Menu

Гибель футбольной команды пахтакор – Тайна гибели футбольной команды «Пахтакор»: История одной из крупнейших авиакатастроф в СССР

Как погиб «Пахтакор». Тайна крупнейшей авиакатастрофы СССР

Столкновение двух пассажирских лайнеров, о котором молчали до последнего. Даже родственникам сообщили о трагедии не раньше следующего дня.

Самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб «Пахтакор». 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом «Секретно».

Полетели

Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским «Динамо». Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.

— Ты чего это?

— Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.

Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику — Сумскому — поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого — остаётся загадкой. Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов — пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.

Не рассчитал

Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что «принято» сказали не с того борта — высоту меняла не «тушка», а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

Фото: © РИА Новости / Фред Гринберг

Куриловка

Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался «чёрный град». Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.

Столкновение и первые новости

До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.

На фото хвостовая часть 65816. Фото: © Wikipedia.org

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.

Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.

— 12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, — вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.

«Это Брежнев всё «купил»

Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что «Пахтакор» разбился в полном составе.

Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены — высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.

В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой — руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.

Плохие приметы, или Всё наоборот

После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться. Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой — ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего. Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.

В случае с «Пахтакором» было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.

Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне — вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.

Ещё один футболист — Михаил Ан — не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.

Чемпионат СССР по футболу (Высшая лига). Матч «Динамо» (Москва) — «Пахтакор» (Ташкент). 1978 год. Крайний справа: Михаил Ан. Фото: © РИА Новости / А. Варфоломеев

Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.

Один из массажистов команды — Анатолий Дворников — праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.

Похороны

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.

Памятник игрокам футбольной команды «Пахтакор», погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Боткинское кладбище в Ташкенте. Фото: © РИА Новости / Юрий Тутов

Игра после похорон

Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, «Спартака», «Торпедо», «Черноморца»…

Первый матч нового «Пахтакора» состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против «Арарата». Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Владимир Сумской

Разбирательство о причинах авиакатастрофы продолжалось девять месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Почему Сергеев никак не фигурировал не стало понятно даже через три десятилетия.

Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров. Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6 с половиной лет за хорошее поведение. Николай Жуковский, по слухам, покончил с собой в колонии.

Инфографика: © L!FE

Алена Шаповалова

hollivizor.ru

Кто виноват в гибели футбольной команды «Пахтакор»

Летом 1979 года произошла одна из ужаснейших авиакатастроф за всю историю СССР, а также в истории мирового спорта. В небе столкнулись два самолета. Жертвами стали 178 человек, среди которых были 17 футболистов из ташкентской команды «Пахтакор». Яркую и перспективную команду любили на всем пространстве СССР и прочили ей большое будущее. Эта в буквальном смысле «смерть на взлете» потрясла тогда не только нашу страну.

В произошедшем обвинили диспетчеров, они попали за решетку, но истинных виновных трагедии пытаются искать до сих пор.

Ничто не предвещало

Команда «Пахтакор». Кадр Youtube

Ранним субботним утром 11 августа в аэропорту Ташкента собрались пассажиры рейса на Минск, среди которых были 14 футболистов «Пахтакора» (в переводе на русский – «Хлопкороб»), а также администратор, врач и второй тренер команды. Аэрофлотовский Ту-134 поднялся в воздух вовремя, в 11.30.

Из Челябинска в Кишинев на 20 минут раньше вылетел другой Ту-134, тоже пассажирский. Полетами этих и других бортов руководили с земли, как обычно, диспетчеры. В Харьковском центре управления в то утро дежурила команда диспетчеров под началом Сергея Сергеева.

До сих пор не известно, почему старший смены доверил курировать наиболее сложный участок молодому стажеру с опытом работы всего в пару месяцев —

Николаю Жуковскому. За ним наблюдал более опытный диспетчер Владимир Сумской. И это было нарушением — согласно инструкции, только старший смены, то есть сам Сергеев, имел право контролировать работу.

Роковая ошибка

Самолет Ту-134. Wikimedia

Небо в тот день было сплошь покрыто облаками. На высоте 8400 метров два самолета мчались навстречу друг другу. Неопытный Жуковский ошибся в расчетах, решив, что они благополучно разойдутся, ведь разница во времени пересечения одной и той же точки, по его расчетам, составляла 3 минуты.

Когда до столкновения оставалось менее минуты, на табло взглянул Сумской — и схватился за сердце. Быстро сориентировавшись, диспетчер дал указание одному из сближавшихся самолетов набрать высоту. В ответ среди разноголосья эфира услышал: «Принято…» — дальше было не разобрать, в тот момент на связи находилось чуть ли не полсотни самолетов. Почему Сумской не убедился в том, что приказ достиг адресата? Теперь уже не выяснишь… На самом деле «Принято» ответил командир экипажа «Ила», а не «Ту». А оба самолета на скорости 800 км/ч столкнулись в небе над Днепродзержинском…

Черная свадьба

В деревне Куриловка полных ходом шло свадебное застолье, народ веселился, поздравляя счастливых молодых. И вдруг с неба прямо на головы нарядных радостных людей посыпались обломки рухнувшего самолета, останки погибших, разодранные вещи, а на проводах повисла красная дорожка из салона самолета…

На расстоянии сотни метров все было усыпано страшными последствиями катастрофы. Говорят, несколько человек, наблюдавших это, умерли от остановки сердца, не выдержав жуткого зрелища. Кто-то бросился на колени и начал молиться, кто-то, наоборот, поспешил к месту падения в надежде поживиться… Ту свадьбу в Куриловке помнят по сей день. В деревне установлен памятный обелиск жертвам авиакатастрофы.

Под грифом «секретно»

В Советском Союзе не принято было во всеуслышание объявлять о крупных катастрофах. Ни по телевидению, ни в центральных газетах ничего не сообщили, лишь «Правда Востока» опубликовала маленькую заметку на последней полосе.

Однако по стране быстро поползли слухи. Более 30 лет происшествие было засекречено, хотя оно вызвало огромный резонанс — еще бы, ведь кроме обычных пассажиров погибла целая футбольная команда! Ничего удивительного, что выдвигались разные версии.

Сразу заговорили о том, что большое скопление самолетов в воздушном коридоре в тот день было обусловлено перелетом главы государства — Леонида Брежнева — на отдых в Крым. Для правительственного самолета действительно в тот день «расчистили» высоту 10 тысяч метров. Только на борту был не Брежнев, а один из высокопоставленных чиновников. Сам же Брежнев к тому времени уже находился в Крыму.

Одни утверждали, что в правительственном самолете путешествовал первый секретарь компартии Украины, другие — что это был монгольский партийный лидер, летевший к Брежневу.

Звучала также версия о том, что один из самолетов случайно попал в засекреченную зону и был сбит советскими ПВО во время учений — из-за халатности и разгильдяйства. Может быть, он летел над оборонным объектом… Но эта версия опровергается тем, что, по имеющейся информации, на этой территории не проводилось никаких учений. Да и останки сбитого самолета сильно отличались бы от лайнера, разбившегося в результате столкновения.

Колесо судьбы

Иногда бывает: человек расстроился из-за опоздания на самолет, а потом выясняется, что опоздание спасло ему жизнь, потому что самолет разбился. Катастрофа 11 августа 1979 года — не исключение. Один из тех, кто должен был лететь, — Анатолий Могильный, — опоздал на рейс, не рассчитав время. Массажист «Пахтакора» Анатолий Дворников накануне отмечал день рождения и проспал. Старший тренер Олег Базилевич отправился в Минск на день раньше — по семейным обстоятельствам.

Но на борту оказалось и несколько человек, которых там не должно было быть. 18-летний футболист Сирожиддин Базаров должен был лететь как раз накануне, вместе с игроками второго состава, но опоздал, и его решили взять на борт с основным составом команды. Михаил Ан, травмированный незадолго до того, приехал в аэропорт, чтобы проводить ребят, и спортсмены уговорили его лететь с ними — для поддержки.

Виновные ответили

Похороны футболистов «Пахтакора». Кадр youtube

Судебные заседания по делу разбившихся самолетов длились 9 месяцев. Виновными были признаны диспетчеры — Сумской и Жуковский. Они получили приговор — по 15 лет каждому в колонии общего режима. Владимир Сумской вышел на свободу через шесть с половиной лет — за хорошее поведение. Николай Жуковский, по непроверенным данным, покончил с собой, не в силах вынести груз вины. Старший смены — Сергей Сергеев — не привлекался к делу даже в качестве свидетеля. Почему — неизвестно.

На месте падения белорусского самолета через 30 лет после аварии был установлен памятник от футбольного братства бывшего СССР.

Спорткомитетом СССР была собрана новая команда «Пахтакор» — спортсменов искали по всем советским футбольным клубам. Среди перешедших был московский спартаковец Валерий Глушаков, дядя нынешнего капитана красно-белых Дениса Глушакова. И уже 23 августа был проведен матч между новым «Пахтакором» и «Араратом».

На три года за «Пахтакором» сохранили место в высшей лиге. Команда продолжала выступать в чемпионате СССР до распада страны, а потом более 10 раз становилась чемпионом и обладателем Кубка Узбекистана.

www.eg.ru

Гибель футбольной команды «Пахтакор»: почему произошла трагедия

Причины столкновения

11 августа полетами управляли диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления движением Владимир Сумской, который до этого проработал диспетчером 4 года, а также 20 – летний Николай Жуковский (отработал всего 2,5 месяца). Контролировал диспетчеров Сергей Сергеев. Неизвестно по каким причинам, он отвлекся от работы и назначил старшим не имеющего достаточного опыта – Жуковского. Также в тот день был контроллер диспетчеров — Томилов, но от прямых обязанностей он устранился. Так совпало, что в тот день летели еще два самолета – один с высокопоставленным руководителем, который летел за рубеж, другой – с руководителем монгольских коммунистов, который летел к Брежневу в Крым, поэтому несколько высот были попросту перекрыты. Харьковская зона как когда-то, так и сейчас является одной из сложнейших. 11 августа диспетчеры одновременно держали на связи 12 самолетов, но по инструкции их не должно быть больше 10.

Так случилось, что в одно и то же время летели сразу два самолета. Жуковский высчитывая время, в течение которого каждый из самолетов должен пройти предположительную точку пересечения. Диспетчер неправильно рассчитал расстояние и отдал команду ташкентскому борту приказ занять эшелон 8400 метров. Из – за неправильных расчетов, оба борта оказались в одном коридоре. Отданную команду никто не проверил, да и сам Жуковский не пересчитал свои расчеты дважды. Лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял, что есть неточности в расчетах. Он бросился исправлять ситуацию, но все усложняло появление третьего самолета Ил – 62, который летел в эшелоне 9000 метров. Сумской скомандовал Ил – 62 освободить этот коридор, и направляет туда ташкентский рейс. Через возникшие помехи последнюю команду диспетчер не понял. Но принял на свой счет Ил — 62, и изменил маршрут в сторону эшелона 8400 метров. Сумской посчитав, что ему ответил ташкентский рейс и вовсе выключил радиосвязь. Он не убедился в позывных, не потребовал повтора ответа, и это была его роковая ошибка.

russian7.ru

Гибель футбольной команды «Пахтакор»: главные тайны

Причины столкновения

11 августа полетами управляли диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления движением Владимир Сумской, который до этого проработал диспетчером 4 года, а также 20 – летний Николай Жуковский (отработал всего 2,5 месяца). Контролировал диспетчеров Сергей Сергеев. Неизвестно по каким причинам, он отвлекся от работы и назначил старшим не имеющего достаточного опыта – Жуковского. Также в тот день был контроллер диспетчеров — Томилов, но от прямых обязанностей он устранился. Так совпало, что в тот день летели еще два самолета – один с высокопоставленным руководителем, который летел за рубеж, другой – с руководителем монгольских коммунистов, который летел к Брежневу в Крым, поэтому несколько высот были попросту перекрыты. Харьковская зона как когда-то, так и сейчас является одной из сложнейших. 11 августа диспетчеры одновременно держали на связи 12 самолетов, но по инструкции их не должно быть больше 10.

Так случилось, что в одно и то же время летели сразу два самолета. Жуковский высчитывая время, в течение которого каждый из самолетов должен пройти предположительную точку пересечения. Диспетчер неправильно рассчитал расстояние и отдал команду ташкентскому борту приказ занять эшелон 8400 метров. Из – за неправильных расчетов, оба борта оказались в одном коридоре. Отданную команду никто не проверил, да и сам Жуковский не пересчитал свои расчеты дважды. Лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял, что есть неточности в расчетах. Он бросился исправлять ситуацию, но все усложняло появление третьего самолета Ил – 62, который летел в эшелоне 9000 метров. Сумской скомандовал Ил – 62 освободить этот коридор, и направляет туда ташкентский рейс. Через возникшие помехи последнюю команду диспетчер не понял. Но принял на свой счет Ил — 62, и изменил маршрут в сторону эшелона 8400 метров. Сумской посчитав, что ему ответил ташкентский рейс и вовсе выключил радиосвязь. Он не убедился в позывных, не потребовал повтора ответа, и это была его роковая ошибка.

russian7.ru

«Пахтакор», который мы потеряли: история крупнейшей авиакатастрофы СССР | Футбол | Спорт

После развала Советского Союза Украина, Беларусь, Узбекистан, как и многие другие бывшие союзные республики, стали заграницей. Близким, но всё же зарубежьем. И тем не менее, такие команды, как «Пахтакор», минское «Динамо», украинский «Днепр», футбольные болельщики всё равно воспринимают как «свои», почти родные.

Своей остается и авиакатастрофа, которая произошла в небе над Днепродзержинском и унесла жизни 178 человек, 17 из которых были футболистами и тренерами клуба Пахтакор. Да, по нынешним меркам это был узбекский клуб, который попал в катастрофу над территорией Украины, направляясь на матч с белорусской командой, минским «Динамо». Но тогда эта катастрофа стала самой крупной в истории единого государства, нашего государства, а потому и сегодня вспоминается как наша катастрофа, наша потеря.

Памятник, установленный на месте падения белорусского Ту-134. Фото: Commons.wikimedia.org / Vasyatka1

Столкновение

Тогда, ровно 35 лет назад, в небе над Днепродзержинском на высоте 8 400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинёв. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. На нём находились 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли. В той катастрофе страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба «Пахтакор», который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского «Динамо». В общей сложности погибли 178 человек. Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю почти вековую историю Советского Союза.

В трагедии обвинили диспетчеров, которые свели два судна в одной точке на одной высоте. По 15 лет в колонии общего режима получили Николай Жуковский и Владимир Сумский. Первый — на тот момент 20-летний диспетчер третьего класса, почти без опыта работы, поставленный на сложнейший сектор. Второй — его наставник. На месте Сумского по правилам должен был находиться начальник смены Сергеев. Но он переложил свои обязанности на 30-летнего коллегу и избежал наказания. Сумский же, хоть и имел опыт, часто подвергался взысканиям за нарушения в работе — употреблял неправильные фразы во время обмена сообщениями с пилотами самолётов.

В итоге Сумский, отбыв в колонии шесть лет, был выпущен досрочно за хорошее поведение. Жуковский же, не выдержав давления, покончил с собой, так и не дождавшись освобождения.

Вина диспетчеров заключалась в том, что в крайне перегруженном воздушном пространстве они по ошибке свели в одной точке два лайнера. Ситуация осложнялась тем, что в небе над Днепродзержинском в короткий срок должны были пройти сразу 11 самолётов, а одна из доступных высот была перекрыта из-за того, что не так давно по ней следовал так называемый «литерный» рейс — предположительно борт главы государства. Хоть Брежнева скорее всего и не было на борту, к рейсу относились с повышенным вниманием.

Ошибку совершил Жуковский. Сумский вовремя заметил неладное и попытался исправить ситуацию, но пилоты, видимо, не поняли его команд и продолжили двигаться по прежнему курсу. Один летел со скоростью 830 километров в час, другой — 790. Высота идеально соблюдалась автопилотом — 8 400 метров над уровнем моря. При таких условиях достаточно было бы 1/50 секунды, чтобы столкновения не произошло и самолёты, пусть с проблемами, но разошлись в небе. Пилоты сами могли бы уклониться, если бы видели друг друга, но на этой высоте в тот день было много кучевых облаков, которые сводили обзор к минимуму. Судьба в этот день была не на стороне людей…

Была в ходу и неофициальная версия, согласно которой самолёты могли быть ошибочно сбиты во время военных учений на территории нынешней Украины. Но против этой теории существует множество объективных доводов, тогда как в её поддержку — в основном домыслы и слухи.

Надгробие на могиле экипажа лайнера Ту-134А. Фото: Commons.wikimedia.org / Владимир Павловский

Дни рождения

Буквально накануне свои дни рождения отмечали сразу два члена ташкентской команды. Два одинаковых праздника, имевших такие разные последствия.

Отпраздновавший своё 18-летие накануне игрок молодёжной команды Сирожиддин Базаров по-хорошему должен был лететь в Минск сутками ранее со своими ровесниками. Но 10 августа отметить с сыном его именины приезжал отец, и парень попросил разрешения полететь в Минск с основной командой. Ему пошли навстречу…

Свой день рождения отмечал и массажист клуба Евгений Дворников. В отличие от футболиста, которому уже на следующий день требовалось быть в полной боеготовности, массажист мог и загулять. Что Дворников и сделал. Загулял он настолько сильно, что опоздал на рейс вместе с журналистом Олегом Якубовым — проспали. В итоге эта халатность спасла обоим жизнь.

Случайности, счастливая и трагическая

Произошли в «Пахтакоре» в тот день и ещё две случайности, одна счастливая, спасшая жизнь, вторая трагическая…

Главный тренер команды Олег Базилевич в этот день был не со своими подопечными. Он, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привёл дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьёй, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трёх месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодёжной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя «Динамо», из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

Наоборот, не должен был лететь с командой её капитан и один из лучших футболистов, вызывавшийся даже в сборную СССР Михаил Ан. За несколько дней до матча с «Динамо» он получил травму, которая не позволила бы ему выйти на поле. Но он, как капитан и неформальный лидер коллектива, хотел полететь со своими товарищами, на чём и настоял. Место в самолёте ему, конечно же, нашлось.

Жизнь после

После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив. Кроме того, по особому указу, на протяжении трёх лет, несмотря на результаты, «Пахтакор» не мог вылететь из высшей лиги. Но до конца команда восстановиться так и не смогла. На следующий год её покинул и главный тренер, отправившийся работать в московский ЦСКА.

Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолётов был установлен монумент памяти «Пахтакора» и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

www.aif.ru

Тайна гибели футбольной команды «Пахтакор»

38 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском.

В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.



Игроки *Пахтакора*

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979


Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в истории СССР

Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1973


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.


Памятник погибшим футболистам

Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.


Памятник погибшим футболистам


Памятный камень футбольного клуба *Пахтакор* в Ташкенте

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.


Погибшие игроки *Пахтакора* Владимир Федоров и Михаил Ан

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться… Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом…». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.


Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).


Могила экипажа самолета Ту-134А

После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:

Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».


Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет, как и о многих других трагических страницах истории Страны Советов.

via

astori-18.livejournal.com

Главные загадки гибели в авиакатастрофе футбольной команды «Пахтакор» в 1979 году

Причины столкновения

11 августа полетами управляли диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления движением Владимир Сумской, который до этого проработал диспетчером 4 года, а также 20 – летний Николай Жуковский (отработал всего 2,5 месяца). Контролировал диспетчеров Сергей Сергеев. Неизвестно по каким причинам, он отвлекся от работы и назначил старшим не имеющего достаточного опыта – Жуковского. Также в тот день был контроллер диспетчеров — Томилов, но от прямых обязанностей он устранился. Так совпало, что в тот день летели еще два самолета – один с высокопоставленным руководителем, который летел за рубеж, другой – с руководителем монгольских коммунистов, который летел к Брежневу в Крым, поэтому несколько высот были попросту перекрыты. Харьковская зона как когда-то, так и сейчас является одной из сложнейших. 11 августа диспетчеры одновременно держали на связи 12 самолетов, но по инструкции их не должно быть больше 10.

Так случилось, что в одно и то же время летели сразу два самолета. Жуковский высчитывая время, в течение которого каждый из самолетов должен пройти предположительную точку пересечения. Диспетчер неправильно рассчитал расстояние и отдал команду ташкентскому борту приказ занять эшелон 8400 метров. Из – за неправильных расчетов, оба борта оказались в одном коридоре. Отданную команду никто не проверил, да и сам Жуковский не пересчитал свои расчеты дважды. Лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял, что есть неточности в расчетах. Он бросился исправлять ситуацию, но все усложняло появление третьего самолета Ил – 62, который летел в эшелоне 9000 метров. Сумской скомандовал Ил – 62 освободить этот коридор, и направляет туда ташкентский рейс. Через возникшие помехи последнюю команду диспетчер не понял. Но принял на свой счет Ил — 62, и изменил маршрут в сторону эшелона 8400 метров. Сумской посчитав, что ему ответил ташкентский рейс и вовсе выключил радиосвязь. Он не убедился в позывных, не потребовал повтора ответа, и это была его роковая ошибка.

russian7.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *