Почти каждый регион России одаривает своих уроженцев не только именами, но и прозвищами. Почему псковичей называют скобарями, жителей Великого Новгорода — долбежниками, а пермяков — солеными ушами?
На официальном научном языке такие прозвища называются экзоэтнонимами. Если прозвище обидное, то это этнофолизм. Так, например, этнофолизмом с недавних пор стало слово «негр» по отношению к негроидам, а во время Великой Отечественной войны этнофолизмом было слово «фриц» по отношению к немцам. Сегодня самыми известными экзоэтнонимами в русском языке являются слова «москаль» и «хохол».
Соляной промысел на Урале — один из основных начиная с XV века. Соответствующее прозвище получили грузчики пермских пристаней на Каме, таскавшие на плечах полупудовые мешки с ценным товаром. От работы их уши, постоянно трущиеся о мешки с солью, просаливались и краснели. На центральной улице Перми, Комсомольском проспекте, около гостиницы «Прикамье» даже установлен бронзовый овал с ушами, в который любой желающий может поместить лицо и увековечить себя для потомков.
розвищ сразу два, но связаны они с одним и тем же историческим казусом: Хлыновским побоищем. Случилось это в 1392 году (по другой версии — в 1418-м), когда Вятку (тогда она называлась Хлыновым) осадили татары. На подмогу соседям выдвинулось войско из Великого Устюга, но татары неожиданно ушли сами, а устюжане подошли к Хлынову не с той стороны, откуда их ждали. К тому же дело было ночью. Вятичи приняли их за татар, окружили в овраге, названном позже Раздерихинским, и завязался бой. Пока разобрались, что к чему, погибло несколько сотен воинов и с той и с другой стороны. Так вятичи получили прозвище слепороды.
В память об этом трагическом недоразумении на краю Раздерихинского оврага построили часовню во имя архангела Михаила и учредили ежегодный праздник «Свистопляска», который отмечался в четвертую субботу после Пасхи. Праздник начинался с панихиды по убитым, а затем перерастал в дикое веселье с кулачными боями и свистом в специально сделанные к этому дню свистульки. По обе стороны злополучного оврага становились толпы народа и, оглашая окрестности неимоверным гамом, устраивали шуточную баталию, бросая друг в друга глиняные шарики. Кстати, свистульки эти вскоре переродились в знаменитую дымковскую игрушку, так как изготавливали их в основном на окраине Хлынова, в деревне Дымково.
Считается, что это прозвище появилось из-за того, что на Псковщине по приказу Петра I делались скобы для строящегося флота России. По другой версии, слово «скобарь» — производное от слова «скупой». Так жителей Псковщины называли их соседи — латыши, литовцы и немцы (skops, skupes, skeptisch). Но псковичи на это слово не обижаются. В городе даже установили скульптуру мастерового, держащего в руках подкову. Ежегодно празднуется День скобаря, издается литературный альманах «Скобари», существует несколько спортивных команд и сувенирных магазинов с таким названием.
Якобы в старину в Рязани была мода — носить за поясом топор. Топор перевешивался на одну сторону, и пузо казалось кривым. А вот зачем рязанцам постоянно был нужен под рукой этот инструмент и почему жители других регионов не имели такой привычки? Одно из простых объяснений: почти все рязанцы были потомственными плотниками, потому и носили топор за кушаком. А другое — он был нужен для обороны. Дело в том, что Рязань в Средние века лежала на стратегическом пути из Крыма в Московию и разбойники-крымчаки были здесь частыми гостями. Вот и приходилось ходить все время с топором или каким-нибудь другим оружием.
Потому что в XIII веке обвинили в прелюбодействе муромского епископа Василия и выгнали его из своего города («недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе»). Об этом случае говорится в «Повести о епископе Василии», созданной три века спустя. Однако неизвестный летописец оправдывает священника и говорит, что муромцев «бес попутал» и обвинение было ложным. А чтобы доказать праведность Василия, он рассказывает, что епископ подошел к Оке, положил на воду свою епископскую мантию, встал на нее и поплыл против течения в Старую Рязань, где его приняли с распростертыми объятиями. В XIX веке епископ Василий Рязанский был возведен в ранг святого, а к попутанным бесом муромцам навсегда прилипло прозвище святогоны.
Город находился на западной границе Руси и первым принимал на себя удары всяческих шведских и немецких рыцарей. Так как железное оружие всем иметь было не по средствам, то почти у каждого горожанина на случай лихой годины имелась увесистая дубина. Вот ими-то они и долбили своих врагов. А еще новгородцев называли гущеедами, потому что они изобрели очень сытное и густое блюдо, которое можно было употреблять во время Великого Поста: обжаренный, а потом сваренный ячмень.
Потому что «царя из-за угла встречали». И вот как, согласно городской легенде, это было. В 1693 году молодой царь Петр I решил совершить инспекционную поездку на Русский Север — в Вологду и Архангельск. Заехал он и в Холмогоры. Но когда Петр со своей свитой прошелся по городку, его удивило, что на улицах совсем нет людей. Те же, что все-таки встречались, опасливо выглядывали из-за углов и подворотен, но лишь царь подходил ближе, тут же убегали. Наконец, под руку ему подвернулся какой-то древний старик. «Что ж вы прячетесь от меня?» — спросил он окаменевшего от страха старика. «Дак как же не прятаться, батюшка, — ответил старик. — Предки-то наши из Новгорода от Грозного Ивана-царя сюда сбежали, так вот теперь и боимся, что ты нас за это наказывать станешь». Рассмеялся царь: «Не боись, дед, и всем скажи: кто старое помянет, тому глаз вон. Эх вы, заугольники». Так и приклеилось к жителям Холмогор это «царское» прозвище.
Считается, что москаль — это искаженное «москвич». Но это не совсем так. В XVII–XIX веках словом «москаль» в Малороссии называли солдат русской армии. Так, в 1819 году украинский писатель Иван Котляревский написал пьесу «Москаль-чародей», главным героем которой был русский солдат, москаль по фамилии Лихой. При этом слово «москаль» не имело тогда негативного, оскорбительного значения. Также часто в украинской литературе XIX века встречается выражение «забрали в москали», то есть в солдаты. Некоторые историки считают, что москалями на Украине называли всех русских служивых людей: военных, чиновников и дворян. А простой народ, крестьян, — кацапами (цап, или кацап, — по-украински «козел», что гораздо оскорбительнее). Исследователи подсчитали, что в творчестве Тараса Шевченко слово «москаль» встречается 117 раз. Из них 70 раз в смысле «солдат» и лишь 30 раз — в смысле «русский». Интересно, что в наше время москалями на Западной Украине часто называют своих же граждан, украинцев, но живущих на востоке страны и в ее центральной части.
Исследователи подсчитали, что в творчестве Тараса Шевченко слово «москаль» встречается 117 раз. Из них 70 раз в смысле «солдат» и лишь 30 раз — в смысле «русский»
А вот украинцев русские прозвали хохлами за их внешний вид: длинные опущенные вниз усы и свисающий с головы хохол-оселедец. В старину такой чуб могли носить только представители знатных родов. Например, мы знаем, что таковой был у киевского князя Святослава. Во времена Запорожской Сечи хохлы вошли в повсеместную моду. Вспомните картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Однако отпустить хохол мог только побывавший в настоящем бою козак. Молодым, необстрелянным бойцам иметь его не разрешалось. Кстати, в Москве есть Хохловская площадь и Хохловский переулок, в котором расположена церковь Троицы Живоначальной в Хохлах.
homsk.com
Узнать какие стереотипы закреплены за россиянами – не сложно. Нужно всего лишь воспользоваться поисковой системой Яндекса и «вбить» свой вопрос: «почему + наименование жителей того или иного региона». Далее поисковик сам подскажет продолжение фразы.
Корреспондент «Рязань. Лайф» проверил поисковые запросы сети и узнал много интересного.
Так, стало известно, что чаще всего пользователи рунета спрашивают у всемогущего Яндекса «почему рязанцы косопузые?». Также россияне хотят узнать, почему мы же жители Рязанщины пленили Ярополка и сожгли Москву.
«Рязань. Лайф» решил разобраться в этой на первый взгляд путаной истории и объяснить непонятный феномен про «рязанскую косопузость». Как оказывается, мы получили это прозвище в далекие годы, благодаря нашим предкам, которые носили за поясами топоры.
«Топор за поясом сбоку перевешивал кушак. От этого пузо у людей получалось немного кривое. Много мужиков плотничали в свободное от крестьянских работ время. Сейчас топоры мужики рязанские не носят, поэтому сейчас Рязань не косопузая. Ещё интересное про рязанцев. Только пожилые коренные сельские рязанцы (или с сельскими корнями) умываются одной рукой. Всегда. Потому что при умывании без умывальников поливали себе сами водой из кружки, и одна рука всегда была занята. Привычка оставалась на всю жизнь даже в условиях наличия собственной ванны в городской квартире», — объясняет один из пользователей соцсети.
А еще рязанцы отличились тем, что стали первыми из тех, кто сжигал Москву за все время ее существования. Случилось это в 1177 году. Правда, в тот момент ситуация была такова, что Рязань была столицей большого княжества, крупным и богатым городом. Разнесут его потом, сначала Всеволод Большое Гнездо и потом татары в 1237 году. А вот Москва как раз была не просто провинцией, а медвежьим углом Владимирского княжества – то ли городом, то ли деревней с забором.
История, которая привела к тому, что рязанцы спалили Москву в 1177 году, началась после того, как бояре прирезали своего князя Андрея Боголюбского. Его сын по каким-то причинам тоже князем не стал и вообще прославился больше как муж грузинской царицы Тамары. В общем, за наследство начали резаться между собой племянники и братья Андрея.
В Рязани в то время князем был Глеб, близкий родственник Мстислава Ростиславича, одного из племянников. Вот он и решил поддержать его в резне родственничков, а заодно и добра немного подзаработать, в смысле награбить.
Армия Глеба Рязанского и Мстислава Ростиславича пошла на Владимир, где засел Всеволод, которого потом назовут Большое Гнездо. Так как дорог в то время было не слишком много, а поход был зимой, то шли по замерзшим рекам, стараясь «окучить» как можно больше земли соседей, чтобы прибыль была побольше. Поэтому сначала завернули в Москву, все равно она была по дороге. Городишко был небольшой и сожгли его, просто проходя мимо, так, до кучи. Вот так и сгорела Москва первый раз целиком и полностью.
Ну а вообще, рязанцы — народ миролюбивый и доброжелательный. Не случайно, во многих юмористических шоу вроде «Камеди-Клаб» или КВН часто звучат шутки про Рязань. Ну, а мы и не обижаемся. Потому как смех продлевает жизнь!
ryazan.life
Метод, которым воспользовался «Йод», был предельно прост: редакция вводила в поисковике слово «почему», затем — наименование жителя конкретного города или региона и смотрела, какие самые популярные варианты подобных запросов предлагает «Яндекс». Например: «почему челябинцы… суровые». Это позволило выявить наиболее расхожие стереотипы, которые уже перекочевали в Интернет.
© YODNEWS
Картина получилась очень пестрая, но можно выявить определенные тенденции. Во-первых, пользователям кажется, что в европейской части России много злых жителей — в эту категорию попали москвичи, смоляне, белгородцы, ярославцы и орловчане. Во-вторых, «Йод» замечает, что было очень много вопросов о том, почему кто-то кого-то не любит — москвичей, русских, народностей соседних республик. На третьем месте проблемы эстетики — так, многих волнует вопрос, почему якуты, осетины и ингуши «такие красивые».
© YODNEWS
Кроме всего прочего, пользователи интересуются, почему некоторые жители регионов носят старинные прозвища (почему ненцы — самоеды, архангелогородцы — трескоеды, псковичи — скобари, пензенцы — толстопятые, а рязанцы — косопузые) и специфически разговаривают (нижегородцы говорят «чай», воронежцы гэкают, туляки гыкают, кубанцы хэкают, вологжане окают).
К сожалению, наш город не попал в обзор «Йода», поэтому мы решили сами проверить, что знает «Яндекс» о новокузнечанах.
Не совсем радужная картина, но вполне в духе ситуации в других уголках страны: нелюбовь к соседям и проблема покидания города (в этом нам близки хабаровчане, забайкальцы и омичи).
Доля правды в этом, безусловно, есть, но не стоит забывать, что речь шла о стереотипах, которые по большому счету никто не проверял. А вопрос о том, что мы знаем о своем городе и других регионах, может решаться совсем на ином, более глубоком, уровне; об этом вы можете почитать в нашей статье «Что такое «ментальная карта Родины», и какое место мы хотим занять на ней?» и даже посмотреть лекцию.
Источник: «Йод».
Если вы нашли грамматичеcкую или фактическую ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
urbanville.ru
Если вы слышите слово «поребрик», то можете быть уверены, что его произнес «петербуржец». «Оканье» выдаст жителя русского Севера. А вот как отличить рязанца? С этим мы и попытались разобраться. Итак, вы настоящий рязанец, если…
Странное дело, некоторые старые/новые названия приживаются, некоторые – нет. Например, улицу Каляева рязанцы уже практически привыкли называть Семинарской. А вот с улицей Ленина – никак не получается.
Когда москвичи хотят намекнуть собеседнику, что у него не все в порядке с головой, то говорят: «Тебе пора в Кащенко». Петербуржцы в этом случае отправляют собеседника на Пряжку. А направление рязанской психбольницы указывают как «на первом автобусе до конца». Хотя конечная автобуса №1 давно уже в другом месте – в микрорайоне «Братиславский».
В 90-е памятник Ленину снимали, а потом возвращали. В период «отдыха» вождя на месте памятника стояли символические купола, которые остряки называли «червяк под напряжением».
Уже около 10 лет старейший вуз Рязани не имеет статуса «педагогический». Но привычка – вторая натура, и у студентов по-прежнему спрашивают: «В педе учишься?».
Относительно молодая, но яркая традиция выпускников и студентов Радиотехнического университете: 7 мая, в День радио, ходить вокруг памятника Попову «крестным ходом». Руководство вуза это не одобряет, но все равно все, у кого есть хоть один знакомый «радик», знают, что Попов – воскрес, а Маркони – очень нехороший человек.
Рязань, как известно, столица ВДВ. Правда, здешние десантники празднуют свой профессиональный праздник, совпадающий с Днем города, не так бурно, как их столичные собратья. В фонтанах почти не купаются, никого не бьют. Но все равно: даже у них лучше не спрашивать, кто такой этот Слава, которого они постоянно зовут.
Памятник Евпатию Коловрату стал одним из символов города. Скульптура удачная. Вот только автор очень… подчеркнул половую принадлежность лошади рязанского боярина. Сразу видно, что это не какая-то там кобыла, а настоящий мужской конь. Некоторые мамаши, говорят, после осмотра памятника вынуждены объяснять детям, откуда берутся жеребята.
Пока в городе не появились маршрутки, странность в названии остановки кинотеатра «Родина» была мало кому заметна. Но с первыми «Газелями» началось. «У «Родины» выходят?» — и пассажиры в салоне ищут глазами некрасивых женщин. Кстати, в свое время кинотеатр «Родина» был известен еще и тем, что там «тусовались» жрицы продажной любви.
Популярные среди горожан места для встреч и прогулок именуются на карте Рязани Верхним и Нижним садом. Одни этого не знают, другие, пусть и знают, никогда этим не пользуются. В народном сознании «сады» давно уже живут как Пьяный и Наташин парки, и традицию эту не выжечь каленым железом.
www.ryazan.kp.ru
Рязань, как говорится, это не только Кремль, но и окрестности )))
Есть в Рязани свой «Чудный городок — так раньше называли выстоавку достижений народного хозяйства по типу ВДНХ в Москве. Увы, сейчас она представляет из себя жалкое зрелще.
Но начну со Старицы. Как ни жаль, но все приходит к концу. Пора уезжать.
Въезд в санаторий. Кстати видна большая автомобильная стоянка.
Поселок Солотча, о нем я уже подробно писал.
Поселок Солотча Рязанской области
Ленин который идет в женский монастырь.
Приехали. Автовокзалов в Рязани несколько.
Рядом с автовокзалом раскинулся рынок.
Это именно так как на верхнем фото. Стоит отойти от центра буквально на 1 км, как начинается примерно такое…
Это рязанское ВДНХ — выставка, ставшая торговым городком и потихоньку превратившееся в нечто непотребное. Давно пора реставрировать. Это все сталинское наследие. Автором проекта стал архитектор Е. Г. Ларинский, ему помогали В. А. Воронцов, И. П. Антипов и И. Н. Чистосердова.
Это место немного напоминает московский ВДНХ в миниатюре. такой она была после открытия.
27 октября 1955 года газета «Приокская правда» объявила об открытии выставки: «На улицах и площадях Рязани алые полотнища, кумачовые флаги. Афиши извещают о том, что сегодня на Советской (ныне Соборная) площади состоится народное гуляние. В Рязани большое торжество. Сегодня начинает свою работу областная сельскохозяйственная, промышленная и строительная выставка».
Выставка заняла территорию в 9,6 га. Было сооружено 22 павильона, 2 образцовых животноводческих помещения, бассейн, ресторан, пожарное депо, множество торговых киосков. Общая площадь зданий превышала 4 800 кв. м, общая площадь асфальтового покрытия достигала 12 000 кв. м.
Буквально всего через неделю после открытия выставки, 4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров об устранении архитектурных излишеств. Немного замешкались бы и такого шедевра Рязань бы не получила.
В марте 1959 г. было принято постановление обкома КПСС об использовании помещений выставки «для улучшения обслуживания в сфере торговли и общественного питания». Рязанская ВДНХ практически прекратила свое существование и превратилась в Торговый городок. В павильонах выставки открылись специализированные магазины одежды, обуви, парфюмерии, книг, хозтоваров, строительных материалов – всего 19 магазинов.
В 1961-1962 годах выставочные павильоны использовались даже под летний детский лагерь. Но затем дома выставку обступили плотно и дети поехали в другие лагеря.
Увы, но Рязань не ценит сталинское наследие. Сейчас вокруг понастроили каких-то непонятных ларьков, шавермных, павильон перестроили в автовокзал. На стенах надписи, позорище просто…
И провода рязанские добивают. Но спрятать их пока даже у Рязани денег нет.
Монастырь привести в порядок у государства деньги есть, хоть от государства у нас вроде как отделены они, а вот на ВДНХ не хватает.
Раньше местных называли «Рязань косопузая».
Происхождение этого погоняла идет от плотницкого промысла рязанских мужиков. Плотниками эта местность славилась на всю Россию. Они затыкали себе топор за пояс, и он перевешивал кушак на одну сторону. Отсюда и шло прозвище косопузые…
В старой Рязани (бывшие окраины) еще встречается много деревянных домиков.
Домики колоритные… в некоторых местах говорят даже сохранились столбы для привязывания лошадей.
От этого места до Кремля — 10 минут пешком.
Кто пойдет в Шаурму, когда рядом «Шаурма хаус»?
То же сипатичное здание. А еще говорт Сбербанк жирует — нагло врут… ))
Модная сантехника — находка для гурмана!
Центральный автовокзал.
Как выяснилось, ехать к Еснину на его малую Родину не так просто как кажется… ну да Бог с ней…
Двутрешка )))))) Думаете семья — это доверие?! Нет. В Рязани семья — это значит присматривать друг за другом )))
Рязанский вокзал «Рязать 2».
Пора идти в кафе, скоро уже в С-Петербург…
Хотел в Рязани посмотреть футбол. Сложно найти такое место. В кафешках 200 руб в месяц за «Матч Премьер» платить никто не хочет. Пришлось на мобильнике смотреть ))
На этом о Рязани почти всё, пора в Питер а потом в Казань)))
pantv.livejournal.com
архангелогородцы – трескоеды, моржееды, шанёжники
астраханцы – чилимники, икорники
барнаульцы – чернотропы
белозёрцы – белозёрские снетки
белозёрцы, осташи, псковичи – ершееды
борисоглебцы – кислогнёздые (тамбовск.)
брянцы – куролесы
вельчане (г. Вельск) – смолокуры
владимирцы – каменщики, клюковники, стерлядники
вологжане – телятники, телята (архангельск.), толоконники, заспихи
воронежцы – долгопузики (астраханск.)
вятчане – слепороды, свистоплясы, колдЫки, хлыновские бояре, толоконники, Вани
галичане – галки набатные, овчинники
даниловцы – кошкодавы
ельчане (г. Елец) – сычужники
калужане, туляки – щегольники (щагольники)
каргопольцы – шипуны, жганая (жжёная) оглобля , чудь белоглазая, сыроеды, толоконники
кинешемцы и решемцы – суконники
кирилловцы – кашехлёбы
ковровцы – офени, коробейники, картавые (за офенский язык)
коломенцы – чернонёбые
костромичи – голодраные, острокопытники, тамойки
красноярцы – сомятники
кунгуряки – пиканники
кыштымцы (г. Кыштым) – гамаюны
мезенцы – сажееды
можайцы – поросятники
муромляне (муромцы) – святогоны, вертячие бобы, рогатые орехи, калачники
никольцы (г. Никольск) – векшееды
новгородцы – гущееды, долбёжники
няндомцы (г. Няндома) – мамоны
одоевцы – адуи
онежане – прохорята, Прохоровы дети
орловцы – безменщики, проломанные головы
осташи – сапожники, золотошвеи, волчьи объедки
пензяки, тамбовчане – толстопятые
переяславцы (заозёрцы) — обручники (полтавск.)
пермяки – солёные уши
пинежане, мезенцы – икотники
псковичи – скобари, капустники
псковичи, белорусы – мякинники
путивляне – горюны
роменцы – табачники (полтавск.)
ростовцы (ростовчане) – вислоухие, лапшееды, огородники, птичники, каплунники, каплуны
рязанцы – кособрюхие, косопузые, синебрюхие, синепузые
самарцы, саратовцы – горчичники
семёновцы (г. Семёнов Нижегор.) – заволжская кокура, баклушники, ложкари, ложка бурлацкая
сергачи, лукояновцы, ардатовцы (Нижегор.) – запьянские (затешские) неряхи, запьянщина, гречишные апятки
симбирцы – гробокрады, качанники
слобожане (г. Слободской) – жидокопы
смоляне – крупенники, мезговники (мезга – сосновая облонь, которую мешают в хлеб)
солигаличане – известняки, бревенники
суздальцы, владимирцы – богомазы
суздальцы – сальники
сызранцы – ухорезы
тамбовчане (тамбовцы) – молокане, волки
тверичи (тверитяне) – ряпушники
темниковцы – совятники
торопчане – табатеры
тотьмичи – кочанники, чулочницы
туляки – птицеловы
уржумцы (Киров.) – свиносады
устюжане (г. Великий Устюг) – рожечники, табачники, красноязыкие, черносеребреники, мазы, кулаки
хвалынцы – головорезы
холмогорцы – заугольники
чердынцы – щепоеды, сухомятники, колдуны, чёртовые знахари
черниговцы – каганцы
юрьевцы – китаешники
ялуторовцы – кошатники
ярославцы – чистоплюи, чистяки, красавцы, белотельцы, песенники, запевалы
upd:
сургутчане — снохачи ( из-за «вольных» нравов в среде сургутских городовых казаков)
тоболяки — квАсники (пожар квасом заливают, во время пожара 1677 г. из-за недостка воды заливали в нагорной части церковь Николы Чудотворца и городовую башню, позже названную Квасной)
супринцы (Тоб.уезд) — растяги ( из-за протяжного говора)
парамоновцы (Тоб.уезд) — сундуки (скопидомы, жадные, зажиточные)
карагайцы (Тоб. уезд) (еще — пиздюки карагйские) — пиздюки (от татарского имени Пистук)
upd2:
арзамасцы — лукоеды, гусятники (из за занятия огородничеством, птицеводством)
вятские — долгополы, фараоны (традиционная одежда — очень длинная рубаха, ниже колен (пока не женишься — штанов не купят),
пошехонцы — слепороды
upd3:
Смоляне — рожкИ
обыватели г. Меленки (Владимирская область) — богомазы, лАры
муромляне, муромцы — прозвище в соседних областях Владимирской области — куркули, жидовьЁ (из-за активного занятия тороговлей)
sibir79.livejournal.com
Прямоугольник русского языкового и этнического пространства постепенно менял свои очертания, но его центр до последнего времени оставался на старом месте, на Русской равнине, в вятическо-рязанской земле.
Еще свежи в памяти и «Рязань косопузая», и «баба рязанская», и «Француз, говоришь. А почему же у тебя такая рязанская морда?!» К.Симонов («Парень из нашего города»).
Еще сто лет назад ни у кого не вызывало сомнения, что область на стыке рязанской, тамбовской и пензенской губерний является областью древнего великоросса (см., например, Чепурковский. Область древнего населения Великороссии. Росс. Антр. Журн. 1916г.). Причем в 1902 году, в работах Краснова был выявлен даже вполне определенный антропологический тип, отчетливо характерный именно для этого района (Краснов. Материалы для анроп. русск. народа. Рос. Антр. Журн. 1902 г).
Я родился в Рязани, но первые годы жил (и научился говорить, оставив на всю жизнь фрикативное «Г», смягчение согласных и небольшое «я-кание») в глухой рязанской деревне (точнее даже хуторе) с характерным названием «Кукушка» как раз на стыке Рязанской, Тамбовской и Пензенской областей. Не ищите эту деревню на карте — ее давно больше нет, и даже подлое название «урочище» давно с этих карт исчезло. А недавно исчезло с карт и когда-то большое село в 50 км от этой деревни, своим названием давшее мою фамилию уже по отцу.
Собственно, десятки таких деревень пропали еще в 20-х годах прошлого века, когда после разгрома тамбовского крестьянского восстания их потопили в крови (а Щацкий и Елатомский районы нынешней Рязанской области тогда были уездами Тамбовской губернии) .
Некоторые деревни просто уничтожили вместе со всеми жителями, на месте других спешно создали коммуны (это было еще до коллективизации). Коммуны представляли собой большие сараи-общаги со скотным двором и силосной башней. У крестьян отбирали всё, включая одежду, посуду и личные вещи — питаться было положено только в общей столовой, и даже валенки с полушубками выдавали только при выходе на улицу. Некогда богатейшие хозяйства на пышных черноземах с источниками воды в шаговой доступности (нигде в мире нет таких благоприятных условий для земледелия, чтобы одновременно и плодородные почвы с метровыми черноземами, и вода для полива находились в таком тесном соседстве) пришли в полный упадок и коммуны вскоре были расформированы. Упоминания об этих коммунах можно найти по названиям на старых картах — это будет что-то типа «урочище Ростки коммунизма».
Кто-то из крестьян еще тогда уехал из этих мест в города, чтобы не подохнуть с голоду, а кто-то сводил концы с концами под жесткой властью тех, кто совсем недавно ходил у них в работниках, чтобы потом уехали их дети, постаравшись забыть эту жизнь как страшный сон.
Мой дед был раскулачен и сослан (с трудом удалось скрыть участие в восстании и он остался жив — про тех, кому не удалось оправдаться, бабушка рассказывала совершенные ужасные истории). Правда прожил он после возвращения из ссылки совсем недолго (я его уже не застал), но дом, сад и огороды все-таки восстановить успел и до 70-х годов там еще жили остатки нашей когда-то очень многочисленной семьи.
Когда я был маленьким, то не очень хорошо понимал, почему к каким-то деревням и селам мои родные относились отчужденно. Ну не сказать чтобы враждебно, но с некоторой отстраненностью. Типа они были какими-то другими. Ну не врагами, а какими-то «инопланетянами», с которыми «наши» близко не дружили и общих семей не заводили. Моя властная бабушка (когда-то довольно зажиточная крестьянка, которая в конце жизни любила причитать, что так хорошо, как до революции она никогда не жила, хотя остаток жизни она проводила в благоустроенной квартире в Рязани) относилась к этим «инопланетянам» с откровенным презрением, и постоянно ворчала, что-то типа «кто работал — кто говнял, а хозяин всех сравнял…». На мои расспросы потаясь рассказывала мне всякие истории о прошлом (она так до конца жизни и не избавилась от страха, хотя виду и не показывала), что когда приказчик от помещика забирал лучших работников (на работу к помещику все стремились попасть, так как он платил живыми деньгами, а не урожаем, как «кулаки»), им приходилось нанимать этих «инопланетян», но у них никакой склонности к сельскому хозяйству не было — работали спустя рукава. Впрочем, работников у них было немного, так как с парой-тройкой лошадей, несколькими коровами, несколькими десятками овец, несколькими свиньями, садами, огородами и небольшим полем они в основном управлялись своей семьей.
А еще она предупреждала, чтобы я не дай бог ничего лишнего этим «инопланетянам» случайно не сболтнул, так как они могут легко «продать» начальству, как сдавали когда-то восставших и тех кто им помогал. Впрочем и власть после революции состояла в основном из них, так как они всегда были довольно бедными и «толерантными» к любым «начальникам».
А нам приходилось нарушать много законов и правил — воровать сено на зиму для коровы по оврагам, таскать опавшие сучья из леса и пр. Слава богу что уже не приходилось собирать колоски на полях, так как мама рассказывала, что за это в её детстве детишек очень сильно били объездчики.
Недавно я был в тех местах, но с трудом нашел остатки родной деревни по кладбищу. На ее месте кроме крестов уже ничего не напоминает о том, что там когда-то жили люди. Плодовые деревья огромных садов давно были выкорчеваны, или засохли и сгнили, нигде ни одной железки или обломка кирпича, лишь степная трава по грудь и старые липы, посаженные еще моим дедом…
Я как-то не помню, чтобы мы тогда говорили о национальностях, но просто знали что мы русские, а они — не русские. Ну там типа обычаи у них другие, выглядят они немного иначе (веки, например, у них верхние не выражены), да и язык у них какой-то свой имеется (правда не все они его знают), хотя по-русски они понимают, но только говорят как-то необычно. Ничего особенного, но просто общаться надо с ними поменьше и все дела. Впрочем, вроде как и не особенно много их было в наших краях, в основном-то они обитали где-то за речками — Мокшей и Цной и у них там даже была своя страна.
И я бы, наверное, забыл бы об этом, если бы внезапно в последние годы не стал с удивлением узнавать, что крестьянское восстание, в котором погибли мои предки, было на «землях обрусевших потомков финских племен» (орфография источника сохранена ), да и сами мои предки и я являемся обрусевшей/крещенной мордвой-мокшей. (http://merjamaa.ru/news/zelenye_oni_ne_tolko_za_ehkologiju_oni_eshhe_i_protiv_sovetskoj_vlasti/2011-12-28-440).
Не, ну я в общем-то не против мордовского соседства и мордовских топонимов, но не до такой же степени?
Ведь если обратиться к историческим источникам, то, например Герберштейн в первой половине XVI века явно указывает на места обитания мордвы и характеризовал это племя так: «К востоку и югу от реки Мокши, говорит он, лежат огромные леса, в которых обитает мордва, народ говорящий особенным языком. Они отчасти идолопоклонники, отчасти магометане; живут разбросанными селениями, обрабатывают поля; питаются мясом диких животных и медом; богаты дорогими мехами; народ суровый, храбро отбивающий от себя татарских хищников; почти все пешие, вооружены длинными луками и превосходные стрелки». Если сравним с этим источником описание мордовского быта практически в наше время, то в главных чертах мы находим большое сходство; отсюда имеем право заключить, что со времени появления славян (по крайней мере с IX века по XVI) этот быт изменился очень мало. С чего бы мордве так деградировать, если, например, до сих пор она отличается свойственною дикарям неразборчивостью в выборе пищи; только в недавнее время она оставила привычку пожирать самых нечистых животных; а мясо медведей, волков, ежей, белок, вьюнов и ястребов еще не вышло из употребления. Помню, например, как в наших деревнях отдавали им забитых лошадей, так как русские почему-то конину в пищу не употребляли.
Да, угро-финны прекрасно жили в глуши первобытных лесов, на берегу рек и бесконечных болот; охота и, вероятно, пчеловодство служили им главным источником существования, ну а земледелию очевидно не благоприятствовали лесистая природа и скупая, песчано-глинистая почва традиционных мест их обитания. И с какой стати поперлись бы они в степные и лесостепные земли окского правобережья рязанского княжества?
Взятие мордвой Рязани
Однако мордовская экспансия задним числом продолжает распространяться на русскую историю. Сегодня чуть ли не очевидным считается, что название города «Рязань» на самом деле надо произносить «Эрзянь», и произошло оно от одного из мордовских племен — «эрзя», и что вообще-то Великое Княжество Рязанское — это на самом деле Древнее Княжество Эрзянское (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B7%D1%8F%D0%BD%D0%B5#cite_note-5).
Я попробовал поискать какие-то альтернативные толкования, но весь интернет забит именно такой информацией, и даже рязанский сайт об истории Рязани называется теперь «Эрзя» (http://erzya.ru).
Я только одного не понимаю — зачем и кому нужно это повальное омордовливание?
Опа, Викепедию еще не совсем омордовили, и на ссылке о Рязани еще сохраняются другие версии названия, а на «Эрзянь» даже сказано, что «также широко известно и популярно толкование от эрз. Эрзань «эрзянский», что впрочем сомнительно как в формальном (фонетическом), так и в реальном отношении»!
Ладно, давайте разбираться откуда вообще пошла такая версия. Везде в поисковиках на эту версию вылезает примерно одна и та же фраза «Во второй половине XIX в. Н.В. Любомудровым (1874) была высказана версия, согласно которой топоним Рязань возник из наименования одного из мордовских племен — эрзя».
Ищем, кто такой этот самый Н.В. Любомудров?
Находим, «Любомудров Николай Васильевич (около 1830 — 1880) — педагог, краевед, автор статей о древностях Рязанской губернии, преподавал в учебных заведениях Санкт-Петербурга, в 1868-1869 годах — в Рязанском духовном училище». Отлично, питерский педагог-краевед выдвинул очередную версию топонима, никто не против — имеет право. Но почему теперь пользуются только ЭТОЙ версией, когда есть еще десятки других, в том числе и варяжского, тмутараканского, придунайских, западно-, южно-, восточнославянских и прочих происхождений? Почему победила мордовская, да еще и от далекой эрзи, хотя если и было там поблизости от Рязани что-то мордовское, то только мещера? А мещерский (мокшанский) и эрзянский языки вроде как очень сильно отличаются (они друг друга даже не понимают).
Посмотрим что говорили на эту тему другие ученые:
Да, один из современников Любомудрова присоединился к этой же точка зрения — Д.Ф. Щеглов (1876) считал, что под названием Артания (так обозначалось в древних арабских источниках одно из племен русов) скрывается финно-угорское племя и имя Рязань восходит к этому этнониму.
Опа! Примерно такая же версия со ссылкой на арабов выдвинута и на рязанском сайте «Эрзя», только уже без названия автора, типа как само собой разумеющееся. Только там уже не стали упоминать непонятную Артанию и сочли что арабы говорили просто «эрза», «арза» или «эрзань» и добавили, что «очевидно, под этими именами у арабов и были известны мордовские племена» (http://erzya.ru/history/beginning_history/14-the-name-of-ryazan.html).
Чтож, отличный ход. От предполагаемого к очевидному. Там еще не забыли добавить, что и название реки Ока — это «производное от чудского «йок» или «йокки», что означает «река», «вода»». Хотя тут уже добавили «вроде», и это правильно, так как у этого гидронима есть еще и версия о балтском происхождении, причем от более близкого по звучанию слова «ака» (Трубачев О.Н. В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси, 3-е изд., доп. — М: Наука, 2005). Кстати у Трубачева явно указывается, что толкование названия города Рязань от мордовского Эрзянь сомнительно как в формальном отношении (М. Фасмер, 1966г), так и в реальном, и вообще ему кажется что это придумано СПЕЦИАЛЬНО (он скромно выражается термином «ad hoc»)!
Трубачев, кстати, выдвигает очень интересные версии названия города Рязань, но сейчас мы не об этом. Пойдем дальше по мордовской версии. Находим что уже в XX веке А.А. Шахматов (1919) поддержал направление поисков Любомудрова и Д.Ф.Щеглова, считая возможным такой ход последовательных изменений: Артания -Эрдзянь — Рязань. Но эту гипотезу проверял А.Л. Монгайт (1947) и в результате больших раскопок в Старой Рязани пришел к выводу, что данное предположение не находит никаких археологических доказательств. Специально отметим, что Александр Львович Монгайт в течении многих лет проводил раскопки в Старой Рязани, но ни в каком городище никаких мордовских поселений он не находил, как уверяют некоторые источники мордовской версии происхождения Рязани. И уж такому исследователю наверное можно было бы поверить, тем более что он никогда не страдал славянофильскими интерпретациями, а напротив, неоднократно подвергался гонениям в советское время за критику славянофилов.
Так, например, в начале 1960-х гг. против Монгайта была организована компания академиком Рыбаковым за то что Монгайт назвал концепцию Рыбакова «славянским фашизмом», однако многие археологи выступили в поддержку профессора Монгайта.
Наступление по всем фронтам
Когда я смотрел недавно фильм Андрея Смирнова «Жила была одна баба» (про жизнь тамбовских крестьян на рубеже веков), то меня помимо прочего резанул эпизод с мордовским нарядом на свадьбе у героини. Я специально уточнял у Смирнова об этом наряде у русской бабы и он утверждал странное, что мол «Художник по костюмам нашла бабку, которая сделала для картины свадебный костюм невесты – мордовский наряд (в Тамбовской губернии очень сильны мордовские традиции)» (http://www.ng.ru/cinematograph/2011-08-16/6_baba.html). Тогда я еще сокрушался о том, что неужели родную тамбовщину так извели, что не нашлось ни одной русской бабки. Но после того, как я прочитал вот это (http://merjanin.livejournal.com/91497.html#comments), то понял, что тут все как-то серьезней, оказывается фильм-то, про мордовских крестьян 🙁
Да, господин Смирнов, у крестьян Тамбовской губернии очень сильны «традиции» мордовских лагерей, но мы, рязанцы, все-таки вятичи, а не мордва, вот «когда из нас никого в живых не останется, тогда все возьмёте», как говорил рязанский князь Юрий послам хана Батыя в декабре 1237 года.
kocce.livejournal.com