Маршрут включает несколько пересадок. Вам нужно купить больше одного билета.
Путешествие из Аликанте в Барселону на поезде. Время в пути — 4:30 часа. Стоимость билетов на поезд начинается от 27 евро. Ежедневно поездом «Euromed» отправляется не менее шести прямых железнодорожных сообщений.
Станция отправления — Alacant Terminal. Станция прибытия — Barcelona Sants.
Узнайте точное расписание поездов и купите билет по указанным ссылкам для бронирования.
Путешествуйте из Барселоны в Чивитавеккью на пароме. Время в пути 20 часов. Стоимость билетов на паром начинается от 40 евро.
Паром предлагает стандартные сиденья и отдельные каюты разного класса комфортности. Также имеется ресторан.
Чтобы добраться до паромного терминала компании Grimaldi, сядьте на линию метро L3 до станции Drassanes. Затем либо идите прямо к паромному терминалу, что занимает около 20 минут, и это легко. Или дойти пешком до автобусной остановки Portal de la Pau. Сядьте на автобус до «Moll de Costa / Grimaldi Terminal Barcelona». Этот автобус курсирует только в часы отправления и прибытия парома.
Вы должны быть на паромном терминале за 1:30 до отправления парома.
В Чивитавеккье есть 15 минут ходьбы до железнодорожного вокзала. Поезда ходят каждые 20 минут из Чивитавеккьи в Рим. Время в пути — один час. Стоимость билетов на поезд — 4,60 евро.
Узнайте точное расписание парома и купите билет по указанным ссылкам для бронирования.
Для покупки билета на поезд по Италии мы рекомендуем воспользоваться ссылками ниже на этой странице.
Это основные итальянские сайты для покупки билетов онлайн, где вы сможете ознакомиться с расписаниями поездов и тарифами. Государственная ж/д компания Трениталия (Trenitalia) и частная компания Итало (Italo) предлагают специальные тарифы для раннего бронирования (Economy and Super Economy), билеты по которым могут стоить существенно дешевле. Также стоимость билетов зависит от типа поезда, класса и сезонности. Для путешествий на дальние расстояния вы можете воспользоваться высокоскоростными или ночными поездами.Маршрут включает несколько пересадок. Вам нужно купить больше одного билета.
Для покупки билета на поезд по Италии мы рекомендуем воспользоваться ссылками ниже на этой странице. Это основные итальянские сайты для покупки билетов онлайн, где вы сможете ознакомиться с расписаниями поездов и тарифами.
Путешествуйте из Чивитавеккьи в Барселону на пароме. Время в пути 20 часов. Стоимость билетов на паром начинается от 40 евро. Чивитавеккья находится недалеко от Рима, всего в часе езды на поезде.
Паром предлагает стандартные сиденья и отдельные каюты разного класса комфортности. Также имеется ресторан.
Сядьте на поезд из Рима в Чивитавеккья. Поезда ходят каждые 20 минут. Время в пути — один час. Стоимость билетов на поезд — 4,60 евро.
От железнодорожного вокзала Чивитавеккья до паромного терминала нужно дойти пешком за 15 минут.Вы должны быть на паромном терминале за 1:30 до отправления парома.
От паромного терминала Гримальди в Барселоне либо пешком 20 минут до станции метро «Drassanes». Или сядьте на автобус от остановки Moll de Costa / Grimaldi Terminal Barcelona до Portal de la Pau, которая находится недалеко от станции метро. Этот автобус курсирует только в часы отправления и прибытия парома. От станции метро «Drassanes» продолжить движение по линии метро L3.
Узнайте точное расписание парома и купите билет по указанным ссылкам для бронирования.
Самый быстрый способ добраться из Барселоны в Мадрид на скоростном поезде AVE RENFE. Время в пути всего 2,5 часа, расстояние 620 километров. Билеты второго класса доступны от 40 евро, а билеты первого класса — от 55 евро.
Точное расписание и стоимость билетов вы найдете по нашим ссылкам. Цены на билеты зависят от даты вашего путешествия.
Главная > Италия > Пиза > Как добраться в Пизу
Город Пиза находится на западной стороне региона Тоскана, на «колене» итальянского сапога.
На машине до города можно добраться по шоссе A12, которое идет вдоль западного берега Италии от Генуи к Ливорно. От Флоренции к Пизе идет платное шоссе А11 и бесплатная альтернатива SGC Firenze-Pisa-Livorno.
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Смотря откуда ехать, на какой машине и сколько человек. Поскольку главные дороги в Италии платные, то финальная сумма проезда на машине в Пизу может превысить стоимость билетов на поезда. Например, платное шоссе между Флоренцией и Пизой обойдется в 5.80 € (но тут хотя бы есть бесплатный аналог со сравнимым по времени путешествием), причем поезд между городами стоит всего 8,40€. Шоссе из Рима в Пизу обойдется в 12.10 €, из Неаполя в Пизу — 34.00 €. Из Генуи в Пизу дорога будет стоить 15.40 € за 160 км пути, из Милана — 26.20 € за 282 км в пути, из Венеции — 23.30 € за 341 км в пути. Плюс придется платить за бензин, который значительно дороже, чем в России.
Так что если вы катаетесь в одиночку или с маленьким ребенком, то иногда проще ездить общественным транспортом, не не ехать на машине в Пизу. Тогда хотя бы не будет головной боли с
Парковки в Пизе
Расстояние до еровпейских городов
Amsterdam | 1. 300 км |
Berlin | 840 км |
London | 1.100 км |
Madrid | 1.380 км |
Moscow | 2.370 км |
Paris | 1.100 км |
Vienna | 900 км |
Zurich | 610 км |
Главная > Италия > Пиза > Как добраться в Пизу
Как добраться до Испании на поезде?
Сразу же оговоримся, что прямых поездов из России в Испанию нет. По крайней мере, на момент написания этого текста. Уточнить эту информацию можно на сайте РЖД. Тем не менее, до Испании можно доехать поездом с пересадками. Пожалуй, оптимальный вариант – ехать через Париж, поскольку существуют прямые железнодрожные маршруты «Москва–Париж» и «Париж–Барселона». При желании можно организовать путешествие с пересадкой и в других городах: скажем, через Лион, Ниццу и Марсель. Однако следует понимать, что если вы отправляетесь из России, то предется сделать 2–3 пересадки, прежде чем вы доберетесь до пункта назначения. Зато по пути можно будет дополнительно посетить, например, Италию (есть поезд РЖД «Москва–Ницца», который следует через Милан, Геную и некоторые другие итальянские города – об этом подробнее тут) или Австрию, Швейцарию, Германию, Бельгию и другие страны.
В любом случае, следует быть готовым к тому, что ехать поездом и долго, и дорого (в сравнении с авиатранспортом). Так что, если самолеты для вас исключены, то к поездке в Испанию на поезде стоит подготовиться как морально, так и материально. Чтобы как-то разнообразить неблизкий путь, можно задержаться на денек-другой в том же Париже или в Милане и тем самым совместить путешествие в Испанию с другими европейскими странами. Впрочем, в хорошей компании даже самая продолжительная поездка на поезде сама по себе интересное приключение.
В общем, если говорить о железнодорожных маршрутах в Испанию, есть о чем подумать. В дополнение ко всему вышеизложенному приведем несколько полезных ссылок, которые могут пригодиться в процессе планирования маршрута поездки из России в Испанию на поезде:
Кроме того, вам могут пригодиться проездные Eurail – они позволяют существенно сэкономить на железнодорожных билетах, если вы будете активно пользоваться железнодорожным транспортом в Европе, совершая переезды как в отдельных странах и, так и между ними.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Ношение масок на общественном транспорте в Испании становится обязательным
Американские власти официально одобрили использование ремдесивира для лечения Covid-19, во Франции и Италии сокращается количество смертей от вируса, Испания разрешила взрослому населению заниматься спортом на улице, но от пассажиров общественного транспорта потребуют обязательного ношения масок.
Последние новости об эпидемии коронавируса в мире — в нашем ежедневном обзоре.
Британские власти выделили дополнительный пакет помощи размером в 76 млн фунтов для наиболее уязвимых слоев населения. Как сообщил в субботу на ежедневной пресс-конференции по эпидемиологической ситуации в стране министр по делам местного самоуправления Роберт Дженрик, эти средства будут направлены для поддержки жертв домашнего насилия и современного рабства, а также благотворительных детских организаций.
За последние сутки число заболевших в Британии выросло на 4 806 человек, общее число составляет 82 260.
Количество летальных исходов за последние сутки — 621. По общему количеству смертей от Сovid-19 Британию опережают только США и Италия.
Как заявила на этой же пресс-конференции заместитель главного врача Англии Дженни Харрис, индекс репродукции (R) заражения коронавирусом опустился ниже единицы, а это означает, что карантинные меры работают.
Тысячи человек зарегистрировались в качестве волонтеров, чтобы принять участие в проводимом в Британии исследовании о воздействии плазмы крови переболевших Covid-19 на исход интенсивной терапии тяжелобольных. Эффективность подобной терапии не доказана, но за недостатком испытанных методов лечения коронавирусной инфекции она проводится во многих странах мира, в частности, в России.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,С 4 мая Италия планирует несколько ослабить карантинные меры
Позитивные новости поступают из некоторых европейских стран. В Италии за последние 24 часа было зарегистрировано 192 смерти, связанных с коронавирусом — это самый низкий показатель с 14 марта.
С 4 мая в Италии будет разрешено посещать родственников в небольшом составе. Откроются парки, заводы, фабрики и строительные площадки.
Франция также сообщает о падении смертности. За последние сутки число умерших от Covid-19 в этой стране выросло на 166 — значительно меньше, чем днем ранее, когда было объявлено о 218 погибших. В общей сложности от коронавирусной инфекции во Франции умерло 24 760 человек.
Сейчас во французских больницах с Covid-19 находятся около 26 тыс. человек, однако это число сокращается уже более двух недель.
Утром в субботу Франция продлила чрезвычайную ситуацию в связи с эпидемией еще на два месяца. Но с 11 мая в стране планируют ослабить карантинные меры.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,На 42-день строжайшего карантина во Франции маски появились даже на лицах бронзовых статуй в Париже
Ирландия продлила карантин еще на две недели — до 18 мая, однако после этой даты начнется постепенный, рассчитанный на три месяца, пятиступенчатый переход к нормализации. Карантин в Ирландии гораздо жестче, чем в Британии.
О поэтапной отмене карантинных мер заявляют и в некоторых других европейских странах. В Австрии открываются все магазины, а в Германии с понедельника заработают церкви, музеи и детские площадки.
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Эксперты предупреждают, что ремдесивир нельзя считать панацеей
Управление США по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) официально рекомендовало использовать против коронавируса ремдесивир — лекарство, которое ранее применялось для лечения лихорадки Эбола.
Это решение было принято по экстренной процедуре, оно означает, что теперь ремдесивир может использоваться в американских больницах при тяжелых случаях Covid-19. «Это первая рекомендованная терапия для Covid-19. Мы очень горды тем, что принимаем в этом участие», — сказал глава FDA Стивен Хан.
На этой неделе в США были обнародованы первые результаты клинических испытаний ремдесивира, согласно которым препарат эффективен для борьбы с коронавирусом. Выяснилось, что лекарство помогало пациентам с Covid-19 быстрее справиться с заболеванием. Американский Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID) сделал по этому поводу специальное заявление.
Вместе с тем, нынешнее решение FDA принято по экстренной процедуре, для окончательного одобрения использования препарата требуется более длительное время.
Эксперты предупреждают, что ремдесивир нельзя считать панацеей от коронавируса, тем более, что некоторые другие исследования, проводившиеся ранее, не доказали его эффективность.
Кроме того, хотя клинические испытания показали, что препарат может облегчить выздоровление, они не дали явных свидетельств, что он способен предотвратить летальный исход.
Глава американской фармацевтической корпорации Gilead Дэниел О’Дэй пообещал во время встречи с президентом США Дональдом Трампом, что его компания бесплатно поставит 1,5 млн доз лекарства.
США пострадали от коронавируса намного больше, чем другие страны мира. Там зарегистрировано более 1,1 млн заболевших, более 65 тыс. человек умерли.
В Испании с будущего понедельника ношение масок станет обязательным в общественном транспорте — в автобусах, поездах и метро.
Как заявил премьер-министр Педро Санчес в субботу, 6 млн масок будут переданы властями во все основные транспортные узлы, 7 млн предоставят местные советы и еще 1,5 млн — Красный Крест и другие неправительственные организации.
Санчес также объявил о выделении 17 млрд долларов помощи местным региональным властям на преодоление социальных и экономических последствий карантинных мер, которые в Испании длятся с 14 марта.
В понедельник испанские власти будут просить парламент одобрить продление чрезвычайной ситуации еще на две недели. Однако с нынешней субботы взрослым разрешено выходить на улицу для занятий спортом. В начале недели гулять на улице разрешили детям.
Согласно данным минздрава Испании, в стране более 245 тыс. подтвержденных случаев Covid-19 — на 2,5 тыс. больше, чем в предыдущие сутки. По общему количеству смертей Испания стоит на четвертом месте, после США, Италии и Британии.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Испанцы впервые за последние недели смогли выйти на утреннюю пробежку
Как передают корреспонденты Би-би-си, с субботу во многих испанских городах на улицы вышло множество людей, и иногда улицы городов выглядели почти как в обычное субботнее утро до карантина. Впрочем, на дорогах было заметно меньше машин, и люди соблюдали меры социального дистанцирования.
До этого в Испании действовали самые жесткие карантинные меры в Европе — жителям разрешали выходить на улицу, только чтобы добраться на работу, купить еду, лекарства, или быстро выгулять собаку. До последней недели это была единственная европейская страна, где детям было запрещено покидать дома.
Власти Испании заявили, что страна начнет выходить из карантина с 11 мая, при этом при благоприятном развитии событий ограничения должны сохраниться по меньшей мере до конца июня.
Пассажиры, путешествующие в скоростном поезде «Евростар» из Великобритании во Францию и Бельгию, будут обязаны носить защитные маски. Власти заявили, что люди могут прикрывать нос и рот любым эффективным способом — не только при помощи медицинских масок и респираторов.
Тем, кто попытается зайти в поезд без масок, будет отказано в посадке.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Поезда «Евростар» продолжают курсировать между Лондоном, Парижем и Брюсселем
Во Франции и Бельгии действует обязательное ношение масок, в этих странах власти выписывают штрафы нарушителям «масочного режима».
Несмотря на карантин, «Евростар» продолжает курсировать, хотя число рейсов стало значительно меньше. Если раньше в день из Лондона отправлялось больше 10 поездов, то теперь — только два: в Париж и Брюссель.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, который в понедельник вернулся на работу, переболев Covid-19, заявил, что ношение масок будет полезным в момент, когда страна начнет ослаблять карантинные ограничения.
В пятницу индийские власти объявили, что карантин в стране будет продлен еще на две недели после 4 мая, однако ограничения несколько ослабят в регионах, где эпидемиологическая ситуация улучшается.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,На территории Индии появятся зоны с разной опасностью заражения коронавирусом
Регионы Индии будут классифицироваться по трем зонам: красные, где есть значительный риск распространения инфекции; зеленые, где не было новых случаев заболевания в течение 21 дня, а также оранжевые, где ситуация не столь однозначна.
Хотя некоторые ограничения будут действовать на всей территории страны, в зеленых зонах они будут существенно смягчены. Как передают индийские СМИ, крупнейшие города, в том числе Дели и Мумбаи, останутся в «красных зонах».
Индийские власти также обязали всех сотрудников государственных и частных компаний установить на своих смартфонах приложение для отслеживания контактов людей, заболевших коронавирусом.
Приложение под названием Bridge to Healthcare («Мост к здравоохранению») оповещает тех, кто был в контакте с инфицированными. Его скачали уже более 50 млн человек.
• Вы можете выбрать страну, город или крупный населенный пункт из выпадающего меню, помеченного знаком ▼.
• Вы можете найти и выбрать населенный пункт, набрав в поисковой строке A и B первые буквы названия.
При выпадении большого количества одинаковых названий — необходимо набрать название населенного пункта и
Пример 1: найти «Каменка, Приморский край» -достаточно набрать- «кам при».
Пример 2: найти «Ломышки, Сусанинский район» -достаточно набрать- лом сус.
Пример 3: найти «Дрё, Франция» -достаточно набрать- дре фра.
• Если населенный пункт или объект отсутствует в выпадающем списке(меню), необходимо набрать название или адрес объекта на любом языке и нажать «Показать» и он будет найден на карте.
Пример 1: Новый Арбат д.28 -> «Показать».
Пример 2: Серра-тальяда бразилия -> «Показать».
Пример 3: ganesh talai -> «Показать».
Пример 4: toronto railway museum -> «Показать».
• С помощью кнопки «Показать», вы можете найти любой населенный пункт или объект, даже если к нему нет возможности построить маршрут.
• Вы можете кликать по карте, чтобы устанавливать метки, зелёная метка начало маршрута и красная метка конец маршрута.
• Вы можете удалять метки, ещё раз кликнув по ней левой кнопкой мыши.
• Вы можете перемещать по карте любую метку маршрута для изменения маршрута. Для этого нужно кликнуть мышью по метке и удерживая её нажатой, двигайть метку по карте и маршрут будет мгновенно обновляться.
• Вы можете добавлять в маршрут любое количество промежуточных меток. Для этого нужно кликать по линии основного маршрута и устанавливать новые метки. Далее, перемещая метки в нужном направлении, строить любой маршрут.
• Вы можете переключать карты, для просмотра местности в различных вариантах.
• Вы можете подробно посмотреть любую точку маршрута, кликнув по названию населенного пункта в описании маршрута в колонке слева. Маршрут включает населенные пункты в радиусе 2 км.
• Распечатать маршрут и данные на карте
Расчет маршрутов и расстояний производится без использования сторонних сервисов, по гео-данным Openstreetmap и может отличаться от других источников.
«Маршруты и Расстояния»Во времена Ганнибала существовало два главных пути, связывающих Италию и Испанию. Они были известны древним как легендарные «пути Геракла». Один из них шел из Тосканы вдоль лигурийского побережья. Другой проходил через Альпы, начинаясь в долине По. Две дороги встречались на Роне, которую пересекали у Бокер-Тараскона, а затем шли вдоль побережья Испании. Около 118 г. до н.э. путь через Альпы в Испанию сменился на римскую Домициеву дорогу. Возникает вопрос: был ли путь Геракла и Домициева дорога одним и тем же? Нелепо было бы предполагать, что римляне, строя Домициеву дорогу, проложили через Альпы совершенно новый путь. Такая затея не имела бы никакого практического смысла и была совершенно не в духе римлян. Самый простой и удобный путь через горы уже был проложен купцами и странниками, которые путешествовали там веками. Римляне же, видимо, просто выровняли и замостили его. Эта дорога была самым низким, самым широким и самым удобным перевалом через Альпы. К тому же это был кратчайший путь в долину р. По. Расстояние по Домициевой дороге от Нима, который находится к западу от Роны, до Казале Монферрато, расположенного в долине По, где сходились все пути, составляет 481 км. Кратчайший путь через Коль-де-Ларш равен примерно 500 км, а путешествие вверх по долине Изера, через перевалы Малый Сен-Бернар, Клапье или Мон-Сени, увеличит расстояние более чем до 600 км. Это все низкие перевалы, что есть в западной части Альп. Благодаря этим данным, ясно, что путь по Домициевой дороге был самым предпочтительным.
Исходя из этих же соображений, так же должен был следовать и путь Геракла. Дорога из Тараскона усеяна кельто-лигурийскими городами и крепостями-оппидумами. Сегустерон (Систерон), Катургий (Шорж), Эбуродунум (Эмбрун), Бригантий (Бриансон) к западу от перевала и Сегузион (Суза) к востоку от него — все это кельтские имена, а следовательно, они существовали еще до того, как римляне построили свою дорогу. Есть оппидумы и близ Алта, и Мон-Дофен и еще два между Маноском и Систероном. Все эти факторы дают исчерпывающие доказательства того, что на месте Домициевой дороги проходил путь еще до римских времен.
Подтверждает это и псевдо-Аристотель, живший во второй половине III в. до н.э. — во времена Ганнибала. Он пишет, что при переходе через Альпы приходится платить пошлину живущим вдоль тракта кельто-лигурийцам. Вероятно, что относится это заявление к тому самому южному пути, поскольку лигурийцы как-то плохо вяжутся с северной дорогой. Таким образом, можно утверждать, что существовал хорошо известный путь из Испании в Италию, который проходил через Альпы. Путем этим пользовались во времена Ганнибала, и шел он там же, где и римская Домициева дорога.
Три контрольные точки Полибия
Рассказывая о путешествии от Пиренеев в долину р. По, Полибий указывает нам три контрольные точки. Первая из них — это дорога от Пиренеев к Роне; вторая — участок земли, именуемый Островом, который располагается между Роной и одним из ее притоков; третья же — это перевал, через который Ганнибал вошел в Италию. Полибий дает наглядное описание второй и третьей точек и ориентиры первой.
Рис. 1 Спуск с перевала Монженевр. Здесь есть участок постоянных оползней, расположенный в наиболее отвесной части склона. Современная дорога защищена от них бетонным навесом (слева, в середине). |
1. Дорога к Роне
Несомненно, планируя вторжение в Италию, Ганнибал намеревался перейти через Альпы и добраться до долины По по пути Геракла. Зимой 219—218 гг. до н.э. он договорился с племенами, живущими вдоль него, и заплатил им за проход.
О походе Ганнибала через Пиренеи нам практически нечего сказать, а вот о том, как его армия двигалась через южную Галлию, кое-что известно. Полибий писал, что дорога от Испании до реки Роны была тщательно измерена римлянами и размечена верстовыми столбами. Благодаря этому замечанию историк, сам того не ведая, предоставил будущим исследователям очень ценную информацию. Благодаря ему мы узнаем, что Ганнибал шел по тому пути, которым позднее стали пользоваться римляне. Констатирует он и тот факт, что римляне, как обычно, замостили и измерили существовавший задолго до них тракт, когда строили знаменитую Домициеву дорогу к западу от Роны.
Упоминание о промерах дороги привело к своего рода противоречию, поскольку известно, что осуществил его Гней Домиций Агенобарб («Рыжебородый») в 118 г. до н.э., дата, очень близкая ко времени смерти Полибия. Многие ученые все-таки полагают, что отрывок этот аутентичен и историк сам вставил его в текст незадолго до смерти (см. , например, работу Ф.Уолбанка «Комментарии к Полибию», т. 1, стр. 373, и т. 3, стр. 768). Следы римской дороги можно ясно увидеть на восточном берегу Роны, между Монпелье и Нимом. Она идет вдоль гребня возвышенности, огибающей прибрежные болота, примерно в девяти километрах от современной береговой линии. Это ничуть не удивительно, особенно если принять во внимание климатические условия того времени, о которых говорилось выше. Даже в наши дни побережье в тех местах топкое, а береговая линия постоянно меняется, потому что Рона приносит примерно 20 миллионов тонн наносов в год. Большая часть ила относится в западном направлении и образует отмели и лагуны вдоль побережья до самой Испании. В древние времена береговая линия могла быть значительно ближе к дороге. Полибий указывает расстояния, которые проходила армия Ганнибала. Цифры эти, к большому сожалению, весьма приблизительные, даны с большим разбросом и требуют поправки на каждые 200 стадиев. Если сложить те расстояния, что отмечены у Полибия для каждой отдельной части маршрута, получится, что Новый Карфаген отделяет от Италии расстояние в 8 400 стадиев. Сам Полибий, однако, говорит о 9 000 стадиев. Вероятно, что промежуточные цифры, данные везде приблизительно, соблазнили его увеличить общий итог, округлив его. Описывая дорогу от Испании до Роны, Полибий пишет также, что римляне поставили на ней дорожные столбы через каждые восемь стадиев.
Рис. 2 Карта Французских Альп, на которой изображено два пути Геракла — древние, проторенные торговые пути (на карте они обозначены сплошной черной линией), и маршрут, которым следовал Ганнибал, отмеченный черным пунктиром. |
Все расстояния, которые дает Полибий для рассказа о событиях 218— 217 гг., указаны в цифрах, кратных восьми стадиям. Следовательно, он пользовался неким римским источником, считая одну милю равной восьми стадиям (т.е. 200 стадиев примерно равны 37 км), а не восьми с одной третью, как исчисляли ее многие. В данной работе я пользуюсь системой Полибия.
Историк сообщает нам, что Ганнибал пересек Рону там, где она течет единым руслом, на расстоянии четырехдневного перехода от моря. Еще он указывает на большое количество1 лодок, которое Ганнибал смог купить для своего войска.
Ученые яростно спорят о месте переправы, и причина этих споров вполне понятна. Дело в том, что затем Ганнибал в течение четырех дней двигался вверх по реке, покуда не добрался до места, именуемого Островом. Каждому из участников спора приходится «сдвигать» переправу в точку, соответствующую тому месту, где, на его взгляд, находился Остров.
В данном случае слова Полибия о «примерно четырех днях пути от моря» мало чем могут помочь. Вряд ли он обозначил этими словами расстояние от устья Роны до точки переправы. Тогда они скорее всего относятся к месту, где армия потеряла море из виду. Такая точка может располагаться близ старого Люнеля, потому что к юго-востоку от нее, примерно в 50 км от Бокера, дельта Роны выдается в море.
Можно также отклонить предположение, что армия удалилась от побережья в Эг-Морт. Полибий четко говорит о том, что армия следовала по Домициевой дороге, а для того, чтобы добраться от этой дороги до Эг-Морт, нужно вначале пройти 16 км на юг, а затем повернуть обратно к Роне.
Следующий вопрос заключается в том, каким образом следует исчислять расстояние дневного перехода. Полибий указывает скорость, с которой продвигалась армия, только один раз. Мы узнаем, что непосредственно перед началом подъема в горы она прошла 800 стадиев за 10 дней. Учитывая поправку на каждые 200 стадиев, мы получаем расстояние в 13—17 км в день. Однако и эта цифра не слишком надежна, поскольку армии наверняка приходилось заниматься поиском провианта. Единственное заключение, которое можно сделать на основе имеющихся данных, носит отрицательный характер — место переправы не могло находиться дальше, чем в четырех днях пути от старого Люнеля.
Де Бир отстаивает точку зрения, согласно которой Ганнибал перешел через реку у Фурка, что находится выше Арля, в верхней части дельты. Отсюда и его выбор Эг-Морт как места, где армия отошла от побережья. Однако эта теория порождает несколько серьезных вопросов.
1. Там существовала греческая фактория, о которой Полибий непременно упомянул бы.
2. Вряд ли он не указал бы такой четкий ориентир, как верхняя часть дельты.
3. На картах XVII в. показано, что местность между Арлем и Бокером была заболочена. Если принять во внимание климатические условия времен Ганнибала, становится очевидно, что в античные времена дело обстояло так же. Когда римляне строили дорогу из Нима в Арль, им пришлось проводить через болота виадук. Сейчас от него не осталось и следа, однако еще в XVIII в. он был характерной чертой того края. Виадук находился к юго-западу от Бельгарда и вошел в герб города в виде двухпролетного моста, возвышающегося над болотами. Истинная длина этого моста нашла отражение в его названии «le Pont des Arcs», Мост Арок. Очевидно, их количество произвело впечатление на местных жителей, несмотря на то что менее чем в 25 км от него находился другой мост со сложной структурой арок, Pont du Gard. В Бордоском или Иерусалимском путеводителе TV в. мост между Нимом и Арлем фигурирует под названием Pons Aeraris, «Медный мост».
Рис. 3 Копия старой карты дельты Роны, на которой изображено озеро, преграждавшее дорогу из Нима в Арль. Римляне построили через эту болотистую местность виадук. |
Говоря о теории де Бира, следует упомянуть еще и о его предположении, что река Дюранс, которая в наши дни впадает в Рону сразу к югу от Авиньона, во времена Ганнибала впадала в нее к югу от Арля. Кро, местность, расположенная к юго-западу от Арля, так усеяна камнями, что привела геологов к мысли о том, что когда-то Дюранс протекал именно там. Они, без всякого сомнения, правы. Вопрос заключается в том, когда это было. Присутствие этих камней отмечали и древние, которые оставили множество объяснений этого факта, но интересоваться нам следует не самими объяснениями, а теми, кто их давал. Из них достаточно будет упомянуть Эсхила (525—456 гг. до н.э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) — очевидно, что уже в их время Дюранс там не протекал.
Очевидно, Ганнибал не мог переправиться через Рону южнее Бокера. Полибий сообщает, что расстояние от Эмпорий (Ампурьяса) до Роны составляло 1 600 стадиев. Кроме того, он говорит, что Домициева дорога к западу от Роны была тщательно измерена римлянами. Тогда почему он не называет точных цифр, предпочитая довольствоваться приблизительными? Большинство ученых полагает, что место, где говорится о тщательном измерении дороги, было добавлено позже — самим Полибием или его последующим редактором. Однако звучит это не слишком убедительно, потому что Полибий не изменил цифру в 1 600 стадиев и не утверждал, что армия переправилась через реку в обычном месте.
Расстояние от Эмпорий до Бокера можно узнать из римских дорожных книг времен империи. Составляет оно 199 римских миль, или 295 км. Античный географ Страбон исчисляет его в 194 римские мили, что, при восьми стадиях в миле, составит 1592 стадия. Поскольку приблизительные данные Полибия — 1 600 стадиев — допускают погрешность в 99 стадиев, к расстоянию можно добавить еще 20 км. Следующей вероятной точкой переправы может оказаться Арамон, но никаких особых преимуществ перед Бокером у него нет. Еще выше, в 18 км от Бокера, расположен Авиньон, конечная точка, до которой можно дойти по указанным Полибием данным. Это чуть больше 70 км от старого Люнеля — четыре дня хорошего хода. Причина, по которой Ганнибал выбрал для переправы это место, заключается в передвижениях (или, точнее, отсутствии таковых) Сципиона. Полибий говорит, что последний отплыл в начале лета, и у него ушло пять дней на то, чтобы добраться морем до Роны из Пизы.
Рис. 4 Современная карта дельты Роны, на которой зеленым цветом выделена заболоченная территория. Древняя дорога в Испанию, показанная красным, шла до восточного берега Роны, придерживаясь возвышенностей. За рекой она расходилась на две дороги. |
Согласно Варрону, современнику Цезаря, который был знаком как с нововведенным юлианским календарем, так и с более ранним римским, лето начиналось на двадцать третий день после того, как солнце входило в созвездие Тельца, и длилось затем 94 дня, т.е. с 9 мая до 11 августа. Даже если принять во внимание гибкость республиканского календаря, вряд ли «начало лета» можно оттянуть дольше конца июня.
Другая проблема возникает с датировкой прибытия Ганнибала к Роне. Полибий говорит, что он достиг перевала в Альпах «незадолго до захода Плеяд». Это еще одна астрономическая дата, которую Варрон определяет для нас. Между заходом Плеяд и зимним солнцестоянием проходит 57 дней, а это означает, что происходить он должен в конце октября. Следовательно, Ганнибал достиг перевала примерно в середине этого же месяца. Прослеживая его путь в обратном направлении, можно вычислить, что через Рону он переправился приблизительно в конце августа.
Из текста Полибия создается впечатление, что Сципион прибыл в дельту Роны в то самое время, как Ганнибал переправлялся через реку. Однако в этом случае куда-то исчезают два месяца. На то, чтобы добраться от Картахены до Италии, у Ганнибала ушло пять месяцев — следовательно, он должен был выйти из Картахены примерно в середине мая. Но тогда он никак не мог очутиться у Роны в начале июля. Мы уже упоминали раньше тот факт, что Полибий жил в доме Сципиона Эмилиана, бывшего приемным правнуком того самого Сципиона. Очевидно, историк чувствовал себя обязанным следовать существовавшим в принявшей его семье преданиям. Родной дед этого Сципиона и Эмилиана, Эмилий Павл, был во многом ответственен за те несчастья, что постигли Рим в начале этой войны. Но семейные традиции требовали, чтобы ответственность за совершенные ошибки легла на плечи кого-нибудь еще. Как мы увидим дальше, в битве при Требии и при Каннах козлом отпущения стал второй консул. Для того чтобы обелить предков при Роне и Тицине, требовалось переписать историю.
Согласно Полибию, Ганнибалу не стало известно о присутствии в устье Роны Сципиона, покуда он не пересек реку. В этом месте историк вновь идет на поводу у семейных преданий Сципионов. Пытаясь прикрыть неудачу полководца в попытке остановить Ганнибала у Роны, он пишет, что Сципион буквально на волосок разошелся с ним. Если Сципион добрался до Роны раньше Ганнибала, значит, Ганнибал узнал об этом и перешел реку выше устья Дюранса, чтобы поместить между собой и римлянами еще одну реку.
Рис. 5 Карта Роны выше дельты, на которой показаны возможные места переправы. До строительства римского виадука переправа к югу от Бокера—Тараскона была невозможна. |
2. Остров
Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона. Последний добрался до брошенного лагеря при переправе через три дня после того, как его покинули войска Ганнибала; еще через день разведчики доложили, что Сципион повернул обратно к побережью.
Четырехдневный переход привел карфагенян к месту, где в Рону впадает еще одна река. Полибий именует ее Скар. Местность, которая располагалась между этими двумя реками, называлась Остров. Она была богата людьми и зерном, а название было вызвано спецификой расположения. По размеру и очертаниям Остров походил на египетскую Дельту — существенное различие заключалось лишь в том, что основание ее составляла «почти непроходимая» горная цепь.
Как и любая часть Ганнибалова пути, Остров породил массу споров. Даже
мельком взглянув на карту, можно ясно увидеть одно-единственное подходящее месторасположение Острова — участок между Роной и Изером. Тем не менее несколько комментаторов склонны оспаривать его в пользу другой территории — между Югом и Роной. Их главный аргумент заключается в том, что одним из названий Юга в древности было Экар, что довольно близко к Скару. Следует указать, однако, что латинским названием Изера было Изара, что звучит ничуть не менее похоже. Не может помочь в этом случае и Ливий, который именует вторую реку Арар, а это латинское название Соны. Для Ливия это типично — он легко заменял известными ему названиями те, которых раньше не слышал; профессор X. X. Скаллард в своей книге «Сципион Африканский — солдат и государственный деятель», перечисляет не меньше дюжины таких случаев, относящихся к Испании и Северной Африке.
Не следует доверять и представленному у Ливия списку племен, мимо ко торых проследовал Ганнибал. Попытки определить территорию, на которой они обитали, путем сопоставления с территорией галльских племен времен Римской империи бессмысленны из-за постоянно проходившей в долине Роны миграции, в ходе которой каждое племя вытесняло предыдущее вниз по течению. Кроме того, племена воевали между собой. Для времени Ганнибала нельзя быть твердо уверенным даже в том, что территорию современной Швейцарии занимали тогда именно гельветы — что же говорить о других племенах?
Ганнибалу удалось вмешаться в возникшую на Острове конфликтную ситуацию и успешно разрешить ее. Именно из-за этого некоторые историки отвергают территорию между Изером и Роной как гипотетическое местонахождение Острова — во времена империи там обитали аллоброги, а Полибий четко говорит о том, что с этим племенем у Ганнибала возникли сложности. На самом деле, как мы только что видели, невозможно точно сказать, где жили аллоброги во времена Ганнибала.
Вопрос заключается в том, как именно описана эта территория. Полибий сравнивает размер Острова с дельтой Нила, которая составляла в его дни примерно 15 000 кв. км. Участок между Роной и Изером — примерно 5 000 кв. км, а между Роной и Югом — только 700 кв. км. Защитники «Югского Острова» пытаются убедить остальных в том, что, поскольку ни одна из территории не дотягивает до дельты Нила, можно просто не обращать внимания на замечания древних историков относительно ее размеров.
Невозможно сказать что-либо определенное о населении, что же касается изобилия зерна, то следует признать, что местность близ Юга более плодородна. В то же время более обширная территория близ Изера способна была дать больше зерна, а во времена Рима обеспечивала могущественных и многочисленных аллоброгов.
Последняя и наиболее важная часть описания, данного Полибием, заключается в том, что он называет данную территорию «Островом», говоря о том, что название свое он получил благодаря местоположению. Изер является одним из трех главных притоков Роны; два других — Сона и Дюранс. Остальные по сравнению с ними незначительны. Юг — небольшая речка, практически пересыхающая летом, когда через нее можно перейти, замочив ноги едва ли по щиколотку. Что же касается находящихся поблизости «почти непроходимых гор», то близ Юга они полностью отсутствуют. Защитники «Югского Острова» пытаются подогнать под это определение горную цепь Баронни, но никак не объясняют критериев, по каким она подходит к нему, поскольку горы эти прорезаны множеством троп и никак не являются серьезным препятствием. В то же время «Изерский Остров» представляет собой настоящую природную крепость. Большая часть этого треугольника ограничена Изером или Роной, а расстояние между ними загорожено Шартрезским гор ным массивом и горой Мон-дю-Ша. Дополнительным препятствием является Буржское озеро с окружающими его болотами — даже в наше время они простираются до берегов Роны.
3. Перевал
Споры идут по поводу каждой тропинки от Коль-де-Ларш до Семплона в Швейцарии, а потому было бы и скучно, и бесполезно пытаться рассмотреть все имеющиеся в наличии теории. В течение нескольких лет — с 1968 по 1973 год — мы с женой прошли по всем основным предложенным перевалам и внимательно изучили их — так же как и все меньшие перевалы, на которых могла быть устроена первая из засад.
Прежде всего мы должны обратить внимание на высоту перевалов. Полибий говорит о том, что горные проходы в Альпах были круглый год покрыты снегом. Должно быть, он включает в их число Монженеврский перевал и Малый Сен-Бернар, поскольку это были единственные проходы в Западных Альпах, которыми пользовались в его время. Это хорошо укладывается в рамки теории X. X. Лэмба, согласно которой граница вечных снегов проходила тогда примерно на 1 000 м ниже своего нынешнего уровня. Таким образом, все еще покрытому прошлогодним снегом перевалу, по которому шел Ганнибал, вовсе не обязательно было быть очень высоким.
Полибий говорит, что он сам переходил через перевал. Это подтверждается его описанием солдат, скользящих по плотно утрамбованному снегу, — оно слишком живое для полученного «из вторых рук».
Из рассказа греческого историка можно выделить несколько основных моментов, которые могут помочь в идентификации перевала. Здесь перечислено шесть пунктов:
1. На перевале должно иметься ущелье примерно на расстоянии дневного перехода от его вершины. Расстояние должно составлять менее 30 км, так как у всех рассматриваемых перевалов (за исключением Коль-де-Ларш) имеется резкий подъем непосредственно перед верхней точкой.
2. Вершина перевала должна быть достаточно просторной для того, чтобы вся армия могла встать на ней лагерем.
3. Спуск должен быть хотя бы частично обращен на север, поскольку на нем скапливались снег и лед.
4. Спуск с перевала должен быть обрывистым.
5. Дальняя сторона перевала должна находиться на расстоянии трехдневного перехода (45—90 км) от равнины.
6. С вершины перевала должна быть видна Италия.
Необходимо изучить только семь главных «кандидатов»:
А) Коль-де-Ларш (высота 1 991 м) удовлетворяет только пунктам 2 и 5. Он обращен с северо-запада на юго-восток.
Б) Коль-де-Траверсет (высота 2 914 м) — единственный перевал, с которого видна долина р.По. Однако по другим пунктам он удовлетворяет только условию 4. На нем действительно есть теснина (Combe de Queyras), но она расположена примерно в 35 км от верхней точки, а сам подъем очень крутой. Ганнибал, который двигался через враждебные земли, никогда не вошел бы в Комб-де-Кейpa — теснину с обрывистыми стенами, которая простирается на 15 км вдоль долины р. Гил. Нужно быть полным безумцем, чтобы повести армию таким путем. Наиболее серьезным возражением против этого перевала служит его высота — на километр с лишним больше, чем у Монженевр. Для того чтобы добраться до Траверсета, нужно перейти сначала через значительно более низкий Коль-де-Круа (вые. 2 273 м). На вершине Траверсета расположен узкий выступ, которого едва хватит для десятка человек, не говоря уж об армии. Кроме того, трудно счесть трехдневным маршем расстояние в 20 км от его восточной стороны до начала равнины. Даже если отправиться от него прямо в долину р. По, дистанция не превысит 30 км.
В) Монженевр (высота 1 850 м). Это перевал, через который проходит Домициева дорога, второй из наиболее низких проходов. Он удовлетворяет всем условиям, за исключением 6. У этого перевала имеется теснина, расположенная в нескольких километрах к югу от Бриансона и примерно в 20 км к югу от его вершины. Дорога идет вдоль высоких покатых стен ущелья, и пройти по ней очень легко — при условии, что наверху не расположился противник. Из всех ущелий именно это лучше всего подходит для того, чтобы «скатывать» валуны на армию карфагенян.
На вершине перевала довольно места для лагеря. Из всех проходов только он и Коль-де-Лешелль обращены с юга на север (точнее, с запада-юго-запада на восток-северо-восток). Спуск там достаточно крутой, причем идет он по территории постоянных оползней — там, где современную дорогу пришлось прикрыть бетонным навесом. Расстояние с этой стороны перевала до Сузы составляет 37 км, и можно сказать, что равнина начинается за несколько километров до нее. Еще 30 км отделяют Сузу от долины реки По у Авильяны.
Г) Коль-де-Лешелль (1 766 м) — самый низкий перевал в западных Альпах. Он может служить альтернативой Монженевру, поскольку также соединяет долины Дюранса и Дора Рипариа. Быть может, именно этим перевалом воспользовался Помпей, когда отправился в Испанию, так как античные источники сообщают, что он не воспользовался обычным путем. Дорога через Коль-де-Лешелль лишь немного длиннее, чем через Монженевр, и возможно, что до-римская дорога проходила именно через него. Перевал удовлетворяет пунктам 1, 2, 3, 4 и 5, а вершина его находится немногим более 25 км от ущелья, упомянутого в связи с Монженеврским перевалом. Там как раз хватит места для размещения лагеря. Расположен перевал строго с юга на север и имеет очень крутой спуск.
Д) Коль-дю-Клапье (высота 2 482 м) подходит только под условия 1 и 2. Он находится в направлении с северо-запада на юго-восток. Если прошлогодний снег все еще оставался на южной стороне перевала, то подняться по крутой северной стороне, которая была бы тогда полностью покрыта льдом, просто невозможно. Я попытался пройти по нему в июне 1968 года, до того, как стаяли снега, но не смог вскарабкаться по тропе, ведущей вверх по утесу, обращенному в долину Амбена. Спуск у этого перевала крутой, но не обрывистый. Осенью 1968 года мы с женой заблудились, пытаясь спуститься с него, но в конечном счете вышли, следуя вдоль высохших ручьев. Долина По не просматривается ни с одной из точек на вершине перевала. Единственный способ увидеть ее — двигаться вдоль склона в направлении Монте Ариа. С дальней стороны перевала можно спокойно добраться до «плоской земли» за несколько часов. Даже если трактовать понятие «плоская земля» исключительно в смысле долины По, то дистанция не составит больше 35 км, причем по ровной местности.
Е) Мон-Сени (высота 2 083 м) проходит только по 2 пункту. Этот перевал следующий после Коль-дю-Клапье и расположен точно так же. Тем, кто утверждает, что Ганибал шел через Клапье, следовало бы подумать, почему он не воспользовался Мон-Сени, который и ниже, и проходимее предыдущего. Кроме того, чтобы добраться до него, нет необходимости проходить через ущелье. Даже если Ганнибал отправился через Амбенское ущелье и поднялся на обращенный в сторону долины утес, он легко обнаружил бы, что удобнее будет пройти через Малый Мон-Сени (высота 2 182 м) и спуститься по Мон-Сени, как он наверняка и сделал бы. Хотя, быть может, Ганнибал хотел пройти через Клапье потому, что ему, как и мне, сказали, что оттуда открывается замечательный вид на Италию.
Ж) Малый Сеи-Бернар (высота 2 188 м) подходит по условиям 1, 2 и 3, однако расположен он в 130 км от того, что можно назвать равниной, — слишком далеко для трехдневного перехода.
Рис. 6 Путь из Л’Аржантьер-ла-Вессе к Монженеврскому перевалу (чуть больше 20 км). Внизу расположено ущелье Дюранса. Здесь армию карфагенян, растянувшуюся вдоль склона холма, атаковали с высот кельты. Там, где из склона горы выступает большая скала (А), армия оказалась разделенной на две половины. Ганнибал смог вырваться оттуда на следующее утро и добраться до вершины перевала, на которой стоял лагерем два дня. |
Летом 1979 года экспедиция военных инженеров под руководством лейтенанта инженерных войск Мелвина провела изучение перевалов Клапье — Сени, Монженевр — Лешелль и Траверсет. Их заключение во многом совпадает с моим собственным, однако они добавили, что было бы невозможно ни затащить слонов на перевал Траверсет из-за каменистых осыпей, ни спустить их с него из-за сильной крутизны. По тем же причинам был отклонен и спуск с перевала Лешелль. Используя метод исключения, можно сделать вывод, что самым подходящим перевалом является Монженевр, через который проходила дорога как римского, так и доримского периода. Однако в этом случае следует признать, что вид на Италию, будто бы открывавшийся с перевала, является выдумкой. Вероятно, вдохновляя своих воинов, Ганнибал указал в направлении Италии, а с течением времени вспоминавшие поход солдаты вообразили, что действительно видели ее оттуда.
Есть еще один способ проверки. Согласно античному географу Страбону Полибию должно было быть известно только четыре пути, ведущих через Альпы. Он перечисляет их так:
1. Дорога через лигурийцев.
2. Дорога к тавринам, которой воспользовался Ганнибал.
3. Дорога через салассов.
4. Дорога через ретов.
Все согласны с тем, что перечислены эти проходы с юга на север. Первый из них — это дорога по побережью (т.е. южное ответвление пути Геракла), а третий лежит через Малый Сен-Бернар. Путь, которым воспользовался Ганнибал, расположен между ними.
Ф.В.Уолбэнк, автор замечательных комментариев к Полибию, говорит в них, что дорога к тавринам должна была пролегать только через Мон-Сени, Клапье или Монженевр, поскольку лишь они ведут непосредственно к тавринам. Трудно поверить в то, чтобы столь опытный путешественник и исследователь, как Полибий, не знал бы ничего о пути Геракла. В таком случае ему известна была лишь одна дорога, ведущая к тавринам, и она должна была пролегать по пути Геракла. Как мы уже убедились, путь этот не мог проходить ни через Клапье, ни через Мон-Сени. Следовательно, второй из известных путей, тот, которым воспользовался Ганнибал, лежал через перевал Монженевр.
Установив, что Остров, вероятно, находился между Изером и Роной, а перевалом почти что наверняка был Монженевр, мы сталкиваемся с другой, казалось бы, неразрешимой проблемой: как Ганнибал добрался из одного места в другое? Существует прямая дорога, ведущая от Гренобля, расположенного на восточном конце Острова, до Бриансона, находящегося у подножия Монженевра. Проблема в том, что по пути эта дорога проходит через очень сложный перевал Коль-дю-Лотаре (высота 2 058 м). Полибий же однозначно утверждает, что Ганнибал не отправился сложной или неизвестной ему дорогой. Есть еще один путь, который, на первый взгляд, не кажется привлекательным. Следуя по нему, необходимо повернуть на юго-восток у Гренобля, пройти через невысокие перевалы Байяр (высота 1 248 м) или Мане (высота 1 263 м) и вернуться таким образом в долину Дюранса и на путь Геракла. Подход к обоим перевалам лежит через открытые поля. У Ганнибала было только два способа добраться до Италии от Острова, из точки слияния Изера и Роны. Он мог бы продолжить подъем по долине Изера и перейти Альпы через Клапье, Мон-Сени или Малый Сен-Бернар; однако можно было повернуть на юг, вернуться на путь Геракла и пройти через Монженевр. Ясно, что он выбрал последний.
Итак, нам остается определить только места обеих засад. Оставив Остров, армия прошла за десять дней 800 стадиев (148 плюс-минус 18 км), следуя вдоль реки. Что только из нее не делали! Одни хотели, чтобы это была Рона, другие — Скар, третьи — помесь Роны и еще какой-то реки. Автор данной работы, не делая выводов более убедительных, чем все предыдущие исследователи, утверждает, что вначале это был Изер, вдоль которого армия шла от места впадения его в Рону до Гренобля, у которого он сливается с Драком; далее карфагеняне отправились в горы, следуя по этой реке. Поскольку расстояние от места переправы через Рону до Острова составляет почти 700 стадиев, а общий переход от Роны до начала подъема Полибий исчисляет в 1 400 стадиев, путешествие от Острова до начала подъема не должно быть больше 800 стадиев — в противном случае исправленное число Полибия составит 1 600, а не 1 400 стадиев. Итак, до начала восхождения на перевал Ганнибал прошел не больше 148 км. Это должно было привести его в область Ла-Мюр. Оттуда дорога должна была стать более сложной, потому что армии пришлось следовать вдоль склонов холмов над ущельями, по которым протекает Драк. Любопытно отметить, как другие комментаторы заставляли Ганнибала проходить через ненужные перевалы ради того, чтобы найти место, подходящее под описание первой засады, — дело в том, что такового не имеется ни на одном из путей. Тем, кто считает, что Ганнибал шел вдоль линии Изер — Арк, приходится утверждать, что верховья Веркоров у Вореппа, а быть может, и место слияния Изера и Арка были заболоченными и дороге приходилось подниматься в горы. Де Бир отправляет Ганнибала через перевал Коль-де-Гримон, несмотря на то что, пройди карфагенянин дальше по долине Дрома, он добрался бы в то же самое место более легкой, низкой и короткой дорогой.
Для того чтобы добраться в долину Дюранса от Изера, Ганнибалу в любом случае предстояло иметь дело со сложными ущельями Драка, и именно там аллоброги «заняли ключевые высоты» над тесниной. Выбравшись из ущелья, армия быстро направилась дальше, покуда на четвертый день не встретилась со встречавшими ее посланцами от племен. Этот трех-четырехдневный переход должен был привести карфагенскую армию вниз, в долину Дюранса, возможно, где-то рядом с Эмбруном, т.е. примерно на 90 км. Переход от Ла-Мюра до этой точки вряд ли являлся сложным, поскольку проходил он большей частью через открытые луга.
Еще два дня армия продвигалась вперед без особых проблем и добралась до ущелья, по которому протекает Дюранс. Оно расположено к северу от Л’Аржантьер-ла-Бессе, примерно в 55 км вверх по долине. Место это просто идеально подходит для второй засады. Дорога там поднимается в горы и следует над ущельем, прижимаясь к склону горы. Армия могла растянуться вдоль нее на 10—15 км, и именно здесь ее атаковали кельты, сбрасывая сверху валуны. За ущельем дорога вновь спускается в долину, однако почти что сразу путь перекрывает большая скала, выступающая с восточной стороны. В этой точке армию могли легко разделить на две части. Внизу находится ущелье, а к северу виден перевал Монженевр, расположенный примерно в 20 км.
Полибий говорит, что расстояние от начала восхождения до равнины долины По составляет около 1200 стадий. Кроме того, он утверждает, что карфагенская армия прошла от Острова до начала подъема 800 стадиев. Если согласиться с большинством исследователей, которые утверждают, что лагерь Ганнибала на Острове находился у слияния Роны и Изера и что именно оттуда он продолжил свой поход, расстояние от Острова до равнин должно составить 2 000 стадиев, то есть 370 км плюс-минус 18 км.
От слияния Роны и Изера до Авильяны, расположенной на равнине По, приблизительно 386 км. Можно поспорить о том, что «плоская земля» Полибия была расположена где-нибудь за Сузой, потому что долина там расширяется. Разумеется, за этой точкой никаких препятствий на пути уже нет. В таком случае общую дистанцию нужно уменьшить на 30 км. В любом случае, все указанные греческим историком расстояния (Эмпории — место переправы через Рону, Рона — Остров, Остров — равнина) даны по максимальной величине — ведь и у него самого общее расстояние от Картахены составляет 9 000 стадиев, на 600 стадиев больше того, что получается при сложении отдельных отрезков пути.
Источник:
Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.
Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.
Ниже показано расстояние между Италией, США и Барселоной, Испания . Также предоставляется карта, показывающая расположение Италии и Барселоны с указанием направления воздушного движения. Наряду с расстоянием Барселона — Италия , вы также можете узнать текущее время и разницу во времени между Италией и Барселоной, координаты и долготу обоих городов, а также продолжительность полета.
Из
Италия Кому
Барселона
Текущее время в Италии: , вторник, 1 июня 2021 года, 03:25 -05: 00, | 03:25 | |
Текущее время в Барселоне: | 10:25 утра |
Направление движения из Италии в Барселону и направление из Барселоны в Италию
На карте ниже показано расположение Италии и Барселоны.Синяя линия представляет собой прямую, соединяющую эти два места. Указано расстояние по прямой или расстояние между Барселоной и Италией по воздуху.
Какое расстояние между Италией, США и Барселоной, Испания? Сколько миль от Барселоны до Италии. 5210 миль / 8384,68 км — это расстояние полета между этими двумя местами.
Используйте приведенный ниже калькулятор расстояний, чтобы найти расстояние между любыми двумя городами или местами.
Страница результатов отображает расстояние в милях, километрах и морских милях вместе с интерактивной картой, показывающей направление движения.
Используйте этот калькулятор расстояний, чтобы найти расстояние по воздуху и расстояние для полета из Италии в Барселону или любого другого города в Испании. Дистанционное шоу здесь — расстояние Италия — Барселона / Milage. Найдите расстояние до других стран и городов из Италии и США.
Расстояние между Римом и Барселоной 862 километра (535 миль).
Расстояние от Рима до Барселоны составляет 1361 км (845 миль).
Рим, Италия ↔ Барселона, Испания = 535 миль = 862 км.
Рим расположен в Италии с координатами (41,8919,12,5113), а Барселона расположен в Испании с координатами (41,3888,2,159). Расчетное расстояние полета из Рима в Барселону равно 535 миль , что равно 862 км.
Если вы хотите поехать на машине, расстояние между Римом и Барселоной составляет 1360,53 км . Если вы едете на машине со средней скоростью 112 км / час (70 миль / час), время в пути составит 12 часов 08 минут. Пожалуйста, проверьте средн. Таблица скоростей проезда справа для различных вариантов.
Разница между полетом и поездкой на автомобиле составляет 499 км.
Город / место | Широта и долгота | Координаты GPS |
---|---|---|
Рим | 41.8919, 12,5113 | 41 ° 53´ 30,9480 » с.ш. 12 ° 30´ 40,7880 » в.д. |
Барселона | 41,3888, 2,159 | 41 ° 23´ 19,6440 » с.ш. 2 ° 9´ 32,3640 » в.д. |
Средняя скорость | Время в пути |
---|---|
30 миль / ч (48 км / ч) | 28 часов 20 минут |
40 миль / ч (64 км / ч) | 21 час 15 минут |
50 миль / ч (80 км / ч) | 17 часов 00 минут |
60 миль / ч (97 км / ч) | 14 часов 01 минута |
70 миль / ч (112 км / ч) | 12 часов 08 минут |
75 миль / ч (120 км / ч) | 11 часов 20 минут |
Испания — страна, расположенная на Пиренейском полуострове и граничащая с Португалией на западе, Францией на северо-востоке и Средиземным морем на юге и востоке.
Прекрасная погода в Испании, ее географическое положение, красивые береговые линии и разнообразные пейзажи сделали Испанию одним из самых популярных направлений в мире.
Его столица Мадрид имеет извилистые улочки, которые все сходятся в центре города, Барселона не нуждается в представлении, Страна Басков находится на севере, и, конечно же, есть Мекка любителей загорать — Коста дель Соль.
Как страна с тысячами миль побережья и многочисленными островными группами, такими как Канарские и Балеарские острова, путешествия на пароме глубоко укоренились в испанской культуре. Действуют самые современные паромы и известные паромные компании Европы, которые обеспечивают перевозки из Испании в Великобританию, Италию и Северную Африку, а также осуществляют переправы с материка на Канарские острова, Балеарские острова и многочисленные сообщения между островами.
Италия — полуостров в форме сапога, расположенный в Средиземном море на дне Западной Европы, с Тирренским морем на западе, Ионическим морем на юге и Адриатическим морем на востоке.
Италия является пятой по посещаемости страной в мире и содержит больше объектов всемирного наследия, чем любая другая страна. Хотя Рим, Милан, Венеция и Флоренция являются главными туристическими направлениями Италии, богатые коллекции произведений искусства, культуры и литературы разных периодов и регионов страны не позволяют судить о том, где находится наиболее интересное место.
Обладая протяженностью около четырех тысяч миль береговой линии, бесчисленными заливами, бухтами и длинными песчаными пляжами, Италия поистине приспособлена для любых потребностей любителей отдыха. До прибрежных городов с их морскими курортами и великолепными пляжами легко добраться на машине с различными паромами и большими и малыми судами, готовыми отплыть туда.
Продолжительность перелета из Испании в Италию:Какова длительность перелета из Испании в Италию?
В среднем ежедневно выполняется 20 прямых рейсов из Испании в Италию.Ниже вы найдете самую короткую продолжительность полета, среднее время полета и самую большую продолжительность полета.
Вылет
Испания
Прибытие
Италия
Самый быстрый прямой рейс из Испании в Италию — 2 часа 25 минут .
Расстояние 851 миль / 1370 км
По теме: Продолжительность перелета из Италии в Испанию туда и обратно:
ШВЕЙЦАРИЯ
Австрийские авиалинии
Qatar Airways
Wizz Air
Будьте готовы, так как время полета может меняться в зависимости от многих факторов, таких как погодные условия, скорость ветра, траектория полета. и скопление в воздухе.Из-за этих факторов фактическая время полета может составлять менее 24 минут, но иногда может быть больше указанного времени.
| через BCN
Испания — Барселона1 час 20 минут
Ожидание стыковочного рейса
50 минут
Барселона — Италия1 час 45 минут
Общее время в пути
3 часа 55 минут
Время полета из Испании в Италию через Брюссельский международный | в через BRU
из Испании в международный Брюссель2 часа 15 минут
Ожидание стыковочного рейса
3 часа 40 минут
Брюссельский международный в Италию2 часа 05 минут
Общее время в пути
8 часов
Время полета из Испании в Италию через Лиссабон:| в через LIS
Испания в Лиссабон1 час 20 минут
Ожидание стыковочного рейса
1 час 10 минут
Лиссабон — Италия2 часа 55 минут
Общее время в пути
5 часов 25 минут
Просто помните, что непрямые полеты всегда занимают больше времени, чем прямые, так как вы приземляетесь и взлетаете как минимум из одного дополнительного аэропорта, а взлет и посадка — это наиболее трудоемкая часть любого полета и выполняется на гораздо более низких скоростях.
Общее время в пути для прямого рейса или рейса с несколькими пересадками из Пула в Лондон может сильно различаться в зависимости от того, по какому маршруту вы попадете в Лондон и как долго вам придется ждать стыковочного рейса.
Италия, Италия и Испания, Испания имеют то же время
Дата и время в Испании, Испания:
10:26
Вт, 1 июня, 2021,
Часовой пояс Мадрида: CEST (+02: 00)
Дата и время в Италии, Италия:
10:26
Вт, 1 июня, 2021,
Рим Часовой пояс: CEST (+02: 00)
Планируете поездку или просто хотите узнать время полета между Испанией, Испанией и Италией, Италией? Будьте готовы, так как время полета может меняться в зависимости от многих факторов, таких как погодные условия, скорость ветра, траектория полета. и скопление в воздухе.Из-за этих факторов фактическая время полета может составлять менее 2 часов 27 минут, но иногда может быть больше указанного времени.
Расстояние от Барселоны в Испании до Рима в Италии составляет около 864 миль. Обычно между этими двумя пунктами осуществляется 3 поездки на поезде в день. Поезда должны проходить через Францию из Барселоны, чтобы добраться до Рима. Различные поездки имеют разную продолжительность в зависимости от количества остановок по пути, а также от скорости поезда.
Ежедневно из Барселоны в Рим отправляется около 3 поездов. Первый поезд отправляется из Барселоны около 10:10, второй — в 14:00. а последний поезд отправляется около 16:30. Каждый день недели.
Поезд 10:10 — самый быстрый, он занимает примерно 19 часов 33 минуты с 3 пересадками по пути.Самая длинная поездка занимает около 26 часов 40 минут, в среднем 4 пересадки по пути.
Станция отправления: Barcelona Sants находится примерно в 2,4 км от площади Каталонии. Маршрут курсирует такси и автобусы. На вокзале есть магазины, туристическая информация, рестораны, Wi-Fi, прокат автомобилей и парковка.
Станция прибытия: Конечная железнодорожная станция — Roma Ostiense.Путешественники имеют доступ к целому ряду объектов, таких как бары и закусочные, зал ожидания, магазины, супермаркет, билетная касса, справочная служба и служба помощи инвалидам.
Есть несколько железнодорожных компаний, курсирующих по маршруту Барселона — Рим. Пассажиры могут переходить с одного поезда на другой по пути, чтобы их поездка была гладкой и хорошо обслуживаемой. Билетная компания отвечает за изменения, поэтому клиентам не о чем беспокоиться.Некоторые из основных железнодорожных компаний, курсирующих из Барселоны в Рим, включают: Thello, TGV и RENFE-SNCF. В обычной поездке могут участвовать следующие компании:
RENFE-SNCF из Барселоны в РимОт Barcelona Stans до Roma Tiburtina поезд идет примерно 19 часов 33 минуты. Поезда предлагают два основных пакета поездов: гибкий и полугибкий. Попутно клиентам предлагаются разные услуги. Если пассажир пересаживается из Валенсии в Шамбери-Шаль-ле-О, поезд предлагает бесплатное купе для велосипедов для удобства пассажиров.При пересадке поезда из Барселоны в Валенсию пассажирам предлагается бесплатный Wi-Fi и розетка, чтобы они всегда были на связи. Для поездки в поезде предусмотрено стандартное сиденье без откидной доски для гибких и полугибких опций. Путешественникам, которые хотят увидеть больше и насладиться разными впечатлениями по пути, следует проявлять большую гибкость и выбирать более медленные поезда с пересадкой.
Поездка на поезде из Барселоны в Рим может включать несколько пересадок.При каждой пересадке поезда удобства могут отличаться. Тем не менее, некоторые из удобств, которые обязательно сделают ваше путешествие проще, могут включать бесплатный Wi-Fi, электрические розетки и бесплатные отсеки для велосипедов
Чтобы получить лучшие предложения на поезда из Барселоны в Рим, пассажиры могут бронировать билеты заранее. На вокзалах билеты выдают за три месяца. Точно так же выбор гибких планов поездок и стыковочных поездов может значительно снизить стоимость проезда.
Выберите страну Афганистан Аландские острова Албания Алжир американское Самоа Андорра Ангола Ангилья Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Аруба Австралия Австрия Азербайджан Багамы Бахрейн Бангладеш Барбадос Беларусь Бельгия Белиз Бенин Бермуды Бутан Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Остров Буве Бразилия Британская территория Индийского океана Британские Виргинские острова Бруней Болгария Буркина-Фасо Бурунди Камбоджа Камерун Канада Кабо-Верде Карибские Нидерланды Каймановы острова Центрально-Африканская Республика Чад Чили Китай Остров Рождества Кокосовые (Килинг) острова Колумбия Коморские острова Конго (Браззавиль) Конго (Киншаса) Острова Кука Коста-Рика Хорватия Кипр Республика Чехия Дания Джибути Доминика Доминиканская Республика Эквадор Египет Эль Сальвадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Фолклендские острова Фарерские острова Фиджи Финляндия Франция Французская Гвиана Французская Полинезия Габон Гамбия Грузия Германия Гибралтар Греция Гренландия Гренада Гваделупа Гуам Гватемала Гернси Гвинея Гвинея-Бисау Гайана Гаити Остров Херд и острова Макдональд Гондурас Гонконг S.A.R., Китай Венгрия Исландия Индия Индонезия Ирак Ирландия Остров Мэн Израиль Италия Кот-д’Ивуар Ямайка Япония Джерси Иордания Казахстан Кения Кирибати Косово Кувейт Кыргызстан Лаос Латвия Ливан Лесото Либерия Ливия Лихтенштейн Литва Люксембург Макао С.A.R., Китай Македония Мадагаскар Малави Малайзия Мальдивы Мали Мальта Маршалловы острова Мартиника Мавритания Маврикий Майотта Мексика Микронезия Молдова Монако Монголия Черногория Монтсеррат Марокко Мозамбик Мьянма Намибия Науру Непал Нидерланды Нидерландские Антильские острова Новая Каледония Новая Зеландия Никарагуа Нигер Нигерия Ниуэ Остров Норфолк Северные Марианские острова Норвегия Оман Пакистан Палау Палестинская территория Панама Папуа — Новая Гвинея Парагвай Перу Филиппины Питкэрн Польша Португалия Пуэрто-Рико Катар Воссоединение Румыния Россия Руанда Святой Елены Сент-Китс и Невис Санкт-Люсия Сен-Пьер и Микелон Святой Винсент и Гренадины Самоа Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Сенегал Сербия Сейшельские острова Сьерра-Леоне Сингапур Синт-Мартен Словакия Словения Соломоновы острова Сомали Южная Африка Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова Южная Корея южный Судан Испания Шри-Ланка Суринам Шпицберген и Ян Майен Свазиленд Швеция Швейцария Тайвань Таджикистан Танзания Таиланд Тимор-Лешти Идти Токелау Тонга Тринидад и Тобаго Тунис Турция Туркменистан Острова Теркс и Кайкос Тувалу U.Южные Виргинские острова Уганда Украина Объединенные Арабские Эмираты Великобритания Соединенные Штаты Внешние малые острова США Уругвай Узбекистан Вануату Ватикан Венесуэла Вьетнам Уоллис и Футуна Западная Сахара Йемен Замбия Зимбабве
Вы успешно подписались.
Поле адреса электронной почты обязательно! Адрес электронной почты недействителен! Ошибка подписки на рассылку новостей. Пожалуйста, повторите попытку позже. Вы уже подписались на эту рассылку!
Да, я хочу получать еженедельную рассылку с советами по путешествиям и специальными предложениями от Eurail.ком!
И Италии, и Испании есть что предложить посетителям.Каждая страна имеет свою культуру и историю, с которыми можно познакомиться с помощью множества достопримечательностей и направлений. Многих посетителей привлекает римская история Италии, но по всей Испании можно увидеть арабское влияние, что делает эту страну интересной и уникальной для посещения в Европе. Испания также известна своей бурной ночной жизнью и яркими фестивалями, которые привлекают толпы людей, а в Италии есть всемирно известные музеи и археологические памятники. Испания также имеет очень разнообразный ландшафт, что позволяет вам испытать несколько разных климатов в одной стране.
Стоит мне поехать в Италию или Испанию? Это популярный вопрос у многих путешественников. Выяснив, какая страна дороже, вы поймете, где вы получите больше отдачи от вложенных средств. Неделя в Испании может стоить вам около 834 евро (на человека), а неделя в Италии может стоить вам около 926 евро. Эти различия становятся еще более заметными, если вы планируете проводить в стране больше времени. 10 дней , две недели или даже один месяц путешествия в Испанию или Италию могут действительно добавить к вашему бюджету путешествия.
Жилье в Испании часто на дешевле на по сравнению с Италией (53 евро против 67 евро). Путешественники с ограниченным бюджетом обычно останавливаются в менее дорогих хостелах и гостевых домах, в то время как более хорошие отели часто привлекают семьи и высококлассных путешественников.
Сравните цены на хостелы, B & B и гостевые дома в Испании и Италии, чтобы найти здесь самое дешевое жилье: хостелы в Испании и хостелы в Италии.
Если сравнить еды в Италии и Испании, они отличаются не только кухней, но и ценой. Стоимость еды и ресторана в Италии (36 евро) часто дешевле, чем в Испании (32 евро).
Погода в Испании может сильно различаться в зависимости от того, где вы находитесь. Если вы планируете посетить страну в зимние месяцы, лучше всего посетить Коста-дель-Соль и Альмери. В Северной Испании многие отели и рестораны закрываются в холодные зимние месяцы.
В Испании прибрежные города и поселки могут быть немного дороже для посещения, чем крупные города. Высокий спрос на жилье приводит к росту цен, особенно в часы пик, когда приезжает большинство посетителей.
Путешествуйте медленно, если хотите сэкономить и по-настоящему познакомиться со странами. И в Испании, и в Италии транспорт между городами может быть немного дорогим, поэтому, если вы выберете меньше мест для посещения и проведете в них больше времени, вы сэкономите приличную сумму денег.
Оставайтесь гибкими. Если дела идут не так, как вы планировали, будьте готовы немного изменить свои планы, чтобы сэкономить немного денег.
Просто поброди. Выделите день или два, чтобы просто прогуляться по городу. Погрузитесь в атмосферу, не торопясь и не пытаясь увидеть все достопримечательности и развлечения.
Рассмотрите все варианты транспорта, прежде чем бронировать билеты. В целом автобусы дешевле поездов.
Пребывание в местных гостиницах, а не в крупных сетевых отелях.