Учебно – тематический план.
Тема занятия.
Содержание урока.
Цели и задачи.
Практическая часть.
Основные понятия, словарные слова.
Кол-во часов.
1 класс
1.Дорога в школу и домой.
Дорога в общеобразовательное учреждение и домой.
Разбор конкретных
маршрутов учащихся в школу.
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.
Изготовление маршрутного листа «Дом – школа — дом».
Экскурсия на улицу. Использование настольных и сюжетно-ролевых игр.
Дорога, безопасный путь.
2
2. Наша улица. Город, село, деревня, где мы живем.
Знакомство учащихся с улицами села. Беседа о правилах поведения детей на улице.
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах
Дорожная среда, правила поведения на улице.
1
3. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Правила перехода проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги.
Познакомить учащихся с правилами движения пешеходов по улицам и дорогам.
Закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине, правила движения группами
Экскурсия «Я – пешеход».
Тротуар, пешеходная дорожка, обочина, проезжая часть, железнодорожный переезд.
Общие правила перехода улиц и дорог.
2
4. Дорожные знаки.
Знакомство с дорожными знаками. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».
Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов; научить понимать их схематическое изображение дорожных знаков для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Дорожный знак.
1
5. Где можно играть?
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.
Познакомить учащихся с новым термином «проезжая часть дороги»; сформировать чувство предвидения опасности, где разрешается играть, где можно ездить на самокатных средствах.
Проезжая часть.
1
6. Мы – пассажиры.
Знакомство с транспортом города. Правила поведения детей в транспорте.
Познакомить с общественным транспортом, правилами пользования и поведения в общественном транспорте.
Общественный транспорт.
1
7. Обобщающее занятие. Игра – соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.
Игра – соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Экскурсия по городу (посёлку).
1
Примечание: На заключительном уроке возможен выбор учителем формы проведения занятия (игра или экскурсия).
2 класс
1. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Повторение ПДД.
На наших улицах. Город, посёлок, в котором мы живём. Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам?
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах
Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы (мостовая). Перекрёстки.
1
2. Наземный транспорт.
Виды транспортных средств. Автомобили, грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы и такси, трамваю и троллейбусы – городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
Познакомить учащихся с видами транспорта: дорожный, наземный, водный, воздушный, подземный, транспорт со спец. сигналами.
Транспортное средство.
1
3.Обязанности пассажиров. Общественный транспорт.
Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?
Познакомить с правами и обязанностями пешехода и пассажира; воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров.
Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.
Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая».
Остановка общественного транспорта.
1
4. Элементы улиц и дорог.
Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, загородная дорога. Дорога: обочина, пешеходная дорожка – место для движения пешеходов.
Познакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта; расширить словарный запас по дорожной лексике; добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках.
Дорога: обочина, пешеходная дорожка.
Виды дорог.
1
5. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Правила перехода проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги.
Правила поведения на загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу?
Закрепить правила движения пешеходов по улицам и дорогам.
Экскурсия по посёлку.
Загородная дорога.
2
6. Правила перехода улиц и дорог.
Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
Познакомить учащихся с правилами перехода перекрестков, движения индивидуально, группами и в колоннах.
Перекресток, регулируемый и нерегулируемый переход проезжей части.
1
7. Дорожные знаки.
Знакомство с дорожными знаками. .«Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пересечение равнозначных дорог», «Светофорное регулирование», «Пешеходный переход» предупреждающий знак «Дети!», «Движение пешеходов запрещено», «Проход закрыт», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода».
Расширить словарный запас по дорожной лексике; добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках.
Дорожные знаки.
1
8. Обобщающее занятие.
Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов, средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.
Игра – соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
1
3 класс
1. Введение. Причины дорожно -транспортного травматизма.
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. Повторение правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах, пройденных в 1 и 2 классах. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор конкретных маршрутов учащихся на стадион, в парк и т.п.
Сформировать у учащихся осознанные представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок; воспитывать дисциплинированность; развивать умения и навыки и привычки безопасного поведения.
Детский дорожно-транспортный травматизм.
1
2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части. Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).
Повторить изученный материал 2 класса, правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. Перекрестки и их виды, воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Дорожная разметка. Элементы улиц: проезжая часть, тротуар.
1
3. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы светофоров и их значение.
Сигналы светофора. Назначение светофора и его сигналы. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходные светофоры и значение их сигналов.
Расширить знания о светофоре: ограничение времени действия сигналов, последовательность их, светофор для пешеходов.
Светофор.
1
4. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы регулировщика и их значение.
Регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют красному, жёлтому и зелёному сигналам светофора.
Повторить и закрепить знания учащихся о сигналах светофора и регулировщика, расширить словарный запас по дорожной лексике.
Регулировщик.
1
5. Дорожные знаки и их группы.
Дорожные знаки и их группы. Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов.
Расширить знания о дорожных знаках : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Дорожные знаки.
1
6. Правила перехода улиц и дорог.
Переход проезжей части при отсутствии перекрестка;
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».
Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части при отсутствии перекрестка; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».
1
7. Тормозной путь транспортных средств.
Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно не возможно.
Сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; дать понятие остановочный и тормозной путь автомобиля»; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Тормозной и остановочный путь.
1
8. Правила езды на
велосипеде.
Опасность при езде на велосипеде. Правила обращения с велосипедом для безопасности окружающих; дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено».
Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде; обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих; познакомить с дорожным знаком «Движение на велосипеде запрещено».
Дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено».
1
9. Обобщающее занятие.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.
Закрепить знания учащихся, полученных по курсу 3 класса.
Решение задач по ПДД.
1
4 класс
1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Введение. Увеличение численности населения городов и посёлков, интенсивность движения на улицах и дорогах. Интенсивность и скорость движения. Обеспечение безопасности пешеходов. Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах.
Повторить с учащимися материал, изученный в 3 классе. Соблюдение правил дорожного движения — залог безопасности движения.
Разбор ДТП (по сводкам ГИБДД).
1
2. Светофор и дорожные знаки.
Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы светофоров и их значение. Сигналы для регулировщика и их значение. Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика. Сигналы регулировщика важнее сигналов светофора (при одновременном регулировании). Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков.
Повторить и закрепить знания учащихся о сигналах светофора и регулировщика; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Транспортные и пешеходные светофоры. Дорожные знаки и их группы. Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички).
1
3. Типы перекрестков.
Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. Перекрёсток – место пересечения улиц и дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонний, четырёхсторонний, площади. Границы перекрёстков. Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов.
Повторить изученный материал 3 класса — движение транспортных средств и пешеходов;воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Перекресток. Дорожная разметка.
1
4. Правила перехода проезжей части дороги.
Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрёстки. Переход улицы и дороги по сигналам светофора и регулировщика. Выбор наиболее безопасного пути в школу, в библиотеку, в магазин, на стадион и т.д. Переход улиц с односторонним и двухсторонними движениями.
Закрепить знания, полученные в 3 классе, правила перехода односторонним и двусторонним движением, загородной дороги
Нерегулируемые и регулируемые перекрестки, одностороннее и двустороннее движение.
1
5. Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Тормозной путь транспортных средств. Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущим транспортным средством.
Сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; дать понятие «остановочный и тормозной путь автомобиля»; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Тормозной путь.
1
6. Правила перехода железной дороги.
На железной дороге. Опасность движения пешеходов вдоль Ж/Д полотна. Охраняемые и неохраняемые Ж/Д переезды. Подход и подъезд к Ж/Д полотну. Правила прохода и проезда Ж/Д переездов.
Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понятие о правилах перехода железнодорожных путей.
Железная дорога, железнодорожный переезд.
1
7. Правила езды на велосипеде.
Езда на велосипеде. Осмотр велосипеда перед выездом. Учебная езда на велосипеде. Места движения на велосипедах.
Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих, познакомить с дорожным знаком «Велосипедная дорожка».
Дорожный знак «Велосипедная дорожка».
1
8. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
Воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и правилам поведения на посадочных площадках.
1
9. Экскурсия «Я – пешеход».
Итоговое занятие. Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах.
закрепить знания учащихся, полученных по курсу 4 класса.
Экскурсия.
1
Тема занятия.
Содержание урока.
Практическая часть
Основные понятия, словарные слова
Кол-во часов.
5 класс
1. Наш город, поселок.
Город в котором мы живем, улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов. Особенности движения транспорта и пешеходов в городе. Рассказ о районе, о ее транспортном сообщении.
1
2. Назначение разметки проезжей части улицы.
Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
Горизонтальная и вертикальная разметки.
1
3. Сигналы светофора с дополнительными секциями.
Виды светофоров. Четырехсекционные и пятисекционнные светофоры и значение их сигналов для транспорта и пешеходов.
Светофор.
1
4. Сигналы регулировщика.
Положение корпуса и жесты регулировщика. Их значение для движения транспорта и пешеходов.
Регулировщик.
1
5. Дорожные знаки.
Назначение дорожных знаков. Четыре группы дорожных знаков. Знаки: предупреждающие, запрещающие предписывающие, указательные. Места установки дорожных знаков.
1
6. Движение пешеходов по тротуару и пешеходным дорожкам, улицам и дорогам.
Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам. Меры по предупреждению происшествий. Правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам. Правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
Разбор дорожно — транспортных происшествий, совершенных по вине школьников (по материалам ГИБДД).
1
7. На железной дороге.
Опасность движения пешеходов вдоль Ж/Д полотна. Охраняемые и неохраняемые Ж/Д переезды. Подход и подъезд к Ж/Д полотну. Правила прохода и проезда Ж/Д переездов.
Ж/Д полотно, Ж/Д переезд.
1
8. Правила езды на велосипеде.
Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда.
Правила езды на велосипеде. Места для движения на велосипеде.
Дорожно-транспортные происшествия с велосипедистами и меры по их предупреждению.
1
9. Обобщающее занятие.
Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах.
Практическое закрепление знаний (экскурсия на улицы поселка, игра и т.п.)
1
6 класс
1. ПДД для учащихся.
Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам, пользования маршрутными транспортными средствами (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).
Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения».
Маршрутные транспортные средства.
2
2. Остановочный путь.
Остановочный путь. Время для остановки транспорта. Расчет остановочного пути. Факторы влияющие на остановочный путь.
Остановочный путь.
1
3. Движения транспорта.
Скорость движения транспорта по улицам городов и населенных пунктов, а также по дорогам. Ограничение скорости.
Ограничение скорости.
1
4. Труд водителя.
В чем трудность работы водителя? Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса. Взаимное уважение, предусмотрительность водителей и пешеходов.
1
6. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход за ним.
Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту. Ответственность за пользование велосипедом. Неисправности велосипеда и уход за ним.
1
7. Поездка на велосипедах группами.
Возрастной ценз велосипедиста для движения по улицам и дорогам. Порядок движения на велосипедах по проезжей части улиц, дорог и на велодорожках. Одежда участников движения на велосипедах. Освещение колонны велосипедистов вечером. Действия руководителя колонны велосипедистов.
1
8. Оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия.
Вызов «скорой помощи». Возможность оказания первой доврачебной помощи.
Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи.
Способы обработки ран. Меры асептики и антисептики.
Способы уменьшения боли при травме.
Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах головы и травмах позвоночника.
Практическая работа с приглашением мед. персонала.
Автомобильная аптечка первой медицинской помощи.
1
9. Итоговое занятие.
Фронтальная проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения.
Самостоятельная работа по карточкам, задачам.
1
7 класс
1. Рост транспортных средств и движения пешеходов.
Рост транспортных средств в городе, районе, поселке (по материалам ГИБДД). Увеличение населения в городе, районе, поселке. Перспективы развития транспорта в городе, районе поселке.
1
2. Причины дорожно — транспортных происшествий.
Причины ДТП.
Меры по предупреждению ДТП.
1
3. Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мопеде.
Правила перевозки пассажиров. Обязательное ношение шлема во время езды на мотоцикле (мопеде). Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле (мопеде) и с коляской.
1
4. Железнодорожный переезд.
Правила проезда через Ж/Д переезд велосипедистами. Правила поведения пассажиров мотоцикла (мопеда) во время вынужденной остановки на Ж/Д переезде.
Железнодорожный переезд.
1
5. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Группы дорожных знаков, название и их назначение. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие и предписывающие. Знаки информационно-указательные, сервиса и дополнительной информации (таблички). Их назначение.
Группы дорожных знаков.
2
6. Оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Оказание первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).
Практическая работа с приглашением мед. персонала.
1
7. Как ты знаешь ПДД.
Проверка знаний ПДД.
Экскурсия по родному поселку.
2
8 класс
1.Правила движения — законы улиц и дорог.
ПДД едины на всей территории РФ.
Проверка знаний ПДД.
1
2. Дисциплина пешеходов и велосипедистов.
Дисциплина пешеходов и велосипедистов — необходимое условие безопасности движения. Обязательное выполнение ПДД пешеходами и водителями.
1
3. Правила для велосипедистов.
Технические требования, предъявляемые к велосипедистам. Осмотр велосипеда перед выездом. Возрастной ценз велосипедиста для движения по улицам и дорогам. Подбор велосипеда по росту. Знание правил движения.
1
4. Элементы улиц и дорог.
Назначение улиц и дорог.
Элементы улиц: проезжая часть, тротуар, их назначение. Трамвайное полотно. Элементы дороги: проезжая часть, кювет, обочина главная улица (дорога). Улицы с односторонним и двусторонним движением.
Элементы улиц. Элементы дороги.
1
5. Перекрестки и их виды.
Перекресток — место пересечения улиц и дорог. Виды перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние, многосторонние.
Перекресток. Виды перекрестков. Площадь.
1
6. Разметка проезжей части улиц и дорог.
Движение пешеходов: индивидуально, группами и в колоннах. Виды разметки проезжей части улиц и дорог.
Движение пешеходов. Виды разметки проезжей части улиц и дорог.
1
7. Средства регулирования, сигналы светофора и регулировщика.
Средства регулирования: светофоры. Место установки светофоров. Значение сигналов светофора. Светофоры для пешеходов. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщикам, и их значение. Правила перехода регулируемых перекрестков.
Средства регулирования. Регулировщик.
1
8. Виды транспортных средств и их назначения.
Виды транспорта: автомобили, пассажирский транспорт. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения пассажиров в трамвае, троллейбусе, автобусе, такси. Правила перевозки груза.
Виды транспорта.
1
9. Обобщающее занятие.
Права, обязанности и ответственность граждан за нарушение правил дорожного движения.
Самостоятельная работа по карточкам, задачам.
1
9 класс
1. Правила дорожного движения и их история создания.
Исторический очерк о возникновении правил движения в мире, России. Декрет о правилах движения, подписанный В.И.Лениным. Правила движения едины на всей территории СССР. Правила дорожного движ
infourok.ru
Одна сплошная лучше двух
Как известно, одна сплошная линия нужна в основном для разграничения полос движущегося в одну сторону потока. Ее пересечение формально карается штрафом за нарушение правил расположения автомобиля, но в реальности пересечение подобных линий давно стало нормой как для водителей, так и для сотрудников правопорядка.
Однако не стоит винить в этом ни первых, ни вторых. В городах огромное количество мест создано таким образом, что не пересечь одинарную сплошную линию просто невозможно. Например, когда остановка общественного транспорта расположена прямо перед перекрестком, а движение с крайней правой полосы разрешено только направо. Автобусам и троллейбусам, движущимся прямо, приходится каждый раз невольно пересекать сплошную, на что уже никто не обращает внимания.
Cнижаем скорость перед нерегулируемым перекрестком
Вроде, кажется, чего проще: есть перекресток без знаков и светофоров и ПДД, где говорится, что автомобиль, приближающийся справа, нужно пропускать. Остается вспомнить, какая из двух рук правая и убедиться, что с той стороны никто не едет.
Но не так все просто. Во-первых, знаки в России имеют свойство участвовать в ДТП, сноситься ветром или просто быть украденными, а новые ставят крайне неохотно. Никогда нельзя знать наверняка, что на этом вот перекрестке без знаков еще вчера не стоял перевернутый красный треугольник.
Да и качество обучения последних лет в автошколах дает лишний повод для беспокойства. Ведь далеко не факт, что тот, кто находится за рулем соседней машины, ходил на первые занятия, и знает ли он вообще, что такое помеха справа. Поэтому большинство водителей предпочитают перестраховываться и притормаживать перед нерегулируемыми перекрестками. Самые опасливые проявляют осторожность и выезжая на перекресток по «главной», когда ширина дорог примерно одинаковая. А вдруг кто-то едет наперерез и знака не заметил?
www.kolesa.ru
1.1. Настоящие Правила дорожного движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно п
ru.wikisource.org
1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1) и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры».
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
pddmaster.ru
В этом разделе мы познакомимся с основными положениями, понятиями и терминами, которые используются при изучении Правил Дорожного Движения.
1.1 Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем просто Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Местным органам власти разрешено вводить свои коррективы и дополнения в организацию дорожного движения. Примером тому может служить изменение скоростного режима на отдельных участках дорог крупных городов — вместо положенных 60 км/ч (см. п. 10.2), бывает разрешено 80 км/ч и более. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов и мопедов документа, подтверждающего знание ими ПДД, а у самих велосипедов и мопедов наличие — специального регистрационного знака (см. п. 24.1).
В то же время ПДД запрещают какую-либо самодеятельность, которая явно противоречит требованиям настоящим Правил.
1.2 В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
АВТОМАГИСТРАЛЬ — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при её отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений ав одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
АВТОПОЕЗД — механическое транспортное средство, сцеплённое с прицепом (прицепами).
Данное определение относится к любым механическим транспортным средствам. Например, легковой автомобиль с прицепом пусть даже с небольшим, тоже будет являться автопоездом.
ВЕЛОСИПЕД — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Глава 24 ПДД предписывает велосипедистам двигаться по специально выделенной для них дорожке, которая обозначается соответствующим дорожным знаком 4.4 «Велосипедная дорожка». Но в реальной жизни такие дорожки встречаются нечасто, поэтому двигаться велосипедистам приходится по проезжей части дороги.
Водителям других транспортных средств необходимо знать и помнить о том, что велосипедист является полноправным участником дорожного движения.
ВОДИТЕЛЬ — лицо, управляющее каким—либо транс портным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Водитель любого транспортного средства является главным действующим лицом на дороге. Он отвечает за безопасность дорожного движения и несет полную ответственность за нарушения ПДД в соответствии с действующим законодательством (административная, гражданская и уголовная ответственность).
ВЫНУЖДЕННАЯ ОСТАНОВКА — прекращение движения транспортного средства из—за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Остановка у магазина или киоска с мороженым будет не вынужденной, а преднамеренной (см. термин «Остановка»).
Остановка у красного сигнала светофора или перед пешеходным переходом, с целью уступить дорогу пешеходам и т.п. — не вынужденная и не преднамеренная. Такую остановку можно назвать «служебной», но соответствующего определения в ПДД, к сожалению, нет.
Главная дорога
ГЛАВНАЯ ДОРОГА — дорога, обозначенная знакам 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто— и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием н делает ее равной по значению с пересекаемой.
Рассмотрите рисунки:
Обозначение «Главная дорога» дорожными знаками
определите какие изображены дорожные знаки, обратите внимание на стрелки, которые показывают направление движения. Выясните, в каких ситуациях Вы сможете спокойно проехать через перекресток по главной дороге, а водители, пересекающие вашу дорогу или поворачивающие на нее, не должны создавать вам помех.
Как же определить главную дорогу при отсутствии дорожных знаков? Рассмотрите рисунки
Определение главной дороги при отсутствии знаков
Дорога с альфальтовым покрытием по отношению к грунтовой считается главной. Мы находимся на главной дороге, но скорость движения придется снизить, чтобы появилось время внимательно разглядеть пересекаемые дороги и убедиться в нашем приоритете.
Варианты перекрёстков равнозначных дорог
Внимание! При движении через перекрестки, изображённые на рисунке можно допустить трагическую ошибку. Ширина дорог, наличие трамвайных путей, конфигурация перекрестка и т.п. не определяют главную дорогу! Поэтому придется еще снижать скорость, чтобы разобраться в ситуации.
Оказалось, что это перекрёстки равнозначных дорог. Покрытие (то чем покрыли грунт) может быть выполнено из любого твёрдого материала и вовсе не обязательно, что это будет именно асфальт. А узкая дорога на рисунке является полноправной дорогой независимо от ширины.
И в том, и в другом случае необходимо применять правила проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных дорог (см. раздел 13 «Проезд перекрёстков»).
ДНЕВНЫЕ ХОДОВЫЕ ОГНИ — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
ДОРОГА — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Элементами дороги являются:
Элементы дороги
Дорога может также включать в себя трамвайные пути, по которым движение безрельсовых транспортных средств регулируется отдельными правилами (см. п. 8.5 и 9.6).
На следующих рисунках посмотрите примеры дорог без разделительной полосы
1 — тротуары, 2 — проезжая часть дороги.
и с разделительными полосами
Как видно из примеров, дорога может иметь две и более проезжие части, отделённые друг от друга разделительными полосами.
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Любой водитель может значительно уменьшить вероятность участия в дорожно-транспортном происшествии. Глубокое знание ПДД, умение прогнозировать развитие дорожной ситуации, чувство автомобиля и дороги, ощущение скорости, пространства и времени, а также положительные качества предусмотрительного и рассудительного водителя являются залогом долгой безаварийной езды.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных мест на дороге и требует от водителя не только знаний правил проезда через него, но и повышенного внимания к состоянию переезда, так и своего автомобиля.
Тормозной путь современного железнодорожного состава составляет не менее 800 метров, и отсюда надо сделать для себя серьёзные выводы и уметь правильно действовать (см.15.5)
МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Поскольку такси (и маршрутные такси в том числе) не имеют обозначенных остановок, то они не являются «маршрутными транспортными средствами».
МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
МОПЕД — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
МОТОЦИКЛ — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
Населенный пункт
НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
ОБГОН – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
ОБОЧИНА — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обочина
ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
ОПАСНЫЙ ГРУЗ – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
ОПЕРЕЖЕНИЕ — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУППЫ ДЕТЕЙ — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОЛОННА — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕШАЯ КОЛОННА — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
ОСТАНОВКА — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
ПАРКОВКА (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
ПАССАЖИР — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
ПЕРЕКРЕСТОК — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
ПЕРЕСТРОЕНИЕ — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
ПЕШЕХОД — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Пешеходный переход
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Дорожные знаки, по которым можно определить количество полос
ПРЕИМУЩЕСТВО (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
ПРЕПЯТСТВИЕ — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
ПРИЦЕП — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса
РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
РЕГУЛИРОВЩИК — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
СТОЯНКА — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
ТРОТУАР — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
УСТУПИТЬ ДОРОГУ (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Перейдите по ссылке к разделу 2. Общие обязанности водителей ПДД
natalianakonechnaja.com