Тормозная система — чуть ли не самое важное устройство в любом автомобиле. Однако даже у опытных водителей порой возникают вопросы по поводу нюансов обслуживания тормозной системы. “Авторамблер” отвечает на самые популярные из них.
Как определить степень износа тормозных дисков и колодок?
Трущиеся детали тормозной системы (колодки и диски) являются так называемыми расходными материалами, за которыми нужен глаз да глаз. В частности, для контроля износа тормозных колодок у большинства автомобилей предусмотрены “скрипуны” (металлическая пластина, которая, если колодка сильно износилась, начинает скоблить диск и издавать специфический звук). Ко всему прочему, на некоторые автомобили ставятся колодки с датчиками износа: когда накладки стерлись (минимальная толщина около 1-2 мм), бортовая система оповестит о необходимости их замены. Впрочем, правильнее всего периодически (хотя бы раз в 10 000 км) проверять толщину колодок и дисков самостоятельно. И если толщину колодок можно определить, как говорится, “на глаз”, то для замера дисков уже понадобится штангенциркуль и руководство по эксплуатации машины, в котором прописаны соответствующие допуски автопроизводителя (обычно не менее 10 мм).
Есть ли средние интервалы, через которые нужно менять тормозные колодки и диски?
Срок службы тормозных колодок и дисков напрямую зависит от стиля вождения, а также от массы автомобиля и других его конструктивных особенностей. В среднем, при эксплуатации машины в городском режиме, передних колодок “хватает” на 20-40 000 км, а задних — в полтора раза больше (передние колодки более нагружены). При этом пробег накладок в барабанных тормозах составляет примерно 150 тыс. км.
Что же касается тормозных дисков, то обычно они “ходят” более 100 000 км. При этом нужно контролировать не только толщину тормозного “блина”, но и его рабочую поверхность. На ней могут появляться трещины, которые снижают эффективность замедления автомобиля и провоцируют вибрации.
На что нужно обращать внимание при покупке колодок и тормозных дисков?
Прежде всего, приобретать колодки и диски лучше всего оригинальные или же популярных производителей (цена ниже оригинала, но несущественно). Высокая стоимость “оригиналов” не всегда оправдана, но это не значит, что нужно бежать за аналогами: вместо качественных деталей может попасться китайская подделка, которая, как правило, раза в два дешевле оригинальных запчастей. Поэтому покупать “расходники” лучше в известной сети автомагазинов или же у официальных дилеров.
К чему приводит несвоевременная замена колодок и дисков?
Несвоевременная замена дисков и колодок, помимо риска механической поломки “расходников” и отказа тормозной системы, может привести к выходу из строя тормозных суппортов: при уменьшении суммарной толщины диска и колодок тормозной поршень выдвигается из тела суппорта на большую величину, что может привести к его перекосу и заклиниванию.
Нужно ли менять тормозную жидкость после каждой замены колодок или дисков?
Замена колодок и дисков прямого отношения к замене тормозной жидкости никак не имеет. А менять ее следует соответственно регламенту, установленному заводом изготовителем (лучше всего — раз в два года или через каждые 30 тыс. км).
За помощь в подготовке материала благодарим Владимира Кладничкина, технического эксперта сети автосервисов «Вилгуд».
Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.
Вы неизбежно заметите изменения в процессе эксплуатации автомобиля с вышедшими из строя тормозными дисками. В первую очередь приборная панель будет сигнализировать вам о необходимости проведения данной технической операции. Да и поведение автомобиля в момент торможения радовать не будет. Машину будет смещать в сторону, тормозной путь увеличится, педаль тормоза приобретет некую мягкость, тормозная жидкость опуститься ниже уровня, появятся скрипы и другие посторонние звуки, появится запаха гари.
Замена тормозных дисков BMW процедура неизбежная. Рано или поздно вы столкнетесь с проблемой, которая будет требовать замены тормозных дисков БМВ. Безразличное отношение к описанным выше симптомам чревато непредсказуемыми последствиями. Тормозная система автомобиля не прощает оплошностей и недоработок, оказываясь последней надеждой в сложных дорожных ситуациях. Не стоит экономить на замене тормозных дисков. Только вовремя проведенная процедура замены тормозных дисков БМВ может гарантировать вам комфортную и безопасную эксплуатацию вашего автомобиля.
Тормозная система, в частности колодки и диски, входит в число наиболее нагруженных и интенсивно эксплуатируемых узлов автомобиля. Теоретическая периодичность замены обычно указывается в руководствах по эксплуатации к конкретным моделям машин.
Однако на практике все обстоит иначе — их нужно менять по мере износа, интенсивность которого зависит от материала изготовления, атмосферных условий, состояния дорожного покрытия, стиля езды и пр.
В конструкции тормозных колодок нет ничего сложного: это пластины из стали, к которым прикреплены специальные накладки из высокопрочных материалов, устойчивых к трению и перепадам температуры.
Производители указывают в технической документации, сколько прослужат их изделия, но эта информация носит исключительно рекомендательный характер. Заранее определить, как часто придется покупать новые расходные детали, можно приблизительно.
В среднем замена тормозных колодок производится при следующем пробеге:
Определить, когда требуется замена колодок проще всего по датчикам износа и/или по индикатору на приборной панели, если это предусмотрено в данной модели. Дополнительными признаками необходимости замены являются «легкая» педаль, увеличенная дистанция торможения и повышенный расход рабочей жидкости.
Характерным признаком выработки тормозных устройств будет специфический звук при интенсивном торможении. После стирания колодок пластина-датчик издает характерный писк при контакте с поверхностью диска. Конструкцией большинства иномарок предусмотрены световые индикаторы, которые подключены через контакты, вмонтированные в накладки колодок.
Если в машине нет никаких механических или прочих средств сигнализации состояния тормозных механизмов, следует периодически проверять их износ, измеряя размер накладок как задних, так и передних колес без учета металлического основания. Замена требуется, если толщина одной из накладок менее 1,5+/-0,5 мм. Если на авто установлены литые диски с большими отверстиями, эту проверку не составит труда выполнить визуально, даже не снимая колес.
В отличие от колодок, тормозные диски служат значительно дольше. В большинстве случаев их меняют после 80 тысяч километров. Более точно срок службы указывается в технической документации конкретной модели, однако эти данные тоже условны.
Производители используют различные технологии и материалы, что сказывается на жесткости и прочности различных модификаций дисков. Интенсивность износа зависит от качества колодок, манеры езды, состояния дороги, погодных условий и прочих факторов.
Чтобы знать, когда нужно менять тормозные диски, следует регулярно контролировать их состояние. При чрезмерном износе возможны следующие аномалии в машине:
При появлении одного из вышеперечисленных отклонений необходимо проверить состояние тормозной системы. При этом особое внимание стоит уделить как дискам, так и колодкам. Лучше всего это доверить квалифицированным специалистам сервисного центра.
Систематическая проверка тормозных дисков требуется как на передних, так и на задних колесах. Помимо состояния поверхности, нужно измерить их толщину с помощью штангенциркуля. Допустимый для эксплуатации диапазон, как правило, указывается на тыльной стороне диска.
Примечание. Замена дисков, как и колодок, независимо от того, на каком из механизмов обнаружен недопустимый износ, нужно производить на одной оси только парами.
В технических центрах ГК FAVORIT MOTORS квалифицированные механики смогут оперативно проверить состояние тормозной системы и при необходимости поменять колодки и/или диски. Помимо высокого мастерства, европейского сервиса, качественных автозапчастей и расходных материалов, в арсенале наших преимуществ — гарантия на все работы, сжатые сроки обслуживания, разумные цены и привлекательные бонусы.
Эффективность работы тормозной системы во многом зависит от технического состояния колодок – элементов, прижимаемых к диску или барабану колеса при нажатии на педаль. Они оснащены накладками, которые постепенно истираются и в какой-то момент приходят в негодность. Реальный срок «жизни» деталей может быть разным и зависит от многих факторов. Поэтому каждый автомобилист должен следить за тормозными механизмами колес и четко определять, когда менять колодки. Чтобы контролировать износ накладок, не обязательно ездить на СТО, проверку можно выполнить самостоятельно.
Тормозная колодка представляет собой основание из толстого металла с прикрепленной к нему накладкой, сделанной из фрикционного материала. Составляющими в нем выступают каучук, графит и минеральные волокна, скрепленные технологическими смолами. Как часто менять эти важные для безопасной езды детали, указано в инструкции по эксплуатации авто. Обычно производители легковых машин рекомендуют соблюдать между заменами следующие интервалы:
Практика показывает, что передние тормозные колодки испытывают большую нагрузку, нежели задние, оттого изнашиваются быстрее.
Российским автолюбителям не стоит целиком полагаться на рекомендации в техническом паспорте, поскольку на износ накладок влияет множество факторов:
Отсюда возникает вопрос, сколько ходят колодки системы тормозов в реальной жизни. Диапазон пробега довольно широк – от 5 до 45 тыс. км в зависимости от марки авто и степени воздействия указанных факторов. Вот почему важно самостоятельно отслеживать состояние накладок.
В процессе езды отмечается несколько признаков, по которым можно сориентироваться, когда пора менять колодки передних либо задних тормозов, а то и все вместе. Симптомы такие:
Если при торможении со стороны колес слышится металлический скрежет и писк, то вопрос, через сколько менять негодные детали, уже не стоит. Замену необходимо сделать в срочном порядке, поскольку фрикционных накладок уже не осталось и стальное основание трется о рабочую поверхность диска.
