Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Самара — Уфа — Челябинск с подъездами к городам Саранск, Ульяновск, Оренбург и Екатеринбург[1]. Протяжённость автомагистрали — 1879 километров. Дорога является частью дороги E30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6. Подъезд от Челябинска к Екатеринбургу входит в азиатский маршрут AH7.
Автомагистраль начинается на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта, далее идет в юго-восточном направлении по территории Московской области, проходя по юго-западной окраине города Люберцы, через города Бронницы, Коломну, Луховицы, пересекая в районе города Коломны реку Оку.
Далее автомагистраль идет по территории Рязанской области в юго-восточном и восточном направлениях, проходит недалеко от города Рыбного (к северо-востоку от трассы), обходит Рязань по объездной дороге по западной и южной окраинам, проходит недалеко от посёлка Шилово (к северу от трассы), через город Шацк(также возможно по обводной с 2007 года).
Автомагистраль в районе Кузнецка
Далее — по территории Республики Мордовии в юго-восточном направлении через села Умёт и Зубову Поляну. Частью автомагистрали является подъезд к городу Саранску на 458 км основной трассы.
Затем проходит по территории Пензенской области в восточном и юго-восточном направлениях через город Спасск, обходит по объездной дороге по северным и восточным окраинам город Нижний Ломов, через районный поселок Мокшан и село Рамзай, по объездной дороге проходит через северную окраину города Пензы, далее — севернее города Заречный, южнее города Кузнецка.
Далее трасса идет в восточном направлении по территории Ульяновской области.
Далее трасса идет по территории Самарской области в восточном направлении, проходит по северной окраине города Сызрани и к северу от города Октябрьска, далее — вдоль берега Саратовского водохранилища, проходит в северном направлении через город Жигулёвск, плотину Жигулёвской ГЭС, через Комсомольский район города Тольятти, поворачивает на восток, затем — на юго-восток, проходит недалеко к северу от города Самары и к северу от Самары на перекрёстке недалеко от Новосемейкино поворачивает на северо-восток, затем постепенно на восток.
Далее трасса идет в северо-восточном направлении по территории Оренбургской области и Республики Татарстана, в восточном направлении — по территории Республики Башкортостана, проходит по южным окраинам города Октябрьского и города Уфы.
Далее трасса проходит по территории Челябинской области в восточном, северо-восточном и юго-восточном направлениях. На повороте на Кропачёво сворачивают многие автомобили, идущие на Екатеринбург (удобный путь, составленный из разных трасс), далее там небольшой участок, территориально отнесенный к Башкортостану, потом трасса проходит по южной окраине города Усть-Катава, к северу от города Юрюзани, к югу от городов Сатки, Златоуста, Миасса, Чебаркуля, заканчивается в городе Челябинске.
Далее переходит в трассу М51 — на Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск.
Наиопаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по территории Челябинской области: на этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более 200 человек получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, встречные потоки разделены разделительной полосою либо ограждением. 84 % от общей протяженности участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5—7 раз
Нуждающимся в ремонте является участок от Самары до Уфы, особенно на территории Самарской области и западе Башкирии, где уже на протяжении нескольких лет идёт ремонт дороги. За счет длительного отсутствия ремонта и большого количества большегрузного транспорта в полотне дороги образованы колеи, что может быть весьма опасно, особенно в зимнее время.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Федера́льная автомоби́льная доро́га М5 «Ура́л» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск[1]. Протяжённость — 2068 километров. Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6.
М5 — одна из старейших автодорог страны. Участок от Москвы до Рязани построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 30-х годов, на заре автомобилизации страны; в 1946-47 гг. дорога продлена до Куйбышева
От Москвы примерно до села Задубровье Рязанской области трасса имеет по две и более полосы в каждую сторону, далее дорога сужается и на всем остальном протяжении имеет по одной полосе в каждую сторону, кроме участков дороги от Тольятти до Красного Яра, от Языково до Уфы, от Тимирязевского до Челябинска. В конце XX — начале XXI века были введены в строй новые скоростные участки: в Московской области — от моста через Москву-реку до пересечения с Малым московским кольцом в районе Бронниц и от Степанщино до Коломны, с объездом последней; в Рязанской области — участок от пересечения с объездной дорогой Рязани до деревни Каменка; в Челябинской области завершается строительство скоростного участка от Чебаркуля до Челябинска.
Формальным продолжением трассы м5 на восток являются автодороги «Байкал» и «Амур». Тем не менее, основной трассой, соединяющей Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком, считается автодорога М7 «Волга».
Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» начинается на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта, далее идёт в юго-восточном направлении по территории Московской области, проходя по юго-западной окраине города Люберцы, далее по окружным дорогам вокруг Бронниц, Коломны, через Луховицы. В Московской области трасса «Урал» пересекает реки Москву (у деревни Заозерье Раменского района и под Коломной) и Оку (также в районе Коломны).
Далее M5 идет по территории Рязанской области в юго-восточном и восточном направлениях, проходит недалеко от города Рыбного (к северо-востоку от трассы), обходит Рязань по объездной дороге по западной и южной окраинам, проходит недалеко от посёлка Шилова и города Сасово (к северу от трассы), через город Шацк (также возможно по обводной с 2007 года). В Рязанской области трасса пересекает крупные реки Проню и Цну и множество малых рек, а также имеет два железнодорожных переезда: через малозагруженную однопутную ветку Кустаревка-Вернадовка (на 402 км, в настоящее время взамен переезда сооружается путепровод) и через линию Транссиба (на 414 км).
Далее — по территории Республики Мордовии в юго-восточном направлении через посёлки Умёт и Зубову Поляну. Частью дороги является подъезд к городу Саранску на 458 км основной трассы.
Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» в районе Кузнецка.Затем проходит по территории Пензенской области в восточном и юго-восточном направлениях через город Спасск, обходит по объездной дороге по северным и восточным окраинам город Нижний Ломов, через районный посёлок Мокшан и село Рамзай, по объездной дороге проходит через северную окраину города Пензы, далее — севернее города Заречный, южнее города Кузнецка.
Далее трасса идёт в восточном направлении по территории Ульяновской области.
Затем — по территории Самарской области в восточном направлении, проходит по северной окраине города Сызрани и к северу от города Октябрьска, далее — вдоль берега Саратовского водохранилища, проходит в северном направлении через город Жигулёвск, плотину Жигулёвской ГЭС, через Комсомольский район города Тольятти, поворачивает на восток, затем — на юго-восток, проходит недалеко к северу от города Самары и к северу от Самары на перекрёстке недалеко от Новосемейкина поворачивает на северо-восток, затем постепенно на восток.
Далее трасса идет в северо-восточном направлении по территории Оренбургской области и Республики Татарстан, в восточном направлении — по территории Республики Башкортостан, проходит по южным окраинам города Октябрьского и города Уфы. На территории Республики Башкортостан трасса Урал пересекает реки Дёму и Белую (Агидель) под Уфой.
Далее трасса проходит по территории Челябинской области в восточном, северо-восточном, юго-восточном и северо-западном направлениях и окончание трассы М 5 в Челябинске. На повороте на Кропачёво сворачивают многие автомобили, идущие на Екатеринбург, далее там небольшой участок, территориально отнесённый к Башкортостану, потом трасса проходит по южной окраине города Усть-Катава, к северу от города Юрюзани, к югу от городов Сатки, Златоуста, Миасса, Чебаркуля и окончание в столице Южного Урала городе Челябинске.
Ведутся ремонтные работы на эстакаде между Токаревским мостом и Жулебино (Москва), пробки невероятной длины, каждый день в обе стороны люди добираются из Лыткарино не менее 3-4 часов расстояние не более 6 км, соответственно пробки растут как на дрожжах. Данные ремонтные работы планируются до 1 квартала 2013 года. С конца 2011 года ведется активное строительство отсутствовавшего участка трассы от Малого бетонного кольца до развязки со старой Рязанской дорогой на 73 километре (там, где скоростная трасса, идущая от Коломны, обрывается в никуда). В Рязанской области сооружается путепровод через железнодорожную ветку Кустаревка-Вернадовка.
Опаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по территории Челябинской области: на этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более 200 человек получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, на отдельных участках дороги встречные потоки разделены разделительной полосой либо ограждением. 84 % от общей протяжённости участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5—7 раз[3]. В региональной и центральной прессе для обозначения этого участка дороги нередко используют словосочетание «живая дорога смерти».[4]
В Московской области дорога на всем своем протяжении двух-четырёхполосная, разделительная полоса присутствует на участках в районе Жулебино — Котельников, от Чулково до Бронниц и на новом отрезке Степанщино-Коломна, включая объездную этого города. Качество покрытия хорошее, в 2012 годубыл отремонтирован печально известный участок от поста ГАИ на выезде из Коломны до Луховиц (здесь дорога ранее была в трещинах и выбоинах). От МКАД до Заозерья, а также в Бронницах из-за большого количества светофоров нередки заторы, особенно в часы пик. Участки Бронницы — Степанщино и Коломна — Рязань высокоаварийные: разделительная полоса здесь отсутствует, скорости движения чрезвычайно высокие, поэтому нередки лобовые столкновения в результате выезда на встречную полосу. Так, 8 мая 2011 года у деревни Морозово (участок Бронницы — Степанщино) легковушка столкнулась с рейсовым автобусом; три человека погибли.[5] На участке Коломна-Луховицы, проходящем через лес, аварийность усугубляется высокой вероятностью выхода на дорогу диких животных и отсутствием освещения. В частности, крупная катастрофа произошла здесь 28 апреля 2011 года, когда микроавтобус в условиях плохой видимости сбил лося, вылетел на встречную полосу и столкнулся с другим автомобилем, после чего загорелся.[6]
Состояние дороги на участке Рязань — Уфа меняется каждый год. С одной стороны, вводятся в эксплуатацию новые реконструированные участки, с другой стороны, приходят в негодность другие. За счет длительного отсутствия ремонта и большого количества большегрузного транспорта в полотне дороги на 2-х полосных участках образованы колеи, что может быть весьма опасно, особенно в зимнее время. На магистрали действует множество мотелей, тракстопов и придорожных кафе. Стоит отметить населенный пункт Умёт в Мордовии (430 км трассы), славящийся большим количеством заведений придорожного общепита.
Также на магистрали (особенно в Рязанской области, где дорога особенно перегружена) существует большая проблема населённых пунктов, где жители подвергаются большой опасности. Для частичного решения проблемы строятся объездные дороги. С введением в строй нового Ульяновского моста многие водители предпочитают объезжать Пензенскую и частично Самарскую область через Саранск-Ульяновск-Кошки-Суходол. На этом участке плохо развита сеть АЗС и мотелей, однако движение заметно меньше. Дорога от поворота с М5 на Саранск до самой столицы Мордовии высокого качества и не слишком оживленная.
[7]
dic.academic.ru
Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Самара — Уфа — Челябинск с подъездами к городам Саранск, Ульяновск, Оренбург и Екатеринбург[1]. Протяжённость автомагистрали — 1879 километров. Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6. Подъезд от Челябинска к Екатеринбургу входит в азиатский маршрут AH7.
Автомагистраль начинается на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта, далее идёт в юго-восточном направлении по территории Московской области, проходя по юго-западной окраине города Люберцы, далее по окружным дорогам вокруг Бронниц, Коломны, через Луховицы. В районе города Коломны трасса Урал пересекает реку Оку.
Далее автомагистраль идет по территории Рязанской области в юго-восточном и восточном направлениях, проходит недалеко от города Рыбного (к северо-востоку от трассы), обходит Рязань по объездной дороге по западной и южной окраинам, проходит недалеко от посёлка Шилово (к северу от трассы), через город Шацк(также возможно по обводной с 2007 года).
Автомагистраль в районе КузнецкаДалее — по территории Республики Мордовии в юго-восточном направлении через посёлки Умёт и Зубову Поляну. Частью автомагистрали является подъезд к городу Саранску на 458 км основной трассы.
Затем проходит по территории Пензенской области в восточном и юго-восточном направлениях через город Спасск, обходит по объездной дороге по северным и восточным окраинам город Нижний Ломов, через районный посёлок Мокшан и село Рамзай, по объездной дороге проходит через северную окраину города Пензы, далее — севернее города Заречный, южнее города Кузнецка.
Далее трасса идёт в восточном направлении по территории Ульяновской области.
Далее трасса идёт по территории Самарской области в восточном направлении, проходит по северной окраине города Сызрани и к северу от города Октябрьска, далее — вдоль берега Саратовского водохранилища, проходит в северном направлении через город Жигулёвск, плотину Жигулёвской ГЭС, через Комсомольский район города Тольятти, поворачивает на восток, затем — на юго-восток, проходит недалеко к северу от города Самары и к северу от Самары на перекрёстке недалеко от Новосемейкино поворачивает на северо-восток, затем постепенно на восток.
Далее трасса идет в северо-восточном направлении по территории Оренбургской области и Республики Татарстана, в восточном направлении — по территории Республики Башкортостана, проходит по южным окраинам города Октябрьского и города Уфы.
Далее трасса проходит по территории Челябинской области в восточном, северо-восточном и юго-восточном направлениях. На повороте на Кропачёво сворачивают многие автомобили, идущие на Екатеринбург (удобный путь, составленный из разных трасс), далее там небольшой участок, территориально отнесённый к Башкортостану, потом трасса проходит по южной окраине города Усть-Катава, к северу от города Юрюзани, к югу от городов Сатки, Златоуста, Миасса, Чебаркуля, заканчивается в городе Челябинске.
Далее переходит в трассу М51 — на Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск.
Наиопаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по территории Челябинской области: на этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более 200 человек получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, на отдельных участках дороги встречные потоки разделены разделительной полосою либо ограждением. 84 % от общей протяжённости участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5—7 раз[3]. В региональной и центральной прессе для обозначения этого участка дороги нередко используют словосочетание «дорога смерти».
Нуждающимся в ремонте является участок от Самары до Уфы, особенно на территории Самарской области и западе Башкирии, где уже на протяжении нескольких лет идёт ремонт дороги. За счет длительного отсутствия ремонта и большого количества большегрузного транспорта в полотне дороги образованы колеи, что может быть весьма опасно, особенно в зимнее время.
dic.academic.ru
Вот и подошел к концу наш отпуск. Остался завершающий рывок из Пензы в Москву. В этой статье — небольшой отчет о трассе М-5 «Урал». Я уже ездила по ней в 2014 году, когда возвращалась через Пензу из Самары. Сейчас дорога стала заметно лучше. Но некоторые яркие места остались.
М-5 «Урал» здесь проходит через Пензенскую область, республику Мордовия, Рязанскую и Московскую области. Расстояние между Пензой и Москвой — 650 километров. Но поскольку на большей части дорога двухрядная, по одной полосе в каждую сторону, расчетное время в пути — чуть больше 10 часов. Трасса весьма живописна. Вдоль дороги на всем её протяжении встречаются интересные памятники архитектуры.
По правой стороне в поселке Мокшан обратите внимание на остатки вала Пензенской засечной черты XVII века. На нём возвышается деревянная сторожевая башня. В прошлом Мокшан был фланговым опорным пунктом пензенской оборонительной черты. Между Пензой и верховьями реки Мокши был построен земляной вал. В 1679 году здесь была построена крепость, имевшая форму квадрата. Она насчитывала 6 башен, две из них были проездными.
Остатки Пензенской засеки в поселке Мокшан
В Пензенской области немало красивых церквей, многие сейчас восстанавливаются.
Церковь Архангела Михаила в селе Симбухово. Построена в 1780 году на средства графа А.И.Воронцова
Церковь Троицы Живоначальной в селе Михайловка, 1871 год
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Подгорное. Построена между 1871 и 1893 годами
Село в Пензенской области
Пензенская область — это лесостепи. До самого горизонта тянутся поля и леса. Пейзаж очень живописный.
Трасса М-5 «Урал»
Пейзаж Пензенской области
Село
Лес в Пензенской области
Поля
Когда въезжаешь в Мордовию, начинаются села Каргал и Новые Выселки. В сезон здесь торгуют огромными тыквами. Тыквы можно купить и дальше, например, в Рязанской или Московской области. Но лучше остановиться здесь, так как самый большой выбор. Поскольку я аналогичную картину наблюдала четыре года назад, подозреваю, что это постоянный бизнес и в другое время года здесь будут торговать чем-то другим.
Торговля тыквами
Церковь
Пейзажи в Мордовии
Еще одно интересное место в Мордовии по трассе М-5 «Урал» — поселок Умёт. Здесь на 2,7 тысячи населения приходится более 500 придорожных кафе! По этому показателю Умёт занимает первое место в России. Судя по количеству машин на обочинах, кормят здесь вкусно. Обращает на себя внимание ресторан «Морддовинс», прежде называвшийся «Морддоналдс» и переименованный после претензий «Макдональдса».
Ресторан «Морддовинс» в поселке Умёт
То, что трасса реконструируется и стала гораздо лучше, хорошо видно по двум фотографиям одного и того же участка, снятых с разницей в четыре года:
Трасса М-5 «Урал», фото 2014 года
Трасса М-5 «Урал», фото 2018 года
Республика Мордовия закончилась и началась Рязанская область. Здесь уже пошли совсем обжитые и знакомые места. Проехали мимо роскошной усадьбы фон-Дервиза в Кирицах. Всё собираюсь при случае здесь побывать…
Усадьба фон-Дервиза в Кирицах, фото 2014 года
Как и в прошлый раз, сделали небольшую остановку в Рязани, чтобы поесть и немного отдохнуть от дороги. Но поскольку очень хотелось побыстрее попасть домой, ограничились Макдоналдсом.
Николо-Ямская церковь в Рязани
А от Рязани уже было рукой подать до Москвы. Наша невероятно насыщенная поездка по маршруту Москва — Ростов-на-Дону — Голубицкая — Ялта — Краснодар — Богучар — Пенза — Москва завершилась.
© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
Поделиться в социальных сетях
anashina.com