Menu

Что такое ecu автомобиля – Что такое ЭБУ (ECU) в автомобиле?

Что такое ЭБУ в автомобиле

Результат всех процессов, происходящих в транспортном средстве, отображается на рабочей панели – то есть это текущая скорость движения, температура двигателя, активность всех остальных систем. Если же возникают неполадки, приходится разбираться, какой именно элемент осуществляет контроль подступающей информации или же что такое ЭБУ в автомобиле.

Расшифровка

ЭБУ – это электронный блок управления, который по сути является «мозгом» транспортного средства. Все запросы на совершение действий поступают на ЭБУ и лишь затем передаются к исполнительным механизмам.

Блок управления осуществляет постоянный сбор и анализ информации, которую затем выводит на панель управления:

  • Температура окружающей среды;
  • Скорость;
  • Наличие холостого хода;
  • Температура двигателя;
  • Информация с систем безопасности авто;
  • Состояние коленвала;
  • Уровень пополняемых жидкостей;
  • Напряжение внутренней электросети и т.д.

Если какие-либо показатели будут выходить за рамки нормальных значений, информация об этом будет тут же передана водителю с помощью активации соответствующих предупреждающих значков.

Структура и «симптомы» неисправности

Любой электронный блок управления состоит из трех частей

  • Оперативная память, которая обрабатывает всю поступающую информацию;
  • Постоянная память, в которой содержатся все необходимые установки для исправной работы транспортного средства;
  • Дополнительный отсек памяти, в котором сохраняется временная изменяемая информация.

Обычно надежность ЭБУ очень высокая, однако полностью исключать возникновение неисправностей нельзя. О том, что блок управления нуждается в диагностике и ремонте говорят такие «симптомы» как:

  • Плохая управляемость;
  • Самопроизвольное срабатывание функций;
  • Отображение на дисплее несуществующих ошибок.

Чаще всего проблемы являются следствием короткого замыкания или ДТП. В ряде случаев исправить неполадки можно, но, если придется покупать новый ЭБУ, следует подготовиться к значительным тратам, так как это одна из самых дорогих частей автомобиля.

chto-takoe.wiki

Что такое ЭБУ в автомобиле

Автомобиль – это сложный механизм, в котором каждый агрегат выполняет определенную функцию. Тормозная система, трансмиссия, подсветка, климатическая установка, управление приводом сидений – перечислять системы можно довольно долго, однако самым главным устройством в каждой такой системе является электронный блок управления (нередко можно встретить следующие обозначения: ЭБУ, ECU, DME (от Digital Motor Electronics), ECM (от Engine Control Module), PCM (от Powertrain Control Мodule)). В некоторых современных автомобилях насчитывается до 80 ЭБУ.

Электронный блок управления можно с уверенностью назвать «мозгами». Неисправность ЭБУ зачастую приводит к сбою в работе всей системы, так повреждение микропроцессора может стать причиной отказа работы трансмиссии или, например, системы контроля над токсичностью выхлопа и так далее.

Выявление ошибки в работе ЭБУ – довольно сложная задача, решить которую многим не под силу. Именно поэтому нередко недобросовестные сотрудники СТО, не располагая достаточными знаниями и оборудованием или просто-напросто не желая разбираться в проблеме, ставят диагноз «Выход из строя ЭБУ». Замена блока управления – это дорогостоящая процедура, однако не всегда она может устранить ошибку в работе системы. Посему, если вашему авто поставили указанный диагноз, не торопитесь менять ЭБУ, постарайтесь найти более высококвалифицированного мастера, который проведет повторное тестирование с использованием специальных таблиц диагностики неисправностей. Если нормальное функционирование ЭБУ будет доказано, то его можно будет заменить по гарантии, однако если оно не будет подавать никаких признаков жизни, значит вам не удастся избежать его замены.

Основными причинами повреждения ЭБУ являются:
перегрузка по напряжению. Возможна при коротком замыкании в цепи какого-нибудь соленоида. Если своевременно не ликвидировать причину, то в будущем вас ожидает замена ЭБУ.
влияние окружающей среды (коррозия, перегрев или механическое повреждение от удара или вибрации). ЭБУ страшится воды, поскольку проникнув внутрь блока, она может привести к коротким замыканиям и необратимой коррозии, которая способна разрушить соединительные элементы. Запомните: большинство производителей вправе отказать вам в просьбе восстановить ЭБУ по гарантии, если будет установлено, что причиной выхода из строя устройства стало принятие ванны. Перегрев ЭБУ может стать причиной образования микротрещин.

Каждый автовладелец в силах продлить срок службы ЭБУ, поскольку, согласитесь, предложенные выше рекомендации соблюдать не так уж и сложно. Если же все-таки избежать выхода из строя «мозгов» не удалось, то обращайтесь за помощью только к профессионалам, которые знают все тонкости осуществления подобного рода работ. И, конечно же, не забывайте, что ЭБУ подбирается индивидуально под каждый автомобиль, только в этом случае можно быть уверенным в том, что авто не выдаст вам никаких ошибок и будет радовать долгой и преданной службой.

autopulse.net

Что это такое ЭБУ автомобиля, программы для прошивки, проверка ЭБУ

 Практически все бензиновые двигатели современных автомобилей имеют впрысковые топливные системы, исполнительные механизмы которых имеют электрический привод – это форсунки, электромагнитные клапаны и различные заслонки.
Управляются все эти механизмы автоматически, по заданной программе. Управляющие импульсы отдаёт ЭБУ (расшифровывается как «электронный блок управления»). Но для того, чтобы иметь возможность отдавать «адекватные» команды, ЭБУ должен иметь и обратную связь с двигателем – именно этой цели и служат

различные датчики.

Содержание статьи

Принцип работы ЭБУ

Схема работы электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля


 
ЭБУ двигателя автомобиля, по сути, это достаточно сложная интегральная схема, его не зря называют «мозгом» двигателя. Приём информации, её обработка и посыл управляющих сигналов должны происходить практически мгновенно.
Простое нажатие на педаль «газа» водителем изменяет сразу целый комплекс изменений сигналов, идущих от датчиков к ЭБУ и от него на форсунки и другие механизмы. Помимо этого, сформировать сигналы таким образом, чтобы они не входили в противоречие с реальной обстановкой режима движения авто. Особенно сложные процессы происходят в ЭБУ автомобилей, «напичканных» различной электроникой – системами ABS, ASR и др.

ЭБУ двигателя автомобиля, по сути, это достаточно сложная интегральная схема, которую называют «мозгом» двигателя.

В задачу ЭБУ входит также и оптимизация расхода топлива и состава выхлопных газов, причём с минимальным ущербом для мощностных характеристик двигателя. Помимо этих основных функций, блок осуществляет постоянную диагностику всей системы. Для профессиональной «расшифровки» состояния системы управления двигателем устройство снабжено выходом с колодкой для подключения диагностического оборудования.
В связи с тем, что ЭБУ представляет собой небольшой компьютер, параметры его работы можно изменить в соответствии с личными требованиями к машине.
Для этой цели и применяют так называемый чип- тюнинг, или изменение прошивки ЭБУ, внося коррективы в заложенную производителем программу работы блока. Достаточно доступным для автолюбителя оборудованием для прошивки ЭБУ является программатор – при условии, что у вас есть ПК или подобная аппаратура.

Программатор ЭБУ

Один из программаторов ЭБУ


 
Программатор блока управления – это адаптер, с помощью которого можно либо просто произвести диагностику ЭБУ, либо внести изменения в его ПО. При выборе устройства необходимо учитывать совместимость его с моделью контроллера – распиновки ЭБУ различны, а индивидуальные особенности программатора, как раз, и определяются в основном кабелем для прошивки ЭБУ – различные устройства могут быть собраны на базе одного процессора. Цена программатора определяется количеством компонентов, в него входящих. Некоторые программы для прошивки ЭБУ уже включены в стоимость комплекта.
Устройство имеет подробную инструкцию по применению, и если позволяет комплектация, вопросов, как с его помощью прошить ЭБУ, не должно возникнуть – практически все сейчас имеют навыки работы с подобной техникой.

Программатор блока управления – это адаптер, с помощью которого можно либо просто произвести диагностику ЭБУ, либо внести изменения в его ПО.

Для того, чтобы стереть ошибки ЭБУ, достаточно воспользоваться автосканером, (например, на базе процессора ELM 327) подключаемым к стандартной колодке диагностики. Автосканер можно использовать и для диагностики системы управления двигателем – причём такие устройства способны передавать данные на смартфон, а пользоваться ими проще и безопаснее – распиновка колодки диагностики OBD 2 стандартна.

Но для того, чтобы получить наиболее полноценную информацию с помощью автосканера, нужно установить на ПК так называемый редактор прошивок ЭБУ автомобилей – программу, благодаря которой вы сможете изменять команды, отдаваемые блоком исполнительным механизмам.
Но использование автосканера иногда ограничено самой конструкцией «мозгов» – наиболее устарелые их версии не выдают информацию на колодку OBD 2 в должном объёме. Программатор же, оснащённый кабелем для прошивки ЭБУ, позволяет получить все данные о блоке и системе управления двигателя в целом.
В любом случае, определённые навыки по перепрошивке ЭБУ нарабатываются практикой. При наличии некоторого опыта вы уже сможете самостоятельно выявить недостатки и достоинства каждой из программ. Начинать лучше с тех, которые можно скачать в сети бесплатно. Но вот обучающие курсы, как правило, платные.
Но не всегда изменение прошивки ЭБУ приносит желаемый положительный результат. Например, вы хотите добиться увеличения мощности двигателя за счёт увеличения количества впрыскиваемого топлива. Увеличиваете время открытия форсунки – а мотор всё так же «не тянет». Причинами могут быть и засоренные форсунки, и даже некорректная работа датчика температуры всасываемого воздуха и т.д. ЭБУ же будет отдавать сигнал, рассчитывая его на основе показаний датчиков, а не измерением реального количества впрыскиваемого топлива – поэтому перепрошивка в таком случае ничего не даст и нужно углубляться в «матчасть» – промывать форсунки, проверять соединения проводов с приборами и т.п.

Ремонт ЭБУ двигателя

Ремонт электронного управления (ЭБУ) автомобиля лучше поручать специалистам


 
Ремонт и полноценная диагностика ЭБУ двигателя под силу только специалисту.
Даже если корпус контроллера разборный, визуально можно лишь увидеть коррозию на его деталях или, что бывает нечасто, констатировать расплавление или перегорание деталей.
Кроме того, при попытке отремонтировать ЭБУ своими руками можно вывести из строя ранее исправные детали, например, просто прикоснувшись к ним рукой. Дело в том, что полупроводниковые приборы очень чувствительны к разрядам статического электричества.

Ремонт и полноценная диагностика ЭБУ двигателя под силу только специалисту.

Но в любом случае, нужно сначала найти, где находится ЭБУ. Чаще всего его располагают либо около панели приборов (у бардачка), либо под передними сиденьями. Но если точно не знаете, воспользуйтесь руководством по эксплуатации авто.
На Ладе Калине первых выпусков ЭБУ располагался под радиатором отопителя. Такое «оригинальное» размещение блока приводило к тому, что антифриз, вытекающий из прохудившегося радиатора, заливал «мозги», выводя их из строя. Впрочем, даже удачное размещение ЭБУ на ГАЗ 3110 не спасало его от воды, попадавшей в него из-за протекающего уплотнителя лобового стекла.
Признаком неисправности ЭБУ является то, что нет связи ЭБУ с управляющими и исполнительными механизмами. Как проверить ЭБУ? Самостоятельно можно лишь кропотливо проверяя мультиметром прохождение сигналов к блоку и от него. Но лучше всего отдать машину в автосервис, в распоряжении которого есть мотор-тестер с осциллографом.
Рядовой же автолюбитель, не вникающий в тонкости конструкции автомобиля, может лишь обеспечить защиту ЭБУ правильной его эксплуатацией – избегать скачков напряжения, вызванных отключением приборов при включенном зажигании, например, а также при необходимости «доработать» заводские просчёты – изолировать блок от попадания в него воды.

 

mytopgear.ru

ЭБУ – что это такое в устройстве автомобиля. Электронный блок

Двигатели внутреннего сгорания постоянно усовершенствуются. Чуть больше полувека назад, человек мог воздействовать на их работу только механически, сейчас же вся работа основана на электронике. ЭБУ  что это такое, для чего он применяется и какое отношение имеет к этому? Обо всем этом вы узнаете из этой статьи.

Для чего нужен ЭБУ

Электронный блок управления двигателем, представляет собой небольшое устройство, предназначенное для поддержания нужных параметров двигателя во время работы. Изначально, это устройство пришло на смену управляющим устройствам карбюратора, как контроллер, который регулирует нужное количество, а также качество смеси. Со временем, ЭБУ эволюционировал до устройства, которое контролирует практически все бортовую сеть автомобиля. Он принимает информацию с разных датчиков, а соответственно, влияет на все: УОЗ, топливную систему, фары, КПП и многое другое. Цель его создания состоит в том, чтобы сделать автомобиль экономичнее, быстрее, а наравне с этим, исключить большое количество вредных выбросов в атмосферу.

Как вы поняли, этот блок является очень важным, а значит, без него ваш автомобиль просто становится грудой железа, именно поэтому важно знать о нем как можно больше. Самое время перечислить основные параметры, которые влияют на его работу:

  1. Температура мотора
  2. Внешняя температура
  3. Количество кислорода и топлива, а также наблюдение за холостым ходом двигателя
  4. Различные датчики, имеющие отношение к безопасности колес
  5. Скорость движения
  6. Угловые положения таких механизмов, как дроссельная заслонка и педаль газа, а также коленчатого вала.
  7. Датчики контроля над техническими жидкостями, системой кондиционирования.
  8. Бортовое напряжение, а также контроль над потребителями электрической энергии.

Все это является стандартным набором, но достаточно влияет на работу двигателя. Чем авто дороже, тем больше это количество датчиков. Есть системы, которые имеют тесную связь с магнитолой, а также бортовым компьютером и выводят их на общую работу, а есть и те, которые влияют на работу пневматической подвески.

Как выглядит ЭБУ

Многим покажется, что ЭБУ выглядит как мощный компьютер или ноутбук, в который напичкано такое количество информации, что его размеры из-за этого возрастают. На самом деле это не так и он представляет собой очень даже компактное устройство.

Начнем с того, из чего изготавливается данный блок. В природе существует только два материала, применяемые в автомобилестроении – это металл и пластик. На автомобилях отечественного производства применяются именно пластиковые контроллеры, а на многих иномарках в металлическом корпусе. В целом их функция идентична и принципиальной разницы между ними нет.

Внутри корпуса устанавливается электронная плата, которая и представляет собой миниатюрный компьютер, способный выполнять большое количество вычислений за доли секунд. Снаружи корпуса выводятся два разъема:

  • CAN, который отвечает за подключение к шине, которые приходят с различных датчиков
  • OBD разъем нужный для подключения маршрутных или диагностических компьютеров.

Естественно основой корпуса служит металл, на котором расположен радиатор для отвода тепла. Дело в том, что при такой ускоренной работе и температурных воздействий двигателя плата может нагреться, что существенно повлияет на ее работу.

Если говорить о размерах то блок представляет собой прямоугольную коробку, 30х30 сантиметров и высотой примерно 5-8 сантиметров. Не так уж и много для такого устройства. Попробуйте сравнить его с множеством других компьютеров. Помимо этого, его размеры с каждым годом становятся все меньше.

Что находится внутри ЭБУ

Вы уже поняли, что это плата. Но что она содержит? А все просто, внутри установлена память ППЗУ, которая обрабатывает длинные данные и хранит их при необходимости, ОЗУ – для обработки очень быстры данных и ЭРПЗУ – для временных данных, например, сигнализации или различных блокировок.

Принцип работы всех этих устройств предельно прост: они получают информацию с датчиков, обрабатывают ее, делая необходимые вычисления, и отправляют на исполнительные устройства, которые делают то, что нужно для улучшения работы.

Где находится контроллер

Для расположения применяется всего два места – это салон автомобиля и подкапотное пространство. Очень редкий случай – багажник. Однако самым неудачным местом является именно подкапотное пространство. Все дело в том, что там может находиться грязь, снег, влага, которые негативно сказываются на работе процессора. Кроме того, от мотора постоянно исходит большое количества тепла, которое ЭБУ явно не нужно.

Что такое прошивка ЭБУ

Прошивкой называют программное обеспечение, которое и используется для обработки всех данных. Чтобы вам было проще – это тот же Windows на вашем компьютере с набором необходимых опций. От того, какой он будет стоять зависит многое.

Многие люди занимаются чип-тюнингом, который меняет параметры вычислений и регулирует работу двигателя на более продуктивный режим или же на экономный. Для этого, они подключают контроллер к специальному компьютеру и загружают все необходимые для этого данные. Конечно, в случае его механической поломки, никакая прошивка уже не поможет.

