Здравствуйте друзья. Сегодня тема опять не о электронике, но связана с ней в плотную. Давно видел на Ютубе как с помощью электролиза очищают черный метал от окислов, то есть от ржавчины и я решил попробовать этот способ, тем более я обзавелся безопасным трансформаторным блоком питания
На самом деле нет ничего сложного в такой очистке, под воздействием электрического тока электроны от одного метала переходят к другому. Что бы этот процесс протекал, нужно правильно создать условия, а как это делать я щас расскажу!
Первым делом нужен сам очищаемый металл, в моем случае это будут гаечные ключи и молоток. Гаечные ключи в ужасном состоянии, они ржавые плюс в моторном масле, так что это идеальный вариант для теста
Во вторых нужно подготовить электролит и ванну для обработки метала. В качестве ванной использую обрезанную канистру на 3 литра. Залью в нее 1 литр воды, желательно дистиллированную, но как показал опыт можно и обычную с крана, только надо ей немного постоять что бы выветрился весь хлор. Так же для электролита нужна щелочь, а именно едкий натрий(гидроксид натрия,каустическая сода). Едкий натрий я не нашел, но нашел средство для очистки канашки Крот, это средство раствор едкого натрия. Для опыта заливаю 100 грамм на литр воды.
Блок питания на максимальный ток, регулятор напряжения так же на максимум, что бы стабилизация была только по току. Через 15 минут раствор стал розовый
Спасибо за внимание, с ув. Эдуард
Загрузка…rustaste.ru
Оставляем все как есть на 2-3 часа.
Два часа прошло, выключаем из сети наше устройство, вынимаем замок из раствора — он покрыт черным налетом. Моем его под струей проточной воды жесткой пластиковой щеткой. Видим, что ржавчины больше нет.
До и после:
на дужке осталось немного ржавчины — либо наждачная бумага «нулевка», либо еще немного в ванне.
Для объектов покрупнее чем замки, желательно сделать источник постоянного тока помощнее, например, из старого блока питания от компьютера.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Все манипуляции при выключенном из сети устройстве.
2. В процессе выделяется водород, в смеси с воздухом — взрывоопасно. Помещение должно хорошо проветриваться.
overtext.livejournal.com
Содержание статьи:
Любая металлическая деталь со временем ржавеет. Это происходит из-за окисления железа, которое содержится в любом сплаве. Тем более быстро ржавеют детали, в составе которых железо преобладает. Окисление происходит не только от соприкосновения с водой или с чистым кислородом, но и при взаимодействии с воздухом. Удалить ржавчину можно механической чисткой, но химические средства более действенны, поэтому для этих целей активно используется реакция электролиза.
Ржавчина на кузове авто
Ржавчина представляет собой смесь окислов и гидроокислов железа, которые появляются в результате взаимодействия железа с воздухом и водой. В природе этот процесс соответствует образованию лимонитовых корок в районах железорудных месторождений и рудопроявлений.
Сначала чистое железо окисляется до гидроокиси и закиси железа (окиси трехвалентного железа). При последующей реакции с кислородом, содержащегося в воздухе, закисное железо переходит в окисное (двухвалентное).
Фактически ржавчина представляет собой смесь этих трех форм. В природе и в быту она образовывается по одинаковому принципу и по одним и тем же причинам, но в зависимости от интенсивности воздействия окружающей среды на предмет, это происходит быстрее или медленнее.
Электролиз представляет собой химическую реакцию восстановления железа из оксида в металлическую форму.
Чистка металла от ржавчины механическим способом: с помощью щетки
Существует 2 способа очистки металлических поверхностей от ржавчины:
Есть еще один метод – термический, с использованием кислородно-ацетиленовой горелки, но отчасти он тоже химический, просто реакция ускоряется за счет высокой температуры.
Выбор зависит от того, насколько сильно поверхность покрыта окисленным слоем. Если он небольшой и не успел въесться в металл, можно воспользоваться жесткой щеткой. При этом необходимо учитывать, что могут остаться царапины, тогда поверхность нужно заполировать мягким материалом.
Альтернативный вариант – воспользоваться химическим способом. Фрагментарные ржавые пятна или тонкий слой окиси быстро отойдут от металла, после окончания реакции достаточно будет просто вытереть его.
Для удаления толстых устаревших слоев окиси железа потребуется больше времени и придется использовать оба способа – сначала химический, который сделает этот ненужный слой рыхлым и мягким, потом счистить его скребком или металлической щеткой будет гораздо легче и эффективнее.
Очищать от ржавого налета можно любые металлические предметы: гайки, болты, детали автомобиля, монеты, древние артефакты и прочее. Но нельзя забывать, что любая химическая реакция сопровождается выделением энергии, которая может проявляться по-разному, поэтому нужно соблюдать технику безопасности. Конкретно электролитическая диссоциация происходит с использованием постоянного тока. Меры предосторожности простые, но забывать о них не стоит:
Если предмет, который поддается чистке, имеет эстетическую ценность, то лучше обойтись только химическими способами, так как от щеток и шлифовальных материалов остаются заметные царапины. Лучше потратить больше времени и подержать предмет в растворе.
Раствор готовится обязательно в пластиковой емкости. Понадобится кальцинированная или пищевая сода, а также любое другое вещество, в составе которого есть карбонат или гидрокарбонат натрия. Разводить соду лучше в теплой воде из расчета столовая ложка на литр воды.
Кстати, вместо соды можно использовать лимонную кислоту. Например, если проводить очистку в два приема, то первый раз подержать предмет в растворе соды, а второй – лимонной кислоты. Вместо соды, можно также использовать соль (растворившись в воде, она даст слабую соляную кислоту).
В качестве блока питания можно применять зарядку для автомобильного аккумулятора на 4-6 ампер и мощностью 12 вольт. Если детали мелкие, подойдет даже зарядка для телефона. Чем мощнее источник питания, тем сильнее и быстрее будет проходить реакция, но тем сложнее ее будет контролировать. Поэтому для небольших деталей и не слишком сильных ржавых наростов лучше использовать минимальный заряд.
На следующем этапе провод с положительным зарядом соединяется с любой металлической деталью и опускается в раствор, а провод с отрицательным зарядом – с предметом, который будет чиститься. Контакты должны быть надежными. Когда схема собрана, можно подавать ток. Реакция будет сопровождаться бурлением, появлением пузырьков газа – это выделяется водород.
В результате данного опыта ржавчина либо сама отстает от металла, либо становится очень рыхлой и легко счищается механически. Но чтобы сохранить внешний вид очищенного предмета, лучше дольше подержать его в растворе. После тщательной химической очистки он станет идеально блестеть, а от ржавчины не останется и следа.
Удаление ржавчины электролизом
Чтобы соорудить установку для проведения электролитической реакции, достаточно простых подручных средств. Способ этот очень дешевый: вода есть в кране, в хозяйстве всегда найдутся какие-то провода, сода и лимонная кислота тоже есть почти в каждом доме (а если нет, то их стоимость символична). Пластиковая коробка тоже найдется. В крайнем случае, можно воспользоваться плоской бутылкой от жидкого геля для стирки или чего-то подобного – ее нужно разрезать вдоль плоской стороны.
Для подключения к источнику тока подойдет любой блок питания, но желательно не очень мощный, так как выделяемый в процессе реакции водород может взорваться, если будет в избыточном количестве.
Если использовать скребки, то они в хозяйственных магазинах более, чем доступны. Для черновой и чистовой протирки подойдет любая ветошь.
Чтобы предупредить появление ржавчины или замедлить процесс ее образования вновь, можно обработать деталь антикоррозионным покрытием. Такие продаются в хозяйственных и строительных магазинах. Тонкий слой ржавчины может проступить и сразу после очистки, во время естественного высыхания. Чтобы этого не было, лучше высушить очищенный предмет искусственно или вытереть насухо.
Для предотвращения появления ржавчины, желательно хранить железные конструкции в сухом месте.
kliningovyj-raj.ru
Всем привет! Каждый домашний мастер сталкивался с проблемой ржавчины появляющейся на инструментах, крепежах и других металлических изделиях. Чтобы убрать коррозию с металла не обязательно прибегать к использованию спецсредств – в большинстве случаев можно обойтись легкодоступными веществами с подходящими свойствами.
Процесс коррозии проявляется характерным рыжим или бурым налетом на металле. Если вовремя не ликвидировать ржавчину, металл продолжит разрушаться, утрачивая свои механические свойства.
Снять ржавчину с металлической поверхности можно механическим способом, воспользовавшись специальной насадкой на дрель для зачистки металла, шлифмашинкой, напильниками, наждачной бумагой различной зернистости. Но такой вариант подходит только для обработки ровных поверхностей, плоских или закругленных.
Удаление ржавчины с резьбы или фигурных поверхностей требует применения средств, вызывающих химическую реакцию с оксидом железа. Можно использовать лимонную кислоту, яблочный уксус, кока — колу (этот газированный напиток содержит ортофосфорную кислоту), соляную кислоту. Небольшие предметы на несколько часов погружают в подготовленный раствор, затем промывают и протирают насухо. Для очистки элементов конструкций можно применять пасту, в состав которой входят активные вещества.
Существует и третий способ избавиться от ржавчины на небольших предметах, и мы его подробно рассмотрим. Это эффективное удаление коррозии при помощи электролиза.
Для работы необходимо подготовить следующее:
Чтобы избежать короткого замыкания, важно соблюдать технику безопасности и правильно подбирать размеры и материал изготовления всех элементов самодельного устройства для электролиза.
В качестве емкости удобно использовать пластиковое ведро, но мы будем использовать вырезанную емкость из под машинного масла. Ржавый предмет (или несколько мелких изделий) должны в нем полностью помещаться с учетом расстояния минимум в 5 см от края ведра до зеркала залитого в него электролитического раствора. Плюс сбоку в ведре должно остаться свободное место для круглого электрода или пластины из стали.
Протекторный анод обязательно должен быть достаточно крупным и выполненным из обычной стали. Обратите внимание: алюминий использовать нельзя! Если вы берете цилиндрический электрод, проверьте его магнитом, чтобы не перепутать с алюминиевым. Длина протекторного анода (стержня или пластины) должна быть такой, чтобы его часть находилась выше воды, это чрезвычайно важно.
К протекторному аноду при помощи зажима-крокодильчика прикрепите провод, ведущий к положительной клемме (красный цвет!) зарядного устройства автомобильного аккумулятора. Установите стальную пластину или электрод в емкость и убедитесь, что верхняя часть не меньше, чем на треть, будет выступать над уровнем воды.
Конец другого провода необходимо прикрепить к изделию, которое вы собираетесь очистить от коррозии. Снимите изоляцию с одного конца провода, зачистите жилки. Прочно прикрепите этот конец провода к изделию, счистив ржавчину в месте контакта. Если вам требуется очистить много мелких деталей, зачищенный конец провода должен иметь такую длину, чтобы ее хватило для последовательного крепления всех изделий. Проследите, чтобы не осталось торчащего свободного кончика зачищенного провода, который может случайно коснуться протекторного анода. Второй конец провода прикрепите к отрицательной клемме (черный цвет!) зарядного устройства аккумулятора.
Погрузите в пустое ведро изделия, подготовленные к очистке, и протекторный анод. Обязательно проследите, чтобы они не касались друг друга! Желательно надежно закрепить между ними, чтобы не всплыла, пластину из пластика (к примеру, подсунув ее загнутый край под торец пластины или электрод).
Приготовьте электролитический раствор: на 4 литра воды потребуется 1 столовая ложка пищевой соды. Размешайте до полного растворения. Также можно использовать средство «Белизна», добавив 50 — 100 граммов жидкости на литр воды, в зависимости от степени заржавленности деталей. «Белизна» значительно эффективнее соды, но работать с ней лучше на открытом воздухе, вдали от жилых помещений и мест, где готовится пища или хранятся продукты. В состав средства входят соединения хлора, поэтому обеспечен сильный характерный запах в процессе электролиза.
Аккуратно залейте в ведро электролитический раствор, проследите, чтобы он полностью покрыл ржавые предметы. После чего можно подать ток, включив зарядное устройство аккумулятора. В процессе электролиза раствор будет активно пузыриться и со временем приобретет коричневый цвет за счет мелких частиц отслоившейся ржавчины. Эта ржавчина будет оседать на пластину протекторного анода.
Процесс займет несколько часов. Перед проверкой, насколько очистилась деталь, не забудьте отключить подачу тока! После завершения очистки ржавые детали будут покрыты темным налетом, не пугайтесь он легко удаляется щеткой.
Заключение. Электролитический метод удаления коррозии идеально подходит для очистки изделий сложной формы, с тонкой резьбой и большим количеством труднодоступных мест.
На этом все, удачных вам опытов!
Видео по теме «как убрать ржавчину с металла»:
postroju-dom.ru
Теорию процесса удаление ржавчины с металла вы можете посмотреть на других сайтах, там лучше объяснят химию этого, но в общих чертах вы создаёте проводящий раствор и вставляете в него электроды. Вы вешаете ржавый инструмент в растворе и подсоединяете его к отрицательному выводу питания. Вы прикладываете к расположенным вокруг электродам положительный вывод и включаете питание. Ток проходит через раствор и в процессе образуются хлопья ржавчины — происходит шелушение / смягчение из-за реакции на поверхности хорошей стали, который производит удаление ржавчины с металла.
Вам понадобится:
Этот проект создания примитивной установки удаление ржавчины своими руками, обошёлся мне около $40, потому что у меня не было доступа к небольшому зарядному устройству. Если у вас есть зарядное устройство, тогда для большинства людей, в приличном магазине, полном дерьма, можно приобрести остальное практически за бесценок.
— Чистое ведро на 5 галлонов или другой пластиковый контейнер для удовлетворения ваших потребностей в размере,
— 5 кусков 18″ длиной 1/2″ стальной арматуры (в любом строительном магазине можно купить в более длинных заготовках) (НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ нержавеющую сталь),
— 5 футов изолированного медного провода в двух цветах 12 AWG (диаметр 2 мм, сечение 3 мм2, или около того),
— 5 желтых изолирующих колпачков,
— Несколько красных изолирующих колпачков,
— 5 футов гибкой вязальной проволоки (не изолированной). См на Шаг 2 — крепление проволоки ржавеет приблизительно через год — вы можете использовать что-то более существенное, или устойчивое к коррозии,
— Коробка стиральной соды Na2CO3 — НЕ пищевая сода,
— Антиоксидант (В этом нет необходимости, но я думаю, что помогает),
— Малое зарядное устройство или домашний блок питания ($20- $50). Лучше всего, если зарядное устройство имеет опцию 6v и внутренний «аварийный» выключатель, который отключает ток, если что-то происходит в цепи,
— Разнообразные крокодилы (если зарядное устройство не поставляется приличными людьми …)
— Внешние розетки или удлинители,
— Защита по утечке тока (это является обязательным, на мой взгляд — работать с электричеством и водой глупо, если у вас есть защита),
— 5 галлонов воды,
— Разные зажимы / дощечки,
— Дрель с 1/4 сверлом,
— Инструмент для резки и скручивания проволоки,
— Проволочная щетка (лучше, если на шлифмашинке или Dremel инструменте),
— Антикоррозионный спрей или легкое масло.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не использовать нержавеющую сталь для электродов. Как отметил комментатор на странице внутри (спасибо!) «Хром из нержавеющей стали будет вымываться во время электролиза в форме шестивалентного хрома в вашем электролите. Он очень вреден для вас». Это верно — даже не думайте об использовании нержавеющей стали для этого проекта удаления ржавчины с металла.
Шаг 1: Соберите танк и электроды:
1) Распределите арматуру равномерно вокруг ведра по бокам (расположите сверху вниз). Отметьте места.
2) Просверлите два маленьких отверстия около 1/2 дюйма друг от друга ниже обода для каждой арматуры.
3) Вставьте 5″ вязальной проволоки через отверстия, обернув вокруг арматуры, выведите концы проволоки около 1″ наружу и туго скрутите проволоку.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: проволочный узел, в конце концов, ржавеет и разваливается — менее чем за год. Рассмотрите возможность использования что-то более устойчивого к коррозии — предложения приветствуются. С другой стороны, каждый раз при использовании электродов для удаления ржавчины с металла, они жертвенны — как и система проводки, которая контактирует с водой, и т.д.
4) После того, как все куски арматуры закреплены на месте, сделать 4 отрезка медного провода с зачищенными концами для подключения каждого арматурного стержня в цепь.
5) Соедините медным проводом куски арматуры за выступающие концы обвязочной проволоки снаружи и закройте соединения жёлтыми клипсами. Не соединяйте первую и последнюю арматуры (т.е. ХХ — ХХ — ХХ — ХХ — ХХ —)
6) Добавить 5 столовых ложек соды в ведро для удаления ржавчины своими руками, и залейте её чистой водой, не доходя 2″ до края (добавление дополнительных доз соды не поможет).
Шаг 2:
1) Найти доску (или какой-либо не проводящий объект), чтобы положить поверх ведра.
2) Прикрепите короткие медные провода к крокодилам, чтобы они доставали до воды. (Я просто соединил эти отрезки проводов с общей шиной).
3) Зажим большого крокодила должен висеть достаточно низко, чтобы можно было подсоединить его к детали на поверхности воды при удалении ржавчины с металла. (Первое фото показывает три крокодила — я обрабатывал три детали сразу).
tnn-garden.ru