матюгальник, динамик, репродуктор
Словарь русских синонимов.
сущ., кол-во синонимов: 4
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
.
громкоговоритель — громкоговоритель … Орфографический словарь-справочник
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — абонентский включается в трансляционную сеть напряжением 15 или 30 в и образует вместе с квартирной проводкой и штепсельной розеткой т. наз. абонентскую точку. Наиболее распространены типы электромагнитный и электродинамический (динамик).… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — устройство для преобразования электрических сигналов звуковых частот в акустические колебания в целях громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т. д.). Подводимые к громкоговорителю электрические сигналы вызывают механические колебания его… … Большой Энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, устройство для преобразования колебаний электрического тока в ЗВУК. Наиболее распространенная конструкция состоит из движущейся катушки, с прикрепленным к ней жестким картонным конусом, подвешенной в сильном магнитном поле.… … Научно-технический энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, громкоговорителя, ср. (неол.). Прибор, усиливающий звук в приемнике радиопередачи и делающий передачу слышимой на большом расстоянии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, я, муж. Прибор для громкого воспроизведения звука. Электродинамический г. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустический преобразователь (излучатель) для громкого воспроизведения речи, музыки и т. п., преобразующий электрич. сигналы звуковой частоты в акустические. Наиб. совершенные образцы воспроизводят диапазон частот 20 20000 Гц с… … Физическая энциклопедия
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — (Loud speaker) аппарат, предназначенный для громкого воспроизведения звуков в радиоприемных устройствах. Г. преобрадует электрические колебания низкой частоты в звуковые колебания. В зависимости от механизма этого преобразования различают Г.… … Морской словарь
громкоговоритель — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN Тематики спорт (общая терминология) EN loudspeaker … Справочник технического переводчика
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустическое устройство для громкого воспроизведения речи, музыки и др. звуков в открытую окружающую среду. Различают Г.: электродинамические, электромагнитные, конденсаторные и др. Г … Большая политехническая энциклопедия
dic.academic.ru
ГРОМКОГОВОРИ́ТЕЛЬ, громкоговорителя, ср. (неол.). Прибор, усиливающий звук в приемнике радиопередачи и делающий передачу слышимой на большом расстоянии.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
.
громкоговоритель — громкоговоритель … Орфографический словарь-справочник
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — абонентский включается в трансляционную сеть напряжением 15 или 30 в и образует вместе с квартирной проводкой и штепсельной розеткой т. наз. абонентскую точку. Наиболее распространены типы электромагнитный и электродинамический (динамик).… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
громкоговоритель
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — устройство для преобразования электрических сигналов звуковых частот в акустические колебания в целях громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т. д.). Подводимые к громкоговорителю электрические сигналы вызывают механические колебания его… … Большой Энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, устройство для преобразования колебаний электрического тока в ЗВУК. Наиболее распространенная конструкция состоит из движущейся катушки, с прикрепленным к ней жестким картонным конусом, подвешенной в сильном магнитном поле.… … Научно-технический энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, я, муж. Прибор для громкого воспроизведения звука. Электродинамический г. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустический преобразователь (излучатель) для громкого воспроизведения речи, музыки и т. п., преобразующий электрич. сигналы звуковой частоты в акустические. Наиб. совершенные образцы воспроизводят диапазон частот 20 20000 Гц с… … Физическая энциклопедия
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — (Loud speaker) аппарат, предназначенный для громкого воспроизведения звуков в радиоприемных устройствах. Г. преобрадует электрические колебания низкой частоты в звуковые колебания. В зависимости от механизма этого преобразования различают Г.… … Морской словарь
громкоговоритель — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN Тематики спорт (общая терминология) EN loudspeaker … Справочник технического переводчика
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустическое устройство для громкого воспроизведения речи, музыки и др. звуков в открытую окружающую среду. Различают Г.: электродинамические, электромагнитные, конденсаторные и др. Г … Большая политехническая энциклопедия
dic.academic.ru
(Loud speaker) — аппарат, предназначенный для громкого воспроизведения звуков в радиоприемных устройствах. Г. преобрадует электрические колебания низкой частоты в звуковые колебания. В зависимости от механизма этого преобразования различают Г. электромагнитные, электродинамические и электростатические.
Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941
.
громкоговоритель — громкоговоритель … Орфографический словарь-справочник
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — абонентский включается в трансляционную сеть напряжением 15 или 30 в и образует вместе с квартирной проводкой и штепсельной розеткой т. наз. абонентскую точку. Наиболее распространены типы электромагнитный и электродинамический (динамик).… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
громкоговоритель — матюгальник, динамик, репродуктор Словарь русских синонимов. громкоговоритель сущ., кол во синонимов: 4 • динамик (6) • … Словарь синонимов
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — устройство для преобразования электрических сигналов звуковых частот в акустические колебания в целях громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т. д.). Подводимые к громкоговорителю электрические сигналы вызывают механические колебания его… … Большой Энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, устройство для преобразования колебаний электрического тока в ЗВУК. Наиболее распространенная конструкция состоит из движущейся катушки, с прикрепленным к ней жестким картонным конусом, подвешенной в сильном магнитном поле.… … Научно-технический энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, громкоговорителя, ср. (неол.). Прибор, усиливающий звук в приемнике радиопередачи и делающий передачу слышимой на большом расстоянии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, я, муж. Прибор для громкого воспроизведения звука. Электродинамический г. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустический преобразователь (излучатель) для громкого воспроизведения речи, музыки и т. п., преобразующий электрич. сигналы звуковой частоты в акустические. Наиб. совершенные образцы воспроизводят диапазон частот 20 20000 Гц с… … Физическая энциклопедия
громкоговоритель — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN Тематики спорт (общая терминология) EN loudspeaker … Справочник технического переводчика
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустическое устройство для громкого воспроизведения речи, музыки и др. звуков в открытую окружающую среду. Различают Г.: электродинамические, электромагнитные, конденсаторные и др. Г … Большая политехническая энциклопедия
dic.academic.ru
Акустическая система
Абонентский громкоговоритель
Уличные громкоговорители
Alpha series 7.jpg
Речевые оповещатели для СОУЭ с 3 по 5 типы и музыкальной трансляции.
Рупорные громкоговорители чаще всего применяется в случаях, когда требуется большая громкость, но не требуется высокого качества звука — в таком случае достаточно просто создать рупорный громкоговоритель небольших габаритов, развивающий значительное звуковое давление при небольшой подводимой мощности (а значит — имеющий высокий КПД).
Рупорный громкоговоритель состоит из электродинамической головки прямого излучения и рупора. Чаще всего применяется в составе мегафонов, для озвучивания массовых мероприятий на открытом воздухе (в парках, на улицах и площадях), как наружное устройство для массового оповещения на производственных объектах, для излучения сигналов тревоги; сеть таких громкоговорителей имеется в распоряжении подразделений ГО и ЧС. Использовались в прошлом в многополосной акустике, преимущественно в киноиндустрии, для воспроизведения средних и высоких частот, от 1000 до 20 000 Гц, но в дальнейшем от рупорных громкоговорителей здесь отказались, так как для рупорных громкоговорителей сложно добиться высокого качества звука при небольших габаритах. Для более низких частот такие громкоговорители неприменимы, так как требуется рупор слишком большого размера.
В настоящее время рупоры с компрессионными драйверами иногда применяются и в бытовой Hi-Fi индустрии (Klipsch, Cerwin-Vega!), в сфере профессионального аудио (JBL pro), а также довольно широко распространены в нише так называемого High End Audio — эксклюзивной аудио аппаратуры для бытового пользования (Avantgarde Acoustic, Acapella Audio Arts, Cessaro), где чаще всего применяются крупногабаритные сферические рупоры на высоко- и средне-частотных диапазонах, а на низкие частоты работает активный НЧ-блок на динамических головках (хотя есть примеры полностью рупорных систем во всем диапазоне слышимых частот). Подобные изделия эксклюзивны и отличаются чрезвычайно высокой стоимостью.
