Menu

Стандарт hi fi –  Hi-Fi звук, мифы и реальность – эволюция и развитие звука

Hi-Fi — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «Hi-fi»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2014; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2014; проверки требуют 22 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску Высококачественный ламповый усилитель звуковых частот LEAK TL/12

ru.wikipedia.org

Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории

Hi-Fi. Что же это на самом деле? Какую аппаратуру и записи можно относить к Hi-Fi, а какую – нет? У целых поколений “рожденных в СССР”© данный термин ошибочно ассоциируется с отцовскими усилителями “Вега” или “Прибой” и колонками S-90. В сознании детей 90-х прочно укоренились заблуждения в виде бум-боксов и сотен различных музыкальных центров всех форм и размеров, наводнивших просторы когда-то Великого и Нерушимого подобно цунами. Для поколения нулевых это ПК с установленных WinAmp-ом и кучей MP3-файлов непонятного качества. Почему все это не является Hi-Fi? Стартуем новый цикл статей, отвечающих на эти вопросы. И начнем, как всегда, с истории вопроса

От лампы к транзистору

Ни для кого не секрет, что сам термин является сокращением от High Fidelity. И обозначает ничто иное, как Высокую Достоверность. То есть записи музыкальных произведений и аппаратуру для их воспроизведения, позволяющие получать результат, максимально приближенный к оригиналу. То есть в идеальном случае вы не должны при слепом тестировании отличить “живое” выступление исполнителя от воспроизводимой записи. Это и есть та заветная цель, которая двигала и продолжает двигать техническую сторону аудио-индустрии вперед.

Сменялись методы звукозаписи и инструменты постобработки, сменялись носители записей и аппаратура для воспроизведения. Но цель до определенных пор оставалсь неизменной. Так было ровно до того момента, пока в 60-е годы, на волне рок-н-ролла, битло- и роллинго-мании, на заре зарождения современной популярной музыки (такой, какой мы ее знаем до сих пор), основные игроки рынка не решили делать все для максимальной экономической доступности музыки широким массам. Фактически спрос начал формировать предложение. И законы рынка окончательно воцарились на ранее подчиненном исключительно энтузиастам поприще.

Дорогой читатель, бро, не пойми меня неправильно. Да, до этого были патифоны, относительно дешевые радиолы и шеллаковые пластинки. Был некий рынок относительно дешевого “популярного” аудио. Но никому из воротил рынка не приходило в голову лепить на это ярлыки Hi-Fi. И это явное, очевидное для потребителя разграничение сохранялось до описанного мною периода. Потребители с достатком ниже среднего могли себе позволить только нечто дешевое и не слишком качественное. Но они и понимали это! Настойщий Hi-Fi был уделом представителей среднего класса и выше. Просто потому, что себестоимость Hi-Fi-аппаратуры никогда не могла (и до сих пор не может) быть низкой.

“Сэкономил – значит заработал” ©

Но истерия вокруг рок-н-ролла, бурные 60-е, хиппи, Джими Хендрикс, Битлы, Роллинги, Розовый Флойд, изобретение транзистора – все это породило невиданный доселе спрос на звукозаписи и аппаратуру для их воспроизведения. И как результат – технические возможности для его удовлетворения с очень низкой себестоимостью. Транзисторные радиоприемники, усилители, магнитофоны – все это в разы дешевле в изготовлении, чем ламповая аппаратура. Да, эксплуатационные характеристики у транзисторных/герконных/мосфетных агрегатов лучше. С этим тоже никто не будет спорить. Но по качеству звука… Тут есть вопросы без однозначных ответов.

Компактная кассета. Такой fail, что аж win

Аппаратура для воспроизведения – не единственное, что требовало перевода на рельсы массовости и максимальной дешевизны в изготовлении. Носители звукозаписей также требовали перемен для удовлетворения все возрастающего спроса. Именно удовлетворение спроса на компактный, максимально дешевый и не требующий дорогостоящей аппаратуры для воспроизведения носитель привело в 70-е годы к смене господствующего в массовой культуре формата с винила на компактные кассеты. До этого момента магнитная лента и “бобинные” мангитофоны на самом деле являлись, скорее, уделом звукозаписывающих компаний, нежели потребительским форматом.

И все на первый взгляд было неплохо. Но… Дешевые компактные кассеты (существовали и дорогие, в разы более качественные) обладали тем, что на сегодняшний день принято называть “фатальным недостатком” ©. А точнее, этих недостатков было несколько:

  • размагничивание. Магнитный носитель, увы, не слишком надежен и долговечен. Опасность может подстерегать на каждом углу. Потому назвать кассету более надежным, чем винил, носителем нельзя;
  • механика и наличие огромного количества подвижных частей, подвергающихся износу. Стертые ролики, растягивающаяся со временем лента. Вездесущая пыль, вычистить которую (в отличие от винила) практически невозможно. Аппаратура, требующая отнють не меньшего, чем у виниловых проигрывателей, количества подвижных частей и элементов;
  • перемотка. В отличие от секундного действия с установкой иглы звукоснимателя на виниле в нужное место, слушателю приходилось перематывать кассету. Тратить время. Это банально неудобно. Всевозможные технические ухищрения, на которые пошли японские производители, частично решали проблему, но вели к серьезному росту себестоимости аппаратуры;
    реверс. необходимость переставлять кассету на другую сторону. Да, изобретение магнитофонов с автореверсом эту проблему решило. Но стоимость такой аппаратуры, как и ее сложность, заметно возрасли.

Не все инновации одинаково полезны

К концу 70-х все уже прекрасно поняли, что адекватной замены винилу из кассет не получилось. Да, получилось немного дешевле. Но вот с качеством звучания, эксплуатационными характеристиками и удобством использования были серьезные проблемы. Цель-максимум – получение единого формата носителя как для ценителей Hi-Fi, так и для массового рынка – достигнута не была. Винил продолжал оставаться основным форматом в Hi-Fi-системах для домашнего прослушивания. Его качество звучания, удобство в эксплуатации и надежность при должном уходе позволяли серьезным меломанам тех лет даже и не помышлять о переходе на что-то другое. Но была единственная проблема, побороть которую с учетом особенностей формата невозможно. Эта проблема – механический износ пластинок. Игла звукоснимателя оказывает на дорожки механическое воздействие при каждом прослушивании. Это – основной принцип считывания записи. Суть винила. И обратная сторона медали приводит к тому, что при каждом последующем прослушивании качество звука немного ухудшается. Дорожки деградируют от механического воздействия. И из композиций пропадают столь важные и любимые меломанами детали. Для отслеживания этого процесса была изобретена и стандартизирована целая шкала состояний виниловых пластинок. Но это совсем другая история.

CD и цифровая революция

Фактический провал компактных кассет, крупные габариты и деградация винилов при эксплуатации – все это висело над индустрией звукозаписи дамокловым мечем. Мечта о едином формате как для искушенных и состоятельных меломанов, так и для не слишком богатых потребителей оставалась мечтой. Но прогресс не стоял на месте. Постепенная компьютеризация всего, что только можно компьютеризировать, и гений японских инженеров привели к тому, что принято считать началом цифровой революции в аудио. К появлению DAT-магнитофонов. Этот гибрид магнитной ленты и цифрового формата записи дал доселе полностью аналоговой отрасли второе дыхание. Возможности компьютерной постобработки развязали руки звукорежиссерам. Сократили время и снизили затраты на создание тех или иных эффектов. Расширили их номенклатуру. Позволили быстро создавать то, что мы сейчас называем миксами. Таким образом себестоимость доведения трека от состояния изначальных студийных или концертных записей до завершенного произведения, пригодного для записи на носитель, снизилась многократно. Качество же при этом не только не снизилось, но в некоторых случаях даже возрасло. А раз в студиях звукозаписи стали применяться цифровые носители и форматы, то и путь дальнейшего развития для конечного слушателя также был предрешен. Конец 70-х и начало 80-х ознаменовалось рождением CD.

Казалось бы, этот формат сам по себе лишен всех недостатков своих предшественников. Он не подвергается механическому воздействию при воспроизведении. Он компактен. То есть возможно как домашнее, так и портативное его применение. Никакого реверса или перемотки. Практически исчезла необходимость в уходе. Качество записи не должно ничем уступать винилу… Но увы, время расставило все на свои места.

Краеугольным камнем стала аппаратура для воспроизведения. Пионер CD-проигрывателей, компания Philips, в начале 80-х годов выпустила свои версии такой техники. И так уж случилось, что им суждено было стать легендами. Но обо всем по порядку. Давайте для начала разберемся, что является наиболее важными компонентами такого проигрывателя:

  • механика и считывающая головка. То, что принято называть “транспортом”. Чем качественнее и долговечнее данная составляющая, тем лучше;
  • ЦАП. Увы, чистых “транспортов”, без встроенного перекодирования цифрового потока в аналоговый сигнал, даже на заре существования формата было крайне мало. Ведь для конечного массового потребителя важна простота применения. Необходимость покупки дополнительного внешнего ЦАП-а нелегко пояснить даже сейчас. Тогда же это сделать было еще труднее.

От качества этих двух частей зависит конечный результат. Philips же, выпуская первые в мире проигрыватели CD, поставил своим инженерам задачу – обеспечить звук, максимально приближенный по качеству к винилу. Сама задача была обусловлена необходимостью пояснить серьезным меломанам и аудиофилам тех лет необходимость перехода на CD. То есть, что называется, показать товар лицом. Таким образом, ни о каких компромиссах в плане качества компонентов и удешевления схемотехники и речи быть не могло. В прогрователи моделей 101 и 303 устанавливали самые лучшие на тот момент ЦАП-ы и абсолютно неубиваемую механику. Такой “золотой стандарт” сделал свое дело. Формат прижился. Как в массовой культуре, так и в Hi-Fi-среде.

Вечная классика

Но праздник не может длиться вечно. И вслед за бесчилсенными лицензионными копиями 101 и 303-х проигрователей производители начали выпускать гараздо более дешевые в изготовлении и доступные конечному пользователю решения. Закономерно, качество “транспорта”, ЦАП-ов и общей схемотехники снижалось. И тут началось самое интересное.

Война за сознание потребителя. Обман под названием CD quality

Осуществив, как им казалось, мечту единого формата аудиозаписей на рынке, производители начали кампанию по размыванию в сознании покупателя границы между Hi-Fi и обычной, бюджетной аппаратурой. Catch был в том, что CD завоевал к середине 80-х место под солнцем даже в глазах серьезных аудиофилов-винильщиков. Заставив их как минимум признать равенство форматов. Но сделано это было исключительно за счет бескомпромиссно качественной аппаратуры. Вот только покупателям об этом говорить совершенно не обязательно.

А что же важно для покупателя? Формат удобен в эксплуатации, лишен недостатков предшественников, а качество звучания признано на тот момент уже всеми ведущими аудио-изданиями и экспертами. Всё! На этом уже можно делать успешную рекламную кампанию. Продвигая проигрователи CD по все более и более низким ценам. Задавать вопросы о том, за счет чего снижена цена, будут единицы. Остальные же примут это как удешевление Hi-Fi. Но увы, в данном случае мы имеем дело с классическим примером подмены понятий.

Калосая CD-плеела! Осеня калосай! Недолага!

На самом деле по миру миллиардными тиражами расходились уже не бескомпромиссные творения аудио-инженеров, но сверхдешевые устройства, способные хоть как-то считать и преобразовать в аналоговый сигнал записи на CD. А к Hi-Fi это, как мы с вами понимаем, уже не имеет никакого отношения.

Действительно качественные и сравнимые со 101 и 303 аппараты продолжали появляться. Но стоили они уже баснословных денег и становились уделом единиц энтузиастов, понимающих настояще положение дел. Так свормировался небольшой и закрытый от масс рынок современного Hi-Fi. И была достигнута основная цель – окончательно размыть в головах абсолютного большинства потребителей грань между Hi-Fi аппаратурой/звучанием и аудио-ширпотребом. Сформировав таким образом обоснованный и устойчивый спрос на дешевую технику и максимально широкой аудиотрии. Одним из основных рекламных средств новой эпохи стал придуманный маркетологами термин “CD quality”. Затея по отождествлению качества звучания CD-записей, обеспечиваемого проигрывателями  класса 101/303, с тем, что выдавали бюджетные поделки, увенчалась оглушительным успехом.

И вот уже миллиарды потребителей сметали с полок как стационарные плееры, так и портативные Disсman-ы. А у автопроизводителей появился законный повод включить CD-плеер в перечень дополнительных опций для новых моделей авто.

Так в головах абсолютного большинства жителей планеты термин Hi-Fi утратил свое значение и смысл. Появилось ложное суждение – раз на этом стоит маркировка CD quality, то это уже Hi-Fi. Эту заветную словесную конструкцию можно встретить и сегодня! В первую очередь на упаковках огромного множества Bluetooth-гарнитур без поддержки aptX и прочем аудио-ширпотребе. И сегодня, равно как и во второй половине 80-х годов, эта фраза является 100% обманом в подавляющем большинстве случаев.

Современные форматы и продолжение обмана

Время шло. Технологии и всеобщая компьютеризация привели к тому, что появились цифровые форматы хранения аудиозаписей, не требующие привычных носителей. На смену CD пришла эра MP3. iPod и прочие портативные плееры, обширные аудиотеки на ПК – все это её узнаваемые атрибуты. Но одно оставалось неизменным. Вы угадали! То самое волшебное словосочетание “CD quality”. Это самое магическое качество нам обещали авторы формата AAC – та самая “какая-то фруктовая компания”©. Об этом же гордо сообщали диски с MP3 128 Kbps. Киевляне наверняка помнят их россыпи на рынке “Петровка” в первой половине нулевых. Словосочетание все еще работало. А в набирающем обороты Internet-е десятками появлялись и появляются по сей день статьи, рассказывающие нам с вами о том, что услышать разницу между MP3 128 и CD можно только на “аппаратуре за много-много тысяч $”. Как только неправдивость этого утверждения стала очевидной, публикации уступили место “MP3 320 vs CD”. Суть осталась той же. Фактически звукозаписывающие компании были заинтересованы в сохранении CD-формата в статусе фактического золотого стандарта качества. И продвижении заведомо ущербных форматов с пережатием (потеря качества) за счет успешного сопоставления их с CD. Пережатые форматы – наследие ограниченного дискового пространства и малого объема накопителей портативных устройств. Выходцы из тех времен, когда свободное место на жестком диске было на вес золота, а карта памяти объемом 512 МБ была роскошью.

172 Kbps. CD quality. “Не, ну а чё?”©

То есть из той самой первой половины нулевых. С тех пор утекло немало воды. Прогресс не стоял на месте. Винчестеры объемом в несколько десятков ГБ уступили место многотерабайтным. Современные карты памяти дадут фору иному HDD образца 2005 года. А пропускная способность современных сетей уже не является ограничивающим фактором для стриминга качественного аудио. Казалось бы, ограничений нет. Но иннерционность рынка столь велика, что маркетинговый миф о CD quality и пережатые форматы будут существовать еще очень долго. а потребитель будет и дальше благодарно принимать Google Music с контентом MP3 320. Ведь зачем больше, если и это способно обеспечить то самое вожделенное CD quality. В этих ваших интернетах же написано…

Тем временем in Soviet Union…

Как и во всем на просторах нашей необъятной некогда Родины, в аудио-индустрии СССР наблюдалось нехилое такое отставание. На пару-тройку десятилетий. Аппаратура зачастую являлась если не полными, то весьма близкими к таковым копиями прототипов из стран “загнивающего Запада”. Технические решения “тлетворного” копировались с существенным отставанием, потому как требовали каждый раз чуть ли не полной перестройки целых отраслей производства. В итоге советские винилы великой и ужасной фирмы “Мелодия” не являлись не то что Hi-Fi-ем, но дотягивали в лучшем случае до уровня 40-х годов. Конструктивные решения воспроизводящей аппаратуры были, скажем так, далеки от лучших образцов. Более того, как минимум до середины 70-х годов вовсю применялись некоторые производственные ноу-хау и даже станки(!), вывезенные из Германии в 40-е годы в качестве послевоенных репараций! Но и в этом мрачном царстве вечного “догонялова и перегонялова Запада” за очередную пятилетку были и свои лучики света. Их, правда, можно пересчитать по пальцам  максимум двух рук, но они были. Бумажные динамики КИНАП, конденсаторы “бумага в масле”, “Эстония стерео”, S-90 после доработок и некоторые другие вещи действительно давали избранным гражданам Нерушимого возможность прикоснуться к качественному звуку.

Да-да, я Hi-Fi! А ну в глаза гипножабе смотри, я сказал!

Однако следует признать очевидное – 99% советской аудио-аппаратуры, не говоря уже о записях, являются откровенным трешем. И обращать внимание на шильдики Hi-Fi, встречающиеся на устройствах эпохи Перестройки, не нужно.

Лучик света в темном царстве

Несмотря ни на что, Hi-Fi в современном мире продолжает развиваться. Приняв форму lossless-форматов (FLAC и его собратья) и опираясь на качественную аппаратуру, спроектированную с соблюдением баланса себестоимости и качества звучания. Таким образом, вооружившись необходимыми знаниями и опытом, собрать достойную домашнюю Hi-Fi-систему можно за ~$1K. Включая все необходимые компоненты. Да, это не будет Hi-End-ом. Но для прослушивания lossless-форматов уровня 16/44.1, то есть для настоящего CD-качества, этого вполне хватит! Но об этом в следующих частях цикла.

Промежуточные итоги

Непонимание современным обывателем разницы между Hi-Fi и простым аудио – наследие “заботливой” информационной и маркетинговой политики лидеров индустрии звукозаписи. Равно как и производителей аппаратуры, гоняющихся за массовым неснижающимся спросом. Ситуация доведена до абсурда. Чистое воспроизведение какой-либо композиции без шумов и с задействованием всех частотных полос уже является в сознании  большинства достаточным признаком Hi-Fi. Но увы, Hi-Fi – это не просто комфортный звук. Это не то, что может выдать заботливо проданная вам консультантом в магазине Bluetooth-колоночка для вашего смартфона. Это то, как произведение звучит вживую. Это достоверный, естественный и ничем не приукрашенный звук. То, какой музыку задумывал и сыграл ее автор/исполнитель. Да, этот уровень стоит доступных многим из нас, хоть и не сверхбольших, денег. Но услышав хоть раз настоящий Hi-Fi, понижать планку уже не хочется. В следующей части мы поговорим о том, как на сегодняшний день создать систему для домашнего воспроизведения музыки в настоящем CD-качестве. До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

keddr.com

Fi - это... Что такое Hi-Fi?

Высококачественный ламповый усилитель звуковых частот LEAK TL/12

Hi-Fi (англ. High Fidelity — высокая точность, высокая верность) — термин, означающий, что воспроизводимый звук очень близок к оригиналу.

Надпись «Hi-Fi» на звуковоспроизводящей аппаратуре может значить, что аппаратура соответствует одному из следующих стандартов: DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88.

Стандарты

В 1973 году немецкий Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45000, определяющий требования к звуковоспроизводящей аппаратуре:

Затем этот стандарт стал международным IEC 60581 (МЭК) и с минимальными изменениями был повторен в ГОСТ 24388-88. Определяя стандарт Hi-Fi согласно DIN 45000, можно назвать следующие группы параметров и их предельные значения для таких устройств, как тюнеры, усилители и акустические системы.

Для тюнеров

Для тюнеров параметры устройств установлены следующими:

  • Полоса пропускаемых частот, Гц — 40-12500
  • Коэффициент нелинейных искажений — не более 2 % при 1 кГц, 40 кГц — девиация
  • Коэффициент интермодуляционных искажений — N/A
  • Различие параметров каналов — не более 3 дБ в полосе 250-6300 Гц
  • Переходные помехи — не более 26 дБ при 250-6300 Гц, не более 15 дБ при 6300-12500 Гц

Для усилителей

Для усилителей параметры устройств установлены следующими:

  • Полоса пропускаемых частот, Гц — 40-16000 (при нАЧХ 1,5 дБ) по линейному входу, 40-16000 (при нАЧХ 2 дБ) при наличии корректора
  • Коэффициент нелинейных искажений — не более 1 % в полосе 40-12500 Гц
  • Коэффициент интермодуляционных искажений — не более 3 % в полосе 250-8000 Гц (при снижении мощности на краях полосы на 50 % (или −6 дБ))
  • Различие параметров каналов — не более 3 дБ в полосе 250-6300 Гц
  • Переходные помехи — N/A

Для акустических систем

Для акустических систем параметры устройств установлены следующими:

  • Полоса пропускаемых частот, Гц — 100-4000 (при неравномерности ± 4 дБ), 50-12500 (+4/-8 дБ)
  • Коэффициент нелинейных искажений — не более 3 % в полосе 250—1000 Гц, не более 1 % на 2000 Гц
  • Коэффициент интермодуляционных искажений — N/A
  • Различие параметров каналов — N/A
  • Переходные помехи — N/A

Производители профессиональной или качественной звуковоспроизводящей аппаратуры вместо стандарта указывают в характеристиках аппарата 3 основных параметра, приведённые выше (КНИ, ШУМ, нАЧХ).

High End

Также существует похожий термин: Hi-End, или High End.

High End аппаратурой производители называют эксклюзивную, зачастую крайне дорогостоящую звуковоспроизводящую аппаратуру, в которой могут применяться нетрадиционные, нестандартные технические решения, например ламповая или гибридная (лампово-транзисторная) аппаратура, электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы.

Термину High End не соответствует какой-либо стандарт. В общем случае аппаратурой High-End считается Hi-Fi, изготовленный с применением компонентов, использование которых не является экономически обоснованным для серийного производства. Также под это понятие обычно подводят электронику ручной сборки. В последнем случае это означает, что под термином High End может продвигаться какая угодно продукция, иногда не соответствующая никаким промышленным стандартам исполнения и даже заявленным характеристикам.

Пользователи и производители High End в описании и сравнении своей техники, используют не числовые измерения параметров, которые можно подтвердить в лабораторных условиях, а субъективные мнения нескольких слушателей, которые часто описывают различные особенности звучания схожими определениями.

Примеры используемых эпитетов: эмоциональный, мягкий, песочный, теплый, холодный, натянутый, прозрачный, бумажный, металлический, аморфный, голографический. Это сфера субъективизма и вкусовых пристрастий небольшой группы клиентов, готовых отдавать за свое увлечение очень большие деньги.

Аппаратуру Hi-End выбирают не по характеристикам, а по маркам используемых радиодеталей и порой архаичным технологиям: будучи измеренной стандартными приборами, эта аппаратура покажет не лучшие результаты, но субъективно при сравнительном прослушивании в определенных условиях на определенном музыкальном материале может выявиться её колоссальное преимущество перед бюджетной hi-fi аппаратурой.

Любовь к раритетной и современной технике, собранной по архаичным технологиям, можно объяснить ностальгией пользователей, пристрастию к так называемому «винтажу».

В связи с высокой ценовой нишей изделий Hi-End, а также идеологическим отсутствием требований по замерам характеристик непосредственными (электрическими) методами, выпускается, наряду с «заслуженными» большое количество неоправданно дорогих, красивых и «брендовых» изделий, но в реальности не настолько уникально «звучащих», в особенности соединительных кабелей.

Поклонников качественного звука, Hi-Fi или High-End аппаратуры часто называют аудиофилами.

Иногда к Hi-Fi технике относят не только аудио-, но и видеосистемы (в основном это касается видеоаппаратуры, поддерживающей разрешение Full HD).

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое Hi-Fi и High-End

В статье рассматриваются особенности подходов к разработке аудиоаппаратуры, рассчитанной наразные слои потребителей.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что стимулом к развитию аудиотехники было стремление максимально приблизиться к живому звучанию музыки. Поэтому, как бы не проводились тестирования звуковой аппаратуры, эталоном качества её работы всегда был живой звук. При этом именно максимально достоверное воспроизведение звука удостаивалось наивысшей оценки. Но это было в прежние времена, теперь всё не совсем так.

Появление стандарта Hi-Fi и концепции High-End. Он был разработан в 1973 г. в Германии. Суть его сводилась к тому, чтобы формализовать минимальные, потем временам, требования к параметрам аудиоаппаратуры, обеспечивающих достойное воспроизведение ею звука. Многие считают, что концепция High-End появилась позже стандарта Hi-Fi и является его развитием. Однако это не так. Дело в том, что концепция High-End зародилась гораздо раньше, примерно в 1962 году, и не имеет со стандартом Hi-Fi ничего общего.

При этом отличительная особенность концепции High-End — это то, что единственным критерием качества аппаратуры является метод экспертной оценки её звучания, независимо от её технических характеристик. Важно, что для такой оценки было достаточно мнение одного единственного человека. В начале 1960-х годов концепция High-End, безусловно, несла некоторое здравое зерно, поскольку измерительная техника тех лет была весьма далека от совершенства, да и малодоступна.

Первое время стандарт Hi-Fi, для производителей аудиоаппаратуры, был очень хорошим стимуломк развитию и совершенствованию их изделий. В течение 15-20 лет, с момента появления стандарта Hi-Fi, появилось очень много высококлассной аудиоаппаратуры. Причём многие аппараты имели схожее звучание, и вскоре рынок был ими переполнен. В итоге прибыли производителей аудиоаппаратуры уменьшились, и они начали искать маркетинговое решение, способное изменить эту ситуацию.

«Полезность» концепции High-End. Тогда они и вспомнили о концепции High-End. Ведь несмотря на технические параметры, сам по себе критерий «А вот мне очень нравится звучание этого аппарата» позволяет продавать всё, что угодно. Удачность концепции High-End ещё и в том,
что она предполагает создание эксклюзивной техники, а именно:

  • сделанной специально для вас;
  • сделанной вручную такими же любителями и ценителями музыки, как и вы.

Правда при этом потребителя никто не спрашивает, а нужны ли ему дорогущие позолоченные
ножки, литые из металла много килограммовые передние панели, и нужен или не нужен ему регулятор тембра — его просто не устанавливают и всё. При этом все эти эксклюзивные аппараты
продаются по очень завышенной цене, зато они и приносят сверхприбыль. Разумеется, покупателя, к такому повороту в развитии аудиотехники, надо было подготовить.

Т.е. объяснить покупателю, что казавшиеся ему непреложными истины на самом деле неправильны, и дело обстоит как раз наоборот. Иными словами, надо заставить покупателя поверить в несбыточную мечту, т.е. в сказку, а именно в великолепное качество звучания аппаратуры High-End, которое, конечно же, куда лучше, чем у аппаратуры Hi-Fi, которая просто скучно и правильно воспроизводит звук. И в самом деле, как эти десятки килограмм металла, светящиеся оранжевыми нитями накала и потребляющие огромную мощность, могут звучать плохо?

В целом адептов аппаратуры High-End можно разделить на такие группы:

  1. Не вполне здоровые и/или легко внушаемые люди. У них есть стремление постоянно
    улучшать свою аудиоаппаратуру, якобы, стремясь достичь совершенства. А в случае с аппаратурой Hi-Fi они попадают в тупик- «Если параметры и так лучше некуда, то что же улучшать?». Вот они и покупают High-End, основываясь на мнении других лиц, утверждающих, что да, этот аппарат очень дорогой, но зато он звучит лучше всех.
  2. Любители «самого, самого». Они покупают только самое лучшее, а оно, естественно, и самое дорогое. Дешевые вещи они не покупают в принципе. Понимать, что в аппаратуре High-End реальная стоимость изделия и продажная цена отличаются в 10 и более раз они не хотят.
  3. Ценители Hand made изделий. Т.е. всего единственного и неповторимого. Но в массовой продукции нет ничего неповторимого, вот они и покупают High-End.

Дорогая аудиоаппаратура существовала всегда, но только с появлением концепции High-End
она приобрела идеологическое, именно идеологическое, а не техническое обоснование. И идеология High-End оказалась способной удовлетворить вкусы всех трех вышеперечисленных групп покупателей:

  1. группа — для них открылась неограниченная возможность «совершенствования» аппаратуры путем замены обычных конденсаторов дорогущими аудиофильскими, обычных разъемов позолоченными, медных межблочных кабелей серебряными и т.д.
  2. группа- для них и производятся УМЗЧ с выходной мощностью 3-5 Вт и с продажной ценой в
    10-100 тыс. USD.
  3. группа-онадалацелый всплеск деловой активности в секторе производства аудиоаппаратуры, приведя к появлению сотен мелких компаний, производящих чуть ли не в гаражах невероятно тяжелые изделия с передними панелями если не из гранита, то из очень толстой стали и с более чем со скромными техническими параметрами. Таких изделий в год продается всего несколько, поэтому купивший его аудиофил, поклонник High-End, едва ли встретит такой аппарат у подобного ему «любителя музыки».

Как видим, раскрученная концепция High-End не более чем удачный маркетинговый ход. Акак он связан с качеством звучания такой аппаратуры?

Течения в концепции High-End. Вроде бы указанные выше обстоятельства должны были подтолкнуть ведущих производителей аудиоаппаратуры и электронных компонентов для неё поддержать модное течение High-End. Они просто обязаны были, следуя моде, начать производство новых компонент с «оригинальным» и «особым музыкальным» звучанием. Вполне могло бы возобновится производство германиевых транзисторов, на которых собирались High-End УМЗЧ в 1960-егоды, или «очень музыкальных» ЦАПов, впервые выпущенных в начале 1990-х.

Но этого не произошло. Все производители электронных компонентов продолжают улучшать
параметры своих изделий. При этом в своих datasheet они рекомендуют применять для аппаратуры как Hi-Fi, так и High-End, только очень хорошие компоненты. Такие компоненты стоят дорого, и это одна из причин, почему в аппаратуре High-End их применяют довольно редко.
Вроде бы сложилась противоречивая ситуация- адепты High-End ратуют за неповторимое и
высокое качество звучания, компоненты для производства таких устройств имеются.

Но вот сама аппаратура High-End, зачастую, собирается из весьма посредственных деталей, и звучит, соответственно, довольно скверно. Дело в том, что под общим названием «High- End» существует как минимум 4 в корне отличающихся друг от друга течения в среде производителей аудиоаппаратуры.

Рассмотрим их:

  1. Обеспечивают очень хорошее качество звучания, весьма натуральное и неокрашенное. Такие изделия имеют очень хорошие параметры (полоса частот, КНИ, IMD и др.). Доработка таких изделий непредусмотрена. Во имя натуральности звука функциональная оснащенность сведена к минимуму. Внешний вид достаточно строгий.
  2. Здесь главное- неповторимое качество звучания. Параметры могут быть самыми разными —
    от неплохих до просто ужасных с техническойточки зрения (например, КНИ = 3…5%, или полоса пропускания 80 Гц…16 кГц). Звучание, соответственно, может быть от хорошего до весьма специфического, чтобы не сказать очень плохого. Здесь многое будет зависеть от того, с какой аппаратурой работает такой УМЗЧ, и жанра музыки.
  3. Здесь всё так же, как и во 2 группе, но имеется прекрасный и неповторимый внешний вид
    устройства, и стоит оно, соответственно, дороже.
  4. Здесь так же всё, как и во 2 группе, но конструкция устройства предусматривает возможность замены блоков и отдельных деталей другими, более качественными. Вроде бы, как УМЗЧ- конструктор. С точки зрения комплектации аппараты 1 группы требуют применения очень хороших, современных деталей. Для 2 и 3 группы детали могут быть какими угодно, но иногда попадаются и образцытаких изделий, собранные из качественных компонент.
  5. группа предполагает использование только аудиофильских элементов. Но тут есть одна особенность: чтобы владелец в процессе апгрейда своего аппарата ощутил отличие в звучании, такой аппарат должен изначально звучать «не очень». Другой вариант — вновь приобретаемые блоки обладают специфическим звучанием, и тогда владелец такого конструктора «почувствует разницу». В современных условиях, все эти течения в
    High-End имеют право на жизнь, поскольку, при всей своей непохожести, удовлетворяют такие же непохожие запросы различных типов потребителей. Но, повторимся, безусловно, хорошие изделия относятся только к первой из перечисленных выше групп.

Несуразные идеи High-End. Одна из ценимых в среде аудиофилов, книг — это произведение Роберта Харли «Энциклопедия High-End аудио». Вот некоторые выдержки из неё:

  1. Усилители, имеющие самые низкие значения искажений, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.
  2. Огромная поверхность электростатического громкоговорителя позволяет точнее воспроизвести размеры образов музыкальных инструментов.
  3. Уже сама идея измерения сигнала противоречит основным ценностям High-End.
  4. Аудиосистема вынуждена балансировать на тонкой грани между естественным разрешением и аналитичностью звучания.
  5. Попробуйте использовать сетевые фильтры, в некоторых случаях они позволяют добиться существенного улучшения, в других — нет, а иногда могут привести к снижению качества работы системы.» и т.д. и т.п.

Разумеется, такие, мягко говоря, противоречивые легенды и идеи (с технической точки зрения-
это явная чушь) вводят в заблуждение технически неграмотных и легко внушаемых людей. При полном отсутствии чётких канонов, такая искусственно созданная путаница позволяет, по ходу дела, придумывать новые понятия и нюансы и спекулировать на извечном стремлении людей к идеалу. При этом самые ярые адепты High-End полностью отвергают любой научный подход к звуку.Для них не существуют ни метрология, ни психоакустика, ни статистика.

У них есть только большая совокупность плохо понятных даже им самим «понятий» и крайне субъективное ощущение «вовлечения в музыку именно здесь и сейчас». Выполняя запросы маркетологов, такие адепты-пропогандисты High-Endизо всех сил пытаются вовлечь покупателя в свои бесконечные игры по поиску «своего» звука. Почти как шаман при плясках с бубном.

Каков он «свой звук»? Что же такое этот «свой» звук, который так настойчиво рекомендуют искать адепты и пропагандисты High-End? Возможно, в самом деле, можно найти звучание: чистое, неповторимо-выразительное, воздушное, детальное, ясное, раскрывающее целый ряд музыкальных нюансов. Но с одной оговоркой: такое звучание будет подходить только вам. При этом остальные слушатели назовут его каким-то слишком аналитичным, резковатым, скучным и бесцветным. Думаем, легко согласиться с тем, что такой вариант наличия «своего звука» крайне маловероятен.

А вот в ситуации, когда звучание понравилось и вам и большинству других слушателей, можно ли говорить о его «неповторимости»? Возможно, оно просто неискаженное, и именно поэтому понравилось и вам, и всем тем, кто ценит не окрашенность, а натуральность? Хотя всегда найдется кто-то, кому и такое звучание не понравилось. Но есть статистика: в ходе любого слепого прослушивания, лучшие оценки от слушателей получали именно аппараты с лучшими техническими характеристиками. А ведь этот факт — это просто нож в сердце адептам High-End.

Отметим, что подавляющая часть аудиоэкспертов, как и людей вообще, относится к тем, кто
имеет нормальный слух. Т.е. они отличаются способностью отличать и предпочитать более точное, близкое к оригиналу звучание, менее точному звучанию. В связи с этим хочется привести мнение известного специалиста в области звуковоспроизведения Н. Махамедзянова:

«Звукотехника- это во многом субъективная область творчества, и то, что нравится одним (на слух), может не нравиться другим в силу различных причин. Например, другой предпочтительный звуковой материал, другие условия прослушивания, предыдущий музыкальный опыт, наконец».

Нужно учитывать ещё один момент. Современная высококачественная аудиоаппаратура —
это изделие, «готовое к употреблению». Если в его работе и есть недостатки, то они не будут повторятся при прослушивании разных записей. Ведь не все аудиозаписи идеальны. Например,
на одном из аудиотреков есть навязчивое «цыканье» высоких частот (бывает такой дефект). Если
вы его уберете, посредством изменения настроек аудиокомплекса, то на другой, правильной записи, вы ощутите в её звучании потерю прозрачности и воздуха.

В последнее время среди таких «исправителей» записи часто звучат голоса, ратующие за
«теплый звук». Такие адепты High-End непонятно почему решили, что неискаженный звук «холодный» и его надо исправлять «согреванием». Вот только непонятно, как и насколько, и откуда им вообще известно, как должно быть правильно.

Подведем итоги. Если аппаратура класса Hi-Fi разрабатывается для воспроизведения исходного звукового сигнала с минимальными искажениями, то для аппаратуры High-End искажения сигнала вещь вполне допустимая, даже приветствуемая — звук же стал «теплее» и приобрел «неповторимое звучание». Поэтому при выборе любой аудиоаппаратуры, если вы предпочитаете качественного звучания, всегда надо учитывать мнение звукорежиссеров, людей очень хорошо в такой аппаратуре разбирающихся, а именно: «надо приобретать максимально точную аппаратуру».

www.radiochipi.ru

HI-FI HIGH-END | Основы электроакустики

Высокое качество звуковоспроизведения долгое время называлось сокращением Hi-Fi, происходящим от слов High Fidelity (Высокая Верность). Требования к Hi-Fi устройствам были не очень высоки, что привело к некото­рому недоверию к разработанному стандарту на Hi-Fi устройства со стороны наиболее требовательных мелома­нов. Разработки подавляющего большинства Hi-Fi уст­ройств велись с большим перекрытием стандарта, и сейчас Hi-Fi не более чем некоторый обобщенный термин, озна­чающий высокое качество устройств.

В настоящее время большинство электроакустических устройств, выпускаемых в виде отдельных модулей (звуковые колонки, усилители, магнитофоны, проигрыватели различного типа и т. д.) вполне удовлетворяют требовани­ем к Hi-Fi устройствам. К ним относится и большинство музыкальных центров. Лишь миниатюрные приемники и магнитолы нередко не дотягивают до уровня Hi-Fi аппа­ратуры.

High End — маркетинговый термин, обозначающий высочайший («элитный») класс, как правило, звукоусиливающего аппаратного и программного обеспечения. В отличие от Hi-Fi, в номенклатуре современной радиоэлектроники для понятия «High End» отсутствуют регламентирующие стандарты, ГОСТы или другие характеристики способные квалифицировать High End тем или иным образом. Заявляемые производителем товары класса High End, как правило, имеют в своем составе только высококачественные компоненты, использование которых в некоторых случаях бывает экономически необоснованно.

Аппаратурой High End производители называют эксклюзивную, зачастую крайне дорогостоящую звуковоспроизводящую аппаратуру, в которой могут применяться нетрадиционные, нестандартные технические решения, например ламповая или гибридная (лампово-транзисторная) схемотехника, электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы. Термину High End не соответствует какой-либо стандарт. В общем случае аппаратурой High End считается Hi-Fi, изготовленный с применением компонентов, использование которых не является экономически обоснованным для серийной аппаратуры. Также под это понятие обычно подводят и аппаратуру ручного изготовления. В последнем случае это означает, что под ним может продвигаться какая угодно продукция, иногда не соответствующая никаким промышленным стандартам исполнения и даже заявленным характеристикам.

Пользователи и производители High End в описании и сравнении своей техники используют не числовые измерения параметров аппаратуры, которые можно подтвердить в любой лаборатории, а субъективные мнения нескольких слушателей, которые часто описывают различные особенности звучания одним и тем же не техническим термином. Примеры используемых терминов: эмоциональный, мягкий, песочный, тёплый, холодный, прозрачный, голографическая точность, звуковое полотно и т. д. Это сфера субъективизма и вкусовых пристрастий небольшой группы клиентов, готовых отдавать за свои увлечения очень большие деньги. Аппаратуру High End выбирают не по характеристикам, а по маркам используемых радиодеталей и порой архаичным технологиям: будучи измеренной стандартными приборами, эта аппаратура покажет не лучшие результаты, но субъективно при сравнительном прослушивании в определённых условиях на определённом музыкальном материале может выявиться её колоссальное преимущество перед бюджетной Hi-Fi-аппаратурой.

Для High End, как единичной техники, в противоположность Hi-Fi как массовой, цена изделия не имеет такого же решающего значения (для Hi-Fi приоритетнее экономическая целесообразность). Поэтому обычно аппаратуру класса High End покупают либо аудиофилы-фанаты, готовые заплатить любую цену, либо состоятельные аудиофилы – экономическая целесообразность имеет при этом второстепенное значение, ибо High End – это уникальное решение, удовлетворяющее потребность конкретного «аудиофила».

В связи с высокой ценовой категорией изделий High End, а также идеологическим отсутствием требований по замерам характеристик непосредственными (электрическими) методами, наряду с «заслуженными» изделиями выпускается большое количество неоправданно дорогих, красивых и «брендовых», но в реальности не настолько уникально звучащих компонентов, в особенности это относится к соединительным кабелям. Тем не менее, они находят покупателя по двум причинам — во-первых, для многих High End это, прежде всего, эксклюзивный дизайн, и во-вторых — очень немного людей действительно могут различать компоненты на слух.

audioakustika.ru

Что такое Hi-Fi и Hi-End системы и в чем отличие?

Правила инсталляции компонентов Hi-End

В поисках гармонии и баланса звука производители часто изготавливают акустику уникальных форм. К слову, большая часть Hi-End-техники делается под заказ в единственном экземпляре или очень ограниченной партией. Такая тактика помогает не создавать ширпотреб. Примером баланса между стилем и качеством может служить знаменитая акустика от B&W Nautilus. Не раз она удостаивалась наград за качество звука и особенный стиль в виде ракушки.

Такой стиль компонентов требует современного дизайна в помещении, лучшим вариантом будет хайтек. Особо ярые фанаты идеального звучания даже создают специальные комнаты для прослушивания с хорошей звукоизоляцией и без лишних предметов интерьера, чтобы предотвратить отражение звука. Здесь как раз дизайн стоит где-то рядом с ценой, в самом низу.

Для полного раскрытия звучания всей системы нужно соблюдать множество правил: например, использовать фильтр для питания, а акустика должна стоять на специальных лапках или подиумах — пол под ней не должен резонировать. Но можно красиво разместить всю Hi-End-систему, не нарушая гармонии звука, а очаровательные усилители с вынесенными наверх лампами помогут придать интерьеру нотки стимпанка. 

Нестандартный дизайн некоторых акустических систем, созданный ради еще лучшего звука, порой помогает определиться со стилем самой комнаты — в случае с аудиофилами именно интерьер подстраивается под стиль техники, а не наоборот.

Можно сказать, что Hi-End — это действительно бескомпромиссный вариант для аудиосистемы. Цена, внешний вид, производитель — все меркнет перед погоней за идеальным звуком. 

www.yapokupayu.ru

Реферат hi-fi (класс аппаратуры)

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Стандарты
    • 1.1 Для тюнеров
    • 1.2 Для усилителей
    • 1.3 Для акустических систем
  • 2 High End

Введение

Высококачественный ламповый усилитель звуковых частот

Hi-Fi (англ. High Fidelity — высокая точность, высокая верность) — термин, означающий, что воспроизводимый звук очень близок к оригиналу.

Надпись "Hi-Fi" на звуковоспроизводящей аппаратуре может значить, что аппаратура соответствует одному из следующих стандартов: DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88.


1. Стандарты

В 1973 году немецкий Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45000, определяющий требования к звуковоспроизводящей аппаратуре: минимальные значения неравномерности амплитудно-частотной характеристики (нАЧХ, измеряется в дБ), коэффициент нелинейных искажений (КНИ, измеряется в %), уровня шума (ШУМ, измеряется в дБ) и способов их измерений. Затем этот стандарт стал международным IEC 60581 (МЭК) и с минимальными изменениями был повторен в ГОСТ 24388-88. Определяя стандарт Hi-Fi согласно DIN 45000, можно назвать следующие группы параметров и их предельные значения для таких устройств, как тюнеры, усилители и акустические системы.


1.1. Для тюнеров

Для тюнеров параметры устройств установлены следующими:
Полоса пропускаемых частот, Гц — 40-12500
Коэффициент нелинейных искажений — не более 2 % при 1 кГц, 40 кГц девиация
Коэффициент интермодуляционных искажений — N/A
Различие параметров каналов — не более 3 дБ в полосе 250-6300 Гц
Переходные помехи — не более 26 дБ при 250-6300 Гц, не более 15 дБ при 6300-12500 Гц

1.2. Для усилителей

Для усилителей параметры устройств установлены следующими:
Полоса пропускаемых частот, Гц — 40-16000 (при нАЧХ 1,5 дБ) по линейному входу, 40-16000 (при нАЧХ 2 дБ) при наличии корректора
Коэффициент нелинейных искажений — не более 1 % в полосе 40-12500 Гц
Коэффициент интермодуляционных искажений — не более 3 % в полосе 250-8000 Гц (при снижении мощности на краях полосы на 50 % (или −6 дБ))
Различие параметров каналов — не более 3 дБ в полосе 250-6300 Гц
Переходные помехи — N/A

1.3. Для акустических систем

Для акустических систем параметры устройств установлены следующими:
Полоса пропускаемых частот, Гц — 100-4000 (при неравномерности ± 4 дБ), 50-12500 (+4/-8 дБ)
Коэффициент нелинейных искажений — не более 3 % в полосе 250—1000 Гц, не более 1 % на 2000 Гц
Коэффициент интермодуляционных искажений — N/A
Различие параметров каналов — N/A
Переходные помехи — N/A

Производители профессиональной или качественной звуковоспроизводящей аппаратуры вместо стандарта указывают в характеристиках аппарата 3 основных параметра, приведённые выше (КНИ, ШУМ, нАЧХ).


2. High End

Также существует похожий термин: Hi-End, или High End. High End аппаратурой производители называют эксклюзивную, зачастую крайне дорогостоящую звуковоспроизводящую аппаратуру, в которой могут применяться нетрадиционные, нестандартные технические решения, например ламповая или гибридная (лампово-транзисторная) аппаратура, электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы. Термину High End не соответствует какой-либо стандарт. В общем случае аппаратурой High-End считается Hi-Fi, изготовленный с применением компонентов, использование которых не является экономически обоснованным для серийного производства. Также под это понятие обычно подводят электронику ручной сборки. В последнем случае это означает, что под термином High End может продвигаться какая угодно продукция, иногда не соответствующая никаким промышленным стандартам исполнения и даже заявленным характеристикам.

Пользователи и производители High End в описании и сравнении своей техники, используют не числовые измерения параметров, которые можно подтвердить в лабораторных условиях, а субъективные мнения нескольких слушателей, которые часто описывают различные особенности звучания схожими определениями. Примеры используемых эпитетов: эмоциональный, мягкий, песочный, теплый, холодный, натянутый, прозрачный, бумажный, металлический, аморфный, голографический. Это сфера субъективизма и вкусовых пристрастий небольшой группы клиентов, готовых отдавать за свое увлечение очень большие деньги. Аппаратуру Hi-End выбирают не по характеристикам, а по маркам используемых радиодеталей и порой архаичным технологиям: будучи измеренной стандартными приборами, эта аппаратура покажет не лучшие результаты, но субъективно при сравнительном прослушивании в определенных условиях на определенном музыкальном материале может выявиться ее колоссальное преимущество перед бюджетной hi-fi аппаратурой.

Любовь к раритетной и современной технике собранной по архаичным технологиям, можно объяснить ностальгией пользователей, пристрастию к так называемому «винтажу».

В связи с высокой ценовой нишей изделий Hi-End, а также идеологическим отсутствием требований по замерам характеристик непосредственными (электрическими) методами, выпускается, наряду с «заслуженными» большое количество неоправданно дорогих, красивых и «брендовых» изделий, но в реальности не настолько уникально «звучащих», в особенности соединительных кабелей.

Поклонников качественного звука, Hi-Fi или High-End аппаратуры часто называют аудиофилами.

Иногда к Hi-Fi технике относят не только аудио-, но и видеосистемы (в основном это касается видеоаппаратуры, поддерживающей разрешение Full HD).

wreferat.baza-referat.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о