Видео по теме

Читайте так же

365drive.ru

Что такое ESP (ЭКУ )? Подробно о системе динамической стабилизации

Антиблокировочная система тормозов АБС,  давно уже стала привычной на современных автомобилях. Но сегодня уже в базе многие автомобили оснащаются еще и ЭКУ — электронной системой контроля устойчивости автомобиля

Важность электронной системы контроля устойчивости (динамической стабилизации) подчеркивает тот факт, что во многих странах она должна входить в базовую комплектацию автомобиля. К примеру, в странах Евросоюза все автомобили, выпущенные после ноября гон года, должны обязательно оснащаться ЭКУ. Аналогичное решение в разное время на законодательном уровне было принято в Австралии, Израиле, Канаде и США.

Что такое ESP (ЭКУ )?

Самая распространенная аббревиатура ЭКУ на сегодняшний день — ESP (Electronic Stability Program). Эта торговая марка была запатентована компанией Bosch, первой начавшей массовое производство системы в 1995 году. Интересно, что в этом году компания отметила своеобразный юбилей — выпуск 75-миллионного ESP. Позже собственные разработки в этой области представили и другие компании. Хотя системы ЭКУ в настоящее время известны под многочисленными наименованиями (ASC, DSC, ESC, ESP, PSM, StabiliTrak, VDC и так далее), принцип их работы и технические характеристики практически идентичны. Эти системы обеспечивают автоматический контроль за работой тормозов каждого из колес, помогая водителю сохранять управление автомобилем во время экстремальных маневров и поддерживать заданное направление движения. Задача ЭКУ заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и предотвращать занос или снос ведущих колес, а также не допускать бокового скольжения. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения маневров, что особенно актуально на высокой скорости или скользком дорожном покрытии.

ESP 17 лет на конвейере

Первые работы по созданию системы стабилизации датируются 1959 годом, когда главный конструктор Daimler-Benz AG профессор Фриц Наллинген запатентовал control device — устройство, которое предотвращало бы проскальзывание ведущих колес путем управления тормозами и подачей топлива к двигателю. Идея была хороша, но долгое время оставалась нереализованной. Причина — в то время не существовало датчиков и управляющих устройств, способных обеспечить стабилизацию автомобиля. Только с развитием микроэлектроники идея стала обретать реальные формы. Первым камнем в ее реализации стало появление уже известной нам антиблокировочной системы (АБС), которая дебютировала на серийном седане Mercedes-Benz S-класса (W116) в 1978 году. Совместная работа инженеров компаний Daimler-Benz AG и Bosch над новым устройством контроля устойчивости началась в 1992 году, а с 1995 года система, получившая название ESP, стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz S600. Чуть позже она появилась и на других моделях марки. За 17 лет система стабилизации стремительно эволюционировала благодаря развитию электроники, а ее размеры и вес существенно уменьшились.

Как устроена и работает ESP

Современная ЭКУ активно взаимодействует с другой бортовой электроникой, в частности с АБС и контролем тяги, а также блоком управления двигателем. Фактически все электронные устройства и датчики объединены в общую систему, обеспечивающую комплекс мер по безопасности. ЭКУ состоит из электронного блока, который получает и обрабатывает сигналы от многочисленных датчиков: угловой скорости, поперечного ускорения, скорости вращения колес, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе. Первые два датчика фиксируют возникновение бокового скольжения в вертикальной плоскости и определяют его величину. Контроллер ЭКУ постоянно сравнивает реальные данные, полученные от датчиков, с эталонными, записанными в программе. Как только происходит расхождение между ними, система воспринимает это как потенциальную опасность и стремится исправить положение. Для предотвращения заноса или сноса автомобиля ЭКУ передает управляющий сигнал для торможения в зависимости от ситуации одного или нескольких колес. Физически для этого используется гидравлический блок системы АБС, создающий в ней необходимое давление. Параллельно с этим ЭКУ передает сигнал на блок управления двигателем для уменьшения подачи топлива, а в автомобилях с электронно-управляемой коробкой передач (АКП или робот) ЭКУ может еще и переключить передачи «вниз». Алгоритм работы ЭКУ зависит от конкретной ситуации и типа привода автомобиля.

Будьте благоразумны!
ЭКУ является важнейшим элементом комплекса активной безопасности автомобиля. Она позволяет компенсировать ошибки водителя, когда контроль над автомобилем уже потерян. Но нужно помнить, что возможности ЭКУ не безграничны, и изменить законы физики электроника не в силах. Если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает разумные границы, не поможет даже самая совершенная программа стабилизации.

Журнал «Драйв»

Что такое ESP (ЭКУ )? Подробно о системе динамической стабилизации

4.8 (95%) 8 голос[а]

sanekua.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *