 альберт жданмурзаеву меня одна стора держит а другая нет почему это так?
26.04.2017 — 03:34art-auto64.ru
Уважаемые посетители сайта «Автомобили»! Будем вам очень благодарны за комментарии к видео ролику «ВАЗ 2110 почему не работает ручник на», для этого не требуется регистрация. Также просим сообщить вас если возникнут проблемы с проигрыванием видео.
Иван КожедубСтояночный тормоз не предназначен для экстренного торможения, что понятно даже из его названия — СТОЯНОЧНЫЙ
18.09.2017 — 10:51 wolkodaw wotкупил себе 2115 тоже самое было, поменял фурнитуру распорные планки крючки и т. д колодки не менял нормально стало на ручнике не сдвинеш но на ходу не клинит всё равно, думаю может от 2141 поставить назад всю системутам распорки регулируются и на ходу клинит в любом случае хоть от колодок ничего не осталось
02.09.2017 — 08:22 Рус лананти реклама евростандарту
23.08.2017 — 12:11 Илькин РахмановПри замене задних колодок на до выпустить воздух на задних цилиндров , один нажимает на тормоз и держит его а другой выпускает воздух пока не появится житкость
12.08.2017 — 16:25 Георгий Булановнужно поездить чтоб притерлось все, сразу не будет тормозить как положено
21.07.2017 — 06:59 Андрей ДемидовНа самом тросике на пружине откуси аккуратно пару тройку витков и все будет все держать и тормозить
11.07.2017 — 02:21 Андрей ДемидовДа и барабаны смотрю от калины они больше по диаметру поставь родные барабаны
01.07.2017 — 13:36 Александр Быстрыхсколько щелчков ручник натягивается?
08.06.2017 — 04:06 Александр Быстрыхпросто сколько слышал и сам натягиваю 3-4 шелчка, а утебя слышно много это тоже свою роль играет
16.05.2017 — 01:17 Александр Быстрых3-4 щелчка натягиваю
08.05.2017 — 16:00 Александр Быстрыха раз изменяется быстро значит тросик растягивается
10.04.2017 — 20:03 Максмного лет езжу на вазе. и при замене тросов заметил такую штуку. когда поднимаешь ручник. тросик уходит в трубку-оплетку, пластина разводит колодки, а пружина на тросике сжимается. дак вот часто эта самая пружина сжата до самого.., дальше уже некуда ее сжимать.. а пластина еще не до конца развела колодки. я просто спиливаю четверть длинны пружинки болгаркой… чтобы ход троса увеличился.. главное тросик не покоцайте… и еще подвесьте тросики перед установкой и шприцом залейте во внутрь оплетки синтетики масла.,., не сильно много… пусть стечет… можно тросом поюзать пока вливаешь… скользить будет норм и борода появится гораздо позже. короче жить он будет в разы дольше. проверено
25.03.2017 — 13:07 Maxim Novokshonovя не знаю как 14 но на классике есть еще тросс самой палки ручника он тоже расстягивается если что
06.03.2017 — 07:48 Сергей Никоноровне пробовал подтянуть ручник
05.03.2017 — 03:05 Дъявол 666Читаю коменты и диву даю, многие не понимают о чём вообще пишут.
15.02.2017 — 12:55 Юрий Россыльныхпоменяй тросики ручника
11.02.2017 — 14:28 ShaMan xне понимаю блять людей, которые постоянно ездят с чеком
02.02.2017 — 11:32 ilya spidmenОТРЕГУЛИРОВАТЬ КОЛДУН И НАТЯНУТЬ ТРОСИК РУЧНИКА .
25.01.2017 — 11:26 альберт жданмурзаеву меня одна стора держит а другая нет почему это так?
24.01.2017 — 04:37zvs-avto.ru
Уважаемые посетители сайта «Все про авто»! Будем вам очень благодарны за комментарии к видео ролику «ВАЗ 2110 почему не работает ручник на», для этого не требуется регистрация. Также просим сообщить вас если возникнут проблемы с проигрыванием видео.
Иван КожедубСтояночный тормоз не предназначен для экстренного торможения, что понятно даже из его названия — СТОЯНОЧНЫЙ
22.08.2017 — 23:04 wolkodaw wotкупил себе 2115 тоже самое было, поменял фурнитуру распорные планки крючки и т. д колодки не менял нормально стало на ручнике не сдвинеш но на ходу не клинит всё равно, думаю может от 2141 поставить назад всю системутам распорки регулируются и на ходу клинит в любом случае хоть от колодок ничего не осталось
30.07.2017 — 21:24 Рус лананти реклама евростандарту
10.07.2017 — 08:55 Илькин РахмановПри замене задних колодок на до выпустить воздух на задних цилиндров , один нажимает на тормоз и держит его а другой выпускает воздух пока не появится житкость
04.07.2017 — 17:37 Георгий Булановнужно поездить чтоб притерлось все, сразу не будет тормозить как положено
13.06.2017 — 13:12 Андрей ДемидовНа самом тросике на пружине откуси аккуратно пару тройку витков и все будет все держать и тормозить
30.05.2017 — 23:24 Андрей ДемидовДа и барабаны смотрю от калины они больше по диаметру поставь родные барабаны
21.05.2017 — 10:29 Александр Быстрыхсколько щелчков ручник натягивается?
07.05.2017 — 23:03 Александр Быстрыхпросто сколько слышал и сам натягиваю 3-4 шелчка, а утебя слышно много это тоже свою роль играет
23.04.2017 — 00:30 Александр Быстрых3-4 щелчка натягиваю
21.04.2017 — 09:03 Александр Быстрыха раз изменяется быстро значит тросик растягивается
10.04.2017 — 22:56 Максмного лет езжу на вазе. и при замене тросов заметил такую штуку. когда поднимаешь ручник. тросик уходит в трубку-оплетку, пластина разводит колодки, а пружина на тросике сжимается. дак вот часто эта самая пружина сжата до самого.., дальше уже некуда ее сжимать.. а пластина еще не до конца развела колодки. я просто спиливаю четверть длинны пружинки болгаркой… чтобы ход троса увеличился.. главное тросик не покоц
motorsmarine.ru