Menu

Почему у бескозырки две ленты – Почему у моряков на бескозырке две ленточки?

Содержание

Почему у моряков на бескозырке две ленточки?

Проходят годы, меняются моряцкие формы и головные уборы, а матросская лента до сих пор остается главным атрибутом отличия моряка. С течением времени этот символ флота видоизменялся — менялась длина ленты, шрифт, написание букв. Интересна и сама история появления матросской ленты на морском флоте.

Немного истории

Происхождение этого морского символа имеет несколько историй возникновения.

Первая берет свое начало еще с древних времен, когда человек преклонялся перед стихией. Жены или матери рыбаков перед тем как проводить своих родных в плаванье, дарили вышитые ими атласные ленты. Там были вышиты слова молитв о скорейшем возвращении или просто слова любви. Такие ленты были своего рода оберегом для рыбаков. Считалось, что они помогали им в борьбе со стихией, спасали от несчастий. Существует несколько легенд, в которых рассказывается как благословленному лентой рыбаку удалось спастись во время потопа, в то время как другие его соратники погибли. Также во времена дальних плаваний моряки собирали свои длинные волосы лентой, на которых писали свои морские качества. Например, на ленте могло быть написано «Непобедимый» или «Не тронь меня».

В другой истории о появлении лент у моряков рассказывается как во времена первого морского флота англичане держали осаду голландской крепости. Для большей уверенности они подвязали на свои шляпы ленты с надписью «Неустрашимый». Все же пробиться через осаду им не удалось и они отступили перед надежно защищенной голландской армией. Но традиция подвязывать шляпы лентами впоследствии распространилась и на другие морские флоты.

В истории военно-морского флота упоминается ношение траурной ленты. Тогда моряки, служащие в английском флоте, в память об адмирале Нельсоне во время траурной процессии повязали на свои шляпы черные ленты.

Появление лент в русском флоте

Матросская фуражка-бескозырка, схожая с современной, впервые вошла в жизнь русских моряков в 1811 году. Ее ввели как повседневный головной убор для всех рангов моряков. Она заменила неудобные конусообразные шляпы, которые моряки носили до этого. В 1872 году император Александр II утверждает ношение лент на бескозырках для нижних рангов матросов. На ленту полагалось наносить название экипажа. Раньше буквы наносились на околыш бескозырки. Если изначально лента была парадным вариантом, то впоследствии ее ввели как будничный вариант для всех моряков.

Следующим изменением стал цвет бескозырок и лент. В 1874 по приказу генерал-адмирала были установлены черные бескозырки с лентами. Для нанесения букв на ленты был установлен точный размер и форма, а также установлена точная длина ленты — 140 сантиметров. Номер экипажа или название всегда наносились на ленту. Иногда надпись дополняли якорем.

С 1878 моряки Черноморского флота в качестве награды за оборону Севастополя получили право ношения георгиевских ленточек. История появления георгиевских лент берет свое начало еще с 1769 года, когда императрица Екатерина II указала цвета гвардейского состава. Черный — цвет дыма, оранжевый — цвет огня.

Для моряков надписи на лентах были поводом для гордости, поскольку это указывало на их причастность к составу флота и было символом морского братства.

Современное значение

Раньше основным практическим применением лент было фиксирование их вокруг шеи во время непогоды. При шторме удержать бескозырку было довольно сложно, поэтому моряки завязывали ее под подбородком. Также во время боя сохранить головной убор было довольно важно. В случае гибели моряка по бескозырке можно было его идентифицировать.

В настоящее время ношение лент — это больше дань традиции. Моряки сохраняют бескозырку после службы на флоте, надевают ее во время праздников. Она является своеобразной визитной карточкой моряков и является поводом для гордости.

pristor.ru

Почему у моряков на бескозырке две ленточки?

Почему у бескозырки две ленточки?

На бескозырках моряков имеются лента – концы которой привычно трепещут на ветру, служа главным украшением головного убора. Почему на морских головных уборах принято носить эти ленты, всегда ли они были, и зачем их ввели? Если рассмотреть историю появления бескозырки как морского головного убора, а также рассмотреть некоторые флотские традиции, на все эти вопросы найдутся исчерпывающие ответы.

Ленты были у моряков не всегда, а с момента их появления их некоторое время не признавали. История появления и эволюции лент на головных уборах моряков сложна и неоднозначна, но она исключительно интересна.

Ленты на фуражке – история возникновения

Ленты на бескозырке

Ленты на фуражке носят сегодня моряки практически во всех странах. Обычай зародился у средиземноморских рыбаков, которые получали эти изделия от жен и близких. На лентах вышивались молитвы, слова любви, пожелания. Считалось, что они приносят счастье и удачу, служат талисманом, спасая человека от опасностей, которые могут подстерегать на морских просторах. Это делалось ради того, чтобы человеку сопутствовала удача, вернулся домой с хорошим уловом. Также была традиция носить ленты с указанием характера человека, слова «храбрый», «морской волк» могли просто писаться краской. Лента использовалась для подвязывания волос.

Интересный факт: существует легенда о том, как лента спасла одного моряка, в то время как его товарищи утонули. Вещь делала для него любимая девушка.

С появлением первой уставной формы военного флота и первых шляп – лент официально не вводили. Но есть легенда о том, что английские моряки навязали ленты с золотой надписью «неустрашимые», когда штурмовали крепость Кюрасао, которая была в распоряжении голландцев. Несмотря на то, что атака тогда не принесла успеха, обычай носить ленты стартовал именно в тот период, и данная вещь быстро распространилась по всему флоту сначала в Великобритании, затем и в других странах.

Использование лент на морских фуражках

Георгиевская лента

С появлением морских фуражек использование лент обрело огромный практический смысл. Головные уборы сдувало на ветрах, лента же позволяла привязать вещь к голове и сохранить ее. В этот период на ленты стали наносить имена моряков. Если находили в воде фуражку с именем того или иного человека, считалось, что его не стало. В 1857 году российский флот активно использовал клеенчатые шляпы, которые полагались каждому матросу. На них и появились первые ленты, которые использовались с той же целью – чтобы не потерять вещь. Официально фуражка-бескозырка с лентой появилась в 1872 году, на ленте полагалось отмечать номер экипажа, а на концах ленты необходимо было изображать якоря.

В 1874 году вышел новый приказ, согласно которому необходимо было использовать черные бескозырки с выпушками и лентами. На лентах должно было указываться название корабля, номер экипажа или соединение. Лента должна была иметь длину в 140 см.

На 20 июля 1878 года экипажи Черноморского флота, которые участвовали в обороне Севастополя 1854-55 годов, получили право носить гвардейские ленты черно – оранжевого цвета. Эти ленты были наградными, стали свидетельством подвига моряков. Но даже обычные ленты оставались предметом гордости, являлись символом принадлежности к морскому братству.

Ленты морских фуражек в послереволюционное время

Современная лента с единым шрифтом

После революции в России изменилось многое, и в том числе, претерпела изменения флотская форма. Выпушки убрали, тулью уменьшили, гвардейские ленты убрали. На ленте черного цвета должно было указываться название не корабля, а флота. В 1923 году ввели единый шрифт для нанесения надписей на ленты, он остался таковым до наших дней. Но матросы линкоров, крейсеров и миноносцев по-прежнему носили названия.

Впрочем, гвардейские ленты вернулись, это произошло во времена Второй мировой войны, они снова стали наградными. По ее окончании на лентах полностью исключили указание названий кораблей, стали наноситься только названия флотов. Взамен моряки стали активно использовать значки с названием кораблей, хотя те активно искоренялись офицерами под предлогом военной тайны. Также ленты с названием кораблей заказывались при увольнении в запас, и продолжали носиться с гордостью. Сегодня ленты с названием судов не искореняются, они фигурируют в рамках флотской бытности.

Таким образом, ленты появились как атрибут, исключающий утерю головного убора. В дальнейшей эволюции они стали своеобразным опознавательным знаком и предметом гордости, который почитается моряками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг: 4.6/5. Из 87 голосов.