Александр Грэм Белл запатентовал первую электродинамическую головку (капсюль) как одну из составных частей своего телефона, в 1876 г. В 1878 г. конструкция была усовершенствована Вернером фон Сименсом. Никола Тесла в 1881 г. также заявил об изобретении подобного устройства, но не патентовал его. В то же время Томас Эдисон получил британский патент на систему, использовавшую сжатый воздух в качестве механизма усиления звука в его ранних валиковых фонографах (см. сирена (акустика)), но в конечном итоге установил обычный металлический рупор, колебания воздуха в котором вызывались мембраной, связанной с иглой. В 1898 г. Х. Шорт запатентовал конструкцию громкоговорителя, управляемого сжатым воздухом, и затем продал права Чарльзу Парсонсу, получившему ранее 1910 г. еще несколько британских патентов.
Несколько компаний, включая Victor Talking Machine Company и Pathe, выпускали проигрыватели, использующие головки, управляемые сжатым воздухом. Однако подобные устройства (головки косвенного излучения) нашли лишь ограниченное применение ввиду плохого качества звука и неспособностью воспроизводить звуки низкой громкости. Разновидности подобных систем использовались в звукоусилительных установках (для больших площадей, стадионов и т. п.) и значительно реже в промышленности в испытательной технике вибростенды, например, для тестирования космического оборудования на устойчивость к низкочастотным вибрациям, производимым стартующей ракетой.
Современная конструкция головки с подвижной катушкой разработана в 1898 г. Оливером Лоджем. Принцип был запатентован в 1924 г. Честером У. Райсом и Эдвардом У. Келлогом.
Первые ГД с электромагнитами были очень больших размеров, а мощные постоянные магниты — труднодоступны ввиду значительной стоимости. Обмотка электромагнита, называемая полевой, намагничивается за счет тока, проходящего по другой обмотке головки (катушке подмагничивания). Такое включение имеет двоякую роль, ибо выполняет фильтрацию напряжения, питающего усилитель, к которому подключена данная акустическая система. Проходя по обмотке, фон переменного тока усиливается; однако, частоты переменного тока стремятся промодулировать аудиосигнал, поданный на звуковую катушку и складывающийся с слышимым шумом включенного устройства звуковоспроизведения.
Качество акустических звуковоспроизводящих систем до начала 1950-х годов было сравнительно низким. Продолжающееся до сих пор улучшение дизайна корпусов и материалов привело к существенному улучшению качества звуковоспроизведения. Наиболее значительными усовершенствованиями являются: усовершенствование рамы, открытие технологии высокотемпературной адгезии, улучшение технологии изготовления постоянных магнитов, усовершенствование измерительной техники, и наконец проектирование и анализ элементов при помощи компьютера.
Проектирование низкочастотных громкоговорителей (НЧ ГГ), как и всей конструкции в целом, так и их отдельных элементов, исходит из специальных требований, основные из которых следующие:
Для удовлетворения таким требованиям при проектировании НЧ ГГ уделяется большое внимание конструктивной и технологической разработке всех элементов: подвеса, шайбы, диффузора, пылезащитного колпачка, звуковой катушки, гибких выводов звуковой катушки, магнитной цепи и диффузородержателя.
www.wikiznanie.ru
4-Wege Lautsprecher.jpg
Акустическая система
Emz gromkogovoritel face.jpg
Абонентский громкоговоритель
Horn Speaker.jpg
Уличные громкоговорители
Рупорные громкоговорители чаще всего применяется в случаях, когда требуется большая громкость, но не требуется высокого качества звука — в таком случае достаточно просто создать рупорный громкоговоритель небольших габаритов, развивающий значительное звуковое давление при небольшой подводимой мощности (а значит — имеющий высокий КПД).
Рупорный громкоговоритель состоит из электродинамической головки прямого излучения и рупора. Чаще всего применяется в составе мегафонов для озвучивания массовых мероприятий на открытом воздухе (в парках, на улицах и площадях), как наружное устройство для массового оповещения на производственных объектах, для излучения сигналов тревоги; сеть таких громкоговорителей имеется в распоряжении подразделений ГО и ЧС. Использовались в прошлом в многополосной акустике, преимущественно в киноиндустрии, для воспроизведения средних и высоких частот, от 1000 до 20 000 Гц, но в дальнейшем от рупорных громкоговорителей здесь отказались, так как для рупорных громкоговорителей сложно добиться высокого качества звука при небольших габаритах. Для более низких частот такие громкоговорители неприменимы, так как требуется рупор слишком большого размера.
В настоящее время рупоры с компрессионными драйверами иногда применяются и в бытовой Hi-Fi индустрии (Klipsch, Cerwin-Vega!), в сфере профессионального аудио (JBL pro), а также довольно широко распространены в нише так называемого High End Audio — эксклюзивной аудио аппаратуры для бытового пользования (Avantgarde Acoustic, Acapella Audio Arts, Cessaro), где чаще всего применяются крупногабаритные сферические рупоры на высоко- и среднечастотных диапазонах, а на низкие частоты работает активный НЧ-блок на динамических головках (хотя есть примеры полностью рупорных систем во всем диапазоне слышимых частот). Подобные изделия эксклюзивны и отличаются чрезвычайно высокой стоимостью.
Александр Грэм Белл запатентовал первую электродинамическую головку (капсюль) как одну из составных частей своего телефона, в 1876 г. В 1878 г. конструкция была усовершенствована Вернером фон Сименсом. Никола Тесла в 1881 г. также заявил об изобретении подобного устройства, но не патентовал его. В то же время Томас Эдисон получил британский патент на систему, использовавшую сжатый воздух в качестве механизма усиления звука в его ранних валиковых фонографах (см. сирена (акустика)), но в конечном итоге установил обычный металлический рупор, колебания воздуха в котором вызывались мембраной, связанной с иглой. В 1898 г. Х. Шорт запатентовал конструкцию громкоговорителя, управляемого сжатым воздухом, и затем продал права Чарльзу Парсонсу, получившему ранее 1910 г. еще несколько британских патентов.
Несколько компаний, включая Victor Talking Machine Company и Pathe, выпускали проигрыватели, использующие головки, управляемые сжатым воздухом. Однако подобные устройства (головки косвенного излучения) нашли лишь ограниченное применение ввиду плохого качества звука и неспособностью воспроизводить звуки низкой громкости. Разновидности подобных систем использовались в звукоусилительных установках (для больших площадей, стадионов и т. п.) и значительно реже в промышленности в испытательной технике вибростенды, например, для тестирования космического оборудования на устойчивость к низкочастотным вибрациям, производимым стартующей ракетой.
Современная конструкция головки с подвижной катушкой разработана в 1898 г. Оливером Лоджем. Принцип был запатентован в 1924 г. Честером У. Райсом и Эдвардом У. Келлогом.
Первые ГД с электромагнитами были очень больших размеров, а мощные постоянные магниты — труднодоступны ввиду значительной стоимости. Обмотка электромагнита, называемая полевой, намагничивается за счет тока, проходящего по другой обмотке головки (катушке подмагничивания). Такое включение имеет двоякую роль, ибо выполняет фильтрацию напряжения, питающего усилитель, к которому подключена данная акустическая система. Проходя по обмотке, фон переменного тока усиливается; однако, частоты переменного тока стремятся промодулировать аудиосигнал, поданный на звуковую катушку и складывающийся с слышимым шумом включенного устройства звуковоспроизведения.
Качество акустических звуковоспроизводящих систем до начала 1950-х годов было сравнительно низким. Продолжающееся до сих пор улучшение дизайна корпусов и материалов привело к существенному улучшению качества звуковоспроизведения. Наиболее значительными усовершенствованиями являются: усовершенствование рамы, открытие технологии высокотемпературной адгезии, улучшение технологии изготовления постоянных магнитов, усовершенствование измерительной техники, и наконец проектирование и анализ элементов при помощи компьютера.
Проектирование низкочастотных громкоговорителей (НЧ ГГ), как и всей конструкции в целом, так и их отдельных элементов, исходит из специальных требований, основные из которых следующие:
Для удовлетворения таким требованиям при проектировании НЧ ГГ уделяется большое внимание конструктивной и технологической разработке всех элементов: подвеса, шайбы, диффузора, пылезащитного колпачка, звуковой катушки, гибких выводов звуковой катушки, магнитной цепи и диффузородержателя.
Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.
Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.
wiki-org.ru
-я, м.
Устройство для громкого воспроизведения радиопередач; репродуктор.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
громкоговоритель — громкоговоритель … Орфографический словарь-справочник
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — абонентский включается в трансляционную сеть напряжением 15 или 30 в и образует вместе с квартирной проводкой и штепсельной розеткой т. наз. абонентскую точку. Наиболее распространены типы электромагнитный и электродинамический (динамик).… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
громкоговоритель — матюгальник, динамик, репродуктор Словарь русских синонимов. громкоговоритель сущ., кол во синонимов: 4 • динамик (6) • … Словарь синонимов
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — устройство для преобразования электрических сигналов звуковых частот в акустические колебания в целях громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т. д.). Подводимые к громкоговорителю электрические сигналы вызывают механические колебания его… … Большой Энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, устройство для преобразования колебаний электрического тока в ЗВУК. Наиболее распространенная конструкция состоит из движущейся катушки, с прикрепленным к ней жестким картонным конусом, подвешенной в сильном магнитном поле.… … Научно-технический энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, громкоговорителя, ср. (неол.). Прибор, усиливающий звук в приемнике радиопередачи и делающий передачу слышимой на большом расстоянии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, я, муж. Прибор для громкого воспроизведения звука. Электродинамический г. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустический преобразователь (излучатель) для громкого воспроизведения речи, музыки и т. п., преобразующий электрич. сигналы звуковой частоты в акустические. Наиб. совершенные образцы воспроизводят диапазон частот 20 20000 Гц с… … Физическая энциклопедия
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — (Loud speaker) аппарат, предназначенный для громкого воспроизведения звуков в радиоприемных устройствах. Г. преобрадует электрические колебания низкой частоты в звуковые колебания. В зависимости от механизма этого преобразования различают Г.… … Морской словарь
громкоговоритель — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN Тематики спорт (общая терминология) EN loudspeaker … Справочник технического переводчика
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустическое устройство для громкого воспроизведения речи, музыки и др. звуков в открытую окружающую среду. Различают Г.: электродинамические, электромагнитные, конденсаторные и др. Г … Большая политехническая энциклопедия
dic.academic.ru
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
громкоговоритель — громкоговоритель … Орфографический словарь-справочник
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — абонентский включается в трансляционную сеть напряжением 15 или 30 в и образует вместе с квартирной проводкой и штепсельной розеткой т. наз. абонентскую точку. Наиболее распространены типы электромагнитный и электродинамический (динамик).… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
громкоговоритель — матюгальник, динамик, репродуктор Словарь русских синонимов. громкоговоритель сущ., кол во синонимов: 4 • динамик (6) • … Словарь синонимов
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — устройство для преобразования электрических сигналов звуковых частот в акустические колебания в целях громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т. д.). Подводимые к громкоговорителю электрические сигналы вызывают механические колебания его… … Большой Энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, устройство для преобразования колебаний электрического тока в ЗВУК. Наиболее распространенная конструкция состоит из движущейся катушки, с прикрепленным к ней жестким картонным конусом, подвешенной в сильном магнитном поле.… … Научно-технический энциклопедический словарь
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, громкоговорителя, ср. (неол.). Прибор, усиливающий звук в приемнике радиопередачи и делающий передачу слышимой на большом расстоянии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ, я, муж. Прибор для громкого воспроизведения звука. Электродинамический г. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустический преобразователь (излучатель) для громкого воспроизведения речи, музыки и т. п., преобразующий электрич. сигналы звуковой частоты в акустические. Наиб. совершенные образцы воспроизводят диапазон частот 20 20000 Гц с… … Физическая энциклопедия
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — (Loud speaker) аппарат, предназначенный для громкого воспроизведения звуков в радиоприемных устройствах. Г. преобрадует электрические колебания низкой частоты в звуковые колебания. В зависимости от механизма этого преобразования различают Г.… … Морской словарь
громкоговоритель — [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN Тематики спорт (общая терминология) EN loudspeaker … Справочник технического переводчика
ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — электроакустическое устройство для громкого воспроизведения речи, музыки и др. звуков в открытую окружающую среду. Различают Г.: электродинамические, электромагнитные, конденсаторные и др. Г … Большая политехническая энциклопедия
dic.academic.ru