В большинстве современных автомобилей можно встретить ролик натяжителя ремня ГРМ. Он необходим для обеспечения нормального функционирования двигателя внутреннего сгорания. Конструкции у роликов могут быть различными, зависит все от типа регулировки – ручной или автоматической. Принцип работы этих устройств тоже будет отличаться, причем существенно.
По своей сути ролик натяжителя ремня ГРМ 2108 или любого другого автомобиля – это неотъемлемый компонент привода. С его помощью получается обеспечить нормальную работу механизма газораспределения. В качестве второстепенной задачи на это устройство переходят функции обводного ролика.
Любой привод, в котором имеется гибкий ремень, чувствителен к натяжению. Если увеличить силу, то элементы газораспределительного механизма будут быстрее изнашиваться. А это такие компоненты: водная помпа, подшипники генератора, коленчатого и распределительного валов. Даже зубья на шкивах быстрее стираются. Также сокращается ресурс ремня.
Но если натянуть слишком слабо, то ремень будет проскальзывать на шкивах. В результате этого сбиваются фазы газораспределения, двигатель будет работать намного хуже. Именно для поддержания работы мотора в нормальном режиме и присутствует в конструкции натяжной ролик с ручной или автоматической регулировкой.
В любом натяжном механизме имеется два основных узла:
Ролик – это шкив из металла или пластика, его рабочая поверхность гладкая. Он устанавливается на одно- или двухрядных радиальных подшипниках.
На ролике рабочая поверхность соприкасается с тыльной стороной ремня. При работе двигателя внутреннего сгорания этот элемент свободно вращается. Конструкция роликов может быть как идеально гладкой, так и с буртиками, чтобы не смещался ремень при работе.
В зависимости от того, какая длина у ремня, в конструкции привода системы газораспределения может быть один или два ролика. В конструкции ГРМ 2110 ролик натяжителя ремня всего один. На 16-клапанных моторах используется два элемента, но один из них — обводной – в регулировке натяжения не участвует.
Натяжные механизмы позволяют обеспечить максимально эффективное для работы положение ролика. Устройства бывают таких видов:
Ручные натяжные устройства могут быть ползунковыми или эксцентриковыми. В последних применяется специальная втулка, в которой смещена ось. Находится эта втулка внутри ролика. Когда вокруг оси вращается этот натяжитель, то относительно ремня меняет свое положение ролик. Следовательно, изменяется сила натяжения.
Именно по такой схеме выполнены ролики натяжителей ремня ГРМ «Приоры». А вот ползунковые устройства двигаются под прямым углом к плоскости ремня, тем самым обеспечивается нормальное натяжение. Регулировка осуществляется при помощи специального винта. Такие конструкции давно не применяются, так как они сложнее и массивнее эксцентриков.
Как у эксцентриковых, так и у ползунковых устройств имеется множество недостатков, которые влияют на работу двигателя:
Но, несмотря на все недостатки, на новой «Гранте» ролики натяжителя ремня ГРМ используются эксцентрикового типа. Конструкция надежна и проверена годами, вот только за состоянием механизма привода газораспределительного механизма требуется следить. Использование автоматических устройств полностью избавит водителя от проведения регулировок.
В конструкции этих механизмов имеются элементы, которые обеспечивают корректировку натяжения в автоматическом режиме. Независимо от того, какой износ у ремня, насколько быстро он растягивается, натяжение будет оставаться на одном уровне. При помощи таких механизмов получается снизить уровень вибраций ременной передачи, поглотить различные удары и толчки. Всего есть два типа автоматических натяжных механизмов:
В последних могут применяться пружины кручения или сжатия.
Регулировка ролика натяжителя ремня ГРМ может осуществляться при помощи пружины. Если используется пружина сжатия, то ролик к ремню прижимается под действием силы упругости. Если же применяется витая пружина, то нижний ее край входит в зацепление с основанием. А верхним происходит воздействие на ролик. Сила, с которой воздействует пружина на ролик, задается заводом-изготовителем устройства. От водителя или слесаря на СТО требуется одно – правильно установить механизм. В регулировке он не нуждается, роликовое устройство займет наиболее подходящее положение.
Они дороже и сложнее, но эффективность выше, чем у пружинных. С их помощью удается достичь установки требуемого натяжения ремня в автоматическом режиме. Также они позволяют изменять силу натяжения в широком диапазоне. В основе находится цилиндр, который монтируется следующим образом:
Независимо от того, какая конструкция цилиндра используется, все они имеют одинаковый принцип работы. В них имеется две полости, соединенных друг с другом. Они разделены при помощи плунжерного устройства. Масло перетекает между двумя полостями по каналам. Натяг ременной передачи контролируется давлением масла и пружиной.
fb.ru
Достаточно часто, ременная передача оснащается натяжным устройством. Оно может быть, как простым в виде обычного ролика, так и иметь целую систему, включающую в себя кронштейны, пружины или гидравлические амортизаторы.
Немного истории. В некоторой литературе можно встретить термин – «Леникс». Это устаревшее название натяжительного ролика. «Леникс», произошло от немецкого lenix, lenixrolle, что в переводе означает натяжной ролик, элемент цепной передачи или свободно вращающееся колесо (ролик, шкив, звездочка), позволяющее регулировать натяжение цепи или ремня; применяемый в гусеничных тракторах, танках и т.п. для натяжения гусениц.
Ниже мы перечислим несколько случаев, когда применяют натяжительный ролик или систему натяжения:
Срок службы приводного ремня зависит от многих факторов, в том числе и от количества перегибов по шкивам. С одной стороны, натяжной ролик вносит дополнительные изгибающие воздействия на ремень, уменьшая его срок службы. А с другой он обеспечивает необходимое натяжение на всем сроке эксплуатации и тем самым продлевает его.
Натяжные ролики бывают двух типов: прямой и обратный. На рисунке ниже приведён пример прямого натяжительного ролика.
Ролик данного типа устанавливается внутри ремня или как ещё говорят внутри контура ременной передачи. Он уменьшает угол обхвата шкива. Из-за этого его необходимо располагать вблизи большого шкива. Для ремней узкого сечения такой ролик всегда должен быть с канавками, а для ремней классического сечения допускается использование плоского шкива. Диаметр такого ролика должен быть больше, чем минимальный рекомендуемый для данного сечения.
Обратный натяжной ролик работает с задней стороны ремня. Он увеличивает угол обхвата на шкивах, что положительно влияет на работу передачи. Главное, чтобы при растяжении ремня, наружный ролик не сомкнул ветви ремённой передачи. Наружные ролики всегда изготавливают с плоской рабочей поверхностью, как обычный цилиндр. Диаметр ролика должен быть на 50% больше, чем минимальный рекомендуемый для данного сечения.
Теперь рассмотрим таблицу минимальных диаметров натяжительных роликов для каждого типа приводного ремня. Как уже выше замечалось, размеры прямого и обратного роликов для одного и того-же типа сечения ремня, будут разные.
Таблица 1. Минимальный диаметр натяжительного ролика для классических ремней.
Минимальный диаметр, Сечение — обозначение DIN | 8 | 10 | 13 | 17 | 20 | 22 | 25 | 32 | 40 |
для прямого натяжительного ролика, мм | 35,5 | 45 | 71 | 112 | 140 | 180 | 224 | 315 | 450 |
для обратного натяжительного ролика, мм | 53,2 | 67,5 | 106,5 | 168 | 210 | 270 | 336 | 472,5 | 675 |
Таблица 2. Минимальный диаметр натяжительного ролика для ремней узкого сечения.
Минимальный диаметр, Сечение — обозначение DIN | SPZ | SPA | SPB | SPC |
для прямого натяжительного ролика, мм | 63 | 90 | 140 | 224 |
для обратного натяжительного ролика, мм | 94,5 | 135 | 210 | 336 |
Таблица 3. Минимальный диаметр натяжительного ролика для ремней с фасонным зубом без обертки боковых граней.
Стандарт | DIN 2215/ISO 4184 | DIN 7753 часть 1/ISO 4184 | |||||
Минимальный диаметр, Сечение — обозначение DIN | 5 | 6 | 7 | XPZ | XPA | XPB | XPC |
для прямого натяжительного ролика, мм | 16 | 20 | 31.5 | 50 | 63 | 100 | 160 |
для обратного натяжительного ролика, мм | 24 | 30 | 47,2 | 75 | 94,5 | 150 | 240 |
В завершении данной статьи, рассмотрим особо важные правила, предъявляемые к установке натяжительных роликов. Данные правила, или лучше их назвать требования, не зависят от того какой ролик прямой или обратный. Натяжной ролик ремня, если возможно, должен располагаться на ведомой ветви ремённой передачи. При расположении ролика на ведущей ветви, на него резко возрастает нагрузка, в том числе и на его опорные элементы. Подпружиненные или действующие при помощи грузов, натяжные устройства исключительно всегда должны располагаться на ведомой ветви. Кроме того, такие натяжные ролики не могут применяться в реверсивных передачах, в которых ведомая ветвь становится ведущей и наоборот.
automotogarage.ru
Привод газораспределительного механизма за последние несколько лет пережил довольно серьезную эволюцию. Наиболее заметное развитие получил нанатяжитель ролика. Если ранее ремень ГРМ надо было натягивать вручную при установке, то теперь на многих двигателях натяжение достигается автоматически при установке ролика и корректируется на протяжении всего срока службы ремня. Как это повлияло на рынок сервисного обслуживания? Об этом мы поговорили с ведущими поставщиками данных компонентов.
Итак, сегодня на рынке представлено три типа роликов ГРМ. Простейшая модель представляет собой обычный шариковый подшипник, на котором закреплен корпус ролика, с крепежным узлом. Натяжитель для такого ролика имеет самую простую конструкцию. Ремень натягивается вручную с помощью гаечного ключа при установке ролика. Естественно, что при таком способе установки вероятность ошибки при натяжении ремня заметно выше, чем при использовании автоматических натяжителей. И именно это, по статистике производителей роликов и ремней ГРМ, является главной причиной их преждевременного износа. Несмотря на то, что замена ремня ГРМ с механическим натяжителем считается далеко не самой сложной сервисной процедурой, автомеханики довольно часто нарушают момент затяжки крепежных элементов, не обращают внимания на несоосность роликов и шкивов и неправильно регулируют натяжение ремня.
Второй недостаток такого типа натяжителей заключается в том, что уровень натяжения задается один раз и на весь срок службы ремня. Между тем в процессе работы двигателя требуется практически постоянная корректировка натяжения ролика.
«Даже если при установке ремня натяжение было установлено правильно, в различных режимах работы двигателя возникают такие моменты, когда этот показатель выходит из нормативных значений. – Говорит ведущий технический специалист NTN SNR Россия Павел Сорочинский. Натяжение ремня меняется при увеличении нагрузки на двигатель, при изменении температуры двигателя и попросту в результате естественного вытягивания ремня по мере его износа. Механические и пружинные натяжители не в состоянии оперативно корректировать натяжение ремня в таких ситуациях. Это возможно только при использовании гидравлических натяжителей ремня ГРМ».
Об упомянутых выше пружинных натяжителях тоже следует сказать несколько слов, поскольку они занимают довольно заметное место на рынке. Пружинные натяжители – промежуточный вариант. При их использовании, исключается вероятность неправильной установки натяжения ремня ГРМ при его замене. Однако, как уже отметил специалист NTN-SNR, во всем остальном они имеют те же самые недостатки, что и обычный механический натяжитель.
Разработчиком наиболее продвинутой конструкции натяжителя ремня ГРМ является компания NTN-SNR. Речь идёт об автоматическом гидронатяжителе. NTN-SNR безоговорочно лидирует в этой сфере. Вот как описывает преимущества таких натяжителей Павел Сорочинский:
«Натяжение осуществляется с помощью гидроцилиндра с перепускными отверстиями, с помощью которого ролик находится под постоянным давлением. Это чтото вроде амортизатора, шток которого постоянно стремится вытолкнуть корпус ролика на необходимую величину, чтобы сохранить правильное натяжении ремня. Автоматический гидронатяжитель ремня ГРМ регулирует натяжение постоянно: при изменении нагрузки и температуры двигателя, при растяжении ремня и так далее. Это повышает срок эксплуатации ремня и роликов ГРМ на несколько десятков тысяч километров. При этом конструкция гидронатяжителей постоянно совершенствуется. Первые модели устанавливались отдельно от ролика, что создавало определенные сложности при замене ролика. Однако несколько лет назад компания NTNSNR разработала гидравлические натяжители, которые уже интегрированы в корпус ролика. Установка такого ролика занимает гораздо меньше времени и вероятность ошибки практически исключена. NTNSNR является ведущим разработчиком гидравлических натяжителей для роликов ГРМ в мире. В этой области у нас есть множество эксклюзивных технических решений, которые не предлагает ни один другой поставщик. Так, недавно мы разработали гидронатяжители короткого и ультракороткого типа. Нам удалось создать очень компактную деталь, которая сохраняет все свои прочие характеристики: силу натяжения и межсервисный ресурс».
Несмотря на все преимущества гидронатяжителей их доля на рынке (особенно в сегменте aftermarket) пока не очень высока — около 10%. Но она постоянно растет. Процесс замены на конвейере идет не такими быстрыми темпами, как возможно хотелось бы производителям компонентов системы привода ГРМ. Дело в том, что автомобильный рынок сегодня сильно унифицирован. Одна модель двигателя может устанавливаться на десятки моделей автомобилей. На многие новые модели автомобилей ставятся двигатели, которые были разработаны несколько лет назад и если в них изначально применялся механический натяжитель ремня ГРМ, то он сохраняется и на новой модели. Если же автопроизводитель создает принципиально новую платформу, то скорее всего, на ней мы увидим уже автоматическую систему натяжения ремня ГРМ.
Моторесурс и реалии большого города
Изменение конструкции привода ГРМ повлекло за собой неизбежные перемены и в регламентах сервисного обслуживания. Развитие всего автомобильного рынка в последние годы преследовало одну цель – максимально увеличить межсервисный пробег автомобиля. Практически все инновации в автоиндустрии прямо или косвенно приводят к тому, что поводов для обращения на сервис у автовладельца всё меньше и меньше.
Сегодня данные по межсервисному пробегу привода ГРМ очень сильно разнятся. Например, для автомобилей марки Hyundai максимально допустимый ресурс компонентов привода ГРМ составляет 60000 км, для некоторых моделей Volvo указан период замены 120000 км.
На практике рекомендуется не затягивать с заменой, а лучше даже производить замену заранее. Дело в том, что в условиях большого города сегодня многие автомобили постоянно находятся в пробках. Это приводит к тому, что у них количество часов работы двигателя растёт гораздо быстрее, чем пробег автомобиля. Так что количество пройденных километров сегодня уже не является универсальным ориентиром для оценки межсервисного интервала. Если вы житель крупного мегаполиса и вам часто приходится стоять в пробках, рекомендуется производить замену на 10000 км раньше, чем это указано в регламенте. Необходимо руководствоваться заводскими инструкциями автопроизводителей, а также своевременно проверять данный узел, например, во время очередной смены моторного масла.
От ремня и ролика – к комплектам
Эволюция всех компонентов привода ГРМ привела к тому, что вероятность преждевременного износа одного из компонентов системы практически сведена к нулю, а стоимость сопутствующих сборочно-разборочных работ возросла из-за того, что конструкция современных двигателей усложнилась. Ещё несколько лет назад многие СТО при замене ремня ГРМ визуально диагностировали состояние роликов и сальников валов и лишь рекомендовали владельцу поменять их в случае обнаружения износа. Ресурс ремня тогда составлял около 40 000 километров, а ролики могли «проехать» и в два раза больше. Сегодня все компоненты ГРМ изнашиваются примерно одинаково и имеют приблизительно равный ресурс. Если механик при установке ремня ошибся с уровнем натяжения, это приводит к ускоренному износу и ремня, и роликов. Соответственно, если какой-то из компонентов ГРМ выходит из строя раньше положенного срока, значит, и все остальные детали необходимо менять. То же самое можно сказать и про водяную помпу, которая напрямую не относится к газораспределительному механизму, но на некоторых двигателях приводится в движение от ремня ГРМ.
«Процедура сборки и разборки газораспределительного механизма и водяной помпы – довольно трудоемкая. Если клиент отказывается менять комплект вместе с водяной помпой, то ему просто необходимо в цифрах показать, какую сумму он может переплатить в том случае, если помпа перестанет работать через несколько тысяч километров после замены ремня ГРМ. Большинство автовладельцев предпочитают не рисковать, потому что стоимость работ удваивается», комментирует Сергей Петров, специалист компании SKF по техническим тренингам в области автомобильных комплектующих.
Именно поэтому поставщики автокомпонентов продают приводы ГРМ комплектами. В этот комплект входит всё необходимое для замены. В зависимости от двигателя в такой комплект может входить до 10 различных деталей и более.
«В ремкомплект привода ГРМ компании SKF для дизельных и бензиновых двигателей включены не только зубчатый ремень ГРМ, обводные ролики и натяжители, но и необходимый крепеж оригинального качества: болты, шплинты,и т.д. – рассказывает Сергей Петров Комплекты ГРМ SKF содержат подробные инструкции для мастеров СТО, стикеры пробега. Комплект упакован в безопасную упаковку (пузырьковая пленка, пластмассовые крепления), поэтому ролики ГРМ в коробке не бьются и не повреждаются, зубчатый ремень ГРМ не пережимается и не повреждается металлическими деталями. Для двигателей, в которых водяная помпа приводится в движение ремнем ГРМ имеются комплекты в которые включен и этот узел».
NTN-SNR также поставляют комплекты для замены привода ремня ГРМ. Это обусловлено регламентом сервисного обслуживания, который устанавливает производитель и заботой об удобстве клиента, которому не придется собирать комплектующие для замены у разных поставщиков. К тому же, по словам наших собеседников, покупка готового комплекта для замены ремня ГРМ на практике обходится покупателю дешевле, чем приобретение каждой детали в отдельности. Естественно, если мы будем сравнивать изделия, качество которых соответствует «оригинальному».
Большинство современных двигателей для легковых автомобилей разработаны таким образом, что за весь срок службы привод системы ГРМ меняется лишь один раз. Да, стоимость замены при этом в несколько раз превышает стоимость замены ремня ГРМ на двигателях предыдущего поколения. Однако необходимо учитывать, что на таких моторах замена комплекта происходит 1 раз в два года и после каждой замены многие автопроизводители рекомендуют сократить межсервисный интервал. Это делается из соображений безопасности, чтобы сохранить двигатель, а иногда и автомобиль. Привод ремня ГРМ – это важнейший компонент двигателя. Так что в конечном счете потребитель от такой эволюции только выигрывает.
Павел Сорочинский, ведущий технический специалист NTN-SNR Россия:
— Ролики натяжения ГРМ нашего производства устанавливаются штатно в качестве оригинальных практически на всех японских двигателях. В европейском сегменте рынка наша компания лидирует в двигателях, которые используют ролики ГРМ с гидронатяжителями. NTN-SNR всегда находится на пике технологического прогресса в сфере разработки более современных и более надежных компонентов привода ГРМ. Одной из новейших разработок компании стали самоустанавливающиеся натяжители и для цепи ГРМ. До момента установки и первого запуска двигателя натяжитель заблокирован внутри крепежного болта. После запуска двигателя – он занимает своё положение и натягивает цепь. Есть ещё целый ряд уникальных разработок и в сфере мотоциклетной техники. Безусловно помимо совершенствования технологии производства натяжителей, мы постоянно занимаемся улучшением конструкции подшипников, которые находятся в основе любого ролика натяжителя. Ежегодно NTN-SNRполучает от 30 до 40 патентов на улучшение конструкции подшипника, что в конечном счете приводит к постоянной эволюции и увеличению ресурса.
Сергей Петров, технический тренер, подразделение автозапчастей компании SKF:
— Главное преимущество комплектов ГРМ SKF – максимально полная комплектация и оригинальное качество всех входящих в него компонентов. Даже болты и шпильки в комплектах ГРМ SKF — тоже оригинальные. Автопроизводители предписывают менять крепеж одновременно с заменой привода. У SKF он правильно подобран в зависимости от материала двигателя и соответствуют требованиям автопроизводителя. В результате механики СТО могут быстро выполнить замену привода ГРМ, имея все необходимые компоненты под рукой. Все компоненты находятся в специальном пластиковом держателе, который предотвращает перемещение компонентов внутри коробки, повреждения ремня ГРМ (пережатие, загрязнение смазкой от роликов) и удары роликов друг о друга. Ремкомплект ГРМ от SKF позволяет выполнить замену зубчатого ремня профессионально. Наряду с необходимыми для замены деталями, ремонтный комплект включает в себя инструкции для механиков СТО, и все это находится в одной удобной и безопасной коробке. Инструкции включают моменты затяжки, которые обязательно надо соблюдать при монтаже привода ГРМ. Только SKF включает такую подробную инструкцию в свои наборы. Цель — правильный монтаж и предотвращение выхода двигателя из строя.
SKF производит натяжной ролик по самым жестким стандартам: тестирование происходит при 7.000 оборотов в минуту, при температуре +1200С в течение 1.000 ч с радиальными нагрузками 1.500 Н. Доля мирового рынка роликов SKF — 22%.
automediapro.ru
Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Современному человеку, для которого автомобиль стал надёжным и незаменимым помощником, следует иметь хотя бы общие представления о его устройстве. Как минимум, нужно знать симптомы основных неисправностей и обязательно необходимо овладеть навыками устранения самых простых неисправностей.
Хотя концентрация сервисных центров и частных мастерских постоянно увеличивается, но может случиться так, что до ближайшего будет слишком далеко и рассчитывать придётся только на собственные силы.
Если кто-то из ваших коллег-автомобилистов спросит, для чего нужен ролик натяжителя ремня генератора и почему так важно следить за его состоянием, значит, этот человек действительно не понимает, о чём речь.
Сердцем автомобиля является его мотор. Если кто-то считает, что двигатель в машине служит лишь для того, чтобы она могла ехать, то сильно ошибается. Функции мотора значительно шире.
Первое, что мы видим, поднимая крышку капота, — это множество различных устройств, которыми «обвешен» двигатель со всех сторон. Интересно и нужно знать, зачем всё это установлено в моторном отсеке.
Кроме того, что двигатель внутреннего сгорания является источником происхождения усилия передаваемого колёсам, он обеспечивает функционирование многочисленных устройств машины и собственных систем.
В передней части мотора, коленвал обязательно имеет одно-, двух- или трёхрядный шкив, который связан с помощью мягкой ременной передачей с таким оборудованием, как:
Каждое из этих устройств выполняет свою функцию, но большая их часть, также как и мотор, не могут обойтись без генератора.
Стабильная работа генератора, как источника энергии, возможна лишь при условии достаточного натяжения ремня. Большая часть автомобилей зарубежного и отечественного производства, особенно новые модели, имеют специальное устройство – ролик ремня генератора, который и регулирует степень натяжения ременной передачи.
Встречаются несколько модификаций подобных приспособлений. Одно из самых простых – это ролик, центр которого смещён. При вращении эксцентрика происходит натяжение ремня, фиксация происходит с помощью болта.
Другой вариант – установление ролика на подвижный кронштейн и натяжение с помощью болта. Независимо от того, как ролик натяжителя ремня генератора выполняет свою задачу, необходимо следит за его состояние и проводить ремонт при малейших подозрениях на неисправность.
Натяжной ролик ремня генератора имеет очень простое устройство, а самая главная его деталь – это подшипник. При каждом удобном случае, когда ослабляется или заменяется ремень, следует проводить диагностику состояния подшипника.
При вращении рукой, исправный ролик крутится тихо, без закусываний, рывков и люфта. Если ресурс ролика исчерпан, следует его заменить. Сделать это не сложно в условиях гаража, имея минимальный набор инструментов.
Для замены натяжного ролика необходимо выполнить такие действия:
Замена натяжного ролика ремня генератора всегда должна заканчиваться проверкой его работоспособности и повторным осмотром. В руководстве по эксплуатации автомобиля можно найти подробную инструкцию о том, как проверить правильность натяжения ремня генератора.
Важно помнить, что чрезмерное натяжение приводит к быстрому износу подшипника ролика и, соответственно, к необходимости его замены.
cartore.ru
В большинстве современных автомобилей можно встретить ролик натяжителя ремня ГРМ. Он необходим для обеспечения нормального функционирования двигателя внутреннего сгорания. Конструкции у роликов могут быть различными, зависит все от типа регулировки – ручной или автоматической. Принцип работы этих устройств тоже будет отличаться, причем существенно.
По своей сути ролик натяжителя ремня ГРМ 2108 или любого другого автомобиля – это неотъемлемый компонент привода. С его помощью получается обеспечить нормальную работу механизма газораспределения. В качестве второстепенной задачи на это устройство переходят функции обводного ролика.
Любой привод, в котором имеется гибкий ремень, чувствителен к натяжению. Если увеличить силу, то элементы газораспределительного механизма будут быстрее изнашиваться. А это такие компоненты: водная помпа, подшипники генератора, коленчатого и распределительного валов. Даже зубья на шкивах быстрее стираются. Также сокращается ресурс ремня.
В любом натяжном механизме имеется два основных узла:
Ролик – это шкив из металла или пластика, его рабочая поверхность гладкая. Он устанавливается на одно- или двухрядных радиальных подшипниках.
На ролике рабочая поверхность соприкасается с тыльной стороной ремня. При работе двигателя внутреннего сгорания этот элемент свободно вращается. Конструкция роликов может быть как идеально гладкой, так и с буртиками, чтобы не смещался ремень при работе.
В зависимости от того, какая длина у ремня, в конструкции привода системы газораспределения может быть один или два ролика. В конструкции ГРМ 2110 ролик натяжителя ремня всего один. На 16-клапанных моторах используется два элемента, но один из них — обводной – в регулировке натяжения не участвует.
Натяжные механизмы позволяют обеспечить максимально эффективное для работы положение ролика. Устройства бывают таких видов:
Ручные натяжные устройства могут быть ползунковыми или эксцентриковыми. В последних применяется специальная втулка, в которой смещена ось. Находится эта втулка внутри ролика. Когда вокруг оси вращается этот натяжитель, то относительно ремня меняет свое положение ролик. Следовательно, изменяется сила натяжения.
Именно по такой схеме выполнены ролики натяжителей ремня ГРМ «Приоры». А вот ползунковые устройства двигаются под прямым углом к плоскости ремня, тем самым обеспечивается нормальное натяжение. Регулировка осуществляется при помощи специального винта. Такие конструкции давно не применяются, так как они сложнее и массивнее эксцентриков.
Как у эксцентриковых, так и у ползунковых устройств имеется множество недостатков, которые влияют на работу двигателя:
Но, несмотря на все недостатки, на новой «Гранте» ролики натяжителя ремня ГРМ используются эксцентрикового типа. Конструкция надежна и проверена годами, вот только за состоянием механизма привода газораспределительного механизма требуется следить. Использование автоматических устройств полностью избавит водителя от проведения регулировок.
В конструкции этих механизмов имеются элементы, которые обеспечивают корректировку натяжения в автоматическом режиме. Независимо от того, какой износ у ремня, насколько быстро он растягивается, натяжение будет оставаться на одном уровне. При помощи таких механизмов получается снизить уровень вибраций ременной передачи, поглотить различные удары и толчки. Всего есть два типа автоматических натяжных механизмов:
В последних могут применяться пружины кручения или сжатия.
Регулировка ролика натяжителя ремня ГРМ может осуществляться при помощи пружины. Если используется пружина сжатия, то ролик к ремню прижимается под действием силы упругости. Если же применяется витая пружина, то нижний ее край входит в зацепление с основанием. А верхним происходит воздействие на ролик. Сила, с которой воздействует пружина на ролик, задается заводом-изготовителем устройства. От водителя или слесаря на СТО требуется одно – правильно установить механизм. В регулировке он не нуждается, роликовое устройство займет наиболее подходящее положение.
Они дороже и сложнее, но эффективность выше, чем у пружинных. С их помощью удается достичь установки требуемого натяжения ремня в автоматическом режиме. Также они позволяют изменять силу натяжения в широком диапазоне. В основе находится цилиндр, который монтируется следующим образом:
Независимо от того, какая конструкция цилиндра используется, все они имеют одинаковый принцип работы. В них имеется две полости, соединенных друг с другом. Они разделены при помощи плунжерного устройства. Масло перетекает между двумя полостями по каналам. Натяг ременной передачи контролируется давлением масла и пружиной.
autogear.ru
Сломался авто?
Мы все починим!
+7 (961) 014-5673
+7 (915) 732-0659
Звоните!
Ремень генератора связывает коленчатый вал двигателя с другими очень важными агрегатами: ГРМ (газораспределительный механизм), насос системы охлаждения, кондиционер, гидравлический усилитель руля, и, собственно, устройство для генерирования электрического тока.
Роль генератора в современном автомобиле переоценить трудно – без электричества работать не будет практически ничего. Его же функционирование зависит от мотора – крутящий момент передается посредством мягкой ременной передачи. При этом, натяжение ремня генератора играет очень важную роль: в случае ослабления при, наоборот, перетяжения, зависимые агрегаты могут работать неэффективно или находиться под разрушающей нагрузкой. Для стабильной работы просто необходимы надежные способы регулирования, и натяжной ролик ремня генератора, как раз за это и отвечает. Это простое, но действенное техническое решение, достойного аналога которому просто не существует.
Встречается несколько модификаций натяжного ролика генератора. Самое простое – это эксцентрик, то есть, простейшая конструкция с посадочным отверстием, смещенным относительно центра. Вращая его, можно добиться различного натяжения, причем, процесс происходит плавно, а регулировка получается очень тонкая и точная. Другое возможное исполнение: использование для крепления специального кронштейна, при этом натяжной ролик генератора для автомобиля можно вращать с помощью специального винтика. Это удобнее с точки зрения эргономики, но сложнее технически. Возможны так же несколько другие исполнения с усовершенствованиями фиксации и регулировки, но принцип действия везде похож.
При любой конструкции натяжной ролик ремня генератора стоит периодически проверять, и при необходимости корректировать натяжение. Пренебрежение этим способно привести к потере автомобилем работоспособности и серьезным поломкам.
Находясь в постоянном движении и трении, натяжной ролик генератора склонен к износу. Обычно производитель устанавливает определенный срок службы, но лучше периодически осматривать его и при необходимости – заменять.
Признаки скорого выхода из строя нехитрые:
И сама деталь, и работа по её замене стоят недорого, и экономить на этом не стоит. Для большинства моделей машин в этой процедуре нет ничего сложного, и при определенных навыках, это можно делать самостоятельно.
Разбирать весь натяжной механизм не придется. Последовательность действий в большинстве случаев следующая:
Натяжной ролик ремня генератора установлен на большинстве автомобилей, как отечественного, так и зарубежного производства. Его всегда легко обнаружить и осмотреть. Купить генератор или натяжной ролик ремня генератора можно в любом магазине автозапчастей.
generstar.ru
Металлический ролик
Для обеспечения функциональности генератора, водяного насоса, гидроусилителя и других устройств автомобиля используются резиновые ремни.
Количество и наименования дополнительного оборудования зависит от конкретной марки и модели, но во всех случаях используется натяжной ролик ремня для обеспечения устойчивого привода.
На коленчатом валу установлен шкив, количество канавок зависит от количества приводимых в движение агрегатов, с учетом параметров приводного шкива подбирается и натяжной ролик.
Понять устройство роликов не составит трудностей даже для неопытных автолюбителей, он состоит из подшипника качения (роликового или шарикового) закрытого типа, корпуса и болта фиксации.
Пластиковый натяжной ролик
Натяжение может выполняться или вмонтированным эксцентриком, или при помощи подвижного кронштейна.
Замена натяжного ролика выполняется редко, в абсолютном большинстве случаев этот агрегат работает без проблем весь период эксплуатации автомобиля.
Работы можно выполнять самостоятельно или обращаться на станции технического обслуживания.
О неисправности ролика свидетельствуют резкие нехарактерные звуки под капотом автомобиля.
Такие звуки могут появляться и вследствие ослабления натяжения ремня, но они имеют иную природу.
Подшипник ролика
Сразу после запуска генератор вырабатывает максимальное количество электрической энергии, усилие на ремень увеличивается, из-за плохого натяжения он начинают проскальзывать.
Как только аккумуляторная батарея немного восстановится, нагрузка на генератор и, соответственно ремень, значительно уменьшается, существующего натяжения ремня достаточно для прокручивания шкива без проскальзывания.
Как выполняется замена натяжного ролика
Перед началом работ обязательно нужно выяснить точную причину появившихся звуков. В ослабленном состоянии натяжной ролик ремня должен легко вращаться, поперечные шатания не допускаются.
Процесс замены происходит по следующему алгоритму:
Расположение натяжного ролика
В зависимости от конструкции ролика операции по замене могут незначительно отличаться.
Недостаточно личных знаний – проконсультируйтесь с более опытными водителями или обратитесь на станцию технического обслуживания.
Если есть желание, то можно поменять только подшипник, в этом случае ремонт обойдется намного дешевле, чем полная замена натяжного ролика. Стоимость подшипника на порядок ниже, чем всей конструкции в сборе.
В большинстве моделей подшипники посажены в корпус с небольшим натяжением (запрессованы). Их нужно выпрессовать или аккуратно выбить.
Снятие ремня
При этом следует равномерно распределять нагрузки по окружности внешней обоймы, не допускать перекосов.
В противном случае возникают риски появления трещин на ролике, потребуется полная замена. Профессиональные механики настоятельно не рекомендуют заменять роликовые подшипники шариковыми.
Дело в том, что конструкторы подбирают тип подшипника в зависимости от нагрузки и количества оборотов. Различные виды подшипников качения имеют большую разницу по техническим характеристикам.
Во время замены запоминайте очередность производимых операций при снятии, установка выполняется в обратном порядке.
Похожие статьи
www.em-grand.ru