Режим работы
Все станции Московского метрополитена открыты для входа и пересадки с одной линии на другую ежедневно с 5 часов 30 минут утра до 1 часа ночи.
Время отправления первых поездов со станций метрополитена: 5 часов 28 минут – 6 часов 5 минут. Уточняйте на сайте метрополитена, на станциях и в Контакт-центре «Московский Транспорт» по телефонам: +7 495 539-5454 и 3210 (Билайн, МТС, Мегафон, Tele2).
Все станции Московской монорельсовой транспортной системы работают для входа и выхода пассажиров ежедневно с 8 до 20 часов.
Закрытые станцииКаховская | с 30.03.2019 |
Варшавская | временно станция работает по измененному графику – до 23:10 |
Станция (что закрывается) | Сроки закрытия |
Беговая (частично лестничные марши (выходы , ) и пандусный сход (выход )) | до 03.10.2019 |
Бульвар Дмитрия Донского (лестничные марши поочередно, выходы , , , , – ) | до 31.12.2019 |
Кропоткинская (южный вестилюль, двери поочередно, выход ) | до 25.08.2019 |
Международная (восточный вестибюль, двери частично, выход ) | до 25.08.2019 |
Мичуринский проспект (южный вестибюль, выход ) | до 31.10.2019 |
Нагатинская (северный вестибюль, двери поочередно, выходы – ) | до 28.08.2019 |
Нагатинская (южный вестибюль, двери поочередно, выходы – ) | до 28.08.2019 |
Полежаевская (северный вестибюль, лестничные марши и подуличные переходы) | до 30.09.2019 |
Тушинская (частично лестничный марш, выход ) | до 03.10.2019 |
Эскалаторы московского метро сконструированы с многократным запасом прочности, но даже самой надежной технике нужны профилактика, обслуживание и ремонт.
В Московском метрополитене — планово-предупредительная система ремонтов. Это значит, что мы обслуживаем и меняем технику, исходя из показателей пробега узлов и деталей. Это необходимо, чтобы исключить поломки механизмов и обеспечить максимальный уровень безопасности пассажиров.
В графике можно узнать, где и когда будет проходить техническое обслуживание и ремонт эскалаторов. Бывает и так, что при обследовании механизмов сроки ремонта приходится корректировать — все изменения сразу отражаются в этой таблице. Мы благодарим вас за понимание и просим заранее планировать поездки с учетом временных ограничений.
Станция (вестибюль/наклон/переход) | Сроки ремонта |
Арбатская (выход , переход на станции Библиотека им. Ленина и Александровский сад) | 18.03.19-29.08.19 |
Арбатская (западный вестибюль, выход ) | 10.09.19-31.10.19 |
Арбатская (восточный вестибюль, выход ) | 10.09.19-31.10.19 |
Авиамоторная | 01.07.19-27.09.19 |
Баррикадная (переход) | 01.07.19-27.09.19 |
Белорусская (западный вестибюль, большой наклон, выход ) | 01.04.19-27.09.19 |
Белорусская (выход в город) | 30.08.19-31.08.19 |
Воробьёвы горы (северный вестибюль, выходы – ) | 14.05.19-27.09.19 |
Калужская (северный вестибюль, выходы – ) | 08.04.19-27.09.19 |
Каширская (северный вестибюль, выходы – ) | 16.05.19-30.08.19 |
Каширская | 23.08.19-24.08.19 |
Киевская (малый наклон, выход с Кольцевой линии) | 02.07.19-27.09.19 |
Комсомольская (переход, большой наклон) | 14.05.19-27.09.19 |
Маяковская (южный вестибюль, выходы – ) | 02.07.19-19.09.19 |
Маяковская (южный вестибюль, выходы – ) | 23.09.19-12.11.19 |
Международная (выход ) | 29.10.18-29.08.19 |
Международная (выходы – ) | 11.09.19-22.10.19 |
Международная (переход) | 20.08.19-20.02.20 |
Менделеевская (переход на станцию Новослободская) | 13.05.19-27.09.19 |
Молодёжная (западный вестибюль, выход ) | 03.06.19-30.08.19 |
Нахимовский проспект (северный вестибюль, выходы – ) | 20.05.19-30.08.19 |
Новогиреево (западный вестибюль, выходы , ) | 12.08.19-19.09.19 |
Октябрьская (выход ) | 20.03.19-27.09.19 |
Орехово (южный вестибюль, выход ) | 22.07.19-24.10.19 |
Парк Победы (выходы – ) | 17.06.19-06.09.19 |
Парк Победы (выходы – ) | 11.09.19-26.11.19 |
Павелецкая (переход между станциями) | 20.05.19-27.09.19 |
Планерная | 15.05.19-27.09.19 |
Пражская (выходы – ) | 16.05.19-30.08.19 |
Селигерская (выходы , ) | 08.08.19-07.09.19 |
Смоленская | 18.02.19-27.09.19 |
Строгино (выходы – ) | 01.04.19-29.08.19 |
Сухаревская (выходы – ) | 06.06.19-27.09.19 |
Таганская (большой наклон) | 06.11.18-23.08.19 |
Таганская (малый наклон — переход) | 26.08.19-03.10.19 |
ЦСКА (южный вестибюль) | 25.02.19-24.11.19 |
Чеховская | 23.08.19-24.08.19 |
Чистые пруды (северный вестибюль, переход) | 15.05.19-27.09.19 |
Шаболовская | 03.07.19-06.09.19 |
Щукинская | 17.01.19-30.08.19 |
www.mosmetro.ru
Обычно станциями-призраками называют любую станцию метро, которая не принимает поток пассажиров. В Московском метрополитене таких станций насчитывают около двадцати. Некоторые из них стали складами или депо, другие лишь разрушаются от времени.
Таких в метро всего четыре: это «Советская», от постройки которой отказались, так как уклон путей исключал такую возможность. На ее месте появился пункт управления городского штаба гражданской обороны — это указывает в своей книге «Засекреченные линии метро Москвы» автор Матвей Гречко.
На Арбатско-Покровской линии с 1954 года по 1961 год работала станция «Первомайская», ныне ставшая частью депо. Ее название перенесли на другую станцию — об этом пишет историк Андрей Потапенко в книге «Московское метро. Сталинские линии». Возможно, она еще откроется для москвичей, но как музей — здесь планируют выставлять старые вагоны метро.
Еще одна станция — «Калужская» тоже превратилась в депо, навсегда став «призраком» для пассажиров. «Призраком» стала и часть станции «Деловой центр», северную платформу которой закрыли, когда в эксплуатацию были введены участки Большой кольцевой линии и Солнцевской ветки метро.
Во время Великой Отечественной многие станции были превращены в «призраки» в силу военной необходимости. Историк московского метро Александр Попов рассказывает, что на «Чистых прудах» (в прошлом «Кировская») была оборудована ставка Сталина. Здесь располагался штаб и находился кабинет вождя. Поезда на этой станции не останавливались.
На четыре года закрывали станции на Филевской ветке «Александровский сад — Киевская», на 19 лет «Воробьевы горы» — это было связано с реконструкцией. Призраками на время краткосрочного ремонта становились станции «Семеновская» и «Парк Культуры», «Электрозаводская» и «Бауманская», «Лубянка» и «Фрунзенская».
«Истинных призраков» под землей Москвы всего два — это станция «Троице-Лыково» и сооружение «Д» на Арбатско-Покровской линии. Троице-Лыково представляет собой техплатформу в 26 м длиной всего в километре от станции «Строгино». На ней находятся силовая подстанция, технические помещения и аварийный выход на поверхность. В дальнейшем проектировщиками заложена возможность развития станции в полноценную работающую станцию метро, однако в ближайшее время этого не произойдет — расположенная над станцией деревня Троице-Лыково включена в список охраняемых объектов. Впрочем, станция с таким названием может появится на Рублевo-Архaнгельской линии.
Сооружение «Д» (станция «Тоннельная») служит еще одним аварийным выходом на поверхность на участке «Строгино» — «Крылатское», что обусловлено безопасностью, ведь расстояние между станциями составляет шесть километров. Это изогнутая платформа длиной в 46 м, от которой на поверхность выходит лестница. «Тоннельная» никогда не станет полноценной станцией, а так и останется «призраком», на котором «обитают» только работники метрополитена.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Участникам ночной экскурсии, которую организовали Московский метрополитен и городское экскурсионное бюро Музея Москвы, показали устройство электродепо «Измайлово», их провели по закрытой для пассажиров станции «Первомайская», прокатили на ретропоезде по спецучастку, которого нет на схеме, и рассказали то, что известно далеко не всем.
Зачем поездам депо, почему появились мягкие сиденья в вагонах и где можно увидеть поезд, на котором ездили Лазарь Каганович и Иосиф Сталин, — в материале mos.ru.
«В метро нет веток, только линии. Ветки существуют, но лишь соединительные, служебные или же разветвления», — с этой фразы началась ночная экскурсия.
Она стартовала в электродепо «Измайлово» — это закрытый для пассажиров объект. Массивные деревянные двери, в холле стоит маленькая искусственная елка с советскими игрушками, а сверху, у выхода, закреплен плакат «Спасибо за хорошую работу!». На стенах висят стенды с фотографиями архитекторов, старыми схемами метро и видами подвижного состава. Где, если не здесь, начинать знакомство с историей московской подземки?
Метро открыли 15 мая 1935 года: 13 станций, линия от «Сокольников» до «Парка культуры» и ответвление до «Смоленской». Изначально планировали построить линию от «Смоленской» до «Парка культуры», потому что согласно идеологии тех лет представители рабочего класса после трудного дня должны были иметь возможность добраться до места отдыха на современном и быстром общественном транспорте. Поэтому первая очередь соединила парки, вокзалы и театры.
Метро строили и во время войны, за эти годы оно расширилось на треть — появилось семь станций. В 1944-м открыли участки от «Курской» до «Измайловского парка культуры и отдыха имени Сталина» (сейчас — «Партизанская») и от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина» (сейчас это соответственно «Театральная» и «Автозаводская»). В 1950 году появился первый участок Кольцевой линии — от «Курской» до «Парка культуры», тогда же для обслуживания поездов Арбатско-Покровской линии открылось электродепо «Измайлово». Именно эта, синяя ветка считается наиболее протяженной и глубокой линией московского метро, здесь находится самый длинный перегон — от «Крылатского» до «Строгина». На ней расположены станции всех типов и видов — наземные и подземные, мелкого и глубокого заложения, оформленные монументально (построенные в эпоху Сталина) и максимально просто (появившиеся во времена Хрущева).
Поезда, как правило, ночуют на линии или в тупиках, которые в московском метро размещены за каждой третьей-четвертой станцией. Некоторые поезда отдыхают в депо, но это не основная его функция. Депо — прежде всего сервис, где просто так поезда не стоят. Здесь их моют, осматривают и чинят. Составы дезинфицируют, продувают от пыли и отправляют в специальный душ, который называется вагономоечной. Каждый поезд проходит обязательный осмотр в депо раз в 24 часа.
Прежде чем выйти на линию, состав должен пройти проверку, или так называемую приемку. Машинист осматривает вагоны, сверяет показатели по компьютерам. Если все в порядке, он ставит подпись в особом журнале и выходит на смену. На случай, если поезд неисправен, в депо есть «горячие» составы, которые проверены и готовы к работе. Также в депо стоят резервные опечатанные вагоны. Их используют, когда неисправным в составе оказывается один вагон.
Сейчас в Москве 17 депо. Арбатско-Покровскую линию обслуживают три — расположенное на Филевской линии депо «Фили», а также «Измайлово» и «Митино». На 12 линиях подземки курсирует более 500 составов.
Прямо на территории депо «Измайлово» находится закрытая станция «Первомайская», последний поезд с пассажирами ушел с нее в 1961 году. Хотя станция строилась как временная, ее оформление выполнено в стиле сталинского ампира, из дорогостоящих материалов.
До открытия «Первомайской» в 1954 году поезда десять лет ездили до станции, которая сейчас называется «Партизанской». Три пути на ней появились потому, что рядом планировали возвести стадион имени Сталина на 100 тысяч мест. Дополнительный путь предполагалось использовать во время проведения спортивных мероприятий. Однако стадион так и не был построен, а линию решили продлить. Для удобства жителей Измайлова временную станцию «Первомайская» разместили прямо в депо, и работала она свыше семи лет. Ее закрыли для пассажирского движения, когда Арбатско-Покровскую линию продлили до современных «Измайловской», подземной «Первомайской» и далее к «Щелковской».
В московском метро есть еще одна закрытая станция с похожей историей — «Калужская»: она располагается в одноименном депо, была открыта для пассажиров с 1964 по 1974 год.
Что касается старой «Первомайской», то сейчас в ее бывшем вестибюле — зал для собраний работников депо, а на самой станции стоят составы и находится поезд, предназначенный для обучения машинистов и отработки навыков вождения. Здесь проходят сервисные осмотры и обточка колес.
Здесь же, в депо, среди современных «Русичей» притаился уникальный состав из трех вагонов типа А 1934–1935 годов выпуска.
Двухцветный кузов вагона, пружинные диваны в салоне, открытые стеклянные светильники — все как при пуске первой линии метро в 1935 году. В одном из вагонов ехали куратор строительства метро Лазарь Каганович, Иосиф Сталин и члены комиссии, принимавшие первую очередь.
Стены вагона отделаны линкрустом — этот материал был создан в 1860-е годы на основе льняного полотна, льняной муки и олифы. В 1930-е использовали эпоксидные смолы. Линкрустом отделывали все железнодорожные составы вплоть до начала 70-х годов прошлого века.
Первоначально вместо мягких пружинных диванов в вагонах должны были установить реечные скамейки, как в электричках того времени. По одной из версий, Лазарь Каганович раскритиковал эту идею. Так поезда метро получили сиденья, набитые конским волосом. Позже их стали наполнять поролоном. До 1975 года в поездах московского метро устанавливали мягкие сиденья, но эта практика была прекращена из-за вандализма. В 1970-е вырос уровень преступности, а перетяжка поврежденного кресла стоила дорого. Чуть позже, в 1990-е, были созданы шестиместные антивандальные сиденья.
Интересно, что в историческом поезде не предусмотрены форточки: окна выглядят цельными, без задвижек и ручек. На самом деле стекла полностью опускались вниз — нужно было просто потянуть за выступ, расположенный сверху.
Во время экскурсии ретросостав проследовал по участку, которого нет на схеме метро. Это перегон от «Площади Революции» до «Александровского сада», где пассажирское движение было закрыто в 1953 году. Участники также оказались на безлюдных «Партизанской», «Электрозаводской», «Площади Революции» и «Александровском саду». Закончилось ночное путешествие на «Киевской» Филевской линии. Экскурсоводы рассказали о строительстве, архитектуре и особенностях этих станций.
По словам экскурсоводов, чаще всего у них спрашивают, когда в московском метро запустят поезда без машинистов. Оказывается, с 1961 по 1963 год по Замоскворецкой линии метро ходили такие поезда, но от идеи быстро отказались. Также в Москве пробовали упростить обязанности машиниста. В ходе эксперимента работники только открывали и закрывали двери, все остальное поезд делал самостоятельно. Попытка не увенчалась успехом — машинисты расслаблялись, часто отвлекались и становились невнимательными, а в работе с людьми это недопустимо.
Еще у экскурсоводов часто спрашивают, кто помогал в строительстве московского метро и какие поезда курсировали после открытия. Изначально в проектировании принимали участие французские специалисты, но вскоре от их помощи решили отказаться. Большинство станций в Париже — односводчатые, без колонн. В наследие от французского стиля Москве досталась «Библиотека имени Ленина» — станция, типичная по конструкции для парижского метро, с единственным отличием: платформы здесь не боковые, они размещены посередине. К тому же в Париже станции находятся очень близко друг к другу, и в Москве французские консультанты хотели сделать то же самое. Позже к строительству советского метро привлекли специалистов из Берлина.
В каждой европейской подземке свои стандарты и габариты поездов, которые отличаются не только в разных странах, но и в разных городах. Например, вагон берлинского метро не подойдет для метро Франкфурта или Гамбурга.
В Берлине существовало два типа станций — узкие и более широкие. Немцы рекомендовали взять в Москве за основу свой широкий стандарт вагонов. После войны столичная подземка увеличилась на треть, вагонов стало не хватать. Из-за этого приходилось в час пик закрывать некоторые станции на вход на 10–15 минут.
Поскольку именно немецкие специалисты помогали с разработкой стандарта вагонов, в СССР хотели воспользоваться составами из Германии, но возникла проблема из-за условий репарации, согласно которым нельзя было затрагивать объекты социальной инфраструктуры. Но выход был найден: у начальника Берлинского метрополитена запросили металлолом в количестве 120 вагонов. Так в 1945 году в московском метро оказалось 120 вагонов из Германии. После модернизации они получили наименование В и перевозили пассажиров еще два десятка лет.
С тех пор в метро сменилось не одно поколение вагонов. Поезда XXI века — это «Русичи» и «Ока», а в апреле прошлого года на Таганско-Краснопресненскую линию вышли самые современные отечественные поезда «Москва» — надежные, современные, комфортные и более вместительные. Повышение комфорта в новом подвижном составе стало возможным благодаря усиленной шумоизоляции, улучшенному кондиционированию и снижению вибрации.
Вагоны нового поколения — одни из самых безопасных в мире, в частности, благодаря асинхронному тяговому приводу, тележке, системам управления, диагностики, безопасности, обеспечения микроклимата, автоведения, а также информационной системе. Все они были разработаны российскими производителями.
Сейчас парк подвижного состава Таганско-Краснопресненской линии уже больше чем на треть состоит из современных вагонов, а к концу 2020 года планируется обновить его полностью.
В подземку стоит спуститься, не только чтобы добраться из пункта А в пункт Б, но и чтобы посетить экскурсии, послушать об архитектуре станций и посмотреть на закрытые объекты вроде депо. Например, в январе можно попасть на экскурсии «Большой сталинский стиль в метро» (18 января), «Подземные храмы социализма» (24 января), «Как устроено метро. Электродепо “Красная Пресня”» (26 января), «Как мы строили метро» (30 января) и другие. Они пройдут днем, но бывают и ночные экскурсии.
Узнать расписание и приобрести билеты можно на сайте городского экскурсионного бюро. Также билеты продаются в кассах Музея Москвы (Зубовский бульвар, дом 2, вход № 3). Необходимо предварительно записаться по телефону: +7 (499) 321-70-71. Продажа билетов закрывается за двое суток до начала экскурсии. При покупке необходимо предоставить информацию обо всех участниках: фамилию, имя и отчество, данные паспорта или свидетельства о рождении. Для прохода в депо также потребуется документ, удостоверяющий личность.
www.mos.ru
Закрытые станции Московского метро до сих пор можно увидеть, проезжая некоторые перегоны. Они уже давно изучены столичными диггерами, но все же продолжают интересовать общественность так же, как и «Метро-2» (Д6). За всю историю таких станций накопилось очень много, и все они, так или иначе, оставили свой след в жизни столичного метрополитена.
Первые проекты по созданию подземной транспортной сети появились еще в 1875 году, однако, открылась она только в 1935 году. Та схема метро была куда меньше существующей, состояла всего лишь из 6-7 станций. С тех самых пор расширение сети не прекращается, ежегодно вводятся в эксплуатацию новые остановочные пункты, некоторые из них закрываются. Первоначально протяженность столичного метро составляла порядка 14 километров, по состоянию на 2016 год она составляет порядка 331 километра.
Ежегодно Московское метро перевозит порядка 6-7 миллионов человек, пассажиропоток здесь весьма высок и существующие 200 станций не всегда с ним справляются. Существует 12 линий, их количество планируется увеличить к 2025 году, будут построены новые депо и станции, часть из них будет надземной. Существует также вероятность того, что некоторые станции, которые были закрыты раньше, будут вновь восстановлены.
Официально в столичном метро существует всего четыре закрытых объекта, одной из них является станция «Первомайская», которая существовала на Арбатско-Покровской линии. В свое время она находилась практически сразу за существующей и по сей день остановкой «Измайловский парк», и была точкой, в которой ветка метро выходила на поверхность. Станция размещалась на территории Измайловского электродепо, которое успешно функционирует и занимается ремонтом и текущим обслуживанием подвижного состава.
Вестибюль бывшей станции до сих пор находится в хорошем состоянии, однако, сейчас в том же самом помещении размещен цех, где занимаются ремонтом вагонов. Что характерно, кафель и лепные украшения прекрасно сохранились, по ним и можно понять, что вы находитесь на территории бывшей станции. На месте бывшего вестибюля расположен актовый зал, использующийся для проведения мероприятий.
С 1964 по 1974 гг. станция «Калужская» размещалась на территории одноименного электродепо. Не стоит путать ее с ныне существующей остановкой, старая была расположена напротив ДК «Меридиан». Эта станция отличалась тем, что пассажиров высаживали прямо на территории депо, а затем они выходили оттуда по специальным указателям. Начиная с 1971 года пассажирам стало намного сложнее пользоваться станцией, поэтому в скором времени она была закрыта.
Станция имела очень бедную обстановку: не было украшений, платформа была выполнена из обычного асфальта, наличествовали простые светильники и обычные стены с побелкой. На платформе было размещено несколько деревянных скамеек, проходя вдоль них, пассажиры попадали на территорию вестибюля.
Если вас интересуют закрытые станции Московского метро, обязательно обратите внимание на «Советскую», которую планировалось возвести между «Маяковской» и «Театральной». Отчасти историю этой остановки можно считать городской легендой. Из-за требований завершить строительство как можно быстрее, метростроевцам пришлось отказаться от возведения данной станции, однако, на тот момент она частично уже была построена.
Проблему решили просто – «Советская» стала бункером, в котором находится пункт управления столичного штаба гражданской обороны. По мнению исследователей столичного метрополитена, именно здесь проходит ветка так называемого «Метро-2» системы «Д6». Станция отгорожена и при проезде участка между «Театральной» и «Маяковской» ее нельзя увидеть.
Закрытые станции Московского метро отличаются своей необычной историей, в частности, речь идет о «Волоколамской». Эта станция должна была располагаться на Таганско-Краснопресненской линии между «Тушинской» и «Щукинской». При проезде перегона между этими двумя остановками можно увидеть огни, а также платформу недостроенной до конца станции.
Изначально планировалось, что эта станция будет обслуживать жилые дома, которые должны были возвести на месте запланированного в свое время Тушинского аэродрома. В итоге этого не случилось, станцию законсервировали. Здесь нет выходов на поверхность и красочной отделки, за длительную историю существования «Волоколамская» превратилась в самый настоящий призрак.
В 2002 году список станций метрополитена Москвы пополнился станцией, которая на протяжении долгого времени являлась закрытой – «Воробьевы горы». Ранее она носила название «Ленинские горы», функционировала вплоть до 1984 года. Ситуация в корне изменилась, когда стало известно о том, что Лужнецкий метромост находится в угрожающем состоянии, и может в любой момент рухнуть, став причиной катастрофы.
Мост был закрыт на капитальный ремонт, в это время весь поток поездов был пущен по двум возведенным в срочном порядке дополнительным мостам. На протяжении почти двадцати лет станция была закрыта, и за это время успела частично прийти в негодность. Перед открытием метростроевцам пришлось провести косметический ремонт, сейчас она является частью большой сети столичного метро.
Закрытые станции Московского метро – далеко не единственные загадки, которые встречаются в столичном подземелье. Существуют различные обрывочные доказательства существования еще одной системы метро – «Д6», которая используется правительством, связывает между собой самые важные объекты инфраструктуры – Кремль, секретную подземную базу в Раменках, МГУ и т.д. До распада СССР наличие этой системы являлось государственной тайной, за разглашение которой многие могли потерять свои должности и жизни.
Сейчас некоторые чиновники действительно признают наличие подобной системы, однако, подробной информации о ней до сих пор нет. Предположительно общая протяженность сети «Метро-2» составляет 150 километров, некоторые участки являются однопутными, некоторые – двухпутными. Известно по меньшей мере восемь составов, которые курсируют по данной системе. В метро существует несколько переходов, соединяющих две системы, самый известный – гермоворота неподалеку от «Спортивной».
Схема метро неоднократно перекраивалась, активное строительство продолжается до сих пор. Многие надеются на то, что все закрытые по тем или иным причинам станции будут открыты для пассажиров, и за счет этого удастся построить действительно эффективную маршрутную сеть.
fb.ru
Метро-2 — общее неофициальное название существующих засекреченных сетей подземных коммуникаций специального назначения в Москве.
Официальная информация о сети, месторасположении её линий и станций отсутствует. Правительство Российской Федерации официально ни подтверждало, ни опровергало её существования. Также отсутствуют какие-либо опубликованные фотографии, видеозаписи и любые другие доказательства существования сети. В источниках, посвящённых этой теме, система обычно называется «Метро-2».
Местами также упоминается якобы официальное название «Д-6», в реальности однако это название закреплено только за Линией 1.
Тем не менее, различные источники (частичный список см. ниже) утверждают, что система в Москве существует, соединяет Московский Кремль и другие государственные учреждения с правительственными и военными бункерами (многие из которых якобы находятся в дальнем Подмосковье) и служит в первую очередь для эвакуации и сообщения в случае ядерной войны.
fishki.net
Еще один непременный атрибут любой крупной старинной железной дороги, как наземной, так и подземной, — это станции-призраки. Так называют станции, по разным причинам недоступные для пассажиров — заброшенные или так и не открытые. Под это определение подпадают долгострои или старые станции, более не используемые. Если станция призрак промежуточная, то ее можно видеть из окна проезжающего по этой ветке поезда. Чтобы не сотрясать ветхие или недостроенные конструкции станции, поезда обычно проезжают такие места, снизив скорость. Исключение составляет станция «Стадион “Спартак”», она же «Волоколамская», где поезда, наоборот, значительно увеличивают скорость. Иногда станции закрываются фанерными щитами, а работы на их платформах (например, облицовка путевых стен), производятся ночью в отсутствие движения.
Еще один непременный атрибут любой крупной старинной железной дороги, как наземной, так и подземной, — это станции-призраки. Если станция призрак — промежуточная, то ее можно видеть из окна поезда.
В Московском метро также есть две навсегда закрытые станции (старая «Калужская» на Калужско-Рижской линии и старая «Первомайская» на Арбатско-Покровской, бывшие временные) и одна неоткрытая, служащая источником самых невероятных слухов, («Стадион “Спартак”», или «Волоколамская»), она считается заделом на перспективу, и еще одна — «Советская», о ней будет особый разговор). Кроме того, есть несколько станций, которые тоже были закрыты в разные годы. О некоторых из «призраков» уже говорилось, о других расскажем сейчас.
«Советская» значилась в первоначальном проекте второй очереди Московского метрополитена, но уже в 1934 году эта станция была из него исключена, а строившиеся тоннели в этом месте получили неподходящий для станционной площадки уклон в 23 тысячных. Диггеры утверждают, что станцию все же выстроили, но не как пассажирскую, а как бункер штаба Гражданской обороны Москвы, и перегонные тоннели проходят в нескольких десятках метрах от бункера Считается, что с перегона «Тверская»-«Театральная» на так называемую «Советскую» можно попасть через две сбойки справа по 2-му пути в сторону «Театральной» перед правой кривой. О ней ходит масса пугающих слухов. Утверждают, что еще до 1941 г. на этом «Объекте ГО» пытали «врагов народа». Среди диггеров-энтузиастов, исследовавших московские подземелья, существует стойкое убеждение: любой посторонний, рискнувший пробраться к «Советской», рискует жизнью. По их словам, станция превращена в подземную тюрьму, где содержат инакомыслящих. Якобы иногда из окон последних составов, проходящих через эту ветку метро, можно разглядеть синеватые огоньки тюремных окон, фигуры палачей и их жертв.
Владимир Гоник:
«Кое-кто растревожил меня рассказами об автоматических самонаводящихся пулеметах типа «Сова», об электронных ловушках, но мне везло, Бог миловал, я с ними не сталкивался. Правда, часто попадались приборы, напоминающие газоанализатор или иной датчик, видел телевизионные камеры, но обошлось: техника всегда работала у нас плохо, что для России и не новость вовсе. На это я и уповал, а иначе и соваться было нечего».
Городские легенды
Между «Щукинской» и «Планерной» есть станция-призрак — «Стадион “Спартак”» («Волоколамская»). Она была частично построена в 1975 году, но так и не была открыта, и сейчас законсервирована. Если хотите ее увидеть — езжайте от «Тушинской» и внимательно смотрите в окно; платформа не освещена, а поезда проезжают мимо на полной скорости.
Это обычная станция-«сороконожка», какие строили в то время, заложенная на глубине 10 метров. Она так и осталась неотделанной и необлицованной. Хотя проект ее художественного оформления был уже полностью разработан архитектором Натальей Алешиной. Его потом использовали почти без изменений в Ташкенте на станции «Мирзы Улугбека».
Любители мистификаций утверждают, что уже построенный вход на станцию был замурован, но по документам его просто не достроили. В северном торце был лишь сделан входной задел и кусок наклонного хода. Южный торец — это неотшлифованная стена. Сбоку по первому пути есть вентиляционная шахта — зимой на поверхности в этом месте снег подтаивает. Запланировали строительство «Волоколамской» еще в 1967 году, тогда станция называлась «Аэрополе», и ее даже обозначали на схемах метро. Тогда на месте аэродрома в Тушино хотели построить жилой район, сохранив часть аэрополя для старта авиации во время парадов. В планах 1970 и 1973 годов станцию называли «Волоколамской» по проходящему поблизости шоссе. В конце 1980-х и начале 1990-х ее использовали как склад. Теперь метростроевцы поговаривают о том, что ее надо закончить и открыть.
Официально не известно, почему ее не достроили, а народные легенды говорят совсем уж фантастическое. Некоторые работники метро, уже вышедшие на пенсию, с удовольствием рассказывают, что на стройке станции нашли странный шар из неизвестного сверхпрочного материала. Он был слишком тяжелым, и его невозможно было не то что вынести наружу, а даже сдвинуть с места, и расколоть не получалось: самая мощная кувалда не оставляла на шаре ни царапины. А однажды, придя на смену, строители увидели, что шар исчез, словно вдруг взял сам и укатился. На его месте показалась целебная глина голубого цвета. Некоторые ею вылечили себя от радикулита и артрита. Но затем несколько рабочих не вернулись со смены. Несчастных случаев не было, люди просто исчезли, не осталось даже тел. Тогда начальство Метростроя решило заморозить стройку и больше в «нехорошее» место не соваться.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
document.wikireading.ru
Интернет-проект о транспорте в России и мире
По расположению относительно уровня земли станции подразделяются на эстакадные, наземные, станции мелкого заложения и станции глубокого заложения. В зависимости от конструкции станции могут быть колонными, односводчатыми, однопролётными, пилонными и так далее. В Москве встречаются станции практически всех типов, за исключением станций закрытого типа. Три станции («Лубянка», «Чистые пруды» и «Павелецкая» Замоскворецкой линии) при постройке были пилонными двухсводчатыми («станциями лондонского типа»), но позже у всех были достроены центральные залы, в результате чего они стали трёхсводчатыми пилонными (из-за распространённости их чаще всего называют просто пилонными).
Эстакадная станция — станция метрополитена, конструкции которой приподняты над поверхностью земли на металлических или железобетонных опорах.
Станция «Воробьёвы горы»
Единственной эстакадной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Воробьёвы горы».
Станция «Улица Скобелевская»
Ярким примером эстакадных станций являются станции Бутовской линии Московского метрополитена: «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея».
Наземная станция — станция метрополитена, расположенная непосредственно на поверхности земли.
Станция «Мякинино»
В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу.
Единственной действующей наземной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Мякинино». Станция «Технопарк» по первому проекту также должна была быть крытой.
К этому типу относятся также две ныне закрытые станции, размещённые на территории депо: «Калужская» и «Первомайская».
Станция «Измайловская»
Чаще всего подобная станция — не здание, а либо островная платформа с навесом, который опирается на ряд колонн по центру, либо две боковые платформы со стенами и навесом или навесами, которые накрывают только платформы, но не пути между ними.
В Москве больше всего наземных станций на Филёвской линии: «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская» и «Кунцевская».
К этому типу также относятся станции «Выхино» и «Измайловская».
Станция мелкого заложения — станция метрополитена с минимальной глубиной заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.
Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн (поперечный разрез)
Станция «Сокольники»
Колонная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся наличием дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Колонные станции бывают двухпролётные (с одним рядом колонн), трёхпролётные (с двумя рядами колонн) и так далее.
Первые станции этого типа в Москве: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровсикй сад») и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».
Самым популярным типом станций в России является типовая трёхпролётная, из сборного железобетона с шагом колонн от 4 до (позднее) 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» — по общему числу колонн. Первой такой станцией в Москве стала «Первомайская».
Всего в Московском метрополитене более ста колонных станций мелкого заложения, большинство из которых построено по типовому проекту. Отдельно стоит отметить двухзальную многопролётную станцию «Каширская», где один ряд колонн заменён несущей стеной, разделяющей два зала.
Станция «Волжская»
Однопролётная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся отсутствием промежуточных опор и плоским перекрытием.
Для Москвы такой тип станций является редкостью — построено всего две такие станции, причём обе в постсоветский период и на одной Люблинско-Дмитровской линии: «Волжская» и «Марьино». Формально также являются однопролётными оба зала станции «Улица Старокачаловская» на Бутовской линии.
Станция «Митино»
Односводчатая станция мелкого заложения — «станция мелкого заложения, отличающаяся обделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания». Звучит в целом не очень понятно, но главное, что у такого типа есть свод. Проще всего показать этот тип на примерах.
Первая односводчатая станция в Москве — «Библиотека имени Ленина» первой очереди строительства, затем в 1938 году была открыта станция «Аэропорт» второй очереди строительства. После этого к теме односводов вернулись только в 70-х годах: первой после долгого перерыва открылась односводчатая «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Но пик популярности односводов пришёлся на постсоветский период: более половины односводчатых станций в Москве были построены уже после 80-х годов.
Всего в Московском метрополитене построена 31 односводчатая станция мелкого заложения.
Станция глубокого заложения — станция метрополитена, располагающаяся на глубине более 20 м.
Трехсводчатая пилонная станция (общий вид)
Строящаяся станция «Нижняя Масловка» (проект)
Пилонная станция глубокого заложения — станция со взаимно непересекающимися обделками центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Проще говоря, трёхсводчатые пилонные станции представляют собой три параллельных независимых тоннеля, при этом из боковых тоннелей в центральный через определённые промежутки проделаны проходы.
Всего в Москве построено 50 пилонных станций глубокого заложения. Ещё семь станций («Верхние Лихоборы», «Дорогомиловская», «Нижняя Масловка», «Окружная», «Плющиха», «Суворовская» и «Фонвизинская») проектируется и строится.
Трехсводчатая пилонная станция с укороченным центральным залом (план, профиль и поперечный разрез)
Станция «Шаболовская»
Пилонная станция глубокого заложения с укороченным центральным залом — станция, центральный зал которой более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов.
К данному подтипу можно отнести станцию «Шаболовская».
Схема колонно-пилонной станции глубокого заложения
Станция «Сретенский бульвар»
Колонно-пилонная станция глубокого заложения — пилонная станция глубокого заложения, у которой ширина проёмов между пилонами больше ширины самих пилонов.
В Московском метрополитене всего три станции такого типа: «Чкаловская», «Сретенский бульвар» и «Семёновская», причём последняя представляет собой по сути, отдельный тип, так как у неё каждый пилон заменён четырьмя колоннами по его углам.
Трехсводчатая колонная станция (общий вид)
Станция «Маяковская»
Колонная станция глубокого заложения представляет собой центральный и два боковых зала круглого сечения, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Иными словами, такая станция, так же как и пилонная, представляет собой три параллельных тоннеля, но в отличие от пилонных станций, тоннели расположены гораздо ближе друг к другу, настолько близко, что боковые стенки у них полностью отсутствуют, а образовавшиеся своды опираются на ряды колонн.
Первой колонной станцией глубокого заложения в мире стала станция Маяковская, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена в 1938 году. Макет одного отсека станции в натуральную величину, демонстрировавшийся на международной выставке в Нью-Йорке, произвёл настоящий фурор. Проект был удостоен гран-при и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры.
Всего в разное время в Москве было построено 14 станций этого типа.
Схема колонно-стеновой станции глубокого заложения
Станция «Крестьянская Застава»
Колонно-стеновая станция глубокого заложения — колонная станция глубокого заложения, в которой часть промежутков между колоннами заменена простенком.
Колонно-стеновые станции, как и однопролётные впервые появились на Люблинско-Дмитровской линии — это станции «Крестьянская Застава» и «Дубровка». Позже открылись станции «Международная» (Филёвская линия) и «Достоевская» (снова на Люблинско-Дмитровской линии). Также колонно-стеновой является проектируемая пересадочная станция «Волхонка» Калининской линии.
Станция «Тимирязевская»
Односводчатая станция глубокого заложения — станция глубокого заложения, представляющая собой однообъёмный зал со сводом.
Данный тип, предназначенный для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому получил название «ленинградский односвод». В Петербургском метрополитене таких станций было построено 15, а в Московском же только одна — «Тимирязевская».
Текст: Константин Венцлавович
www.nashtransport.ru