Московский метрополитен, строительство которого началось во второй половине двадцатых годов XX века, многими воспринимается исключительно как достижение продвинутой современности. Освещенные переходы, красиво (а местами великолепно) оформленные станции, сотни километров путей, пассажиропоток свыше 8 миллионов человек в день… Все это как-то не вяжется с бытующим в народе мнением, что там, под землей, базируется мир чужой, страшный, потусторонний. Но есть в зазеркальном транспортном королевстве места, где даже несгибаемые материалисты начинают сомневаться в том, что все в этом мире объяснимо. Это заброшенные станции метро в Москве. Легенды, связанные с ними, курсируют между людьми, словно скоростные поезда. Так и хочется вскочить в очередной «вагон», чтобы узнать удивительную подземную тайну, да не одну! (На фото внизу ст. «Советская»).
Многие гости столицы России (и даже коренные жители) сомневаются в том, что существуют (или существовали) заброшенные станции метро в Москве. Список есть: «Советская», «Первомайская», «Волоколамская», «Калужская». Одни так и остались призраками, другие вернулись в строй после долгого забвения.
Загадочные миры находятся чуть в стороне от подземной транспортной цивилизации. Их огибают, проскакивают, используют по иному назначению. Но здесь не звучит бодрый голос диктора: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…». Это своеобразные памятники несбывшимся или изменившимся намерениям человека разумного.
Примечательно, что территории, скрытой от солнечного света Москвы с переходами, казематами, подвалами существовали еще в XVIII веке. Есть сведения о наличии карты этой «темной страны». Давайте и мы составим краткий путеводитель, повествующий о том, где находятся и как выглядят заброшенные станции метро в Москве. Фото помогут нам лучше представить тайные уголки.
Ст. «Советская» (Замоскворецкая линия). Она сама по себе легенда. Известно, что объект входил во вторую очередь строительства московского метрополитена (проект утвердили в сентябре 1935 года). Установить его хотели в промежутке между нынешней станцией «Театральная» (ранее «Площадь Свердлова») и «Маяковского».
При строительстве возникли проблемы, в том числе гидрологические. В итоге изначальные задумки потеряли актуальность, особенно после того как появилась станция «Тверская» (другое название «Горьковская»). Однако элементы проекта якобы пригодились.
По слухам, на месте несостоявшейся «Советской» соорудили бункер управления гражданской обороны, обладающий высокими степенями защиты от неблагоприятного внешнего воздействия. Мчась в вагоне по данной ветке метро, особо любопытные пристально вглядываются в подземные пейзажи: вдруг мелькнет хотя бы намек на это сооружение? Но тайна так и остается покрытой мраком.
Если допустить, что бункер существует, то он располагается в считанных метрах от стены перегонного тоннеля, примерно под тем местом на поверхности, где стоит памятник Юрию Долгорукому.
К категории «заброшенные станции метро» в Москве относится и ст. «Первомайская» (1954г. — 1961г., Арбатско-Покровская линия). В отличие от «Советской» эта была действующая подземная остановка. Располагалась в здании электродепо «Измайлово» (за Измайловским парком).
Вестибюль можно увидеть и сейчас. До недавнего времени над входной группой красовалось: «Метрополитен им. Л. М. Кагановича» и красивыми четкими буквами: «Первомайская». Сегодня внутри помещения кипит работа по подъемочному ремонту: своевременное устранение неисправностей, замена изношенных деталей – залог безопасной работы столичного метро.
Рабочие цеха имеют возможность ежедневно видеть кафель, лепнину, и остатки позолоты, как подтверждение того, что производственное помещение ранее было станцией подземки (конечной), где кипела обычная пассажирская жизнь. Есть мнение, что из помещения мог бы получиться новый музей метро (старому уже тесно): выставочный комплекс на базе закрытой станции – отличный способ показывать и рассказывать экскурсантам «как это было».
А вот еще сведения по теме «Заброшенные станции метро в Москве». Ст. Волоколамская (Таганско-Краснопресненская ветка) состоит из трех пролетов мелкого заложения. Два ряда колонн по 26 штук в каждом. Конструкция – аналог «Тушинской», собрана в 1975 году. Отделочные работы не производились, так как открытие отложили.
Объект находится под бывшим тушинским аэродромом (аэрополем). Весной, при таянии снега, просматривались его очертания. С 2010 года на местности отмечается оживление в виде работ по строительству стадиона для футбольного клуба «Спартак».
Если бы в 70-е годы XX здесь, как планировалось, возвели жилые кварталы, «Волоколамская» не попала бы в разряд законсервированных на десятилетия. «Замершую» станцию особенно можно было видеть при приближении состава к остановке «Тушинская» (особенно когда погруженную во мглу обстановку высвечивали огни движущегося по параллельному пути состава).
Наверняка многие пассажиры мысленно прикидывали: как бы все смотрелось в готовом виде? Теперь особой надобности в подобных фантазиях нет: в 2014 году станция была открыта. Неподалеку от нее на домашнем стадионе тренируются спартаковцы. Так что не все так грустно: хоть и не в полдень, но безжизненные тени исчезают, порой меняя названия. «Волоколамская» теперь именуется «Спартак».
Эта непостоянная «особа» тоже входит в заброшенные станции метро в Москве. Ст. «Калужская» (Калужско-Рижская линия) действовала с 1964 по 1974 гг. Название получила по объекту, в котором была открыта – депо «Калужская». Точный адрес: улица Профсоюзная, 59, самый дальний 5 зал, или неф. Находится в непосредственной близости от современной, действующей. Когда-то была конечной на данном (Калужском) радиусе.
До 1971 г. стена крайнего нефа имела окно. Но депо расширяли, пристроив еще три зала. Стена стала глухой. Два пути на Калужской вели в тупик. Каких-либо украшений на объекте не наблюдалось: еще с 60-х годов XX века к оформлению станций художников и скульпторов не привлекали, дело было поставлено на поток.
Освещение давали промышленные светильники, время ожидания поезда пассажиры коротали на простых деревянных скамьях. Платформа и вестибюль с кассами и турникетами были неким общим пространством – участок ожидания переходил во входную группу. В 1974 году, когда после продления линии наземная часть стала подземной, временную станцию закрыли.
Платформа последние годы представляет собой складское помещение (по некоторым сведениям вообще разрушена), в старом вестибюле обустроены служебные комнаты отдыха, служебный тоннель позволяет передвигаться, минуя пассажирскую зону. Кое-где можно увидеть старые светильники. Есть мнение, что всему этому хозяйству было бы неплохо под крылышком Музея Московского метрополитена, пока время окончательно не стерло следы.
А как вам такая заброшенная станция метро? Москве «Воробьевы горы» («Ленинские») хорошо известны. Станцию открыли 12 января 1959 г. Ее приютил нижний ярус Лужнецкого метромоста. В 1983 г. стали наблюдаться признаки разрушения базового объекта: сказывалось плохое качество бетона. Он не выдерживал вибрации моста от воздействия интенсивного автопотока.
Останавливать движение на два-три года (чтобы устранить проблему) – означало оставить огромную часть города без связи с центром (Москва-реку не перепрыгнешь). Выход нашли в сооружении двух обходных мини-метромостов (1984 г.) и спокойно закрыли станцию на ремонт.
Но выполнить намеченное не удалось, разрушения только усугубились. В конце 90-х годов стоял вопрос уже не о реконструкции «Воробьевых гор», а о ремонте всего Метромоста. Восстановление шло поэтапно: сначала преображался верхний уровень, потом дело дошло до нижнего, станционного. Волны кризисов усложнили и затянули работы. Станция открылась только 14 декабря 2002 года. Пути движения поездов и платформу разделили, так что теперь «горы» не трясет.
Любители пощекотать себе нервы интересуются: «Заброшенные станции метро в Москве? Как попасть? Так хочется побывать там, где страшно, темно, где лежит седая пыль преисподней». Трудно представить себе регулярные организованные походы по сложным, большей частью небезопасным, тайным тропам подземки. Но к бункеру Сталина (объект реальный), говорят, частные фирмы любопытных водят (удовольствие, правда, не из дешевых).
Но особо расстраиваться не стоит: легенды московской подземки носят глобальный характер, в их числе поезд с бледными «мужчинами в сером» – фантомами заключенных, которые умерли на работах и захоронены в тоннеле; неупокоенная душа путевого обходчика, бродящего по ночам своими рабочими тропами; фигурка погибшей девушки, появляющаяся в черном проеме путей; гигантские крысы-мутанты; некие сущности, толкающие людей на гибель, ставящие подножки. Обо всем этом можно подробно узнать и без проникновения в заброшенные станции метро в Москве. Экскурсии охватывают и другие места метрополитена.
Как только стихает грохот приближающихся или уносящихся составов, гиды рассказывают стихийным группам интересные истории о станциях метро. Хотя пережидать шум – значит застрять надолго, а время экскурсии не бесконечно. Так что информацию знатоки часто прокрикивают.
Сколько же интересного сокрыто в московском метро! Едва ли не каждый метр экскурсионного маршрута раскрывает благодарному слушателю тайну за тайной. Их не счесть: архитектурные, политические, палеонтологические, художественные… «Листаются» страницы, повествующие про заброшенные станции метро в Москве. Идут «главы» про действующие и строящиеся объекты. Все интересно! Скучать некогда!
fb.ru
В начале июня белорусские метростроители сдали любимому городу новую станцию минской подземки: пассажиров приняла «Малиновка». Возведение объекта растянулось на долгие четыре года, а ввод его в эксплуатацию неоднократно переносился. Впрочем, «Малиновке» еще очень повезло: на просторах бывшего СССР немало примеров отдельных станций и целых метросистем, которые строились десятилетиями, причем некоторые из них, скорее всего, так никогда и не увидят свет в конце тоннеля, оставшись лишь предметом мечтаний диггеров и любителей «заброшки». «Станции-призраки» и «метрополитены-призраки» — в обзоре Onliner.by.
Прежде чем вести речь о «станциях-призраках» в их классическом понимании, уместно было бы рассказать о другой их разновидности. В 1950—1970-е годы на территории электродепо нескольких метрополитенов Советского Союза были открыты временные станции, обслуживавшие пассажиров до сдачи в эксплуатацию полноценных метровокзалов по соседству. После того как необходимость в них исчезла, такие объекты были приспособлены под хозяйственные нужды депо, сохранив при этом отдельные элементы своего прежнего декоративного оформления.
Станция метро «Первомайская», Москва
Московская «Первомайская» стала первой временной станцией метро в СССР. Открытая в 1954 году на Арбатско-Покровской линии, она разместилась на территории электродепо «Измайлово» и функционировала до сдачи в эксплуатацию в 1961 году станции «Измайловская» и продления линии далее на запад Москвы.
