Установить диски на авто – не такое уж и легкое дело, как может показаться на первый взгляд. Чтобы закрепить литье правильно, необходимо обязательно знать, какой момент затяжки колесных болтов у вашей машины, поскольку у разных марок этот показатель разный. К примеру, в Ауди момент затяжки болтов составляет 110-120 Нм, у BMW в зависимости от модели от 90 до 149 Нм, у Лады 70-78, 88-91 Нм. Чтобы определить его наверняка, рекомендуем детально изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля.
Пренебрегать такой информацией нельзя, ведь, если верить статистике, многие дорожные аварии не случились и вовсе, если бы водители больше внимания уделяли колесным крепежам.
Изменять параметры болтовых креплений также не советуем – подобные самовольные вмешательства чреваты негативными последствиями (и ДТП – не исключение).
К примеру, если колеса к оси прикрутить с моментом затяжки ниже положенного, во время движения машины они могут отворачиваться, вследствие чего появляется неприятный
Еще одна неприятность, которая может случиться из-за неверного закрепления болтов при установке дисков – повреждение резьбы в ступице. Игнорируя правила монтажа, вы рискуете испортить саму деталь и деформировать обод. А поломанное литье, к слову, хуже балансируется и возникает биение колеса. К тому же такой дефект уменьшает срок службы покрышки и влечет за собой разрушение рулевых тяг и ступичных подшипников.
Чтобы литье «село» на машину идеально, необходимо выбирать диски и по индивидуальным параметрам. К примеру, в Интернет-магазине DiskiPlus.ru вы можете воспользоваться специальным полем поиска по размеру и по марке авто и купить литые диски, которые оптимально подойдут для вашего «железного зверя».
Обращать внимание в первую очередь следует на диаметр колеса, его ширину, а затем уже на дизайн. Также важно и количество отверстий по ободу. Они должны быть обязательно с конусообразными углублениями, которые нужны для центрирования диска на ступице болтами и гайками. Число таких отверстий может быть разное – от 4 и до 6. У некоторых моделей их больше шести.
Для разного типа литых дисков затяжка колесного крепежа не одинакова. Отличается она последовательностью действий. Так, диски на 4 отверстия устанавливать надо по схеме 1-3-4-2, а диски с пятью болтами закрепляются в порядке 1-4-2-5-3, ну а для ободов с шестью гайками подойдет вариант 1-4-5-2-3-6.
Сначала примерьте диск, убедитесь, что он полностью подходит. Затем наденьте его на выступ в центре ступицы и направьте шпильки в соответствующие отверстия. После чего смело закрутите болты руками настолько сильно, насколько сможете и затяните их потуже баллонным ключом.
Затяжка деталей происходит строго в порядке, который соответствует числу отверстий в ободе.
Установку диска лучше делать на подвешенном колесе. Штатным инструментом затягивается весь крепеж, учитывая момент.
Для того, чтобы правильно установить колеса, необходимо при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить колесные болты и гайки до рекомендованного момента затяжки. Каждый автопроизводитель устанавливает собственное усилие затяжки колесных болтов, измеряемое в Ньютон-метрах (НМ). Момент затяжки колесных болтов автомобиля можно узнать из нижеприведенной таблицы.
Производитель автомобиля |
Модель |
Момент затяжки (Нм) |
Alfa Romeo |
Alfa 145/146/147 Alfa 156 Alfa 159 Alfa 166 Alfa Briera/Spider |
93+/-10 120 +/- 12 86 +/-8 120 +/- 12 |
Audi |
A1/A2/A3/A4/A5/A6/A7/A8/TT Q5 Q7 |
120 140 160 |
BMW |
1 серия/3 серия/5 серия M5 Z3 X3,X5,X6 |
120 100 100+/-10 140 |
Chevrolet |
Сruze Captiva Spark |
140 125 120 |
Chrysler |
300C 200C Grand Voyager |
150 120 135 |
Citroen |
Xsara Picasso/Saxo C4/C5 Berlingo AX10/AX11/AX14/Sport |
85 80-100 85 90 |
Ford |
KA/Mondeo/Scorpio/Puma Cougar Fiesta (2002-2008) Fiesta Fusion Probe Transit Connect |
85 128 90 110 110 90-120 90 |
Fiat |
500 Grande Punto/Punto Evo Ducato/Talento Ducato Maxi |
86 120 160 180 |
Hyundai |
Все модели Starex |
110 130 |
Honda |
Все модели |
108-110 |
Jeep |
Cherokee Compass Patriot/Wrangler |
136 135 135 |
Jaguar |
XKR S-Type XJ6 XJR/XJ12 XJ8/XJ-S |
125 128 65-85 88-102 66-82 |
KIA |
Sorento/Picanto/ Rio/Shuma Carnival Margentis |
100 103 100 98 |
LADA |
Samara/Riva Niva |
70-78 88-91 |
Land Rover |
Freelander 2 Defender Discovery/Range Rover (02-11) |
133 108 140 |
LEXUS |
Все модели |
103 |
Mercedes-Benz |
A class/SLK/CLK B class/E class S class/M class |
110 103 150 |
Mini |
Mini/Mini Clubman |
140 |
Mitsubishi |
Colt/Almara/Cube/Serena Lancer/Grandis/Outlander |
108 98 |
Nissan |
Teana Patrol/Terrano/Qashqai |
105 110 133 |
Opel |
Frontera Astra Insignia Другие модели |
118 140 150 110 |
Porsche |
Все модели |
130 |
Peugeot |
106 107/308/3008/207/407/807 307/607 |
85 100 90 |
Renault |
Logan Megan II/Scenic II Laguna III/Escape IV |
105 110 130 |
Seat |
Ibiza/Toledo/Leon Alhambra |
120 140 |
Skoda |
Fabia/Octavia/SuperB/Yeti |
120 |
Suzuki |
Swift/Spash Grand Vitara |
85 100 |
Volvo |
XC90/XC60/XC70/S60/S80 XC60/C70/S40 |
140 110 |
Volkswagen |
Polo/Golf/Passat Sharan Touareg |
120 170 180 |
Toyota |
Avensis/Corolla/Jaris Land Cruiser |
103 209 |
Если вам нужна высококвалифицированная помощь в ремонте дисков и шин, снятии и установке колес, утилизации старых покрышек, балансировке — обращайтесь в шиномонтаж в Санкт-Петербурге «Spbkoleso». Здесь обслуживают и легковые автомобили, и джипы, и малые грузовики.
Многие до сих пор убеждены, что чем сильнее затянут болт, тем лучше. Может, где-то этот постулат и работает, но только не в деле крепления колес. Все ли автомобилисты знают, как правильно затягивать колесные болты (гайки)?
Любое резьбовое соединение рассчитано на определенный момент затяжки – именно поэтому болт делается той или иной длины и толщины, и именно поэтому выбирается тот или иной шаг резьбы. То есть усилие, с которым автомеханик жмет на гаечный ключ, не может быть “на глазок”. Хотя бы потому, что в разных узлах усилие может отличаться в разы.
При установке колес важен не только порядок затяжки болтов (гаек), но и усилие затяжки каждого из них.
Например, применительно к колесным болтам, скажем, у ВАЗов они должны быть затянуты с усилием 70 Нм, а у многих Volkswagen’ов – целых 160 Нм. Почему мы говорим именно о колесах? Потому что от их крепления зависит слишком много.
Читайте также: Независимый тест летних шин 205/55 R16: впервые на Авто24
Затягивая крепления колес, нужно не только выдержать нужное усилие, важно также затянуть все болты или гайки равномерно. Потому что крепеж колеса, недотянутый или пережатый с одной стороны, может нарушить работу тормозов. Мощная резьба позволит перекосить колесо и тормозной диск так, что это приведет к биению последнего в пределах 0,01 – 0,05 мм. Это немного только на первый взгляд, а на самом деле эта цифра соизмерима с рабочим ходом колодок. То есть даже в отведенном, “расторможенном” состоянии они могут тереться о диск и мешать его вращению.
В идеале диски проверяют на биение при помощи индикатора-микрометра, но неправильно прикрученное колесо может все испортить.
И то, что автомобиль будет хуже катиться и потреблять больше топлива в такой ситуации, еще полбеды. Куда хуже, что диск и другие детали этого механизма будут постоянно нагреты. В лучшем случае, это приведет к преждевременному старению материала колодок, а в худшем – может спровоцировать однажды закипание жидкости и отказ тормозов.
На первом фото показан перекос диска, вызванный в числе прочего и неправильной затяжкой колесного крепежа.
Машина или не сможет остановиться, или при резком торможении вылетит на тротуар или “встречку”. Коварство ситуации еще и в том, что об истинной причине аварии никто может и не догадаться. Поэтому так важно затягивать колеса и равномерно и с нормированным усилием.
Читайте также: Какое запасное колесо лучше: полноценное, докатка или ремкомплект
На фоне вышеописанных угроз последствия, к которым приводит чрезмерное усилие при затяжке колес, кажутся не такими уж и страшными. Как показывает опыт, болты или гайки колес чаще перетягивают, чем недозатягивают. Чрезмерное усердие шиномонтажника, вопреки распространенному мнению, совсем необязательно приводит к повреждению резьбы – иногда болт или шпилька крепления колеса просто ломается. Хорошо то, что сломанная шпилька с гайкой или болт отваливается сразу, и только самый невнимательный водитель может отправится в путь с незакрепленным толком колесом.
Если обслуживать автомобиль по науке, то затягивать колесные болты (гайки) нужно именно таким ключом.
А испорченная резьба зачастую – следствие перекоса болта или гайки при его насадке, в первый момент сопряжения этих деталей. Но это тема отдельного рассказа, и мы к ней вернемся в другой раз.
Читайте также: Как правильно проверять тормозные колодки
Естественно, закручивать колесные гайки с динамометрическим ключом в наше время никто не будет – это слишком хлопотно. Но есть и другие способы контроля.
Прежде всего, нужно знать момент затяжки для своей машины. Было бы неплохо однажды все-таки взять динамометрический ключ и затянуть крепеж с его помощью, чтобы руки хотя бы приблизительно “запомнили” нужное усилие. Учитывайте, конечно, при этом длину ключа – того, который с динамометром и вашего личного.
На профессиональных гайковертах можно выставлять усилие затяжки, но шиномонтажки не всегда уделяют этому вопросу внимание.
Кстати, о личном. Старайтесь использовать штатный балонный ключ из комплекта автомобиля, ведь конструкторы делают его именно той длины, при которой можно затягивать гайки не сильнее обозначенного для данной машины усилия. Работникам шиномонтажей, которые используют пневмо- или электрогайковерты, проще: они могут задавать момент затяжки на самом инструменте. Поэтому при обращении на шиномонтаж достаточным будет лишь напомнить работнику с “пистолетом” о том, что производитель вашей машины определил такой-то момент затяжки колесного крепежа.
Если вы меняете колеса не сами, не оставляйте без внимания работника, который занимается вашей машиной. Поинтересуйтесь у него, с каким усилием он будет затягивать крепеж ваших колес, и проследите, чтобы он по итогу не сорвал резьбу. Или прибегайте к услугам только проверенных СТО и сетевых шиномонтажных пунктов, где работники отвечают за свои действия – или где можно найти управу на бракоделов, обратившись к вышестоящему руководству.
Читайте также: Пятое колесо: на запаску или в дело
В данной статье мы поговорим о вопросе который возникает у всех автолюбителей и шиномонтажников, как и с каким усилием затягивать болты или гайки на автомобиле. Для начала нужно понять что, сначала гайки или болты устанавливаются и подтягиваются на автомобиле с помощью гайковерта или колонного ключа и уже потом ведется финальная протяжка всех четырех колес.
Для надежной установки колеса на автомобиль, необходимо при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить или протянуть колесные болты и гайки до рекомендованного момента затяжки. Все автопроизводители устанавливают собственное требования по усилию затяжки колесных болтов, это усилие измеряется в Ньютон-метрах (НМ). Момент затяжки колесных гаек или болтов автомобиля важно протягивать строго по таблице которая представлена ниже.
Производитель автомобиля | Модель | Момент затяжки (Нм) |
Alfa Romeo | Alfa 145/146/147 Alfa 156 Alfa 159 Alfa 166 Alfa Briera/Spider | 93+/-10 98 120 +/- 12 86 +/-8 120 +/- 12 |
Audi | A1/A2/A3/A4/A5/A6/A7/A8/TT Q5 Q7 | 120 140 160 |
BMW | 1 серия/3 серия/5 серия M5 Z3 X3,X5,X6 | 120 100 100+/-10 140 |
Chevrolet | Сruze Captiva Spark | 140 125 120 |
Chrysler | 300C 200C Grand Voyager | 150 120 135 |
Citroen | Xsara Picasso/Saxo C4/C5 Berlingo AX10/AX11/AX14/Sport | 85 80-100 85 90 |
Ford | KA/Mondeo/Scorpio/Puma Cougar Fiesta (2002-2008) Fiesta Fusion Probe Transit Connect | 85 128 90 110 110 90-120 90 |
Fiat | 500 Grande Punto/Punto Evo Ducato/Talento Ducato Maxi | 86 120 160 180 |
Hyundai | Все модели Starex | 110 130 |
Honda | Все модели | 108-110 |
Jeep | Cherokee Compass Patriot/Wrangler | 136 135 135 |
Jaguar | XKR S-Type XJ6 XJR/XJ12 XJ8/XJ-S | 125 128 65-85 88-102 66-82 |
KIA | Sorento/Picanto/ Rio/Shuma Carnival Margentis | 100 |
Как работать динамометрическим ключом
Схема протяжки колесных болтов и гаек автомобиля
Затяжка болтов на колесах автомобиля — простой процесс, на первый взгляд. На самом же деле он предполагает наличие у выполняющего работы специалиста определенных знаний. Дело в том, что если недостаточно закрутить болты, велик риск того, что они просто разболтаются со временем, а это может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге. Если же приложить излишние усилия при затяжке колесных болтов, можно сорвать резьбу, что чревато серьезными проблемами. В рамках данной статьи рассмотрим, как правильно затягивать колесные болты.
Оглавление: 1. Что нужно, чтобы правильно затянуть колесные болты 2. В каком порядке правильно затягивать колесные болты
В инструкции по эксплуатации автомобиля производители указывают базовые правила, как правильно затягивать болты на колесах. Важно с ними ознакомиться, поскольку момент затяжки колесных дисков может отличаться, в зависимости от модели автомобиля. Самостоятельно выбирать данный момент не рекомендуется, как и ориентировать на советы из интернета.
Обратите внимание: Момент затяжки колесных болтов может отличаться даже на автомобилях одной модели, но с разными двигателями.
Чтобы затянуть колесные болты с требуемым моментом, потребуется обзавестись динамометрическим ключом. Это инструмент, который позволяет выставить необходимый момент затяжки болтов. Выставив на нем необходимое усилие, можно не беспокоиться, что затянуто колесо будет сильнее. Когда нужный момент затяжки будет достигнут, ключ начнет проворачиваться.
Также в качестве инструмента для затяжки колесных болтов можно использовать пневмогайковерт. Это специальный инструмент, который часто можно встретить на станциях технического обслуживания. Он также имеет функцию регулировки момента затяжки болтов.
Выполнять затяжку болтов “на глаз” крайне опасно. Если недостаточно затянуть передние колеса, во время движения будет ощущаться серьезное “подрагивание” рулевого колеса, вплоть до биения. Если же слабо затянуть колеса на задней оси, это может привести также к биениям, повышенном износу шин, износу рулевых тяг, разрушению подшипников, деформации диска и массе прочих проблем.
В зависимости от автомобиля, количество болтов на колесе может отличаться. Чаще всего используется 4, 5 или 6 болтов для крепления колеса. Чтобы колеса надежно были зафиксированы с необходимым моментом, нужно придерживаться следующих схем затяжки болтов, в зависимости от их количества:
Сам процесс затяжки колесных болтов выполняется следующим образом:
Убедившись, что колеса надежно зафиксированы, можно начинать движение на автомобиле.
Загрузка…Момент затяжки – это усилие, которое прикладывается к резьбовому соединению при его завинчивании. Если закрутить крепеж с меньшим усилием, чем это необходимо, то, под воздействием вибраций, резьбовое соединение может раскрутиться, не обеспечивая нужную герметичность между скрепляемыми деталями, что может привести к тяжелым последствиям. Наоборот, если приложить к метизу большее усилие, чем требуется, произойдет разрушение резьбового соединения или скрепляемых деталей, например, может произойти срыв резьбы или появление трещин в деталях.
Для каждого размера и класса прочности резьбового соединения указаны определенные моменты затяжки. Все значения занесены в специальную таблицу усилий для затяжки динамометрическим ключом. Обычно, класс прочности болта указывается на его головке.
Класс прочности указывается цифрами на головке.
Информация о прочности выполнена в виде насечек на головке.
Резьбовые соединения затягивают стрелочным, предельным или цифровым динамометрическим ключом.
Усилие указано в Ньютон-метрах.
SAE |
1 или 2 |
5 |
6 или 7 |
8 |
||||||||
Размер |
Усилие |
Усилие |
Усилие |
Усилие |
||||||||
(дюймы)-(резьба) |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
5/16 — 18 |
11 |
1.5213 |
14.9140 |
17 |
2.3511 |
23.0489 |
19 |
2.6277 |
25.7605 |
24 |
3.3192 |
32.5396 |
3/8 — 16 |
18 |
2.4894 |
24.4047 |
31 |
4.2873 |
42.0304 |
34 |
4.7022 |
46.0978 |
44 |
6.0852 |
59.6560 |
7/16 — 14 |
28 |
3.8132 |
37.9629 |
49 |
6.7767 |
66.4351 |
55 |
7.6065 |
74.5700 |
70 |
9.6810 |
94.9073 |
1/2 — 13 |
39 |
5.3937 |
52.8769 |
75 |
10.3785 |
101.6863 |
85 |
11.7555 |
115.2445 |
105 |
14.5215 |
|
9/16 — 12 |
51 |
7.0533 |
69.1467 |
110 |
15.2130 |
149.1380 |
120 |
16.5960 |
162.6960 |
155 |
21.4365 |
210.1490 |
5/8 — 11 |
83 |
11.4789 |
112.5329 |
150 |
20.7450 |
203.3700 |
167 |
23.0961 |
226.4186 |
210 |
29.0430 |
284.7180 |
3/4 — 10 |
105 |
14.5215 |
142.3609 |
270 |
37.3410 |
366.0660 |
280 |
38.7240 |
379.6240 |
375 |
51.8625 |
508.4250 |
7/8 — 9 |
160 |
22.1280 |
216.9280 |
395 |
54.6285 |
535.5410 |
440 |
60.8520 |
596.5520 |
605 |
83.6715 |
820.2590 |
1 — 8 |
236 |
32.5005 |
318.6130 |
590 |
81.5970 |
799.9220 |
660 |
91.2780 |
894.8280 |
910 |
125.8530 |
1233.7780 |
Для закручивания резьбовых соединений в соответствии с данными таблиц необходимо использовать специальный инструмент — динамометрический ключ.
Ниже представлены популярные модели ключей, диапазоны которых перекрывают большинство значений определенных моментов затяжки. Максимальную точность передачи крутящего момента обеспечивают электронные динамометрические ключи.
Для легковых автомобилей используют ключи с присоединительным квадратом 1/2. Самыми популярными ключами являются модели с затяжкой до 200-210 Нм, например ключи с диапазоном 28-210 или 42-210. Ниже представлены варианты подобных ключей.
Для коммерческого транспорта используют ключи с присоединительным квадратом 1/2, 3/4 и даже 1 дюйм. Ниже представлены варианты ключей для автобусов, коммерческих и грузовых автомобилей.
Компания AIST располагает широким ассортиментом профессиональных ключей для выполнения различных работ с резьбовыми соединениями. У нас всегда возможно подобрать необходимый динамометрический ключ для автомобиля, как для легкового, так и для грузового транспортного средства.
*Значения таблиц моментов затяжки носят информационный характер, без ссылки на какой-либо ГОСТ.
Полезные статьи:
Производитель | Модель | Момент затяжки (Нм) |
Alfa Romeo | 33 145/146/147/Spider/GTV 155(V6) 156 164 166 | 88-108 83-103 73-90 98 95-105 86 |
AUDI | A2/A3/S3/A4/A6/100/А8 Quattro | 120 110 |
BMW | 3 Series/5 Series M5 Z3 X5 | 90-110 100 100-110 140 |
CITROEN | AX10/AX11/AX14/AXGT/AX GTI/AC Sport Saxo/Xsara Xantia/XM C5 C15E Berlingo Dispatch C25 | 90 85 90 80-100 70 85 100 180 |
DAEWOO | Matiz Nexia/ Lanos/ Espero/ Nubira Leganza Tacuma Musso/ Korando Cuore/ Applause/YRV/ Move/ Grand Move/Terios Charade/ Sirion/ Hi-Jet | 90-110 90 100 108 80-120 88-118 88-118 89-118 |
FIAT | Stillo/Croma/ Coupe Ukysee/Scudo Ducato/Talento Ducato MAXI все сотальные модели | 98 100 160 180 86 |
FORD | Ka/Mondeo (1996-2000) Fiesta (1990-1993) Escorte/ Estate (1995-2000) / Sierra Probe Cougar Explorer | 85 70-100 100 88-117 128 135 |
HONDA | все модели | 108-110 |
HYUNDAI | Pony/Stellar S Coupe (1990-1992) h2/h300 все другие модели | 70-80 88-108 120-140 90-110 |
JAGUAR | X-Type (2001-2002) S-Type XJ6 XJR/XJ12 XJ8/XJ-S | 68-92 128 65-85 88-102 66-82 |
KIA | Pride/ Mentor/ Sephia/ Clarus/ Carenes Sedona/Sportage Besta | 88-118 88-108 90-120 |
LADA | Samara/Riva Niva | 70-78 88-91 |
LANCIA | Dedra/Kappa остальные модели | 98 86 |
LAND ROVER | Freelander Defender Range Rover | 115 100-120 108 |
LEXUS | все модели | 103 |
MAZDA | 121 323 626 Xedos 6 Xedos 9 MX-5 Demio Premacy Tribute | 85 90-117 80-115 89-117 88-127 90-117 87-117 80-117 133 |
MERCEDES-BENZ | S-Class (1998-2002)/M-Class CL (1999-2002) V-Class(1995-2002)/Vito 200GE/ 230GE Sprinter (1995-2002) MB100D 508D/510 | 150 150 175 190 180 140 160-180 |
MINI | Mini One/ Mini cooper | 90-110 |
MITSUBISHI | Colt/ Lancer (1996-2002) Carisma Eclipse Space Star Space Runner (1998-2002) Space Wagon (1998-2002) Shogun Pinin Shogun Pajero Micrad 992-2002)/ X-Trial | 98 98-117 117-137 98-117 98 98 98 100-120 98-117 |
NISSAN | Almera (02)/Maxima (00-02)/Serena(1996-02) Terrano II/ Patrol GR/ Pick-up | 98-118 118-147 |
OPEL | Agila Frontera-B другие модели | 85 120 110 |
PEUGEOT | 106/206/Estate 306 307/406/605/607 806/ Expert Boxer | 85 80 90 100 160-180 |
PORSCHE | все модели | 130 |
RENAULT | Twingo/ Clio/ Megane/ Safrane/ Kangoo R5 Laguna/Espace Trafic (00-02) Master | 90 80 100 142 155 |
ROVER | Mini Cooper 25/45/MG 75 Tourer/ MG ZT-T | 57 110 125 |
SAAB | 900(1993-1998) 9000(1989-1997) | 90-110 105-125 |
SEAT | Arosa/lnca Ibiza/Cordobar Toledo/ Leon Alhambra | 110 110 120 140 |
SKODA | Fabia/Octavia | 120 |
SUBARU | все модели | 78-98 |
SUZUKI | Alto Swift Liana/Ignis/Baleono/Wagon R/Super Carry(1999-02) Jimny/GrankVitara Vitara | 70-100 80 85 85 95 80-100 |
TOYOTA | Yaris, Corolla, Carina, Avensis, Camry, Paseo Celica, Supra, Picnic, Previa, RAV4,4 Runner Landcruiser Colorado/ Prado (1996-02) Landcruiser Amazon (1998-02) Hi-Ace Power Van (1996-02) | 103 103 110 209 102 |
VW | Lupo, Caddy Passat (1996-02), Beetle Sharan (2001-02) | 110 120 170 |
VOLVO | S40/V40(1998-02), S70/V70(1997-00) C70 S60 (2002), V70 (2000-2002), S80 | 110 110 140 |
Чтобы повернуть шины или заменить спущенное колесо, вам нужно знать, как затянуть гайки с проушинами, но «достаточно туго» недостаточно. В то время как многие люди обходятся без паучьего гаечного ключа, отбойного стержня или ударного пистолета (что может иметь катастрофические последствия), лучший способ затянуть зажимные гайки — использовать динамометрический ключ. Вот как правильно затянуть гайки.
Что такое крутящий момент?Колесные шпильки и проушины зажимают колесо, тормозной ротор и ступицу колеса вместе, что передает тормозной момент на колесо при замедлении и передает крутящий момент от двигателя и трансмиссии.Инженеры-автомобилестроители разрабатывают шпильки и гайки крепления колес для достижения определенного усилия зажима или натяжения болта.
Профессиональные и домашние механики не могут измерить усилие зажима или натяжение болтов. Вместо этого они используют крутящий момент, измерение силы скручивания, чтобы определить правильное усилие зажима. Когда к гайке прилагается крутящий момент, он преобразуется в линейную силу, которая растягивает шпильку колеса и стягивает все вместе.
Например, момент затяжки зажимной гайки может составлять 76 футов на фунт, что составляет 76 фунтов силы, приложенной к рычагу длиной в один фут.Используя динамометрический ключ длиной 3 фута, вы можете использовать только одну треть силы, или 25,3 фунта, чтобы получить крутящий момент в 75 фут-фунтов. Другими распространенными единицами измерения крутящего момента являются ньютон-метры, килограмм-метры и дюйм-фунты. Поскольку динамометрический ключ настроен на щелчки, звуковые сигналы или вибрацию при определенном крутящем моменте, одинаковый крутящий момент может быть приложен ко всем проушинам гаек, что приводит к равномерному усилию зажима.
Как правильно затянуть гайки с проушинамиНеправильная затяжка гаек с проушинами может вызвать проблемы, некоторые из которых могут быть не сразу заметны:
После установки динамометрического ключа в соответствии со спецификацией в руководстве пользователя или руководстве по ремонту, есть три шага для правильной затяжки зажимных гаек:
Знание того, как правильно затягивать зажимные гайки, имеет решающее значение. Если вы не выключаете колеса, это поможет вам и другим на дороге оставаться в безопасности, а установка правильного крутящего момента предотвращает повреждение колеса, колпаков и дисковых тормозов.
Ознакомьтесь со всеми ручными инструментами, доступными на NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания NAPA AutoCare для текущего обслуживания и ремонта. Чтобы получить дополнительную информацию о гайках, поговорите со знающим экспертом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.
Фотографии любезно предоставлены Бенджамином Джеру.
Срыв колеса во время движения на высокой скорости — одна из самых ужасных вещей, которые могут случиться с вами, как с водителем, независимо от того, едете ли вы по прямой задней части местного гоночного трека или проезжаете по трем полосам движения в час пик. поздно вечером по дороге домой.
Как я узнаю? Потому что я был там, наблюдал, как колесо на пикапе, управляемом моим отцом, срезалось со ступицы и поехало через шоссе в срединное пространство, пока он буксировал свой гоночный автомобиль.Грузовик и прицеп уцелели благодаря разумному применению навыков вождения, но это был страшный момент, который можно было полностью предотвратить.
Подавляющее большинство случаев, когда колесо отделяется от ступицы, можно проследить до одной простой вещи: крутящего момента зажимной гайки. Диски на грузовике моего отца недавно поменяли местами, и соответствующая мастерская не удосужилась проверить, была ли применена правильная герметичность на каждом углу.
Может показаться простой задачей убедиться, что ваши гайки должным образом затянуты, прежде чем вы сядете за руль, но этот простой акт обслуживания так часто упускается из виду или выполняется неправильно, что мы посчитали, что оно требует обновления в правильном направлении. затягивать гайки с проушинами — и последствия, связанные с скольжением предметов.
Гайки с проушинами предназначены для «растягивания» на определенную величину при затяжке до уровня, указанного на заводе. Это растяжение позволяет гайкам прочно механически соединяться с резьбой на проушине. Если затянуть с недостаточной затяжкой, это соединение не будет выполнено, болт не растягивается, а соединение «неплотно», что допускает вибрацию и перемещение выступа. При перетягивании болт растягивается до точки, в которой его свойства при растяжении ослабевают, что повышает вероятность его сдвига, трещин или иного резкого отделения от выступа.
Если зажимные гайки недостаточно затянуты, гайка может продолжать ослабляться из-за вибраций, связанных с движением, что, в свою очередь, отсоединит колесо от ступицы и создаст дополнительные вибрации, поскольку оно хаотично вращается. Это может оказать давление на сами выступы, для работы с которыми они никогда не были предназначены, что приведет к возможному выходу из строя, если гайки не соскользнули сначала и обод не отделился от ступицы полностью.
Чрезмерное затягивание может иметь аналогичные эффекты.Растянутые проушины (также известные как шпильки) и гайки могут привести к деформации тормозов, поскольку нагрузки распределяются по оборудованию неравномерно. Вышеупомянутые трещины и сдвиги также могут отделить гайку и шпильку от ступицы и потенциально привести к катастрофической потере колеса.
Как обеспечить правильную затяжку гаек? Это довольно просто, и он основан на повторяемых процедурах, которые вы должны использовать каждый раз, когда меняете диски или ударяете по треку
.В первую очередь убедитесь, что резьба на шпильках колеса как можно более чистая.Любая грязь, грязь или металлическая стружка на резьбе могут помешать точной затяжке. Вы также не хотите смазывать резьбу или использовать какие-либо средства защиты от ржавчины, так как это также помешает надлежащему механическому соединению между гайкой наконечника и резьбой.
Затем используйте правильные инструменты. Гайковерты и динамометрические рукоятки отлично подходят для снятия гаек, но вы не хотите использовать их для их повторной установки, потому что просто невозможно точно настроить величину прилагаемого крутящего момента.Прикрепите каждую гайку от руки, а затем с помощью ручного динамометрического ключа затяните, пока не услышите звук щелчка, указывающий на то, что вы достигли нужного крутящего момента. Число — обычно в диапазоне 75–100 фунт-футов — должно быть легко найти в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Рисунок, по которому вы затягиваете проушины, также имеет значение. Наиболее распространенная последовательность действий — это движение по схеме «звезда» при установке с 5 выступами — начните с выступа в верхнем углу, а затем двигайтесь по диагонали до тех пор, пока каждый выступ не будет затянут.На колесах с четырьмя проушинами перемещайте первый болт по диагонали, затем по диагонали, затем снова по диагонали. Для колес с 6 ушками вам нужно начать горизонтально с болта, который находится прямо поперек, затем двигаться по диагонали, затем снова по горизонтали, второй раз по горизонтали, а затем по диагонали. Использование этих шаблонов обеспечивает правильную посадку обода на ступице при приложении крутящего момента и позволяет наиболее точно приложить усилие затяжки.
Вы можете быть удивлены, узнав, что одного раза затянуть новые колеса недостаточно.Большинство производителей рекомендуют повторно затягивать проушины после 50–100 миль обычной езды. Это происходит из-за любого оседания, которое могло произойти между ободом и ступицей, а также из-за любой первоначальной вибрации, которая могла ослабить гайки крепления.
Для гусеничной машины, где нагрузки значительны в каждом сеансе, не будет лишним проверять момент затяжки гайки проушины после каждого сеанса. То же самое можно сказать и о транспортных средствах, которые используются для буксировки, поскольку избыточное давление, создаваемое буксируемым грузом, может усилить люфт или другие проблемы с гайкой и колесом.Стоит проверить крутящий момент еще раз, когда вы доберетесь до места назначения.
Для обеспечения надлежащего крутящего момента на каждое колесо требуется всего несколько минут — минуты, которые могут принести серьезную экономию за счет избежания инцидента, в результате которого вы можете потерять полный контроль над автомобилем. Вложите 50 долларов в динамометрический ключ и заведите привычкой проверять диски перед выездом с пит-лейна.
Хотите узнать больше о колесах и шинах? Это руководство по установке правильного набора для вашего автомобиля подскажет вам правильное направление.
Таблица крутящих моментов для миниатюрных колесных болтов Характеристики крутящего момента для миниатюрных колесных болтовЕсли вы планируете установить колесо на свой Mini, важно знать рекомендуемые производителем настройки крутящего момента. Использование правильного крутящего момента помогает обеспечить надежную установку колеса в сборе. Составленная нами таблица крутящих моментов гайки крепления колес Mini может быть использована в качестве краткого справочника поставщиками услуг по оказанию помощи на дорогах или энтузиастами DIY при работе с любым автомобилем Mini.
Использование рекомендованного производителем крутящего момента также помогает гарантировать, что на любой из узлов, к которым крепится колесо, не будет оказываться слишком большое или слишком маленькое давление. Перед установкой колес проверьте рекомендуемый крутящий момент для вашего автомобиля.
Марка | Модель | Субмодель | Годовой диапазон | Момент |
---|---|---|---|---|
МИНИ | КУПЕР | 15 ДЮЙМОВ / HRDTP / CONV | 2007-2017 | 105 фут-фунтов |
КУПЕР | , 15 ДЮЙМОВ / ЖЕСТКАЯ ВЕРСИЯ | 2002-2016 | 90 фут-фунтов | |
КУПЕР S | 15 ″ BASE / HARDTOP | 2014 — 2015 | См. Руководство пользователя фут-фунт | |
КУПЕР S | 16-ДЮЙМОВ / HRDTP / CONV | 2007-2017 | 105 фут-фунтов | |
КУПЕР S | 16 ДЮЙМОВ / ЖЕСТКАЯ ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ | 2003-2016 | 90 фут-фунтов | |
КУПЕР С РАБОТАЕТ | 17 ″ ОПТ./ HRDTP / CONV | 2007-2017 | 105 фут-фунтов | |
КУПЕР С РАБОТАЕТ | 17-ДЮЙМОВ / HRDTP / CONV | 2005-2016 | 90 фут-фунтов |
При снятии и установке колеса на вашем автомобиле всегда следуйте этим общим инструкциям, но для получения дополнительной информации обратитесь к руководству пользователя. Поднимая автомобиль, убедитесь, что вы используете соответствующее оборудование и поднимаете автомобиль только с точек поддомкрачивания, по одному колесу за раз.Всегда блокируйте колесо, противоположное тому, с которым вы работаете, двумя воздушными заслонками с обеих сторон колеса, чтобы предотвратить перекатывание автомобиля и падение домкрата, пока вы работаете с ним. Никогда не садитесь под автомобиль, если он опирается только на домкрат.
Из всех регулярных работ по техническому обслуживанию вашего автомобиля снятие и установка колес будет одной из самых частых.Помимо ремонта спущенной шины, вы можете выполнить ряд мелких и крупных работ, которые начинаются и заканчиваются снятием и установкой колес.
Затягивание колесных замков или гаек кажется одним из самых простых способов, которые вы когда-либо будете делать со своим автомобилем. Но, как и в случае с большинством автомобильных компонентов, здесь есть свои тонкости и вещи, которые нужно знать, чтобы не повредить ваш автомобиль.
Независимо от того, есть ли у вашего автомобиля гайки или болты крепления колес, за крепежными деталями необходимо правильно ухаживать, чтобы не допустить поломки.Необходимо следить за тем, чтобы они не перекрестились с резьбой или не оборвались. Повреждение крепежа колес часто происходит в магазинах шин, где неопытным техническим специалистам платят за то, чтобы они проехали как можно больше автомобилей за минимально возможное время. В спешке они часто могут повредить резьбу или перетянуть проушины, используя мощные гайковерты. На самом деле это случается так часто, что при покупке новых шин рекомендуется подтянуть колесные проушины самостоятельно или поручить это профессионалу. Это может уберечь вас от того, что вы застрянете с плоскостью, которую вы не сможете снять из-за слишком затянутой колесной гайки.
Необходимые материалы
Шаг 1. Проверить на наличие повреждений . Проверьте шпильки, гайки или болты на предмет повреждений, убедившись, что резьба чистая. Если какая-либо из резьбы повреждена, вам может потребоваться заменить шпильку колеса или новые болты, если это то, что у вас есть.Убедитесь также, что колеса находятся в хорошем состоянии и что поверхность, на которой они крепятся к ступице, чистая и ровная.
Если вы собираетесь снимать колеса, ослабьте крепления, пока автомобиль стоит на земле.
Шаг 2: Поднимите машину . Если собираетесь снимать колеса, поставьте машину на стоянку и поставьте на тормоз.
Поднимите машину домкратом и поставьте на домкраты. Если вы просто хотите повторно затянуть крепеж, это можно делать по очереди на земле.
Шаг 3: Установите гайки вручную . Установите колесные проушины вручную. Большинство производителей не рекомендуют использовать какие-либо смазочные материалы или противозадирные составы на ушках.
Надавите колесо на ступицу и с помощью торцового ключа затяните колесные гайки ровно настолько, чтобы удерживать колесо плотно. Работайте крест-накрест, затягивая гайку почти прямо напротив гайки, которую вы только что затянули. Это обеспечит равномерное приложение напряжения к колесу при затяжке болтов или.
Шаг 4: Опустите кабину . Опустите автомобиль с домкрата или домкрата и включите стояночный тормоз.
Шаг 5: Найдите характеристики крутящего момента . Характеристики крутящего момента колеса должны быть указаны в руководстве пользователя или в руководстве по ремонту. Обязательно обратите внимание на единицы. Большинство динамометрических ключей в США используют футы на фунт (фут-фунт).
Шаг 5: Затяните колесные гайки согласно схеме . Установите динамометрический ключ в соответствии со спецификациями производителя и затяните проушины колеса до щелчка.
Если вы меняете спущенное колесо или занимаетесь какой-либо другой чрезвычайной ситуацией, у вас не всегда будет под рукой динамометрический ключ, когда вам нужно будет подтянуть колесо.Большинство автомобилей оснащено довольно коротким гаечным ключом для колесных болтов. Короткий гаечный ключ не даст вам достаточного механического преимущества, чтобы чрезмерно затянуть проушины, поэтому, если вы находитесь вдали от инструментов, затяните эти гайки с помощью заводского гаечного ключа со всем, что у вас есть. Затем, когда вы будете в безопасности дома, лучше всего ослабить гайки и снова затянуть их с помощью динамометрического ключа.
Если у вас нет надежного динамометрического ключа, обратитесь к профессиональному механику, например, из YourMechanic, чтобы затянуть гайки за вас.
Я работаю механиком более двадцати лет и использую свой динамометрический ключ много раз в день. Если вы купите хороший, вам никогда не понадобится покупать другой.
Динамометрический ключ 1/2 дюйма с рабочим диапазоном от 30 до 160 фут-фунтов. это инструмент правильного размера для гаек и других тяжелых крепежных деталей.
Динамометрические ключи предназначены не только для профессионалов, времена, когда гайка или болт затягивались наощупь или догадками, прошли.
Стоимость специализированных инструментов такого типа значительно снизилась, поэтому теперь имеет смысл приобрести такой. Тем более, что некоторые из вас могут знать это тошнотворное чувство, когда вы слишком сильно затягиваете болт, натягиваете резьбу или ломаете болт.
Ремонт такого рода повреждений может быть дорогостоящим и разрушительным, я до сих пор помню вкус своего лекарства.
В любом случае, вот ссылка на мой любимый динамометрический ключ Teng 1/2 дюйма, который может вам пригодиться. Он связан с Amazon, и, честно говоря, я был удивлен ценой, я заплатил больше за свою много лет назад.
При выборе динамометрического ключа следует учитывать ряд важных факторов, но самое важное — какой диапазон мне нужен?
Диапазон крутящего момента гаечного ключа будет определять размер привода. 1/2 дюйма — это довольно стандартно для больших креплений, таких как автомобильные и грузовые гайки.
Динамометрический ключ не будет точным ни в самом верху, ни в низу диапазона, поэтому имейте в виду, что при выборе ключа вам потребуется около 10 футов.фунты. жалеть.
Обычные размеры приводов динамометрических ключей включают 1/4, 3/8, 1/2 и 3/4 дюйма, все они имеют разные применения.
Приводные ключи 1/4 и некоторые 3/8 дюйма будут измеряться в дюймах фунтах, а не футах фунтах, они предназначены для более легких крепежных деталей, требующих меньшего крутящего момента. (12 дюйм-фунт равняется 1 фут-фунту)
Динамометрический ключ на 1/4 дюйма используется для очень легких крепежных деталей, таких как внутренняя отделка, крышки модуля управления и т. Д.
Привод 3/8 идеально подходит для двигателя работают как узел зубчатого ремня, передние крышки, водяные насосы, крышки кулачков, масляные поддоны и т. д.
1/2 идеально подходит для креплений более тяжелых типов, таких как проушины, подвеска, рулевое управление, опоры двигателя и т. Д.
3/4 не используется в автомобилях, они зарезервированы для крепежных деталей больших размеров, используемых на больших автомобилях, таких как Semi землеройное оборудование и т. д.
Большинство автомобильных гаек затягиваются с усилием 90–120 фунт-футов, грузовики — больше, примерно 120–150 фунт-футов. диапазон.
Если вы управляете грузовиком, подумайте о покупке гаечного ключа на 1/2 дюйма большего размера с большим рабочим диапазоном от 30 до 250 футов.фунтов, вы найдете множество других применений для большего диапазона.
Как механик, я знаю, что мне нужно от динамометрического ключа, вот список того, что для меня важно.
Понятно, что такая функция, как угловая измерительная головка, может быть не важна для случайного пользователя.Скорее всего, он не будет использоваться, если вы не выполните более крупные ремонтные работы, такие как замена прокладки головки блока цилиндров.
Хотя вы уже знаете ценность использования динамометрического ключа, некоторые люди могут сказать, что затягивать гайки наконечника не обязательно, но я с этим не согласен.
Конечно, в экстренной ситуации можно затянуть гайки с помощью автомобильного комплекта для замены колес, но я советую позвонить в шинный магазин, снять гайки крепления колес и затянуть их в соответствии со спецификацией.
И вот почему — в большинстве автомобилей для выравнивания тормозного ротора используется натяжение обода колеса относительно ступицы.
Если гайки крепления колеса затянуты с нарушением последовательности и в соответствии с другими характеристиками, это может привести к выбегу ротора (качанию).
Это будет незначительным, но может вызвать вибрацию, пульсацию тормозов, дорожный шум, повреждение тормозного ротора и колодок.
При затяжке колеса сначала затяните все проушины, прежде чем использовать динамометрический ключ.Затем сожмите в звездообразование. Это помогает ровно совмещать колесо, ротор и ступицу.
Мой гаечный ключ Teng уже несколько лет, его калибруют каждый год, и у меня никогда не было проблем. Это не украшение, оно часто используется, но при этом работает и хорошо выглядит. С удовольствием порекомендую, это хороший комплект.
Вот почему он мне нравится — во-первых, он сделан из сплава — никаких пластиковых битов, которые можно сломать. Шкала измерений указана в фунтах-футах, на противоположной стороне — в Нм.Шкала выбита на стволе, поэтому она не изнашивается, и я могу их четко прочитать.
Головка храповика имеет встроенный инструмент для измерения градусов, традиционно это был бы отдельный инструмент. Вы будете использовать эту функцию при закручивании болтов крепления головки блока цилиндров на легковых или грузовых автомобилях. В спецификации может быть сказано: затяните болты головки с усилием 100 фунт-футов. и на 2-м проходе затяните до 90 °.
Поставляется в прочном пластиковом футляре и подробной инструкцией. Динамометрический ключ Teng имеет пожизненную гарантию.
Мне нравится, как тэн 10-150 футо-фунтов. чувствует, что это качественный инструмент, это можно понять, взяв его в руки. Вы заметите, насколько уверенным и определенным является действие: когда он достигает установленного крутящего момента, он четко щелкает.
Если вам нужен больший диапазон крутящего момента, этот гаечный ключ Teng охватывает 25–250 фунт-футов, это гаечный ключ того же качества.
Ваш динамометрический ключ является высокоточным инструментом и должен храниться в литом ящике, он будет доставлен с полными инструкциями, но его несложно освоить.
Вы можете использовать обычные головки 1/2, однако вы обнаружите, что глубокие головки лучше всего подходят для гайки с наконечниками.
Если вы очень разборчивы в отношении колесных дисков, приобретите набор ударных головок ABN 1/2 дюйма, не допускающих царапин.
Это прецизионный комплект, который роняет на землю, как если бы молоток выбил его из строя. Хотя динамометрический ключ мало чем отличается от храпового механизма, это не храповик.Я не использую его для открытия болтов, только затягиваю в соответствии со спецификацией.
Я чищу свой при каждом использовании, храню на полке, где могу быстро взять. Зимой я опрыскаю его WD40 и храню в жестком футляре, чтобы не допустить попадания влаги. Вы можете хранить свой в багажнике, в таком случае храните его в надежном месте.
Лучше всего вернуть динамометрический ключ в нижнюю часть диапазона шкалы, когда он не используется. Это снимает напряжение с компонентов. При профессиональной работе инструмент требует калибровки каждый год, но, как нерегулярный пользователь, в этом нет необходимости.
Вы можете ознакомиться со всеми инструментами, которые я использую, включая динамометрический ключ и руководства по ремонту, здесь, на странице инструментов для механики.
Сколько крутящего момента мне нужно в фунтах для снятия зажимных гаек? Около 300 фут-фунтов. крутящего момента ударного ключа должно быть достаточно. Может потребоваться больший крутящий момент, если зажимные гайки заржавели или слишком сильно затянуты.
Нужен ли мне динамометрический ключ? Динамометрический ключ всегда следует использовать для проверки и регулировки колес.Ручная затяжка — это нормально, но колесо следует затянуть в соответствии со спецификацией, как только это будет практически возможно.
Джон Каннингем
Джон Каннингем — автомобильный техник и писатель на Rustyautos.com. Я работаю механиком более двадцати лет и использую свои знания и опыт, чтобы писать статьи, которые помогают коллегам-механикам разбираться во всех аспектах владения классическими автомобилями, от шин до антенн на крыше и всего остального.
трудно водить? — Сделай это сегодня!
Дед впервые позволил мне водить машину, я до сих пор это хорошо помню.Было лето, я жил на семейной ферме, точно не помню, сколько мне было лет, я бы сказал, десять или двенадцать. Я знаю по …
ссылка на «Проверить свет двигателя после замены масла» — 2 минуты исправленияПроверить свет двигателя после замены масла — 2 минуты исправления
Проверка горящего света двигателя может вызывать тревогу, никогда не бывает хорошего времени для поломки. Но не паникуйте, я механик, и вы находитесь в правильном месте, через несколько мгновений вы будете в порядке …
Когда шины вращаются или когда на транспортном средстве устанавливаются новые шины и / или колеса, очень важно затягивать крепеж с правильным крутящим моментом.Поскольку аппаратные средства устанавливаются естественным образом, эти болты не всегда остаются настолько надежными, насколько это необходимо для обеспечения безопасности.
Температурные воздействия и изменения свойств металла могут привести к ослаблению болтов. Добавьте к этому стресс от простого нахождения на дороге, такой как расстояние, вес, нагрузка, вибрации и дорожные условия, а также прохождение поворотов и поворотов, и неудивительно, что колесная арматура нуждается в проверке и подтяжке.
Каждый раз при замене колес или выполнении планового технического обслуживания шин необходимо аккуратно затягивать гайки крепления автомобиля — когда новые шины покидают мастерскую, снова на 25 милях и 50 милях.
Отказ от проверки и повторной проверки оборудования колеса может создать серьезную проблему безопасности. Когда колесо становится неустойчивым, расшатанным или отделяется (т. Е. Падает с транспортного средства), вероятно столкновение.
Чтобы компенсировать любую возможность ослабления гаек и болтов, технические специалисты часто испытывают соблазн перетянуть крепеж колеса. Неправильное использование инструментов, таких как ударные пистолеты, может привести к такому же опасному исходу или даже хуже, поскольку чрезмерно затянутые гайки наконечника могут привести к их необратимому повреждению.
Обратное тоже может быть вредным.Недостаточно затянутая гайка со временем может ослабнуть. Это перераспределит натяжение оставшихся гаек. По мере того, как гайка ослабляет свое крепление, продолжающееся напряжение в конечном итоге приводит к утомлению всего комплекта крепежа, что может вызвать отслоение колеса.
Слишком большое усилие может привести к тому, что технический специалист может снять резьбовые крепежные детали или растягивать болты за допустимые пределы, что может привести к ослаблению гаек или к растрескиванию и поломке болта. Одно исследование показало, что в 85% случаев разъединения колес основной причиной был «отказ крепежа», что обычно означает ослабление гаек или болтов.Многие из этих ситуаций являются результатом использования ударного ключа для затяжки крепежа.
Вместо этого рекомендуется откалиброванный динамометрический ключ для обеспечения точного крутящего момента в соответствии с рекомендованными спецификациями. Те же самые характеристики крутящего момента следует проверять через регулярные интервалы технического обслуживания.
Регулировка крутящего момента помогает предотвратить несчастные случаи со смертельным исходом из-за разъединения колес. Это также помогает повысить качество, безопасность и надежность шин, а также помогает избежать дорогостоящего ремонта регулировок колес, тормозов и роторов.
За прошедшие годы мы воочию увидели последствия неправильно затянутой гайки и болтов с проушинами. Мы видели, как колеса оторвались, тормоза были повреждены, сломаны и / или сняты гайки, болты и шпильки. И, к сожалению, мы снова и снова наблюдаем это от профессиональных техников, а также от мастеров-мастеров — и все по одной простой причине — они не смогли должным образом затянуть гайки или болты на своих автомобилях.
Шпильки и гайки проушин, а также болты проушин разработаны с использованием специального оборудования с определенным «растяжением».» Потягиваться? Вы спросите — да. При правильном крутящем моменте, который растягивает болт, резьба шпильки / болта плотно стыкуется и закрепляется на соответствующей гайке или резьбовом отверстии (внутри оси или ступицы колеса) без ослабления саморегулирования.
Это похоже на механическое крепление гайки к болту — за исключением того, что вы можете снимать и повторно затягивать ее по мере необходимости., Тем не менее, большинство марок болтов, используемых для этой цели, сохранят свой первоначальный размер и свойства (в нерастянутом состоянии) при правильной затяжке в соответствии со спецификациями.Болт обладает легким пружинящим действием при ослаблении.
Ниже приведены примеры болтов с разной степенью затяжки:
Неправильно затянутые гайки или болты с проушинами также могут привести к:
Также важно постепенно затягивать гайки или болты проушины до конечного момента затяжки и делать это в надлежащей последовательности.
На приведенном ниже рисунке показаны три распространенных схемы расположения болтов и последовательности затяжки, подходящие для большинства автомобильных приложений.
Целесообразно перепроверить характеристики крутящего момента после тест-драйва автомобиля, особенно с легкосплавными или окрашенными колесами.Очень возможно ошибочное затягивание гаек или болтов из-за избытка краски, мусора, коррозии или плотного и связывающего центрирующего отверстия над ступицей колеса, которое позволяет болту или гайке ослабить после вибрации и жестких условий вождения.
При установке новых колес необходимо повторно затянуть проушины колес после прохождения первых 50–100 миль в случае, если зажимные нагрузки изменились после первоначальной установки.
Это необходимо из-за возможности сжатия / растяжения металла или термических напряжений, влияющих на колеса при их обкатке, а также для проверки точности первоначальной установки.
При повторной проверке значения крутящего момента подождите, пока колеса остынут до температуры окружающей среды (никогда не затягивайте горячее колесо). Последовательно ослабьте и снова затяните до номинального значения. Просто повторите ту же процедуру затяжки, указанную выше.
Размер крепежного болта или шпильки | Типичный диапазон крутящего момента в футах / фунтах | Минимальное количество оборотов крепления оборудования |
12 x 1.5 мм | 70-80 | 6,5 |
12 x 1,25 мм | 70-80 | 8 |
14 x 1,5 мм | 85-90 | 7,5 |
14 | 85-90 | 9 |
7/16 дюйма | 70-80 | 8 |
1/2 дюйма | 75-85 | 8 |
9/16 дюйма . | 135 — 145 | 8 |
Характеристики крутящего момента колесных проушин предназначены для чистой резьбы, свободной от грязи, песка и т. Д.При применении противозадирной смазки важно отметить, что ее можно наносить только на резьбу гаек или болтов. Смазку нельзя использовать ни на одном из посадочных мест крепежа колеса.
Поскольку седло является основной точкой трения при измерении крутящего момента, следует проявлять особую осторожность при нанесении противозадирной смазки на резьбу, поскольку избыток может капать или выталкиваться на седло выступа, что приводит к неточным значениям крутящего момента.
Для удаления заусенцев или препятствий на резьбе следует использовать нарезчик или метчик, позволяющий поворачивать крепежные проушины вручную до тех пор, пока они не встретятся с гнездом выступа колеса.Когда выступы будут плотно прижаты, завершите их затяжку точным динамометрическим ключом.
Используйте соответствующую перекрестную последовательность (показанную выше) для количества колесных проушин на вашем автомобиле, пока все не достигнут своего надлежащего значения крутящего момента. Будьте осторожны, потому что при чрезмерном затягивании колеса вы можете сорвать гайку или ступицу, растянуть или сломать шпильку или болт и вызвать деформацию колеса, тормозного ротора и / или тормозного барабана.
Примечание редактора: Этот справочник является новым ресурсом (10.01.2021).Дополнительные характеристики крутящего момента производителя / модели будут добавлены в ближайшее время. Если вашего автомобиля нет в списке, см. Общие характеристики крутящего момента выше.
Марка | Модель | Годы | Крутящий момент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Acura | Все остальные модели | 1990-2005 | 80 ft-lbs | -2005 | 80 фут-фунт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Acura | SLX | 1996-1999 | 90 фут-фунт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Alfa Romeo | Все модели | 1991-1995 75 фут-фунт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Aston Martin | Все остальные модели | 1983-2005 | 75 фут-фунтов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Aston Martin | Vanquish | 2002-2005 | 95 фут-фунтов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 Audi | Все модели Audi | 1982-2005 | 90 фут-фунтов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bentley | Все остальные модели | 1989-2005 | 50 фут-фунтов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bentley 9 0128 | Arnage | 2002-2004 | 100 фут-фунтов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bentley | Arnage | 1999-2001 | 75 фут-фунтов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bentley | Azure / Legend 85 фут-фунт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Bentley | Continental GT | 2003-2005 | 110 фут-фунт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
BMW | 745 и 760 | 2002-2005 | 100121 фунт
|