Никогда не доводите тормоза до состояния полного износа, иначе вместе с колодками придется заменить диски, что существенно дороже.
Обнаружив один или несколько симптомов, указывающих на проблемы с колесными механизмами тормозов, проверьте состояние накладок. Рекомендации по выполнению диагностики следующие:
Когда в результате диагностики обнаружен износ элементов, близкий к максимальному, но замена откладывается по различным причинам, ездите аккуратно и без спешки. Случается, что изношенная накладка при резком нажатии на педаль отрывается целиком.
Проводя диагностику, обратите внимание на рабочую поверхность тормозных барабанов и дисков. Если ее выработка составляет 2 мм и больше (определяется по глубине канавки штангенциркулем), то деталь подлежит замене.
Помимо ситуации с критическим износом, менять тормозные колодки необходимо в таких случаях:
Еще одна причина замены связана с обилием низкокачественных подделок на рынке автомобильных запчастей. Новые колодки, купленные в ненадежной торговой точке, спустя 1-2 тыс. км начинают ужасно скрипеть либо пищать, хотя до полного истирания рабочей части еще далеко. Виновник – материал детали, чья твердость сравнима с металлом, отчего поверхность «зализывается» и появляется скрип. Если сделанные неизвестно из чего элементы не заменить, то резко увеличится выработка на тормозных дисках.
Многие современные авто оборудованы специальными датчиками, регистрирующими уменьшение толщины фрикционного слоя и подающими сигнал водителю, когда она достигает критического уровня. Это тоже причина, чтобы снять детали с изношенными накладками и поставить новые.
Правда, датчики нередко забиваются грязью, и теряют работоспособность, поэтому хозяину машины не помешает самостоятельно проверять состояние тормозов.
Правило первое и очень важное: нельзя менять передние либо задние тормозные колодки поодиночке. Нужно ставить комплект новых элементов на переднюю или заднюю ось, иначе при торможении автомобиль может сильно сносить вбок. Даже когда изношена одна накладка, замене подлежат все четыре. В качестве временного варианта допускается установка 2 новых деталей на одном заднем колесе.
Выбирая в магазине новые колодки, пользуйтесь такими рекомендациями:
В идеале следует покупать оригинальные изделия в заводской упаковке. Это избавит вас от неприятных неожиданностей, внеочередных замен и аварийных ситуаций при эксплуатации авто.
Существует обманчивое мнение, что тормозные колодки нужно менять в какой-то единый установленный период времени, и тогда автомобиль будет «беспроблемно» функционировать и идеально тормозить. Но износ колодок зависит от многих факторов, в частности, от погодных и дорожных условий, индивидуального стиля вождения и т.д.
Тормозная колодка – это стальная пластина, к которой прикреплена особая накладка, состоящая из фрикционных материалов с повышенным коэффициентом трения. Такие материалы предназначены для функционирования в условиях скольжения, трения и т.д. От качества фрикционного материала во многом зависит качество самой колодки. Любой производитель колодок имеет собственный состав фрикционных материалов. В производстве используют каучук, минеральные волокна, смолы и т.д.
Тормозные колодки постоянно находятся под воздействием различных агрессивных сред. К примеру, при торможении колодки нагреваются до высокой температуры. Если же торможение происходит на мокром асфальте и на них попадает вода, то колодки подвергаются большому перепаду температур. Не нужно лишний раз объяснять, что данный фактор действует губительно на любой материал. На колодках постепенно образуются трещины, они стираются и перестают нормально функционировать.
Конечно, периодичность замены колодок во многом зависит от стиля езды, интенсивности торможения и т.д. Тем не менее, существуют некоторые усредненные данные.На отечественных авто колодки рекомендуется менять каждые 10-15 тысяч км, на иномарках – каждые 15-20 тысяч км. В то же время на спортивных машинах колодки «живут» около 5 тысяч км.
Передние тормозные колодки берут на себя основную нагрузку, соответственно, изнашиваются быстрее задних. Их приходится менять раза в три чаще.
Существует разница и между колодками дисковых и барабанных тормозов: для дисковых тормозов пробег составляет в среднем 10-15 тысяч км, а для барабанных – 100-150 тысяч км.
Тормозные колодки барабанные
Одним из признаков того, что колодки изношены, является характерный писк при торможении. Этот звук начинает издавать датчик износа. Он представляет собой специальную пластину. Когда фрикционный материал колодок стерт, пластина начинает касаться диска и датчик срабатывает.
Существует и другая разновидность датчиков. На некоторых автомобилях датчиком износа является металлический контакт, который вставлен вглубь тормозной колодки. При износе колодки контакт соприкасается с диском, выводя на панель световой сигнал.
Если датчика износа нет, то необходимость замены возникает, когда толщина фрикционного материала колодок достигает 1-1,5 мм (без учета толщины металлической основы).
Иногда случается, что колодка изнашивается неравномерно. Или бывает, что на одной колодке канавки полностью стерты, а на другой нет. Как правило, это говорит о неправильной работе суппорта. В таком случае одновременно с заменой колодок, необходимо ремонтировать суппорт.
Еще одним показателем износа колодок является уровень тормозной жидкости. Когда колодки стерты, поршни тормозного суппорта выдвигаются по направлению к диску. А значит, расход жидкости увеличивается.
Также на износ колодок косвенно могут указывать следующие факторы: снижение эффективности торможения (особенно при экстренном торможении), увеличение хода тормозной педали и т.д.
Также о замени колодок говорят трещины и различные повреждения на них.
Некоторые автолюбители, желая сэкономить, идут на поводу у продавцов авторынка, которые советуют приобрести хоть и неоригинальные колодки, но «вполне подходящие для данного авто». Такие колодки лучше не покупать. Колодки непосредственно взаимодействуют с тормозными дисками. Материал дисков и колодок должен быть совместим. В противном случае не будет самого эффекта торможения, а в дополнение к этому из-за несовместимости материалов при торможении будет раздаваться постоянный скрежет и свист.
В добавок ко всему, неоригинальные колодки способны погнуть тормозные диски, так что придется делать основательный ремонт.
Тормозные диски изнашиваются медленнее колодок. Как правило, замена дисков совпадает со второй сменой колодок.
На износ тормозных дисков указывают следующие факторы: толщина диска менее 11 мм и потертости на поверхности диска. Именно из-за этих потертостей снижается эффективность торможения, а тормозные колодки изнашиваются значительно быстрее. Также при износе дисков ощущается шум и биение, а при нажатии на педаль происходит блокировка тормозов.
Колодки разных производителей (одни мягче, другие жестче) вызывают различный износ тормозных дисков. Это объясняется составом смеси, из которой изготовлены колодки.
Определить степень износа дисков можно при помощи штангенциркуля. Полученный результат нужно сверить с допустимыми данными для конкретной модели. Они указаны в руководстве по эксплуатации авто.
Эффективность тормозной системы напрямую зависит от состояния тормозных колодок и дисков. Установленного времени их замены не существует. Необходимо отслеживать состояние дисков и колодок. Ведь менять их слишком рано – нецелесообразно, а опоздать с заменой – чревато отрицательными последствиями (например, поломкой суппорта). Поэтому периодически нужно осматривать тормозные колодки и диски, чтобы выяснить не появилось ли трещин и других повреждений. Также нужно прислушиваться к звукам, которые издают колодки при торможении.
Тормозной диск с колодками.
Эксплуатация5 февраля 2017
Эффективность работы тормозной системы во многом зависит от технического состояния колодок – элементов, прижимаемых к диску или барабану колеса при нажатии на педаль. Они оснащены накладками, которые постепенно истираются и в какой-то момент приходят в негодность. Реальный срок «жизни» деталей может быть разным и зависит от многих факторов. Поэтому каждый автомобилист должен следить за тормозными механизмами колес и четко определять, когда менять колодки. Чтобы контролировать износ накладок, не обязательно ездить на СТО, проверку можно выполнить самостоятельно.
Тормозная колодка представляет собой основание из толстого металла с прикрепленной к нему накладкой, сделанной из фрикционного материала. Составляющими в нем выступают каучук, графит и минеральные волокна, скрепленные технологическими смолами. Как часто менять эти важные для безопасной езды детали, указано в инструкции по эксплуатации авто. Обычно производители легковых машин рекомендуют соблюдать между заменами следующие интервалы:
Практика показывает, что передние тормозные колодки испытывают большую нагрузку, нежели задние, оттого изнашиваются быстрее.
Российским автолюбителям не стоит целиком полагаться на рекомендации в техническом паспорте, поскольку на износ накладок влияет множество факторов:
Отсюда возникает вопрос, сколько ходят колодки системы тормозов в реальной жизни. Диапазон пробега довольно широк – от 5 до 45 тыс. км в зависимости от марки авто и степени воздействия указанных факторов. Вот почему важно самостоятельно отслеживать состояние накладок.
В процессе езды отмечается несколько признаков, по которым можно сориентироваться, когда пора менять колодки передних либо задних тормозов, а то и все вместе. Симптомы такие:
Если при торможении со стороны колес слышится металлический скрежет и писк, то вопрос, через сколько менять негодные детали, уже не стоит. Замену необходимо сделать в срочном порядке, поскольку фрикционных накладок уже не осталось и стальное основание трется о рабочую поверхность диска.
Никогда не доводите тормоза до состояния полного износа, иначе вместе с колодками придется заменить диски, что существенно дороже.
Обнаружив один или несколько симптомов, указывающих на проблемы с колесными механизмами тормозов, проверьте состояние накладок. Рекомендации по выполнению диагностики следующие:
Когда в результате диагностики обнаружен износ элементов, близкий к максимальному, но замена откладывается по различным причинам, ездите аккуратно и без спешки. Случается, что изношенная накладка при резком нажатии на педаль отрывается целиком.
Проводя диагностику, обратите внимание на рабочую поверхность тормозных барабанов и дисков. Если ее выработка составляет 2 мм и больше (определяется по глубине канавки штангенциркулем), то деталь подлежит замене.
Помимо ситуации с критическим износом, менять тормозные колодки необходимо в таких случаях:
Еще одна причина замены связана с обилием низкокачественных подделок на рынке автомобильных запчастей. Новые колодки, купленные в ненадежной торговой точке, спустя 1-2 тыс. км начинают ужасно скрипеть либо пищать, хотя до полного истирания рабочей части еще далеко. Виновник — материал детали, чья твердость сравнима с металлом, отчего поверхность «зализывается» и появляется скрип. Если сделанные неизвестно из чего элементы не заменить, то резко увеличится выработка на тормозных дисках.
Многие современные авто оборудованы специальными датчиками, регистрирующими уменьшение толщины фрикционного слоя и подающими сигнал водителю, когда она достигает критического уровня. Это тоже причина, чтобы снять детали с изношенными накладками и поставить новые.
Правда, датчики нередко забиваются грязью, и теряют работоспособность, поэтому хозяину машины не помешает самостоятельно проверять состояние тормозов.
Правило первое и очень важное: нельзя менять передние либо задние тормозные колодки поодиночке. Нужно ставить комплект новых элементов на переднюю или заднюю ось, иначе при торможении автомобиль может сильно сносить вбок. Даже когда изношена одна накладка, замене подлежат все четыре. В качестве временного варианта допускается установка 2 новых деталей на одном заднем колесе.
Выбирая в магазине новые колодки, пользуйтесь такими рекомендациями:
В идеале следует покупать оригинальные изделия в заводской упаковке. Это избавит вас от неприятных неожиданностей, внеочередных замен и аварийных ситуаций при эксплуатации авто.
Современные автомобили для снижения скорости применяют механизмы, использующие в своей конструкции силу трения, и материалы с высокими фрикционными свойствами. При этом даже качественные тормозные колодки во время работы подвергаются износу и через определенное время нуждаются в замене. Разберемся, когда менять тормозные колодки, и определим интервал по времени либо по пробегу.
Некоторые водители проводят замену по прошествии 50…60 тыс. км, а для других дедлайн наступает уже на 10…15 тыс. км. Основными факторами в этой ситуации выступают способ эксплуатации, манера вождения, компания изготовитель колодок и тип тормозной системы.
Также стоит обратить внимание на сопутствующие элементы системы, от состояния которых зависит, через сколько менять тормозные колодки:
Износ этих комплектующих также приводит к скорому истиранию фрикционных накладок.
Качество и конструкция тормозных дисков либо барабанов оказывает прямое воздействие на работу тормозов в целом. Вентилируемые диски от известных производителей прослужат гораздо дольше за счет оптимальных условий, пробег колодок с ними увеличится.
Проводя диагностику тормозной системы, стоит проконтролировать правильность установки суппорта. Его перекос оказывает воздействие на равномерность износа колодок. Свойство сказывается и на эффективности торможения. Заметить данное явление можно по неравномерно вытертой накладке.
К негативным внешним факторам относятся следующие явления:
Эти обстоятельства способны сокращать эксплуатационный срок для изделий, так как основные фрикционные элементы теряют физико-химические параметры, закладываемые производителем.
Проводить замену колодок рекомендуется для всех колес одновременно. Это обеспечит гарантию качественной работы системы.
Большинство специалистов рекомендует проводить осмотр, а иногда уже и замену колодок на дисковых тормозах отечественных авто при пробеге 10…15 тыс. км. Редко бюджетные машины превышают этот интервал в 20 тыс. км. Для иностранных конструкций допустимый срок составит 15…20 тыс. км пробега. Коррекция вносится в зависимости от стиля вождения.
Читайте также: Диагностика неисправностей АБС своими рукамиДля барабанной конструкции тормозов автомобилист может не беспокоиться иногда и до 100…150 тыс. км пробега. Поэтому ответ на вопрос, как часто менять тормозные колодки, зависит кроме эксплуатационных факторов еще и от конструкции системы.
Важно иметь представление о материале, из которого изготавливают фрикционные накладки на колодки. Автопроизводители включают в состав иногда не один десяток компонентов, чтобы в итоге добиться необходимых свойств от материала. В результате это позволяет добиться мягкой и бесшумной эксплуатации, но при этом они остаются цепкими даже при агрессивном стиле вождения.
Структура накладок бывает нескольких типов:
Заменив колодки из базовой комплектации на своем автомобиле на более качественные, например, керамические, можно забыть на несколько десятков тысяч км пробега о проблеме с тормозами.
О степени износа колодок водитель может узнать по косвенным признакам. Необходимо лишь правильно интерпретировать эти сигналы. Одним из основных симптомов служит увеличение тормозного пути, а также нарушение прямолинейности во время торможения. К негативным факторам относится удлиненный ход педали и заметное снижение ее жесткости.
Автовладельцу стоит проконтролировать состояние накладок при скачкообразной блокировке во время торможения. Это происходит после истирания каучука, смол и остальных вкраплений, после чего происходит фрикционное взаимодействие металлических элементов колодки с тормозным диском.Износ формирует видимость биения колеса при торможении. Появляются скрипы, скрежет и остальные посторонние шумы. Данное поведение способно привести к заклиниванию колодок и полному блокированию колеса, что разрушительно скажется на всем узле.
Современные автомобили оснащены специализированными датчиками состояния колодок. После того как накладка снизится до критического размера, водитель получает соответствующее уведомление. В механических приспособлениях будет издаваться скрип. Для электронных блоков мониторинга предусмотрен световой сигнал на панели приборов. Лампочка загорается каждый раз при включении зажигания.
Также отдельные производители наносят специальные контрольные борозды, а когда накладка сотрется до такой степени, что борозды исчезнут, то ее нужно менять. Нежелательно доводить колодки до состояния, при котором накладка уменьшится ниже 2…3 мм.
Тормозная система — чуть ли не самое важное устройство в любом автомобиле. Однако даже у опытных водителей порой возникают вопросы по поводу нюансов обслуживания тормозной системы. «Авторамблер» отвечает на самые популярные из них.
Как определить степень износа тормозных дисков и колодок?
Трущиеся детали тормозной системы (колодки и диски) являются так называемыми расходными материалами, за которыми нужен глаз да глаз. В частности, для контроля износа тормозных колодок у большинства автомобилей предусмотрены «скрипуны» (металлическая пластина, которая, если колодка сильно износилась, начинает скоблить диск и издавать специфический звук). Ко всему прочему, на некоторые автомобили ставятся колодки с датчиками износа: когда накладки стерлись (минимальная толщина около 1-2 мм), бортовая система оповестит о необходимости их замены. Впрочем, правильнее всего периодически (хотя бы раз в 10 000 км) проверять толщину колодок и дисков самостоятельно. И если толщину колодок можно определить, как говорится, «на глаз», то для замера дисков уже понадобится штангенциркуль и руководство по эксплуатации машины, в котором прописаны соответствующие допуски автопроизводителя (обычно не менее 10 мм).
Есть ли средние интервалы, через которые нужно менять тормозные колодки и диски?
Срок службы тормозных колодок и дисков напрямую зависит от стиля вождения, а также от массы автомобиля и других его конструктивных особенностей. В среднем, при эксплуатации машины в городском режиме, передних колодок «хватает» на 20-40 000 км, а задних — в полтора раза больше (передние колодки более нагружены). При этом пробег накладок в барабанных тормозах составляет примерно 150 тыс. км.
Что же касается тормозных дисков, то обычно они «ходят» более 100 000 км. При этом нужно контролировать не только толщину тормозного «блина», но и его рабочую поверхность. На ней могут появляться трещины, которые снижают эффективность замедления автомобиля и провоцируют вибрации.
На что нужно обращать внимание при покупке колодок и тормозных дисков?
Прежде всего, приобретать колодки и диски лучше всего оригинальные или же популярных производителей (цена ниже оригинала, но несущественно). Высокая стоимость «оригиналов» не всегда оправдана, но это не значит, что нужно бежать за аналогами: вместо качественных деталей может попасться китайская подделка, которая, как правило, раза в два дешевле оригинальных запчастей. Поэтому покупать «расходники» лучше в известной сети автомагазинов или же у официальных дилеров.
К чему приводит несвоевременная замена колодок и дисков?
Несвоевременная замена дисков и колодок, помимо риска механической поломки «расходников» и отказа тормозной системы, может привести к выходу из строя тормозных суппортов: при уменьшении суммарной толщины диска и колодок тормозной поршень выдвигается из тела суппорта на большую величину, что может привести к его перекосу и заклиниванию.
Нужно ли менять тормозную жидкость после каждой замены колодок или дисков?
Замена колодок и дисков прямого отношения к замене тормозной жидкости никак не имеет. А менять ее следует соответственно регламенту, установленному заводом изготовителем (лучше всего — раз в два года или через каждые 30 тыс. км).
За помощь в подготовке материала благодарим Владимира Кладичкина, технического эксперта сети автосервисов «Вилгуд».
Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.
Безопасность автомобиля напрямую зависит от исправности всех систем в машине. Если проверку уровня масла, антифриза, тормозной жидкости, состояния рулевого управления и колес многие водители проводят регулярно, то износ тормозных колодок обычно заявляет о себе противным свистом и ухудшением тормозных свойств. Колодки относятся к расходным материалам, которые имеют свой срок службы и регламент замены. Разберемся, сколько ходят тормозные колодки, из чего изготавливаются, какой имеют ресурс, причины их раннего выхода из строя.
Часто вопрос «на каком пробеге менять тормозные колодки» возникает из-за отсутствия четкой информации от производителя. Так, в регламенте технического обслуживания моей машины (Nissan Note 1.4) указано, что вся тормозная система, включая колодки, проверяется при каждом ТО, неисправности устраняются или производится замена при необходимости. Хитрый дилер, в данном случае, может настаивать на смене колодок при каждом ТО.
Все типы тормозных колодок одинаковы по конструкции: это металлическая пластина, на поверхность которой нанесено фрикционное покрытие. Состав может сильно отличаться, поэтому выделяют основные разновидности:
На большинстве современных автомобилей спереди установлены дисковые тормоза, а сзади — барабанные. Барабанные задние тормоза имеют больший ресурс, чем дисковые. Это связано с их конструктивными особенностями – в закрытые барабаны попадает меньше грязи и пыли, площадь контакта колодок с тормозной поверхностью выше чем у дисков, а также с тем что они испытывают меньшие нагрузки в процессе торможения.
В среднем, ресурс барабанных тормозов в 2 или 3 раза выше, чем дисковых.
Отсюда следует вывод, что задние и передние колодки меняются в разное время, независимо друг от друга.
Самым распространенным материалом для фрикционных накладок являются составы с низким содержанием металла. Такие колодки идут на конвейер поставщиков ВАЗ, Форд, Рено и других популярных марок. Как часто следует производить замену для своих моделей, производитель определяет следующие интервалы:
Для переднеприводных автомобилей ВАЗ (калина, гранта, десятое семейство) — определен общий регламент через сколько менять колодки в силу схожести конструкций и массы автомобиля. Минимальная толщина абразивного слоя не меньше 1,5 мм, а средний ресурс для передних – 20-40 тыс. км и 80-140 тыс. км для задних. Все они снабжены индикатором износа, поэтому необходимость замены можно определить визуально.
Хендай Солярис не имеет регламентированного срока службы передних колодок, на практике это 25-30 тыс. км для версии с автоматом и немногим более для автомобиля с механикой. Задние в 2 раза дольше.
Для Форд Фокус рекомендуется замена передних колодок на пробеге 60 тыс. км или раньше при наличии внешних повреждений или недопустимого износа.
На Рено Логан передние тормозные колодки легко могут отходить 50-60 тыс. км, задние в барабанных тормозах не потребуют замены до 100-120 тыс. км.
Через сколько же км менять тормозные колодки в каждом конкретном случае, определяется стилем вождения, наличием АКПП и электронных помощников типа АБС и ЕСП, которые вмешиваются в управление автомобилем с помощью притормаживания того или иного колеса.
Заботясь о своем авто, не забудьте об аккумуляторе. А уж как выбрать аккумулятор расскажем мы.
Предстоит дорогая покупка? Инструкция, как не купить кота в мешке при покупке б/у автомобиля.
Ищите авто подешевле? Список самых дешевых моделей в мире.
Почему же у одних владельцев колодки приходят в негодность уже через 10 тыс. км, а другой на такой же модели автомобиля спокойно проезжает втрое больше? Износ очень тонкий параметр, зависящий от множества факторов:
Разобравшись, при каком примерно пробеге следует заменить колодки на новые, рассмотрим основные симптомы износа, методами, что не требуют специального инструмента и доступны каждому.
Внимание! Возможны ложные срабатывания из-за замыкания вследствие попадания влаги.
Принцип механического индикатора еще проще: при торможении будет слышен характерный свист индикатора.
При отсутствии индикатора вы услышите звуки трения металла об металл при разрушении или истирании фрикционного слоя.
Инструкция по расчету расхода топлива. Прочитай, поможет сэкономить.
Правильная зарядка аккумулятора спасет зимой. Узнай, как это сделать правильно и быстро.
Хотите посмеяться? Женщины за рулем — это что-то.
Правильным будет регулярно осматривать состояние колодок, совместив с другими сервисными работами – сезонная замена резины, работы в сервисе по обслуживанию ходовой части, регулировка развал-схождения.
Для осмотра нужно будет снять соответствующее колесо. Т.е. нужен домкрат или подъемник(яма). Также потребуется штангенциркуль, линейка для измерения оставшегося фрикционного слоя.
Обычно минимально допустимая толщина остаточного слоя 1,5 – 2 мм.
Тормозной диск с глубокими бороздами также свидетельствует о сильном износе. Для дисков минимально допустимая толщина 10-12 мм.
При осмотре следует помнить, что на каждом колесе по две колодки и осматривать нужно каждую. Довольно часто возникает такая неисправность, как заклинивание суппорта, что приводит к неравномерному износу.
Тормозные колодки всегда меняются комплектом на одной оси автомобиля! Тем самым устраняются последствия неравномерного износа с левой и правой стороны, а машина вновь становится прогнозируемой при торможении.
Износ тормозных колодок в задних тормозных барабанах определяется через специальное смотровое отверстие в корпусе барабана, если такового нет, то придется снимать весь тормозной барабан и с помощью линейки или штангенциркуля измерить остаточную толщину фрикционного слоя. Косвенно состояние задних колодок связано с ручным тормозом, когда он перестает держать или срабатывает на последнем щелчке – это говорит о повышенном износе.
Выбирая новые колодки в магазине, следует обратить внимание на их качество и оригинальность производителя. Лучше обратить внимание на проверенные фирмы: ATE, Dafmi, brembo, STS, ВАТИ. Дешевые некачественные изделия могут тормозить значительно хуже, а в критической ситуации разрушиться, что приведет к потере контроля за автомобилем.
Свидетельством того, что тормоза на данном колесе работают является блеск на диске или барабане:
У официального дилера, или на любом СТО, где занимаются ремонтом ходовой. Есть также специалисты занимающиеся только ремонтом тормозной системы.
Да, это реставрация тормозных колодок. Когда просто меняют фрикционный слой. По стоимости это обычно равно или даже дороже покупке новых колодок, однако фрикционный слой в этом случае намного толще и качественнее, как утверждают специалисты. В результате, ресурс отреставрированной детали вырастает в несколько раз.
Если вы решились на реставрацию, для сокращения простоя авто лучше поступить следующим образом: при очередной замене не выбрасывать колодки, а отдать на реставрацию, самому же в это времяездить на новых до их износа. При замене поставить отреставрированные, а старые восстанавливать и т.д.
По нормативам СТО на замену что задних, что передних колодок отводится 0,8 — 1,2 часа, в зависимости от модели авто.
Тормозные диски и барабаны требуют регулярной замены не так часто. Обычно их хватает на 3-4 комплекта колодок, после чего сильный износ диска будет сказываться на эффективности торможения и сроке службы новых колодок. Иногда, вместо замены достаточно проточить сам тормозной диск, если это позволяет его толщина. Таким же образом поступаем с тормозными барабанами.
Да, производители рекомендуют одновременную замену. Так новые диски прослужат дольше, т.к. старые колодки уже притерлись под неровности старого диска и начали бы неравномерно изнашивать новый.
Если же старые колодки «еще ничего», то не стоит их выбрасывать. Через год, когда новый диск уже будет не совсем новым, их можно будет использовать.
У каждого водителя со временем вырабатывается свой стиль вождения и появляется понимание через сколько километров нужно производить замену тормозных колодок. Выбрав качественные детали, обеспечивается безопасность на дороге, продлевается срок службы узлов тормозной системы.
Ситроен С4 — один из самых популярных французских автомобилей, который получил достаточно большое распространение на нашем рынке. Чаще всего встречается пятидверный кузов хэтчбек, также доступна и трехдверная версия, которая своим ярким дизайном больше привлекает молодое поколение, и седан. В июле 2008 года компания провела рестайлинг, в результате которого автомобиль получил косметические изменения во внешности, новые варианты оснащения, а в гамме моторов появилось два новых бензиновых двигателя.
Осенью 2010 года стартовали продажи нового Ситроен С4, с первого взгляда и не скажешь, что авто построено на платформе прошлого поколения, настолько существенно изменился внешний вид. Прежний Ситроен был одним из самых компактных представителей гольф классаа наследник заметно подрос, но при этом шасси и силовые агрегаты остались прежними.
Подавляющее большинство авто, представленных на вторичном рынке, оснащены бензиновыми двигателями, но иногда встречаются и дизельные версии. В линейке бензиновых моторов есть откровенно слабые агрегаты 1.
Моторы французского производителя очень чувствительны к качеству топлива, и если использовать не качественный бензин, то двигатель быстро засоряется. Бывали случаи, когда из-за использования плохого топлива образовывался нагар на клапанах после 50 — 60 тыс.
Также возможное падение компрессии при незначительном пробеге, в результате у машины пропадет мощность, а на ХХ постоянно будут плавать обороты. Поэтому перед покупкой Ситроен С4 с пробегом, обязательно нужно сделать диагностику и замерить компрессию. У машин с мотором 1.
Также после 100 тыс. Практически все моторы имеют ременной привод ГРМ, который нужно менять каждые 60000 км. На Ситроен С4 устанавливались пятиступенчатая механическая коробка передач и четырехступенчатый автомат.
Если про моторы, при условии заправки хорошим топливом, можно сказать, что с ними особых проблем нет, то автоматическая коробка считается слабым местом автомобиля. Если вы покупаете машину с пробегом 100000 км и более, а автомат еще не ремонтировался, можете быть уверенны, недешевый ремонт достанется Вам.
Чтобы продлить жизнь этого узла, нужно следить за тем, чтобы коробка не перегревалась противопоказаны пробуксовки и длительное движение в пробках в жару. Сцепление у машин на механике достаточно надежное и ходит 110 — 120 тысяч километров. В редких случаях на пробеге 50 — 60 тыс.
Что касается переключения механической трансмиссии, то если вдруг Вы услышите при переключении хруст, то скорее всего проблема в синхронизаторах. Подвеска у Ситроен С4 несложная, спереди здесь установлен стандартный МакФерсон, а — сзади полузависимая балка. Амортизаторы тоже обычные, что должно радовать покупателей подержанных автомобилей.
Средний строк службы амортизаторов, ступичных подшипников, шаровых опор, ШРУСов 80 — 90 тыс. В задней подвеске стуки появляются раньше чем в передней, так как здесь слабое место сайлент-блоки, которые выходят из строя при пробеге 30 — 40 тысяч км. Также может стучать пыльник амортизатора, который гуляет вверх и вниз по штоку.
Автомобиль оснащен электрогидравлическим усилителем руля. Гидронасос может дать течь через фишку, к которой подходит силовой кабель, и в случае замены придется перенастраивать электронный блок управления.
Кузов Ситроен С4 к коррозии не склонен, а первые вздутия лакокрасочного покрытия можно увидит на 7 — 8 летнем автомобиле, да и то не. А вот металл здесь легкий и мягкий, так что вмятины появляются достаточно. Качество сборки салона, учитывая класс автомобиля достаточно неплохое, также заслуживают похвалы и отделочные материалы.
Владельцы машин первых годов выпуска жалуются на то, что в салоне Ситроен С4 достаточно быстро появляются сверчки. К этим замечаниям производитель отнесся ответственно и на машинах последних годов выпуска данная проблема была полностью устранена.
По электрике у большинства французских автомобилей с нашими реалиями и климатом не все так хорошо, как хотелось бы и это авто не исключение. Усложняется все тем, что в холодную и сырую погоду в электронике Вы наблюдаете сбой, а стоит Вам заехать в теплый и сухой бокс автосервиса, все начинает работать исправно.
Ситроен С4 с пробегом достаточно быстро обесценивается, и это не спроста, так как уже к ста тысячам пробега автомобиль может подкинуть крупных неприятностей. Первая из них будет автоматическая трансмиссия, и если даже рассматривать вариант только с механикой, то проблем с электрикой все равно не избежать. Подвеска неплохая, но и ее образцом надежности тяжело назвать.
Если делать вывод, в общем, то этот автомобиль можно покупать только с механической коробкой, и после профессиональной диагностики. Если вы являетесь или являлись владельцем данной марки автомобиля, пожалуйста поделитесь своим опытом, указав сильные и слабые стороны авто.
Автор статьи пишет чушь полнейшую…… Ремень меняется на 120 000 тыс и он только на 1 моторе, на ЕП6 цепь. Двигатель 1. Топливо от 92 любое едят.
ЛКП слабое? Подвеска- какие расходники рулевые наконечники? Автор ты понимаешь что пишешь? Из а таких статей люди и думают что Ситроен и пежо плохие. Даже не писать а копировать друг друга.
Константин спасибо за Ваш отзыв! Ну во-первых, не понимаю где Вы увидели в статье информацию о слабом ЛКП? Во-вторых, рулевые наконечники, шаровые опоры, подшипники и т.
Бензиновые двигатели — то что производитель рекомендует менять ремень на 120000 км это не значит, что ремень выдержит такой интервал на новых Пежо официалы рекомендует менять масло раз в 25000 км, а к 150000 км люди меняют силовой агрегат. Автор ты пишешь полную бредятину извиняюсь конечно слабое лкп? Видимо ты на таза не ездил вот там оно конкретное и убогое по поводу электрики вообще нареканий нет а где скажите рулевые тяги и стабилизаторы не являются расходниками на любой машине они расходники это чисто разговор с вашей стороны ибо вы не владели данным авто раз пишите незняя.
Добрый день. У меня ситрик в семье вторая машина. Много начал есть бензина. Движок 1. Понятно что нажал и т. Друзья,подскажите чего сделать!!!!!!!???????
Разочаровался в статье. Ездил год на с4 2012г с мотором tu5jp4 это единственный с ремне в грм, слабенький но меганадежный. Пробег был около сотни, масла не потреблял ни капли. Эндоскопом лазил в цилиндры, такого чистого двигателя на таком пробеге ни у кого больше не видел — ни единого отложения на поршнях! ЛКП очень качественное! Продавал ее с пробегом 90 — на капоте единичные сколы и.
К бензину чувствительны это. Очень слабое описание автомобиля. Подвеска на новом авто служет намного лучше, на 80т. Про мотор EP6 рассказано очень мало который кстати более распостранён 120лс и 150лс далеко не самый идеальный но если следить то ходит норм.
Материал по теме: Как проверить уровень масла в АКПП Ситроен С3 2004
Ситр с 4 12 год Пробег 120 тыс. Сомтояние машины как новое ничего не требуетне мтучит не люфтит Менял колодки два разп ,тормозные диски и ремень генератора и все! Сцепление живое. Режим город. Пробег 145 000, конечно были замены разные, на большие бабки не попадал, в основном расходники, так что пока все норм. Не гнеет вообще нигде. Чаще всего шаровые выходят из строя. Может я не те аналоги подбирал. В остальном: кондер, печька, освещение, электроника, двигатель, ремень и т.
Вам также может понравиться. Комментарии Автор статьи пишет чушь полнейшую…… Ремень меняется на 120 000 тыс и он только на 1 моторе, на ЕП6 цепь.
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта.
Среди водителей-лихачей ходит присказка о том, что тормоза, мол, придумал трус. Но всё же абсолютное большинство автовладельцев прекрасно понимают, что хорошо работающая и надёжная тормозная система автомобиля залог безопасности движения. Не даром длина тормозного пути является важнейшим показателем тест-драйвов.
Дисковая тормозная система
На современных машинах, в том числе на Фольксвагене Поло, используется дисковая тормозная система: остановка авто происходит за счет трения элементов друг о друга. Наибольшую нагрузку при этом испытывают колодки, а следом за ними диски.
Считается, что своевременная замена колодок способна уберечь тормозные диски на Фольксвагене Поло от порчи. В целом так и есть! Тормозная колодка представляет собой металлическую пластину, покрытую фрикционным материалом, который и должен обеспечивать трение. При полном стирании покрытия колодок тормозные диски Фольксвагена Поло вступают в контакт со стальной основой колодок и, безусловно, страдают в гораздо большей степени.
Однако даже при регулярной и своевременной замене колодок тормозные диски на Фольксвагене Поло также придется менять!
Признаки необходимости замены тормозных дисков
Визуально диски, требующие замены, выглядят потерто: именно эти потертости и снижают качество торможения, ускоряют износ колодок. Сидя за рулем Фольксвагена Поло с изношенными тормозными дисками, водитель ощущает биение при торможении и слышит звуки, которые не могут не насторожить.
Степень износа тормозных дисков Фольксвагена Поло можно определить и более точно, пользуясь руководством по эксплуатации автомобиля. В среднем, как правило, диски необходимо менять при каждой второй замене колодок.
Стоит отметить, что все рекомендации по регулярности замены тех или иных деталей автомобиля носят довольно приблизительный характер. Плановость замены среднестатистическая величина. В реальной жизни расхождения бывают весьма существенны!
Износ тормозной системы зависит от целого ряда факторов: дорожного покрытия, преобладающих погодных условий, стиля вождения. На долговечность тормозных дисков Фольксвагена Поло, как это ни удивительно, влияет даже то, какие колодки используются в системе: разные производители выпускают колодки с различным составом фрикционного материала на них, что прямым образом отражается и на дисках.
Резюмируя, можно сказать лишь одно: для того, чтобы обеспечить себе безопасную езду, прислушивайтесь к своему Фольксвагену Поло и регулярно, а главное своевременно, меняйте детали тормозной системы, в том числе и тормозные диски!
Автомобили Toyota давно считаются неоспоримыми лидерами по продажам на рынках. Непосредственно, авто Toyota Corolla даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый продаваемый автомобиль в мире. Toyota Corolla, не смотря на огромную конкуренцию, практически, не имеет аналогов. Немного автомобилей могут похвастаться таким же прекрасным соотношением цены, качества, износоустойчивости деталей и, самое главное, безопасности.
Но, к сожалению, даже такие автомобили требуют ухода и ремонта, особенно, если Ваш автомобиль уже перешел грань 10ти летней эксплуатации. На что в особенности стоит обращать внимание, так это на тормоза. И речь идет не только об автомобилях марки Toyota. Хорошие тормоза – отличная безопасность, или спасенный пешеход. Данная статья будет посвящена более углубленному осмотру тормозных дисков и колодок.
Сorolla оборудованы двухконтурной гидравлической системой, разделенной между передними и задними колесами. Главный цилиндр имеет две емкости, которые питают оба контура жидкостью. В случае если один откажет – второй все равно будет работать. В основном на данные автомобили всегда ставятся передние тормоза дисковые, вентилируемые, а на задние – барабанно-дисковые. Каждый из этих видов тормозов регулируется автоматически, независимо от износа колодок.
Без особых знаний можно определить, что тормозная система доживает свои последние дни. Основные признаки нестабильной работы тормозов:
Рекомендуется менять сразу и диск и колодки, дабы увеличить срок их эксплуатации и повысить безопасность автомобиля. Несмотря на это, все же следует, периодически, делать осмотр тормозной системы в целях профилактики. Опираясь на статистику сервис центров Toyota, в среднем передние тормозные диски меняются при пробеге в 100-130 тыс.км. Задние же, более выносливы к нагрузкам. Вообще, принцип замены тормозов практически одинаковый для всех автомобилей, отличается лишь конструктивная особенность тормозов. Перейдем, непосредственно, к процессу замены тормозной системы:
Многие водители, дабы немного сэкономить своих средств, не меняют тормозные колодки на новые. Это крайне неразумный поступок, ибо старые стертые колодки имеют поверхность, не соответствующую новому диску. Нетрудно предположить, что будет и с самим тормозным диском. Он будет так же иметь неравномерную выработку и спустя определенное время от небольшого люфта у вас появится скрип или свист при торможении.
Данная процедура идентична замене передних тормозов, за исключением некоторых нюансов:
После проведения процедуры замены тормозных дисков и колодок необходимо залить новую жидкость и сделать прокачку гидравлической системы. Самый главный вывод: тормозам стоит уделять повышенное внимание и всегда содержать их в хорошем состоянии. Не важно, как быстро едет автомобиль, важно, чтоб этот автомобиль качественно и быстро остановился.
Какой ты водитель?
Вы летите по дороге и резко нажимаете на тормоз, когда едете на красный свет? Вы много путешествуете по склонам? Может ли ваше заднее сиденье использоваться как место для хранения вещей?
Ваши ответы на эти вопросы могут помочь вам определить, как часто нужно менять тормозные колодки и роторы. По правде говоря, нет установленного пробега, когда тормозные колодки или роторы потребуют замены. Ваши привычки вождения, дорожные условия и тип тормозных колодок, которыми в настоящее время оснащен ваш автомобиль, определяют срок службы тормозных колодок и роторов, а также частоту их замены.
Когда вы нажимаете на педаль тормоза, давление увеличивается с помощью гидравлической жидкости, известной как тормозная жидкость, для создания трения в колесах, заставляющего автомобиль останавливаться. В зависимости от настройки вашего автомобиля, когда педаль тормоза задействована, система рычагов, вакуумный, гидравлический или электронный механизм подает жидкость к каждому колесу. Движение давления приводит к попаданию тормозной жидкости в тормозные магистрали каждого колеса. Многие автомобили, оснащенные антиблокировочной тормозной системой , включают в себя клапан, который регулирует это давление, создаваемое для предотвращения блокировки тормозов и вынуждающего автомобиль раскручиваться.Как только давление создается, тормозные суппорты или колесные цилиндры прижимают тормозные колодки или колодки к ротору или барабану, увеличивая давление и трение, которые в конечном итоге замедляют и останавливают транспортное средство.
Долговечность тормозов может зависеть от нескольких переменных. Плотный городской трафик с частыми остановками и остановками, изношенные компоненты системы подвески, вес транспортного средства и грузовая нагрузка, крутые уклоны, состояние тормозной жидкости, привычки вождения и качество фрикционного материала тормозных колодок влияют на срок службы тормозной системы.
Итак, как часто нужно менять тормозные колодки? В зависимости от этих переменных срок службы большинства тормозных колодок составляет от 30 000 до 70 000 миль.
Тормозные диски могут прослужить дольше многих тормозных колодок, в зависимости от водителя и технического обслуживания тормозов. Многие роторы можно подвергнуть механической обработке или замене поверхности в зависимости от износа, который может продлить их срок службы. Если на тормозных дисках нет признаков деформации или других трещин, технический специалист может восстановить верхний слой до гладкой и плоской поверхности в соответствии со спецификациями производителя, чтобы дать ему новую жизнь.В зависимости от толщины материала и количества материала, которое необходимо удалить, ротор можно заменять более одного раза.
Техник сможет снять ваши роторы и определить, можно ли их обрабатывать и использовать повторно, или же целесообразно заменить их все вместе. Роторы следует подвергать механической обработке при каждом обслуживании тормозов вашего автомобиля, в том числе при замене тормозных колодок. Это обеспечивает более плавное и успешное торможение, что помогает продлить срок службы новых тормозных колодок.Однако у шлифовки роторов есть недостатки.
Обработка роторов — временное решение, и в какой-то момент роторы потребуют замены. Когда роторы подвергаются механической обработке, они теряют некоторое количество материала, что снижает тепловыделение, что может привести к незначительным потерям тормозной мощности и привести к потере торможения.
Не все автомобили оснащены роторами, которые можно обрабатывать. Во многих транспортных средствах с высокими рабочими характеристиками используется более мягкий ротор, который может иметь пазы или канавки, не позволяющие шлифовать поверхность.
Вы можете спросить, сколько стоит замена тормозных колодок? Однако затраты на ремонт тормозов различаются в зависимости от того, что необходимо для их правильного ремонта. Требования к автомобилю различаются в зависимости от марки и модели, а также состояния других компонентов тормозной системы. Специалист по тормозам сможет осмотреть систему и определить индивидуальные потребности каждого транспортного средства и дать оценку для правильного ремонта тормозной системы.
При вождении обязательно иметь надежные тормоза.Более частая замена тормозов, чем обычно, может стать дорогостоящей. Вот что можно и чего нельзя делать для продления срока службы тормозов:
Do:
Не звонить:
Не каждый водитель обращает внимание на ощущение и звук своего автомобиля. Знание того, к чему прислушиваться, и понимание того, как работает ваш автомобиль, поможет вам поддерживать его в надлежащем состоянии, чтобы вы управляли автомобилем с максимальной безопасностью.Одна из самых больших проблем безопасности для владельца транспортного средства — это уход за тормозной системой. Как узнать, что тормозные колодки изнашиваются? Как часто нужно менять тормозные диски? Это хорошие вопросы, которые следует задать своему специалисту по ремонту тормозов.
Тормоза жизненно важны для безопасности вашего автомобиля. Визг тормозов — признак того, что что-то не так. Иногда это может быть простой вопрос, который легко решить. Однако это также может быть признаком надвигающейся опасности. Крайне важно поддерживать тормозные диски , тормозные диски , колодки и суппорты в оптимальном состоянии.
Как работают тормоза? Когда вы нажимаете на педаль тормоза, суппорты заставляют тормозные колодки зажимать роторы (также называемые дисками). Давление на роторы предотвращает вращение колеса. Большинство роторов изготовлено из серого чугуна, поскольку он хорошо рассеивает тепло, что важно для предотвращения перегрева и износа тормозов. В высокопроизводительных автомобилях используются керамические роторы, которые легче и стабильнее на высоких скоростях и при любых температурах. Однако они дороже.Некоторые роторы имеют специальное антикоррозийное покрытие, которое помогает им хорошо выглядеть и служить дольше.
Итак, как часто нужно менять тормозные диски? Их следует заменять примерно каждые 70 000 миль на большинстве автомобилей. Конечно, это может варьироваться в зависимости от вашего стиля вождения, веса вашего автомобиля, качества тормозных компонентов и использования вашего автомобиля. Как и тормозные колодки , тормозные диски следует заменять попарно для равномерного торможения.
Если вы видите или слышите любой из следующих признаков, возможно, пришло время заменить роторы тормозов:Хотите знать, как часто нужно менять тормозные диски? Свяжитесь с нашими сертифицированными специалистами ASE сегодня в компании Elk River Tire & Auto, чтобы получить дополнительную информацию о тормозных дисках и колодках и назначить встречу. Наш автомобильный магазин в Elk River, MN с гордостью обслуживает жителей районов Zimmerman и Otsego, Minnesota .
Хотите знать, как часто нужно менять тормозные диски? Обратитесь к специалисту по ремонту тормозов в Elk River Tire & Auto за советом по поводу тормозных дисков и тормозных колодок.Не каждый водитель обращает внимание на ощущение и звук своего автомобиля. Знание того, к чему прислушиваться, и понимание того, как работает ваш автомобиль, поможет вам поддерживать его в надлежащем состоянии, чтобы вы управляли автомобилем с максимальной безопасностью. Одна из самых больших проблем безопасности для владельца транспортного средства — это уход за тормозной системой. Как узнать, что тормозные колодки изнашиваются? Как часто нужно менять тормозные диски? Это хорошие вопросы, которые следует задать своему специалисту по ремонту тормозов.
Тормоза жизненно важны для безопасности вашего автомобиля.Визг тормозов — признак того, что что-то не так. Иногда это может быть простой вопрос, который легко решить. Однако это также может быть признаком надвигающейся опасности. Крайне важно поддерживать тормозные диски , тормозные диски , колодки и суппорты в оптимальном состоянии.
Как работают тормоза? Когда вы нажимаете на педаль тормоза, суппорты заставляют тормозные колодки зажимать роторы (также называемые дисками). Давление на роторы предотвращает вращение колеса.Большинство роторов изготовлено из серого чугуна, поскольку он хорошо рассеивает тепло, что важно для предотвращения перегрева и износа тормозов. В высокопроизводительных автомобилях используются керамические роторы, которые легче и стабильнее на высоких скоростях и при любых температурах. Однако они дороже. Некоторые роторы имеют специальное антикоррозийное покрытие, которое помогает им хорошо выглядеть и служить дольше.
Итак, как часто нужно менять тормозные диски? Их следует заменять примерно каждые 70 000 миль на большинстве автомобилей. Конечно, это может варьироваться в зависимости от вашего стиля вождения, веса вашего автомобиля, качества тормозных компонентов и использования вашего автомобиля.Как и тормозные колодки , тормозные диски следует заменять попарно для равномерного торможения.
Если вы видите или слышите любой из следующих признаков, возможно, пришло время заменить роторы тормозов:Хотите знать, как часто нужно менять тормозные диски? Свяжитесь с нашими сертифицированными специалистами ASE сегодня в компании Elk River Tire & Auto, чтобы получить дополнительную информацию о тормозных дисках и колодках и назначить встречу.Наш автомобильный магазин в Elk River, MN с гордостью обслуживает жителей районов Zimmerman и Otsego, Minnesota .
Керри Баннистер
Керри БаннистерАвтор: Эндрю Теннина, среда, 7 июня 2017 г.
Точно так же, как ваш расход бензина будет зависеть от того, как далеко вы едете и насколько эффективно вы ведете машину, срок службы ваших тормозных колодок (или накладок) будет меняться. Для получения дополнительной информации тормозная колодка — это материал, который прижимается к металлическому диску или барабану (то есть тормозному ротору), чтобы остановить ваш автомобиль.
Тормозные колодки обычно необходимо заменять в среднем через каждые 75 000 километров пробега. Однако некоторые тормозные колодки необходимо заменить через 25 000 км пробега, в то время как другие могут прослужить 40 000 км.Чтобы получить более точное число для конкретных нужд вашего автомобиля, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля. Однако есть и другие индикаторы, которые также могут сказать вам, что ваши тормозные колодки на последнем этапе:
Каждый раз, когда шины вращаются или меняется масло, попросите механика взглянуть на тормозные колодки, чтобы определить уровень толщины. Для них это очень просто.
Тормозные колодки имеют небольшие металлические волоски в самом низу, чтобы водитель знал, когда у них скоро закончится цепкий материал. Немедленно замените тормозные колодки, издающие металлический скребущий звук.
Если торможение становится неустойчивым, роторы могут деформироваться.В этой ситуации вы можете очистить или отшлифовать поверхность ротора, чтобы она снова стала плоской. Однако проще и безопаснее полностью заменить тормозной ротор.
Обычно, если тормоза выглядят изношенными или начинают терять производительность, их следует заменить. Если от тормозов исходят какие-либо необычные шумы или искры, вы можете сразу же поручить их осмотр механику Fiix или спросить нас в чате в любое время.
Хорошие функциональные тормоза — ключ к безопасному, предсказуемому торможению и безопасному вождению.
Тормоза
Тормозные колодки
Тормозные диски
Автомобильная консультация
Безопасность
Тормозные колодки и диски работают вместе в своей решающей роли, создавая давление трения, необходимое для замедления вашего автомобиля.
Продолжайте прокручивать, чтобы воспользоваться нашим калькулятором тормозов и узнать, как заказать БЕСПЛАТНУЮ проверку тормозов …
Во время проверки ТО и ежегодного технического обслуживания автомастерские обычно сообщают вам, что осталось на тормозных колодках и дисках вашего автомобиля.Обычно они сообщают вам эту информацию одним из трех способов:
Тормозные колодки и диски необходимо заменить, когда фрикционные поверхности становятся слишком тонкими, чтобы быть в безопасности.Большинство производителей сообщат, когда необходимо заменить тормозные колодки и диски — вы можете найти это в своем справочнике или воспользоваться нашим удобным калькулятором тормозов выше. Вы также можете обратить внимание на следующие предупреждающие знаки о тормозах:
Эти простые шаги уменьшат износ ваших колодок и дисков, чтобы сэкономить ваши деньги в долгосрочной перспективе и продлить время вождения:
Тормозные колодки и диски являются обязательной по закону проверкой во время вашего ежегодного теста MOT.
Тормозные колодки и диски будут проверяться в рамках ежегодного обслуживания автомобиля.
Если вы не уверены, изношены ли ваши колодки и диски или нуждаются в замене, не волнуйтесь — вы можете заказать БЕСПЛАТНУЮ проверку тормозов в местном сетевом гараже MotorEasy сегодня.Мы поможем решить, подходящее ли время для замены колодок и дисков, а также сэкономим деньги на деталях и трудозатратах с помощью наших торговых скидок.
Чтобы забронировать бесплатную проверку тормозов, просто нажмите ссылку ниже, введите свои данные, выберите «Бесплатная проверка автомобиля», затем «Проверка тормозов» при появлении запроса.
Book My Free Brake Check
Посетите центр Lost in Translation, чтобы получить больше полезных руководств и советов для вашей следующей поездки в гараж.
Go To The Hub
Когда ваша нога нажимает на педаль тормоза, она упирается в главный цилиндр. По сути, это поршень, окруженный тормозной жидкостью. Жидкость движется вниз по тормозным магистралям, где заставляет суппорт прижать пару тормозных колодок к тормозному диску. Это, в свою очередь, замедляет колесо. Энергия, выделяющаяся при остановке вашего автомобиля, превращается в отходящее тепло, которое необходимо рассеивать.Поскольку у диска относительно быстрое время охлаждения, этот тип тормоза обеспечивает лучшую тормозную способность, чем барабанные тормоза, и широко используется в современных автомобилях.
Учитывая, сколько раз вы тормозите во время обычной поездки на автомобиле, неудивительно, что тормозные колодки и диски необходимо периодически заменять.
Чтобы убедиться, что тормоза в хорошем состоянии, необходимо зрение, слух и осязание.Вместе это даст вам хорошее представление о том, когда следует заменить тормоза для более плавного и безопасного вождения.
Ваши тормоза могут потребовать замены, если вы заметите любой из следующих признаков:
Тормозной диск Источник: Frontech Brake (Позже также узнаем больше о том, как часто менять тормозные колодки?)
Замена тормозного диска — важная практика технического обслуживания автомобиля, которую нельзя игнорировать.Практика предполагает избавление от старых тормозных дисков и установку новых. Управлять автомобилем с изношенными тормозными дисками очень рискованно. Они минимизируют эффективность тормозной системы.
Знаете ли вы, что изношенные тормозные диски могут увеличить стоимость обслуживания автомобиля? Допустим, вы продолжаете ездить, но знаете, что срок службы ваших тормозных дисков истек. Другие компоненты, окружающие тормозные диски грузовика, также могут быть повреждены. Вы ответственный автовладелец или любите свою машину? Забота о нем не должна вызывать споров.
Глава 1: Как узнать, нужны ли мне тормоза или роторы?
Тормозной диск Источник изображения Frontech
Как опытный автовладелец, бывают случаи, когда вы легко можете запутаться в разных вещах.
Например, наступает момент, когда нужно заменить тормозные колодки или роторы.
Однако вы не знаете, какой из них заменить.
Следует ли вам заменить гоночные тормозные колодки или роторы?
Хотя два компонента могут посылать смешанные сигналы, их можно различить.
Вы можете сказать, следует ли заменить тормозные колодки грузовика или тормозные диски грузовика.
1. ГлазамиОдин из способов узнать — просто использовать глаза.
Поверните рулевое колесо автомобиля, пока колеса не будут указывать далеко вправо или влево.
Под этим углом вы будете лучше видеть тормозную систему.
Вы сможете увидеть толщину оставшихся тормозов.
Если тормозная колодка оказывается меньше 1/4 первоначальной толщины, знайте, что вам необходимо заменить тормоза.
Могу я сказать, что тормозные диски нужно заменить, увидев?
Да, вы видите канавку на тормозном роторе?
Это признак того, что им злоупотребляли и его необходимо заменить.
Хороший тормозной ротор должен быть гладким с линейной поверхностью.
Не должно быть шероховатостей или бороздок.
2. Используйте свои ушиЗнаете ли вы, что с помощью ушей можно определить, нужно ли вам заменить тормозные колодки или тормозные диски?
Скрежет тормозной системы автомобиля указывает на износ тормозных колодок.
Их необходимо заменить как можно скорее.
С другой стороны, скрип и визг — признаки износа тормозного ротора.
Будьте осторожны, чтобы различить два звука.
3. С помощью ABSС появлением новых технологий дела, кажется, становятся лучше.
ABS (Antilock Braking System) легко скажет вам, что пора заменить ваши гоночные тормозные колодки.
Датчики ABS передают информацию на приборную панель вашего автомобиля, и вы сможете предпринять соответствующие действия.
Как видите, не нужно быть экспертом, чтобы знать, заменять ли тормозные колодки или ротор.
Большинство знаков являются физическими, и вы можете использовать их на комплектах рабочих тормозов.
Вот видео, которое показывает, когда знать, что нужно заменить тормозные диски
Глава 2: Как долго должны прослужить тормозные диски?
Честно говоря, определенного срока службы тормозных дисков нет.
Однако средний срок службы тормозных роторов с самым высоким рейтингом составляет от 20 000 до 70 000 миль.
Это может быть больше или меньше этих цифр в зависимости от нескольких факторов.
Одним из факторов является тип транспортного средства, которым вы управляете.
Еще одним фактором, который может повлиять на срок службы тормозных колодок и роторов высшего класса, является ваш стиль вождения.
Глава 3: Дисковые тормоза более эффективны, чем барабанные?
Изображение источника тормозного диска Frontech
С технической точки зрения дисковые тормоза более эффективны, чем барабанные.
Но почему?
Основная причина заключается в том, что дисковые тормоза более эффективно справляются с нагревом и трением, чем задние колодки и барабаны.
Это объясняет, почему большинство топовых автомобилей имеют дисковые тормоза.
Тормозная система этих автомобилей имеет передние и задние керамические тормозные колодки для эффективной работы.
Однако цена на передние и задние тормоза дисковых тормозов выше, чем на передние и задние колодки и барабаны.
Для повышения производительности и управления затратами дисковые тормоза обычно используются спереди, а барабанные — для задних.
Глава 4: Трудно ли заменить роторы
Источник тормозного ротора Frontech
Замена тормозных роторов — задача не сложная.
Вы знаете, как заменить тормозные колодки?
Вы можете заменить роторы одновременно с заменой тормозных колодок.
Как только вы снимете колеса, вы сможете увидеть ротор и тормозные колодки.
После этого вы можете приступить к замене тормозного ротора.
Что делать, если я не уверен в своих силах?
Всегда можно обратиться за помощью к специалистам.
А пока идет процесс замены тормозных роторов.
У каких ведущих брендов тормозных колодок мне следует покупать?
Вот список ведущих производителей тормозных дисков в мире.
Они известны производством и продажей лучших тормозных дисков.
1.Брембо
Brembo — известный производитель тормозных дисков из Италии.
Компания производит высокопроизводительные тормозные колодки и тормозные диски, которые используются в суперкарах и гоночных автомобилях.
2.StopTech
StopTech производит множество компонентов тормозной системы.
В его перечне продукции высококачественные тормозные диски
Он также производит качественные тормозные колодки.
3. блокировка питания
Powerstop зарекомендовал себя как популярный производитель тормозных колодок на вторичном рынке.
Тормозные диски от производителя вполне доступны
4. Тормоза EBC
Несмотря на то, что компания EBC известна своими тормозными колодками, она также производит тормозные диски.
У бренда есть разные тормозные колодки по разной цене.
Если вам нужны тормозные диски высокого класса или доступные по цене, вы найдете их в компании.
5. Тормоз Вагнера
Wagner Brake производит широкий ассортимент тормозной и светотехнической продукции.
Компания производит качественные тормозные диски для различных автомобилей, соответствующие стандартам OEM.
6.Frontech Brake
Frontech Brake — крупнейший производитель тормозных дисков в Китае ((Узнайте у Frontech Brake «как часто менять тормозные колодки?»).
Компания заработала репутацию в области продажи тормозных роторов премиум-класса, которые могут успешно конкурировать на рынке.
Помимо роторов Frotench также производит тормозные колодки.
7.Bosch
Bosch — еще один производитель тормозов, который заслуживает быть в этом списке.
Он известен производством лучших тормозных роторов, которые продаются по всей вселенной.
8.Феродо
Ferodo позиционирует себя как лидер в производстве современных тормозных дисков.
Он также стремится производить экологически чистые тормозные колодки.
Akebono — один из ведущих производителей тормозных дисков в Европе.
Он производит тормозные колодки как для дорогих, так и для пригородных транспортных средств.
10.Бендикс
Bendix специализируется на производстве защитного оборудования для транспортных средств.
Один из якорных продуктов компании.
Bendix работает в отрасли много лет и может похвастаться богатым опытом
ЗаключениеВ заключение можно заметить, что очень важно регулярно менять тормозные диски.
Однако здесь возникает большой вопрос: как часто?
Может быть столько раз, сколько возможно, в зависимости от состояния роторов.
Осмотрев или проверив тормозные диски или диски, вы сможете определить, нужно ли их заменять.
При замене тормозного диска не забудьте обратить внимание на марку тормозного диска.
Купить тормозные диски известных и надежных производителей.
Это самый надежный способ получить качественные тормозные диски
Также узнайте больше от FrontechChina «как часто менять тормозные колодки?» Когда нужно менять тормозные колодки?
СсылкиЧто общего у тормозных колодок с моторным маслом и воздушными фильтрами? Что ж, они, наряду с заменой шин и рядом других предметов обслуживания, являются кандидатами на плановое обслуживание вашего автомобиля, грузовика или внедорожника.Каждый из них необходим для обеспечения безопасной и плавной работы вашего автомобиля на дороге. Итак, производитель вашего автомобиля рекомендует регулярно обслуживать каждый элемент в соответствии с графиком технического обслуживания.
Тормозные колодки нужно менять время от времени — обычно где-то около пятидесяти тысяч миль (плюс-минус в зависимости от ваших привычек вождения). Это связано с тем, что нанесенный на них фрикционный материал со временем изнашивается. Когда ваши тормозные колодки изнашиваются слишком тонко, чтобы их можно было безопасно использовать (где-то 3-6 мм), пора проверить или заменить тормозные колодки.
Как водитель, вы уже знаете, что тормоза — самая важная функция безопасности вашего автомобиля. И вы, наверное, понимаете, что тормозные колодки нужно периодически менять. Но как насчет тормозных дисков? Их тоже нужно обслуживать? И если да, то можно ли их восстановить или их нужно заменить?
Что такое тормозной ротор?A Тормозной ротор является компонентом дисковой тормозной системы, используемой сегодня на большинстве транспортных средств.Ротор — это тяжелый металлический диск, который соединяет ваше колесо со ступицей. Когда колесо и шина вращаются, ротор вращается вместе с ними. Ваши тормозные колодки зажаты вокруг ротора. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, гидравлический зажимной механизм (называемый тормозным суппортом) прижимает тормозные колодки к бокам ротора, создавая трение, замедляющее и останавливающее ваш автомобиль.
Со временем и по мере использования фрикционный материал на ваших тормозных колодках, который может состоять из органических, полуметаллических или керамических материалов, изнашивается.Вот почему вам необходимо регулярно заменять тормозные колодки.
Хотя ваши роторы не обязательно предназначены для жертвоприношения, как тормозные колодки, они тоже изнашиваются. Они становятся тоньше. А чрезмерный нагрев от агрессивного торможения или перевозки тяжелых грузов может привести к остеклению и горячим точкам на роторах. На срок службы ротора влияет тип тормозных колодок, которые вы используете (полуметаллические колодки изнашиваются на роторе больше, чем органические или керамические), степень воздействия соли и влаги, а также ваш стиль вождения.Если вы склонны ездить на тормозах или агрессивно водить машину, ваши роторы изнашиваются быстрее. Качество роторов также может повлиять на их срок службы. Значит, ваши роторы тоже нуждаются в обслуживании.
Что такое шлифовка ротора?Традиционно тормозные диски подвергались механической обработке, или заменяли поверхность , каждый раз при установке новых тормозных колодок. Это означает, что технический специалист измерит роторы, чтобы убедиться, что они соответствуют минимальной толщине, рекомендованной производителем. Если они это сделали, и если у них оставалось достаточно материала для шлифовки, техник разбирал бы тормоза, снимал роторы, устанавливал их на станок (токарный станок для торможения) и удалял ровно столько материала, чтобы они снова стали гладкими и вращались правильно.
Но тормозные диски прошлого были тяжелыми и толстыми. У них была достаточная толщина материала, чтобы пройти несколько операций по шлифовке, поэтому их хватило на несколько замен тормозных колодок. Роторы современных автомобилей, как и роторы вашего автомобиля, сделаны легче. Это означает, что они тоньше, чем роторы прошлых лет, и часто не имеют достаточного запаса для шлифовки. Таким образом, шлифовка ротора, хотя и выполняется часто (на самом деле, новые станки, такие как токарные станки с тормозами на автомобиле, делают этот процесс более эффективным и точным), не так распространена, как раньше.Тем не менее, если определено, что ротор имеет достаточную толщину для шлифовки и не деформирован и не потрескался, шлифовка все еще возможна.
Замена или шлифовкаКогда появляется возможность замены покрытия? Когда техник измеряет ротор и обнаруживает, что допуски находятся в допустимых пределах для процедуры. В противном случае необходима замена.
Но иногда с самого начала лучше заменить ротор. Например, стоимость многих роторов сегодня намного ниже, чем в прошлом.Часто бывает более экономично просто заменить ротор, чем заменять его поверхность, что экономит ваше время и деньги. Или в случае, если вы пренебрегли предупреждающими знаками о необходимости замены тормозных колодок, в результате чего роторы были повреждены из-за контакта шлифовального металла с металлом. Эти сильно поврежденные роторы обычно необходимо заменять, а не ремонтировать.
Некоторые производители автомобилей даже требуют, чтобы вы заменяли роторы, а не ремонтировали их. В противном случае большинство отраслевых экспертов предлагают заменять их каждые 30-70 км.В любом случае, если роторы не подлежат замене, замена — ваш единственный выход. С другой стороны, конечно, это может быть ваш лучший вариант в любом случае.
Если вашему автомобилю требуется обслуживание дисковых тормозов, попросите квалифицированного специалиста в надежной ремонтной мастерской оценить тормозную систему и измерить роторы. Если на них нет признаков растрескивания или серьезных повреждений и если на них достаточно материала для шлифовки (и если это позволяет производитель), ваш техник может порекомендовать шлифовку.