Menu

Присадки к маслу – : -7, ,

Содержание

13.3. Присадки к маслам

Технический прогресс и проблемы защиты окружающей среды предъявляют все более жесткие требования к качеству масел. Эта задача на практике решается сочетанием углубления очистки базовых масел и применением высокоэффективных присадок.

Основные требования к присадкам таковы:

а) сохранять исходные свойства масел;

б) облагородить масла с точки зрения уменьшения коррозии, окисления, нагарообразования;

в) придать маслам новые физические свойства, например изменить вязкость, температуру застывания и т. д.;

г) стабилизировать химический состав масла.

В настоящее время известно множество разнообразных присадок различного назначения, которые подразделяются на группы. Среди большого разнообразия присадок необходимо выделить следующие из них: антиокислительные, антикоррозионные, депрессорные, вязкостные, моющие, противозадирные, антипенные, загущающие и др.

Далее рассмотрим основные из них более подробно.

13.3.1. Антиокислительные присадки. Добавка таких присадок к маслам типа трансформаторного, турбинного и подобным им, которые подвергаются окислению в объеме, значительно увеличивает срок эксплуатации без замены этих масел. Присутствие таких присадок (лучше в пакете с другими типами присадок) в моторных маслах, окисляющихся в тонком слое, повышает термоокислительную стабильность масел. Ниже приведены химические формулы основных антиокислительных присадок, применяемых в отечественной практике.

НО С(СН3)3 NHCH2C6H3OHR OR/ OR/

(СН3)3С O=C RO – P P – OR

СН3 NHCH2C6H3OHR S – Zn – S

R — изобутил

R/ — изооктил

ионол АзНИИ-11 ДФ-11

(2,6-дитретбутил-4-метилфенол) (диалкилдитиофосфат цинка)

Как видно из приведенных формул, антиокислительные присадки содержат гетероатомы одного элемента (ионол), двух элементов (АзНИИ-11) и даже трех элементов (ДФ-11).

С ионолом готовят трансформаторные, турбинные, индустриальные и другие масла. Присадка ДФ-11 используется для приготовления моторных, трансмиссионных, гидравлических и других масел.

13.3.2. Антикоррозионные присадки. Моторные масла без присадок могут обладать корродирующими свойствами. Кроме того, в этом случае они также накапливают в своем объеме продукты коррозии. Для снижения такого отрицательного действия масел используют антикоррозионные присадки. В качестве подобных присадок применяют различные серу- и фосфорсодержащие органические соединения. Среди них необходимо выделить осерненные масла, сернистые эфиры жирных непредельных кислот, например рицинолевой и олеиновой. Противокоррозионными свойствами также обладают сульфиды алкилфенолов, эфиры фосфористой кислоты, соли органических сульфокислот, а также окисленный петролатум. Следует отметить, что антикоррозионными свойствами обладают и некоторые антиокислительные присадки, например

ДФ-11, которая в своей молекуле содержит и серу, и фосфор. Общим свойством антикоррозионных присадок является способность образовывать на металлических поверхностях стойкие защитные пленки.

13.3.3. Моющие, антинагарные или диспергирующие присадки. Известно, что масла для двигателей внутреннего сгорания эксплуатируются в условиях, способствующих их глубокому окислению и термическому разложению. Эти явления приводят к нагаро- и осадкообразованию, возникновению лаковых пленок на поверхности деталей двигателей. Многие поверхностно-активные вещества снижают нагаро- , лако- и осадкообразование. Типичными представителями этой группы присадок являются соли щелочно-земельных металлов с длинными алифатическими цепочками, содержащие кислые полярные группы. В зависимости от доли металла в таких соединениях различают нейтральные, слабощелочные и высокощелочные присадки. Главным свойством этих присадок является диспергирующая способность, что позволяет им удерживать во взвешенном состоянии мелкодисперсные твердые частицы, образующиеся при эксплуатации масел. При этом такие присадки препятствуют укрупнению твердых частиц, адсорбируясь на твердой поверхности. В итоге образуется стабильная суспензия типа масло –нагар.

В качестве моющих присадок нашли промышленное применение представители различных классов органических соединений.

1. Соли ароматических сульфокислот – сульфонаты. Обычно – это соли бария или кальция, например сульфонат бария (ArSO2O)2Ba, который получают путем сульфирования дизельного масла (присадка СБ-3). Другие присадки этого типа представляют собой кальциевые или бариевые соли диалкилнафталинсульфокислоты (R2C10H5SO2)2Me.

2. Алкилфеноляты бария или кальция, например (RC6H4O)2Ba (присадка ВНИИ НП-350).

3. Бариевая соль продукта конденсации алкилфенола с формальдегидом (присадка БФК) имеет формулу:

О – Ва – О

СН2

R R

Следует отметить, что все упомянутые в пунктах п. 1–3 присадки содержат в алкильных заместителях от 8 до 12 атомов углерода.

  1. Алкилсалицилат кальция (присадка АСК) имеет формулу:

Здесь R – алкильные заместители с 14 – 18 атомами углерода.

  1. Сукцинимидные присадки, например, один из представителей алкенилсукцинимида:

Здесь R – СН = СН – остаток полиолефина с молекулярной массой от 300 до 3000, R/ – остаток полиэтиленполиамида.

13.3.4. Депрессорные присадки. Задача депрессорных присадок заключается в снижении вязкости и температуры застывания масел, улучшении их прокачиваемости при низких температурах. Химические формулы некоторых из них представлены ниже:

АФК АзНИИ – ЦИАТИМ – 1

(алкилфенолят кальция)

Добавка этих присадок, а также некоторых других, например Д (ПМА «Д») – продукта полимеризации эфира метакриловой кислоты и смеси жирных синтетических спиртов С12С18 нормального строения – значительно улучшает вязкостно-температурные свойства масел. В ряде случаев достигается снижение температуры застывания на 20 – 30 оС и даже больше.

Некоторые из депрессорных присадок обладают и другими полезными свойствами. Например, присадка АзНИИ — ЦИАТИМ — 1, кроме депрессорной является еще и моющей и антикоррозионной присадкой.

13.3.5. Противоизносные

(противозадирные) присадки. В условиях граничной смазки, при которых детали машин и механизмов испытывают огромные давления, повышающие их износ и так называемый задир, к маслам добавляют специальные присадки, повышающие смазывающую способность масел. В особенности это касается трансмиссионных масел, предназначенных для смазывания зубчатых, червячных и других передач, в которых развивается давление до 3000 МПа.

В качестве подобных присадок используют разнообразные поверхностно-активные вещества, например высшие жирные кислоты (олеиновую, рицинолевую, стеариновую, пальмитиновую и др.) Для этой цели могут применяться также природные жиры и масла, и синтетические присадки, например, ксантогенатной природы:

S S

С4Н9 – О – С С – О – С4Н9

S – CH2 – CH2 – S

дибутилксантогенат этилена (присадка ЛЗ – 6/9)

Аналогичное строение имеет диизопропилксантогенат этилена (присадка ЛЗ-23к).

13.3.6. Вязкостные присадки. Назначение этих присадок – повышать вязкость масел при положительных температурах и не оказывать существенного влияния на них при отрицательных температурах. Обычно их применяют к маслам с невысокой вязкостью.

Как правило, присадки данного типа являются полимерными веществами, обладающими высокой вязкостью, и хорошо смешиваются с маслами. Среди подобных присадок наибольшее распространение получили полиизобутилены и полиметакрилаты с молекулярной массой от 4000 до 25000. При этом следует отметить, что чем выше молекулярная масса присадки, тем лучше она растворима в масле, тем выше ее термостабильность. Присадкам на основе полиизобутилена присвоена серия КП (КП-5, КП-10, КП-20). При этом чем выше цифра в маркировке, тем выше молекулярная масса присадки. Полиметилметакрилаты готовят путем сополимеризации эфиров метакриловой кислоты и спиртов

С7С12 нормального строения. Имеется две марки присадки подобного типа: ПМА «В-1» и ПМА «В-2» с молекулярной массой от 3000 до 4000 и от 12000 до 17000 соответственно. Строение присадки на основе полиизобутилена выглядит следующим образом:

СН3 СН3 СН3

…СН2 – С – СН2 – С – СН2 – С – СН2 – …

СН3 СН3 СН3

Кроме упомянутых полиизобутиленов и полиметакрилатов, в России известно применение в качестве вязкостных присадок полиалкилстиролов и других полимеров.

Основным недостатком многих полимерных присадок является их невысокая химическая и механическая стабильность.

13.3.7. Противопенные присадки. В процессе перекачки, налива и других операций со смазочными маслами, когда имеет место их контакт с воздухом, возникает явление пенообразования. Повышенному пенообразованию могут способствовать и другие присадки, введенные в масло, например антиокислительные и моющие, обладающие поверхностно-активными свойствами. Для борьбы со вспениванием вводят антипенные присадки, которые не только предупреждают образование пены, но и разрушают эту воздушно-масляную коллоидную систему. Механизм действия таких присадок состоит в снижении прочности поверхностных пленок в результате адсорбции на них молекул противопенных присадок. Лучшими присадками этого типа считаются кремнийорганические соединения – силиконы или силоксаны. Одним из примеров такой присадки является присадка ПМС-200А – полиметилсилоксан, которая вводится в масло в микроколичествах ((1…5)10-3 %):

CH3 CH3 CH3

… – Si – O – Si – O – Si – O – … .

CH3 CH3 CH3

Вместо метильного заместителя могут находиться этил, метилфенил, этилфенил.

13.3.8. Многофункциональные присадки. Было отмечено, что ряд присадок обладает многофункциональными свойствами. Такие присадки вводить в масла удобнее, чем отдельно несколько разных присадок. Это тем более предпочтительно, если учесть тот факт, что некоторые присадки подавляют полезные свойства других.

Многофункциональные присадки могут быть или заранее приготовленным пакетом присадок разного действия, или одной многофункциональной присадкой, содержащей в своем химическом строении одновременно серу, фосфор, металлы и различные полярные функциональные группы.

Одной из таких многофункциональных присадок является упоминавшаяся ранее присадка ДФ-11, обладающая одновременно моющими, противоизносными, противокоррозионными, антинагарными и антиокислительными свойствами. Такое многообразие полезных свойств данной присадки определяется ее химическим строением:

C2H5 CH3

СН3(СН2)3СНСН2–О S S О – СН2СНСН3

Р Р

S – Zn – S

СН3(СН2)3СНСН2 – О О – СН2СНСН3 .

C2H5 CH3

Совершенно другую химическую формулу имеет многофункциональная присадка ЭФО:

Ar S

P

S O – CH2 – CH – CH3 Zn BaO.

CH3 2

Здесь Ar – остаток высших ароматических углеводородов из экстракта фенольной очистки масел.

Присадка ЭФО характеризуется антиокислительными и противоизносными свойствами.

Существует шестибалльная система оценки функционального действия присадок. На основе этой системы составлена табл. 13.7.

Таблица 13.7

Функциональное действие различных присадок

Тип присадки

Свойства присадок и их оценка

мою-щие

диспергирую­щие

нейтра-лизую-щие

антикор-розионные

проти-воиз-носные

антиокисли-тельные

противозадир- ные

Алкилфе-нольные

2

1

2

2

3

3

3

Алкилсали-цилатные:

низкоще-лочные

высокощелочные (МАСК)

4

1

2

1

4

1

1

4

1

5

4

4

1

1

Сульфатные:

низкощело­чные

средне- и высокоще­лочные

3

3

0

3

0

1

1

4

5

5

4

0

1

1

Диалкилдитиофосфатные и диалкил-фенилдитио-фосфатные

0

1

0

4

4

4

4

Сукцинимидные

4

5

3

1

3

1

1

Примечание: цифры имеют следующие значения: 5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – слабо; 1 – неудовлетворительно; 0 – плохо.

studfiles.net

для чего они нужны и какие присадки лучше выбирать

Тема присадок для масел сегодня весьма актуальна. Одни верят в их эффективность, а другие это отрицают. Ниже в статье рассмотрим, какие бывают присадки, для чего они необходимы, и стоит ли их покупать.

В моторное масло присадки добавляются для качественной смазки и для лучшей работы силового агрегата. Для этого присадки используются нескольких видов и их все следует рассмотреть.

Присадки позволяющие восстановить трущиеся детали

Во время работы, в моторе на деталях от трения образуются задиры и трещины. Именно для устранения этих дефектов и нужны присадки. С их помощью со стенок цилиндра удаляется грязь и нагар.

Моторное масло залитое в агрегат с течением времени состаривается, густеет, становится менее вязким и утрачивает свои первоначальные свойства. Частично они могут восстановить, былые свойства масел, минимизировать потери при трение, а также понизить расход горючего и уменьшить выброс токсинов.

Некоторые производители уверяют, что их присадки позволяют сэкономить аж 20% топлива. Однако не стоит такой рекламе доверять, ибо если от них и будет экономия, то она не превысит 3%. Такого рода присадки, в основном, помогают «дотянуть» до капитального ремонта агрегата.

Присадки используемые при обкатке

Такие присадки ускоряют притирку деталей двигателя в самом начале эксплуатации транспортного средства. Кроме ускорения процесса притирки, еще и улучшается ее качество, поскольку смывается вся грязь, скопившаяся при обкатке нового мотора.

Восстановление компрессии

Существует и такой вид присадки. На совершенно новых автомобилях в такой присадке нет необходимости. На машине с наибольшим пробегом данная присадка в цилиндрах прекрасно выравнивает компрессию. Силовой агрегат станет мощней и будет работать устойчивей.

На транспортных средствах имеющих приличный километраж, компрессия повысится аж на 1,0 бар. Это, надо сказать, не такой уж и плохой итог.

Стабилизатор масла

На изношенном моторе используется именно такая присадка, которая хорошо понижает расход масла, и удаляет нагар и загрязнения в камере сгорания. Она существенно снижает шум агрегата и не так сильно дымит.

Стабилизатор масла эффективен при очень больших нагрузках и при высоких температурах. Однако, если глушитель станет слишком дымить, то тут, пожалуй, уже никакой вид присадки не будет способен помочь.

Какие виды присадок использовать лучше всего

Здесь, как раз, все зависит от того, в каком состоянии мотор, ибо ему приходится осуществлять свою работу в самых разных условиях: авто ездит по городу, по загородным трассам, а может и вовсе эксплуатироваться на бездорожье.

На все это существенное влияние оказывает сорт заливаемого масла. «Минералка» используется реже, но такое масло до сих пор еще заливают. Что же касается «синтетики» и «полусинтетики», то с такими маслами мотор изнашивается меньше.

Прежде чем масло заменить, в смазочную систему следует добавить промывочное масло. Если используется «синтетика», то промывать надо после 2 или 3 замен.

Не следует применять универсальные присадки, ибо присадка одного вида не должна заливаться и в мотор и в трансмиссию, поскольку этим агрегатам приходится работать в совершенно разных условиях, при совершенно разных температурах и при очень больших нагрузках.

Что касается «синтетики», то она спасает силовой агрегат от износа лишь на 60-70%. Следовательно, большой пользы от таких присадок не будет.

Сегодня выбор присадок на рынке велик, так что разобраться в них не просто.

Поэтому, прежде что-то купить, надо вначале собрать о них побольше информации, дабы впоследствии не сожалеть о потраченных зря деньгах. Масло желательно менять как можно чаще, а заправляться лучше всего на проверенных АЗС.

07.04.2017

cartechnic.ru

Присадки в моторное масло, виды присадок, применение

До начала двадцатого столетия в механизационной системе транспорта применялись масла без дополнительных добавок. В этот период нормальным показателем пробега масла в двигателе считался уровень в 700 км, а через каждые 1,5 тысячи происходил полный разбор мотора, с целью очистки деталей от различных загрязнений.

Присадки в моторное масло, виды присадок, их назначение

В эпоху бурного развития машиностроительного направления к масляным компонентам начали предъявлять особые жесткие требования, что привело к пересмотру качественного состава масел. Так возник стремительный скачок в развитии работ по производству и использованию специальных добавок в масляный компонент, то есть присадок. С постоянным усовершенствованием механизмов силовых агрегатов велся поиск эффективных добавок, который не прекращается и по сей день.

Присадка — компонент, который добавляется к смазочным элементам в небольших количествах, с целью усовершенствования эксплуатационных показателей. Но не каждый химический элемент может быть применен в качестве присадки к смазочному раствору. Добавка обязана обладать рядом физических и химических свойств:

  • хорошая растворимость;
  • несмываемость водными массами;
  • неспособность оседать на масляных фильтрах;
  • отличные показатели стабилизации масел от различных окислителей;
  • улучшение эксплуатационных свойств автомасел;
  • предотвращение разрушения деталей;
  • экономическая целесообразность получения и использования.

Все вышеупомянутые аспекты при выборе химических элементов, применяемых в качестве присадок к маслам, приводят к определенным ограничениям. Из несметного числа изученных соединений применяют лишь малую часть компонентов.

В настоящее время автомагазины предлагают множество всевозможных промывок и добавок в двигательную систему транспорта. Однако не каждое средство можно применять. Неверный подбор такого «помощника» способен негативно сказаться на работоспособности движка и вдобавок привести к основательным проблемам. Поэтому при покупке определенного вида продукта от автовладельца требуется уверенность в назначении присадки. Также он должен знать, в каком состоянии находится ДВС автомобиля.

Принцип работы добавок

Основная задача присадок – это изменение химической структуры масла с целью предотвращения определенных воздействий в моторной системе автомобиля. Например, машина с недавнего времени стала чрезмерно «кушать» масло. Наиболее эффективным и экономным вариантом исправления дефекта станет добавление специальных присадок в моторное масло. Таким образом, автолюбитель меняет характеристики и параметры смазывающего средства, что позволяет моторной системе справляться с определенными условиями.

Разновидности комплектов присадок

На сегодняшний день комплект добавок представляет собой смешанный состав элементов разного функционала, и вмещает до дюжины элементов. Их применение позволяет облегчить процентное соотношение компонентов при производстве смазочного раствора. Примерно 2/3 всех производимых присадок изготавливаются заграничными компаниями, и выпускаются в виде пакетов. Основные типы присадок к маслам:

  1. Антикоррозионный. Эта разновидность предотвращает появление коррозии в цветных металлических элементах.
  2. Антиокислительный. Присадки данного типа выступают в качестве блокиратора каталитической реакции окисления, металлических поверхностей деталей. Добавки замедляют фактор старения, то есть не дают основе масла окислиться под действием молекулы кислорода.
  3. Антипенный. Этот вид препаратов выступает в роли пеногасителя, которая образуется в результате внутреннего поверхностного напряжения смазывающего средства.
  4. Противокоррозийный. Подвид присадок образовывает на металлической поверхности деталей специальную пленку, которая помогает избежать появления ржавого налета от агрессивной среды работы двигателя.
  5. Антифрикционный. Помогает избежать трения механизмов.
  6. Полимерный. Улучшает показатели вязкостно-температурного баланса масел, что позволяет экономить топливо автомобильного транспорта в процессе эксплуатации.
  7. Депрессорный. Уменьшает температуру застывания смазочных материалов и способствует текучести при минимальных значениях.
  8. Диспергирующий. Данная разновидность присадок очень полезна, так как защищает поверхность механизмов от разного «мусора» и поддерживает отложения в диспергированной конфигурации. Другими словами, добавки удерживают в масле нерастворимые вещества и не дают им выпасть в осадок.
  9. Моющий. Содержат в своей структуре поверхностно-активные вещества, которые взаимодействуют с различными видами отложений (лакокрасочные загрязнения, нагар) и переводят их в смазывающий раствор.
  10. Противоизносный. Предотвращает механическое старение деталей двигателя и соприкосновения между собой.

Выбор присадки для заливки в мотор

Как показывает практика, многие автомобильные добавки существенно облегчают работу и долговечность механизмов в двигателе. Определиться с составом можно без труда, требуется лишь узнать изначальное состояние транспортного средства. Если машина относится к категории новых транспортных средств либо с несущественным пробегом, то можно подобрать добавки из геомодификаторов. Эта разновидность позволяет существенно улучшить показатели самого движка, то есть повышают его ресурс. Главным достоинством считается тот факт, что присадку можно загрузить единожды – этот вид обладает долгосрочным эффектом.

Если мотор уже эксплуатируется достаточно долгое время и несколько износился, то лучше всего выбирать присадки с ярко выраженным действием, в структуру которых входит металлизированные элементы или микрокерамические соединения. Такой состав позволяет избавиться от нежелательного расхода масла и загрязнений, снизить потребление топлива, тем самым регенерировав компрессию и надежность движка. Эти добавки придется менять при каждой замене масляного компонента.

prem-motors.ru

Присадки к маслу. «Феномом» по «Форсану»

Если вы относитесь к автохимии, как к шарлатанству, можете пропустить эту статью. Наш материал адресуется многочисленному кругу автолюбителей, которым все интересно и которые хотят получить от автомобиля больше, чем ему дает завод. Особенно если это не стоит безумных денег и не требует длительных и рискованных мучений в гараже над «внутренностями» двигателя: нужно лишь залить в масляную горловину или топливный бак что-то из красивого флакончика.

Использовать различные масляные присадки, или, как их следует правильно называть, антифрикционные восстанавливающие препараты, пробовали многие. У кого-то эффект проявился сразу, и они поверили в действенность этого метода обработки двигателя, кто-то разочаровался и в самом препарате, и во всей автохимии в целом. Но те, кто получили эффект, зачастую задумываются: а что будет, если вдобавок, допустим, к «Феному» через некоторое время залить еще, например, «Форсан»? Может, и заправляться тогда вовсе не придется, и автомобиль (по крайней мере, двигатель) можно будет передать по наследству своим правнукам?

О действии этих препаратов мы уже многократно писали ранее. Но что будет при совместной обработке одного и того же двигателя разными масляными присадками — это вопрос абсолютно темный. Представители фирм на него отвечают по-разному. Заинтересованные только в объеме своих продаж говорят: «Лейте наш препарат куда угодно, все равно будет хорошо!» (им-то будет хорошо, это точно!). Другие, более осторожные, замечают: «Не надо мешать никакие составы, если вы уже что-то использовали для обработки, то менять составы на другие нельзя ни в коем случае». Кто из них прав? И, как и раньше, ответ на этот вопрос может дать только испытание двигателя.

Но кому же захочется рисковать своим мотором для подобных экспериментов? Наверное, нормальному автолюбителю подобное в голову не придет. Мы —

другое дело…
В ходе предыдущих испытаний, часть из которых описана в предыдущих номерах нашего журнала («Мотор не обманешь», №№11–12, 2003 г.), у нас накопилось изрядное количество моторов, каждый из которых был обработан различными присадками. Мы знаем их «историю» и параметры. Почему бы не рискнуть этим «богатством» для получения данных о

совместной работе присадок? 

На рынке автохимии России сейчас одновременно присутствуют более двух десятков препаратов подобного типа. Если работать по принципу «каждый с каждым», то, наверное, жизни не хватит на такую работу. Поэтому поступим проще. Несмотря на уверения любого производителя присадок, что его препарат уникален, единствен в своем роде, продукт военно-промышленного комплекса, или, как минимум, космических технологий, которым когда-то американцы намазали что-то в «Шаттле», — все эти препараты по принципу действия можно разделить на несколько групп.

Первая, наиболее распространенная группа — препараты, построенные на основе минеральных порошков серпентинита, или геомодификаторы трения. К ним относятся такие известные препараты, как «Форсан», «Хадо», РВС, «Супротек», «Автоминерал» и т.д. Они производят микрошлифовку поверхностей трения двигателя с образованием специального защитного металлокерамического слоя, отличающегося низкими коэффициентами трения и износа. В целом это чисто русское изобретение, в других странах мира препаратов подобного класса не встретишь, разве что в немногочисленных представительствах некоторых российских фирм. 

Вторая, также многочисленная группа присадок — металлоплакирующие составы: «Ресурс», РиМЕТ, «Автоплюс», «Металлайз» и им подобные. Они содержат различные мягкие металлы либо в виде мелкодисперсных порошков, либо в ионном виде. При попадании в зону трения эти составы формируют на поверхности детали тонкий укрывающий (плакирующий) слой, «залечивающий» ее микродефекты и тем самым способствующий улучшению работы подшипников коленчатого вала и деталей цилиндропоршневой группы.

Третья группа — препараты, осуществляющие некое химическое воздействие на поверхности трения и формирующие защитные слои с использованием механизмов хемосорбирования. Это пресловутые кондиционеры металлов — ER, «Феном», «Реном», препараты группы эпиламов — «Универсальный модификатор», а также составы группы «Энергия-3000», формирующие защитные металлоорганические слои. Все эти препараты, за исключением эпиламных, работают по так называемому принципу Гаркунова, согласно которому плакирующий защитный слой образуется за счет использования продуктов износа. В состав этих препаратов введены активные вещества — хлорпарафины и полиэфиры для кондиционеров металлов, специальные группы органических веществ для препаратов «Энергия-3000», которые в условиях высоких температур и давлений в зонах трения якобы переводят в ионное состояние металлические продукты износа и возвращают их в зоны трения. Эти составы, в основном, пришли в Россию из-за рубежа, хотя принцип их работы носит имя российского ученого. Видимо, там внимательно изучают наши достижения…

Есть еще всякого рода экзотика — различные «жидкие алмазы», «фуллерены», тефлонсодержащие присадки. До чего только не додумаются специалисты автохимии! То торсионные поля поднимают вал в подшипнике, то присадки генерируют какие-то науке не известные волны, то активизируют наследственную память металлов, заставляя их расти и компенсировать износы… Оставим все это на совести производителей этих препаратов.

В целом же, на долю описанных выше трех групп присадок приходится более 90% всего рынка автохимии в этом секторе препаратов. Поэтому имеет смысл остановиться именно на них.
Итак, три принципа обработки поверхности — микрошлифовка с образованием металлокерамического слоя, металлоплакирование и химическая обработка поверхности. Вот и посмотрим, как эти принципы совмещаются один с другим, чего можно ждать от последовательного применения этих способов в различных сочетаниях. 

Первым «мучеником науки» стал двигатель ЗМЗ-402 с изрядной историей и пробегом более 160 тыс. км. Начальное состояние двигателя характеризовалось сниженной и неравномерной компрессией, наличием значительных следов износа на всех поверхностях трения. Более того, начальная переборка выявила разрушения межкольцевых перемычек поршней, делавшие нев

озможным дальнейшее использование двигателя. Чтобы оживить мотор, поршни мы поменяли на новые, не трогая остальные детали.

После начальной диагностики и обкатки, необходимой из-за замены поршней новыми, двигатель был обработан составом РВС. Это ремонтно-восстановительный гель, построенный, по словам его производителей, на базе некой композиции мелкодисперсных порошков серпентинита и катализаторов. Гель был введен в свежее масло, после чего двигатель отработал на стенде более 50 моточасов. В ходе испытаний мы через определенные промежутки времени замеряли изменение мощности, расхода топлива и токсичности отработавших газов.

Результат был достаточно оптимистичным: после обработки поднялась компрессия, существенно снизился расход топлива, выросла мощность (рис. 1). Мотор явно «взбодрился». Его вскрытие после испытаний показало, в общем обычную для использования препаратов этой группы картину: выравнивание поверхностей цилиндров и шеек вала, но при этом на поверхностях тронков поршней появилась сеточка мелких царапин. Глубина и количество царапин на рабочих поверхностях вкладышей подшипников уменьшилась, но полного «залечивания» этих поверхностей мы не получили.
Эффект обработки двигателя составом РВС является стойким и не требует повторных обработок. В этом мы тоже убедились, заставив двигатель длительное время поработать на чистом масле. Мотор предварительно промыли, чтобы удалить из масла частицы препарата. Изменение полученного после обработки результата уложилось в погрешность замера. 

Но поверхности поршней и вкладышей явно просили еще чего-нибудь. Наиболее простой вариант — попробовать «подлечить» их каким-нибудь металлоплакирующим составом, что мы и сделали. Для повторной обработки двигателя был выбран ионный плакирующий состав, аналогичный швейцарскому препарату «Металлайз». Вскоре после ввода состава параметры двигателя еще немного поднялись (рис. 1). Через несколько десятков моточасов масло поменяли, дали двигателю поработать еще, а затем вскрыли. Результат был интересен.

Микрофотографии поверхностей цилиндров и поршневых колец не выявили заметных изменений по сравнению с тем, что мы видели после обработки двигателя РВС. Что-то наблюдалось только в нижних частях цилиндров, куда поршневые кольца не доходят. Это и понятно: мягкие слои плакирующих металлов перед жестким хромом поршневых колец устоять не могут. Но зато поверхности поршней (рис. 2) и вкладышей блестели как новые. Интересно, что изначально черные из-за технологического приработочного покрытия поверхности тронков поршней стали блестящими и белыми. Начальная сеточка царапин визуально была слабо различимой. Отсюда и эффект роста мощности: сказалось, в первую очередь, улучшение работы подшипников. Свой вклад внесло и уменьшение трения между поршнями и цилиндрами.

Вывод простой: препараты группы геомодификаторов трения вполне совместимы с металлоплакирующими составами при обработке в последовательности «микрошлифовка — плакирование поверхности». Более того, такое совмещение при обработке двигателя имеет серьезный смысл. Геомодификаторы эффективно работают в зоне узлов трения, поверхности которых имеют высокую твердость (поршневые кольца — цилиндр, кулачки распределительного вала — рокера и т.д.), но при этом могут, особенно при большом размере частиц минералов, частично повреждать рабочие поверхности «мягких» деталей. Ионные металлоплакирующие составы при этом устраняют эти дефекты, усиливая эффект обработки.

Но это не касается составов, в которые мягкие металлы вводятся в виде мелкодисперсных порошков, типа «Ресурс» и РиМЕТ. Эти составы мы не проверяли, а что-то утверждать без соответствующих обоснований — не в наших правилах.

А что будет, если последовательность обработки будет изменена — то есть, сначала плакирование слоем мягких металлов, а потом обработка каким-либо модификатором трения, содержащим минеральные компоненты? По логике вещей, ничего хорошего. Но надо проверить — вдруг мы ошибаемся?

Для этого был взят еще один «подопытный кролик» — двигатель ВАЗ-2108, обработанный металлоплакирующим составом «Автоплюс-2025» фирмы «Лубрифильм». Результаты этих испытаний были описаны нами в статье «Мотор не обманешь» в конце 2003 года. В целом, несмотря на то, что двигатель перед обработкой прошел полный капитальный ремонт (таково было условие предыдущих сравнительных испытаний), эффект был получен не очень большой, но вполне заметный (рис. 3).

Этого нам показалось мало, мы снова собрали двигатель, установили на стенд, прикатали, сняли базовые характеристики, чтобы было с чем сравнивать в дальнейшем, а потом обработали препаратом первой группы — модификатором трения, в чистом виде содержащим только порошки минерала серпентинита. Технология обработки этим составом не предусматривает его длительного присутствия в двигателе. Он вводится в масло на 30–40 минут, которые двигатель должен проработать на холостом ходу. Затем требуются смена масла, замена фильтра и промывка двигателя для удаления состава. При этом максимальный эффект достигается не сразу, а только через определенное время — порядка 1500 км пробега. Объясняют это тем, что продолжают работать остатки состава, внедренные на поверхности трения за время обработки.

Динамика изменения параметров мотора после обработки показала существенное снижение темпа их роста по сравнению с тем, что мы видели ранее, когда геомодификатор вводился в двигатель, ничем до того не обработанный. Да и сам эффект обработки был существенно меньше ожидаемого, причем на части режимов стало даже хуже (рис. 3). При вскрытии двигателя мы увидели, что от металлоплакирующего слоя практически ничего не осталось: минеральные порошки в ходе обработки его «ободрали», что, в общем, понятно… Поверхности вкладышей покрылись глубокими царапинами, наблюдалось выкрашивание кромок поршневых колец (рис. 4).

Но интересно было другое: обмеры двигателя после испытаний выявили резкое изменение геометрии цилиндров. Причем, что вообще парадоксально, в ненагруженной плоскости цилиндра (по оси поршневого пальца) наблюдался большой износ, а по нагруженной — наоборот, уменьшение диаметра! Что это — случайность или закономерность, по результатам одного испытания сказать сложно, но, в принципе, объяснить можно следующим

образом.

В процессе геообработки минеральными порошками, твердыми по сравнению с плакирующим слоем, металлы слоя на поверхности цилиндра испытывают знакопеременную нагрузку, что приводит к их так называемому охрупчиванию. Частицы слоя срываются с поверхности цилиндра и смываются маслом. В нагруженных зонах твердых деталей — цилиндров, коленчатого вала, эти частицы под воздействием высоких контактных давлений и температур переходят в пластическое состояние и из масла возвращаются — «намазываются» на поверхность. В ненагруженных же зонах давлений для возврата металла не хватает, и работают эффекты, аналогичные абразивному износу. На поверхностях поршней и вкладышей, укрытых слоем мягкого плакирующего металла, происходит простое внедрение твердых частиц, превращая их в своеобразную «терку», резко ускоряющую процесс износа. Вот такой «избирательный» перенос! Вряд ли он полезен двигателю. И действительно, компрессия в цилиндрах после такой геообработки существенно упала: сказалось ухудшение прилегание колец к зеркалу цилиндра.

Конечно, это только версия, которая объясняет полученный результат, но вполне правдоподобная, если понимать, как работает и что делает каждый состав. Впрочем, правы мы или нет, должны показать дальнейшие исследования.

Пока вывод очевиден: геообработка после металлоплакирования ничего хорошего не дает. Ну что ж, мы подтвердили наши начальные предположения, правда, ценой запоротого двигателя. Но такова уж судьба «подопытных кроликов» — жертвовать собой ради других…

А что будет, если после металлоплакирования использовать какой-либо из препаратов третьей группы, принцип работы которых построен на химическом модифицировании поверхности — что-то из кондиционеров металла или препаратов типа «Энергия-3000»? Попробовали и это. В качестве очередного страдальца взяли двигатель ЗМЗ-402. Исходное состояние особого оптимизма не внушало, он был найден в гараже нашего университета после долгих лет небезупречной службы.

В моторное масло д

обавили препарат «Автоплюс-2025», после чего двигатель проработал 30 моточасов на стенде. Масло, как того требовала инструкция по применению, не менялось. Ничего нового по сравнению с описанными выше испытаниями этого препарата на двигателе ВАЗ-2108 мы не увидели. Параметры мотора несколько приподнялись, выровнялась компрессия, динамика «лечения» была довольно вялой, но продолжалась все время испытаний. Как показал наш опыт предыдущих испытаний, металлоплакирующие составы работают только тогда, когда находятся в масле. При замене масла и отказе от использования препарата эффект быстро пропадает.

Но перед заменой масла мы примерно на 10 моточасов ввели в двигатель масляный препарат «Энергия-3000». Какое-то время в масле оказались и металлоплакирующий состав, и препарат, принцип работы которого основан на формировании защитных металлоорганических слоев на поверхностях трения. Динамика роста параметров двигателя при этом заметно усилилась. По инструкции к препарату «Энергия-3000» требовалась замена масла через 500–1000 км пробега. Те самые 10 моточасов, которые два препарата работали вместе, как раз и дают аналог этого пробега. Двигатель промыли, масло поменяли и стали смотреть, что будет дальше. Гоняли мотор еще 30 моточасов, измеряли его параметры, но и мощность, и расход топлива со временем менялись лишь в пределах погрешности замера. То есть, эффект обработки зафиксировался при том, что в моторном масле уже не было никаких составов.

При вскрытии двигателя вид поверхностей трения нас порадовал (рис. 6) — даже без всяких микроскопов был виден эффект обработки. Поверхности деталей в нагруженных зонах имели характерный «стеклянный» блеск, отмеченный нами ранее при испытаниях препарата «Энергия-3000».

Что же получилось? Очевидно, мы совместили положительные свойства обоих составов. Металлоплакирующие препараты дают хороший, но нестойкий восстанавливающий эффект — в них много «строительного материала» для наращивания поверхности в зонах износа, но времени жизни формируемого слоя явно недостаточно из-за использования мягких металлов. Препараты типа «Энергия-3000» или кондиционеры металла работают по принципу формирования стойких хемосорбированных слоев — по сути, нечто типа оксидных пленок, но для эффективного восстановления им как раз не хватает этого «строительного материала». А вместе получается весьма даже неплохо…
Интереса ради попробовали совместить при обработке два препарата с близкими механизмами действия. Были взяты представители третьей группы — сначала «Феном», а потом, после смены масла, «Энергия-3000». Обрабатывали двигатель, также участвовавший в сравнительных испытаниях, описанных в статье «Мотор не обманешь». Тогда мы выявили достаточно высокий эффект от использования «Фенома», но и отметили его повышенную склонность к образованию отложений.

Повторили опыт, вновь обработав двигатель «Феномом», при этом эффект по сравнению с начальным состоянием был аналогичным, но, конечно же, существенно меньшим: ведь это была уже не первая обработка. Затем двигатель промыли, дали поработать на чистом масле. Как и прежде, эффект обработки начал медленно уменьшаться. Ввели в масло «Энергию-3000». Снова появилась положительная динамика роста параметров, причем по окончании обработки и мощность, и расход топлива стали лучше, чем после «Фенома». И снова эффект оказался более стойким: металлоорганика зафиксировала «сервовитные» слои «Фенома» (рис. 7).

Сразу после ввода в двигатель «Энергии-3000» наблюдалось резкое увеличение выхода остаточных углеводородов в отработавших газах. Объяснить это можно только моющим действием препарата, удаляющим органические отложения, сформированные при разложении хлорпарафинов, являющихся активными компонентами кондиционеров металлов. С течением времени токсичность снова вернулась в норму.

Но самое интересное мы наблюдали, когда попробовали совместить обработку двигателя с помощью геомодификаторов трения (препараты первой группы) с кондиционерами металлов (третья группа). Для этого был взят еще один вазовский мотор, предварительно обработанный препаратом «Форсан». Динамика и эффект обработки оказались, в общем, положительными. И мощность, и экономичность двигателя существенно возросли, скорость износа сопряжений трения резко упала.

А потом в масло добавили препарат группы кондиционеров металлов. Сначала параметры двигателя вроде даже подросли, но потом вдруг стали становиться хуже и хуже (рис. 9). Мощность стала падать, снизилось давление масла. Не доводя дело до полной гибели двигателя, мы эксперимент прекратили. Двигатель разобрали, и тут все стало проясняться.
Рабочие поверхности коленчатого вала и цилиндров покрылись «язвочками», различимыми даже без микроскопа. А на вкладышах наблюдалась картина, подобная той, которую мы могли бы увидеть, если бы на пыльную дорогу упали первые капли дождя (рис. 9). Это — выраженная химическая эрозия металла. Но откуда она взялась?

Мы проанализировали

состояние поверхностей трения после геообработки, до введения в двигатель кондиционера металла. И все стало ясно. На микрофотографиях (рис. 10б) четко прослеживаются очаги образования металлокерамического слоя — белые пятнышки на темной поверхности детали. Причем с увеличением времени обработки, концентрации препарата и изменением его состава размер и концентрация этих пятен расширяется, постепенно занимая все большую площадь: геомодификация слоя прогрессирует (рис. 10в). В этих зонах в структуру металла внедряются частицы минерала. Но этот процесс сопряжен с большим локальным разогревом поверхностных слоев металла. Он продолжается и после удаления состава из масла: продолжают работать уже внедренные частицы минерала. Кроме того, участки геомодифицированного слоя имеют теплопроводность на два порядка меньшую, чем сам металл — то есть, теплоотвода от этих частей поверхности практически нет, что еще более повышает их температуры.

Действие кондиционеров металлов вызывает активизацию поверхностных химических реакций, генерируемых активными комп

онентами, входящими в их состав (хлор, галогены, органические соединения). А скорость протекания этих реакций сильно растет при увеличении температуры в активной зоне. Концентрации же компонентов кондиционеров металлов подобраны, естественно, исходя из обычных температур в рабочих зонах, без учета возможности их аномального увеличения, вызванного, например, использованием геомодификаторов трения. И процесс химического модифицирования поверхности превращается в развитие локальной эрозии поверхностных слоев металлов в очагах внедрения минералов.

Следовательно, подобное совмещение обработок двигателю крайне противопоказано. Не надо «мазать» двигатель, например, «Феномом» после «Форсана» — это верный способ его загробить.

Совмещать можно, во-первых, обработку препаратами одной группы. Так, использование гелей РВС допускает повторную обработку, допустим, «Форсаном». Главное — не переборщить: возможные отрицательные эффекты подобных обработок мы описывали в нашем журнале (см. «Прения по трению», №5, 2002). Также совмещаются и различные металлоплакирующие составы или кондиционеры металлов.

Во-вторых, совмещаются и даже желательны, особенно для изношенных двигателей, обработки в последовательности «микрошлифовка — металлоплакирование» и «металлоплакирование — хемосорбирование защитного слоя», то есть, последовательное использование препаратов первой и второй, а также второй и третьей групп.

И уж чего совсем нельзя делать — использовать микрошлифовку препаратами первой группы после металлоплакирования составами второй группы (например «Форсан» после «Ресурса» или РиМЕТа) или обрабатывать двигатель препаратами третьей группы (кондиционерами металлов) после их геообработки препаратами первой группы.

К сожалению, почем

у-то этой информацией не владеет ни один производитель препаратов группы присадок в моторное масло. А жаль! Ведь присадки для двигателя — как лекарства для человека, и их положено проверять на любые варианты совместимости и противопоказаний. Единственный путь, чтобы лекарство не обернулось ядом для двигателя, — сертификация этих препаратов, о чем речь идет уже достаточно давно. Конечно, это лишние хлопоты для производителей автохимии, но зато гарантия качества продукта для всех его потребителей.

И еще. Для того чтобы понять, как правильно использовать присадки, чего от них можно ждать и с чем они совмещаются, необходимо иметь точную информацию об их составе и механизме действия. Но далеко не всегда об этом можно узнать не только у продавца, но и у производителя препарата. А о том, чтобы об этом было написано на упаковке, чаще всего приходится только мечтать.

Вывод простой: если вместо конкретного ответа на вопрос о том, какой принцип защиты поверхности используется в препарате, вам начинают рассказывать сказки о «полях неизвестной природы», «наследственной памяти металлов», «новой физике», «разрыхлении и росте кристаллической решетки» и прочем, лучше обойти этих «специалистов» стороной.

5koleso.ru

Виды присадок в моторное масло и их свойства

Первым делом нужно разобраться, что же такое автомобильные присадки, и с какой целью автомобилисты активно используют их для двигателей своих машин. Не очень давно на рынке стали появляться так называемые присадки, и их сразу же активно начали покупать. Часто можно встретить автомобильные присадки в составе синтетических и полусинтетических моторных масел. Но так как со временем масло теряет свои свойства, нужно использовать присадки для восстановления потерянных составляющих. Для того чтобы присадки давали желаемый результат, нужно использовать их своевременно.

Мнение о необходимости использования присадок в моторное масло разделились.

Категории присадок

В зависимости от целей, для которых мы их используем, мы можем разделить моторные присадки на несколько различных категорий.

  1. Корректирующие октановое и цетановое число или антидетонационные присадки. Как уже ясно из названия, в основном они используются для повышения октановых и цетановых чисел топлива. При плохом качестве бензина в топливной смеси появляются пероксиды, которые опасны тем, что сгорают до начала сгорания топливной смеси, чем повышают температуру в камере сгорания до критических показателей, что приводит к детонации двигателя, а антидетонационные присадки предотвращают детонацию мотора тем, что уничтожают пероксиды и не дают им накапливаться.
  2. Депрессорные и диспергирующие. Депрессорные присадки снижают температурный порог, при котором масло начинает застывать. В основном их заливают в двигатель с зимним моторным маслом, но бывают присадки для дизеля, которые добавляют в топливный бак автомобиля, что препятствует застыванию топлива. Диспергирующие, в свою очередь, заливаются только в бак и предотвращают расслоение дизельного топлива и препятствуют образованию осадка парафина. 
  3. Повышающие вязкость масла, они же загустители. Применяются для повышения вязкости. Дело в том, что во время роботы двигателя, некоторые детали которого поддаются трению, изнашиваются, например, комплектующие цилиндропоршневой группы, что приводит в увеличению зазоров между ними. Из-за этого масло попадает в камеру сгорания, и во время работы двигателя появляется дым. Как раз использование данных дополнительных веществ увеличивает вязкость масла и предотвращает его попадание в камеру сгорания.
  4. С антифрикционным покрытием. Используются для предотвращения появления задир на стенках цилиндра двигателя внутреннего сгорания и уменьшения зазоров между трущимися парами. Также уменьшает шум во время работы двигателя, снижает количество ядовитых веществ в выхлопных газах.
  5. Предотвращающие процесс окисления или ингибиторы. В основном это защитные присадки, которые используются для предотвращения коррозии металлов, которые имеют непосредственный контакт с топливом. Данная присадка вытесняет водяную плёнку с металлической поверхности, тем самым не даёт пройти процессу окисления металла.

Достоинства и недостатки присадок

Плюсы использования дополнительных веществ:

  • прибавка мощности двигателю с большим пробегом;
  • предотвращение появления коррозии некоторых элементов;
  • увеличивает предел начала застывания моторного масла в холодную погоду;
  • увеличивает вязкость масла, когда оно потеряло ряд своих свойств;
  • предотвращает появление отложений парафина в дизельном топливе и его расслоение зимой;
  • исполняет реставрирующую функцию при использовании в подуставшем силовом агрегате;
  • повышает октановое число в топливе плохого качества.

Минусы использования присадок:

  • несвоевременное использование может привести к поломке двигателя;
  • неподходящие присадки для вашего масла во время контакта с ним могут привести к неизвестным последствиям в результате химической реакции;
  • использование неизвестных брэндов не гарантирует вам никакого эффекта;
  • нельзя использовать присадки во время гарантийного срока после покупки автомобиля.

Производители моторных присадок

На данный момент на рынке автомобильной химии можно найти очень много разнообразных моторных присадок. Достаточно высокое число автомобилистов используют их постоянно. Всё из-за простоты их применения (достаточно просто залить в двигатель или бак, в зависимости от цели, для которой их используют) и благодаря моментальному эффекту.

Среди большого количества продукции производителей автомобильной химии при выборе дополнительных веществ для двигательного масла следует обратить внимание на такие марки, как «Liqui Moly», «BIZOL», «XADO», «Mannol», «Hi-Gear», «Nanoprotec», «К2», «Shell», «Sonax», «Runway», «NOWAX», «ABRO», «Eurol», «Dynamax», «Suprotec». При своевременном использовании продукции вышеупомянутых производителей вы можете быть уверены, что присадки выполнят своё предназначение и пойдут на пользу двигателю вашего автомобиля, а также помогут увеличить срок эксплуатации двигателя.

Выводы

Мы спокойно можем сделать вывод, что использование разного рода моторных присадок в основном улучшает состояние трущихся составляющих двигателя, помогает провести внутреннюю очистку топливной системы автомобиля, предотвращает появление разных осадков в баке и моторе, при условии, что они будут использоваться своевременно и с топливом хорошего качества.

Надеемся, данный материал поможет вам дать ответы на некоторые ваши вопросы.

vibormasla.ru

отзывы. Все виды присадок для автомобильного масла

Любой уважающий себя автомобилист хоть раз в жизни задумывался о смесях, которые добавляют в масло для улучшения его свойств. Для того чтобы разобраться, что такое присадки к маслам, вначале нужно понять, насколько горюче-смазочные материалы важны для вашей машины.

Физика износа двигателей

Все без исключения двигательные системы подвержены износу в результате трения, которое возникает в процессе работы всего механизма. Повышается температура, а это приводит к накаливанию металлических деталей, из которых состоит рабочая часть любого механизма. В конечном итоге происходит разрушение.

Как правило, больше всего этому подвержены клапаны и поршни двигателя внутреннего сгорания. Для того чтобы уменьшить износ, в конструкции предусмотрен масляный контур: замкнутая и герметичная система, в которой находится смазывающий материал. Под давлением он курсирует по системе, обволакивая и охлаждая все трущиеся и движущиеся механизмы двигателя.

Минеральное масло

Условно можно разделить масла на две основные категории, которые наиболее часто используются в современном автомобиле. Первая группа — это минеральные смазывающие материалы. Чаще всего такое масло имеет большую вязкость. Специалисты рекомендуют использовать их в старых двигателях с карбюраторной системой впрыска, а также на дизельных агрегатах.

Применение именно этого вида масел обуславливается еще и частотой работы основных валов двигателя. Если конструкция предполагает, что основной рабочий процесс не связан с большими оборотами, температурные режимы, которым подвержены системы двигателя, довольно низкие. Следовательно, смазывающий материал должен обладать повышенной вязкостью и тягучестью. Водители со стажем утверждают, что для улучшения названных свойств следует использовать присадки в трансмиссионное масло.

Синтетические масла

Вторая группа — синтетические масла, которые используются в современных двигателях с инжекторным впрыском топлива. Применяются в высокооборотных моторах, где металлические составляющие подвержены критическим температурным режимам.

По отзывам специалистов и автолюбителей, обе группы имеют как преимущества, так и недостатки. Узнавая по мере использования о негативных качествах масел, любой среднестатистический владелец машины старается в той или иной степени их нейтрализовать.

Добавки в масло – добро или зло?

Именно для улучшения свойств смазывающих материалов и нужны присадки к маслам. Попробуем разобраться, действительно ли они улучшают работу двигателя или все же негативно влияют на его техническое состояние. Споры ведутся с того момента, как появились эти смеси.

Чтобы разобраться в сути вопроса, нужно понять, какие существуют присадки к маслам, их разновидности и назначение. Для начала хотелось бы уточнить, что мы будем рассматривать именно те, которыми пользуются обычные автовладельцы, и отзывы о которых нас чаще всего интересуют.

Главная задача любых видов присадок — это не только улучшение качества масла, но и изменение в лучшую сторону основных показателей работы двигателя. Некоторые присадки в масло (отзывы практически всех экспертов подтверждают это) действительно оказывают положительное влияние на его работу.

Уменьшаем расход масла

Сегодня рынок предлагает довольно большой сегмент добавок. Наиболее распространённые виды, о которых рассказывают и положительно отзываются все пользователи, — присадки в моторное масло, призванные уменьшать его расход. Очень часто при выходе из строя маслосъемных поршневых колец увеличивается расход масла. Бороться с этим явлением чрезвычайно трудно. Как правило, окончательного устранения такого дефекта можно добиться только путем замены этих колец при разборе двигателя.

Но даже начинающий автовладелец понимает, что описанная процедура весьма затратна. По отзывам опытных автослесарей, самый простой способ избавиться от перерасхода масла — доливать его по мере использования. Однако он тоже не оптимизирует ваш бюджет. К тому же придется постоянно возить с собой канистру с маслом.

Вот здесь и приходят на помощь вязкостные присадки к маслам, призванные уменьшить расход смазывающего компонента. Это происходит за счет увеличения вязкости жидкости.

В то же время автолюбители отмечают и тот факт, что при работе двигателя летом этот вид добавок, который выпускает каждый завод масел и присадок, может нанести довольно ощутимый вред из-за повышенной температуры окружающей среды.

Присадки изменяют свойства масла

Довольно серьёзной проблемой является и так называемое «износное» действие масла по отношению к металлическим деталям двигателя. Иными словами, иногда состав жидкости изменяется настолько, что портит своими ингредиентами металл.

Этого можно избежать, если пользоваться вторым видом присадок: противоизносными. В результате добавления их в двигатель образуется специальная защитная пленка, призванная уберечь металлические детали от излишнего трения. Существует множество противоречивых мнений по поводу использования подобной присадки в масло. Отзывы противников ее применения сводятся к тому, что, как и в случае с вязкостным типом, химические элементы, из которых состоит добавка, существенно влияют на первоначальную формулу автомобильного масла. При длительной эксплуатации это приводит к разрушению основных элементов мотора.

Окисление масла

Нельзя не отметить еще одну проблему, связанную с длительным использованием автомобильного масла. В результате возможной негерметичности системы масло со временем окисляется. Если на это не обращать внимания, то мы получаем все то же изменение химического состава.

Во избежание этого специалисты рекомендуют присадки в трансмиссионное масло, которые называются антиокислительными. Данные соединения добавляются для предотвращения появлений химических реакций, связанных с первичными процессами окисления. Считается, что использование антиокислительных присадок существенно продлевает жизнь автомобильному маслу.

Но, по отзывам автолюбителей, результат применения таких смесей невелик: «для очистки совести», как говорят. Ваше масло, даже при большом технологическом износе, остается светлым. Может быть, поэтому некоторые автовладельцы перед продажей своего автомобиля добавляют такие присадки в двигатель, существенно экономя на замене масла.

Моющие добавки

Довольно распространённым видом добавок в масло являются моющие смеси или детергенты (их в широком ассортименте выпускает Новокуйбышевский завод масел и присадок). Их основное назначение — предотвращение отложения вредных примесей на тех частях двигателя, которые подвергаются наиболее сильному термальному воздействию (например, таких как канавки цилиндров). По мнению экспертов, такие присадки оказывают положительное воздействие на внутренние поверхности двигателя, предохраняя их от появления загрязнения и смолистого налета.

Эти примеси успешно используются в автомобилях с большим пробегом (именно из-за перечисленных выше качеств). Но профессионалы подчеркивают, что профилактических свойств, как правило, данные добавки не имеют. И не стоит добавлять их в новые агрегаты.

Дисперсные присадки

В результате использования различных примесей иногда образуются побочные продукты в виде твердых смол и грязи. Для их купирования и удаления существуют дисперсные антифрикционные присадки в масло.

Применение таких присадок желательно только в старых силовых агрегатах. Двигатель подвержен коррозии. Особенно от этого страдают закрытые металлические поверхности, расположенные внутри. Но из-за схожести основных свойств воздействия с противоизносными смесями такие добавки используют крайне редко.

Добавки в минеральные масла

Если все виды присадок для автомобильного масла, перечисленные выше, являются универсальными, то следующая предназначена исключительно для моторных смазок на минеральной основе. Речь идет об антифризных присадках, призванных сохранять текучесть минеральных масел при низких температурных режимах ( от -15°С до -45°С). Довольно большим спросом на рынке масляных смесей пользуются противозадирные присадки: они обеспечивают работу механизмов под большими нагрузками. Принцип их действия заключается в уменьшении вращающего момента трения металлических поверхностей двигателя путем увеличения скользящих свойств смазки.

Этот вид присадок активно используется автолюбителями при предпродажной подготовке. Бытует мнение, что при демонстрации авто именно резкое и длительное нажатие акселератора производит на покупателя положительное впечатление. Вымысел это или нет, история умалчивает, а вот использование таких присадок в форсированных двигателях — неоспоримый факт, который не требует доказательств.

Противопенные домеси

Нельзя обойти вниманием еще один вид домесей, которые выпускает Новокуйбышевский завод масел и присадок. Это противопенные добавки. Их относят к виду моющих, и служат они для устранения неприятных последствий пользования более мощными смесями. Обычная моющая присадка, помимо возможного химического изменения состава масла, еще и действует на смазку примерно так, как мыло на воду, то есть существует возможность пенообразования. По отзывам автослесарей, противопенные присадки следует использовать исключительно при визуальном обнаружении изменения состава масла.

Вопрос о применении присадок для масла каждый автолюбитель должен решать сам, потому что их использование может одинаково и хорошо, и плохо сказаться на работе вашей машины.

fb.ru

Присадки в моторное масло — виды и механизм работы присадок для двигателя

Контакты Menu Menu
  • Главная
  • Авто
      • Audi
      • BMW
      • Cadillac
      • Chevrolet
      • Citroen
      • Ford
      • Geely
      • Honda
      • Hyundai
      • Infiniti
      • Jaguar
      • Kia
      • Lada
      • Land Rover
      • Lexus
      • Mazda
      • Mercedes
      • Mitsubishi
      • Nissan
      • Peugeot
      • Porsche
      • Renault
      • Skoda
      • Subaru
      • Suzuki
      • Toyota
      • Volkswagen
      • Volvo
  • Статьи
      • Устройство автомобиля
      • Обслуживание и ремонт
      • Топливо и масла
      • Полезная информация
      • Тюнинг
  • Ретро

avtonam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *