Много раз наблюдал за тем, как опытные мастера на СТО по стуку определяют неисправность. Насколько точный такой «диагноз». И возможно ли это?
В древние века в «Поднебесной» простой люд не имел права видеть царственных особ, за нарушение этого закона им полагалась смертная казнь. Но какими бы богоподобными не считались император и его родственники, они как и обычные смертные болели и должны были лечиться у врачей.
Поэтому, чтобы сохранить свою жизнь, придворные лекари ставили диагноз лишь по ладони членов императорской семьи, учась точно определять заболевание лишь по одному цвету кожи, пульсу и температуре и т. д.
Так и опытные мастера на СТО, экономя свое время, становятся профи в безразборной диагностике двигателя. И не только мастера, любой водитель со временем начинает улавливать взаимосвязь между звуками, доносящимися из под капота, и тем, что происходит с мотором его автомобиля. На самом деле ничего сложного в этом нет.
Вот несколько достаточно простых и эффективных способов определение неисправностей без разбора двигателя.
1. Звуковой метод
Все звуки, возникающие при некорректной работе двигателя, различаются по трем параметрам: локализации, тону и характеру проявления. Если проанализировать проявления постороннего шума в комплексе, учитывая каждый из этих критериев, почти наверняка удастся установить причину возникновения шума.
Металлический лязг, который прослушивается в нижней части блока цилиндров и при этом не меняется при изменении нагрузки, характерный признак неполадок с самим поршнем. Может быть изношен поршневой палец или трещина на самом корпусе поршня.
Подобный же лязг, но в верхней части мотора обычно оказывается всем хорошо знакомым стуком клапанов. Хотя иногда схожие звуки могут появиться в связи с износом кулачков распределительного вала.
Глухой внутренний ритмичный стук, напоминающий стук в закрытую дверь, который отсекается при снятии нагрузки с конкретного цилиндра (на современных двигателях отключать цилиндр проще, да и правильнее всего — программно, с помощью диагностического тестера) и, наоборот, усиливается при увеличении нагрузки — свидетельство износа шатунного вкладыша. Прослушивается такой стук в средней части блока. Коренной же подшипник издает аналогичные звуки, которые проявляются даже при снятии нагрузки с цилиндра и локализуются в нижней части двигателя.
Похожий звук на автомобилях, оборудованных АКП, появляется при возникновении трещины на приводном диске. Стук будет прослушиваться в задней части агрегата при изменении нагрузки на двигатель.
Высокочастотный стук, напоминающий звон детской погремушки, скорее всего, свидетельствует о появлении в масляном поддоне или выпускном тракте мелкой детали. Возможно, она отвалилась от какого-то механизма или попала в двигатель любым другим способом. Очень опасная неисправность.
Лязгающий звук сигнализирует о скором износе агрегата. В этом случае потребуется срочное серьезное вмешательство специалистов СТО.
Цокание, похожее на стук копыт лошади, четко локализованное в определенной части двигателя, говорит об износе деталей привода ремня ГРМ или ремней привода вспомогательных агрегатов: роликов, натяжителей и т. п. Обычно найти «виновника» не представляет труда благодаря четкой локализации звука.
Вой, с долгим эхом, который усиливается и превращается в монотонное гудение при увеличении оборотов двигателя, — яркий признак повреждения генератора.
2. Вакуумный метод
Предварительно прогрев двигатель, отключите зажигание и подачу топлива. Затем подсоедините вакуумный измеритель к точке отбора воздуха на впускном коллекторе. Проворачивая двигатель стартером, следите за показаниями прибора. Если разряжение в задроссельном пространстве непостоянно, то, вероятнее всего, проблема скрывается в прилегании клапанов. Стабильный, но низкий показатель разряжения, как правило, говорит о закоксованности клапанов.
Многократный замер компрессии во всех цилиндрах двигателя, осуществляемый в разных режимах его работы, способен выявить неполадки в клапанной системе, износ поршневой группы, либо, что встречается гораздо реже, пробой прокладки или трещину в гильзах или блоке цилиндров.
3. Бумажный тест
Это диагностика малозаметной невооруженному глазу неретмичности работы двигателя. Запускается двигатель до полного прогрева. Когда двигатель наберет рабочие обороты, к выхлопной трубе подносится обычный стандартный лист бумаги. Под действием выхлопных газов, выходящих из выпускного тракта с постоянным давлением,, лист должен отстраниться на определенный угол и застыть в таком положении. Если же он периодически и ритмично станет проваливаться в направлении к трубе — значит один из цилиндров работает с неполной мощностью. Этот дефект может быть связан, например, с неисправностью системы впрыска или зажигания. С них и стоит начать диагностику. Если эта диагностика не выявит неисправности в них, тогда необходимо анализировать работу клапанов, поршневой группы и т. д .
4. Метод баланса мощности
Метод основывается на том, что при возникновении неполадок в том или ином цилиндре его доля в общей создаваемой агрегатом мощности падает. Выявить это падение, а также отметить ряд сопровождающих его эффектов и позволяет этот метод. Технология следующая: заводите и прогреваете двигатель. Затем доступным способом поочередно отключаете один за другим цилиндры. Как уже говорилось ранее, на современных автомобилях эту процедуру желательно проводить программно, а на машинах старых можно, например, отсоединять высоковольтные провода от свечей, но только при этом в разъем провода нужно вставить другую свечу и заземлить ее на корпус автомобиля — это важно, чтобы избежать перегрузки на катушке. После того как будет отключен тот или иной цилиндр, фиксируется падение оборотов двигателя. В идеале оно должно составлять одну четвертую часть (шестую, восьмую и т. п. — в зависимости от количества цилиндров) от первоначального количества оборотов. Если же она окажется меньшей, резонно предположить, что с цилиндром что-то не так.
В этом случае подсоедините к автомобилю газогенератор. По составу смеси, иногда удается определить, в чем причина неритмичной работы двигателя: либо подается слишком бедная смесь, либо свечи уже перестали работать в полную силу, либо изношена поршневая и т. п.
На современных автомобилях полезным бывает понаблюдать за тем, как электроника пытается компенсировать потерю мощности в одном цилиндре увеличением длительности впрыска в других. Если она этого не делает, вполне возможно, что причина неритмичной работы двигателя — некорректная работа контроллера.
Проведение комплекса этих достаточно нехитрых тестов не только позволяет вполне уверенно диагностировать «здоровье» вашего автомобиля, но и не ошибиться при покупке подержанной машины.
www.rul.by
Появление посторонних звуков в процессе работы дизельного двигателя является признаком неисправностей. Дизель может стучать по разным причинам, начиная от вышедших из строя подшипников привода навесного оборудования до проявления детонационных взрывов топлива в цилиндрах. Перед началом ремонта дизельного двигателя можно попытаться самостоятельно диагностировать причину стуков и шумов для более точного определения поломки.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему бензиновый двигатель может напоминать по звуку работы дизельный агрегат. Из этой статьи вы узнаете о возможных причинах шумной работы и стуков бензинового ДВС при эксплуатации агрегата на различных режимах.Стук шатунов является признаком серьезной поломки, которая означает необходимость капитального ремонта дизельного мотора. Такой «шатунный стук» дизеля отличается от аналогичной неисправности бензинового мотора.
Поршни в дизельных агрегатах во время совершения возвратно-поступательного движения почти вплотную приближаются к ГБЦ. Появление стука означает, что произошло увеличение зазора в шатунной шейке коленчатого вала, в результате чего верх поршня слегка «утыкается» в головку блока цилиндров. Второй причиной стука может быть раскрутившаяся гайка шатуна. По своей природе звук напоминает глухие металлические удары, которые также возникают при неправильно выставленном ремне ГРМ, который проскочил на один «зуб».
Диагностировать неисправность путем поочередного отключения питания на каждый цилиндр (применяется при диагностике аналогичных неисправностей на бензиновых агрегатах) не получится. Коленвал все равно будет вращаться, а поршень продолжит касаться ГБЦ. Ездить на дизельном моторе, в котором стучит шатун, категорически запрещено. Автомобиль необходимо доставить в сервис на буксире или эвакуаторе для расточки коленвала, замены вкладышей и т.д.
Стуки коленвала дизеля наиболее отчетливо проявляются «на холодную», когда моторное масло еще не успело в полной мере добраться до подшипников по масляным каналам. С прогревом проблема немного маскируется, коленвал может стучать менее интенсивно на определенных оборотах. На холодном моторе звук металлический, ритмичный и приглушенный в режиме холостого хода. С набором оборотов ритмичность возрастает, стук становится более звонким.
Застучать коленвал может по причине возникновения слишком больших зазоров, которые появляются в коренных или шатунных подшипниках. Стучать коленчатый вал начинает в результате изношенных шеек и/или вкладышей.
К увеличению зазоров и износу приводит эксплуатация мотора на грязном масле или смазке низкого качества, несвоевременная замена моторного масла в дизеле. Стучать коленчатый вал может после попадания в масло излишнего количества топлива в результате повреждений БЦ или ГБЦ, а также рабочей жидкости из системы охлаждения двигателя.
Также распространенной причиной стука дизеля является засорение масляного фильтра, так как частицы металла и мусор вместе с маслом попадают в подшипники колневала. Исправный фильтрующий элемент хорошо очищает масло, но при снижении пропускной способности открывается клапан и грязное масло свободно идет в двигатель без фильтрации.
Стук коленвала дизельного двигателя может появиться в результате падения давления масла и нехватки смазки, которая подается к подшипникам. К такой неисправности может привести неправильная работа маслонасоса системы смазки двигателя, забитый масляный фильтр, который конструктивно не имеет клапана для прямой подачи масла в обход фильтрующего элемента.
Как видно, в дизеле могут стучать клапаны газораспределительного механизма или шкивы на коленчатом валу. Если дизель стучит после ремонта, в результате которого менялась прокладка ГБЦ, тогда может появиться звук, похожий на стук клапанов. Дело в том, что после обтяжки головки отверстие под поршень в прокладке может стать меньше в диаметре. Стук возникает от того, что поршень доходит до ВМТ и касается выступающей части прокладки своей головкой. Результатом может стать то, что прокладка головки блока цилиндров дизельного двигателя окажется пробита.
На дизельных моторах отчетливо слышны стуки ТНВД. Для дизельных агрегатов эти стуки различимы в режиме холостого хода, характерным является стук плунжерных пар ТНВД. Диагностику насоса необходимо осуществлять силами специалистов, которые проверяют устройство на специальном стенде.
Дизель, оборудованный гидрокомпенсаторами клапанных зазоров, может стучать по причине неисправности указанных гидрокомпенсаторов. К такому стуку приводят неполадки системы смазки, езда на застаревшем или некачественном моторном масле. Если стук гидрокомпенсаторов сильный только «на холодную», но уходит с прогревом, тогда это указывает на необходимость скорой замены компенсаторов и чистки ДВС.
Еще одной причиной стука дизельного двигателя может выступать слабое натяжение зубчатого приводного ремня или цепи ГРМ. Неисправность чаще проявляется с ростом оборотов, когда возникают вибрации. Ременной привод может касаться защитного кожуха, создавая громкий звук. Вибрации цепи приводят к повышенному шуму в процессе работы мотора.
Стук может проявиться тогда, когда поршень достает до клапанов в результате нарушенных фаз газораспределения. Поршень также может вызывать характерные металлические стуки и в результате касания головки блока цилиндров. Это может происходить после установки прокладки несоответствующей толщины, которая еще дополнительно продавливается после обтяжки.
auto-self.ru
Среди различных неисправностей дизельных автомобилей имеет место быть проблема стука в двигателе. Конечно, «на глаз» не определить, в чем конкретно заключается причина стука, поскольку многие узлы могут издавать такие звуки. Это может быть как попросту раскрутившаяся деталь, так и элемент, вышедший из строя. В этом случае стоит не откладывать и как можно скорее посетить СТО, но в любом случае ремонт дизельных двигателей начинается с диагностики. Приведем в пример наиболее очевидные причины стука в дизеле.
Стук коленчатого вала может возникать вследствие образования больших зазоров в коренных или шатунных подшипниках, которые могут появляться из-за износа шеек коленвала или вкладышей. Так, нормальным может считаться зазор в 0,020-0,040 миллиметров. Также причинами увеличенного зазора могут стать следующие факторы:
Подтвердив одну из причин, рекомендуется обратиться к специалистам для проведения ремонта и восстановления должной работы коленвала.
Как правило, такой стук глухой, и возникает при запуске холодного двигателя. Когда масло поступает на подшипники, обычно этот стук прекращается. Причина здесь – износ подшипников вала, который может возникнуть вследствие появления механических примесей в масле, царапинах на валу, малого объема масла, поступаемого на подшипники. Если оставить проблему без внимания, износ подшипников будет увеличиваться, что приведет к возникновению стука и при запуске прогретого двигателя.
Также стучать в дизеле может и ТНВД, однако диагностику данного узла должны производить профессионалы на специальном стенде, чтобы обеспечить правильное проведение ремонта. Еще стук может возникать от того, что поршень достает до клапанов, в случае, если произошел сбой фаз газораспределения. Наконец, поршень может стучать и о головку из-за ее недопустимой приближенности к поршню. Зачастую это происходит из-за неверно выверенной толщины прокладки, которую подкладывают под головку. Если толщина меньше требуемой, происходит ее сильное выжимание и, как следствие, соприкосновение головки с поршнем, вызывающее характерный стук.
Читать далее:
Что делать, если плавают холостые обороты дизельного двигателя?
remont-dizela.ru
Дизельные двигатели почти всегда работают шумнее своих аналогичных бензиновых собратьев. Звон детонации, дребезжащий звук, испускаемый из работающего двигателя – все это характерно для работы дизеля. Этот шум вызван сжатием воздуха в цилиндрах и воспламенения топлива, когда оно вводится в цилиндр. При этом тарахтение было бы таким же и у бензинового двигателя при такой его неисправности как раннее зажигание. Время впрыска топлива в дизельный двигатель имеет решающее значение для предотвращения поломки некоторых его деталей.
Все дело в том, что дизельный двигатель работает по-другому, чем его бензиновый аналог. В бензиновом двигателе топливо смешивается с воздухом, а затем сжимается до того, как электрическая искра зажигает эту смесь. В дизельном двигателе сжимается только воздух. Затем топливо впрыскивается в цилиндр со сжатым воздухом, и тепло из сжатого воздуха поджигает топливо без помощи электрического зажигания.
Тарахтящий звук работающего дизельного двигателя – это звук процесса впрыска топлива. Ввод холодной солярки в чрезвычайно горячий сжатый воздух приводит к тому, что топливо уже воспламеняется, когда поршень еще только поднимается к верхней мертвой точке в цилиндре, в результате чего происходит детонация и последующий дребезжащий звук, который и характеризуется как тарахтение. Степень сжатия, как правило, влияет на интенсивность тарахтения дизельного двигателя — чем выше степень сжатия в цилиндре, тем громче он работает.
В то время как бензиновые двигатели, как правило, работают в диапазонах степени сжатия от 8:1 до 10:1, типичный дизельный двигатель работает на уровнях от 14:1 до 25:1 степени сжатия. Такая более высокая степень сжатия позволяет дизельному двигателю работать более эффективно, чем его бензиновому кузену. Таким образом, дизельный двигатель тарахтит, потому что это является побочным продуктом повышенной степени сжатия, а, если быть более точными, то процесса впрыска топлива.
К слову, дизельный двигатель имеет конструктивное свойство плохо заводиться в холодную погоду из-за отсутствия системы электронного зажигания. Многие производители в борьбе с этим оснащают дизельные двигатели свечами накаливания для облегчения запуска двигателя в холодных климатических условиях. Свечи накаливания используют аккумулятор машины для нагрева проволочной катушки в камерах сгорания. Это приводит к более заметной детонации в двигателе, пока тот не достигнет рабочей температуры. Поэтому непрогретый дизель может тарахтеть еще громче. Стук этот снижается по мере прогрева дизеля.
Некоторые производители даже создают специальные опоры двигателя, которые помогают заглушить тарахтение дизеля, чтобы этот звук был меньше слышен в салоне автомобиля.
Содержание статьи:
Каждый любитель знает звук двигателя своего авто. Как правило, он тихий и размеренный, без примеси посторонних шумов. Однако появление посторонних звуков, и особенно, стука, дает повод беспокоиться многих владельцев автотранспортных средств. Причины стука могут быть самыми разнообразными. Одни свидетельствуют о необходимости проведения планового техобслуживания, другие сигнализируют о серьезных неисправностях и необходимости срочного ремонта дизельного двигателя.
Среди всевозможных неполадок в работе мотора, стук при работе дизеля – наиболее распространенное явление. При этом важно отличать шумы мотора от звука ходовой части. Определить заочно причину стука без проведения диагностики двигателя невозможно, поскольку многие элементы системы могут издавать подобные шумы. Стучать может как недостаточно затянутая деталь, так и вышедший из строя элемент мотора. В любом из случаев, откладывать визит в автосервис не стоит.
Посторонние звуки, производимые в силовой установке, разделяются по четырем основными критериями:
По силе стук может быть едва уловимым, средним и громким. При слабом стуке можно продолжать эксплуатировать автомобиль, однако заехать в автосервис для диагностики все же стоит. Если постукивание имеет среднюю интенсивность, то следует в короткий срок поставить машину для проведения диагностических работ и планового обслуживания.
При появлении громких отчетливых стуков внутри двигателя, следует срочно прекратить эксплуатацию автомобиля, поскольку все признаки указывают на существенные проблемы в работе мотора. Доставлять такой автомобиль в автосервис лучше всего на эвакуаторе или буксире.
Как и сила, звучание стука может быть различным: звонким (металлическим) и глухим. Звонкий стук свидетельствует о соприкосновении двух твердых элементов без масляной прослойки, а глухой – об ударе деталей, одна из которых мягкая, и при этом присутствует масляная прослойка.
Характеристика цикличности удара позволяет определить степень необходимости в срочном ремонте. Так, спонтанный или стук, возникающий без системы, может быть началом неполадок с мотором, а может быть причиной навесного оборудования (например, незакрепленного генератора). Если же стук носит регулярный характер, то следует немедленно обратиться к услугам специалистов.
Стук сам по себе – следствие удара одного элемента о другой. Самые распространенные причины стука дизеля следующие:
Отличительной чертой неполадок распределительного вала является глуховатый стук дизеля на холодную. После прогрева двигателя на подшипники поступает масло и стук уходит. В таком случае можно говорить о существенном износе валовых подшипников. Он вызван наличием в моторном масле всевозможных примесей, которые в ходе работы приводят к появлению царапин на валу. Если эту проблему не устранить, то в дальнейшем стук будет распространяться и на прогретый мотор.
Стук коленвала возникает по причине износа шеек или вкладышей и увеличения расстояния в подшипниках. Это приводит к снижению качества работы моторного масла и недостатку смазочной жидкости на подшипниках, а также попаданию воды или антифриза в масле и деформации шеек коленчатого вала.
Неисправность форсунки, заклинивание иглы в распылителе, а также неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД)
Постукивание плунжера (поршня цилиндрической формы с длиной, превышающей его диаметр) ТНВД вызвано низким качеством дизельного топлива, при этом возможен стук дизеля на холостых оборотах и при их добавлении. Кроме того, шумы топливного насоса могут появляться совершенно неожиданно, во время движения.
Как правило, такая «клиническая картина» проявляется тогда, когда длина поршня недостаточная для того, чтобы достать до клапанов. Это вызывает сбои в работе, и, как следствие, — характерный стук.
«Фирменным» источником стука дизельного двигателя могут быть форсунки. Дизельная форсунка представляет собой один из главных элементов системы питания дизельного двигателя. Форсунка (инжектор) обеспечивает прямую подачу солярки в камеру сгорания дизеля, а также дозирование подаваемого топлива с высокой частотой (более 2 тыс. импульсов в минуту). Инжектор осуществляет эффективный распыл горючего в пространстве над поршнем. Топливо в результате такого распыла получает форму факела. Форсунки отличных друг от друга систем топливоподачи имеют конструктивные особенности, различаются по способу управления. Инжекторы делят на две группы: механические и электромеханические.
Стук дизельной форсунки обычно хорошо различим: он похож на стрекот или цокание, исходящее из верхней части двигателя. Стук раздается буквально из-под декоративной (шумозащитной) крышки двигателя, если она присутствует. Также распознать цокание форсунки можно, схватившись за ее топливопровод. После прикосновения к топливопроводу будет ощущаться вибрирующий стук, «приходящий» со стороны двигателя.
Чтобы проверить какие именно форсунки стучат, надо сделать следующее. Поочередно начиная с первого цилиндра надо топливную трубку идущую к форсунке отвернуть и ввернуть вместо форсунки заглушку (если дизель Common Rail) или если имеется запасную форсунку и опустить ее в пластмассовую бутылку. Затем заводим дизель: он будет работать на оставшихся цилиндрах с лишними вибрациями. И если стук от форсунки пропал, значит удалось найти стучащую форсунку. Таким же образом можно проверять даже пару форсунок сразу, так как дизель сможет завестись даже на двух цилиндрах.
Форсунка может стучать в случае увеличенной порции топлива, подаваемой в цилиндр по причине разрегулированной топливной аппаратуры, происходит характерный стук при работе двигателя. В этом случае, поочередно откручивая или ослабляя штуцеры с форсунок определяем, в каком цилиндре происходит жесткое сгорание. Если при медленном откручивании, когда часть топлива просачивается через штуцер, а остальная часть попадает через форсунку в цилиндр, работа и стук нормализуется, можно смело говорить об излишней порции топлива. Такой метод работает в отношении старых дизельных двигателях.
Распылители форсунок имеют пятый класс точности изготовления. Настолько точная деталь полностью исключает попадание грязи и воды. Смазывается распылитель дизельным топливом. Повреждение рабочей кромки распылителя значительно ухудшает качество распыла топлива и искажает направление впрыска. Вопреки общепринятому мнению повреждённые некачественным ДТ форсунки нельзя промыть или почистить. Устранить неисправность возможно только путём замены распылителя. Стук является одним из симптомов износа распылителя форсунки.
Стук форсунки – это ранний и очень верный признак сигнализирующий о необходимости замены распылителей. Иногда ненадолго помогает регулировка давления впрыска (в процессе работы и износа распылителя давление естественным образом понижается). Причина происходящего в следующем: у изношенных распылителей уплотнительный поясок иглы существенно больше чем у нового, а следовательно при одном и том же усилии пружины удельное давление на уплотнительный поясок меньше и распылитель не уплотняется, т.е. малейшего нарушения (будь то воздух или лаковое отложение) достаточно чтобы он перестал распылять топливо. Мотор на это реагирует стуком. Только не надо думать, что уменьшившееся удельное давление можно скомпенсировать более тугой подтяжкой пружины. Это будет уже вмешательство в условия работы ТНВД и в рабочий процесс двигателя и тут легко дров наломать. Иногда помогает хорошая промывка иглы и полости распылителей от лаковых отложений, но, во-первых, это надо делать, имея некоторую подготовку, а во-вторых учесть, что распылители сейчас не так уж дорого стоят и замена их тоже не ужасная операция. А также то, что езда на льющих распылителях однозначно приводит к растрескиванию или прогоранию головки блока, а в некоторых моторах и поршней, то есть смысл подойти к этой проблеме внимательно.
Форсунки дизельные электрические и многие другие для своего авто вы сможете подобрать на нашем сайте
Source: autostrong-m.byremont-avto.uef.ru
Стук в двигателе внутреннего сгорания является главным симптомом его неисправности. Зачастую причиной появления громких ударных звуков становятся увеличенные зазоры между сопряженными деталями двигателя. В нашей статье мы постараемся разобрать, почему стучит двигатель под нагрузкой и на холостом ходу, а также разберем, как выявить неисправную деталь по характеру и интенсивности появившегося стука. Однако ответить на эти вопросы не так уж и просто. Более того, некоторые стуки очень похожи друг на друга.
Отметим, что неисправности в моторе, которые стали причиной появления стуков могут иметь разную природу. Конечно, чаще всего причина появление стучащих звуков в двигателе кроется в износе его деталей. Однако иногда двигатель начинает стучать по причине его неправильной эксплуатации или неквалифицированного обслуживания.
Причины появления стуков в двигателе автомобиля
Стук как результат увеличения зазоров между сопрягаемыми деталями. Наиболее распространенная причина. Чаще всего эта проблема возникает в двигателях с пробегом, которые имеют износы внутренних деталей. Другими словами, можно сказать, что мотор стучит из-за своей длительной эксплуатации.
Стук из-за перекоса деталей. Такие шумы сами по себе не появляются. Зачастую их появлению способствует человек. Например, прогиб шатуна может произойти после гидроудара (при форсировании автомобилем большой лужи). Нарушенная геометрия приводит к работе определенных деталей двигателя под нагрузкой. При этом ухудшается подача смазки и нарушается температурный режим работы узла. В итоге это приводит к быстрому износу деталей и появлению больших зазоров. Ну а результатом такой неисправности является ударный звук.
Стук в сопряженных деталях с нормальными зазорами. Возникает при разрушении масляной пленки между трущимися деталями из-за превышения граничных нагрузок.
Стук между несопряженными деталями. Самый редкий случай. Может появиться при сильнейшей деформации какой-то детали двигателя. Вот один из примеров. Сильный гидроудар «укорачивает» шатун до такой степени, что он начинает цеплять противовесы коленчатого вала в НМТ.
Проанализировать в одной статье все причины появления ударов невозможно. Поэтому мы остановимся на самом распространенном виде стуков – на том, который вызван большими зазорами между сопрягаемыми деталями.
Интенсивность стука
Частота стуков в двигателе зависит от скорости вращения его валов, а также от нагрузок и температурного режима. Рассмотрим разные частотности стуков.
Равномерный стук, повторяющийся в такт оборотам коленчатого вала. Если рабочие поверхности деталей имеют сильный износ, то интенсивность появления ударных звуков будет возрастать с увеличением частоты вращения коленчатого вала. Если же износ незначительный, то стук при высоких оборотах может даже «заглушаться». Поэтому важную роль в определении причин появления стука играют нагрузки и температура двигателя.
Работа двигателя под нагрузкой приводит к появлению более громкого ударного звука в шатунном механизме и поршневой группе. Но если с работой под нагрузкой все понятно, то с температурными режимами не все так просто. Например, с повышением температуры будет расти вязкость масла. В этом случае, к примеру, поврежденный подшипник будет стучать громче. А вот изношенный поршень при повышении температуры будет расширяться, что приведет к уменьшению зазора между деталями и «затиханию» ударов.
Стуки, не зависящие от изменения нагрузок, обычно меняют характер звучания при изменении частоты вращения. Такие стуки могут быть вызваны ударами клапанов об изношенные поршни, попаданием сторонних предметов в двигатель или износом подшипников.
Ударные звуки, имеющие частоту появления меньше, чем у коленчатого вала, вызваны неисправностью в распределительном механизме. Мотор интенсивнее стучит при увеличении зазоров в клапанном механизме. Как правило, под воздействием нагрузки частота появления ударных звуков не меняется, за исключением случаев, когда стучит гидротолкатель.
Неравномерные стуки с трудно определяемой частотой. Обычно они затихают при росте частоты вращения коленчатого вала и никак не реагируют на изменение нагрузок. Это может происходить при износе подшипников валов, дефектах в маховиках и шкивах, а также при ослаблении посадки.
Все вышеперечисленные стуки, так или иначе, но связаны с естественным износом деталей, а также с неправильной эксплуатацией автомобиля. В то же время не стоит забывать о том, что в двигателе могут появиться дефекты, вызванные непрофессионализмом или неопытностью механиков при проведении ремонтных работ. Так, это может быть неправильно положенная прокладка в двигатель, несоосность постелей распредвала или коленвала или же неперпендикулярность осей коленчатого вала. В этих случаях проведение диагностики мотора становится похожим на разгадывание какого-то ребуса.
В заключение нашей статьи хотелось уделить несколько слов стукам – «обманщикам», которые могут запутать автомобилистов. Звук битья гидротолкателей иногда можно спутать с тем, как стучит шатунный вкладыш. Или же, к примеру, появившийся резкий стук в дизельном двигателе может напоминать шатунный, но на самом деле, неисправность заключается в топливной аппаратуре. Вот еще один пример. Сильно затянутый болт шкива распределительного вала может вызвать появление сильного грохота, который похож на стук изношенного коленчатого вала.
Подобных примеров большое множество. Но все эти «обманные» дефекты плохо попадают под рамки общепринятых схем диагностирования двигателя. Поэтому выявить реальную неисправность может только опытный персонал ремонтных мастерских.
autoremka.ru
Самый страшный стук в двигателе японского автомобиля — это стук шатунов при износе вкладышей, и если он уже появился, ничего вы с ним «быстренько» не сделаете. Не помогает ни более вязкое масло, ни более позднее зажигание, ни подкладки («шуба») под вкладыши. Это может только на время чуть приглушить удары шатуна о шейку коленвала. Это капитальный ремонт. Надо снимать коленчатый вал, так как на его шейке «набит» эллипс, протачивать его под ремонтные вкладыши и т.д. Об этом стуке, о его тоне и месте, откуда он раздается, столько разного написано, но у каждого японского двигателя стук будет свой. Два «стучащих» двигателя будут стучать по-разному, но у обоих, если отключить дефектный цилиндр, стук, если он недавно начался, исчезнет; особенно сильно этот стук проявляется при сбрасывании газа. Если двигатель дизельный, то картина шатунного стука может быть несколько иной. Поршни в дизельных двигателях при своем движении вплотную подходят к головке блока цилиндров, поэтому при увеличении зазора в шатунной шейке головка поршня касается головки блока цилиндров. Поэтому после отключения «стучащего» цилиндра грохот из-за этого «касания» остается и он очень похож на стук при «проскочившем» ремне газораспределения. Ездить на стучащем из-за шатуна двигателе нельзя, если вы не собираетесь покупать новый двигатель. «Доехать до дома» со стучащим шатуном можно только на автомобиле фирмы «Subaru» с двигателями ЕА-81 и ЕА-82, т.к. оппозитная конструкция этих двигателей делает их чрезвычайно жесткими. Коленчатый вал, поскольку он короткий, также более жесткий, чем у обычных двигателей. Известен случай, когда стучащий двигатель этой фирмы эксплуатировался больше месяца. Правда, потом его, не вскрывая, заменили. Шатунный стук в двигателе возникает только из-за нарушений правил эксплуатации. Впрочем, иногда в ремонт попадают двигатели с шатунным стуком, причиной которого является открученная гайка на шатуне. Если вы вовремя этот стук заметили, то, может быть, можно будет обойтись без расточки коленвала. Но вовремя его заметить, пока там все не размолотило, в нашей практике еще ни одному владельцу машины не удавалось, так как гайки, если уж они начали откручиваться, откручиваются очень быстро.
В японских двигателях, в общем-то, стучит все то же, что и в российских: клапаны, привод бензонасоса (очень неприятный стук, похожий на стук клапана, но может быть сильнее; неприятный еще и потому, что пока до него «дойдешь», пару раз отрегулируешь тепловые зазоры в клапанах), стучат шкивы на коленчатом валу после того, как отвернется крепящая их гайка (это случалось с двигателями серии «Toyota 2Y» и «Subaru Ledacy», при этом сальник лобовины моментально разрушается, и через него начинает течь масло. Если по ряду причин зубчатый ремень проскочит на несколько зубьев (а у дизельных двигателей — на один зуб), то поршень может доставать головки клапанов, и это также вызывает стук, который легко убирается при установке ремня газораспределения на место. Но этот дефект в двигателях, за исключением дизельных, встречается крайне редко и только там, где при обрыве ремня газораспределения гнет клапаны, и при этом ощутимо снижается мощность двигателя. Если двигатель был в ремонте, и после смены прокладки головки блока у него появился стук, похожий на клапанный, то почти наверняка виновата новая самодельная прокладка головки блока. Прокладка была сделана размер в размер, но после того, как установили головку блока и обжали ее, эта прокладка слегка расплющилась, и отверстие под поршень в ней слегка уменьшилось. Теперь головка поршня при прохождении верхней мертвой точки касается выступающей части прокладки. Слегка, но достаточно, чтобы двигатель работал с хорошо различимым стуком. В общем это не страшно (один такой двигатель «Toyota 13Т» стучал, но ездил около года, да и теперь ездит, но уже почти не стучит), но если прокладка изрядно выступает, то поршнем расколотит выступающую часть прокладки, которая обвальцована металлом и, возможно, вам придется ставить диагноз: «пробита прокладка головки блока». Если у вас двигатель с гидрекомпенсаторами клапанных зазоров, то эти гидрокомпенсаторы могут стучать. Это следствие каких-нибудь неполадок в системе смазки (обычно из-за грязного масла). Бывает так, что двигатель заведется, постучит немного своими компенсаторами и успокоится. Это значит, что пока еще гидрокомпенсаторы способны «набиваться», но уже надо планировать их замену, а, скорее всего, чистку их и всего двигателя. А пока надо немедленно заменить грязное масло в двигателе. Причиной стука может стать слабо натянутый зубчатый ремень. При оборотах все ветви ремня начинают вибрировать. Из-за этой вибрации ремень может касаться кожуха (например, у СА-18(S)), где кожух металлический, стук из-за этого касания очень громкий), эта вибрация может привести к стуку в приводе трамблера (Toyota 1G-GEU).
В заключение этого раздела хотелось бы сказать о детонационных стуках. Когда в японский двигатель налит наш А-76, то при резком нажатии на газ двигатель стучит. Стучит сам поршень в цилиндре (а не пальцы), вернее, его «юбка», когда проходит ВМТ. С этим все ясно: возникает детонация, т.е. взрывообразное горение топлива. Но у дизельных двигателей тоже бывают детонационные стуки. Несколько лет назад пришел в ремонт автомобиль с дизельным двигателем Toyota 2С. Стучит. Гораздо звонче, чем шатун, и очень похоже на стук поршня о головку блока. Отключаем цилиндр (отдаем гайку на форсунке), стук полностью исчезает. Двигатель, естественно, «троит». Поскольку опыта было еще немного, мы разобрали двигатель и обнаружили… великолепное состояние всех деталей. Зазоры во вкладышах, овальность шеек, состояние поршней — ни одного замечания! Единственное, что мы обнаружили из «ненормальностей» — это то, что поверхность вкладышей «стучащего» шатуна была чуть-чуть наклепана. На ней не было микрорисок, которые были на рабочих поверхностях других вкладышей. В общем, собрали мы двигатель обратно, он по-прежнему стучит (да так громко!), и тут только заметили, что при отвинчивании накидных гаек на форсунках из всех трубок «летит» топливо, а из трубки, питающей «стучащий» цилиндр, ползет пена. Виноват был напорный клапан в ТНВД. Сняли его, промыли, поставили обратно — больше никаких стуков. Мы решили, что бедная смесь, которая образовалась в камере сгорания и была причиной детонации, из-за чего и был стук.
Еще в дизельных двигателях, особенно на холостом ходу, стучат плунжерные пары. С этим ничего не поделаешь. Но со стуком плунжерных пар можно долго ездить. Так же, как когда у двигателей с впрыском «щелкают» топливные инжекторы. Ни на что это не влияет. Может быть, через год-два это «щелканье» и приведет к какому-нибудь износу, и инжектор станет «лить» больше бензина, чем задумывалось японцами, но, скорее всего, вы этого не заметите, так как по всем эксплуатационным параметрам (расход топлива, выбросы СО, NО, СН, мощность и т.д.) двигатель с впрыском намного лучше японского карбюраторного и, тем более, российского двигателя. И последнее. Если появился подозрительный стук, покажите двигатель как можно большему количеству технически грамотных людей. Чем больше аргументированных компетентных мнений вы услышите, тем легче будет принять решение.
Автор неизвестен
Вернуться к списку статей в разделе: Двигатель
japancar.pp.ru
Сегодня статью решил посвятить такому вопросу, с которым пусть и немногие владельцы автомобилей с бензиновым двигателем, но сталкивались. Речь пойдет о такой ситуации, когда бензиновый двигатель работает как дизельный. Как мы понимаем это не нормально. Собственно в этой статье постараюсь описать причины, которые вызывают такую работу двигателя.
Что подразумевается, когда речь идет о работе бензинового мотора как дизеля? Как известно дизельный двигатель отличается более грубой работой, при этом ему свойственны стуки. Объясняется это тем, что смесь воспламеняется не от свечи зажигания, а от сжатия. Выявить неисправность той или иной системы двигателя можно по характерным шумам, стукам и в целом по поведению мотора. О проблеме можно судить также по цвету выхлопных газов. Если вы слышите, что бензиновый двигатель работает нестабильно, стучит как дизельный, троит, то причины могут быть следующие:
Как видим вариантов, почему бензиновый двигатель работает как дизельный немало.
Давайте разберемся по порядку и начнем с качества топлива. Помимо этого не забываем о проверке уровня масла в двигателе. Бензиновый мотор может работать как дизельный по причине низкого октанового числа топлива, т.е. топливо не подходит для двигателя на вашем авто. Если причина в низкооктановом топливе, то его можно слышать при запуске двигателя на холодную, ну и в процессе дальнейшей езды вы это также услышите. Данный стук называется детонацией в цилиндрах двигателя. С уверенностью говорить, что звук похож на работу дизельного двигателя нельзя, потому что он лишь отдаленно его напоминает. Детонацию можно четко услышать, когда двигатель работает под нагрузкой при разгоне автомобиля. Характер стуков звонкий и напоминает удар металла о металл высокой частоты.
Топливо это не единственное, что может привести к появлению детонации. Причина может быть в неисправном датчике детонации, а также на авто с механической коробкой при движении на повышенных передачах с малой скоростью. Еще как вариант на клапанах и в камерах сгорания образовался достаточно плотный нагар. На двигателях, где УОЗ выставляется вручную, может также появиться детонация из-за неправильной настройки. В результате чего смесь догорает уже на такте выпуска, при этом двигатель работает грубо и с характерными стуками. Если в бак вашего авто попало топливо с низким октановым числом, то исправить ситуацию можно путем заправки соответствующим бензином либо добавлением специальной присадки.
Теперь давайте поговорим о ЦПГ (цилиндропоршневой группе). Если вы слышите со стороны двигателя отчетливые стуки, хрусты, удары и т.п., то дальнейшее движение автомобиля нежелательно. Нужно понимать, что чем дальше будет работать двигатель, тем ситуация будет только усугубляться и тем более дорогостоящим окажется ремонт. Причину происходящего необходимо как можно быстрее выяснить. Для того чтобы добраться до сервиса лучше вызвать эвакуатор и отказаться от самостоятельной езды.
В случае низких стуков в нижней части картера силового агрегата велика вероятность, что стучат коренные подшипники, при этом стук усиливается при повышении нагрузки на двигатель либо при повышении оборотов коленчатого вала. Если данный звук появился, двигатель следует немедленно заглушить. Стук коренных подшипников возможен в результате низкого давления в системе смазки. При этом может загораться на приборной панели аварийная лампа. В данной ситуации двигаться не следует. Если из средней части двигателя вы слышите звонкий металлический звук, хорошего он также ничего не предвещает. По всей видимости, данный стук издают подшипники шатунов. Звук достаточно четко слышен под нагрузкой. Неисправность можно выявить посредством последовательного отключения свечей зажигания. Если в неисправном цилиндре отключить свечу, то звук исчезнет. Движение с такой поломкой также не следует продолжать.
Почему еще бензиновый двигатель может работать как дизельный? Причина может крыться в поршневых пальцах. Несмотря на схожесть с детонацией данный стук присутствует на всех режимах работы двигателя и при увеличении нагрузки усиливается. Определить его можно аналогичным способом путем отключения свечей зажигания. С данной разновидностью стука можно самостоятельно добраться до СТО, но предварительно стоит проверить уровень масла. Во время движения не нужно нагружать двигатель, т.е. исключить повышенные обороты. При большом пробеге в двигателе могут стучать непосредственно сами поршни в цилиндрах, как правило, на холодную Постепенно при прогреве двигателя интенсивность звуков будет уменьшаться. Издаваемый звук несколько похож на работу дизельного двигателя. Когда двигатель прогревается до рабочей температуры – стук пропадает. Несмотря на то, что при такой проблеме двигатель можно эксплуатировать, нагружать его все же не стоит, с ремонтом желательно не затягивать.
Дизельный эффект возможен также при неполадках ГРМ. Рассмотрим наиболее распространенные причины:
Что касается стука клапанов, то его можно отличить по характерному металлическому оттенку. Наиболее явно он прослушивается в ГБЦ в зоне расположения клапанов. Звук четко слышен при работе двигателя на низких и средних оборотах. Нежелательно продолжительное время ездить со стучащими клапанами. До сервиса можете добраться самостоятельно.
В отношении гидрокомпенсаторов можно сказать так, что когда они стучат, то звук очень хорошо напоминает работу дизельного мотора. Стоит отметить, что даже на исправном двигателе, имеется в виду бензиновом, гидрокомпенсаторы могут стучать на холодную, буквально в течение нескольких минут. По мере прогрева звук должен становиться менее заметным и при выходе двигателя на рабочую температуру вовсе исчезнуть. Если же стук не исчез, то причиной может служить моторное масло, которое не подходит для конкретного двигателя. Кроме этого могут быть проблемы с давлением масла в системе смазки двигателя. Если какой-либо из гидрокомпенсаторов вышел из строя, то это четко будет заметно по металлическому стуку в районе крышки клапанов при прогретом двигателе. При этом звук может присутствовать как постоянно, так и возникать периодически. Интенсивность стука гидрокомпенсаторов будет изменяться мо мере изменения частоты вращения коленвала.
Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? При появлении любого рода посторонних шумов, стуков и т.п., которые не свойственны нормальной работе двигателя дальнейшую эксплуатацию автомобиля следует прекратить. Если вовремя не остановить работу двигателя, то есть вероятность не только серьезной поломки, но и вовсе повреждения двигателя без шансов на его восстановление. Я надеюсь, из данной статьи вы не только узнаете, почему бензиновый двигатель работает как дизельный, но и почерпнете для себя много полезной информации, которая пригодится в будущем.
Proinomarki.ruproinomarki.ru