Menu

Датчик температуры салона фокус 3: Поломки и ремонт климата и кондиционера. (с. 32)

Содержание

Шумит датчик Форд. Устраняем жажжание датчика температуры климат-контроля Ford Kuga 1

Когда в салоне автомобиля слышны посторонние звуки, которые имеют неизвестное для водителя происхождение, это всегда вызывает раздражение. Найти источник щелканья или жужжания на практике оказывается не всегда легко. В данной публикации речь пойдет шуме в районе панели приборов автомобиля Ford Kuga первого поколения. Причиной этого неприятного жужжания, как правило, становится датчик температуры климат-контроля, который может издавать звуки, как в прогретом салоне Форд Куга так и в холодном.


Почему жужжит датчик температуры климат-контроля Ford Kuga 1

Чтобы разобраться в причине, которая способствует возникновению шума и жужжания датчика температуры климатической системы Форд Куга первого поколения необходимо ознакомится с его устройством. Вышеупомянутый датчик представляет собой пластиковый корпус, в который вмонтирован моторчик с крыльчаткой. Со временем из-за нехватки смазки вал моторчика начинает издавать различные звуки. Также сам корпус датчика при неправильной установке и при наличии небольшого люфта вследствие вибрации также может жужжать.

Как устранить жужжание датчика температуры климат-контроля Форд Куга первого поколения

  1. Чтобы избавится от жужжания температурного датчика климатической системы, для начала необходимо проверить и при необходимости отрегулировать его местоположение. Датчик находится в правой части панели приборов районе рулевого колеса.
  2. Опускаем и оттягиваем руль до максимума. Затем необходимо извлечь пластиковую вставку обшитую заменителем кожу под приборной доской. Для этого сначала часть ее, которая ближе к приборам тянем на себя, а потом ту часть, которая ближе к рулевому колесу приподнимаем вверх и также тянем на себя. После этого накладка должна отсоединится от защелок.
  3. Справа видим датчик температуры, который необходимо аккуратно вытянуть.
  4. Если жужжит датчик температуры климатической системы Ford Kuga 1

  5. После его извлечения отсоединяем провода
  6. Теперь приступим к разборке корпуса датчика. Аккуратно отсоединив верхнюю часть корпуса, с помощью тонкой отвертки в местах указанных на фото, поддеваем и вынимаем микродвигатель с крыльчаткой.
  7. Аккуратно сняв крыльчатку, капаем каплю масла на вал и собираем все в обратном порядке. После чего ставим датчик температуры
    климат-контроля Форд Куга 1
    на место так, чтобы он плотно прилегал к стенкам посадочного места.

Как правило, после такой процедуры датчик температуры климатической системы функционирует без жужжания.

При подготовке публикации о том как устранить жужжание датчика температуры климат-контроля автомобиля Ford Kuga 1 была использована информация с сайта fkclub.ru

Особенности установки и самодиагностики климатического контроля на Форд Фокус 3

Форд Фокус третьего поколения впервые был продемонстрирован общественности в 2010 году, а уже через год сборка третьего Фокуса была налажена и в России. Первое время автомобили комплектовались системой кондиционирования, но позже машина обрела полноценный двухзонный климат-контроль. Неизбалованному отечественному автолюбителю такое новшество пришлось по душе, но установка и настройка климатической системы по-прежнему является ахиллесовой пятой многих автовладельцев, использующих только основные режимы климат-контроля.

Управление климат-контролем в Ford Focus III.

Многие из них даже не догадываются, сколько возможностей по организации комфортного микроклимата в салоне скрывает это замечательное приспособление. Впрочем, слово «скрывает» здесь не совсем уместно – просто мануал водители читают редко, предпочитая увеличивать свои знания через интернет или общаясь с другими владельцами Ford Focus III. И совершенно напрасно, но мы постараемся восполнить этот пробел.

Панель управления климатической системы Форд Фокус 3

Как и большинство современных автомобильных кондиционеров, автокондиционер третьего Фокуса включается автоматически, если температура снаружи автомобиля превышает 4 градуса тепла. Климатическая система может работать в ручном, автоматическом и полуавтоматическом режимах.

В перовом случае управлять направлением распределения воздуха по салону можно с помощью соответствующей рукоятки:

  • при переключении в режим, соответствующий букве А, будет происходить обдув зоны лица водителя/пассажиров,
  • режим В соответствует обдуву зоны ног/верхней половины салона одновременно,
  • при переключении в верхний режим С обдуваться будут только ноги,
  • режим D соответствует обдуву стёкол и нижней части салона,
  • при выборе режима Е потоки воздуха будут направлены на стёкла автомобиля.

Отметим, что в Форд Фокус 3 имеется возможность более точного регулирования воздушных потоков, для чего достаточно перемещать колёсико регулятора в промежуточные значения.

Управление скоростью вращения вентилятора осуществляется соответствующим четырёхскоростным регулятором (при установке в положение 0 вентилятор будет выключен). Кнопка включения режима рециркуляции позволяет блокировать поступления внутрь автомобиля наружного воздуха – при её нажатии воздух будет циркулировать по внутреннему контуру системы вентиляции/охлаждения, что полезно, когда автомобиль проезжает через загрязнённую местность. Отметим, что и выключение вентилятора, и включение режима рециркуляции могут привести к запотеванию стёкол, что чревато ухудшением безопасности вождения.

Чтобы в ручном режиме включить автокондиционер, необходимо использовать кнопку А/С. Выключение вентилятора автоматически приведёт к выключению и кондиционера (и наоборот – при переключении вентилятора в любой скоростной режим кондиционер включится автоматически). Для быстрого прогрева внутреннего пространства авто рекомендуется следующая комбинация управляющих регуляторов:

  • вентилятор – в положение 4 (максимальная скорость вращения),
  • регулятор температуры – на максимум,
  • направление обдува – С.

Для быстрого охлаждения салона необходимо использовать следующую комбинацию управляющих регуляторов:

  • вентилятор – в положение 4 (максимальная скорость вращения),
  • регулятор температуры – на минимум,
  • направление обдува – режим А.

При запотевании стёкол и образовании на них наледи рекомендуется использовать следующую комбинацию управляющих регуляторов:

  • вентилятор – в положение 4 (максимальная скорость вращения),
  • регулятор температуры – на максимум,
  • направление обдува – режим Е.

Добиться уменьшения влажности внутри автомобиля можно с помощью следующей комбинации управляющих регуляторов:

  • вентилятор – в положение 2 (средняя скорость вращения),
  • регулятор температуры – на максимум,
  • направление обдува – режим D.

Автоматический режим

Установка климат-контроля на Форд Фокус 3 в автоматический режим происходит при однократном нажатии клавиши AUTO. При этом климатическая система берёт на себя управление микроклиматом в салоне в соответствии с выбранным температурным режимом, объёмом и направлением воздушных потоков. Регулировка этих параметров происходит в режиме реального времени с учётом погодных условий за бортом автомобиля.

На Ford Focus III устанавливается двухзонная климатическая система, позволяющая формировать справа и слева различные температурные режимы. Если водитель ездит преимущественно один, есть возможность задействовать режим «моно», при котором водительские настройки микроклимата будут общими для всего салона.

В холодную погоду при включении зажигания, если климат-контроль работает в автоматическом режиме, независимо от пользовательских установок некоторое время обдув будет происходить только в направлении стёкол, дабы предотвратить их запотевание. Как только двигатель прогреется, будет задействован штатный режим работы. Отметим, что для корректной работы климатической системы необходимо следить, чтобы и зона дефлекторов, и внутренние датчики (температурный и солнечной радиации) были свободными от посторонних предметов.

Диапазон температур, поддерживаемых климат-контролем Форд Фокус 3, лежит в диапазоне 15. 5 – 29.5º C, причём изменять наиболее комфортную для водителя/пассажиров температуру можно с шагом в полградуса. При установке температурного регулятора в положение LO (минимально допустимая температура) система будет работать только на охлаждение, без регулирования температуры. При повороте рукоятки в положение HI (максимальный обогрев) будет задействован только отопитель, и опять же без отслеживания заданной температуры.

Чтобы переключится в однозонный режим, необходимо нажать и удерживать кнопку «AUTO», пока на дисплее не высветится соответствующая надпись «Mono». Для включения двухзонного режима достаточно просто повернуть рычаг установки температуры со стороны пассажира. Если между левым и правым пользовательским значениями температуры имеется рассогласование, превышающее 4 градуса, климатическая система подкорректирует пассажирский параметр таким образом, чтобы не выходить за границы четырёх градусов.

Управление параметрами микроклимата в автоматическом режиме

Для эффективного распределения воздуха следует использовать три кнопки, расположенные с нижней стороны консоли климатической установки.

Возможна любая комбинации этих трёх клавиш, что в совокупности позволяет задать 7 различных режимов обдува – А, В, С, АВ, АС, ВС, АВС.

Отметим, что при нажатии кнопки удаления влаги, наледи и инея с ветрового стекла (расположенной в правом верхнем углу консоли) все три режима обдува отключаются, при этом начинает работать кондиционер, нагнетающий в салон наружный воздух, а включение режима рециркуляции окажется заблокированным. Кроме того, при использовании данного режима вручную изменить скорость вращения вентилятора и задать температуру не получится – управление всеми параметрами возьмёт на себя климат-контроль, задействовав максимальную температуру и скорость вентилятора. Отключение режима удаления наледи производится нажатием кнопки AUTO.

Принудительное включение/выключения автокондиционера производится однократным нажатием клавиши А/С, при этом текущий статус кондиционера будет отображаться на дисплее (А/С ON или A/C OFF).

При высокой температуре снаружи/внутри транспортного средства климатическая система будет периодически включать режим рециркуляции, который способствует более быстрому охлаждению салона (за счёт циркуляции воздуха по малому кругу, включающему испаритель автокондиционера, без использования тёплого забортного воздуха).

Выключение автоматического режима производится посредством кнопки OFF, расположенной под клавишей удаления наледи. Климат-контроль Форд Фокус 3 запускает при этом режим рециркуляции.

Определение неисправностей климатической системы Ford Focus 3

Преимущество климат-контроля над обычной системой кондиционирования заключается не только в избавлении водителя от необходимости слежения за микроклиматом в автомобиле. Хотя это и является основным предназначением климатической системы, не менее важная её особенность состоит в способности выполнять самодиагностику состояния большинства узлов и деталей. В случае выявления отклонений от режима нормального функционирования блок управления КК записывает в память эти ошибки, что позволяет существенно облегчить задачу диагностирования неполадок климат-контроля.

Вывод результатов тестирования можно производить непосредственно на дисплей климатической установки. Чтобы перейти в режим считывания ошибок, необходимо после включения зажигания убедиться, что аккумулятор находится в заряженном состоянии (выдаёт 9 – 15 В), включить климатическую установку, нажать и удерживать одновременно кнопки «обдув ног» и OFF на протяжении 2 – 3 секунд. Отпустив кнопки, следует примерно на полторы секунды зажать клавишу AUTO, в результате чего запустится режим самодиагностики.

Он будет отображаться миганием символов на дисплее, а при обнаружении неисправностей примерно через 10 секунд они начнут отображаться на дисплее с обеих сторон одновременно, первая двухсимвольная половине кода – с правой стороны, вторая – слева. Режим самодиагностики климат-контроля Форд Фокус 3 можно в любой момент остановить нажатием какой-нибудь клавиши на панели блока управления. Однако здесь нужно быть осторожным: остановка обнаружения ошибок нажатием кнопки «Defrost» (быстрая разморозка стёкол) приведёт к удалению всех ошибок из памяти контроллера.

Просматривать коды ошибок можно также в любой момент времени, необязательно во время проведения самодиагностики. Для этого нужно выполнить следующую последовательность действий:

  • включить климатическую установку,
  • нажать одновременно кнопки «обдув ног» и OFF и на протяжении 2 – 3 секунд удерживать их,
  • нажать клавишу «обдув лица» с удержанием её на протяжении полутора секунд.

В результате все ранее обнаруженные неисправности будут высвечены на дисплее климат-контроля. Если требуется очистить память контроллера – нужно выйти из режима нажатием клавиши «Defrost». Программное обеспечение климатической установки Форд Фокус 3 предусматривает возможность просмотра версии прошивки – выход в этот режим аналогичен запуску самодиагностики, только вместо кнопки AUTO следует на протяжении 1,5 секунд удерживать клавишу А/С. Выход из режима – нажатие любой клавиши.

Описание (расшифровка) кодов ошибок, высвечиваемых на дисплее климатической установки Ford Focus III:

  • 9027 – наличие короткого замыкания (КЗ) в электрической цепи температурного датчика, расположенного на выходе правых воздуховодов (дефлекторов) на приборной панели (КЗ на массу),
  • 9028 – обнаружение обрыва в электроцепи температурного датчика, расположенного на выходе правых воздуховодов (дефлекторов) на приборной панели,
  • 9029 – наличие КЗ электроцепи температурного датчика, расположенного на выходе правого дефлектора обдува ног (КЗ на массу),
  • 9030 – обнаружение обрыва в электроцепи температурного датчика, разрыв электрической цепи датчика температуры воздуха, расположенного на выходе правого дефлектора обдува нижней половины салона,
  • 9200 – наличие неисправности в электроцепи на участке расположения кнопок консоли климат-контроля,
  • 9242 – имеются нарушения целостности электроцепи на участке расположения исполнительного устройства, приводящего в движение заслонку системы рециркуляции,
  • 9251 – имеются нарушения целостности электроцепи (разрыв) на участке расположения салонного температурного датчика,
  • 9253 – имеются нарушения целостности электроцепи (КЗ) на участке расположения салонного температурного датчика (КЗ на массу),
  • 9259 – обнаружен разрыв электроцепи датчика измерения уровня солнечного излучения,
  • 9261 – обнаружено КЗ электроцепи датчика измерения уровня солнечного излучения (КЗ на массу),
  • 9262 – имеются проблемы с целостностью электроцепи на участке расположения исполнительного устройства, осуществляющего управление заслонками воздуховодов и системы антиобледенения панели приборов,
  • 9263 – имеются проблемы с целостностью электроцепи на участке расположения исполнительного устройства, управляющего работой заслонки распределения воздушного потока, направляемого в салон машины,
  • 9342 – поломка модуля управления климат-контролем (внутренняя неисправность),
  • 9676 – питающее напряжение вышло за границы допусков (9-16 В),
  • А266 – обнаружены проблемы с электрической цепью исполнительного устройства, управляющего работой левой заслонки температурного регулятора,
  • А267 – обнаружены проблемы с электроцепью исполнительного устройства, управляющего работой правой заслонки температурного регулятора,
  • А297 – наличие разрыва электроцепи на участке температурного датчика, расположенного на выходе дефлекторов левой стороны панели приборов Форд Фокус 3,
  • А298 – наличие КЗ электроцепи на участке температурного датчика, расположенного на выходе дефлекторов левой стороны панели приборов Форд Фокус 3 (КЗ на массу),
  • А299 – наличие разрыва электроцепи на участке температурного датчика, расположенного на выходе левых дефлекторов обдува ног,
  • А307 – наличие КЗ электроцепи на участке температурного датчика, расположенного на выходе левых дефлекторов обдува ног (КЗ на массу),
  • А308 – обнаружено нарушение целостности электроцепи в районе температурного датчика, расположенного возле вентилятора обдува,
  • А426 – обнаружен разрыв электроцепи на участке правого датчика измерения уровня солнечной активности,
  • А427 – обнаружено КЗ электроцепи на участке правого датчика измерения уровня солнечной активности (КЗ на массу),
  • А516 – имеются проблемы с целостностью электроцепи на участке нахождения модуля управления обдувным электровентилятором.

Руководствуясь данной таблицей, можно в оперативном режиме локализовать и устранить все неисправности, связанные с работой электрической части климатического контроля Форд Фокус 3.

Замена датчика наружной температуры автомобиля Ford Focus 3

Ford Focus 3 - замена датчика наружной температуры

Такой контроллер, как наружный датчик температуры, сегодня устанавливается практически на любой автомобиль, включая Форд Фокус 3. Этот узел отвечает за бесперебойность работы силового агрегата и имеет весьма простую конструкцию, основанную на термисторе, в связи с чем часто необходима замена датчика температуры наружного воздуха на Ford Focus III.

Особенности работы и тестирования датчика наружной температуры

С помощью данной детали возможно исключение вероятности перегрева мотора, а также информирование водителя о прогреве двигателя в холодную пору года. Если контроллер подает неверные данные, бортовой компьютер начинает неправильно отсчитывать объем горючего, в итоге попадающая в цилиндры смесь сгорает не полностью. Излишне обогащенная смесь заливает свечи и препятствует запуску двигателя, так что замена датчика должна производиться своевременно.

Что касается ситуаций, при которых требуется заменить внешний температурный датчик, следует периодически проверять данный контроллер посредством мультиметра и цифрового термометра. Необходимо снять датчик и поместить в емкость с подогретой до 100 градусов водой, а затем выполнить тест сопротивления, которое должно быть на уровне 175 Ом.

После охлаждения воды до 50 градусов, сопротивление повысится до 970 Ом, а когда вода охладиться до 20 градусов, произойдет увеличение показателя до 3500 Ом. Если же характеристики значительно отличаются, необходима замена датчика наружной температуры на Форд Фокус 3.

Как осуществляется замена контроллера наружной температуры

Подобный ремонт автомобилей Форд Фокус 3 требует приобретения нового датчика соответствующей конфигурации. Важно учесть, что лучшим местом для установки контроллера является зона возле радиатора, где на узел не будет воздействовать разогретый воздух, исходящий от двигателя.

Устройство следует надежно закрепить и подключить к проводу с массой, идущему из салона машины. Если же на автомобиле ранее не был установлен такой датчик, необходимо снять приборную панель и отыскать контакт для подсоединения контроллера. Лучшим решением для этого будут рекомендации из сервисной книги к Ford Focus 3.

Если после замены узла наблюдаются ошибки в его работе, следует отсоединить АКБ на 15-20 минут, затем вновь подключить все контакты и снова проверить функциональность датчика.

Датчик температуры Форд Фокус 1: ремонт температурного измерителя

Датчик температуры форд фокус 1 соответствует аналогичным приборам в последующих версиях форд фокус 2 и форд фокус 3. По сути своей все последующие модели являются обычным рестайлингом предыдущей модели. Могут добавляться дополнительные функции на подобии датчиков слежения за усталостью водителя. Изменяется внешний вид транспортного средства, но внутренний мир остается прежним за незначительными изменениями.

Отсюда и выходят всё те же возникающие проблемы, те же слабые места и те же способы их починки.

Какие бывают неисправности температурного сенсора?

Слабым местом в автомобилях форд фокус, как и в их брате, форд эскорт является проводка и опасность ржавления. Покупая эти автомобили с рук, всегда в первую очередь проверяется каждый уголок на наличие ржавчины, а потом осматривается электронная проводка. Ее замыкание и износ практически повсеместны в автомобилях этого производителя.

 Загрузка ...

Нельзя сказать, что эти недочеты являются легко исправляемыми. Одно дело, когда производитель вставляет дешевые осветительные приборы, выходящие из строя в ближайший месяц эксплуатации, и совсем другое дело проводка и подверженность металла коррозии.

Замена проводки стоит баснословных денег, а попустительствовать с ее периодическим выходом из строя означает ждать, когда она выведет из строя или замкнет другие устройства, к которым подключена. Аналогичным образом и металл, как разрастающаяся опухоль, которую потом приходится вырезать целыми пластами.

Корпус термостата

Температурные датчики в результате чаще всего не являются источником проблемы, но являются ее продолжением. В случае если температурный механизм показывает неверные данные, или с мотором возникли проблемы связанные с датчиком, в первую очередь проверьте контакты проводки, прочистите их, удостоверьтесь в отсутствии проблем на протяжении всего провода.

С развитием модели автомобиля становится всё больше зондов, а с ними и проблемы. С кондиционерами приходили температурные детекторы внутреннего воздуха. Так же как и у детектора температуры охлаждающей жидкости, основной его проблемой была проводка.

Рекомендуем купить

Замена измеряющих детекторов

Как правило, заменой зондов занимается сервисная служба, однако на деле это не так сложно осуществить и самому. Обычно это осуществляется в четыре простых этапа:

  1. диагностика проблемы;
  2. осмотр проводки;
  3. отключение проводов;
  4. замена детектора.

В отношении ДТОЖ это выглядит несколько сложнее, так как там перед откручиванием прибора надлежит слить охлаждающую жидкость. Если охлаждающую жидкость не слить она обязательно выльется при откручивании прибора.

Замена термостата в авто Форд Фокус

А в плане диагностики ДТОЖ определяется целым перечнем проблем:

  • внезапная остановка работы двигателя;
  • автомобиль заводится не с первого раза;
  • грязный выхлоп;
  • повышенный расход топлива, вплоть до тридцати дополнительных процентов от обычного.

В целях экономии замену детектора охлаждающей жидкости нужно проводить практически незамедлительно. Охлаждающую жидкость сливать необходимо не только во избежание потерь антифриза, но и для того чтобы эта жидкость не ошпарила или не облила вас под возможным напором. По этой же причине автомобилю лучше дать остыть после работы.

Диагностировать датчик имеет смысл, только если вы не уверены, что сломался именно он. В противном случае старый прибор можно сразу выкидывать, так как ремонту он не подлежит. А на его место устанавливается новый измеритель, с новым кольцом уплотнителя и герметиком при необходимости.

YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.

Правильно пользуемся современными климат-системами — ДРАЙВ

Правильный микроклимат в салоне автомобиля ― это не только вопрос комфорта. Если температура в кокпите повышается с 25 С° до 35, время реакции водителя увеличивается примерно на 20%. Например, фирма SEAT считает, что «перегретый» водитель опасен в той же степени, что и пьяный с содержанием алкоголя в крови 0,5 промилле. Кроме того, климатические системы помогают держать чистыми окна. Всё это вопрос не только уюта, но и безопасности.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.

Смотрите, как много места требуют узлы климатической системы даже в таком немаленьком автомобиле, как Mercedes-Benz S-класса (W220). В вазовской «копейке» очень эффективная по тем временам «печка» занимала объём во много раз меньший.

Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.

На Саабе 900 образца 1979 года впервые появился «тепловой занавес» ― постоянный поток вдоль дверей, значительно улучшающий уют зимой. До эпохи климат-контролей в центральные дефлекторы на многих машинах подавался холодный забортный воздух (синие стрелки).

Цифры, задаваемые вами на автоматическом климат-контроле, ― всего лишь некий условный индекс уюта, а не точная температура в градусах Цельсия. В разных частях света у людей свои привычки и представления о комфорте, и автопроизводители это учитывают. Одна и та же фактическая температура в салоне может соответствовать 20–22 «градусам», выставленным на пульте европейского автомобиля и 22–24 «градусам» ― в машине азиатского бренда. Поэтому пересев из Фольксвагена в Nissan, не удивляйтесь, что будете замерзать при привычной цифре «22» на дисплее.

Компьютерные методы проектирования позволили сделать климатические системы эффективнее и тише в работе. Обратите внимание, как важен поток из передних дефлекторов в салоне кроссовера Skoda Kodiaq для задних пассажиров.

Ручное управление направлением обдува ― тоже в некотором роде иллюзия. Даже если речь идёт об автомобиле с прямым механическим управлением «печкой», например, перевод рукоятки в положение «в ноги» означает лишь то, что вниз пойдёт основной поток. Десять-двадцать процентов воздуха всё равно будет подаваться на лобовое и боковые стёкла, чтобы они не запотевали, а разница температур между верхними и нижними слоями не стала дискомфортной. Сейчас почти все «печки» и «кондеи» достаточно мощны, а разница между плохими и хорошими системами заключена именно в нюансах подобных тонких настроек.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.

Один из лучших блоков управления климатом среди бюджетных машин: Renault Arkana. Крупные, логичные органы управления. Индекс температуры можно выставить с точностью до 0,5 «градуса». Но индикации происходящего в режиме Auto нет.

«Лицо» климат-контроля ― его пульт управления. Мы считаем, что он должен быть организован логично и рассчитан на руки в перчатках. Хорошо, когда даже в автоматическом режиме на дисплее показывается, куда и как дует климатическая система, а не просто горит Auto ― это спасает от лишних манипуляций. Для России особенно важно, чтобы легко было на ощупь включить рециркуляцию воздуха ― вероятность «упереться» на шоссе в дымящий КамАЗ или карбюраторный пазик, не имея возможности обогнать их на протяжении нескольких километров, очень велика. Спасение от сажи и вони в салоне ― только в закрытии заслонки рециркуляции.

«Недораздельный» климат-контроль ― это когда из температуры, распределения потоков и скорости вентилятора индивидуально регулируются не все параметры.

Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.

Существенную роль играет вытяжная вентиляция через клапаны, обычно расположенные в заднем бампере. Чем она эффективнее ― тем свежее воздух в салоне.

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.

Климатические системы автопроизводители традиционно заказывают у специализированных поставщиков. Таких в мире с десяток. Справа ― испаритель кондиционера со встроенными в соты теплоаккумуляторами, для машин со старт-стопом.

Поэтому самый важный совет: не мешай машине работать! Выставить комфортный индекс температуры, нажать кнопку Auto и ничего не трогать. Но сначала надо позволить автоматике работать максимально эффективно ― открыть все дефлекторы, не заслонять датчики и не открывать окна и люк. Правда, если нежарко и нет опасности запотевания стёкол, можно вручную отключить кондиционер. Многие современные компрессоры регулируются по производительности плавно и не увеличивают расход топлива так драматически, как было лет 20 назад. Однако физику не обманешь: несколько процентов роста расхода всё равно «кондей» даёт.

Система охлаждения Лады Гранты: весь малый круг (показан красным), минуя одноклапанный термостат, идёт через «печку». В салоне теплеет сразу после пуска. Подобную схему, но с возвратным краном отопителя применял всё тот же Saab 900 в конце 70-х.

Современные блоки HVAC (Heating, Ventilation, Air conditioning) ― то есть собственно «комбайны», готовящие и поставляющие воздух в салон, ― рассчитаны на постоянное использование кондиционера. Понятие «кран печки» фактически ушло в прошлое ― на большинстве машин охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе отопителя и зимой, и летом. Порой отопитель последовательно «врезан» в малый круг системы охлаждения, через него проходит вся жидкость, и на морозе «печка» начинает греть раньше и сильнее. Так сделано даже на вазовских машинах. Но летом раскалённый радиатор, пусть и перекрытый заслонками, тоже частично подогревает забортный воздух ― и рука тянется к кнопке A/C.

В автомобиле светлого цвета температура после стоянки всегда на 8–15% ниже, чем в чёрном. Значит, энергозатрат на кондиционирование соответственно меньше.

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Опосредованное управление дефлекторами через дисплей ― скорее дизайнерская фишка, чем инженерная. Но до чего ж модная!

Это вовсе не спиральные ТЭНы, как у бабушки на даче, а так называемые PTC-резисторы, где PTC переводится с английского как «позитивный температурный коэффициент». Нагревательный элемент изготавливается из легированной поликристаллической керамики на основе титаната бария, а смысл в том, что его производительность сама меняется в зависимости от температуры. Работают они при температуре около 270 С°, а КПД может превышать 90%! Обычно в легковушках применяются PTC-догреватели мощностью около одного-полутора киловатт.

Дефлекторы электрокара Porsche Taycan не имеют подвижных выходных элементов, а меняют направление и фокусировку потока воздуха благодаря заслонкам, спрятанным в глубине.

Чисто конструктивно блоки HVAC почти не меняются, но совершенствуются в мелочах. Например, работают всё тише и эффективнее ― благодаря бесщёточным электродвигателям вентилятора, установленным на мягких опорах, а также специальному покрытию дефлекторов. Системы старт-стоп вынуждают применять испарители кондиционера с термоаккумуляторами ― запаянными трубками с жидкостью, встроенными в соты: чтобы прохлада была доступна и какое-то время после выключения двигателя. Всё чаще используются дефлекторы, в которых можно менять не только направление и интенсивность потока, но и его «фокусировку».

Новые подходы появляются разве что в связи с распространением электромобилей. Здесь от климатики требуется экономичность. Пяти минут работы шестикиловаттного отопителя автомобиля Tesla Model S достаточно, чтобы «украсть» примерно три километра запаса хода. Вместо традиционных систем есть смысл использовать «тепловые насосы», то есть «кондиционер наоборот».

Вместо традиционных раздельных дефлекторов у электромобиля Tesla Model 3 ― один щелевой во всю ширину панели. Чтобы перенаправить воздух от лица к стеклу (с синей стрелки на красные), открывается подача во вторую щель. Заслонки, обведённые зелёным, меняют поток вправо-влево.

Экономить начинают даже в мелочах: автоматика активнее использует режим рециркуляции, чтобы не тратить энергию на приведение «в должный вид» воздуха с улицы. Есть системы, отключающие воздухообмен в тех или иных зонах кузова, если там никто не сидит. В целом ― хорошо, когда важные системы автоматизируются и забирают у водителя часть рутины. Проблема только в том, что полностью адекватные климатические установки встречаются разве что в премиальных сегментах. И дело не только в числе датчиков или мощности РТС-догревателя ― но и в настройках, и в опыте автопроизводителя... Поэтому нажимая кнопку Auto, не теряем бдительности.

Запчасти на FORD FOCUS III

(0.17 сек.)

Выберите год выпуска вашего FORD FOCUS III (Форд Фокус 3)