Menu

Все о свечах зажигания – Все, что нужно знать о свечах зажигания

Содержание

Все, что нужно знать о свечах зажигания

Начнем с определения

Свеча зажигания — это устройство, которое поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания. Поджиг осуществляется с помощью электрического разряда напряжением в несколько тысяч вольт, проскакивающего между электродами свечи.

При работающем двигателе, они постоянно подвергаются воздействию высокой температуры (до 1000 градусов Цельсия) и давления. Существует множество типов и моделей свечек, от качества которых зависит работа двигателя.

Посмотрите, в каких суровых условиях работают свечи:

  • Температура до 1 000 градусов Цельсия. Например, серебро плавится при 960 градусах Цельсия;
  • Давление до 4 000 000 Паскаль, что в 20 раз больше давления в шинах;
  • Напряжение до 25 000 Вольт. Такое высокое напряжение подается для того, чтобы искра пробила слой воздуха между электродами и зажгла топливную смесь. Для пробивки одного сантиметра воздуха требуется напряжение в 30 000 вольт. Делайте выводы.

Почти все люди знают, как выглядит свеча зажигания, но мало кто догадывается о том, что находится у нее внутри.

Принцип работы очень прост. С катушки зажигания на наконечник 1 подается напряжение, и между электродами 2(+) и 3(-) проскакивает искра, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь.

Ознакомимся с разновидностями свечей

Свечки классифицируются по конструкции и по материалу электродов.

  • По конструкции, свечи зажигания разделяют на двухэлектродные (первая) и многоэлектродные (вторая):

Многоэлектродные свечи служат дольше и они более надежные, сейчас объясню почему. При эксплуатации свеч электроды выгорают, после чего нарушается искрообразование. Боковой электрод выгорает гораздо быстрее. Так вот, в многоэлектродных свечках, искра проскакивает между центральным и одним из боковых электродов, нагрузка распределяется между боковыми электродами, тем самым, увеличивая их срок службы.

  • По материалу электродов свечки разделяют на классические и иридиевые. Есть еще и платиновые (платиновая напайка на электродах, которая более устойчива к разрушению), но как класс я их не рассматриваю. С обычными свечками все понятно.

Давайте ознакомимся с иридиевыми.

На рисунке изображена иридиевая свечка (1 — боковой электрод с платиновой напайкой, 2 — иридиевый электрод диаметром 0,6 мм, который приваривается лазерной сваркой). Если присмотреться, то на боковом электроде можно увидеть платиновую напайку. Такие свечи имеют ряд неоспоримых преимуществ перед классическими:

  • Центральный электрод очень тонкий, что позволяет «концентрировать» напряжение зажигания;
  • Иридий практически не выгорает, на сердечнике практически не скапливаются отложения;
  • Благодаря тонкому сердечнику сведен к минимуму гасящий эффект при распространении пламени;
  • Иридиевый сердечник прослужит как минимум в два раза дольше.

Свечи зажигания с V-образным разрезом в сердечнике

Довольно интересная разработка и, уверен, довольно эффективная. Как видно на рисунке, на свече с разрезом искра проскакивает на кромке электрода, где топливной смеси скапливается больше. Этот факт свидетельствует о том что смесь будет загораться быстрее, что улучшит качество работы двигателя и снизит расход топлива.

Вот так работает свеча зажигания

avtoberloga.ru

Особенности автомобильных свечей зажигания

В этой статье расскажем Вам о свечах зажигания.

Свечи зажигания, используемые в транспортной технике для воспламенения топливной смеси разделяются по следующим критериям:

— согласно типам металлов, из которых выполнен электрод: медные, биметаллические, иридиевые, платиновые;

— по числу электродов: их может быть один — четыре;

— по конструкционным особенностям: с резистором и микрофоркамерой;

— без этих элементов.

Наиболее часто используются свечи с одним электродом из меди либо платины, на которых может присутствовать микрофоркамера. Не менее распространены и свечи с тонким электродом из платины.

Все производители свечей зажигания обещают, что простые элементы «пробегают» около 35 тыс. км, биметаллические – около 60 тыс., а свечи с одним или двумя платиновыми электродами – 90 тыс. А самые долгоработающие – свечи с электродом из иридия. По словам изготовителей, умереть они должны примерно после 150 тыс. км пробега. Однако, эти цифры рабочего ресурса приблизительны, и полагаться на них никак не стоит.

Проверка свечи на работоспособность:

1. Самый простой метод — проверить свечу на искрение (дает искру или не дает при подаче тока на нее).

2. Замерами сопротивления. Если оно отсутствует, следовательно, встроенный резистор поврежден и свеча выработала положенный ресурс.

3. Наблюдением за искрением свечи. Желательно выполнять эту процедуру в полумраке, поскольку, только так можно правильно определить цвет и стабильность искры. Но, этот метод не отличается высокой точностью ввиду своей примитивности. Лучше всего проверять свечу на искрение на специальном стенде.

4. Обращаем внимание на цвет при искрении. Идеально работающая свеча должна давать белую искру, ее пламя теплое. В зависимости от состояния свечи меняется цвет ее искрения. Красный и неустойчивый холодный цвет, говорит о том, что свеча выходит из строя и нуждается в срочной замене.

На процессе горения топлива в цилиндрах это отображается следующим образом: вначале формируется пламя на электродах свечи, которое постепенно начинает перемещаться по камере сгорания. Скорость, с которой перемещается искровое пламя, является чуть ли не одним из важных показателей, влияющим на мощность силового агрегата, потребление топлива и наличие вредных веществ в выхлопе. В свою очередь скорость воспламенения зависит от конструкции и формы камер сгорания, от местонахождения клапанов, размера факела и его температуры. Таким образом, при тесте свечи на стенде можно определить характер работы мотора.

 Чтобы свеча отработала весь положенный ей ресурс перед ее установкой желательно правильно отрегулировать зазор между электродами (на довольно часто этот зазор уже выставлен заводом-изготовителем свечи).

 Свечи быстро выходят из строя по причине их негерметичности. Об этом свидетельствует наличие темного нагара на ее корпусе, который образовывается даже после непродолжительного времени работы свечи. Такую свечу необходимо заменить.

 Поддельные свечи. В основном это касается изделий с неправильным положением микрофоркамеры. На оригинальных свечах эта V-образная канавка должна располагаться вдоль центрального контакта.

Правильная чистка свечей

Идеально удаляет нагар с корпуса свечей обыкновенный стиральный порошок или любое средство для борьбы с ржавчиной.

Делается это так: в доведенном до кипения растворе любого из чистящих средств на сутки погружается свеча. Этого времени должно хватить для полного удаления нагара с ее поверхности. После чего уже чистая свеча промывается водой для того чтобы удалить с нее остатки мыльного раствора и высушивается. Стоит отметить, что этот способ очистки будет эффективен только для свечей с минимальным нагаром на их поверхности, плотные отложения он не уберет.

В таком случае поможет только пескоструйка. Такое оборудование есть практически в каждом современном автосервисе. Благодаря этому методу со свечей удаляется даже самые плотные отложения гари, которые невозможно удалить при помощи химии.

Не стоит надеяться, что удаление нагара поможет восстановить работоспособность вышедшей из строя свечи. Кроме отложений на рабочих частях свечей зажигания, различают еще и следующие их неисправности:

— большой зазор между электродами;

— выход из строя резистора;

— механические повреждения изолятора;

— отсутствие герметичности.

Наличие этих неисправностей негативно отражается не только на работе свечей зажигания, но и моторного агрегата.

Причины, по которым свечи начинают плохо работать

Возможно, что в процессе их эксплуатации случается повреждение изолятора, в результате чего наблюдается неустойчивое и холодное искрение, нарушается процесс топливовоспламенения. Может случиться и так, что вследствие неисправностей электропроводки, разряженной батареи питания либо недостаточной мощности генератора свеча начинает слабо искрить и также не может качественно воспламенить рабочую смесь. Что интересно, свечу, дающую холодную искру невозможно определить.

Как показали тесты работоспособности свечей в барокамере, холодные свечи соответствовали всем предъявляемым критериям, в момент их работы не наблюдалось пробоев изолятора из-за ржавчины. Но, как только силовой агрегат нагревался, ржавчина моментально превращалась в железо, вместе с этим свеча переставала функционировать. Как только мотор остывал, свечи начинали работать нормально. Вот такой вот парадокс!

Опасные присадки

Дабы повысить октановое число, и улучшить таким образом качество бензина, сегодня в него добавляют различные присадки. Одними из самых распространенных считаются присадки на основе тетраэтилсвинца. Пол-литра такой жидкости превращает тысячу литров 80-го бензина в тысячу литров 95-го. Однако, как бы это хорошо не было, свинцовые соединения очень вредны для человека и экологии, поэтому применение таких присадок запрещено. Также свинец, содержащийся в бензине, быстро выводит из строя катализатор выхлопных газов, а эта деталь, как известно, довольно дорогостоящая.

Им на смену пришли другие, несколько экологичные и менее вредные ферроценовые (железосодержащие) и метилэфировые присадки. Первый тип используется в основном при производстве контрафактного бензина, поскольку, несмотря на свою небольшую стоимость и эффективность, переизбыток железа в бензине приводит к образованию налета красного цвета на контактах свечей зажигания, усугубляя их работу.

Увы, но сегодня все еще существует риск залить в бак низкооктановый бензин, «улучшенный» с помощью различных запрещенных к использованию присадок. Естественно, что продолжительная езда на таком топливе ни к чему хорошему не приведет. Первым делом центральный контакт свечи и его изолятор покрываются налетом коричневого цвета, который впоследствии темнеет, и на нем дополнительно появляются черные отложения. Это и служит причиной нестабильной работы исправного силового агрегата: снижается его мощность и увеличивается потребление топлива за счет отсутствия стабильного искрения свечи, в результате чего процесс воспламенения рабочей смеси происходит неправильно.

Многие автомобилисты начинают грешить на низкое качество свечей, абсолютно не подозревая, что всему виной переизбыток железа в топливе, который негативно влияет на работу свечи любой ценовой категории.

Идеальная величина зазора между контактами

Естественно, что идеальная его величина будет та, которая рекомендована производителем, а не подобранная опытным путем гаражным умельцем Петровичем. Неправильно отрегулированный зазор помимо нестабильной работы мотора может привести еще и к тому, что он попросту не запустится.

Медь или платина?

Какой из этих двух электродов лучше, и в чем различия между ними? У меди есть лишь один плюс – ее относительно небольшая цена. Теперь опишем плюсы платины:

— стабильное искрение даже при низком напряжении;

— низкий износ контактов из нее, и, соответственно, более продолжительный ресурс работы свечи;

— меньший размер центрального контакта обеспечивает стабильное искрообразование;

— устойчивость к агрессивным химическим веществам, содержащимся в бензине и высоким температурам в камере сгорания;

— увеличенный рабочий ресурс.

Сегодня существуют самоочищающиеся свечи зажигания с электродами из иридия (высокопрочный материал), с дополнительными контактами, исключающими пробой на изолятор. Они отличаются своей конструкцией, толщиной электродов, и, соответственно, ценой. Цена на такую свечу начинается от 20 долларов, но и ходит свеча порядка 120-150 тысяч километров. Советуем приобретать такие свечи производителей NGK, Denso, Motorcraft.

Мороз и свечи

Известно, что в суровую зимнюю пору очень тяжело запустить мотор, поэтому очень важно, чтобы свечи в это время были в идеальном состоянии. Все дело в том, что с наступлением холодов происходит снижение испаряемости топлива, и бензин конденсируется на стенках камеры сгорания и электродах свечи, заливая их. Поэтому очень важно в зимний период следить за состоянием свечей.

Важно – правильно установить свечу!

Перед установкой необходимо обязательно (!) смазать ее резьбу термоустойчивой смазкой, иначе, под воздействием температуры, свеча попросту прикипит к ГБЦ, и ее невозможно будет открутить. Далее вставляем свечу и закручиваем ее рукой, после чего подтягиваем свечным ключом. Здесь важно не переусердствовать, поскольку можно запросто повредить свечу, либо сорвать резьбу в ГБЦ.

Факторы, влияющие на продолжительность эксплуатации свечей:

1. Состояние поршней и поверхностей цилиндров.

2. Правильная установка свечи зажигания.

3. Выбор. Свеча должна соответствовать типу мотора.

4. Смесеобразование.

5. Правильно отрегулированный зазор между контактами свечи.

6. Качество ГСМ.

7. Работа систем электропитания и зажигания.

Подытожим. Свечи зажигания – важный составной элемент конструкции системы зажигания двигателя, от которых зависит многое. Поэтому стоит постоянно следить за их состоянием и не экономить на их качестве.

Видео наглядно показывает, принцип работы системы зажигания:

 

 

Автомобильные системы зажигания:

Процесс замены свечей зажигания и его тонкости:

autoportal.pro

Все о свечах зажигания: принцип работы, особенности эксплуатации и ухода.

Доброго времени суток! Приветствую Вас на страницах этого блога. Далеко не последнее место, в этом сложнейшем механизме, как автомобиль, занимают свечи зажигания. Даже больше, это один из самых важных элементов двигателя. И от того, насколько четко они работают, как хорошо за ними ухаживают, будет зависеть качество работы двигателя.

Все о свечах зажигания: принцип работы, особенности эксплуатации и ухода.

Итак. Свеча зажигания – это устройство, которое поджигает смесь из топлива и воздуха, в двигателях внутреннего сгорания бензинового типа. Производится поджиг электрическим зарядом, возникающим между электродами, и напряжением в несколько тысяч вольт.

Сегодня, к свечам предъявляют особые требования. Ведь на них действуют самые различные нагрузки. В частности изменения режима работы, от движения по трассам на полном газу, до тихих поездок с частыми остановками в городском режиме. А в процессе всего этого, сказываются тепловые, механические и химические нагрузки.

Выбор свечей зажигания.

Требования, которые предъявляются к современным устройствам:

1. Хорошие изоляционные свойства. Современные свечи должны работать при температуре 1000 градусов.

2. Надежная работа при высоком (до 40 000 Вольт) напряжении.

3. Сопротивляемость тепловым ударам и химическим процессам, которые происходят в камере сгорания.

4. Отличной теплопроводностью должны обладать электроды и изолятор.

Свечи должны обеспечивать стабильную работу двигателя на каждом из режимов: как в холостом, так и при максимальной производительности. Главные характеристики свечей зажигания, это калильное число, рабочая температура, тепловая характеристика, самоочищение, величина искрового промежутка и число боковых электродов.

Калильное число.

Эта характеристика показывает, при каком давлении возникает калильное зажигание в цилиндре, то есть при контакте с нагретыми участками свечи, а не от искры. Данный параметр должен четко соответствовать тому, какой рекомендован для вашего двигателя. Можно использовать свечи с несколько большим калильным числом, и то всего лишь какое-то время, но ни в коем случае нельзя устанавливать свечи с меньшим значением.

Рабочая температура свечи.

Это говорит о температуре рабочей части свечи в данном режиме двигателя. При всех его режимах работы, температура должна быть в пределах 500-900 градусов. При любом раскладе, будь то холостой ход, или режим работы в полную мощность, температура должна оставаться в заданных пределах.

Тепловая характеристика.

Здесь говорится о зависимости теплового конуса изоляции от режима работы двигателя. Чтобы увеличить рабочую температуру, тепловой конус увеличивают. Однако нельзя его нагревать выше 900 градусов, так как возникнет калильное зажигание.

Исходя из тепловой характеристики, свечи можно разделить на два вида: холодные и горячие.

Холодные свечи зажигания используются, если нагрев будет меньше температуры калильного зажигания при максимальных мощностях двигателя. Такие свечи прослужат меньше, если они для данного двигателя «холодные», Так как не будут нагреваться до температуры самоочищения от нагара.

Горячие свечи зажигания предназначаются для тех двигателей, которым нужно достигать температуры очищения от нагара при небольших тепловых нагрузках. Если свечи будут «горячее» чем нужно, то они будут вызывать калильное зажигание.

Самоочищение свечей.

Количественной оценке данная характеристика не поддается. Почти все производители говорят о том, что их продукция обладает самой высокой степенью к самоочищению. Однако, по идее, свечи вообще не должны покрываться нагаром. Только вот в реальных условиях этого почти не добиться.

Число боковых электродов.

Обычно, электродов на свечах два: один электрод центральный, и один боковой. Но сейчас производители стали штамповать и четырехэлектродные свечи. Однако это не значит, что будет четыре искры. Их предназначение в том, чтобы сделать стабильное искрообразование. Это позволит увеличить срок службы свечей, и улучшит работу двигателя на малых оборотах.

Искровой промежуток.

Искровым промежутком называют расстояние, между боковым и центральным электродами. У каждого типа свечей свой определенный зазор, который невозможно отрегулировать. И если у вас получилось «изменить» этот зазор, то единственный способ вернуть все на место, приобрести новые свечи.

Эксплуатация и уход за свечами зажигания.

Уход за свечами зажигания, целиком и полностью, связан с особенностью эксплуатации автомобиля. Давайте разберем основные моменты:

Когда будете устанавливать свечи, затягивать их следует только с рекомендуемым моментом. Лучше всего взять динамометрический ключ, им можно ограничить момент натяжки.

Проверяйте, исправна ли система зажигания автомобиля. Позднее, или наоборот раннее зажигание, плохие контакты свечных проводов, проблемы в цепи высокого напряжения – все это может негативно сказаться не только на свечах, но и в целом на работе двигателя.

Большую роль играет качество топлива. Заправляйтесь только на проверенных АЗС, и только качественным топливом. Так как если в бензине будут примеси железа, это вызовет красноватый нагар на свечах зажигания.

Средний ресурс свечи зажигания, составляет от 25000 до 35000 километров. И чтобы они прослужили все это время, а так же для обеспечения качественной работы двигателя, время от времени следует их снимать и производить осмотр.

При осмотре уделите внимание конусу зажигания, там может быть образован нагар, который очень многое может сказать о состоянии двигателя. К примеру: если нагар черный и маслянистый, значит в картере переизбыток масла. Черный и сухой, означает слишком длительную работу на холостых оборотах или недостаточную нагрузку. Белый нагар говорит о перегреве, либо слишком раннем опережении зажигания.

Далее, придется эту свечу от нагара очищать. Способов очистки существует несколько: физический и химический. При физической очистке нагар удаляется с помощью наждачной шкурки или металлической щетки. При этом нельзя использовать какие-либо острые предметы, так как они могут повредить керамический изолятор свечи, из-за чего увеличится образование нагара, и свеча выйдет из строя раньше времени.

При химической очистке свечи выдерживают в бензине, высушивают, затем полчаса держат в растворе 20% уксуснокислого ацетата. После этого их очищают щеткой, промывают водой и высушивают. Уксусную кислоту следует нагреть, но не более чем 90 градусов. Делайте все это в хорошо проветриваемом помещении и подальше от открытого огня, так как и бензин, и пары уксусной кислоты очень опасны.

После того, как свечи будут очищены, проверьте зазор между электродами. Рекомендуемый зазор для вашего автомобиля вы можете узнать из его руководства по эксплуатации. Проверить величину зазора можно при помощи круглого щупа. Ну а регулировку можно сделать путем подгиба бокового электрода. Но делать это следует осторожно, так как если зазор будет недостаточным, возможно замыкание между электродами, а если избыточным, возможно отсутствие искры или большая потеря ее мощности.

Помните, свеча зажигания – это один из важнейших элементов двигателя. И ее неисправность сильно скажется на его производительности. И чтобы не допустить этого, следует соблюдать все вышеуказанные меры. Удачи Вам!

Похожие статьи:

www.driver-motors.ru

10 самых важных вопросов о свечах зажигания — SpecialAuto.NET

Споры вокруг свечей зажигания сегодня заметно поутихли. Причин, как нам кажется, несколько: ассортимент свечей в магазинах широк как никогда, качество топлива в стране все-таки несколько улучшилось, а автопарк помолодел и стал более «иномарочным». Тем не менее вопросы в редакцию продолжают поступать. Одних интересует информация общего характера — зачем, к примеру, все-таки нужны многоэлектродные свечи? Других волнуют чисто личные проблемы: посмотрите на фото свечи и поставьте диагноз мотору… Ответы на десяток подобных вопросов приводим ниже.

Число боковых электродов может сильно различаться от модели к модели. Бывают и такие свечи, в которых привычный боковой электрод, нависающий над центральным, уживается с парой «соседей», пристроившихся по краям.

Сразу развеем живучий миф про «многоискровые» свечи: их не существует в природе. Боковых электродов может быть сколько угодно, но искровой разряд всегда один. Продавцы часто демонстрируют «многоискровый» режим на стендах, где создается впечатление одновременного разряда в виде светящегося кольца, но это всего лишь обман зрения, как в кино.

Разряд постоянно как бы прыгает от центрального электрода то к одному боковому, то к другому, но это происходит поочередно, а не одновременно. Никакого светящегося кольца при одиночном разряде, конечно же, не будет. Десяток лет назад один из авторов привез целую кучу необычных свечей из чешского Табора — в том числе и Premium. За месяц коллеги растащили всё — интересно же… Особенно вот этот самый «Премиум» — она формирует искру, состоящую из трех коротеньких разрядов, проскакивающих всякий раз в новом месте. Но свеча, конечно же, не стала от этого многоискровой.

Что до преимуществ многоэлектродных свечей, то они есть. Первое — это ресурс: за счет распределения нагрузки между боковыми электродами снижается темп их эрозии. Кстати, именно поэтому их часто устанавливают в моторы с затрудненным доступом к свечам. Второе — наличие так называемой «открытой искры», при которой фронт пламени не застревает в межэлектродном пространстве, а уходит в камеру сгорания. Скорость сгорания увеличивается, что несколько повышает мощность мотора и улучшает его экономичность. Третье достоинство — сравнительно малое число подделок подобных свечей.

Недостатки? Сравнительно высокая цена плюс невозможность выставить желаемый межэлектродный зазор…

Ресурс в 90–100 тыс. км для подобных свечей — обычное дело.

Затем, что срок службы иридиевых, платиновых и прочих «породистых» свечей в несколько раз выше, чем у «беспородных»… При этом тугоплавкие материалы электродов дают возможность повысить напряженность поля в межэлектродном пространстве, одновременно освобождая путь фронту пламени. А более мощный искровой разряд, помимо всего прочего, способствует хорошей самоочистке свечи.

Вариации на темы форкамеры. Хотя, если быть педантом, подобный термин к свечам совершенно неприменим.

Приживается то, что имеет очевидные достоинства. В частности, своего рода «микрофоркамеры» — выемки в электродах отдельных фирменных свечей — способствуют стабилизации разряда на кромках таких выемок. Такие выемки могут быть как на боковых (Denso), так и на центральных (NGK) электродах. Определенный технический эффект при этом есть.

Что касается «полноценных» форкамерных свечей, то они часто используются в моторах спортивных машин Формулы 1. Дело в том, что такие двигатели трудятся на высоких оборотах, при которых проблем с вентиляцией просто не возникает. А вот на минимальных оборотах холостого хода, да и на малых нагрузках, смесь в цилиндрах движется куда менее интенсивно, а потому внутренняя камера свечи фактически задыхается. Именно это и наблюдается, как правило, при попытках тупо установить на свой движок нечто псевдоспортивное.

Зазор крупным планом на профессиональном стенде для испытаний свечей.

Материалы по теме


Напряженные отношения: 9 вопросов про аккумуляторы

Сложный вопрос. Авторитет номер один в этом вопросе — производитель автомобиля, точнее — двигателя. Правда, сегодня подобные рекомендации обращены разве что к сервисменам: потребителю всеми силами перекрывают доступ в подкапотное пространство (и правильно, в общем-то, делают).

Смешнее другое: даже рекомендованный зазор не может быть единым для всех типов свечей. Скажем, для тех же иридиевых он заведомо может быть побольше, чем для классических! Но таких рекомендаций обычно никто не дает. Поэтому его конкретная величина всегда индивидуальна именно для тандема свеча — мотор. В общем же случае чем больше величина зазора, тем сильнее искра и очаг воспламенения. Добавим также, что с ростом зазора снижается вероятность закорачивания электродов сажевыми мостиками.

Опасность чрезмерного увеличения зазора очевидна: больше зазор — больше требуемое напряжение пробоя. А разряду все равно, куда «стрелять»: он может пробить и катушку, если решит, что ему так легче…

Это плазма или не плазма?

Мы не знаем… Вопрос упирается исключительно в терминологию, потому что любой искровой разряд можно назвать холодной плазмой. Поэтому попытки отдельных производителей называть свои свечи плазменными — это следствие неграмотности, а также желания сыграть на неопытности потребителей. Все свечи — либо плазменные, либо нет: соответствующей терминологии просто не существует. Но называть плазменными только свечи собственного изготовления, не удостаивая тем же своих коллег по цеху, просто некорректно.

Да, раньше свечи были явно толще.

Свечи с резьбой М14х1,25 и большим шестигранником использовались на двигателях с двумя клапанами на цилиндр. При этом свеча чаще всего подходила к камере сгорания сбоку и места для размещения ее было предостаточно. На современных двигателях с четырьмя, а то и пятью клапанами единственное место для размещения свечи — это центр камеры сгорания. Свеча вворачивается в головку блока цилиндров сквозь свечной колодец, который «ворует» пространство у клапанов и рубашки системы охлаждения. Именно поэтому приходится делать все более тонкие свечи и колодцы малого диаметра.

Сильно изношенные втулки клапанов, неработающие маслоотражательные колпачки — и вот результат…

Замасленные свечи могут быть признаком сравнительно легко устраняемых неполадок, например, слишком высокого уровня масла в двигателе или засорения каналов вентиляции картера. Но возможно, это вызвано гораздо более грозными неисправностями, такими как изношенные поршневые кольца, разбитые направляющие втулки клапанов и неисправные сальники клапанов.

В цилиндре сгорает слишком много масла: вот часть продуктов сгорания…

Очевидно, что и прежняя свеча не была завернута в головку блока цилиндров. Поэтому часть резьбы в головке покрылась нагаром и не дает ввернуть новую свечу. В такой ситуации лучше всего надфилем вдоль резьбовой части старой свечи выполнить канавки. Это превратит свечу в подобие метчика. Далее, нанеся на резьбу свечи тонкий слой пластичной смазки, вворачиваем ее в отверстие, периодически «сдавая назад», пока не пройдем всю резьбу. Протираем свечное отверстие тампоном из безворсовой ветоши и вворачиваем новую свечу. Желательно применить специальную высокотемпературную смазку или просто натереть резьбу графитом.

Типичная страшилка в багровых тонах.

Материалы по теме


Запрещенка для топлива: экспертиза присадок

Красный нагар на свече образуется при сгорании бензина с высоким содержанием железосодержащих присадок на основе ферроцена. Эти присадки недобросовестные производители используют для повышения октанового числа бензина. Присадка неполезна как для свечей, так и для двигателя. Увидев такой цвет свечи, задумайтесь о смене бензозаправочной станции.

При исправном двигателе нагара образуется немного и очистка свечей не требуется. Если свечи покрываются обильным нагаром при небольших пробегах, то это повод заняться ремонтом двигателя, а не очисткой свечей. К тому же резьбовые отверстия под свечи выполнены в алюминии, и бесчисленные выворачивания-вворачивания могут привести к срыву резьбы.

Коллеги-автолюбители, расскажите, встречались ли вы с какими-то необычными дефектами свечей?

Свечи зажигания: чья искра мощнее?Свечи зажигания: чья искра мощнее? 

specialauto.net

Всё о свечах зажигания: виды, технические характеристики, эксплуатация

Главная цель всей электросистемы автомобиля – подача заветной «искорки» на двигатель, так что свечу зажигания можно считать финальной деталью во всей цепи. В этой статье будут рассмотрены все вопросы, связанные со свечами зажигания (СЗ), их техническими характеристиками и методикой выбора. 

 

Общие понятия, назначение

Назначение свечи зажигания – создание искры (электрического разряда), поджигающей топливно-воздушную смесь в камере сгорания цилиндра мотора. То есть она должна вовремя и с должной мощностью срабатывать на каждом полном цикле двигателя. Нормальная (штатная) работа мотора зависит от качества искры: чем лучше поджигается топливо в камере сгорания, тем выше будет мощность двигателя. Некачественная работа СЗ приводит к проблемам: увеличению расхода топлива, неполному сгоранию (повышенный выброс СО), потерям мощности, быстрому износу. Так что контроль состояния и своевременная замена свечей зажигания – одна из важных составляющих регулярного техобслуживания.

Принцип действия свечи зажигания достаточно простой: на центральный электрод (катод) подается напряжение 25-30 тыс. вольт, в результате чего между ним и отрицательным электродом (анодом) происходит электрический разряд – высоковольтная дуга, поджигающая топливо в цилиндре двигателя. Все модификации и новинки, существующие на рынке сегодня, призваны улучшить определенные характеристики, но сама суть работы свечей не меняется.

 

Конструкция свечей зажигания

 

1. Контактная гайка. 2. Ребра изолятора. 3. Контактный стержень.

4. Изолятор. 5. Корпус. 6. Токопроводящий стеклогерметик (резистор).

7. Уплотнительное кольцо. 8. Теплоотводящая шайба. 9. Центральный электрод.

10. Тепловой конус изолятора. 11. Рабочая камера.

12. Боковой электрод. h – искровой зазор.

 

1. К контактной гайке подключаются высоковольтные провода, идущие от катушки зажигания или (в старых автомобилей) распределителя. Контактная гайка чаще всего выполняется с утолщениями под защелку (SAE, евростандарт) либо с резьбой (стандарт РФ).

2. Ребристая часть изолятора предохраняет от пробоев с контактного стержня на поверхность, образуя барьеры тока.

3. Контактный стержень вытачивается из стали, с нарезкой всех необходимых конструктивных элементов.

4. Изолятор выполняется чаще всего из керамики с добавлением оксида алюминия. Материал изолятора должен выдерживать колебания температур от 70° до 2500°С (в момент сгорания топлива), сохраняя при этом прочность и диэлектрические свойства. На данный момент каждый производитель использует собственные рецептуры для изготовления изоляторов, при этом основа остается неизменной.

 5. Корпус – металлическая часть свечи зажигания, с шестигранником под ключ и резьбой для фиксации в корпусе двигателя (свечном колодце). Материалом для корпуса служит легированная сталь, имеющая достаточную прочность (твердость 125-250 по Биннелю). Поверхность покрывается оксидированным или хромированным покрытием, препятствующем окислению.

6. Современные модели СЗ снабжаются резисторами, гасящими возникающие при работе радиопомехи. Для уплотнения стержня и электрода в пазу изолятора используется токопроводящий стеклогерметик, служащий подавителем помех.

7. Для герметизации свечи в корпусе двигателя используется уплотнитель: кольцевой или конусный. Для кольцевых используется дополнительная изолирующая прокладка, а конусная шайба сама по себе хорошо уплотняет свечу при вкручивании в корпус.

8. Теплоотводящая шайба предназначена для лучшего охлаждения свечи и расширения ее теплового диапазона. Чем лучше происходит процесс охлаждения, тем меньше оседает нагара на электродах и изоляторе, повышается надежность и долговечность свечи.

9. Центральный электрод – одна из основных деталей в свече зажигания. Изначально материалом изготовления служила сталь, в настоящее время он может иметь биметаллический состав, с проводящим сердечником и теплоотводящим непрогорающим покрытием. Состав и толщина центрального электрода – один из основных параметров, влияющих на продолжительность эксплуатации свечи.

10. Тепловой конус изолятора – выступающая в камеру сгорания часть изолятора, служащая для отвода тепла. От высоты конуса зависит калильное число свечи – будет она «теплой» или «холодной».

11. Рабочая камера – пустое пространство, благодаря которому легче происходит поджиг воздушно-топливной смеси. Существуют свечи со специальным расширением рабочей камеры (факельные), используемые в некоторых типах двигателей.

12. Боковой электрод, на который идет разряд с центрального. Его часто называют «массой» (по аналогии с дуговым разрядом на массу). Производители предлагают свечи с разным количеством, формой и составом сплава боковых электродов, улучшая эксплуатационные характеристики и срок службы.

 

В магазинах можно найти десятки разновидностей свечей зажигания, и, чтобы не ошибиться с выбором, необходимо знать, какие характеристики подходят под каждый конкретный двигатель: размеры, калильное число, искровой зазор, материал и количество электродов и т.д.

 

Калильное число свечи зажигания: одна из основных характеристик.

 

Чтобы понимать, насколько важен точный подбор калильного числа, нужно понимать суть разницы калильного и искрового зажигания.

В бензиновых ДВС используется искровое зажигание: в момент сжатия топливно-воздушной смеси происходит ее поджиг искрой от СЗ. Правильный момент поджига обеспечивает оптимальную работу двигателя: при полном сжатии происходит полное сгорание, а значит, повышается мощность давления на поршень. Для этой цели и служит вся сложная система клапанов, датчиков и реле, тонко регулирующая происходящие процессы.

В случае, если свеча зажигания перегревается, ее электроды раскаляются настолько, что поджигают топливную смесь без искры – происходит калильное зажигание. Проблема этого процесса в том, что поджиг происходит не в нужный момент, а когда попало, вызывая вибрацию, падение мощности, повышенный расход топлива, неполное сгорание и т.д. Поэтому калильное зажигание – процесс, которого необходимо избегать, а значит, подбирать свечи с оптимальным калильным числом.

Казалось бы, нужно только позаботиться о качественном теплоотводе, чтобы устранить недостаток. Но при чрезмерном охлаждении свечи возникает другая проблема: на конус изолятора и электроды оседают продукты сгорания бензина, а недостаточная температура не дает свече самоочищаться, и это приводит к тому, что свеча вообще перестает работать. Другими словами, чрезмерно «горячая» свеча – плохо, но и слишком «холодная» не лучше. Именно оптимальный температурный показатель для каждой свечи, соответствующий определенным особенностям топлива и конструкции двигателя, и назвали калильным числом.

Калильное число зависит от типа и мощности двигателя: на, условно говоря, гоночные автомобили ставятся «холодные» свечи с коротким изолятором, усиленным теплоотводом и улучшенным искрообразованием. А вот на «тихоходах» они очень быстро зарастут нагаром и придут в негодность. На слабых двигателях лучше использовать «горячие» свечи, которые будут нагреваться до температуры самоочистки (500-550°С). Понятно, что чем больше оборотов делает двигатель (выше скорость езды), тем больше будет нагреваться свеча. Нагрев зависит и от топлива: чем выше октановое число, тем больше температура горения.

Условно свечи разделяют на «холодные», «средние» и «горячие». Для обычного автолюбителя оптимальным будет выбор «средних» либо же унифицированных свечей.

 

«Горячая» свеча (слева) с длинным путем отведения тепла

и «холодная» свеча (справа) с коротким конусом и хорошим охлаждением

 

Каждый производитель принимает собственный способ определения и маркировки калильного числа: у европейских и российских производителей это показатель времени, за которое свеча разогревается до калильного зажигания, так что, чем выше указываемая цифра – тем «холодней» свеча (долго разогревается), и наоборот, более низкие показатели говорят о том, что свеча «горячая» (греется быстро).

А вот американские свечи маркируются в обратном порядке: чем выше цифра – тем «горячей» свеча.

Чисто визуально тип свечи можно определить по выносу (длине) конуса изолятора: чем он длинней, тем дольше будет идти охлаждение, а значит, быстрей будет нагреваться. Длинный изолятор – «горячая» свеча, короткий – «холодная».

 

 

Искровой зазор и материал электродов: классические, платиновые и иридиевые свечи

 

Чем меньше расстояние между электродами, тем легче проходит разряд, а значит, для возникновения искры нужно меньше энергии. Казалось бы, установить зазор поменьше и экономить ресурс аккумулятора – верное решение.

Но задача свечи – поджечь топливную смесь, чтобы объем сгорания был максимальным, а для этого нужен… больший искровой зазор, дающий больше пространства для поджига и более мощную искру.

Разрешить это противоречие можно путем уменьшения толщины центрального электрода: чем он тоньше, тем меньше нужно энергии для преодоления большего расстояния. Чистая сталь или никелевый сплав с медным сердечником для этой цели не подходит: тонкий электрод быстро прогорает, выводя свечу из строя. Поэтому в новейших конструкциях используются сплавы инертных металлов: платины, золота, серебра, иридия, палладия. Эта инновация привела к появлению на рынке свечей зажигания с особо тонким центральным электродом: например, свечи зажигания NGK (производства японской компании NGK Spark Plug Co. Ltd) имеют толщину центрального электрода всего 0,4 мм. Многие производители наносят «островок» драгоценного сплава и на боковой электрод, что позволяет увеличить искровой зазор в 3,5 раза при сохранении прежнего уровня энергозатрат.

 

 

Автолюбители, решив приобрести качественные и долговечные свечи зажигания, делают выбор между платиновыми и иридиевыми.

 

Преимущества платиновых свечей:

 

  • очень долгий ресурс (до 100 000 км), позволяющий не беспокоиться о замене свечей,
  • тонкий электрод дает большую искру, а значит, улучшает качество поджига топливной смеси,
  • электроды не выгорают, зазор между ними не меняется,
  • на основной электрод подается меньшее напряжение, а значит, он работает более стабильно в течение длительного времени,
  • выше температура искры, что позволяет поджигать даже обедненную воздушно-топливную смесь и может использоваться в двигателях с нагнетателями воздуха.

 

 

Преимущества иридиевых свечей практически полностью дублируют платиновые плюс еще несколько моментов:

 

  • еще больше стойкость материала к окислению и выгоранию,
  • прочность иридия выше, чем у других металлов,
  • температура плавления значительно выше, чем у платины,
  • иридиевая свеча может стабильно работать в большом диапазоне нагрузок.

 

 

Некоторые компании (например, японская копания, производящая свечи зажигания DENSO) продолжают разработку различных присадок к сплавам, повышающим эксплуатационные характеристики. Одна из последних новинок – иридиево-родиевый сплав, используемый в запатентованной продукции.

 

 

Использование высокотехнологичных свечей зажигания не только позволяет надолго забыть о проблеме замены, но и является одним из факторов экономии топлива в ближайшем времени и увеличения ресурса двигателя в долгосрочной перспективе.

Однако в некоторых случаях будет более целесообразным использование простых никелевых свечей: при большом износе двигателя на свечах будет оседать масло, а значит, даже дорогие свечи не отслужат положенных ресурс. Также использование некачественного бензина делает покупку дорогих свечей просто бесполезной: даже на иридиевом электроде будет образовываться нагар, дестабилизирующий работу свечи.

 

Количество, форма и расположение электродов. Два или больше?

Какой бы качественной ни была свеча зажигания, а дополнительная надежность никогда не повредит. Сейчас в продаже есть множество вариантов свечей с двумя, тремя или четырьмя электродами массы, часто имеющими не гладкую, а ребристую внутреннюю поверхность. Для чего это делается и какие преимущества они дают? 

Несколько электродов являются своеобразной страховкой от не-возгорания: во время работы свечи разряд будет проходить между наиболее близкой парой электродов. И, конечно, при этом они будут постепенно деградировать (окисляться, выгорать). При наличии одного электрода массы свечу приходится периодически калибровать, устанавливая нормальный искровой зазор. А вот несколько электродов становятся более надежной гарантией зажигания: когда один выходит из строя, следующий продолжает функционировать.

Вопреки распространенному мнению, четыре электрода не дадут четыре искры вместо одной, но в четыре раза повысят надежность свечи, даже при выработанном ресурсе.

С этой же целью на электродах делаются V-образные или U-образные распилы: разряд на одну сторону электрода повышает срок его службы.

 

U-образный распил основного электрода

 

 

В большинстве случаев один боковой электрод располагается над центральным, то есть разряд идет по центральной оси. Несколько электродов так разместить невозможно, и они окружают центральный с боков, благодаря чему искра проходит перпендикулярно оси свечи. В чем тонкость?

Боковое расположение электродов выгодней тем, что пространство под свечой (камера сгорания) остается полностью открытым: ничто не мешает равномерному распределению пламени от искры. А чем равномерней происходит сгорание, тем лучше распределяется нагрузка на поршень, обеспечивая оптимальную балансировку и снижая вибрацию при работе.

 

Свечи зажигания с V-образным распилом центрального электрода (слева) 

и с тремя электродами массы (справа)

 

 

Таким образом, несколько боковых электродов увеличивают ресурс и стабильность работы как самой свечи, так и двигателя в целом.

 

Распространение пламени при вертикальном (а) и боковом (б) расположении электродов массы

 

Обобщая информацию о применении материалов и инноваций в изготовлении свечей зажигания, можно сделать вывод: использование драгоценных металлов и передовых технологий обеспечивает более высокую надежность, лучшую защиту от перегрева и эрозии, более продолжительный ресурс использования. Но и цена будет соответственно выше.

 

Линейные размеры: что важно учитывать при выборе

 

Если в вопросе материалов и особенности конструкции можно делать выбор на свое усмотрение, то размерность свечи должна точно соответствовать техническим требованиям двигателя. При подборе учитываются такие характеристики:

  • Тип (форма) контактной гайки – резьба М4 или SAE-подключение (евростандарт). Некоторые производители (например, NGK) делают съемный евро-контакт, накручивающийся на резьбу.
  • Длина резьбовой части. Точное соответствие важно при установке свечи: слишком длинная свеча будет слишком глубоко вкручена в камеру сгорания, что нарушит расчетное распределение пламени. Кроме того, поршень может ударяться о свечу, что в кратчайшие сроки выведет его из строя. Короткая свеча не обеспечит качественный поджиг: искра будет слишком далеко от максимальной концентрации топливно-воздушной смеси, а значит, будет происходить неполное сгорание со всеми вытекающими последствиями.
  • Диаметр резьбовой части. Здесь всё понятно: он должен соответствовать диаметру резьбы свечного колодца, без малейших отклонений.
  • Шаг резьбы – те же требования, что и к диаметру.
  • Размер под ключ (диаметр шестигранного расширения корпуса) учитывается при установке для подбора подходящего инструмента.
  • Момент затяжки (L) – показатель для динамометрического ключа. Слишком слабая затяжка не даст достаточной герметизации в корпусе, а слишком сильная как минимум сломает свечу, а как максимум выведет из строя резьбу свечного колодца. При отсутствии динамометрического ключа используется показатель угла затяжки: на указанный угол подкручивается свеча простым ключом.
  • Вид уплотнителя: конус или кольцо. Также определяется конструкцией двигателя, и установка «неродной» свечи не позволит мотору нормально работать.

 

Взаимозаменяемость и методика выбора свечей

Автовладельцев часто интересует вопрос: можно ли ставить на автомобиль свечи разных производителей, и как определить, подходит ли та или иная свеча для данного двигателя?

Габаритно-присоединительные размеры – это то, что должно учитываться в первую очередь. Здесь отклонения недопустимы, и ориентироваться нужно в первую очередь на них. Свечи с неподходящим шагом резьбы или диаметром шестигранника не получится установить на место.

Второй критерий – калильное число свечи, которое должно соответствовать типу двигателя, режиму использования автомобиля и качеству топлива. Как правило, в процессе эксплуатации владелец автомобиля сам определяет, какие свечи лучше всего работают в его машине (либо получает консультацию специалиста).

Производители выпускают свечи с разными характеристиками, что позволяет выбрать для своего автомобиля изделия той фирмы, которой доверяет автолюбитель. Информация о том, какие свечи соответствуют определенной модели двигателя, всегда есть у официальных представителей, и если хочется приобрести новейшие «супер-свечи», можно всегда проконсультироваться у продавца.

 

Ресурс свечей зажигания

Каждый производитель указывает ресурс службы свечи – определенное количество километров пробега. Если речь идет об импортных свечах, то и ресурс рассчитан на европейские дороги и европейский же бензин. А что у нас?

В украинских реалиях ресурс СЗ можно смело делить на два: сложные дороги, некачественный бензин, холодная и влажная зима. Поэтому, если на свече указан ресурс, например, 20 тыс. км, то при тяжелых условиях эксплуатации они могут уже через 10 тыс. км быть совершенно непригодными к использованию. Поэтому ориентироваться лучше не на километраж, а на техническое состояние самой свечи.

Владельцам автомобилей на газу нужно учитывать, что использование газа снижает срок эксплуатации свечей: температура сгорания газа выше, чем бензина, а значит, и нагрузка на свечи будет больше.

С другой стороны, на новом автомобиле со всеми отлично работающими узлами свеча вполне может отслужить заявленный ресурс. Тем более что новые машины редко заправляют дешевым бензином или заливают некачественное моторное масло.

В любом случае, свечи зажигания необходимо регулярно осматривать, чтобы вовремя выявлять возникающие проблемы, а если они отслужили своё – менять, не дожидаясь серьезных поломок.

 

Проблемы свечей зажигания и двигателя

На состояние СЗ нужно обратить внимание при таких проблемах:

  • двигатель плохо запускается,
  • мотор «троит» — продолжает работать при выключенном зажигании, подергивается на холостом ходу,
  • уменьшилась мощность, что заметно при подъемах и резких наборах скорости,
  • увеличился расход бензина,
  • увеличился процент СО в выхлопе.

Часто причиной преждевременного выхода из строя свечи зажигания является неправильный выбор свечи относительно параметров автомобиля.

Слишком «холодная» свеча быстро покроется нагаром, закрывающим электроды. Как следствие – пробои искры, несвоевременный поджиг. Такая свеча визуально будет темной, закопченной, с черным слоем на корпусе, изоляторе и электродах.

Чрезмерно «горячая» свеча хорошо очищается, но увеличивает риск калильного зажигания. Визуально ее можно определить по светлому (белому) изолятору и черным окислам на электродах.

 При длительном перегреве свечи существует опасность полного прогорания электродов, перегрева и повреждения керамического изолятора. В случае попадания осколков керамического изолятора в камеру сгорания, они насмерть стирают двигатель, приводя его в полную негодность.

Правильно работающая СЗ будет чистой, без налета масла или нагара, конус изолятора желтый или светло-коричневый, с полностью рабочими электродами, сохраняющими свою форму и искровой зазор.

 

Состояние свечи зажигания после 1000 км пробега:

1. Свеча оптимально подобрана под характеристики двигателя и топлива.

2. Перегрев свечи: белый изолятор и окисленные электроды. 3. Недогрев свечи: налет продуктов сгорания.

4. Налет моторного масла. 5. Выгорание центрального и бокового электродов. 6. Разрушение конуса изолятора.

 

Замена свечей зажигания: где лучше делать?

Замена свечей – процедура не слишком сложная, и при наличии инструмента и минимальных навыков вполне по силам самому автовладельцу. Но при желании замену сделают на любом СТО в кратчайшие сроки.

Меняя свечи самостоятельно, нужно последовательно проходить все этапы проведения работы:

1. Отсоединить от аккумулятора минусовую клемму.

2. Отключить контактные провода, тщательно помечая их порядок маркером или любым другим способом.

3. Осторожно ослабить ключом и выкрутить свечи зажигания.

4. Осмотреть свечи. Внешний вид является показателем правильности их работы.

5. Установить новые свечи, закрутив их руками до предела и дотянув до нужной плотности прилегания с помощью ключа.

6. Подключить контактные провода, соблюдая прежний порядок.

 

Ошибки при установке свечи зажигания: 1. Правильно установленная свеча.

2. Отсутствует уплотнительное кольцо. 3. Установлены два уплотнительных кольца.

4. Резьбовая часть слишком короткая. 5. Резьбовая часть слишком длинная.

 

Совет: если из всего комплекта свечей только одна вышла из строя, менять лучше весь набор: разбалансировка в работе двигателя приведет к его преждевременному износу.

 

Как не купить подделку

Хоть цена СЗ и не слишком велика, по сравнению с другими запчастями, мошенники все же изготавливают дешевые подделки, которые в лучшем случае просто не будут работать, а в худшем – быстро «убьют» двигатель.

Признаки поддельных свечей зажигания обнаружить несложно:

 

 

  • Цена. Стоимость оригинальных свечей — это не только «доплата за бренд», но и высокие технологии, гарантия точности, качественные материалы. Хорошее редко бывает дешевым.
  • Упаковка. Известные производители не жалеют денег на разработку дизайна и качество упаковки. На ней не должно быть ни малейших погрешностей.
  • Форма и расположение центрального электрода. Это один из самых сложных технологических этапов: изготовление идеально круглого в сечении электрода (особенно при маленьком диаметре) и точное размещение вутри изолятора. Малейшее смещение или погрешность – признак подделки.
  • Изолятор. Поверхность изолятора должна быть абсолютно гладкой, с ровно пропечатанным логотипом изготовителя. Наличие царапин говорит о некачественном товаре.
  • Корпус всегда изготавливается из высококачественной стали. В оригинальных свечах при нарезке резьбы используются инструменты, соответствующие твердости металла. В подделках на резьбе будут сколы и зазубрины.
  • Маркировка. Каждый производитель маркирует свою продукцию, и отсутствие напечатанного кода говорит о фальшивом товаре.

Страховка от приобретения подделки – покупка запчастей только у официального дилера, сотрудничающего с крупнейшими мировыми производителями.

 

Свечи зажигания – деталь на первый взгляд мелкая, но они тоже вносят свою лепту в долгую и благополучную «жизнь» вашего автомобиля.

 

 

dok.dbroker.com.ua

Все о свечах зажигания: принцип работы, особенности эксплуатации и ухода, Автоновости и полезные советы для автолюбителей |

Доброго времени суток! Приветствую Вас на страницах этого блога. Далеко не последнее место, в этом сложнейшем механизме, как автомобиль, занимают свечи зажигания. Даже больше, это один из самых важных элементов двигателя. И от того, насколько четко они работают, как хорошо за ними ухаживают, будет зависеть качество работы двигателя.

Все о свечах зажигания: принцип работы, особенности эксплуатации и ухода.

Итак. Свеча зажигания – это устройство, которое поджигает смесь из топлива и воздуха, в двигателях внутреннего сгорания бензинового типа. Производится поджиг электрическим зарядом, возникающим между электродами, и напряжением в несколько тысяч вольт.

Сегодня, к свечам предъявляют особые требования. Ведь на них действуют самые различные нагрузки. В частности изменения режима работы, от движения по трассам на полном газу, до тихих поездок с частыми остановками в городском режиме. А в процессе всего этого, сказываются тепловые, механические и химические нагрузки.

Требования, которые предъявляются к современным устройствам:

1. Хорошие изоляционные свойства. Современные свечи должны работать при температуре 1000 градусов.

2. Надежная работа при высоком (до 40 000 Вольт) напряжении.

3. Сопротивляемость тепловым ударам и химическим процессам, которые происходят в камере сгорания.

4. Отличной теплопроводностью должны обладать электроды и изолятор.

Свечи должны обеспечивать стабильную работу двигателя на каждом из режимов: как в холостом, так и при максимальной производительности. Главные характеристики свечей зажигания, это калильное число, рабочая температура, тепловая характеристика, самоочищение, величина искрового промежутка и число боковых электродов.

Эта характеристика показывает, при каком давлении возникает калильное зажигание в цилиндре, то есть при контакте с нагретыми участками свечи, а не от искры. Данный параметр должен четко соответствовать тому, какой рекомендован для вашего двигателя. Можно использовать свечи с несколько большим калильным числом, и то всего лишь какое-то время, но ни в коем случае нельзя устанавливать свечи с меньшим значением.

Это говорит о температуре рабочей части свечи в данном режиме двигателя. При всех его режимах работы, температура должна быть в пределах 500-900 градусов. При любом раскладе, будь то холостой ход, или режим работы в полную мощность, температура должна оставаться в заданных пределах.

Здесь говорится о зависимости теплового конуса изоляции от режима работы двигателя. Чтобы увеличить рабочую температуру, тепловой конус увеличивают. Однако нельзя его нагревать выше 900 градусов, так как возникнет калильное зажигание.

Исходя из тепловой характеристики, свечи можно разделить на два вида: холодные и горячие.

Холодные свечи зажигания используются, если нагрев будет меньше температуры калильного зажигания при максимальных мощностях двигателя. Такие свечи прослужат меньше, если они для данного двигателя «холодные», Так как не будут нагреваться до температуры самоочищения от нагара.

Горячие свечи зажигания предназначаются для тех двигателей, которым нужно достигать температуры очищения от нагара при небольших тепловых нагрузках. Если свечи будут «горячее» чем нужно, то они будут вызывать калильное зажигание.

Количественной оценке данная характеристика не поддается. Почти все производители говорят о том, что их продукция обладает самой высокой степенью к самоочищению. Однако, по идее, свечи вообще не должны покрываться нагаром. Только вот в реальных условиях этого почти не добиться.

Обычно, электродов на свечах два: один электрод центральный, и один боковой. Но сейчас производители стали штамповать и четырехэлектродные свечи. Однако это не значит, что будет четыре искры. Их предназначение в том, чтобы сделать стабильное искрообразование. Это позволит увеличить срок службы свечей, и улучшит работу двигателя на малых оборотах.

Искровым промежутком называют расстояние, между боковым и центральным электродами. У каждого типа свечей свой определенный зазор, который невозможно отрегулировать. И если у вас получилось «изменить» этот зазор, то единственный способ вернуть все на место, приобрести новые свечи.

Уход за свечами зажигания, целиком и полностью, связан с особенностью эксплуатации автомобиля. Давайте разберем основные моменты:

Когда будете устанавливать свечи, затягивать их следует только с рекомендуемым моментом. Лучше всего взять динамометрический ключ, им можно ограничить момент натяжки.

Проверяйте, исправна ли система зажигания автомобиля. Позднее, или наоборот раннее зажигание, плохие контакты свечных проводов, проблемы в цепи высокого напряжения – все это может негативно сказаться не только на свечах, но и в целом на работе двигателя.

Большую роль играет качество топлива. Заправляйтесь только на проверенных АЗС, и только качественным топливом. Так как если в бензине будут примеси железа, это вызовет красноватый нагар на свечах зажигания.

Средний ресурс свечи зажигания, составляет от 25000 до 35000 километров. И чтобы они прослужили все это время, а так же для обеспечения качественной работы двигателя, время от времени следует их снимать и производить осмотр.

При осмотре уделите внимание конусу зажигания, там может быть образован нагар, который очень многое может сказать о состоянии двигателя. К примеру: если нагар черный и маслянистый, значит в картере переизбыток масла. Черный и сухой, означает слишком длительную работу на холостых оборотах или недостаточную нагрузку. Белый нагар говорит о перегреве, либо слишком раннем опережении зажигания.

Далее, придется эту свечу от нагара очищать. Способов очистки существует несколько: физический и химический. При физической очистке нагар удаляется с помощью наждачной шкурки или металлической щетки. При этом нельзя использовать какие-либо острые предметы, так как они могут повредить керамический изолятор свечи, из-за чего увеличится образование нагара, и свеча выйдет из строя раньше времени.

При химической очистке свечи выдерживают в бензине, высушивают, затем полчаса держат в растворе 20% уксуснокислого ацетата. После этого их очищают щеткой, промывают водой и высушивают. Уксусную кислоту следует нагреть, но не более чем 90 градусов. Делайте все это в хорошо проветриваемом помещении и подальше от открытого огня, так как и бензин, и пары уксусной кислоты очень опасны.

После того, как свечи будут очищены, проверьте зазор между электродами. Рекомендуемый зазор для вашего автомобиля вы можете узнать из его руководства по эксплуатации. Проверить величину зазора можно при помощи круглого щупа. Ну а регулировку можно сделать путем подгиба бокового электрода. Но делать это следует осторожно, так как если зазор будет недостаточным, возможно замыкание между электродами, а если избыточным, возможно отсутствие искры или большая потеря ее мощности.

Помните, свеча зажигания – это один из важнейших элементов двигателя. И ее неисправность сильно скажется на его производительности. И чтобы не допустить этого, следует соблюдать все вышеуказанные меры. Удачи Вам!

bez-tebya.ru

Свеча зажигания. Лучшие свечи зажигания. Инструкция по замене свечей зажигания :: SYL.ru

Свеча зажигания – это определенное устройство, которое используется для поджига топливовоздушной смеси в бензиновых двигателях внутреннего сгорания. Необходимо разобраться в том, как осуществляется поджиг. Производится он обычно электрическим разрядом, который имеет напряжение примерно несколько тысяч или даже десятков тысяч вольт. При этом важно выбрать лучшие свечи зажигания. Как это сделать, мы расскажем в статье.

Все о свечах зажигания

Самая главная задача свечей – подача высокого напряжения, которое генерируется в катушке зажигания, к камере сгорания. В настоящее время к свечам зажигания предъявляются следующие требования:

  1. Сопротивляемость тепловому удару.
  2. Отличная работа при высоких напряжениях.
  3. Хорошая изоляция.
  4. Сопротивляемость химическим процессам.
  5. Хорошая теплопроводность изолятора и электродов.

На самом деле немногие знают, как правильно выбрать хорошие свечи зажигания. Это один из важных элементов системы, ведь от него зависит полностью стабильность работы всего двигателя в целом. Замена свечей зажигания — процесс не сложный, который каждый сможет произвести самостоятельно.

Основные характеристики свечей

Основными характеристиками являются следующие свойства:

  1. Калильное число. На него нужно обратить отдельное внимание. Такой параметр показывает, при каком давлении в цилиндре возникает калильное зажигание.
  2. Число боковых электродов. Классическая конструкция свечей такова: один центральный электрод, а другой – боковой. Но сейчас стали производить и двух-, трех-, четырхэлектродные модели. Совсем недавно на рынке появились свечи, которые не имеют боковых электродов. Но такие свечи зажигания имеют более высокую цену.
  3. Срок службы.
  4. Способность к самоочищению. Это условная характеристика, которая не поддается количественной оценке. Когда двигатель работает, то со временем часть продуктов сгорания оседает на тепловом конусе свечи.
  5. Величина промежутка между искрами. Под искровым промежутком понимается расстояние между электродами: центральным и боковым. Для каждого типа свечей завод устанавливает какой-то определенный зазор, дальнейшая его регулировка невозможна.
  6. Тепловая характеристика. Под тепловой характеристикой понимается зависимость температуры теплового конуса изолятора и центрального электрода. Для того чтобы увеличить рабочую температуру теплового конуса, необходимо увеличить его длину, но выше 900 градусов конус разогревать нельзя.
  7. Рабочая температура свечи. Температура рабочей части на всех режимах работы мотора должна быть в пределах примерно 500-900 градусов по Цельсию. Такой процесс может нарушить работу двигателя и снизить его мощность.

Что такое нагар на свечах

Когда образуется нагар на свече зажигания, в этот момент происходит некоторая утечка энергии на корпус, а это значит, что ослабевает мощность электрической дуги между центральным и боковым электродами. Иногда случается так, что нагар становится таким сильным, что это выводит свечу из строя. В основном получается так, что такие отложения возникают при какой-либо неисправности системы питания или же просто при неверно выставленном угле опережения зажигания.

В случае если свечи зажигания достаточно сильно закоптились, не стоит их сразу же отмачивать в бензине или ацетоне. Этого не нужно делать по той причине, что на современных свечах есть небольшое напыление благородных металлов.

Для того чтобы двигатель работал хорошо, необходимо очень аккуратно счищать нагар со свечей. Надо выкрутить свечи и прочистить их самой мелкой наждачной бумагой. Свечи необходимо чистить каждые 15 пройденных километров. А чтобы нагар образовывался меньше, нужно следить за тем, чтобы температура в картере была оптимальной – 500-600 градусов по Цельсию. Именно при таком нагреве и происходит самоочищение свечей зажигания.

Как правильно проверить свечи зажигания, не обращаясь на СТО

На самом деле свечи необходимо менять каждые пройденные 45 тысяч километров. Подбор свечей зажигания – это достаточно простое дело, но нужно быть все-таки предельно внимательными. Обычно сразу они из строя не выходят. Именно поэтому следует найти причину, по которой свеча зажигания перестала работать. Проверить свечи с лёгкостью смогут даже девушки, ведь для этого не потребуется особых знаний и опыта.

Есть несколько способов того, как можно проверить свечи зажигания, не обращаясь к специалистам. Первый способ: следует попеременно снимать провод, который идет от свечи прямо к распределителю. После этого необходимо внимательно послушать, как урчит двигатель на холостом ходу. В случае если ритм его работы не изменился, то именно эта свеча зажигания вышла из строя, ее следует или заменить, или отремонтировать.

Заменить свечу, конечно же, легче, чем отремонтировать. Но если посмотреть с другой стороны, то часто случается так, что свечи зажигания быстро выходят из строя из-за плохого бензина или же неграмотной начальной установки.

Второй способ также очень прост и эффективен. Необходимо аккуратно поддеть и снять провод с самой свечи, после чего приблизить его к блоку цилиндров. По искре, которая получилась, можно с легкостью определить, хорошо ли все работает или что-то не так.

По какой причине могут изнашиваться свечи зажигания

В случае если свеча зажигания износилась, не проработав даже месяца, и уже стала одной из причин перебоев в работе двигателя, немедленно следует предпринимать какие-то действия. Причина может быть в следующем:

  • нагрузки, которым подвергается двигатель;
  • неудачный монтаж свечей зажигания;
  • низкое качество масла и бензина;
  • сильное загрязнение свечей.

Как поменять свечи зажигания в своем автомобиле

Правильная и своевременная замена свечей зажигания – это залог хорошей и исправной работы автомобиля. Перед тем как начать заменять свечи, необходимо обзавестись новым комплектом и специальным ключом для того, чтобы снять их. Делать это необходимо только тогда, когда двигатель уже остынет. Когда уже куплены свечи, специальный ключ, можно приступать непосредственно к работе. Очень важно перед заменой подготовить свое рабочее место:

  1. Все нужные инструменты и комплектующие сложить в специальный лоток.
  2. Прочистить свечные колодцы, а также всю прилегающую к ним территорию от разного мусора.
  3. Разметить силовые провода.

Все подготовительные работы завершены, инструменты куплены, теперь можно приступать к замене свечей. Для начала необходимо снять колпачки со свечей, придерживая за корпус. Далее нужно взять свечной ключ и аккуратно все их выкрутить. Если же при выкручивании появились затруднения, то необходимо капнуть немного масла, иначе просто можно сорвать резьбу.

Свечи, которые были выкручены, необходимо внимательно осмотреть, возможно, их просто следует подчистить, и ездить дальше. В случае если демонтаж уже закончен, следует приступать к их установке заново.

Вначале свечу необходимо установить вручную, а уже потом закрутить ее ключом. После того как все свечи были закручены, следует заняться проводами. При возвращении проводов на место нельзя допускать их переплета, подключать их лучше по предварительной разметке. Когда все работы будут закончены, следует завести двигатель и послушать, нормально ли он работает.

NGK

Свечи зажигания NGK изготовлены в Японии, они имеют один центральный медный электрод. Их принцип действия отличается простотой, а главное – эффективностью. Свечи зажигания NGK особенно подходят для современных двигателей, топливовоздушная смесь которых доводится до очень малой степени насыщения.

DENSO

Свечи зажигания DENSO изготовлены специально для бензиновых двигателей современного поколения. Эта компания была образована еще в 1996 году в Японии. Лучшие свечи зажигания – это DENSO. Изоляторы свечей изготовлены из порошка глинозема самой высокой очистки, они имеют отличную изоляцию, механическую прочность и высокую теплопроводность. Центральный электрод сделан из хромоникелевого сплава с медным ядром. С помощью этого обеспечивается отличная термоустойчивость, а также увеличивается рабочий диапазон температуры и напряжений.

Подводя итог, можно сказать: для того чтобы свечи зажигания служили дольше, необходимо заправляться тем бензином, который прописан в техпаспорте, а также следует быть предельно внимательными при вкручивании их обратно.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *