Ахмет-Заки́ Ахметша́хович Вали́дов (башк. Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлидов; в эмиграции — Ахметзаки́ Валиди́ Тога́н, тур. Ahmed Zeki Velidi Togan; 10 декабря 1890 года, деревня Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Ишимбайского района Республики Башкортостан, Россия — 26 июля 1970 года, Стамбул, Турция) — лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).
Ахмет-Заки Валиди родился в семье сельского муллы. Происходил из башкирского рода Суклы-Кай[1].
Отец — Ахметша Ахметшинович Валидов, 1857 года рождения, сельский мулла и управляющий медресе, владел арабским языком. Мать — Уммулхаят была верующим человеком, владела персидским языком. У Ахмет-Заки было три брата и две сестры.
Ахмет-Заки Валиди сперва отучился в медресе отца, затем окончил медресе в Утяково. Наряду с башкирским, татарским, турецким и русским владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками.
В 1912—1915 преподавал в медресе «Касимия» в Казани. В 1912 году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань, 1912).
Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.
В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в IV Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917—1918).
В 1917 году, находясь в составе Башкирского областного бюро, образованного в Москве на Всероссийском съезде мусульман башкирской делегацией, совместно с Шарифом Манатовым Ахмет-Заки Ахметшахович явился организатором созыва I и II Всебашкирских съездов (июль — Оренбург, август — Уфа), на которых было создано Башкирское Центральное Шуро, которое 15 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило образование национально-территориальной автономии Башкортостан как части федеративной России. Валидов стал автором башкирского национального флага [2].
В феврале 1918 года Валидов был арестован большевиками в Оренбурге в числе восьмерых членов Башкирского Правительства, в апреле был освобождён при атаке отрядов казаков и башкир на город.
Во главе башкирских полков присоединились к восстанию Чехословацкого корпуса[3]. По мере ослабления влияния фракционного социалистического правительства КОМУЧа, находившегося у власти, власть в Сибири перешла к стоящему на позициях «Единой, Великой и Неделимой России» Российскому правительству А. В. Колчака. Местный представитель Колчака — атаман оренбургского казачества А. И. Дутов — проявил себя в глазах сторонников федерализации бывшей Российской империи как «контрреволюционер» и «монархист». Лидеры эсеров Виктор Чернов и Вадим Чайкин совместно с командующим актюбинской группой казачьих войск полковником Ф. Е. Махиным и атаманом первого округа Оренбургского войска полковником К. Л. Каргиным решили устранить Дутова. Валиди присоединился к этому заговору вместе с представителем Алаш Орды Мустафой Шокаем. Из-за предательства план был раскрыт. Валиди в своей книге пишет, что Дутов, получив ранение бежал на танке
В начале 1919 года Валидов стал организатором перехода башкирских войск на сторону Советской власти, вёл переговоры с правительством Советской России о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики, которая была провозглашена в марте 1919 года как Автономная Советская Башкирская Республика.
С февраля 1919 по июнь 1920 (с перерывом) — председатель Башревкома.
В июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, принял участие в организации антисоветских восстаний. После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения в сотрудничестве с бухарским эмиром Саид Алим-ханом.
Летом 1921 года создал Национальный Совет Туркестана и его флаг[6]. После ряда военных неудач и ликвидации басмачества Валидов в 1923 году эмигрировал. В том же году в библиотеке иранского города Мешхед нашёл уникальную рукопись, содержащую текст знаменитых «Записок» Ибн Фадлана.
В 1924 году переехал в Берлин, где сотрудничал с Гаязом Исхаки.
С 1925 г. — гражданин Турции, советник министерства образования в Анкаре, затем преподаватель, профессор Стамбульского университета (Турция). Читал лекции в Стамбульском университете, участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат» и издавал газету «Туркестан», в которой отстаивал свою идею об объединении всех мусульман вокруг Турции.
В 1927 году со старым знакомым Мустафой Шокаем организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» (1927—1931) — политический орган Национальной Защиты Туркестана.
В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам».
В июне 1935 года получил приглашение на работу в Бонн в качестве преподавателя Боннского университета. Зимний семестр (1938—1939 гг.) работал в Геттингенском университете, одним из самых крупных и старейших университетов Нижней Саксонии (Германия).
1 сентября 1939 года А. Валиди покинул Германию и возвратился в Турцию.
С 1 ноября 1939 года возобновил свою работу в Стамбульском университете.
В 1944 году в Стамбуле и Анкаре проходят антикоммунистические демонстрации студентов, после которых были привлечены к ответу часть интеллигенции, в том числе и Валидов [7]. В мае он был арестован по обвинению в «пантюркской деятельности против Советов на территории Турции» и приговорен к 10 годам тюремного заключения. Военно-кассационный суд изменил приговор и после 17 месяцев заключения был освобожден[8]. С 1948 года по 1970 года продолжает преподавать историю тюрков в университете Стамбула[9].
В 1946 году выпускает книгу «Введение во всеобщую историю тюрков» («Urnumi turk tarihine giris»), а в следующем году — «Современный Туркестан и его недавнее прошлое»[10].
В 1951 году в Стамбуле под председательством Ахмед-Заки Валиди проходил 21-й Международный конгресс востоковедов.
В 1953 году основал Институт исламских исследований и был назначен его директором.
27 июня 1967 года в Манчестерском университете в Англии Заки Валиди было присвоено звание почётного доктора.
Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии, Австрийского общества Хаммера-Пургшталя. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.
Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.
Ахмет-Заки Валиди умер 26 июля 1970 года в Турции. Похоронен на кладбище Karacaahmet Mezarlığı в Стамбуле.
dic.academic.ru
Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлидов | |
Псевдонимы: | Туған |
---|---|
Тыуған: | 10 декабрь 1890({{padleft:1890|4|0}}-{{padleft:12|2|0}}-{{padleft:10|2|0}}) |
Тыуған урыны: | Көҙән ауылы, Илсек-Тимер улусы, Стәрлетамаҡ өйәҙе, Өфө губернаһы(хәҙерге Башҡортостандың Ишембай районы) |
Вафат: | 26 июль 1970({{padleft:1970|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:26|2|0}}) (79 йәш) |
Вафат урыны: | Төркиә, Истанбул |
Гражданлығы: | Рәсәй империяһы → |
Белеме: | Вена университеты |
Дине: | ислам |
Эшмәкәрлек төрө: | сәйәсмән, шәрҡиәтсе |
Автограф |
Происходит из семьи башкирского сельского муллы. Окончил медресе в Утяково. В 1912—1915 преподаватель медресе «Касимия» в Казани. Кроме башкирского, татарского, турецкого и русского владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками. В 1912 году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань, 1912). Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.
В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в 4-й Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917—1918).
В 1917 совместно с Ш. Манатовым организовал Башкирское Центральное Шуро (Совет депутатов), которое 29 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило образование башкирской территориально-национальной автономии как части федеративной России, и создал башкирский национальный флаг.
В 1917—1919 годах (с перерывами) возглавлял Башкирское правительство и пытался организовать Башкирскую республику. В феврале 1918 года был арестован большевиками в Оренбурге, просидел 2 месяца в оренбургской тюрьме, в апреле был освобожден белоказаками.
Во главе башкирских полков белогвардейских войск воевал на стороне атамана А. И. Дутова, затем — Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака.
В начале 1919 года перешёл на сторону cоветской власти; вёл переговоры с правительством РСФСР о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики, которая была провозглашена в марте 1919 года как Автономная Советская Башкирская Республика.
С февраля 1919 по июнь 1920 (с перерывом) — председатель Башревкома.
В январе 1920 года принял участие в организации антисоветского мятежа.
В июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, принял участие в организации антисоветских мятежей.
После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения в сотрудничестве с бухарским эмиром Саид Алим-ханом.
Летом 1921 года создал Национальный Совет Туркестана и его флаг.
В ноябре 1921 года в Бухару тайно прибыл бывший турецкий военный министр Энвер-Паша, который вместе с Валидовым возглавил басмаческое движение.
После ряда военных неудач и ликвидации басмачества Валидов бежал в Афганистан, Персию и Турцию и в конце осел во Франции в Париже.
В 1923 году эмигрировал. В том же году в библиотеке иранского города Мешхед нашел уникальную рукопись, содержащую текст знаменитой «Записки» Ибн Фадлана.
В 1924 году переехал в Берлин, где сотрудничал с Гаязом Исхаки.
С 1925 г. — гражданин Турции, советник министерства образования в Анкаре, затем преподаватель, профессор Стамбульского университета (Турция). Читал лекции в Стамбульском университете, участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат» и издавал газету «Туркестан», в которой отстаивал свою идею о объединения всех мусульман вокруг Турции.
В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам».
Профессор Боннского (1935-37), Гёттингенского (1938-39) университетов (Германия).
В 1939 возвращается на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета.
В 1939-1944 годах преподавал историю тюркских народов в Стамбульском университете.
В 1951 году под председательством Валиди в Стамбуле проходил 21-й Международный конгресс востоковедов.
В 1953 году возглавил открытый при Стамбульском университете Институт исламских исследований. Избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.
Последние годы посвятил составлению «Справочника по тюркской культуре», писал «Воспоминания». Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, член Австрийского общества Хаммера-Пургшталя, почетный доктор Манчестерского университета.
Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.
В 1992 году именем Заки Валиди названа уфимская республиканская библиотека им. Крупской. В 2008 году его именем названа улица в Уфе (бывшая улица Фрунзе).
В связи со 120-летием со дня рождения Международной организацией по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ) 2010 год объявлен годом Ахмет-Заки Валиди.
В башкирском издательстве «Китап» вышла его книга «История башкир»
26 августа 2010 года был открыт парк имени Ахмет-Заки Валиди в районе Кечиорен, Анкара, Турция.В городе Ишимбай ресублики Башкортостан есть башкирская школа с его именем.
Заки Валиди происходил из башкирского рода Кай:
«Основной наш род Суклы-Кай, а также близкие нам роды Санаклы-Кай, Юрактау-Кай, Таулы-Кай входят составной частью в род Кай или Кайлы. Часто говорили о том, что этот род до прихода на нынешние земли жил на восточном Урале по Ирендыку…»
— Заки Валиди. Воспоминания
Ш. А. Худайбердин активно критиковал Заки Валиди за антисоветскую деятельность, «обвиняя» его также в честолюбии и небашкирском происхождении.
… и во времена съездов 1917 года я не был сторонником замены звуков «С» и «Ч» на «?» и «С»… Я желал, чтобы башкирский литературный язык развивался не на основе звуков «?» и «?», а на усилении тех его особенностей, которые являются общими с казахским наречием. Но ныне в силу современных реальных событий утвердилось чисто башкирское наречие с его звуками «?» и «?», появилась большая литература на этом языке. И татарский превратился в чисто казанское наречие с преобладанием звука «Ч». И сейчас, когда татарский алфавит, как его арабский, так и латинский вариант, обрел столь малопонятный для нас вид, усиление башкирского наречия естественно… Желаемого всеми «общего тюркского» литературного языка нет, в этой ситуации совершенно равнозначно, пишет ли человек на татарском, башкирском или казахском языке. Все это мелкие и преходящие вопросы, сложным же является вопрос об «общем тюркском» языке и культуре.
— Заки Валиди о литературном языке башкир (из письма А. Б. Таймасу 30 января 1935 года). Цит. по Г.Сибагатова «Татары Башкортостана. Проблемы языка, истории, культуры» , г.Казань, 2002г.
people-archive.ru
Стали известны подробности Нюрнбергского процесса. Опубликованы документы, в которых Заки Валиди, считающийся героем, лидером башкирского национально-освободительного движения, числится нацистским преступником. Между тем, в Уфе его имя носят национальная библиотека и центральная улица города, что не может не оскорблять память советских солдат, павших за свободу Родины. Жители обратились к президенту республики с просьбой вернуть объектам прежние названия.
В официальной биографии Заки Валиди тщательно скрывается так называемый «немецкий период». На родине — в Башкортостане — из года в год спорят о том – герой же он или предатель. Власти придерживались первой версии. Горсовет столицы Башкортостана в свое время проголосовал за переименование улицы Фрунзе в улицу Заки Валиди. Затем была названа его именем и национальная библиотека. Это породило новые дискуссии и обращения ветеранов войны и труда к властям с требованием отменить решения. А недавно были впервые опубликованы документы, неоспоримо доказывающие непосредственную причастность Заки Валиди к преступлениям фашизма.
История неподвластна забвению. 26 ноября 2012 года Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов поддержала Резолюцию о недопустимости героизации нацизма, подготовленную Россией в соавторстве с 42 странами — членами ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи направлена и против шумной героизации в последние годы в Башкортостане заклятого врага Советского государства, бывшего басмача и гитлеровского прихвостня Заки Валиди.
Мадриль Гафуров, кандидат философских наук, SmartNews
К 100-летию Валиди была переименована и названа его именем и Национальная библиотека Республики Башкортостан им. Н.К. Крупской. Это связано с тем, что ряд историков республики стали поднимать на щит идеи Заки Валиди, который во время Октябрьской революции и Гражданской войны выступал за башкирский суверенитет. Башкирские националисты стали возвеличивать его и называть не иначе как «отцом-создателем башкирского государства» и «родоначальником российского федерализма».Но «заслуги» Заки Валиди в том, что в годы Гражданской войны он воевал на стороне белых против советской власти, а затем бежал в Среднюю Азию и оказался в банде басмачей, воевал на их стороне. Зверства басмачей по отношению к мирному населению и пленным красноармейцам мало чем отличались по жестокости от зверств гестаповцев.
Между тем опубликована фотокопия списка генерала Донована профашистских арабских и исламских коллаборационистов и помощников нацистской Германии в борьбе против Советского Союза. Ахмет-Заки Валиди Тоган числится в этом списке под номером один. Материалы генерала Донована с Нюрнбергского процесса: отчеты о государственной измене, военных преступлениях и военных преступниках — были получены из Библиотеки права Корнеллского университета США.
В них, в частности, говорится о движении туранистов, которые ставили своей конечной целью свержение власти турецкого правительства, которое придерживалось в годы Второй мировой войны политики нейтралитета и поддерживало дипломатические отношения с обеими воюющими сторонами.
В процессе борьбы против экстремистов как правого, так и левого толка турецкое правительство в мае 1944 года арестовало туранистских лидеров, 28 из них были осуждены. Судебный процесс закончился в феврале 1945 года обвинительным приговором десяти обвиняемым. Самый суровый приговор был вынесен лидеру — профессору Ахмет-Заки Валиди Тогану, который был приговорен к 10 годам тюрьмы. Советский Союз немедленно выразил свое возмущение мягким приговором.
ВИДЕО Ахмет-Заки Валиди — личность в башкирской истории
По сообщениям СМИ известно, что Заки Валиди в 1943 году жил в самой роскошной берлинской гостинице Adion и вел работу среди военнопленных мусульман. По сведениям осведомленных советских авторов, Валиди тогда вел переговоры с генералом Власовым. В 1943 году шло формирование мусульманской дивизии, для чего в лагеря военнопленных с целью подбора личного состава направлялись эмигранты из России. В этом участвовал и Заки Валиди.
Естественно, переименование улицы, которая носила имя героя Гражданской войны Михаила Фрунзе, командующего Южной группой войск Восточного фронта, в которую входила и легендарная Чапаевская дивизия, в имя изменника и предателя Родины вызвало возмущение у всех ветеранов войны, детей войны и представителей рабочего класса Уфы. К тому же Михаил Фрунзе непосредственно участвовал в освобождении Уфы от колчаковских войск, получив при этом тяжелую контузию. А какое отношение к Уфе имеет Заки Валиди
То, что улице, по которой ворвались в город чапаевцы, правительство БАССР своим постановлением присвоило имя пролетарского полководца и большевика-ленинца, было заслуженно и закономерно. Что касается Валидова, которого возвеличивают башкирские националисты, он был ярым врагом советской власти, воевал против Советской республики в войсках атамана Дутова и адмирала Колчака, в бандах басмачей, затем перебрался в Турцию и Германию, где сотрудничал с фашистами в вербовке военнопленных из татар и башкир и других национальностей Урала и Поволжья в легион для борьбы против Красной армии. Это переименование оскорбляет и унижает память миллионов наших соотечественников, павших в боях в Гражданской и Великой Отечественной войнах за советскую власть, за свободу и независимость нашей Родины.И.З. Фазылов, председатель Совета рабочих города Уфы,
SmartNewsЖители Уфы обратились с письмом к президенту Башкортостана Рустэму Хамитову, в котором попросили отменить решение городского совета Уфы. Но пока в ответ лишь молчание.
Читать полностью SmartNews02
petroffvalerij.livejournal.com
Взгляды Ахмета-Заки Валиди были далеки от каких-либо идей «свободы, равенства, братства». Так в 1913 году он выступает в печати против организации в Казани женской гимназии. (Салихов А. Г. Научная и общественно-политическая деятельность А. Валидова в 1908—1920 гг.:диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02. — Уфа, 2003, С.137.).
Башкирский «патриотизм» проявился у Ахмета-Заки Валиди лишь в 1917 году, когда он принял участие в выборах во Временное центральное бюро российских мусульман и в депутаты Учредительного собрания. Тептяри не представляли собой какой-либо политической силы. Вот татары и башкиры – да. Но с татарской интеллигенцией у Ахмета-Заки Валиди «горшки побиты» были со времён его «Истории тюрков»… Так тептярь Валиди и стал башкиром. И членом Временного центрального бюро российских мусульман.
Здесь нужно остановиться подробнее. «Временное центральное бюро российских мусульман» (ВЦБРМ) — организация очень интересная. Кроме пантюркиста Валиди туда входили следующие персонажи.
· Ильяс Алкин, призывавший в ноябре 1918 года к отделению Поволжья от России http://www.peoples.ru/state/statesmen/ilyas_alkin/
· Муса Биги – член азербайджанской мусавитской организации (промышляющей терроризмом и шпионажем в пользу Османской империи, а ещё позже и – гитлеровской Германии) http://www.tinlib.ru/istorija/neizvestnyi_separatizm_na_sluzhbe_sd_i_abvera/p18.php ;
· Садри Максуди – до 1917 года русский патриот из партии кадетов https://russiaforall.ru/materials/1405294362 , с 1917 года «переобувшийся в полёте» — идеолог отделения от России штата «Идель-Урал», сбежавший впоследствии в Турцию (через Францию) и «подставивший» своих единомышленников;
словом, даже учитывая наличие в составе ВЦБРМ таких деятелей, как меньшевик Ахмед-бек Темирбулатович Цаликов и Шакир Мухамедьяров, становится понятно, что Бюро стояло на откровенно сепаратистских позициях, причём большинство его членов беззастенчиво смотрели в сторону Турции. Но – вернёмся непосредственно к Валиди.
КАК «ЦВЕТОК» В ПРОРУБИ
Во время гражданской войны Ахмет-Заки Валиди болтался между политическими силами, как «цветок» в проруби, предавая союзников, как только для них наступали тяжёлые времена.
В то, что Советская Власть, это – надолго поначалу никто не верил. Потому-то, почуяв возможность урвать кусок от многострадальной Российской империи, в 1918 году оживились националисты. Сепаратистские идеи и, особенно, идеи пантюркизма большевикам почему-то не понравились. Когда же в Уфе образовалось Башкирское правительство, претендующее на создание независимого государства, терпение большевиков лопнуло и в январе 1918 года членов правительства, включая Ахмета-Заки, арестовали в Уфе. Освободили Валиди и его товарищей части оренбургских казаков с башкирскими ополченцами. Валиди присоединяется к Чехословацкому корпусу, а затем закономерно переходит и на сторону армии Колчака.
«Верховный правитель России» Александр Колчак. Один из тех, кого предал Ахмет-Заки Валиди
ИСТОЧНИК ФОТО: http://www.proza.ru/pics/2015/12/02/812.jpg
Но в когда весеннее наступление колчаковской армии 1919 года захлебнулось и войско «Верховного правителя России» начало драпать обратно на Восток, Ахмет-Заки Валиди понял, что быть командиром в армии, обречённой на поражение ему как-то не очень нравится. После чего в начале 1919 года вместе со своими людьми переходит на сторону Красной Армии (Ганин А. В. Антибольшевицкое движение в Оренбургском казачьем войске // Белая гвардия : Альманах. — М.: Посев, 2005. — Т. 8. — С. 180—185.). Вообще – принцип «переходить на сторону сильного» был одним из основных принципов Валиди всю его жизнь.
С марта 1919 по май 1920 Ахмет-Заки Валиди был председателем Ревкома Автономной Башкирской Советской Республики. Однако 28 мая 1920 года выходит Постановление ВЦИК от 28.05.1920 «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики». https://www.lawmix.ru/sssr/18524 Этот короткий документ вызвал в Валиди откровенную ярость.
Во-первых, согласно «Постановлению» все государственные учреждения Автономной Башкирской Советской Республики подчинялись аналогичным учреждениям РСФСР «с обязательством исполнения инструкций и распоряжения последних».
Во-вторых, ст. 2 «Постановления» чётко относила вопросы внешней политики и внешней торговли к компетенции РСФСР, запрещая прямые контакты правительства Валиди с зарубежными государствами;
В-третьих, ст. 5 «Постановления» гласила: «Необходимыми финансовыми и техническими средствами Автономная Советская Башкирская Республика снабжается из общих средств Р.С.Ф.С.Р.».
В Автономной Башкирской Советской Республике это постановление общество приняло спокойно: настрадавшееся от гражданской войны население было заинтересовано в «твёрдой власти», а уж учитывая, что тяжёлой и машиностроительной промышленностью на тот момент регион был небогат, обязательства Москвы обеспечить Башкирскую Республику технически воспринимались с большим энтузиазмом. Но только не Ахметом Заки Валиди и его правительством.
Ахмет-Заки Валиди был в бешенстве: «Постановление» поставило жирный крест на его пантюркистских планах. По идее можно было бы попробовать поднять восстание против большевиков, но… 1920 год – не 1918. Стало очевидно, что Советская власть – всерьёз и надолго. Уже говорили об отмене продразвёрстки, а хлебнувшее «прелестей» колчаковской оккупации население не собиралось поддерживать политические амбиции «политического флюгера» Ахмета— Заки Валиди.
Единственное, на что хватило Валиди – на демонстративную отставку и выезд на южные окраины бывшей Российской империи. Оставив своих сторонников в Башкирии на произвол судьбы. Впрочем, дважды предателя Ахмета—Заки Валиди такие мелочи уже не беспокоили.
ТУРЕЦКИЙ «ПАТРИОТ» НА АНГЛИЙСКИЕ И ПОЛЬСКИЕ ДЕНЬГИ
После того, как Ахмет-Заки Валиди бросил своих соратников в Уфе, он приезжает в Туркестан, где его идеи пантюркизма наконец-то находят своих сторонников. Он становится членом Туркестанского национального совета. Здесь-то к нему и присоединился идеолог и практик пантюркизма османский офицер Исмаил Энвер, более известный, как Энвер-паша. http://home.ku.edu.tr/~syilmaz/doc/08.pdf Напомним несведущим, что Энвер-паша известен, как идеолог геноцида армян, участник геноцида ассирийцев, организатор геноцида греков Османской империи. Милейший в общем человек… Не даром военный трибунал самой Турции признал Исмаила Энвера военным преступником http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.237/current_category.50/affirmation_detail.html
Вместе с Энвер-пашой Ахмет-Заки Валиди выступает организатором басмаческого движения Бухары, Хивы и Туркестана, действовавшего на южных границах Советской России. Однако, быстро понимает, что не имея никакого военного образования, он бледно выглядит на фоне профессионального офицера Исмаила Энвера. И… устраняет конкурента. Причём устраняет хоть и предательски, но — изящно!
Энвер-паша. Погиб после того, как поддерживавший его Амнулла-хан очень «своевременно» узнал о том, что Энвер-пашу финансируют ненавидимые афганцами англичане.
ИСТОЧНИК ФОТО: http://rp.kolganov.su/sites/default/files/articles/23/enver-pasha_1911.jpg
Дело в том, что Энвера-пашу активно поддерживал афганский правитель Амнулла-хан http://new.hist.asu.ru/biblio/vost/12.pdf Афганистан стоял на жёстко антибританских позициях (именно англо-саксы превратили цветущий Гюлистан-Афганистан в нищую вечно воюющую страну, которую мы знаем сегодня).
Пикантность ситуации в том, что антисоветская и пантюркистская деятельность как Ахмета—Заки Валиди, так и Энвера-паши Турцией не поддерживалась. В Турции к власти пришёл Мустафа Кемаль, который предпочитал с РСФСР и СССР договариваться, а не воевать. Так кто же финансировал басмачей? Согласно недавно рассекреченным данным архивов отечественных спецслужб, деятельность пантюркистов финансировалась… Англией и Польшей! Об английских-то связях Энвера-паши и узнал «случайно» Амнулла-хан. Помощь Энверу – паше немедленно прекратилась.
Страница из рассекреченного досье А. З. Валидова. Согласно рассекреченным агентурным данным сам Ахмет-Заки Валиди получал за свой пантюркизм и «башкирский патриотизм» зарплату от спецслужб Польши и Великобритании.
16 июня 1922 года. Энвер-паша писал военному министру Афганистана Мухаммаду Надир-хану: «Мой дорогой Надир! Вчера после сражения я ушел с моими войсками в Карлук. Главная причина в том, что мои солдаты израсходовали все патроны… Если Вы не сможете дать благоприятного ответа на мою просьбу о подкреплении, я отправлюсь в Джиликул и Курган-тепе. Пожалуйста, пришлите мне русских патронов. Ваш Энвер».
Энвер-паша ничего не получил, и 4 августа 1922 года около кишлака Обдара погиб (по мнению свидетелей – покончил с собой, подставившись под пули) https://voencomuezd.livejournal.com/662145.html
Правда, выгоды от своего очередного предательства Ахмет-Заки Валиди так и не увидел: басмаческое движение было разгромлено Красной Армией, а ему самому пришлось удирать в Турцию.
ОТ «НА ВСЕХ ПРИГОДНОГО» ДО ГИТЛЕРОВСКОГО ПОСОБНИКА
О жизни Ахмета—Заки Валиди в 20-30 годы можно сказать одно. Работал он на разведку. Причём – не на одну и сразу. Судите сами:
· завербован в качестве агента польской разведкой, и в декабре 1929 года в экспозитуре на него заводится личная карточка, с присвоением Валидову оперативного псевдонима «Zew». Куратор — шеф экспозитуры №2 капитан Э. Харашкевич. Функции — вербовка русскоговорящих тюрков, для их заброски в СССР с целью нелегальной разведывательно-подрывной работы.
· Есть данные, что за плату выполнял поручения и советской разведки по сбору данных. http://tatar-history.narod.ru/ahmet_zakki_validi.htm
То есть объявить Валиди «борцом с большевизмом» не получится: «идейный» Ахмет-Заки Валиди работал на всех, кто готов был платить!
Карточки на Валидова, заведенные Польской разведкой в 1929 году, которые попали в 1939 году в Фашистскую Германию, а затем в 1945 году были вывезены в СССР. В настоящее время хранятся в Российском государственном военном архиве (РГВА) в г. Москве.
В 1935 году Валиди умудрился испортить отношения с президентом Турецкой Республики Ататюрком, раскритиковав ряд его работ. После этого ему пришлось уехать в Германию.
Тогда же начался «роман» Ахмета—Заки Валиди» и с гитлеровской разведкой — абвером. Правда здесь вышла осечка. Абвер работал аккуратно, поэтому факты работы Валиди на польскую разведку были обнаружены, а после захвата архива польской разведки в 1939 году, Валиди оказался в совсем щекотливой ситуации. Сотрудничество с поляками бросило тень на репутацию Валиди в гитлеровской Германии и он вынужден был очередной раз бежать. Опять – в Стамбул, благо Ататюрк-Мустафа Кемаль скончался в 1938 году.
Отчет А. З. Валиди в польскую разведку и предложения по вербовке агентов из числа русскоговорящих тюрков, с последующей их заброской на территорию СССР.
В начале Великой Отечественной войны Ахмет-Заки Валиди оказывается никому не нужен: Польша перестала существовать, в Германии ему не верили, Турция, как союзница Германии – тоже «учёного» не жаловала. По своему обыкновению Валиди пытается перейти на сторону сильного и уже в июле 1941 года пытается выехать в Германию. Это ему не удаётся: «польский след» в биографии мешает. Впрочем, совсем со счетов Валиди не списывали: в августе 1941 г. Валиди встречался с высокопоставленным чиновником ведомства А. Розенберга ученым-востоковедом Г. фон Менде, с которым также говорил о месте эмиграции и роли ее кадров в грядущих событиях.
Но уже к началу 1943 года в гитлеровской Германии принято решение о максимальном привлечении коллаборационистов в войска СС и вермахта. Тут-то о потугах Ахмета—Заки Валиди и вспомнил некто обергруппенфюрер СС Артур Флепс.
Создатель мусульманских батальонов СС — обергруппенфюрер СС Артур Фелпс. Идеи пантюркизма А. З. Валиди ему очень пригодились
ИСТОЧНИК ФОТО: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/6f/%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%81.jpg/450px-%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%81.jpg
Артур Флепс – один из создателей «мусульманского проекта рейха» http://www.ng.ru/politic/2009-11-11/4_hitler.html На его совести — создание «мусульманских батальонов СС. Для организации вербовки среди мусульман и был привлечён в числе других Ахмет-Заки Валиди Тогран.
В январе 1943 года Валиди был приглашён в Германию, где ему был поручен «кадровый отбор» в 13-ю горную дивизию СС «Ханджар», составляющуюся из боснийцев-мусульман. Дело в том, что боснийские мусульманские лидеры трижды выносили решение не участвовать в подобных проектах. http://archive.frontpagemag.com/readArticle.aspx?ARTID=9203 Нужен был кто-то, кто объяснил новобранцам необходимость воевать за «великую Германию». Таковыми стали иерусалимский муфтий Мухаммад Амин аль-Хусейни и… Ахмет-Заки Валиди Тогран. https://kprf.ru/media/filestorage/library/kto_on_zaki_validi_2.pdf
Отрывок из письма Валиди , где он размышляет о правильности применения национал-социалистской «расовой теории».
Затем было участие в создании таких частей СС, как «Туркестанский легион», Волжско-татарский легион «Идель-Урал», «Азербайджанский легион», боевая группа «Крым». Идеология всех этих подразделений была одна – пантюркизм. Тот самый, который проповедовал с подачи своих гитлеровских хозяев Ахмет-Заки Валиди.
В 1944 году Валиди окончательно заигрался: возглавляемое им пантюркистское сообщество спровоцировало массовые студенческие беспорядки в… Турции. (Киреев Н. Г. «История Турции ХХ век. Ответственный редактор тома A. 3. Егорин. — 1-е. — Москва: Крафт, 2007.)Этого турецкие власти стерпеть не могли: одно дело, когда человек работает против потенциального противника, другое – когда гадит в «руку кормящую». Против Валиди и его соратников был организован судебный процесс, в результате которого Валиди был приговорён к 10 годам тюремного заключения. В тюрьме он и пересидел «горячее время», но как только Черчилль разразился Фултонской речью, начавшей Холодную войну, Валиди немедленно амнистировали и выпустили на свободу. https://vostokoved.academic.ru/135/%D0%92%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%94%D0%9E%D0%92_(%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B8),_%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B8
ПОД МАСКОЙ «ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Из рассказанного выше можно сделать однозначный вывод: Ахмет-Заки Валиди Тогран представляет собой распространённый в ХХ годы тип беспринципно-продажного политического авантюриста, менявшего хозяев в соответствии с сиюминутной выгодой.
quis-quaeritis.livejournal.com
Реферат на тему:
Ахмет-Заки́ Ахметша́хович Вали́дов (башк. Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлидов; в эмиграции — Ахметзаки́ Валиди́ Тога́н, тур. Ahmed Zeki Velidi Togan; 10 декабря 1890 года, деревня Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Ишимбайского района Республики Башкортостан, Россия — 28 июля 1970 года, Стамбул, Турция) — лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).
Ахмет-Заки Валиди родился в семье сельского муллы. Происходил из башкирского рода Суклы-Кай[1].
Отец — Ахметша Ахметшинович Валидов, 1857 года рождения, сельский мулла и управляющий медресе, владел арабским языком. Мать — Уммулхаят была верующим человеком, владела персидским языком. У Ахмет-Заки было три брата и 2 сестры.
Ахмет-Заки Валиди сперва отучился в медресе отца, затем окончил медресе в Утяково. Наряду с башкирским, татарским, турецким и русским владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками.
В 1912—1915 преподавал в медресе «Касимия» в Казани. В 1912 году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань, 1912).
Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.
В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в 4-й Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917—1918).
В 1917 году совместно с Ш. Манатовым организовал Башкирское Центральное Шуро (Совет депутатов), которое 15 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило образование башкирской территориально-национальной автономии как части федеративной России, и создал башкирский национальный флаг[2].
В 1917—1919 годах (с перерывами) возглавлял Башкирское правительство и пытался организовать Башкирскую республику. В феврале 1918 года был арестован большевиками в Оренбурге, в апреле был освобождён.
Во главе башкирских полков белогвардейских войск воевал на стороне атамана А. И. Дутова, затем — Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака.
В начале 1919 года перешёл на сторону cоветской власти, вёл переговоры с правительством РСФСР о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики, которая была провозглашена в марте 1919 года как Автономная Советская Башкирская Республика.
С февраля 1919 по июнь 1920 (с перерывом) — председатель Башревкома.
В июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, принял участие в организации антисоветских мятежей. После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения в сотрудничестве с бухарским эмиром Саид Алим-ханом.
Летом 1921 года создал Национальный Совет Туркестана и его флаг[3]. После ряда военных неудач и ликвидации басмачества Валидов бежал в Афганистан, Персию и Турцию, и в конце осел во Франции, в Париже.
В 1923 году эмигрировал. В том же году в библиотеке иранского города Мешхед нашел уникальную рукопись, содержащую текст знаменитой «Записки» Ибн Фадлана.
В 1924 году переехал в Берлин, где сотрудничал с Гаязом Исхаки.
С 1925 г. — гражданин Турции, советник министерства образования в Анкаре, затем преподаватель, профессор Стамбульского университета (Турция). Читал лекции в Стамбульском университете, участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат» и издавал газету «Туркестан», в которой отстаивал свою идею об объединении всех мусульман вокруг Турции.
В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам».
В июне 1935 года получает приглашение на работу в Бонн в качестве преподавателя Боннского университета. Зимний семестр (1938—1939 гг.) работает в Геттингенском университете, одним из самых крупных и старейших университетов Нижней Саксонии (Германия).
1 сентября 1939 года А. Валиди покидает Германию и возвращается в Турцию.
С 1 ноября 1939 года возобновляет свою работу в Стамбульском университете.
В 1953 году основал Институт исламских исследований и был назначен его директором.
27 июня 1967 года в Манчестерском университете Англии Заки Валиди было присвоено звание почётного доктора.
Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии, Австрийского общества Хаммера-Пургшталя. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.
Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.
Ахмет-Заки Валиди умер 26 июля 1970 года в Турции. Похоронен на кладбище Karacaahmet Mezarlığı в Стамбуле.
… и во времена съездов 1917 года я не был сторонником замены звуков «С» и «Ч» на «Һ» и «С»… Я желал, чтобы башкирский литературный язык развивался не на основе звуков «Һ» и «Ҙ», а на усилении тех его особенностей, которые являются общими с казахским наречием. Но ныне в силу современных реальных событий утвердилось чисто башкирское наречие с его звуками «Һ» и «Ҙ», появилась большая литература на этом языке. И татарский превратился в чисто казанское наречие с преобладанием звука «Ч». И сейчас, когда татарский алфавит, как его арабский, так и латинский вариант, обрел столь малопонятный для нас вид, усиление башкирского наречия естественно… Желаемого всеми «общего тюркского» литературного языка нет, в этой ситуации совершенно равнозначно, пишет ли человек на татарском, башкирском или казахском языке. Все это мелкие и преходящие вопросы, сложным же является вопрос об «общем тюркском» языке и культуре.
— Заки Валиди о литературном языке башкир (из письма А. Б. Таймасу 30 января 1935 года). Цит. по Г.Сибагатова «Татары Башкортостана. Проблемы языка, истории, культуры» , г.Казань, 2002г.
Памятник Ахмет-Заки Валиди в Санкт-Петербурге
wreferat.baza-referat.ru
Заки Валиди Тоган. Воспоминания. – М.,1997.
Валидов (Валиди) Ахмет-Заки Ахметшахович родился 10 декабря 1890 года в д. Кузянова Петровской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне д. Кузяново Ишимбайского района Республики Башкортостан. В деревне к 1902 году насчитывалось 245 дворов, проживала 1361 «душа», имелись 2 мечети, бакалейная лавка и «хлебозапасной» магазин.
Отец Валиди — Валидов Ахметша Ахметшинович, 1857 года рождения, сельский мулла и управляющий медресе, владел арабским языком, мать – персидским. Медресе отца состояло из 4 зданий, здесь училось около 200 шакирдов. Желающим в медресе преподавали математику, географию и русский язык.
Дом Валидовых был одним из культурных центров, где часто бывали служившие в земстве выпускники Петербургского университета. «За время моего детства, отец быстрыми темпами приобщил нашу абсолютно средневековую жизнь к современности»,- писал Ахмет-Заки в своих воспоминаниях
15 июля 1937 года отец А.Валиди был арестован, осужден по статьям №№58-10, 58-11 УК РСФСР и 20 декабря этого же года расстрелян в возрасте 80 лет. Реабилитирован 8 января 1960 года.
Мать Валиди — Уммулхаят была очень верующим человеком, обладала правильной речью, любую фразу немедленно подкрепляла пословицей или стихами, сама сочиняла стихи.
У Ахмет-Заки было три брата и 2 сестры. Один из братьев, Габдрауф, работал бухгалтером в Бураевской конторе «Заготскот». К сожалению, также как и отец, он был арестован 27 июля 1937 года, осужден по статьям №№58-8, 58-11 УК РСФСР и в 1938 году в возрасте 40 лет расстрелян, пережив отца на один месяц. В марте 1959 года был реабилитирован.
В 6-летнем возрасте Валиди начал изучать русский язык, которому его обучал шакирд из медресе отца. К 11 годам он освоил всю программу русской начальной школы и сдал экзамены в Макаровской русской школе, где получил свидетельство об окончании. Одновременно Ахмет-Заки учился в медресе отца, где продолжал изучение арабского и персидского языков, историю религии, брал частные уроки по геометрии и математике.
Тесный круг общения семьи составляла среда мусульманского духовенства, поэтому в 1902 году Ахмет-Заки поступает на учебу в медресе деревни Утякова (ныне д.Утяково) Кармышевской волости, владельцем которого был родственник по линии матери. Здесь А.Валиди продолжает изучать арабский язык и литературу, искусство риторики, русский язык и математику.
Долгое время жилым углом для А.Валиди служила комната, где хранилась библиотека дяди. Здесь он активно знакомится с русской востоковедческой литературой, начинает переводить на чагатайский (старотюркский) язык произведения А.С.Пушкина: «История Пугачевского бунта» и «Арап Петра Великого», стихи поэта, где сильны восточные мотивы.
В 1907 году, когда отец Валиди отправился в хадж, он оставил свое медресе на его попечение, несмотря на то, что Валиди еще не исполнилось и семнадцати лет. В этот период Ахмет-Заки открывает при медресе библиотеку, назвав ее «народной библиотекой».
Народные библиотеки и читальни в России – общедоступные, бесплатные просветительские учреждения. Создавались они с 1840-х до 1917 года земствами, просветительскими обществами, частными лицами. К 1914 году насчитывалось 12 600 народных библиотек и читален. Массовое появление народных библиотек связано с реформами 1860-х г., когда увеличилась потребность в грамотных рабочих и крестьянах. Активно создавались библиотеки и в Уфимской губернии при мечетях и церквях.
Для пополнения фонда «народной библиотеки» Ахмет-Заки собрал деньги на приобретение книг и периодических изданий. Была осуществлена подписка на «Биржевые ведомости», журнал «Нива» на русском языке, другие газеты и журналы, издаваемые в Санкт-Петербурге, Казани, Оренбурге, Астрахани, Баку и Крыму. Для пополнения фондов библиотеки были установлены контакты с книжными лавками «Шарк» в Орске и «Средняя Азия» в Ташкенте. Открытие библиотеки было одним из значимых событий для односельчан Ахмет-Заки Валиди.
29 июня 1908 года Ахмет-Заки покидает родной аул и совершает путешествие по ряду городов. Некоторое время проживает в Оренбурге, общаясь с шакирдами медресе «Хусаиния». Медресе «Хусаиния» имело богатую библиотеку с художественной, философской, педагогической литературой, учебными и периодическими изданиями на многих языках: русском, татарском, арабском, турецком, персидском и др. Впоследствии, некоторые воспитанники медресе участвовали в революционном движении, сотрудничали в демократической периодической печати.
На последние деньги он покупает у книготорговцев книги и посещает ежедневно кофейню-читальню, где знакомится с событиями в мире, читая газеты на русском, арабском и чагатайском языках. Привычка посещать библиотеки в любом городе, куда он приезжал, осталась у Ахмет-Заки на всю жизнь.
В Оренбурге он знакомится с ученым-просветителем Ризаитдином Фахретдиновичем Фахретдиновым, редактором журнала «Шура» («Совет») и преподавателем медресе «Хусаиния», потом переезжает в город Бузулук, где встречается с имамом и редактором газеты Галиаскаром Чагатаем, в Самаре — с издателем журнала «Иктисад» имамом Фатихом Муртазиным, в Астрахани — с редактором журнала «Идель» («Волга») Габдрахманом Гумеровым. Во время путешествия А. Валиди продолжает заниматься переводом «Истории Пугачевского бунта» А.С.Пушкина.
В 18 лет Ахмет-Заки Валиди приезжает в Казань и продолжает свою обучение в медресе «Касимия». Здесь он готовится к экзаменам для получения звания учителя русского языка в инородческих школах, берет уроки по изучению арабского, латинского, немецкого и французского языков, по русской истории и литературе, арабской литературе, математике и педагогике. Там же, в 1909-1910 годах, начинает преподавать шакирдам тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы. Изучение языков дает ему возможность читать произведения великих западноевропейских писателей и поэтов в оригинале.
В Казани у 18-летнего юноши начинает формироваться собственное представление об окружающем мире, которое он отстаивает в дискуссиях, здесь он активно начинает публиковать свои статьи в периодической печати: в казанской газете «Баян-эль-хак» («Вестник правды»), в астраханской газете «Идель» («Волга»), альманахе «Вести» и др. В этот же период его привлекают к работе по чтению корректур арабских произведений, научных статей, готовящихся к печати.
В Казани он знакомится с поэтом Габдуллой Мухамедгарифовичем Тукаевым (Габдуллой Тукаем) (1886 — 1913)– татарским народным поэтом, литературным критиком, публицистом и переводчиком.
Обнаруженные Валиди в Астрахани и в Казани редкие произведения Ибн Кутайбы и Давлетшаха Маскави на древнеарабском языке и языке фарси, пробудили у него желание начать поиски древних книг и рукописей во всем среднеазиатском регионе, исследовать историю тюрков и историю ислама.
В этот же период Ахмет-Заки начинает печатать первые научно-исследовательские статьи, одна из которых, под названием «Народные песенные четверостишия у тюркских племен», была опубликована в журнале «Шура».
В 1909 году Ахмет-Заки впервые попадает в Уфу, где встречается с Зией Камали, преподавателем, просветителем и основателем медресе «Галия», с Филоненко В.И. – преподавателем гимназии, краеведом и руководителем «Общества по изучению местного края».
В годы проживания в Казани, во время ежегодных поездок летом на родину, а также путешествий по городам Волги, он знакомится с трудами социал-демократа Плеханова Г.В. Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) – один из основателей РСДРП, участник Российского и международного социал-демократического движения, философ, историк, теоретик и пропагандист марксизма. (В 1917 году во время приезда в Петроград для встречи с правительством Керенского А.Ф., А.Валиди посетил Плеханова и беседовал с ним о его работах, о большевиках и Ленине).
В Казани А.-З.Валиди знакомится также с трудами историка-публициста П.Н. Милюкова, лингвиста Д.Н. Овсянико-Куликовского, читает романы Н.Г. Чернышевского «Пролог» и «Что делать?» (запрещенный в то время), труды по лингвистике и истории тюркских народов В.В. Бартольда, Г.Е. Грум-Гржимайло, Н. Я.Аристова, французского историка Леона Каэна, изучает труды русских историков Н.М.Карамзина и С.М.Соловьева. С помощью профессора Катанова Н.Ф. А.-З.Валиди развернул работу по заказу исторической литературы на языке оригинала из Лондона, Лейдена, Ташкента и Баку.
Здесь в Казани он часто посещает русский городской театр, слушает, приехавшего на гастроли Шаляпина Ф.И. Позже, в 1915 году на даче М. Горького в Мустамяки (ныне п.Горьковское Ленинградской обл.) Валиди знакомится с Ф.Шаляпиным, следующая их встреча состоялась в Москве, во время концерта, посвященного VII съезду Советов. Позднее, в 1935 году, он встречается с великим артистом в австрийском городе Кицбюэль.
Город Китцбюэль (Австрия) расположен в 449 км к юго-западу от Вены. В начале ХХ столетия он стал развиваться как туристический курорт, во время отдыха и произошла последняя встреча Валиди и Шаляпина.
Исторические воззрения академика В. Бартольда легли в основу первой из его многочисленных научных работ «История тюрков и татар», которая выходит в 1912 году в издательстве Идрисова в г.Казани. Эта книга сделала Валиди известным среди русских и западных востоковедов, она была названа «полновесным отражением исторической судьбы тюрков на основе современной методологии изучения восточных и европейских источников». В 22 года, не имея университетского образования, А.Валиди был принят в члены «Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета».
Это общество в конце XIX – начале XX века активно занималось вопросами востоковедения. В начале XX века востоковедение в России представляло особую систему знаний об истории и культуре народов Востока.
В 1910-1911 учебном году Ахмет-Заки Валиди в качестве вольнослушателя посещает филологический факультет Казанского университета. Здесь он слушает лекции профессоров Богородицкого В.А., Хвостова М.М. и Катанова Н.Ф.
В 1912 году Ахмет-Заки продолжает активно заниматься тем, чему посвятит всю свою жизнь – изучением истории и культуры Востока. Он выписывает исторические сочинения, изданные на арабском языке в Европе, на фарси в Бомбее и Калькутте, каталоги восточных рукописей, хранящихся в европейских библиотеках. По его просьбе отец привозит из хаджа копии книг и рукописей, хранящихся в библиотеках мечетей «Фатих» и «Сулеймания» в Турции.
В этот период А.-З.Валиди начинает создавать собственную историческую библиотеку. История библиотеки трагична. До сих пор нет точных сведений о ее местонахождении и полного ее научного описания. Во время гражданской войны библиотека была отправлена из Уфы в Оренбург в 17 сундуках. На станции Кинель книги были конфискованы красноармейцами, во время отступления Красной Армии попали к белочехам, после их поражения библиотека оказалась в Иркутске. Как предполагал сам А.Валиди, часть ценных изданий его коллекции хранится в библиотеке Иркутского государственного университета.
В 1913-1914 годах А.-З.Валиди совершает научные командировки для проведения археографических экспедиций в Ферганском, Самаркандском и Бухарском вилайетах Туркестана. Здесь он приобретает неизвестные рукописи, документы, сведения важные для исследования экономики, истории, этнографии и географии страны, рукописи, относящиеся к истории и литературе, большинство из которых датируется ХVI веком. Эти научные командировки положили начало его исследованиям по истории и культуре Туркестана. Отчет о поездках был опубликован в «Записках Восточного Отдела Императорского Русского Археологического Общества».
В XIX веке рукописные и печатные мусульманские книги стали собирать российские библиотеки: Императорская Публичная библиотека в Петербурге и Румянцевский музей в Москве, Азиатский музей Петербургской Академии наук, библиотеки Казанского, Петербургского и Московского университетов. Процесс приобретения мусульманских книг через рынок и частных владельцев продолжался и в начале XX века.
Петербургская Академия наук и Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии привлекает А.Валиди к более масштабным научным изысканиям в Туркестане. Ахмет-Заки Валиди, совершая свои путешествия по Туркестану, находит Коран Х века, самый древний письменный памятник исламского периода на тюркском языке, и подробную географию ХVII века. В настоящее время эти памятники тюркской культуры хранятся в библиотеках Российской академии наук и Академии наук Узбекистана. В Институте восточных рукописей Российской академии наук (ранее Азиатский музей Петербургской Академии наук) в г. Санкт-Петербурге хранится 26 рукописей, которые найдены Ахмет-Заки Валидовым в экспедициях: 1913 год – 4 рукописи; 1914 год – 21 рукопись; 1916 год – 1 рукопись.
12 декабря 1914 года Ахмет-Заки Валиди приезжает в Петроград для участия в востоковедческом собрании. Одновременно он находит время для работы в Азиатском музее Академии наук, библиотеке Императорского Русского географического общества. Здесь А.-З. Валиди собирает материалы для написания второго тома книги «История тюрков».
В 1914 году в Казани Валиди сдает экзамен на звание преподавателя русского языка в инородческой школе и возвращается в Уфу, где начинает преподавать в медресе «Гусмания». Это знаменитое учебное заведение было открыто в 1887 (по некоторым данным в 1885) году в городе Уфе при Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846-1907) и впоследствии названо в его честь. С 1906/07 учебного года медресе размещалось в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул. Тукаева, 39 (ныне здание школы №14), построенном на средства Губернской земской управы и добровольные пожертвования мусульман. Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам: арабскому и фарси.
В этот период Ахмет-Заки Валиди начинает заниматься революционной деятельностью. Еще в 1913 году он попадает под надзор полиции, читает запрещенную литературу, однако сторонится активной политической работы и не вступает ни в какую партию. В этот же период, в 1915 году, он знакомится с членом РСДРП, управляющим имением князя В.А.Кугушева в Уфимской губернии Цюрупой Александром Дмитриевичем (1870-1928).
В конце 1915 года на собрании мусульман Уфимской губернии молодой ученый был избран представителем от Уфимской губернии, с целью оказания реальной помощи официальным членам Думской фракции мусульман. Он жил в Петрограде в течение срока полномочий Государственной Думы очередного созыва. Как писал А.-З.Валиди профессорам Катанову Н.Ф., Бартольду В.В. и Богородицкому В.А.: «…мусульмане Уфимской губернии поручили мне политическую работу, но придет время, когда я вернусь к попыткам поступления в университет и моим научным занятиям. Нынешняя моя работа – временная. Мне будет большой поддержкой, если вы будете видеть во мне человека науки». Только через 11 лет А.Валиди вернется в науку.
А.-З.Валиди активно участвовал в подготовке нескольких деклараций мусульманской фракции, занимался делами туркестанцев, отправленных на фронт царским правительством. Здесь в Петрограде Ахмет-Заки познакомился с Керенским А.Ф., будущим министром-председателем Временного правительства (1917).
Впоследствии Валиди неоднократно встречался с А.Ф.Керенским в Америке, в библиотеке Гувера, где тот писал свои мемуары. В 1919 году американский президент Гувер пожертвовал крупную сумму Стэндфордскому университету на создание библиотеки и архива материалов, посвящённых первой мировой войне (ныне Гуверовский институт). Архив стал одним из крупнейших хранилищ исторических материалов по революции 1917 года и русской эмиграции. Здесь неоднократно работал А.Валиди после своего отъезда за границу.
«Среда, которая мне нравилась, состояла из думающих интеллигентов, в основном социалистов, особенно социалистов-революционеров», — писал А.-З.Валиди. В этой среде он познакомился с Максимом Горьким, который поручил ему написать сборник «Российские мусульмане». Обсуждение материалов для сборника дало возможность Валиди поближе узнать писателя, читать его сочинения. В 1916 году сборник был написан, Горький написал к нему предисловие, однако книга не вышла в печать и в настоящее время местонахождение рукописи неизвестно.
Весь 1916 год Валиди постоянно работает в восточном отделе Императорской Публичной библиотеки Петрограда (ныне Российская Национальная библиотека), продолжает знакомиться и поддерживать контакты с русскими востоковедами. Много работает в Азиатском музее Института востоковедения (ныне Институт восточных рукописей Российской академии наук), потому что коллекция Азиатского музея к 1917 году становится одним из крупнейших в мире специальных собраний рукописной и старопечатной книги стран Востока.
Революция 1917 года застала А.Валиди в Петрограде. «Первые революционные месяцы были прекрасным временем. Каждый день этих месяцев революции можно было приравнять к году прошедших эпох», — писал А.Валиди. Жестокие события революции и гражданской войны нашли отражение в судьбах тысяч людей того времени. Однако в каких бы жизненных ситуациях не оказывался А.Валиди в этот период, любовь к книге не покидает его. И в эти смутные дни он продолжает работать и собирать библиотеки.
Валиди не видел государственности без создания библиотек. В 1919 году, когда в голодающий Петроград из Уфы было привезено продовольствие, обратно в Уфу, наряду с медицинским оборудованием, типографскими станками, А.Валиди собрал и увез «специализированные библиотеки». Были сняты также копии с большого количества книг по истории, которые находились в фондах библиотек Петрограда. Судьба этих библиотек в настоящее время неизвестна.
В 1918-1919 годах он неоднократно встречается с бывшим учеником своего дяди Хабибназара- Мажитом Гафури, будущим народным поэтом Башкортостана. В с. Ермолаевка (ныне с.Ермолаево Куюргазинского района Республики Башкортостан) происходит его встреча с Мухтаром Ауэзовым, казахским писателем и ученым. В 1919 году, во время поездок в Москву, он неоднократно беседует с Лениным, Сталиным, Троцким, Луначарским, Рыковым, Каменевым, Орджоникидзе. В Самаре происходит его встреча с Фрунзе М.В., в то время командующим Южной группой армий Восточного фронта.
С 1923 года начинается совершенно новый этап в биографии А.Валиди, жизнь в эмиграции. Но и этот период тесно связан с библиотеками. До приезда в Стамбул он активно посещает библиотеки Мешхеда (город в Иране), Герата (город в Афганистане), Пешевара (центр провинции в Пакистане), в Париже занимается в Парижской национальной библиотеке, в Будапеште – в библиотеке Венгерской Академии наук. По просьбе профессора Вейля он работает над каталогом рукописей восточного отдела Прусской государственной библиотеки в Берлине. В июле 1923 года А.Валиди направляет министру просвещения Афганистана записку по вопросам организации просвещения и науки в Афганистане. В своей записке он рекомендует создать в стране Национальную библиотеку Афганистана, и открыть курсы для подготовки афганских кадров, которые будут работать в научном обществе и в библиотеке. В 1925 году А.Валиди активно изучает рукописи в библиотеках мечетей Стамбула — «Айл-София», «Сулеймания», «Фатих», «Баязид», «Нуруосмания» и «Кепрюлю».
«Часть моей жизни, прошедшая в Турции, была исключительно плодотворной: я упорно собирал источники по истории, начиная с возникновения Османского государства, изучал и осмысливал их. Эта работа стоила того, чтобы рассказать о ней подробно», — писал Ахмет-Заки Валиди в своих «Воспоминаниях».
За годы жизни в Турции Валиди неоднократно встречался с руководителями стран Европы и Ближнего Востока. Он был знаком с создателем Турецкой Республики Кемалем Ататюрком, вел с ним дискуссии на исторические темы.
Ахмет-Заки Валиди умер 26 июля 1970 года в Турции. Он похоронен на кладбище Караджаахмет в г. Стамбуле.
Постановлением Совета Министров РБ №249 от 23 июля 1992 года Национальной библиотеке Башкортостана было присвоено имя Ахмет-Заки Валиди.
vm.bashnl.ru