Многие автовладельцы сталкивались с тем, что при зарядке аккумулятор кипит. Кого-то это не смущает, некоторые же, наоборот, отключают зарядное устройство (ЗУ). Существует несколько актуальных способов того, как можно восстановить энергию батареи до 100%. При этом пузырьки могут как отсутствовать, так и присутствовать. Давайте разберёмся с тем, как нужно заряжать АКБ, и должно ли проявляться данное явление.
Итак, после того как вы подключили ЗУ к клеммам АКБ, то замечаете, что несколько или сразу все банки, в которых содержится жидкость, начинают вести себя нестабильно. Это вполне нормальное явление, но тут есть свои нюансы. Если вы только подключили батарею и обнаружили закипание нескольких банок, то такое устройство можно выбросить. Такое явление говорит о том, что имеются замкнутые пластины и вряд ли будет толк с такой АКБ.
Если вы заметили, что при зарядке аккумулятор кипит, то не нужно пугаться — это нормально. По сути, это не кипение. Образование пузырьков в банках свидетельствует о том, что выделяется гремучий газ, другими словами, происходит электролиз. В таком состоянии электролит имеет нормальную температуру и не повышается до предельного максимума (выше 45 градусов по Цельсию). Давайте разберёмся с тем, почему появляются пузырьки.
Как правило, газ начинает выделяться тогда, когда батарея уже полностью заряжена, и сейчас вы поймёте, почему. Так как мы имеем ограниченную ёмкость, то бесконечно накапливать электрическую энергию, хранящуюся в химическом виде, мы не можем. Следовательно, когда батарея полностью заряжена, то вся поступающая энергия преобразуется в гремучий газ.
Вы должны понимать, что ни при каких обстоятельствах не рекомендуется выполнять зарядку необслуживаемой батареи при засоренной газоотводящей трубке. Обусловлено это тем, что аккумулятор кипит, а энергия не может уходить, так как крышка закрыта. Не раз бывали случаи, когда банки АКБ попросту разрывало. Тем не менее, выполнять подзарядку всё же можно, но нужно стараться не заряжать батарею более чем на 80-90% от максимума. Теперь вы знаете, что процесс появления пузырьков вполне нормален. Как только они начинают образовываться, нужно отключать зарядное устройство, после чего можно устанавливать батарею на место.
Прежде чем начать процесс, нужно снять АКБ и поставить на горизонтальную поверхность. Желательно, чтобы всё делалось в вентилируемом помещении, так как выделяется ядовитый, к тому же взрывоопасный газ. Далее необходимо открутить все банки (это что касается обслуживаемых батарей). Сделать это можно при помощи большой плоской отвёртки, иногда даже руками. Мы должны увидеть электролит: если его уровень ниже обычного, то доливаем воды (дисцилят). После того как вы полностью установили нормальный уровень, можно подключать зарядное устройство.
Тут главное — не перепутать. Подключаем плюс ЗУ к плюсовой клемме, ну и минус — соответственно. Зарядное устройство имеет два провода: красный и чёрный, «+» и «-». АКБ заряжается, мы наблюдаем. Если ёмкость батареи составляет 60 Ач, а ток 6 ампер, то 10 часов достаточно, чтобы полностью зарядить устройство. Но обратите внимание, что если при зарядке аккумулятор кипит и началось это в самом начале, то это явный сигнал того, что нужно снизить ток. Таким образом вы сможете избежать порчи. Тем не менее, нужно понимать, что аккумулятор при зарядке должен кипеть, но не слишком интенсивно.
Современные АКБ подразумевают использование тока, равного 1/10 от общего объёма. Так, батарею 12В 60 Ач нужно заряжать током не более 6 ампер. Но такой метод используется не всегда. Например, исключением является полный разряд батареи. В этом случае нужно использовать пониженное напряжение, примерно 2 ампера. Изредка используется форсированный метод зарядки АКБ. Нельзя не отметить, что это крайне негативно воздействует на устройство, так как мы используем ток, равный 60-70% общей емкости. Если батарея 60 Ач, то мы заряжаем примерно на 40-45 амперах. Большая вероятность того, что температура электролита поднимется до 45 градусов по Цельсию, в этом случае процесс нужно остановить.
Имеет место и уравнительный метод. В некоторых случаях он наиболее предпочтителен, так как позволяет полностью восстановить активные массы АКБ. Сила тока в этом случае равна 0,1 ампер. Следовательно, подзарядка таким образом займёт очень много времени, но на функциональности устройства это не отразится.
Далеко не все знают, что после того как батарея начинает кипеть, её можно заряжать еще некоторое время. Как показывает практика, в среднем, это 2-3 часа. После этого АКБ можно считать полностью готовой к эксплуатации. Если же при зарядке аккумулятора кипит электролит более длительное время, то это приведёт к перенасыщению и дальнейшему разрушению устройства. Также можно проверить плотность электролита, если она в диапазоне 1,28 то батарея заряжена, если ниже, то еще нет.
Не забывайте о том, что при длительном выделении пузырьков электролит постепенно выкипает, поэтому желательно вовремя отключать батарею от зарядного устройства. Также настоятельно не рекомендуется размещать АКБ возле открытых источников огня по понятным причинам. Желательно, чтобы зарядка осуществлялась в помещении, чтобы на батарею не попадал дождь или грязь. Также хотелось бы сказать о том, что не стоит размещать АКБ на неустойчивых поверхностях, тем более когда идёт процесс подзарядки.
После прочтения данной статьи вы должны получить общее представление о том, почему появляются пузырьки. Как уже было отмечено выше, это вполне нормальное явление, однако процесс нужно контролировать и не допускать перезаряда. Процесс электролиза воды электролита наблюдается при зарядке постоянным током. Если же вы используете уравнительный метод, то появления пузырьков может и не быть. Что касается форсированного способа, то тут, наоборот, кипение может быть слишком интенсивным. В заключение хотелось бы сказать, что нужно соблюдать все требования и правила, описанные в данной статье, и тогда все будет в порядке. Если при зарядке аккумулятор кипит, то это сигнал к тому, что батарея почти заряжена и её нельзя оставлять в таком состоянии на ночь, так как это может привести к негативным последствиям.
fb.ru
С повсеместным внедрением необслуживаемых аккумуляторов многие автомобилисты уже забыли, что значить заряжать свой аккумулятор. И когда им всё же приходится проделывать эту процедуру, к своему удивлению они обнаруживают кипящую батарею. Почему это происходит и как этого избежать, разберём в этой статье.
Содержание статьи:
Современный аккумулятор изобретён ещё в 19 веке, и за это время существенных изменений так и не претерпел.
Всё так же принцип действия АКБ основан на окислении свинца в водном растворе серной кислоты. При этом во момент разрядки батареи металлический свинец электродов, превращается в сульфат свинца.
При зарядке происходит обратный процесс. Это основные реакции, на основе которых происходит накопление и отдача электрической энергии. Однако кроме них в банках аккумулятора происходит ещё 60 различных реакций.
Общее устройство АКБ показано на рисунке выше. В пояснение к нему стоит отметить, что, свинцовые пластины, выполнены в виде решётки, ячейки которых заполнены в положительных электродах, диоксидом свинца (PbO2) в виде порошка, в отрицательных – свинцом, так же порошковым.
В промежутке между основными пластинами расположены другие пластины из пористого пластика, не взаимодействующие с кислотой, которые разделяют электроды и препятствуют их замыканию.
Далее более подробно рассмотрим процесс, зарядки АКБ, именно он нас и интересует в большей степени.
Читаем также: Что делать если разрядился аккумулятор
Итак, при зарядке аккумулятора, сульфат свинца переходит в разряд чистого металла, при этом расходуется вода и образуется серная кислота. Плотность электролита при этом увеличивается.
Что же считается кипением аккумулятора?
Этот процесс прямо вытекает из процесса зарядки. Как написано выше при зарядке расходуется сульфат свинца, и когда количество сульфата, становится меньше, некого критического уровня, начинается процесс электролиза воды.
При этом процессе выделяется водород и кислород, которые, как известно, газы. И весь процесс, внешне, напоминает кипение.
Как же правильно заряжать батарею, чтобы избежать этого неприятного процесса? Далее об этом более подробно.
Сегодня существует два основных способа зарядки батареи, и оба их опишем.
Стоит помнить, что для зарядки используется специальное зарядное устройство с возможностью изменения зарядного тока.
При этом способе вы должны выбрать зарядный ток напряжением равным 0,1 от ёмкости батареи.
То есть если у вас самый распространённый аккумулятор ёмкостью 60 ампер/час, то зарядный ток должен составлять напряжение в 6 Ампер.
Зарядка АКБ таким методом происходит приблизительно сутки. О том, что зарядка закончена, вы узнаете по началу кипения батареи.
Данный способ можно считать профессиональным, так как он требует постоянного наблюдения за процессом, при этом возможно зарядка аккумулятора на 100%.
Зарядку нужно начать напряжением в 14,5 Вольт, после того как, батарея перестанет брать зарядку, она будет заряжена где-то на 80%. Что бы довести зарядку до 90% ёмкости, зарядное напряжение нужно поднять до 15 Вольт.
Ну и последний этап, это доведение зарядки до 100%. Он осуществляется путём добавления напряжения до 16,5 В.
Стоит отметить, что при этом способе нужно не только постоянно наблюдать за батареей, но и иметь профессиональное зарядное устройство.
Как уже было написано выше кипение электролита, это не совсем кипение, в привычном понимании, это всего лишь фигура речи.
Таким выражением называют процесс выделение газа из электролита, который происходит при зарядке аккумулятора. В этом процессе нет ни чего страшного, однако, по тому, как он происходит можно оценить состояние батареи.
Если этот процесс начался сразу после старта зарядки, то это очень плохой сигнал. С большей вероятностью можно сказать, что аккумулятор у вас уже отработал свой ресурс.
Если кипение АКБ при зарядке процесс, чаще всего, нормальный и ни о чём плохом не свидетельствует, то кипение на работающем двигателе это однозначно плохо.
Такой момент свидетельствует о неисправности в электрооборудовании автомобиля.
Ниже буде рассмотрено, в каких же случаях кипит батарея на работающем моторе.
Если у вас батарея обслуживаемая, то этот процесс проще всего определить визуально. Например, так как это показано на видео ниже:
Если же у вас самая распространённая сегодня, необслуживаемая АКБ, то процесс кипения можно определить по косвенным признакам.
К сожалению, это признак того что аккумулятор в автомобиле вышел из строя. Стоит отметить, что в последнее время это стало происходить не только на старых АКБ, но и на сравнительно свежих.
Очень часто банки замыкает от вибрации силового агрегата. Или из-за, банального, брака устройства. Так что если вы купили новую батарею, то позаботьтесь об оформлении гарантии на неё.
Ну и когда, срок гарантии подходит к концу, проведите её всестороннее тестирование. Возможно, это поможет вам сэкономить деньги, которые вы потратите на покупку новой батареи.
Перезаряд — это процесс зарядки от генератора токами, напряжение которых выше штатных.
Это обычно происходит из-за неисправности генератора автомобиля. Обычно, штатное напряжение зарядки с генератора не должно превышать значение 14,5 Вольт.
Больше оно может быть в тех случаях, когда на генераторе неисправен регулятор напряжения. Устраняется эта неисправность путём ремонта генератора.
Сульфатация — это химический процесс, при котором образуется сернокислый свинец на поверхности пластин.
В старых аккумуляторах сернокислого свинца скапливается столько, что ток зарядки снижается. В этом случае, если генератор продолжает выдавать напряжение в 14,5 В, АКБ начинает кипеть.
То есть, если у вас много электропотребителей и все они включены, например, дальний свет, кондиционер, дворники и другие, а батарея при этом уже не первой свежести, то она не будет справляться с нагрузкой и будет греться и кипеть.
Собственно, это все основные причины кипения АКБ.
Для того что бы ваша АКБ, прослужила максимально долго, нужно придерживаться простых и нехитрых правил профилактики кипения электролита:
На этом все, удачи на дорогах и никогда не ломайтесь.
autovogdenie.ru
Автомобильный аккумулятор – относительно простое техническое устройство, предназначенное для накопления и сохранения электроэнергии. В процессе работы батарея заряжается от штатного генератора. При отказе генератора или длительной работе электрооборудования на остановленном моторе АКБ разряжается, после чего ее необходимо зарядить с помощью зарядного устройства.
Во время зарядки батареи многие автовладельцы замечают, что батарея кипит, после чего спешно прекращают процедуру. Однако так ли страшен черт, как его малюют? Почему при зарядке аккумулятора кипит электролит и что при этом нужно делать?
Рассматривать физические процессы, протекающие в батарее, можно только после ознакомления с ее устройством. Автомобильный аккумулятор представляет собой емкость, внутри которой расположено 6 энерговырабатывающих элементов. В каждом из них имеется по 8 положительных и 8 отрицательных пластин. Каждый из элементов соединен с другими последовательно.
Энерговырабатывающие элементы внутри АКБ залиты смесью, включающей в себя 65% дистиллированной воды и 35% концентрированной серной кислоты. При отборе энергии батарея осуществляет химическую реакцию, в которой участвует свинец с положительных пластин и электролит. При этом происходит движение электронов в направлении положительной клеммы. Каждый элемент вырабатывает напряжение в 2 вольта. На выходе нормально заряженный аккумулятор выдает 12 вольт.
Во время зарядки батареи происходит обратная химическая реакция. При этом направление движения электронов внутри АКБ изменяется в противоположную сторону. Они занимают первоначальное положение. На определенном этапе протекания реакции образуется газ (смесь кислорода с водородом), который и поднимается в верхнюю точку батареи в виде пузырьков. Собственно, именно это явление воспринимается большинством автовладельцев как закипание АКБ.
Реакция электролиза – расщепления воды, содержащейся в электролите на водород и кислород – начинает протекать тогда, когда батарея оказывается не в состоянии сохранить полученный зарядный ток. Излишки энергии, неусвоенные пластинами, идут на поддержание электролизной реакции. По сути, если аккумулятор кипит при зарядке, это свидетельствует о достаточно высоком уровне его заряда.
Стоит заметить, что в норме исправный аккумулятор должен кипеть не ранее, чем через 5-6 часов зарядки на максимальном токе (при условии изначальной полной разрядки). Однако реальное время до начала закипания зависит от того, сколько времени эксплуатируется батарея и каков ее остаточный ресурс.
Интенсивность выделения пузырьков нарастает постепенно. Сперва со стороны батареи может быть слышно легкое шуршание, позднее – хорошо различимое бульканье. Во избежание разбрызгивания электролита рекомендуется прикрыть батарею, оставив при этом щель для отхождения газов.
Признаком неисправности является ситуация, когда кипеть аккумулятор начинает сразу после подачи зарядного тока или через несколько минут после этого. Моментальное начало выделения газа свидетельствует о том, что разрушен внутренний состав батареи – пластины. Такая АКБ для дальнейшего использования непригодна и нуждается в замене или серьезном ремонте.
Когда кипит аккумулятор при зарядке, необходимо снизить силу поступающего на его клеммы зарядного тока. Современные зарядные устройства регулируют этот показатель без вмешательства человека. Устаревшее оборудование требует ручной регулировки. При этом уменьшать зарядный ток необходимо ниже предела «точки кипения».
Рекомендуется снижение тока минимум вдвое. После этого следует прикрыть «банки» АКБ (если открывались) так, чтобы оставалась щель, и продолжить зарядку. После того, как выделение газа началось вновь, силу зарядного тока снижают еще раз. Заряжать аккумулятор необходимо до момента, когда амперметр прибора покажет, что батарея больше не получает питания.
Если сразу после начала процедуры зарядки стало видно, что накопитель энергии закипел, неисправный аккумулятор следует отключить от устройства. Если этого не сделать, кислота в сочетании с водой выделит столько гремучего газа, что корпус батареи разорвет под его давлением.
znanieavto.ru
Автомобильные аккумуляторные батареи можно воспринимать достаточно простые с технической точки зрения устройства. Они нужны для того, чтобы накапливать, сохранять и при необходимости отдавать заряд.
При установке АКБ на машину, в процессе работы авто заряд происходит за счёт аккумулятора. Если же генератор выходит из строя, либо электрооборудование длительное время питается только от аккумулятора, поскольку двигатель отключён, батарея разряжается. Не всегда восстановить заряд удаётся путём пуска двигателя и подключения в работу генератора. Здесь нужно воспользоваться специальным зарядным устройством.
Часто автовладельцы могут наблюдать примерно одинаковую картину. Постояв некоторое время на зарядке, в АКБ начинается процесс бурления или кипения. Испугавшись, автомобилисты спешат отключить зарядку.
Но на деле не нужно так сильно бояться закипания. Следует разобраться, почему так происходит, насколько это опасно для самой АКБ и что необходимо делать, если началось бурление.
Для начала всем автомобилистам рекомендуется ознакомиться с устройством АКБ. Только так вы поймёте, почему при зарядке обычным исправным зарядным устройством ваш аккумулятор вдруг кипит, и насколько это в действительности вредно или опасно.
Схема устройства аккумуляторной батареи автомобиляКонструктивно автомобильные аккумуляторные батареи представлены в виде пластикового корпуса. Внутри этой ёмкости располагаются специальные вырабатывающие энергию элементы. В общей сложности таких элементов 6. Их называют секциями или банками. В каждой банке находится по 16 пластин. 8 из них положительные, и ещё 8 отрицательные. Все отсеки соединяются друг с другом последовательно.
Пластины изготавливаются из свинца и имеют форму решётки. При этом часть ячеек заполняется положительными электродами. В качестве них выступает диоксид свинца. Это специальный порошок. А секции в отрицательных электродах заполняются порошковым свинцом.
Между основными пластинами из свинца присутствуют дополнительные перемычки на основе пористого пластика. На них никак не влияет кислота. Эти перегородки служат для разделения электродов и защиты от их замыкания.
Банки или энерговырабатывающие элементы заливаются внутри специальной смесью, которую называют электролитом. По факту это около 65% дистиллированной воды и ещё 35% серной кислоты высокой концентрации.
При отборе энергии в батарее происходит химическая реакция, основными участниками которой выступает свинец, положительные пластины и жидкость, то есть электролит. В таком процессе электроны начинают двигаться к плюсу АКБ или положительной клемме. Так батарея отдаёт свой заряд.
Каждая банка или отсек с её 16 пластинами может вырабатывать напряжение, номинал которого составляет примерно 2 Вольта. Суммарно мы получаем те самые 12 Вольт, характерных для большинства АКБ, используемых при комплектации легковых автомобилей.
Если же батарея разрядилась, большая часть заряда ушла, начинается процесс зарядки. Тут уже химическая реакция протекает в обратном направлении. Электроны начинают своё движение в противоположную сторону. В процессе зарядки, то есть при возникающей химической реакции, внутри АКБ образуется газ, представляющий собой смесь из водорода и кислорода.
Когда АКБ заряжается, начинает расходоваться сульфат свинца. Если его количество достигает критической низкой отметки, возникает эффект электролиза воды. Тем самым выделяется газы водород и кислород. Внешне всё это выглядит как кипение.
Именно этот газ начинает стремиться вверх из-за своей лёгкости, и выходит в виде пузырей. Точно так же, как и при кипении обычной воды. Такой процесс образования пузырей воспринимают как кипение. Причём многие считают его чрезвычайно опасным и вредным для АКБ. В связи с этим нужно разобраться, должны ли кипеть при процедуре зарядки батареи, и не является ли это плохим сигналом.
Выражение о том, что аккумуляторы кипят при зарядке, скорее образное, поскольку это не совсем то кипение, которое мы привыкли видеть на примере воды в чайнике и пр.
Фактически речь идёт о процессе выделения газов из аккумуляторного электролита на машине, который возникает при восстановлении заряда АКБ. Это совершенно не такой страшный и опасный эффект, как некоторые считают. Но если отталкиваться от того, как именно протекает кипение ли бурление, можно оценить текущее состояние аккумулятора.
Причины кипения АКБ на машине могут быть разные. Они будут рассмотрены немного позже. Для начала обратите своё внимание, когда и как начинается выделение газа.
Нет ничего хорошего в том, когда процесс газовыделения начался буквально сразу, как вы подключили АКБ к зарядному устройству. Это плохой сигнал. Если при зарядке аккумулятор вашего авто сразу же кипит и остаётся кипящим некоторое время, ресурс АКБ подошёл к концу.
Многих интересует, насколько это нормально, когда электролит вашего аккумулятора кипит при зарядке и должен ли вообще кипеть хорошо функционирующий, исправный аккумулятор. Вообще при зарядке он может кипеть. Но тут всё зависит от особенностей протекания процесса.
Можно выделить 2 ситуации, когда во время зарядки выделяются газы, и мы наблюдаем процесс условного кипения.
Следует учитывать, что при зарядке и избыточном заряде аккумулятор кипит вне зависимости от того, заряжаете вы его малым или большим током. Но у этих процедур есть определённые отличия, которые будут рассмотрены позже.
Помимо замыкания пластин, стоит акцентировать внимание ещё на нескольких причинах бурления, которое может происходить при зарядке аккумуляторного устройства для автомобиля:
При кипении только одного отсека или банки возможности внутри неё слишком малое количество кислоты. Либо же начался постепенный процесс разрушения внутренних пластин.
Когда кипение наблюдается во всех секциях, кроме одной, тогда в кипящих ёмкостях упал уровень электролита до критической отметки.
Если АКБ имеет недостаточно электролита, также начинается процесс бурления и выделения газов. Для решения такой проблемы порой достаточно просто долить недостающее количество специальной жидкости.
Теперь вы знаете, почему при зарядке аккумулятора кипит электролит, и когда это опасно, а когда говорит лишь о том, что процесс пополнения заряда нужно прекратить.
Всё рассмотренное выше касалось эффекта закипания, возникающего при непосредственной зарядке АКБ на специальном устройстве. Если бурление не началось сразу после подключения, и возникло где-то через 6-8 часов, тогда пузырьки просто говорят вам о том, что батарея заряжена, и её нужно снять с зарядки.
Состояние АКБ при включенном двигателеНо совсем иначе обстоят дела, когда кипение наблюдается на автомобиле при работающем моторе. Подобная ситуация сообщает о том, что в машине есть проблемы с работой электрооборудования.
Выделяют несколько основных причин возникновения бурления в АКБ в условиях работающего двигателя на автотранспортном средстве.
Это основные и самые распространённые причины, почему на автомобилях могут кипеть аккумуляторы.
Допускать кипения АКБ, когда батарея установлена в автомобиль и подзаряжается от генератора, не рекомендуется. Чтобы предотвратить возникновение подобных явлений, нужно придерживаться некоторых правил и проводить профилактику.
Замеряем уровень электролита в АКБ автоРекомендации предельно простые, и с их выполнением ни у кого не возникнет трудностей.
Это предельно простые, всем понятные, но в то же время достаточно эффективные советы. Придерживаясь этих элементарных правил, электролит не будет кипеть. Либо же вы сумеете вовремя обнаружить неисправность, предотвратив развитие дальнейших негативных последствий.
Поскольку вы уже знаете, почему на машинах могут закипать аккумуляторы, а также из-за чего подобное явление возникает в процессе зарядки, нужно ещё научиться диагностировать появление подобных эффектов.
Диагностика АКБ в машинеПроще всего это сделать на так называемых обслуживаемых батареях. Как вы помните, зачастую нет ничего страшного в том, если при зарядке именно от зарядного устройства закипел ваш аккумулятор. Если он не кипит сразу после подключения, а только через несколько часов, всё хорошо. При моментальном бурлении после подключения лучше сразу выключить зарядку и отправить АКБ в утиль.
Заметить процесс бурления на обслуживаемых батареях предельно просто, поскольку всё видно невооружённым глазом. Несколько сложнее обстоят дела с необслуживаемыми АКБ, которые является наиболее распространёнными в настоящее время. Но и тут справиться можно своими силами. Просто отталкивайтесь от нескольких характерных, хоть и косвенных, признаков.
Не забывайте о самом простом визуальном осмотре, который иногда подходит даже для оценки состояния необслуживаемой АКБ. Если ваша батарея заключена в относительно прозрачный белый корпус, признаки кипения можно увидеть сквозь стенки. Работает подобный способ не всегда, но при определённых условиях его также стоит отнести к методам проверки.
Когда автовладелец обнаружил по тем или иным признакам, что при зарядке его АКБ активно кипит электролит, нужно принять ряд мер.
Напомним ещё раз. Если бурление возникает сразу при подключении, дальнейшая зарядка не имеет никакого смысла. Это явный признак износа ресурса батареи, которая нуждается в замене.
Но есть другая, более распространённая ситуация, при которой аккумулятор в процессе зарядки бурлит и выделяет газ. Это нормально, внутри корпуса протекает химическое явление, сопровождающееся кипением электролита. Вопрос только в том, сколько должен ещё кипеть ваш аккумулятор для полной зарядки.
То есть автомобилистов закономерно интересует, когда им стоит отключать зарядное устройство, если заметны признаки закипания. Тут бывалые автовладельцы отталкиваются от достаточно простого правила. Когда батарея прогревается выше, чем до 50 градусов, она полностью заряжена, а потому устройство можно выключать из электросети.
Сами производители аккумуляторных батарей рекомендуют избегать длительного нахождения АКБ в условии кипения электролита внутри корпуса. Уже отсюда видно, что в кипении по окончанию зарядки нет ничего плохого. Сразу же при первых пузырьках нестись к зарядному оборудованию и спешно его отключать нет необходимости. Считается, что в кипящем состоянии автомобильный аккумулятор можно оставлять максимум на 3 часа. Это временной отрезок, за который АКБ успевает полностью пополнить свой заряд, не теряя ёмкость. А вот передерживать батарею более 3 часов, когда она уже зарядилась, не стоит.
Чтобы всё сделать максимально правильно, не рискуя целостностью аккумулятора и его ресурсом, при начале кипения советуют придерживаться следующих правил и выполнять такие действия:
Всё это выполняется при условии, что АКБ кипит только через некоторое время. Это уже зависит от того, заряжалась батарея малым или большим током.
А вот давать аккумулятору кипеть, если процесс начался сразу же при подключении к аппарату, нельзя. Накопитель нужно незамедлительно отключить от электросети. Проигнорировав совет, и оставив АКБ в кипящем состоянии, начнётся активный процесс выделения вредного и взрывоопасного газа. Он может буквально разорвать изнутри батарею из-за высокого давления.
В настоящее время заряжать аккумуляторные автомобильные батареи можно 2 способами. Для этого потребуется наличие специального адаптера или зарядного устройства. Причём они обязательно должны обладать функцией изменения тока. Это может быть ручная или автоматическая регулировка. В случае с последними, стоимость оборудования увеличивается.
Способ зарядки АКБ автомобиляПервый способ подразумевает зарядку малым током. Выглядит он следующим образом:
Тот факт, что батарея полностью восполнила свой заряд, подтверждается признаками кипения.
В случае с большим током всё происходит несколько иначе. Этот метод считается профессиональным, поскольку он подразумевает необходимость постоянно следить за протекающим процессом. Зато это возможность добиться 100% заряда за короткий промежуток времени.
Но подобный метод практически недоступен в обычных гаражных условиях. Он подразумевает наличие профессионального аппарата, который стоит очень дорого и покупать его для личного использования не целесообразно. Плюс нужно обладать определёнными навыками, постоянно контролировать протекающие процессы.
Не удивительно, что обычные автомобилисты предпочитают первый метод. Хотя он занимает больше времени и не восстанавливает 100% заряда, но осуществляется проще и требует меньше финансовых затрат.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторсdrivertip.ru
Почему кипит аккумулятор при зарядке? Этим вопросом задаются практически все начинающие водители. Многим новичкам, которые впервые сталкиваются с подобным явлением, сразу приходит в голову мысль, что батарея стала непригодной для дальнейшей эксплуатации, либо же возникла несовместимость с зарядным устройством. Однако в большинстве случаев данные опасения безосновательны, ведь на самом деле поводов, беспокоиться о состоянии дорогостоящего аккумулятора, практически нет.
В чем же причина и что делать в такой ситуации? Почему происходит закипание?
Автомобильный аккумулятор представляет собой электрическую ёмкость, способную накапливать электрический ток, который водитель может использовать для освещения панели приборов при выключенном моторе и для многих других целей. Значимость этого устройства в жизни автомобилиста трудно переоценить. И это вполне естественно, когда кипящий электролит вызывает чувство тревоги у начинающего автомобилиста, ведь стоят подобные устройства сегодня немало.
Внутри АКБ находится кислота и специальные химические пластины, активно участвующие в процессе электролиза. Под этим химическим термином принято считать процесс воздействия электрического тока на жидкость. Во время этого процесса происходит активное выделение газа, который и создаёт впечатление того, что при зарядке аккумулятора кипит электролит. Как видим, здесь всё дело в химии.
Однако стоит учитывать следующий момент. Если АКБ начинает закипать сразу после подключения ЗУ, то велика доля вероятности того, что это устройство действительно непригодно для дальнейшей эксплуатации. Моментальное закипание всех банок чаще всего является свидетельством наличия замкнутых пластин внутри АКБ.
Также существуют следующие распространённые проблемы:
В любых других случаях аккумулятор должен кипеть при зарядке, ведь практически каждый химический процесс внутри кислотной батареи не обходится без кипения электролита. Проще говоря, если аккумулятор уже продолжительное время стоит на зарядке, и он начал кипеть – плотность электролита практически восстановлена.
Существует одно довольно простое правило: если батарея не кипит – она еще не полностью заряжена. Если же началось кипение, то нет никакой необходимости сразу же отключать зарядное устройство. Но необходимо внимательно отнестись к данному процессу ведь существует целый ряд угроз, а именно:
Определить точный уровень зарядки возможно только с помощью замера плотности электролита. Измеряется данная характеристика с помощью специального прибора, который должен быть у каждого автомобилиста – ареометр. Принцип определения зарядки предельно прост. Заряженный аккумулятор имеет достаточный уровень плотности электролита, этот же показатель будет возрастать во время подзарядки. Ведь плотность значительно снижается во время разрядки.
Во время кипения выделяет гремучий газ. Это весьма взрывоопасная смесь водорода и кислорода. Вполне очевидно, что нельзя оставлять заряжающееся устройство возле открытого и закрытого источника огня. Конструкция старых батарей включает в себя специальные пробки, необходимые для отвода в атмосферу гремучего газа во время подзарядки АКБ от генератора. Такие пробки имеются для каждой отдельной банки. Важно их откручивать, прежде чем подключать батарею к ЗУ. Современные аккумуляторы лишены подобных «прелестей», всю кропотливую работы выполняют специальные газоотводящие трубки.
Когда же стоит отключать батарею, если уже виден процесс кипения? Большинство автомобилистов руководствуются правилом: если АКБ греется свыше 50 градусов – значит оно заряжено. Многие современные производители АКБ не рекомендуют оставлять «кипящий» аккумулятор на зарядке дольше, чем на три часа. Именно этот промежуток времени еще позволяет батареи набрать необходимый заряд во время кипения без потери емкости.
Кроме того, что необходимо откручивать все пробки на старых, отечественных батареях, также стоит помнить, что проводить зарядку устройства необходимо с помощью 10-процентного тока от всей емкости батареи. Это значит, что 60 Ah устройство необходимо питать с помощью тока 6 А.
Если превысить допустимую норму силы тока, то высока вероятность, что произойдут необратимые изменения внутри батареи. Эти изменения поспособствуют значительному ухудшению качества работы устройства и уменьшат его срок жизни. Важно не только заряжать АКБ в вентилируемом помещении, но также следует обезопасить устройство от попадания пыли и грязи.
Подводя итоги, стоит сказать, что если аккумулятор начал кипеть при зарядке, то будьте уверенны, в большинстве случаев это абсолютно нормальная реакция. Появление пузырьков и газа – свидетельство того, что батарея вот-вот завершит свою зарядку. От вас потребуется только контроль этого процесса и своевременное отключение ЗУ. Не рекомендуется оставлять в таком состоянии АКБ на всю ночь. Применяя на практике вышеназванные советы и рекомендации, у вас не возникнет проблем с зарядкой и эксплуатацией автомобильного аккумулятора.
avtooverview.ru
Если на клеммы полностью заряженного аккумулятора подать постоянный ток напряжением около 14,5 В, то спустя непродолжительное время аккумулятор начнёт кипеть. Временной промежуток, по истечении которого этот процесс начнётся, а также интенсивность образования газов во многом будут зависеть от силы тока, а также от ёмкости АКБ.
Закипание аккумулятора в такой ситуации является абсолютно нормальным явлением. Если батарея кипит до полной заряженности, то это может указывать на серьёзные отклонения в её работоспособности. Определить момент начала закипания электролита во время движения автомобиля довольно проблематично, но при зарядке от ЗУ можно легко понять, когда начинает закипать электролит.
Полностью исправный и нуждающийся в подзарядке аккумулятор не должен кипеть при подаче на его клеммы электрического тока от зарядного устройства. Исключением из этого правила может является повышенный ток или повышенное напряжение. Это может произойти из-за некачественного ЗУ или неправильно выставленных значениях тока и напряжения.
Современные аккумуляторы, которые изготовлены по кальциевой технологии, могут длительное время не закипать, даже при значительном превышении предельных значений подаваемого на их контакты электрического тока, поэтому при использовании подобных изделий следует более ответственно подходить к вопросу выбора прибора для зарядки батареи, а также к более точной установке режима подачи электрического тока.
Батарея может закипеть по многим причинам. Наиболее частыми причинами такого явления могут являться перезаряд батареи, а также в случае чрезмерного образования налёта на пластинах и короткого замыкания в одной или нескольких банках.
В процессе зарядки аккумулятора внутри него происходит химическая реакция, в результате которой на пластинах оседает чистый свинец, а в электролит переходит кислотный остаток. Когда вещества, которые поддерживают эту реакцию, будут полностью израсходованы, начинается гидролиз воды с образование взрывоопасного газа. Кроме этого температура батареи значительно повышается, что вызывает образование едкого пара.
Многие современные зарядные устройства имеют автоматический режим зарядки, благодаря которому можно полностью исключить вероятность возникновения ситуации, когда закипел электролит. При использовании приборов устаревшей конструкции или самодельных зарядных устройств, приходится постоянно контролировать уровень заряженности батареи, чтобы предотвратить закипание электролита.
Если на клеммы АКБ подаётся напряжение, значение которого значительно выше рекомендованного заводом-изготовителем батареи, то электролит в таком аккумуляторе тоже очень быстро закипит. Это может произойти из-за неправильной настройки заводских ЗУ либо при использовании самодельных приборов для зарядки аккумуляторов.
Помимо неправильно выставленного напряжения еще можно не правильно выставить силу тока. Она должна быть ровна 10% от емкости аккумулятора. То есть если емкость 60 Ач, то сила тока должна быть 6 Ампер. При завышении этого значения жидкость может начать кипеть.
При емкость резко понижается. Например, у нас есть аккумулятор с заявленной емкость 75 Ач, из-за сульфатации емкость падает до 40 Ач. Мы при зарядке выставляем силу тока исходя из заводских показателей — 7,5 Ампер. В результате сразу происходит сильный перезаряд и батарея закипает.
В любом случае при обнаружении перезаряда устройство необходимо незамедлительно отключить от электрической сети и АКБ.
Об этом уже говорилось чуть выше, но если электролит закипает сразу после подключения к зарядному устройству, то причина чрезмерного образования газа может заключаться в сильной сульфатации пластин.
При таком состоянии ёмкость аккумулятора заметно снижается, поэтому батарея быстро закипает даже при подаче на клеммы тока, который по силе не превышает рекомендованных значений.
Если в одной или нескольких банках аккумулятора образовалось короткое замыкание, то токовая нагрузка на неповреждённые отделы АКБ значительно повышается, поэтому нередко такой аккумулятор сразу же кипит после подключения к зарядному устройству.
Основным диагностическим признаком, по которому можно судить о том, что аккумулятор кипит по причине замыкания – это когда кипят не все банки. В замкнутых отсеках АКБ не проходит химическая реакция, поэтому не выделяется газ даже после длительного подключения к ЗУ.
При незначительных повреждениях пластин кипит одна банка в аккумуляторе. Также закипание одной банки может быть признаком того, что в ней недостаточный уровень электролита.
Постоянное закипание электролита при зарядке от ЗУ может вызвать следующие нежелательные процессы и состояния батареи:
Из перечисленных повреждений наиболее опасным является взрыв батареи. В этом случае возможно не только образование пожара, но и получение химических ожогов и результате разбрызгивания большого количества раствора серной кислоты.
Первое, что необходимо сделать при закипании аккумулятора – это отключить подачу электрического тока на его клеммы. Если причиной газообразования внутри батареи является неправильное выставление уровня тока или напряжения, то достаточно установить эти значения в рекомендуемых пределах, чтобы полностью устранить кипение электролита.
Если батарея кипит, но не заряжается больше, то это может свидетельствовать об окончании цикла заряда. В этом случае аккумуляторную батарею также необходимо отключить от ЗУ, после чего установить на автомобиль, соблюдая полярность.
Если аккумулятор сразу начал кипеть, то возможно его уже необходимо заменить. К сожалению, срок работы свинцовой батареи ограничен и, при слишком сильной сульфатации или разрушении пластин, работоспособность изделия восстановить уже не удаётся.
На ранних стадиях сульфатации пластин, когда оксидный слой ещё не достаточно велик, можно попытаться увеличить ёмкость батареи с помощью зарядного устройства, которое имеет специальный тренировочный режим. В таком режиме напряжение на клеммы подаётся в прерывистом режиме, что позволяет заметно снизить толщину сульфатного слоя.
istochnikipitaniy.ru
Кипящий аккумулятора — сигнал о неправильной эксплуатации или поломке вашего аккумулятора.
Неприятно, если под батареей наблюдается лужа электролита. Это может означать, что либо поврежден корпус, либо аккумулятор «кипит». Открыв пробку на банке аккумулятора, можно увидеть пузырьки, напоминающие кипение. Из батареи доносятся звуки, похожие на булькание.
Содержание статьи
«Кипение» аккумулятора на самом деле кипением не является. В пластиковом аккумуляторе нет такой температуры, чтобы закипятить электролит, состоящий из разбавленной серной кислоты.
Суть работы аккумулятора — в движении электронов серной кислоты внутрь свинцовых пластин при разрядке и из них при зарядке. В очень разряженном аккумуляторе плотность электролита низкая, в заряженном — высокая.
Если аккумулятор заряжен, но на него подается высокий зарядный ток, плотность электролита высокая — 1,28. Процесс десульфатации завершается, энергия зарядного устройства начинает разлагать воду на водород и кислород. При этом выделяется некоторое количество тепла.
«Кипение» электролита на самом деле является выделением водорода и кислорода в газообразной форме. Эта смесь очень пожароопасна, ее называют «гремучей». Для удаления этих газов предусмотрены технологические отверстия по бокам батареи, а в аккумуляторных помещениях на предприятиях обязательно устанавливается мощная принудительная вытяжка.
Внимание! Высокая концентрация водорода может привести к взрыву. Курить или подсвечивать зажигалкой вблизи «кипящего» аккумулятора опасно!
Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке? — да должен, но только когда он уже полностью заряжен. Слабые пузыри при зарядке АКБ — признак завершения процесса.
Электроны серной кислоты уже покинули свинцовые пластины, процесс замедлился. Длительное кипение может повредить батарею — уровень упадет, и концентрированная серная кислота начнет разъедать пластины. Это «убьет» батарею очень быстро. Признак, что аккумулятор выходит из строя — мутный электролит темно-серого цвета.
Непродолжительное бульканье в банках это нормально. благодаря этому процессу облегчается визуальный тест батареи — если кипение во всех банках одинаковое, батарея исправна, пластины разделены между собой слоем электролита. Если одна банка не кипит, а в остальных кипит интенсивно — скорее всего в батарее короткое замыкание.
Закипание электролита в аккумуляторе также может наблюдаться в следующих случаях:
Однако выбраковывать аккумулятор только из-за того, что часть банок не кипит во время зарядки не стоит — это только косвенный признак поломки. Нужно провести дополнительные тесты — проверка напряжения, плотности и прозрачности электролита, проверить емкость нагрузочной вилкой.
Если напряжение заряженной батареи с заполненными электролитом банками ниже 12.8 вольта, нагрузочная вилка выдает резкий разряд — только в этом случае аккумулятор нужно заменить.
Важно! если при зарядке аккумулятора одна банка не кипит, то это свидетельствует о замыкании пластин.
Если же весь электролит в батарее быстро закипает при зарядке, то это может сигнализировать о запущенной сульфатации батареи.
Просмотрите видео о кипении при неисправной банке аккумулятора
Совсем недопустимо, если аккумулятор закипел при движении на автомобиле. Это может привести к пожару, интенсивное кипение электролита выплескивает его на кузов авто, и он будет потом интенсивно ржаветь. Ехать с кипящим аккумулятором нельзя — батарея может взорваться. Поэтому стоит сразу же определить причины и устранить их.
Первое, что приходит в голову — неисправная батарея. Даже если она совсем новая, нельзя исключать заводского брака. Пластины внутри батареи могут соприкасаться из-за замерзания батареи в зимнее время — электролит разряженного аккумулятора содержит мало кислоты. Вода, замерзнув, деформирует пластины.
Со временем свинцовые пластины изнашиваются, и осыпавшийся на дно банок осадок закорачивает пластины.
Вышедшая из строя банка приводит к падению напряжения на клеммах аккумулятора, и стандартный ток генератора становится излишним. В оставшихся банках происходит процесс перезаряда.
В необслуживаемых батареях можно отвернуть пробки и сравнить кипение в банках. Если кипения в одной нет, значит аккумулятор можно отправлять в утиль.
Также можно замерить напряжение на заряженном аккумуляторе и плотность в банках. Если напряжение значительно ниже 12 вольт, а плотность неравномерная — скорее всего батарея неисправна.
Если завести автомобиль методом «прикуривания» при посаженной батарее, на нее идет сильный электрический ток от генератора. Процесс освобождения электронов серной кислоты не может проходить так интенсивно, и часть энергии тратится на разложение воды и нагрев.
Сильно разряженный аккумулятор (если напряжение ниже 9 вольт) стоит заряжать малыми токами в стационарных условиях, желательно применение высокотехнологичных автоматических зарядных устройств.
Быстрая зарядка от генератора автомобиля может вывести из строя диодный мост и реле-регулятор генератора, так как нагрузка резко вырастает.
Чем выше обороты автомобиля, тем больше тока может вырабатывать генератор. Ограничивать коридор напряжения призвано реле-регулятор. Это небольшое полупроводниковое устройство не дает автомобильному току превысить допустимые параметры, для большинства легковых автомобилей это 14.5 вольта.
Если реле-регулятор выходит из строя, происходит перезаряд аккумулятора. Излишки тока разлагают воду, пары выходят наружу, выплескивается электролит. Уровень падает, пластины разрушаются.
Диагностировать реле-регулятор просто — достаточно измерить напряжение бортовой сети. Если оно превышает 14.6 вольта (бывают и исключения), то движение необходимо прекратить и заменить «шоколадку» — так на языке автослесарей называется реле.
На некоторых коммерческих автомобилях и автобусах для облегчения запуска двигателя устанавливается две батареи. Владельцы таких автомобилей знают, что батареи нужно менять две и сразу, иначе новая быстро выйдет из строя, а старая будет «высаживать» ее во время стоянки.
Закипание более мощной батареи в таких системах — обычное дело, поэтому следует устанавливать либо одну батарею увеличенной емкости, или две одинаковых по характеристикам.
В дороге вряд ли можно встретить опытного автослесаря, который быстро обнаружит и поможет исправить проблему.
Действовать придется самостоятельно по следующему алгоритму:
В данном видео рассказаны все нюансы кипения аккумулятора:
От случайных поломок не застрахован никто. Даже у именитых производителей аккумуляторов и деталей автомобиля порой случаются осечки. Но для того, чтобы неприятностей не случалось, следуйте следующим рекомендациям:
Закипание батареи может привести к короткому замыканию, пожару или взрыву батареи. Продолжительное движение при булькающей батарее недопустимо.
Конечно, при движении заметить закипевший аккумулятор сложно. Проще, если есть встроенный вольтметр — он покажет опасные скачки напряжения.
На коротких дистанциях закипевшая батарея не принесет дискомфорта, опасность есть при далеких поездках. совет от бывалых водителей — оглядывать во время технологических остановок подкапотное пространство, даже если ваш автомобиль почти новый и обслуженный.
Кроме подтеков масла, топлива, ослабленных от вибраций хомутов обязательно стоит обращать внимание на наличие брызг электролита и шум от батареи.
При коротких поездках при парковке также стоит внимательно прислушаться к посторонним шумам из-под капота. Опытное ухо, привыкшее к правильной работе авто, сразу определит шипение или бульканье.
ВконтактеFacebookTwitterGoogle+
auto-gl.ru