Дивеево не было главной и единственной целью нашего путешествия. Оно было частью большого маршрута, во время которого мы посетили Нижний Новгород, Гороховец, Городец, Муром. Об этом вы можете прочитать в статье «Майское путешествие в Приволжье…».
Тот день, 11 мая, получился чрезвычайно насыщенным: трехчасовой переезд из Нижнего, небольшое знакомство с Арзамасом, лежащим на пути, и даже посещением Дивеевского монастыря все не закончилось.
В час дня мы подъезжали к березовому Дивеево. Давно я не видела столько березок, как здесь.
Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево. Село большое — иной город и то меньше. Улицы асфальтированные. Много как скромных деревянных, так и современных кирпичных домов. Чувствуется, село не бедное.
В центре села — монастырь. Главная дорога — ул. Октябрьская — как раз проходит рядом с ним.
Прибыли. Заезжаем на парковку на территории монастыря, которая располагается за Домом паломника (на фото ниже — слева).
Выходим, оглядываемся. С этой точки архитектура не производит особого впечатления.
У Паломнического центра сидят люди.
А мы потихоньку продвигаемся к храмам, разглядывая старинные и новые дома вокруг.
Захожу в монастырскую лавку, покупаю книги о Дивеевском монастыре, различные сувениры, а также два хлопчатобумажных платка на голову — себе и дочке. На улице почти 30 градусов, в шелковых платках жарко.
Подходим к церкви Рождества Христова. Здесь многолюдно — паломники, туристические группы — все снуют туда-сюда. Ловлю себя на мысли, что в Дивеево трудно фотографировать, и не только из-за того, что много людей и суеты. Некоторые постройки высокие настолько, что трудно отойти на нужное расстояние, чтоб все они вписывались в кадр.
Те, кто приехал сюда группами, передвигаются бегом.
Остается только порадоваться, что мы самостоятельно путешествуем, ни от кого не зависим, никуда не торопимся.
А это моя маленькая крошка Сонечка. Ей во время той поездки было два годика.
В Рождественскую церковь мы зашли. Там находятся мощи матушки Александры и сестер Марфы и Елены. Это самые главные люди в жизни обители после (а может и наравне) с батюшкой Серафимом. Вход к мощам с торца здания.
Софи со своим крестным — дядей Борей.
Идем дальше мимо находящейся в лесах колокольни,
мимо молящихся паломников…
Отсюда открывается великолепная картина — два красавца-собора — Троицкий собор (слева) и Преображенский собор (справа).
Я на эти храмы могу смотреть вечно, разглядывать их детально. Это две огромные дивеевские жемчужины.
Мы приехали в очень красивую пору — листочки на деревьях только распускаются. Очень трогательно и нежно.
Подходим к карте-схеме Дивеевского монастыря. Территория немаленькая, надо сориентироваться.
Мы за решеткой, отгораживающей одну часть монастыря от другой. Здесь располагаются Дом-музей — келья Св. Параскевы, летняя трапезная, туалеты.
Желтое здание — паломническая зимняя трапезная с церковью Александра Невского. От нее до главной цели — Святой Канавки — рукой подать. Заходим в калитку, поворачиваем направо.
Подходим к Канавке.
Она начинается от часовни Серафима Саровского при водокачке и заканчивается деревянной часовней Серафима Саровского. На фото ниже видны обе часовни. В деревянной раздают освященное масло и сухарики. Об этом рассказывала нам Аня Садовская в своей статье.У начала Канавки оглядываемся: крест, икона Пресвятой Богородицы, информационный щит. Здесь начинается особенное место в Дивеевском монастыре. Суета и шум уходят прочь.
Начало Святой Канавки.
Снимать на Канавке очень трудно, здесь беспрерывно идут молящиеся. Приходится постоянно кого-то пропускать, отступать в сторону, ловить момент для снимка. Фотографии у меня получились несколько сумбурные. А мы, девушки с фотоаппаратами, несколько не вписывались в богомолебный процесс, вернее мы были вне этого главного процесса.
Зато у меня есть возможность показать все, что я увидела внутри Канавки.
Подходят Маша с Олей.
Ближе к концу Канавки, Софи вспотела и стянула с головы промокший платок. Этот момент сыграл с нами потом в храме злую шутку.
Внутри Святой Канавки строят новый храм — Благовещенский.
Подходим к концу Канавки.
После этого мы решаем сходить где-нибудь поесть на территории монастыря. Нашли небольшое заведение, называющееся «Монастырская трапеза», там и решили покушать. За достаточно условную сумму в пластиковой одноразовой посуде выдавали щи и что-то на второе. Фотографий еды не осталось. А вот здание засняла, немного косо-криво получилось. Под таким углом мы сидели на площадке напротив этого домика, там под навесом стояли столы и стулья.
Еда оказалась жуткой, в щах плавал таракан. Они и так были несъедобные, так еще живность внутри. Я так понимаю, что готовят там для паломников трудницы. Я была в шоке. Это то ли вредительство, то ли полнейшее равнодушие, просто отношение к людям, как к скотине. Это мое мнение.
В общем, я осталась без обеда. Но на этом наши приключения не закончились.
После неудачной трапезы мы отправились к Троицкому собору.
Пришли в собор. Встали с Сонечкой в очередь к мощам Серафима Саровского. Простояли половину очереди. И тут начинается самое интересное. К нам подскакивает мужик, который, я так понимаю, присматривает за этим местом в храме (я читала, что обычно там стоят очень доброжелательные сестры). Он тыкает в Сонечку пальцем и вытаскивает нас из очереди со словами «Без платка здесь стоять нельзя», затем отчитывает и выпроваживает из храма, не только из очереди. Уточняю: я была в полном обмундировании — платок, юбка до пяток, плечи закрыты. Без платка была моя 2-х летняя дочка! Нормально?
Я не стала этому активисту объяснять, что малышка за несколько часов дороги и хождения по монастырю устала, сняла платок, потому что сварилась уже в нем, что ребенку такого возраста платок насилу не наденешь и не объяснишь, что его нельзя снимать — она просто его стягивает. Но я молча ушла. Храм не посмотрела, к мощам не подошла. Мне уже ничего не хотелось. Ничего!
После этого мы еще немного побыли в монастыре и отправились к машине
Пока мы шли, навстречу нам еще бежали экскурсионные группы…
Но вообще к этому часу (шел уже пятый час), народа стало намного меньше.
Как я уже писала, за прошедший год впечатления об этой истории сильно стерлись. И сейчас я не столь категорична в вопросе повторения дивеевского путешествия. Но надо еще спросить, что думает об этом главный распорядитель нашей семьи. Пока мы этот вопрос не обсуждали…
galina-lukas.ru
Собрался с мамой и сестрой посетить прекрасное место Дивеево(Нижегородская область)Выехал 13 числа в 4.15 из Москвы и приехал в 4.20 14 го числа. Поездка была очень увлекательной.По совету многих поехал по короткой дороге через Муром это 450 км вместо 600 км через Нижний Новгород. Многие говорили что она плохая, что машину портит. Не правда. Есть плохие моменты, но они не стоят того что бы проезжать лишнее 150 км. в итоге я все равно лишнего намотал. Посетив Монастырь, мы получили массу эмоций и впечатлений, после чего оправились в святым источникам. Первые 4 находились рядом с монастырем. К самому ближнему мы не пошли, т.к обещали очереди большие очереди. Оправились к 3 м источникам в одном месте. Все это рядом с монастырем. Получив глубокое внутренне очищение и обсудив чем эти источники отличаются от ранее известных нам, мы оправились к самому Источнику Серафима Саровского. Он находится в 16 км от монастыря у села Цыгановка. Это открытая купель, где все желающие могут под открытым небом, без разделения на мужчин и женщин в нем окунуться. Были и маленькие были и маленькие купели, где можно было облиться это водой, но это другие ощущения. Это место очень красивое, необычное и запоминающееся. Закончи в все процедуры мы отправились к машине, отъехали недалеко, перекусили и в путь. От источника до заправки было + — 100 км их преодолела моя мама. По пути мы наблюдали за небом и изменением погоды, это невероятно красиво, давно ни чего подобного не видели. Прибыв на заправку и залив полный бак, за руль сел я. Понимая что время 21.30 а нам еще очень прилично до дома, я решил ускорить процесс. Средняя скорость была 100-110 км, дальше уже опасно. Дорога 150 км до Мурома, как и до Владимира, представляет собой по одной полосе в каждую сторону и отсутствие освещения.По пути мы сделали остановку на мосту через р. Ока. это новые мост, невероятно красивый, большой. С него мы и наблюдали как по небу сверкает молния. Очень красиво. Сделав пару фотографий мы продолжили путь. И тут случилась самая большая ошибка. Город Муром не славился указателями, на его достопримечательности, а так же на верное указание г. Москва. Еду и вижу перед собой перекресток, Налево Муром, направо Москва Нижний Новгород. И тут наши эмоциям не было предела. 80 км по пустой дороге через лес, изредка попадались машины, уже темно, нет освещения, указатель Пенза меня вообще убил, указатель на Москву встретился через 50 км и то без километража, в середине пути на хвост сел бумер без номеров, это было вообще как в фильме ужасов, погода как будто конец света, еще эта эта машина, Мы валили через этот лес со скоростью 130-140 а бывало и больше, сон ка рукой сняло. Я думаю у каждого было бы такие ощущения. И вот наконец оказались мы в каком то населенном пункте. Люди…) ни были из Москвы, это меня очень обрадовало., но когда я услышал что до Дома еще 400 км. Я просто был в шоке. Так оно и было, из за этих указателей, возможно из за моей невнимательности, мы оказались НЕ во Владимире как должны были, а чуть Дальше Вязников. Но это уже Была Горьковка, она меня очень обрадовала, даже после того как в 00.15 я увидел указатель Москва 289 км.В нас пунктах я ехал км 70-80 не больше, на самой трассе плюнув на все летели 140-160, быстрее и не так хочется спать. Непогода и здесь нас настигла, местами мы ехали в лесу, без освещения в сильный ливень, большие фуры, человеку даже выспавшемуся было бы тяжело, спасибо Маме и Сестре за их помощь, они меня щипали, теребили за уши и вели беседу. И вот он Мкад, Ура. Я был безумно рад. Через минут 15 и Дом. Приехал как и говорил в 4.20.Сразу спать.
Итог. 1100 км.Очень доволен поездкой. Дорога от Владимира до Мурома, а далее Дивеево как и говорили очень живописная. Само Дивеево выше всех похвал. Все советую. Моя любимая машина меня очень радует.Я не разу не задумался о том что он подведет. Это верный друг, на нем не страшно не куда поехать. Просто сел и поехал и не думаешь когда и что сломается. Я ему уже сказал спасибо. Спасибо Маме и сестре за копанию.
www.drive2.ru
Дорогие путешественники, а вы хотите сразу побывать и на Афоне, и в Иерусалиме, и в Киеве? Неужели такое возможно? В духовном плане – да! Недаром о дивном селе Дивеево так отзывался великий русский святой Серафим Саровский.
Сразу вас хочу сориентировать насчет расположения этого уникального места: находится оно в 180 км от Нижнего Новгорода и в 60 км от Арзамаса. Село образовалось ещё в 1559 году. По одному из преданий имя свое оно получило в честь первого владельца – ногайского мурзы Дивея, потомки которого позже примут православие.
Конечно, для нас от Питера путь сюда не близкий, но вот уже три раза мы посетили Дивеево, и снова планируем там обязательно побывать ещё. Как добраться – тут.
Зачем ехать в такую даль да ещё в село? Дело в том, что ежедневно сюда не зря устремляются толпы паломников. Это – один из главных духовных центров России.
Уверена, что про Святого Серафима Саровского вы хоть немного, да знаете. Подробнее о нем советую почитать здесь.
А я отмечу, что его почитают не только у нас в России, но и во всем православном мире!
Именно в этих местах в 15 км от Дивеева (где ныне находится Саров) ранее располагалась Саровская пустынь (глухое, безлюдное место в лесу) знаменитая тем, что тут нёс свой духовный подвиг в отшельничестве великий Серафим. За свои труды он удостоился от Бога многих даров, например исцеления и прозорливости.
Выйдя из затвора в 1825 г., преподобный Серафим принял на себя подвиг старчества помогая всем приходящим к нему людям (и великосветским и простецам). Стал он опекать и женскую обитель в Дивееве. Преподобному было явление Божией Матери, обошедшей вокруг этого монастыря. Тогда по наставлению чудотворца сестры общины выкопали канавку, о значении которой преподобный Серафим и говорил, что: «Тут вам и Афон, и Иерусалим, и Киев». Про канавку расскажу попозже, а сейчас давайте посмотрим, что вы обретете в Дивеево:
(Это я привожу немного исторических данных, чтобы вы понимали, к какой жемчужине православного мира отправляетесь в Дивеево).
• источник в честь Казанской иконы Божией Матери.
• Источник святого Пантелеимона-целителя.
• Источник в честь иконы Божией Матери Умиление.
• Источник Матушки Александры.
• Источник в честь Иверской иконы Божией Матери.
Но вот я бы советовала непременно побывать на источнике Серафима Саровского. Он холодный. Нет, он Обжигающе ледяной!
Но вот столько тут чудесных исцелений происходило и происходит постоянно, что не сосчитать. На источнике все благоустроено – купальни, ковшики, ведра.
Очень ухоженное место. Но требуется мужество, чтобы трижды в нем окунуться! Потом все тело просто горит теплом, и чувствуется удивительная легкость. Я ужасно боюсь холода, а тут всегда собираю волю в кулак и!…
Ну, если совсем нет сил пройти такое испытание, вы можете просто окатиться из ведра, или умыться из ковшика… Источник находится близ Дивеево тут.
Так что поездка в Дивеево это, в общем-то, труд для души, а не отдых светского характера.
Частный сектор, гостиницы (от бюджетных до дорогущих), гостиница в монастыре для трудников и паломников.
Мне сложно выискивать минусы в поездке, когда ты едешь не развлекаться, а хоть чуть-чуть поднапрячься душой, но тем не менее:
• Можно побывать в расположенном неподалеку (в 100 км от Дивеева) великолепном Санаксарском Рождество-Богородичном мужском монастыре.
Но там очень строгие порядки в отношении внешнего вида. Мою подругу даже заставили зашить маленькие разрезики на юбке по бокам, хотя они начинались ниже колен.
Тут находятся мощи дяди единственного святого адмирала Феодора Ушакова — Преподобного Феодора Санаксарского, а также священноисповедника игумена Александра. Есть тут и святой источник преподобного Феодора. А вот мощи самого воина Феодора, до этого находившиеся в Санаксарской обители, в 2016 году перенесены в Севастополь.
Я очень люблю этого великого русского адмирала – славу и гордость народную, не проигравшего ни одного сражения. Кстати его очень почитают в Греции! Что касается Санаксар, то такого вкуснейшего монастырского хлеба, как там, я нигде не пробовала!
А окружающая природа Мордовии будет радовать вас всю дорогу!
travelask.ru
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали – очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх. В заколдованных болотах там кикиморы живут, – защекочут до икоты и на дно уволокут. Будь ты конный, будь ты пеший – заграбастают, а уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!». К этой потрясающей природной красоте лучше подходит размашистая песня Руслановой: «На муромской дорожке, стояло три сосны…». Cосен там, конечно, уже не три, а целый бор. Сосны – классические – здоровые, мощные, стройные, янтарные стволы и пушистые зелёные колючие шапки. А ещё невероятные по красоте синие люпиновые поля. Это не поля вообще, а моря. Особенно, так кажется, когда мчишься мимо них в машине. Такое синее бесконечное буйство-раздолье по обеим сторонам дороги. И медовый аромат.
Дивеево – это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
В Дивеево мы едем из Москвы через Муром. Из Москвы до Дивеево – 430км, от Мурома – 130км. Дорога из Мурома до Дивеево – уникально красивая. Но Высоцкий явно несправедлив к ней в своей песне: «
Мы собирались в Дивеево из Москвы с замиранием сердца. Но Дивеево – это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево – это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место. Дивеево – это ваша проверка – на прочность, на вшивость, на силу духа, на веру. Это лакмусовая бумажка.
Дивеево нас протрясло в самом буквальном смысле этого слова. По дороге туда мы получили одно «известие», которое было для нас как тёрка. Назовём его сейчас «стресс». Это событие выбило нас из приятной путешественнической расслабленности и поместило в несколько иное измерение. Дивеево – дало нам испытание и сразу проверило нас таким образом на прочность. Два дня там нас трясло. Сразу скажу, забегая вперёд, по возвращению из Дивеево, «проблема» удивительным и непостижимым образом исчезла. Как будто её и не было. Но, я до сих пор не уверена, где-то там, на тонком плане, выдержали ли мы это испытание. Но не об этом речь.
(Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото. При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны).
Мы останавливались в гостинице «Заречная». Мы выбрали эту гостиницу не потому, что она была самая дешёвая, а потому, что мы поздновато спохватились с бронированием и мест в двух других — «Дивеевская слобода» и «Московская» — уже не было. Только, на удивление, в одной «Заречной» были номера, да ещё и на выбор. Мы забронировали полулюкс за 1,7т.р., и в принципе и гостиницей, и всеми условиями проживания в ней остались вполне довольны. Внешне она выглядит просто – 2х этажное здание-прямоугольник, серый сайдинг, находится на одной из деревенских улиц. У гостиницы есть парковка. Наш номер-полулюкс впечатлял «богатством» — линолеум под тёмно-зелёный малахит, яркие виниловые обои в убойную сине-бежевую полоску, белая блестящая мебель и прочие вычурности в стиле нэпа и Остапа Бендера. Но это – если придираться, то есть просто несовпадение вкуса, а в целом номер был большой, чистый, с диваном, трюмо, вазами с гербарием, телевизором, даже с зубными щётками в душевой. В гостинице отличное кафе (о нём ниже). До центра села, т.е. до монастыря идти пешком минут 15-20, на машине минут 5-7. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».Богородица имела в виду четвертый после Иверии (Грузии), Афона (Греция) и Киева удел, где она по преимуществу обитает. Монахиня пошла. Путь далёкий, много городов, сёл, деревень. Она прошла Муром и направилась в Саров. Но, не доходя до него километров пятнадцать, в деревушке Дивеево, на отдыхе, в тонком сне ей снова явилась Богородица. Божия Матерь сказала: «Вот это место». Это было ~ в 1760 году.взобрался на колокольню церкви, которую строила его семья, и сорвался. Упал с большой высоты, но остался невредим. С этого времени в нем стало крепнуть стремление к богу. . Матушка Александра попросила саровского старца не оставлять без попечения место указанное Богородицей. Пахомий указал на Серафима. Потом все пошли своими путями – монахи дальше, по своим делам, а матушка Александра со спокойной душой в мир иной. Так духовным отцом Казанской обители стал отец Серафим. Ему было 33 года. Когда Серафим вышел из своего затвора, это был уже не тот человек, что ушел. Да и остался ли он после этого человеком? Скорей уж он стал духом, сгустком благодатной энергии. Ему были дарованы два дара – целительство и прозорливость. За тридцать молитвенных лет Серафим накопил такую энергию духа, что легко мог творить любые чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и так далее. участок земли рядом с Казанской церковью и рядом к ней начали пристраивать Рождественскую церковь (Рождества Христова, в ней всегда перед образом Спасителя горит неугасимая свеча) для новой общины. А через несколько лет тоже рядом стали возводить вторую Рождественскую церковь (Рождества Богородицы, в ней звонят особые маленькие колокола).
Для сравнения: гостиница «Дивеевская слобода» — это гигантский гостиничный комплекс на краю села в виде какой-то древнерусской крепости-башни. (Принадлежит Елене Батуриной). До монастыря идти пешком тоже ~ 20 минут. Гостиница «Московская» — самая центральная, расположена чуть ли не на территории самого монастыря. Выглядит очень красиво – такой нежно-кремового цвета свежеотреставрированный особнячок. (Принадлежит олигарху Олегу Дерипаске).
Дивеево – даже сейчас – стоит перед глазами. Золотая такая картинка. Храмы и купола. Но начну с села Дивеево. Это Нижегородская область. Только въехав туда, мы сразу поняли, что такие сёла и называют богатыми. Село огромное, асфальтовые улицы, речка Вичкинза, пруд, крепкие дома, центр – монастырь, а также разные общие кирпичные постройки – магазины, администрация, школа, почта и т.д. Есть провинциальные города, которые выглядят, как деревни, а село Дивеево, наоборот – называется село, а на самом деле настоящий маленький городок. Главная улица, которая тянется вдоль монастыря – Октябрьская. Около монастыря есть большой плакат со схемой улиц и их названиями, чтобы туристы не заблудились. Представляете – какое большое село.
Сначала глазам было очень непривычно видеть очень много людей в тёмной монашеской одежде. Конечно, мы раньше видели и монахов, и монашек, но здесь в Дивеево, их очень, очень много. Мы встречали их не только в монастыре, и не только около, а на всех улицах, даже в деревнях. И если поначалу воспринимали этих людей, как что-то необычное, то потом, наоборот – как что-то само собой разумеющееся.
Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало – очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём – через Колокольню. Правильным – потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно- белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне – не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.
На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) – мужского рода, а Преображенский – женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий – высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский – стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.
Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так – почувствовали себя невправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок.
Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки – бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.
Дальше мы заходим в Преображенский собор. Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.
Я подготовилась к ней ещё заранее. По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей – старое осталось за калиткой.
Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» — это за гранью моего понимания.
Канавка – очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом – разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.
Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.
Серафимо-Дивеевский монастырь – женский. Девичья обитель. Взятая под крыло святым старцем Серафимом.
Всегда удивляет – как, почему именно здесь, в этом месте появился монастырь? Почему выбрал для себя именно Дивеево?
Его основоположница – матушка Александра, монахиня из одного киевского монастыря.
И ей было видение. Богородица повелела ей идти на север России, обходить все великорусские святые места, и там она ей укажет место для великой обители, для своего четвёртого удела.
В мирской жизни матушка Александра была богатая помещица Агафия Мельгунова. Она продала своё имение, поселилась в Дивеево. И построила первую там каменную Казанскую церковь. Так возникла Казанская обитель.
Но как же интересно переплетаются судьбы людей, которые, казалось, текут параллельно и не имеют возможных точек соприкосновения.
В 1754 году в Курске в семье купцов Исидора и Агафьи Машниных родился сын – Прохор. Когда он родился, один блаженный человек сказал матери: «Счастливая ты Агафья! Твоё дитя, когда вырастет, станет великим молитвенником за весь мир!…».
В 10 лет мальчик
В 24 года Прохор Машнин поступил в Саровскую пустынь «для духовного делания». Там, через 8 лет послушничества, он принял постриг с именем Серафим. Однажды настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха Исайя и Серафим шли по делу мимо Дивеева
Но Серафим отказывается пока от назначения. Его искренне не интересуют мирские хлопоты. Он пока не готов. Поэтому в 40 лет он удаляется в лес, в Дальнюю пустынь и становится отшельником. Ни его иконах можно увидеть истории про то, как он приручил медведя, как на него напали злодеи и жутко избили.
В 53 года он берёт на себя ещё обет молчания и столпничества. Он стал молчальником – совсем перестал разговаривать – потому что молчальники так ценят время, что ни на минуту не хотят отвлекаться от молитвы – рассеиваться. А столпниками называли монахов, которые молились, стоя день и ночь на широком столбе-башне. Отец Серафим заменил столб огромным камнем-валуном и молился, стоя на нём на коленях, с воздетыми к Богу руками. В Саровском лесу он провёл 15 лет…
В 56 Серафим возвращается в монастырь, но становится затворником, т.е. уходит в келейный затвор, на 5 лет закрывается в своей келье. Что он там делал? Молился….
В 61 год отец Серафим выходит из затвора и начинается его новый подвиг – старчество. Старец Серафим исцеляет больных людей, утешает несчастных советами. В это время к нему снова явилась Богородица и спросила: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Далее она в мельчайших деталях объяснила, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Кончив речь, Богородица ударила жезлом о землю, и в том месте пробился источник (о нём будет ниже).
Тогда отец Серафим сам начинает валить деревья в Саровском лесу для постройки ветряной мельницы будущей девичьей общинки, от которой (по замыслу Богородицы) девицы должны были питаться. Это было зимой, а летом она уже замолотила. И сюда были перевезены те девушки, на которых отцу Серафиму указала сама Богородица. Первоначально их было двенадцать, по числу апостолов. Восемь из них были взяты из Казанской общины. Новая обитель стала называться Мельничной.
Своим чудесным даром отец Серафим исцелил от ужасного недуга одного богатого помещика – Михаила Мантурова. Мантуров в знак благодарности, продал своё имение и на эти деньги был куплен
А также отец Серафим дал указание сёстрам по обустройству Канавки.
В 1829г. (Серафиму – 75 лет!) Мельничной обители выделили большой участок земли. По её получении Старец приказал обходить её и обкладывать камешками, а затем по полученному следу опахать землю сохой по одной борозде три раза. После Серафим велел обрыть её канавкою в три аршина глубины и три аршина ширины, а вынимаемую землю бросать так (вовнутрь обители), чтобы образовался вал в три аршина. Для укрепления вала он велел посадить на нём крыжовник. (Аршин — ~72см, три аршина – сажень – 215см). Канавку рыли 2,5 года. Она представляет собой замкнутый 7-миугольник.
Так появился Дивеевский монастырь, вернее, Казанская и Мельничьи девичьи общины объединились после ухода преподобного старца и стали именоваться Серафимо-Дивеевским монастырём.
Любимые слова Серафима Саровского: «Радуйтесь! Радуйтесь!».
100dorog.ru
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали – очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх. В заколдованных болотах там кикиморы живут, – защекочут до икоты и на дно уволокут. Будь ты конный, будь ты пеший – заграбастают, а уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!». К этой потрясающей природной красоте лучше подходит размашистая песня Руслановой: «На муромской дорожке, стояло три сосны…». Cосен там, конечно, уже не три, а целый бор. Сосны – классические – здоровые, мощные, стройные, янтарные стволы и пушистые зелёные колючие шапки. А ещё невероятные по красоте синие люпиновые поля. Это не поля вообще, а моря. Особенно, так кажется, когда мчишься мимо них в машине. Такое синее бесконечное буйство-раздолье по обеим сторонам дороги. И медовый аромат.
Дивеево – это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
В Дивеево мы едем из Москвы через Муром. Из Москвы до Дивеево – 430км, от Мурома – 130км. Дорога из Мурома до Дивеево – уникально красивая. Но Высоцкий явно несправедлив к ней в своей песне: «
Мы собирались в Дивеево из Москвы с замиранием сердца. Но Дивеево – это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево – это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место. Дивеево – это ваша проверка – на прочность, на вшивость, на силу духа, на веру. Это лакмусовая бумажка.
Дивеево нас протрясло в самом буквальном смысле этого слова. По дороге туда мы получили одно «известие», которое было для нас как тёрка. Назовём его сейчас «стресс». Это событие выбило нас из приятной путешественнической расслабленности и поместило в несколько иное измерение. Дивеево – дало нам испытание и сразу проверило нас таким образом на прочность. Два дня там нас трясло. Сразу скажу, забегая вперёд, по возвращению из Дивеево, «проблема» удивительным и непостижимым образом исчезла. Как будто её и не было. Но, я до сих пор не уверена, где-то там, на тонком плане, выдержали ли мы это испытание. Но не об этом речь.
(Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото. При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны).
Мы останавливались в гостинице «Заречная». Мы выбрали эту гостиницу не потому, что она была самая дешёвая, а потому, что мы поздновато спохватились с бронированием и мест в двух других — «Дивеевская слобода» и «Московская» — уже не было. Только, на удивление, в одной «Заречной» были номера, да ещё и на выбор. Мы забронировали полулюкс за 1,7т.р., и в принципе и гостиницей, и всеми условиями проживания в ней остались вполне довольны. Внешне она выглядит просто – 2х этажное здание-прямоугольник, серый сайдинг, находится на одной из деревенских улиц. У гостиницы есть парковка. Наш номер-полулюкс впечатлял «богатством» — линолеум под тёмно-зелёный малахит, яркие виниловые обои в убойную сине-бежевую полоску, белая блестящая мебель и прочие вычурности в стиле нэпа и Остапа Бендера. Но это – если придираться, то есть просто несовпадение вкуса, а в целом номер был большой, чистый, с диваном, трюмо, вазами с гербарием, телевизором, даже с зубными щётками в душевой. В гостинице отличное кафе (о нём ниже). До центра села, т.е. до монастыря идти пешком минут 15-20, на машине минут 5-7. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».Богородица имела в виду четвертый после Иверии (Грузии), Афона (Греция) и Киева удел, где она по преимуществу обитает. Монахиня пошла. Путь далёкий, много городов, сёл, деревень. Она прошла Муром и направилась в Саров. Но, не доходя до него километров пятнадцать, в деревушке Дивеево, на отдыхе, в тонком сне ей снова явилась Богородица. Божия Матерь сказала: «Вот это место». Это было ~ в 1760 году.взобрался на колокольню церкви, которую строила его семья, и сорвался. Упал с большой высоты, но остался невредим. С этого времени в нем стало крепнуть стремление к богу. . Матушка Александра попросила саровского старца не оставлять без попечения место указанное Богородицей. Пахомий указал на Серафима. Потом все пошли своими путями – монахи дальше, по своим делам, а матушка Александра со спокойной душой в мир иной. Так духовным отцом Казанской обители стал отец Серафим. Ему было 33 года. Когда Серафим вышел из своего затвора, это был уже не тот человек, что ушел. Да и остался ли он после этого человеком? Скорей уж он стал духом, сгустком благодатной энергии. Ему были дарованы два дара – целительство и прозорливость. За тридцать молитвенных лет Серафим накопил такую энергию духа, что легко мог творить любые чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и так далее. участок земли рядом с Казанской церковью и рядом к ней начали пристраивать Рождественскую церковь (Рождества Христова, в ней всегда перед образом Спасителя горит неугасимая свеча) для новой общины. А через несколько лет тоже рядом стали возводить вторую Рождественскую церковь (Рождества Богородицы, в ней звонят особые маленькие колокола).
Для сравнения: гостиница «Дивеевская слобода» — это гигантский гостиничный комплекс на краю села в виде какой-то древнерусской крепости-башни. (Принадлежит Елене Батуриной). До монастыря идти пешком тоже ~ 20 минут. Гостиница «Московская» — самая центральная, расположена чуть ли не на территории самого монастыря. Выглядит очень красиво – такой нежно-кремового цвета свежеотреставрированный особнячок. (Принадлежит олигарху Олегу Дерипаске).
Дивеево – даже сейчас – стоит перед глазами. Золотая такая картинка. Храмы и купола. Но начну с села Дивеево. Это Нижегородская область. Только въехав туда, мы сразу поняли, что такие сёла и называют богатыми. Село огромное, асфальтовые улицы, речка Вичкинза, пруд, крепкие дома, центр – монастырь, а также разные общие кирпичные постройки – магазины, администрация, школа, почта и т.д. Есть провинциальные города, которые выглядят, как деревни, а село Дивеево, наоборот – называется село, а на самом деле настоящий маленький городок. Главная улица, которая тянется вдоль монастыря – Октябрьская. Около монастыря есть большой плакат со схемой улиц и их названиями, чтобы туристы не заблудились. Представляете – какое большое село.
Сначала глазам было очень непривычно видеть очень много людей в тёмной монашеской одежде. Конечно, мы раньше видели и монахов, и монашек, но здесь в Дивеево, их очень, очень много. Мы встречали их не только в монастыре, и не только около, а на всех улицах, даже в деревнях. И если поначалу воспринимали этих людей, как что-то необычное, то потом, наоборот – как что-то само собой разумеющееся.
Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало – очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём – через Колокольню. Правильным – потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно- белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне – не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.
На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) – мужского рода, а Преображенский – женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий – высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский – стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.
Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так – почувствовали себя невправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок.
Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки – бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.
Дальше мы заходим в Преображенский собор. Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.
Я подготовилась к ней ещё заранее. По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей – старое осталось за калиткой.
Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» — это за гранью моего понимания.
Канавка – очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом – разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.
Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.
Серафимо-Дивеевский монастырь – женский. Девичья обитель. Взятая под крыло святым старцем Серафимом.
Всегда удивляет – как, почему именно здесь, в этом месте появился монастырь? Почему выбрал для себя именно Дивеево?
Его основоположница – матушка Александра, монахиня из одного киевского монастыря.
И ей было видение. Богородица повелела ей идти на север России, обходить все великорусские святые места, и там она ей укажет место для великой обители, для своего четвёртого удела.
В мирской жизни матушка Александра была богатая помещица Агафия Мельгунова. Она продала своё имение, поселилась в Дивеево. И построила первую там каменную Казанскую церковь. Так возникла Казанская обитель.
Но как же интересно переплетаются судьбы людей, которые, казалось, текут параллельно и не имеют возможных точек соприкосновения.
В 1754 году в Курске в семье купцов Исидора и Агафьи Машниных родился сын – Прохор. Когда он родился, один блаженный человек сказал матери: «Счастливая ты Агафья! Твоё дитя, когда вырастет, станет великим молитвенником за весь мир!…».
В 10 лет мальчик
В 24 года Прохор Машнин поступил в Саровскую пустынь «для духовного делания». Там, через 8 лет послушничества, он принял постриг с именем Серафим. Однажды настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха Исайя и Серафим шли по делу мимо Дивеева
Но Серафим отказывается пока от назначения. Его искренне не интересуют мирские хлопоты. Он пока не готов. Поэтому в 40 лет он удаляется в лес, в Дальнюю пустынь и становится отшельником. Ни его иконах можно увидеть истории про то, как он приручил медведя, как на него напали злодеи и жутко избили.
В 53 года он берёт на себя ещё обет молчания и столпничества. Он стал молчальником – совсем перестал разговаривать – потому что молчальники так ценят время, что ни на минуту не хотят отвлекаться от молитвы – рассеиваться. А столпниками называли монахов, которые молились, стоя день и ночь на широком столбе-башне. Отец Серафим заменил столб огромным камнем-валуном и молился, стоя на нём на коленях, с воздетыми к Богу руками. В Саровском лесу он провёл 15 лет…
В 56 Серафим возвращается в монастырь, но становится затворником, т.е. уходит в келейный затвор, на 5 лет закрывается в своей келье. Что он там делал? Молился….
В 61 год отец Серафим выходит из затвора и начинается его новый подвиг – старчество. Старец Серафим исцеляет больных людей, утешает несчастных советами. В это время к нему снова явилась Богородица и спросила: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Далее она в мельчайших деталях объяснила, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Кончив речь, Богородица ударила жезлом о землю, и в том месте пробился источник (о нём будет ниже).
Тогда отец Серафим сам начинает валить деревья в Саровском лесу для постройки ветряной мельницы будущей девичьей общинки, от которой (по замыслу Богородицы) девицы должны были питаться. Это было зимой, а летом она уже замолотила. И сюда были перевезены те девушки, на которых отцу Серафиму указала сама Богородица. Первоначально их было двенадцать, по числу апостолов. Восемь из них были взяты из Казанской общины. Новая обитель стала называться Мельничной.
Своим чудесным даром отец Серафим исцелил от ужасного недуга одного богатого помещика – Михаила Мантурова. Мантуров в знак благодарности, продал своё имение и на эти деньги был куплен
А также отец Серафим дал указание сёстрам по обустройству Канавки.
В 1829г. (Серафиму – 75 лет!) Мельничной обители выделили большой участок земли. По её получении Старец приказал обходить её и обкладывать камешками, а затем по полученному следу опахать землю сохой по одной борозде три раза. После Серафим велел обрыть её канавкою в три аршина глубины и три аршина ширины, а вынимаемую землю бросать так (вовнутрь обители), чтобы образовался вал в три аршина. Для укрепления вала он велел посадить на нём крыжовник. (Аршин — ~72см, три аршина – сажень – 215см). Канавку рыли 2,5 года. Она представляет собой замкнутый 7-миугольник.
Так появился Дивеевский монастырь, вернее, Казанская и Мельничьи девичьи общины объединились после ухода преподобного старца и стали именоваться Серафимо-Дивеевским монастырём.
Любимые слова Серафима Саровского: «Радуйтесь! Радуйтесь!».
100dorog.ru
Привет, друзья! А вы знаете, что в нижегородской области находится четвертый удел Пресвятой Богородицы? Спешим рассказать вам, как прошла наша поездка в Дивеевский монастырь на машине с нашей Златочкой и нашими родителями. Начнем:
У монастыря огромная ухоженная территория: несколько соборов, церквей, канавка Богородицы, жилые постройки, фруктовый сад и т.д.
Когда приезжаешь сюда, возникает двоякое чувство: с одной стороны это святое место, куда приезжают паломники, с другой — место, где много туристов, и процветает коммерция.
Но, в любом случае, большинство посетителей едут сюда за чудом.
Давайте посмотрим небольшое видео про нашу поездку в Дивеево:
Если не обращать внимания на цены в лавках и большое количество снующих паломников и туристов, это удивительное место.
Величие соборов уже поражает своим размахом. А если изучить и разобраться в истории монастыря, в значении его в православной вере, начинаешь понимать, какое святое это место.
В Троицком соборе установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. Чтобы попасть в собор и приложиться к мощам, нужно выстоять огромную очередь.
Поэтому с детьми в праздники и выходные лучше не приезжать — очередь будет еще больше.
В Преображенском соборе находится икона с частицей мощей Серафима Саровского.
Он открыт только во время службы, поэтому, если хотите попасть сюда, уточняйте на сайте монастыря расписание утренних или вечерних служб: 4udel.nne.ru.
Рядом с Дивеевским монастырем есть несколько святых источников:
— Источники Казанской и Иверской икон Божьей матери,
— Источники батюшки Серафима и матушки Александры,
— Источники Пантелеимоновский иконы и иконы Божией Матери «Умиление».
Источник Иверской иконы Богоматери находится рядом с речкой Вичкинза, неподалеку от монастыря, в 10 минутах ходьбы, рядом с торговыми рядами, где можно купить платки, бутылки, сувениры.
Популярный у паломников и туристов источник Серафима Саровского находится рядом с деревней Цыгановка.
Практически во всех источниках можно окунуться в обустроенной купели и набрать воды.
Даже если вы приехали в Дивеево как турист, вы почувствуете святость этого удивительного места.
Конечно, чудеса, которыми славится Дивеевский монастырь, происходят по вере человека.
Не забывайте про «дресс-код» в православных святых местах: юбки и головные платки для женщин, никаких маек и шорт для мужчин.
Внутри храмов фотографировать и снимать нельзя, а для сьемки на территории монастыря в киоске рядом с Троицким собором нужно получить разрешение.
Если вы планируете заехать на источник, захватите с собой бутылки для воды и одежду для окунания в купель.
В монастыре есть трапезные. А если вы планируете остаться с ночевкой, то найдете разные варианты для жилья.
Вы интересуетесь монастырями России? Тогда предлагаем вам прочитать статью «Поездка в Макарьевский монастырь на автомобиле с ребенком». А так же читайте другие статьи на сайте kidsinbags.ru
Итак, мы снова отправляемся в путь, а вы не забывайте смотреть новые видео на нашем канале!
С нетерпением ждем ваших вопросов и комментариев!
Путешествие с детьми доступно каждому!
Авторство kidsinbags.ru
Метки: Дивеево, Дивеевский монастырь, монастырь, на машине, Нижегородская область, Поездка в Дивеевский монастырь на машине, поездка с ребенкомkidsinbags.ru
Закончилось лето, не видно в Дивееве скопления паломников, сократился поток машин, опустели стоянки. Сколько народу приезжает в Дивеево? Если вы бывали на территории монастыря летом в выходной день, то вы наверняка представляете масштабы паломничества. Они просто огромны. Каждую неделю по дивеевской земле проходят тысячи людей со всей России, и не только.
Как правило, люди проводят в святом месте около суток, кто-то – несколько дней, некоторые остаются на неделю и дольше. Что увезут эти люди домой, в разные уголки нашей Родины?
Однажды, задавшись таким вопросом, мы решили почитать отзывы о Дивееве в интернете.
На сайте www.tripadvisor.ru читаем:
“Это изюминка Нижегородской области. Такую красоту и обстановку трудно представить. Очень красивые храмы. А территория может поспорить по ухоженности с любой Турцией или Египтом. Здесь каждый найдет, что нужно именно ему. Охранники внимательные и понимающие, разруливают (орфография сохранена – ред.) и показывают, что можно и нельзя. Есть вероятность, что Вас сотрудники Монастыря могут попросить чем-либо помочь – разве это не прекрасно? Бутылки под святую воду нет необходимости с собой привозить, их продают на местном рынке вместе с сувенирами. Недалеко находится источник Сатис, мы стараемся всегда туда попасть. …На местном рынке помимо сувениров, продают еду. Если на машине, можно отъехать и устроить себе зеленую стоянку, места навалом, и все в лесу. Машины из разных уголков России. Желательно выбирать жаркий день, ведь после ледяной воды (от которой захватывает дух) лучше оказаться на солнышке.
Другой пользователь этого сайта пишет:
“Увиденное превзошло все ожидания. Святое место вызывает трепет и умиление от увиденного и прочувствованного. Рекомендую посетить всем жителям России!”
Подумаешь порой: а ведь мы в таком чудном месте живем, и не ценим.
На сайте www.otzovik.com Читаем:
“Достоинства: святое место. Недостатки: много попрошаек.
Если вы будете в Дивеево, обязательно пройдитесь по святой канавке. Верующие говорят, что нужно (не помню сколько раз, но много) читать молитвы, идя по ней. Но личный опыт подсказал, что это невозможно, так как мысли просто отключаются, абсолютно все – и плохие и хорошие, голова чистая и свободная ото всего. И, вообще, Дивеево – это поселок удивительной красоты и природы. Хоть и маленький, но погулять там есть где”.
Попадаются и такие забавные отзывы:
17-19 августа были в Дивеево. Жили рядом со Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем у замечательной хозяйки Анастасии Ивановны. Она готова принять у себя паломников за умеренную плату. В доме есть ванна, туалет, кухня. Возможна встреча гостей на автомобиле от вокзала в Арзамасе и организация поездок по святым местам.(Далее следуют подробные контакты хозяйки)
Вероятно, кто-то из дивеевцев отозвался сам о себе.
Или вот такой:
Православные! Помогите кто сколько сможет! Чтобы купить домик в Дивеево. Сбербанк России № карты …
Но вообще, хороших отзывов много. Но есть и не очень.
На сайте www.wise-travel.ru Светлана пишет:
” Понравилось все. А город ну как все города – и грязно, и неуютно. Но приезжаем посетить храм, а там – благодать… А про источники можно много говорить, ну одним словом – СВЯТО!”
Дальше еще интересней.
“В монастыре и на источниках нам очень понравилось. Красиво, ухоженно, богато. В остальном поселок довольно типичный для российской глубинки. Много пьяных, идешь по канавке – доносится мат, видно, что большинство жителей поселка живут той же жизнью, что и вся провинция России. Ничего высоконравственного или духовного за пределами монастыря совсем не заметно”.
Дивеево в сознании россиян – идеал чистоты и святости, поэтому паломников так поражает, что за пределами монастыря, оказывается, люди живут не совсем благочестиво.
“Большой, богатый, красивый монастырь. А больше-то ничего в Дивеево и нет… поселок скучный, грязный и мрачный”.
“Вы правы, в самом поселке ничего интересного. Довольно захудалая деревня со слабо развитой инфраструктурой и довольно грубыми, хамоватыми и очень алчными местными жителями”.
Вот ведь какие, инфраструктура им не понравилась!
Правда тут же выступают и защитники. Некая Надежда пишет:
“…Многие пишут, что поселок не хорош. А при чем сам поселок? Вы в святое место ехали. С просьбой или благодарностью. Зачем вам то, что находится за стенами? Сам монастырь просто успокаивает, насыщает духовностью. Разве не за этим вы едите? …А люди в Дивеево неплохие. Нас никто не обидел, не обманул. Если вы с открытым сердцем, то и к вам отношение то же”.
Читаем еще один отзыв:
“Состояние на всей территории монастыря, в скитах, у источников не поддается описанию – благодать! Жаль что в самом поселке это чувство исчезает – суета, хамство, стяжательство, пьянство, сквернословие, распущенность…не ожидала это увидеть в Дивеево, ведь говорят Дивное Дивеево…”
Неизвестный защитник пламенно парирует:
“…Пьянь, грязь…Свою Европу в пример ставят, а там мыться-то только недавно научились… Так что вы б научились Родину любить, барышни, а потом бы глубинки посещали!!! А насчет мата – можно корректно сказать человеку, что негоже так себя вести в святом месте… Наша страна в основном из глубинок и состоит, а вы хаете страну, в которой родились. Жители Дивеева, вы – чудные люди, Вам только позавидовать, что вы в таком месте живете – Вас сам Господь благословил”.
Некоторые пользователи относятся к недостаткам философски:
“В монастыре и на всех источниках нам очень понравилось. Красиво, ухоженно, благолепно. Огорчило вот что: много пьяных, музыка грохочет из домов, соседствующих с канавкой. Создалось впечатление, что для большинства жителей Дивеева монастырь нужен просто для зарабатывания денег на паломниках и не более. Контраст между монастырем и поселком такой же, как между духовным и мирским, но это, мне кажется дается паломникам для смирения и постижения истинной красоты”. (www.tripadvisor.ru)
Конечно, объективно это не так. Но такие вот “ложки дегтя”, добавленные в поток отзывов теми, кто столкнулся с хамством и алчностью, могут не только подпортить имидж села, но и ударить по карману:
“Лучше снимать жилье не у частников, а у самого монастыря, тогда деньги пойдут на благое дело, на обустройство монастыря. А снимете у частника – деньги в его карман пойдут, и могут и на пьянку и на гулянку быть потрачены, и ничего хорошего”. (www.wise–travel.ru)
Однажды я был свидетелем того, как по ул. Бекмешова шли паломники, а за ними – мама с малышом в коляске и еще одним ребенком. В группу буквально “влетела” машина, даже не притормозив. Вместо этого водитель нажал на сигнал, отчего пожилые женщины из группы и мама с детьми только успели шарахнуться в разные стороны. Какие впечатления останутся у этих людей от посещения Дивеева?
К слову, через некоторое время после этого случая на Бекмешова чуть не сбили ребенка, после чего были установлены “лежачие полицейские”.
Теперь в этом месте установлен “лежачий полицейский”
Но вообще, конечно, многое зависит от того, с каким настроем едешь в святое место. Как сказал мудрый человек “один на лугу увидит прекрасные цветы, другой – навоз и мух”. Но все-таки надо стараться не давать повода.
“Были в Дивеево 3 мая 2013. До сих пор под впечатлением от поездки! Дивное, чудное, изумительное место! Необыкновенной красоты храмы, Канавка – просто чудо! …Нам безумно понравилось это дивное место. Несмотря на недостаток времени, мы успели все, что хотели сделать: пройтись по Канавке Пресвятой Богородицы, приложиться к мощам Батюшки Серафима и даже съездить на его источник в Цыгановке (15 км от Дивеева), изумительная вода, очень вкусная, если выходишь из купели, сердце на минуту замирает и дух захватывает, а потом по всему телу разливается приятное тепло и так хорошо на душе, так спокойно! Очень чувствуется святость этого места, такое ощущение что Господь всю дорогу вел нас, а Батюшка Серафим гостеприимно встретил нас и проводил и дал нам такую Благодать, под впечатлением которой мы пребываем до сих пор! Никаких попрошаек около монастыря мы не видели, никакого негатива. Обязательно побывайте в этом чудесном, святом месте, езжайте с хорошим настроением, с чистым, открытым сердцем и душой и Батюшка Серафим поможет вам, все устроит. Если будет возможность мы обязательно съездим еще раз с Божьей помощью. Спасибо за всё Батюшка Серафим! Бог вам в помощь и Ангела-Хранителя в дорогу!” (www.wise–travel.ru)
“Поехала и влюбилась во все! Были и нищие, и торговля, и много людей – только я душой одного батюшку серафима чувствовала и благодать от него, жаль денег нет – ездила бы каждый год. …Благодарю, Господи, и прошу: благослови на поездку еще”. (www.autotravel.ru)
Павел Сушков/Дивеево Сегодня
diveevo-today.ru