Удивительно, но, понимая, что «Первомайская» будет работать лишь несколько лет, архитекторы тем не менее не отказали ей в достаточно пышном декоре, свойственном станциям, которые строились в 1930—1950-е годы. Особенно впечатляет полноценный наземный вестибюль, оформленный в духе освоения классического наследия. На снимке 1955 года благодаря монументальной постройке с двумя арками, украшенной традиционной буквой «М» и надписью «Метрополитен имени Л. М. Кагановича», «Первомайская» кажется полноценным роскошным метровокзалом.
Внутри станция все же выглядела скромнее, хотя и тут проектировщики постарались украсить ее доступными способами. Помпезные люстры и лепные барельефы на стенах недвусмысленно напоминают об эпохе, а ритмике металлических кронштейнов, поддерживающих кровлю, не откажешь в индустриальном изяществе.
После 1961 года «Первомайская» была приспособлена под один из ремонтных цехов депо «Измайлово», а пышный вестибюль занял актовый зал этой организации. О другой — пусть и короткой — жизни объекта до сих пор напоминают сохранившиеся на стенах «архитектурные излишества» и мраморно-плиточная облицовка. Исчезли лишь разобранная под дополнительный тупик платформа да те самые люстры.
Здание же вестибюля сейчас окружено хозяйственными постройками и гаражами.
Станция метро «Калужская», Москва
Спустя три года после закрытия «Первомайской», в 1964-м, на юго-западе Москвы, на территории депо «Калужская», в эксплуатацию была сдана одноименная станция, ставшая конечной (на то время) на Калужско-Рижской линии. В духе хрущевских воззрений на архитектуру она получилась уже куда более минималистичной с точки зрения художественного оформления.
Спустя 10 лет рядом открылась новая, уже подземная «Калужская», поезда пошли мимо электродепо, и временную станцию там закрыли, переоборудовав ее под склад. В отличие от «Первомайской», старая «Калужская» сохранила свою платформу, а вестибюль был приспособлен под комнаты отдыха машинистов.
Среди прочего сейчас на бывшей станции хранится и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001, единственный экземпляр этого вида подвижного состава в Москве.
Станция метро «Дачное», Санкт-Петербург
В Ленинграде в 1966—1977 годах опять же на территории электродепо существовала станция «Дачное». В отличие от своих аналогов, она была открытого типа и после пуска по соседству полноценного подземного участка уже не могла быть трансформирована под производственные нужды. Ее вестибюль в конечном итоге разобрали, станционные пути демонтировали. Сохранился лишь небольшой участок платформы, на котором появилась надстройка, занятая структурами ГАИ-ГИБДД.
Московские «Первомайская», «Калужская», ленинградская «Дачное» остались в прошлом, их сооружение изначально носило временный характер, хотя и сейчас об их прежней жизни по-прежнему напоминает многое. Классическими «станциями-призраками» считаются метровокзалы, сооружение которых было практически закончено, но они по тем или иным причинам не были введены в эксплуатацию.
Станция метро «Спартак» (бывшая «Волоколамская»), Москва
Самым ярким примером «истинного призрака» — недостроенной промежуточной станции — в московском метро долгое время являлась станция «Волоколамская». Она была запроектирована на территории бывшего аэродрома в Тушино, который планировалось в будущем превратить в крупный жилой массив. Объект соорудили в конструкциях на Таганско-Краснопресненской линии еще в 1975 году, однако никакой необходимости вводить его в строй вместе с остальным пусковым участком в то время не было. От строительства спального района отказались, «Волоколамская» оказалась закопана посреди огромного поля, где не существовало абсолютно никаких зданий, которые генерировали бы хоть малейший пассажиропоток.
Лестничные и эскалаторные ходы возведены не были, под них только оставили заделы в торцах станции. Сам метровокзал, естественно, не получил никакой отделки и был законсервирован. Пассажиры поездов почти 40 лет могли наблюдать его на перегоне между станциями «Тушинская» и «Щукинская».
Светлое будущее у «Волоколамской» появилось лишь в 2010 году, когда на Тушинском поле началось сооружение стадиона для футбольного клуба «Спартак» (Москва). В апреле 2013 года станцию, к тому времени уже переименованную в «Спартак», начали расконсервировать и активно достраивать. В конце августа — начале сентября оба объекта будут открыты для публики и одной — самой известной — «станцией-призраком» в Москве станет меньше.
Станция метро «Деловой центр», Москва
Еще одна построенная в конструкциях «про запас», но так пока и не открытая «станция-призрак» московского метрополитена. Комплекс из двух одноименных станций под «Москва-Сити», районом небоскребов российской столицы, был сооружен еще в 2004—2005 годах в качестве одного из элементов его центрального ядра. Первый из метровокзалов был наконец сдан в эксплуатацию в конце января 2014 года, войдя в состав Калининско-Солнцевской линии. Второй, относящийся к перспективному Третьему пересадочному контуру московского метро, еще ждет своей очереди. Впрочем, 40-летней судьбы призрака «Волоколамской» — «Спартак» он не повторит: текущие планы предполагают его открытие в конце 2015 года.
Две классических «станции-призрака» существуют в киевском метрополитене, причем причины их «призрачности» совершенно разные.
Станция метро «Теличка», Киев
«Теличку», как и московскую «Волоколамскую», строили на перспективу. Ее возвели в конструкциях в 1992 году на участке Сырецко-Печерской линии, проходившем под обширной промзоной. Предполагалось, что со временем место разнообразных предприятий займет смешанная жилая и административная застройка, благодаря которой станция будет востребована пассажирами.
Однако этого не случилось до сих пор, и перспективы освоения территории индустриальной зоны (а соответственно, и будущее самой «Телички») пока не определены. Интересно, что конструктивно станция похожа на нашу «Первомайскую». В центре каждой из ее боковых платформ оставлены заделы для так пока и не сооруженных выходов на поверхность.
Станция метро «Львовская брама», Киев
«Львовская брама» также принадлежит Сырецко-Печерской линии, но во всем остальном ее судьба иная. Во-первых, в отличие от «Телички», это классическая пилонная станция глубокого заложения. Во-вторых, она расположена в оживленном и перегруженном транспортом центральном районе Киева и, казалось бы, должна была быть обеспечена десятками тысяч пассажиров в день.
Центральный зал и посадочные платформы «Львовской брамы» были сооружены к 1996 году. Более того, началась даже отделка станции — путевые стены частично облицевали мрамором. Однако из-за отсутствия плана реконструкции Львовской площади, где должны были находиться выходы из метро, эскалаторный тоннель и наземный вестибюль сооружены не были. Проектировщикам и строителям до определения будущего облика площади было совершенно непонятно, где разместить вестибюль «Львовской брамы». Ситуация и сейчас находится все в том же подвешенном состоянии, что и 18 лет назад, а «станция-призрак» по-прежнему пугает большинство пассажиров проезжающих мимо поездов.
До относительно недавнего времени киевскую «Львовскую браму» очень напоминала станция метро «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге. Они строились параллельно («Адмиралтейская» в конструкциях была готова к 1997 году), на большой глубине (станция в Санкт-Петербурге стала самой глубокой в России — 86 метров!), без определенного заранее места выхода эскалаторных тоннелей на поверхность.
Вариант с размещением вестибюля на месте сносимого жилого дома был найден только спустя 12 лет, еще два года заняло строительство выхода. В итоге в качестве классической «станции-призрака» «Адмиралтейская» просуществовала 14 лет и была открыта для пассажиров в конце 2011 года.
В московском метрополитене существует еще целый ряд любопытных подземных сооружений, не являющихся, строго говоря, при этом полноценными «станциями-призраками». Например, в 2008 году на перегоне «Крылатское» — «Строгино» Арбатско-Покровской линии была сооружена служебно-техническая станция, которая, в свою очередь, служит заделом под перспективную станцию «Троице-Лыково». Та появится на этом месте в случае, если на поверхности в ее районе будет возведен крупный жилой массив.
Пока же здесь сооружена платформа длиной 26 метров, с которой есть выход в служебные помещения и на поверхность. Периодически у платформы будущей станции «Троице-Лыково» останавливается поезд, высаживающий работающий здесь технический персонал.
На этом же перегоне находится еще одна техническая платформа, так называемый «Эвакуационный выход „Д“», который предназначен для экстренной эвакуации пассажиров в случае чрезвычайной ситуации. Его сооружение было обусловлено чрезмерной длиной перегона (свыше 5 км), что, согласно действующим сейчас нормативным документам, должно компенсироваться строительством дополнительных выходов из сверхдлинного тоннеля на случай форс-мажора.
Кроме отдельных станций, построенных, однако по тем или иным причинам не введенным в эксплуатацию, на просторах бывшего Советского Союза существуют целые метросистемы, возведение которых началось, но пока так до конца закончено и не было. Метрополитены в Омске и Челябинске превратились в чудовищные долгострои, работы в которых продолжаются десятилетиями и долгожданного конца им не видно.
В Омске сооружение метро началось еще в 1992-м, но за 22 года фактически построены были только одна станция («Библиотека имени Пушкина») и несколько километров перегонных тоннелей. Остальные три метровокзала, входящие в первый пусковой участок, пока существуют лишь в формате бетонированных котлованов.
Аналогичная ситуация сложилась и в Челябинске. Из четырех станций первой очереди за те же 22 года строительства в конструкциях готова лишь «Комсомольская площадь», еще одна станция («Торговый центр») завершена лишь на 10—15%.
Впрочем, у жителей Омска и Челябинска надежда рано или поздно прокатиться под землей на поезде еще остается. А вот частично построенные метрополитены Донецка и Красноярска так, скорее всего, и останутся впечатляющим памятником человеческим амбициям и бесхозяйственности и мечтой любого диггера.
Решение о возведении метро в Красноярске было принято еще в 1983 году, но непосредственно строительство началось только спустя 11 лет. За два десятилетия ни одну из трех станций, образующих первый пусковой участок длиной 5,17 км, так и не соорудили даже в конструкциях, проложено было лишь чуть более 2 км перегонных тоннелей. В 2012 году было принято решение о консервации того, что успели построить, до лучших, но так конкретно и не определенных времен.
Заброшенный недостроенный метрополитен существует и под Донецком. Его сооружение началось еще в 1993 году, но даже чемпионат Европы по футболу, матчи которого город принял в 2012-м, и связанный с ним приток инвестиций в донецкую инфраструктуру не способствовали активизации строительства подземки.
Постепенно зарастающие деревьями котлованы несостоявшихся станций, ржавые краны и шахтные копры, полузатопленные тоннели, в возведение которых были вложены огромные деньги и труд тысяч строителей, — таков сейчас метрополитен Донецка. В 2011 году от его завершения окончательно отказались, а с учетом нынешней ситуации в городе никаких надежд на возобновление строительства в сколь-нибудь обозримом будущем не существует. Целая заброшенная метросистема стала очередной достопримечательностью Донбасса.
Своя «станция-призрак» существовала и у нас, в минском метро, к счастью, лишь короткое время. При вводе в конце декабря 1990 года в эксплуатацию первого пускового участка Автозаводской линии станция «Первомайская» вместе с остальными открыта не была. Из-за сложных инженерно-гидрогеологических условий ее строительство затянулось, и завершили ее позже остальных метровокзалов первой очереди второй ветки. Несколько месяцев 1991 года поезда на «Первомайской» не останавливались, проезжая мимо «станции-призрака», так и оставшейся пока единственной в нашем городе.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
realt.onliner.by
Неожиданный финансовый кризис, аварии, радикальные изменения в плане города: причин для того, чтобы станция метро превратилась в станцию-призрак, немало. В этой подборке —истории 15 станций в различных метрополитенах мира, которые по разным причинам были заброшены, либо так никогда и не были открыты.
1.
2.
Станция: Нижняя платформа станции Невинс-Cтрит
Город: Нью-Йорк, США
Год открытия: станция открыта в 1908 году и до сих пор работает, но нижняя платфома так и не была полностью достроена.
Изначально планировалось, что по верхней платформе пойдут обычные поезда, а по нижней — ускоренные экспресс-поезда, однако план развития метро изменился и от проекта отказались.
3.
Станция: Чаринг-Кросс (линия Jubilee)
Город: Лондон, Великобритания
Открыта: 1906
Закрыта: 1999
Станция законсервирована и иногда используется для киносъёмок.
4.
Станция: Улица Короля Уильяма IV (King William Street)
Город: Лондон
Открыта: 1890
Закрыта: 1900
В дни налётов гитлеровской авиации на Лондон станцию, которая к тому времени была уже почти полвека заброшена, использовали как бомбоубежище.
5.
Заброшенное метро Цинциннати, третьего по величине города штата Огайо, США.
Система метро, включающая 3,5 км путей, 4 подземных и 3 наземных станций, сооружена в период с 1918 по 1928 годы.
6.
Цинциннати, станция Рейс-Стрит. Кстати, материал о метро Цинциннати пару лет назад выходил на Фишках
7.
Первоначальный проект предполагал сооружение 26 км путей до конца первой половины XX века. Однако в связи с постоянным увеличением стоимости проекта и недостатком финансирования, строительство метро было заморожено в 1928 году. К тому моменту длина системы метро составляла 3,5 км. После началась Великая Депрессия, Вторая Мировая война, бурная автомобилизация населения. В итоге метро города Цинциннати оказалось невостребованным.
8.
Цинциннати, станция Брайтон
9.
Предпринимались некоторые (но безуспешные) попытки восстановить метро в Цинциннати. В настоящее время подземные станции и тоннели находятся в довольно хорошем состоянии: над ними расположены прогулочные зоны Центрального парка, в них проводят экскурсионные туры. Наземные же станции в настоящий момент полностью разрушены.
10.
Станция: Львовская Брама
Метро: Киев, Украина
Сооружена: 1991
Не была открыта
Строительство началось в 1991 году, однако, было заморожено в 1996 году из-за недостатка финансирования и из-за отсутствия комплексного решения реконструкции Львовской площади, где должен был быть выход со станции. В 1996 году был запущен участок Золотые Ворота — Лукьяновская, на котором должна была находиться Львовская Брама, ныне этот участок функционирует и поезда проходят мимо недостроенной станции. Сроки окончания строительства станции многократно переносились, власти города периодически заявляли о скором начале достройки, но фактически работы никогда не начинались.
11.
Станция Львовская Брама, Киев, Украина
фото: Another Kiev
12.
Станция: Теличка
Метро: Киев
Сооружена: 1990 год
Не была открыта.
Ещё одна законсервированная станция Сырецко-Печерской линии, Львовская Брама расположена на ней же. Строительство началось в начале 1990-х, в 1992 году работы прекратились по причине недостаточного пассажиропотока (станция находится в районе промышленной застройки). Из-за строительства поблизости бизнес-центра в обозримом будущем может возникнуть необходимость в этой станции. Станция двухпролётная, мелкого залегания.
13.
Станция Теличка, Киев
14.
Станция: Порт Молитор (Porte Molitor)
Метро: Париж
Сооружена: 1923
Не была открыта.
Порт Молитор планировалась как станция для обслуживания стадиона Пар-де-Пренс во время матчей, однако было решено, что её обслуживание будет слишком сложным, и проект был оставлен уже во время строительства, вследствие чего выход из станции даже не начинали строить. Пожалуй, сегодня это единственная станция Парижа, где нет граффити. Сейчас её пути служат в качестве мини-депо для поездов.
15.
Заброшенный участок парижского метро
16.
Застывшая во времени афиша со станции метро Марк Лейн в Лондоне (открыта в 1884, закрыта в 1967)
17.
Станция: Бромптон-Роуд
Город: Лондон, Великобритания
Открыта: 1906
Закрыта: 1934
Станция Бромптон-Роуд была сооружена ещё в те времена, когда вместо эскалаторов использовали лифты. К тридцатым годам лифты станции не справлялись с пассажиропотоком, к тому же, у одной из близлежащих станций открылся второй вестибюль совсем рядом. Таким образом, станцию решили закрыть.
18.
Станция: Кюмлинге
Город: Стокгольм, Швеция
Сооружена: 1971
Не была открыта.
Станция Кюмлинге на второй (синей) линии стокгольмского метро должна была быть открыта в первой половине 1970-х вместе с соседними станциями. Станция находилась между подземной и наземной частью метрополитена —часть её должна была находиться в тоннеле, часть платформ — под открытым небом. Станцию так и не открыли из-за того, что городские власти признали лесопарк, посередине которого она находится, заповедным.
19.
Среди жителей Стокгольма бытует городская легенда, будто «до Кюмлинге едут только мёртвые, а везёт их туда серебряный поезд».
20.
Станция: Спортивная
Город: Новосибирск
Сооружена: 1983
Не была открыта
Предполагалось, что новую станцию на перегоне между станциями «Речной вокзал» и «Студенческая» откроют вместе с новым спорткомплексом в пойме Оби. Но проект так и не был реализован.
21.
Станция: нижняя платформа станции Бэй (Bay)
Город: Торонто, Канада
Открыта: 25 февраля 1966 года
Закрыта: 4 сентября 1966 года
Нижняя платформа проработала лишь полгода в рамках экспериментального проекта по частичному объединению линий. Эксперимент оказался неудачным из-за сложной организации движения — любая задержка вызывала сбой работы всего метрополитена. Кроме того, в некоторых направлениях поезда приходили как на верхнюю, так и на нижнюю платформу, что в условиях отсутствия продуманной системы оповещения и удобных переходов между платформами приводило к избыточному скоплению пассажиров на лестнице между уровнями. Короче говоря, минусов от станции оказалось больше, чем плюсов.
22.
Станция: Валкири Плясс (Valkyrie Plass)
Город: Осло, Норвегия
Открыта: 1928 год
Закрыта: 1985
Станция была закрыта из-за близости к другой станции, кроме того, расширение станции под более чем трехвагонные составы было дорого и опасно. При сооружении станции произошла авария: неожиданно обрушилось около 800 м² улицы. Сейчас платформа поддерживается в хорошем состоянии и служит запасным выходом на случай чрезвычайных ситуаций.
23.
Станция: Эврика (Eureka)
Город: Сан-Франциско, США
Открыта: 1918
Закрыта: 1972
На самом деле, это не метро, а метротрам (как в Волгограде). Станция закрыта в связи со строительством трамвайной системы Muni Metro. Предполагалось, что закрытие будет временным, однако в 1980 году поблизости открыли станцию Кастро Стрит (Castro Street), после чего принято решение не открывать заново станцию Эврика. В наши дни станция служит аварийным выходом из тоннеля.
24.
Станция: Альберти Норте (Alberti Norte)
Город: Буэнос-Айрес, Аргентина
Открыта: 1913
Закрыта: 1953
У станции была только одна платформа, обслуживающая только одно направлени, противоположная платформа находилась в нескольких метрах от неё. Станция закрыта из-за близости к соседней (124 метра) с целью улучшить график движения поездов. В 1990-ые на платформе разместили подстанцию для этой линии метро.
25.
Станция: Вашингтон
Город: Чикаго, США
Открыта: 1943
Закрыта: 2006
Станция была закрыта временно, на время строительства поблизости соседней станции. Проект был заморожен в 2008 году, однако станция Вашингтон не открыта обратно и по сей день.
26.
27.
Станция: Сити-Холл
Город: Нью-Йорк, США
Открыта: 1904
Закрыта: 1945
Одна из самых известных недействующих станций метро в мире. Была закрыта из-за того, что перестала подходить новым стандартам строительства метро в Нью-Йорке: она имеет слишком маленький радиус поворота, а её платформа слишком короткая. В наши дни на этой станции делает разворот поезд №6 (В Нью-Йорке нет привычных нам фиксированных линий: по одной и той же линии могут ходить поезда с разными номерами). Станцию Сити-Холл можно увидеть, если не выходить на нынешней конечной «Бруклинский мост — Сити-холл», а проехаться в пустом поезде на разворот.
28.
chert-poberi.ru
Практически каждый крупный город мира имеет заброшенные станции метрополитена. Именно такие места нам показывают диггеры. Большая часть этих станций появились во время Второй мировой войны, т.к. требовались бомбоубежища. Интернет-журнал Factinteres расскажет про 9 станций, которые сейчас уже не эксплуатируются.
Эта станция была закрыта в самом начале Второй мировой войны. Все по причине того, что в тот период времени парижский метрополитен работал только лишь в центральном округе. После конца Второй мировой войны все станции Парижа были модернизированы, а после введены в эксплуатацию. Однако вышло так, что Круа Руж была исключением. Сейчас попасть на станцию возможно только при помощи местных диггеров.
Станция Сити Холл является одной из самых красивейших станций метро в мире. Она функционировала в период с 1904 года и по 1945 год. Причина закрытия станции проста — новые составы не могли здесь полностью поместиться. В то время станцию было решено закрыть ото всех. Однако с недавнего времени станция работает в качестве достопримечательности, т.к. здесь очень красиво.
Кстати говоря, про станцию Сити Холл мы писали в статье о 10 заброшенных местах, куда может пройти каждый желающий. Рекомендуем ее к прочтению!
В начале 20-го века американский город Цинциннати был заполонен автомобилями и конными повозками. Тогда местные власти решили проложить метрополитен и перенести часть дорожной нагрузки под землю. Однако в 1929 году произошел крах фондового рынка и построенные на тот момент станции были заброшены. С тех пор никаких работ на станциях и в тоннелях не велись.
Всем известно, что самым старым метрополитеном в мире является метрополитен в Лондоне. Не секрет, что именно здесь существует несколько станций-призраков. Одной из таких станций является Олдвич. Ее использовали во Второй мировой войне в качестве бомбоубежища. Когда война закончилась, станция так и не была введена в эксплуатацию.
Кстати говоря, на станции Олдвич снимались такие фильмы, как “28 недель спустя” и “Шерлок”. Возможно, в будущем здесь отснимут еще какие-нибудь фильмы.
Данная станция была открыта в 1913 году. К сожалению, в 1953 году ее пришлось закрыть. Все потому, что она находилась слишком близко к соседней станции. Это и послужило причиной закрытия. В 1980-х годах в вагонах метро были установлены специальные дисплеи, с помощью которых можно смотреть на станцию-призрак.
В начале 1970-х годов власти Стокгольма хотели расширить город и присоединить несколько пригородов. Тогда было решено соединить Камлинге со Стокгольмом при помощи метро. Однако планы властей так и остались планами. Все дошло до начала строительства станции, но дальше дело не пошло. Сейчас станция Камлинге отдали в собственность городка, власти которого создали из него местную достопримечательность. Причем весьма жуткую.
Станция Советская строилась между станциями “Театральная” и “Маяковская”. Однако во время ее строительства станцию было решено не строить, но проект засекретили. Впоследствие появилась информация, что станция Советская переделана в сверхпрочный бункер, чтобы в случае военных действий здесь разместить штаб самообороны города.
Эта станция метро была закрыта из-за огромного потока пассажиров. Ее открытие состоялось в 1928 году и на тот момент она уже была устаревшей в техническом плане. Когда вагоны метро стали больше и вместительнее, они попросту не помещались на станции. Поэтому было решено закрыть ее навсегда.
Станция Коррео была открыта в 1934 году. В 1974 году было принято решение о проведении реконструкции станции. Однако эта реконструкция так и не была закончена. Сейчас на станции можно найти старые объявления, газеты и прочий мусор того времени. Это придает станции необычный вид и атмосферу.
factinteres.ru
В Московском метрополитене есть 5 закрытых станций:
«Советская» на Замоскворецкой линии — на этапе строительства превращена в бункер;
«Первомайская» на Арбатско-Покровской — превращена в цех подъемочного ремонта;
«Калужская» на Калужско-Рижской — превращена в депо;
«Спартак» (она же «Волоколамская») на Таганско-Краснопресненской — долгое время была законсервированна, скоро откроется;
«Троице-Лыково» на Арбатско-Покровской — небольшая платформа, используемая для технических нужд.
В настоящее время станция является подземным пунктом управления ГО и ЧС г.Москвы, тоннель из под здания столичного ГУ МЧС ведёт в массивный ствол с лифтом, спускающимся на уровень метро.
Фотографии плохие, но времени на штатив и профессиональную технику было маловато. Любопытные граждане не поленились спуститься вниз.
Сам объект совсем недавно прошёл капитальный ремонт. Как и большинство современных убежищ глубокого залегания, он напоминает большой офис с дверями на магнитных замках, серверами и компьютерами, хорошей системой вентиляции, электрическими чайниками и камерами наблюдения через каждые 5 метров. Если, конечно, не обращать внимания на гермодвери и многочисленные кабеля и трубы вентиляции.
Наличие многочисленных табличек «Правительство Москвы» говорит о том, что объект используется и в качестве убежища для столичных чиновников (мэрия, кстати, находится напротив).
Беглый осмотр не позволяет сделать описание более красочным и объёмным. Но, как и любой бункер московского метрополитена, «Советская» имеет двухуровневый блок с помещениями прямого функционала (комнаты связи, серверная, кабинеты) и вспомогательными помещениями обеспечения (машинный зал с двумя новенькими дизелями, фильтро-вентиляционные установки, комнаты отдыха, санузлы).
На фотографи ниже один из выходов в перегон Театральная-Тверская
Объектов, подобных станции «Советская», в Московском метрополитене десятки. На каждой ветке есть своё «легендарное» место. Часть из них только в виде заброшенных пустых блоков (например на Новослободской), часть законсорвирована, а другая обеспечивает различные функции в случае ЧС или в условиях военного времени.
Чтобы представить полную картину функционирования подземного штаба ГО и ЧС столицы советую посмотреть американский фильм 1984г. «Нити».
.
Фотографии, по-традиции, всего-лишь дело рук фотошопа.
Читайте меня в Твиттере
zapret-no.livejournal.com
Засекреченные места в Московском метро уже были до его рождения в 1935.
В первоначальном проекте недалеко от нынешней «Тверской» и вместо нее должна была быть построена станция «Советская», о которой ходят множество слухов, домыслов и абсолютного бреда. По разным сведениям на месте недостроенной в свое время «Советской» располагался (а, может и располагается) бункер правительства или одного из штабов вооруженных сил.
Это скорее легенда о станции, нежели действительно закрытая станция. В проекте строительства второй очереди метрополитена была станция «Советская», расположенная под Советской площадью, между станциями «Театральная» (в те времена «Площадь Свердлова») и «Маяковская». В целях ускорения строительства станция так и не была построена (подробнее о проектах второй очереди см. раздел История проектов). С использованием элементов первоначального проекта станции был построен высокозащищенный бункер для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Перегонные тоннели проходят в нескольких десятках метрах от бункера.
В проекте второй очереди была станции «Советская» под Советской пл. между станциями «Театральная» (в те времена «Площадь Свердлова») и «Маяковская». В процессе строительства по личному распоряжению Сталина «Советскую» приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Возникший вследствие ее закрытия необоснованно длинный перегон в самом центре Москвы был ликвидирован только 15.07.1979 строительством «Горьковской»-«Тверской». Реализация этого проекта обошлась очень дорого даже по временам застоя. Если внимательно смотреть на перегон перед «Тверской», можно увидеть следы «Советской».
____________________________________________________________
Особый интерес составляют так называемые «станции-призраки». Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции: «Советскую» на Замоскворецкой линии, «Первомайскую» на Арбатско-Покровской, «Калужскую» в здании депо на Калужско-Рижской и «Волоколамскую» на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Михайловские диггеры сумели досконально изучить эти «территории», поэтому о них имеются определенные сведения.
«Советская» была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между «Театральной» и «Маяковской». Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал «Советской» был трансформирован в отлично защищенный бункер.
В отличие от «Советской», «Первомайская» была реально действующей станцией и первоначально располагалась за «Измайловским парком», в здании электродепо «Измайлово». По наблюдениям последних «вылазок» Михайлова, ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью «Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция «Первомайская» была недавно снята. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой «Первомайской» остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.
____________________________________________________________
КАЛУЖСКАЯ: С 1964 по 1974 гг. название «Калужская» носила временная станция, открытая в здании депо «Калужское» (Профсоюзная ул, 59), расположенном недалеко от современной. Станция располагалась в самом дальнем от Профсоюзной улицы нефе (ангаре), где была сооружена платформа. После того, как в 1974 году линия была продлена до «Беляева» и была открыта современная станция «Калужская», временная станция была закрыта, а платформа разобрана. Теперь на ее месте обычные деповские канавы.
xmoscow.narod.ru
Да, есть. Предлагаю вашему вниманию интересную статью с Фотопрома.
Источник:http://fotoprom.com/view_post.php?id=35
Станция «Советская» строилась под Советской площадью (сейчас Тверская площадь), примерно под памятником Юрию Долгорукому. Строить начинали одновременно весь участок от «Сокола» до «Площади Свердлова». По проекту станция «Советская» была в желтых тонах и похожа на «Рижскую». Однако по причине тяжёлых гидрологических условий не удалось подвести тоннели метрополитена к самой станции. Тогда пришлось обойти станцию «Советская» стороной. Тоннели прошли всего в нескольких метрах от недостроенной станции метро. Позже, по личному распоряжению И.В.Сталина, станцию приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Интересно, что как раз над недостроенной станцией «Советская», находится жилой дом, первые этажи которого занимает Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы. Скорее всего убежище этой организации находится именно на недостроенной станции «Советской».
На годы Великой отечественной войны станций-призраков московского метро было больше как минимум на одну. Дело в том, что станция метро «Красные ворота» использовалась не по прямому назначению. В ней временно размещались Генеральный штаб и ПВО СССР. Перрон от путей был отгорожен высокой фанерной стеной. Поезда проезжали эту станцию без остановок. Информация об этом тщательно скрывалась. Даже были запущены ложные слухи о том, что штаб находился на соседней станции «Кировская».
В апреле 1953 года в московском метро от «Площади Революции» до станции «Киевская» был открыт так называемый Арбатский радиус глубокого заложения. И соответственно был закрыт параллельный ему участок более мелкого залегания от станции «Калининская» до «Киевской». На Закрытые станции использовали как склады, а в тоннели сгоняли старые немецкие вагоны. Станции «Арбатская» и «Смоленская» приспособили под выставки. Но эта практика использования станций не продержалась не долго. В ноябре 1958 года было открыто продление от станции «Киевская» до станции «Кутузовская» и старый Арбатский радиус мелкого залегания был снова открыт для пассажиров.
В апреле 1964 года была открыта станция метро «Калужская». Она была наземной и располагалась в восточном нефе депо «Калужское». Тогда станция метро «Калужская» была конечной Калужско-Рижской линии. После продления этой линии в 1974 году станция метро «Калужская» была заменена подземной. А наземную станцию-призрак поглотило депо «Калужское». Также в здании депо, только «Измайлово», находилась станция «Первомайская». Там она находилась до открытия в 1961 году нынешней станции. Эта станция-призрак тоже поглощена депо, там сейчас цех ремонта вагонов. И лишь если присмотреться, можно заметить нехарактерную для депо лепнину и остатки креплений с названием станции на стенах.
Самой известной станцией-призраком московского метро является станция «Волоколамская»(«Спартак»). Находится она на перегоне между «Щукинской» и «Тушинской». Если присмотреться, то можно отчётливо увидеть фиолетовые стены и внутренний зал без отделки. Станция находится прямо под Тушинским аэродромом. Когда то это место планировалось застроить. И начали со строительства станции метрополитена. Но по многочисленным просьбам этот проект отменили, а станцию все равно построили. Станция «Волоколамская» выходов на поверхность не имеет. Сейчас рассматриваются проекты о застройке Тушинского аэродрома, поэтому есть вероятность, что станция «Волоколамская» выйдет из разряда станций-призраков.
Примечание: В 2014 году станция «Спартак» была открыта. Однако до этого момента она была настоящей станцией-призраком. Вот так выглядела:
Из-за долгостроев, кризиса и проблем со строительством некоторое время станциями призраками были станции «Дубровка», «Шаболовская» и «Воробьиные горы».
Примечание: Автор, видимо, имел в виду станцию «Воробьевы горы».
Спасибо за внимание. Надеюсь, что я ответил на интересующий вас вопрос.
thequestion.ru