Вязкость моторного масла — один из тех параметров, который часто создает проблемы при выборе масла. Здесь мы также сталкиваемся с множеством мнений продавцов, официалов, «гаражных» механиков и просто опытных автолюбителей. И эти мнения часто противоречат друг другу.
Что такое вязкость масла?
Главная задача масла – не допустить сухого трения движущихся деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Сделать продукт, который имел бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур — невозможно, так как диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.
Также температура, которую мы наблюдаем на приборной доске и которую часто называют температурой двигателя, на самом деле является температурой охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей жидкости должна быть стабильной в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов Цельсия. Температура масла при этом ощутимо «бегает» и может доходить до 250-300 градусов в зависимости от интенсивности его работы.
В итоге получаем, что для каждого отдельно двигателя производитель определяет оптимальные параметры масла. Именно эти параметры, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.
Наиболее важным из параметров масла считается его вязкость. Вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей двигателя и при этом сохранять текучесть. И именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь не постоянной величиной.
Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного масла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.
Что означают цифры обозначения вязкости масла?
После аббревиатуры SAE мы видим, например 5W-30 (всесезонное масло, которое, как правило, все и используют). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя (прокачиваемость масла) возможен при температуре не ниже -35°С (от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет. Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим температуру имитации холодного пуска двигателя (CCS). Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего автомобиля.
Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40. Еще это связано с тем, что в таблице SAE J300 указаны параметры для полностью исправного двигателя. И так, второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель двигателя.
Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя?
Часто считают, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше, и такие масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это не значит, что если Вы зальете в свой «обычный» мотор «спортивное» масло, то он лучше поедет. А будет все наоборот, а точнее: Ваш автомобиль потеряет мощность и ему будет необходим скорый ремонт двигателя.
Запомните! При производстве двигателей учитываются все возможные режимы работы и рекомендуются те параметры вязкости, которые для этого двигателя являются оптимальными.
Даже разница в 10 единиц высокотемпературной вязкости (как пример переход с 40 на 50), негативно сказывается на работе двигателя и как минимум (что подтверждено не одним опытом) снижает мощность и увеличивает расход топлива.
www.carbiz.ru
Основным вопросом в этой проблеме является: какая кинематическая вязкость этой технической жидкости оптимальна для нормальной работы двигателя в конкретных условиях?
Отправь себе в социальную сеть, пригодится! Почему вязкость моторного масла – это один из важнейших параметров, влияющих на работу двигателя и автомобиля? Дело в том, что от качества и характеристик масляной жидкости зависит очень многое. Для начала разберемся в его функциях поподробнее.КОД SAE | -40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | +45 | +50 |
SAE 0W | -40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | |||||||||||||
SAE 5W | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | ||||||||||||||
SAE 10W | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | ||||||||||||
SAE 15W | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | ||||||||||||
SAE 20W | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | ||||||||||||
SAE 30 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | ||||||||||
SAE 40 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | ||||||||||||
SAE 0W-30 | -40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | |||
SAE 0W-40 | -40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | ||
SAE 0W-50 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | +45 | +50 | |
SAE 5W-30 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | ||||
SAE 5W-40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | |||
SAE 5W-50 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | +45 | +50 | |
SAE 10W-30 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | |||||
SAE 10W-40 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | ||||
SAE 10W-50 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 | +45 | +50 | ||
SAE 15W-30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | ||||||
SAE 15W-40 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | +25 | +30 | +35 | +40 |
Надеемся, что данная статья оказалась для вас полезной, ставьте лайки!
Понравилось? Расскажите друзьям!
duin.ru
Часто решают, какое моторное масло лучше, исходя из параметра вязкости. Попробуем ответить на вопросы о нем. Почему этот показатель настолько важен? Какая классификация используется, чтобы определить вязкость моторного масла? Таблица, где наглядно представлены разные классы вязкости, приведенная в статье, поможет сделать правильный выбор при покупке смазки.
Понятно, что главная задача смазки — снизить трение между элементами механизма, создавая на них пленку и способствуя таким образом сохранению герметичности. Чрезвычайно важны и другие функции, к примеру, усиление работы системы охлаждения, а также впитывание выделяемых стружек от деталей, пыли и грязи.
Двигатель может перегреться от термических и механических процессов, происходящих в непрерывном режиме при его работе. Смазочная жидкость, растекаясь по всему механизму, отводит от него тепло.
Мусор, который масло собирает в процессе своей работы, увеличивает ресурс силового агрегата.
Естественно, эти задачи будут выполняться тем успешнее, чем качественнее используемая смазочная жидкость. Одной из главных ее полезных характеристик является вязкость. Что она собой представляет и как выбирать масло в соответствии с ней, рассмотрим подробнее.
Смазочная жидкость подразделяется по своему химическому составу на минеральную, полусинтетическую и синтетическую.
Минералка получается путем перегонки нефти и считается природным продуктом. Стоит она дешевле всего и чаще используется на автомобилях с пробегом, чем на новых транспортных средствах.
Синтетическое, напротив, полностью искусственное масло. Оно является самым дорогим, так как лучше всего сохраняет свои полезные качества, благодаря наличию множества присадок различного назначения, улучшающих его работу.
Полусинтетика получается в результате смешения минеральной и синтетической основ. Это оптимальный вариант по соотношению цены и качества. Конечно, самостоятельно получить такой продукт не удастся, так как при его создании используется высокотехнологичное оборудование. Если же некоторые энтузиасты решались на такие эксперименты, то в результате им приходилось менять мотор.
Разобравшись с химическим составом, можно переходить к самому интересному показателю, текучей способности смазочной жидкости.
Помимо масляной базы, как упоминалось выше, важнейшей характеристикой является способность текучести смазки и сохранения ею своей консистенции вне зависимости от погодных условий. Перепады температур, особенно в последние годы, бывают очень резкими, и если смазочная жидкость не адаптирована к этим процессам, то двигателю придется нелегко. Таким свойством, то есть уровнем полезности в зависимости от температуры, и является текучесть.
В мире принята классификация моторных масел по вязкости, в которой отражены отдельные классы по этой характеристике. В соответствии с ней, бывают масла летние и зимние.
Зимние масла имеют в названии букву W, что означает winter, то есть «зима». Температурный диапазон при низких показателях особенно важен. Ведь именно благодаря ему обеспечивается безопасная эксплуатация транспортного средства в холодное время года.
Жаркую погоду, как правило, масла переносят без проблем.
Отдельно следует сказать о появившихся в последние годы так называемых всесезонных смазочных жидкостях. Их легко распознать по двойным номерам, где с одной стороны указывается зимний предельный показатель, а с другой — летний.
Предпочтения многих автолюбителей показывают, какое моторное масло лучше. Наиболее широкое распространение сегодня получили синтетические всесезонные жидкости.
Теоретические знания, конечно, имеют значения. Но автолюбителей, как правило, больше интересуют вопросы чисто практического характера, например, какой вязкости лить моторное масло в двигатель. Для того чтобы легко разобраться в этом, пользуются специальной классификацией под названием SAE. Здесь определена конкретная вязкость моторного масла. Таблица, где выкладываются все данные, помогает легко разобраться в том, какой именно уровень необходим для конкретного автомобиля. Расшифровка значений в ней не представляет никакой сложности.
Из приведенной таблицы видно, что при высокой температуре требуется техническая жидкость, имеющая более густую консистенцию, а при низкой, наоборот, жидкую.
Обратите внимание, что чем выше индекс, тем большей будет вязкость моторного масла. Таблица ниже дополнит представление о возможностях всесезонок.
Чтобы не ошибиться со смазкой, нужно в первую очередь следовать рекомендациям производителя автомобиля. Обычно в руководстве по эксплуатации подробным образом описаны все характеристики, которым должно соответствовать моторное масло, в том числе необходимый уровень вязкости.
Помимо этого, конечно, важен и характер эксплуатации транспортного средства.
Часто отечественные потребители приобретают всесезонку 10W40, а в последние годы и 5W30 или 5W40.
При обычной температуре от минус двадцати до плюс двадцати оптимальным будет первый вариант, при котором использование возможно от минус тридцати до плюс сорока. Тогда запуск мотора будет проходить всегда легко и безопасно для него.
Предельная минусовая температура определяется очень просто: от первого числа нужно отнять сорок. Таким образом, в масле 10W40, от 10 отнимаем сорок и получаем -30. То есть с этой смазкой можно безопасно пользоваться автомобилем при температуре до минус тридцати градусов.
Если же температура часто опускается ниже тридцати, то лучше использовать 5W30 или 5W40. Тогда мотор будет без труда запускаться и в таких непростых условиях.
Бывает, что смазочную жидкость применяют не в тех условиях эксплуатации, для которых она предназначена. Понятно, что бесследно для двигателя такое обслуживание не пройдет. Ситуация чревата следующими негативными последствиями.
Вот почему при выборе масла настолько важно использовать необходимый класс вязкости моторных масел для тех или иных условий эксплуатации.
Сегодня рынок смазочных жидкостей просто огромен. Обычному автомобилисту легко потеряться во всех предлагаемых производителями изделиях с различными дополнительными присадками, промывками и прочим.
На заводе-изготовителе автомобилей часто рекомендуют масла конкретных производителей. Если вы не особо разбираетесь и не хотите углубляться в эту тему, проще всего воспользоваться их советами и покупать те марки, которые предлагаются. Однако, естественно, главное, что движет автомобильными компаниями в данном вопросе, это коммерческий интерес. Часто они просто заключают договоры с производителями масел на рекламу их продукции. Поэтому целесообразнее использовать и другие способы выбора смазочной жидкости.
Интересными являются некоторые обзоры продуктов, которые можно встретить в СМИ. Если тест моторных масел проводят независимые издания, иногда это бывает полезно изучить, чтобы определиться с выбором марки.
Если же вы остановились на чем-либо и начали использовать это масло, лучше всего не менять его больше и заливать в двигатель только одну марку. Известно, что при замене от пяти до десяти процентов используемой жидкости остается в двигателе. Если после этого заливать масло другой марки, то неизвестно, как поведут себя присадки одной и другой смазки в химической реакции. Поэтому, если вы заботитесь о своем двигателе, лучше не рисковать.
С другой стороны, если все же какой-либо тест моторных масел убедил вас в необходимости использования определенной марки, целесообразно провести промывку двигателя тем же маслом, которым вы его затем будете заправлять.
fb.ru
Маркировка и любые надписи на бутылке с маслом означают одно из двух: либо его характеристику, либо его название. И на основе этого мы легко расшифруем маркировку, отличим её от маркетинговых названий и прочего лишнего, а ещё узнаем нужную нам вязкость моторного масла.
Вы знаете, какие бывают характеристики масла? Их не так много: на качество масла влияет его тип, использование тех или иных присадок, вязкость масла и небольшой ряд других. Из всего этого вязкость масла — одна из важнейших характеристик, и о её расшифровке мы будем говорить больше всего.
Вязкость, по определению, является сопротивлением масла к течению. Это — самое критическое физическое свойство моторного масла, так как это влияет на скорость износа деталей двигателя и расхода топлива, а ещё расхода самого масла.
Мы понимаем, что вода является жидкостью с низкой вязкостью, а мёд или сгущёнка — жидкостью с высокой вязкостью. Но мы также знаем, что чем выше температура сгущёнки и мёда, тем меньше становится их вязкость — они могут течь быстрее и легче. Но не все знают, что вязкость моторного масла измеряют не статично, а динамично — то есть в зависимости от температуры, давления и ещё ряда факторов.
Принято измерять 3 основных показателя вязкости моторного масла:
Все эти три показателя оцениваются не только в контексте вязкости масла, но и для измерения изменений его смазочных свойств и химических свойств его присадок.
Итак, на этикетке написано не так много, но эта информация наиболее важна для нас. Нам следует отбросить маркетинговые составляющие маркировки и надписей, хотя, производитель масла очень важен. То, что Вы увидите сразу после названия марки и модели масла — это чаще всего маркетинговая составляющая. «Shell Helix Ultra«, «Mobil 1 3000 Super«, «MOBIL Super 3000 X1 Formula FE«, «Best Oil Super Cleaning Smart» — всё, что здесь подчёркнуто, используется лишь для привлечения внимания и не несёт смысловой нагрузки.
Некоторую пользу уже начинает нести обозначение объёма канистры с маслом и разметка на торце этой канистры с метками объёма для удобства измерения при доливке.
И вот мы подошли к самому главному. В мире используется несколько типов маркировок моторного масла на основе его вязкости, но нам будет интересна только одна — по системе SAE, использующая из вышеперечисленных динамических измерений вязкости именно индекс вязкости. 99% масел в нашей стране имеют эту маркировку.
Речь идёт о таких надписях-обозначениях на этикетке с маслом: 5W-40, 10W-20 или 0W-60. Что означают эти надписи? Всё довольно просто!
Число до дефиса влияет на холодный пуск двигателя, а число после — на работу прогретого мотора. Каким же температурам соответствуют эти обозначения?
Как расшифровать обозначение морозостойкости масла:
Самое лучшее масло для жителей Сибири — 0W, а жителям Краснодара или Сочи подойдёт и масло с индексом 20W.
Как расшифровать обозначение жаростойкости масла:
Если мы купили моторное масло с вязкостью 5W-40, то мы можем его использовать в диапазоне температур от –25 до +40° C. Большинство современных автомобилей требуют для работы своих двигателей масла марок 5W-30, 5W-40, 10W-30 или 10W-40.
Чем ниже первое значение, тем более вязким будет моторное масло.
Вязкость масла — это ключевой момент, определяющий, насколько легко масло перекачивается через рабочие компоненты двигателя, как легко оно пройдёт через масляный фильтр, и как быстро оно будет стекать обратно в двигатель. Чем ниже вязкость, тем легче всё это будет происходить.
Но здесь нам приходится находить компромиссы. Для запуска холодного двигателя масло должно быть как можно менее вязкое — т.е. более жидкое. Но, чем ниже вязкость, тем меньшую нагрузку масло может поддерживать в подшипниках коленчатого вала. И чем выше вязкость, тем лучше масло будет отрабатывать колоссальные нагрузки внутри двигателя. Чем выше вязкость моторного масла, тем больше сопротивления оно оказывает на движущиеся компоненты, и следовательно, тем больше ведёт к потере КПД двигателя и мощности. Компромисс заключается в минимизации потери мощности, но максимальной поддержке нагрузки.
Вязкость масла определяется, в основном, размером его молекул и молекул присадок в масле. Чем больше структура молекулы, тем больше вязкость масла. Размер и структура молекул нефтепродуктов всегда различаются, поэтому размер именно средней молекулы в минеральном масле диктует его вязкость. В то время как в синтетических маслах процесс производства позволяет иметь одинаковый размер молекул.
С возрастом масла структура молекул дополняется молекулами компонентов двигателя, топлива и, кроме того, меняется сама структура масла, поэтому вязкость масла с возрастом снижается. Вот почему так важно своевременно производить замену моторного масла.
howcarworks.ru
Вязкость — это одна из наиболее важных характеристик моторной смазки. Основной задачей данного материалаявляется недопущение трения «сухих» рабочих элементов при сохранении герметичности двигателя.
Вязкость моторного масла — наиболее важный его параметр. Физический смысл данного свойства состоит в способности оставаться в виде защитной пленки на поверхностях элементов движка и в то же время обладать текучестью.
В связи с тем, что в рабочем моторе температура смазки непостоянна, колеблется в широких диапазонах, сложно обеспечить стабильность ее характеристик. При равномерной температуре тосола или антифриза, которую отражает шкала прибора, нагрев смазки в прогретом движке может доходить до 140 °C и выше, все зависит от нагрузок, получаемых силовым агрегатом.
При изготовлении смазочного материала задается конкретная вязкость автомобильного масла, обеспечивающая лучший коэффициент полезного действия для каждого вида мотора, с учетом допустимых эксплуатационных условий.
Вязкость моторного масла является величиной непостоянной, имеющей переменные показания при разной температуре внутри движка.В процессе эксплуатации силовых моторов возникла необходимость определять зависимость вязкости масла от температуры.
В ассоциации инженеров SAE проводится классификация масел по вязкости в зависимости от различных температур. Разработанная таблица вязкости позволяет определить границы возможных значений температуры, в которых эксплуатация данного силового агрегата не представляется опасной при использовании смазочного материала, имеющего определенные параметры.
Классификация моторных масел по вязкости помогает произвести правильный выбор при покупке смазочного вещества. В зависимости от интервалов температур в специальный документ занесена вязкость моторного масла, таблица является вспомогательным инструментом для получения необходимой информации.
Индекс вязкости моторного масла по SAE должен обозначаться в зависимости от ее величин при 100°C и 150°C в соответствии с таблицей. Определение вязкости масла при помощи данных, размещенных в таблице, не представляет сложностей.
Маркировка моторной жидкости содержит аббревиатуру SAE, затем идут числовые и буквенные обозначения. Например, наиболее часто используется обозначение марки всесезонного средства SAE 5W — 40. Что означают цифры в данной надписи? Чтобы расшифровать надпись, нужно отнять 40 от 5, получится минус 35°C — при таком значении температуры можно запускать холодный двигатель. Латинская буква W означает зимний вид, первая буква слова Winter.
Цифры, стоящие после буквы W, указывают на густоту смазочного материала при повышении температуры. Чем это число больше, тем более высокой вязкостью будет обладать смазывающая жидкость в работающем двигателе при возрастании температуры. Для определения, подходит ли данное средство для конкретного мотора, необходимо воспользоваться информацией, содержащейся в документации на автомобиль.
Степень вязкости моторного масла указана на этикетке, размещенной на канистре.
Автовладельцы часто задаются вопросом, какую вязкость масла выбрать. Существует общее мнение о том, что чем выше вязкость моторного масла при повышенных температурах, тем лучше работает двигатель. Такое утверждение справедливо для езды на автомобилях спортивных моделей. Но для деталей моторов обычных машин густой вид смазки может стать губительным.
Чтобы не ошибиться при покупке смазочного средства, выбрать вязкость, являющуюся оптимальной, необходимо изучить рекомендации производителей, размещенные в сервисной книжке. Использовать моторные масла, имеющие непредусмотренную вязкость для данного вида автомобиля и его мотора, крайне нежелательно.
При производстве автомобиля учитываются допустимые режимы эксплуатации двигателя. Исходя из этого даются рекомендации по параметрам густоты смазочных материалов, оптимальным для данного силового агрегата. Только при применении правильной смазки двигатель будет стабильно работать.
На правильность выбора моторного средства не должны оказывать влияния следующие данные:
Параметры заливаемой смазочной жидкости должны соответствовать требованиям, выдвинутым разработчиками данного силового агрегата.
Работа двигателя находится в прямой зависимости не только от абсолютной густоты смазочных материалов, но и от такого показателя, как динамическая вязкость масла, изменяющаяся при определенных скачках рабочей температуры, присущих данному мотору.
Выбирая нужную смазку, необходимо помнить, что динамика должна подходить к конструктивным особенностям данного движка.
Повышенная вязкость моторного масла приводит к таким негативным последствиям:
Снижение высокотемпературной густоты автомасел ниже рекомендуемого уровня более опасно для силового агрегата, чем ее завышение. При схожем индексе по SAE такие виды смазки имеют классы качества ACEAA1/B1, ACEAA5/B5. Данные смазочные материалы используются только в специальных моторах.
Обычные двигатели не рассчитаны на низкий класс вязкости моторных масел. Высокие температуры и обороты мотора приводят к интенсивному истончению созданной защитной пленки на трущихся поверхностях. Смазка становится неэффективной, расход смазочной жидкости увеличивается в результате ускоренного выгорания. В таких условиях высока опасность заклинивания мотора.
Если сервисная книжка или инструкция по эксплуатации автомобиля не содержат рекомендаций по применению моторных масел, относящихся к классам ACEAA1/B1, ACEAA5/B5, то применять их для своего авто нежелательно.
Кинематическая вязкость масла — это показатель, характеризующий те свойства масла, что присущи ему при нормальной и повышенной температуре, 40°C и 100°C соответственно. Данный параметр измеряется в сантистоксах.
Кроме привычной классификации вязкости масел по SAE, автомеханиками используется современный индекс HTHS, учитывающий высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига. С помощью данного показателя определяется толщина защитной пленки при высоких температурах смазки.
Исходя из данной классификации, моторные масла делятся на маловязкие и полновязкие. Числовое значение коэффициента HTHS указывает на степень защитных и энергосберегающих качеств смазки.
В связи с жесткими требованиями экологов в странах Европы и Японии к количеству вредных выбросов автопроизводители вынуждены использовать маловязкие сорта моторных смазочных материалов. Применение энергосберегающих масел приводит к снижению трения в двигателях, что способствует уменьшению потребления горючего и выделения в атмосферу углекислого газа.
В процессе эксплуатации моторная смазка претерпевает изменение, теряет необходимую вязкость. Стабилизатор вязкости масла, предназначен для восстановления утраченных полезных свойств и доведения густоты до необходимых величин. Использование стабилизаторов показано для силовых агрегатов любого вида, имеющих среднюю либо высокую степень износа.
При использовании данного средства улучшаются такие показатели:
Благодаря простоте использования и получаемому эффекту стабилизаторы вязкости смазочных материалов нашли широкое применение среди автолюбителей.
Низко застывающие масловязкие жидкости типа гидравлического либо турбинного масла, используются для смазки трущихся деталей в северных широтах при сверхнизких температурах.
Минимальная вязкость гидравлического масла увеличивает надежность системы смазки. Если правильно подобрать марку вещества, масляный насос стабильно получает смазку, создается оптимальное гидравлическое сопротивление, что способствует выравниванию мощности и замедлению износа элементов мотора.
Масловязкие моторные жидкости обладают неоспоримыми преимуществами. К плюсам жидкостей 5W-20, OW-40 относятся следующие факторы:
В производственных целях в качестве смазочных веществ используются также смазки растительного происхождения:
Как определить вязкость растительных масел? Коэффициент вязкости касторового масла, подсолнечного и другого растительного масла определяется при помощи специальных установок в лабораторных условиях.
Веретенный машинный вид смазки имеет низкую вязкость, применяется в слабонагруженных механизмах, работающих на высоких скоростях (текстильное производство).
Турбинная жидкость используется для смазки и охлаждения подшипников в механизмах турбинного типа:
Определяющий фактор турбинной смазки — это ее устойчивость против окисления, способствующая стойкой защите металлических элементов, входящих в действующий механизм. Благодаря уникальным свойствам турбинной смазки продлевается срок эксплуатации механизмов.
Широкую популярность приобретает ВМГЗ, обозначение должно расшифровываться как всесезонное масло гидравлическое загущенное. Данное средство используется в технических устройствах, оснащенных гидравлическими приводами, работающих в северных районах. Уникальный продукт ВМГЗ, определяемый как вещество, обладающее минимальной динамической вязкостью, обеспечивает стабильную работу техники.
Ойлрайт — это графитная смазка, имеющая водостойкую консистенцию, используемая для обработки и консервации деталей. Данный продукт сохраняет свои свойства при температуре от минус 20°С до плюс 70°С.
OILRIGHT применяется для покрытия ответственных узлов автомобилей и механизмов, деталей из нержавеющей стали, сохраняет прокат, годится для борьбы со скрипами и для защиты металлических поверхностей от коррозии. Под воздействием данного средства пластмассовые и резиновые части механизмов не должны становиться разбухшими и пористыми.
Измерение степени загрязненности моторных масел посторонними включениями производят под действием ультразвука при помощи специальных устройств. Основным недостатком проверок данного вида является невозможность проведения оперативного анализа моторной жидкости непосредственно в силовом агрегате. Ультразвуковой метод диагностики смазочного материала возможен только в условиях лаборатории.
avtodvigateli.com
Вязкость моторного масла – один из параметров, который является основополагающей характеристикой, от которой зависит очень многое. У масла, залитого в мотор, несколько функций, которые оно должно выполнять. И это не только функция смазывания деталей и снижение трения до минимума, но и другие функции.
Первая функция, которую выполняет моторное масло – создание устойчивой масляной пленки на деталях двигателя, которые перемещаются относительно друг друга. Причем, это не только вращающиеся детали, но и детали, которые создают возвратно-поступательные движения.
Вторая функция моторного масла, которую оно выполняет вместе с охлаждающей жидкостью, состоит в предотвращении перегрева двигателя. И это связано не только с теплом, которое выделяется при трении, но и с термическими процессами (горением топливной смеси), которые происходят в двигателе.
Масло, циркулируя по магистралям, уводит тепло от двигателя хотя бы частично. Конечно, основную часть тепла отводит охлаждающая жидкость, но и на масло приходится определенная доля отвода тепла.
Третья функция моторного масла – отведение из зоны трения продуктов этого самого трения. Т.е. в процессе трения одних металлических деталей о другие происходит срезание тонкого внешнего слоя металла. Все это происходит на уровне металлической пыли. Но в некоторых случаях, особенно на новых автомобилях или на автомобилях с большой выработкой это уже достаточно крупные металлические объекты, иногда похожие на мелкую стружку.
Так вот масло, в силу своих механических свойств, связывает эти металлические включения, и затем за счет передвижения масла по маслопроводным магистралям доставляет эти включения в масляный фильтр.
Приблизительно такая же история и с различным нагаром и отложениями, которые образуются в двигателе в результате термических и окислительных реакций. Масло в определенной степени размягчает эти наслоения и затем тоже доставляет их к масляному фильтру. Для более активного воздействия на отложения в составе масла применяются специальные присадки, которые ускоряют процессы отслаивания отложений.
Еще одна функция, которую выполняет моторное масло – обеспечение определенной степени герметичности, например, в цилиндрах двигателей. Особенно это проявляется в дизельных двигателях, хотя и в бензиновых моторах масляная пленка одновременно обеспечивает герметичность вместе с кольцами на поршнях.
И для всех этих функций важна определенная вязкость моторного масла.
Вязкость масла – параметр не постоянный и он меняется в зависимости от изменения температур. Однако при определенном разбросе температур эта величина изменяется не настолько сильно, чтобы масло перестало выполнять свои функции.
Если разобраться, то вязкость – это способность молекул масла перемещаться относительно друг друга, не теряя при этом определенных связей. Кроме того, это способность перемещения слоев масла относительно друг друга. С тем или иным внутренним трением. И чем сила этого трения больше, тем вязкость масла будет выше. В практическом понимании этот параметр характеризует, насколько легко масло течет при той или иной температуре.
Но в тоже время вязкость моторного масла в определенной степени характеризует, своего рода, приклеивающиеся свойства масла к той или иной поверхности. Иными словами, более вязкое масло всегда будет оставлять на поверхности более устойчивую пленку, чем масло с низкой вязкостью, которое будет просто стекать под действием силы тяжести.
Существуют три класса вязкости моторных масел в зависимости от сезона:
Если разобраться, то у этих классов масел разная усредненная вязкость. Это связано с тем, что данные масла должны работать в различных условиях. Причем если верхние пределы температур могут не слишком отличаться, то нижние пределы могут разниться значительно.
Например, зимнее масло по логике всегда должно иметь меньшую вязкость в нижнем параметре температур. Т.е. оно не должно, когда идет запуск холодного двигателя, препятствовать этому запуску.
Точнее, стартер все равно провернет коленвал. Но если масло стало настолько вязким, что пока не прогреется, не может нормально двигаться по маслопроводящим магистралям, то тогда на первом этапе работы двигателя трущиеся детали будут работать с недостаточным количеством масла. А это вызывает практически сухое трение деталей. Это, в свою очередь, приводит к повышенному износу и перегреву деталей.
И если такое будет повторяться из раза в раз, ресурс двигателя существенно уменьшится. Хотя дальше при прогреве масла оно приобретает нормальную вязкость и нормальную текучесть, что обеспечивает нормальную масляную пленку между деталями и нормальный отвод тепла от трущихся деталей.
Если использовать масло с недостаточной вязкостью при высоких температурах, получаем следующее: масло просто стекает с деталей, совершенно не задерживаясь на них. И это еще хуже. При старте масло по определению будет иметь большую вязкость, хотя оно вполне спокойно может покинуть просветы между трущимися деталями еще при заглушенном двигателе на стоянке.
Таким образом, старт может пройти нормально, а проблемы возникнут после того, как масло нагреется. Но старт двигателя при использовании такого масла может происходить в режиме масляного голодания, пока масляный насос не нагонит масло под давлением между всеми деталями.
Существует специальная система международной классификации моторных масел по вязкости в зависимости от температурного режима их работы. И именно этой системой необходимо пользоваться при выборе масла по вязкости. Все упирается в то, при каких температурных режимах будет работать двигатель.
Приведенная ниже таблица вязкости моторных масел поможет вам сделать правильный выбор:
Таблица вязкости моторных масел
В завершение несколько слов о популярных сегодня присадках в масло для двигателя. Многие из них способны менять вязкость масла. Это стоит учитывать, используя различные присадки.
avtowithyou.ru
На поверку, вязкость моторного масла — один из самых неочевидных параметров, который часто стает камнем преткновения привыборе масла. Проблема в том, что существует множество различных точек зрения — у продавцов, официальных сервисменов, «гаражных» автомехаников и просто опытных автолюбителей. И эти мнения зачастую противоречат одно другому.
На самом же деле, если понимать хотябы в общем назначение масла в двигателе, вопрос о вязкости не должен быть слишком сложным.
Вместо вступления:
Самые популярные заблуждения автолюбителей относительно вязкости моторного масла, навязанные производителями автомасла и мотористами СТО:
Что такое вязкость масла?
Главная задача автомасла – не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Очевидно, что сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.
НеобходимоВязкость масла заметить, что та температура, которую большинство автолюбителей наблюдают на приборной доске, и которую принято называть температурой двигателя – на самом деле является температурой охлаждающей жидкости, которая действительно стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов. Температура масла при этом существенно «гуляет» и может доходить до 140-150 градусов в зависимости от скорости и интенсивности движения.
Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры автомасла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.
Наиболее важным из параметров автомасла считается его вязкость.
Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Вроде не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?
Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.
Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?
После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:
5WРасшифровка кодировки вязкости масла – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто.
Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.
Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.
Какая вязкость лучше подходит для двигателя?
Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, он от этого станет спортивным или лучше поедет. Скорее всего, будет как раз наоборот – вы таким образом потеряете мощность и быстро уложите двигатель.
ПовторюсьРекомендации о вязкости масла в сервисной книжке уже в который раз – ни в коем случае не следует заливать в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля именно для Вашего мотора! Производитель авто учел все возможные режимы езды на Вашем двигателе и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для ЭТОГО мотора являются оптимальными.
Очень показательным является эксперимент, произведенный Михаилом Колодочкиным и Александром Шабановым, описанный в журнале «ЗА РУЛЕМ» № 3/2008. Они попробовали залить в двигатель ВАЗовской восьмерки масло с высокотемпературной вязкостью в 50 единиц и обнаружили (и доказали) существенное падение мощности, а также увеличение износа двигателя по сравнению с предусмотренным производителем моторным маслом с верхней вязкостью в 40 единиц.
Только не надо улыбаться, приговаривая: «а, Жигули, ну понятно…». На любой иномарке эксперимент дал бы те же результаты, потому что суть там именно в том, какую максимальную вязкость предусмотрел производитель авто!
Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE
Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99
Класс по SAE |
Вязкость низкотемпературная |
Вязкость высокотемпературная |
|||
Проворачивание |
Прокачиваемость |
Вязкость, мм2/с при t = 100 °C |
Min вязкость, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с-1 |
||
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С |
Min |
Max |
|||
0 W |
6200 при — 35 °С |
60000 при — 40 °C |
3,8 |
— |
— |
5 W |
6600 при — 30 °С |
60000 при — 35 °С |
3,8 |
— |
— |
10 W |
7000 при — 25 °С |
60000 при — 30 °С |
4,1 |
— |
— |
15 W |
7000 при — 20 °С |
60000 при — 25 °С |
5,6 |
— |
— |
20 W |
9500 при — 15 °С |
60000 при — 20 °С |
5,6 |
— |
— |
25 W |
13000 при — 10 °С |
60000 при — 15 °С |
9,3 |
— |
— |
20 |
— |
— |
5,6 |
< 9,3 |
2,6 |
30 |
— |
— |
9,3 |
< 12,6 |
2,9 |
40 |
— |
— |
12,6 |
< 16,3 |
2,9 (0W-40; 5w-40;10w-40) |
40 |
— |
— |
12,6 |
< 16,3 |
3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40) |
50 |
— |
— |
16,3 |
< 21,9 |
3,7 |
60 |
— |
— |
21,9 |
26,1 |
3,7 |
autotestdrive.ru