Menu

История ростовских домов – ИСТОРИЯ ДВУХ ДОМОВ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОХОДНЫЙ ДОМ Э. Л. РЕЦКЕРА И Б. Е. ХОСУДОВСКОГО ИЛИ ГОСТИНИЦА «ДОН» — Из истории Ростова — Ростов со всех сторон — Статьи, очерки, зарисовки

Старый Ростов | Меотида: История, культура, природа нижнего Дона и приазовья

Сергей поделился своими очередными находками.  
Первое фото сделано на крыше Городского училища Нахичевани-на-Дону.


Здание построено в конце IXX века. С его крыши открывается вид на собор Святого Георгия Просветителя и крышу городского театра Нахичевани.
Точно датировать фото трудно. Собор был закрыт в 30-х. годах прошлого века, а снесен только в 60-х. Судя по опрятному внешнему виду собора и наличию крестов на куполах, он или еще не закрыт, или закрыт совсем недавно. По крыше городского театра, известного нескольким поколениям ростовчан как ТЮЗ, ни чего сказать нельзя. Здание на 20-й линии видное справа от собора, сохранилось до наших дней и тоже ни о чем не говорит. Поэтому осторожно предположу, что фото сделано между 1899 г. – годом окончания постройки театра и серединой 30-х годов. Очень вероятно, что на фото запечатлены завершающие работы на строительстве училища, а возможно ремонт кровли в последующие годы.
Так выглядело училище в первые годы после постройки.


После войны здание надстроили еще двумя безликими этажами, и оно исчезло из городского ландшафта.


А творение архитектора Дурбаха – нахичеванский городской театр, нам в награду


Но самым интересным объектом для меня на фото является консольный кран для поднятия стройматериалов. Такими «кранами – укосинами» была построена вся наша цивилизация. Механические краны появились совсем недавно по историческим меркам.
Обратите внимание – колона из спаренных бревен, поперечные планки – лестница, металлическая консоль с блоком и растяжки во все стороны обеспечивающие устойчивость крана. Два молодца взявшись за веревку внизу, могли легко и быстро поднять двухпудовый груз на крышу.
Следующее фото датировать легче. Вдали, на левой стороне ул. Энгельса видна колокольня Покровской церкви. Известно, что снесена она была в 1930 г.


А на фото бывший доходный дом Мелконова-Езекова, известного ростовского купца. В советское время в доме размещался Азово-Черноморский РАДИОКОМИТЕТ. Напрягите фантазию и представьте, что все FM диапазоны, телевидение, интернет и многие другие массмедиа  сошлись для вас в одну большую черную тарелку на кухне коммунальной квартиры, и вы поймете чем было радио в то время. В Областном краеведческом музее хранится многостраничная, недельная программа ростовского радио!


Оборотная сторона открытки.


Еще одно фото этого здания. Очень сочное. Во всех военных мемуарах 41-го года есть упоминания об огромном пожаре погубившем этот дом. В первые дни войны, всем советским гражданам было предписано сдать имеющиеся в пользовании радиоприемники. Все они сгорели в этом здании. Покровских куполов на этом фото уже не видно.


Оборотная сторона открытки.


Напротив дома Мелконова-Езекова по проспекту Ворошилова, стоял дом его конкурента Чернова. Об их состязании в строительстве домов написано много, здесь не будем. Обратите внимание на сумасшедшее движение на главном городском перекрестке с которым вынуждены справляться аж два сотрудника ОРУДа  (Будка ОРУДа в левом нижнем углу) О том, что в этом доме был магазин «Динамо» не знал.


Оборотная сторона открытки.


Торговый дом известного ростовского судовладельца и мецената Г.Г. Пустовойтова более известный как ЦУМ. Первый бизнес-центр Ростова-на-Дону. В разное время в нем располагалось множество всяких контор и организаций. ЕПО – единое потребительское общество. Предтеча кооперативной торговли памятной всем ростовчанам 70, 80-х.


Оборотная сторона открытки.


Когда смотрю на это здание, всегда вижу другое, темное, стоящее справа. Это дом самого Г.Г. Пустовойтова. Перед войной в нем располагалась библиотека Северо Кавказского (ростовского) университета. Сгорела после бомбёжки в 1942г. За несколько часов сгорел весь книжный фонд, накопленный в течении десятилетий: семисот тысячное собрание, свыше 800 старопечатных изданий и рукописей – все было поглощено огнем!»
Какую часть истории города и края мы потеряли, даже представить невозможно.


Оборотная сторона открытки.


Наш любимый театр в первые годы своего существования. В самом фото не много необычного, но автобусы на площади! Первые опыты фотошопа?


Это фото названо «Ленинские мастерские»


Оборотная сторона. При подготовке этой серии фото, я старался максимально сохранить вид краев открыток. Передают время.


Крайисполком. Часто путают как называлось это здание в довоенный период.


Оборотная сторона открытки.


Первомайский сад Крайсовпрофа. Оказывается так.


Оборотная сторона открытки.


Бульвар на Пушкинской улице. По рельефу похоже, что фотограф стоит на Семашко, а впереди понижение на Газетном.


Оборотная сторона открытки.


Этот дом, в котором сейчас расположен ЮФУ, построен в 1914 г. и известен как доходный дом Г.Я. Кистова. Еще видны купола Покровской церкви. Значит фото до 1930г.


Оборотная сторона открытки


А это фото 50-х.


Машиностроительный институт. Здание построено в конце 50-х. , начале 60-х. Люди спокойно ходят по улицам, и красавцы трамваи.


Город трамваев.


И культуры.


Первые суда на подводных крыльях появились в нашем крае в 1961г. А Ворошилоский мост построят в 1964. Значит фото между этими датами.


Трудовая река. Могу ошибаться, но похоже, что железнодорожный мост через Зеленый остров только строится.


Последние два фото в выкладке хочется назвать «Простор». Здание речного вокзала построено в середине 1930-х, демонтировано в 1976 году. Выстовочный павильон построенный к несостоявшемуся визиту Сталина, разберут несколько позже.

Про каждую из фотографий найденых Сергеем можно рассказать еще многое. Я надеюсь найдутся те кто это сделает. Скачивайте фото, делитесь с другими людьми. Об одном прошу, не маркируйте эти и другие старые фото названием своих ресурсов. Не мы сделали эти фотографии, не мы сохранили.

meotyda.ru

Дом-призрак на улице Донской | Ростовский Словарь

 

Вместе с Романом Бочарниковым, координатором движения «МойФасад» совершили прогулку по заброшенному особняку в центре Ростова — бывшей водолечебнице Ильи Рындзюна. Продолжая хорошую традицию прогулялись еще по одному «дому-призраку» с целью определить, что можно сделать для его спасения.

Как ни горько осознавать, очередь обреченных на снос исторических зданий в Ростове-на-Дону пополнилась еще одним особняком. Это старый дом под номером 15/8, который расположен на углу переулка Соборного и улицы Донской (в Ленинском районе). Сюда пришла наша небольшая экспедиция в составе упомянутого уже Романа Бочарникова, краеведа Александра Овчинникова и вашего покорного слуги, который всегда остается за кадром)
Сегодня мало кто из ростовчан знает второе красивое название переулка Соборного: Царский спуск. Его упоминает один из городских справочников за 1895 год, имея ввиду именно дорогу от Рождественского собора к Дону.


Царский спуск на дореволюционной открытке и в нынешнее время. При ближайшем рассмотреннии виден особняк, по которому мы собираемся пройтись

В XIX веке, когда город рос «вверх от реки», а центральным проспектом Ростова считалась улица Московская, Царский спуск был престижным для проживания местом. Здесь строились каменные двух-трехэтажные дома, первые этажи которых отдавались под магазины, а на верхних жили зажиточные ростовчане. И строить здесь старались красиво, с выдумкой. В этом можно убедиться, взглянув на особняк, сохранивший черты своей былой красоты.

Годы беспощадны и к старым домам. На этих двух снимках прекрасно видно, как быстро разрушается старый особняк, оставшийся без ухода

Нынешние краеведы называют этот дом «открыточным»: его очень часто рисуют художники, выходя на пленэр в улочках Старого Ростова, его фотографируют туристы. Уж очень здорово он смотрится на фоне золотых куполов кафедрального собора.

Обследовать старые дома занятие довольно увлекательное. Особенно если здание сохранило приметы минувших эпох, которые довелось ему пережить. Чтобы попасть во внутренний дворик через арку, мы заходим в ворота, сделанные из массивных деревянных брусьев. Кованые петли убеждают, что ворота еще дореволюционной работы. И сразу бросается в глаза дверь маленьких размеров, пройти через которую современному человеку можно только согнувшись. Вот оно, наглядное доказательство акселерации поколений! Ростовцы позапрошлого века рост имели невысокий…
      
Над воротами, если присмотреться, можно увидеть маленькую голову льва. О росте жителей XIX века дает представление эта калитка (наш современник Роман Бочарников, стоящий перед ней, рост имеет средний)

Не случайно этот особняк вошел под номером 53 в реестр памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану постановлением губернатора Ростовской области от 9 октября 1998 года. Там он фигурирует как «доходный дом Г.А. Блеймана, III четверти XIX века».
Охранный статус дома был подтвержден и более свежим постановлением, подписанным губернатором 27 января 2010 года. Только под номером 53 по этому же адресу числится «доходный дом А.Г. Гутерман». Такое несоответствие объяснил ростовский краевед Александр Николаевич Овчинников:
— Согласно документам из фондов Донской государственной публичной библиотеки, в 1898-1904 годах здание принадлежало Гутерману Аарону Григорьевичу. Но в справочнике за 1915 год владельцем этого дома уже являлся Густав Аронович Блейман. Так что обе редакции постановления губернатора соответствуют исторической истине.

На деревянной стене почтовые ящики. Захламленный дворик, в конце которого металлическая лестница на второй этаж. Он тоже засыпана мусором, не хватает нескольких ступенек. Второй этаж уже необитаем, жильцы отсюда отселены, но на первом люди еще живут в двух квартирах. Хозяйка одной из них встретила нашу небольшую экспедицию очень неласково. Но в итоге все-таки рассказала, что скоро и ее отселят в отдельную изолированную квартиру в другом районе города. А старый особняк, по ее сведениям, идет под снос.

Вот так нам всем пришлось забираться на второй этаж (на снимке Александр Овчинников)

Этот дом не так давно числился в реестре аварийных жилых строений, подлежащих сносу. Об этом есть постановление главы городской администрации № 2329, подписанное 4 ноября 2003 года. Но оно противоречит постановлению губернатора от 27.01.2010, которое подтверждает, что здание является памятником и находится под охраной государства. Значит, дом теперь сносить нельзя. Но что же с ним делать, когда отсюда будет отселен последний жилец?

      

Первыми встречают незваных пришельцев старые шкафы, выстроившиеся как швейцары

Когда дом пустеет, первыми его посещают мародеры. В этом мы убедились, как только поднялись с некоторым риском на второй этаж по захламленной лестнице с обвалившимися ступеньками. В стенах зияли дыры от вырванных «с мясом» батарей парового отопления и труб внутренней разводки. Кое-где были сняты оконные рамы, отвинчены дверные ручки.
В некоторых комнатах кто-то выдрал доски, покрывавшие пол, так что обнажились лаги. По мнению Романа Бочарникова, здесь поработали профессиональные искатели кладов или артефактов. Можно предположить, что зажиточные ростовчане прятали под полом свои ценности от обысков ЧК в годы Гражданской войны. Не так уж и редко оставляли под досками какие-то предметы рабочие, настилавшие полы. Это может быть что угодно: коробок спичек, монета, столярный инструмент, часы, а может и что поценнее…

      
Искатели сокровищ шарили под полами, но оставили на стене редкую керамическую розетку производства годов 50-х

Мародеры разбирают не только полы, но порой пробивают ниши, исследуя внутренние полости дома, там где проходит дымоход. Впрочем, такие же следы могли оставить и участники популярной игры «Ночной дозор», которые любят забираться в труднодоступные места…

На одной из кладовок остался висеть ржавый замок. Странно, что туда еще никто не заглянул…

      
В грудах хлама Роман подобрал какой-то интересный кофейничек. Сортиры здесь ужасно узкие, как только сюда люди втискивались?

Мы заглянули еще в несколько комнат. Повсюду рассыпаны на полу старые газеты и книги. В чуланчике аккуратной стопкой сложены газеты. Разобранный ламповый телевизор обнажил своей кинескоп. Столики, шкафчики, табуреточки, которые прежние хозяева не забрали вследствие их ветхого состояния. Разбитые диваны, на которых видны следы ночевок бомжей. А также повсюду следы испражнений: животных, а кое-где и человека. В брошенных домах всегда гадят, когда там пройдут мародеры…

Ой, что это?!

В этой комнате — следы ночевки бомжей

Сохранились сведения об Аароне Гутермане. Он являлся владельцем «картонажно-коробочного предприятия Гутерман А.Г. и Ко», которое находилось в Ткачевском (нынешнем Университетском) переулке. Но в 1914 году название картонажной фабрики писалось уже по-другому: «предприятие Гутерман А.Г. вдовы с сыновьями и Ко». Вероятно, именно в это время, в связи со смертью Аарона Гутермана и был продан особняк новому владельцу — Густаву Блейману.

— В то же самое время фабрика Гутерманов стала называться «электро-картонажной», что свидетельствует о ее развитии, оснащении электрифицированным оборудованием. Приобретение которого, можно полагать, стало возможным именно благодаря продаже своего дома, — делится своими данными Александр Овчинников.

Вполне вероятно, что Аарон Гутерман предназначал торговое помещение на первом этаже своего дома для сбыта продукции своего предприятия. Но в 1914 году здесь уже располагался бакалейный магазин арендатора купца Ивана Матвеевича Самохвалова. На торговое назначение первого этажа сегодня указывают широкая угловая дверь с улицы и огромные арочные окна во дворе, сделанные, вероятно для освещения торгового зала, и возможно, для подачи в магазин товаров, из дворовых подсобных помещений…

Старый ламповый телевизор, корзина для белья, еще много чего оставили здесь прежние жильцы

Кое-где висят еще старые жестяные таблички с номерами квартир, напоминанием почтового индекса. Для кого-то это просто хлам, для краеведов бесценные раритеты

Вот какие выводы делает из просещения дома краевед Александр Овчинников:
…Здание представляет собой классическое домовладение со встроенным торговым предприятием и массой подсобных сооружений во дворе. Печи отопления и кухонь располагались на первом этаже дома, а отопление дома происходило от дымоходов проходящих в толще стен по помещениям дома, что говорит о том, что вряд ли дом был доходным под сдачу квартир. И опять, многое из этого является лишь выводами, сделанными на основе личного анализа. Конкретный факт заключается только в том, что в 1914 году здесь располагался бакалейный магазин арендатора купца Самохвалова Ивана Матвеевича. Информация по личности Блеймана не найдена. Кем он был и чем занимался, пока загадка. Относительно недавно под фотографией этого дома в интернете появилась реплика от неизвестной нам Татьяны:

«Половину дома, к великому сожалению, уже разобрали. В 60-70 годах там жили наши родственники, их окна на втором этаже выходили и на Подбельского, и на Донскую. Они рассказывали, что в огромной комнате (впоследствии разделенной перегородками для коммуналок) были колонны и там проходили балы. А двор, это я еще помню, был зеленый весь в цветочках. Жалко очень».

Нам очень бы хотелось найти контакт с упомянутой Татьяной. Поэтому, уважаемая, Татьяна, если Вам попадется на глаза этот пост, очень просим Вас откликнуться…


На полу — советская соль с надписью по-грузински, стиральный порошок СМС (помнит ли кто его?)

Сегодня этот дом можно сравнить с призраком. Он существует материально, занимает определенную площадь, в нем еще продолжают жить люди. Но в то же время его судьба под серьезной угрозой. Она прошлась широкой трещиной по фасаду, напоминая о том, что это здание может скоро исчезнуть.
Таких «домов-призраков» в историческом центре Ростова можно насчитать десятки. Назовем самые известные из них, о которых я рассказывал в очерках, публиковавшихся в газете «Вечерний Ростов».
Это исторический «дом Врангеля» на углу улицы Донской и переулка Газетного, где прошло детство известного деятеля Гражданской войны в России.
Это «доходный дым Сариева», где раньше располагалась городская библиотека имени М. Горького, на улице Большой Садовой, 94.
Это бывшая водолечебница И.Г. Рындзюна (Социалистическая, 94), здание, связанное с именами писателя А.П. Чехова и скульптора С.Г. Королькова
Это красивое здание на Темерницкой, 64, которое несколько раз горело и уже доведено до аварийного состояния, за которым неизбежен снос. И этот список можно продолжить.
Осознанно или нет, но в Ростове сложилась настоящая схема освобождения новых «пятен» под строительство в историческом центре города. Она касается исторических зданий, которые находятся под охраной государства, и которые нельзя сносить. Старый дом объявляется аварийным, из него отселяют жильцов. Затем особняк годами стоит необитаемым, в нем вспыхивают пожары, причиной которых объявляется «огонь, разведенный бомжами». В конце-концов здание доходит до такой кондиции, что другого выхода не остается, кроме его сноса. Хоть это незаконно, но что поделать? И на месте красивого купеческого особняка вырастает коробка из красного кирпича, которая никак не украшает центр города.

Высокие потолки, арочные окна… Из дома можно сделать конфетку, если он попадет в хорошие руки

Эта схема четко работает сегодня в историческом центре Ростова, и безлюдные «дома-призраки», обреченные на гибель, уныло дожидаются своей участи. В хвост этой очереди обреченных теперь встал и «доходный дом А.Г. Гутермана», более века украшавший Царский спуск в Ростове.
Какой же выход из создавшейся ситуации? Как полагает председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А.О. Кожин, за старый Ростов надо бороться всем, кто неравнодушен к истории своего города. Решение вопроса — поиск эффективного собственника, готового вложить средства в реконструкцию дома, а не в его снос. Если здание спасти уже невозможно, необходимо обязать при строительстве воссоздавать исторический фасад, который сам по себе является памятником.

Так останется ли в Ростове «дом Гутермана»?
(Благодарность Александру Овчинникову и Роману Бочарникову за материалы, использованные в этом посте)

17.03.2011

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку «Поделиться» и расскажите друзьям:

rslovar.com

Дом Черновой в Ростове-на-Дону: история любви актрисы и мецената ⋆ Сам себе ТУРИСТ

Жизни красивых, успешных женщин непременно полны тайн. Об их любви слагались легенды, основанные на реальных фактах. Кому не известны имена юной Джульетты, влиятельной Клеопатры, очаровательной Елены Троянской, нимфы Эвридики, видной Жозефины, английской королевы Виктории, оплакивающей своего супруга на протяжении 40 лет. Однако не многим знакома история Маргариты Черновой. Русская красавицы была достаточно известной особой. Об этом знает каждый ростовчанин и может поведать гостям города удивительную историю не только о жизни самой актрисы, но и ее окружения. Все тайны хранит Дом Черновой в Ростове-на-Дону. Такой же красивый, как и его хозяйка, столь же величественный, светлый и притягательный.

Связь Маргариты Черновой и купца Парамонова

Во всем Ростове знали красавицу-актрису Чернову. Многие почитали ее талант, однако привлекала она и своим женским началом. Степенная, мудрая, с легкостью поддерживала беседы, никогда не взрывалась, не кичилась. Однако к себе требовала уважения и вольностей не допускала. С надеждой и восхищением посматривали на нее знатные мужчины, тянувшиеся к ее обаянию, словно к магниту. Больше других воспылал чувствами к знатной даме Елпидифор Парамонов. Он тоже был не так прост: богатый купец, представительный джентльмен, судовладелец. В светских кругах о нем ходили разные слухи. Одни утверждали, что старый купец был распутником, другие доказывали, что его казацкое происхождение и религиозность сделали его благочестивым, трудолюбивым.

После смерти жены стал приглядываться Елпидифор Парамонов к красавице Маргарите. Влюбился без ума. В 55 лет почувствовал себя мальчишкой. Встречал обворожительницу букетами цветов, преподносил роскошные подарки. Желая окончательно доказать большую любовь, решил выстроить для нее шикарный особняк. Мудрая актриса, отличавшаяся расчетливым нравом, не смогла отказаться от заманчивого предложения.

Строительство Дома Черновой

Место для строительства роскошного особняка выбиралось купцом не случайно. Он не желал, чтобы его походы к актрисе стали достоянием гласности, поэтому решил возводить строение на окраине. В то время на месте нынешней Большой Садовой росли пышные сады, давшие улице впоследствии название.
Автором многочисленных построек в Ростове был архитектор Николай Дорошенко. Ему Парамонов решил поручить проект дома для возлюбленной. Маргарита сама утверждала все чертежи, вносила в них коррективы. Это по ее настоянию было добавлено в отделку множество роскошных элементов. Закончено строительство особняка было в 1899 году.

Особенности оформления особняка

Двухэтажный особняк отличался особым величием. Купец сразу запросил архитектора возвести в Ростове нечто особое, что стало бы украшением всего города. Однако думал он, требуя такого исполнения, прежде всего о собственных интересах.
Вход в дом расположен с угла Садовой. Рядом с парадной дверью оформлены ложные окна. Выглядят внушительно и правдоподобно: изумительно смотрятся наличники, украшенные декоративными элементами. Привлекает внимание бельведер, увенчанный куполом. Так же красив балкон, дополненный балюстрадой. По всему фасаду расположены роскошные украшения:


• растительные орнаменты;
• кариатиды;
• морские раковины;
• гирлянды;
• утопающие в нишах вазы.
Внутреннее пространство дома во многом напоминало театр. Первый этаж использовался для служебных помещений, сдавался в аренду. На втором – велись приемы, жила хозяйка. Стены, потолочные перекрытия по требованию Маргариты Никитичны были украшены лепниной. Изяществом отличались залы, оформленные для проведения концертов, театрализованных представлений. Однажды в Доме Черновой по приглашению мецената Парамонова побывал великий Шаляпин.

Тайна Дома Черновой

Не только в самом доме, но и под ним разворачивались страстные события. Знающие люди утверждают, что под особняком расположен огромный подвал на несколько ярусов. Оттуда построен поземный ход, выводящий к реке Темерник. Этим тоннелем не однажды пользовался купец Парамонов.


Рядом с Домом Черновой жил известный коллекционер Новосильцев. Много лет собирал он картины, имевшие мировую ценность. Когда установилась Советская власть, меценат решил спрятать картины в соседском подземелье. В 1919 году к нему с обыском нагрянули воины Красной Армии. У них имелось предписание забрать все произведения искусства для дальнейшего использования в музеях. Однако каково было немое изумление красноармейцев: ни одного полотна в доме не оказалось. Говорят, что картины эти и теперь находятся под землей.

Использование в советское и настоящее время

После революции перемены начались повсеместно. Не минула печальная судьба и Дом Маргариты Черновой. Его захватили в 1918 году, национализировали. В роскошных комнатах сначала поселилась « Театральная мастерская». Заведение сразу стало известным. Изначально его возглавил Юрий Завадский, затем Евгений Шварц. Позже руководящая должность перешла молодому, но прыткому Павлу Вейсбрему. Явился новоиспеченный актер в старинный Ростов из Сорбонны, поэтому местные окрестили его «парижским мальчиком». Однажды после посещения дома самим Гумилевым, пьесы которого здесь шли, актерская мастерская перебирается в Петербург. На этом связь особняка с театром заканчивается.


Позже в Доме Черновой располагаются другие организации. Многое видели стены особняка, где когда-то собирался ростовский бомонд:
• детская коммуна №5;
• архив для хранения партийных документов;
• аптека №2;
• школа Донпрофобра, обучающая кройке и шитью;
• коммунальные квартиры.
1986 год стал самым трагическим в жизни строения. Из-за отсутствия ремонта вышла из строя труба, подающая горячую воду. Кипяток затопил помещения. Ремонтировать исторический особняк местные власти не хотели. Предлагалось снести строение. Однако ростовчане отстояли достопримечательность, вокруг которой витает столько легенд. Принялось решение – снести разрушившиеся стены и восстановить здание по сохранившимся чертежам.
Прошло время. Строение практически восстановлено. Оно не совсем то, что было ранее, но его яркий облик украшает город, радует его жителей. Теперь в Доме Черновой находится филиал Банка Москвы.

Расположение особняка

Находится Дом Черновой в городе Ростов-на-Дону. Его адрес известен каждому жителю города: улица Большая Садовая, 27/47. Здесь от нее ответвляется переулок Халтуринского.
Дом с кариатидами пережил многое. Ростовчане гордятся им и верят, что в здании со временем откроют музей, который будет рассказывать многочисленные тайны посетителям.

[tp_cheapest_flights_shortcodes origin=MOW destination=ROV title=»Дешевые билеты в Ростов-на-Дону» paginate=true subid=»» currency=»RUB»]

 

 

Поделиться ссылкой:

Похожее

samsebetourist.ru

Архитектура дореволюционного Ростова-на-Дону. От модерна к неоклассике

7 октября 2016 г.

В ходе новой нашей прогулки по старому городу Ростова-на-Дону отправимся на поиски архитектуры эпохи модерна – знаковых построек рубежа XIX-XX вв. Ранее мы рассматривали городскую архитектуру последней четверти XIX века (эклектика) и столичные атрибуты «русского Чикаго» (здание Думы, конторские здания и банки, гостиница, театр).

МОДЕРН В РОСТОВЕ

В ростовских постройках эпохи модерна наблюдается умелое творческое заимствование приёмов, применённых в столичных постройках. Встречаются даже международные цитаты. Так, в торговом доме Яблоковых (Большая Садовая, 64), первом ростовском здании в стиле модерн, на втором этаже располагается типичное круглое окно эпохи ар-нуво, вариации которого часто встречаются в Брюсселе. Помещения дома, построенного в 1898 году по проекту архитектора Е.М. Гулина в духеинтернационального модерна, сдавались в аренду различным организациям. В 1906 году здесь был открыт первый кинотеатр в Ростове.

Плодовитый архитектор Ростово-Нахичеванского градоначальства Евгений Михайлович Гулин был восприимчив к современным веяниям в архитектуре. Так, рационалистическое направление модерна в Ростове представлено в другой его постройке – торговом доме Г.Г. Пустовойтова (универмаг «Проводник»; ныне ЦУМ, 1910), где пространство нового типа торговых помещений – универмага – формируется за счёт новаторской каркасной конструкции, которая создаёт «промышленно-торговый стиль». Это позволяет многим исследователям проводить параллели с торговым домом Кузнецовых в Москве и домом компании «Зингер» в Петербурге.

Другим примером рационалистического направления модерна с элементами эклектики является здание управления Владикавказской железной дороги (ныне Северо-Кавказской), которое стало первой постройкой будущей Театральной площади. Массивный проект с тремя внутренними дворами был осуществлён архитектором Н. Вальтером и инженером А.П. Бутковым (чертежи, проведение работ) в 1910-13 годах.

Здание оказалось не самым удачным с точки зрения вместительности и вентиляции. Как писала газета «Утро Юга» осенью 1913 года, «из-за невероятной сырости… телефонные провода часто не работают». Кроме того, четыре этажа конторских помещений оказались тесными для возросшего штата сотрудников (частная Владикавказская железная дорога была одной из самых прибыльных в России), тогда как начальник «железки» размещался в просторном кабинете, о чём свидетельствуют огромные окна высотой в два этажа над главным входом.

Ещё один объект, который не затерялся бы в одной из двух российских столиц, – доходный дом М.В. Ширмана (1911; арх. Арутюн Закиев; Ворошиловский пр., 20). Здание представляет собой классицизированный вариант модерна.

Дом ростовского градоначальника генерал-майора Ивана Зворыкина (1914, арх. Василий Попов; Пушкинская улица, 89/57), занимающий угловую часть квартала, является примером модерна с элементами готики.

Ещё одна поздняя по времени версия модерна встречает в Ростове на Пушкинской улице, д. 106. Дом Ивана и Анны Бострикиных, построенный в 1914 году по проекту гражданского инженера Семена Васильевича Попилина, представляет собой версию модерна с элементами неоклассики. 

Трёхэтажное здание компактно размещено по красной линии улицы в окружении зелени и по соседству с другим владением Ивана и Анны Бострикиных – доходным домом (Пушкинская, 108) эклектичного вида с нотками модерна (округлое окно – «лепесток» на втором этаже, разорванный карниз, эркер).

ВОЗВРАТ К КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

В конце 1900-х – первой половине 1910-х годов в российской архитектуре наметилась тенденция программного возвращения к неоклассицизму. В Ростове она нашла отражение не только в уже упомянутом ранее здании Госбанка, построенном петербургским архитектором М.М. Перетятковичем, но и в ряде других зданий по проектам ростовских архитекторов.

Так, доходный дом братьев М.М. и Ф.М. Дутиковых (пр. Буденновский, 3/3; арх. Л.Ф. Эберг, 1913) – пример неоклассики с элементами модерна. Здание является практически прямой цитатой петербургского торгового дома Мертенса на Невском проспекте (1911, арх. М.С. Лялевич).

Доходный дом братьев М.М. и Ф.М. Дутиковых в Ростове-на-Дону

Дом Мертенса в Санкт-Петербурге

Другой проект Леонида Эберга (1882-1954) представляет собой массивный неоренессансный палаццо. Доходный дом В.К. Чирикова (1913, Буденновский пр., 46) нагружен эркерами, аттиковым завершением и двумя колоннами, покоящимися на мощных кронштейнах высотой с целое окно. Заказчик проекта, крупный фабрикант и местный влиятельный управленец Чириков, потребовал установить две колонны со словами: «А деньги кто тебе платит — Ренессанс или я?..» Эберг вынужден был согласиться. Проект всё равно получился запоминающимся. Столь мощное здание не затерялось бы где-нибудь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга в дореволюционные времена. Кстати, здесь была организована первая «активная» крыша: «зелёной» её сложно назвать, поскольку трава или деревья не росли, зато смотровая площадка – терраса для прогулок под открытым небом – компактно укрыта за аркадой на массивном аттике.

Ещё одна терраса на крыше функционировала в неоклассическом доходном доме (Большая Садовая, 33/43), где располагался Варшавский университет. Здание построено в 1912-1914 годах (автор И.Е. Черкесиан). Балюстрада и терраса были «застроены» в ходе воссоздания объекта после ВОВ в 1949 году, а дорический портик с плоской крышей остался лишь на исторических открытках. Сейчас здесь располагается Донской государственный педагогический институт.

Доходный дом А.Н. Фрумсона (ул. Серафимовича, 62) был построен в 1913 году по проекту архитектора П.Я. Любимова в стиле неоклассицизма. В настоящее время здание является памятником архитектуры и находится под охраной государства, сейчас здесь размещается филиал московского технического университета.

В стиле неоклассицизма в 1912 году выстроен роскошный особняк Парамонова (Пушкинская улица, 148). Заказ представителя знатной купеческой фамилии икрупного книгоиздателя выполнил удивительно разносторонний и образованный ростовский архитектор Леонид Эберг, упомянутый нами ранее (дом Дутиковых – неоклассика + модерн; дом Чирикова – неоренессанс). В данном проекте зодчий обратился к наследию Древней Греции.

Ещё один пример неоклассики в Ростове – дом купца Кистова (Большая Садовая, 105), построенный городским архитектором Ростова Григорием Васильевым в 1914 году.

Обращение к неоклассическим элементам наблюдалось в творчестве Васильева и ранее, к примеру, в одной из первых его построек – доходном доме Масалитиной (1890, Большая Садовая, 113).

Читайте также:

«Русский Чикаго» эпохи модерна. Столичные атрибуты Ростова-на-Дону
Архитектура эклектики в «русском Чикаго». Городские особняки 1880-1890-х годов

www.berlogos.ru

О доме XIX века на одной из старых улиц Роства — Тургеневской, о павильоне старого базара и переходе

«Думаю, если любой горожанин или турист остановится возле какого-нибудь дома и задумается о том, сколько несчастий и счастливых моментов было в нем испытано, город для них откроется в новых красках», — считает новый гость спецпроекта #ХочувРостов сайта 1rnd.ru председатель Донской ассоциации ветврачей мелких домашних животных, профессор Алексей Ермаков. Как и многие коренные ростовчане, Алексей очень любит старый Ростов и привел бы гостей города именно туда.

Дом, потерявший симметрию

— Тургеневская — одна из шести первых улиц старого Ростове. Она есть на самых старых картах. До 1896 года улица называлась Полицейской, так как здесь недалеко находился первый полицейский участок и пожарная часть.

Алексей решил рассказать об одном доме, который, по его словам, прожил жизнь, тесно связанную с историей Ростова, — это дом на Тургеневской, 30.

— Он был построен купцом Степаненко в 1870 году. Часть дома сдавалась как доходный дом, в другой части дома жили купцы. Затем продали товариществу Анпеткова и Унанова, которые были известными промышленниками, владели кораблями, мельницами, маслобойнями. Будучи в собственности товарищества, дом использовался как гостиница.


Дом находился возле старого базара, ныне центрального рынка, поэтому огромные подвалы со сводчатыми потолками сдавались в аренду торговцам для хранения зерна, мяса, сала.

Во время Второй Мировой войны по находящемуся рядом зданию, в котором располагалась гостиница «Дон», наносились активные бомбовые удары. Не устояла и часть нашего дома.

Когда город освободили и начали отстраивать, дом решили восстанавливать в том виде, в котором он уцелел: части дома нет по сей день. Если посмотреть на фасад, можно заметить, что он несимметричный. С левой стороны дома есть часть с окнами-арками, а с правой — нет. И дымоходы сейчас находятся ближе к правому краю крыши, хотя их ставили по центру.

После войны на первом этаже дома располагалось секретное картографическое предприятие, которое обслуживало весь Северный Кавказ. В конце пятидесятых предприятие получило новые площади, и это здание стало большим коммунальным домом: в каждой комнате проживала семья, а иногда и две. В шестидесятые-семидесятые годы, когда Ростов начал активно застраиваться, дом постепенно расселялся. Сейчас в нем находятся в основном частные квартиры, но сохранилось и несколько коммунальных.

Читать дальше здесь: http://vetcentr.com/proekt-hochu-v-rostov-s-alekseem-ermakovym/

rostov-don.livejournal.com

Невыдуманные истории. Дом, в котором побывал я… и отец Федор.

Чудесный, удивительный, таинственный дом на Московской, 72…

Несколько недель я собирался написать этот пост, но откладывал, находя другие темы.
Этот дом с детства «застрял» в моей памяти как нечто величественно-загадочное, красивое и таинственное, явно чужеродное, из другой жизни, из другого мира…

Громадные, высоченные, всегда запертые (даже в советские времена) двери в подъезды, по две с каждой стороны, купидоны, смотрящие вниз, таинственные физиономии мифических существ, львиные головы, и, что самое главное — надпись «КВАРТИРЫ», написанная вроде бы по-русски, но как-то не так, как это слово пишется сейчас — все это разжигало мое детское любопытство, притягивало и настораживало одновременно…

  

Дом не только явно отличался от безликих панельных и кирпичных пятиэтажек-хрущевок, которыми застраивался город в 70-80-е годы прошлого века, но и от старой застройки исторического центра. Было в нем что-то величественное, благородное. И поныне дом похож на обнищавшего потомка старинного благородного рода, в котором за старой грязной одеждой явно проглядывает слава и роскошь предыдущих поколений.

И вот мне удалось получить воспоминания Максимовой Елены Давидовны, которая долгие годы прожила именно в этом доме и решила поделиться со мною своими воспоминаниями.

Но сначала, коротко об истории дома.

В реестре памятников это здание значится как доходный дом Веньямина Кисина и Исаака Фроймовича. Компаньоны торговали  мануфактурой — готовым платьем, и были довольно состоятельными людьми. В истории дома есть много нестыковок, о которых стоит упомянуть. Во-1-х, в некоторых документах дом значится, как собственность наследников В.Р. Максимова, что не соответствует действительности. Во-2-х, есть разные мнения о годе постройки дома: 1910, 1902 или 1899 годы… Поскольку в газете «Ведомости Ростовской-на-Дону Думы» за 1899 год публикуются сведения о разрешениях городской управы на  постройки и ремонты, где среди длинного списка адресов и фамилий можно найти запись о том, что Кисину Веньямину и Фроймовичу Исааку разрешается в 4-м городском участке по улице Московской надстройка 4-го этажа и приделка по боковым флигелям несгораемых террас, я склонен думать, что к 1899 году дом уже был построен. В-3-х, считается, что архитектором дома был Николай Дорошенко, хотя есть мнение, что после смерти Дорошенко в 1899 году дом достраивал Николай Дурбах.

Первый этаж здания доходного дома Кисина и Фроймовича занимали дорогие магазины готового платья. Выше располагались просторные квартиры, которые снимали адвокаты, инженеры, врачи. Известно, что в одной из них проживал модный в Ростове доктор Гурий Фабиан Натанович, лечивший кожные и внутренние болезни с помощью электрических лучей. Он даже имел кабинет, оборудованный рентгеновской установкой, что было по тем временам большой редкостью. Это — единственное свидетельство об обитателях доходного дома, обнаруженное Л.Ф. Волошиновой. 
Совсем ничего неизвестно о других жильцах, для которых вход в дом лежал не через парадный подъезд, а со двора. Предположительно именно для обустройства этих достаточно дешевых квартир (для  портних, мелких служащих) и было взято разрешение на пристройку террас, на которые можно было подняться по наружным лестницам. Однако время не сохранило пристроенных террас. Утрачена и часть здания, которое, как предполагают,  изначально имело п-образную форму, в результате прямого попадания авиабомбы  в 1941 году.

Под домом до сих пор существуют вместительные подвалы, спроектированные с учетом местоположения здания — между Старым и Новым базарами. Старый базар — нынешний Центральный рынок — известен всем. А вот от другого, Нового, не осталось и следа. Располагался он на площади, которая сегодня называется площадью Советов.

А теперь вернемся к рассказу Елены Давидовны Максимовой, прожившей в этом доме 40 лет:
«Дом делился на две части, вторые имели общий «черный» ход со стороны двора, а снаружи, по фасаду, дом имел два парадных входа, оформленных высоченными деревянными резными дверями и лепными украшениями. Эти двери первоначально имели изящный орнамент в стиле модерн, но в советские времена были закрашены темно-коричневой краской. Правда, спустя много лет, в 60-е прошлого века, когда проснулся интерес к старине и стало не так опасно вспоминать дореволюционное прошлое, один жилец счистил с двери всю краску и грязь, выявив резьбу в ее первозданном виде, и покрыл дверь лаком. Но возрожденная красота просуществовала недолго — тогдашний управдом твердо сказал, что все двери в доме должны выглядеть одинаково и приказал вновь закрасить ее темно-коричневой краской. Так и стоит она до сих пор, храня секрет своей красоты (это та дверь, что ближе к переулке Газетному).
Пол в подъездах был вымощен очень красивой бело-голубой кафельной плиткой, которая со временем была выщерблена, а ямки залиты обыкновенным цементом, без затей… Перила представляли собой металлическую узорную решетку с цветочным орнаментом, ступени лестниц были сделаны из серого мрамора. 
Снаружи дом был щедро украшен лепниной, носящей несколько эклектичный характер — здесь можно было увидеть и львиные морды, и амуров, и гирлянды и многое другое. Широкие окна также были окружены лепной штукатуркой. 
Но особенное своеобразие дому придавали балконы, настоящая изюминка!.. Их было четыре, по два на каждой половине дома, на втором и третьем этажах. Сейчас облик этих балконом несколько изменен, а некоторые и вовсе изуродованы остекленеем. Балкон третьего этажа в левой, ближней к Газетному половине дома, был нашим. Двери из комнаты на балкон были резные, а кованая решетка балкона имела цветочный орнамент. Эти чудесные балконы не выступали вперед, а были утоплены вглубь дома, создавая пространство с нависающим потолком и боковыми стенами (аналог современных лоджий). Пол на балконах был выложен желто-коричневым кафелем, следы которого еще кое-где оставались до недавнего времени. Потолок над балконами третьего этажа имел вид свода и, как говорили старожилы, когда-то был расписан темно-синей краской и середняками звездами, изображая небесный свод. Но на моей, довоенной памяти, этот потолок уже был закрашен желтой краской…

                                      

Комнаты в доме были разной величины. Все двери  выходили в общий длинный коридор, а между некоторыми комнатами были и внутренние двери. На полу всюду был замечательный паркет.
Но самым интересным в комнатах были потолки. Стены соединялись с потолком не под прямым углом, а полого переходили в линию лепного цветочного орнамента, слегка подкрашенного. В каждой комнате был свой орнамент: так, в нашей комнате были стилизованные подсолнухи, в других комнатах были виноградные лозы и еще какие-то цветы и гирлянды… К сожалению, жильцы счищали этот узор при ремонте и побелке комнат, во-первых, с целью упрощения ремонтных работ, во-вторых, так сказать, в эстетических целях… Деление больших «буржуйских» комнат на несколько коммунальных клетушек с помощью внутренних перегородок от пола до потолка варварски разрезало потолочные узоры и явно указывало, что потолок, да и само помещение, были когда-то единым целым, выглядело некрасиво…
В обеих половинах дома на втором и третьем этаже были большие кухни, ванные комнаты, выложенные бело-голубым кафелем, и туалеты, потерявшие своей первоначальный вид… Каждая квартира была предназначена при постройке дома исключительно для одной семьи, поэтому когда после советского уплотнения в каждой квартире появилось по 9-10 семей (20-25 человек), туалеты и ванны стали естественным источником недовольства жильцов и грандиозных коммунальных скандалов…
Внутри парадного высокая и широкая лестница вела наверх, к квартирам, с другой стороны — в узкое, но длинное пространство под лестницей, которое заканчивалось комнаткой для швейцара. В голодные и холодные 20-е годы 20 века в этом коридоре, спасаясь от холода, снега и дождя, ночевали беспризорники. Вели они соответствующий образ жизни, но жильцов дома не трогали, даже наоборот. Устная летопись нашего дома сохранила рассказ о том, как однажды одна из наших соседок возвращалась домой поздно вечером. Была зима, женщина шла одна и в шубе. А за ней следом шел какой-то мужчина, который стал ее заталкивать в подъезд дома, а она сопротивлялась. Так продолжалось некоторое время, пока на улицу не вышел один из ночлежников-беспризорников, который, поняв, в чем дело, быстро разобрался в ситуации, прогнал нападавшего, а даму проводил до ее квартиры на третьем этаже».

  

 

В начале 20-х годов на первом этаже расположились продуктовый магазин имени Анастаса Микояна и то самое адресное бюро, о котором упоминают Ильф и Петров в своем романе «12 стульев». Именно в этом  «личном столе», утверждают ростовчане, побывал отец Федор, разыскивая инженера Брунса, перебравшегося в Баку. Вот как описывает он Ростов в письме своей жене Кате, написанном в водогрейне «Млечный путь»:  » По приезде в Ростов сейчас же побежал по адресу. «Новоросцемент» — весьма большое учреждение, никто там инженера Брунса и не знал. Я уже было совсем отчаялся, но меня надоумили. Идите, говорят, в личный стол, пусть в списках посмотрят. Пошел я в личный стол. попросил. Дороговизна в Ростове ужасная. За нумер в гостинице уплатил 2р. 25 коп. До Баку денег хватит. Оттуда, в случае удачи, телеграфирую. Погоды здесь жаркие. Пальто ношу на руке. В номере боюсь оставить — того и гляди украдут. Народ здесь бедовый. Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову…»



Да, уж!..

sosnitsky.livejournal.com

Прогулки по Ростовским улицам. Баумана.

Недлинная улица Баумана находится в самой исторической части Ростова и отражает Ростов как зеркало. По ней стоит пройти не торопясь и рассмотреть старый и новый город. Когда-то в 2010-м это было сделано темерниковцами, и фасады зданий, претендующих на звание памятников архитектуры, были сфотографированы и выставлены на сайте. Четыре года спустя прошел по их следам.

Начинается улица (от Ворошиловского) доходным домом Я и А Вульфман. Здание построено в конце XIX века.

Сдержанно и красиво. Рустовка, фальшивые колонны. В современных интерьерах здание только выигрывает.

Так оно выглядело в 2010-м.

Следующее здание, Баумана №62, доходный дом Ш. Каплан. Построено в 1910-х.

Рельеф кирпичного фасада почти не заметен беглому взгляду. Но изыскан.

Таким он был в 2010-м

Яркая улица. И разная.

Оказывается, памятники множатся. Радует. На доме №36 в 10-м ничего не было.

Теперь на нем такая табличка.

Мещане И. Романченко и И. Яновский были хорошими людьми. Посмотрите, какой фасад нам оставили.

В доме № 54 в середине XIXвека жила некто А.Попова. Не дом – игрушечка. Добрый купеческий Ростов.

Это 2010-й год.

У дома № 52, возле которого я остановился, чтобы сфотографировать очередной памятник архитектуры, ко мне подошла местная жительница с огромным рыжим котом. Кот начал тереться о мою ногу, а женщина, поинтересовавшись целью моего любопытства, сообщила, что в начале века и старообрядческая церковь на соседней Ульяновской, и расположенный там же дом Панина и дом №52 по Баумана, ранее входили в церковное единое церковное подворье.

Старообрядческая Покровская церковь на Ульяновской построена на средства купца Н.И. Панина в 1913 году. Старообрядческая богодельня, известная как дом Панина построена в 1910 г. Про доходный дом на Баумана 52 известно, что он построен в 1910-е годы. То есть, все три здания строились вместе и ,возможно, первоначально составляли единый комплекс.

Оба дома и церковь имеют один общий двор. Правда, сейчас церковь отгородилась.

2010-й

Стоит постоять на «баумановских» перекрестках. Просторные,

Легендарные (здесь был самый известный в Ростове вытрезвитель)

С видом на Дон.

Следующий памятник архитектуры- жилой дом №44. Стоит с 1870-х годов. И неплохо выглядит и сейчас

И в 2010-м. Маленькое, незаметное украшение города.

Следующий дом попал в список выявленных памятников архитектуры как дом, в котором родился и жил герой Советского Союза Цезарь Кунников. (Он достоин быть памятником и без знаменитой фамилии). На снимке этот дом на втором плане.

Мемориальная табличка говорит о том, что Цезарь Львович Кунников прославился, командуя десантом на малую землю. Эта операция стала знаменита после выхода в свет книги
Л.И. Брежнева «Малая земля». Но благодаря другой книге, которая попала мне в руки еще в детстве, я знаю, что Кунников знаменит еще и боями в нашем крае.

На фото 2010-го года дом Кунникова виден лучше.

Следующие два памятника стоят бок о бок и имеют один номер- 18. Только один из них выходит на угол Соборного. Ближе к нам жилой дом А.А. Ерошевой. Конец XIXвека. А дальше по Баумана доходный дом В. Попова и К. Бабаянц. Конец XIX- начало XX века.

На фото 2010 года хорошо видны оба дома. Сейчас второй дом сфотографировать не смог из-за припаркованных машин.

И еще одно приятное открытие. На доме №15 висит такая табличка.

Само по себе здорово хранить память о людях, переживших войну, а тут еще оказываются ворота из 1885 года

Вот они

Вообще баумановские ворота живописны.

Вспомнил слесаря Полесова, прославившегося ремонтом дворовых ворот. Убежден, что он жил где-то на Баумана.

А это артефакт. Кольцо для привязывания лошади. Такие еще сохранились в Ростове.

Последний памятник, дом № 14. Доходный дом начала ХХ века. Сейчас,

И в 2010-м

Улица обычная и неповторимая, как и весь город.

Воронцовская.

meotyda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *